Уаз 469 военные мосты. Словарь автомобилиста: «УАЗ с консервации

Уаз 469 военные мосты. Словарь автомобилиста: «УАЗ с консервации

08.03.2020

Наверняка в продаже вы встречали автомобили УАЗ, где автовладельцы с гордостью говорили про военные мосты, делая наценку в несколько тысяч рублей. Эта тема обсуждалась не раз. Одни говорят, что такие автомобили достойны внимания, другие же, напротив, предпочитают ездить на гражданских мостах. Что собой они представляют и каковы их отличия? Попробуем разобраться.

Разновидности

На автомобилях производства УАЗ используется два типа механизмов - с одноступенчатой главной, а также с бортовой передачей. Первый (УАЗ) военный устанавливается на автомобили вагонной компоновки, второй - на грузопассажирскую модель 3151 (проще говоря, «Бобик»). Ведущие механизмы имеют П-образную конструкцию и устанавливаются вместе с карданными валами. Однако монтаж таких элементов на автомобили вагонной компоновки (типа «головастика») требует значительных технических доработок. Это касается конструкции подвески, тяги сошки, мостов. Также для полноценной работы необходим укороченный на сантиметр карданный вал.

Что касается элементов с бортовой передачей, они имеют отличия в средней части, а именно - меньший дифференциал военного моста. УАЗ с таким механизмом также отличается другим способом установки шестерни главной передачи. Отличий тут немного. Он всего лишь монтируется на роликовые конические подшипники. УАЗ, военный мост которого считается более выносливым, имеет более сложную конструкцию по сравнению с гражданским аналогом. Между ведущей шестерней и кольцом большого подшипника есть регулировочное кольцо, а также распорная втулка и прокладки. Подшипники ведущих шестерен зажимаются гайкой крепления фланцев.

Устройство

Где расположены бортовые передачи? На автомобилях УАЗ-469, военные мосты которого находятся сзади, сама передача расположена в картерах, где на наружные части кожухов полуосей напрессованы горловины. Ведущие шестерни монтируются на шлицевом конце полуоси, между роликовым и шариковым подшипником. Последний крепится при помощи стопорного кольца в картере. Между шариковым подшипником и картером бортовой передачи имеется специальный маслоотражатель. Роликовый механизм закреплен в корпусе на двух болтах. Внутреннее кольцо подшипника крепится на полуоси при помощи стопорного кольца. Ведомая шестерня крепится к фланцу бортовой передачи. На втулку и подшипник опирается ведомый вал. Кстати, последний имеет левую резьбу. Ведомые валы задней бортовой передачи соединяются со ступицей колес при помощи шлицевых фланцев.

Картер передачи отливается вместе с корпусом поворотной цапфы. Ведущая шестерня монтируется на шлице ведомого кулачка между роликовыми и шариковыми подшипниками (воспринимают осевые нагрузки шарнира).

Особенности

На такие автомобили, как УАЗ «Буханка», «Фермер», а также длинные модификации модели 3151, устанавливаются гражданские мосты (в простонародье «колхозные»). Однако на некоторые «бобики» монтируются военные аналоги. Это новые модели с индексом 316, 3159 и модификация «Барс», которая отличается увеличенной колеей. Но вследствие такого решения мосты (УАЗ) военные здесь не простые - они удлиненные, редукторные, с модифицированным «чулком».

В чем отличие военных?

В первую очередь такой мост отличается от гражданского наличием бортовых редукторов. Благодаря этому клиренс автомобиля увеличивается на 8 сантиметров (то есть редуктор расположен выше стандартного). Главная пара отличается меньшим количеством зубьев, но при этом они большего размера. Такая конструкция существенно повышает надежность. Передаточное число тоже разное. У военных мостов оно составляет 5,38. Что это значит?

Машина становится более тяговитой на подьемы, способна легко таскать на себе (или за собой - на прицепе) тяжелые грузы. Однако данный механизм не рассчитан на скорость. Так называемые «колхозные» мосты - более скоростные, нежели их военные аналоги. Ну и, конечно же, отличия касаются карданного вала. Если это мосты (УАЗ) военные, длина данного элемента у них на 1 сантиметр короче. Поэтому при замене или ремонте вала необходимо уточнять мост, под который он рассчитан. Рекомендуемый размер колес - 215 на 90 диаметром 15 дюймов.

Преимущества

Итак, первый плюс - это дорожный просвет. Он, в отличие от гражданских моделей, составляет 30 сантиметров. «Колхозные» УАЗики имеют клиренс в 22 сантиметра. Второй плюс - увеличенный крутящий момент. Это огромный плюс, если вы собираетесь перевозить крупные грузы или таскать за собой прицеп. Благодаря большому размеру зубьев они не стираются так часто, как на гражданских (касается главной пары).

Также мосты (УАЗ) военные отличаются более равномерным распределением нагрузки между бортовой и главной передачей. Ну и последнее, чем может похвастаться обладатель таких мостов, так это наличием дифференциала повышенного трения. Познается это при езде на бездорожье (собственно, для него УАЗ и предназначался). Если машина застряла в грязи лишь одной стороной, у вас не будет пробуксовки, как на гражданских мостах (левое колесо двигается, а правое - нет).

В чем эти мосты проигрывают?

Сейчас мы перечислим недостатки данного механизма, из-за которых и возникают споры между «уазоводами». Первый недостаток - это увеличенная масса. Гражданские мосты - более легкие, а потому и расход топлива меньше.

Также в их конструкции меньше сложных деталей, поэтому «колхозник» более ремонтопригоден. Да и запчасти на «вояку» найти труднее (тот же редуктор военного моста). УАЗ с гражданским мостом более комфортный в езде и скоростной. Также из-за применения в военных аналогах прямозубых передач работа такой конструкции более шумная. Также на гражданские можно установить пружинную подвеску и дисковые тормоза. На военные мосты (УАЗ-469 в том числе) поставить все это невозможно. Как ни странно, но в обслуживании более неприхотливые именно гражданские механизмы. Взять хотя бы масло - у военных мостов количество точек смазки гораздо больше.

Отзывы

Некоторые автомобилисты в ответ на утверждение «военные мосты лучше гражданских» соглашаются лишь на 50 процентов. Что касается увеличенного клиренса, то эти сантиметры не дают большого преимущества. Те, кому нужно, лифтуют подвеску и устанавливают более «злые» колеса. В результате дорожный просвет можно увеличить в 1,5-2 раза - все зависит от желания и умений автовладельца. Также водители жалуются на повышенный шум. Все-таки армейские мосты дают о себе знать, даже если машина используется для гражданских целей. И порой, чтобы доехать до места назначения (охота или рыбалка), приходится несколько часов слушать эту «мелодию». Особенно это заметно на асфальтовом покрытии. Для многих важен расход и динамика - с военными мостами вы можете просто забыть об этих двух факторах. Отзывы автовладельцев говорят, что машина с трудом набирает скорость больше 60 километров в час, при этом расход топлива увеличивается на 10-15 процентов. Что касается обслуживания, отзывы отмечают проблему утечки масла. Она начинается у бортовых редукторов. Поэтому совет для тех, кто собирается брать УАЗик: сразу производите замену масла. Об этой, казалось бы, простой операции, никто никогда не задумывался. Люди покупают эту машину и даже не задумываются о том, что периодически нужно менять масло в моторе и КПП, не говоря уже о мостах. Конечно, это и ее очень трудно «убить», но если кататься 10 лет на одном масле в редукторе, машина вряд ли вам скажет спасибо. Что касается проходимости, отзывы отмечают особую конструкцию военных мостов. Они выполнены в форме лыжи. Поэтому, чтобы застрять на военных мостах, нужно хорошо постараться. Да и по ресурсу они более выносливые, за счет применения других зубьев.

Также отзывы отмечают отсутствие блокировок. Нельзя поставить Военные мосты их «не переваривают». Но, наряду с этим, имеется возможность установки колес более 30 дюймов. Если используются гражданские мосты, приходится усиливать полуоси и главную пару.

О проблеме расхода и не только глазами автовладельцев

Касаемо шума: судя по отзывам, это весьма субъективное мнение. Кто-то ругает военные мосты за шумность, а для кого-то это не имеет значения - «как шумели раньше, так и сейчас». Относительно расхода топлива - при правильно отрегулированной системе впуска такой УАЗик будет потреблять максимум на 1,5 литра больше своего гражданского собрата. Кроме этого, некоторые автовладельцы отмечают отсутствие запчастей, так как военные мосты не производят уже несколько десятков лет. Если и удастся что-то найти, то только на разборке, и не факт, что найденное будет в хорошем состоянии. С другой стороны, мост - это не «расходник», как фильтр, резина и масло. И покупать шестерни и другие запчасти к нему приходится далеко не каждый день.

Внедорожная стихия

Если у вас в приоритете оффоруд, однозначно лучше ставить военный мост.

Но если вы часто ездите по нормальному асфальтированному покрытию, для таких целей однозначно выбирают гражданские. Ведь не зря на все милицейские «бобики» ставят «колхозные» мосты. В городской черте в приоритете комфорт и динамика.

Заключение

Таким образом, определяется дальнейшим назначением машины - будет она ездить просто на охоту и рыбалку либо подготавливаться для полноценного оффроуда. Но стоит отметить, что даже гражданский УАЗик на «стоковой» резине способен пробраться и сквозь брод. Но на повседневной использовать эту возможность не стоит: даже на гражданских мостах чувствуются "военные отголоски" - рамная конструкция, жесткая рессорная подвеска.

Итак, мы выяснили, как устроены мосты (УАЗ) военные, в чем их преимущества и недостатки по сравнению с гражданскими. Как видите, нужно изначально знать, для каких целей он будет использоваться.

За все годы производства ему пришлось сменить несколько имен: УАЗ-469, УАЗ-3151, UAZ-Hunter... А уж сколько модификаций и спецверсий было создано за все эти годы! Вместе с тем, суть этой машины никогда не менялась - именно таким, каким его знаем мы, знали его наши отцы и даже деды... И тем интереснее будет взглянуть на некоторые малоизвестные факты биографии легендарного УАЗика.

Как всё начиналось

Начало отсчета истории этой машины в разных источниках называется разное - можно ведь считать и со старта производства, и с госприемки, и с окончания испытаний или проектирования... Рискнем утверждать, что история - именно история создания - этой машины начинается в далеком 1956 году, хотя тот автомобиль, который начали проектировать тогда на УАЗе, не имел с финальным продуктом даже отдаленного сходства.

Начало легендарному УАЗу положил... автомобиль-амфибия. В 1956 году на Ульяновский автозавод, выпускавший тогда ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, поступил заказ от Министерства обороны - разработать плавающий джип. Такие армейские машины в те годы в мире были "трендом", а оглядывались советские военные в первую очередь на главного стратегического противника - США.

УАЗ 460

Новый советский джип, кроме свойства плавучести, должен был иметь клиренс в 400 мм, чтобы проходить по танковой колее, а также полностью независимую подвеску и грузоподъемность, рассчитанную на 7 пассажиров или 800 кг.

На тот момент отдел главного конструктора (ОГК) на УАЗе был загружен разработкой семейства УАЗ-450 и его последователя УАЗ-452, . Тем не менее работа по новому армейскому джипу закипела, но вскоре требования военных дополнились: на внедорожник необходимо установить безоткатное орудие - такое вооружение начали ставить на свою легкую технику американцы. И не беда, что в США таким образом вооружали сухопутные джипы (надо же "догнать и перегнать"), а уже отчасти спроектированная советская амфибия имеет заднемоторную компоновку, и при установке орудия пороховые газы били бы прямо в моторный отсек.

УАЗ 471

Для инженерного штата УАЗа это, по сути, означало начать все работы сначала, перенеся силовой агрегат вперед. Удивительно, но именно это обстоятельство помогло появиться тому легендарному УАЗику, который мы знаем сейчас. Тем более что вслед на сменой компоновки на переднемоторную произошло следующее: Минобороны сняло требование о плавучести машины, переведя УАЗ на тематику сухопутных машин для армии, да и вопрос с безоткатным орудием исчез из требований техзадания.

Тем не менее остались требования по независимой подвеске и клиренсу в 400 мм, возможности перевозки до 7 человек или 800 кг груза. Причем кузов автомобиля должен быть унифицированным для перевозки грузов и людей, в то время как у предыдущего армейского джипа было две модификации - трехдверный грузовой ГАЗ-69 и пятидверный пассажирский ГАЗ-69А. А что же с дорожным просветом? Нетривиальная способность нового джипа ходить по танковой колее заставляла разработчиков искать абсолютно нестандартные решения.

УАЗ 469

Легендарные "военные" мосты

Отталкивались, впрочем, от уже наработанного. В 1960 году собрали два прототипа - один из них обозначался УАЗ-460 и имел ходовую часть от "Буханки" УАЗ-450 с зависимой подвеской. Второй, именуемый УАЗ-470, имел уже независимую торсионную подвеску, унаследованную от разрабатываемой ранее амфибии.

УАЗ 469Б

Первый вариант военных не устраивал - требуемое значение клиренса таким образом не достигалось, и по ТТХ такая машина была по большей части повторением ГАЗ-69. Заказчик настаивал на втором варианте, с независимой торсионной подвеской (поперечные рычаги плюс продольные торсионы) и колесными редукторами - эта машина показывала на бездорожье поистине беспрецедентные результаты.

УАЗ 469

Однако и тут выявились чувствительные минусы. Во-первых, заявленный клиренс машина обеспечивала только в незагруженном состоянии, а при взятом на борт грузе кузов сильно просаживался. Во-вторых, под независимую подвеску, а значит, и новую трансмиссию, требовалось отдельное производство, в которое заказчик вкладываться не собирался. И в-третьих, исследование зарубежных аналогов выявило другие несовершенства конструкции: разработчики американского Ford M151 не смогли добиться нужного баланса, а на восточно-германском Sachsenring P3, полученном из знаменитого Horch, во время сравнительных тестов передняя подвеска с левой стороны была полностью разрушена после контакта с обрезком трубы, просто лежащим на земле.

УАЗ 469

Так как же добиться "неубиваемости" и дешевизны, свойственных армейскому джипу, при сохранении высокого дорожного просвета? Было решено сделать шаг назад, применив зависимую мостовую схему подвески, оставив в конструкции келесные редукторы. То есть пожертвовать плавностью хода, но выдать высокую цифру по клиренсу. Но и тут обнаружились подводные камни: расчеты показали, что ездить такой автомобиль просто не сможет.

УАЗ 469Б для "Скорой помощи"

Редукторы внешнего зацепления, общепринятые на тот момент, позволяли сократить размер картера главной передачи (ГП) на 100 мм, ведь функция повышения крутящего момента теперь отчасти передана колесным редукторам, и дать прибавку по просвету еще на 100 мм за счет межцентрового расстояния шестерен в самих редукторах.

Получаются как раз те самые 400 мм от дороги до картера ГП, даже с небольшим запасом, но... изгибающий момент в таком случае будет попросту вырывать массивные П-образные мосты с мест крепления. И это только полбеды: сам автомобиль будет иметь слишком высокий центр тяжести и, соответственно, склонность к опрокидыванию. Выяснилось, что больше 320 мм автомобилю с заданными габаритами иметь никак нельзя.

УАЗ 469Б

Чтобы уложить подвеску в эти значения (а другого варианта уже не оставалось), было найдено остроумное решение: в колесных редукторах перейти от внешнего зацепления к более компактному внутреннему, когда одна шестерня располагается внутри другой и межцентровое расстояние составляет таким образом всего 60 мм вместо 100 мм. Да, клиренс получается всего 320 мм, но такая машина будет устойчивой и надежной. В итоге Минобороны одобрило именно такой вариант, и будущее показало, что компромисс был совершенно верным.

УАЗ 469Б

Окончательно схема подвески была утверждена 1 ноября 1960 года, а в 1961 году был собран первый образец внедорожника, получившего название УАЗ-469. Машина унаследовала элементную базу от второй итерации "Буханки" УАЗ-452: раму, верхнеклапанный 75-сильный мотор, ставившийся также на новую "Волгу" ГАЗ-21, и 4-ступенчатую КПП. Передний привод был спроектирован отключаемым, раздаточная коробка-демультипликатор находилась в одном корпусе с КПП, что выгодно отличало новый джип от ГАЗ-69, где карданная передача между узлами создавала большую часть шумов и вибраций. Дополняли идеологию шасси новые мосты с редукторами внутреннего зацепления. Те самые!

Интересно, что параллельно с этим был собран другой, хотя и внешне очень похожий прототип, УАЗ-471, который имел несущий кузов (!), независимую подвеску без колесных редукторов и перспективный 4-цилиндровый V-образный мотор. Двигатель был одобрен, но в серию не пошел, а в целом окончательный выбор военными был сделан в пользу проверенной временем рамной архитектуры.

УАЗ 469Б

Дизайн, конкуренты и долгий путь на конвейер

И только после этого началось, по сути, рождение того дизайна УАЗ-469, который сейчас известен каждому. Дизайном в то время это не называлось, были инженеры и их разновидность - конструкторы по кузову. В каноническом виде внешность УАЗика сложилась к 1961 году. Именно тогда собрали машины с закругленным с боков капотом, как бы накрывающим фары, чуть раздутыми передними крыльями и характерными проемами дверей, скошенными в задней части.

В 1961 году такой автомобиль (правда, еще со "старым" индексом УАЗ-460) в стильной двухцветной оранжево-белой раскраске даже показали на ВДНХ - и куда, спрашивается, подевалась вся военная секретность?! Ведь еще несколько лет назад этим проектом занималась на УАЗе всего пара сотрудников, сидевших в кабинете за закрытой на замок решетчатой дверью с табличкой "Вход запрещен, сотрудников вызывать!".

УАЗ 469Б на Эльбрусе

В том же 1961 году УАЗ прошел сравнительные испытания с внедорожниками стран НАТО. Средняя Азия, Памир, Каспийское море и назад вдоль Волги - таким был маршрут пробега. Отдельной строкой были прописаны испытания на танковом полигоне НИИИ-21. Очевидцы утверждают, что все тесты заканчивались полным обездвиживанием конкурентов. В числе побежденных, и тогда, и впоследствии, неизменно оказывался и легендарный Land Rover Defender. "Деф" утонул в Индонезии, застрял на полигоне НИИИ-21, а со склона Эльбруса скатился не на колесах, а кубарем!.. Со слов уазовцев получается, что наш "четыреста шестесят девятый" разбивал маститого "англичанина" наголову. Впрочем, как это часто бывает, у поклонников "Ленд Ровера" наверняка есть другие данные сравнительных тестов. :)

В последующие несколько лет слегка уточнились пропорции кузова, было найдено оптимальное решение для конфигурации прорезей решетки радиатора... Кстати, в ходе этих работ получился неожиданный "побочный продукт": была рождена эмблема УАЗа - та самая, которую мы видим на ульяновских джипах по сей день. Помимо прочего, была разработана модификация машины без колесных редукторов, именуемая УАЗ-469Б (буква означала "безредукторный"). Благодаря этому обстоятельству УАЗики в народе впоследствии будут делиться на машины с "колхозными" и "военными" мостами. Но внедрение автомобиля в серию сдерживали отнюдь не перечисленные работы.

УАЗ 469

По одной из версий, в те годы Министерство автомобильной промышленности направляло средства преимущественно на запуск и "раскачку" новых заводов - сначала ВАЗ, потом КАМАЗ, а остальные финансировало по остаточному принципу. По другой версии, путь УАЗ-469 на конвейер осложнял дефицит новых двигателей. Как бы то ни было, а предсерийные экземпляры были собраны только в 1971 году, серийные машины с безредукторными мостами появились в декабре 1972-го, а машина с колесными редукторами, которая являлась базовой и была разработана первой, появилась в серии, как ни странно, только еще спустя полгода - летом 1973-го.

Чем УАЗик лучше "Газона"?

Распределение на конвейере было такое: 20% всех выпущенных машин приходилось на "военные" мосты, 80% - на "колхозные". Изначально закладывалось и деление по варианту кузова - после сборки на конвейере нижней части одни кузова предполагалось оснащать тентованным верхом, а другие - жесткой "нахлобучкой" в качестве крыши. Но УАЗ-469 во всех случаях был "заточен" под перевозку и грузов, и пассажиров - на 175 мм более длинный, чем ГАЗ-69А, имеющий на 80 мм большую базу, и, будучи на 35 мм шире и на 57 мм выше предшественника, УАЗик позволял обходиться одним "универсальным" вариантом. В салоне могло находиться 5 пассажиров, а в заднем отделении - еще два человека на откидных "стульях" и/или багаж.

УАЗ 469Б

Да, кузов заслуженного "Газона" в трехдверном варианте позволял вместить на одного человека больше, но общая грузоподъемность нового УАЗика находилась на иной высоте - на испытаниях машина спокойно брала на борт двоих и 600 кг груза (или 7 человек и 100 кг) и тянула за собой прицеп ГАЗ-407 с балластом в 850 кг. Система питания была такой же, как в "Газоне", - от двух топливных баков, однако расход на сотню километров пути сократился примерно на 2 литра.

Более мощный двигатель, просторный салон, улучшенная эргономика, возросшее удобство посадки-высадки, откидной борт, служивший продолжением кузова при перевозке длинномеров и более высокая технологичность производства... Конечно, недостатков преемник "Газона" был не лишен - к примеру, коррозионная стойкость кузова была не слишком высокой, а переднее стекло не откидывалось, что затрудняло стрельбу - как мы помним, основное назначение этой машины было армейское. Но совокупность всех качеств позволяла назвать УАЗ-469 автомобилем нового поколения. И поэтому его ждал большой успех.

УАЗ 469Б

Машина экспортировалась в 80 стран мира (причем в СССР в частные руки до перестройки продавалась лишь за особые заслуги) и пользовалась большой популярностью не только в странах третьего мира, но и в Европе. В Италии предприимчивые братья Марторелли создали собственный вариант УАЗика, на котором в 1978 году победили в чемпионате страны по автокроссу, что сильно помогло экспортным продажам и имиджу УАЗа в целом. В СССР заводская команда УАЗа брала первое место по автокроссу 12 раз, а в 1974 году "колхозный" УАЗ-469Б покорил Эльбрус, забравшись на высоту 4 200 метров... Кроме того, автомобиль участвовал в пробегах по пустыням Сахара (1975) и Каракум (1979).

Команда их молодости

Самый спорный вопрос в истории УАЗ-469 - это "кто его создал". Дело в том, что назвать одного человека тут никак не получится, и отчасти это связано со спецификой ОГК УАЗа тех лет. В конце 50-х Ульяновский автозавод переживал свое второе рождение, и инженерный штат предстояло создать заново, для чего с ГАЗа было направлено несколько опытных специалистов, в подчинении у которых находилось несколько десятков вчерашних студентов ХАДИ, МАМИ, Горьковского и Волгоградского политехов, а также других технических вузов страны.

УАЗ 469Б

Всего в команде было порядка 80 человек, каждый занимался своим узким сегментом работы и зачастую перебрасывался начальством с проекта на проект (именно в силу этого, кстати, так тяжело собирать сведения о создании конкретной уазовской модели тех лет). Однако команда собралась талантливая и работала эффективно, полностью обходясь без бюрократической волокиты и строгой иерархии (чего не было ни до, ни после!), за десяток лет создав, по сути, то наследие УАЗа, которым заводчане будут пользоваться в последующие полвека, и одним УАЗ-469 дело тут, поверьте, не ограничивается. Тем не менее несколько ключевых фигур в судьбе УАЗ-469 выделить можно и нужно.

На момент разработки прототипа главным конструктором УАЗа был Пётр Иванович Музюкин, с него всё началось. Скомпоновал и сконструировал первые прототипы Лев Адрианович Старцев, впоследствии ставший главным конструктором завода. Те самые мосты с колесными редукторами, служившие на этапе проектирования главным камнем преткновения, разработал Георгий Константинович Мирзовев, в будущем главный конструктор Волжского автозавода. А дизайн машины разработал близкий друг Мирзоева - конструктор Альберт Михайлович Рахманов, который позже возглавил дизайн-центр УАЗа, а тогда работавший под "творческим руководством" Юлия Георгиевича Борзова, ведущего конструктора по кузовам.

УАЗ 469Б

Внесли свой вклад и конструкторы фургона УАЗ-452 Е.В. Варченко, Л.А. Старцев, М.П. Цыганов и С.М. Тюрин, ведь именно "Буханка" стала для УАЗ-469 "донором" агрегатов. Кроме того, идейным вдохновителем уазовского джипа во многих источниках называется Иван Алексеевич Давыдов, стоявший у истоков самой первой "Буханки" УАЗ-450. В серийное производство в 1972 году модель выводил Пётр Иванович Жуков, пришедший в то время на пост главного конструктора. Производство финансировал Минавтопром, которым руководил Александр Михайлович Тарасов, а финальное "добро" на это производство, как гласит легенда, дал Леонид Ильич Брежнев, которому уазовцы подогнали прототип в качестве авто для охоты...

Модернизация

В армии, спорте и сельском хозяйстве УАЗик очень скоро стал незаменимым помощником. Но со временем он потребовал модернизации под ужесточающиеся требования безопасности, экологии и эргономики. Появился вариант с цельнометаллической крышей, мощность двигателя сначала подняли до 80 л.с. в армейском варианте (система охлаждения при этом стала замкнутой), а потом и вовсе сменили мотор на 90-сильный на всех модификациях. Подвеска силового агрегата стала более мягкой, коробка передач - пятиступенчатой, раздаточная коробка - мелкомодульной и малошумной.

УАЗ-315195 "Хантер". Предсерийный образец, 2002 год

Вместо рычажных амортизаторов появились гидравлические телескопические, мосты сменились на надежные неразрезные, подвеска в части упругого элемента эволюционировала сначала из просто рессорной до рессорной малолистовой, а потом и вовсе стала пружинной. Модернизировали светотехнику, лобовое стекло сделали цельным, стеклоочистители перенесли в его нижнюю часть. В конструкцию ввели вакуумный усилитель и гидропривод сцепления, в салоне появились более современные подвесные педали, комфортные сиденья и эффективный отопитель...

В 1985 году модель переименовали по новому стандарту - военный джип стал называться УАЗ-3151 (ранее - УАЗ-469), гражданская модификация УАЗ-31512 (УАЗ-469Б), версия с цельнометаллической крышей получила индекс УАЗ-31514, длиннобазная - УАЗ-3153. Активная фаза модернизации продолжалась до начала 1990-х годов, после чего автозавод сосредоточился на других разработках - на не слишком удачном УАЗ-3160 "Симбир" и последовавшим за ним вполне жизнеспособном УАЗ "Патриот". Кстати, основой для этих разработок послужил всё тот же "четыреста шестьдесят девятый".

Финальная версия. Быть или не быть?

В начале 2014 года было объявлено, что жить на конвейере "Хантеру" осталось около года - его уход запланирован на 2015 год. Однако весной 2014 года появились сообщения, что перед окончательным расставанием с моделью завод выпустит ограниченную прощальную серию повышенной комфортности и проходимости, а также с дизайном, дополненным лаконичными, но заметными штрихами. Как нам удалось выяснить, такая версия действительно планируется, но сам Ульяновский автозавод имеет к теме опосредованное отношение, и разработка машины ведется силами привлеченной извне инженерной компании.

Полный список нововведений в конструкцию у этой машины выглядит едва ли не более внушительным, чем всё, что произошло с УАЗ-469 и его версиями за время серийного производства: климатическая система российского бренда "Фрост" (эта же фирма разработала кондиционеры для Lada 4x4), полностью опускающиеся передние стекла (ранее можно было только сдвинуть назад часть стекла), полностью новая панель приборов, улучшенные уплотнители кузова, "люстра" с противотуманками на крыше, принудительная блокировка переднего моста (разработана на УАЗе) и внушительные внедорожные колеса размерностью 245/75 R16 (вероятная марка - Kumho Mud Terrain).

В какой стадии находится проект UAZ Hunter Limited Edition? Ждать ли реальных фотографий этой машины и старта ее продаж? Что разработчики держат в секрете? Следите за публикациями!

УАЗ 469

Прежде чем говорить о конкретных моделях автомобилей УАЗ, разработанных или доработанных специально для армии, стоит сказать, что Ульяновский автомобильный завод, в целом, в своей деятельности был нацелен на то, чтобы удовлетворить потребности Министерства обороны. Гражданские автомобили УАЗ – это, грубо говоря, побочный эффект, особенно в советское время. В условиях же свободного рынка автомобилестроителю не оставалось ничего лучшего, как перестроить мощности на удовлетворение запросов «мирных» клиентов. Но даже сейчас УАЗ активно сотрудничает с государством, поставляя для армии автомобили высокой проходимости.

История военного УАЗа началась в середине 20-го века. В первую очередь к армейский моделям этой марки автомобиля следует отнести УАЗ-469 и УАЗ-3151.

Именно УАЗ-469 стал к 70-м годам 20-го века основным авто для командования в странах Восточной Европы, входивших в блок Варшавского договора. Его предшественником в упомянутой роли до этого был ГАЗ-69.

В 1964 году было произведено несколько опытных моделей, на основании которых в 1972 году начался серийный выпуск УАЗ-469 и УАЗ-469Б. В 1985 году начали производить УАЗ-3151. А с 2003 года выпускается УАЗ-315195 Хантер, который в 2010 году, к 65-ти летию Победы в ВОВ модернизировали и выпустили в ограниченной серии под индексом 315196.

История развития военного УАЗа

Выше было отмечено, что первые опытные модели УАЗа-469 были выпущены в 1964 году. Однако, разработки начали вести еще в 50-х годах 20 века. Первый образец, названный УАЗ-460 был сконструирован в 1958 году. За основу, видимо, был взят американский Джип. Советская машина получилась мощной, способной перевозить людей и грузы по внедорожью, а также тянуть за собой прицепы и легкие орудия. Но удобностью и комфортом автомобиль похвастаться не мог.

В 1964 году была выпущена пробная партия доработанных авто, получивших названия УАЗ-469. Кстати, в автомобильной прессе, уже на следующий год, можно было встретить изображение данной машины и узнать о некоторых технических характеристиках. Это удивительно, если учитывать тот факт, что в серийное производство машин начнется только лишь спустя 8 лет.

Базой для УАЗа-469 образца 1972 года стала надежная и передовая для тех лет 21-я Волга. Возможности УАЗа восхищают и удивляют. Например, в 1974 году несколько машин в базовой комплектации, то есть без антипробуксовочных цепей, лебедок и прочего, смогли подняться на один из ледников Эльбруса, на высоту 4,2 километра.

В 1985 году армейский внедорожник от Ульяновского автозавода начал выпускаться под названием УАЗ-3151.

История УАЗ-469 заканчивается в начале 21-го века. В 2010 году выпускается ограниченная партия УАЗ-315196, который имеет ГУР, пружинную подвеску, дисковые передние тормоза, 112-сильный двигатель, разрезные мосты Тимкен. А уже в 2011 году данная модель исчезает с рынка, в связи с тем, что указанная партия в 5000 машин полностью распродана. УАЗ, в плане армейских автомобилей, начинает специализироваться на модели Хантер Классик.

Технические характеристики модели 469

Модель УАЗ-469 имеет пятиместный открытый кузов. По сути – это кабриолет. В качестве крыши используется мягкий тент из брезента, а 4 боковые двери имеют остекленные надставки. Пятая задняя дверь используется для погрузки багажа. Кроме того, в заднем отсеке автомобиля имеются откидные сиденья, на которых может разместиться еще два пассажира. Лобовое стекло откидывается на капот. Здесь можно вспомнить американский «Виллис», у которого, также, можно откинуть ветровик на капот, с целью повышения маскировки автомобиля на местности.

Рама модели очень прочная, не подвержена скручиванию. Двигатель 4-х цилиндровый объемом 2,5 литра, способный выдавать мощность в 75 лошадиных сил, работает на бензине. Сцепление – однодисковое. КПП – механическая, 4-х ступенчатая. Имеется 2-х ступенчатая раздатка.

Так как автомобиль разработан для армии, то на него установлены 2 топливных бака, объемом 39 литров каждый. Если учитывать, что расход топлива, в среднем, равен 16-ти литрам на 100 километров, то можно сделать вывод, что производителем предусмотрен не такой уж большой топливный запас. Впрочем, при перевозке 7 пассажиров, машина может взять на борт 100 килограмм багажа. То есть, еще несколько канистр вполне вместится. УАЗ-469 может «таскать за собой» прицеп весом в 850 килограмм.

Испытания УАЗа 469

Дорожный просвет военной модели составляет 300 миллиметров. Для создания такого клиренса было разработано и внедрено следующее:

  • двойная главная передача на ведущих мостах. Картер двигателя, при этом, широкий, но вертикальный размер уменьшен.
  • понижающие бортовые редукторы.

Ступицы переднего моста в данной модели автомобиля можно отключать для снижения расхода топлива, в случае если машина едет по хорошей дороге. Однако, уменьшение расхода было незначительным, а для отключения ступиц приходилось совершать несколько пусть и несложных, но занимающих некоторое время, манипуляций.

К 1982 году мощность автомобиля увеличилась на 2 лошадиные силы, благодаря установке нового двигателя.

УАЗ-3151

В 1985 году произошла модернизация модели 469, новый автомобиль получил название УАЗ-3151.

Изменения коснулись большинства узлов и агрегатов. Сцепление получило гидравлический привод отключения. В карданных валах появились радиально-торцовые уплотнители подшипников. Осветительные приборы улучшились и дополнились. Электрическим стал привод омывателя лобового стекла получил. Кроме этого, в авто появилось следующее оборудование:

  • две подвесные педали – сцепления и тормоза;
  • тормоза с двухконтурным приводом;
  • безопасная рулевая колонка;

Мощность двигателя стала составлять 80 лошадиных сил, что увеличило максимальную скорость до 120 километров в час.

Модификации модели

Помимо упомянутых, существовали и другие модификации отечественных военных внедорожников УАЗ.

УАЗ-469БИ с экранированным оборудованием и радиостанцией. УАЗ-469БГ (УАЗ-3152) – использовался для военно-медицинских нужд. УАЗ-469РРХ – машина радио-химической разведки.

Были и несерийные модификации. Например, УАЗ-3907 Ягуар — машина-амфибия с установленными гребными винтами. Экспортный вариант УАЗа – Марторелли, на который устанавливали, в том числе, и дизельные двигатели от Фиат и Пежо.

Рекорды

Не секрет, что советский автопром, для своего времени, был на очень высоком уровне. А когда дело касалось военных разработок, то здесь заводы Советского Союза были непревзойденными лидерами.

Так, модель УАЗ-469 установила мировой рекорд, косвенно подтверждающий высокий уровень авто:

В УАЗ-469 смогли влезть 32 человека, общим весом 1,9 тонны. Данное событие внесено в Книгу рекордов Гиннесса. До этого в автомобиль Киа Спектра удалось вместить 23 человека.

  1. В народе УАЗ-469 и его последователи получили прозвища Козлик и Бобик.
  2. В Китае, не сотрудничая с СССР, разработали и выпустили в свет автомобиль Бэйцзин, который совмещает в себе ходовую часть ГАЗ-69 и кузов УАЗ-469.

Существует множество вопросов, на которые нет однозначного ответа. Кто быстрее в Формуле 1 – Мерседес или Феррари, какая машина лучше по проходимости – УАЗ или Нива, какие мосты на Уазе лучше – военные или гражданские. Список подобных вопросов можно продолжать и продолжать, у каждого из мнений будут свои противники и сторонники, у каждого из них есть аргументы, причем не голословные, в поддержку своей точки зрения. В этой статье мы выявим все плюсы установки военных мостов на Уаз, сравним их с колхозными и рассмотрим ценники.

История вопроса о мостах

Истина, как всегда, кроется в деталях, и они могут трактоваться по-разному. Знаменитый вездеход ГАЗ 69 честно нес свою службу многие годы, но и ветераны рано или поздно уходят в отставку. А значит, пришла пора готовить ему смену. Решать проблему пришлось коллективу разработчиков ульяновского автозавода. Стоящую перед ними задачу мало было назвать трудной, но в любом случае решать ее было необходимо.

Проблема заключалась в противоречивых и порой взаимоисключающих требованиях основного заказчика – Министерства Обороны. Военным нужен был автомобиль легкий, динамичный, с великолепной проходимостью, способный передвигаться вместе с танковой колонной, но дешевый, простой и технологичный. В то же время народное хозяйство требовало своего автомобиля, лишь немногим уступающего требованиям военных, что и неудивительно, учитывая существующие в стране направления вместо дорог.

Решение было найдено, и надо признать – изящное и красивое. Было создано два типа мостов:

Гражданские, их ещё называют, обычные или колхозные;
-военные, или по-другому, редукторные, портальные, вояки.

А в чем разница?

В обычных, или колхозных мостах, крутящий момент через дифференциал и полуоси поступает непосредственно на ступицы колеса. А вот у вояк между полуосью и ступицей установлен дополнительный картер, где располагается бортовой редуктор.

Достоинствами такого решения являются:

Увеличенный на восемь (по некоторым данным шесть) сантиметров клиренс по отношению к обычным мостам;
-повышенный крутящий момент при езде по грязи на малых оборотах;
-большая надежность из-за равномерного распределения между бортовым редуктором и главной парой возникающей нагрузки.

Раз уж затронули достоинства вояк, надо сказать и о колхозниках:

Меньшая масса, что приводит к более комфортной езде;
-проще и дешевле ремонт, меньше затраты (финансовые и трудовые) на обслуживание;
-возможна установка серийных самоблокирующихся дифференциалов;
-пониженный уровень шума;
-меньший расход бензина;
-пониженный уровень шума при движении;
-лучшая управляемость автомобилем.

Так ли нужны военные мосты или колхозов хватит за глаза?

Вопрос чисто риторический. Тот, кто ездит в городе, никогда не выберет УАЗ. Этот автомобиль настолько специфичен, что надо говорить о таком понятии как уазомобиль. Его назначение – двигаться по непроходимым местам и в составе колонны, хоть танковой, так что по некоторым возможностям его надо признавать почти равным танку. Поэтому смотреть на такой автомобиль надо с этой точки зрения. Хотя и на танке можно ездить в магазин.

А если говорить серьезно, то не зря появились военные мосты. Они незаменимы именно в определённой ситуации – движении по разбитой колее и в грязи. В таких условиях любой дополнительный дорожный просвет может помочь избежать разминки с лопатой и домкратом, а вот его отсутствие сделает эту процедуру неизбежной. Выглядят вояки вот так:

Кроме того, не стоит забывать про повышенный крутящий момент на колесах, что порой также может оказать существенную помощь в условиях бездорожья. Правда, все это отнюдь не безвозмездно. Не касаясь повышенной стоимости военных мостов, тут, как говорится, найти приемлемый вариант по цене – задача вполне возможная, необходимо коснуться других вопросов.

Установка вояк приводит к увеличенному расходу бензина, правда, не фатальному – на литр-полтора. Ну и дополнительные затраты на обслуживание. Хотя для настоящего джипера это не может служить объективной причиной отказа от лишнего шанса проехать там, где встали другие. Поэтому вполне допустимо рассуждать, хороши или плохи военные мосты, можно вместо них рекомендовать использовать самоблоки, можно искать другие поводы, чтобы обойтись без них, но оспаривать факт увеличенного клиренса и повышенного момента не будет никто.

Думаю, это видео многих убедит, что редукторные мосты рулят(хотя и резина ВЛ-30 тоже зверюга):

Ну и конечно же скорость — она заметно упадет, по трассе свыше 90 км/час ехать будет уже сложновато. Но Уазик не для гонок и предназначен)) Его задача — доставить его владельца с друзьями на самые крутые рыбацкие и охотничьи места, ведь, как известно, где вообще нет народа — там просто рай для рыбаков, охотников и грибников. Сами понимаете, что добраться туда смогут лишь подготовленные автомобили и военные мосты на Уаз делают его еще более приспособленным к покорению бездорожья. Ведь недаром же очень часто можно видеть объявления типа «куплю Уаз на военных мостах». Потому что Уазка на них реально круче и это факт.

А уже одного этого достаточно для получения лишнего шанса выйти победителем из того противоборства машины и мастерства водителя с бездорожьем, которое может понять настоящий джипер, хоть раз испытавший возникающие ощущения после прохождения дороги, по сравнению с которой танковый полигон будет выглядеть трассой Формулы 1.

Военные мосты на УАЗ отличаются от обычных применением дополнительных бортовых редукторов, позволяющих увеличить величину поступающего на колеса крутящего момента. Их использование позволяет придать автомобилю дополнительные возможности при прохождении бездорожья, за что они и пользуются заслуженной популярностью у джиперов.

Сколько стоит такое удовольствие?

Ценник, мягко сказать, очень серьезный — если брать новые, производства «Барс»(отличные, кстати мосты российского производства), то покупка полного нового комплекта(перед и зад) обойдется в 140000 рублей. Плюс еще и установка выльется в приличную сумму. Они отличаются от обычных более широкой колеёй (1600мм), а также тем, что передний мост у них идет под пружины. Как отмечает народ, на таких мостах ехать помягке будет, комфортнее.

А потому лучше уж сразу искать автомобиль на вояках, благо объявлений на Авито более чем достаточно. Там же можно найти и просто мосты по 30-50к рублей, тут уж нужно смотреть состояние, можно взять и подешевле, в отличном состоянии с консервации, а можно и подороже, ржавые. Все равно при установке их нужно будет настраивать, перебирать. По работам — за установку 1 моста ценник 5-7 тысяч рублей.

УАЗ-469 и УАЗ-3151 - советские грузопассажирские автомобили повышенной проходимости(внедорожники), выпускавшиеся на Ульяновском автомобильном заводе.

Основной командирский автомобиль в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора, начиная с середины 1970-х, сменивший в этом качестве предшественника ГАЗ-69. Серийный выпуск моделей УАЗ-469 и УАЗ-469Б начат в декабре 1972 года, до этого начиная с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий. В 1985 году начат выпуск модернизированной модели УАЗ-3151 с нормализованным отраслевым индексом. Её выпуск в 2003 году был ограничен только редукторной (3151) и экспортными (31512, 31514 и 31519) версиями в связи с переходом на модернизированную модельУАЗ-315195 «Хантер» для внутреннего рынка.

Начиная с апреля в течение 2010 года была произведена ограниченная серия внедорожников под условным маркетинговым названием «469» (заводской индекс УАЗ-315196). Выпуск данной серии был приурочен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и запланирован в объёме 5000 единиц.

В 2011 году Министерство обороны Российской Федерации приняло решение отказаться от дальнейших закупок УАЗ-3151.

ИСТОРИЯ

УАЗ-469 был разработан для транспортировки людей, грузов и лёгких автомобильных прицепов на всех типах дорог. Разработка автомобиля началась в 1950-х годах, в 1958 году был построен первый опытный образец под названием УАЗ-460. Автомобиль похож на американский джип - крепкий утилитарный внедорожник, но не очень удобный. Интересно, что уже в 1965 году изображения УАЗ-469 можно было встретить в советской прессе, однако до запуска машины в производство было ещё далеко.

Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. Они пришли на сменуГАЗ-69. В качестве агрегатной базы в значительной степени использовалась хорошо знакомая механикам тех лет, известная надёжностью и конструктивным запасом прочности «Волга» ГАЗ-21.

Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой 1966 года и получила четырёхзначный номер 3151 (номер 31512 получил автомобиль УАЗ-469Б).

В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебёдок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4200 метров.

В феврале 2010 года Ульяновский автомобильный завод объявил о возобновлении производства в ограниченной партии модели под названием УАЗ-469 (индекс УАЗ-315196 ). В конструкцию внесены изменения, повышающие комфорт (пружинная передняя подвеска, передние дисковые тормоза, гидроусилитель руля (в комплектации с металлической крышей), двигатель ЗМЗ-4091 112 л. с.), однако применяются и решения, использовавшиеся в оригинальной конструкции, претерпевшие изменения: разрезные мосты «Тимкен», получившие поворотные кулаки от мостов «Спайсер»; металлические бамперы, дополненные пластиковыми «клыками»; откидной борт, ранее используемый на УАЗ «Хантер Классик»).

В январе 2011 года УАЗ-469 исчез из каталога Ульяновского автозавода, исчерпав лимит в 5000 автомобилей. На его место снова вернулся УАЗ «Хантер Классик», цена которого значительно превышает цену 469-го.

КОНСТРУКЦИЯ

  • Кузов открытый пятиместный, со съёмным брезентовым тентом, четырёхдверный, боковые двери со съёмными металлическими остеклёнными надставками. Задний борт («пятая дверь») - для погрузки багажа, на двух откидных сиденьях сзади могут разместиться ещё два пассажира. Дуги тента съёмные, рамка ветрового стекла откидывается на капот, что облегчает маскировку и транспортировку (например, в вертолёте).
  • Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жёсткой на кручение лонжеронной раме.
  • Двигатель - рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ.
  • Мощность - 75 л. с.
  • Топливо - бензин А-72 или А-76.
  • Сцепление - сухое однодисковое.
  • Коробка передач - 4-ступенчатая (с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах). Раздаточная коробкадвухступенчатая, жёстко крепится к КПП (промежуточный карданный вал отсутствует).
  • Топливные баки - 2 по 39 л.
  • Расход топлива при скорости 90 км/ч - 16 л на 100 км.
  • Общее число мест - 7.

УАЗ-469 перевозит 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух пассажиров и 600 кг. Автомобиль может буксировать прицеп массой 850 кг.

Для увеличения дорожного просвета до 300 мм были применены ведущие мосты с двойной главной передачей (удлинённый картер уменьшенного вертикального размера) и понижающими бортовыми редукторами (между полуосью и ступицей, пара цилиндрических шестерён с внутренним зацеплением; направление вращения полуоси и ступицы совпадает). На автомобиле УАЗ-469Б устанавливались ведущие мосты с одинарной главной передачей (сконструированы на основе мостов от ГАЗ-69), бортовые редукторы отсутствовали. Дорожный просвет у «гражданского» «УАЗика» составил 220 мм. Карданные валы на УАЗ-469Б стояли несколько увеличенной длины. Общее передаточное число ведущих мостов (как редукторного, так и безредукторного) было почти одинаковым (у редукторного 5,38, а у безредукторного 5,125).

Ступицы переднего моста отключаемые, что позволяло незначительно снижать расход топлива на дорогах с хорошим покрытием. Водитель торцовым трубчатым ключом откручивал защитный колпак (этот же ключ применялся для регулирования подшипников ступиц ), затем шестигранником на «12» подключал-отключал соединительную муфту. На автомобили с 1990-х годов устанавливались быстроотключаемые или самоблокирующиеся муфты.

В 1980 году на автомобилях поменяли наружную светотехнику. Указатели поворотов спереди и сзади получили оранжевые рассеиватели, а сбоку на капоте появились повторители указателя поворотов. В это же время в конструкцию подвески внедрили гидравлические телескопические амортизаторы вместо рычажных. С 1983 года на машине устанавливается двигатель модели 414 мощностью 77 л. с. Год спустя в системе охлаждения появился расширительный бачок и герметичная пробка радиатора.

УАЗ-3151

В 1985 году автомобиль был модернизирован, редукторная версия, согласно новой классификации, получила индекс 3151. На машинах появились:

  • Гидравлический привод выключения сцепления;
  • Карданные валы с радиально-торцовым уплотнением подшипников;
  • Новые осветительные приборы (двухсекционные подфарники, задние трёхсекционные фонари ФП-132, боковые повторители);
  • Омыватель лобового стекла с электрическим приводом;
  • Подвесные педали сцепления и тормоза;
  • Ведущие мосты повышенной надёжности с изменённым значением передаточного числа главной пары и колесными редукторами;
  • Тормозная система с двухконтурным приводом и сигнальным устройством;
  • Разрезная травмобезопасная рулевая колонка;
  • Более эффективный и надёжный отопитель;
  • На части машин полностью синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, вакуумный усилитель тормозов;
  • Мощность двигателя УМЗ-417 повышена до 80 л. с.;
  • Максимальная скорость автомобиля возросла до 120 км/ч.

ПРИМЕНЕНИЕ В АРМИИ И СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ

МОДИФИКАЦИИ

  • УАЗ-469 - армейская версия с двухступенчатой главной передачей, бортовыми редукторами и клиренсом в 300 мм, после модернизации 1985 года получила индекс УАЗ-3151
  • УАЗ-469Б - основная, «гражданская» версия с одноступенчатой главной передачей (бортовые редукторы в мостах отсутствуют) (клиренс = 220 мм), после модернизации 1985 года получила индекс - УАЗ-31512 (с металлическим верхом - УАЗ-31514 и с 2,89-литровым двигателем УМЗ-4218 - УАЗ-31519)
  • УАЗ-469БИ - версия 469Б с экранированным электрооборудованием (например, для Р-403М - радиорелейной приёмопередающей УКВ-радиостанции)
  • УАЗ-469БГ - медицинский, оборудован местами для медперсонала и носилками, после модернизации 1985 года получила индекс УАЗ-3152
  • УАЗ-469РХ - машина радиационно-химической разведки

НЕСЕРИЙНЫЕ

  • УАЗ-3907 «Ягуар» - автомобиль-амфибия на базе УАЗ-469. На амфибии перед задним мостом установлены два гребных винта.
  • УАЗ-Марторелли - вариант УАЗ-469Б, экспортировавшийся в Италию, где автомобиль существенно дорабатывался. Было несколько модификаций:
    • с «родным» бензиновым двигателем УМЗ-451М (2500 см 3 , 75 л. с.) называласьUAZ-Explorer ,
    • с дизелем Peugeot XD2 (2500 см 3 , 76 л. с.) - UAZ-Marathon ,
    • с турбодизелем фирмы Витторио Марторелли VM (2400 см 3 , 100 л. с.) - UAZ-Dakar ,
    • с бензиновым двигателем FIAT (2000 см 3 , 112 л. с.) - UAZ-Racing .

СПОРТ

В 1978 году в Сан-Ремо Мартолетти на УАЗ-469 получил награду «Серебряный домкрат» за победу на чемпионате Италии по автокроссу.

МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ

Обычный УАЗ-469 установил новый мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри внедорожника одновременно поместилось 32 человека, примерно столько пассажирских мест размещено в рейсовом автобусе. Общий вес пассажиров вместе с водителем составил 1900 кг.

УАЗ-469 с полной загрузкой также проехал 10 м, как этого требуют условия установления мирового рекорда. Рекорд был зарегистрирован Международным агентством рекордов и достижений, как, фото и видеоматериалы, свидетельствующие об установлении рекорда, также будут направлены во Всемирное издание «Книги рекордов Гиннесса». В подготовке и установлении рекорда принимали участие студенты и преподаватели Государственного училища циркового и Эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева. Предыдущий рекорд принадлежит седану KIA Spectra, который смог вместить 23 человек.

  • В народе имеет прозвища «Козлик» и «Бобик».
  • На милицейских автомобилях устанавливалась цельнометаллическая крыша, между задним рядом сидений и «кормовыми» боковыми сиденьями стояла железная решётка, задняя дверь запиралась снаружи на замок, окно в ней было зарешечено.
  • В пятом томе второго издания «Детской энциклопедии» (вышел в 1965 году) на цветной вкладке к стр. 412 изображён «фаэтон УАЗ-469 типа 4×4», хотя до начала серийного производства оставалось семь лет.
  • Отличить «редукторный» УАЗ-469 (УАЗ-3151) от «безредукторного» УАЗ-469Б (УАЗ-31512) можно заглянув под машину, а снаружи - на «редукторном» заднем мосту передача крутящего момента на ступицу происходит через конический «колпачок», на «безредукторном» - виден фланец полуоси.
  • В каждый редуктор (а их четыре) заливается по 300 мл. трансмиссионного масла.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков