Сел аккум что делать. Как завести машину, если сел аккумулятор? Три эффективных способа

Сел аккум что делать. Как завести машину, если сел аккумулятор? Три эффективных способа

Проблема разрядки АКБ в зимнее время года довольно распространенное явление. Поэтому знание, как завести машину, если сел аккумулятор, будет полезно каждому автолюбителю. Ведь часто причиной севшей батареи становится ее износ либо появление утечки тока после неквалифицированной установки дополнительного электрооборудования.

Зимний режим эксплуатации автомобиля – частые поездки на короткие дистанции с множеством включенных потребителей, обуславливает повышенные нагрузки на АКБ. Часто длительности поездки просто не достаточно для полноценной заряди батареи генератором. Ситуация усугубляется по мере исчерпания ресурса батареи. Именно поэтому проблемы с запуском двигателя в зимнее время в первую очередь принято возлагать на АКБ.

Отсутствие либо неправильно проведение диагностики может привести к тому, что вы будете «насиловать» двигатель различными методами запуска, а в итоге проблема окажется в системе питания. Симптомы севшего аккумулятора:

  • стартер вращает двигатель, но делает это заметно медленней, чем обычно. Причиной вялой работы стартера может быть износ щеток, но происходит это постепенно. Поэтому если еще вчера стартер бодро вращал венец маховика, а сегодня крутит двигатель медленно, можно смело говорить о проблеме с питанием;
  • при вращении двигателя стартером заметно тускнеет подсветка приборной панели, свет в салоне. Поскольку при пуске холодного двигателя стартер потребляет большой ток, происходит значительная просадка напряжения;
  • стартер не запускается. Лишь щелчок под капотом в ответ на поворот ключа в положение ON говорит о том, что втягивающее реле срабатывает, но напряжения не достаточно для включения пускача.

Важно! Понимание симптомов севшей АКБ позволит вам не усугубить ситуацию, высаживая батарею бесполезным включением стартера.

Диагностика в полевых условиях

Самый простой, но не самый верный способ проверки – включить дальний свет фар, моторчик печки и дворники. Если фары будут светить тускло, можно смело заявить, что сдох аккумулятор.
Для проверки степени зарядки лучшего всего воспользоваться мультиметром. Подойдет самый дешевой китайский прибор, купить который можно в любом магазине автозапчастей или радиодеталей.

  1. Переведите мультиметр в режим измерения постоянного тока.
  2. Включите ближний свет фар.
  3. Приложите минусовой вывод щупа к минусовой клемме АКБ, второй к плюсовому выводу. Если напряжение меньше 10-11 вольт, то для запуска холодного двигателя этого уже не хватит. Нормальным считается напряжение в районе 12,2-12,5 вольт.

Режимы работы мультиметра.

Особенности дизельных ДВС

Для запуска дизельного двигателя требуется гораздо больший пусковой ток, поэтому мультиметр должен показать как минимум 11,8-11,9 вольт. Ситуация усугубится, если вы заправились горючим, температура запарафинивания которого не соответствует погодным условиям. Дизель в таком случае густеет, что затрудняет его прокачку и качественное распыление.

Особенность дизельной системы Common Rail в том, что ЭБУ двигателя попросту не подаст импульс на форсунки, если в топливной рейке не развивается минимально необходимое давление. На слух определить, что стартеру для создания порогового давления в рампе из-за проблем с аккумулятором не хватает буквально 20-50 оборотов, крайне сложно. Поэтому владельцу авто может показаться, что проблема в топливе либо системе питания, но виной проблем с запуском будет немного севший аккумулятор.

Прикуривание от другого автомобиля

Суть метода в том, чтобы проводами соединить севшую батарею с АКБ автомобиля, в бортовой сети которого порядка 13,5-14 вольт (любое авто с исправным генератором). Вы можете купить специальные провода самостоятельно либо надеяться, что комплект таковых будет у остановившегося на ваш клик о помощи автомобиля. Как правильно прикурить?

  1. Нужно поставить автомобили рядом таким образом, чтобы длины проводов хватило для соединения двух батарей.
  2. Заглушить автомобиль-донор.
  3. Присоединить «+» от «прикуривателя» к положительному выводу севшей АКБ, а «–» к» любой неокрашенной металлической детали подкапотного пространства.
  4. Заведите автомобиль-донор и дайте ему поработать 3-5 минут с выключенными потребителями.
  5. Заглушите авто-донор и попробуйте запустить двигатель. Если спустя 4-5 секунд прокрутки стартером мотор так и не запустился, выключите стартер и зажигание. Запустите двигатель «донора», после чего подождите 10-15 минут. Если и после этого двигатель не запустился, скорее всего, причина в убитом аккумуляторе, который уже попросту не берет зарядку, либо в поломке, не связанной с АКБ.

Не имеет смысла пытаться завести объемный, а тем более дизельный двигатель, от малолитражки. С большой разницей в емкости АКБ вы рискуете обездвижить автомобиль-донор.

Схема подключения к аккумулятору машины-донора.

Отогрев и подпитка батареи

Что делать в ситуации, когда в машине вдруг сел аккумулятор, а у вас нет зарядного устройства? Спешим вас обрадовать, что АКБ можно зарядить подручными средствами. Пускозарядники, в отличие от обычных зарядных устройств, способны сразу после подключения обеспечить достаточный для запуска двигателя пусковой ток.

Отогрев будет полезным при подпитке аккумулятора подручными средствами. С понижением температуры увеличивается внутреннее сопротивление батареи, поэтому напряжение под нагрузкой просаживается сильнее. Оставьте АКБ возле батареи, пока она не станет комнатной температуры.

Вам потребуется полностью заряженный аккумулятор от шуруповёрта либо другого электроинструмента. Если таковых несколько, то подключать их следует методом параллельного соединения. В качестве альтернативы хорошо подойдет блок литие-полимерных батарей емкостью около 5000 мАч, применяющиеся для питания квадрокоптеров.

Блок литие-полимерных аккумуляторов.

Использующиеся для подключения провода должны быть как можно большего сечения (как минимум 35 мм 2). Если толстых проводов у вас под рукой нет, скручивайте параллельно несколько более тонких проводов. Плюсовой контакт дополнительной батареи прикрепите к положительному выводу автомобильного аккумулятора, соответственно, минусовой контакт к отрицательному выводу. Контакты следует надежно закрепить для обеспечения наименьшего сопротивления.

Важно! Ни в коем случае не допускайте короткого замыкания литие-полимерных батарей! При замыкании происходит возгорание, возможен взрыв. Сразу после запуска двигателя отсоедините резервную батарею от АКБ автомобиля. Ток зарядки генератора намного больше величины тока, допустимой для батарей такого типа.

Скептически настроенным автовладельцам можем сказать, что подобный метод запуска не единожды доказал свою эффективность на практике. Разумеется, что полностью севший, замерзший АКБ такой метод оживить не сможет, но для подпитки ослабшей батареи отлично подойдет.

Jump Starter

Как завести автомобиль, если сел аккумулятор и нет времени на длительную зарядку? Рынок автомобильных аксессуаров и запчастей предлагает готовые варианты для резервной подпитки батареи. Своего рода power bank для автомобильной батареи. Удобство таких устройств в их быстродействии. Вам достаточно подключить его к АКБ клещами, после чего можно сразу запускать двигатель. Устройства оборудованы диодной сборкой, которая препятствует протеканию тока к бустеру в момент начала зарядки аккумулятора генератором.

Jump Starter для автомобилей.

Когда АКБ сел в ноль

Бывают случаю, когда батарея садится настолько, что автомобиль как будто остается без аккумулятора. Капот в таком случае может остаться запертым сигнализацией. Что делать в таком случае:

  • подключить «+» от АКБ шуруповёрта к общему + монтажного блока предохранителей, а «–» к любой неокрашенной детали, прикрученной к кузову;
  • использовать зарядное устройство, работающее через прикуриватель. Сечения проводов будет недостаточно для запуска двигателя в случае севшего аккумулятора, но открыть активатор капота такое устройство сможет.

Можно ли завести машину вовсе без аккумулятора? Нет, нельзя, так как необходимо хотя бы минимальное напряжение для возбуждения обмотки генератора.

Запуск с толкача

Ни в коем случае не пытайтесь заводить с толкача машину с автоматом или вариатором! В АКПП гидротрансформаторного типа переключение передача напрямую зависит от давления жидкости ATF, которое при заглушенном двигателе не создается. Запуск с толкача может повредить или вывести из строя агрегат.

  1. Разгоните автомобиль до 15-30 км/час. Одному это сделать будет крайне сложно, тем более, если на улице зима. Лучше всего попросить взять автомобиль на буксир либо прибегнуть к помощи прохожих.
  2. Включите зажигание.
  3. Включите 2-ю либо 3-ю передач, так как в случае 1-ой передачи величина передаточных чисел будет слишком большой.
  4. Отпустите сцепление быстро, но в то же время плавно. Для уменьшения нагрузок на трансмиссию, ГРМ и КПП вам необходимо почувствовать момент частичного включения сцепления, чтобы удержать педаль в таком положении еще 1-2 метра. После того как двигатель запустится, дайте ему поработать 10-15 минут для подзарядки аккумулятора.

Машину с вариатором или автоматом заводить с толкача нельзя!

Также крайне не рекомендуется запускать с толкача дизельные автомобили. ДВС цикла Дизеля в момент запуска с толкача переживает большие ударные нагрузки, что может привести к проскальзыванию цепи либо ремня ГРМ. А это чревато дорогостоящим ремонтом.

Если сел аккумулятор, то реанимировать машину можно. И эффективные способы решения такой проблем необходимо знать. Ведь источник питания может разрядиться на расстоянии от дома, от автомастерской.

Как понять, что разрядился аккумулятор?

  1. Индикаторы, которые расположены на приборной панели, горят тускло.
  2. Наличие щелчков, потрескивания в подкапотном пространстве.
  3. Изменение звука мотора.

По какой причине разряжается аккумулятор на машине? К подобным последствиям приводят многие действия. Но опытные мастера выделяют несколько причин:

  • Нагрузка на электрическую сеть при заглушенном двигателе. Так, нередко автомобилисты не отключают свет или же автомагнитолу.
  • Автотранспорт оснащен мощными агрегатами. К таким устройствам относят прожектора, современные акустические системы.
  • Проблемы с клеммами. Со временем на выводах появляются окислы, которые ухудшают контакт.
  • Высокий процент токовых утечек. Для установления величины токовых утечек следует обратиться к мастеру. К их увеличению приводит неправильное подключение приборов, аудиосистем.
  • Частичная или полная поломка генератора. Возникает при неправильном использовании автотранспорта.
  • Перемещение на небольших оборотах. С такой проблемой сталкиваются жители крупных городов, которые добираются в место назначения по пробкам.
  • Температурные перепады и морозы. Под воздействием отрицательной температуры электролит становится более густым. Поэтому импульсы, которые подаются генератором, не воспринимаются. С такой проблемой сталкиваются люди, которые проживают в северных районах страны.

Как завести авто с механической трансмиссией при севшем аккумуляторе?

Как завести машину с севшим аккумулятором? Мастера выделяют 6 проверенных способов, с помощью которых реанимируют автотранспорт и сдохший источник питания.

Наличие электрической сети

Если сел аккумулятор в гараже или на придомовой территории, где есть постоянный доступ к электрической сети, то для подзарядки используют стандартное зарядное устройство.

Изготовители зарядного устройства поставляют агрегаты, которые автоматизированы, регулируемые модели.

Перед тем как зарядить разрядившийся источник питания, его демонтируют. Для оценки состояния аккумулятора требуется осмотр. При необходимости выполняется чистка токопроводящих выводов, вентиляционных отверстий. Проверяется и уровень электролитического состава, его состояние.

Работоспособную аккумуляторную батарею подводят к зарядному устройству, которое подключают к электрической сети. Если разряжена регулируемая батарея, то напряжение выставляется с особой тщательностью. Напряжение должно быть 14В. Как только автоаккумулятор полностью зарядится, ток снизится до нуля.

Доступа к электрической сети нет

В сети встречаются запросы «сел аккумулятор и как завести машину без ЗУ». Для решения этой проблемы используют 2 способа: с толкача или с буксира.

Для того чтобы реализовать первый способ в черте города, потребуется 2–3 человека. Они необходимы для разгона автотранспорта до требуемой скорости. Одному водителю под силу растолкать машину, если мотор прогрет, она располагается под уклоном.

Как реализовать способ «с толкача»?

  1. Помощники рассредоточиваются сзади автотранспорта.
  2. Владелец запускает двигатель, закачивает топливо.
  3. Устанавливается нейтральное положение трансмиссии.
  4. Как только авто разгоняют до 10–12 км, сцепление выжимается, включается 3–4 передача. После этого отпускают сцепление и газуют.

Если все действия выполнены правильно, то вопрос, как завести машину если сел аккумулятор, и если он частично разряжен, не возникнет.

Завести авто с буксира

Для реализации этого способа потребуется еще одно транспортное средство. Ведь в этом случае запускается двигатель при разгоне до 15–20 км/ч.

Новички-водители его не используют, поскольку вероятность столкновения, ДТП высока. И основная причина – отсутствие согласованности действий.

Действия при буксировке аналогичным тем, которые выполняются при способе «с толкача».

Для буксировки используют специальный трос, длина которого составляет 4–6 метров. В противном случае проблематично избежать столкновения. Перед фиксацией троса осматривают крепеж. Его состояние должно быть удовлетворительным.

Коробка автомат

Что делать, если транспорт укомплектован автоматической коробкой передач? Реализация варианта «с толкача» проблематична. Ведь такая техника укомплектована одним насосом, с помощью которого подается масло. Работает он только в том случае, если автомобиль заведенный.

Как завести автомобиль, если установлена коробка автомат?

  1. Ремень привода аккуратно снимается.
  2. На освободившуюся головку наматывается специальный шнур.
  3. Устанавливается нейтральная скорость.
  4. Аккуратно включается зажигание.
  5. Водитель дергает за шнур.

Такой способ запустить автомобиль с автоматом используется, если объем мотора составляет 1–1,5 литра. В иных случаях вы не заведетесь.

Для владельцев автотранспортных средств, которые укомплектованы объемными двигателями, запускают посредством ПЗУ, используют и способ «прикуривания».

Запускать машину с акпп посредством буксировки не стоит. Ведь крутящий момент не воздействует на поршневую группу. Поэтому автотранспорт и не заводиться.

Использование аккумулятора-донора

Севший аккумулятор не проблема, если в наличии есть аккумулятор-донор. Использовать способ «прикуривания» можно, как для машин с механической трансмиссией, так и с коробкой-автомат.

Суть данного метода заключается в том, что от аккумулятора-донора протягиваются специальные провода к источнику питания. После того как заряд поступит, можно заниматься пуском мотора.

Допускается использование чужого источника питания. Но процесс демонтажа и установки займет немало времени.

Особенности способа «прикуривания»

  • Для реализации этого метода требуются провода, сечение которых составляет 16 мм2. Провода отличаются наличием клещевидного зажима, посредством которого они присоединяются к токопроводящим выводам.
  • Машины располагаются так, чтобы между ними не было контакта. При определении расстояния учитывается длина проводов.
  • Электрическая система 2 транспортных средств отключается. У одного авто, батарею которого необходимо подзарядить, снимается отрицательная клемма.
  • Красный провод подключается к положительным клеммам двух транспортных средств. После этого аналогичным образом подключается черный провод к отрицательной клемме машины-донора и кузову другого авто.
  • Заведите авто. Бывает так, что запуск осуществляется сразу. В том случае, если реализовать сразу запуск не получилось, то потребуется более длительная подзарядка.
  • Заводить автотранспорт необходимо после того, как двигатель машины-донора глушится. В противном случае стартер выйдет из строя.

Использование пускового зарядного устройства

Для запуска современных и отечественных автотранспортных средств используют ПЗУ. С его помощью выполняется запуск мотора, при котором стартер в автономном режиме будет вращаться около 10–15 секунд.

Заряжайте аккумуляторную батарею при помощи ПЗУ в течение 20 минут. После этого можно запускать двигатель.

Так как стоимость данного агрегата достаточно высока, то его приобретают те водители, которые перемещаются в зимнее время.

Запуск автотранспорта через стартер

Бывают ситуации, когда нужно знать, как завести машину без аккумулятора. Такое случается, когда электрическая система функционирует плохо. В этом случае даже при заряженном источнике питания машина не едет.

Для того чтобы добраться до мастерской, запуск двигателя производят через стартер. Для этого при помощи отвертки замыкают вывод бендикса и вывод втягивающий.

Такая методика не используется при севшем источнике питания.

Эксплуатация и обслуживания аккумуляторной батареи

Проблем с запуском двигателя не будет, если выполнять несложные правила. При использовании необслуживаемых аккумуляторов проверки проводят в соответствии с рекомендациями, которые прописаны в технической документации.

Пользуясь обслуживаемыми источниками питания, необходимо:

  • Очищать корпус от пыли, грязи и остатков электролитического состава.
  • Регулярно проверять уровень электролитического состава.
  • Очищать токопроводящие выводы от окислов, проверять надежность их фиксации.
  • Проверять уровень плотности электролитического состава.

Частоту проверки аккумулятора устанавливают индивидуально. Все зависит от:

  • Условий эксплуатации.
  • Наличия простоев.
  • Использования зарядных устройств или ПЗУ.

Если проблем с аккумулятором возникают часто, то рекомендуется приобретение нового источника питания. При подборе учитываются:

  • Емкость.
  • Габариты.
  • Тип полярности.
  • Дополнительные характеристики.
  • Компания-изготовитель.

Если есть возможность, то стоит приобрести аккумуляторную батарею, которая имеет такие же характеристики, как и установленная в автотранспортное средство модель. Ведь она имеет идеально подходящие для эксплуатации параметры.

Проблемы, связанные с запуском автотранспорта с севшим аккумулятором, возникают у опытных водителей, новичков. Поэтому учет информации, имеющей отношение к методам запуска двигателя, избавит от сложностей. Если есть возможность, то в багажном отсеке авто стоит расположить ПЗУ, провода для прикуривания.

Интересные видео со способами как завести машину с севшими акб.



Вопрос запуска двигателя с неработающим аккумулятором уже не раз обсуждался в автомобильных кругах, но все равно при разборе различных ситуаций находятся удивительные новые выходы и решения проблем. Сегодня мы поговорим о том, как быть, если в вашем автомобиле сел аккумулятор посреди трассы, а ехать необходимо. Завести автомобиль в полевых условиях с севшим аккумулятором можно двумя способами. Первый вариант - прикурить от другого автомобиля, но не всегда такой способ срабатывает на трассе.

Второй выход - завести машины с толкача. Но и здесь могут возникнуть проблемы. К примеру, невозможно завести машину с толкача, если вы владеете большим микроавтобусом или грузовым автомобилем. Часто очень сложно самостоятельно выполнить такой пуск двигателя с толкача. В любом случае, этот процесс не является простым, так что поговорим о двух данных способах более подробно.

Прикуриваем от другого автомобиля - процесс и безопасное выполнение

Выполнять процесс прикуривания от другого автомобиля нужно со знанием дела. Иначе получится, что вы разрядите аккумулятор в машине водителя, который согласился вам помочь. Итак, вы остановили другой автомобиль на трассе, водитель согласен вам помочь и прикурить вашу машину. Но в этом процессе не все так просто.

Для прикуривания от другого авто необходимо наличие высоковольтных проводов с большим сечением. В специализированных магазинах такие провода так и называют - провод для прикуривания. Если вы часто ездите на трассах, такой провод желательно положить в багажник. Обязательно соблюдайте требования по безопасному прикуриванию от другого автомобиля, выполняя следующие указания:

  • подгоните исправный автомобиль передней частью к переду вашей машины;
  • заглушите двигатель в автомобиле-доноре, отключите все, что потребляет электричество;
  • снимите минусовую клемму с аккумулятора вашей машины, чтобы не разрядить аккумулятор донора;
  • подсоедините один провод на плюсовые клеммы двух аккумуляторов, соединив их;
  • второй провод присоедините на минусовую клемму аккумулятора донора, а второй конец - к металлической части двигателя вашей машины;
  • заведите двигатель в неисправном автомобиле и прогрейте его до нормальной температуры;
  • теперь подсоедините минусовую клемму к разряженному аккумулятору;
  • снимите сначала провод с массы двигателя и минусовой клеммы донора, затем плюсовой провод.

Не забудьте поблагодарить водителя донора за помощь, ведь солидарность на дороге сегодня является не таким уж и частым делом. Выполняйте все процессы в точности так, как указано выше. Немного нарушенная последовательность может оказаться роковой для доброго водителя, который решил вам помочь. Придется искать третий автомобиль, от которого можно прикурить.

Если же проводов для прикуривания нет, придется прибегнуть к иному способу запуска силового агрегата. Это запуск с толкача - последняя оставшаяся надежда на то, что удастся уехать своим ходом. Но в данном случае нужно также быть крайне осторожным и обзавестись помощниками, ведь история знает много неприятных случаев при выполнении этого процесса.

Запуск двигателя с севшим аккумулятором с толкача

Это самый распространенный способ завести автомобиль с неработающим аккумулятором. Стоит сразу сказать, что технику запуска силового агрегата с толкача должен знать каждый водитель. Это важная информация, которая поможет вам получить необходимые знания по эксплуатации автомобиля, поддержит в сложную минуту за рулем.

Нужно понимать, что запуск с толкача должен произойти максимум с трех попыток, иначе в автомобиле зальет свечи, и завестись подобным образом не удастся. Намного проще завести теплую машину с толкача, так что не теряйте времени, если автомобиль заглох. Даже самостоятельно можно выполнить эту процедуру следующим образом:

  • откройте водительскую дверь, чтобы можно было быстро проникнуть в авто;
  • растолкайте машину достаточно для того, чтобы выполнить процедуру запуска;
  • запрыгивайте в салон автомобиля, включайте вторую скорость и быстро и энергично отпускайте сцепление;
  • задача в данном случае состоит в том, чтобы хоть один раз провернуть двигатель при включенной передаче;
  • при неудачной попытке можете повторять этот процесс несколько раз - в данном случае свечи вы не заливаете.

Конечно, намного проще выполнять запуск двигателя с толкача, когда у вас есть помощники. Обязательно следите за тем, какая дорога ждет вас впереди. Если на дороге есть значительный уклон, кто-то обязательно должен находиться за рулем машины. Иначе транспорт просто скатится по уклону вниз и уедет в неконтролируемом направлении.

Особенно важно следить за дорогой впереди, когда вы пытаетесь завести машину с толкача самостоятельно. Ведь в данном случае невозможно, чтобы вы находились за рулем и одновременно толкали автомобиль. Потому и сложности чаще всего возникает именно в данной ситуации. Правда, неполадки и проблемы могут возникнуть самые разные.

Варианты самостоятельного запуска двигателя тяжелого авто

Если у вас достаточно тяжелый и большой автомобиль, сложность его самостоятельного запуска значительно увеличивается. Даже с помощью одного-двух человек невозможно подтолкнуть машину, а от большинства легковых аккумуляторов мощный и большой двигатель не заведется.

В данном случае придется искать альтернативные способы запуска двигателя или транспортировки машины. Мы настоятельно не рекомендуем использовать никаких непроверенных методов, а воспользоваться транспортировкой на сцепке или на эвакуаторе. Некоторые водители пользуются следующим методом нетрадиционного запуска двигателя:

  • поставьте машину на ручник, а также подложите кирпичи и другие подставки под колеса;
  • поднимите на домкрате одно колесо ведущей оси;
  • поставьте коробку переда чна 3 или 4 передачу (3 слоднее крутить, а 4 сложнее завести);
  • раскручивайте приподнятое колесо руками, чтобы вызывать проворачивание коленвала двигателя;
  • автомобиль заведется и на холостых оборотах будет крутить только приподнятое колесо;
  • дальше нужно снять авто со скорости и прогреть машину, убирая домкрат и все подставки.

Учитывая сложность и техническую непредсказуемость данного способа запуска двигателя, лучше им не пользоваться. Тем не менее, присутствует и такой вариант запуска силового агрегата без аккумулятора. В теории данный способ достаточно прост, но на практике выполнить его будет очень сложно.

Лучше воспользоваться помощью попутного водителя и транспортировать ваш автомобиль на ближайшую станцию технического обслуживания. Здесь вам зарядят аккумулятор, что позволит без проблем завести машину традиционным способом и продолжить движение в нужном вам направлении. Это самый разумный выход из ситуации.

Предлагаем посмотреть на самостоятельный запуск с толкача чуда отечественного автопрома:

Подводим итоги

Чтобы избежать неприятных ситуаций с автомобилем, нужно использовать только безопасные и проверенные способы запуска двигателя в аварийной ситуации. Это может быть запуск силового агрегата с помощью прикуривания от аккумулятора рабочего автомобиля, а также запуск с толкача. Никакие другие методы мы использовать не рекомендуем. Также можно пользоваться портативным устройством аварийного запуска, которое продается в автомобильных магазинах, но его стоимость зачастую отпугивает желающих приобрести такой аппарат.

Дорожите агрегатами вашего автомобиля и его целостностью. Перед использованием любого метода запуска двигателя подумайте о целесообразности этого варианта. Возможно, будет проще и дешевле использовать традиционные методы, описанные выше. Попадали ли вы когда-нибудь в безысходную ситуацию на трассе, когда садился аккумулятор?

Чаще всего проблемы с аккумулятором случаются зимой, так как на холоде он быстрее разряжается. Но разрядиться батарея может из-за невыключенных на стоянке габаритных огней, других потребителей электроэнергии. В случае возникновения такой ситуации впадать в панику не надо. Есть несколько проверенных способов, позволяющих завести автомобиль, если сел аккумулятор.

Как завести автомобиль при разрядившемся аккумуляторе

Перед тем как начать решать проблему с севшим аккумулятором, сначала надо убедиться, что именно из-за него не получается завести автомобиль. Факторы, указывающие на то, что аккумулятор сел:

  • стартер проворачивается очень медленно;
  • индикаторы на приборной доске горят тускло или вообще не светятся;
  • при включении зажигания стартер не крутится и слышны щелчки или потрескивание.

Пуско-зарядное устройство

Применять сетевое пуско-зарядное устройство можно при заводке любых автомобилей, независимо от того, механическая у них трансмиссия или автоматическая. Порядок его использования:

Недостаток такого варианта в том, что для использования сетевого пуско-зарядного устройства необходимо иметь доступ к электросети. Есть современные автономные пуско-зарядные устройства - бустеры. Они имеют мощный аккумулятор, который, несмотря на небольшую ёмкость, может мгновенно выдавать большой ток.

Достаточно подключить клеммы бустера к аккумулятору, и можно запускать двигатель. Недостаток такого метода в высокой стоимости устройства.

Это решение можно реализовать в том случае, когда рядом есть автомобиль-донор. Кроме того, понадобятся специальные провода. Их можно купить или сделать самостоятельно. Сечение провода должно быть не менее 16 мм 2 , а также надо использовать мощные защёлки-крокодилы. Порядок прикуривания:


При выборе донора надо обращать внимание, чтобы ёмкость его аккумулятора была больше и равна той, которую имеет батарея реанимированного автомобиля.

Видео: как прикурить авто

Повышенный ток

Этот способ можно использовать только в критических ситуациях, так как он сокращает срок службы аккумуляторной батареи. В этом случае севший аккумулятор подзаряжают повышенным током. Батарею можно не снимать с автомобиля, но рекомендуется снять минусовую клемму, чтобы не вышли из строя электроприборы. При наличии бортового компьютера снимать минусовую клемму надо обязательно.

Повышать ток можно не более, чем на 30% от характеристик аккумулятора. Для батареи ёмкостью 60 Ач максимальный ток не должен превышать 18А. Перед зарядкой надо проверить уровень электролита и открыть заливные пробки. Достаточно 20–25 минут и машину можно пробовать заводить.

С буксира или толкача

Проводить буксировку можно только авто с механической трансмиссией. Если есть несколько человек, то машину можно толкнуть или же её при помощи троса соединяют с другим авто.

Порядок действий при заводке с буксира:


При выполнении буксировки надо, чтобы действия обоих водителей были согласованными, иначе возможна авария. Буксировать авто можно по ровной дороге или под небольшую горку. Если машину толкают люди, то надо упираться в стойки, чтобы не погнуть кузовные детали.

Обычная верёвка

Этот вариант подойдёт в том случае, когда ни машин ни людей рядом нет. Достаточно иметь домкрат и прочную верёвку или буксировочный трос длиной порядка 4–6 метров:


Чтобы не получить травмы, наматывать верёвку на руку или привязывать её к диску нельзя.

Видео: как завести авто при помощи верёвки

Народные методы

Существуют и народные методы, при помощи которых водители пытаются восстановить работоспособность севшего аккумулятора:


Некоторым народным умельцам удавалось завести машину и при помощи телефонной батареи. Правда, для этого потребовался не один телефон, а целая сотня 10-амперных литий-ионных аккумуляторов. Дело в том, что мощности батареи телефона или другого гаджета, для того чтобы завести автомобиль, будет недостаточно. На практике такой метод применять не очень выгодно, да и вряд ли вы найдёте необходимое количество батарей от мобильников.

Видео: отогреваем аккумулятор в тёплой воде

Чтобы не возникало проблем с севшим аккумулятором, надо постоянно следить за его состоянием. На стоянке надо отключать габариты и приборы, потребляющие электроэнергию. Если всё же аккумулятор сел, то надо адекватно оценить ситуацию и выбрать один из доступных способов, который позволит завести автомобиль.

Аккумулятор является источником энергии для питания электрооборудования и запуска двигателя автомобиля. Исправная батарея сохраняет заряд на протяжении 2-3 месяцев.

Однако бывают случаи, когда АКБ разряжается намного быстрее. Происходит это, как правило, во время стоянки автомобиля.

Почему разряжается аккумулятор на машине

Определить причины разряда аккумулятора без специальных приборов сложно. Виновником потери напряжения может быть как оборудование электроснабжения, так и сама батарея. На нормальную работоспособность АКБ влияет несколько факторов:

  • износ аккумулятора;
  • выход из строя генератора;
  • климатические условия;
  • короткое замыкание в цепи электрооборудования.

Имеют значение и условия эксплуатации автомобиля. При запуске двигателя стартер потребляет много энергии. Для восстановления заряда требуется определенное время. При частых поездках на короткие дистанции, генератору может попросту не хватать времени для заряда батареи.

Износ и проблемы АКБ

Проверку состояния батареи необходимо выполнять на заглушенном двигателе без нагрузки (при отсоединенных клеммах). Определяют плотность электролита ареометром, нормальными показателями считаются 1,26 – 1,28 г/куб.см. Меньшие цифры свидетельствуют о неполном заряде. Во время проверки ареометром стоит обратить внимание на уровень электролита в каждой банке. Дополнять емкости следует дистиллированной водой, соблюдая меры безопасности.

Для проверки аккумулятора тестером переключатель прибора устанавливается в режим контроля постоянного напряжения 20 V. Щупы мультиметра присоединяются к плюсовой и минусовой клемме батареи. Уровень заряда источника питания приведен в таблице:

Напряжение, В

Показания тестера 11,8 В и ниже говорят о том, что аккумулятор полностью разряжен. Его напряжения недостаточно для запуска двигателя.

Не зависимо от цифр на табло, батарею необходимо оставить в состоянии покоя, а через какое-то время провести повторный замер. Если на следующий раз показатели окажутся значительно ниже предыдущих — проблема в аккумуляторе. Потребуется обслуживание либо замена источника питания. Если данные мультиметра не изменятся в течение нескольких дней, значит, разряд происходит по другой причине.

Выход из строя генератора

Взаимодействие кислоты и щелочи при низких температурах замедляется, и на морозе батарея садится гораздо быстрее. В холодных регионах рекомендуется повышать плотность АКБ до 1,28 – 1,30 г/куб.см. путем добавления электролита. Правда, подобные действия существенно сокращают эксплуатационный срок службы.

«Коротыш» в цепи электрооборудования

Обнаружить и устранить эту проблему сложнее всего. «Коротыши» возникают и проявляются периодически. Это усложняет обнаружение и устранение поломки. При частой эксплуатации автомобиля, аккумулятор не успевает разряжаться полностью, и хозяин транспортного средства на протяжении длительного периода не подозревает о наличии неисправностей.

Электрооборудование транспортных средств состоит из однопроводной плюсовой цепи. Кузов, мотор и все металлические детали служат минусом. При соприкосновении проводников положительного и отрицательного заряда происходит короткое замыкание, в результате чего батарея «садится». Коротыши могут возникать как в проводке, так и в электроприборах автомобиля.

Обнаружить неисправность можно следующим образом. Выключив зажигание, следует снять плюсовую клемму и прикоснуться ею к плюсовому выводу батареи. Если между элементами возникнет искрение, значит, в цепи присутствует короткое замыкание. Следующий шаг – поиски утечки тока.

Как определить цепь, в которой происходит короткое замыкание

В любом автомобиле присутствует утечка тока (сигнализация, память контролера системы впрыска, магнитола, часы и т.д.). Допустимый показатель, при котором аккумулятор не будет разряжаться – 0,02 — 0,06 А. Перед измерением утечки тока необходимо выключить все электроприборы. Важно не забыть захлопнуть все двери и заблокировать концевые выключатели под капотом. Измерения утечки выполняются при выключенном зажигании в следующем порядке:

  1. Переключатель тестера устанавливается в режим измерения 10 Ампер.
  2. С аккумулятора снимается минусовый провод.
  3. К снятому проводу подключается один щуп прибора.
  4. Другой щуп тестера присоединяется к минусу АКБ.

Полярность на табло цифрового мультиметра значения не имеет.

Видео — как измерить утечку тока аккумулятора:

Если ток утечки превышает допустимую норму, следует искать цепь, в которой происходит разряд. Для этого поочередно вынимаются все предохранители и сверяются показатели прибора. Если после снятия очередного предохранителя, цифры существенно снизились — проблему нужно искать именно в той цепи.

Разобравшись в том, какие приборы защищает определенный проводник, нужно поочередно отключать их от потребления. Предохранитель следует установить на место. Снижение показателя утечки тока на табло укажет на проблемный элемент.

Совет! Для гарантированного результата желательно проверить все предохранители, так как неисправности могут присутствовать в нескольких цепях одновременно.

Для того чтобы навсегда избавиться от утечек тока во время стоянки, в цепь минусового провода от клеммы аккумулятора до кузова нужно поставить выключатель массы.

Что делать, если «сел» аккумулятор

Если заряда источника питания недостаточно для запуска двигателя, а поездку откладывать нельзя, можно попытаться завести автомобиль другими способами.

Метод «прикуривания» (использование заряда находящегося рядом транспортного средства) позволит запустить мотор со стартера. Для того чтобы «прикурить» от соседа потребуются специальные провода.

В случае их отсутствия можно позаимствовать чужой аккумулятор на 5-10 минут, а после запуска двигателя вернуть на место свой. Описанный метод позволит попутно проверить работоспособность генератора. Недостаток заключается в том, что не каждый захочет снимать батарею со своей машины.

Важно! Во время снятия/установки АКБ на заведенном двигателе важно не допустить контакта плюсовой клеммы с металлическими элементами автомобиля. В противном случае произойдет короткое замыкание.

Транспортное средство с низким зарядом элемента питания можно . Для буксировки понадобится другой автомобиль и трос либо физическая помощь нескольких человек. Запуск двигателя осуществляют на второй/третьей передачи при разгоне машины 10-20 км/ч. В комплектацию старых советских автомобилей входила специальная заводная ручка (так называемый «кривой стартер»), с помощью которой можно заводить машину без посторонней помощи.

При нетрадиционном запуске двигателя необходимо на время воздержаться от использования мощных электроприборов (печки, света и т.п.). Исправный генератор восстановит нормальный заряд за 15 — 20 минут работы двигателя на средних оборотах.

Описанные способы запуска двигателя являются вынужденной мерой. Запуск двигателя с толкача может навредить транспортному средству. Поэтому, при первых признаках разряда АКБ следует незамедлительно провести комплекс мероприятий по обследованию цепи электроснабжения и устранению неисправностей.

Что показывает и какую информацию получает водитель.

Читайте про выбор АКБ для автомобиля.

Предлагаем вспомнить сигналы регулировщика , чтобы не не осталось сомнений в правильности своих действий.

Видео — проверка утечек тока в автомобиле:

Может заинтересовать:


Узнать цены на любую модель автомобиля


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Видеорегистратор - незаменимый гаджет для автолюбителя


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Семен

    Запуск «с толкача» лучше проводить на высшей передаче. Пусковых оборотов вполне хватит, а риск порвать ремни становится меньше.

    Аня

    Я за рулем 5 лет, столько же и водительский стаж. Машинка у меня маленькая, старенький б/у матиз. И за это время у меня аккумулятор разряжался несколько раз именно от долгого стояния, причем в холодное время года. Пару раз действительно «прикуривали» — сосед по парковке помог, у него и провода специальные нашлись, раза 2 меня дергали на тросе со 2-ой передачи. Ну а зимой мужу приходилось снимать аккумулятор на ночь, чтоб не пришлось заряжать. Правда, это не неудобно — туда-сюда таскать, батарея же тяжелая, по крайней мере, для меня. Да и не научилась я самостоятельно ставить и снимать аккумулятор.

    Сергей Михайлович

    Когда ездил на классике не редко сталкивался с проблемой разрядки аккумулятора или его, так скажем, замерзания в холодное время года. Проблему решил покупкой дополнительного внешнего аккумулятора (такого же как для телефонов, только на 40000А) с возможностью подключения крокодилов. Очень удобно. И если кого-то прикурить нужно — тоже нет проблем.

    Павел Андреевич

    Ночевали в машине по пути в Белоруссию, ключ зажигания не достали и оказалось, что габариты не выключились. Утром завестись не смогли, помог парень, дал прикуриться. Купил с тех пор провода для прикуривания и вожу с собой.

    Дмитрий

    Если приходится оставлять аккумулятор в машине на улице зимой, то утром его необходимо «возбудить». Я на несколько секунд включаю дальний свет.

    Иван Шевелев

    В морозы заношу домой, а так пользуюсь тем же не хитрым приемом, как включение на несколько минут свет фар.

    gena 56

    Разрядка аккумулятора очень частое явление. Особенно быстро она происходит в зимнее время. Связано это в первую очередь с тем, что у аккумулятора выходит срок службы. Также может это происходить из-за не выключения осветительных приборов при длительной стоянке. Самый распространенный способ устранения этой неисправности подзарядка с помощью другого автомобиля, так как сейчас практически у всех имеются провода для прикуривания.

    Федор

    Отключение аккумулятора при заведенном двигателе на современных авто весьма опасное занятие. Происходит скачек напряжения, и что сгорит в этот момент предохранитель и мозги, одному богу известно.

    Юрий

    При прикуривании желательно после подсоединения клемм немного подождать, чтобы подзарядилась разряженная АКБ. Будет легче заводить, иначе много будет теряться в проводах. А так больше тока даст родная АКБ — потери снизятся.

    Вася

    Для того, чтобы «прикурить» аккумулятор, можно использовать и повербанк. Сейчас таких предостаточно. Убитому «в ноль» они не помогут, а подсевший подлечить смогут.

    Елена

    Хорошо вам мужчины рассуждать. Кто то в мороз снял АКБ и унес домой. А нам то женщинам как быть? Шубой что ли его закрывать?

    Александр

    Если разрядился аккумулятор в современном автомобиле, то его не желательно отсоединять. Я решил такую проблему приобретя переносной компактный пусковой аккумулятор с функцией зарядного устройства для автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем. Зимой помогает запускать двигатель без нагрузки на аккумулятор. Значит аккумулятор прослужит дольше. На родном аккумуляторе проездил 6 лет.

    Антон

    Проблему решил просто. Купил недорогой второй аккумулятор и вожу его с собой. При необходимости меняю их местами, подзаряжаю разрядившийся. Может и дорогое удовольствие – зато независим, двигатель запускается в любой ситуации.

    Артем

    В зимнее время решал возможную проблему с утренним запуском двигателя с помощью лампы-переноски. С моей работой в ночные смены у меня была такая возможность. Включенную лампу ложил на двигатель поближе к аккумулятору и закрывал капот. Утром, как летом — с пол оборота.

    Борис

    С разряженным аккумулятором сталкивался только в зимнее время. В таких случаях алгоритм у меня простой как пять копеек, и надежный как АК-47: включаем дальний свет фар на 5-6 секунд; если не помогло, тогда достаем китайский воспламенитель себестоимостью в 2 тысячи, но к сожалению в морозы -20 он не всегда справляется, следовательно единственный оставшийся вариант это искать уже «прогревшегося» соседа по парковке с целю или «прикурить» или «потаскать». Хороших дорог!

    Олег

    Расскажу о моем опыте работы с разряженным аккумулятором. В конце прошлого года уехал к дочке за границу на 4 месяца. Предварительно снял аккумулятор с машины, зарядил его полностью зарядным устройством (автомат) и оставил в гараже. Каково же было мое удивление, когда приехав, поставил его на машину — разряжен полностью, электролит замерз! Аккумулятору всего 2 года, производитель Тюмень. Как полностью заряженный аккумулятор, мог разрядиться до состояния замерзания? Все соседи по гаражу сказали однозначно — выбрось и купи новый. Но решил поэкспериментировать. Сначала отогрел, потом в течении 2 суток заряжал слабым током — около 0,5 А. Потом аккуратно слил весь электролит (плотность не поднималась выше 1,2.). Залил новый и снова сутки 0,5 А. Сейчас езжу и запускаю без проблем в 20-градусный мороз.

    Николай

    Позвольте кое в чем не согласиться с автором статьи. Он пишет, что проверить зарядку можно и без тестера. «После запуска двигателя необходимо отсоединить от АКБ одну из клемм. Если машина не заглохнет, значит, генератор работает». Это плохой совет, в современной машине такие действия могут привести к выходу модуля зажигания или катушки зажигания, да и диодному мосту генератора, тоже будет не сладко. Утечка может быть и без «коротошей», просто или кабель где перетерся и контачит с массой, или влага попала. У меня причиной утечки была память магнитолы «Пионер». На выключенном двигателе, при закрытых дверях (это обязательно), в разрыв минусовой шины включил амперметр и увидел потребление 85ма, чего уже достаточно. И после гемороя с предохранителями догадался снять съемную панель магнитолы и ток сразу упал до 9 ма.

    Егор

    Борис, -20 — это не такой мороз, чтобы ухищряться с воспламенителем и подобными хитростями. Любая исправная машина при такой температуре заводится без особых проблем. Есть «южные» иномарки, так и у них контроллер разрешает запуск до -25.
    Так что, если проблемы с запуском в -20 — вам прямая дорога в автосервис. Это проявление какой-то неисправности авто.

    Фарут

    Хорошо держит аккумулятор практически весь год, но как только наступают морозы (-20-35) и ночи не выдерживает, уже все делал, ничего не помогает. Может кто-нибудь подскажет, что мне сделать?

    Егор

    А у меня вот постоянно садит сигнализация. На своей машине езжу 15 лет, за это время сменил наверное 4-5 аккумуляторов. Пока батарея свежая, ну или условно новая, то эффект не так заметен, даже после 2 месяцев. А вот после 2-3 лет эксплуатации запросто садит в ноль за две недели. Как то из интереса купил дешевый тестер и промерил какой ампераж берет сигнализация в режиме охраны — оказалось примерно 150 миллиампер, причем больше половины потребляет реле отключения двигателя. Чуть модернизировал схему работы и вуаля! 25-40 миллиампер в режиме охраны! Теперь даже аккумуляторы стали служить на год дольше. 🙂

    Ермаков Саша

    Первое, что нужно сделать — узнать причину, почему разрядился аккумулятор. Возможно это не отключенный потребитель, а возможно и замыкание пластин самой батареи. В первом случае «прикуриваем» ну или тащим домой на зарядку, а во втором едем за новым АКБ. Кстати есть еще третий вариант — не работает генератор (реле-регулятор), в этом случае так же тащим на зарядку, но уже ищем генератор.

    Сергей

    Самое главное это своевременный замер плотности, чтобы заранее знать о приблизительном сроке выхода из строя аккумулятора. Сейчас даже нет необходимости делать замер ареометром, существуют тестеры для определения плотности, без входа во внутреннюю часть корпуса. Просто делаете полный заряд АКБ и производите замер с результатом в течение 15-20 секунд, все зависит от марки устройства.

    Богдан

    Когда машина стояла под домом проблемы с аккумулятором были частыми, хотя за техсостоянием машины всегда следил хорошо. В последние два года начал ставить в гараж, и аккумулятор про себя больше не напоминает.

    Мария

    Прикурить конечно вариант, но можно неумеючи прикурить так, что отправитесь в автосервис

    Дмитрий

    Вот читаю статью и все комментарии и не устаю удивляться – обсуждаем и ищем причины: у кого замкнуло проводку, у кого реле-регулятор, у кого вообще генератор, забыли ключ вынуть, подфарники выключить или сигналка все съела. Так и хочется спросить, а вы аккумулятор мыли? Ведь машину моете, когда грязная.
    Основная и первая причина саморазрядки аккумулятора — это грязь на его поверхности. Возьмите не поленитесь вольтметр и подключите его щуп к любой клемме аккумулятора, а вторым щупом поводите по поверхности аккумулятора. И что бы увидите. Скажите ничего, второй щуп никуда не подключен, т.е. вольтметр покажет 0 В. Правильно, так должно быть когда аккумулятор чист, только в жизни вы увидите другое, до 11 В!!! Ваш грязный аккумулятор теряет около 2 А/ч в сутки только из-за тока утечки. А вы говорите сигналка в 0 посадила.
    Причина этой грязи – пары, выходящие из ячеек АКБ, эта грязь на поверхности отлично проводит ток, садящий ваш аккумулятор.
    Поэтому когда моете машину, не поленитесь помыть корпус АКБ раствором обычной питьевой соды, а потом уберите белые разводы соды с корпуса АКБ обычной водой.

    Лёха

    Проблемы завести автомобиль при севшем аккумуляторе нет, легко заводится либо «с толкача», либо от «прикуривания». Проблемой станет определить причину по которой ваш акк разрядился. И эту причину необходимо как можно быстрее устранить.

    Олег

    Да проблем запуска автомобиля с севшим аккумулятором нет, или с толкача или прикурить. Проблема в другом. Вот вам дали прикурить и вы успокоились и поехали. А через несколько дней все повторится. После того как вам пришлось прикурить, снимите на ночь аккумулятор и поставьте его на зарядку, все дело в том что он у вас полностью генератором не может зарядиться, это вам скажет любой электрик. Заряд может быть только на 85%. Поэтому не успокаивайтесь а возьмите за правило — если аккумулятор сел, то обязательно его заряжать от зарядки. Ну и естественно сначала найдите причину его разряда.

    Денис

    Проблемы с севшим аккумулятором наверно были у всех, то некогда искать причины, то кто-то помог прикурить и забыли. Я не исключение. Но бывают ситуации, когда чувствуешь все — хватит. Вот и я решил, хватит клянчить прикуривать и купил себе бустер Startmonkey 200. Да, дороговато, но он стоит своих денег. Теперь проблем никаких, даже не задумываюсь сел аккумулятор или нет, ни зимой ни летом. ни на охоте, ни на рыбалке. Запускает не только меня но и друзей. А когда машина ночует в гараже ставлю на зарядку и бустер и родной аккумулятор.

    Иванович

    Чтобы аккумулятор не разряжался при длительной стоянке в гараже, при полностью исправном аккумуляторе и электрооборудовании, необходимо периодически производить пуск двигателя для подзарядки батареи от собственного генератора. И тогда неожиданного сюрприза вы избежите.

    Сергей

    Повышенная влажность действительно действует на независимую разрядку АКБ. Не значительным, но вероятным может послужить плохая герметичность капота – нужно изредка проверять уплотнители. Влажность скапливается на поверхности аккумулятора и замыкает цепь, таким образом (если такое присутствует) перед стоянкой нужно делать протирку насухо и снимать одну или обе клеммы.

    Антон

    Если аккумулятор разрядился по непонятной для вас причине, надо попробовать его зарядить. Для этого снять его, подключить к зарядному устройству и начать зарядку. В том случае если аккумулятор не берет зарядку, дело дрянь, только в исключительных случаях можно его отремонтировать, но в настоящее время лучше купить новый, в продаже аккумуляторы есть всегда. Это такой мой совет.

    Никита

    Разряженный утром аккумулятор, причина в водителе. Или что-то забыли выключить, или грязная поверхность аккумулятора, что привело к утечке тока, или не следили за плотностью электролита. Во всех случаях утром ищем у кого прикурить, для чего я всегда вожу с собой привода прикуривателя. Правда последние пару лет в основном ими прикуриваю других. Сам купил себе бустер. И теперь проблем никаких. Да, дороговато, но зато утром не переживаешь что с аккумулятором и у кого прикурить.

    Александр

    Один из вариантов — снять аккумулятор и отогреть его, можно даже без подзарядки. «Холодный» аккумулятор плохо держит большие токи. Конечно, еще лучше при подогреве аккумулятор поставить на зарядку.

    Владимир

    Случаи бывают разные, можно просто оставить лампочку включенной и к утру весь заряд высосет. Самое простое если не торопишься и есть дома зарядка, снять и зарядить, а если нужно ехать куда-то, то можно прикурить и он кстати достаточно зарядиться пока едете и если это не лютая зима, будет заводиться и далее нормально, но лучше конечно же подзарядить нормально.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков