Правила дорожного движения для скутеров и мопедов. СМИ: правила дорожного движения изменят в пользу мотоциклистов Правило дорожного движения при езде на мотоцикле

Правила дорожного движения для скутеров и мопедов. СМИ: правила дорожного движения изменят в пользу мотоциклистов Правило дорожного движения при езде на мотоцикле

В весенне-летний период на отечественных дорогах появляются скутеры. За рулем этих транспортных средств находятся люди различных возрастов, с опытом и без опыта вождения. Последнее чаще всего становится причиной серьезных ДТП, и нередко с летальными исходами. Основная причина аварий - незнание или игнорирование ПДД.

Сегодня Авто-Гурман.ру хочет подробно разобрать правила дорожного движения для скутеров и тем самым ответить на ряд животрепещущих вопросов.

Возрастные ограничения на управление скутером

В настоящее время законом предусмотрена отдельная категория ВУ для управления скутером. Речь идет о категории AM, о которой мы уже упоминали в статье .

Так вот, самостоятельно управлять данным видом ТС можно только с 16-летнего возраста.

Поведение на дороге

Согласно действующим ПДД в большинстве стран СНГ и не только, движение скутера возможно лишь по крайней правой полосе, держась правее (ближе к бордюру). В некоторых случаях предусматривается движение по обочине - главное не создавать препятствий для пешеходов.

Если обратить внимание на отечественные дороги, то можно заметить, что не все водители скутеров придерживаются выше приведенного правила. Они могут двигаться практически в любой полосе движения и не осознавать риск, которому они себя подвергают.

Поэтому правила дорожного движения для скутеров гласят: «Движение скутера (мопеда) допустимо только по крайней правой полосе движения или по тротуару, если это не создаст препятствий пешеходу.

Приоритеты

Если скутер находится на нерегулируемом пересечении велодорожки с проезжей частью, которое располагается вне перекрестка, водитель скутера обязан пропустить все транспортные средства, проезжающие по дороге.

Водитель скутера не должен быть причиной помех и препятствий для автомобилей и пешеходов.

Водителю скутера разрешается:

  • Управлять скутером с 16 лет;
  • Передвигаться по обочинам, не создавая неудобств для пешеходов;
  • Перевозить детей до семи лет (скутер обязательно должен быть оборудован подножкой и специальным сидением).

Водителю скутера запрещается

Водителям скутеров (в том числе мопедов и велосипедов) запрещается:

  • Двигаться по дороге при наличии велодорожки;
  • Ездить без мотошлема;
  • Превышать предельно допустимую скорость (50 км/ч);
  • Совершать маневры (разворот, поворот налево) на проезжей части с трамвайным или односторонним движением;
  • Обгонять, маневрировать в пробках;
  • Перевозить пассажиров на необорудованном для этих целей скутере;
  • Выезжать на скоростную полосу движения;
  • Перевозить крупногабаритные грузы или грузы, препятствующие управлению ТС;
  • Ездить, отпустив руль;
  • Выполнять трюки при движении скутера;
  • Буксировать другой скутер или свой с использованием автомобиля.

Все перечисленные выше запреты применимы как к скутерам, так и к мопедам с велосипедами.

Резюмируем все выше сказанное в общем своде ПДД для скутеров.

Основные правила дорожного движения для скутеров

Управляя скутером (мопедом) необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Ездить только в специальном шлеме.
  2. Во время движения держаться за руль хотя бы одной рукой.
  3. Перевозить пассажиров можно только на скутерах, конструктивная особенность которых предусматривает дополнительное место. Дети до семи лет перевозятся в специальных креслах.
  4. Нельзя осуществлять буксировку другого скутера, мопеда или велосипеда, а также буксировать скутер при помощи автомобиля и иных ТС.
  5. Водитель скутера не должен перевозить крупногабаритные грузы, которые превышают габариты самого транспортного средства.
  6. Движение должно осуществляться только с краю правой полосы движения или по тротуару.
  7. Маневрировать и совершать обгоны на проезжей части скутерам запрещено.
  8. 8. Водитель скутера обязан останавливаться на остановках общественного транспорта, если на ней стоит автобус, троллейбус и т.д. Совершать обгон в данном случае запрещено.
  9. Водитель может слезть со скутера и перейти дорогу как пешеход. При этом свое транспортное средство он должен катить рядом. Пересекать дорогу в качестве пешехода сидя за рулем скутера запрещено.
  10. При движении днем водитель должен включить ближний свет.
  11. Поздним вечером или ночью можно ездить только на скутере, оборудованном светоотражающими элементами, передней фарой и задними огнями (стоп-сигналами в том числе).

В завершении этой статьи Авто-Гурман.ру хочет напомнить водителям скутеров, которые считают, что можно безнаказанно маневрировать между автомобилями в пробках и что другие обязаны уступать им дорогу. Скутеры совершенно не имеют никаких приоритетов. Каждый водитель придерживается определенных правил, и если их игнорировать, то по собственной же вине можно навредить своему здоровью и чужому имуществу, за которое, кстати, придется заплатить.

Итогом очередного совещания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения стало поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова по внесению изменений в ПДД относительно мотоциклистов. По данным «Коммерсанта» , в ближайшее время МВД, Минтранс и правительство Москвы должны проработать ряд важных поправок, связанных с движением мотоциклистов.

Так, одним из предложений является внедрение на светофорах так называемой двойной стоп-линии, которая позволит байкерам стартовать не в общем потоке автомобилей, а на 3-5 метров впереди него.

Эта мера, по мнению экспертов, может повысить безопасность дорожного движения и сократить число смертельных аварий с участием водителей двухколесного транспорта.

Для оценки эффективности инициативы в Москве должен быть проведен соответствующий эксперимент, в рамках которого двойную стоп-линию нанесут на один из оживленных перекрестков и оценят, какие результаты дает такая разметка. Ранее в столице уже проводился ряд похожих экспериментов, инициируемых Шумским.

В частности, речь идет о внедрении диагональных пешеходных переходов, «вафельной» разметки на перекрестках, с помощью которой власти пытаются бороться с теми, кто выезжает на перекрестки на красный сигнал светофора и блокирует движение тем, кто движется на зеленый.

Кроме того, прошел эксперимент, разрешающий на отдельных перекрестках правый поворот на красный сигнал светофора. В целом инициативы позитивно были встречены столичными властями.

Другое предложение по изменению ПДД должны в течение месяца проработать эксперты из МВД, Минтранса и «открытого правительства». Речь идет о законодательном закреплении права мотоциклистов двигаться между рядами. По словам Шумского, сегодня этот вопрос никак не урегулирован — если происходит ДТП, когда автомобиль и мотоцикл находятся в одном ряду, правила не дают однозначного ответа, кто из водителей виноват.

В то же время Госавтоинспекция выступает против разрешения байкерам двигаться между рядами и, по некоторым данным, уже подготовила доклад о нецелесообразности такого нововведения. В ведомстве полагают, что если закрепить в ПДД четкий запрет или разрешение двигаться между рядами, это усложнит ситуацию на дороге.

В ГИБДД также пояснили, что инспекторы в настоящий момент не штрафуют мотоциклистов, двигающихся между рядами машин, однако при аварии вся ответственность ложится именно на водителя байка.

Напомним, в последний раз правила для мотоциклистов серьезно изменились 4 апреля. Согласно новой редакции ПДД, начинающие мотоциклисты со стажем вождения менее двух лет теперь не могут перевозить пассажиров на заднем сиденье мотоцикла или мопеда.

Изменился также и скоростной режим. Теперь байкерам официально разрешено двигаться по обычным дорогам со скоростью 90 км/ч, а по автомагистралям, как и автомобилям, до 110 км/ч.

Это было сделано для того, чтобы мотоциклисты имели легальную возможность двигаться со скоростью основного потока машин, что в свою очередь снижает риск аварийной ситуации.

Кроме того, на прошлой неделе Шувалов уже давал поручения по проработке возможности изменения ПДД и подведению их под европейские стандарты. В частности, речь шла про корректировку правил проезда круговых перекрестков.

Сейчас на российских дорогах существует несколько вариантов проезда круга. Так, если перед перекрестком стоит знак «Уступи дорогу», преимущество имеет тот автомобиль, который уже находится на дороге с круговым движением. Если же такого знака нет, то дорогу уступает водитель, находящийся на круге.

В правительстве же предлагают, ориентируясь на мировой опыт, закрепить общий принцип, согласно которому преимущество на круговом движении будут всегда иметь те, кто находится на круге.

«У нас в законе и так уже прописано, что преимущество получают те, кто находится на круге, но прописано не очень внятно, и чтобы не было каких-то разночтений, будет не лишним еще раз все это подчеркнуть», — пояснял ранее «Газете.Ru» член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения журналист Игорь Моржаретто.

Кроме того, в ходе совещания комиссии Шувалов поручил проработать и вопрос о внедрении в правовую практику нового дорожного знака и понятия «зона успокоенного движения». Предложение заключается в том, чтобы разрешить пешеходам переходить проезжую часть в любом месте, а автомобилистам, наоборот, запретить движение в таких зонах со скоростью более 10-20 км/ч и обгон.

«Зоны успокоенного движения» предполагается организовать в центрах крупных городов, где невозможно сделать полноценные пешеходные улицы.

Новички, которые впервые садятся за руль мотоцикла, часто пытаются узнать, существуют ли специальные ПДД для мотоциклистов. Ответ, конечно же, будет отрицательным, поскольку Правила — это универсальный и всеобъемлющий документ, который касается абсолютно всех участников дорожного движения. Представьте себе, как выглядели бы наши дороги, если мотоциклисты, водители автомобилей, троллейбусов и автобусов, а также пешеходы пользовались своими редакциями ПДД. Однако в действующих Правилах есть некоторые положения, действия которых . Рассмотрим, какими привилегиями пользуются водители мотоциклов, и какие ограничения накладываются на них.

Послабления

Главное преимущество мотоциклиста согласно ПДД заключается в том, что он может пользоваться некоторыми правами пешехода. В частности, Правила не запрещают проезд двухколёсного транспорта по пешеходным дорожкам и парковку на тротуаре при условии, что мотоцикл не будет создавать помех для прочих участников движения. Также мотоциклисты могут проезжать под знаки, ограничивающие движение автомобилей — однако нужно быть внимательным, поскольку езда в направлении, противоположном регламентированному разметкой и знаками, карается согласно действующему законодательству без малейших послаблений. Это означает, что мотоциклистам можно пребывать в тех местах, где запрещается сквозной проезд, но строго запрещается отправляться под «кирпич» улицы с односторонним движением и на встречную полосу шоссе с разделителем.

Интересное преимущество касается владельцев малокубатурной техники, представленной мопедами и скутерами. Оказывается, им разрешено движение по велосипедным дорожкам. Но преимущество моторизованному транспорту всё же не предоставляется — им приходится уступать дорогу движущимся быстрее велосипедам и ждать, пока не представится возможность обогнать их, не нарушая действующих Правил в области использования велосипедных дорожек. Владельцы упомянутой малокубатурной техники даже не обязаны подчиняться знакам, запрещающим , поскольку на них распространяются разделы Правил для велосипедистов. Также ПДД разрешают мотоциклистам парковаться в два ряда, если иное не предписывается дорожными знаками либо разметкой вблизи бордюра.

Мотоциклисты могут длительное время двигаться по обочине — однако стоит знать, что Правила дают им такую возможность вовсе не в качестве привилегии, о чём будет сказано далее. Кроме того, владельцам двухколёсного транспорта ПДД позволяют переходить через закрытые железнодорожные переезды и рядом со шлагбаумами, установленными в других местах. Но глагол употреблён правильно — именно переходить, удерживая транспортное средство в руках.

Ограничения

Однако Правила дорожного движения для мотоциклистов предусматривают гораздо больше запретов, нежели преимуществ. Основное ограничение касается невозможности ездить на мотоцикле со скоростью, превышающей 90 км/ч при любых обстоятельствах. Если автомобили могут развивать до 110 км/ч на магистральных дорогах, не нарушая нормы законодательства, то у мотоциклистов подобной возможности нет. Если речь идёт о водителях мопедов либо , то выезд на автомагистрали им категорически запрещён, хотя ничто не запрещает вести транспортное средство по обочине такой дороги, если водитель не создаёт существенных помех для пешеходного движения. На загородных трассах, лишённых статуса автомагистрали, ПДД разрешают движение маломощной двухколёсной техники исключительно по крайней правой полосе.

Правило, регламентирующее использование ремней безопасности, распространяется и на мотоциклистов. Остаётся спросить, где, кроме старомодных прицепов-колясок, используются подобные защитные средства? Однако далее в ПДД следует замечание, что полноценной заменой пристёгнутому ремню служит надетый мотоциклетный шлем с прочно зафиксированной застёжкой. ПДД распространяют подобное требование и на владельцев скутеров — езда без специализированного шлема считается серьёзным нарушением. Также Правила требуют, чтобы все пассажиры имели застёгнутые шлемы, за исключением тех, что располагаются в боковом прицепе и пристёгнуты ремнями безопасности.

Следующее ограничение, которое приготовили для мотоциклистов ПДД, заключается в запрете на движение без включённого ближнего света — интересно, что это касается и старой техники с маломощными генераторами, которые попросту не рассчитаны на длительную езду в подобном режиме. Заезжая на заправку, не забудьте заглушить свой транспорт за 25 метров до колонки, поскольку противоположное действие трактуется Правилами, как грубое нарушение. Несмотря на откровенную бесполезность правила, заставляющего людей вести тяжёлую технику в руках, оно продолжает действовать. Корни подобного требования ПДД находятся в истории развития мотоциклов — ранние образцы двухтактной техники нередко выбрасывали искры из выхлопной трубы на малых оборотах, что могло воспламенить пары бензина. Однако современные мотоциклы оснащаются пламегасителями, хотя законодателей это, похоже, мало интересует.

Обширная группа запретов касается перевозки пассажиров с помощью мотоцикла. Кроме указания на всех, кто пользуется мотоциклом, стоит знать, что садиться в грузовой прицеп или в коляску, лишённую средств безопасности, запрещается. В отношении детей следует знать следующее:

  • Сажать на бак либо раму транспортного средства ребёнка в любом возрасте запрещено;
  • Дети до 12 лет могут располагаться исключительно в коляске;
  • Детям до 7 лет необходимо пользоваться специальными подставками для ног и прочими средствами обеспечения безопасности.

В отношении грузов правила также строги — нелегальным считается любой предмет, который мешает управлению транспортом либо выступает за корпус мотоцикла на 0,5 метра и больше. Наконец, не стоит бравировать, пытаясь управлять мотоциклом одной рукой, поскольку ПДД запрещают и подобное опасное поведение.

Мифы

Несмотря на многочисленные разъяснения ГИБДД, ежегодно находятся люди, которые не слышали о необходимости иметь удостоверение для управления любой моторизованной техникой. Даже мопеды и скутеры, согласно новой классификации, попадают в группу «М» — это означает, что их водители обязаны проходить утверждённую государством подготовку. Управлять малокубатурными транспортными средствами разрешается с 16 лет, тогда как проходить обучение вождению любого мотоцикла — с 14 лет.

Многие владельцы двухколёсной техники серьёзно утверждают, будто представители ГИБДД не имеют права продолжать погоню за мотоциклистом, который снял шлем. Однако дорожные правила для мотоциклистов не содержат никакого указания на этот факт. Кроме того, должностные инструкции патрульных инспекторов напрямую указывают, что сотрудник ГИБДД может преследовать опасного нарушителя в любом случае, а если он представляет собой угрозу для остальных участников движения — даже применить табельное оружие. Поэтому уходить от преследования путём снятия шлема будет крайне неразумно — это снизит вашу безопасность, но не прибавит шансов уйти от справедливости.

Никаких особых правил

Если вы сдавали экзамены на удостоверение для управления автомобилем, то наверняка изучали положения, которые распространяются на мотоциклистов. Поэтому ничего нового для себя в специальной редакции Правил, которая нередко поступает в продажу, вы не найдёте. Однако повторить нормативы, действующие для двухколёсного транспорта, никогда не помешает. Кроме того, следует всегда помнить, что даже в сфере ПДД для двухколёсной техники есть свои различия. В некоторых ситуациях водители мотоциклов и мопедов могут пользоваться различными правилами.

С приближением летнего сезона на дорогах становится все больше мотоциклистов, для которых конец зимы — долгожданное событие, означающее открытие мотосезона. Водителям автомобилей нужно помнить о том, что теперь и слева, и справа от них могут появляться стремительные соседи по проезжей части, поэтому следует дополнительно соблюдать осторожность на дороге. Мотоциклистам же стоит после зимнего перерыва вспомнить правила дорожного движения, ознакомиться с изменениями ПДД, которые затрагивают именно водителей мотоциклов, а также иметь в виду, что не все изменения, что были предложены, на данный момент приняты. Изменения ПДД для мотоциклистов в 2017 году: что принято и что предлагается принять в отношении водителей мотоциклов.

Изменения ПДД для мотоциклистов: что принято

С 24 марта 2017 года в правилах дорожного движения появилось уточнение по поводу перевозки пассажиров водителями мотоциклов и мопедов. Теперь для того, чтобы иметь право перевозить людей на этих транспортных средствах, водитель должен иметь двухлетний стаж вождения. Разумеется, продолжительность стажа исчисляется с даты получения водительских прав, поэтому кому-то действительно нужно два года ездить на мотоцикле или мопеде в одиночку, а кто-то, имея права, может два года вовсе не водить мотоцикл, а после этого, не имея никакого опыта, он сможет перевозить пассажиров. Но таковы издержки невозможности проверить, насколько активно гражданин пользуется полученным правом управлять транспортным средством. Закон исходит из того, что если человек выучился на права, значит, он сразу становится активным водителем.

Для мотоциклистов теперь также действует такой же скоростной режим на автомагистралях, как и для автомобилей — 110 км/ч. Напомним, что до этой поправки мотоциклистам не разрешалось развивать на автомагистралях скорость выше 90 км/ч.

Это те изменения в ПДД, которые затрагивают мотоциклистов и которые уже приняты, и их стоит иметь в виду. Что касается предложений о будущих изменениях, то они должны порадовать водителей мотоциклов в еще большей степени.

Изменения ПДД для мотоциклистов: что предлагается принять

В правительстве на днях прошло совещание, по итогам которого были предложены некоторые другие изменения в ПДД для мотоциклистов, которые либо будут приняты в 2017 году, либо будут опробованы в качестве эксперимента на дорогах Москвы или другого региона.

В чем суть предложений? Во-первых, предлагается дополнить правила новой разметкой — специальной стоп-линией для мотоциклистов, которая сделает для них более удобным начало движения на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.

Во-вторых, мотоциклистам могут официально разрешить двигаться между полосами. Но если первая поправка не вызывает особых нареканий и поддерживается экспертами, то по поводу разрешения двигаться между полос однозначного мнения нет. В ГИБДД опасаются, что это может увеличить аварийность, в том числе и по причине того, что современная разметка представляет собой нанесенный на асфальт термопластик, который становится довольно скользким после дождя. Кроме того, нет информации о том, будет ли разрешено мотоциклистам двигаться между любыми полосами или же будет перениматься европейский опыт, когда для мотоциклов зарезервировано междурядье двух крайних левых полос и только оно.

В любом случае, данные изменения ПДД для мотоциклистов пока не приняты и еще будут обсуждаться.

Развитие инновационных технологий, ускоренная урбанизация, растущая доступность транспортных средств привели к тому, что современный человек не представляет своей жизни без автомобиля или мотоцикла. Более того, если каких-то двадцать лет назад наличие одной средства передвижения в семье считалось вполне достаточным, то сегодня этот показатель приближается к двум, а то и трем единицам.

Закономерным итогом увеличения количества автомобилей и мотоциклов стало усложненное дорожное движение, снижение качественного уровня обучения вождению и, как следствие, рост смертности в ДТП. Последнее особо печально ввиду того, что участники движения сами пренебрегают ПДД или же легкомысленно относятся к их соблюдению.

К одной из групп повышенного риска относятся водители двухколесных транспортных средств. Зачастую это списывается на невнимательное вождение автомобилистов, мол, это они не замечают, игнорируют, а то и сознательно подрезают мотоциклистов. Однако это правда лишь отчасти. Многие водители байков (особенно начинающие) элементарно не понимают отличий и не знают нюансов ПДД для мотоциклистов.

Согласно нормативным актам, двухколесные транспортные средства имеют общую базу , как с правилами движения пешеходов, так и автомобилей. Для того чтобы сделать езду на байке более безопасной и для себя и для окружающих, водителям мотоциклов рекомендуется запомнить ряд несложных, но важных моментов.

Как гласит свод ПДД РФ, под мотоциклом стоит понимать двухколесное механическое транспортное средство. В некоторых случаях, такой статус имеют трех и четырехколесные средства передвижения с массой до 400-от килограмм. Также в данную категорию попадают скутеры и мопеды, объем двигателя которых более 50-ти кубических сантиметров.

Согласно пункту 1.1 ПДД России, водитель мотоцикла в ряде ситуаций имеет равные права с пешеходом . Это касается случаев парковки на тротуарах и проезде под некоторые запрещающие знаки. Также мотоциклист имеет право пересекать железнодорожные переезды при опущенном шлагбауме в случае, если он находится не в седле, а ведет байк. Единственное условие – мотоциклист или мопедист обязан двигаться не против направления дорожного движения, а вдоль него.

Пункт 2.1.2 гласит, что водитель байка обязан быть пристегнутым ремнем безопасности, если он предусмотрен и регламентирован документально заводом-изготовителем транспортного средства. В случае если такового нет, мотоциклист обязан быть экипирован шлемом, застежка которого зафиксирована.

Аналогичные требования предъявляются и к пассажиру двухколесного транспортного средства. Не действует последнее правило на скутеристов и мопедистов, точнее их пассажиров. Согласно пункту 24.8, защитный головной убор для сидящих позади водителя легкого байка не обязателен.

Пункт 10.3 регулирует движение автомобилей и мотоциклов за городом. Согласно нему, скоростной режим байкеров несколько отличается от общеустановленного для других участников движения. К примеру, автомобилисты могут развивать 110 км/час, тогда как байкеры только 90.

Для мотоциклов и мопедов ППД 2016-го года предусматривают ослабления и в правилах парковки . В то время как стоянка в два ряда и «вдоль бордюра» автомобилистам запрещена, байкеры имеют на это полное право. Правда, с небольшой поправкой – они не должны быть помехой другим участникам движения и не иметь бокового прицепа.

Пунктом 19.5 ПДД (для мотоциклистов в том числе) регламентируются правила использования фонарей в дневное время. Согласно нему, в светлое время суток водитель байка обязан включать на своем транспортном средстве фары ближнего света.

Согласно 24.3 пункту ПДД, для скутеров включительно, водителям двухколесных транспортных средств запрещено управлять одной рукой и тем более вообще убирать ее с руля во время движения.

Особое внимание в ПДД уделяется безопасности юных пассажиров. Так, водителю мотоцикла строго запрещается :

  • перевозить ребенка до 12-ти лет позади себя;
  • передвигаться с юным пассажиром, не экипированным в подходящий по размеру шлем;
  • усаживать ребенка до 7-ми лет на обычное сиденье без специальных подножек;
  • перевозить детей в боковом или заднем непассажирском прицепе.

Среди начинающих мотовладельцев бытует уверенность, что снятый защитный головной убор гарантирует иммунитет от преследований сотрудниками ГИБДД. Якобы, блюстителям порядка законодательно запрещено бросаться в погоню за нарушителем, на голове которого нет шлема. Это не так. Правила ПДД никак не ограничивают сотрудников ГИБДД в случае, если мотоциклист опасен для других участников движения, более того, стражи порядка имеют полное право применять табельное оружие согласно нормативным актам.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков