Основные приемы торможения на льду. Тормозной путь зимой на зимней шине и на летней, сравниваем Тормозной путь транспортных средств таблица

Основные приемы торможения на льду. Тормозной путь зимой на зимней шине и на летней, сравниваем Тормозной путь транспортных средств таблица

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль после того, как водитель нажал на тормоз. Очень важно, чтобы данное расстояние было минимальным. Согласитесь, не всегда приятно, когда на пути следования видите препятствие, нажимаете на тормоз и не знаете, успеет ли автомобиль остановиться до него или произойдет наезд. Именно так и происходят несчастные случаи на дорогах и не всегда это возможно по причине того, что водитель не справился с управлением. Иногда длина тормозного пути слишком высока, и здесь виноват, в первую очередь, сама автовладелец. Причины его вины могут быть разными, от отсутствия опыта, до несвоевременного нажатия на тормоз, но очевидно одно, он не смог правильно подобрать шины для своего автомобиля.

Как известно, Влияние погодных условий на длительность тормозного пути является очевидным фактом. Если на улице жарко, асфальтированная поверхность трассы быстро нагревается и тогда сцепные свойства колес становятся непредсказуемыми. Летние шины, двигаясь по трассе при условиях температур выше нуля, редко теряют сцепные свойства. Производители летней резины устанавливают предельный лимит их эксплуатации до температуры выше семи градусов по Цельсию на улице.

Если использовать зимние покрышки на голом асфальте, то их сцепные свойства по сравнению с летними шинами оставляют желать лучшего при плюсовой температуре. Как известно, шипованная резина идеально ведет себя при гололедице и выпадении снега, но непредсказуема при движении на сухом асфальтированном покрытии.

На длину тормозного пути помимо погодных условий может влиять дорожное покрытие, которое бывает асфальтированным, галечным, смешанным. Можно вообще передвигаться по бездорожью. Многие эксперименты, исследуемые длительность тормозного пути на разных моделях показывают разные результаты. Одни и те же летние модели покрышек могут демонстрировать разные показатели тормозного пути при прохождении дороги в жаркую погоду и в прохладное время дня.

Очевидно, что тормозной путь зависит от сцепных свойств той или иной модели шины. Вот почему современные производители уделяют данному процессу много времени. Если движение происходит в условиях низких температур, на сцепные свойства резины влияет химический состав, из которого изготавливается протектор. Если шина замерзает во время пути, сцепные свойства снижаются. Если авто движется на скоростных шинах, они при разгоне нагреваются благодаря специальным добавкам химического состава протектора и от этого сцепные свойства существенно улучшаются. Даже владельцы гоночных автомобилей перед участием в соревнованиях используют специальные разогревающие шины чехлы, таким образом, обеспечивая безопасность их дальнейшего движения.

Если температура воздуха и поверхности трассы увеличиваются, то тормозной путь становится длиннее. И это надо учитывать при передвижении автомобиля в летнее время года.

Стоит отметить, что испытания шин в различных температурных диапазонах на длину тормозного пути показывают, что не может отдельно взятая модель покрышки быть идеальной во всех диапазонах исследуемой температуры. Где то она лучшая, а где то показывает средние или худшие результаты.

Тестируя летние шины , не следует брать показатель температуры плюс десять градусов, поскольку в этом температурном режиме летние покрышки мало отличаются по длительности тормозного пути.

Стоит отметить, что исследования при температуре плюс семь градусов по Цельсию показывают, что сцепные свойства на летних шинах ухудшаются. Зимние шины , начиная с температуры воздуха пять градусов мороза, показывают повышение тормозного пути. Но зимой покрышки шипованные или нешипованные покажут прекрасные показатели по тормозному пути во время движения по обледенелым и заснеженным участкам дорог. Если эксплуатировать зимние шины при плюсовых температурах, их тормозной путь резко увеличивается и по сравнению с тормозными способностями летней резины удаляются ровно на два корпуса машины. При плюсовой температуре от 4 – 11 градусов тормозной путь зимней резины увеличивается на полметра.

Как стало известно, в жару летние шины могут тормозить хуже, чем в пасмурную погоду. Но и похолодание также влияет на длину тормозного пути и здесь важно улавливать владельцам транспортных средств момент, связанный с тем, когда именно надо менять сезонные покрышки.

В жару тормозной путь может составлять в среднем тридцать девять с половиной метров. Если пасмурно, в основном величина тормозного пути отслеживалась величиной тридцать восемь и шесть десятых метра. В прохладу длина тормозного пути в среднем составляет 37.7 метра. Когда на улице холодно и температура воздуха варьируется от, плюс минус 1 градус по Цельсию, тормозной путь равен 38.1 метр. При морозе до 6 градусов показатель тормозного пути равняется 39.4 метра.

Самый распространенный тип городских аварий - так называемые паровозы. При таком раскладе исход напрямую зависит от длины тормозного пути и от типа покрышек. Корреспондент «Р» вместе с инспекторами ГАИ смоделировала несколько аварийных ситуаций и замерила тормозной путь Mitsubishi Lancer на мокром асфальте и на укатанном снегу. Заодно сравнила тормозной путь автомобиля в «зиме» и на «всесезонке».


На мокрой дороге Mitsubishi Lancer «привозит» - 30,5 метра, на снегу - 54 метра.


За окном сегодня около минус 6 градусов. Это типичная для нашей зимы погода, поэтому результаты эксперимента должны быть объективны. Тестировать будем Mitsubishi Lancer, обутый в «зиму». Задача - разогнаться до 60 км/ч и экстренно затормозить: сначала на мокром асфальте, затем на снегу. Повторим каждый тестовый заезд по пять раз.

Первым делом проверим, как себя поведут колеса на мокром асфальте. Для этого отправляемся на Долгиновский тракт. Мы не ставим перед собой научных целей, просто хотим проверить, как поведет себя машина в случае экстренного торможения. Зная примерное расстояние от точки начала торможения до препятствия, водители смогут, к примеру, сориентироваться, какая дистанция им необходима во избежание наезда на пешехода.

Практически в любой аварии имеет место человеческий фактор, - со стороны за экспериментом наблюдает инспектор ДПС ОГАИ Центрального района Минска Виктор Богданович. - Длина тормозного пути напрямую зависит от манеры вождения и реакции конкретного водителя. Кому-то и на «всесезонке» хватает дистанции и реакции, чтобы остановиться, а кто-то и на «зиме» встречается с багажником впередистоящей машины. Но все-таки шины - один из решающих факторов.

Разгоняемся до 60 км/ч и резко бьем по тормозам. Под визг шин и характерное постукивание ABS замедляемся, пока не останавливаемся совсем. Для неавтомобилистов поясним, что главная задача ABS - не дать уйти автомобилю в неконтролируемый занос. Выходим и замеряем тормозной путь - 30,5 метра. Для чистоты эксперимента повторяем замеры еще четыре раза. Разгон, удар по тормозам - результат примерно тот же.

На заснеженном участке даже без замеров видим, насколько дальше катится машина. Mitsubishi Lancer после пяти тестовых заездов «привозит» 54 метра. То есть уезжает почти в два раза дальше! Причем машину трясло и слегка заносило вправо. Спасибо ремням безопасности: не пристегнись мы - и целовали бы лобовое стекло.



Всесезонные покрышки смогли остановить Mitsubishi Lancer лишь через 44 метра, против 30,5 метра для зимних покрышек.


Пришла очередь «всесезонки». Речи о летней резине не ведем: по наблюдениям инспектора Богдановича, водители стали более сознательными и на «лете» не ездят. Оно и понятно: уже при температуре плюс 6-8 градусов летняя резина дубеет и машина скользит на ней по снегу, словно на лыжах. В попытке сэкономить многие катаются круглый год на «всесезонке». Либо ставят «зиму» только на ведущую ось, а на ведомую - «всесезонку». Это не запрещено. Но случись непредвиденная ситуация на дороге, будь то занос при повороте или прокол колеса, и машина запросто может выйти из-под контроля.

Для чистоты эксперимента нам удалось отыскать такой же Mitsubishi Lancer, только на шинах с маркировкой All Seasons. С тем, что тормозной путь увеличится, никто не спорил, интересно было узнать насколько. Пока Mitsubishi Lancer разгоняется и с визгом тормозит, Виктор Богданович расставляет точки над «і»:

- «Всесезонная» резина больше подходит для малоснежных европейских зим с комфортным климатом. А наша зима непредсказуемая - то снег, то дождь; то мороз, то оттепель. «Всесезонка» не дает хорошего эффекта при торможении, потому что тверже зимней. Зимняя лучше держит дорогу. Что касается шипованной резины, то она оптимально подходит для обледенелой дороги, например, если вы ездите на машине на дачу. А вот в городе шипы толку не дают: пятно контакта с дорогой меньше, следовательно, тормозной путь будет больше, чем у простых зимних шин.

В сесезонные покрышки смогли остановить Mitsubishi Lancer на мокрой дороге лишь через 44 метра. Это среднее арифметическое после пяти тестовых заездов. Напомню, что в начале эксперимента мы установили тормозной путь для Mitsubishi Lancer в «зиме» - 30,5 метра. Разница получилась не такая внушительная, как мы ожидали. Однако тот, кто оттормаживался с дымом и заунывным воем шин, поймет, насколько важны эти метры.

В конце эксперимента, вспомнив школьный курс математики и проведя по формуле несколько нехитрых расчетов, мы выяснили следующее. Если скорость с 50 км/ч увеличить до 80 км/ч, то тормозной путь увеличится примерно в два раза. Соответственно избежать столкновения будет намного сложнее. И если пешеход выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка погибнет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч. Получит травмы при скорости автомобиля 60 км/ч. А при скорости 50 км/ч водитель избежит столкновения. Задумайтесь над этой арифметикой, «летчики» с проспекта Независимости…

Ездить зимой непросто. С этим согласится как новичок, так и профессионал-водитель со стажем. Самый распространённый совет – всё делать плавно. Плавно разгоняться, плавно поворачивать и плавно тормозить.

И если с первыми двумя пунктами совета всё понятно, то с торможением – не совсем.

Нюансов, о которых многие не знают несколько:

    АБС – не панацея. Тормозной путь на зимней дороге с АБС не отличается от тормозного пути без АБС. Основное достоинство системы – предсказуемость поведения автомобиля при торможении. Машину не кидает в стороны, и сохраняется реакция на действия рулевым колесом.

    Считается, что прерывистое торможение может сыграть роль аналога АБС, на автомобилях не оснащённых такой системой. На самом деле это не совсем так . Дрожащая нога на педали тормоза никак не способствует уменьшению тормозного пути и искоренению заносов и сносов. Важно точно улавливать момент начала блокировки колёс и уметь балансировать на этой грани. В этом случае достигается самое эффективное торможение. Именно в этом и состоит смысл прерывистого торможения. Простое отпускание и нажатие педали тормоза с самого начала торможения этой задачи не выполняет.

    Погодные условия меняются ежедневно. Вместе с этим изменяется и характер дорожного покрытия. В результате блокировка колёс наступает в разных условиях. По этой причине мастера руля советуют каждое утро перед выездом проверять реакцию автомобиля на нажатие тормоза. Результаты Вас удивят.

    Плавное торможение подразумевает и больший тормозной путь, чем торможение на грани блокировки колёс. Поэтому главный помощник при торможении зимой – это дистанция. Причём не только впереди, но и позади автомобиля. 40 процентов аварий зимой возникают из-за того, что едущий сзади не сумел правильно затормозить. Итог самый разный – от треснутого бампера до «цепных» аварий, в которых участвует несколько десятков машин. Если Вы чувствуете, что едущий сзади излишне близко приблизился, до достаточно пары лёгких ударов по педали тормоза, чтобы загоревшиеся стоп-сигналы заставили водителя увеличить дистанцию.


В заключение несколько слов о шинах.
Главная причина того, что некоторые водители ездят несколько сезонов на шипованных без потери шипов, а другие на тех же шинах теряют за сезон почти все шипы – это именно разница в стиле торможения. Описанные выше правила относятся не только ко льду или снегу. Аккуратные водители применяют их зимой и на асфальте. В итоге шипы остаются на месте, а зимних шин хватает на несколько сезонов.

Мастера-раллисты советуют перед началом активных зимних поездок пару раз потренироваться в технике торможения на свободной площадке. Почувствовав грань блокировки колёс и научившись её контролировать, Вы сбережёте не только шины, но и собственные нервы и станете гораздо более уверенно чувствовать себя на зимней дороге.

Тормозной путь – расстояние, которое потребуется автомобилю, чтобы полностью остановиться с момента начала работы системы торможения.

В обиходе этот термин часто путают с остановочным, однако тормозной и остановочный путь – разные понятия. В последнем случае учитывается расстояние, прошедшее с момента осознания водителем необходимости торможения до скорости 0 км/ч. Тормозной путь – часть остановочного.

От чего зависит тормозной путь

Рассматриваемый показатель не является постоянной величиной и может варьировать по ряду причин. Все факторы, влияющие на путь торможения, можно разделить на две большие группы: зависящие от водителя и независящие от водителя. К числу причин, не зависящих от человека за рулем, относят:

  • состояние дороги;
  • погода.

Несложно догадаться, что в дождь, снег или гололед расстояние, которое потребуется для остановки автомобиля, будет большим, чем на сухом асфальте. Торможение окажется длительным и при движении по гладкому асфальту, в который не была добавлена каменная крошка. Здесь колесам не за что зацепиться, в отличие от шершавых покрытий.

На заметку: стоит заметить, что плохое качество дороги (ямы, выбоины) не приводит к удлинению расстояния, необходимого для остановки. Здесь играет роль человеческий фактор. Пытаясь сберечь подвеску, водители редко развивают высокую скорость на подобных дорогах. Соответственно, путь торможения здесь минимален.

Факторы, зависящие от водителя или владельца авто:

  • состояние тормозов;
  • устройство системы;
  • вид покрышек;
  • загруженность ТС;
  • скорость движения.

Тот факт, что длина тормозного пути автомобиля напрямую зависит от исправности системы торможения, не требует доказательств. Машина с неработающим тормозным контуром или изношенными колодками никогда не сможет остановиться также быстро, как исправное ТС.

От устройства тормозных агрегатов зависит многое. Современные машины, оснащенные задними дисковыми тормозами и системами помощи при торможении, имеют гораздо лучшее сцепление с дорогой и короткий отрезок торможения.

В свою очередь, наличие EBD с ABS не всегда способствует сокращению расстояния, необходимого для остановки. На сухом твердом покрытии, где блокировка колес наступает только при очень интенсивном торможении, система действительно сокращает тормозной путь. Однако на голом льду «умный» электронный помощник начинает сбрасывать тормозное усилие даже при легком нажатии на педаль тормоза. При этом авто сохраняет управляемость, однако путь его торможения значительно увеличивается.

От чего зависит скорость замедления? Разумеется, от вида покрышек. Так, на голом, пусть и промороженном асфальте, а также в снежной каше, лучше всего тормозят т. н. «липучки» — зимние покрышки, не оснащенные шипами. В свою очередь, в гололед и на заснеженных дорогах наиболее эффективной является ошипованная «резина».

Немаловажным фактором, влияющим на величину остановочного отрезка, является скорость и загруженность машины.

Понятно, что легковесный автомобиль при скорости 60 км/ч остановится быстрее, чем грузовик, загруженный под завязку и движущийся со скоростью 80-100 км/ч. Последнему не позволит быстро остановиться слишком высокая для него скорость и инерция.

Когда и как производится замер

Расчет тормозного пути может потребоваться в следующих случаях:

  • технические испытания транспортного средства;
  • проверка возможностей машины после доработки тормозов;
  • криминалистическая экспертиза.

Как правило, при расчете используют формулу S=Кэ*V*V/(254*Фс). Здесь S – тормозной путь; Кэ – тормозной коэффициент; V₀ — скорость на момент начала торможения; Фс – коэффициент сцепления с покрытием.

Коэффициент сцепления с дорогой изменяется в зависимости от состояния покрытия и определяется по следующей таблице:

Состояние дороги Фс
Сухая 0.7
Мокрая 0.4
Снег 0.2
Лед 0.1

Коэффициент Кэ является статической величиной и составляет единицу для всех наиболее распространенных легковых транспортных средств.

Пример: как рассчитать тормозной путь автомобиля при цифре 60 км/ч на спидометре в дождь? Дано: скорость 60 км/ч, тормозной коэффициент – 1, коэффициент сцепления – 0.4. Считаем: 1*60*60/(254*0.4). В итоге получаем цифру 35.4, что и является длиной тормозного пути в метрах.

В таблице указано сколько метров машина будет продолжать движение до полной остановки. Следует учитывать, что в расчет не берутся никакие иные показатели (повороты, выбоины на дороге, встречный поток и т.д.). Сомнительно, что в реальных условиях на обледенелой дороге, автомобиль сможет проскользить километр и не встретить столб или отбойник.

Скорость Сухо Дождь Снег Лед
км/ч метры
60 20,2 35,4 70,8 141,7
70 27,5 48,2 96,4 192,9
80 35,9 62,9 125,9 251,9
90 45,5 79,7 159,4 318,8
100 56,2 98,4 196,8 393,7
110 68 119 238,1 476,3
120 80,9 141,7 283,4 566,9
130 95 166,3 332,6 665,3
140 110,2 192,9 385,8 771,6
150 126,5 221,4 442,9 885,8
160 143,9 251,9 503,9 1007,8
170 162,5 284,4 568,8 1137,7
180 182,2 318,8 637,7 1275,5
190 203 355,3 710,6 1421,2
200 224,9 393,7 787,4 1574,8

Мы нашли интересный калькулятор, который не только рассчитывает показатель в зависимости от скорости и состояния дороги, но и наглядно показывает весь процесс. Находится .

Как увеличить интенсивность замедления

Из вышесказанного стало понятно, что называется тормозным путем и от чего зависит этот показатель. Однако возможно ли сократить расстояние, которое необходимо для остановки автомобиля? Возможно! Для этого существует два пути – поведенческий и технический. Идеально, если водитель сочетает оба способа.

  1. Поведенческий метод – сократить тормозной путь можно, если выбирать небольшую скорость движения на скользких и мокрых дорогах, учитывать степень загруженности машины, грамотно рассчитать тормозные возможности авто в зависимости от его состояния и модельного года. Так, «москвич» 1985 года разработки не сможет тормозить столь же эффективно, как современный «Hyundai Solaris», не говоря уж о более респектабельных и технологичных моделях.
  2. Технический метод – метод усиления тормозных возможностей, основанный на повышении мощности тормозной системы и использовании вспомогательных механизмов. Производители современных ТС активно применяют такие способы улучшения тормозов, оснащая свою продукцию антиблокировочными системами, системами помощи при торможении, используя более эффективные тормозные диски, колодки.

Следует помнить, что сокращение времени, необходимого для остановки – один из способов обеспечения безопасности поездки. Поэтому каждый водитель должен постоянно следить за техническим состоянием своего «железного коня», своевременно обслуживать и ремонтировать систему торможения. Помимо этого, важно выбирать скорость движения с учетом окружающей обстановки: времени суток, состояния дороги, модели автомобиля и прочее.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков