Трансформеры дамба гувера. Плотина Гувера – образец инженерного гения и достопримечательность США

Трансформеры дамба гувера. Плотина Гувера – образец инженерного гения и достопримечательность США

Плоти́на Гу́вера , дамба Гувера (англ. Hoover Dam , также известна как Boulder Dam ) - уникальное гидротехническое сооружение в США , бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция , сооружённая в нижнем течении реки Колорадо . Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада , в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса , в нескольких километрах от городка Боулдер-Сити; образует озеро (водохранилище) Мид . Названа в честь Герберта Гувера , 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство плотины началось в 1931 году и закончилось в 1936 году , на два года раньше запланированного срока.

Плотина находится под управлением Бюро мелиорации США, подразделения Министерства внутренних дел США . В 1981 году плотина была включена в Национальный регистр исторических мест США. Плотина Гувера является одной из известнейших достопримечательностей в окрестностях Лас-Вегаса.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Суперсооружения. Плотина Гувера.

    ✪ Плотина Гувера - Hoover Dam (Nevada, Arizona - USA)

    ✪ Moran Day 117 - Плотина Гувера

    ✪ Суперсооружения. Новый взгляд на плотину Гувера.

    ✪ Плотина Гувера, США, 2018 г. (Hoover Dam)

    Субтитры

Предыстория строительства

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины рассчитывали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии .

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины .

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета . Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома . Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль , одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project .

Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе , штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд , штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд , штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы , ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку , состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция , азартные игры и продажа спиртных напитков . Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор. В остальных городах штата Невада игорный бизнес разрешен, полная декриминализация произошла в 1931 году (Assembly Bill 98) как раз для увеличения доходов штата для строительства плотины.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии , и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски .

Всего за время строительства погибло 96 человек . Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в водах Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки .

Предварительные работы

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной . Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона . Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены .

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

Возведение бетонной плотины

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита , плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона , из которого построена плотина, не завершён по сей день .

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя . Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы - израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана .

Электростанция

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьём котлована для основания плотины. Земляные работы для U-образного сооружения, лежащего у подножия плотины, были закончены в конце 1933 года, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года.

Архитектурное решение

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой , выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

Предложенный проект критиковался многими современниками за свою простоту, не соответствовавшую, по их мнению, эпохальному характеру сооружения. В итоге для переделки проекта был приглашён лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфман (англ.) русск. (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфману удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля ар-деко . Верхняя часть плотины украшена башенками, «вырастающими» из самой дамбы. На водосбросных башнях размещены часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканское тихоокеанское время (Невада) .

Название плотины

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа) . Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту . Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Транспортное значение

До 2010 года по плотине проходило шоссе 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с мексиканской границей . Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствовала магистрали и объёму пропускаемого транспорта. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении; её серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням .

Электроснабжение

В соответствии с данными United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется в следующем соотношении :

Статистика

  • Стоимость строительства - $49 млн ($729 млн в масштабе цен на начало 2012 года).
  • Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины - 379,2 м.
  • Ширина плотины - 200 м у основания, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн м³ бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).

Влияние на окружающую среду

Строительство плотины Гувера и формирование водохранилища Мид оказало значительное влияние на водный режим реки Колорадо, и особенно на экосистему её дельты . За шесть лет строительства плотины и заполнения водохранилища вода практически не достигала дельты . Эстуарий дельты, до постройки дамбы представлявший собой зону смешивания солёной и пресной воды, достигавшую в длину 64 км, фактически превратился в солёный лиман .

Постройка плотины Гувера прекратила наводнения, которые были нередки в нижнем течении Колорадо, это поставило под угрозу ряд видов животных и растений, приспособившихся к регулярному затоплению. Строительство плотины заметно сократило популяцию рыб ниже по течению. В настоящее время четыре вида типичных для Колорадо рыб (Gila elegans , Ptychocheilus lucius , Gila cypha и Xyrauchen texanus ) имеют статус находящихся под угрозой .

По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в 1983 году. Причиной столь существенного повышения уровня стало необычно высокое количество осадков, выпавшее в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо .

Изображения


Плотина Гувера, дамба Гувера, дамба Хувера (англ. Hoover Dam, также известна как Boulder Dam) - уникальное гидротехническое сооружение в США, бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция, сооружённая в нижнем течении реки Колорадо. Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада, в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса; образует озеро (водохранилище) Мид. Названа в честь Герберта Гувера, 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в 1931 году и закончилось в 1936 году, на два года раньше запланированного срока.


Кстати, в общей сложности на возведение дамбы было затрачено 3,33 млн кубических метров бетона и около 729 млн USD в пересчете на современные деньги.

Плотина Гувера – очень популярный объект, его используют при съемке фильмов, сериалов, а так же в компьютерных играх. К примеру, плотина используется в игре Grand Theft Auto: San Andreas близ города Las Venturas. Название её в игре - дамба Шермана. А одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества. На снимке дамба Гувера в игре GTA



В фильме Трансформеры агенты Сектора 7 прятали на дамбе - Искру и Мегатрона.



"Бивис и Баттхед Уделывают Америку"

Разлом Сан-Андреас (фильм)

Кадр из неизвестного мультфильма\фильма:

В фильме «Универсальный солдат» дамбу Гувера захватывают террористы

В фильме «Супермен» показан прорыв дамбы, вызванный землетрясением.

Симпсоны





Дамба Гувера (англ. Hoover Dam) - локация Fallout 4: New Vegas.
Уникальное довоенное сооружение, реконструированное после войны. Во время ядерной бомбардировки пострадала незначительно, была восстановлена и в 2281 году способна обеспечивать Нью-Вегас электроэнергией.

Возможно, что-то еще упустил из виду, но символизм этого сооружения поражает. Такое нагромождение символики было только до обрушения башен-близнецов 911.

МАСОНСКАЯ СИМВОЛИКА НА ДАМБЕ ГУВЕРА

Для строительства дамбы в этом ненаселенном уголке Америки пришлось даже возводить новый город – Boulder City. Готов принять первых жильцов он был только ко второму году стройки, что вкупе с тяжелыми условиями труда вызвало массовые забастовки. На стороне Штата Невада установлен мемориал погибшим на этой «стройке века» рабочим (надпись – он погибли, чтобы сделать пустыню цветущей):

Альцион – это основное солнце Плеяд

P.S.: Еще один интересный факт: если вылить воду из бутылки вниз, стоя на вершине этого огромного сооружения. Опровергая все законы физики, вода не только не прольется вниз, она стремительно улетит вверх!

Это явление связано с тем, что конструкция плотины создает мощнейший восходящий поток воздуха, который и выталкивает объекты за ее края

На дамбе Гувера различные компании проводят свои рекламные презентации.

Статья с фото об одном из рукотворных чудес Америки — дамбе Гувера , а также практическая информация для ее самостоятельного посещения.

Маршрут моего путешествия по землям индейцев : Лас-Вегас Дамба Гувера Гранд-Каньон/резервация индейцев Hualapai Долина Монументов Каньон Антилопы и озеро Пауэлл Лас-Вегас .

…Когда я утром брал напрокат машину в аэропорту Лас-Вегаса, сотрудница рентакара Hertz поведала мне, что несмотря на то, что все национальные парки закрыты для посетителей по причине их долбаного американского government shut-down (дело было в октябре 2013 года), все-таки есть возможность попасть к Гранд-Каньону: оказывается, с запада к каньону примыкает резервация индейцев Хулапаи и именно у них находится знаменитый Skywalk, подковообразная смотровая площадка с прозрачным полом. И в отличие от федеральных национальных парков, индейские парки открыты и принимают туристов как обычно. Вот туда-то я и решил отправиться сразу после осмотра дамбы Гувера (Hoover Dam), расположенной в часе езды от Лас-Вегаса.

Когда-то самая большая плотина в мире, дамба Гувера была сооружена на реке Колорадо в узком каньоне на самой границе штатов Аризона и Невада в период с 1931 по 1936 год и позднее названа в честь экс-президента США Гувера. Несмотря на крайне тяжелые условия труда на этой «стройке века» (летом температура в этой местности достигает 50 градусов по Цельсию), желающих в ней поучаствовать было с избытком: дело происходило в самый разгар американской Великой депрессии и дневной заработок — пол-доллара в час — считался очень неплохим.

В те времена это была вершина американской инженерной и строительной мысли: плотина высотой 220 метров перегородила узкий (шириной 400 метров) и глубокий каньон. Дамба Гувера и по сей день остается одной из самых высоких в мире, а результат ее постройки, рукотворное озеро Мид-Лейк, является крупнейшим в Северной Америке искусственным водоемом и одним из самых популярных в США мест для занятия водными видами спорта.

Про Дамбу Гувера в свое время написали Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке» – они там описывают встречу с одним из инженеров компании General Electric, который позднее помогал Советскому Союзу возводить ДнепроГЭС и даже был за это награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Я сначала прогулялся по пешеходной дорожке на мосту, который проходит рядом с дамбой Гувера чуть выше нее:

Затем доехал до самой плотины и, припарковав машину в многоярусной парковке, погулял по дорожке поверху дамбы. Экскурсии в машинное отделение брать не стал – время поджимало, надо было ехать «в гости» к индейцам Хулапаи. Осмотр внутренностей дамбы Гувера разрешили недавно, но, ввиду сугубой важности объекта и его уязвимости, были приняты серьезные меры предосторожности — например, посетители не имеют права брать с собой на экскурсию предметы размером более обычного фотоаппарата (однако, по самой вершине дамбы можно гулять совершенно свободно безо всякого контроля и досмотра, что представляется несколько нелогичным — при желании взорвать гигантское, но уязвимое сооружение можно не только изнутри).

За отдельную плату можно подняться на стеклянную башню и спуститься в машинный зал, расположенный глубоко в недрах дамбы Гувера.

Дамба Гувера, без сомнения, производит самое серьезное впечатление, но лично мне она больше запомнилась не столько своими размерами и техническими параметрами, сколько умением американцев грамотно подать и продать буквально все. Поясню на примере: кроме дамбы Гувера, мне довелось побывать на Ингурской ГЭС, расположенной на границе Грузии и Абхазии. Визуально, Ингурская ГЭС ничем не уступает дамбе Гувера, а кое с каких ракурсов и повыигрышнее смотрится – но про нее очень мало кто знает. А свою дамбу Гувера американцы превратили во всемирно известный бренд, который, помимо своей прямой функции генерирования электроэнергии, еще и генерирует существенные доходы от туризма.

Полезная информация для посещения дамбы Гувера:

Парковка возле дамбы стоит 7 долларов, открыта с 8:00 до 17:15. Организованные туры по дамбе с посещением машинного отделения: с 9:00 до 15:00.

Координаты для GPS-навигатора дамбы Гувера: N36.016222 W114.737245, расположена в 30 милях к юго-востоку от Лас-Вегаса.

Как добраться до дамбы Гувера из Лас-Вегаса : сначала надо ехать по US Highway 93 South до Boulder City. В городке Boulder повернуть налево на втором перекрестке (их там всего два). Затем около 5 миль ехать по US93 (проехать Hacienda Hotel) до съезда на Nevada State route 173 — и по этой дороге ехать до самой дамбы. Чтобы потом ехать дальше в Аризону, нужно будет снова въехать в Неваду и заехать на Highway 93, чтобы пересечь Hoover Dam bypass bridge (мост рядом с дамбой). По самой дамбе Гувера насквозь из Невады в Аризону проехать нельзя.

От дамбы Гувера я поехал к Гранд-Каньону, а точнее, в одну из “точек доступа” к нему, расположенную на территории резервации индейцев племени Хулапаи: после дамбы выехал на дорогу 93, затем свернул налево на Pierce Ferry road, затем поворот направо на Diamond Bar road.

Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам.

Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Вид с плотины Гувера (Alexander Russy / flickr.com) Ron Reiring / flickr.com Ron Reiring / flickr.com Lauri Väin / flickr.com David Herrera / flickr.com Viator.com / flickr.com Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com) Henner Zeller / flickr.com Башни дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Башня с часами на плотине Гувера (Ian Lee / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Omshivaprakash H L / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Электрогенераторы плотины Гувера (Dennis Redfield / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Joseph Francis / flickr.com Электрогенераторы дамбыГувера (Joseph Francis / flickr.com)

В нижней дельте реки Колорадо расположилась одна из известнейших достопримечательностей Соединённых Штатов и Лас-Вегаса - Плотина Гувера. Гидроэлектростанция, представляющая собой громадную гидротехническую конструкцию в высоту более 200 метров, была сооружена в 30-х годах прошлого столетия.

Чёрный каньон – место, где устроилось данное строение, находится неподалёку от штата Аризона и Невада. Плотина Гувера получила своё название в честь одного из американских президентов, а именно Герберта Гувера. 31-й глава огромного государства принял активное участие в организации и ходе строительства дамбы, чем и удостоился чести дать своё имя такому грандиозному строительному проекту.

Река Колорадо неоднократно создавала множество проблем населению, проживающему на её берегах. Чаще всего страдали фермерские угодья, расположенные вниз по её течению: с таянием снегов речные воды выходили из берегов и покрывали собою всё, что было в их досягаемости.

Основной причиной, послужившей решительным шагом в возведении плотины, стало предположение проектировщиков о том, что только так можно искоренить ежегодно возникающие проблемы с полноводьем Колорадо. К тому же на возникшее новое водохранилище возлагались надежды о развитии земледелия прилегающих районов и поставке питьевой воды в несколько районов штата Калифорния.

Подписание договора – Конвенции реки Колорадо

Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.

Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.

Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.

Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.

Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.

Тяжелейшие условия труда

Подрядчиками строительства были назначены ведущие компании США. Количество рабочих рук, задействованных в процессе создания гидроэлектростанции, было просто невероятным: самая большая численность работников зафиксирована в 1934 году – более 5200 человек.

Вид на плотину Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Особенностью контрактного соглашения был запрет на наём азиатов, и лимит на привлечение к труду африканцев – лишь около 30 чернокожих человек допускались к самым низкооплачиваемым работам.

Во время строительства рядом с плотиной Гувера должно было быть отстроено специальное поселение для рабочих и строителей. Однако планы были изменены, так как график рабочего процесса был пересмотрен с целью роста количества свободных трудовых вакансий. Все эти факторы повлияли на ход выстраивания городка, который к приезду основного числа наёмников не был завершён. Строителям пришлось жить во временных бараках поблизости с дамбой Гувера.

Стоит отметить и ужасные условия труда. Отсутствие нормального проживания в не рабочее время и опасности, подстерегающие тружеников на каждом шагу из-за пренебрежений техникой безопасности, стали причинами состоявшейся в 1931 году забастовки, которая не увенчалась успехом – полиции был отдан приказ разогнать бастующих с применением силы. После этих событий властями штата было решено ускорить темп строительства, а через год наёмников поселили в постоянные дома в прилегающем завершённом городе.

Joseph Francis / flickr.com

До самого конца строительных работ на территории Боулдер-Сити категорически запрещалась проституция, продажа любых алкогольных напитков, азартные игры. При этом на деле запрет просуществовал ещё сорок лет, а на азартные игры – не снят и по сей день, что делает данный город единственным в Неваде, где действует такое табу.

Плотина Гувера рождалась в тяжелейших нечеловеческих условиях. Люди, занятые трудом в глубоких тоннелях, задыхались от угарного газа, но руководство наотрез отказывалось брать на себя ответственность за болезни и смерти своих подчинённых.

Дамба Гувера и история её создания отличились тем, что именно здесь рабочие впервые применяли каски, защищающие головы от ударов. Тем не мение в общей сложности жертвами халатности руководителей проекта, которые пренебрегали соблюдением правил технической безопасности, стали 96 человек.

Строительные работы

Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.

Плотина Гувера, Аризона / Невада, США (Ron Reiring / flickr.com)

Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.

Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.

Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.

Электрогенераторы дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.

Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.

Архитектурный облик дамбы

Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.

Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.

Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.

Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.

Новый мост О’Каллагана

Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.

Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com)

Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.

Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.

Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.

Значение плотины Гувера сегодня

Возведенная дамба Гувера значительно повлияла на водный режим реки Колорадо и на её экологическую систему. Подобные негативные воздействия присуще всем искусственным гидросооружениям, однако, польза от плотины весомая: каньон реки избавился от частых наводнений.

Плотина Гувера (иногда её называют Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.
Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе. Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось. Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки. Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.


Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.
В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи. Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.


Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.


Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены, то есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо. Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».


Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.
На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».


Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.


  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире

Плотина Гувера фото







© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков