Мотобол - история развития. Мотобол - история развития Мотобол в России

Мотобол - история развития. Мотобол - история развития Мотобол в России

Что получится, если объединить футбол и мотоциклы? Получится мотобол - популярный в Европе моторизованный спорт. Разумеется, спорт этот далеко не безопасен - спортсменам на мотоциклах в погоне за мячом приходится проявлять невообразимую ловкость и совершать умопомрачительные трюки.

Во многих странах Европы есть даже национальные сборные по мотоболу. Что интересно, многие лучшие мотоболисты мира родом из России.

Матч по мотоболу проводится на футбольном поле. В игре участвуют две команды по пять игроков в каждой: четыре ездока и вратарь - единственный, кто не сидит на мотоцикле. Цель игроков на мотоциклах - большой мяч 40 см в диаметре и весом около одного килограмма. Когда игрок подъезжает к мячу, он одной ногой притормаживает, а другой пинает мяч.

За матчем следят двое судей. Матч делится на четыре тайма по 20 минут. Вратари стоят в красной области перед воротами, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Зато в их распоряжении всё остальное поле, по которому они и ездят на огромной скорости, иногда около 100 км/ч. Есть несколько правил безопасности: например, игроки не имеют права таранить друг друга или пинаться, но от травм это не всегда спасает.

Мотоциклы, на которых ездят игроки, специально разработаны для мотобола и подогнаны под тело ездока. Сейчас такие мотоциклы производятся в Испании - мотобольные клубы Франции, Германии, России, Беларуси, Украины, Литвы и Нидерландов покупают технику у одной компании.

Мотобол - любимый вид спорта в нескольких небольших городах России. Но первый неофициальный матч по мотоболу состоялся во французском городе Дижон. Игра быстро завоевала популярность, и через десять лет в неё уже стали играть в Англии, Нидерландах, Испании и Бельгии. А первый официальный матч прошёл в 1963-м году в СССР.

В наши дни есть несколько ежегодных чемпионатов по мотоболу: Кубок европейских наций, Кубок Франции, Кубок европейских чемпионов и другие. Почти каждый год выигрывает Россия, а второе место чаще всего достаётся Франции.

Мотобол - это, если по-простому, футбол на мотоциклах. Но, конечно же, этот вид спорта обладает чертами, присущими только ему, которых не найти ни в одном из "родительских".

Считается, что одними из первых гонять мяч на мотоциклах придумали во Франции. Это произошлов в двадцатых годах, и настолько понравилось, что мотобольные команды начали появляться во всей европе - в Англии, Германии, Бельгии, и др. В этих странах появлялись местные чемпионаты, а в 1933 году состоялась первая международная игра. А в 1936 году создан первый Союз мотобольных клубов.

Первое знакомство нашей страны с мотоболом произошло в 1937 году, когда студенты московского института физкультуры, усевшись на мотоциклы, вышли на футбольное поле. Вскоре, в него уже играли сотни команд от Балтийского моря до Тихого океана, от северных снегов до Грузинских гор и Туркменских песков. Матчи проходили на центральных стадионах - в Лужниках и на Динамо, транслировались по телеканалам, их комментировал сам Вадим Синявский, а в некоторых принимал судейство Юрий Гагарин.

Чемпионат СССР дебютировал в 1965 году, где принимало участие пятнадцать команд из республик РСФСР, Украины, Казахстана, Ленинграда, Латвии, Литвы, Эстонии, Туркмении, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии. В самом финале тогда встретились команды из Калмыкии и Карачаево-Черкессии. Первыми чемпионами СССР стали спортсмены команды "Комета" из города Элиста, среди которых были Виктор Кондратенко, Станислав Жук, Владимир Лякушев, Дмитрий Чудиков, Зурган Бадмаев, Владимир Видяшкин.


В 1966 году наша команда по мотоболу "Домбай" вкупе с двумя игроками из "Кометы" впервые приняла участие в международных соревнованиях по мотоболу. Ведущие клубы европейских стран тогда встречались на стадионах Франции и Германии. Домбай смог показать достойную игру: 2 победы, 2 поражения, и ничья.

В 1967 году мотоболисты из СССР впервые выступили в чемпионате Кубка Европы, где смогли выйграть со счетом 1-0 10-кратного чемпиона франции "Камаре". Начиная с того момента, наши спортсмены ценятся как профессионалы мотобола. Они многократно становились обладателями Кубка Европы, а начиная с 1986 года и Чемпионами Европы.

Перестройка и развал СССР крайне негативно отразились на положении дел этого вида спорта в нашей стране. Прекратили выпускать отечественный мотоцикл для мотобола, пришли в упадок спортивные сооружения и организаторы потеряли интерес к его развитию. В том числе, из-за дороговизны экипировки и техники.

Однако, некоторые тренеры и бескорыстные спортсмены все эти годы не прекращали поддерживать этот вид спорта. Они сохранили свои команды, которые продолжали борьбу за медали. Сохранилась и национальная команда, которая не прекращала тренировки и игры. В последние годы, одновременно с играми Чемпионата России, устраиваются соревнования Восточной Европейской лиги соревнований по мотоболу, в которых принимают участие команды из России, Белоруссии и Украины. Чемпионат Европы является главным мотобольным турниром, устраиваемым ежегодно, где принимают участие сборные команды из следующих стран: Россия, Франция, Германия, Беларусь, Украина, Голландия и Литва.

Мотобол - это игра в мяч на футбольном поле, где спортсмены передвигаются на мотоциклах. Кроме того, на поле присутствуют Арбитры (3 человека) и пешие вратари.
Мяч для игры - увеличенного диаметра 40 сантиметров, касаться можно только ногой, в контакте с мотоциклом и не отрываясь от земли. Зона перемещения вратаря ограничена радиусом в 5 м 50 см. Эту линию нельзя пересекать ни вратарю, ни полевым игрокам. В каждой команде по 5 человек, включая вратаря. Есть возможность замены игроков во время матча. Длительность игры - 2 по 30 или 4 тайма по 20 минут.

Игроки, за исключением вратаря, имеют право перемещаться по всей площади поля, однако им не разрешается проникать во вратарскую площадку, в том числе, касаться ее линии. Центральную линию поля, как в одну, так и в другую стороны, игроки должны переходить только с пасом.
Голкипер может удерживать мяч во вратарской площадке не более 10 секунд.
Атаковать движущегося с мячом игрока можно только параллельно с направлением его движения, причем, только с той стороны, с которой находится мяч.
Запрещены все виды блокировки спортсменов противоположной команды в игре без мяча.
Запрещен отбор мяча колесом мотоцикла.
Мяч, забитый головой засчитывается.


Размеры поля:
  • Длина - 85-120 метров
  • Ширина - 45-75 метров
  • Размер ворот:
  • Ширина 732 см,
  • Высота 244 см.
  • Параметры мяча:
  • Круглый, диаметром 38-40 см,
  • Вес - 900-1200 гр.,
  • Длина окружности - от 119 до 126 см.
  • В то время, как футбольный мяч имеет характеристики:
  • Вес - 410-450 грамм
  • Длина окружности 68-70 см
Игрок может быть наказан:
  • свободным ударом;
  • штрафным 11-метровым ударом (пенальти);
  • замечанием (в устной форме, не более одного раза);
  • удалением на 2 минуты (зеленая карточка);
  • удалением на 5 минут (желтая карточка);
  • удалением до конца игры (красная карточка);
  • дисквалификацией по решению арбитров на следующий матч.
Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и перекладиной.
Мяч не считается забитым, если удар выполнен из пределом вратарской, или с ее линии, а также, если в момент удара или непосредственно после него один из спортсменов нападающей команды пересек линию этой зоны до фиксации судьей взятия ворот.
Матч выигрывает команда, забившая большее количество мячей в ворота соперника


Мотобол

История появления мотобола

Первые упоминания о мотоболе, как об отдельной спортивной дисциплине, датированы 1930 годом, а страной, в которой зародился этот спорт, принято считать Францию. Там же был проведен первый неофициальный чемпионат 1931-го года, победителем которого стал мотоклуб «Сошо».

Самым простым определением для дисциплины мотобола будет «футбол на мотоциклах». Действительно мотобол максимально схож с классическим футболом за одним исключением – игроки обеих команд передвигаются по полю с помощью мотоциклов.

Уже в 1932 году были проведены соревнования между несколькими французскими городами – Парижем, Витри, Реймсом, Авиньоном, Неверой и Труа. Чуть позднее в 1933 году титул первого официального чемпиона Франции по мотоботу получил клуб «СУМА» (город Труа), к тому же команда клуба была первой в области подготовки специализированных мотоциклов для игры в мотобол. Результатом технических улучшений стало облегченное ведение мяча с помощью специального бугеля, который сохранился, в несколько измененном виде, и в современном мотоболе.

Тогда же в 1933 году был проведен первый международный матч по мотоболу, в котором приняли участие команды Англии и Франции – мотоклубы «Честер» и «СУМА» соответственно. Итогом стала победа французов со счетом 3:1. После этого мотобол начал обретать популярность в других странах, и уже в 1936 году были созданы новые европейские клубы – в Германии, Голландии, Италии и Бельгии. В 1955 году мотобол получил межконтинентальное распространение, в том числе были организованы десять команд в Северной Африке.

Благодаря высокой популярности мотоциклов, как инновационного вида транспорта, и различных видов мотоспорта в целом (таких как кросс, эндуро и триал) мотобол быстро обрел всемирную известность, т.к. являлся наиболее нестандартной и зрелищной дисциплиной мотоспорта в первой половине 20-го века. Именно поэтому мотобол, как официальная спортивная дисциплина, прочно закрепился не только во французском, но и в международном мотоспорте.

Особенности и правила игры в мотобол



Турнир проходит на стандартизированном поле с габаритами в 85-110 на 45-85 метров, которое имеет некоторые отличия в разметке и конструкции по сравнению с полем для классического футбола. Центральный круг отсутствует, а площадь возле ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля также отличается – используется гаревое или асфальтовое покрытие с песком, который повышает маневренность мотоциклов во время игры и позволяет совершать заносы для резких поворотов или ударов по мячу.

Игра ведется мячом, который схож с футбольным, но существенно больше классического мяча по своим габаритам – 119-126 см в окружности. Каждая команда состоит из пяти игроков – вратаря и четырех «полевых игроков» на мотоциклах.


Правила мотобола достаточно просты – игра проходит в четыре периода по двадцать минут каждый, между периодами предусмотрены 10-минутные перерывы, между вторым и третьим периодами команды меняются сторонами поля. В случае «ничьей» по счету в кубковых матчах проводятся два дополнительных периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. Если «ничья» произошла в рамках обычных соревнований – игроки совершают серию из четырех пенальти и, в случае необходимости, по одному дополнительному пенальти до окончательной победы одной из команд.

Система начисления очков выглядит следующим образом – 2 гола означают победу одной из команд, ничья определяется по одному голу в ворота каждой команды, отсутствие голов у одной из команд равносильно поражению.




Все игроки, кроме вратаря, могут свободно перемещаться по всему полю, но им категорически запрещается въезжать в «зону вратаря», которая обозначена полукругом возле ворот каждой из команд с диаметром в 5,75 метра, также игрокам запрещается касаться линии вратарской зоны. Пересекать центральную линию поля в обе стороны игроки могут только с обязательным пасом мяча друг другу. Вратарь может удерживать мяч в своей зоне возле ворот не более десяти секунд. Совершать атаку на движущегося игрока с мячом разрешено только параллельно траектории его движения, исключительно со стороны нахождения ведомого мяча.

К запретам во время игры в мотобол относятся любые варианты блокировки спортсменов противоположной команды, которые не ведут мяч. А также запрещен отбор мяча колесами байков, но в тоже время разрешено ведение мяча колесами мотоцикла или ногами, т.к. во время игры спортсмен и байк считаются целой «игровой единицей».



Гол засчитывается в случае полного прохождения мячом линии между штангами и перекладиной ворот. Если гол был забит головой – он также засчитывается. Однако гол не засчитывается, если мяч был забит в пределах «вратарской зоны», а также, если атакующий спортсмен с мячом и/или его напарники пересекли линию «вратарской зоны» до того, как судьи зафиксировали гол. Победу в матче одерживает команда, забившая наибольшее число мячей в ворота команды противника.

Также матчи по мотоболу делятся на три основных вида – международные матчи сборных команд, международные клубные матчи и национальные матчи. Правила для всех видов матчей, проводимых на территории современной Европы, устанавливаются Европейским союзом мотоспорта (ЕСМ).

Мотоциклы для игры в мотобол





Для игры в мотобол применяются мотоциклы во многом схожие с классическими байками для мотокросса, эндуро или туризма.

Изменению подвергаются рычаги системы управления путем установки дублирующего рычага заднего тормоза с левой стороны байка, т.к. одна нога спортсмена чаще всего занята мячом, что делает невозможным использование стандартного ножного заднего тормоза мотоцикла, расположенного справа.

В некоторых случаях применятся дополнительная ручка заднего тормоза, которую размещают непосредственно на руле мотоцикла.


Спереди клетки рамы мотоцикла устанавливаются так называемые «плуги» для комфортного ведения мяча и предотвращения его возможного попадания под колеса байка. Также в районе ведомой звезды и диска переднего тормоза устанавливается дополнительная металлическая защита, которая предотвращает повреждение компонентов мотоцикла в случае столкновения спортсменов во время игры или прямого попадания мяча.

Кратко о современном мотоболе


Сейчас мотобол не столь популярен в связи с широким распространением таких дисциплин как мотокросс, эндуро и фристайл. Однако немногочисленные проводимые во всем мире соревнования продолжают стабильно собирать почти полные стадионы болельщиков, желающих посмотреть на столь нестандартную дисциплину мотоспорта. В России также проводятся соревнования по мотоболу, на которых с 2002 года титул Чемпиона стабильно удерживает клуб «Металлург» из города Видное (МО).


Все мы привыкли к таким традиционным видам спорта как футбол, хоккей, баскетбол и даже регби. Ведь как хорошо прийти на трибуну и насладится любимой игрой, эти чувства нужно испытывать как можно чаще.

Но в сегодняшнем материале мы расскажем вам про вид спорта под названием мотобол, который в ближайшем будущем непременно будет иметь вес в обществе. Тем более уже сейчас поклонников данного вида спорта в нашей стране немало. Не зря мотобол имеет международный статус, значит, интерес к нему действительно растет. Кстати, чемпионат Европы по мотоболу в этом году будет проводиться у нас в стране, в городе Ковров.

Сравнение с футболом

Мотобол – это один из видов мотоспорта, который представляет собой игру в футбол на мотоциклах.

Игра проходит на поле, которое соответствует по размерам футбольному, то есть 105 метров длина, 68 ширина. Однако, есть небольшое различие в разметке, ведь в мотоболе отсутствует центральный круг, а площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно гаревое или же асфальтовое. Играют мячом, размеры которого намного больше, чем у футбольного мяча.

В каждой команде 5 человек: это вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.

«Чем же отличается мотобольный мотоцикл от кроссового?», – спросите вы. Мы вам ответим. Суть в том, что отличия отмечаются в рычагах управления. На мотоцикле для мотобола установлена дублирующая лапка заднего тормоза с обратной стороны, так как во время игры одна нога мотоболиста занята мячом. На переднее же колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча. А в передней части байка расположены плуги, чтобы во время игры мяч не попал под мотоцикл.

История мотобола

Как вид спорта мотобол появился во Франции в 1931 году и уже 87 лет радует болельщиков своей зрелищностью. Первым профессиональным коллективом стал клуб «Сошо». После этого уже стали возникать команды из таких городов как Реймс, Париж, Витри, Авиньон, Невер и Труа. И именно в 1933 году команда из города Труа стала чемпионом Франции и оставила свой след в истории данного вида спорта тем, что данный коллектив первым готовил специальные мотоциклы для игры. Они же, кстати, нашли и правильное решение для введения мяча в игру – специальный бугель, который в настоящее время до сих пор актуален, только вид его был немного изменён.

В том же 1933 году прошел и первый международный матч между командами из Англии и Франции. После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии. Даже в Северной Африке к концу 50-х годов было организованно десять команд. По итогу мотобол стал официальным видом спорта, имея международный статус.

1 of 3



Мотобол в СССР

Правила игры

Вот каковы правила игры в мотобол, утвержденные Европейским союзом мотоспорта:

  • Продолжительность игры: 4 периода по 20 минут с 10-минутными перерывами (допускается другой формат), между 2-ым и 3-им периодами команды меняются сторонами поля. В кубковых матчах при ничейном результате в основное время проводят ещё 2 периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. В случае ничьей - пробиваются серии по 4 пенальти, затем, при необходимости, по одному - до победы одной из команд.
  • Система начисления очков: победа - 2 очка, ничья - 1, поражение - 0.
  • Техническое поражение: счет 0-3.
  • Размеры поля: длина - 85-110 м, ширина - 45-85 м.
  • Размеры ворот: ширина - 732 см, высота - 244 см.
  • Мяч: длина окружности - 119-126 см, вес - 900-1200 г.
  • Состав команды: в заявке - 10 игроков, 2 механика, 1 тренер, в поле - 4 игрока на мотоциклах и 1 пеший вратарь. За матч можно использовать не более 10 мотоциклов.
  • Возраст игроков: старше 16 лет.
  • Судьи: в поле - 2, боковые - 2.
  • Вес мотоцикла (без топлива): 70-120 кг.
  • Длина мотоцикла: 2,2 м.

Мотобол в России

Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» из города Элиста стала первым чемпионом СССР. В те периоды никто даже не задумывался о том, что Россия в будущем будет побеждать на чемпионатах Европы.

Вот что на вопрос «Как вы пришли в мотобол?» отвечает нынешний председатель комиссии мотобола в нашей стране Валерий Мосин, которого по праву можно считать легендой этого вида спорта:

«Честно говоря, это была чистая случайность. Я был в молодости всесторонне физически подготовлен, любил спорт. Но вообще-то я хотел заниматься не спортом, а историей, поступал на исторический факультет МГУ три раза. И ни разу меня не взяли. Меня интересовала археология, особенно любопытны были новгородские берестяные грамоты – тогда это была очень «горячая» тема. Но, увы, конкурс был большой, и у меня не сложилось. Да и опыта не было – ни в каких экспедициях не успел побывать.

Отслужил в армии три года. И когда вернулся, стал думать о трудоустройстве. А после армии тогда давалось три месяца, чтобы устроиться на работу и чтобы пошел стаж. И вот эти три месяца уже подходят к концу. Еду я из Видного на электричке и встречаю там свою знакомую с мужем. Мы разговорились, и я узнал, что муж работает в Центральном автомотоклубе. Я рассказал ему свою историю, он подумал и сказал: «А что, приходи завтра к нам на работу, нам нужны толковые люди».

И я пришел. Это был 1968 год. Мой отдел занимался мотогонками на льду, ледовым спидвеем и мотоболом. Спорт я знал и любил, поэтому быстро втянулся. Работал себе и работал, а потом обстоятельства сложились так, что к 1974 году в силу некоторых событий я остался в этом отделе один. Раз один, то и руководить пришлось мне, и я стал ответственным за сборную СССР по мотоболу. Первый блин комом не вышел – в 1975 году сборная выиграла чемпионат Европы во французском Ульгате, и я остался на посту».

Самыми титулованными командами страны являются «Метталург» из Видного и «Ковровец» из Коврова, которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.

Валерий Мосин вспоминает, что Юрий Гагарин даже однажды заглянул на мотобол:

«Были большие соревнования в Лужниках по множеству видов спорта, и Юрий Гагарин, который был тогда на гребне популярности, был главным судьей всех соревнований. Ну и на мотобол он подошел, там был показательный матч. Но по полю со свистком не бегал».

Когда шансон умолкает, в ночном салоне минивэна остается только звук коллективного лузганья семечек, распространяющийся от передних сидений вглубь, их запах смешивается с молекулами маскулинного одеколона. Первое время звук напоминает шуршание доигравшей пластинки, но вскоре ассоциативный ряд меняется - теперь это клацающие жужелицы где-то под обшивкой. Монотонность нарушает Рома (он за рулем), который показывает Никите и Леше видео на смартфоне с его дочкой от первого брака. «Услышит за два километра звуки моторов и спрашивает мать: когда пойдем на стадион? Помнит, чем папа занимается», - улыбается водитель. «Хорошо, когда отношения остаются нормальные», - синхронно кивают ему в ответ. Рома, Никита и Леша - 22-летние мотоболисты национальной сборной и «Металлурга» из подмосковного Видного. В середине июля их клуб гарантировал себе очередное чемпионство, и теперь парни едут на юниорский турнир, где их возраст - предельный для участников. Пункт назначения - станица Кущевская, та самая, печально известная.

Вр-р-р-р, врхх, врхх, вр-р-р-р - мотоцикл Васи Иванова из «Металлурга» рычит болезненно, и это за минуты до старта принципиальной игры с кущевской «Кометой». В небольшой, похожей на автобусную остановку жестяной будке у края поля орет дюжина краснолицых мужчин. Из цензурных слов чаще всего используют «вентилятор!», «реле!», «менял?!», «проверял?!». Судьи и стадионный диктор Фаина («Вообще, обычно я веду свадьбы») торопят гостей. Когда прорывающаяся сквозь взаимные обвинения дискуссия приходит к выводу о серьезности поломки «гасгаса», тренер Андрей Павлов решает выпустить еще совсем неопытного 16-летнего Никиту Маркова на легком «кавасаки». С самого начала лидеры - Рома Децина, Никита Семин и Леша Волков - исключают его из комбинаций, «Металлург» де-факто играет в меньшинстве, команде не удается перейти центр поля, все сто зрителей, присутствующие на спортобъекте и болеющие за «Комету», в экстазе. В какой-то момент у пешего вратаря «Металлурга» не получается удержать гигантский мяч, который настолько велик, что воспринимается на уровне чистой геометрии: его хочется называть шаром. Добивание, гол. Но поднятая рука судьи отменяет успех из-за нарушения правил в атаке. Судья, впрочем, и сам из Видного.

Фотография: Леонид Сорокин

Утром минивэн застревает в пробке где-то под Ростовом. Рома за рулем уже 13 часов, но, накачавшись растворимым кофе, выглядит бодро даже в 40-градусную жару. Щекастый короткостриженый громила с добрым нравом, он любит высказывать полусерьезные претензии к реальности, сопровождая их удалой бранью. Его саркастических комментариев за последнюю сотню километров удостоились целующаяся на обочине парочка, пирожок с картошкой и многие участники трафика. Из легковушки слева клаксонят, парни выбегают из машины на зов и горячо жмут руку водителю. «А я вижу - мячи-то наши», - показывает 50-летний усач на багажное отделение, где на горке белых сфер спит Вася. Это Казак - бывший ­мотоболист из Коврова, который едет на море с семьей. «В начале нулевых «Металлург» и «Ковровец» были ­заклятыми врагами, матчи регулярно заканчивались драками», - объясняет Рома. «Болельщиков?» - «Не, болельщиков почти не было».


Фотография: Леонид Сорокин

Играть в футбол на мотоциклах придумали 85 лет ­назад французы, но сильнее всего этот спорт прижился в СССР. Мир российского мотобола после распада Союза схлопнулся до занятия для кучки энтузиастов в несколько сотен человек, из 209 команд осталось семь, поэтому такая встреча - невероятное совпадение. Когда-то увлечение активно поддерживали по линии ДОСААФ - «школ патриотов» и добровольных помощников армии. ­Теперь недешевый мотобол (мотоцикл - от $7000 плюс цена апгрейда, форма на сезон - 10 000 р.) выживает за счет бизнеса и региональных властей, но, несмотря на статус спорта-полупокойника, сборная России выиграла 7 из 10 последних чемпионатов Европы и еще трижды брала серебро. Высокие результаты нередко сопровождаются унижением вне поля: на последний турнир в Германию команда поехала без экипировки, ее в итоге купил немецкий предприниматель. Среди всех занятий человека в области физической культуры русский мотобол характеризуется самым вопиющим разрывом между зрелищностью и популярностью.


На въезде в Кущевский район минивэн тормозит полицейский. «А, мотоболисты! С нашими играть? Ну давайте, всего доброго». За плечо его хватает старший по званию. «Стоп! Документы, пожалуйста. «Металлург», значит. Увели, значит, нашего Криштопу…» Иван Криштопа - один из лидеров основной команды видновчан и сборной России. Он начинал играть в Кущевской, но его быстро заметили в «Металлурге» и сделали выгодное предложение. Клуб из Видного - самый богатый и титулованный в России, между ним и всеми остальными пропасть. В последний раз подмосковных гегемонов скидывали с трона более десяти лет назад - это был тот самый период междоусобных войн с Ковровом, сопровождавшихся частым мордобоем. Игроки основы «Металлурга» получают зарплату в районе 40 000 р., бонусы за победы, а иногородним предоставляют клубные квартиры. В других командах редко получается зарабатывать больше 9000 р. в месяц. Президент «Металлурга» Валерий Нифантьев, основавший команду в 1972 году и бывший сначала игроком, а затем тренером, умеет договариваться с администрацией (в Видном на мотобол есть отдельная статья в бюджете) и предпринимателями (недавно денег подкинули из «Мечела»). В клубе рассказывают, что ради хороших отношений с чиновниками Нифантьеву приходилось, например, устраивать для них футбольные матчи, а потом в одиночку убирать за гостями раздевалки и мыть туалеты. Сойдясь с полицейским на том, что Криштопа все равно молодец и славит своей игрой краснодарскую станицу, мы проезжаем дальше.


Фотография: Леонид Сорокин

Публика поносит видновского судью залихватскими ­кубанскими словами, но вскоре притихает: «Металлург» поехал яростно атаковать. Аудиально мотобольный матч похож на базарный спор восьми человек - по числу мото­циклов на поле. Дележ мяча на небольшом участке с короткими рывками - это хаотичный обмен репликами, продолжительные завывания в быстрых атаках - эмоциональные междометия по итогам очередного раунда. Больше всего в мотоболе ценятся устойчивые, плотно ­сбитые ребята, у «Металлурга» таких двое - Рома и Леша. Они берут игру в свои руки: катаются дугами вокруг чужой штрафной, ­вытягивая на себя соперников, а потом пытаются уйти в резкий вираж в поисках момента для передачи или удара. У станичников на этом отрезке категорически не получается проходить центр поля через пас - обязательное правило игры. За несколько минут перекладина ворот «Кометы» дважды вибрирует после мощных страйков.

Диктор в слегка наивной манере просит аудиторию участливее болеть за «Комету», «активнее хлопать в ладоши». «Ща будет, Фаин, ща будет», - обещают ей мужики. Нетрезвый полуголый кубанец вопит: «Шайбу ­давай!» - и неистово, с размаху бьет кулаком воздух перед собой, словно пытается бросить свою руку на площадку мотодрома. Его незатейливое колдовство срабатывает. У Ромы начинаются проблемы с задним колесом, он, разъяренный, выкатывается с поля, вводя таким образом в игру еще одного юного дублера, Артема. Контратака «Кометы» в этот момент увязает в штрафной «Металлурга», парни жгут бензин на двухметровом пятачке, пытаясь выбить мяч в выгодную для каждого сторону. От разнонаправленных ударов снаряд статичен. Успех ­наконец приходит к Леше, но он неожиданно теряет серый от пыли шар, и тот быстро оказывается в сетке у «Металлурга». На фоне всеобщего радостного мата ставка ­гостей солирует матом грустным.


Фотография: Леонид Сорокин

Минивэн летит по узкой дороге мимо миллиардов кущевских подсолнухов, следящих черными глазами за светилом, которое сейчас в зените. Эти поля когда-то принадлежали Сергею Цапку и его банде, убившей при переделе земли пять лет назад три семьи, всего 12 человек, включая детей. «Цапковские, конечно, помогали «Комете» деньгами, - вспоминает Рома, - но не то чтобы много». Он знает, о чем говорит: сам вырос на Кубани, в соседней станице Староминской, поиграл чуть ли не за все местные команды, а два года назад дождался-таки звонка из Видного. «Цапки предлагали «Комете» поменять название на «Артекс-Агро», как у их фирмы, обещали купить лучшие мотоциклы, засыпать деньгами, будете, мол, сильнее «Металлурга», - говорит Рома. Но клуб отказался: все‑таки за 50 лет болельщики привыкли к «Комете». Ромин рассказ добавляет новое измерение в историю и клуба, и станицы. Стать сильнее «Металлурга» значило бы стать легендами, изменить ход истории российского и, вероятно, европейского мотобола. Нищая команда, высшее достижение которой в новейшее время - третье место в чемпионате, торгуется с самой влиятельной ОПГ региона и отказывается уступать. Имя, за которым нет славы, а есть лишь горстка фанатов, оказывается дороже золотых медалей. Путь минивэну преграждает шлагбаум: поезд идет.


Фотография: Леонид Сорокин

До конца первого периода остается минуты три. Рома с подлатанным байком вновь на поле и по-прежнему таранит все, что попадается ему под колеса, иногда на грани, иногда за гранью фола. Стремительный рывок после отбора в центре поля, Никита обменивается с Ромой пасами в одно касание так быстро, что кущевцы не успевают понять, с какой стороны мяч. Леша, которого в команде называют просто Волк, лучше всех интерпретирует пространство, за счет чего вскоре оказывается в самой выгодной позиции, какую только можно представить, - по центру прямо перед вражеским прямоугольником. Вратарь «Кометы» мгновенно понимает, что займет в лучшем случае 15% ворот, и прыгает наугад, широко рас­ставив ноги и руки, пытаясь максимизировать этот по­казатель. Волк бьет в противоположный угол и пижонски, двумя пальцами слегка сжимает козырек шлема, будто это шляпа. Вне поля он носит настоящую шляпу - ковбойскую. По стадиону ползет ропот: «Ну вот», «Что ж такое», «А что вы хотели?», «Это москали».

Счет 1:1 только кажется пристойным. Для «Металлурга», привыкшего к разнице в 4–5 мячей после первых двадцати минут, это почти катастрофа. В перерыве тренер Павлов начинает установку невербально - бьет дублера Никиту шлемом по голове. Слова у него есть для Волка: «Ты как отыгрываешь?» - «Нормально отыгрываю…» - «Я тебе отрыгну! Зачем ты шесть колхозных заездов делаешь?!» Колхозный заезд - это чрезмерный индивидуализм в игре, а также основной тактический прием начинающих мотоболистов. На юношеских турнирах мяч ­нередко отдают сильнейшему игроку, который может кататься с ним минут по пять. Выглядит удручающе. Механик мечется среди мотоциклов, не успевая их подкручивать, за что и получает от тренера: «Ты совсем бухой?!» Перед игрой мы с ним действительно выпивали. Рома встает на четвереньки, и на него из бутылки льют ледя­ную воду. Мотоциклы дымятся позади дымящегося Ромы.


Добравшись до Краснодарского края за пару дней до начала турнира, мы сворачиваем в сторону Азовского моря. Я спрашиваю у парней, зачем им такая дичь, как футбол на мотоциклах, если можно, в общем-то, и без них. «На футбол у меня старший брат уже записался, - Рома показывает себя адептом детерминизма. - А в Староминской развлечений мало». Видновчанин Леша, который отвечает в команде за мягкую дедовщину, отправляет младших то подметать салон, то мыть мотоциклы, последовал за отцом-мотокроссером. Никита, капитан команды, неболтливый, задумчивый паренек, пока уходит от ответа.

Второй период начинается с 16-метрового, какие дают за некритичные нарушения в своей штрафной. ­Игроки «Кометы» выстраивают из своих силуэтов зубчатую стену, паркуясь в два ряда. Рома грозно разгоняется, но не бьет, а откатывает мяч Леше. Хитрый Волк, замахнувшись, пропускает его, нетронутым, Никите. Тот с левой выкручивает в дальний угол и - уи-и-и-и-и-и-иж-ж-ж - триумфально едет к своим воротам на заднем колесе. Никита - апологет интеллигентного стиля игры: чуть меньше силовой борьбы, чуть больше эстетских передач. Уже через две минуты он делает что-то совсем невероятное. Запущенный им из неудобной позиции мяч, подобно шаровой молнии, начинает огибать физические объекты в виде игроков, а потом и нематериальные - сознание вратаря «Кометы». Тот так и не пошевелится.

В курортной ночи один из мотобольных судей, которого мы подобрали по дороге, пробравшись через наполнившие автобус канистры коньяка, бутылки пива и баллоны шмурдяка, хлопает меня по плечу: «Пойдем, поможешь ракушек собрать». Пустынный берег усыпан растолченными ракушками полностью, в обе стороны, ­покуда хватает глаз. «А утром никак?» - «Тсс! Их нельзя отсюда вывозить». Мы волочим по 10-килограммовому мешку в сторону автобуса каждый. «А зачем это вам вообще?» - «Для курей. Кальций».


Фотография: Леонид Сорокин

Спустя пару дней автобус уже припаркован у гаража-мастерской «Кометы», что возле станичного мотодрома. Под акациями и пирамидальными тополями накрыт стол: водка, огромный чан с хашламой, овощи соленые и свежие. Мужики - тут судьи, тренеры, механики, администраторы - вспоминают прошлое. «Пару лет назад наши проиграли в финале чемпионата Европы немцам, а французы, которые за нас болели, насрали тем в шлемы, пока они в душе были». «Сергей Часовских, он в 1980‑е одним из лучших был, бухал как черт. Бывало, во время игры подъедет к бровке и давай блевать. Поблюет и дальше всех рвать. Его перед играми за деньги в КПЗ закрывали, так он все равно сбегал». «Волк однажды так перегрелся, что пытался забить в собственные ворота». В случае Леши это особо опасно: на юношеском чемпионате он как-то наколотил полтинник голов за неделю. Чтобы остыть, я углубляюсь в пещеру мастерской. Там механик дядя Толя объясняет мне, что после громкого дела и приговоров связь кущевской команды с Цапками не разорвалась. Наталья, жена Вячеслава Цеповяза - второго человека в ОПГ, ­получившего 20-летний срок, до сих пор поддерживает «Комету» деньгами. Его слова получают подтверждение на предматчевой церемонии, когда диктор благодарит Наталью Цеповяз за помощь. Чиновник от администрации выступает конъюнктурно: «В России сейчас не лучшее время, но вы, мотоболисты, ее будущее. Храбрые воины. Такие, каким был князь Владимир». Чемпионат посвящен памяти Ивана Стришнего, некогда мотобольной ­знаменитости из Кущевки, который умер в мае от рака; на гофрированном заборе, окружающем поле, висит его фотография - розовая рубашка, усы, хитрый прищур. Во время минуты молчания я, осторожно опрашивая публику из когорты официальных лиц, нахожу подтверждение своей догадке: Стришний - отец Натальи Цеповяз.


Фотография: Леонид Сорокин

Рома ведет мяч, нежно прижав его к дуге у переднего колеса, но падает вместе с мотоциклом, вывернув его в сторону слишком резко. Травмы в мотоболе - явление частое, но большинство относится к ним как к незначительным помехам. Пару лет назад нападающему «Ковровца» в столкновении почти оторвало палец - он остался болтаться на тонком отрезке кожи. Спортсмен покинул поле лишь на несколько минут - окончательно отрезать фалангу ножницами и надеть поверх еще одну перчатку. С  Ромой, впрочем, все в порядке. Через секунду он снова в седле: и байк, и мяч он поднимает одной ногой, словно взяв их в охапку. Рома очень зол: сегодня он еще не забивал, зато изрядно мазал. У него, как объясняет тренер, не всегда получается использовать ногу как теннисную ракетку - мягко подставлять под мяч, а не бить с размаху. Вотчина Ромы - левый фланг, я стою за воротами «Кометы» справа и уже привык закрывать лицо блокнотом во время его заходов к цели: они неизменно сопровождаются обильным выбросом мелкого щебня. К концу второго периода Рома все же хоронит соперника. Уставших защитников он просто растоптал, дважды ударил во вратаря, но с третьей попытки все же забил. Типичный Рома.

В 10 утра с ветеранами мотобола мы пьем самогон на заросшей амброзией могиле Владимира Крутикова. Крутик, как его нежно называют, играл за Кущевку в 1980‑е, а потом, подобно многим звездам, перебрался в «Металлург». «Никто так не ездил, как он, - вспоминает тренер Павлов. - Мы все на майках через трафарет рисовали себе семерку - его номер». Пять лет назад Крутикова в Москве зарубили топором грабители. Метрах в десяти покоятся Наталья Касьян и ее сын - случайные жертвы кущевской резни, тогда просто неудачно зашедшие в гости к соседям. Неожиданно ветераны вспоминают, что Игорь Черных по прозвищу Амур, который в ту ночь убивал детей, а позже покончил с собой в изоляторе, начинал мотоболистом. «Уже тогда долбанутый был, врезался во всех лоб в лоб, - вспоминает директор полтавского «Кировца» Николай Ванюков. - Амур - это ведь что? Рыба, а рыба гниет с головы». Братьев Цапков в начале 1990‑х помнит выросший в Кущевке Павлов: «Они тогда к нам на дискотеку приходили, были сопливые еще». Метров тридцать в другую сторону - свежая могила Ивана Стришнего, совсем рядом лежит застреленный Борис Москвич, глава Кущевского района, который много конфликтовал с цапковскими.


Фотография: Леонид Сорокин

На кладбищенской земле отчетливо ощущается грандиозность переплетений кубанских судеб. Социальные ­вещества - криминал, власть, бизнес и мотобол - находятся тут в состоянии бесконечной диффузии через полупроницаемые перегородки спортивных поражений, крупных сделок, волевых решений и страшных трагедий. Я спрашиваю у кубанских ветеранов: «Что случилось в Кущевской пять лет назад? Зачем?» - и жду ответ в духе ­истории про уже тогда долбанутого Амура. Тренер Павлов отвечает осторожно и абстрактно, так, словно он адвокат: «Думаю, спровоцировали их».

«Зачем?» С этим вопросом после игры я снова подхожу к Никите. В этот раз он готов поговорить, но заходит издалека. «Вот ребята из хоккейного «Металлурга» в конце сезона получают на карточку 300 000 рублей, это помимо зарплаты, а нам за кубок по 4000 заплатили. Мне вообще интересна госслужба, прокуратура, например. Иногда задумываюсь: что за спорт вообще такой идиотский - мотобол - и какой же странной херней я в жизни занимаюсь».

Последний гол «Металлурга», как и первый, забива­ет Волк - его великолепным пасом вывел один на один с вратарем Никита. «Комета» еще отыграет один мяч, но на трибунах к тому моменту останется лишь шелуха от семечек. После финального свистка парни обливаются холодной водой, а Рома сразу едет в сторону автобуса - звонить в Видное. Несколько часов назад у него родились две дочки.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков