м. гаршин «сказка о жабе и розе

м. гаршин «сказка о жабе и розе

24.02.2024

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.

Ответы к стр. 43 — 44

1. Докажи, что прочитанное тобой произведение В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» — это сказка.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

2. Напиши синквейн о лягушке-путешественнице или просто о лягушке.

Лягушка;
Большая, толстая;
Соображает, болтает, хвастает;
Изобретает необыкновенный способ летать;
Путешественница.

3. Проверь себя: внимательно ли прочитана сказка «Лягушка-путешественница». Ответь на вопросы теста.

1. Где жила лягушка-квакушка?

V в болоте

2. Чем наслаждалась лягушка, сидя на коряге?

V тёплым дождиком

3. Для чего утки прервали полёт?

V чтобы поесть

4. Что особенно интересовало лягушку в разговоре о далёком юге?

V много ли там мошек и комаров

5. Как утки объяснили своё желание лететь на юг?

V Тут холодно!

6. Сколько времени понадобилось лягушке, чтобы придумать способ путешествия?

V пять минут

7. Какие расстояния должны были преодолеть утки?

V три тысячи вёрст

8. Чем прицепилась лягушка к прутику?

V ртом

9. Почему лягушка отцепилась от прутика?

V она закричала

10. Куда упала лягушка-путешественница?

V в грязный пруд

4. Как ты думаешь, почему лягушка решила отправиться в далёкое путешествие?

Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке и захотелось лететь с ними .

5. Говорят: «Хвастовство само себя наказывает». А ты как считаешь? Объясни. Напиши об этом: вспомни случай из жизни или придумай смешную историю.

Хвастливая секвойя

В тропическом лесу на берегу моря росла секвойя. Она очень любила хвастаться:
- Я — самое красивое дерево! — кричала секвойя утром.
- Я — самое сильное дерево! — шумела она днём.
- Я — вечнозелёное дерево! Я не боюсь ни солнца, ни ветра, ни дождя! — твердила секвойя вечером.
Даже ночью, когда все деревья в лесу засыпали, секвойя не уставала твердить: «Я — самое… Я не боюсь… Я…» И так её распирала гордость за свои превосходства, что тянулась она всё выше и выше и не могла остановиться. Выросла секвойя выше всех деревьев.
- Я — самое высокое дерево! — глядя с высоты на другие деревья, не переставала хвастаться секвойя.
И от радости, что стала самой-самой, начала раскачиваться из стороны в сторону. Но тут ствол секвойи не выдержал этой хвастливой пляски и сломался.
С этого дня секвойи перестали хвастаться, но по-прежнему упорно растут ввысь, стараясь стать самыми высокими деревьями.

Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Текст- описание в содержании художественного произведения.(второй урок)

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»;формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности; формировать умение доказывать свое мнение, правильно строить речь; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; расширять кругозор и словарный запас.

2.Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.

3.Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу; воспитывать любовь к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.

Планируемые результаты:

себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном

чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе

с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей

работы на уроке;

Познавательные : анализ художественного текста, выделение в нём

основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания

собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение

ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и

целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста

учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе

(распределение обязанностей, составление плана совместных действий,

умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей(красота

человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой

жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества

В.М.Гаршина.

Оборудование: презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2.Речевая разминка. Слайд 1

« Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.»

*Чтение стихотворение с разными интонациями.

3.Проверка домашнего задания.

О чём это стихотворение?

В каком произведении говорится о этих же героях?

С каким произведением знакомились на прошлом уроке?

Что было задано на дом?

Вы должны были приготовить сообщения о интересных фактах из жизни В.М.Гаршина.

*Сообщения детей о Гаршине. Слайд 2

Петербурге. Детство у него не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали».Посмотрите на эти картины, найдите сходство. Слайд 3

Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок.

С какой сказкой Всеволода Михайловича мы познакомились в 3 классе? («Лягушка-путешественница»)

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились на прошлом уроке.

* Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.

Ребята, понравилась ли вам музыка?

Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость - композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Слайд 4 Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.

4.Работа по теме.

1)Самоопределение к деятельности.

Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать В.М. Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Сформулируйте тему урока.

2) .Работа с текстом (над содержанием сказки).

Где происходят события, описанные в сказке?

Какие это пространства? (Цветник и дом)

Какое пространство или место можно назвать природным? (цветник), а бытовым (дом)?

Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом. (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).

(Роза расвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).

А так ли некрасив был этот цветник?

Прочитайте 2 абзац.

Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже.Он приобрел свою индивидуальность).

Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста. (...Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)

Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик)

Что такое роза?(Роза – это красивый цветок с приятным ароматом . Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. Слайд 5

Как среди такой красоты выглядела роза? (Она выглядела торжественной и прекрасной).

Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте 3 абзац.

(Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.

Каким изобразил Гаршин майское утро? (Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).

Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.

Отчего плачет роза?(Она плачет от счастья.Ведь она дарит красоту миру).

Что такое синоним?

Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности. (Милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).

А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.(Она молилась).

О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом. (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).

Какой персонаж в сказочной истории изображает зло? (Жаба) Слайд 6

К какому классу животных относится жаба? (Класс земноводных.)

Что это за животные?

*Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста.

Прочитайте описание жабы.

Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?

(Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).

Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.

(Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная...).

Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет...

А о чем мечтала жаба? (Поесть и отдохнуть).

Перед вами изображения розы и жабы . Слайд 7

Соедините стрелочками с каждым из этих героев определения, которые к ним относятся.

3)Физкультминутка Слайды 8-9

Перенесёмся в другое пространство – дом.

Почему Гаршин упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? -Что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает)

Кто же главный обитатель цветника, его хозяин?

Найдите слова, которые характеризуют мальчика.

Как вы понимаете слово кроткий? (Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать.)

Можно ли розу назвать кроткой? Почему? (Можно, потому что она тоже смиряется с тем, в каких условиях она живет.)

Какое чувство вызывает мальчик у читателя? (сочувствует, жалеет)

О чём читал мальчик в книгах?

Почему ему нравились именно эти книги? (он мечтал о приключениях, нравились сильные люди)

Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.

Что почувствовала жаба, увидев прекрасный цветок? (понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?)

Почему она этого не сделала?

О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба?(Господи!Хоть бы умереть другой смертью)

* Сравнение, нахождение общего у героев разного плана.

Можно ли провести аналогию с кем-нибудь?(С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни)

Почему роза тогда «бледное создание»?(От страха)

Давайте вернёмся в пространство дом.

Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть.

Он боялся умирать? Зачем ему была роза?

Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

(Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду.Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.

Какой последний долг исполнила роза?

*Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого розаимела большое значение.

Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной?

(Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)

Забыли ли розу после этого случая?(Нет, ее засушилии, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)

Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

Что символизирует роза?(доброту, красоту, душевную чистоту)

Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

Кто одержал победу в этом поединке и почему? (Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне).

А что случилось с розой? Она умерла?

В чём же основная мысль сказки?

Почему возникла идея о написании сказки?

4). Тест по проверке знания содержания и идеи сказки

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) её гибель была неизбежна

В) она украсила последние минуты жизни мальчика

5. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба

Взаимопроверка результатов теста по ключу: Слайд 10

1 - А

2 - Б

3 – В

4 – В

5 – А

8. Домашнее задание:

  1. Основное – ответить на вопросы в конце сказки. Выразительное чтение и пересказ.
  2. Творческое – придумайте жизненную ситуацию, которая могла бы привести к созданию подобной сказки. Вспомните историю создания сказки.

« В жизни по-разному можно жить

В горе можно, и в радости

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать, и, не помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Спасибо за урок!


Урок 50

Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и содержанием его произведения «Сказка о жабе и розе»;

научатся: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев, из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием

Образовательные ресурсы : портрет писателя, выставка книг с произведениями В. М. Гаршина, поделки «Роза», выполненные на уроках трудового обучения, привлекательное изображение жабы

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Учитель может приготовить дипломы, медальки не только за лучшее содержание сказки, но и за оригинальный сюжет, за необычное, интересное оформление и т. д.

Проверку домашнего задания можно провести в виде книжной выставки и конкурса на самую интересную, самую оригинальную, самую поучительную сказку.

Ученики не просто читают свои сказки, а «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читая по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили совершить путешествие именно в часы
(компьютер, игрушку и т. п.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные
слова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку.

Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки?

Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Сказка – произведение фольклора, повествующее о чем-нибудь необычном, невероятном.

Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

Фиксируют на доске интересные формулировки.

«Узнать, какая роза…», «Что произошло с героями…», «Узнать, какая это сказка…», «Почему жаба общается с розой?»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Знаком-ство с жизнью и творчеством
В. М. Гар-шина

Рассказывает о творчестве В. М. Гаршина.

Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя.

Его главными жизненными принципами стано-вится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убежден в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слезы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире.

Читая сегодня его «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами

Слушают учителя. Задают вопросы

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

IV. Первичное чтение сказки

Организует знакомство с текстом сказки. Задает вопросы после чтения.

Понравилась вам сказка?

Какое впечатление она на вас произвела?

Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

Что вас больше всего поразило в произведении?

Каким вам показался Вася?

Как мальчик вел свои наблюдения?

Как это его характеризует?

Какие чувства вы испытываете к Васе?

Какой вы представляете Машу?

Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.

Какой вы представляете розу? Какова была роза? Прочитайте, как писатель передает внешний вид
розы.

Почему роза «чувствовала, что ее срезали недаром»?

Что можете сказать о жабе? Почему жаба хотела уничтожить розу?

Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы.

Как вы думаете, что позволило писателю назвать эту историю сказкой?

О чем это произведение? В чем его главный смысл?

На уроках технологии вы выполняли поделку «Роза», а прежде чем приступить к этой работе, мы с вами рассмотрели очень много фотографий различных роз. Используя свои знания, наблюдения, скажите: какой это цветок – роза

Читают вслух по цепочке текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Главное для розы – СЧАСТЬЕ ЖИТЬ. Нам помогает понять счастье розы ее аромат

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

V. Чтение сказки с анализом

Организует выборочное чтение текста и анализ по частям.

Где росла роза? Как вы представляете садик? Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

Выберите действия розы. Кому обычно принадлежат такие действия?

Выберите эпитеты в описании розы. Что источала роза?

Выберите описание жабы. Какое впечатление производит жаба? С помощью каких слов автор добивается такого ощущения?

Прочитайте отрывок – описание жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Что для этого необходимо учитывать?

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Роза росла в старом тенистом саду. В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

Распускалась, раскрывала, точно плакала, уви-дела небо, почувствовала. Такие действия принадлежат человеку. Запах был словами, слезами, молитвой.

Читают по тексту: «…На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…» и т. д.

Отталкивающее, отвратительное. Плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.

VI. Работа
в группах

Организует работу в группах.

Составьте рассказ о героях сказки.

1-я группа – о розе.

2-я группа – о жабе.

3-я группа – о детях.

Организует презентацию работы групп, проводит анализ выступлений

Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу. Каждая группа готовит в течение 6 минут рассказ об одном из героев. Работают по правилу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода

Уметь слушать
в соответствии с целевой установкой

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить пересказ: 1-й ряд – от имени розы; 2-й ряд – от имени жабы; 3-й – ряд от имени мальчика

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод сказки произвел на вас особенное впечатление? Почему?

Сколько сюжетов в этой сказке?

Что позволило писателю назвать эту историю
сказкой?

Соответствует ли изображение жабы на рисунке жабе из этой сказки? Почему?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Два сюжета: первый о розе и жабе, второй –
о брате и сестре

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Ответы к школьным учебникам

Свою историю назвать сказкой Гаршину позволило то, что в ней действуют кроме девушки и мальчика сказочные персонажи - жаба и роза, которые ведут себя, как мыслящие существа, как люди.

Автор описывает внешний вид розы такими словами: нежный и роскошный бледный цветок, она могла разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой, душистое и прекрасное создание. Жабу автор характеризует такими фразами: жирная старая, с плоским брюхом, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, отставив одну безобразную лапу в сторону; увидела цветок своими злыми и безобразными глазами.

3. Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?

Автор пишет, что роза видела вокруг только хорошее, прекрасное, голубое небо, сиявшее в небе солнце, она не могла говорить, только плакать и благоухать, распускать свои прекрасные лепестки. А жаба не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде, только ела и спала, а еще хотела съесть розу. Когда жаба впервые увидела розу, в ее сердце зашевелилась что-то, ей понравилась роза, она захотела быть поближе к душистому прекрасному цветку, но поскольку она от природы была злой, свое восхищение розой она перепутала с желанием ее съесть и сказала: «Я тебя слопаю!» и стала всеми силами стремиться исполнить свое обещание.

4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.

Да, можно сказать, что роза и жаба противопоставлены друг другу. Роза любит свет, солнце, все вокруг, а жаба, наоборот, все вокруг ненавидит. Роза - само воплощение красоты, совершенства формы и содержания, жаба - олицетворение зла, всего ужасного, скверного, мерзкого. Вокруг розы было хорошо, чисто и ясно, жаба выбирал местечко потенистее и посырее. «Роза росла и красовалась». «Бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветки куста».

5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор? Прочитай. Как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?

К мальчику автор относится с состраданием. Это был «маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник... Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель...».

6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

Писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика потому что судьбы их похожи: они мало жили, они были обречены на короткое пребывание на этом свете, мальчик из-за болезни, роза потому, что быстро отцветает. Оба они прекрасны, добры и несчастны. К мальчику подбиралась страшная болезнь, к розе - ужасная жаба.

7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

Произведение Гаршина проникнуто светлой грустью.

8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Основная мысль произведения: как недолог век прекрасного, как коротка жизнь человека, какой прекрасный след в душах окружающих оставляют прекрасные трогательные создания, если приносили радость своим существованием и так скоропостижно покинули тех, кто их любил.

9. Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.

«Сказке о жабе и розе» можно дать и другое название, например, «История, которую поведал высушенный цветок розы». Это второе название взято из произведения, почти такими словами заканчивается история о жабе и розе, кроме того, это название подходит и потому, что предполагает сказочную историю, ведь поведает ее роза - загадочный и сказочный персонаж, что обещает вымышленный сюжет и наличие вымышленных персонажей.

10. Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.

Список произведений Гаршина: «Медведь», «Красный цветок», «Лягушка-путешественница», «Сказание о гордом Аггее».



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков