Самый большой бигфут. Годзиллы автомобильного мира: как устроены монстр-траки

Самый большой бигфут. Годзиллы автомобильного мира: как устроены монстр-траки

30.07.2019

Январь 16, 2018 Article

Бигфуты и их моторы

«Один двигатель драгстер — класса «Top Fuel » объемом 8,2 литра обладает большей мощностью, чем все болиды, стоящие в первых 4х рядах на стартовой линии NASCARs Daytona 500 .

В максимальном режиме этот мотор потребляет 5,7 литра нитрометанола в секунду; загруженный «Боинг 747 » потребляет топливо в том же соотношении, но вырабатывает на 25% меньше энергии.

Стоковому двигателю Dodge Hemi V8 (425 л/с (318 kW) не хватит мощности, чтобы даже провернуть турбокомпрессор «Top Fuel». 85 кубометров воздуха, сжатые «суперчарджером », после добавления топлива имеют субстанцию очень близкую к плотности твердого тела, цилиндры почти закусывает на полной нагрузке.

Для того, чтобы набрать 482 км/ч за 4.5 секунды, драгстер должен ускоряться свыше 4G; чтобы набрать 320 км/ч к середине дистанции, перегрузка на старте достигает 8G. Драгстер преодолевает барьер свыше 480 км/ч быстрее, чем вы прочтете эту строку. Русскому человеку будет приятно узнать, что с 0 до 100км/ч машина разгоняется за 1.1 секунды. Двигатели «Top Fuel» выдерживают примерно 540 стартов! Рекорд скорости — 533 км/ч. Если рассмотреть это в жизни, то получится следующая картина: представьте, что вы ведете твин-турбовый Corvette, Z06, Supra, Porsche, Ferrari или Lambogini. В миле от вас стоит «Top Fuel-драгстер», готовый тронуться в тот же момент, когда вы с ним поравняетесь. У вас есть неоспоримое преимущество в начальной скорости на старте. Вы управляете машиной на «законных» 320 км/ч. Загорается «зеленый», драгстер трогается вторым. Корветт идет на максимуме, но вы отчетливо слышите приближающийся рев и, ровно через 3 секунды, драгстер настигает и обходит. Он выигрывает на финише, ровно через четверть мили с того момента как вы поравнялись с ним. Просто вдумайтесь в это! С нуля он набрал 320 км/ч и не только догнал, но и «разорвал» вас на финише».

Bigfoot — это серия монстр-траков, начатая в середине 1970-х кастомайзером Бобом Чандлером. Первый автомобиль под этой маркой он закончил в 1979 году, использовав модернизированное шасси и кузов собственного пикапа Ford F-250. Это был один из первых в истории монстр-траков: примерно в это же время появились аналогичные машины других конструкторов — USA-1 Эверетта Джасмера, Bear Foot Пола Шейфера и King Kong Джеффа Дэйна. Суммарно эти четыре автомобиля положили начало новому направлению автошоу — выступлениям монстр-траков.

Первые бигфуты были относительно небольшими, поскольку самое большое доступное колесо от грузового автомобиля имело диаметр 1,2 м. Со временем кастомизация достигала всё новых высот и стремилась к рекордам. В итоге в 1986 году Чандлер купил по дешёвке четыре шины от знаменитого «дорожного поезда» TC-497 Overland Train Mark II, построенного компанией Overland по заказу Армии США в конце 1950-х. Суммарная длина этого «внедорожика», предназначенного для грузоперевозок по бездорожью Аляски, составляла 170 метров, а диаметр колёс — 3 метра.


Добыв колёса, Чандлер построил шасси специально под них. Одной из проблем такого диаметра была невозможность закрепить их на шасси обычной длины — они просто тёрлись друг о друга. Пришлось «раздвигать» раму. Получившийся Bigfoot 5 имеет суммарную высоту 4,72 метра и весил 17,2 тонны — это самый большой и тяжёлый монстр-трак в истории, причём рекорд не побит до сих пор.



Чандлер купил 4 пары колёс — на два автомобиля. Второй — Bigfoot 7 или иначе Bigfeet — он построил позже, в 1988 году. Оба автомобиля регулярно принимают участие в автошоу.


В 1987 году Чандлер временно навесил все 8 колёс на Bigfoot 5 — выглядело это безумно. Кроме того, с 1986 года конструктор несколько раз менял кузов автомобиля, но по колёсам Bigfoot 5 опознаётся мгновенно — у него нет и не предвидится аналогов. Разве что с 7-м перепутать легко.


Автомобиль, стилизованный под пикап, называется Monster Truck. Такие автомобили созданы для участия в особенных состязаниях - Monster jam - и имеют весьма интересную конструкцию. Они специально построены с очень внушительными колёсами. На них установлена подвеска с большим ходом и мощный двигатель.

Соревнования Monster jam включают скачки через препятствия, автотриал, гонки по бездорожью и разнообразные акробатические номера. Препятствия, как правило, воздвигают из кузовов ветхих автомашин.

Монстр-трак нельзя путать с колёсным снегоболотоходом. Они внешне очень похожи, но колёсный болотоход - это утилитарное транспортное средство. Он эксплуатируется в условиях тяжёлого бездорожья.

Monster Truck появилась в 1971 году. Этот Bigfoot был сконструирован Риком Лонгом. В качестве его основы Рик выбрал собственный автомобиль - полноприводной Ford F-250.

Что представляет собой современная машина "Бигфут"? О, это замечательные автомобильчики! Это пляжные полноприводные багги увеличенного размера. Своё наименование они получили лишь благодаря форме стекловолоконного кузова, который используют на автомобилях подобного типа. Но лёгкий внедорожник багги не является грузовиком-пикапом.

Трубчатые шасси с четырёхточечной подвеской создаются индивидуально для каждого грузовика. Они позволяют создать дорожный просвет, достигающий четырёх футов. Двигатель "Бигфута" расположен в базе, в передней части машины. Двигатель авто Monster Truck оснащён механическим наддувом и работает на керосине. Здесь рабочий может достигать десяти литров.

Машина "Бигфут" оснащена огромными колёсами, которые вращаются мостами, заимствованными у тяжёлых грузовиков вместе с планетарным редуктором. Все грузовики наделены гидравлическим рулевым управлением. Причём передние колёса конструкции управляются рулём, а задние переключателями. Как правило, машина "Бигфут" использует шины "Терра".

На большинстве грузовиков установлены видоизменённые либо нарочно созданные автоматические трансмиссии. Допустим, такие как Ford C6 transmission, Turbo 400, Torque-flite 727 или Powerglide. Некоторые грузовики оборудованы трансмиссией Lenco, которая крепко связана с дрэг-рейсингом. Автоматические трансмиссии укомплектованы трансмиссионными тормозами. Детали и узлы у них усилены.

А какими ещё приспособлениями обеспечена машина "Бигфут"? В комплект авто входит целый ряд элементов безопасности. Некоторые из них применяют в соревнованиях на аренах небольшого размера. Очень часто "Бигфут"-машина имеет несколько выключателей зажигания, размещённых в разных отделах кузова. Это необходимо для автоотключения двигателя. Ведь гонки на "Бигфутах" небезопасны: иногда автомашины переворачиваются. Сидение водителя во многих грузовиках расположено в левой стороне кабины. Это сделано для улучшения обзора. Значительное количество кабин прикрыто поликарбонатом, который защищает водителя от грязи.

А какие требования должен выполнять водитель? Перед поездкой водитель "Бигфута" обязан надеть шлем, два несгораемых костюма, защиту для шеи и Большинство подвижных элементов внутри кабины защищено экранами. А оборудование, которое работает под высоким давлением, надёжно удерживается ремнями.

"Бигфут" - это супер-машина! Она имеет гигантский потенциал в области аэродинамических параметров.

Небольшой обзор на новинку детских радиоуправляемых машинок.

Новинка 2018 года- машинки с двумя режимами передвижения- с режимом трансформации геометрии кузова из плоского состояния- режим «гонка», в режим движения по пересеченной местности -ДЖИП


Это даже целая линейка из тех моделей разного размера- большая 1:8, средняя 1:10 и маленькая 1:16.


Хочу выразить благодарность людям, которые придумали эту машинку, хотя давно вышел из этого возраста, когда нравится играть маленькими машинками, но с этой в первый же день понял, что эта модель даст незабываемые ощущения и детям и родителям.

Основные характеристики

А тут начинается самое интересное.
Хочу особое внимание уделить скорости и маневренности модели. Очень подвижная машинка с максимальной скоростью до 20 км/ч.


Это быстрый автомобиль со специально усиленной рамой, для сборки шасси использованы ударопрочные материалы, в том числе и металл.
Вес машинки: маленькой около 1,5 кг. Средней около 2 кг., Большой 2,5 кг.

Самая маленькая подходит для квартиры, и для начинающих, самых маленьких гонщиков, от 5 лет. Скорость этой модели не слишком большая, поэтому ею легче управлять.

Самое интересное в этой машинке- это конструкция .


Основой пространственной конструкции является стальной стержень- ось, которая служит одновременно и рамой, и на ней же крепится редуктор системы трансформации подвески, и система распознавания положения поворотных осей подвески, и по концам закреплены непосредственно сами поворотные механизмы трансформации передней и задней оси.

Следует заметить, что с помощью этих же механизмов производится и поворот передних и задних колес.

То есть при поворотах используется синхронно и передняя и задняя ось, что делает машинку чрезвычайно маневренной, своими повадками она в движении напоминает движение большой ящерицы- Варана. Отсюда и произошло ее название.


Машинка имеет полный привод всех колес. На каждую ось установлен свой отдельный электродвигатель с редуктором.

Как видно, везде металл, все довольно прочное.


Широкие колеса с продуманной резиной дают возможность вытворять фантастические маневры.

Покрышки широкие и мягкие, что позволяет хорошо цепляться за любую поверхность, и хорошо амортизируют удары.


Радиус управления около 25-30 метров.


Габаритные размеры

BigFoot Max 49 x 28 x 13 cm Больше подходит для больших помещений и для улицы.

Габаритные размеры BigFoot 46 х 25 х 12 см Подходит и для квартиры, и для улицы.

Габаритные размеры BigFoot mini 33 х18 х 11 см Подходит для квартиры, и для начинающих, самых маленьких гонщиков, от 5 лет. Скорость этой модели не слишком большая, поэтому ею легче управлять.

Размеры упаковки большой машинки 60 х 46 х 16 см

средней машинки 55 x 45 x 13 cм

маленькой - 48 х 36 х 12 см

Комплектация

В упаковке помимо машины покупатель найдет.
1) Пульт управления
2) Зарядное устройство либо шнур для зарядки от зарядного устройства смартфона на 1 А, с индикатором
3) Аккумулятор. Большая модель- 1000 мАч, средняя 800 мАч, маленькая- 600 мАч

Резина мягкая, держится на определенном расстоянии от колесного барабана, что делает езду очень мягкой, сами колеса можно открутить, выкрутив из оси 1 саморез.

Управление.

Сразу хочу сказать - пульт довольно удобный. Управление у средней модели вперед/назад осуществляется с помощью курка на пульте управление, а за повороты отвечает специальное колесо, что тоже довольно удобно. И одна кнопка для управления трансформацией.

И есть второй вариант пульта- у маленькой и большой модели. Управление джойстиков вперед- назад, вторым вправо- влево, и кнопка режима трансформации.


Для машин такого уровня как право используют радио контроль и этот случай тоже не исключение. Управление организовано на частоте 2,4ГГц, 5 основных команд.

Пульт управления питается от 2-х батареек стандарта АА с напряжением в полтора вольта.

Дальность действия около 30 метров, что тоже норм для такой модели.
Батарейный отсек пульта закрыт крышкой, для того, чтобы заменить батарейки нужно будет открутить всего один шуруп.
Для активации пульта нужно перевести выключатель в положение ON, в этом случае встроенный индикатор будет мигать красным цветом, что свидетельствует о включении пульта управления.

Есть два режима движения .


Первый режим, когда машинка распрямлена, и своими движениями напоминает движения ящерицы. Используется для гонок по ровной поверхности. Если машинка перевернулась при наезде на препятствие, это не беда- она продолжает движение дальше на другой стороне.

Второй режим- режим ДЖИП. Используется для карабкания по камням, ступенькам, корням.

При наезде на вертикальные стены машинка легко осуществляет переворот, и едет в обратном направлении.

Так же может делать трюки

Питание

Аккумулятор, который находится в модели - Ni-Mh. Емкость хоть и небольшая но и его сполна хватит, хотя кому как… время езды около 20 минут.

Аккумулятор довольно прилично нагревается и это тоже нормально.

Большая модель- 1000 мАч, средняя 800 мАч, маленькая- 600 мАч

В целом машинка очень необычная и интересная.

Из плюсов - очень прочная конструкция. Довольно высокая скорость езды и маневренность, за счет синхронной работы передней и задней оси. Возможность делать трюки и перевороты при движении. 2 режима передвижения.

Минусы- не слишком большое время работы от одного аккумулятора. Примерно 15-20 минут. Лучше сразу брать запасной.
Нет защиты от воды. Не рекомендуется заезжать в глубокие лужи.

Пространственная рама монстра рассчитывается на компьютере. Она должна выносить колоссальные нагрузки, всегда защищая гонщика. Сваривается рама из двухдюймовых толстостенных хром-молибденовых труб методом дуговой сварки в гелиевой среде.

Кузов изготавливается из стеклопластика, «стекла» — из лексана, чтобы защитить пилота от случайных осколков. Благодаря этим и другим ухищрениям общий вес монстра удается удержать в пределах 5-5,5 т.

Двигатель

Вот с чем в Соединенных Штатах нет проблем, так это с мощными моторами. Напомним, 5,6-литровый двигатель там называется Small block, и это не ирония. Под капотом монстр-траков стоит Big block, т.е. классический, как пистолет Кольт, мотор объемом в 9,4 л, с механическим нагнетателем, питающийся спиртом.

Такие двигатели просто покупаются у компаний-производителей вроде Merlin — обычно их ставят на дрэгстеры. Типичная мощность — 1500-2000 л.с. Встречаются, однако, более оригинальные экземпляры — например, с авиационными моторами. А на 2011 год намечено появление первого спирто-электрического монстра-гибрида! «Зеленые» добрались и сюда!

Впрочем, давно пора. Расход топлива у монстров — в районе 15-20 л на … один километр!

Трансмиссия

Гоночную коробку с гигантским запасом прочности в Америке также достать несложно. Компании типа Powerglide, Allison или Lenco фактически серийно делают КПП для дрэгстеров и других странных американских машин. Это, как правило, обычный трехступенчатый «автомат», только с огромным гидротрансформатором и прочими очень крепкими компонентами. Встречаются, правда, и нетривиальные решения вроде «роботов» с центробежным сцеплением и пневматическим переключением передач.

Привод, разумеется, постоянный полный, без всяких гражданских глупостей типа дифференциалов. В качестве осей иногда берут мосты от школьных автобусов или другой тяжелой техники, но чаще используются обычные мосты для среднеразмерных пикапов - их прочности хватает для всей акробатики.

Нагрузка на валы снижена благодаря установке планетарных колесных редукторов. Одновременно это позволяет увеличить клиренс до 120 см. В случае «Бигфута» применены колесные редукторы с передаточным отношением 6.3:1, а ГП — с отношением 2,6:1. В сумме это дает очень «короткое» отношение 16,5:1. Дело в том, что максимальную скорость монстрам набирать ни к чему, а вот мощный разгон — то, что надо.

Подвеска

Рессорная подвеска первых бигфутов могла обеспечивать ход в 10-15 см. У современных же монстр-траков ход подвески достигает 70 см! Принципиальная схема немудреная: продольные рычаги, пружины, амортизаторы. Вот только сами компоненты... Таких амортизаторов никакие Rancho или Bilstein не выпускают, поэтому команды изготавливают их самостоятельно.

Корпусом служат стальные или алюминиевые трехдюймовые трубы. Стальные прочнее, но алюминиевые легче — это вопрос приоритета для гонщика.

Азот в амортизаторы закачивается под давлением в 30 атм. На приземлении, при полном сжатии подвески, давление подскакивает до 150 атм!

Продольные рычаги, крепящиеся к осям и к центру рамы, изготавливаются из хром-молибденовых труб, которые команды подвергают нагреву в солевом растворе. После этого трубы сильнее гнутся, дополнительно амортизируя приземление.

Колеса

Для отдельных шоу строились монстры на колесах до 12 футов (3,5 м), однако самым распространенным сейчас является размер в 66 дюймов (170 см). Резина берется от тракторов или комбайнов. А вот диски от сельхозтехники монстр-тракам не подходят — они изготовлены из слишком тонкого железа, не выдерживающего прыжков.

Поэтому конструкторы изготавливают диски самостоятельно из 25-дюймовых труб, а затем проводят несколько недель за облегчением и балансировкой получившихся 400-килограммовых изделий. В итоге вес готовых дисков составляет не больше 200 кг.

В колеса накачивают воздух до давления 12-14 атм. Но все равно при приземлении резина сминается полностью — до диска. Поэтому диски делают более узкими, чем полагается, т.к. резина сидит на таких лучше и не слетает при контакте с землей.

Стоимость одного комплекта колес — USD 12 500. Не так уж и много, если сравнить с хромированными 26-дюймовыми «катками» для «кадиллаков».



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков