Правильно сделать диагностику ходовой. Самостоятельная диагностика задней и передней подвески

Правильно сделать диагностику ходовой. Самостоятельная диагностика задней и передней подвески

Появление стука в передней подвеске транспортного средства вызывает у водителя неприятные мысли. Некоторые автовладельцы могут даже начать сильно паниковать. Но этого делать не стоит. Подвеска автомобиля рассчитана на тяжёлые условия эксплуатации и имеет довольно большой запас прочности. Если сторонние звуки только появились, то не стоит сразу же сломя голову бежать на сервисную станцию технического обслуживания. Первоначальную диагностику передней подвески можно провести самостоятельно и даже устранить часть дефектов своими руками.

Причины появления стука в передней подвеске

Подвеска автомобиля представляет собой совокупность механизмов, которые связывают кузов автомобиля с дорогой. Поэтому появление стука или скрипа в первую очередь связано с состоянием дорожного покрытия. На автотрассах и городских дорогах любого водителя ждёт множество сюрпризов. Это могут быть выбоины, заполненные водой ямы, кочки, недавно установленный лежачий полицейский, плохое освещение автодорог в тёмное время суток.

Появление стука или скрипа в первую очередь связано с состоянием дорожного покрытия

Вторая причина появление шума и стука – механическое повреждение элементов и деталей передней подвески при неправильном выполнении какого-либо манёвра. В первую очередь – это экстренное торможение перед дефектом на дороге, который заметили слишком поздно. Обычно такое поведение свойственно начинающим водителям. Они продолжают нажимать на педаль тормоза во время попадания колеса в выбоину. Механизмы и так работают в экстремальном режиме. Нагрузка, которую испытывает амортизационная стойка, при торможении увеличивается в несколько раз. В таком состоянии подвеска страдает от удара намного сильнее.

Вторая причина - механическое повреждение элементов и деталей передней подвески при неправильном выполнении какого-либо манёвра

Третья причина – это физическое старение или заводские дефекты деталей. Особенно это относится к различным резиновым пыльникам, втулкам, сайлентблокам. Эти детали находятся в агрессивной внешней среде и постоянно испытывают большие физические нагрузки при движении.

Четвёртая причина не является частой, но не стоит забывать про неё. Появление постороннего шума от передней подвески может быть связано с некачественно выполненным ремонтом автомобиля. Бывает, что недобросовестный мастер при замене или ремонте подвески забыл что-то прикрутить или затянуть как положено, либо наоборот, перестарался и перетянул гайки.

Самостоятельная диагностика передней подвески

Если водитель слышит стук или скрип во время движения, то сама подвеска уже «провела диагностику» и подаёт сигнал владельцу авто. На это предупреждение следует отреагировать как можно быстрее, иначе несвоевременный ремонт одной детали потянет за собой другие неполадки. Ведь подвеска – это совокупность взаимодействующих механизмов и деталей.

Для проведения своими силами диагностики автомобиль лучше загнать на эстакаду или смотровую яму. Осмотр передней подвески рекомендуется проводить в защитных перчатках и с небольшой монтировкой. И уже после самостоятельной диагностики сделать вывод: ехать на сервис или нет. Некоторые причины стороннего стука или скрипа можно устранить самостоятельно путём подтягивания резьбовых соединений или замены резиновых втулок.

Итак, приступим к диагностике. Сначала следует осмотреть все резиновые пыльники, которые защищают шаровые опоры, рулевые наконечники и ШРУСы (гранаты). Если они повреждены, то внутрь может попасть пыль и грязь. Это приводит к поломке шарового шарнира. Диагностируют шаровые опоры с помощью монтировки, подгружая их. Так проверяют на наличие люфта. Если всё исправно, то его не должно быть.

Диагностируют шаровые опоры с помощью монтировки, подгружая их

Амортизационные стойки, которые также являются элементами подвески автомобиля, надо осмотреть на предмет наличия потёков. Если такие есть, то надо менять стойки. Дедовский метод теста амортизаторов путём раскачивания кузова автомобиля давно не работает. По-настоящему проверить стойку можно только если её снять.

Следующий этап диагностики включает в себя осмотр сайлентблоков в передних рычагах. Как известно, эти детали состоят из металлических втулок и каучуковых вставок. Возможно, в них есть разрывы резиновой части или она сильно потрескалась. Если присутствуют указанные дефекты, следует провести замену сайлентблока.

Нередко стук появляется из-за неисправности в дисковых тормозных механизмах. Чтобы тщательно проверить их, необходимо снять колесо. Может быть, из-за плохого качества колодок произошло отслоение фрикционной накладки и она стала причиной стороннего шума. Могут стучать суппорта. Это происходит из-за износа направляющих.

Нередко стук появляется из-за неисправности в дисковых тормозных механизмах

Многие причины постороннего стука или скрипа в передней подвеске под силу устранить своими руками. К примеру, выполнить замену резиновых втулок стабилизатора не составит особого труда. Они крепятся к кузову с помощью скобы и одного или двух болтов. Но если есть сомнения в своих способностях, то лучше обратиться к специалистам на станцию технического обслуживания. Помните, исправная подвеска – залог безопасности для водителя и пассажиров. Да и езда на автомобиле без постороннего звука намного комфортнее.

Любой автомобилист, услышав любой непонятный звук издаваемый автомобилем, например, щелчок или стук в районе передней подвески, испытывает неприятные ассоциации. Когда слышен , то это явный признак того, что в ходовой части автомобиля возникли неполадки. Если подвеска автомобиля застучала, значит, нужно немедленно производить части автомобиля.

Главной причиной выхода из строя подвески автомобиля является, конечно же разбитая дорога, подвеска разбивается чаще всего из-за очень неприятных «сюрпризов» например ям и канав. Подвеска начинает стучать после того, как автомобиль влетает в яму или же на кочку, так же подвеска разбивается из-за неопытности, когда некоторые водители замечают выбоину в последний момент, и сразу же жмут педаль тормоза в пол и не отпускают педаль во время попадания колеса в выбоину - во время торможения нагрузка на стойку увеличивается в несколько раз и соответственно подвеска страдает тоже в несколько раз сильнее. Немалое влияние на работу подвески дает угол поворота колеса во время попадания в выбоину, а причина все та же, повышенная нагрузка.

Какие элементы подвески нуждаются в диагностике

Итак, что же нужно делать, если появился , а также поговорим о причинах его возникновения. Прежде всего, нужно кое-что уточнить… Если подвеска застучала, значит это результат неисправности или неправильной работы любой детали или же механизма ходовой части, например из строя может выйти:

Диагностика подвески

  1. Амортизатор;
  2. Пружина;
  3. Шаровая опора;
  4. Нижний рычаг с сайлентблоком;
  5. Верхняя опора подвески с подшипниками;
  6. Тяга стабилизатора;
  7. Опора стабилизатора;
  8. Рулевая рейка;
  9. Рулевая тяга;
  10. Рулевые наконечники;
  11. Подшипник ступицы;
  12. Рулевой карданчик;
  13. ШРУС (внешний шарнир).

На слух определить неисправность не получится, так же и найти то источник этого стука в передней подвеске, для того, что бы найти неисправность, необходимо провести тщательную диагностику.

Визуальная диагностика передней подвески

Прежде чем приступить к проверке деталей подвески, нужно в первую очередь осмотреть все пыльники и резиновые чехлы всех перечисленных деталей, а также: сайлентблоки, шаровые опоры, рычаг передней подвески, штангу стабилизатора поперечной устойчивости, поворотный кулак, крепежные болты, а так же наконечники рулевых тяг. Как правило, деталь, чехол которой поврежден, нужно заменить.

Также необходимо обратить внимание на резиновые уплотнители , на уплотнителях не должно быть никаких механических повреждений. Особое внимание нужно уделить тем местам, где детали прилегают к кузову.

Когда видны подтеки масла на амортизаторе, то это самые первые признаки об неисправности, поскольку они появляются гораздо раньше, нежели иные симптомы, такие как царапины и посторонние звуки при раскачивании, также он должен мгновенно гасить колебания, а не раскачиваться, как это происходит при постепенном выходе из строя. Некоторое время амортизатор еще вполне может нормально работать, но все же лучше будет если его заменить.

Проверка элементов передней подвески

Просевшие (изношенные пружины) на работоспособность подвески в целом, оказывают большое влияние, и когда подустали пружины, то это можно достаточно легко определить и без хитрой диагностики, достаточно всего внимательно осмотреть авто со всех сторон и обратить свое внимание на посадку машины, если она стала ниже привычного, то есть пружины уже свое отслужили и требуют замены. При просевших пружинах становится невозможным правильно отрегулировать развал колес.

Для проверки шаровых опор можно проверить как движутся вверх-вниз нижние рычаги. Такую проверку нужно осуществлять на смотровой яме при помощи монтировки. Не должно быть ни каких ощутимых люфтов.

При нажатии монтировкой на сайлентблоки нижних рычагов так же не должно быть никаких люфтов, а потрескавшиеся или выдавленные куски резины вовсе не допустимы. Так же стоит обратить внимание на то, как отслаивается или нет резина от внешней или внутренней втулки.

Как диагностировать подвеску

Для проверки шаровых и сайлентблоков , потребуется поднять авто на подъемнике или домкрате и открутить крепление шаровой опоры к нижнему рычагу, затем проворачивая корпус шаровой опоры руками, определить насколько плавно и каким усилием он проворачивается, какие либо люфты недопустимы. Нижний рычаг благодаря воздействию упругости резины сайлент-блоков, должен пытаться принять горизонтальное положение.

Неисправность подшипников зачастую можно определить покачиваниями машины вверх-вниз, в случае непригодности они будут иметь люфты. Определить разорванную резиновую часть в опоре подвески не снимая опору не всегда возможно.

Поэтому при визуальной проверке тяги и опоры стабилизатора нужно раскачивать руками с усилием.

На всех соединениях люфты не допустимы.

Неисправность рулевой рейки встречается довольно редко, выходом ее из строя в основном происходит за счет изнашивания направляющей втулки, с противоположной водителю стороны. Чтобы определить такой дефект нужно повернуть в сторону руль и взявшись через чехол раскачивать рейку руками.

Проверку рулевых наконечников и рулевых тяг можно проверять поворачивая руками колесо влево-право или рулем, но при этом нужно одновременно взяться за проверяемую деталь. Отсутствие что на наконечниках, что на тягах не должны наблюдаться.

При неисправном рулевом карданчике , он может или люфтить, или же проворачиваться с неким усилием. Нужно проследить за тем чтобы рулевой карданчик был прикрыт чехлом, желательно подобрать и надеть на него какую-либо крышку-чехол если таковой отсутствует. Неисправность подшипника ступицы сопровождается гулом при движении.

Для проверки ступичного подшипника нужно вывесить колесо и раскручивать его или раскачивать за верхнюю точку, в направлении как от себя так и обратно.

Неисправный внешний ШРУС издает довольно громкий и характерный звук сопровождающийся треском во время движения автомобиля в крутом повороте с небольшим ускорением.

Передняя подвеска также может иметь и ряд других неисправностей, но рассматривались только наиболее типичные.

Детальная диагностика автомобильной подвески своими силами, даст возможность без лишних затрат денег и времени выявить неисправность и приступить к устранению дефекта и отремонтировать подвеску. Процесс проверки можно проводить как в своем гараже на смотровой яме так и просто на улице. Проведя самостоятельно диагностику вы сможете сделать вывод о том нуждается ли подвеска авто в капиталке и замене некоторых деталей узлов или небольшой подтяжке болтов соединений.

А в заключение хочу сказать, что обнаружив неисправности ходовой , не стоит оттягивать с ее ремонтом, так как от состояния подвески авто напрямую зависит собственная безопасность и безопасность ваших пассажиров на дороге.

12.09.2016

Доброго времени суток уважаемые читатели сайта АвтоАвеню , сегодня я Вам расскажу, как проверить подвеску автомобиля самостоятельно, и понять какие детали нуждаются в ремонте или замене.

Для того чтобы начать диагностику Вам понадобится гараж с ямой, подъемник или эстакада. Цель — получить возможность осмотреть автомобиль снизу. Также будет не лишним обзавестись перчатками, фомкой или монтажкой. Если Вы в первый раз видите свой автомобиль в таком ракурсе, не нужно бояться, при кажущейся сложности устройства подвески состоит она из типовых элементов.

Давайте рассмотрим самые ненадежные из них:

  • Шаровые опоры – используются в точках подвижных Т-образных соединениях.
  • Сайлентблоки и втулки – это резинки, вставляемые в болтовые соединения для гашения вибрации и шумов.
  • Пыльники – это такие резиновые чехлы, которые закрывают узлы от пыли, воды и грязи.
  • Стойки стабилизатора – состоят из поворотных кулаков, и служат как соединитель концов стабилизатора с основным элементом подвески
  • Сальники – резиновые колечки, которые устанавливаются в узлы для удержания масла в том месте, где вращаются валы или движущиеся детали.
  • Подшипники, пружины, и амортизационные стойки.

Рекомендации, как проверить подвеску автомобиля самостоятельно.

Процедура диагностики стандартна и достаточно простая, но давайте обо всем по порядку:

  1. Для начала проведите визуальный осмотр, левая и правая части подвески собранны симметрично, поэтому сравнивая их, обратите внимание все ли детали и крепежные элементы на своих местах. Если чего-то не хватает, то передвигаться на таком автомобиле очень опасно.
  2. Покачайте вывешенные колеса в вертикальной и горизонтальной плоскостях, ни каких стуков и люфтов быть не должно, если они присутствуют, проверьте хорошо ли затянута ступичная гайка. Затем крепко возьмитесь за колесо двумя руками и начинайте неспешно его проворачивать, при этом слегка покачивайте. Так проверяется на износ ступичный подшипник, если есть даже мельчайшие люфты, или вращения происходит с подклиниванием, подшипник нуждается в замене.
  3. Осмотрите абсолютно все пыльники передней и задней подвески, они должны быть целыми и эластичными, если вы увидите трещины или разрывы, то такой пыльник нуждается в скорейшей замене (если этого не сделать в скором времени потребуется замена достаточно дорогих узлов, таких как внутренний или наружный шрус и т.д.).
  4. Обязательно проверьте тормозные шланги, никаких трещин и подтеков не допускается, если данные дефекты были выявлены, требуется срочная замена вышедших из строя элементов. Тормоза разгильдяйства не прощают.
  5. Возьмите в руки заранее подготовленный ломик или монтажку, и с их помощью проверьте шаровые опоры. Немножко теории – рабочая часть шаровой состоит из корпуса, пальца и пластиковых вкладышей, в процессе работы изнашивается именно пластиковый вкладыш. Ваша задача, применяя разнонаправленные усилия, понять, есть износ или нет. Для проверки не нужно прикладывать большое усилие, а вовремя покачивания не должно быть ни каких люфтов и стуков, если люфты присутствуют — шаровую необходимо заменить.
  6. Следующие объекты нашего пристального внимания сайлентблоки и втулки, если они не в порядке, то при проезде неровностей, резком ускорении или торможении двигателем будет слышен глухой стук. Проверить их достаточно просто, сперва осмотрите их визуально на наличие трещин и порывов, их быть не должно. Затем вставляем монтажку в соединение и аккуратно попытайтесь продавить сайлентблок. Новый сайлентблок достаточно сложно прожать.
  7. Теперь оцениваем состояние сальников, они устанавливаются в основных агрегатах автомобиля. Например, в двигателе, коробке передач, редукторе или рулевой рейке, и отвечают за удержание смазывающих материалов в местах выхода вращающихся или движущихся деталей. Если увидите следы течи масла из агрегата или его запотевание в местах установки сальника, его нужно заменить.
  8. Напоследок осмотрите амортизационные стойки и пружины. Пружины должны быть целыми и равными по количеству витков слева и справа, а стойки должны иметь целые пыльники и не иметь следов подтека масла. Если их состояние вызывает подозрение, то следует пройти проверку в автосервисе на специализированном стенде, либо показать машину квалифицированному механику. Помните, что изношенные амортизаторы могут стать причиной серьезной аварии при маневрировании или при резком торможении на неровной дороге.

Подведем итог:

Старайтесь делать диагностику подвески раз в полгода при подготовке автомобиля к зимнему и летнему сезону. Это позволит не только выявит и устранить поломки на ранних стадиях, но сделает передвижения на автомобиле, для Вас и Ваших пассажиров более безопасным и комфортным.

Исходящие из передней подвески монотонные скрипы и постукивания во время движения – серьезный повод для беспокойства. Автомобиль сам намекает о существующих неполадках ходовой конструкции. Чтобы дальнейшие поездки не закончились печально, лучше поторопиться с выяснением природы возникновения стуков. Сходу мчаться в автосервис необязательно, самостоятельно обследовать переднюю подвеску в условиях гаража более чем реально.

Почему появляется стук

Неидеальное дорожное покрытие – вот главный виновник «торжества», ведь подвеска играет первую роль во взаимосвязи дороги и конструкции автомобиля. Именно она принимает на себя весь удар от дорожных выбоин. Даже при аккуратном вождении, со временем, механизмы подвергаются износу.

Издавать звуки могут различные детали ходовой:

  • Амортизаторы (износ, загрязнение, недостаточное количество жидкости);
  • Изношенные наконечники, уплотнители либо треснувшая резинка на них;
  • Подшипники;
  • Тяги (поперечные, продольные);
  • Отошедшие механизмы при соприкосновении с кузовом;
  • Утратившие упругость пружины на стойках.

Учитывая вышеперечисленное многообразие источников шума – комплексная диагностика передней подвески разумное решение.

Полная самостоятельная диагностика передней подвески в условиях гаража

Полезный совет

Важное условие: гараж должен быть оборудован смотровой площадкой, только так откроется полноценный обзор всех интересующих механизмов. Если нет ямы, можно приподнять переднюю часть машины при помощи домкрата, но этот альтернативный способ сложно назвать удобным.

Автомобиль установлен на смотровую яму и готов к диагностике следующих механизмов:

1. Шаровые опоры являются соединительным элементом между рычагом, ступицей и амортизаторной стойкой.

Как проверить?

Переднее колесо нужно вывесить и расшатать его обеими руками из стороны в сторону в поперечном направлении. В процессе раскачивания возникает шаткость или люфт – шаровой шарнир свое отработал, и его однозначно пора заменить. Кроме того, износ этой детали провоцирует колебания руля, что усложняет управление. Не стоит упускать из виду и состояние пыльников. Наличие трещин и деформаций на резине недопустимо.

2. Работоспособность сайлентблоков легко проверить сильным нажатием на рычаг через лопатку (лом, монтировку). Верный признак неисправности – появившаяся резина.

Если рычаг в виде разборного механизма, то замену сайлентблока можно осуществить так:

  • Снять рычаг, а место посадки очистить от грязи;
  • Выдавить сайлентблок из гнезда. Сначала можно извлечь втулки, затем немного подпилить вдоль металлической обоймы, не задев рычаг;
  • Запрессовать новый сайлент в рычаг, предварительно смазав его маслом.

3. Пружина и стойки амортизатора. Самым доступным способом диагностики стоек является поочередное раскачивание из стороны в сторону переда машины. Для того чтобы почувствовать постукивания, ладонь надо приложить на стойку, ее поверхность находится снаружи моторного отсека. Также при осмотре амортизаторов стоит обратить внимание на масло – если есть утечка, это плохой сигнал.

Изношенность пружины видна невооруженным глазом. Ее выдают наличие деформации, образовавшиеся трещины и утрата упругости. Визуального осмотра достаточно и для подшипника, если его целостность нарушена – он подлежит замене.

4. Неисправности в рулевой системе – опасны, затрудняют управление авто, особенно на поворотах. Тут нужно проверить тяги и наконечники на предмет изношенности и образования зазоров. Именно зазоры провоцирую стук при езде, особенно по неровной дороге.

Диагностика:

  • Рулевые наконечники лучше проверять с помощником, который будет осуществлять резкие движения рулевым колесом из стороны в сторону. Тем временем задача автомобилиста выяснить есть люфт или нет. Для этого нужно руку приложить на поверхность наконечника – стук будет отчетливо слышен;
  • По такой же технике проверяются рулевые тяги. Цель — выявление зазоров в шарнирном соединении.

Для замены этих элементов необходимо иметь комплект рожковых и накидных ключей, а также съемник. Прежде чем приступать к процедуре, механизмы очищаются от загрязнений, область разъемов обрабатывается жидким ключом.

5. Если в процессе езды слышен стук, а при нажатии на тормоз он исчезает, и после отпускания педали появляется вновь – однозначно шалит тормозная система.

О существующих проблемах тормозной колодки можно убедиться следующим образом:

  • С помощью домкрата приподнять авто, выкрутить колесо;
  • Тормозной диск, суппорт и ступицу одновременно вывернуть;
  • Обратить внимание на накладку: если она треснувшая, раскрошена или отслоилась вовсе – замена тормозных колодок неизбежна.

Ниже вы можете просмотреть видео о том, как провести диагностику передней подвески своими руками в гаражных условиях.

Важность подвески для автомобиля обсуждать и подчеркивать не будем. Это такой же важный комплекс механизмов и агрегатов в авто, как и любой другой. Напомним лишь, что подвеска (система подрессоривания) – играет роль звена, соединяющего раму или несущий кузов машины с дорогой. Конструктивно подвеска входит в состав шасси автомобиля.

Как проводится диагностика подвески

Не нужно говорить о том, что исправность подвески, её деталей и узлов – это безопасное движение, да и движение вообще. Неисправность любой детали подвески ведет к непредсказуемым последствиям, вернее последствия – это невозможность движения или нанесение ущерба кузову авто, а ремонт кузова удовольствие не из дешевых. И если только - в лучшем случае.

Как всегда на ваш суд предлагается несколько вариантов . При этом следует заметить, что один не исключает другого. А об эффективности любого из них, вы сможете судить лишь после того, как испробуете их.

Диагностика подвески своими руками в буквальном смысле – это «дедовский» способ, пришедший к нам со времен Жигулей и Москвичей. Это когда мы раскачиваем корму автомобиля и отпускаем его. После этой процедуры, кузов делает 1,5 качка, т.е. полный вверх и медленно вниз. Таким образом, мы подтверждаем . Старые спецы по звукам стуков – грюков в районе задней подвески, смогут вам рассказать о том, на что нужно обратить внимание. Увы, но этот способ диагностики подвески никак не подходит для современных автомобилей.

Компьютерная диагностика подвески – это высокотехнологичная работа, но она применима лишь для электронных систем управления. А значит не подходит для устаревших моделей авто, которых еще немалое количество на дорогах страны. Такой вид диагностики подразумевает считывание данных с датчиков, и выдает рекомендации в % соотношении от заводских параметров.

Вибростенд для диагностики подвески – это еще один способ проверки состояния узлов в условиях приближенных к дорожным. Беда в том, что стенды разных компаний настроены на разные параметры, но требуют всегда одного – перед тем, как проводится диагностика подвески на стенде, авто должно быть приведено в исправное техническое состояние.

Т.е. сравнивая результаты, полученные с вибростенда с заложенными в компьютер заводскими параметрами той или иной модели, мы в итоге получаем совершенно бесполезную информацию. И что самое интересное на разных сервисах данные кардинально могут отличаться.

Как провести диагностику подвески своими руками

Выход из ситуации подсказывает народный опыт. Следует обратить ваше внимание на то, что особого внимания автовладельца требует диагностика передней подвески. Это примерно, как и с диагностикой передних и . Именно перед машины испытывает нагрузки намного превышающие нагрузки на заднюю часть авто.

Традиционная диагностика узлов подвески

  • В первую очередь проверяем пыльники и резиновые чехлы. Принято, что деталь, у которой порван резиновый чехол, однозначно требует замены (ремонта)
  • Проверяем наличие следов утечек масла. Это в первую очередь касается диагностики амортизаторов
  • Степень износа пружин визуально определяется высотой просадки кузова автомобиля
  • Шаровые опоры – проверяются при помощи монтировки покачиванием вверх-вниз. При этом не должно быть ощутимого люфта
  • Сайлент-блоки не должны иметь визуальной деформации, трещин и отслоений. При нажатии монтировкой они не должны люфтовать. Проверку шаровых и сайлент-блоков лучше всего проводить на поднятой машине с открученным креплением шаровой к нижнему рычагу
  • Подшипники верхних опор подвески при покачивании вверх-вниз имеют люфт, если они неисправны.
  • Опоры стабилизаторов и тяги при усиленном раскачивании не должны люфтовать
  • Выход из строя рулевой рейки – явление не распространенное. Исправность направляющих втулок проверяют раскачиванием самой рейки.
  • Рулевая тяга и рулевой наконечник проверяются вдвоем. Напарник поворачивает руль вправо-влево, а вы в это время беретесь рукой за деталь. Ни наконечник, ни тяга не должны иметь люфта.
  • ШРУС о своей неисправности предупреждает нас характерным треском во время движения, особенно при повороте.


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков