Шкив коленвала – почему без него автомобиль «мёртвый. Изучаем шкив коленвала, чтобы двигатель работал безукоризненно Каковы последствия обрыва

Шкив коленвала – почему без него автомобиль «мёртвый. Изучаем шкив коленвала, чтобы двигатель работал безукоризненно Каковы последствия обрыва

Вазовская «десятка» давно завоевала репутацию народного автомобиля, которая используется для разных целей. В основном владельцы этих моделей люди со средним достатком и многие работы в целях экономии выполняют самостоятельно. К примеру, заменить шкив коленвала ВАЗ 2110 вполне можно своими руками, сэкономив на услугах мастеров.

Сам процесс замены достаточно прост и научится его выполнять самостоятельно очень важно. Освоив его, вы сможете получить представление не только о работе этой системы, но сможете при необходимости проводить замену и настройку, клапанов и иных узлов этого механизма.

[ Скрыть ]

Назначение шкива коленвала

Шкив коленвала на ВАЗ 2110 служит для следующих целей:

  • Снижения амплитуды колебания коленвала, вовремя резонации. В частности, для этого некоторые мастера устанавливают облегченный вариант коленвала.
  • Уменьшение шума от функционирования силового агрегата.
  • Вращение механизмов, которые принимают непосредственное участие в работе мотора. Происходит это при помощи шестерней и ремня.
  • Демпфер в свой черед адресует импульсы, отвечающие числу оборотов коленчатого вала на ЭБУ.

Возможные неисправности

Шкив коленвала снимают в следующих случаях:


Демонтаж и замена

Работы по снятию и замене шкива коленчатого вала на автомобиле ВАЗ 2110 лучше проводить на эстакаде. Также желательно присутствие напарника, потому что в одиночку с некоторыми работами будет справиться затруднительно.

Многие автовладельцы, которые хоть раз проводили ремонт своего «железного любимца» своими руками, точно сталкивались с такой проблемой – как с коленвала снять шкив. Да, сразу же конечно можно обратиться к инструкции, прочесть её и, вроде бы, пустяки эта самая процедура. А вот и нет. Только Вы пытаетесь открутить тот самый заветный болт, оказывается, что это пустяковое, казалось бы, дело совсем уж и не так просто осуществить. И абсолютно не ясно как зафиксировать коленчатый вал так, чтобы не было его вращения. Тут вырастает следом и вторая проблема – каким боком подлезть к этому самому болту? Достаточно хлопот доставляет сильная затяжка шкива коленвала и снять его становится всё сложнее. Применяя силу велика опасность повреждения многих близрасположенных деталей двигателя или кузовное покрытие.

Суть проблемы лежит в болте шкива коленвала, или гайке – это зависит от модели. Во время установки они закручиваются с огромным усилием. Это делается во избежание самопроизвольного раскручивания. Ведь если это произойдёт, то больших поломок не избежать, а следовательно придётся выложиться по полной на дорогостоящий ремонт. Болт или гайка со временем эксплуатации постепенно затягиваются и далее, а усугубляется это ещё и дополнительным коксовнием, коррозией и залипанием. При знании определённых приёмов и обладая специальными навыками, провести ремонт можно и за 10 минут. Далее мы рассмотрим как справиться с этими двумя задачами: гайкой и болтом шкива коленвала.

Где стоит шкив коленвала и как до него добраться?

Когда вы поднимаете крышку капота и бросаете взгляд на двигатель, то не сразу замечаете шкив коленвала, будь то демпферный или обычный. Он скрыт под генератором, но проследив за тем, куда пролегает ремень, вы увидите диск, что плотно зафиксирован ступицей на валу. Это и есть та самая деталь. Шкивы, как Вы уже поняли, бывают двух видов: обычные и демпферные , для второго варианта характерно наличие массивного кольца, что расположено снаружи и отделено от основания резиновой прокладкой, которая служит элементом, понижающим вибрацию детали. Внешняя кромка демпфера покрыта зубцами, которые нужны для работы датчика положения коленвала.

Для снятия шкива коленчатого вала, следует сначала освободить генераторный болт стопора, а после ослабить натяжной настолько, чтобы ремень слегка опустился и появилась возможность его снять. Следующим отсоединяем антифризовый бачок. При этом может помешать ремень рулевого гидроусилителя. Рядом со шкивом откручиваем болт на 14, который создаёт натяжение передачи гидроусилителя, и снимаем её. Остаётся последний шаг, преодолев который, мы выполним поставленную задачу. Ну и конечно же финальный рубеж самый сложный. Нужно открутить единственный болт, фиксирующий шкив. Подобраться к нему проще из под днища автомобиля со стороны правого переднего колеса. Задача выполнится без особых усилий при наличии пневматического гайковёрта.

Откручиваем гайку шкива коленвала

Если на конце коленчатого вала шкив удерживается гайкой, то это является прямым признаком двигателя классической компоновки заднеприводного автомобиля по типу ВАЗ моделей 2101-2107, Нива и подобных им. Эту гайка носит ещё и второе название – «храповик», ведь на неё могут иметься уступы для «кривого стартера».

- накидным или торцовым ключами на 36-38;

Удлинителем рычага, пригодится и отрезок любой крепкой трубы.

Когда Вы уже находитесь в яме под автомобилем, откручивать гайку лучше пробовать максимально возможно длинным рычагом. Если же она не поддалась, то переключаем коробку передач на нейтралку и делаем следующее:

- снимаем насвечники;

Находясь в яме, устанавливаем ключ с рычагом таким образом, чтобы его конец упёрся в пол или лонжерон автомобиля по курсу вращения коленвала;

Поворачиваем ключ в замке зажигания и тем самым подаём краткий импульс.

Зачастую с первых попыток гайка поддаётся и далее её можно будет отвернуть обычным ключом. Не забудьте ослабить и снять генераторный ремень.

Почему трудно снять зубчатый шкив коленчатого вала?

Без наличия специального инструментария, достать болт, который держит зубчатый шкив коленвала, достаточно трудное занятие, ведь его резьба нарезана таким образом, что направление откручивания болта идентично крутящему моменту вала работающего двигателя. Но как бы парадоксально это ни звучало, но выход из положения кроется именно в этом.

Болт, что удерживает шкив коленвала, преобладает в двигателях переднеприводных автомобилей. В них расположение блока перпендикулярно автомобильной оси. В случае с болтом, в отличие от гайки, придётся постараться посильнее, ведь к болту подобраться будет посложнее. И для этого Вам следует подготовить вот что:

- домкрат;

Торцовую головку соразмеряемую по размеру с болтом и удлинительный рычаг;

Автомобильные инструменты.

Бороздя просторы интернета и интересуясь у знакомых автолюбителей, многие желают пойти по неправильному пути наибольшего сопротивления, зато, как они думают по наиболее быстрому, а именно без предварительных подготовительных работ. Априори такие попытки увенчиваются полнейшим фиаско. Для правильного и наиболее безопасного извлечения шкива, следует проделать следующие действия:

- поднимите переднюю правую часть автомобиля и затем снимите колесо;

Установите автомобиль на пенёк;

Сверху возле капота снимите все детали, которые смогут воспрепятствовать доступу: воздушный фильтр и щиток грязевой защиты;

Для того, чтобы зафиксировать коленчатый вал, откройте заглушку блока сцепления и в образовавшееся отверстие вставьте монтировку, чтобы заклинить зубья маховика;

На болт шкива под аркой колеса наденьте головку с рычагом удлинения;

Болт откручивайте против часовой стрелки.

При правильном выполнении вышеперечисленных манипуляций болт должен поддаться и его можно легко открутить. Если же такого не случилось, тогда ещё удлините рычаг. Если же и это не помогло, тогда на помощь придёт стартер, как было описано выше в случае с гайкой у заднеприводных автомобилей.

Полезно знать! Любое соединение на резьбе, даже если оно чрезмерно сильно затянуто, можно ослабить, не прилагая больших усилий. Просто достаточно знать и успешно применять народные автомобильные хитрости. Проблема снятия шкива коленвала сойдёт на нет, если Вы заранее смочите шапку гайки или болта тормозной жидкостью, маслом по типу «WD» или обычным столовым уксусом. Не лишним будет слегка постучать по граням головки.

Но отвинтив гайку или болт, Вы не всегда сможете просто снять шкив с вала, ибо он прочно на нём удерживается. Снять его можно используя монтировку. Достаточно аккуратно и равномерно поддевать его с разных сторон. Важно прикладывать усилия как можно ближе к самому валу. А если случай ну совсем уже безнадёжный и не помогает всё перечисленное, тогда придётся использовать специальный съёмник шкива коленчатого вала. Это специальное устройство в виде шпильки с гайкой, на которой имеются два или три захвата. Концы захватов закрепите за края шкива, а в центр вала уприте конец шпильки. Проворачивая съёмник по часовой стрелке, Вы постепенно стянете шкив с вала.

Но не будьте уверены в том, что коленвал вращается по часовой стрелке абсолютно во всех марках автомобилей. Например коленвал в некоторых моделях вращается в обратном направлении. Следовательно резьба гайки шкива будет уже не правой, а левой.

Даже если болт шкива коленвала снят, впереди много работы

Итак, шкив коленвала снят. Какие-то из описанных манипуляций да помогли и упрямые болт или гайка всё-таки поддались. Но, как Вы уже поняли – это ещё не конец пути и нужная деталь по щучьему велению не окажется в Ваших руках. Ступица располагается на валу очень плотно, в дополнение её ещё сдерживает шпонка, которая воспрепятствует её случайному соскальзыванию. Идеальным вариантом, как уже обговаривалось выше, послужит специальный съёмник шкива коленвала. Подойдёт даже самая недорогая модель. Он избавит Вас от затрат лишних усилий и времени. Снимать шкив нужно очень аккуратно, ведь можно повредить шпоночный паз, а это может привести к быстрому износу ступицы, ведь деталь уже будет сидеть не достаточно плотно.

Другой способ снятия тоже был кратко осмотрен нами выше. Если автомобильная монтировка не подходит из-за своих больших размеров, то можно использовать калёные инструменты от мотоцикла. Подойдут любые Г-образной формы. В данном случае помощь ещё кого-нибудь покрепче не будет излишней, ведь эта процедура отнимет у Вас больше сил, чем в случае применения специального съёмника. Перед тем как надевать новый шкив на вал, рекомендуем смазать место установки шпонки солидолом. Затем обстукайте шкив молотком по разным сторонам, предварительно положив на него гасящую прокладку из мягкого прорезиненного материала.

    Исходя из написанного выше видно, что работа ДВС и всего автомобиля в целом становится невозможной без исправно работающего шкива коленвала. В связи с большим функционалом и объемом выполняемых работ, данная деталь, как никакая другая, подвержена действию износа. В результате этого замена шкива коленвала становится логичным шагом ответственного автолюбителя.

    Причины, по которым может потребоваться замена шкива коленвала

    В ходе длительной эксплуатации транспортного средства замена шкива коленвала может потребоваться в следующих случаях:

  • течь масла в переднем сальнике коленчатого вала;
  • появление сильного резонанса;
  • появление люфта демпфера;
  • механическое повреждение гнезда демпфера;
  • при демонтаже коленвала.

Результат, к которому может привести вовремя не произведенная замена шкива коленвала, весьма плачевный – это может быть и расслоение ремня навесного оборудования, и проникновение струн испорченного ремня под ремень ГРМ, что в свою очередь может стать причиной загиба клапанов. Все это ведет к сложному, дорогому ремонту, трате личного времени и нервов.

Эксплуатационный период работы шкива коленвала и признаки его неисправности

При наступлении времени планового техобслуживания следует производить контроль исправность ремня аксессуаров. Плановое ТО для многих автомашин назначено на каждые 60 тысяч километров, в процессе его проведения советуют выполнить демонтаж демпферного шкива коленчатого вала. Следует также отметить базовые признаки его неисправности:

  • расслоение демпфирующей резины;
  • смещение наружной обоймы шкива к полимерной крышке мотора;
  • видимые следы от перегрева;
  • чрезмерный износ либо механические дефекты на ремне аксессуаров.

Настоятельно рекомендуют проводить замену шкива каждые 120 тысяч километров, а у такого класса, как микроавтобус – это вовсе крайний предел. Для примера, замена шкива коленвала на Форд Транзит назначается при пробеге до 100 тысяч километров.

Стоимость замены шкива коленвала

Замена шкива коленвала представляет собой довольно трудоемкую задачу, по большому количеству критериев. К тому же дело может усугубиться, в случае если произошло расслоение шкива. Производить ремонт такого уровня необходимо именно в автосервисе по ряду причин, главная из которых, наличие специального оборудования, оценивающего напряжение и поперечное биение шкива в ходе работы двигателя.

Сложная работа требует достойной оплаты. Однако, результаты некачественного ремонта, или отсутствие такового вовсе, могут повлечь за собой очень серьезные последствия, в особенности, если неисправность обнаружит себя где-нибудь в дальней дороге. Отвечая за привод всех вспомогательных узлов автомашины, поломка этого элемента сделает движение невозможным. Стоит ли говорить, в какую цену обойдутся услуги эвакуатора при работе за городом?

Если вы столкнулись с проблемой, как открутить болт шкива коленвала, эта статья для вас. Мы подробно опишем данный процесс, чтобы вы смогли легко и быстро демонтировать шкив коленчатого вала, а затем заняться его ремонтом.

Как отвернуть болт шкива коленвала: почему все так сложно?

Знающий автомобилист тратит на процесс демонтажа шкива коленчатого вала, как правило, не более четверти часа. А вот неопытные водители при попытке снять эту деталь самостоятельно сталкиваются с множеством проблем, которые они зачастую банально не могут решить. Инструкция по проведению ремонтных работ и техобслуживанию любого современного транспортного средства содержит исчерпывающую информацию о процессе демонтажа, но, к сожалению, она не помогает автолюбителям.

Прежде всего, возникают затруднения с фиксацией . Демонтировать его очень сложно, если деталь постоянно вращается, «выскальзывая» из рук. Также многим непонятно, с какой стороны подобраться к болту, на котором держится шкив. Да и сильная его затяжка обычно делает процесс снятия узла очень и очень сложным, так как демонтаж при таких условиях чреват повреждениями покрытия кузова или элементов моторного отсека автомобиля.

Все автопроизводители и специалисты автосервисов с большим усилием производят закрутку гайки либо болта (на одних моделях ТС механизм держится на болте, в других – на гайке).

Делается это специально во избежание самораскручивания данной детали в процессе эксплуатации транспортного средства. Если болт (гайка) выпадут во время езды, будет непросто вернуть авто к жизни, чтобы продолжить движение на нем, а сам ремонт выльется, поверьте, «в копеечку». Кроме того, описываемые крепежные детали увеличивают уровень своей затяжки самостоятельно при работе двигателя. А окончательную «нерушимость» болту придают явления коксования, залипания, коррозии.

Как открутить болт шкива коленвала – решаем проблему

При помощи болта обычно крепятся шкивы переднеприводных авто. В таких ТС шкив ориентирован перпендикулярно оси машины, что, конечно же, затрудняет ремонтные работы (добраться до крепления весьма непросто). Чтобы максимально быстро и без затруднений открутить болт, желательно заранее подготовить:

  • комплект автоинструментов;
  • так называемый «пенек» (или «козелок»);
  • автомобильный домкрат;
  • головку (торцевую) с рычагом и удлинителем (головка должна подбираться по размеру болта).

Процесс при наличии указанных приспособлений выглядит следующим образом:

  • снимаем колесо (естественно, перед этим нужно приподнять при помощи домкрата переднюю правую часть машины);
  • устанавливаем ТС на «пенек»;
  • снимаем щиток двигателя, защищающий его от попадания грязи, воздушный фильтр (они располагаются со стороны капота сверху) и ремень генератора;
  • на блоке сцепления открываем заглушку, чтобы можно было зафиксировать коленвал, и заклиниваем зубья маховика, используя монтировку;
  • на болт надеваем головку и начинаем его откручивать (если он не поддается, потихоньку увеличиваем длину рычага).

Рассказывать о том, как затянуть шкив коленвала и вернуть авто в состояние до ремонта, думается, не требуется. Все операции выполняются в обратном порядке.

Как открутить гайку шкива коленвала?

Эту процедуру выполнить легче при помощи рычага и удлинителя для него (можно использовать отрезок трубы относительно большой длины), а также накидного либо торцевого ключа (на 38 или на 36). Гайкой, получившей наименование «храповика», как правило, крепятся шкивы на заднеприводных ТС. Такая гайка обычно располагает специальными уступами.

Чтобы снять ее, нужно забраться под машину и ключом с удлинителем попытаться открутить элемент. В тех случаях, когда он категорически не поддается, КПП следует поставить на нейтралку, снять насвечники, упереть ключ с рычагом в лонжерон либо пол, подать импульс поворотом в замке зажигания ключа. После такой процедуры гайка легко срывается с первой или второй попытки.

Что это за услуга?

Гаситель крутильных колебаний (также называемый демпфером коленчатого вала), соединенный с коленчатым валом двигателя, снижает вибрацию двигателя и выполняет функцию шкива для приводных ремней. Гаситель или демпфер состоит из двух элементов: массивного тела и элемента, рассеивающего энергию. Массивное тело препятствует нарастанию вибрации, а элемент, рассеивающий энергию, (резина) поглощает вибрацию. Выход из строя демпфера обычно происходит из-за старения резины от воздействия высокой температуры, соли или озона. Также сказываются износ и воздействие ударных нагрузок. не может остаться без внимания.

Не предусматривается во многих современных авто. Дело в том, что по замыслу конструкторов данный элемент имеет определенный срок эксплуатации, который должен равняться период гарантии, выдаваемой на силовой агрегат машины. Если эксплуатация ведется в европейских странах и США, так чаще всего и бывает. В нашей стране проблемы с этим узлом возникают часто, что связано с достаточно суровыми условиями и огромным числом факторов, которые вызывают необходимость в ремонте.

Деталь подлежит замене, если он теряет собственные механические качества. Наиболее распространенные проблемы такие:

  • расслоение;
  • наружная обойма «сползла» к крышке из пластика;
  • обнаружены следы перегрева непосредственно на дорожках;
  • элемент сильно изношен или достаточно заметно поврежден.

Замена шкива коленчатого вала должна производиться в том случае, если данные неполадки заметны визуально. В условиях российского климата менять данный элемент желательно раз на каждый 120 тыс.км. пробега. После прохождения этой отметки следует провести диагностику состояние коленвала и решить, нужно ли его менять на новый или же нет. Процедура замены является достаточно сложной, поэтому ее лучше всего заказать у опытных мастеров на станции техобслуживания.

Имейте ввиду

Нормальное функционирование коленчатого вала и шкива зависит качественной смазки деталей. Масло поддается под определенным давлением от общей магистрали. Масляная пленка увеличивает износостойкость элементов, улучшается эффективность их работы.



При необходимости замене шкива коленвала луче отдавать предпочтение оригинальным и новым деталям. Ни позволяют добиваться положительного и долговременного результата и максимального уровня надежности. Заменяя шкив, в обязательном порядке меняется шпонка шкива, навесные ремни, передний сальник и болт крепления шкива коленвала.

Насколько это важно

  • Шкив передает крутящий момент на ремни навесного оборудования с коленчатого вала.
  • Амортизирует рывки при резких изменениях скорости вращения коленчатого вала.
  • Выступает в качестве маховика, позволяет дополнительно вращать коленчатый вал и охлаждает приводные ремни.

Основные причины, почему это происходит

  • Вибрация от двигателя
  • Шум двигателя увеличивающийся при увеличении оборотов

Перечень основных работ:

  • Осмотрите демпфер шкива коленвала.
  • Снимите ремень балансирного вала.
  • Проверьте состояние переднего сальника коленвала.
  • Замена демпфера крутильных колебаний
  • Установите приводные ремни.
  • Запуск двигателя и проверка его работы


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков