Разрушение мифов: нужно ли отключать ABS зимой? Как работает антиблокировочная система торможения? Как-тормозить на машине с абс зимой.

Разрушение мифов: нужно ли отключать ABS зимой? Как работает антиблокировочная система торможения? Как-тормозить на машине с абс зимой.

И преимущества, которые она дает водителю. Как же правильно пользоваться антиблокировочной системой? А как правильно тормозить на автомобиле без АБС? Эти вопросы и обсудим…

Как правильно тормозить с АБС?

Очень просто, надо всего лишь соблюсти два правила:

  1. нажмите на педаль тормоза достаточно сильно, чтобы привести в действие АБС . Если нажмете слабо, то не доведете колеса до грани скольжения и не обеспечите максимальное замедление. Насколько сильно? Вообще, чем сильнее, тем лучше – не ошибетесь:) А работу АБС вы почувствуете по биению педали тормоза: педаль начнет часто «отдавать» в ногу, а тормозные колодки – «стрекотать». Иногда водители боятся этого явления, думая, что что-то неисправно. Не волнуйтесь, все в порядке! «Стрекочет» - значит работает:) Еще иногда водители боятся сломать педаль тормоза. Вот чего-чего, а этого бояться точно не нужно: не сломаете при всем желании! Наоборот, вы должны жать на педаль как будто хотите ее сломать, и тогда торможение будет максимально эффективным!
  2. нажмите на педаль быстро, резко, хлестко, чтобы включить АБС как можно быстрее . Насколько быстро? Думаю, многие из нас хоть раз в жизни пытались поймать рукой муху:) Помните, как быстро нужно двигаться? Малейшее промедление, и муха на свободе! Здесь – то же самое! Представьте, что на педали тормоза сидит муха… Ваша задача – не дать ей улететь!

Говоря короче, для экстренного торможения нужно резко ударить по педали тормоза и держать ее нажатой до полной остановки автомобиля или до необходимого снижения скорости.

Выжимать ли педаль сцепления?

Еще важный вопрос: выжимать ли педаль сцепления при торможении с АБС и механической коробкой передач? В инструкциях к иномаркам сказано «выжимать». Вообще, это не столь важно. Разница только в том, что при торможении с включенной передачей требуется сильнее нажать на тормоз, чтобы достичь максимального замедления, чем при выжатой педали сцепления. Но, поверьте, тормоза настолько сильны, что справятся со своей задачей в обоих случаях. Так что выжимать ли сцепление – решать вам, но вы должны знать все плюсы и минусы обоих способов торможения. А они следующие.

Ломка водительских шаблонов - нехорошо…

Если вы в повседневной езде привыкли тормозить на включенной передаче без выжима педали сцепления (что очень даже правильно!), то выжимать ее при экстренном торможении – означает делать лишнее действие, ломать шаблон. Это не очень хорошо: в экстремальной ситуации чем меньше вариантов выбора, тем лучше. Иначе мозг может «заклинить», и либо будет потеряно время на выбор подходящего варианта торможения (или любого другого действия, это касается не только торможения), либо, в худшем случае, может вообще не получиться нажать на тормоз…

Заглохший мотор - еще хуже

Если не выжимать педаль сцепления, точнее, выжимать ее только перед моментом остановки автомобиля, то есть риск заглушить мотор. Ведь при экстренном торможении мысли любого водителя о чем? О том, как избежать столкновения, а не о том, как бы вовремя выжать педаль сцепления. Криминала в этом нет, но и хорошего тоже мало. Ведь когда отключается двигатель, и вы не сможете в случае необходимости ускориться. Зачем? Мало ли, вдруг вы успели оттормозиться, а водитель за вами не успевает? Вообще, торможение – это такая вещь, за которой часто следует ускорение, и двигатель бывает нужен.

Как тормозить без АБС?

А как быть, если в автомобиле нет АБС или она неисправна? Конечная цель та же: добиться торможения на грани блокировки колес. Только в отсутствие АБС ваша задача усложняется тем, что нужно точно дозировать усилие на педали тормоза. А необходимое усилие на педали будет сильно отличаться в различных условиях движения. Например, на снегу блокировка колес наступит при заметно более слабом нажатии на тормоз, чем на асфальте. Аналогично, пустой автомобиль пустить в «юз» гораздо легче, чем груженый. Если коробка передач в автомобиле механическая, то при торможении на нейтрали или с выжатой педалью сцепления колеса заблокируются при меньшем нажатии на тормоз, чем на включенной передаче. И так далее. Поэтому при торможении без АБС правильно угадать усилие с первого нажатия на педаль практически невозможно . Тем более что речь идет об экстренном торможении, когда все мысли и чувства любого нормального человека за рулем будут о том, как избежать столкновения, а не об усилии на педали.

Спортивное торможение и экстренное торможение

Однако это удается профессиональным гонщикам, но в результате многолетних тренировок. Да и тормозят они все же перед хорошо известными им поворотами, а не перед внезапно выбежавшим на трассу ребенком… Так что нащупать грань скольжения шин при торможении возможно, но либо в теории, либо на тренировке на закрытом автодроме, и вряд ли – в экстремальной ситуации на дороге. Поэтому правильно разделять торможение спортивное - с максимальной интенсивностью, но запланированное и не связанное с избежанием ДТП, и торможение экстренное - незапланированное и нацеленное на избежание ДТП . То есть с точки зрения физики эти два вида торможения, казалось бы, идентичны, а с точки зрения психологии и физиологии принципиально отличаются.

Импульсное торможение - спортивное торможение

Один из способов «находиться на грани» – импульсное торможение. Оно напоминает работу АБС и иногда этот прием даже называют имитацией АБС, хотя исторически АБС появилась позже, как раз на смену импульсному торможению. Поэтому правильнее сказать, что АБС имитирует действия водителя при импульсном торможении.

Суть приема в том, что после начала блокировки колес вы сразу ослабляете нажим на тормозную педаль, чтобы колеса снова начали вращаться. После чего повторяете описанный цикл действий, в результате чего торможение выглядит как импульсное. Прием тем эффективнее, чем чаще водитель нажимает на педаль тормоза. Рекомендуется делать 3-4 нажатия в секунду. Но и у этого приема есть свои плюсы и минусы. Плюсы: интенсивное замедление, минимальный риск заноса. А недостаток импульсного торможения один и очень весомый: этот способ идет вразрез с физиологией человека . Любой нормальный человек в экстремальной ситуации нажимает тормоз в пол, и мало что может заставить его ослабить нажатие. Чтобы прочувствовать правильность этого утверждения, представьте: у вас на пути женщина с коляской, вы что есть силы давите на педаль тормоза и вдруг вспоминаете об импульсном торможении (хотя, вряд ли вспомните, но допустим). Как думаете, у вас получится снять ногу с педали тормоза?

Дозированное торможение на грани - спортивное торможение

Еще один способ торможения на грани сцепления шин с дорогой - обычное торможение, при котором водитель перемещает педаль ровно в то положение, которое соответствует грани блокировки колес, то есть максимальному замедлению. Хорошо бы так тормозить водителю в экстремальных ситуациях, но вряд ли возможно психологически. Опять же, в состоянии шока от того, что твоя машина «летит» на человека, невозможно дозировать усилие на педали. Нога машинально упрется в педаль тормоза, переместит ее в пол, и машина пойдет юзом . Однако, этот прием - торможение на грани отлично подходит для гонщиков. Так можно тормозить перед поворотами на трассах, когда каждое торможение запланированное и без шока от предстоящей аварии.

Даже Шумахер в экстремальной ситуации тормозит юзом!

В качестве иллюстрации вышенаписанного приведу такой пример. В 2011 году на гонке Формулы 1 Гран-при Сингапура Михаэль Шумахер попал в аварию. Его болид подлетел над трассой, приземлился, после чего направился прямо в отбойник. Вот видео, смотрите с 42-й секунды:

Обратите внимание на следы после торможения - черные и непрерывные. Вывод? Михаэль Шумахер (Шумахер!!!) тупо нажал тормоз в пол. Хотя он - один из старейших и опытнейших гонщиков, 7-кратный чемпион мира в Формуле 1, и лучше других умеет тормозить на грани скольжения. Тем более, известно, что торможение юзом в Формуле считается грубой ошибкой, поскольку увеличивает время на круге и убивает шины. Почему же он тормозил юзом? Точно ответить на этот вопрос может только он сам, но мои соображения следующие. Все просто: Михаэль тормозил не перед очередным поворотом, все холодно просчитав и подготовившись. Он тормозил в результате неожиданного столкновения и понимал неизбежность другого столкновения в ближайшие секунды. Испугался, не ожидал, ситуация его застала врасплох. Как следствие, неконтролируемо нажал на тормоз, что и привело к юзу.

Что это значит для нас с вами? Если даже Шумахер не может контролировать себя в реально опасных ситуациях и дозировать усилие на педали тормоза, нам-то с вами что остается? Какое еще торможение на грани??? :)

Вообще, я скажу так. Если вдруг у водителя, летящего на человека, что-то срабатывает внутри и он отпускает на секунду тормоз, чтобы выправить машину и подрулить - неплохо. Я допускаю, что это возможно. Но рассчитывать на это неправильно. Правильно готовиться к тому, что в подобной ситуации нога упрется в тормоз и никакими силами ее оттуда уже не поднять . А если вдруг она поднялась, значит, реализовалось редкое исключение из железного правила: в опасной экстремальной ситуации водитель тормозит в пол.

Торможение юзом - экстренное торможение

  • Это физиологично!
  • Машина пусть не максимально интенсивно, но все же будет замедляться. Подумаешь, замедление будет не на 100%, а на 90 – не все ли равно, особенно, когда нет выбора?
  • Да, невозможно рулить, но ничего не поделаешь, зато тормозной путь по прямой всегда короче, чем с маневрированием.
  • Да, машину может занести и закрутить по дороге, но это не страшно, ведь при торможении «юзом» машина движется точно по прямой. В смысле, она может как угодно крутиться и вертеться вокруг своей оси, но все это будет происходить вдоль прямой линии

Если начали тормозить вдоль дороги, то остановитесь тоже вдоль дороги. И потом, главная задача – остановить машину до препятствия, а не остановить ее, к примеру, строго под углом 90 градусов к препятствию:) Так что пусть вращается, лишь бы аварии избежать!

  • И еще один нюанс – если машина скользит по дороге, то тормозной путь при вращении всегда короче, чем по прямой. Ведь те, скажем, 40 метров тормозного пути по прямой свернутся в спираль, которая в длину будет те же 40 метров, на дороге займет куда меньше места. Так же как километровую нить можно уместить в кармане в виде клубка.

Не верите? Приезжайте на курсы контраварийной подготовки, попробуете и сами во всем убедитесь!

Выжимать ли педаль сцепления?

При торможении без АБС риск заглушить двигатель возникает не перед остановкой, как с АБС, а в самом начале торможения. Ведь заблокированные - остановленные колеса, соединенные с двигателем передачей, останавливают его… Особенно, на скользкой дороге при торможении «в пол» на передаче мотор глохнет в миг. И последующие попытки ускорения могут потерпеть неудачу. Кроме того, при заглушенном двигателе отключается усилитель тормозов и руля, что осложняет управление машиной.

Поэтому при экстренном торможении юзом выжимайте педаль сцепления сразу - в начале торможения .

Экстренное торможение. Итоги

Что ж, подведем итоги по теме экстренного торможения.

1. АБС дает следующие преимущества при экстренном торможении:

  • вам не нужно думать, как тормозить и дозировать усилие на педали тормоза;
  • вы можете изменять траекторию движения автомобиля;
  • вы избежите заноса и вращения автомобиля, особенно, когда под колесами справа и слева – участки дороги разной «скользкости».

2. Для экстренного торможения с АБС нужно соблюсти следующие правила:

  • вы должны нажать на педаль тормоза достаточно сильно, чтобы привести в действие АБС;
  • вы должны нажать на педаль быстро, резко, хлестко, чтобы включить АБС как можно быстрее;
  • держать педаль тормоза нажатой до полной остановки автомобиля.

3. Если на вашей машине механическая коробка передач, то при экстренном торможении выжимайте педаль сцепления.

4. При торможении на автомобиле без АБС учитывайте следующее:

  • максимальное замедление автомобиля достигается именно на грани скольжения шин по дороге, и совсем неважно, каким способом – с АБС или без нее.
  • правильно угадать усилие с первого нажатия на педаль практически невозможно
  • недостаток импульсного или дозированного торможений один и очень весомый: этот способ идет вразрез с физиологией человека
  • поэтому тормозите на машине без АБС так же, как с АБС: тормоз в пол!

Классические рекомендации старой автомобильной школы гласят, что при заносе на переднеприводном автомобиле нужно добавить газу, а на заднеприводном – наоборот, сбросить. При этом категорически запрещается тормозить. Все это совершенно верно при езде на старых или спортивных автомобилях. На самом деле, производители уже давно не выпускают машин, не оборудованных электронными помощниками. Во многих странах это запрещено законодательно. Езда по зимней заснеженной дороге на авто, оснащенном системами ABS и EBD, имеет несколько отличий.

Немного о современной автомобильной электронике

Сегодня на отечественных дорогах остается все меньше автомобилей, у которых в стандартном опционном наборе не присутствуют такие аббревиатуры, как ABS и EBD. Современный автомобиль комплектуется роботизированными коробками передач и автоматически подключаемым полным приводом. А в автошколах продолжают преподавать теорию по запыленным учебникам из прошлого века, в которых добрая половина советов начинается с фразы «выжмите сцепление»:

  1. Антиблокировочная система (ABS) препятствует блокированию колес при торможении. Специальные датчики измеряют угловую скорость вращения колес и передают данные о ней на контроллер устройства. В современных системах также учитывается положение рулевого колеса, сведения об этом передает особый датчик положения руля. Собранная информация обрабатывается компьютером ABS. При нажатии на тормоз при езде по дороге с плохим сцеплением возможно блокирование колес. Анализируя полученные данные, бортовые электронные «мозги» дают команду исполнительным устройствам. Ими выступают электрические клапаны в трубках тормозной системы, которые регулируют подачу тормозной жидкости в каждый отдельно взятый тормозной цилиндр. Так достигается эффект растормаживания заблокированного колеса. На практике это выглядит как многократное нажатие и отпускание педали тормоза. Правда, происходит это несколько десятков раз в секунду, и каждый тормозной цилиндр имеет свою отдельную педаль. Старые водители наверняка помнят этот прием торможения на льду, но ни один из них не сможет похвастаться такой скоростью реакции и наличием четырех ног для индивидуального управления каждым колесом.

Производители регулярно обновляют компьютерное обеспечение ABS. Известны случаи, когда эксперты обнаруживали ошибки в прошивках бортовых контроллеров. Система слишком активно реагировала на блокирование колес, в результате чего автомобиль замедлял движение не так эффективно, как должно было быть. Самый яркий пример – Volkswagen Tiguan. Однако, это единичные случаи. Современные системы ABS «научились» распознавать оледеневшую дорогу, мелкий гравий и жидкую грязь. В каждом конкретном случае компьютер выбирает оптимальный алгоритм торможения.

  1. Основное отличие EBD (система распределения тормозных усилий) от ABS заключается в том, что она работает постоянно, в любых дорожных условиях и независимо от действий водителя. Ее основная задача – распределить усилия на рабочие тормозные цилиндры таким образом, чтобы баланс сил на шасси был оптимальным. В качестве исходных данных она использует ту же информацию, что и ABS. EBD позволяет автомобилю сохранить устойчивость на дороге, что делает передвижение более безопасным. Обе эти системы разработаны для совместной эффективной работы и органично дополняют друг друга.

Тормозим, но осторожно

Старые учебники автошкол из прошлого века категорически запрещают нажимать на педаль тормоза при вхождении в поворот на дороге с плохим сцеплением. Большинство водителей стараются сбросить скорость еще до этого маневра. Конечно же, это правильное решение. Однако, довольно часто возникает ситуация, когда нужно предотвратить столкновение с неожиданно возникшим препятствием. Правила дорожного движения дают только одну рекомендацию – педаль тормоза должна быть выжата в пол до отказа. Это решение не всегда верно для автомобилей, оснащенных электронными системами распределения тормозных усилий. Дело в том, что у передних колес обычно есть необходимый запас сцепления с дорогой. При этом можно аккуратно уменьшать скорость автомобиля, не теряя полной управляемости. Снижение скорости даст больше времени на реакцию и улучшит сцепление с дорожным покрытием.

Резкое нажатие на педаль, наоборот, может привести к удлинению тормозного пути.

Проблема ритмического заноса

В такую ситуацию чаще всего можно попасть на переднеприводном автомобиле. Описать ее можно очень просто – зад авто болтается по дороге, словно маятник у настенных часов. Связано это со слишком активным выворачиванием руля в попытке выйти из заноса или, наоборот, со запоздалой реакцией на юз задних колес. Классический автоинструктор предложит слегка добавить газу, при этом необходимо активно работать рулевым колесом, пытаясь исправить неверную траекторию. К сожалению, стандартный курс вождения в отечественных автошколах не предусматривает такой экстремальной подготовки водителей. В результате вполне можно полностью потерять управление автомобилем и попасть под колеса встречного тяжелого грузовика.

При внедрении электронных помощников проблема перестает носить столь критический характер. Они помогут сохранить курсовую устойчивость автомобиля и уравняют скорости вращения колес. Экстренное торможение в этом случае, конечно, не является панацеей, но облегчить свое положение вы сможете, используя достижения технического прогресса.

ABS и EBD не заменят полностью вашего мастерства владения автомобилем, но окажут существенную помощь при торможении в критических условиях. Пользоваться тормозами в машинах, оборудованных этими системами, можно с известной долей осторожности. Кстати, если ваше авто оснащено вдобавок и системой ESP, то возможность срыва в занос сводится к минимуму. Умная электроника будет неусыпно следить за соблюдением выбранного курса, не нуждаясь при этом во вмешательстве водителя.

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Службу эвакуации в Москве поймали на массовых нарушениях

К такому выводу пришла прокуратура, проведя проверку действий «Администратора московского парковочного пространства» (АМПП) и Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) по заявлению депутата Госдумы Ярослава Нилова. Об этом сообщает «Коммерсант». Как пояснял депутат, сотрудники МАДИ и АМПП опечатывают автомобили наклейками «Спецстоянка» и устанавливают захваты на колёса для поднятия автомобиля...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

Фото дня: гигантская утка против водителей

Путь автомобилистам на одной из местных автотрасс преграждала… огромная резиновая утка! Фотографии утки моментально разошлись по соцсетям, где у них нашлось немало поклонников. Как сообщает The Daily Mail, гигантская резиновая утка принадлежала одному из местных автомобильных дилеров. Судя по всему, на дорогу надувную фигуру снес...

Названа средняя цена нового автомобиля в России

Если в 2006 году средневзвешенная цена машины составляла примерно 450 тыс. рублей, то в 2016 - уже 1,36 млн рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», изучившее ситуацию на рынке. Как и 10 лет назад, самыми дорогими на российском рынке остаются иномарки. Сейчас средняя цена нового автомобиля...

Suzuki SX4 пережил рестайлинг (фото)

Отныне в Европе автомобиль редлагается только с турбированными двигателями: бензиновыми литровым (112 л.с.) и 1,4-литровым (140 л.с.) агрегатами, а также 1,6-литровым турбодизелем, развивающем 120 лошадиных сил. До модернизации автомобиль предлагался также с 1,6-литровым 120-сильным атмосферным бензиновым мотором, однако в России этот агрегат будет сохранен. Кроме этого, после...

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?

Уже давно всем понимают, что автомобиль — это не просто средство для передвижения, а показатель статуса в обществе. По машине можно запросто определить к какому классу относится ее владелец. Это относится, как к простому человеку, так и к эстрадным звездам. ...

2018-2019 год: рейтинг страховых компаний КАСКО

Каждый владелец автомобиля стремится обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на дорогах или иного причинения вреда своему ТС. Одни из вариантов - заключение договора КАСКО. Однако в условиях, когда на рынке страхования присутствуют десятки фирм, предоставляющих услуги по...

Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato

Перед тестом можно смело сказать, что это будет «Трое против одного»: 3 седана и 1 лифтбек; 3 наддувных мотора и 1 атмосферник. Три машины с автоматом и только один – с механикой. Три автомобиля – бренды Европы, и один – ...

Самые быстрые машины в мире 2018-2019 модельного года

Быстрые автомобили являются примером того, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы своих автомобилей и периодически ведут разработки по созданию совершенного и самого быстрого транспортного средства для движения. Многие технологии, которые разрабатываются для создания супер скоростного автомобиля, позже переходят в серийное производство...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

Как выбрать новый автомобиль? Кроме вкусовых предпочтений и технических характеристик будущего автомобиля, вам может помочь список или рейтинг самых продающихся и популярных автомобилей в России в 2016–2017 году. Если автомобиль пользуется спросом, значит, он заслуживает вашего внимания. Очевидный факт россияне...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

При резком торможении на скользкой дороге могут возникнуть проблемы. Антиблокировочная система (ABS) принимает на себя это действие и бережет Ваши нервы. На самом деле, на скользкой дороге даже профессиональный водитель не может затормозить без ABS также быстро, как среднестатистический водитель с ней. В этой статье мы рассмотрим антиблокировочные системы - зачем они нам нужны, как они устроены, как они работают, какие они бывают, и какие проблемы могут возникнуть при их использовании?

Расположение компонентов антиблокировочной системы.


Насос и клапаны ABS

Система ABS

В теории, антиблокировочная система устроена достаточно просто. Если Вы буксуете на льду, то видите, как колеса вращаются, но сцепление с дорогой отсутствует. Это происходит из-за проскальзывания опорной площади колеса на льду. Антиблокировочная система предотвращает блокировку и проскальзывание колес, что дает Вам два преимущества: остановка происходит быстрее и Вы сохраняете управление автомобилем во время остановки. ABS включает в себя следующие компоненты:
  • Датчики скорости
  • Насос
  • Клапаны
  • Блок управления

Датчики скорости

Антиблокировочной системе необходимо отслеживать момент, пограничный с блокировкой колес. Датчики скорости, установленные на каждом колесе, или в некоторых случаях, на дифференциале, считывают эту информацию.

Клапаны

В тормозной системе установлены клапаны для каждого тормоза, контролируемого ABS. В некоторых системах клапан имеет 3 положения:
  • В положении 1 клапан открыт; давление от главного цилиндра передается на тормоз.
  • В положении 2 клапан блокирует линию, изолируя тормоз от главного цилиндра. Это предотвращает повышение давления при более сильном нажатии на педаль тормоза.
  • В положении 3 клапан немного снижает давление в тормозе.

Насос

Т.к. клапан может ослаблять давление тормозов, необходимо как-то его нагнетать в исходное положение. Для этого используется насос; когда клапан стравливает давление в линии, насос нагнетает его до необходимого уровня.

Блок управления

Блок управления представляет собой компьютер. Он отслеживает показания датчиков скорости и контролирует клапаны.

Работа ABS

Существуют различные варианты алгоритмов и их комбинаций для управления ABS. Мы рассмотрим принцип работы наиболее простой системы. Блок управления непрерывно считывает показания датчиков скорости. Он отслеживает любые уменьшения скорости, которые не являются нормальными. Например, перед блокировкой колеса, скорость его вращения резко падает. При игнорировании этого, колесо останавливается намного быстрее, чем автомобиль. В идеальных условиях для остановки при скорости движения 100 км/ч, автомобилю требуется примерно 5 секунд, но колесо блокируется менее, чем за 1 секунду. Блок управления ABS знает, что такое резкое прерывание движения невозможно, поэтому он снижает давление на тормоза до тех пор, пока не начнется ускорение, затем опять повышает давление до повторного торможения. Это происходит настолько быстро, что колесо не успевает резко изменить скорость. В результате колеса тормозят с той же скоростью, что и автомобиль, при этом колеса тормозят в положении, пограничным с блокировкой. При этом система достигает максимального тормозного усилия. При срабатывании ABS вы почувствуете пульсацию педали тормоза; это происходит из-за быстрого открытия и закрытия клапанов. В некоторых ABS происходит до 15 циклов открытия/закрытия клапанов в секунду.

Типы антиблокировочных систем

В автомобилях используются различные типы антиблокировочных систем в зависимости от типа установленных тормозов. Мы будем рассматривать ABS по числу каналов - т.е. количеству клапанов, которые контролируются по-отдельности - и количеству датчиков скорости.

Четырехканальная ABS с четырьмя датчиками

Данный тип является наилучшим. Датчики скорости установлены на каждом колесе, а также для каждого колеса установлен отдельный клапан. При таком типе ABS, блок управления контролирует каждое колесо в отдельности для обеспечения наивысшего усилия торможения.

Трехканальная ABS с тремя датчиками

Обычно такой тип используется на небольших грузовиках (пикапах) при действии ABS на все четыре колеса. Передние колеса имеют два датчика и клапана, по одному для каждого колеса, а для задних колес устанавливается один датчик и клапан. Датчик скорости задних колес расположен на заднем мосту. Такая система предусматривает индивидуальный контроль для каждого переднего колеса, обеспечивая максимального усилия торможения. Задние же колеса отслеживаются в паре, т.е. для срабатывания ABS необходима блокировка обоих задних колес. Такой тип ABS допускает блокировку одного заднего колеса при торможения, что снижает его эффективность.

Одноканальная ABS с одним датчиком

Такой тип обычно устанавливается на небольших грузовиках (пикапах) при действии ABS только на задние колеса. Такая ABS имеет только один клапан для контроля обоих задних колес и один датчик, расположенный на заднем мосту. Данный тип функционирует также, как и задняя часть трехканальной ABS. Задние колеса отслеживаются в паре, т.е. для срабатывания ABS необходима блокировка обоих задних колес. Такой тип ABS допускает блокировку одного заднего колеса при торможения, что снижает его эффективность. Такую ABS легко узнать. Обычно она имеет одну тормозную магистраль, идущую к обоим задних колесам через тройник. Вы также можете найти датчик скорости по электрическому соединению рядом с дифференциалом заднего моста.

Часто задаваемые вопросы по ABS

Нужно ли мне тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза на скользкой дороге?

При езде на автомобиле, оборудованном ABS, не нужно тормозить прерывистым нажатием на педаль. Прерывистое нажатие на педаль тормоза используется при торможении автомобиля без ABS для предотвращения блокировки колес и сохранения управления машиной. В автомобилях с ABS блокировка колес не происходит никогда, поэтому прерывистое нажатие на педаль лишь продлит время остановки. При экстренном торможении на автомобиле с ABS необходимо уверенно нажимать на педаль тормоза и удерживать ее нажатой, пока ABS осуществляет торможение. Вы можете почувствовать сильную пульсацию педали, но так и должно быть, не отпускайте педаль.

Правда ли работает антиблокировочная система?

ABS делает торможение более эффективным. Она предотвращает блокировку колес и обеспечивает наименьший тормозной путь на скользкой дороге. Но способствует ли ABS предотвращению ДТП? Американский институт дорожной безопасности провел ряд исследований для определения, насколько часто автомобили ABS участвуют в ДТП со смертельным исходом. Результаты исследования 1996 г. показали, что ABS не предотвращает возникновение ДТП со смертельным исходом. Также было отмечено, что автомобили с ABS реже участвуют в ДТП со смертельным исходом для водителя и пассажиров автомобиля, с которым произошло столкновение, но чаще со смертельным исходом для водителя и пассажиров машины с ABS, особенно при ДТП с участием одного автомобиля. По этой причине до сих пор ведутся споры по поводу эффективности ABS. Некоторые считают, что водители автомобилей с ABS неправильно осуществляют торможение и отпускают педаль, когда чувствуют ее пульсацию. Некоторые считают, что если ABS позволяет управлять автомобилем при экстренном торможении, то многие в приступе паники съезжают с дороги и разбиваются. Последние исследования показывают, что автомобили, оборудованные ABS, реже участвуют в ДТП, однако это еще не является основанием полагать, что ABS повышает безопасность движения.

Схема расположения компонентов ABS

Компоненты антиблокировочной системы.

Давайте соединим все части ABS вместе и посмотрим, как она работает. На рисунке представлен как пример, так и крупный план расположения компонентов ABS в автомобиле.

Многие из нас с вами пересаживаясь на автомобили с АБС, толком не знают — как на них тормозить. Возникают вопросы даже у опытных водителей. Да что таить — я и сам когда пересел на свой FORD FUSION, такое торможение было для меня сюрпризом, ведь ВАЗ 2114 который был у меня до этого, такой системы не имел и процесс остановки там немного отличался (особенно зимой и в дождливую погоду). Поэтому нужно знать и понимать, как эта система работает и правильно на ней останавливаться …


Немного про устройство

Про систему ABS, я уже писал – почитайте, будет интересно. Но сегодня хочу немного напомнить о принципе работы этого устройства.

БЕЗ АБС

Автомобиль — который не имеет такую систему, на скользкой дороге (будь то снег или дождь), при нажатии на педаль тормоза блокирует все 4 колеса, особенно если торможение экстренное. Таким образом, тормозной путь вырастает, потому как пятно соприкосновения резины и покрытия одно – на ледяной (снежной) дороге оно быстро забьется снегом, а на асфальтовой дороге (дождь) оно поплывет.

Траектория будет не линейной и скорее всего, проявится занос. Многие профессиональные водители сознательно пускают автомобиль в небольшой занос, затем педаль отпускается и опять нажимается – своего рода имитация работы антиблокировочной системы.

С АБС

В устройстве колеса автомобиля установлены специальные приспособления, это зубчатая шестерня, а также датчик, который улавливает блокировку колеса. После этого сигнал подается в специальный контроллер, где принимается решение о разблокировки той или иной стороны.

Тем самым колеса окончательно не блокируются, а торможение происходит более эффективно (если грубо, то можно описать тормозной путь как – точка — тире – тире — точка). Таким образом — поверхность шины всегда подставляет новую часть колеса, для торможения затем меняется другой и т.д. Все это происходит в автоматическом режиме.

Думаю это понятно. Теперь непосредственно сам урок.

УРОК

1) Для начала ребята нужно понимать — что чудес не бывает и не всегда ABS вас может спасти. Например — зимой на ледяной дороге при экстремальном торможении не 100% защиты. ДА и шипы вас тоже не спасут. Поэтому первое правило в экстремальных условиях (снег, дождь) обязательно держим увеличенную дистанцию ( , там все подробно).

2) В таких ситуациях не советую разгоняться до предельных скоростей, опять же эта система может вас не спасти. Повторюсь — чудес не бывает.

3) Для тех, кто пересаживается с обычных автомобилей на варианты с АБС. Уж так повелось — что мы привыкли останавливать машину либо накатом (легко блокируем колеса – отпускаем – опять блокируем и т.д., не уводя автомобиль в занос), либо скоростью, понижаем передачу (я про зимнее вождение). Ребята тут это не прокатит – блокировка тут исключена, потому как ABS не даст вам заблокировать колеса, педаль начнет сопротивляться нажатию, издавая специфические звуки. ДА и если у вас автомат – то скоростью вы также не затормозите.

4) новичков и тех, кто только что «пересел» кроется в том что – при сопротивлении педали нажатию, они сразу бросают ее нажимать. Таким образом, только усугубляя свою ситуацию, ведь машина не встала. ДЕЛАТЬ ЭТОГО НЕ В КОЕМ СЛУЧАИ — НЕЛЬЗЯ . Нужно давить педаль изо всех сил — пока машина не остановится. А характерный звук и сопротивление педали, вас пугать не должно именно так работает АБС, она не дает вам заблокировать колеса.

5) Если применительно к автомату, то принцип действия такой – едем правая нога на педали газа

– при необходимости экстренного торможения — ногу просто убираем с газа и давим на тормоз изо всех сил



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков