Первый в роду "захаров". SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое Плюсы и минусы автомобиля

Первый в роду "захаров". SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое Плюсы и минусы автомобиля

Именно тогда на заводе имени Сталина в Москве велись работы по созданию трехосного грузового автомобиля с полным приводом, предназначенного для армии. Главным конструктором проекта был А. М. Кригер.

История появления

Толчком к началу работ над новинкой послужили выявившиеся недостатки основного на тот момент автомобиля подобного класса ЗИС-151. Этот образец и послужил базовой платформой, воплотившей в себе все конструкторские замыслы, которые ранее не находили применения.

ЗИС-151 прародитель ЗИЛ-157

В первую очередь это коснулось применения всех мостов с одинаковой колеей и односкатными колесами, что существенно повысило проходимость машины и привело к сокращению механических потерь. Кроме этого, снижение количества колес позволило обойтись наличием всего одной запаски (располагалась под платформой) и сделать машину легче и компактнее.

Новые колеса

При разработке новой модели от шинной промышленности потребовалось разработать новые шины, которые допускали бы движение автомобиля при пониженном давлении. Задание было выполнено, и появилась шина, обладающая повышенной эластичностью, полученной снижением числа слоев корда, увеличением ширины профиля и использованием внутренних слоев из мягких сортов резины.

Конечно, новые шины при низком давлении имели ограничение по скорости (до 10 км/час) и пониженную износостойкость, но снижение давления на грунт давало ощутимое повышение проходимости автомобиля.

Централизованная система изменения давления в шинах управлялась с водительского места и допускала управление давлением во время движения автомобиля.

Опытный образец ЗИС-Э157 с установленной внешней системой контроля давления шин

Еще одним плюсом данной системы явилось то, что она позволяла продолжать движение грузовика с поврежденной отдельной шиной, компенсируя потери воздуха в ней непрерывной подкачкой. Через некоторое время после запуска ЗИЛ-157 в серийное производство, система подкачки была изменена с внешней схемы на схему с внутренней стороны колеса, тем самым увеличилась надежность автомобиля в целом.

Двигатель ЗИЛ-157

При эксплуатации грузовиков ЗИС-151 проявились недостаточные для буксировки прицепа тяговые характеристики, двигатели страдали перегревом, расход топлива был повышен. Кроме этого мотор не обладал удовлетворяющей потребителей надежностью. Это было учтено при разработке нового автомобиля, и грузовик получил усовершенствованную силовую установку.

Новая головка из алюминиевого сплава, которую установили на рядный шестицилиндровый блок с рабочим объемом 5,55 литра, позволила увеличить степень сжатия на 0,2 единицы. Установка в комплекте с новой головкой измененного карбюратора позволила получить от обновленного мотора при 2600 оборотов в минуту 104 лошадиные силы и крутящий момент 334 Н/м.

В системе охлаждения появился новый радиатор, воздух через который прогонялся шестилопастным вентилятором, таким образом, проблема перегрева была решена. Система смазки была улучшена путем введения в конструкцию нового масляного насоса и сальников коленвала новой конструкции.

Кроме этого были изменены уплотнения в водяном насосе и устроена схема вентиляции картера замкнутого цикла, силовой агрегат был установлен на новой подвеске. Проделанные работы способствовали увеличению надежности автомобиля, и расход топлива ЗИЛ-157 снизился в зависимости от условий движения на 7 – 22%.

За все время выпуска автомобиля, его двигатель модернизировался еще два раза. Так в 1961 году была увеличена до 109 лошадиных сил мощность и установлено однодисковое сцепление взамен двухдискового узла. В 1978 году в серию пошел автомобиль с унифицированным по некоторым агрегатам с двигателем ЗИЛ-130 мотором.

Трансмиссия

На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. Взятая за основу раздаточная коробка от зис-151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение. Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Кабина и эргономика

В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопитель отсутствовал, вентиляция была плохая. Кроме этого руки водителя были подвержены ощутимым ударам, передающимся от колес. На новом грузовике конструкторы постарались если не избавиться от недостатков полностью, то хотя бы частично повысить эргономику кабины и рулевого управления.

По официальным данным машина выпускалась без гидроусилителя, тем не менее, есть очевидцы, которые утверждают, что в середине 80-х годов в войска была отгружена партия машин с установленным усилителем в заводском исполнении.

Для этого, оказалось, достаточно установить радиатор отопителя с крыльчаткой и дополнительным выводом подогретого воздуха на лобовое стекло, сделать качественные уплотнения и снабдить кабину регулируемым сиденьем.

Справа видны рычаги контроля давления шин

Для улучшения работы рулевого управления укоротили сошки и ввели в конструкцию телескопические амортизаторы.

Краткие технические характеристики ЗИЛ-157

Автомобиль мог перевозить до 5 тонн груза по дорогам, имеющим твердое покрытие, и вдвое меньше при езде по грунтовым дорогам. Полная масса машины достигала 10,23 тонны, а масса прицепа 3,6 т. Длина автомобиля равнялась 6684, ширина 2090 и высота 2360 миллиметров, при этом размер грузовой платформы был 3570х2090 мм.

Колесная база составляла 4225, а клиренс 310 миллиметров. Колея передних колес была 1775 мм, а задних 1750 мм. Автомобиль мог разгоняться до 65 километров в час и расходовать при этом 42 литра бензина на 100 километров (запаса горючего хватало на 510 км).

Глубина преодолеваемого брода составляла 85 сантиметров, а максимальный для движения уклон 28 градусов.

Грузовик на службе в армии

Существовала масса вариантов армейского исполнения машины, предназначенных для разных родов войск. Самыми известными из них можно назвать модификации ЗИЛа для установок залпового огня серии ”БМ” (БМ -13НМ, БМ-14М и БМ-24), имевшие между собой несущественные различия.

Инженерные службы снабжались передвижными буровыми установками ПБУ-50 и БГМ, которые использовались войсковыми пунктами водоснабжения для поиска воды и бурения скважин или колодцев глубиной около пятнадцати метров. Кроме того установки использовались и при выполнении других работ по инженерному обеспечению войск. Установки на базе ЗИЛ отличались малым временем приведения в рабочее положение и высокой надежностью.

Кроме буровых установок, инженерно-саперные подразделения снабжались комплектом мостостроительных средств, так же расположенным на шасси ЗИЛ-157, и системой малого автодорожного моста МАРМ. Грузоподъемность такого моста составляла 50 тонн, а располагался он на прицепе, буксируемом седельным тягачом. Помимо этого в распоряжении саперов имелось еще несколько комплектов для наведения мостов и понтонных переправ, транспортировавшихся на ЗИЛе.

БМ-13М (Катюша) на базе ЗИЛ-157

Вообще 157й был очень востребованной у военных машиной и кое-где используется и по наши дни, а сколько их еще стоит на складах Минобороны – трудно сосчитать. Это говорит о том, насколько удачной и надежной была конструкция машины. Недаром ее считают легендой отечественного автопрома.

Зил 157 (Захар):

ЗИЛ-157 - машина грузовой направленности и повышенной проходимости, выпускающаяся Заводом имени Лихачёва в период с 1958-го по 1991-ый год и предназначающаяся в основном для армии Советского Союза. За годы производства получил от водителей такие прозвища: «Трумен», «Колун», «Крокодил», «Мормон» и самое распространённое “Захар”.

На Зил 157 (Захар) была установлена кабина от ЗИС-151 с несущественными изменениями. Всего было произведено 797 834 единицы Зил 157 (Захар).

С 1958-го по 1961-ый год “Захар” производился как ЗИЛ-157, с 1961-го года по 1978-ой - как ЗИЛ-157К (в этой модификации поменялось распределение массы по осям, использована новая КПП, применено сцепление однодискового типа, амортизаторы телескопического вида). В 1978-ом году производственный процесс был перенесён на УАМЗ, там с индексом 157КД грузовик производился до 1991-го года.

Массовое применение Зил 157 (Захар) нашло своё место в леспромхозах и колхозах, по причинам повышенной проходимости, технической не привередливости и кузовной вместительности. Но особое признание Зил 157 (Захар) заслужил всё таки в армии, для которой он собственно и разрабатывался. Этим и объясняется его столь долгая серийная жизнь.

Основные технические данные Зил 157: силовой агрегат - рядный, шестицилиндровый, бензиновый, объёмом 5560 см3; мощность 109 лошадиных сил при 2800 об/мин; предельный крутящий момент - 343Нм при 1100 об/мин; грузоподъёмность Зил 157 (Захар) - 2500-4500 кг; полная предельная масса - 10190 кг; дорожный просвет - 310мм; коробка передач - две на выбор, с разными передаточными числами, обе механические пятиступенчатые; максимальная скорость - 65км/ч.

Армейский грузовой автомобиль ЗиЛ-157 получил больше кличек и прозвищ, чем все остальные советские автомобили. В зависимости от местности и времени его называли «Колуном», «Трумэном», «Мормоном», «Захаром», «Утюгом» и рядом других имен. Иногда можно встретить кличку «Поларис», намекая на скоростные качества машины и на одноименную американскую баллистическую ракету тех времен.

Из-за своих внедорожных характеристик, неприхотливого и тяговитого двигателя ЗиЛ-157 долгое время использовался в Советской Армии параллельно с более современным .

История создания автомобиля

Одной из причин создания грузового ЗиЛ-157 стала смена модели двухосного грузового автомобиля ЗиЛ-150 на усовершенствованный ЗиЛ-164. Грузовики завода ЗИЛ с полным и задним приводом были унифицированы по ряду узлов, поэтому создание новой машины стало очевидным шагом. Опыт армейской и гражданской эксплуатации ЗиЛ-151 выявил ряд конструктивных недостатков, которые удалось исправить на новой модели.

В конструкцию грузовика ввели ряд изменений, направленных на устранение недостатков, выявленных при армейской эксплуатации машин предыдущего поколения. В частности, внедрили четырехрядный радиатор, который снизил тепловой режим двигателя и снизил вероятность перегрева.

При создании ЗиЛ-157 удалось сократить длину автомобиля и улучшить развесовку по осям, что положительно сказалось на проходимости.

Первые образцы автомобиля были представлены на выставке в Брюсселе в 1958 году, где грузовик получил Гран-при. К концу года с завода началась отгрузка первых партий товарных машин. С 1977 года параллельный выпуск машин начался на заводе УАМЗ, расположенном в городе Новоуральск.

Предприятие около года выпускало вариант ЗиЛ-157К, после чего перешел на выпуск модернизированной модели ЗиЛ-157КД. Сборка ЗиЛ-157КД закончилась в Москве в 1982 году (отдельные партии машин отгружались вплоть до 1988 года), а на УАМЗ – в 1991 году. Уральский завод собирал отдельные машины из задела деталей до 1994 года.

Конструкция

Конструктивно грузовик ЗиЛ-157 представлял собой доработанный с учетом замечаний потребителей вариант вездехода ЗиЛ-151.

Основные отличия конструкции:

  • применение ошиновки с одним колесом с направленным внедорожным рисунком протектора;
  • использование колесных дисков уменьшенного радиуса;
  • перенос запасного колеса в зазор между полом кузова и лонжеронами рамы;
  • сокращение длины рамы на 25 см за счет переноса запасного колеса;
  • внедрение системы регулировки давления в шинах с ручным управлением из кабины;
  • улучшение геометрической проходимости;
  • внедрение дополнительного бака на 65 л бензина, размещенного в хвостовой части рамы;
  • изменение передаточных чисел в коробке;
  • улучшение материалов и средств защиты узлов трансмиссии.

На грузовике ЗиЛ-157 применяется клепаная рама, оборудованная усилителями в районе установки оси балансирной подвески. Боковые части рамы выполнены из штампованных лонжеронов, имеющих по длине переменное сечение.

Кабина

На грузовике ЗиЛ-157 устанавливалась трехместная кабина с цельнометаллической конструкцией. Доступ осуществлялся через две двери, оснащенные опускными стеклами. В кабине размещалось регулируемое сидение водителя и двухместный диван. Под подушкой и за спинкой дивана расположены ниши для хранения инструмента и инвентаря. Стены салона обшивались картоном.


Кабина грузовика ЗиЛ-157 оснащалась системой вентиляции и отопления с электрическим вентилятором, который направлял поток на ветровое стекло. В жаркое время ветровое стекло водителя можно было откинуть для дополнительной вентиляции (на машинах выпуска до 12.1971).

Машины в тропическом исполнении не имели радиатора отопителя и комплектовались дополнительным вентилятором в кабине. Очистка ветровых стекол выполнялось очистителем с вакуумным приводом от разряжения во впускном коллекторе двигателя. Заднее стекло овальной формы, оснащалось защитной сеткой (до 1960 года).

По отдельному заказу армейские грузовики ЗиЛ-157 комплектовались крышей кабины с откидным люком.

В кабинах машин для армии имелись штатные места для размещения вооружения водителя и сопровождающего.

Кузов

За кабиной грузовика ЗиЛ-157 расположена деревянная платформа, оснащенная усилительной металлической оковкой. Откидывался только задний борт, оснащенный двумя ступеньками с шарнирными креплениями. Боковые борта имели точки крепления для откидных скамеек, рассчитанных на размещение 16 человек. На бортах могли размещаться пять дуг для установки брезентового тента, снабженного вентиляционными отверстиями.

Надставные части боковых бортов состояли из шести узких досок, с 1975 года их число сократилось до трех.


На машинах, выпущенных до 1963 года, передний и задний борта кузова оснащались светоотражателями желтого и красного цвета соответственно. От них отказались после введения пластиковых рассеивателей на фонарях вместо стеклянных. Под полом платформы ЗиЛ-157 смонтированы два ящика для инструмента.

Гражданские машины выпуска после 1975 года могли комплектоваться откидными боковыми бортами. Последние выпуски машин оснащались платформой, позаимствованной у грузовика ЗиЛ-131Н.

Силовой агрегат

На грузовиках ЗиЛ-157 применялся 6-цилиндровый карбюраторный мотор с системой жидкостного охлаждения, представляющий собой развитие двигателя грузового ЗиС-5.

При рабочем объеме 5,555 л и степени сжатия 6,2 мотор развивал 104 л.с.

Экспортные машины могли оснащаться 107-сильным двигателем, который комплектовался карбюратором измененной конструкции, головкой блока под степень сжатия 6,5 и был предназначен для эксплуатации бензине А70.


После модернизации 1978 года, заключавшейся в унификации ряда узлов с двигателем типа ЗиЛ-130, отдача мотора выросла до 110 л.с. Использование поршней от снизило рабочий объем цилиндров до 5,38 л. Низкая степень сжатия 6,5 единицы позволяла использовать бензин А72 или А76.

Трансмиссия

Грузовик ЗиЛ-157 комплектовался трансмиссией, состоявшей из ряда узлов:

  1. Двухдискового сцепления сухого типа, оснащенного приводом рычагом от педали в кабине. Начиная с 1961 года, сцепление стало оснащаться одним диском, позаимствованным у ЗиЛ-130.
  2. Пятиступенчатой коробки передач с ускоряющей пятой скоростью. Первая передача синхронизатора не имела.
  3. Двухскоростной коробки для распределения крутящего момента по мостам, причем обе передачи понижали частоту вращения валов.
  4. Карданного вала, установленного между основной и раздаточной коробкой.
  5. Трех валов с карданными шарнирами для привода редукторов мостов.
  6. Поскольку мосты имеют не проходную схему, то между вторым и третьим мостом размещен промежуточный вал.

Привод переднего управляемого моста ЗиЛ-157 мог отключаться. Межосевой дифференциал на грузовике отсутствует. Тормозные механизмы всех колес барабанного типа, работают от пневматической системы. Источником давления является 2-цилиндровый компрессор с приводом от коленчатого вала двигателя.


На машинах ранних серий использовался дисковый стояночный тормоз, установленный на валу между основной и раздаточной коробками. Машины выпуска после 1961 года оснащались барабанным стояночным тормозом.

По желанию заказчика на основной коробке грузовика ЗиЛ-157 монтировалась коробка отбора мощности, использовавшаяся для привода дополнительных узлов. Ранние версии коробок имели 1, 2 или три скорости, которые переключались рычагом из кабины. Точки установок КОМ отличались в зависимости от числа передач.

При установке лебедки применялась трехскоростная коробка с возможностью реверса.

После модернизации основной коробки, проведенной в 1961 году, стала использоваться односкоростная реверсивная КОМ.

Габариты

Уменьшенные по сравнению с машинами 151-й модели габаритные размеры позволили размещать грузовики ЗиЛ-157 попарно на стандартных железнодорожных платформах.

Основные размеры вездехода:

  • длина – 6,684 м;
  • высота – 2,360 м (бортовой);
  • ширина – 2,315 м;
  • база – 4,225 м (расстояние от передней оси до оси балансира).

Ходовая часть

Передний мост установлен на листовых рессорах, с заделкой концов в резиновых подушках. Рессоры машин с лебедкой отличаются увеличенным на 2 шт. числом листов. На ранних грузовиках ЗиЛ-157 в подвеске применены рычажные амортизаторы, которые позднее заменили узлы с телескопической схемой. Рулевое управление не оснащалось гидравлическим усилителем.


В 1958 году велись поисковые работы по установке усилителя от ЗиЛ-130, которые закончились провалом. Применение усилителя вызвало перегрузки переднего моста, которые приводили к поломке рессор и балки.

Задние мосты грузовика ЗиЛ-157 оснащены балансирной подвеской, дополненной шестью реактивными штангами.

Рессоры установлены на оси балансира на подшипниках скольжения, способных выдерживать большие нагрузки.

Технические характеристики

ЗиЛ-151А ЗиЛ-157К ЗиЛ-131Н
Вес снаряженный, кг 5880 5540 6375
- 2400 -
- 3140 -
Клиренс, мм 260 310 330
Максимальная скорость, км/ч 55 65 80
Расход топлива, л/100 км 46 42 40
Грузоподъемность на шоссе, к 4500 4500 5000
Грузоподъемность на грунте, кг 2500 2500 3750

Применение

Всего было собрано почти 800 тыс. грузовых автомобилей ЗиЛ-157, которые поставлялись в армию и на гражданскую службу. Гражданские 157-е использовались для перевозки грузов и людей в районах с плохими дорогами или в условиях бездорожья. На базе машины существовали цистерны, пожарные машины, передвижные мастерские.


Армейские ЗиЛ-157 применялись для перевозки личного состава и вооружения. Шасси применялось для монтажа установок залпового огня, а также в качестве седельного тягача для ракетных установок зенитного комплекса С-75 «Десна».

Инженерные войска оснащались буровыми установками на базе шасси грузовика, которые применялись для бурения водяных скважин с глубиной до 15 м.

Саперные подразделения использовали седельные тягачи ЗиЛ-157 для доставки понтонных парков ППС. Полный комплект узлов позволял построить переправу длиной до 790 м и с грузоподъемностью до 100 тонн. Один комплект перевозился на 480 автомобилях.


На базе седельных тягачей ЗиЛ-157 велись работы по созданию автопоездов с приводом на колеса полуприцепа. Армия испытывала мелкосерийный тягач ЗИЛ-157КВ-1, который работал в паре с двухосным активным полуприцепом модели ПАУ-3. Связка использовалась для перевозки транспортной машины 9Т22, входившей в комплект гусеничного зенитно-ракетного комплекса 2К12 «Куб».

Транспортная машина предназначалась для подвоза шести ракет типа 3М9, расположенных на ложементах или в теплоизолированных контейнерах.

Модификации

В ходе выпуска машины она прошла через несколько циклов модернизации, после которых изменялся индекс базового шасси:

  • Базовая модель ЗиЛ-157, которая производилась с 1958 по 1961 год;
  • Первая модернизация привела к изменению индекса на ЗиЛ-157К, машина выпускалась с 1961 по 1978 год;
  • Вторая модернизация ЗиЛ-157КД, выпуск шел с 1978 по 1994 год.

Кроме основного бортового грузовика производился седельный тягач с обозначением ЗиЛ-157В/157КВ/157КДВ соответственно. Седельные тягачи оснащались двумя топливными баками и сцепным устройством, установленным на раме через деревянные брусья. Запасные колеса устанавливались за кабиной, аналогичная схема применялась на ЗиЛ-151.


Тягач оснащался двумя запасками – одной для машины и второй для полуприцепа. Буксирный прибор на задней части рамы отсутствовал. В системе выпуска отработавших газов применялся глушитель с укороченным патрубком, выведенный под раму. У грузовых машин выхлопная труба выводится слева под пол платформы, между осей задней тележки. Седельные тягачи комплектовались генераторами с увеличенной до 350 Вт мощностью.

По отдельным заказам выпускались машины в тропическом исполнении, оснащенные стандартным и экранированным электрооборудованием. Отличительной особенностью тропических грузовиков ЗиЛ-157 является медный радиатор с улучшенной теплоотдачей, а также дополнительной конденсационный бак в системе охлаждения. Термостат не устанавливался, как и жалюзи перед радиатором.

Для установки специального оборудования и фургонов завод поставлял шасси под обозначением ЗиЛ-157Е.

Шасси отличалось установкой по бокам лонжеронов двух топливных баков емкостью по 150 л топлива каждый и отсутствием точки крепления запасного колеса.

Запаска входила в комплект поставки и монтировалась на место заводом-изготовителем надстроек. На задней поперечине устанавливался буксирный крюк с замком и пружинные защитные буфера. По отдельным заказам шасси оснащалось электрооборудованием с защитой от радиопомех и имело обозначение 157ЕГ.

Короткое время (1989-1992) выпускался самосвал ЗиЛ-ММЗ-4510 грузоподъемностью 3000 кг. Производство велось на Мытищинском машиностроительном заводе с использованием самосвального механизма, позаимствованного у модели 4505.

Плюсы и минусы автомобиля

Грузовик ЗиЛ-157 ценится владельцами за устойчивость и высокую проходимость даже без снижения давления в шинах. Короткие свесы упрощают преодоление неровностей, а штатная лебедка имеет трос большой длины и легко вытаскивает засевшую машину.


Однако из-за специфики трансмиссии и устаревшего двигателя, грузовик ЗиЛ-157 потребляет много топлива. Штатный бензиновый двигатель часто меняется на минские дизеля Д-245. Минусом является отсутствие гидроусилителя, что делает маневрирование на месте непростой задачей. При движении по неровной дороге спицы руля могут выбить большие пальцы на кистях рук.

В 1984 году был выпущен единичный опытный образец ЗИЛ-157КДМ, оснащенный кабиной и платформой от ЗиЛ-131. Периодически в продаже появляются грузовики ЗиЛ-157 без пробега, находившиеся на хранении на армейских складах.

В Китае выпускается армейский грузовик Jiefang CA-30, представляющий собой копию ЗиЛ-157.

Машину отличают передние крылья в стиле ЗиЛ-131 и решетка радиатора, аналогичная ЗиЛ-150.

ЗиЛ-157 стал первой советской машиной с системой централизованной подкачки шин. Созданные для грузовика покрышки использовались на других армейских автомобилях. Попытки усовершенствования машин 157-го семейства привели к разработке усовершенствованных трансмиссий и систем управления грузовиками с полным приводом.

Современные российские армейские автомобили созданы с учетом опыта эксплуатации предыдущих поколений автомобилей, в том числе и ЗиЛ-157.

Грузовики первых выпусков являются большой редкостью. Уцелевшие машины приобретаются в качестве коллекционных экземпляров для последующей реставрации. Более распространенные грузовики ЗиЛ-157КД благодаря своим техническим характеристикам используются в районах с плохими дорожными условиями по прямому назначению – для перевозки грузов.

Видео


ЗИЛ‑157 Петлявший по укатанному зимнему проселку водитель кроссовера даже остановился от удивления. Счастливый обладатель «недовнедорожника» во все глаза смотрел, как мы с ЗИЛом нахально, неторопливо и невозмутимо бороздим подтаявшие сугробы глубиной сантиметров эдак шестьдесят-семьдесят.

Я и сам радовался как мальчишка! Не скрою, съехал в поле с некоторой опаской. Поездить на таких машинах удается, к сожалению, нечасто. Но теперь не могу остановиться.

А вот «зилок» абсолютно спокоен. Это ведь его обычная, будничная работа.

Шесть на шесть

Первые опытные образцы послевоенного полноприводного трехосного грузовика ЗИС‑151 изготовили в 1946 году, а в 1948‑м поставили на поток. Конечно, в нем заметно влияние американских - в первую очередь очень удачного и полюбившегося нашим шоферам Студебекера. Но уже к 1950‑м годам многим стало ясно: один из недостатков «американца» и последовавшего за ним нашего «сто пятьдесят первого» - задние двухскатные колеса, снижающие проходимость.

Прототип с односкатными колесами сделали еще на стадии подготовки 151‑го, но консервативная часть заводских специалистов и военных (они - главные заказчики полноприводных машин), опираясь на зарубежный опыт и стремясь к максимальной унификации с базовым грузовиком, отвергла идею. Однако при подготовке модернизированной версии по имени ЗИЛ‑157, которую создавали с 1955 года, сторонникам во главе с уже тогда знаменитым конструктором Виталием Грачевым (главный наш корифей в области создания автомобилей повышенной проходимости еще с довоенных времен) удалось-таки внедрить односкатные колеса.

А заодно и систему регулирования давления воздуха в шинах. Это очень полезное устройство тоже пробили с большим трудом, причем с помощью военных. Ветераны завода вспоминали, что на одном из показов армейской техники (подкачку шин впервые применили именно на бронетранспортерах, во многом унифицированных с машинами ЗИС‑151 и ЗИЛ‑157) строгие, не очень эмоциональные, скупые на похвалу генералы были поражены возможностями машин с тремя ведущими мостами и устройством, позволяющим снизить давление в шинах до 0,5 атм. Колесные машины по проходимости можно было сравнить с !

Так и решилась судьба ЗИЛ‑157, быстро получившего прозвище «колун» не только за характерную форму капота, но и за стойкий, непримиримый характер. Это прозвище невольно вспоминаешь, глядя на сужающийся капот, направленный в сторону того, что дорогой назвать никак нельзя. А для «сто пятьдесят седьмого» это семечки, привычная среда ­обитания. И правда - колун!

Дело техники

Рядная нижнеклапанная «шестерка» великой мощности не выдает. Что для такого зверя 110 «лошадок»? И это самый поздний и мощный вариант двигателя, унифицированного с мотором по поршням и иным деталям. Но тяги состыкованному с 5-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаткой двигателю, поверьте, вполне хватает. При определенном навыке несложно переключать передачи без выжима сцепления, подобрав соответствующие обороты мотора.

Конечно, ЗИЛ‑157 не очень шоссейный (а скорее, очень нешоссейный) автомобиль. Ехать-то можно, но быстрее километров семидесяти в час совсем не хочется. Особенно при современном ритме и загруженности дорог. Ни рулевое, ни высоченные внедорожные шины легкости и четкости управления не способствуют. Да это и не его стихия! Зато достаточно съехать на целину, чтобы проникнуться к «колуну» уважением и даже любовью.

Здесь нет блокировок дифференциалов, да они и не нужны. Достаточно включить передний мост и иногда - понижайку. Главное - грамотно работать рулем, ни в коем случае не обхватывая его большими пальцами. Повредить их на бездорожье - пара пустяков. Руль ведь связан с колесами напрямую, без , и на ухабах коварно рвется из рук. Кстати, на ходу руль вовсе не кажется таким уж тяжелым. А крутить баранку на месте в среде профессионалов некогда считалось моветоном.

На неэкстремальном бездорожье ЗИЛ прощает не очень грубые ошибки с выбором передачи, поскольку тяги мотору хватает. А в крайнем случае можно даже остановиться и вновь тронуться там, где это вроде бы невозможно.

Конечно, и «колун» может застрять, но чаще всего это определяется его «геометрией». К слову, минимальный дорожный просвет - 310 мм. Главное - не зацепиться за что-нибудь твердое рамой. Впрочем, если это «что-то» не такое уж твердое, то можно освободиться и самостоятельно, вырвав бугорок с мясом.

ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ

Прототип ЗИЛ‑157 (еще под именем ЗИС‑157) - развитие модели 151. Появился в 1955 году, в серию пошел в 1958‑м. На полноприводном автомобиле грузоподъемностью 4500 кг (по грунту - 2500 кг) стояли шестицилиндровый мотор объемом 5,56 литра (104 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздатка. Помимо базового бортового грузовика делали седельные тягачи и шасси под специальные надстройки.

В Москве ЗИЛ‑157 - во множестве исполнений и постоянно модернизируя - выпускали до 1982 года. С 1977 по 1991 год его делал также УАМЗ в Новоуральске. Поздние автомобили оснащали двигателями объемом 5,4 литра (110 л.с.), унифицированными по деталям с ЗИЛ‑130.

ЗИЛ‑157 - один из самых массовых грузовиков СССР. В Москве изготовили 797 934 экземпляра, на Урале - еще около 160 тысяч.

Служебная повесть

Конечно, ЗИЛ‑157 в первую очередь ориентировали на армию. Но машине радовались и в колхозах, и там, где в хрущевскую оттепель вели грандиозные стройки, вошедшие в число главных символов эпохи молодости «колуна», - возводили заводы, плотины, линии электропередачи.

У меня 157‑й ассоциируется не только с армией. Да, зимой в забытом богом гарнизоне под Усть-Камчатском наш «колун» проезжал там, где пасовали «уазики», а посему и служил безотказной «дежуркой». И всё же в первую очередь вспоминаю наивный и в то же время забавный фильм «Карьера Димы Горина» с Александром Демьяненко в главной роли, вышедший на экраны в 1961 году. ЗИЛ‑157 служил в картине главным средством коммуникации между бригадами, разбросанными по тайге во имя строительства ЛЭП.

ЗИЛ‑157

К слову, водителя 157‑го играл Владимир Высоцкий.

«Колун» характером очень похож на героев этой бесхитростной картины - ­простых и веселых, сильных и добродушных, не боящихся любой работы и трудностей. Советская сказка? Отчасти да. Но кое-что, в том числе дух и колорит той эпохи и тех автомобилей, сказка передает вполне реалистично.

Даже после того, как в 1966 году на конвейер встал ЗИЛ‑131 - полноприводник с большей грузоподъемностью и новым мощным двигателем V8, «сто пятьдесят седьмой» не сняли с производства. Его по-прежнему уважали и в армии, и в народном хозяйстве за феноменальную проходимость в сочетании с простотой ремонта. С 1977 года ЗИЛ‑157 собирали в Новоуральске, на Уральском автомоторном заводе. Московская история «колуна» закончилась в 1982 году, но на Урале его выпускали аж до 1991‑го. «Колун», на котором мне посчастливилось штурмовать сугробы, как раз поздний - 1990 года, с низким, так называемым сельскохозяйственным кузовом.

Вот такая у «колуна» долгая и интересная карьера. К слову, во времена молодости 157‑го и героев старых фильмов про великие стройки типа «Карьеры Димы Горина», где грузовик сыграл эпизодическую, но запомина­ющуюся роль, слово «карьера» имело несколько иную, чем нынче, окраску - скорее ироничную. Как там у кумира 1960‑х Евгения Евтушенко? «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее». Вот даже и язык за эти годы поменялся, и автомобили на дорогах совсем другие - но «колун»-то вот он, вполне реальный, живой и здоровый. На прощание пожелаю ему не меняться.Бронетранспортер БТР‑152 выпускали в Москве, а затем в Брянске с 1950 по 1964 год. Всего изготовили 12 421 машину. Они служили не только в Советской Армии, но и в армиях дружественных СССР стран. Амфибия ЗИЛ‑485 (ДАЗ‑485, ЗИС‑485) разработана на Днепропетровском автозаводе под руководством Виталия Грачева. Там построили два опытных образца, а производство в 1952 году развернули на ЗИСе. В 1959‑м выпуск перенесли в Брянск, где амфибии выпускали до 1962 года.

Амфибия ЗИЛ‑485 (ДАЗ‑485, ЗИС‑485) разработана на Днепропетровском автозаводе под руководством Виталия Грачева. Там построили два опытных образца, а производство в 1952 году развернули на ЗИСе. В 1959‑м выпуск перенесли в Брянск, где амфибии выпускали до 1962 года.

Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Николая Якушкина.

Брюссель. 1958 год. Международная выставка автомобильной техники. Среди новинок, выставленных для широкого просмотра и оценки экспертов, отмечен грузовик ЗиЛ 157, выпущенный на Московском автомобильном заводе им. Сталина.

Грузовик ЗиЛ 157 с его техническими характеристиками настолько понравился и запомнился, что, претерпев ряд модификаций, впоследствии он отправился покорять иноземное бездорожье и непроходимые леса. До сих пор ЗиЛ 157 работает на лесозаготовках в Финляндии под пристальной заботой благодарных капиталистов.

ЗиЛ 157 по бездорожью

Экскурс в историю ЗиЛ 157

Этот грузовик не участвовал в войнах с белофиннами, германцами и японцами. Но Красная Армия всегда испытывала большую потребность в универсальном грузовике с повышенной проходимостью. Имеющийся на то время ЗиС 151, перестал удовлетворять требованиям по мощности, скорости и проходимости. Армии нужна была новая, более проходимая и выносливая машина.

Тяжёлый ЗиС с 90, 92 и 95 л/с, со спаренными задними колёсами на одном мосту, страдающим перегревом мотором, потреблением 50-ти (плюс/минус 5) литров на 100 км был отголоском разработок с оглядкой на трофейные и американские технологии. Ещё осенью 1946 года был собран первый прообраз нового ЗиЛ 157 с тремя односкатными мостами. Но тогда победила идея скопировать «Студебекер», что отбросило советских конструкторов минимум на одно десятилетие назад.

Опытный образец ЗиС 151-1, или ЗиЛ 157 образца 1946 года

Но к 1958 году конструкторскому бюро под руководством А.М.Кригера удалось не только убедить руководство страны и армии в превосходстве своего детища над ЗиС 151, но и воплотить отечественные новаторские идеи, ранее оставляемые без внимания.

Предшественник оставил много разработок для нового ЗиЛ 157. Их было, откуда брать. Ведь ещё осенью 1946 года во время испытаний на полигоне шестиколёсный прототип будущего вездехода переиграл американца по всем параметрам. С 1958 по 1978 год ЗиЛ 157 собирали в Москве, а в 1978 году наладили его производство на автомоторном заводе на Урале, где он сходил с конвейера вплоть до 1994 года.

Технические параметры армейского вездехода ЗиЛ 157 6х6

Таблица 1. Характеристики двигателя ЗиЛ 157.

Двигатель, тип бензиновый, карбюраторный, четырёхтактный
Блок чугунный
Головка алюминиевая
Расположение цилиндров рядное
Кол-во цилиндров, шт. 6
Расположение клапанов нижнее
Цилиндр, диметр мм 101.6
Поршень, диаметр мм 100 (после модернизации детали поршневой группы установлены с 130-го двигателя)
Ход поршня, мм 114.3
1/5/3/6/2/4
Объём, см3
Мощность, макс., л/с 104 ((после модернизации – 110)

ЗиЛ 157 комплектовался бензиновым мотором, но дизельный двигатель Д245-12С может быть установлен при замене задних опор двигателя на кронштейны от ЗиЛ 130/131. Но при всей совместимости дизельного мотора — со штатной коробкой, ЗиЛ 157 получит дополнительную вибрацию.

Таблица 2. Подвеска и мосты ЗиЛ 157.

Подвеска передняя полуэллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами
Подвеска задняя балансирная на полуэллиптических рессорах
Мосты, шт. 5 планетарные, с полуосями и дифференциалами (после модернизации усилили кожухи)
Привод карданный
Карданы, шт. 5 (1 – от МКП к раздатке, 2 – к передней оси, 3 – к средней оси, 4,5 – к задней оси через подшипниковый узел)
Клиренс передней оси, м 0.31
Клиренс средней и задней осей, м 0.35
Рулевой механизм червячный, глобоидальный, с тремя гребнями на ролике
Передаточное число 23.5
Очерёдность движения цилиндров 1/5/3/6/2/4
Объём, см3 5,38 (5,559 после модернизации)
Мощность, макс., л/с 104 (после модернизации – 110)

Таблица 3. Общие характеристики ЗиЛ 157.

Система смазки центробежный фильтр
Карбюратор К-88АЖ (после модернизации появилась обновлённая головка)
Система зажигания контактно-транзисторная
Катушка зажигания Б-114
Прерыватель-распределитель Р 21-10 (установлен вместо обычного трамблёра после модернизации)
Свеча А-10
Генератор Малогабаритный 17.3701
Стартер СТ 230-4 (высоко оборотистый, повышенной мощности)
Аккумулятор 6 СТ-90
Марка бензина А-66 (после модернизации А-72)
Расход топлива, макс., на 100 км, л 42 (для 36-41 км/ч – 38,5 л, после модернизации за счёт замкнутой вентиляции картера, улучшенных уплотнений помпы, маслонасоса и коленчатого вала)
Пробег на основном баке, км 510
Заправочный бак, л 150 (после модернизации добавлен ещё 1 на 65л)
Радиатор трубчатый, крыльчатка с 6-ю лопастями
Жидкость охлаждения антифриз
Тормоза барабанные, пневматические (торможение плавное, остановка без рывков)
Тормозной путь, м 29 (для движения 50 км/ч)
Уклон движения, макс. 28 градусов
Глубина брода, м 0.65

На фото схема кузова с габаритами


Таблица 4. Грузоподъёмность ЗиЛ 157.

Вес, кг 5540
2140
Нагрузка на средние и задние колёса, кг 3400
Полный вес, кг 8700
Грузоподъёмность, макс., кг 5000 (по твёрдому покрытию)
3000 (по мягкому грунту)
Масса прицепа, макс., кг 5000 (по твёрдому покрытию)
3600 (по мягкому грунту)
Поворотный радиус, м 11,2-12

Основные усовершенствования двигатель получил после переноса производства на Урал в 1978 году. Последние пять лет даже устанавливался гидроусилитель. Новые ступицы получили 8, а не 6 болтов.


В цельнометаллической кабине ЗиЛ 157 присутствует спартанский комфорт. Двойное пассажирское сиденье, дополнительный радиатор с крыльчаткой для отопления салона и лобового стекла. Управления системами вынесено в кабину и на панель приборов — ножное переключение света фар, амперметр, манометры тормозного пневмопривода и системы смазки, кран давления в шинах, рычаги лебёдки, люка вентиляции, КПП, переднего моста, раздатки, и др.

Модельный ряд ЗиЛ 157

За свою славную биографию автомобиль ЗиЛ 157, которого в народе прозвали «Колун», дважды претерпевал модификацию – в 1961 и в 1978 гг. В результате реализации смелых инженерных идей появился довольно длинный модельный ряд.

Модели 1958 года:

  • ЗиЛ 157 – основная модель.
  • ЗиЛ 157В –тягач седельный.
  • ЗиЛ 157Г – модель с защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения.
  • ЗиЛ 157Е – модель с дополнительным топливным баком.
  • ЗиЛ 157Э – модель для стран участниц Варшавского договора.
  • ЗиЛ 157Ю – модель для тропиков с усовершенствованной системой охлаждения и радиатором большего объёма.

Модели 1961 года:

  • ЗиЛ 157К – модифицированный.
  • ЗиЛ 157КВ – тягач седельный, модифицированный.
  • ЗиЛ 157КГ — модель с защитным экраном против радиопомех и средств радиолокационного обнаружения, а также с дополнительной герметичностью электрического бортового оборудования, модифицированная.

Модели 1978 года:

  • ЗиЛ 157КД — модифицированный.
  • ЗиЛ 157КДВ — тягач седельны, модифицированный.

На службе армии и народного хозяйства

За всё время было собрано 797 934 единицы ЗиЛ 157. Кем ему только не приходилось быть, какой только груз на нём не приходилось перевозить! На базе основных моделей были выпущены и пожарная машина (с увеличенной кабиной для команды пожарных, баком для четырёх с половиной тонн воды и телескопической лестницей), и автомобиль экстренного электроснабжения, и машина-спасатель для техники (с лебёдкой и мощным бампером для вытягивания любой техники, даже на гусеничном ходу), и передвижные командные пункты, и спецмашины радиоразведки.

Модификации ЗиЛ 157

Самосвал о выаодлооддддддддддддддддддддддддддддд

Хорошо потрудился ЗиЛ 157 в инженерно-строительных и сапёрных войсках. Его шасси перевозили буровые установки, понтонные переправы и комплекты для наведения мостов.

Зенитные и ракетные комплексы, установки залпового огня тоже устанавливались на его добротные «плечи».


ЗиЛ 157 с системой залпового огня

Тягач седельный ЗиЛ 157 очень широко применялся в народном хозяйстве, особенно на заготовке леса для транспортировки кругляка с участка вырубки, где в принципе нет дорог. Геологи, нефтяники, спасатели, фермеры, лесники, строители, колхозники – это далеко не полный перечень благодарных поклонников ЗиЛ 157.

Конечно, нельзя не упомянуть, что самым распространённым вариантом ЗиЛ 157 была модель с тремя откидывающимися деревянными бортами для перевозки для перевозки грузов и людей. Его борта были собраны из доски 800х200 и крепились кронштейнами к деревянной платформе, что облегчало общую конструкцию.

Все варианты военного и гражданского оборудования на кузове ЗиЛ 157 отличались высокой надёжностью, неприхотливостью и высокой скоростью развёртывания.

Зил 157 для путешествий где угодно в армии и жизни

Новый ЗиЛ 157 требовал специально разработанных шин. Они стали шире, 12,00-18, имели меньше кордовых сдоёв, а с внутренней стороны имелось несколько слоёв мягкой резины. Это давало возможность двигаться на приспущенных колёсах. Впервые применили централизованное управление давлением в колёсах посредством компрессора. Водитель мог управлять процессом из кабины и даже на ходу изменять давление вверх и вниз в зависимости от покрытия дороги.

Максимальное давление в 2,8 кг/см2 позволяло двигаться по твёрдому покрытию при 60 км/ч. При движении по перепаханным полям и девственному лесу давление в шинах снижалось до 2,0 кг/см2, а по песку и по целине после обильных ливней – до 1кг/см2 на максимальной скорости 20 км/ч. Скоростное ограничение 10 км/ч применялось для движения по болотистым и заснеженным местам с давлением 0,5/0,7 кг/см2.

ЗиЛ 157 с внешним расположением системы подкачки шин (до модернизации)

Кроме того, глубокий направленный протектор снижал риск пробуксовки, а компрессор позволял двигаться даже с проколотой по бездорожью шиной. После модернизации в 1961 г. система подкачки перебралась с внешней стороны колёс на внутреннюю, а с 1978 г. ЗиЛ 157 имел максимальное давление в колёсах 3,5 кг/см2 для предельного скоростного движения на 65 км/ч.

За 36 лет, с 1958 по 1994, было выпущено 797 тысяч 934 машины ЗиЛ 157.

Если бы не 109 л/с, что стало недостаточно для новых армейских агрегатов и установок, этот легендарный полноприводный вездеход до сих пор бы выпускался.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков