Слесарь по ремонту автомобилей. Слесарь по ремонту автомобилей Дневник - отчет

Слесарь по ремонту автомобилей. Слесарь по ремонту автомобилей Дневник - отчет

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.

Руководителя или иного

Должностного лица, уполномоченного

Утверждать

[организационно-правовая форма, должностную инструкцию]

наименование организации, [число, месяц, год]

предприятия] М. П.

Должностная инструкция

слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих Выпуск 2, утв. постановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 г. N 45, Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 октября 2008 г. N 541н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].

1.4. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда должен знать:

Основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;

Назначение и правила применения используемых слесарного и контрольно-измерительных инструментов;

Наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов;

Основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов;

Порядок сборки простых узлов;

Приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;

Основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;

Способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;

Назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;

Основные механические свойства обрабатываемых материалов;

Назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;

Правила применения пневмо- и электроинструмента;

Систему допусков и посадок;

Квалитеты и параметры шероховатости;

Основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы;

Правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

Правила пользования средствами индивидуальной защиты;

Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;

Виды брака и способы его предупреждения и устранения;

Производственную сигнализацию;

Требования по рациональной организации труда на рабочем месте.

2. Должностные обязанности

2.1. Разборка простых узлов автомобилей.

2.2. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей.

2.3. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификации.

2.4. Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов.

2.5. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей.

2.6. Снятие и установка несложной осветительной арматуры.

2.7. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов.

2.8. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей.

2.9. Слесарная обработка деталей по 12-14 квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительных инструментов.

2.10. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

3. Виды работ

Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда выполняет следующие виды работ:

3.1. Снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксирных крюков, номерных знаков.

3.2. Проверка и крепление картеров, колес.

3.3. Разборка направляющих в клапанах.

3.4. Изготовление кронштейнов, хомутиков.

3.5. Снятие самосвальных механизмов.

3.6. Снятие и установка водяных насосов, вентиляторов, компрессоров.

3.7. Снятие и установка плафонов, задних фонарей, катушек зажигания, свечей, звуковых сигналов.

3.8. Проверка и крепление при техническом обслуживании приборов и агрегатов электрооборудования

3.9. Замена, пайка, изоляция проводов.

3.10. Изготовление прокладок.

3.11. Смазка листов рессор с их разгрузкой.

3.12. Зачистка контактов в свечах, прерывателях-распределителях.

3.13. Разборка, ремонт, сборка фильтров воздушных, масляных тонкой и грубой очистки.

4. Права

Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

4.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.

4.4. На получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

4.5. На дополнительный отпуск.

4.6. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.7. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

Инструкция для должности "Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда ", представленная на сайте , соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 69. Автомобильный транспорт", который утвержден приказом Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. N 136. С изменениями, утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины от 04.09.2008 г. N 1097.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное общее среднее образование и профессиональная подготовка на производстве. Повышение квалификации и стаж работы по профессии слесаря по ремонту автомобилей 1 разряда - не менее 0,5 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- основные сведения об устройстве автомобилей;
- порядок составления простых составляющих единиц;
- приемы изолирования и пайки проводов;
- способы выполнения крепежных работ и объемы первого технического обслуживания;
- назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных приборов;
- основные механические свойства обрабатываемых материалов;
- назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлив;
- правила применения и пользования пневмо - и электроинструментом;
- основные сведения о системе допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости;
- основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

1.4. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Выполняет работы по разборке грузовых и легковых автомобилей (кроме специальных и дизельных), автобусов с количеством посадочных мест до 22 пассажиров, прицепов, полуприцепов и мотоциклов.

2.2. Осуществляет ремонт, составление простых соединений и составных единиц автомобилей с заменой отдельных частей и деталей.

2.3. Снимает и ставит несложную осветительную арматуру, изолирует и паяет провода.

2.4. Выполняет крепежные работы по регламенту работ первого технического обслуживания, устраняет выявленные мелкие неисправности.

2.5. Выполняет слесарную обработку деталей по 12-14 квалитетам с применением слесарного инструмента и контрольно-измерительных приборов.

2.6. Выполняет работы средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

2.7. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.8. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5. Примеры работ

5.1. Автомобили - снятие и установка дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутов, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, тягово-сцепных устройств, номерных знаков.

5.2. Картеры, кронштейны, хомуты - проверка крепления, подтяжка.

5.3. Колеса - снятие и установка.

5.4. Механизмы подъема кузовов самосвалов - снятие, установка.

5.5. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры - снятие, установка.

5.6. Прерыватели-распределители - зачистка контактов.

5.7. Плафоны, задние фонари, свечи, звуковые сигналы - снятие, установка.

5.8. Приборы и агрегаты электрооборудования - проверка крепления при техническом обслуживании.

5.9. Провода - замена, пайка, изоляция.

5.10. Прокладки - изготовление.

5.11. Рессоры - смазка листов рессор.

5.12. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки - замена.

§ 99. Слесарь по ремонту автомобилей 1-го разряда

Характеристика работ . Разборка простых узлов автомобилей. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов; назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительных инструментов; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.

Примеры работ

1. Автомобили - слив воды из системы охлаждения, топлива из баков, тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.

2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки - разборка.

§ 100. Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда

Характеристика работ . Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. Слесарная обработка деталей по 12 - 14 квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительных инструментов. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов; порядок сборки простых узлов; приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов; основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение; способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; основные механические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива; правила применения пневмо- и электроинструмента; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

Примеры работ

1. Автомобили - снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксерных крюков, номерных знаков.

2. Картеры, колеса - проверка, крепление.

3. Клапаны - разборка направляющих.

4. Кронштейны, хомутики - изготовление.

5. Механизмы самосвальные - снятие.

6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры - снятие и установка.

7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи, сигналы звуковые - снятие и установка.

8. Приборы и агрегаты электрооборудования - проверка, крепление при техническом обслуживании.

9. Провода - замена, пайка, изоляция.

10. Прокладки - изготовление.

11. Рессоры - смазка листов рессор с их разгрузкой.

12. Свечи, прерыватели-распределители - зачистка контактов.

13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки - разборка, ремонт, сборка.

§ 101. Слесарь по ремонту автомобилей 3-го разряда

Характеристика работ . Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11 - 12 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения, назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов; назначение термообработки деталей; устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости.

Примеры работ

1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов - снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.

2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов - подгонка при сборке.

3. Вентиляторы - разборка, ремонт, сборка.

4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов - проверка, крепление.

5. Головки цилиндров самосвального механизма - снятие, ремонт, установка.

6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные - разборка.

7. Контакты - пайка.

8. Крылья легковых автомобилей - снятие, установка.

9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры - разборка, ремонт, сборка.

10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования - пропитка, сушка.

11. Реле-регуляторы, распределители зажигания - разборка.

12. Седла клапанов - обработка шарошкой, притирка.

13. Фары, замки зажигания, сигналы - разборка, ремонт, сборка.

§ 102. Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда

Характеристика работ . Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7 - 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей.

Должен знать: устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок; квалитетов и параметров шероховатости.

Примеры работ

1. Блоки цилиндров двигателей - ремонт и сборка с кривошипношатунным механизмом.

2. Валы распределительные - установка в блок.

3. Генераторы, статоры, спидометры - разборка.

4. Гидроподъемники самосвального механизма - испытание.

5. Гидротрансформаторы - осмотр и разборка.

6. Головки блока цилиндров дизельного двигателя - сборка, ремонт, испытание на герметичность, установка и крепление.

7. Двигатели всех типов - ремонт, сборка.

8. Колеса передние - регулировка угла сходимости.

9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы - ремонт и сборка.

10. Компрессоры, краны тормозные - разборка, ремонт, сборка, испытание.

11. Коробки передач автоматические - разборка.

12. Коробки передач механические - сборка, испытание на стенде.

13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов - установка, регулировка подъема и опускания.

14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные - ремонт, сборка и регулировка.

15. Оси передние - проверка и правка под прессом в холодном состоянии.

16. Подшипники коренные - замена вкладышей, шабрение, регулировка.

17. Поршни - подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.

18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные - проверка и регулировка при техническом обслуживании.

19. Редукторы, дифференциалы - ремонт, сборка, испытание и установка в картер заднего моста.

20. Реле-регуляторы, распределители зажигания - разборка, ремонт.

21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки - замена.

22. Тормоза гидравлические и пневматические - разборка.

23. Управление рулевое - ремонт, сборка, регулировка.

24. Шатуны в сборе с поршнями - проверка на приборе.

25. Шатуны - смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях.

26. Электропровода автомобилей - установка по схеме.

§ 103. Слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда

Характеристика работ . Регулировка и испытание на стендах и шасси сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей и замена их при техническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложная слесарная обработка, доводка деталей по 6 - 7 квалитетам. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.

Должен знать: конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов; технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; электрические и монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них; причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.

Примеры работ

1. Агрегаты и приборы электрооборудования - установка по полной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническом обслуживании.

2. Валы коленчатые с маховиками - балансировка.

3. Генераторы, статоры, спидометры - ремонт, сборка, испытание, устранение дефектов.

4. Гидроподъемники самосвального механизма - сборка и испытание.

5. Гидротрансформаторы - ремонт, сборка.

6. Двигатели всех типов и марок - испытание на стенде, регулировка, диагностирование.

7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы - обслуживание, тарировка, ремонт.

8. Мосты передние и задние - замена и регулировка подшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации - диагностирование.

9. Распределители зажигания, реле-регуляторы - проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.

10. Тормоза гидравлические и пневматические - ремонт, сборка, установка и регулировка.

11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники - проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.

§ 104. Слесарь по ремонту автомобилей 6-го разряда

Характеристика работ . Ремонт, сборка, регулировка, испытание на стенде и шасси и сдача в соответствии с технологическими условиями сложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Оформление приемо-сдаточной документации.

Должен знать: конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок; технические условия на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей; порядок оформления приемо-сдаточной документации; правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.

Примеры работ

1. Коробки передач автоматические - сборка, регулировка, испытание.

2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей - обслуживание, ремонт, тарировка.

3. Приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозов систем, гидроусилителей рулевого управления - обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.

§ 104а. Слесарь по ремонту автомобилей 7-го разряда

(введено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.11.2008 N 645)

Характеристика работ . Регулирование и испытание на стендах и шасси особо сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей, автогидроподъемников, специальных автомобилей, предназначенных для транспортировки опасных грузов. Ремонт узлов и агрегатов гидравлических систем подъемников. Проверка правильности сборки узлов и агрегатов со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулирование всех систем и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей различных марок и назначения.

Должен знать: особенности устройства обслуживаемых автомобилей различных марок и назначения; технические условия на ремонт, испытание, регулирование и сдачу сложных агрегатов, узлов и электрооборудования; электрические и монтажные схемы различной сложности; способы восстановления изношенных деталей механизмов; устройство испытательных стендов; виды ремонта и способы тарировки диагностического оборудования.

Примеры работ

1. Гидромуфты включения вентилятора - замена, ремонт.

2. Гидро-, пневмоусилители - ремонт, сборка и регулирование.

3. Инжекторы - диагностика, ремонт.

4. Коробка отбора мощности - ремонт, сборка, испытание.

5. Муфты опережения угла подачи топлива, регулятор числа оборотов - замена.

6. Повышающие передачи - ремонт, сборка, испытание.

7. Системы кондиционирования автомобилей отечественного и зарубежного производства - заправка, обслуживание, ремонт.

8. Тормозные системы с антиблокировочной системой различных типов автомобилей отечественного и зарубежного производства - диагностика, ремонт, регулирование.

9. Турбокомпрессоры - разборка, ремонт, сборка, испытания.

10. Тяги управления топливного насоса высокого давления - регулирование.

11. Узлы и агрегаты трансмиссий автомобилей отечественного и зарубежного производства - ремонт, сборка и регулирование.

12. Электронные системы управления - диагностика, ремонт.

\Типовая должностная инструкция Слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда

Должностная инструкция Слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда

Должность : Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда
Подразделение: _________________________

1. Общие положения:

    Подчиненность:
  • Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда непосредственно подчиняется........................
  • Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда выполняет указания....................................................

  • (указания этих работников вы выполняются только в том случае, если они не противоречат указаниям непосредственного руководителя).

    Замещение:

  • Слесарь по ремонту автомобилей 2-го разряда замещает.................................................................................
  • Слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда замещает...............................................................................
  • Прием и освобождение от должности:
    Слесарь по ремонту автомобилей назначается на должность и освобождается от должности руководителем отдела по согласованию с руководителем подразделения.

2. Требования к квалификации:
    Должен знать:
  • основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов
  • порядок сборки простых узлов
  • приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов
  • основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение
  • способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания
  • назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов
  • основные механические свойства обрабатываемых материалов
  • назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива
  • правила применения пневмо- и электроинструмента
  • систему допусков и посадок
  • квалитеты и параметры шероховатости
  • основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.
3. Должностные обязанности:
  • Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов.
  • Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей.
  • Снятие и установка несложной осветительной арматуры.
  • Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов.
  • Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей.
  • Слесарная обработка деталей по 12-14 квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительных инструментов.
  • Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.
стр. 1 Должностная инструкция Слесарь по ремонту автомобилей
стр. 2 Должностная инструкция Слесарь по ремонту автомобилей

4. Права

  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  • Слесарь по ремонту автомобилей имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
5. Ответственность
  • Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
  • При переходе на другую работу или освобождении от должности Слесарь по ремонту автомобилей ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.
  • Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
  • Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с (наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного

Профессия 7231.2 Слесарь по ремонту автомобилей

Квалификация 1-2 разряды

Квалификационные требования к слесарю 1 разряда

Должен знать : основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых составных единиц; назначение и правила применения слесарных инструментов и контрольно – измерительных приборов, которые используются; наименование и маркировка металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих средств.

Задание и обязанности: выполняет работы по разборке простых составных единиц и агрегатов автомобилей, очистки от грязи, мойка после разборки составных единиц и агрегатов автомобилей, зачистка заусенцев, прогонка резьбы, сверление отверстий, смазывание деталей. Принимает участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификации.

Квалификационные требования к слесарю 2 разряда

Должен знать : основные сведения об устройстве автомобилей; порядок сборки простых составных единиц; приемы изолирования и пайки проводов; способы выполнения крепежных работ и объемы первого технического обслуживания; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных устройств и контрольно – измерительных приборов; основные механические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива; правила применения и использования пневмо – и електроинструментом; основные сведения о системе допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы; правовые и организационные основы безопасности труда; основы безопасности труда в отрасли; пожарной безопасности, электробезопасности, гигиены труда, производственной санитарии, вопросы прохождения медицинских осмотров; оказание первой помощи потерпевшим при несчастных случаях, охраны окружающей среды; классификацию, физико-химические, механические, технологические свойства, маркировки и отрасль применения металлов, сплавов, диэлектриков, горюче-смазочных материалов; основные правила чтения чертежей, общие понятия о сборочных чертежах, рабочих чертежах на изготовление деталей, технические измерения, общие сведения о схемах; основы электростатики, постоянный ток, электромагнетизм, переменный ток, трансформаторы, электрические машины, правила пользования електроизмерительными приборами; понятие о допусках и посадках, правила и порядок пользования инструментами и приборами для измерения линейных и угловых величин,

оптическими, пневматическими и электрическими приборами; основи машиноведения – общие сведения по теоретической механике, сопротивлению материалов, деталей машин, теплотехники, гидравлики, аэродинамики; современные модели экономики, товар, деньги их функции и свойства, материальное производство, рынок и условия его функционирования, микроэкономику, фонды предприятия, национальную прибыль; понятие и признаки правового государства; Конституционные основы Украины; гражданское право и отношения, которые им регулируются; защита хозяйственных прав и интересов; рассмотрение хозяйственных споров; административная вина и административная ответственность; правовую охрану природы; общие основы отраслевой экономики и предприятия; экономическую, финансовую и коммерческую деятельность предприятия; использование информационных и компьютерных технологий для автоматизации производства; системы управления на основе компьютерных технологий.

Задание и обязанности: выполняет работы по разборке грузовых и легковых автомобилей, (кроме специальных и дизельных), автобусов с количеством посадочных мест для пассажиров до 22, прицепов, полуприцепов и мотоциклов. Осуществляет ремонт, сборку простых соединений и составных единиц автомобилей с заменой отдельных частей и деталей. Снимает и устанавливает простую осветительную арматуру изолирует и паяет провода. Виполняет крепежные работы по регламенту работ первого технического обслуживания, устраняет обнаруженные мелкие неисправности. Виполняет слесарную обработку деталей по 12 – 14 квалитетам с применением слесарного инструмента и контрольно – измерительных приборов. Виполняет работы средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

щепрофессиональные требования

Должен:

а) рационально и эффективно организовывать труд на рабочем месте;

б) придерживаться норм технологического процесса;

в) не допускать брак в работе;

г) знать и выполнять требования нормативных актов по охране труда и окружающей среды, придерживаться норм, методов и приемов безопасного ведения работ;

д) использовать в случае необходимости средства предупреждения и устранения природных и непредвиденных негативных явлений (пожары, аварии, наводнения и другое);

є) знать информационные технологии.

Требования к образовательному уровню лиц, которые будут учиться в системе профессионально-технического образования

Базовое или неполное базовое общее среднее образование. Без требований к стажу работы.

Сфера профессионального использования выпускника

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Специфические требования:

Возраст: по окончанию срока учебы – не менее 18 лет.

Пол: женский, мужской.

Медицинские ограничения - согласно заключения ВТЕК о непригодности к работе по данной профессии.

Контрольные вопросы:


  1. Назовите основные этапы развития мирового автомобилестроения.

  2. Кому принадлежит пальма первенства в создании автомобиля с двигателем внутреннего сгорания?

  3. Назовите автомобильные заводы на Украине.

  4. Какова роль и значение профессии слесаря по ремонту автомобилей?

  5. Перечислите основные качества, которыми должен обладать слесарь по ремонту автомобилей.

  6. Что должен знать и уметь слесарь по ремонту автомобилей 1 – го разряда?

  7. Что должен знать и уметь слесарь по ремонту автомобилей 2 – го разряда?

План - конспект

проведения занятия по « Спецтехнологии».


Тема №2 « Слесарное дело ».

Тема урока № 3-4. Разметка поверхности.

Цель занятия : сформировать у учащихся основные понятия по разметке поверхностей.

Воспитательная цель:
Тип занятия – урок изложения нового материала.
Основная часть занятия – 70 мин.

Учебные вопросы: 1. Сущность процесса разметки, инструмент и приспособления для разметки.

2. Подготовка к разметке и последовательность нанесения линий. 3. Брак при разметке и охрана труда.

1. Понятие о разметке. Чтобы при обработке получить деталь, соответствующих форм и размеров, заготовку до обработки размечают. Разметку наносят на поверхность заготовки линий (рисок), определяющих согласно чертежу контуры детали или места, подлежащие обработке.

Разметки бывают плоскостные и пространственные (объемные).

Плоскостная разметка применяется при обработке деталей, изготовляемых обычно из листового материала, ограничиваясь нанесением рисок только на одной плоскости.

Пространственная разметка используется не только для разметки отдельных поверхностей детали, расположенных в различных плоскостях и под различными углами друг к другу, но и увязывают разметку этих отдельных поверхностей между собой.

Приспособления для разметки. На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструмент. Верхнюю, рабочую поверхность и боковые стороны плиты тщательно обрабатывают на строгальных станках и затем шабрят.

Прежде чем приступить к разметке, заготовку устанавливают и выверяют на разметочной плите, пользуясь для этого различными подкладками, призмами и домкратами.

Инструменты. Чертилки служат для нанесения рисок на размечаемую поверхность при помощи линейки, угольника, шаблона. Чертилки должны быть остро заточены. Во избежание отпуска во время заточки острие чертилки периодически охлаждают в жидкости.

Кернер для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях. Углубления делают для того, чтобы линии были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали. У кернеров для разметки центров отверстий, подлежащих сверлению, острие затачивается под углом 75° и поверяется шаблоном.

Для нанесения прямых линий применяют линейки. Линейки со скошенными ребрами (кромками) обеспечивают более высокую точность разметки.

Угольники необходимы для нанесения перпендикулярных и параллельных линий, при этом угольник перемещают на нужное расстояние.

Центроискатели и центронаметчики используют при отыскивании центров окружностей. Простейший центроискатель представляет собой треугольник с прикрепленной к нему линейкой, являющейся биссектрисой прямого угла.

Транспортиры и угломеры применяются при разметке углов и наклонов. Заданный угол фиксируется закреплением линейки шарнирным винтом.

Циркули необходимы для разметки окружностей и дуг, для деления отрезков, окружностей и для геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Рейсмас - основной инструмент для пространственной разметки, нанесения параллельных вертикальных и горизонтальных линий, а также проверки установки деталей на плите.

Подготовка к разметке . Перед разметкой необходимо:

Очистить поверхность заготовки от пыли и грязи;

Тщательно осмотреть заготовку на наличие дефектов и принять меры к их устранению при дальнейшей обработке;

Изучить чертеж размечаемой детали, особое внимание обратить на припуски на обработку;

Определить базовые поверхности заготовки, от которых следует откладывать размеры в процессе разметки;

Подготовить поверхности к окрашиванию.

Для окраски поверхностей используют:

Мел, разведенный в воде, его наносят малярной кистью или пульверизатором;

Сухой мел, которым натирают размечаемые поверхности;

Раствор медного купороса, при этом на поверхности заготовки осаждается тонкий слой меди. Применяется только для стальных и чугунных заготовок;

Раствор шеллака в спирте с добавлением фуксина применяется только для точной разметки обработанных поверхностей небольших изделий;

Быстросохнущие лаки и краски применяют для покрытия поверхностей больших заготовок.

2. Последовательность нанесения разметочных линий: сначала проводят горизонтальные, затем вертикальные, после этого наклонные и последними - окружности, дуги и закругления.

Прямые линии наносят чертилкой, которая должна быть наклонена в сторону от линейки (на 75-80°) и по направлению перемещения чертилки (на 75-80°).

Риску ведут только один раз. При повторном проведении линий невозможно попасть точно в то же место. Если линия нанесена плохо, ее закрашивают и проводят вновь.

Примеры разметки:

- разметка по чертежу (см. порядок выполнения упражнений);

- разметка по шаблону обычно применяется при изготовлении больших партий, одинаковых по форме и размерам деталей, или малых партий, но сложных изделий;

- разметка карандашом производится на заготовках из алюминия и дюралюминия.

Размечать алюминиевые и дюралюминиевые детали при помощи чертилки не разрешается, так как при этом разрушается защитный слой и создаются условия для появления коррозии металла.

3. Брак при разметке. Наиболее частые виды брака при разметке:

Несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа, допущенное по невнимательности разметчика или из-за неточности разметочного инструмента;

Неточность установки рейсмаса на нужный размер. Причиной являются невнимательность или неопытность разметчика, грязная поверхность плиты или заготовки;

Небрежная установка заготовки на плите в результате неточной выверки плиты;

Установка заготовки на невыверенную плиту.

Техника безопасности.

При выполнении разметочных работ необходимо соблюдать следующие правила охраны труда:

Установку заготовок (деталей) на плиту и снятие с плиты необходимо выполнять только в рукавицах;

Заготовки (детали), приспособления надежно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

Перед установкой заготовок (деталей) на плиту ее следует проверить;

Во время работы на свободные (неиспользуемые) остро заточенные концы чертилок обязательно надевать предохранительные пробки или специальные колпачки.

Контрольные вопросы:
1. Почему разметочные риски нужно наносить только один раз?

2. Как подготавливают поверхности размечаемых заготовок?

3. Как найти центр окружности на плоской заготовке?

4. Назовите виды и причины брака при разметке.

5.Для чего предназначена разметка?

6.Какой инструмент применяется при разметке?

7. Охрана труда при разметке.
План - конспект

проведения занятий по « Спецтехнологии».


Тема №2. «Слесарное дело».

Тема урока № 5 - 6. Рубка металла.

Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия по рубке металла.

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению учебного материала.


Основная часть занятия – 70 мин.

Учебные вопросы: 1. Понятие о рубке и инструмент для рубки. 2. Техника и приемы рубки. 3. Охрана труда при рубке.


  1. Понятие о рубке. Рубка применяется с целью снятия слоя металла, вырубки заготовок, разделения металла на части.
Заготовку перед рубкой закрепляют в тиски. Крупные заготовки рубят на плите или наковальне, а особо крупные на том месте, где они находятся. В зависимости от назначения обрабатываемой детали рубка может быть черновой или чистовой.

Точность обработки, достигаемая при рубке, составляет 0,5-1,0 мм.

Зубило представляет собой простейший режущий инструмент. Форма режущей части (лезвия) любого металлорежущего инструмента является клином, заточенным с определенными углами.

Действие клинообразного инструмента на обрабатываемый металл изменяется в зависимости от положения оси клина и направления действия прилагаемой силы. Различают два основных вида работы клина:

Ось клина и направление действия силы перпендикулярны поверхности заготовки. В этом случае заготовка разрубается;

Ось клина и направление действия силы образуют с поверхностью заготовки угол меньше 90°. В этом случае с заготовки снимается стружка.

Инструмент для рубки.

Слесарное зубило представляет собой стержень, изготовленный из инструментальной углеродистой стали, состоящий из трех частей:

Рабочей, имеющей клиновидную режущую часть на конце, заточенную под определенным углом

Ударной, суживающейся кверху и закругленной вершиной;

Средней, предназначенной для обхвата инструмента кистью руки.

Для твердых материалов (высокоуглеродистая сталь, бронза, чугун) 70°;

Для материалов средней твердости (углеродистая сталь) 60°;

Для мягких материалов (медь, латунь) 45°;

Для алюминиевых сплавов 35°.

Крейцмейсель отличается от зубила более узкой режущей кромкой и предназначен для вырубания узких канавок, шпоночных пазов и т. п.

Материалы (У7, У8, 4ХС, 6ХС, ТХФ и др.) для изготовления крейцмейселя и углы заострения, твердость рабочей и ударных частей те же, что и для зубила.

Для вырубания профильных канавок - полукруглых, двугранных и др. - применяют специальные крейцмейсели, называемыми канавочниками, отличающиеся от крейцмейселя только формой режущей кромки.

Заточка крейцмейселей и зубил производится на заточном станке. Не следует допускать сильных нажимов на затачиваемый инструмент, так как это приводит к перегреву и, как следствие, к отпуску режущей кромки.

Слесарные молотки с круглым бойком:

- № 1 весом 200 г применяются для инструментальных работ, а также для разметки и правки;

- № 2 весом 400 г, № 3 - 500 г и № 4 - 600 г - для слесарных работ общего назначения;

- № 5 весом 800 г и № 6-1000 г - применяются редко.

Слесарные молотки с квадратным бойком:
- № 1 весом 50 г, № 2 - 100 г и № 3 - 200 г применяют для слесарно-инструментальных работ;

- № 4 весом 400 г, № 5 - 500 г и № 6 - 600 г - для слесарных работ: рубки, гибки, клепки и др.;

кувалды-молотки весом от 4 до 16 кг применяют при грубых и тяжелых работах.

Помимо обычных стальных молотков, в некоторых случаях, например при кузовных работах, применяют так называемые мягкие молотки со вставками из красной меди, резины или свинца.


  1. Техника рубки. Для рубки используют возможно более прочные тиски. Правильное положение корпуса, держание (хватка) инструмента при рубке имеют большое значение.
Вес слесарного молотка выбирают в зависимости от размера зубила и толщины снимаемого слоя металла. При выборе молотка учитывают также и физическую силу рабочего. Удар осуществляют не за счет излишних мускульных усилий, ведущих к быстрому утомлению, а вследствие ускоренного падения молотка.

Приемы рубки:

- разрубание металла - зубило устанавливается вертикально и рубку ведут плечевым ударом;

- вырубку заготовок из листового металла осуществляют на плите по линиям разметки контура изготовляемой детали;

- рубку листового материала, как правило, ведут по уровню губок тисков;

- рубку по разметочным рискам ведут строго по разметочным рискам. Первый удар наносят при параллельном губкам тисков положении зубила. Дальнейшую рубку выполняют при наклоне зубила на 25-30°;

- рубка широких плоскостей является трудоемкой и малопроизводительной операцией, применяемой при невозможности прострогать заготовку;

3. Охрана труда. При рубке металлов следует выполнять следующие правила охраны труда:

Рукоятка ручного слесарного молотка должна быть хорошо закреплена и не иметь трещин; при рубке зубилом и крейцмейселем необходимо пользоваться защитными очками;

При рубке твердого и хрупкого металла следует обязательно использовать ограждение: сетку, щиток;

Для предохранения рук от повреждений (при неудобном положении, а также в период обучения) на зубило следует надевать предохранительную резиновую шайбу, а на кисть руки - предохранительный козырек.

При работе с пневматическим инструментом:

Перед началом работы пневматический молоток (зубило) продуть сжатым воздухом;

Включать пневматический инструмент только после установки его в рабочее положение; холостой ход инструмента не разрешается;

При соединении шланга сжатый воздух должен быть отключен;

Нельзя держать пневматический молоток (зубило) за шланг или рабочую часть инструмента.

Контрольные вопросы.

1. Как затачивают слесарное зубило и крейцмейсель для рубки различных материалов?

2. Как влияет угол заострения на процесс рубки?

3. Какие механизированные инструменты применяются при рубке металлов?

4. Перечислите основные приемы рубки металлов.

5.Что такое рубка металла и какой инструмент применяется при рубке.

6. Расскажите правила охраны труда при рубке различных металлов.

План - конспект

проведения занятия по «Спецтехнологии».


Тема №2 «Слесарное дело».

Тема урока 7-8. Правка, рихтовка и гибка металла.

Цель занятия: сформировать у учащихся основные понятия о правке, рихтовке и гибке металла

Воспитательная цель: прививать учащимся добросовестное отношение к изучению излагаемого материала.

Тип занятия – урок изложения нового материала.

Основная часть занятия – 70 мин

Учебные вопросы: 1. Общие сведения о правке металла, инструмент и приспособления для выполнения этой работы, техника правки металла различного профиля.

2. Общие сведения о гибке металла, техника гибки металла различного профиля и охрана труда при правке, рихтовке и гибке металла.


  1. Общие сведения. Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке металла, заготовок и деталей, имеющих вмятины, коробления, искривления и др. Правка и рихтовка имеют одно и то же назначение, но отличаются приемами выполнения и применяемыми инструментами, приспособлениями.
Металл подвергается правке как в холодном, так и в нагретом состоянии. Выбор способа зависит от величины прогиба, размеров и материала изделия.

Правильная плита должна быть достаточно массивной (весом не менее чем в 80-150 раз больше веса молотка). Устанавливают плиты на металлические и деревянные подставки, которые должны обеспечить, кроме устойчивости, и горизонтальность положения.

Рихтовальные бабки используются для правки (рихтовки) закаленных деталей.

Рабочая часть поверхности может быть цилиндрической или сферической радиусом 150-200 мм.

Молотки для правки применяют с круглым гладким полированным бойком (молотки с квадратным бойком оставляют следы в виде забоин). Молотки со вставными бойками из мягких материалов применяются при правке деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей из цветных металлов и сплавов.

Гладилки (деревянные или металлические бруски) применяются при правке тонкого листового и полосового металла. Техника правки. Кривизну деталей проверяют на глаз или по зазору между плитой и уложенной на нее деталью. При правке важно правильно выбрать места, по которым следует наносить удары. Сила удара должна быть соразмерна с величиной кривизны и постепенно уменьшаться по мере перехода от наибольшего изгиба к наименьшему.

Правку выполняют на плите или надежных подкладках, исключающих возможность соскальзывания детали при ударе.

Правка полосового металла. Полосу располагают на правильной плите так, чтобы ее плоскость лежала на плите выпуклостью вверх, соприкасаясь с ней в двух точках. Наносят удары по выпуклым частям, регулируя силу удара в зависимости от толщины полосы и величины кривизны. По мере выправления полосы силу удара ослабляют и чаще переворачивают до полного выправления. Если имеется несколько выпуклостей, то сначала выправляют крайние, а затем средние.

Правка пруткового металла. Пруток укладывают на наковальню так, чтобы изогнутая часть находилась выпуклостью вверх. Удары молотком наносят по выпуклой части от краев изгиба к средней части, регулируя силу удара в зависимости от диаметра прутка и величины изгиба. Заканчивают правку легкими ударами и поворачиванием прутка вокруг его оси.

Правка полосового металла со спиральной кривизной. Один конец заготовки закрепляют в слесарных тисках, а второй зажимают в ручных тисках. Затем, вставив рычаг между губками ручных тисков, равномерным усилием повертывают рычаг до полного выпрямления спиральной кривизны.

Правка листового металла. Нельзя наносить удары молотком по выпуклому месту, так как от этого выпуклости не только не уменьшатся, а наоборот, увеличатся. Необходимо наносить удары молотком от края листа в направлении к центру выпуклости. Под ударами молотка материал вокруг выпуклости будет вытягиваться, а выпуклость постепенно исчезать. По мере приближения к центру выпуклости удары наносят чаще и слабее. Если заготовка имеет волнистость по краям и ровную середину, правку ведут, нанося удары от середины по направлению к волнистости.

Тонкие листы правят легкими деревянными молотками (киянками), медными, латунными или свинцовыми молотками, а очень тонкие листы кладут на ровную плиту и выглаживают гладилками - металлическими или деревянными брусками.

На призмах выполняют правку короткого полосового материала, нанося молотком удары по выпуклым местам и искривлениям. Сильно пружинящие, а также очень толстые заготовки правят на двух призмах, нанося удары через мягкую прокладку во избежание забоин на изделии.

Если усилия, развиваемые молотком, недостаточны для правки, применяют ручные или механические прессы.


  1. Рихтовкой называется правка закаленных деталей. Точность рихтовки может быть достигнута в пределах 0,01- 0,05 мм.
В зависимости от характера рихтовки применяют различные молотки (весом 400-500 г) с закаленным бойком или специальные рихтовальные молотки с закругленной узкой стороной бойка. Деталь при этом лучше располагать не на плоской плите, а на рихтовальной бабке. Удары наносят не по выпуклой, а по вогнутой стороне детали.

Правка закаленного угольника. Если угол в результате искривления стал меньше 90°, то удары молотком наносят у вершины внутреннего угла, если угол стал больше 90°- вершины наружного угла.

В случае коробления изделия по плоскости и по узкому ребру рихтовку выполняют отдельно - сначала по плоскости, а потом по ребру.

Правка валов выполняется на ручных или механических прессах. Величину прогиба определяют здесь же, в центрах, при помощи индикатора.

Для устранения остаточных напряжений в местах правки ответственные валы медленно нагревают в течение 30-60 мин. до температуры 400-500°С и потом медленно охлаждают.

Правка наклепом производится укладкой изогнутого вала на ровную плиту выпуклостью вниз и нанесением небольшим молотком частых и легких ударов по поверхности вала.

Правка с подогревом. Профильный металл (уголки, швеллеры, тавры, двутавры), пустотелые валы правят с нагревом изогнутого места (выпуклости) паяльной лампой или газосварочной горелкой до вишнево-красного цвета; окружающие выпуклость части изделия охлаждают сырым асбестом или мокрыми концами.

Особенности правки сварных изделий. При холодной правке сварных изделий участок изделия, имеющий коробление или поводку, подвергают воздействию ударов, вследствие чего металл на этом участке приводится в состояние текучести и изделие начинает постепенно принимать нужную форму.

Правила нанесения ударов молотком при холодной правке сварных изделий те же, что при правке полосового и листового материала.

Охрана труда при правке металла:

Работать в перчатках;

Работать только исправным инструментом (правильно насаженные молотки, отсутствие на рукоятках трещин и сколов на молотках).

3.Общие понятия о гибке металла. В процессе гибки на наружной стороне детали в месте изгиба волокна металла растягиваются, длина их увеличивается; на внутренней, наоборот, волокна сжимаются, длина их уменьшается.

Получение нужных размеров детали после гибки обеспечивается правильным определением длины заготовки, которую находят, подсчитав по чертежу детали длину средней линии. Для этого определяют размеры прямых участков, подсчитывают длины закруглений и суммируют результаты.

Общая длина заготовки при гибке с закруглением рассчитывается по формуле:

Основные приемы гибки листового металла:

Гибка прямоугольной скобы;

Гибка двойного угольника в тисках;

Гибка хомутика;

Гибка ушка круглогубцами;

Гибка цилиндрической втулки по оправке: сначала изгибается одна сторона детали по оправке, а потом удары наносятся по второй, затем соединяют оба конца;

Гибка в приспособлениях: в стальном кубике высверливают отверстие необходимого диаметра петли, и пропиливают паз по толщине листового материала. Вставив заготовку в паз, ударами молотка загибают ее в отверстие, образуя петлю.

Гибка труб в горячем состоянии. При горячей гибке с наполнителем трубу отжигают, размечают, а затем один конец закрывают деревянной пробкой. Для предупреждения смятия и появления трещин при гибке трубу наполняют мелким сухим песком. После заполнения песком второй конец трубы забивают пробкой, у которой должны быть отверстия для выхода газов, образующихся при нагреве мест изгиба трубы. Радиус закругления при гибке труб берется не меньше трех диаметров трубы, а длина нагреваемой части зависит от угла изгиба и диаметра трубы. Тонкостенные трубы диаметром больше 30 мм гнут только в нагретом состоянии с наполнителями. После окончания гибки пробки выколачивают и высыпают песок. Плохое, неплотное заполнение трубы песком, недостаточный или неравномерный прогрев перед гибкой приводят к образованию складок или разрывов.

Гибка труб в холодном состоянии выполняется при помощи различных приспособлений. Простейшим приспособлением для гибки труб диаметром до 10-15 мм в свободном состоянии является плита с отверстиями, в которой в соответствующих местах устанавливаются штыри, служащие упорами при гибке.

Трубы небольших диаметров (до 40 мм) с большими радиусами кривизны гнут в холодном состоянии, применяя простые ручные приспособления с неподвижной оправкой. Гибочная оправка крепится к верстаку с двух сторон скобами. Трубу для гибки вставляют между гибочной оправкой и хомутиком, зажимают и руками гнут по желобообразному углублению гибочной оправки.

Гибка медных и латунных труб. Подлежащие гибке в холодном состоянии медные или латунные трубы заполняют расплавленной канифолью. Канифоль после гибки выплавляют начиная с концов трубы во избежание разрыва.

Медные трубы, подлежащие гибке в холодном состоянии, отжигают при 600-700°С и охлаждают в воде. Наполнитель при гибке медных труб в холодном состоянии - канифоль, а в нагретом - песок.

Латунные трубы, подлежащие гибке в холодном состоянии, отжигают при 600-700°С и охлаждают на воздухе. Наполнители те же, что и при гибке медных труб.

Дюралюминиевые трубы перед гибкой отжигают при 350- 400°С и охлаждают на воздухе.

Гибка трубе кольцо производится на трехроликовом гибочном станке без наполнителя.

Правильно изогнутыми считаются трубы, не имеющие вмятин, выпучин и складок.

При гибке труб необходимо соблюдать следующие условия:

Тщательно следить за равномерностью вытягивания внешней стенки и посадки внутренней стенки трубы;

Учитывать, что внешняя стенка трубы легче вытягивается, чем происходит посадка внутренней стенки;

Трубу гнуть плавно, без рывков: появившиеся складки правят молотком.

Развальцовка (вальцевание) труб заключается в расширении (раскатывании) концов труб изнутри специальным инструментом (вальцовкой). Для этого вальцовочное приспособление зажимают в слесарных тисках. Трубу вставляют в соответствующее по диаметру отверстие, а затем ударами молотка по оправке развальцовывают конец трубы до необходимых размеров.

Виды и причины брака при гибке.

При гибке металла брак чаще всего появляется в косых загибах и механических повреждениях обработанной поверхности как результат неправильной разметки или закрепления детали в тисках выше или ниже разметочной линии, а также неправильного нанесения ударов.

Охрана труда при гибке:

Заготовки необходимо прочно закреплять в тисках или других приспособлениях;

Работать только на исправном оборудовании и исправным инструментом;

Перед началом работы на гибочных станках ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и безопасным приемам труда на данном станке;

Работать в рукавицах и застегнутых халатах.
Контрольные вопросы.
1.Как правят полосовой, прутковый и листовой материал.

2.В чем особенности газопламенной правки металлов.

3.Расскажите об особенностях правки сварных изделий.

4.Расскажите об особенностях рихтовки закаленных изделий.

5. Какие и как гнут трубы в холодном состоянии?

6. Какие и как гнут трубы в горячем состоянии.

7. Как гнуть трубы в кольцо?

8. В чем особенности гибки труб из цветных металлов?

План - конспект

проведения занятий по « Спецтехнологии».



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков