Моторные масла на силовые агрегаты ямз. Рекомендуемые моторные масла (ЯМЗ) Какое масло заливать в двигатель ямз 7511

Моторные масла на силовые агрегаты ямз. Рекомендуемые моторные масла (ЯМЗ) Какое масло заливать в двигатель ямз 7511

16.10.2019

15.01.2008
Моторные масла для двигателей ЯМЗ ОАО "Автодизель"

В 2006 г. ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) ввело в свой руководящий документ РД 37.319.034 «Моторные масла для двигателей ЯМЗ» новую группу, обозначенную ЯМЗ-5-0б. Соответствие состава и свойств масел требованиям классификации ОАО «Автодизель» проверяют комплексами методов лабораторных и моторных стендовых испытаний в двигателях ЯМЗ. В таблице 1 представлены данные о назначении масел разных групп и их примерном соответствии категориям по классификации API (Американского института нефти).

Таблица 1. Назначение масел различных групп

Обозначение группы по классификации ЯМЗ Назначение Категория API
ЯМЗ-1-97 Масла для двигателей без турбонаддува CC
ЯМЗ-2-97 Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях и удовлетворяющих экологическим нормам Euro 0 по токсичности отработавших газов CD
ЯМЗ-3-02 Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях и удовлетворяющих экологическим нормам Euro 1 по токсичности отработавших газов CF-4
ЯМЗ-4-02 Масла для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Euro 2 CG-4
ЯМЗ-5-06 Масла для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Euro 3 GH-4

В двигателях без наддува можно применять вместо масла группы ЯМЗ-1-97 масла всех остальных групп с увеличенным в два раза сроком замены. Масла группы ЯМЗ-1-97 рекомендуется использовать в двигателях семейства ЯМЗ-831.10, работающих на газе. Сегодня в списке допущенных к применению масел группы ЯМЗ-5-06 есть единственное отечественное масло марки «ЛУКОЙЛ-Авангард» производства 000 «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», но разрешено применение наряду с ним импортных масел категорий API CH-4 и CI-4. Ниже приведен перечень моторных масел, допущенных для эксплуатации двигателей ЯМЗ.

Таблица 2. Группа масел ЯМЗ-1-97

Марка масла Номер стандарта Предприятие-изготовитель
М10Г2к
М8Г2к
ГОСТ 8581-78 ОАО «Норси» ОАО «Рязанский НПЗ» ОАО «Завод им. Шаумяна» ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» ОАО «Ярославский НПЗ им. Менделеева» ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка» ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
М-10-Г2(и)
М-8-Г2(и)
ТУ 0253-077-00148636-96 изм. 1, 2 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
М-6з/10-В ГОСТ 10541-78 ОАО «Норси» ОАО «УфаНефтехим»
М-6з/12-Г ТУ 0253-011-00151742-95 АО «Кременчугский НПЗ»
Славол М-3042У (М-10-Г2у)
Славол М-2042У (М-8-Г2у)
ТУ У 13932946.015-96 НПП «Присадки»
Лукойл Стандарт
SAE 10W-30, АР SF/CC
ТУ 0253-072-00148636-95 изм. 1-8 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»

Таблица 3. Группа масел ЯМЗ-2-97 и ЯМЗ-3-02

Марка масла Номер стандарта Предприятие-изготовитель
М-10-Д2(м)
М-8-Д2(м)
ГОСТ 8581-78
ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
ОАО «Завод им. Шаумяна»
ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»
АО «Азмол» г. Бердянск
ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
ОАО «Рязанский НПЗ»
ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»
Consol М-10-Д2(м)
Consol М-8-Д2(м)
ГОСТ 8581-78 ООО "ВИАЛ ОЙЛ", г. Москва
Омскойл-Турбо 2
(М-10-Д2(м))
ТУ 38.301-19-110-97 изм. 1-4 ОАО «Омский НПЗ»
Сам-Ойл-4126 М-10-Д2(м) ТУ 38.301-13-008-97 ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»
Сам-Ойл-4127 М-6з/14-Д(м) ТУ 38.301-13-008-97 ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ТУ 0253-075-00148636-99 изм. 1 ООО «НОРСИ», г. Кстово
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СD/SF)
М-5з/14Д(м)
ТУ 0253-004-00148599-00 с изм. 1 ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»
М-16-ДР* ТУ 38.401.642-87 ОАО «Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт»
Castrol Formula RS Rasing Syntec*
(SAE 20W-60, API SH/CF)
- Компания «Castrol Central and Eastern Europe GmbH»
Titan GT*
(SAE 20W-50, API SG/CD)
-
Titan Supersyn SL*
(SAE 5W-50, API CF/SI)
- Компания «Fuchs Petrolub AG OEL + Chemie»

Таблица 4. Группа масел ЯМЗ-4-02

Марка масла Номер стандарта Предприятие-изготовитель
ЮТЕК Супердизель
(SAE 10W-40, API CF-4/SG)
М-4з/14-Е

ЮТЕК Супердизель
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е

ТУ 0253-283-05742746-95 изм. 1
ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ТУ 0253-075-00148636-99 с изм. 1...6 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
Рольс Турбо
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SF) М-5з/14-Е
ТУ 38.301-41-185-99 ОАО «Рязанский НПЗ»
ЛУКОЙЛ-авангард
(SAE 15W-40, АРI СG-4/SJ)М-5з/14-Е
ТУ 0253-102-00148636-00 с изм. 1...4 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
Спектрол Чемпион
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ТУ 0253-15-06913380-98 ЗАО ПГ «Спектр-Авто» г.Москва
Essolube ХТ-4
(SAE 15W-40, АРI СF-4/CF)
Компания Exxon Mobil
Consol Титан Транзит
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ТУ 0253-007-17280618-2000 ООО «ВИАЛ ОЙЛ», г. Москва
Shell Rimula D
(SAE 10W-30, АРI СF-4/SG)
Shell East Europe Co
Shell Rimula D
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
Shell East Europe Co
ВНИИ НП М-5з/16-Д2 ТУ 38.401-58-309-2002 ОАО «Роснефть МОПЗ "Нефтепродукт»
Ravenol Turbo-Plus SHPD
(SAE 15W-40, АРI СI-4/CH-4/CF/SL)
Компания Ravensberger Schmierstoffvertrieb GmbH, Deutshland
ЛУКОЙЛ-Дизель
(SAE 10W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ТУ 38.601-07-38-2002 ОАО «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез»

Таблица 5. Группа масел ЯМЗ-5-06


На ОАО «КАМАЗ» начато серийное производство семейств шести- и восьмицилиндровых двигателей, соответствующих нормам Euro 2 и Euro 3. Для их эксплуатации потребовались масла с повышенными эксплуатационными свойствами, а именно категорий API CF-4 и CG-4. Для двигателей, соответствующих нормам Euro 3, необходимы масла только категории CG-4. В настоящее время ОАО «КАМАЗ» допущены к применению 14 марок отечественных моторных масел типа CF-4 и CG-4, выпускаемых по техническим условиям производителей, и 5 марок импортных масел.


Ярославский моторный завод среди отечественных производителей автотракторных дизельных двигателей уже более 60 лет является лидером в формировании необходимых требований к моторным маслам.

1940 год ознаменовался выходом двигателя ЯАЗ-204, и именно тогда потребовалось выпустить на рынок совершенно новый продукт, так как грузовые автомобили с новым двигателем ЯАЗ-204, даже на самых лучших маслах без присадок, не успевали наработать и 160 часов! Они выходили из строя после 100-150 часов работы. Закоксовывание поршневых колец или полная потеря подвижности - вот что являлось остановкой двигателя. Содержащаяся в топливе сера, а также продукты окисления и полимеризации, образовавшиеся из масла вследствие воздействия на него высоких температур, прочно закоксовывают поршневые кольца в канавках.

Стоит разобраться в том, какие масла образуют прочные масляные плёнки и препятствуют закоксовыванию поршневых колец, не образуют смолистых отложений, мешают образованию отложений в выхлопной системе, а также исключают нагар на свечах и обладают превосходными антикоррозионными и противоизносными свойствами. Например, синтетические масла - они прекрасно адаптированы к новым видам топлива и экологически безопасны.

К концу 50-х годов Ярославский моторный завод выпускает два дизельных двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Для этих двигателей понадобились масла с более эффективными присадками. Впоследствии каждый новый выпуск дизельных двигателей ЯМЗ вызывал необходимость в повышении уровня эксплуатационных свойств моторных масел, применяемых в этих двигателях.

На сегодняшний день у ЯМЗ существует стандарт РД 37.319.034-97, где прописаны все требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам моторных масел, применяемых на двигателях ЯМЗ. Подобный стандарт устанавливает порядок допуска моторных масел к двигателям ЯМЗ. Для этого документа также дополнительно прописаны комплексы методов испытаний моторных масел, которым подвергают масла различных групп.

По классификации моторных масел (API- Американский институт нефти) - четыре группы масел ЯМЗ соответствуют следующим четырём классам:

  1. Группа моторных масел ЯМЗ-1-97 с классом CC для высокофорсированных двигателей, работающих в тяжёлых условиях, без наддува или с наддувом умеренным.
  2. Группа моторных масел ЯМЗ-2-97 с классом CD – это группа масел, предназначенная для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и максимальной мощностью мотора. Двигатели такого типа работают при высоком давлении и большой скорости, поэтому им требуются повышенные противоизносные присадки со свойствами предотвращения образования нагара.
  3. Группа моторных масел ЯМЗ-3-02 с классом CF ,соответствующая экологическим требованиям Euro-1, применяется во внедорожной технике, двигателях с разделительным впрыском, а также в двигателях, работающих на топливе с содержанием серы более 0,5%. Группа масел класса CF заменяет масла класса CD .
  4. Группа моторных масел ЯМЗ-4-02 с классом CG - 4 применяется на двигателях быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Эта группа моторных масел для дизельных двигателей с наддувом соответствует экологическим требованиям Euro-2. Масла группы CG-4 заменяют масла CD , СЕ и CF-4 категорий.

Согласно российской классификации моторных масел ГОСТ 17479.1-85 (по назначению и уровню эксплуатационных свойств), применяемой в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, судовой, дорожной и другой технике, три первые группы эквивалентны Г2, Д2 и Е2.

По ГОСТу 17479.1-85 на двигателях ЯМЗ применяют зимние, летние и всесезонные масла, классы вязкости моторных масел 8, 10 и 5з/10, 5з/14, 6з/14.

Зимнее масло, соответствующее классу вязкости 8, применяется в диапазоне температуры окружающего воздуха от -15 до +10°С.

Летнее масло класса 10 применяется в диапазоне +5…+35°С; всесезонные масла в диапазонах -25…+35, -25…+40, -20…+40°С, соответственно.

Испытания Ярославского моторного завода на соответствие группе моторных масел ЯМЗ-1-97 успешно проходит и отечественное масло М-6з/10В. Оно отличается своей универсальностью, так как предназначено для всесезонного применения в дизельных и бензиновых двигателях. Чаще всего его используют владельцы смешанного парка машин и автохозяйства.

Такие масла, как М-8ДМ и М-10ДМ, проходящие испытания по ГОСТ 8581-78, применяются на двигателях с турбонаддувом, а в безнаддувных моторах они могут быть использованы с увеличенным в два раза сроком смены. Но обычно в безнаддувных дизельных двигателях используют моторные масла М-8Г2 и М-10Г2.

Ярославский моторный завод выпускает дизельные двигатели с диапазоном мощностей от 110 до 588 кВт. Дизельные двигатели ЯМЗ устанавливают на различные грузовые автомобили, автодорожную и строительную технику (тягачи, самосвалы, автокраны, экскаваторы). Дизели ЯМЗ также задействованы в сельскохозяйственной и промышленной технике, а всего дизельные двигатели ЯМЗ применяются более чем на 300 различных видах техники, производимой в России и странах СНГ.

Предлагаем Вам ознакомиться с подробной таблицей рекомендуемых моторных масел к двигателям ЯМЗ, которые Вы всегда можете приобрести у нас. В наличии моторные масла к двигателям ЯМЗ, запасные части к грузовикам и большой выбор других различных автокомпонентов, которые могут пригодиться для Вашего автомобиля.

Масла для двигателей без турбонаддува (ЯМЗ-1-97)
(ЯМЗ-236М2 , ЯМЗ-238М2 , ЯМЗ-240М2)
Марка масла Номер стандарта Предприятие-изготовитель
М-10-Г2
М-8-Г2
ГОСТ 8581-78
ОАО «Норси»
ОАО «Рязанский НПЗ»
ОАО «Завод им. Шаумяна»
ОАО «Ярославский НПЗ им. Менделеева»
М-10-Г2
М-8-Г2
ТУ 0253-077-00148636-96 изм. 1, 2 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
М-6з/10-В ГОСТ 10541-78 ОАО «Норси» ОАО «УфаНефтехим»
М-6з/12-Г ТУ 0253-011-00151742-95 АО «Кременчугский НПЗ»
Славол М-3042У
(М-10-Г2у)
Славол М-2042У
(М-8-Г2у)
ТУ У 13932946.015-96 НПП «Присадки»
Лукойл Стандарт
SAE 10W-30, АРI SF/CC
ТУ 0253-072-00148636-95 изм. 1-8 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом (ЯМЗ-2-97 - ЯМЗ-3-02)
(ЯМЗ-236Б, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-850.10)
М-10-Д2
М-8-Д2
ГОСТ 8581-78 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
ОАО «Завод им. Шаумяна»
ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»
АО «Азмол» г. Бердянск
ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
ОАО «Рязанский НПЗ»
ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»
Consol М-10-Д 2
Consol М-8-Д 2
ГОСТ 8581-78 ООО "ВИАЛ ОЙЛ", г. Москва
Омскойл-Турбо 2
М-10-Д2
ТУ 38.301-19-110-97 изм. 1-4 ОАО «Омский НПЗ»
Сам-Ойл-4126
М-10-Д2
ТУ 38301-13-008-97 ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»
Сам-Ойл-4127
М-6з/14-Д
ТУ 38301-13-008-97 ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-6з/14Д
ТУ 38.601-07-039-98 ООО «НОРСИ», г.Кстово
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СD/SF)
М-6з/14Д
ТУ 0253-004-00148599-00 с изм. 1 ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка»
Масла для высокофорсированных двигателей с турбонаддувом,
удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2 (ЯМЗ-4-02)
(ЯМЗ-7514)
ЮТЕК Супердизель
(SAE 10W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ЮТЕК Супердизель
(SAE 10W-40, АРI СF-4/SG)
М-6з/14-Е
ТУ 0253-312-05742746-03 с изм. 1 ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
ЛУКойл-Супер
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ТУ 0253-075-00148636-99 изм. 1..6 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
Рольс Турбо
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SF)
М-5з/14-Е
ТУ 38.301-41-185-99 ОАО «Рязанский НПЗ»
ЛУКОЙЛ-авангард
(SAE 15W-40, АРI СG-4/SJ)
М-5з/14-Е
ТУ 0253-102-00148636-00 с изм. 1..4 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
Спектрол Чемпион
(SAE 15W-40, АРI СF-4/SG)
М-5з/14-Е
ТУ 0253-15-06913380-98 ЗАО ПГ «Спектр-Авто» г.Москва
Essolube ХТ-4
(SAE 15W-40, АРI СF-4/CF)
Компания Exxon Mobil
Consol Титан Транзит
(SAE 15W-40, API CF-4/SG)
М-5з /14-Е)
ТУ 0253-007-17280618-2000 ООО "ВИАЛ ОЙЛ", г. Москва
Shell Rimula D (SAE 10W-30, API CF-4/SG)
Shell Rimula D(SAE 15W-40, API CF-4/SG)
Shell East Europe Co

ГОСТ 17479.1-85 в зависимости от температуры окружающего воздуха, °С

Примечание: в скобках приведены классы вязкости масел SAE-SAEj 300

Перечень моторных масел, допущенных для эксплуатации двигателей ЯМЗ

1. Масла для двигателей без турбонаддува (ЯМЗ-1-97)

(ЯМЗ-236М2, А, Г, Д; ЯМЗ-238М2, АМ2, ГМ2, КМ2, АК; ЯМЗ-240М2 всех комплектаций)

Марка масла

Номер стандарта

Предприятие-изготовитель

ГОСТ 8581-78

Пермнефтеоргсинтез»

им. Шаумяна»

Ярославнефтеоргсинтез»

НПЗ им. Менделеева»

Волгограднефтепереработка»

нефтехимическая компания»

Пермнефтеоргсинтез»

АО «Кременчугский НПЗ»

Славол М-3042У

Славол М-2042У

НПП «Присадки»

Лукойл Стандарт

Пермнефтеоргсинтез»

Примечание :

1. Для двигателей без турбонаддува допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 ÷ ЯМЗ-4-02 с увеличенным в два раза сроком смены.

2. Для двигателей ЯМЗ без турбонаддува, работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CD.

2. Масла для форсированных двигателей с турбонаддувом (ЯМЗ-2-97 ¸ ЯМЗ-3-02)

(ЯМЗ-236НЕ, БЕ, Б, ДК; ЯМЗ-238ДЕ, БЕ, Б, Д, БК, ДК, НД3, НД4, НД5;


ЯМЗ-240ПМ2, НМ2; ЯМЗ-8401.10, 845.10, 850.10 всех комплектаций)

Марка масла

Номер стандарта

Предприятие-изготовитель

ГОСТ 8581-78

Пермнефтеоргсинтез»

им. Шаумяна»

Ярославнефтеоргсинтез»

нефтехимическая компания»

Волгограднефтепереработка»

Consol М-10-Д 2 (м)

Consol М-8-Д 2 (м)

ГОСТ 8581-78

ООО “ВИАЛ ОЙЛ”, г. Москва

Омскойл-Турбо 2

Сам-Ойл-4126

Сам-Ойл-4127

М-6з/14-Д(м)

ЛУКойл-Супер

Г. Кстово

ЛУКойл-Супер

ТУ с изм. 1

Волгограднефтепереработка»

Примечание :

1. Для двигателей с турбонаддувом допускается использование масел групп ЯМЗ-4-02 .

2. Для двигателей, удовлетворяющих экологическим нормам Евро-1, срок смены рекомендованных масел по сравнению с двигателями Евро-0 увеличен в 2 раза.

3. Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CF-4.

3. Масла для высокофорсированных двигателей с турбонаддувом,

удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2 (ЯМЗ-4-02)

(ЯМЗ-236НЕ2, БЕ2; ЯМЗ-7601.10; ЯМЗ-238ДЕ2, БЕ2; ЯМЗ-7511.10 всех комплектаций)

Марка масла

Номер стандарта

Предприятие-изготовитель

ЮТЕК Супердизель

ТУ с изм. 1

нефтехимическая компания»

ЮТЕК Супердизель

ЛУКойл-Супер

Пермнефтеоргсинтез»

Рольс Турбо

ЛУКОЙЛ-авангард

ТУ с изм. 1..4

Пермнефтеоргсинтез»

Спектрол Чемпион

«Спектр-Авто» г. Москва

Компания Exxon Mobil

Consol Титан Транзит (SAE 15W-40, API CF-4/SG) М-5з /14-Е

ООО “ВИАЛ ОЙЛ”,
г. Москва

Shell Rimula D (SAE 10W-30, API CF-4/SG)

Shell East Europe Co

Shell Rimula D (SAE 15W-40, API CF-4/SG)

Примечание :


1. Для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2, допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 ÷ ЯМЗ-3-02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел групп ЯМЗ-4-02.

2. Для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-2 и работающих за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже группы CG-4.

Примерное соответствие между классами вязкости моторных масел по SAE J-300 и ГОСТ 17479.1-85

ГОСТ 17479.1-85

вязкости

Вязкости

Класс вязкости

При низких температурах

При высоких температурах

Кинематическая ***

Высокий сдвиг ****

сП, при °С

сП, при °С

сСт, при 100°С

сП, при 150°С и 106 с-1

Макс. без пред. текуч

60000 при -40

––––––

––––––

60000 при -35

––––––

––––––

––––––

60000 при -30

––––––

––––––

––––––

60000 при -25

––––––

––––––

––––––

60000 при -20

––––––

––––––

––––––

13000 при -10

60000 при -15

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

3,7(40,15W,20W,25W)

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

––––––

Примечание:

1 сП = 1 мПа; 1 сСт = 1 мм2 / с.

*ASTM 2602, ASTM D5293; **ASTM D4684; ***ASTMD445, ГОСТ 33; ****ASTM D4683, ASTM D4741, CEC L-36-F-90.

ASTM – Американская ассоциация испытаний и материалов.

ГОСТ – Государственный стандарт (Россия).

SAE – общество инженеров автомобилистов (США).

СЕС – Европейский координационный Совет по разработке методов испытаний смазочных материалов и топлив для двигателей.

Примерное соответствие уровня эксплуатационных свойств масел

по разным классификациям *

Обозначение масел по РД 37.319.034-97

Примерное соответствие по

СТО ААИ 003-98

ГОСТ 17479.1-85

* СТО ААИ 003-98 – Стандарт Ассоциации автомобильных инженеров РФ «Масла моторные для автомобильных двигателей. Классификация, обозначение и технические требования».

За все время существования двигатель ЯМЗ-238 претерпел множество модификаций, но базовая конструкция осталась практически неизменной. Этот силовой агрегат считается одним из самых надежных и мощных для грузовой и сельскохозяйственной спецтехники.

Объем масла в двигателе - важнейшая характеристика, при несоблюдении которой нормальная работа агрегата невозможна. Этот показатель тесно связан с такими данными, как количество рабочих часов до замены и класс смазочных материалов, рекомендованный в инструкции.

Ярославский моторный завод выпускает целую линию двигателей, прообразом которых можно считать ЯМЗ 238. Выпуск этого двигателя начат в 1962 году. Он стал улучшенным вариантом собиравшегося ранее ЯМЗ 236 (шестицилиндрового), однако еще долгие годы оба силовых агрегата продолжали активно использоваться паралельно друг с другом. У семейства много общих черт: конструктивные особенности, принципы работы, аналогичные технические показатели. Позже появились ЯМЗ 530 - четырех- и шестицилиндровые рядные моторы, как дизельные, так и газовые.

Моторы ярославского завода служат на мощных грузовиках МАЗ, Уралах, КрАЗ, тракторах и комбайнах, речных и морских катерах, а также дизельных электростанциях. Благодаря своей надежности и неприхотливости двигатель до сих пор остается востребованным, его производство продолжается. Новейший вариант ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо отличается наличием турбины. Помимо иных конструктивных улучшений он оснащен жидкостно-масляным теплообменником и топливным насосом высокого давления.

По конструкции силовой агрегат ЯМЗ-238 представляет собой восьмицилиндровый V-образный двурядный корпус из низко-легированного серого чугуна, угол развала у этого мотора - 90°.

Основные конструктивные особенности и технические характеристики:

  • смещение рядов цилиндров относительно друг друга на 35 мм;
  • рабочий объем 14,85 л;
  • без наддува;
  • мощность от 180 до 240 л.с.;
  • расход топлива (100% мощ.) – 227 г/кВт час.

Масла для ЯМЗ

Сильная сторона двигателя ЯМЗ 238 - тщательно продуманная и безотказно работающая система масляной смазки всех узлов. Здесь применена смешанная схема, ее принцип действия заключается в том, что коренные и шатунные подшипники, находящиеся в ключевых узлах агрегата - распределительном и коленчатом валу - смазываются под давлением. Также обслуживаются втулки верхней головки шатуна, промежуточной шестерни маслонасоса, втулки коромысел клапанов, втулки толкателей и сферические опоры штанг. Остальные элементы - зеркало цилиндров, подшипники качения, зубчатые передачи и кулачки распределительного вала не требуют такого количества смазки и обслуживаются путем разбрызгивания. На стенах блока цилиндров предусмотрена система масляных каналов для подведения смазки к узлам и фильтрам механизма.

Согласно инструкции для обслуживания моторов серии 238 используется дизельное масло ГОСТ 5304-54. Также в сопровождающих документах можно обнаружить рекомендации по применению моторных масляных присадок, которые улучшают функционирование заправляемого в двигатель масла.

Основные элементы системы смазки ЯМЗ 238:

  • стандартный масляный насос шестерёнчатого типа;
  • центробежный фильтр тонкой очистки масла с реактивным приводом;
  • полнопоточный масляный фильтр на основе металлической сетки со сменным фильтрующим элементом.

Характеристика заправочных емкостей ЯМЗ 238

Для двигателя ЯМЗ 238 используется смазочная система смешанного типа с «мокрым» картером.

Уточнить, сколько масла потребуется залить в двигатель ЯМЗ 238, можно ориентируясь на размеры заправочных емкостей агрегата. В частности, система смазки обладает объемом 32 л масла.

Система охлаждения мотора без радиатора требует 20 л смазочных материалов. Топливному насосу достаточно 0,2 л, емкость воздушного фильтра - 1,4 л. Регулятора у 238 модели в отличие от 236, нет.

Измеряется объем масла в двигателе ЯМЗ 238 при помощи специального щупа с отметками «максимум» и «минимум». За один раз заливают 24-28 л, при том что рабочий объем системы смазки этого силового агрегата достигает 32 л. если в ходе работы давление масла в системе оказывается повышено более, чем до 520 кПа (5,2 кгс/кв.см.), происходит возврат излишек смазочных материалов по масляной магистрали и одновременная очистка фильтрами.

Техобслуживание и ремонт ЯМЗ 238

Сервисное обслуживание двигателя ЯМЗ 238 рекомендовано проводить через 20 000 - 25 000 км пробега. Давление масла при проверке должно давать показатели 4-7 кгс/см2 на прогретом двигателе. Показатель одинаковый для атмосферных и турбо-систем. Смена смазочных материалов необходима при ТО по графику, а также при появлении потеков, дыма, стуков при работе мотора, при этом ёмкость различных систем различается, как и сроки замены.

Ознакомиться с технологией обслуживания силовых агрегатов можно в руководстве по ремонту и эксплуатации, разработанному заводом-изготовителем. В комплекс обязательных операций при проведении ТО двигателя внутреннего сгорания ярославского завода входят следующие манипуляции:

  • замена масла;
  • проверка и замена фильтров:
    • фильтр тонкой очистки,
    • фильтр грубой очистки,
    • фильтры очистки топлива,
    • экофильтр системы выхлопа,
    • воздушный фильтр;
  • регулировка клапанов;
  • очистка форсунок;
  • проверка и отладка топливного насоса.

Важно : двигателю ЯМЗ 238 срочно нужен ремонт, если во время работы появился синий дым. Это говорит о том, что горит смазочный материал.

В последнее время участились вопросы по применению в гарантийный период моторных масел на силовых агрегатах ЯМЗ . В настоящее время при выборе моторного масла для двигателя в гарантийный период необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Для двигателей без турбонаддува, удовлетворяющих экологичесским нормативам Евро -0, необходимо использовать масла группы ЯМЗ -1- 97 (см. табл. 1 ). Так же допускается использование масел групп ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -5- 06 (см. табл. 2, 3, 4 ) с увеличенным в два раза сроком смены
  2. Для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -0 и Евро -1, необходимо использовать масла группы ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02 (см. табл. 2 ). Так же допускается использование масел групп ЯМЗ -4- 02, ЯМЗ -5- 06. Для двигателей, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -1, срок смены рекомендованных масел по сравнению с двигателями Евро -0 увеличен в 2 раза.
  3. Для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -2, необходимо использовать масла группы ЯМЗ -4- 02 (см. табл. 3 ). Так же допускается применение моторных масел: а) ЯМЗ -5- 06;б) ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел группы ЯМЗ -4- 02.
  4. Для двигателей, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -3 необходимо использовать моторные масла групп ЯМЗ -5- 06. Так же допускается применение моторных масел группы ЯМЗ -4- 02 со сроком смены вдвое меньшим, чем для масел группы ЯМЗ -5- 06.
  5. Для двигателей семейства ЯМЗ -650 необходимо использовать моторные масла, приведенные в таблице 5 .

При постоянной, либо частичной эксплуатации автомобиля за рубежом, допускается применение импортных моторных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже:

  • для двигателей без турбонаддува, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -0, группы CD, классов вязкости, указанных на рисунке 1 ;
  • для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -0 и Евро -1, группы CF- 4, классов вязкости, указанных на рисунке 1 ;
  • для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -2, группы С G- 4, классов вязкости, указанных на рисунке 1 ;
  • для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро -3, группы CH- 4, классов вязкости, указанных на рисунке 1.

Если автомобиль эксплуатируется только на территории Российской Федерации, применение импортных моторных масел, не оговоренных в таблицах 1 – 5, запрещено. Это связано с тем, что моторные масла, приведенные в руководствах по эксплуатации двигателей, проходили испытания на ОАО « Автодизель », либо рекомендованы фирмой «Renault Trucks» для двигателей семейства ЯМЗ -650.

Соответственно только с такими моторными маслами ОАО « Автодизель » может гарантировать исправную работу двигателей в гарантийный период эксплуатации.

Если автомобиль эксплуатируется в местах с низкими температурами воздуха, то при выборе вязкостных свойств моторного масла необходимо руководствоваться рисунком 1 , а так же использовать предпусковой подогреватель для облегчения пуска двигателя, согласно рекомендациям изготовителей автотракторной техники.

Таблица 1 – Группа масел ЯМЗ -1- 97

Марка масла Обозначение стандарта Предприятие
М -10-Г 2 (к)*,
М -8-Г 2 (к)*
ГОСТ 8581- 78

ООО «ЛУКойл - Пермнефтеоргсинтез»
ОАО «Норси»
ОАО «Рязанс ий НПЗ»
ОАО «Завод им. Шаумяна»
ОАО «Славнефть - Ярославльнефтеоргсинтез»
ОАО «Ярославс ий НПЗ им. Менделеева»
ООО «ЛУКойл - Волгограднефтепереработка»
ОАО «Ангарс ая нефтехимическая компания»
ООО «ЛУКойл - Волгограднефтепереработка»
ОАО «Ангарс ая нефтехимическая компания»

М -10-Г 2 (и),
М -8- Г 2 (и)
ТУ 0253- 077-00148636- 96 ООО « ЛУКойл - Пермнефтеоргсинтез»
М -6 з/10-В ГОСТ 10541-78 ОАО «Норси»
ОАО «УфаНефтехим»
М -6 з/12-Г ТУ 0253- 011-00151742- 95 АО «Кременчугский НПЗ»
Славол М -3042У (М -10-Г 2 у)
Славол М -2042У (М -8-Г 2 у)
ТУ У 13932946. 015-96 НПП «Присадки»
ЛУКОЙЛ Стандарт
SAE 10W- 30, API
SF/ CC
СТТ 00044434-002- 2005 ООО «ЛУКойл -Пермнефтеоргсинтез»
Mobil Pegasus 905 (1005) (SAE 40) Компания Exxon Mobil

Примечания:

  1. Моторные масла группы ЯМЗ -1- 97 рекомендуется применению для газовых двигателей семейств ЯМЗ -831. 10
  2. Моторные масла, отмеченные знаком * и изготовленные из отечественных компонентов, включены в ГОСТ РВ 50920- 2005 и рекомендованы для безнаддувных двигателей ЯМЗ, поставляемых для изделий МО РФ.

Таблица 2 – Группа масел ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02

Марка масла Номер стандарта Предприятие
М -10-Д 2 (м),*
М -8- Д 2 (м)*
ГОСТ 8581-78 ООО “ЛУКойл - Пермнефтеоргсинтез”
ОАО “Завод им. Шаумяна ”
ОАО “Славнефть -Ярославнефтеоргсинтез”
АО “Азмол” г. Бердянс
ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”
ОАО “Рязанский нефтеперерабатывающий комбинат”
ООО “ЛУКойл –Волгограднефтепереработка”
Consol М -10-Д 2 (м)*
Consol М -8-Д 2 (м)*
ГОСТ 8581-78 ООО “ВИАЛ ОЙЛ”, г. Москва
Омскойл -Турбо 2
(М -10- Д 2 (м))
ТУ 38. 301-19- 110- 97 ОАО “Омский НПЗ”
СамОйл - 4126 М -10-Д 2 (м)
СамОйл - 4127 М -6 з /14- (м)
ТУ 38. 301-13- 008- 97 ОАО “Новокуйбышевский НПЗ”
ЛУКОЙЛ - Супер
(SAE 15W- 40, API
CD/SF) М-5з/14-Д (м)
СТО 00044434-001- 2005 ООО “ЛУКойл –Волгограднефтепереработка”
ЛУКОЙЛ -Супер
(SAE 15W- 40, API CF-
4/ SG) М -5з /14-Д(м)
СТО 00044434-001- 2005 ООО “ НОРСИ ”, г. Кстово
М -4з /14-Д* ТУ 0253-006-08151164-02 ЗАО «НК «Селект», г. Фрязино
М -16-ДР** ТУ 38. 401. 642-87 ОАО « Роснефть-МОПЗ «Нефтепродукт»
Castrol Formula RS
Rasing Syntec** (SAE
10W- 60, API SH/CF)
- Компания Castrol Central and Eastern Europe GmbH
Castrol EDGE Sport **
(SAE 10W- 60, API SL/CF)
- Компания Castrol Central and Eastern
Europe GmbH
Titan GT ** (SAE 20W-
50, API SG/CD)
-
Chemie
Titan Supersyn SL **
(SAE 5W- 50, API
CF/SI)
- Компания Fuchs Petrolub AG OEL +
Chemie
ТНК Revolux D1 (SAE
10W- 40, 15W- 40 API
CF- 4/CF/SJ)
ТУ 0253-001-44918199-2005 ООО « ТНК – смазочные материалы »

Примечания:

  1. Моторные масла, отмеченные знаком * и изготовленные из отечественных компонентов включены в ГОСТ РВ 50920- 2005 рекомендованы для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, поставляемых для изделий МО РФ;
  2. Моторные масла, отмеченные знаком **, рекомендованы применению в высокофорсированных двигателях ЯМЗ -7 Э 846. 10 автомобилей КамАЗ.

Таблица 3 – Группа масел ЯМЗ -4- 02

Марка масла Номер стандарта Предприятие - изготовитель
Ютек Супердизель (SAE
10W- 40, API CF- 4/ SG) М -4з14-Е
ТУ 0253- 312-05742746-2003
Ютек Супердизель (SAE
15W- 40, API CF- 4/ SG) М -5з14-Е
ТУ 0253- 312-05742746-2003 ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”
ЛУКОЙЛ - Супер (SAE 15W-
40, API CF- 4/SG) М -5 з/14-Е
ТУ 0253- 075-00148636- 99
с изм. 1… 6
ООО “ЛУКойл -Пермнефтеоргсинтез”
Рольс Турбо (SAE 15W- 40,
API CF- 4/ SF) М -5 з/14-Е
ТУ 38. 301- 41-185- 99 ОАО “ Рязанский НПЗ ”
Спектрол Чемпион (SAE 15W-
ТУ 0253- 15-06913380- 98 ЗАО ПГ “ Спектр - Авто ”, г. Москва
Mobil Delvac Super 1400 (SAE
15W - 40, API CG-4/CF/SJ)
- Компания Exxon Mobil
Consol Титан Транзит (SAE 15W-
40, API CF- 4/ SG) М -5 з/14-Е
ТУ 0253- 007-17280618-2000 ООО “ВИАЛ ОЙЛ”, г. Москва
Shell Rimula D (SAE 10W- 30,
API CF- 4/SG)
- Shell East Europe Co
Shell Rimula R2 (SAE 15W-
40, API CF- 4/SG)
- Shell East Europe Co
ВНИИ НП М -5 з/16- Д 2 * ТУ 38. 401- 58-309- 2002 ОАО «Роснефть МОПЗ « Нефтепродукт»
Ravenol Turbo- Plus SHPD,
(SAE 15W - 40, API CI- 4/CH-
4/ CG- 4/CF/ SL)
- Компания Ravensberger
Schmierstoffvertrieb
GmbH, Deutschland
Ravenol Turbo- Plus SHPD,
(SAE 10W- 30, API CI- 4/ CH-
4/ CG- 4/ CF/ SL)
- Компания Ravensberger
Schmierstoffvertrieb
GmbH, Deutschland
Ravenol Expert SHPD, (SAE
10W- 40, API CI- 4/CH- 4/CG-
4 CF/SL)
- Компания Ravensberger
Schmierstoffvertrieb
GmbH, Deutschland
ЛУКОЙЛ - Супер (SAE 10W-
40, API CF- 4/ SG) M- 4 з/14- E
СТО 00044434-001- 2005 ОАО « ЛУКойл -Нижегороднефтеоргсинтез»
SELECT Lubricants Magnum
(SAE 10W- 40, API CF- 4/SG)
ТУ 0253- 005-53963514- 05 ЗАО «НК «СЕЛЕКТ», г. Фрязино,
Москуовской области
Экойл - (SAE
15W- 40, API CF- 4/ SJ)
ТУ 0253- 009-39968232- 03 ООО « Экопром », г. Уфа
ZIC SD 5000 (SAE 30, 10W-
30, 15W- 40, API CF- 4)
- SK Corporation (Корея)
Mobil Delvac MX Extra (SAE
10W- 40, API CI- 4/ CH- 4/CG-
4/CF- 4/CF/ SL/SJ)
- Компания Exxon Mobil
Mobil Delvac MX (SAE 15W-
40, API CI- 4/CH- 4/CG- 4/CF-
4/ CF/SL/SJ)
Компания Exxon Mobil
Экойл - (SAE
10W- 40, API CF- 4/SJ)
ТУ 0253- 009-39968232- 03 ООО «Экопром », г. Уфа
ТНК Revolux D2 (SAE 10W-40,
15W- 40, API CG- 4/CF/SJ)
ТУ 0253- 002-44918199-2005 ООО « ТНК – смазочные материалы»
Роснефть Maximum Diesel (SAE 5W-
40, 10W- 40, API CF-4/SJ)
ТУ 0253- 061-48120848-2008 ООО « Новокуйбышевский
завод масел и присадок»
Роснефть Optimum Diesel
(SAE 15W- 40, API CF- 4/ SJ)
ТУ 0253- 056-48120848-2008 ООО « Новокуйбышевский
завод масел и присадок»

Примечания:

  1. Моторные масла, отмеченные знаком * и изготовленные из отечественных компонентов включены в ГОСТ РВ 50920- 2005 рекомендованы для двигателей ЯМЗ с турбонаддувом, поставляемых для изделий МО РФ.

Таблица 4 – Группа масел ЯМЗ -5- 06

Примечание:

  1. На период обкатки двигателей Евро -3 допускается использовать масла групп ЯМЗ -2- 97… ЯМЗ -3- 02.

Таблица 5 – Моторные масла для двигателей семейства ЯМЗ -650

Основные моторные масла

  • Maxima RD (SAE 15W- 40 API CF);
  • Maxima RD Eco (SAE 15W- 30, API CF);
  • Maxima RLD (SAE 15W- 40, API CI- 4);
  • Maxima RLD Eco (SAE 15W- 30, API CI- 4);
  • Extensia RXD (SAE 10W- 40, API CF);
  • Extensia RXD Eco (SAE 5W- 30, API CF).

Вспомогательные моторные масла

  • ExxonMobil:Mobil Delvac MX (SAE 15W- 40, API CH- 4 RVI RLD/ RLD- 2);
  • FUCHS:
    - Titan HPE (SAE 15W- 40, API CH- 4, RVI RLD);
    - Titan Truck Plus (SAE 15W- 40, API CI- 4/ SL, RVI RD/ RLD);
    - TITAN CARGO MC (SAE 10W- 40, API CH- 4, RVI RXD);
    - TITAN CARGO SL (SAE 5W- 30 RVI RXD);
    - TITAN CARGO LDF (SAE 10W- 40 RVI RXD)
  • SHELL:
    - Shell Rimula Super (SAE 10W- 40, API CI- 4/ CH- 4/ CG- 4/ CF- 4/ CF, RVIRLD);
    - Shell Rimula Super FE (SAE 15W- 40, API CI- 4/ CH- 4/ CG- 4/ CF- 4/ CF RVIRLD);
  • НК “Лукойл": Лукойл-Аваегард СТО 00044434- 005- 2005, (SAE 15W- 40, API CI- 4, RVI RLD- 2)
  • ЗАО “ НК “Селект”: Select Lubricants POWER ТУ 0253- 006- 53963514- 2005, (SAE 10W- 40, 15W- 40, API CI- 4/ SL, RVI RLD- 2)
  • ООО “ ВИАЛ ОЙЛ ”: Consol Премиум ТУ 0253- 019- 17280618- 2004, (SAE 10W- 40, 15W- 40, API CI- 4/ SL, RVI RLD- 2)
  • RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH:
    - Ravenol Formel Super Diesel (SAE 15W- 40, RVI RD- 2/ RLD);
    - Ravenol Expert SHPD (SAE 10W- 40, RVI RLD);
    - Ravenol Turbo Plus SHPD (SAE 15W- 40, RVI RLD/ RLD- 2);
    - Ravenol Performance Truck (SAE 10W- 40, RVI RXD);
    - Ravenol Super Performance Truck(SAE 5W- 30, RVI RXD)

Примечание:

  1. Масла классов вязкости SAE 15W- 40, 15W- 30 применять при температурах окружающего воздуха минус 20 0 С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 20 0 С – с предпусковым подогревом;
  2. Масла классов вязкости SAE 10W- 40, 10W- 30 применять при температурах окружающего воздуха минус 25 0 С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 25 0 С – с предпусковым подогревом;
  3. Масла класса вязкости SAE 5W- 30 применять при температурах окружающего воздуха минус 30 0 С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 30 0 С – с предпусковым подогревом.


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков