Многообразие путей познания и форм человеческого познания. Презентация - многообразие путей познания мира Многообразие путей познания мира человеком

Многообразие путей познания и форм человеческого познания. Презентация - многообразие путей познания мира Многообразие путей познания мира человеком
























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

Задачи:

  • познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
  • развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
  • анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.

Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества знаний;

2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

3. Активная жизненная позиция;

4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

Ученики научатся:

  • определять проблемы познаваемости мира;
  • анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
  • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

Основные понятия урока:

  • Ненаучное познание;
  • Народная мудрость;
  • Паранаука;
  • Практический опыт;
  • Искусство;
  • Гносеология;
  • Эсхатология.

Тип урока: деловая игра.

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

Нужна ли человеку вера в чудесное?

Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Предварительная подготовка

Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

1. Миф и познание мира

5. Там, где кончается наука.

Тема урока “Многообразие путей познания мира”

План урока:

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

2. Новый материал:

Работа команды “Мифология”

Презентация “Мифы как познание мира”

Класс работает в тетрадях.

Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” - “Миф о всемирном потопе”

Гносеологизм - философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.

Основные тематические циклы мифов:

Космогонические мифы - о происхождении мира и Вселенной;

Антропогонистические мифы - о происхождении человека;

О культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

Эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

Биографические – рождение, брак, смерть героев.

Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

Презентация и выступление.

Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

Запись в тетрадь:

1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

- Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

- Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

Приветите примеры народной мудрости:

В чужом доме не указывать;

Из чёрного не сделать белого;

В лес дров не носят;

Что имеем не храним, потерявши плачем;

Ласковое слово и кошке приятно;

Всё идёт как по маслу;

Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

С миру по нитке – голому рубаха;

По таланту и успех.

Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

Особенность познания - художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Признаки художественного познания:

1. Отражение мира в художественных образах.

2. Субъективность образа.

3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

Презентация и выступление

Запись в тетрадь:

Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого - туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Претензия на универсальность;

Завышенные претензии на внимание к себе;

Нередко нетерпимость к традиционной науке.

1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

В 1- искусство;

В 2- абстрагирование; эксперимент;

В 3 -3412; 3412;

С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

1. образное отражение мира;

2. опора на единичное, неповторимое;

3. условный характер создаваемых произведений.

С8. составить план ответа

1. Познание как процесс познаваемости мира.

2. Основные пути ненаучного познания:

Б) жизненная практика

В) народная мудрость

Г) искусство как специфическая форма познания

3. Научное познание и его особенности

А) теоретический характер знаний

Б) стремление к объективности

В) доказательность

Г) системность.

Рефлексия.

Поблагодарить всех за работу на уроке.

  • Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
  • Деловое настроение?
  • С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?

Домашнее задание: параграф 23.

Использованная литература.

1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.

Презентация по обществознанию "Виды и уровни человеческих знаний" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Виды и уровни человеческих знаний»

Обществознание, профильный уровень

Урок 58-60

ВИДЫ И УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

(многообразие путей познания мира)

Д.З: § 23, ?? (с.246),

задания (с.246-248)

© ред. А.И. Колмаков


Многообразие путей познания мира.

Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания.


  • содействовать осознанию видов и уровней, путей человеческих знаний;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать характеристику и анализ видов и уровней человеческих знаний.
  • Уметь: устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы .

  • виды и уровни человеческих знаний;
  • мифологическое и рационально-логическое знание;
  • жизненный опыт;
  • здравый смысл;
  • гносеология
  • эсхатология;
  • художественный образ
  • паранаука

Изучение нового материала

  • Мифологическое и рационально-логическое знание.
  • Жизненный опыт и здравый смысл.

Вспомните. Как человек познает окружающий мир? Какие способы познания существуют? Что такое истина? Чем абсолютная истина отличается от относительной?


Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей.

  • миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания;
  • совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего;
  • утверждает и принятую в данном обществе систему правил и ценностей.

гносеология - теория познания


Творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры или как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения.

Виды знания:

  • рациональное;
  • чувственное;
  • логичное;
  • алогичное;
  • научное;
  • ненаучное;
  • обыденное;
  • мифологическое;
  • философское;
  • религиозное;
  • художественно-образное

Идзанаги и Идзанами, боги-прародители.


Типология мифов.

  • Космогонические – мифы творения;
  • Эсхатологические – описывающие грядущую гибель;
  • Календарные - знания о смене времен года;
  • Биографические - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.


Усложнение деятельности людей - необходимость фиксировать знания, достижения практики в виде описаний.

  • НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:

свод рецептов поведения для разных случаев.

  • Эти сведения усвоены стихийно, они неоднородны и противоречивы.
  • стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали.

Пословицы и поговорки

  • Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
  • Пока железо в работе, его и ржа не берет.
  • Много спать – дело не знать.
  • Работа не волк, в лес не убежит.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • Близок локоть, да не укусишь.
  • Весна год кормит.
  • Время лечит.
  • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали.


ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА – художественное освоение мира.

В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности.

  • Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ;
  • Образ, как отражение действительности, обладает определенными свойствами реально существующего предмета, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.

роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».


Образ не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов. Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное.

Боттичелли " Рождение Венеры»


Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца?

Н.В. Гоголь. Мёртвые души (поэма)


«паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание.

  • Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы.
  • Паранаука использует сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
  • отличается претензией на универсальность и исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной.
  • Для паранауки характерен уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

«Человек рождается со сферическим биополем»

  • Что такое сферическое биополе?
  • Кто и как определил его сферичность?
  • На какое расстояние оно распространяется?
  • Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой?

Проверь себя

1) В чём проявляется многообразие путей познания мира человеком?

2) Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют? Что их объединяет? Чем они различаются?

3) Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

4) Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатов познавательной деятельности человека?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Гульнара Равильевна Хамитова;
  • Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. Так, в античные времена было установлено различие между знанием и мнением. Если мнение не обязательно носит достоверный характер, то знание достоверно по определению. Мнение обычно относится к единичным объектам, тогда как знание охватывает общие свойства ряда сходных объектов. Мнение может меняться, оно неустойчиво, а знанию присущи устойчивость и всеобщий характер. Античные ученые нередко отождествляли знание с истиной разума - идеями.
Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. Главное различие между ними усматривалось в доказательности. Если вера таковой не предполагает, то знание требует строгой, логической аргументации.
Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания. Но именно с этого времени существует разделение знания на различные виды: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, художественно-образное.
Действительно, в мире знания переплетаются рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное. До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и с развитием науки даже сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. О них речь в данном параграфе.

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов? Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей.
Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея.
В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни.
Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы? Прежде всего в них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры.
Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.
Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.).
У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого.
Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы: рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев. Все эти мифы содержали описания определенных испытаний, через которые герои успешно проходили. Вокруг некоторых мифологических героев складывались целые циклы, как и вокруг отдельных исторических персонажей. Пример первого типа мифов - мифы об Одиссее, Тезее, Геракле. Пример мифов о реальных событиях - мифы о Троянской войне, о которой известно не только по дошедшим до нас сказаниям, но и по данным раскопок немецкого археолога Г. Шлимана.
Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», калмыцкий эпос «Джан-гар» и т. п. Былинные богатыри русского народа также напоминают героев биографических мифов.
Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. В дописьменную эпоху мифы были вместилищем социальной памяти. Это была своеобразная «живая память», сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей.
Уже в XX в. в исследовании мифов сформировалось несколько направлений. Так, Дж. Фрезер считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим, да и он является через откровение. Сторонники иного направления (функционалисты) видели в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. Функция мифа - обеспечивать преемственность культуры племени (народа).
Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
В XIX в. эту роль приписывали идеям «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия», «царства всеобщей свободы» и т. д. И сегодня одних известных людей общественное мнение героизирует, а других демонизирует. Люди по-прежнему ждут «культурного героя», который откроет перед ними новые, невиданные возможности.

«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания. В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек, живший на берегу реки или озера, строил корабль, лодку для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным - знание о том, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучему средству передвижения. При этом закон Архимеда не был известен строителю судна. Но если лодка получалась удачной, то, скорее всего, правила, по которым она была построена, вполне соответствовали научным положениям, пусть даже неизвестным строителю-практику. Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя и т. д. Способом формирования практического знания являлось ученичество у опытного наставника, мастера, умельца.
Практическому знанию, возникающему в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык. Припомните: «на глазок», «чуть-чуть», «щепотку» и т. п. Попробуйте точно определить в граммах, минутах, сантиметрах, сколько это. Профессиональное мастерство обладателя такого практического знания требует способности определять микроны и миллиграммы, доли секунды; умения ориентироваться во всем многообразии инструментов, материалов, условий труда при помощи памятных знаков, привычки, сноровки.
Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. Сегодня трудно найти ребенка, который не умеет пользоваться телевизором, хотя вряд ли он знает принципы передачи изображения на расстояние. Каждый сможет завязать шнурки и при этом обойтись без всякой научной теории.
В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими. От них один шаг до народной мудрости.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.
На ранних этапах истории человеческая мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. Считалось, что люди, которых коснулась «искра Божья», приобретали способность судить о неведомом, предрекать ход событий, направляемых самими богами. С разрушением устоев общества, в котором господствовала мифология, изменилось и понимание мудрости. Она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов.
Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы. Все знают выражение «Куй железо, пока горячо». Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Оно означает призыв делать что-либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действия, вовсе не связанные с кузнечным ремеслом. Большинство свидетельств народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью.
Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей. И вместе с тем народная загадка доступна любому человеку, обладающему природным умом и жизненным опытом. Вспомните, как часто в сказке Иванушка-дурачок на деле оказывается достаточно сообразительным, чтобы найти ответы на загадки Василисы Премудрой.
Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям, поступкам, поэтому встречаются прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Работа - не волк, в лес не убежит», а рядом «Не спеши языком - торопись делом». Вы сами можете продолжить подбор такого рода суждений народной мудрости.
Теперь обратимся к тому, что такое здравый смысл. Словарь определяет его как стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Попытаемся разобраться в этом толковании.
Прежде всего здравый смысл включает сведения (их можно также назвать знаниями), усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Они усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. В этом понимании здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь, как пользоваться каким-то прибором, целесообразно спросить у знающего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому деятелю.
Несомненно, здравый смысл фиксирует многократно проверенные, казалось бы, очевидные сведения. Но можно ли всегда и во всем доверять только ему? Иными словами, достаточно ли для полноценной деятельности только здравого смысла?
Стоит заметить, что здравый смысл, будучи тесно связанным с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных, незыблемых истин. Так, во времена Гомера полагали возможным существование людей с песьими головами. Это вызывало удивление, но не сомнение. Здравый смысл - явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние, однако все-таки с течением времени изменения происходят. Может быть, и неплохо, что в процессе непрерывного развития представлений о мире остаются неизменными некоторые области знаний, опирающихся не столько на науку, сколько на живой опыт предков.

ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. (Далее своеобразие эстетической деятельности будет обсуждаться специально. Здесь мы ограничимся указанием на познавательную сторону искусства.)
Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Но можно узнавать о прошлом и с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени.
В свое время литературный критик В. Г. Белинский называл роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, читатели знакомятся с различными сторонами жизни русского общества начала XIX в.
Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ.
Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Литературный рассказ о событии не является самим событием, но дает возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя. Мрамор не является живой плотью, но стоит «отсечь от глыбы лишнее», как утверждал великий скульптор Микеланджело, придать холодному камню форму художественного образа - и вот перед восхищенным зрителем мощное тело красавца атлета или озаренное светом мудрости лицо философа. Плоскость холста, использованного живописцем при помощи мастерства, цвета, линии, композиции, превращается в трехмерное пространство. Такое замещение одного предмета другим ведет свое начало от первобытного миросозерцания, согласно которому все вещи могут превращаться друг в друга. Один предмет может заменять собой другой, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.
В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла. Следование ему было необходимым условием художественной деятельности. В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т. е. творить мир по собственному представлению о нем. В XVIII в., когда бурно развивались знания о природе, художественная форма стала восприниматься как своеобразная организация, упорядоченность, подчиненная внутренним целям. Художник, познавая мир, преображал его в художественных образах. От Г. Гегеля ведет начало понимание искусства как «мышления в образах».
Г. Гегель писал, что образ стоит «посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью». Иными словами, образ помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли. Поясним это на примере.
У М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Поэт» находим образ: поэзия - «колокол на башне вечевой». Здесь сопоставляются далекие друг от друга реально существующие объекты. Но с помощью замещения одного другим появляется возможность открыть в поэзии такое свойство, как способность объединять людей, созывать их в минуты, важные для жизни, и т. д. Согласитесь, что можно написать множество книг на тему «Что такое поэзия», а можно предложить яркий образ, и многое делается яснее, проникновение в мир поэзии становится глубже. Вместе с тем объяснять словами смысл художественного образа непросто. При этом неизбежно происходит его обеднение, какие-то важные детали не переводятся на язык слов, остается тайна звучащего поэтического образа.
Поэту древности Гесиоду принадлежат слова: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду». Будучи идеальным, а не реальным объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций, которыми человек пользуется, познавая мир. Он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов. Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное. В нашем примере из Лермонтова несущественными являются конкретные характеристики колокола, для нас важно то назначение поэзии, которое найденный образ передает емко и глубоко.
С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом.
Итак, согласимся, что познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена как торжественное шествие к абсолютной истине, в ходе которого осуществляется прирост все новых и новых истин. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут уживаться с предрассудками и невежеством. Все это не отменяет значения научного познания, но лишь подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ НАУКА

Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование «паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т. д.). Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания. В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
Вероятно, было бы неверным считать, что все, что сегодня наука объяснить не может, - это область паранауки. Конечно, возможны прорывы на отдельных участках познания, обгоняющие развитие теорий. Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы. Но это не значит, что недобросовестное обращение с такими фактами дает право на отрицание их научной ценности. Подход к таким вопросам должен быть продуманным и объективным.
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации. Что такое сферическое биополе? Кто и как определил его сферичность? На какое расстояние оно распространяется? Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой? Но паранаука не стремится к ответам на эти бесконечные вопросы, она безапелляционно использует подобную формулу, объясняя с ее помощью причины болезней или другие проблемы человека.
Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе (это выглядит примерно так: «Я предложил новое лекарство от всех болезней, но фармацевтам объяснять этого не буду, поскольку они еще не доросли. Организуйте мне доклад перед президиумом Академии наук или выступление по телевидению на всю страну, иначе я слова не скажу»). Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. При этом паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
Заканчивая разговор о паранауке, отметим, что, хотя она иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 444 Фрунзенского административного района

Санкт-Петербурга

Конспект урока на тему

«Многообразие путей познания мира»

Вороновой

Татьяны Федоровны,

учителя обществознания

Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка к уроку

Урок составлен в соответствии с программой Л.Н. Боголюбова «Обществознание», (базовый уровень) и может быть проведен в 10 классе при изучении раздела «Человек и общество». Тема «Познание и знание».

Это интегрированный урок (Обществознание и Мировая Художественная Культура), урок закрепления и обобщения полученных знаний по теме: «Многообразие путей познания мира», их систематизации, а также формирования умений и навыков читать и интерпретировать различные тексты культуры.

Данная форма организации урока способствует тому, чтобы ученики учились одновременно применять имеющиеся знания в несколько измененной ситуации . Урок разработан с использованием многоканальной модели освоения культурного наследия, метода открытых вопросов и элементов технологии критического мышления.

Проведение данного урока целесообразно после изучения таких основополагающих понятий курса обществознания как общество, человек, человек, как духовное существо, многообразие видов деятельности человека, различные способы познания мира, а также рассмотрения важных философских и дискуссионных вопросов: «Что такое человек?», «Цели и смыслы жизни человека», «Истина», «Способы и пути познавательной деятельности человека», « о своеобразии различных способов познания мира»…

Уроки, посвященные проблемам познания, гносеологии кроме важного информационного значения не менее значимы с мировоззренческой точки зрения, поскольку и сегодня многие аспекты гносеологии по-прежнему не имеют однозначного ответа и носят дискуссионный характер. Кроме этого, особенно в последние годы, нередко происходит так называемое «социальное конструирование реальности» , в котором огромную роль играют многочисленные СМИ, растет влияние различных мифологических практик, околонаучных теорий, появляется много других способов манипулирования сознанием и поэтому достаточно остро стоит проблема осознанного восприятия и критической переработки массивов разнообразной информации.

Объективные трудности путей познания для ребят старших классов дополнительно усложняются субъективными. Это происходит в силу психологических особенностей подросткового возраста, социальной незрелости, большинству из них свойственен критический взгляд на мир, категоричность, иногда и безапелляционность суждений. Нередко молодые люди, желая до конца разобраться и познать то, что для них личностно значимо сегодня, наталкиваются на противоречивость, сложность, необъяснимость истины, которую они хотят узнать. Как удержаться от крайностей, дает ли современная наука абсолютные истины, почему до сих пор спорят «физики» и «лирики», что объединяет познание разных сторон окружающего мира и своего собственного «Я»? Эти вопросы, несомненно, вызывают неподдельный интерес у современных старшеклассников. Поэтому, представляется целесообразным акцентировать внимание учащихся на том, что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Сложно и, порой противоречиво сосуществуют, взаимодействуют и и оказывают влияние друг на друга научное и инонаучное знание.

Сложен, противоречив и неоднозначен путь познания. Сложность состоит том, что познание представляет собой разноплановый, многостадийный процесс, обусловленный многочисленными, не всегда объяснимыми причинами и условиями, которые постоянно происходят в пространстве и во времени. « Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой».

Итогом познания является получение объективных знаний, необходимых каждому человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, планировать и реализовывать свою деятельность, понимать происходящие события, прогнозировать будущее. Знания служат средством преобразования действительности, они возникают в процессе познания, состоящем из множества различных форм, этапов, уровней. В теории познания ученые выделяют, чувственное и рациональное познание, учитывают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Кроме этого научные сведения находятся в тесной взаимосвязи с житейскими представлениями, практическим опытом, народной мудростью, элементами мифологии, а также данными паранауки. Отдельной разновидностью познания является познание средствами искусства. Вся эта многоцветная палитра мира знаний существует и действует во взаимосвязи и взаимовлиянии. Учащимся предлагается, заранее, предварительно разделившись на группы, исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из аутентичного текста культуры – фрески работы , (созданной в 1495 1498 г.г. в в ), изображающей сцену со своими .

Ребятам рекомендуется использовать знания, полученные при изучении этого произведения искусства на уроках мировой художественной культуры, а также воспользоваться литературными источниками, Интернет-ресурсами и публикациями в СМИ.


Схематическая прорисовка «Тайной вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов

Цель урока:

    Проиллюстрировать на примере одного произведения искусства многообразие путей познания мира, сложность формирования и взаимовлияния научного и инонаучного знания.

Задачи:

Образовательные

    Обобщить, повторить и закрепить полученные знания по теме

    Показать значимость изучаемой темы (актуализация знаний) для следующей познавательной деятельности учащихся

Развивающие

    Содействовать развитию умений читать и интерпретировать различные тексты культуры

    Способствовать формированию навыков критичности восприятия информации из различных источников

    Формировать умения применять знания, полученные при изучении разных источников в контексте задания .

    Совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответов

Воспитывающие

    Способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе

    Содействовать формированию положительного отношения к изучаемому вопросу

    Помочь учащимся в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии

Оборудование: мультимедийная установка, репродукция фрески « Тайная вечеря», схематическая прорисовка «Тайной вечери» Леонардо да Винчи с именами апостолов, схема «Формы познания».

Опережающее задание: каждая группа, после консультации учителя готовит представление своего ответа на задание, (презентация, подготовка сообщений), написание синквейна.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Тема урока: «Многообразие путей познания мира».

«Сперва изучай науку»

«а затем на практике следуй указаниям, данным тебе наукой»…

«Один опыт, чистый эмпиризм – недостаточен:

опыт должен опираться на размышление.

«Художники, прежде всего, изучайте науку»

Вступительное слово учителя:

Познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена, как восходящее стремление к абсолютной истине, в ходе которого появляются все новые и новые истины. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования и ошибки. Передовые научные знания существуют одновременно невежеством, а часто даже с предрассудками. Поэтому, не уменьшая огромного значения научного познания, признано, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности. Наука, в своем развитии прошла очень сложный путь. Во все времена были и открытия и ошибки и откаты и заблуждения, нередко на пути к получению достоверного знания встречалась ложь, но во все времена рождались и творили гении, появлялись новаторские приемы, бессмертные произведения, которые не оставляют людей равнодушными до сих пор.

Леонардо да Винчи является одним из величайших деятелей эпохи Возрождения, а также – всей истории человечества. Широко известны его достижения в области изобразительного искусства, инженерно-технические разработки, открытия в естествознании. Однако помимо всего этого, Леонардо да Винчи внес значительный вклад в осмысление общих принципов научного познания. Его философские идеи могут эффективно использоваться в рамках современной методологии научного знания, приобретают особую актуальность в свете тех дискуссий, которые ведутся в начале нового тысячелетия.

Многообразие интересов Леонардо - художника, экспериментатора, изобретателя, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную сущность. Самое главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

Вы заранее, разделившись на группы, должны были исследовать различные виды знания, которые можно прочесть из известного произведения искусства эпохи Возрождения, фрески работы . Вам рекомендовалось использовать знания, полученные при изучении фрески «Тайная вечеря» на уроках мировой художественной культуры, представления о методах и способах научного познания, полученные Вами при изучении таких школьных предметов, как физика, биология, химия, математика и обществознание. Вы имели возможность получить необходимые консультации учителей Мировой художественной культуры и обществознания, воспользоваться Интернет-ресурсами и литературными источниками, публикациями в СМИ.

Группа 1. Научное знание

Задание:

    Почему р оспись стала вехой в истории ? Какие научные знания – открытия несет в себе это произведение искусства? В чем принципиальная новизна организации пространства в этом творении Леонардо?

    В чем состоит особенность техники написания Фрески? Какие методы научного познания использовал автор при создании своего произведения? Какие уровни научного познания подтверждает и показывает своей работой Леонардо?

    Принцип «Золотого сечения» в «Тайной вечере», Леонардо? Какие методы рационального познания декларировал и использовал в своей деятельности Леонардо до Винчи?

    Какие утверждения, касающиеся получения истинного знания, сформулированные Леонардо актуальны и сегодня?

    В чем сложность и противоречивость научного знания Леонардо?

    Составьте синквейн по теме « Научное знание».

Группа 2. Искусство.

Задание:

    Почему так важна эта фреска для современного человека, и для молодого человека Вашего возраста?

    Какие «вечные» вопросы, касающиеся каждого человека, молодого человека Вашего возраста ставит Леонардо да Винчи в этой работе?

    Что придает неповторимый характер "Тайной вечере”?

    В чем уникальность композиции фрески?

    Составьте синквейн по теме « Познание мира средствами искусства».

Группа 3. Религиозное знание

Задание:

    Какое событие Евангелия, согласно библейскому знанию изображено на Тайной вечере Леонардо да Винчи?

    Об установлении какого главного таинства на Тайной вечере достаточно подробно свидетельствует Евангелие от Матфея?

    Какие еще чины совершаются в Православной Церкви в Великий четверг?

    Только ли религиозное таинство изображено на фреске Леонардо?

    Составьте синквейн по теме «Религиозное знание».

Группа 4. Паранаучное знание

Задание:

    Какие предсказания, по мнению современных исследователей наследия Леонардо, зашифрованы в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

    Какой математико-астрологический шифр, составленный Леонардо, разгадывают современные исследователи его творчества?

    Что приписывается символике отдельных деталей изображения? Какие еще гипотезы, по мнению современных исследователей творчества Леонардо да Винчи, ждут своего подтверждения?

    Какие мифы сопровождают и сегодня Тайную вечерю Леонардо да Винчи?

    «Код да Винчи» Дэна Брауна и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?

    Кто из исследователей наследия Леонардо в России претендует на то, что именно он разгадал тайну «Джоконды» и придумал термин «Код да Винчи»

    Составьте синквейн по теме «Паранаучное знание».

3 . Подведение итогов:

При подведении итогов школьникам предлагается проанализировать свои наблюдения о специфике познания мира с помощью художественного образа, сделать акцент на искусстве, как одном из важнейших способов познания мира, а также понять, как сложен, многообразен и противоречив путь познания. При представлении работы, при ответах на вопросы учителя и одноклассников необходимо обязательное использование основных понятий темы, обществоведческих терминов в контексте ответа.

Заключительное слово учителя .

Наша совместная работа показала, насколько сложно и противоречиво познание мира, какой долгий и нелегкий путь проходит человечество, на пути постижения истинного знания. И как сложно постичь и достичь абсолютную истину. Сегодняшний наш урок подтверждает что, действительно, человеческое знание, в своем развитии прошло очень нелегкий путь и современные проблемы и загадки появились не сейчас, а сопровождают человечество на всем пути общественного развития. Очевидна значимость всех методов познания, и при этом сложно переоценить значение познания методами искусства. Какой огромный вклад вносят творения великих мастеров в осознание мира, и творчество великого Леонардо да Винчи ярчайший этому пример.

Удивительно, как часто, сегодня, современные деятели культуры, науки и искусства обращаются к творческому наследию Леонардо.

В литературе, в современном романе Дэна Брауна « » анализ фрески помогает в решении загадки убийства Жака Соньера. Литературная версия продолжается в кинематографе: в художественном фильме « ». Главные герои находят свои лица на фреске в документальном фильме « ». Сюжет фрески пародируется в мультсериале « ». В киноверсии рок оперы , участники тайной вечери повторяют позы апостолов . Фреска показана в документальном сериале « ». Во вступлении фильма « », в прощальной вечеринке воссоздаётся Тайная вечеря. Все эти современные произведения созданы с 2003 по 2009год. Фреска не оставляет равнодушными ни деятелей культуры и искусства, ни обычных людей, которые жаждут прикоснуться к этому произведению, ни многочисленных во всем мире исследователей творческого наследия великого Леонардо. А самый главный результат нашего урока, это то, что Вы поняли и сравнили, как мало Вы могли сказать о фреске Леонардо до начала нашей работы, и сколько нового и интересного Вы узнали и можете теперь рассказать об этой работе.

4. Домашнее задание:

Написать эссе на тему любого высказывания

1. «Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, входящий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наукаполководец, а практика - солдаты».

2. «Художники, прежде всего, изучайте науку».

Список используемой литературы

    Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Наблюдения. Размышления. Научно-методический сборник. – СПб, Невский Диалект. 2006. –400с. Илл. Составитель А.Д. Раппопорт. Общая редакция Л.М. Ванюшкина

    Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2008.–237с.

    Обществознание. Базовый уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение, 2010.– 351с.

    Обществознание. Базовый уровень 10-11 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н.Лазебникова. М. OO О Астрель. 2004.– 398 с.

    Обществознание. Профильный уровень 10 класс. Учебник для образовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов. М. Просвещение,2007.– 406 с.

    Аникин М.А. « Леонардо да Винчи или богословие в красках » (СПб. 2000 г.)

    Аникин М.А. « О скрытых сюжетах и смыслах в европейском изобразительном искусстве» (СПб. 2011)

    Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М.: Искусство, 1990. – 415с. Илл.

    Гастев А.Л. Леонардо да Винчи. М., 1984

    Гелб, М. Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. М., 1961.

    Гуковский М.А., Леонардо да Винчи, Л. - М., 1967.

    Зубов В.П., Леонардо да Винчи, М. - Л.1961.

    Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Переводы, статьи, комментарии. В 2 т. Т.1.- СПб., М., 2000, с. 89

    Манфред Христ. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и «новое открытие христианства».



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков