Как ухаживать за системой охлаждения авто и выбрать надежный антифриз. Как выбрать антифриз

Как ухаживать за системой охлаждения авто и выбрать надежный антифриз. Как выбрать антифриз

Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать

Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол – разные названия жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения - «тосол», название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза». Слово «антифриз» просто является траслитерацией от английского «antifreeze» - немерзнущий. А термин «охлаждающая жидкость» самый точный для обозначения подобных составов. По-немецки, охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.

Для чего нужен и как работает антифриз? Чем отличаются антифризы?

Функции современных автомобильных антифризов довольно обширны:

  1. Прежде всего, это отвод тепла от двигателя и от автоматической коробки передач .
  2. Отопление салона в холодное время года , создание комфортного микроклимата в салоне.
  3. Весьма важная функция, антикоррозионная защита всей системы охлаждения .

ВАЖНО ЗНАТЬ! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза и его стоимости!

С функцией отвода тепла и обогрева все примерно ясно, жидкость отбирает или передает тепло твердому телу, радиатору или рубашке охлаждения двигателя, процесс исследован и четко описывается математически. А вот с антикоррозионной защитой все намного сложнее.

Система охлаждения включает в себя самые разные материалы: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резину и другие эластомерные материалы. И каждый материал нуждается в своем виде защиты, причем на длительное время. Все автомобильные антифризы имеют один основной низкозамерзающий компонент, это моноэтиленгликоль , который в смеси с водой в разных пропорциях обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.

Различия между антифризами состоят в использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Различные пакеты присадок имеют разные принципы антикоррозионной защиты, разную совместимость с материалами и различные сроки службы.

Именно поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и свои условия эксплуатации. Далеко не все антифризы совместимы между собой именно из-за разницы в присадках.

Чем отличаются разные марки антифризов? Можно ли выбирать самый дешевый антифриз?

Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?

Как мы уже сказали выше, одной из важней функций антифриза является антикоррозионная защита всей системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. Именно качество и количество присадок, во многом, отвечает за стоимость антифриза.

Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая самый дешевый продукт на полке. Выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым вы доверяете, и которые используют только проверенные высококачественные пакеты антикоррозийных присадок.

Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно .

Виды антифризов

Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Наиболее часто употребляемый широким потребителем критерий – «по цвету».

Виды антифризов по цвету. Можно ли выбирать антифриз по цвету

Антифризы отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.

В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а, к примеру, в Европе они не применяются. В Японии используют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой. Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами, с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого делается двигатели и радиаторы. Как любая техническая жидкость, антифриз должен быть окрашен, но выбор цвета ничего не говорит о самом антифризе.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Выбор антифриза по цвету – самое большое заблуждение покупателя, которое может привести к крайне серьезным негативным последствиям!

Правильная классификация антифризов. Виды антифризов.

Существует масса комбинаций и цветов антифриза, что может легко ввести автомобилиста в заблуждение. Однако систематизация вполне возможна. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей можно разделить на несколько групп и подгрупп.

1. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными, так как содержат силикаты: могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые - одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:

а) североамериканского типа
б) европейского типа

В североамериканских антифризах присутствуют фосфаты, в то время как в европейских их применение запрещено. Европейские также не содержат аминов, а некоторые еще и нитритов. В североамериканских также существует небольшая подгруппа так называемых Low Silicate Formula, т.е. антифризов с пониженным содержанием силикатов. Стоит отметить, что у большинства современных антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, и они могут рассматриваться как аналог американских Low Silicate Formula.

На этикетке антифризов силикатного типа можно увидеть маркировку G11 или G48.

2. ОРГАНИЧЕСКИЕ антифризы . Используют карбоксилатны (органические кислоты) в качестве основного ингибитора коррозии. Они тоже бывают разными, и по составу и по цвету:

а) G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу они практически идентичны, а также идентичны антифризам Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является то, что все они содержат, в основном, два типа карбоксилатных кислот (может быть и больше), но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов.

б) Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.

3. ЛОБРИДНЫЕ (G40) . В них используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC ) и небольшое количество силикатов. Несмотря на то, что данный тип антифриза не содержит фосфатов, на самом деле они присутствуют, только в совсем незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, а также зеленый и оранжевый.

Здесь много нюансов: все зависит от того, каким автопроизводителем используется, модели автомобиля и даже от заливки: конвейер или сервис.

Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

Как правильно выбрать антифриз? Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?

Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету!

Самое правильное – использование продукта, залитого при производстве автомобиля. Его обозначение, класс антифриза, вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Не следует обращать внимание на цвет антифриза, например, один и тот же антифриз итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный и желтый цвета.

Антифриз следует выбирать исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!

Что делать, если вы не знаете, какой антифриз залит в машине

Если вы не знаете или не помните, какой именно антифриз залит сейчас в машине (например, предыдущим автовладельцем, мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить сорт антифриза и, при необходимости, доливать только этот сорт.

Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то следует долить дистиллированной воды, она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.

Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это совершенно недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве и это ровным счетом ничего не говорит о его рабочих качествах.

Поэтому, при смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из самых опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.

Возможные последствия и неприятности от смешивания антифризов от разных производителей могут быть очень печальными:

  1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
  2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
  3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
  4. Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.

Как правильно менять антифриз?

Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!

Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем вам определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение менее 0,2 см., то не расстраивайтесь – воспользуйтесь . Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, которая не забьет каналы и сливается вместе с антифризом в случае необходимости. Мы рекомендуем воспользоваться .

Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:

  1. Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
  2. Слить антифриз из современного автомобиля задача для профессионала. Достаточно часто автомобиль не имеет специальных сливных пробок, обычно расположенных на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
  3. Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через пробку расширительного бачка.

Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии. Разбавляя 1:1 европейский концентрат вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллики льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в несколько более высокой пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, однако допускается использование и чистой водопроводной воды.

Если перед заменой антифриза использовалась , то нужно учитывать, что в системе охлаждения есть остаток промывочной воды и надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения системы. Так вы получите наиболее правильную концентрацию.

Вы можете заменить любой антифриз на , этот антифриз выпускается и как концентрат, и как готовый к применению антифриз до -40°С, что оптимально для Российских условий.

ИТОГ

Не выбирайте антифриз по цвету! Самое важное – это спецификация производителя. Старайтесь избегать самых дешевых антифризов. Выбирайте антифризы только проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать . Данные антифризы великолепно выполняют свои функции по отводу тепла от двигателя, а также содержат наилучшие дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.

Антифриз можно купить почти в любом магазине. Это вещество очень востребовано владельцами автомобилей. Однако не каждый знает, что представляет собой антифриз, какие виды этого вещества существуют и для чего он предназначен. Знание некоторых деталей и особенностей обязательно для каждого владельца машины.

Что такое антифриз

Антифризом называют специальную жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя. Фото: mitlis.ru

Это вещество состоит из нескольких компонентов:

  • воды;
  • технического спирта;
  • различных присадок.

Охлаждающую роль может выполнять и обыкновенная вода, однако антифриз имеет очень много преимуществ.
Температура его замерзания гораздо ниже чем у воды. Это вещество при замерзании расширяется незначительный процент. Расширение в такой степени не может навредить деталям машины. В случае использования воды, ее замерзание непременно приведет к печальным последствиям.
Благодаря содержанию присадок, специальное вещество получает антикоррозионное, антикавитационное, антипенное свойства.

Температура закипания антифриза почти в 2 раза выше, чем у воды. Это преимущество избавляет от постоянного перегревания автомобиля в жаркий летний сезон.

Какие виды существуют

Антифриз – общее название всех охлаждающих жидкостей. Их огромное разнообразие. В качестве охлаждающей жидкости изначально использовали простую воду. Затем ее заменили раствором воды и соли. Прототип современного антифриза был создан в 1930 году. Охлаждающую роль начал выполнять этиленгликоль. В дальнейшем к нему добавили различные присадки.

Сегодня в магазине можно наткнуться на огромное разнообразие антифризом. Они отличаются своим составом, цветом и сроком службы.

По своему составу они бывают:

  • силикатными;
  • карбоксилатными;
  • гибридными.

Каждый вид имеет свои особенности и характеристики.

  • Силикатные содержат соли неорганических кислот. Они являются основными присадками данного типа охлаждающей жидкости. Отрицательной характеристикой подобной жидкости заключается в образовании налета. Соли со временем образуют тонкую пленку налета. Она оседает и не дает системе полноценно работать. Что приводит к нагреванию мотора машины, следовательно, к большему потреблению им масла, топлива.
  • В карбоксилатном типе кислоты органические. Этот вид антифриза обозначается следующим образом — G12 или G12+. Органические кислоты, в отличие от неорганических, не образуют накипи и налета. Этот тип способен прослужить около 5 лет. Карбоксилатные антифризы имеют антикоррозионные и антикавитационные свойства.
  • Гибридный тип содержит в себе как органические, так и неорганические кислоты. Этот тип обозначают – G11. Этот тип комбинирует в себе положительные и отрицательные свойства двух предыдущих видов.

Новинкой среди охлаждающих средств является лобрид антифриз — G12++ и G13. Он содержит органическую основу и минеральные добавки. Благодаря уникальному составу это вещество способно прослужить до 100 000 км пробега.

Самым лучшим на сегодняшний день является глицериновый антифриз. Вместо этиленгликоля в нем использован глицерин. Такой вариант используется для дорогостоящих автомобилей. Фото: nextmedia.com.au

Самым распространенным и популярным, хотя не очень качественным является Традиционный антифриз. Срок его службы не более 2 лет. Этот тип не выдерживает высокой температуры. Он начинает кипеть при 105 градусах по Цельсию. Из Традиционных антифризов наиболее известен тосол.

Антифризы отличаются друг от друга и цветовой окраской. На самом деле цвет вещества никак не обусловлен его составом или качеством. Определенный цвет закреплен за конкретным производителем.

Как его выбрать и когда использовать

Использовать антифриз нужно и в зимнее, и в летнее время года. Он имеет особенные свойства, полезные как в холодную погоду, так и жаркую. Если зимой антифриза обязательно используется, поскольку не замерзает на самом суровом морозе, летом его следует заливать в автомобиль, чтобы предотвратить перегревание двигателя. Особенная жидкость имеет высокую температуру закипания – около 200 градусов по Цельсию. Если летом можно обойтись использованием воды, то зимой ни в коем случае не стоит рисковать. Нужно заменить воду на специальную жидкость с похолоданием погоды.

В холодное время года безопасен только антифриз. Опасно использование и смеси воды с антифризом.


Правила выбора

При выборе охлаждающей жидкости следует руководствоваться качественными особенностями каждого вида. Наличие различных присадок значительно влияет на качество и на срок службы жидкости.

В охлаждающих средствах группы G11 процент присадок не велик. Это влияет на качество продукции. Она не способна защитить от накипи, коррозии. Срок службы этого типа вещества на превышает 2 года. В случае больших пробегов срок службы может сократиться до 6-и месяцев.

Антифризы G12 имеют более долгий срок службы. Их можно не заменять на протяжении 4-х и даже 5-и лет.

В таких жидкостях содержится достаточное количество различных присадок. Они защищают автомобиль и улучшают качественные характеристики продукции. Фото: авто-звука.net

Карбоновые охлаждающие средства без замены способны прослужить минимум 5 лет. Их минус заключается в абсолютной несовместимости с каким-либо иным видом.

При выборе антифриза необходимо придерживаться рекомендаций производителя автомобиля. Сегодня есть возможность широкого выбора товара. Отечественные производители ничем не уступают зарубежным. Их продукция также успешна и востребована.
Важно купить качественную жидкость. Она не должна иметь мутный оттенок, сомнительный производитель и дешевую цену. Антифриз не должен иметь запаха. Он плохо пенится. При несоответствии характеристик, следует отказаться от его использования.

Особенности и предостережения

Всегда возникает необходимость дополнить охлаждающую жидкость. Для этого следует приобрести новый антифриз именно того же типа, который уже залит в автомобиль. Следует остерегаться смешивания разного типа жидкостей, даже если они одного цвета. Крайне запрещено смешивать антифризы G12 и G11. Они несовместимы.

Жидкости G12+ допускают смешивание с двумя иными типами.

Добавлять воду на антифриз не рекомендуется, тем более в холодное время года. Смешать эти жидкости можно лишь на короткое время. Через некоторое время необходимо непременно слить всю смесь и залить антифриз. Следует помнить, что добавление воды значительно снижает градус замерзания, закипания смеси. Теряются и защитные свойства.

О том, чем отличаются друг от друга охлаждающие жидкости вы узнаете из этого видео:

Итог

Антифриз предназначен для охлаждения автомобиля. Существует 3 основных типа жидкости. Они отличаются содержанием и сроком службы. Выбирая специальную жидкость нужно учесть качественные особенности, цену и производителя. Приобретенный товар не должен быть мутным, иметь запах. Цвет антифриза во время эксплуатации не должен кардинально изменяться. Допустимо незначительное потемнение.
Смешивание жидкостей различного типа недопустимы и может быть опасным. Допустимо разбавление дистиллированной водой. Делать это можно только летом, на короткий промежуток времени. Антифризы одного оттенка не всегда идентичны. При выборе эта характеристика совершенно неважна.

Не секрет, что система охлаждения является важнейшим из элементов двигателя внутреннего сгорания, от которого напрямую зависит работоспособность силового агрегата. Основная функция системы заключается в отводе излишков тепла, выделяемого при сгорании топлива. Неправильный температурный режим работы ДВС может привести к сокращению срока его службы, а сильный перегрев – к полному выходу из строя. Система охлаждения поглощает около 30% всей генерируемой двигателем энергии (остальная часть расходуется на эффективную работу или выводится через систему выпуска отработавших газов).

Что такое антифриз

Следить за нормальным функционированием системы охлаждения важно по той причине, что до 40% возникающих в ДВС неисправностей так или иначе связано с нарушением ее работы. Эффективный отвод тепла от деталей двигателя обеспечивается целым рядом работающих в связке механизмов. Но все же одна из ключевых ролей отведена теплоносителю – жидкости, циркулирующей в охлаждающем контуре и непосредственно соприкасающейся с нагретыми поверхностями.

Заливаемое в систему охлаждения вещество получило название антифриз. Собственно, этот термин применим к жидкостям, используемым в самых разных устройствах и отраслях. В этой статье мы уделим внимание автомобильным антифризам, рассчитанным на применение в силовых установках транспортных средств.

Требования, предъявляемые к антифризам

В связи с тем, что на автомобильный антифриз возложена очень важная функция, а условия его работы достаточно тяжелые, к нему предъявляются жесткие требования. Основополагающими являются следующие:

  • Высокая теплоемкость и теплопроводность;
  • Низкая температура замерзания (антифриз должен сохранять свое жидкое состояние даже при очень низких температурах);
  • Малая вязкость в широком диапазоне температур (жидкость должна свободно циркулировать по «рубашке» охлаждения двигателя и при этом обеспечивать хорошую теплопередачу);
  • Высокая температура кипения (нормальная работа при обычных температурных режимах двигателя);
  • Малая вспениваемость;
  • Хорошие антикоррозионные свойства (антифриз не должен способствовать разрушению деталей двигателя);
  • Нейтральность к эластомерам (совместимость с резинотехническими изделиями);
  • Безвредность для окружающей среды.

Состав и технология производства автомобильных антифризов

Первые антифризы появились в 20-х гг прошлого века, и, что удивительно, их состав мало изменился за прошедшие десятки лет. Основу подавляющего большинства автомобильных антифризов образуют всего два компонента – этиленгликоль (или пропиленгликоль) и вода. На их долю приходится 96-97% объема охлаждающей жидкости, а оставшуюся часть занимают присадки.

Широко применяемый в технике этиленгликоль – это не что иное, как двухатомный спирт, который представляет собой бесцветную жидкость с плотностью 1.113 г/куб. см. Он имеет сладковатый вкус и маслянистую консистенцию. Температура замерзания этиленгликоля -12.9 °С, кипения – около 197 °С. Это ядовитое вещество, которое при попадании в организм человека в определенном количестве может привести к летальному исходу. Этиленгликоль агрессивен к металлам, применяемым в двигателе автомобиля, поэтому обязательно должен использоваться вместе с антикоррозионными присадками.

Основные теплофизические свойства воды нам прекрасно известны. Она кристаллизуется при 0 °С и начинает кипеть при 100 °C. Замерзая, вода увеличивается в объеме, а еще до достижения температуры кипения начинает интенсивно испаряться. Еще одной особенностью обычной воды является склонностью к образованию отложений и накипи, что объясняется наличием в ней солей и минералов. Все вышеперечисленные свойства плюс высокая коррозионная активность не позволяют использовать воду в чистом виде как охлаждающую жидкость. Однако она незаменима в качестве одного из компонентов, тем более что для приготовления антифриза обычно берется мягкая или средней жесткости вода с низким содержанием склонных к осаждению солей.

Интересным является тот момент, что при смешивании двух главных составляющих антифриза образуется раствор со значительно более низкой температурой замерзания, нежели та, которую имеют исходные жидкости по отдельности. Точная температура кристаллизации зависит от пропорции соединяемых частей. Как правило, доля этиленгликоля в антифризе составляет 50-60%, что обеспечивает начало процесса замерзания при показаниях столбика термометра -35… -49 °С.

Еще одним обязательным ингредиентом всех антифризов являются присадки. Несмотря на то, что их доля совсем невелика (обычно около 2.5-3%), именно состав и качество присадок во многом определяют результирующие свойства охлаждающей жидкости, т.е. эффективность ее работы. Иными словами, превосходство в технологии производства этих важных составляющих антифриза позволяет сделать одному производителю более передовой продукт, чем у других. Сами присадки разделяют на следующие группы:

  1. Присадки на основе неорганических соединений – силикаты, нитриты, нитраты, фосфаты, амины, бораты и их производные.
  2. Присадки на основе солей органических кислот (карбоксилаты);
  3. Гибридные присадки – изготавливаются на основе карбоксилатов с добавлением силикатов.

Охлаждающие жидкости с различными типами присадок по-разному выполняют свою функцию, и, в первую очередь, отличаются методом борьбы с коррозией. Самыми первыми появились антифризы с добавками в виде неорганических соединений. Механизм защиты от коррозии подобных составов сводится к тому, что пакет присадок создает на охлаждаемой поверхности сплошной защитный слой, препятствующий непосредственному контакту с водно-гликолевой смесью. Слой образуется на всей площади независимо от наличия участков коррозии, создавая тем самым помехи для нормального отвода тепла. Участвующие в формировании прослойки активные компоненты быстро расходуются из-за большой зоны покрытия. В итоге эффективность работы антифриза невысокая, а его срок службы ограничен 2-3 годами.

Карбоксилатные присадки имеют несколько другой механизм работы. Они воздействуют только на очаги коррозии, при этом создаваемый защитный слой значительно тоньше, чем в случае с первым типом присадок. Такое избирательное воздействие экономит активные компоненты, что приводит к существенному увеличению срока службы антифриза (до 5-7 лет). Еще одним плюсом механизма локальной защиты является высокая эффективность теплоотвода вследствие отсутствия барьеров на «здоровых» участках металла.

Кроме так называемых ингибиторов коррозии пакет присадок включает добавки с другими полезными свойствами. Например, антивспенивающие вещества, смазывающие составы, антинакипины, антикавитационные компоненты.

Антифризы на основе карбоксилатов в последнее время получают все большее распространение. В дополнение к уже указанным преимуществам они меньше склонны к образованию отложений, обеспечивают лучшую сохранность уплотнений и обладают более выраженным антикавитационным действием.

Технология изготовления антифризов довольно проста и не требует какого-то дорогостоящего оборудования. На первом этапе осуществляется приготовление концентрата, в состав которого входят этиленгликоль, присадки и небольшое количество воды (примерные пропорции 92:5:3). Получившаяся смесь подвергается многоступенчатой очистке. После этой стадии концентрат по сути уже готов к тому, чтобы быть распределенным по емкостям и поступить в продажу. Процедуру его разбавления водой производит уже сам покупатель. Если речь идет о готовом к применению автомобильном антифризе, то за смешивание концентрата и очищенной воды берется само предприятие. Для получения строго определенных параметров охлаждающей жидкости необходимо тщательно контролировать дозировку исходных компонентов.

Тосол или антифриз: история появления вопроса

На рынке продается немало охлаждающих жидкостей для двигателей, именуемых «Тосол». Такое название может вводить некоторых автовладельцев в заблуждение, заставляя полагать, что это какое-то особое вещество, отличное по составу от антифриза. На самом деле, общеизвестный «ТОСОЛ» – это торговая марка, образованная сочетанием аббревиатуры разработавшего жидкость отдела («Технология органического синтеза») и окончания «ОЛ», обозначающего в химии принадлежность к спиртам. Длительное употребление слова «Тосол» привело к тому, что оно стало нарицательным и применимым ко всей категории автомобильных охлаждающих жидкостей.

Таким образом, слова антифриз и тосол обозначают одно и то же понятие, являясь синонимами. Поэтому не имеет практического смысла обращать внимание на то, какое их этих двух наименований получила та или иная продукция. Более важными являются состав присадок, область применения и срок службы. Главным же критерием выбора охлаждающей жидкости для конкретной модели автомобиля являются рекомендации производителя этого самого автомобиля, которые обычно основаны на собственных стандартах качества. О них и поговорим ниже.

Системы классификации и стандарты качества антифризов

Как и в случае с моторными маслами, для автомобильных антифризов разработаны международные стандарты, такие как ASTM или SAE. Однако в настоящее время приоритетом пользуются спецификации, выпускаемые заводом-изготовителем автомобилей и моторов. Почти все ведущие производители не только разрабатывают собственные стандарты качества, но и изготавливают антифризы под своим брендом.

На европейском рынке одними из самых авторитетных являются спецификации концерна Volkswagen, в соответствии с которыми и возникло широко распространенное разделение антифризов на классы G11, G12 и т.д. Подобные маркировки соответствуют вполне определенным регламентам, определяющим качественный и количественный состав пакета присадок. Так, обозначение G 11 относится к стандарту VW TL 774-C, предусматривающему использование в антифризах неорганических присадок. Маркировка G 12 применима к охлаждающим жидкостям с карбоксилатными добавками, определяемыми спецификацией VW TL 774-D. Также имеются классы G12 + и G12 ++, регламентируемые стандартами VW TL 774-F и VW TL 774-G соответственно. И, наконец, антифризы с самой сложной и дорогостоящей технологией изготовления получили индекс G13.

Любая из указанных выше спецификаций Volkswagen исключает наличие в соответствующих им антифризах боратов, фосфатов, аминов и нитритов. Концентрация силикатов строго регламентирована, а класс G12+ предполагает их полное отсутствие.

Примеры стандартов ведущих автопроизводителей:

  • Ford: WSS-V97B44-D;
  • Mercedes-Benz: DBL 7700.30;
  • Opel/General Motors: B 040 0240;
  • BMW: N 600 69.0;
  • Volvo: 128 6083/002;
  • Renault-Nissan: 10120 NDS00;
  • Toyota: TSK2601G.

Можно ли смешивать антифризы и на что влияет цвет?

Вопрос о совместимости антифризов обычно возникает у автовладельцев, которые приобрели подержанную машину и не имеют возможности определить марку залитой в систему охлаждения жидкости. Причем не разбирающиеся в технических тонкостях автолюбители в ходе решения данной проблемы, прежде всего, берут в расчет цвет плещущегося в расширительном бачке состава. И, действительно, производители для окраса охлаждающих жидкостей используют красители с самыми разными оттенками. Наиболее ходовые цвета: красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, оранжевый. Некоторые стандарты даже регламентируют использование тех или иных оттенков. Однако, по факту, цвет – это едва ли не последний критерий, который стоит учитывать при смешивании разных марок антифризов. Вводимые в антифриз красители применяются лишь для того, чтобы дать понять, что жидкость техническая, а, значит, может угрожать здоровью человека. Кроме того, благодаря приобретаемому оттенку улучшается видимость антифриза (изначально бесцветной жидкости) в том же бачке системы охлаждения. Прямой связи между цветом и свойствами охлаждающей жидкости нет.

Какими же соображениями стоит руководствоваться при смешивании антифризов? Здесь можно дать, как минимум, пару советов:

  1. Без проблем можно соединять антифризы, имеющие одну основу и соответствующие общепризнанным стандартам качества. Правда, состав жидкости часто не публикуется производителем, поэтому остается только следовать рекомендациям, указанным на этикетке.
  2. Разные типы антифризов (с неорганическими и органическими присадками) разрешается смешивать только при явном указании производителя на такую возможность.

Несовместимость антифризов заключается в вероятности возникновения реакции между входящими в их состав присадками. Это чревато выпадением осадка или ухудшением характеристик, что может сказаться на работе двигателя.

Сегодня я все-таки решил написать статью про состав антифризов, которые применяются в автомобильной промышленности. Много мифов и легенд ходит про составляющие, но лично я так и не нашел нормальной вменяемой информации, которую можно прочитать простому человеку, без химического образования и понять что же это за чудо раствор такой. Как обычно постараюсь донести до вас обычными «человеческими» словами …


Для начала небольшое определение

Антифриз (Antifreeze — незамерзающий) – жидкость для автомобиля, которая применяется в системе охлаждения двигателя. Она не дает мотору закипать при высоких температурах, а также не замерзает при отрицательных показателях. Если правильно развести эту жидкость, то она может держать до – 60, — 70 градусов Цельсия.

Если копнуть в историю, то раньше на многих автомобилях применяли для охлаждения обычную воду, но это было крайне неудобно – вода закипала уже при 100 градусах Цельсия и испарялась, также она замерзала при нуле градусов, что влекло за собой серьезные поломки.

Общий состав антифризов

Как ни крути но все антифризы, будь это , состоят на 80% практически из одного и того же:

  • Этиленгликоль (моноэтиленгликоль, этандиол и прочее) – это простой двухатомный спирт, маслянистой консистенции, практически без запаха, немного вязкий, если замерить плотность, то она составляет – 1,112-1,113 г/см3 (если замерять при 20 градусах Цельсия). Температура закипания 196 °С, а вот замерзает уже при – 12, — 13 °С (поэтому обязательно нужно разводить с водой). При нагреве сильно расширяется, поэтому в систему в холодном состоянии, заливают примерно на 10% меньше.

  • Вода . ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна, иначе чистые «гликоли», замерзнут уже при – 13 °С. Применяют обязательно дистиллированную воду – чтобы не вызывать на стенках патрубков и радиаторов накипи.

  • Присадки . В основном это антикоррозионные – делятся на четыре вида: — лобридные, карбоноксилатные, гибридные и традиционные.

Это основной состав антифриза, если с первым и вторым пунктом все понятно, то вот третий пункт (присадки) нуждается в дополнительных пояснениях.

Присадки антифриза

Как я уже указал их 4 основных вида, я постараюсь рассказать про каждую отдельно:

Традиционные – используются в качестве сдерживания коррозии очень давно, буквально с момента основания, в своих составах имеют силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины и т.д., нужно отметить, что все вещества являются неорганического происхождения. Такие антифризы сейчас уходят в прошлое, потому как у них есть два больших недостатка:

– это небольшой срок службы (около 2 лет) после этого срока силикаты которые находятся в составе, оседают на стенках трубок и радиаторов – ухудшая охлаждение,

— неспособность, противостоять большим плюсовым температурам, уже при 110 °С, они закипают.

К традиционным, можно отнести наши ТОСОЛЫ, синего цвета.

Карбоноксилатные – применяются в красных антифризах, сделан на основе органических соединений, а именно карбоновых кислот. Он не образует защитных пленок на патрубках и радиаторах, а борется именно с очагами коррозии, образуя на них тонкую пленку (около 0,1 микрона), которая никак не препятствует охлаждению.

У него на данный момент самый большой срок службы, это 5 лет.

Гибридные – такие присадки содержатся в зеленых антифризах. Состоит как из органических, так и не из органических составов – то есть «гибрид». Срок службы не такой большой как у карбоновых присадок, всего – 3 года.

Лобридные – применяются в фиолетовых антифризах. Самые совершенные на данный момент, их состав это минеральные защитные вещества + органические соединения. Принцип их работы можно описать так – минеральные вещества образуют очень тонкую защитную пленку, которая не препятствует охлаждению, а органические соединения расходуются только том случае, где возникает коррозия. Как заверяют создатели – антифризы с такими присадками обладают очень длительным сроком службы, иногда равный — всему сроку эксплуатации автомобиля.

Как вы видите, по присадкам есть большие различия, каждый заточен под свое. Но постойте, скажите вы — а зачем вообще нужны присадки, ведь вроде как спирты не вызывают коррозии или во всем виновата вода?

Про коррозию

Опять многие из нас с вами «наступают на свои же грабли», думая — что если этиленгликоль спирт, то он никак не будет окислять и реагировать со стенками патрубков и радиаторов. Но это не так! Смешиваясь с водой, он представляет из себя — высоко коррозиактивный состав! Если его не «изолировать» — присадками, то он будет разъедать стенки металлических патрубков и радиаторов, начнет проявляться ржавчина, причем настолько быстро – что уже через несколько месяцев возможны течи.

Для предотвращения такого процесса и нужны присадки, это ОБЯЗАТЕЛЬНО! То есть они как бы усмиряют смесь этиленгликоля и воды.

Температурный режим антифриза и состав

Антифриз одинаково хорошо должен справляться с высокой и низкой температурой. Скажем так если залить чистый этиленгликоль то он держит положительные температуры в 196 °С, то есть практически любой двигатель будет прекрасно охлаждаться, ведь рабочий диапазон зачастую ниже 95 °С (конечно есть высокотемпературные движки, но они встречаются не так часто).

Но чистый этиленгликоль будет отвратительно держать низкую температуру, уже при — 13 градусах он просто замерзнет внутри двигателя (что спровоцирует серьезные поломки).

Пару слов о кавитации

Состав охлаждающей жидкости должен учитывать — «кавитацию» внутри системы охлаждения. Все дело в том, что при детонации топлива, на стенки головки блока переходят высокочастотные вибрации, из-за чего антифриз «бурлит». Постоянно образуются мелкие пузырьки, которые лопаются – это и есть кавитация. Такие пузырьки отрицательно влияют на состав жидкости, а именно снижают защиту присадок, поэтому зачастую может возникнуть очаг коррозии. Поэтому нужно правильно подбирать антифризы, например основанные на карбоновой кислоте и лобридные, противостоят кавитации в разы лучше, чем «традиционные» и гибридные жидкости.

Образование пены

Стоит отметить, что при разработки охлаждающих жидкостей подбирались такие составы, чтобы пены не возникало вообще – ведь пена это «почти» «завоздушивание» трубок охлаждающей системы, что может привести к плачевным результатам – банально перегреву. Поэтому практически не один из составов (с различными присадками) – не пенится. Что уже хорошо! Также стоит заметить что – «борщите» с водой при разбавлении, она то как раз прекрасно пенится.

Защита резиновых и пластиковых соединений

В системе не везде металл, есть много резиновых и пластиковых шлангов и соединений. Антифриз не должен их разъедать, если на пластик, практически не реагирует, то вот резину – он должен защищать от растрескиваний и преждевременного «рассыхания». С этим прекрасно справляется красный карбоновый вариант. Да и остальные держаться на вполне высоком уровне.

Про цвет

Это неоднозначный вопрос, про него ходит много споров и легенд, что якобы все рассуждения обманчивы. Что например, в зеленый антифриз можно налить красный и ничего не будет! А цвет это банально маркетинговый ход! Как я уже писал сверху антифризы специально подкрашивают чтобы вы знали какая присадка в нем присутствует, карбонокислатные, гибридные, обычные традиционные или еще какие-то.

Также многие не хотят вникать в такую информацию – не все автомобили имеют схожую систему охлаждения, я имею в виду металл, из которого она изготавливается, некоторые имеют латунь или медь в строении, другие алюминий. Например — карбонокислотные присадки (красный цвет) прекрасно защищают медь и латунь, а вот алюминий разъедают. Зато гибридные присадки (зеленый цвет) прекрасно защищают алюминий, но не так хорошо медь и латунь.

Для ухода за разными системами автомобилей выпускаются специальные составы. Они защищают транспортное средство, продлевая срок эксплуатации его деталей и компонентов. Одним из важных компонентов охладительной системы является антифриз. В продаже представлено множество разновидностей подобных составов.

Что такое антифриз, зачем и как его применять в машине, а также особенности выбора состава следует рассмотреть подробно. Советы опытных автолюбителей помогут в этом.

Общая характеристика

Залив антифриза в систему выполняется с определенной периодичностью. Этот состав включает в себя набор специальных компонентов, которые препятствуют его замерзанию в зимний период. Также представленное вещество препятствует быстрому закипанию жидкости в нагруженных условиях, в летний период.

В состав средства могут входить разные присадки. От качества антифриза, набора его компонентов, зависят его эксплуатационные характеристики. Очень важно применять хладагенты в соответствии с инструкцией производителя. Только в этом случае представленная жидкость сможет выполнять возложенные на нее функции.

В состав антифризов многих производителей входит пропиленгликоль и этилен. Эти компоненты способствуют смещению порога кристаллизации при низких температурах. Также входящие в состав компоненты должны предотвращать развитие коррозии, прочих неблагоприятных факторов. Применение антифриза обеспечивает нормальное функционирование системы.

Способ применения

Чтобы правильно выбрать хладагент для своего автомобиля, нужно узнать, что такое антифриз, а также особенности его применения. Сегодня производители поставляют на рынок специальной продукции для транспортных средств составы двух типов. Первый из них полностью готов к применению. Второй тип антифризов потребуется дополнительно разбавлять водой.

Концентраты нельзя заливать в систему в чистом виде. В противном случае состав негативно воздействовал бы на элементы системы. В состав антифриза входит вода. В летний период и при больших нагрузках она испаряется. При этом требуется контролировать ее количество в системе.

Разбавлять концентрат нужно в соответствии с требованиями инструкции производителя. При этом применяют исключительно дистиллированную воду. В противном случае примеси, содержащиеся в ней, станут оседать внутри системы, приводя к разрушению ее стенок. Только правильно разбавленный концентрат способен поддерживать нормальную температуру в системе.

Охлаждающие качества

Рассматривая, что такое антифриз, необходимо ознакомиться с принципом его воздействия на систему. Горючее при сгорании, как известно, выделяет большое количество тепла. Если в системе не будет предусмотрено принудительное охлаждение, все детали и компоненты под капотом нагрелись бы до крайне высоких температур. При этом масло могло бы воспламениться.

При перегреве автомобиля многие системы и механизмы выходят из строя. Даже после того, как температура возвращается в установленные рамки, многие компоненты становятся непригодными для дальнейшего использования. Чтобы этого не произошло, антифриз поддерживает температуру в системе не выше 95 ºС. В противном случае начинает появляться пар. Давление сильно повышается.

Следует отметить, что слишком сильное охлаждение также может навредить системе. Поэтому рабочая температура поддерживается в пределах от 85 до 95 ºС. Готовые к применению составы выполняют это требование. При самостоятельном разведении концентрата важно придерживаться установленной производителем пропорции.

Антизамерзающее воздействие

Чтобы понять, какой антифриз залить в систему, следует рассмотреть также его антиобледенительные свойства. Его применяют для системы отопления с целью противостоять замерзанию жидкости внутри труб радиатора. При этом каждый тип антифриза имеет определенный предел, после которого начинается кристаллизация при снижении температуры.

В состав антифризов часто добавляют этиленгликоль. Именно этот компонент препятствует замерзанию жидкости. Как известно, вода при кристаллизации может порвать трубы отопления автомобиля. Чтобы этого не произошло, применяют антифриз. При снижении температуры он становится вязким, при этом не нанося ущерба компонентам системы.

В зависимости от концентрации, представленное вещество начинает замерзать при разной температуре. Чаще всего водители смешивают состав с водой в такой пропорции, чтобы добиться порога кристаллизации -36 ºС. Если воды в составе будет больше, антифриз будет замерзать уже при более высоких температурах.

Разновидности

Сегодня многие известные бренды выпускают антифриз для различных систем автомобилей. Популярностью пользуется продукция как отечественного, так и иностранного производства. Популярными производителями являются «Шелл», «Тосол-Синтез», «Кастрол», «Мобил» и т. д.

Стоимость готовых средств составляет от 150 руб./л. Концентраты можно приобрести по цене от 250 руб./л. Стоимость возрастает в зависимости от качества средства, а также бренда. Отечественные антифризы стоят дешевле. Их качество не уступает зарубежным аналогам.

Существуют две группы антифризов. Класс G11 имеет зеленую, синюю окраску. Это наиболее дешевые разновидности. Их срок эксплуатации не превышает 3 лет. К классу G12 относятся антифриз красный, оранжевый, фиолетовый. В состав таких средств не входят окислители. Их можно применять в системе автомобиля до 6 лет.

Средства представленных двух категорий нельзя смешивать друг с другом. В состав входят особые компоненты, которые могут конфликтовать друг с другом. Действие антифриза в этом случае значительно ухудшается.

Зачем и когда менять антифриз?

Замена антифриза выполняется с определенной периодичностью. Это необходимо из-за постепенного снижения защитных свойств состава. Присадки, входящие в его состав, постепенно теряют способность противодействовать окислительным процессам. В этом случае при несвоевременной замене состава жидкость постепенно начинает разрушать систему.

Чтобы этого не произошло, нужно учесть требования производителя хладагента. Если это качественный состав категории G12 или G12+, его замена производится через 100 тыс. км. Некоторые водители утверждают, что при наличии качественного состава в охладительной системе замена не требовалась на протяжении 6 лет.

Некачественные составы требуют частой замены. В этом случае средство может эксплуатироваться не больше 40 тыс. км. В некоторых случаях менять антифриз потребуется каждый год. Поэтому специалисты не рекомендуют экономить на качестве состава. Следует приобретать высококлассные составы категории G12.

Слив антифриза с радиатора

Прежде чем залить в систему новый хладагент, нужно выполнить слив антифриза из системы. Выполнять эту процедуру можно только при остывшем двигателе. В противном случае можно получить серьезные ожоги. Машину нужно установить на эстакаду. Процедура похода практически на всех моделях транспортных средств.

Сначала нужно отключить защиту картера мотора. В некоторых марках автомобилей таковой не предусмотрено. Заводскую тонкую защиту двигателя также нужно отсоединить. После этого нужно поставить рычаг печки на максимум. С расширительного бачка (или радиатора) нужно снять крышку. Далее нужно поставить под дно авто тазик.

На дне автомобиля должна быть пробка для слива. Ее нужно медленно открутить. Жидкость должна стекать в тазик. Если выполнить процедуру неаккуратно, можно залить генератор. Жидкость стекает около 10 мин. Выливать отработку нельзя. Это токсичное вещество. Его нужно сдавать в соответствующий пункт приема.

Слив состава из блока двигателя

Рассматривая то, как слить антифриз, нужно подробно вникнуть в процесс проведения этой процедуры. Жидкость потребуется слить и из блока двигателя. После проведенных выше манипуляций тазик нужно будет подставить под зону мотора. Далее нужно подняться и посмотреть на блок свечей зажигания.

Справа от этой системы можно увидеть сливную пробку. Ее также потребуется открутить. Предварительно нужно подготовить лист прочного картона. Его потребуется подставить под слив. Такое действие позволит направить поток вниз. В противном случае отработка зальет модуль зажигания.

Основной поток выльется достаточно быстро. После этого картонку можно убрать. Далее нужно подождать еще около 10 минут. Все остатки жидкости вытекут из системы. Затем все открученные пробки нужно поставить на место и плотно зафиксировать.

Промывка системы

Чтобы поменять антифриз одной марки на другую, потребуется выполнить промывку системы. Вся отработка не может полностью вылиться из бачка. Поэтому желательно провести эту процедуру до заливки нового состава в систему.

В продаже представлены специальные промывки, которые заливают в бачок антифриза. При желании их можно заменить простой дистиллированной водой. Однако специальные средства способны справиться с поставленной задачей качественнее.

Когда антифриз будет слит, нужно оценить, сколько жидкости вытекло из системы. Столько же промывки потребуется влить в бачок. После этого нужно завести двигатель и дать ему поработать 10 минут. После этого мотор нужно заглушить. Система должна остыть. После этого промывку сливают аналогичным способом. Желательно проводить эту процедуру каждый раз, даже при использовании одинакового антифриза. Это продлит срок эксплуатации системы.

Концентрация

Согласно отзывам, антифриз лучше приобретать в виде концентрата. При этом важно правильно смешивать его с водой. Концентрат застывает при температуре -65 ºС. Чаще всего его разбавляют в пропорции 1:1. В этом случае качественный состав будет кристаллизироваться при температуре -40 ºС. Такая схема подойдет для автомобилей, которые эксплуатируются в холодном климате.

Если же температура зимой не опускается ниже -30 ºС, можно смешать антифриз с водой в пропорции 2:3. Максимальное количество жидкости, которую можно добавить в 1 л концентрированного антифриза, составляет 2 л.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков