Святой апостол и евангелист иоанн богослов. Житие (биография) Иоанна Богослова, святой Иоанн Богослов апостол и евангелист Какой смертью умер апостол иоанн богослов

Святой апостол и евангелист иоанн богослов. Житие (биография) Иоанна Богослова, святой Иоанн Богослов апостол и евангелист Какой смертью умер апостол иоанн богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Храмовая икона св. апостола Иоанна Богослова.

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Коломне.

Икона св. апостола Иоанна Богослова на странице «Тайна основания» Книги «Церковь апостола Иоанна Богослова»

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век. Из книги Византийские иконы Синая.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника.

Иоанн Богослов. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Среди книг Священного Писания, данных людям Господом через своих учеников, особо выделяется Апокалипсис. Он повествует о «конце времен», ожидающем человечество в результате ведения им греховного образа жизни. Автором Апокалипсиса является апостол-евангелист Иоанн Богослов (другое название книги прямо указывает на это - «Откровение святого апостола Иоанна Богослова»). Господь избрал данного человека для того, чтобы тот нес предупреждение всем жителям Земли. Дату памяти Иоанна Богослова Церковь учредила 21 мая (8 мая по с.ст.), в день его кончины.


Начало служения Христу

В день памяти святого апостола давайте подробнее остановимся на житие Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов был сыном дочери святого Иосифа Обручника от первого брака Саломеи и христианина по имени Зеведей. Также апостол приходился братом святому Иакову и племянником самому Христу. В число учеников Иисусовых Иоанн Богослов попал, последовав призыву Сына Божия на Генисаретском озере. На тропу веры он вступил вместе с братом. Именно святой Иоанн стал одним из трех ближайших к Христу учеников и явился свидетелем многих знамений и чудес, творимых Спасителем при жизни. Именно он задал Иисусу вопрос во время Тайной Вечери о том, кто предаст Учителя, а также один из всех апостолов не скрылся в момент распятия Мессии на кресте и заботился по воле принесшего себя в жертву ради спасения человечества о Матери Божьей до самого Успения Пречистой.


Согласно жребию, призванному определить каждому ученику Христову землю для ведения там проповеднической деятельности, Иоанн Богослов должен был следовать в Малую Азию. Для того, чтобы попасть на место, апостолу предстояло путешествие по морю, чего он безумно боялся. Поэтому, когда все ученики собрались в путь, Иоанн остался с Девой Марией в Иерусалиме, где пробыл до 50-го года. Но в Малую Азию ему все равно прищлось поплыть, и когда это произошло, корабль, на котором плыл ученик Христа, потерпел крушение. Впрочем, никто не погиб, и даже сам апостол, пропавший было без вести, позже оказался чудесным образом вынесен волной на сушу целым и невредимым.


Прибыв в Ефес вместе с учеником Прохором, Иоанн Богослов стал жертвой притеснения местной жительницей Романой. Однако Бог заступился за своих подопечных: очень быстро конфликт был разрешен, а злобная женщина и два спасенных по молитвам апостола мужчины приняли христианское Крещение. По пламенной просьбе Иоанна Господь явил страшные знамения язычникам, бесновавшимся в городе, для обращения их в истинную веру. Это помогло, и тысячи людей покинули лоно язычества. К несчастью, о случившемся, в частности - о разрушении землетрясением, вызванным молитвами апостола к единому Господу, античного храма узнал император Домициан. Он приказал схватить проповедника, а увидев ученика Иисуса лично, приговорил несчастного к смертной казни. Однако не так-то легко оказалось убить человека, находящегося под покровом Божьим. Яд, выпитый апостолом, не возымел на него ни малейшего действия, а кипящее масло в котле, куда бросили Иоанна Богослова после, не причинило вреда телу святого. В итоге Домициан сослал праведника на о.Патмос, решив, что тот бессмертен.


Путь на остров лежал через море. Во время путешествия у Иоанна появилась возможность обратить сопровождавших его стражников к Богу. По молитвам святого был спасен человек, упавший за борт, команда утолила жажду свежей водой, а больной дизентерией исцелился. Видя такие чудеса, стражники хотели отпустить апостола, но тот воспротивился. Тогда они остались рядом с учеником Иисуса на Патмосе на 10 дней, в результате чего приняли святое Крещение и сделались христианами.

В ссылке апостол не прекращал совершать чудеса. Иоанн изгнал из юноши, сына жителя города Флоры, беса, в итоге покрестив самого пострадавшего и всю его семью; разоблачил язычника-волхва Кинопса; воскрешал детей и взрослых из мертвых; исцелял женщин от бесплодия; избавлял от уныния и безверия отчаявшихся. Своими пламенными молитвами он разрушил храмы Диониса и Аполлона на острове и почти всех жителей Патмоса обратил на путь христианства.


Глас с неба

В 96 году сменилась власть: на трон взошел император Нерва, потому как предыдущий правитель был убит. Новый царь не имел желания преследовать христиан и препятствовать распространению их вероучения. Мало того, он освободил Иоанна Богослова, и тот,получив от Господа видение, подготовился отплыть с Прохором в Ефес. Жители Патмоса опечалились, узнав об этом, и обратились к апостолу с просьбой оставить им письменную версию Слова Божия. Так появилось знаменитое на весь мир Евангелие от Иоанна, переданное людям Господом. Святой апостол изрекал, а его спутник записывал послание в течение двух дней. Получилось два экземпляра Евангелия: один они оставили жителям острова, другой взяли с собой.


По Священному Преданию Апокалипсис был записан Прохором со слов Иоанна там же. Этому предшествовал десятидневный пост апостола в молитве и уединении, проживание в пещере. В последней Иоанн Богослов и услышал глас небес о событиях, которые следует ожидать людям в «конце времен». Эта пещера сегодня находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является церковью во имя апостола Иоанна Богослова. «Откровение» считается по праву самой загадочной книгой в мире, ведь вся информация в ней зашифрована в образных выражениях и таинственных намеках.

Последние годы жизни и смерть

Итак, святой Иоанн вернулся в Ефес и остановился в доме юноши по имени Домн, которого он когда-то воскресил из мертвых. После апостол много раз был встречаем довольно радушно этим человеком. Иоанн Богослов продолжил путешествовать по городам Малой Азии и проповедовать Слово Божие. Во время этих своих походов он окрестил многих людей.

В конце жизни святой Иоанн Богослов стал еще большим подвижником, чем всегда. Дни и ночи он проводил в глубоком воздержании, отвергая любую пищу, кроме воды и хлеба. Уже в совершенной старости и немощи Иоанн Богослов наставлял епископов, а ученикам своим повторял лишь одно: «Детки, любите друг друга». Надо сказать, он на протяжении всего земного существования учил людей миру, его так и называют сегодня: «апостол любви». В 95 лет святой апостол получил от Бога откровение, из которого узнал, что скоро умрет. Тогда он собрал семерых из учеников, рано утром пошел с ними в поле за город, велел выкопать могилу в виде креста, лег в нее и попросил засыпать себя землей до шеи, а голову покрыть тонкой тканью. Ученики повиновались, попрощались с Иоанном и были отосланы им в город. Вернувшись в Ефес, они сообщили о случившемся жителям-христианам. Те опечалились и захотели увидеть могилу старца. Когда же оказались с учениками на месте, узрели, что та... пуста.


На протяжении многих лет могила Иоанна Богослова источала благоуханное миро. Люди, собиравшие его, получали исцеление от душевных и физических недугов. Сегодня святого апостола считают своим покровителем субъекты, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с письмом: авторы, издатели и редакторы. Это неудивительно, ведь Иоанн Богослов дал человечеству по воле Бога важнейшие письменные источники Господней истины...

Святой апостол и евангелист
ИОАНН БОГОСЛОВ

Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола - служение Любви.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иоа́нн Зеведе́ев (ивр. «Йоханан») , был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников, занимался рыболовным промыслом и был не малозначительным членом иудейского общества. Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника, она также упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

Первоначально он был учеником Иоанна Крестителя. Он первый последовал за Спасителем вместе с Андреем Первозванным. Однако постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира, видел Преображение Господа, слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса. Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски - «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

По преданию Иоанн Богослов вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, а нежная и безграничная любовь граничила у него с пылкостью и даже некоторой резкостью. Сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения. Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). Для него не существовало раздвоенности. Он считал, что можно принадлежать либо Христу, либо дьяволу, среднего состояния быть не может. В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение любимого ученика, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В Эфесе апостолы Иоанн и Прохор нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка. С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь топил. В тот год утоплен был отрок по имени Домн. Отец не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником. Она стала кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города. Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым по слову Христа: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.


На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех местных жителей, принявших святое крещение.

Однажды на Патмосе во время молитвы в уединенной пещере ему было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель», - возвещал Дух Божий через святого апостола.» Так, около 67 года, была написана святого апостола Иоанна Богослова, символически описывающая события, которые должны произойти в конце времен. Это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова.


Четыре всадника Апокалипсиса

Та пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова. И поныне в пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука. В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся "громкий голос, как бы трубный", возвещавший откровение.


Монастырь св.Иоанна Богослова на о.Патмос


Стены монастыря св.апостола Иоанна Богослова на о.Патмос


Внутри монастыря св.Иоанна Богослова


После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес, где написал Евангелие. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры - о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово». (Ин. 1:1) Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Церковное Предание сохранило трогательную историю, показывающую, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался главарем шайки разбойников. Апостол любви, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими. Он не пытался освободиться и лишь сказал: «Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним». При виде Апостола Иоанна тот крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним: «Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца!» Словами любви он ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, пока совершенно не примирил его с Богом.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Детки, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Но любовь святого Иоанна к людям превращалась в пламенную ревность, когда он встречал лжеучителей, развращавших верующих. Однажды в общественной бане он встретил еретика Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, - сказал апостол бывшему с ним ученику, - я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание.»

Апостол Иоанн Богослов скончался в Ефесе уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым, накрыв лицо платом: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» (Ин. 21:22) Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола - этого удостаивалась лишь Богородица, Илия и Енох.


Литургия на месте погребения Иоанна Богослова (Турция)

Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро - тонкий слой праха (или «манны»),- и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Из учеников Христовых только ему Святая Церковь дала наименование Богослова, как тайнозрителю Судеб Божиих.

Тропарь, глас 2
Апостоле Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответныя, / приемлет тя припадающа, / Иже падша на перси приемый; / Егоже моли, Богослове, / и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть? / Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, / и молишися о душах наших, / яко богослов и друг Христов.

Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. А минь.

Сегодня - День памяти св.Иоанна Кронштадтского

В последний год своей жизни отец Иоанн часто и сильно болел.
"Моя физическая сила истощилась, - писал он в своем дневнике, - но дух мой бодр и горит любовию к моему возлюбленному Жениху - Господу Иисусу Христу... Хочу я видеть Неначальную Благость, Светлость, Красоту, бесконечную Премудрость и Силу, создавшую все, все держащую и всем управляющую, но... я не готов, не чист сердцем... "

С этого дня он совсем ослабел, перестал выходить из дома. Но ежедневно к нему приходил священник со Святыми дарами и причащал его, и отец Иоанн находил великое утешение в этом соединении с Господом.

Наступили последние три дня земной жизни отца Иоанна.
17 декабря он выразил желание подышать свежим воздухом и его покатили в карете по городу. Именно во время этой прогулки отец Иоанн простудился, и его болезнь осложнилась.
Вечером в этот день к нему приехала игумения Ангелина, настоятельница Иоанновского монастыря в Петербурге.
– Какое сегодня число? – спросил ее отец Иоанн.
– Семнадцатое, – ответила она.
– Значит, еще три дня, – сказал, как будто про себя отец Иоанн.
Игумения передала ему желание сестер монастыря, чтобы он посетил их на Рождество, послужил Литургию и причастил их.
– Я приеду, приеду, – ответил он, – только не смогу вас причастить. Ждут меня и в Святейшем Синоде. И мимо него проеду.

На другой день отец Иоанн почувствовал сильную слабость, а еще через день, 19 декабря утром, он уже не мог выйти и встретить священника со Святыми Дарами, как это делал до сих пор, и причастился лишь Святой Кровью.
В течение всего этого дня отец Иоанн находился как бы в забытьи, с закрытыми глазами сидя в кресле. Время от времени слышались стоны, выдававшие его страдания. Однако сознание его оставалось ясным до конца.

Свое последнее распоряжение батюшка сделал 19 декабря в восемь часов вечера. Игумения Ангелина попросила его благословения и на освящение храма-усыпальницы в монастыре, этот храм давно уже был готов, но еще не освящен. На этот вопрос батюшка ответил: «Да, да, освящай», и поднял руку в знак благословения. Получив благословение, игумения поехала, чтобы распорядиться об освящении.

По просьбе престарелой и больной супруги отца Иоанна – Елизаветы Константиновны в квартире батюшки на ночь остались только священник Иоанн Орнатский и Руфина Григорьевна Шемякина, его родственники, которые вместе с прислугой батюшки не отходили от него всю ночь. Но они не могли облегчить его страданий.

От всякой врачебной помощи батюшка решительно отказался и после восьми часов вечера только два раза согласился принять несколько капель святой воды. В десять часов батюшка выразил желание встать с кресла. Его подняли и положили на постель, но через несколько минут он опять захотел встать и оставался в кресле до часу ночи в таком же положении, как раньше.

Где были в это время мысли страдальца-пастыря? Вероятно, он молился в последний раз той умной молитвой, которой так любил отдаваться в то время, когда, измученный целодневными трудами, он возвращался в Кронштадт с парохода или с поезда.

Среди ночи батюшка дрожащей рукой сделал знак, что хочет встать. Его подняли опять, но теперь, однако, его ноги отказались ему служить. Опять положили его в постель.

Вместе с тем, видя его тяжелое положение, распорядились отслужить святую Литургию раньше обычного времени. Литургия началась около трех часов утра, а к четырем часам священник Иоанн Аржановский, заменявший больного духовника батюшки, и кафедральный священник Николай Петровский пришли со Святыми Дарами. Отец Иоанн в последний раз причастился Святой Кровью. После причастия сам вытер уста и некоторое время оставался совершенно спокойным, а потом произнес свои последние слова: «Душно мне, душно». И знаком пожелал освободиться от излишней одежды, так как был в теплом подряснике. Его просьба была исполнена.

Скоро батюшка впал в забытье. Его дыхание было спокойным, но становилось все тише и тише. Священник Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души, а после этого отходную, и когда кончил чтение и подошел к одру умирающего, батюшка лежал неподвижно с руками, сложенными на груди; едва были слышны последние вздохи, и великий пастырь совершенно спокойно предал свой дух Богу.

Его глаза, которые до сих пор оставались закрытыми, открылись на миг и из них вытекли две чистые, как кристалл, слезинки. Это были последние слезы великого молитвенника-страдальца. Его праведная душа успешно закончила школу земного существования, вынесла тяжелый спасительный крест, вытерпела подвиг, удержала победу и перешла в другой мир, где нет ни болезни, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь вечная.
Невольно слезы и рыдания вырвались в очевидцев этого Таинства.

Святой праведник был по его завещанию погребен в Иоанновском женском монастыре в Петербурге.

В Квартире, где преставился Великий Праведник Русской Земли, теперь затеплилась лампада и существует Мемориальный Музей.

Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, уважается христианами как предшественник . В православии – второй по важности после святой Богородицы. Во имя Иоанна освящено множество храмов на территории России и в мире. Мусульмане, мандеи и бахаи называют пророка Яхья, арабские христиане – Юханн. Как историческая личность фигурирует в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.

На иконах изображается со следующими атрибутами: отсеченная голова (вторая на картине), свиток в руках, чаша, тонкий крест из тростника. Одет святой в мешковатую одежду из косматой шерсти, подпоясанную широким кожаным поясом, реже – в тканый хитон или гиматий. На картинах к этим признакам добавляются медовые соты, ягненок, пастушеский посох, обращенный к небу указательный палец правой руки. У католиков популярны статуи Крестителя.

Детство и юность

Факты биографии Иоанна Крестителя богословы черпают из четырех канонических Евангелий, апокрифов и житийной литературы. О детстве Иоанна рассказывает евангелист Лука.

Родился Иоанн в семье первосвященника Захарии и праведницы Елисаветы, дальней родственницы будущей Богоматери. Предстоящее появление ребенка у бесплодной пожилой четы предсказал архангел Гавриил, посетив будущего отца в Храме, Гавриил же приказал дать мальчику необычное для семьи имя. Захария не поверил вестнику, за что тот лишил Захарию дара речи. Немота священника продлилась до рождения ребенка.


Пророчествовать ребенок начал еще в материнском животе. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, то младенец забился, и Елисавета ощутила благодать. То есть Иоанн радовался встрече с Мессией еще до того, как окружающие заметили беременность непорочной девы. На месте загородного дома Захарии, где встретились будущие матери, выстроена церковь Посещения.

В Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима, где пророк появился на свет, выстроен монастырь ордена францисканцев («Святой Иоанн на горах»). Немой Захария письменно подтвердил желание дать сыну имя Иоанн, указанное ангелом, после чего снова смог говорить.


По Писанию, родился Предтеча на полгода раньше Спасителя. На основании этой информации рассчитана дата празднования Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня по юлианскому календарю в православии. В народе праздник известен как День Ивана Купала. С точки зрения солярной символики: Иисусово Рождество отмечается после зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, и Иоанново – после летнего, когда день укорачивается.

Для того чтобы спасти ребенка от рук слуг царя Ирода, истреблявших детей, мать ушла с ним из города в пустыню, где Иоанн и прожил до взрослого возраста, готовясь к будущему служению. Предполагают, что тайным местом был монастырь ессеев – тайной иудейской секты. Первосвященника Захарию убили солдаты Ирода на его рабочем месте.

Христианское служение

В пустыне с молодым Иоанном заговорил Бог, после чего Иоанн отправился проповедовать, началом путешествия считают 28 или 29 год. Пророк был аскетом, одевался в лохматую тунику из верблюжьей шерсти, подпоясывался ремнем из сыромятной кожи, питался медом диких пчел и акридами, не пил вина. В проповедях призывал грешников убояться Божьего гнева и покаяться. Укорял саддукеев и фарисеев в лицемерии и гордыне.


Воинов пророк призывал довольствоваться жалованием, не обижать мирных жителей; мытарей – ничего не требовать у населения сверх положенного по закону; богачей – делиться пищей и одеждой с бедняками. Символом раскаяния и очищения Иоанн назначил ритуальное купание в струях реки Иордан, названное крещением. Вокруг Крестителя собрался кружок последователей. Ученики Иоанновы подражали аскетизму учителя и предполагали, что Иоанн и есть предсказанный Спаситель.

Когда из Иерусалима прибыла делегация священнослужителей для проверки этой версии, Иоанн ее отрицал. Он назвал себя голосом пустынника, зовущего людей к обновлению. Он предсказывал скорый приход Мессии, но удивился при встрече с пришедшим креститься Иисусом, поскольку считал себя недостойным даже завязать ремешки обуви Спасителя.


Иисус настоял на том, что следует исполнять предначертанное Богом, и принял крещение в Иордане. Исполняя ритуал, Креститель положил правую руку на макушку Христа, в связи с чем десница святого позже особенно почиталась. Крещение сопровождалось чудесами, открывшими людям мессианство Иисуса: с небес слетел голубь и прозвучал голос, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и благословивший его.

После знамения к Спасителю присоединились первые двое апостолов, бывшие прежде среди учеников Иоанна Предтечи. Когда Иисус пребывал в размышлениях в пустыне, Иоанна арестовали. Святой Иоанн в православии считается важнейшим молитвенником за всех христиан.


Акафист Предтече читают для понимания своих грехов и их причин, воцерковления неверующих, помощи заключенным. Автор старинной молитвы сравнил Предтечу с утренней звездой, затмевающей сияние прочих звезд, которая предвещает утро солнечного дня.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.


Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.


В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.


Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.


В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.


Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Память

  • 1663 – поэма Йоста ван ден Вондела «Иоанн Креститель»
  • 1770 – построен линейный корабль российского императорского флота «Чесма», имевший второе название «Иоанн Креститель»
  • 1864 – поэма Стефана Малларме «Иродиада»
  • 1877 – рассказ «Иродиада»
  • 1891 – пьеса «Саломея»

Православные праздники

  • 23 сентября (6 октября) - Зачатие Иоанна Предтечи
  • 24 июня (7 июля) - Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 августа (11 сентября) - Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 7 (20 января) - Собор Иоанна Крестителя
  • 24 февраля (8 марта) в високосном году, 24 февраля (9 марта) в невисокосном – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 25 мая (7 июня) – третье Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 12 (25 октября) - Перенесение Десницы Иоанна Предтечи


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков