Осень: на дорогу выходят "пьяные" лоси. В бараках, выбежавший на дорогу лось, чуть не спровоцировал аварию Почему лоси перебегают перед машиной

Осень: на дорогу выходят "пьяные" лоси. В бараках, выбежавший на дорогу лось, чуть не спровоцировал аварию Почему лоси перебегают перед машиной

С начала августа на дорогах Беларуси произошли 2 столкновения транспортных средств с дикими животными, в которых погибли люди. 19 августа в Столбцовском районе мотоциклист , 20 августа в Островецком районе автомобиль . Без кардинальных мер по исключению подобных встреч, ситуация будет только усугубляться - охотничье хозяйство в стране развивается, численность диких животных - увеличивается.

В последние годы арендаторам охотничьих угодий поступает много жалоб и исков от пострадавших при встрече с дикими животными на дорогах. Арендаторы также заинтересованы в уменьшении количества подобных аварий, так как каждое погибшее на дороге животное охотничьего вида - финансовая потеря организации.

В ремя "пьяных" лосей

Период с августа по начало октября - время осенней миграции диких животных, рассказали сайт в Научно-практическом центре по животноводству НАН РБ. За 7 месяцев нынешнего года на дорогах страны было совершено 9 наездов на диких животных с погибшими и пострадавшими в них людьми. Большинство подобных ДТП произошло во время весенней миграции зверей - конец апреля - май.

По словам экспертов, днем или в сумерки больше вероятность встретить на дороге лань или оленя, ночью - кабана или лося. Кстати, лани и косули очень пугливы, так что в зоне действия знака "Дикие животные" нелишне двигаться, периодически подавая звуковой сигнал.

Наиболее опасен для водителей , вес которого может доходить до 600 килограммов, а действия - абсолютно непредсказуемы. Лось может спокойно идти вдоль проезжей части, а затем внезапно прыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может остановиться посреди дороги, не реагируя на свет фар приближающегося автомобиля и рев клаксона. А при попытке объезда неподвижное животное вдруг прыгнет прямо на капот автомобиля. Пик "непредсказуемости" приходится на осень, виной чему "пьяные" яблоки. По словам экспертов, лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-"дички" и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в состояние "опьянения" и становятся совершенно неадекватными.

Животное перед капотом - что делать?

Как показывает практика, водитель может затормозить перед животным лишь когда заметил его на дороге заблаговременно. В сумерки, ночное время или при внезапном появлении животного на дороге среагировать вовремя практически невозможно.

Реальный выход - максимально затормозив, идти на столкновение. Удар машиной любого животного - даже 600-килограммового лося - оставляет водителю больше шансов, чем фронтальное столкновение с другим автомобилем при выезде на "встречку", удар о дерево или опору освещения при съезде с трассы.

Чаще всего, как показывает практика, сидящие в автомобиле получают смертельные травмы не в результате столкновения с животным, а именно после съезда за пределы проезжей части. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь вывернуть руль даже когда столкновение неизбежно.

Не пробуйте проскочить перед животным, объезжая его по направлению его движения - звери развивают большую скорость, редко поворачивая назад.

Будьте предельно внимательны, увидев закончившее переход дороги животное. Олени, лани и кабаны живут стадами - за одним животным можно ожидать появления других.

И ни в коем случае не выходите после столкновения из машины, пытаясь осмотреть раненое животное - в шоковом состоянии оно может покалечить или даже убить. В беседе с сайт сотрудники УГАИ МВД РБ припомнили случай, когда раненный кабан изодрал клыками шины и кузов ударившего его автомобиля. Водителя спасло лишь то, что он не покидал салона.

Чего ожидать от ГАИ и охраны животного мира?

Инспекторов ГАИ вызывать на место ДТП - обязательно! За съезд с места аварии предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей или лишение прав сроком на 2 года.

Вместе с тем, как пояснили в ГАИ, водитель, столкнувшийся с препятствием, нарушает пункт 9.9 ПДД, так как обязан "принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения". Если в процессе разбирательства будет установлено, что животное появилось перед автомобилем внезапно и водитель не имел возможности избежать столкновения, административной ответственности он не понесет.

О ранении или гибели животного необходимо сообщить пользователю охотничьих угодий либо по телефону дежурной линии Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь. Контактные данные организаций есть на информационных табличках, установленных вдоль дорог в районе угодий. Не стоит бояться, что собственник угодий потребует возмещения вреда - за оленя, косулю или кабана, "добытых" с нарушением правил, придется заплатить 6 млн рублей в качестве компенсации ущерба природе, лося - 9,5 млн рублей. Подобное требование может быть предъявлено к водителю, чья вина в ДТП, совершенном в зоне действия предупреждающего знака "Дикие животные", доказана. При этом, поскольку ответственность лица, управляющего транспортным средством, застрахована, вред должна возмещать страховая компания в пределах лимита (10 тыс. евро). Если же если водитель был пьян и/или уехал с места ДТП, страховая предъявит ему регрессный иск.

Что будет с "трофеем"?

Сбитое автомобилем животное передают в территориальное Общество охотников и рыболовов. Если с момента аварии прошло не более двух часов и внутренние органы животного не пострадали, его тушу после соответствующей санитарной проверки и обработки могут разделать, а мясо пустить в продажу. В противном случае погибшего зверя утилизируют.

Страховые нюансы

Страховой риск "повреждения транспортного средства в результате действий животных" сегодня предусмотрен в типовых договорах КАСКО всех белорусских страховщиков. Следовательно, компания возместит владельцу полиса добровольного комплексного страхования вред, полученный от встречи с животным.

Если автокаско нет, страховая ущерб не возместит. Если же вина водителя в ДТП не установлена, а на дороге не было предупреждающих знаков о возможном появлении диких животных, можно попробовать взыскать через суд компенсацию расходов на ремонт машины с арендаторов охотничьих угодий или дорожно-эксплуатационной службы.

Решение проблемы: у нас и за рубежом

Минлесхоз несколько лет назад обязал каждого пользователя охотничьих угодий определить основные пути миграции животных на своей территории и внести предложения дорожным службам по установке информационных указателей и предупреждающих дорожных знаков. Мера оказалась недостаточно эффективной и "Белгосохота" с учетом зарубежного опыта разработала рекомендации охотпользователям. Например, в Беларуси уже начали строить надземные переходы для зверей и подземные - для земноводных в местах их массовой миграции.

Мировой опыт доказал, что самая эффективная мера обезопасить трассы от зверей, - оградить дороги от леса забором-"сеткой". Подобные конструкции практикуют в Литве, Латвии, Швеции, Германии, Франции и других европейских странах. В Беларуси, где леса занимают более 60 процентов околодорожных территорий, это пока дорогое удовольствие.

В Норвегии пробовали использовать отпугивающие запахи, нанося на стволы деревьев и столбы ограждения жидкость, имитирующую запах мочи волка. Это привело к реальному снижению количества ДТП на контрольных участках.

А еще в Европе популярно изменение конструкции дороги - на участках наиболее вероятного выхода лося на дорогу вдоль обочины насыпают камни среднего размера. Шаткая земля под ногами заставляет лося идти медленнее, что дает водителям время среагировать.

В Швеции и Финляндии одно время пытались бороться с дикими животными с помощью "волчьих глаз" - вдоль дороги на столбах или деревьях монтировали зеркала, которые отражали свет фар автомобиля, что должно отпугнуть диких животных от дороги. Но эксперименты показали, что, например, на лосей это не действует. В Беларуси, кстати, тоже пытались внедрить эту технологию, но большинство "волчьих глаз" с деревьев наши соотечественники украли.

С наступлением осени, в условиях низкой видимости на загородных дорогах, выход диких животных представляет смертельную опасность как для водителей, так и для самих лесных обитателей.

За последнюю неделю появилось несколько сообщений о ДТП с участием лосей. Подобная ситуация разворачивалась и прошлой осенью - ровно год назад.

У такой цикличности есть вполне обоснованная причина - как отмечает рязанский зоолог Антон Барановский, это явление сезонное.

То, что лоси выбегают на дорогу - это явление сезонное. По моему мнению, дело даже не столько в гоне. Подрос молодняк, прошлогодние лосята становятся самостоятельными, они менее осторожны, чем взрослые, вот и выходят на дороги чаще. Сеголетки тоже подросли, матери поэтому становятся менее осторожными, уже не так прячутся от человека. Опять же, постепенно они мигрируют из летних местообитаний в зимние. Лоси более активны по ночам и в сумерках, но летом рассвет в 3 часа утра, в это время дороги пустые, сейчас в 6 часов, на дорогах уже машины, вот и столкновений больше. Ну и гон тоже некоторую роль играет. Взрослые самцы становятся менее осторожными, - Антон Барановский, зоолог.

В этом году в Рязанской области произошло ДТП с лосем, в результате которого погиб человек. Около 21:00, 31 августа, на 232-ом километре трассы Москва-Тума-Касимов автомобиль ВАЗ-2115 сбил лося, переходящего дорогу. В результате аварии автомобиль получил серьезные механические повреждения, а 41-летний водитель скончался от травм на месте ДТП.

Комментарий ГИБДД:
С начала текущего года произошло 3 ДТП связанных с наездом на лосей, в которых 1 человек погиб и 4 получили травмы различной степени тяжести.
В 2016 году произошло 3 ДТП, в которых один человек погиб и трое получили травмы

Когда под колеса неожиданно выпрыгивает животное, времени на размышления практически не остается - такая встреча может закончиться печально как для сохатого, так и для водителя. Кстати, помимо ремонта автомобиля, водитель еще и заплатит штраф за то что несанкционированно уничтожил лесного жителя. Инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко рассказал, как минимизировать риск столкновения, если лось выбежал на дорогу:

Нужно максимально снизить скорость и целиться мимо крупа животного (он легче).
При этом важно помнить, что руль поворачивать надо одновременно с торможением, а не после него. Так маневр получается эффективнее: требует меньше усилий и на тормозах, и на руле.
Вообще полезно приучать себя смотреть максимально далеко. В этом случае любое препятствие можно увидеть заранее, - сообщает инструктор по контраварийному вождению Иван Тимошенко .

И обязательно обращайте внимание на знак "Дикие животные", его устанавливают не для красоты, а как раз для того, чтобы водители понимали - прямо сейчас под колеса может кинуться животное. А вот и расценки на ДТП с лесными жителями: в этом году штраф за сбитого лося - 40 000 рублей, за раздавленного кабана - от 15 000 рублей, а за погибшую под колесами косулю придется отдать 20 000 рублей.

Осень – период повышенной активности диких копытных животных.

Охотоведы уверяют, что олени, лоси, кабаны (а именно эти животные попадали под машины в нашем районе) активно передвигаться начинают осенью - во время гона. В результате зверьё появляется на дорогах, гибнет само и калечит людей в машинах. Дорожные аварии с участием диких животных на наших дорогах не редкость. Последнее резонансное ДТП с участием лося произошло 27 сентября на 158 километре автодороги А-113 Кострома - Иваново. 60-летний водитель автомобиля «Фольксваген Тигуан» сбил лося, после чего тушу животного отбросило на движущийся во встречном направлении автомобиль «Рено Дастер» под управлением 43-летнего жителя с. Ново-Талицы. В результате ДТП пассажирка автомашины «Рено», женщина 65 лет, получила ушиб грудной клетки.

В Шуйском районе в этом году подобных аварий зарегистрировано не было. Однако, по информации директора Шуйского охотничьего рыболовного хозяйства Анатолия Абрамова, за последние несколько лет у нас произошло уже девять случаев ДТП с участием диких животных. Теоретически водитель, увидев знак «Дикие животные», должен притормозить и форсировать опасный участок дороги с предельной осторожностью и на минимальной скорости. Но! На загородных шоссе мало кто сбрасывает скорость и, соответственно, успевает среагировать.

Компетентное мнение

Марина ЛЫЧЁВА, инспектор по БДД ОГИБДД МО МВД России «Шуйский»:

Если лось вышел на дорогу, не пытайтесь сигналить ему световым или звуковым сигналом, чтобы отпугнуть. Вместо того, чтобы уйти, зверь весом до полутонны может броситься вам навстречу. Исключением является мигающий свет «аварийки» - им вы подадите сигнал транспортным средствам, едущим за вами. Если животное долго не уходит с дороги, попытайтесь медленно объехать его сзади. Если наезда избежать не удалось, водитель должен остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и сообщить о случившемся в полицию и «скорую», если есть пострадавшие, и ожидать прибытия сотрудников полиции. За оставление водителем места ДТП предусмотрена административная ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.

Анатолий АБРАМОВ, директор Шуйского охотничьего рыболовного хозяйства:

Большая доля ответственности за исход аварии с участием дикого животного возлагается на водителя в любом случае. Если внезапно выскочивший на дорогу зверь гибнет под колёсами, то водитель заплатит 40 тысяч рублей штрафа даже когда на дороге нет предупреждающего знака «Дикие животные». Если же этот знак установлен, и водитель, видя его, всё равно сбил животное, то штраф увеличивается.

Их манит к себе запах бензина

Казалось бы, откуда в Москве, огромном мегаполисе, могут появиться лоси? Этих невозмутимых животных горожане нередко могут встретить на востоке столицы - во дворе своего дома, в парке или у пруда. И некоторые особо сердобольные даже начинают подкармливать сохатых.

Зачем же все-таки лоси выходят к людям? И почему любят перекрывать автомобилистам проезжую часть? Корреспондент «МК» решила узнать, как на самом деле живут эти лесные великаны, и отправилась на биостанцию в «Лосиный остров».

Дорога на «остров»

Ехать до биостанции парка «Лосиный остров» в Подмосковье из столицы не близко. Сначала полчаса на электричке от Ярославского вокзала до станции Перловская. Затем еще 15 минут на маршрутке. А после около 2 километров пешком по ухабистой дороге через лес...

К вам тут, наверное, не часто ездят? - спросила я начальника лосиной биостанции Ивана Юткина, который услужливо встретил меня на машине у конечной остановки маршрутки.

Я бы так не сказал, - улыбнулся он. - Машин сейчас и правда пока немного. Идет комплексное благоустройство станции. А вот местные жители гулять тут очень даже любят - каждый день ходят мамочки с колясками, с детьми. А как закончим реконструкцию, будем на экскурсию к лосям школьников возить. Народу еще прибавится.

Пока мы медленно тряслись по ямам, я разглядела в лесу на опушке двух пятнистых оленей. Как оказалось, это самка с малышом. Пятнистые олени очень любят бродить на придорожной территории, где много подножного корма. Но при виде людей тут же убегают.

А вот лоси совсем другие. Медлительные, осторожные, они, в отличие от оленей, предпочитают бродить где-то в чаще леса - там, где человеку пройти трудно. Но в то же время при столкновении с людьми ведут себя довольно спокойно. Лишь бы их не трогали. По словам Юткина, несмотря на их кажущуюся флегматичность и нерасторопность, лоси очень чуткие и понятливые создания.

Макс, Дина и Луша

На биостанции парка «Лосиный остров» в настоящее время живут трое лосят: самец Макс, самка Дина (им обоим около 1 года от роду) и совсем еще маленькая Луша (на днях ей исполнилось 4 месяца).

Мы с Иваном пришли как раз к обеду. В деревянную кормушку, похожую на лодку, им только что насыпали каши и положили несколько кусочков черного хлеба. Пока мы не спеша подходили к лосиному «ресторану», Макс и Дина на своих ногах-ходулях уже подбежали к «тарелке» и стали жадно уплетать еду.


Каша и хлеб - это для них так, подкормка, - улыбается Иван Юткин. - В день они съедают около 5 кг каши каждый. Основной же корм - веточный. Ветки ивы и осины мы специально завозим для них.

В природе, кстати, сохатые обычно так и питаются. Летом едят листочки и кору ивы, осины, клена, липы, рябины. Весной с удовольствием поедают молодые побеги, почки у березы, зимой - осиновую кору, а также еловый и сосновый молодой лапник, который содержит большое количество витаминов.

Оказывается, отсутствие корма - это основная причина, почему лосей практически не держат в зоопарках. Этим животным постоянно нужна свежая кора деревьев. Иначе они просто погибнут.

А откуда у вас появились эти лоси? - интересуюсь я, пока Макс и Дина постепенно и методично пережевывают кашу с хлебом.

Макс приехал к нам из Тверской области, Дина - из Нарофоминского района Подмосковья. И того, и другого нашли люди. Подобрали в лесу еще совсем маленьких. Лушу тоже не так давно нашли в лесу в Ярославской области.

Как пояснил егерь, практически все звери, которые попадают на биостанцию, - «браконьерские». Мать убили, лосенок остался один и в природе мог просто погибнуть.

В первые месяцы малышам необходимо материнское молоко, ведь они еще не умеют толком ни есть, ни пить. С мамой лосики живут до года. Потомство появляется в апреле - начале мая. И на следующий год в это же время она их прогоняет, чтобы обеспечить безопасность другим новорожденным. А к году жизни они уже знают все необходимое для выживания в природе.

Так за разговорами прошло около получаса, а наши лоси все никак не могли отойти от кормушки.

Пока не съедят все, не уйдут, - рассмеялся Иван. - Потом пойдут на травку лягут, будут отдыхать.

Макс и Дина, будто понимая, о чем толкует их наставник, помахали ушами, покрутили головами (видимо, поблагодарили за вкусный обед) и медленно пошли гулять по территории станции.

Кстати, на самой биостанции, а также за ее пределами, егеря оборудуют специальные кормовые площадки. Туда и зимой, и летом приходят кормиться лоси, олени и даже кабаны. Особенно востребованы такие кормушки зимой, когда естественного корма в лесу не хватает. Кроме того, оборудуются для зверей в парке и так называемые солонцы - деревянные емкости с кубиками соли. Животные очень любят соль. Для них это своего рода минеральная добавка к пище - улучшает пищеварение, регулирует обмен веществ и водно-солевой баланс в организме. Каждый кубик соли весит порядка 2,5–3 килограмм, его хватает на три месяца.

Малышка дряхлая моя

Чистый воздух, сосновый бор вперемешку с березовой рощей, речка - трудно поверить, что в нескольких километрах от шумной Москвы может быть так спокойно и приятно. Иван работает егерем на станции уже семь лет, а начинал здесь же экскурсоводом.

Думаю, все егеря - немного больные люди, в хорошем смысле. Этакие энтузиасты, фанаты своего дела, - пожимает плечами Иван. - Я люблю природу, животных. На биостанции нас сейчас всего трое, плюс водитель. Но ничего, справляемся. Не за зарплату, конечно, работаем. По любви. Все лучше, чем в в офисе сидеть.

За эти годы Иван хорошо изучил повадки лосей, их характер и привычки.

Лоси - умные животные. Они знают свои имена и всегда откликаются, когда их зовут, - объясняет он. Пример Макса и Дины это подтверждает.

А лоси всегда такие доброжелательные к людям?

Они такие спокойные, потому что относительно молодые, - объясняет он. - Подрастут, будут дичать, проявлять характер. Начнут сторониться людей, подойти будет невозможно. Однако тех, кто с ними занимался в детстве, помнить будут всегда и при случае подпустят к себе.

Когда Максу и Дине исполнится два года, лосей отпустят на свободу, в лес. Там они будут жить своей жизнью. Но все равно, уверяют егеря, периодически животные будут возвращаться, навещать своих «хозяев».

Лось - это одиночка, в природе жить вместе могут только мамы с детьми или несколько годовалых животных, которым комфортно быть вместе, пока они маленькие, - продолжает Юткин. - А вообще наши лоси все немного неправильные, потому что контактируют с людьми (обычно в полтора года у лося начинается половое созревание - он становится более агрессивным и самостоятельным). У нас есть одна из таких старых воспитанниц - девочка Малышка. Ей сейчас 13 лет. В ноябре она должна прийти к нам в парк с потомством. Каждый год она возвращается в начале зимы на территорию зимовать. А в апреле вновь уходит на волю, в дикие условия - рожать малышей.

Интересно, что основные органы чувств у лесного великана - это слух и обоняние. В лесу спокойно стоящего человека он может просто не увидеть. Человеческую же речь слышит на расстоянии до 800 метров. А, например, аромат хвои кедра в лесу сохатый чувствует на расстоянии аж до 3 километров.

Сохатые токсикоманы

По большому счету лось довольно безобидное животное. Он не тронет человека, если тот сам не проявит активность.

По словам Ивана, в течение года в Подмосковье обычно бывает пара-тройка случаев, когда лось нападает на человека. Однако виноваты в этом, как правило, сами люди.

Некоторые, увидев в лесу лося, стараются к нему подойти, погладить, сделать фото, и даже сесть на него пытаются, - говорит Иван. - Животное, разумеется, начинает защищаться. Бьет копытами. Причем он может ударить любой ногой, а в случае необходимости и подняться на задние ноги и нанести удар передним копытом. Так что провоцировать его лучше не стоит. Пусть он спокойно стоит, ест у дерева кору, а вы идите дальше.

Единственное время, когда сохатые могут сами напасть на человека, - это осень. С августа по октябрь у лосей идет период гона, когда самцы активно ищут самок для размножения. И в это время они могут проявлять агрессию.

От любого зверя, и от лосей в том числе, лучше не бежать. Если побежите, лось вас догонит, - объясняют егеря. - Первый признак того, что животное возбуждено и может напасть, - это прижатые к шее уши и опущенная голова. Видите такого лося - стойте на месте, не подходите к нему! Держите дистанцию как минимум 10 метров. А вообще спастись от лося можно, просто спрятавшись за дерево.

Нередко именно в период гона лоси выходят на дороги и, торопясь за самкой, не разбирая дороги, попадают в ДТП. Однако это лишь одна из причин, почему их так часто можно увидеть рядом с проезжей частью.

На улице ночь, дорога пустая. Лось вышел на обочину в поисках свежего корма, - говорит Иван. - Тут появляется машина, лось видит свет фар, пугается и бежит.

Самое интересное, что, в отличие от того же оленя, лось не побежит обратно в лес. Если он стоит мордой к автомобилю, со страха кинется вперед, прямо на свет. Так лось оказывается на капоте автомобиля, если водитель вовремя не сможет увернуться от столкновения.

Еще одна причина - желание спастись от комаров. У лося нет хвоста, отмахиваться ему нечем, поэтому он ищет открытое место, сквозняк. А возле проезжей части кровососущих, сами понимаете, намного меньше. Вместе с тем, как выясняется, любят лоси и нюхнуть газку.

Лоси в какой-то степени токсикоманы, им нравятся резкие, едкие запахи - запах дыма, бензина, - удивляет меня специалист.

Почему? Оказывается, дыша такими запахами, лоси также спасаются он насекомых, которые поселяются у них в больших ноздрях. Они также любят тереться, например, о покрашенные заборы - отбивают свой природный запах, чтобы его не почуял хищник.

Кроме того, гонять лосей в парке - особенно в московской части «Лосиного острова» - часто могут бездомные собаки, которые сбиваются в стаи и бегают по лесу.

А вообще у лося нет четких границ ареала. По своей натуре он бродяга. По словам егерей, летом лоси-самцы могут проходить за сутки порядка 80 км. Поэтому куда-то уйти для них не проблема. В августе 2010 года был случай, когда лосиха убрела в грузовое депо Казанского вокзала Москвы. Ее потом егеря забирали оттуда.

Лоси, даже если выходят в город к жилым домам, далеко от леса все равно не уходят. Чаще всего сегодня лосей можно увидеть на востоке Москвы в районе Гольяново (район примыкает к парку «Лосиный остров»), а также в районе улицы Красной Сосны. Обычно животные выходят к домам в поисках разнообразной пищи. Подкрепятся, а потом вновь возвращаются в лес.

МЕЖДУ ТЕМ

По данным парка «Лосиный остров», в московской части парка в настоящее время обитает 10–12 лосей. В областной части - около 50 лосей. Конкуренцию в плане корма лосям в Подмосковье составляют пятнистые олени (около 200 голов), которые объедают нижний ярус растений.

© Фото из архива НП "Лосиный остров"

Каждую зиму в Москве разыгрываются одни и те же трагедии: на Лосиноостровской случаются аварии с участием обитателей национального парка «Лосиный остров». Почему сохатых с таким упрямым постоянством тянет под колеса городских авто?

В результате последнего столкновения лося с иномаркой погиб только рогатый виновник ДТП. Водитель Hyundai Sonatа отделался испугом, разбитым лобовым стеклом и вмятиной на корпусе машины. Такую относительно благополучную развязку дорожные коллизии с 700-килограммовыми «пешеходами» получают далеко не всегда. Почему они вообще происходят?

Одна из версий связана с гастрономическими пристрастиями лосей. Они обожают соль. И зимой балуют себя тем, что слизывают ее с тропинок парка. Увлеченные трапезой, потихоньку добираются до проезжей части… Никаких препятствий по пути гурманы не встречают: за много лет в Минприроды так и не нашли свободных средств на возведение забора вокруг «Лосиного острова».

Вот только, как замечают в парке культуры и отдыха «Сокольники», куда рогатые соседи забредают не реже, чем на Лосиноостровскую, преград для вылазок в город у животных и раньше не было, а активно мигрировать они начали всего лет шесть-семь назад. Там участившиеся побеги сохатых объясняют недостатком кормовой базы.

Отметим, МКАД делит территорию «Лосиного острова» на две неравные части. В московской, которая занимает 3 тыс. га из 12 тыс., обитает всего 12-15 особей (в областной - порядка 30). Проблема в том, что эти тысячи столичных гектар, в основном, засажены березами, а лоси едят осины, ивы и ели. Каждому нужно примерно по 20 кг коры и веток в день. Об этом рассказывает сотрудник «Сокольников», некогда работавший в отделе лесного хозяйства и благоустройства «Лосиного острова». «Когда нечего есть, - вздыхает, - едят, что найдут. В 2010 году был глубокий снежный покров, так дошло до того, что они стали повреждать кору рябины и остролистного клена. То, что дефицит кормовой базы есть, - это однозначно».

Он чреват не только для автовладельцев. Слоняясь по окрестностям, сохатые уже наведывались и в детский садик, и во дворы жилых домов, побывали даже в местном отделении полиции. А ведь некоторые довольно смутно представляют, чем отличается дикий лось от зебры в зоопарке. Взрослый самец, к примеру, одним копытом в легкую перешибает березу диаметром в 20 сантиметров. И бьет он, кстати, не задними ногами, а передними. Это на заметку тем сообразительным фотографам, которые, по аналогии с лошадью, боятся подходить к лосю с тыла, предпочитая светить вспышкой прямо в глаза.

«Так делать ни при каких условиях нельзя! - предупреждают в администрации «Сокольников». - Это крайне опасно! Речь идет о диком животном, которое, почувствовав малейшую угрозу, проявляет агрессию». Причем лесного жителя абсолютно не интересует, какие габариты и намерения у этой угрозы. Так, на взгляд мамы-лосихи, даже пятилетний человеческий детеныш представляет для ее отпрыска смертельную опасность.

«Наши - спокойные и неконфликтные», - отвечает на критику главный инженер «Лосиного острова» Алексей Сухоруков, имея в виду обитателей московской части парка. По его утверждению, лось, выросший в черте мегаполиса, разительно отличается от диких сородичей. «Он лояльнее относится к машинам, людям и стрессовым ситуациям», - успокаивает Сухоруков, добавляя, что на случай ЧП в парке «дежурит егерская служба, располагающая специализированным оборудованием для обездвиживания животных». Перенервничавшего «москвича» отвозят в область, чтобы тот смог отдохнуть от городской суматохи на просторе.

И все-таки водителям, пострадавшим по недогляду егерей, от этого знания не легче. Сухоруков парирует, что «работа ведется». Так, в 2011 году Министерство природы, в подчинение которого, напомним, и входит «Лосиный остров», заключило соглашение с Москвой о совместной опеке над парком. В том же 2011-м столичный департамент природопользования ссудил из бюджета 300 млн рублей на благоустройство территории федерального заповедника. Часть денег, как заверили «Росбалт», потратили на ограждения.

В самое ближайшее время, по данным Сухорукова, вдоль дорог, граничащих с парком, планируется возвести пять километров забора. Он уже изготовлен - осталось только установить. Одно «но»: специалисты предупреждают, что двухметровая преграда для лося никогда не была и не станет помехой. «Конечно, в стрессовой ситуации он может перепрыгнуть двухметровый забор, - соглашается Сухоруков, - но для наших это скорее исключение, чем повседневная практика».

Ясно, однако, что проблему недобора калорий ограда не решит. Лоси не начнут есть зерно, которым егерская служба подкармливает других обитателей парка, и, как и раньше, не побегут по подземным зверопроходам в областные леса (ими - темными, сырыми и шумными - пользуются исключительно дикие собаки). Деликатесные осины в «Лосинке» высаживать не собираются (не презентабельная порода). Это значит, что рогатым чревоугодникам останется либо окончательно переключить внимание на рябины, либо бросить силы на поиски новых подступов к людям.

Дарья Миронова



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков