Ездовое опережение.  Чем отличается обгон от опережения

Ездовое опережение.  Чем отличается обгон от опережения

Обгон представляет собой опережение одного, или нескольких попутно двигающихся транспортных средств, которое сопровождается выездом на встречную полосу движения с последующим обязательным возвращением на свою полосу движения, или сторону проезжей части.

Опережение - это движение с превышением скорости относительно попутных автомобилей, которое выполняется в пределах своей полосы движения.

В чем разница?

С точки зрения Правил дорожного движения, обгон и опережение - это далекие друг от друга термины. В связи с тем, что обгон связан с выездом на «встречку», он по праву считается одним из самых опасных маневров на дороге.

В отличие от обгона, опережение разрешается выполнять как слева, так и справа (на дорогах с несколькими полосами движения в одном направлении). Кроме того, его можно выполнять практически в любой ситуации и его запреты регламентируются очень редко, или когда все полосы заняты транспортом. Возможности же для обгона часто ограничиваются дорожными знаками и разметкой.

Опережение не всегда связано со сменой полосы движения, то есть если вы по своей части дороги проезжаете мимо попутного транспортного средства на большей скорости, то это все равно опережение. А вот перестроение уже связано с выездом из занимаемой полосы, или дорожного ряда, хотя первоначальное направление движения сохраняется.

Среди основных характеристик обгона можно выделить следующие:

  1. Обгон - это вид опережения, любой обгон - это опережение, но не всякое опережение - это обгон.
  2. При обгоне транспортное средство всегда выезжает в зону встречного движения.
  3. При окончании обгона обязателен возврат авто на полосу, ранее им занимаемую.
  4. Согласно п.14.1 Правил дорожного движения обгон транспортного средства разрешается осуществлять только слева.

Как правильно обгонять?

Самый правильный и безопасный обгон - это быстрый обгон. Чем больше разница скоростей между опережающей и опережаемой машинами, тем быстрее вы завершите маневр, так что если даже перед вами свободная «встречка», а ваш попутный автомобиль движется равномерно, не поленитесь увеличить свою скорость на 20-30 км/ч. Немного разогнавшись, включите левый указатель поворота и посмотрите в левое наружное зеркало, чтобы удостовериться что вас по встречной полосе самих никто не обгоняет. Если и спереди, и сзади все чисто - можете выезжать и начинать маневр.

Если дорожная ситуация перед обгоняемым автомобилем не безопасна (большие выбоины на дороге, посторонние предметы и пр.), то быстро возвращайтесь на свою полосу. Если все хорошо, тогда оперативно перегоняйте автомобиль и с правым поворотом возвращайтесь в свою полосу, предварительно осмотревшись в правое зеркало (нередко там могут появиться мотоциклисты, или опережаемое авто может ускориться).

Как вести себя, если вас обгоняют?

В первую очередь, не мешайте водителю, который вас обгоняет. Его действия потенциально не менее опасны для вас, чем для него. В случае чего, ему придется уворачиваться именно вправо, то есть в вашу сторону. Конечно, не прибавляйте скорость, не начинайте ни с кем «соревноваться». Будет лучше, если вы даже немного сбавите ход и слегка приблизитесь к обочине. Если перед вами плохая дорога или опасность, включенным левым поворотом вы можете дать соседям по транспортному потоку понять, что совершать сейчас маневр не стоит, и с ним нужно немного повременить. Не думайте, что таким своим поведением вы делаете услугу кому-то другому. В первую очередь, вы сами избегаете потенциально опасной аварийной ситуации возле собственного автомобиля.

Обгон

Если полагаться на ПДД, обгон — это опережение как одного, так и нескольких ТС, совершаемое с помощью выезда на полосу, предназначенную для движения встречных автомобилей, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Опережение

Опережение — это не что иное, как движение ТС с такой скоростью, которая больше скорости движения ТС, движущегося в одном с нами направлении.

В чём разница между двумя манёврами?

Не смотря на всю похожесть названных терминов и даже на то, что обгон отчасти включает в себя опережение, эти понятия имеют одно существенное отличие – выезд (либо его отсутствие) на «встречку». При совершении обгона ТС всегда выезжает на полосу встречного движения, при опережении — автомобиль не покидает полосы попутного направления.

Правила совершения манёвров

Обгон

Встречного направления связано с весьма большими рисками, поэтому перед совершением столь опасного манёвра водителю необходимо удостовериться в том, что полоса встреченного движения свободна на расстоянии, позволяющем совершить обгон. При этом не должно быть создано опасности для движения и каких-либо помех иным автомобилистам и пешеходам. Важным условием совершения манёвра является своевременная подача сигналов указателями поворота: левого — перед началом манёвра, и правого — перед возвращением в ранее занимаемую полосу. Также водителю необходимо помнить, когда обгон выполнять запрещено:

  • если производит объезд или обгон автомобиль, движущийся впереди;
  • если ТС, движущимся впереди, подан сигнал поворота налево, при условии, что указанный автомобиль находится на одной с нами полосе;
  • если уже выполняет обгон ТС, движущееся за нами;
  • если при завершении манёвра у водителя не будет возможности, не создавая помех, совершить перестроение в полосу, которую он ранее занимал.

Однако, даже если вы никогда никого не обгоняли и обгонять в принципе не собираетесь, ПДД, регламентирующие совершение обгона, касаются и вас в том числе. Сюда можно отнести, например, ситуацию, описанную в п. 11.3 ПДД, где говорится о том, что водителю, ТС которого обгоняет другой автомобиль, запрещено увеличением скорости движения либо каким-то иным способом препятствовать совершению названного манёвра.

Также, в случае если вне населённого пункта вы будете управлять тихоходным ТС, ТС, перевозящим крупногабаритный груз, либо ТС, скорость движения которого не превышает 30 км/ч, и обгон или опережение вашего автомобиля будет затруднено, вы обязаны принять как можно ближе к правому краю, а если возникнет такая необходимость — полностью остановиться, чтобы не создавать помех ТС, следующим за вашим автомобилем.

Опережение

Если сравнивать рассматриваемые термины, опережение двигающегося перед нами транспортного средства совершать гораздо легче и безопаснее, а связано это с ключевым отличием в выполнении манёвров — опережение не сопряжено с выездом на «встречку». Как правило, названный манёвр выполняется при помощи перестроения — выезда автомобиля из занимаемой полосы или ряда без изменения направления движения.

Перед началом выполнения перестроения водителю необходимо убедиться, что его действия не создадут помех для других ТС, а именно — автомобилям, следующим по полосе, на которую вы собираетесь перестроиться, не придётся сбрасывать скорость для предотвращения столкновения. Поэтому ключевым моментом при совершении опережения является уверенность водителя в том, что полоса, на которую он собирается перестроиться, свободна на достаточном для этого расстоянии.

После же совершения перестроения и опережения за счёт увеличения скорости двигающегося теперь уже в соседней полосе автомобиля, вы можете продолжить движение как в полосе, на которую перестроились, так и вернувшись в полосу, из которой начинали манёвр. Как и при обгоне — нельзя забывать о своевременной подаче сигналов указателями поворота.

Необходимо знать, что, согласно ПДД, при движении по проезжей части, которая находится вне населённого пункта, а также в населённом пункте по дороге, обозначенной знаком 5.1 и 5.3, либо если на данном отрезке дороги установлен скоростной режим 80 км/ч и более, ТС необходимо вести наиболее близко к правому краю дороги, т.е. левые полосы движения можно занимать только при условии того, что все правые заняты. Следовательно, при выполнении опережения на вышеописанных участках дорог, необходимо по возможности вернуться в полосу, из которой был начат манёвр.

И ещё одно исключение, регламентируемое ПДД, — при интенсивном трафике на дороге в населённом пункте полосу менять можно лишь для того, чтобы впоследствии повернуть налево или направо, выполнить разворот, остановиться или объехать препятствие, поскольку перестроение с целью опережения лишь усугубит и так непростую ситуацию на дороге.

Изучая данную тему, важно остановиться ещё на таком моменте, как встречный разъезд. Необходимость прибегнуть к названному манёвру возникает, когда встречные автомобили не могут одновременно проехать по одному участку дороги, не создав друг для друга помех. Указанная ситуация может возникнуть ввиду проведения дорожных работ, обвала породы в горной местности и наличия иных преград на одной из половин проезжей части.

Правила проезда при подобных обстоятельствах предельно просты: когда затруднён встречный разъезд, дорогу уступает тот водитель, на стороне которого находится препятствие, если же разъезд происходит на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14., уступает дорогу водитель, движущийся на спуск.

Дорожные знаки, запрещающие обгон

С тем, что понимается под обгоном и опережением, мы разобрались, чем отличаются указанные понятия — уяснили и даже выяснили, как же правильно, а самое главное — безопасно, выполнять манёвры, однако, на этом ещё не всё. Существуют ситуации, когда обгон запрещён. Данные случаи и разберём ниже.

Согласно ПДД, нельзя выполнять обгон всех ТС, кроме тех, которые являются , а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, если предполагаемый манёвр будет совершаться в зоне действия знака 3.20 . Под зоной действия знака понимается зона, начинающаяся от места установки знака, до ближайшего по ходу движения за ним перекрёстка, а в случае, если мы находимся в населённом пункте и перекрёстки отсутствуют — до конца этого населённого пункта.

Необходимо учитывать, что выезды с территорий, прилегающих к дороге, и места пересечения с второстепенными дорогами не прерывают действие знака, при условии, что перед указанными пересечениями проезжих частей не установлены соответствующие знаки.

Также к названному манёвру приступать нельзя:

С какой стороны обгонять транспортное средство?

Прежде чем задаваться таким вопросом, давайте ещё раз обратимся к ПДД, а именно к термину «Обгон». Согласно указанному пункту, обгон — это опережение одного либо нескольких ТС, сопровождающееся выездом на «встречку», следовательно, исходя из ПДД, обгон может быть совершён только с выездом на встречную полосу, а поскольку в нашей стране организовано левостороннее движение — транспортное средство обгонять можно только лишь слева.

Можно ли совершить обгон справа?

Как мы уже выяснили, обгон — это манёвр, в обязательном порядке связанный с выездом на полосу встречного движения, следовательно, так называемый «обгон справа» вовсе не подпадает под понятие обгона. Что же тогда подразумевает под собой указанное словосочетание? Обгон справа — это ничто иное, как опережение с правой стороны ТС, движущегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п. 9.9. Правил), следовательно, обгон справа совершать нельзя.

Штрафы за нарушения ПДД при обгоне и опережении

Правила, регулирующие дорожное движение, призваны обеспечить безопасность всех его участников. Однако далеко не всегда и не всеми участниками эти правила соблюдаются. За нарушения ПДД при обгоне и опережении КоАП РФ в 2019 году предусмотрены следующие виды наказаний:

  • невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечёт штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
  • движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечёт штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечёт для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
  • выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.

Обгон и опережение – это два самых распространенных маневра, к которым прибегают водители. Между этими действиями есть существенные различия, потому как обгонять можно не всегда и в ряде случаев за это наказывают штрафом, а опережать по правилам дорожного движения не запрещено. Чтобы понимать, в чем разница между обгоном и опережением, нужно внимательно изучить эти две темы.

Что такое обгон и каковы особенности его выполнения

В ПДД давней редакции обгон определялся как опережение одного или нескольких транспортных средств, передвигающихся в попутном направлении. Теперь определение маневра немного сужено. В современном варианте под обгоном подразумевается только действие, которое предполагает выезд на встречную полосу, оно сопровождается выполнением таких условий:

  • обязательный выезд на встречную полосу;
  • обязательный возврат на ранее занимаемую полосу движения.

Мы говорим про достаточно опасный маневр, в ряде случаев его выполнение приводит к штрафу. Рассмотрим, когда обгонять можно, а когда делать этого не стоит. Разрешается осуществлять обгон в таких ситуациях:

  • дорога имеет всего две полосы движения и запрещающая разметка в виде одной или двух сплошных отсутствует;
  • требуется обгон тихоходного транспортного средства через сплошную, присутствуют дорожные знаки, разрешающие его выполнить;
  • на единственной полосе движения создано препятствие, которое можно объехать только по встречной полосе.

Ситуаций, когда обгонять категорически запрещается, намного больше:

  • наличие соответствующей дорожной разметки;
  • наличие нескольких полос движения в каждом направлении. Например, если на дороге 4 и больше полос, автомобиль выполняет опережение с выездом на левую половину дорожного полотна, даже при отсутствии какой-либо разметки и знаков такое действие считается нарушением и наказывается серьезным штрафом либо временным лишением водительского удостоверения;
  • пешеходный переход. Выполнять на нем рассматриваемый маневр категорически запрещено, даже если нет пешеходов;
  • мосты, тоннели, крутые повороты. Здесь маневрирование считается крайне опасным, поэтому приравнивается к очень серьезному нарушению;
  • железнодорожные переезды.

Так мы видим, что рассматриваем сложный маневр, выполнение которого четко регламентируется правилами ДД. Какой штраф за обгон через сплошную будет назначен, зависит от сложности и особенностей сложившейся ситуации.

Опережение и особенности его выполнения

Рассматривая отличия обгона и опережения, отметим, что последним называют ситуации, когда один автомобиль передвигается с более высокой скоростью, чем попутное транспортное средство. Действие может выполняться при таких условиях:

  • опережение осуществляется в зоне единой полосы, не предполагает пересечение разметки;
  • действие выполняется в правой части дорожного полотна, поэтому не сопровождается выездом на встречную;
  • опережение может выполняться и справа, и слева (обгонять можно только с левой стороны);
  • автомобиль выехал на встречную, но на ранее занимаемую полосу не вернулся.

Изучив разницу между обгоном и опережением, отметим, что в последнем варианте также есть ситуации, когда могут оштрафовать. Это касается объезда попутного транспорта с правой стороны с выездом на тротуар, велосипедную дорожку, обочину. В этом случае представители ГИБДД будут говорить о нарушении, являющемся поводом для составления протокола.

Так мы видим, что любой обгон – это опережение, но не каждое опережение считается обгоном. Есть и спорные ситуации, когда опережение сотрудники ГИБДД принимают за обгон, наказывают водителя штрафом либо лишением права на управление транспортом. Например, на дорожном полотне, где предусмотрено всего две полосы, имеется разделяющая сплошная линия, в одном направлении передвигается трактор и автомобиль. Первый, решая пропустить авто, включает правый поворот и прижимается к обочине, легковушка выполняет опережение. Через 500 метров стоят инспектора ГИБДД, и останавливают «нарушителя», предъявляя обвинение в нарушении, предполагающем штраф, что он обгонял в запрещенном месте. Безусловно, спорить с инспекторами не следует, потому как это усугубит положение. Что делать в таких ситуациях?

Как оспорить решение представителей ГИБДД

Важно! Если водитель согласен с нарушением, подписал протокол, он должен оплатить назначенный штраф в течение двух месяцев с момента получения оповещения. В противной ситуации, дело передадут судебным исполнителям, чтобы взыскать денежные средства в принудительном порядке.

Когда водитель считает, что он не нарушал ПДД, необходимо поступать следующим образом:

  • указать в протоколе, что он не согласен с его содержанием, отметить причины;
  • записать государственный номер автомобиля и, по возможности, его водителя, который сможет в суде выступать в роли свидетеля;
  • обратиться к опытному автоюристу за помощью, потому как самостоятельно писать исковое заявление в суд не стоит. Есть вероятность составить иск неточно и с ошибками, что станет причиной для отказа в рассмотрении дела. Только квалифицированный юрист сможет помочь написать заявление верно, собрать доказательства невиновности водителя.

При условии того, что водитель действительно не нарушал правила ДД, смог найти хорошего автоюриста, у него есть большие шансы доказать свою точку зрения в судебном порядке и снять с себя необходимость выплаты штрафа или наказание в виде временного лишения водительского удостоверения.

Обгон — самый опасный манёвр и самые страшные аварии случаются именно при обгонах. Обгону посвящён целый раздел в правилах дорожного движения.

Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обгоном не считается движение по соседним полосам с разной скоростью.

Правила обгона

Первое

Убедитесь, что полоса, на которую вы намерены выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром мы не создадите помех встречным (если обгон связан с выездом на встречную полосу) и движущимся по этой полосе транспортным средствам.

Второе

Убедитесь в том, что следующий за вами по той же полосе автомобиль не начал обгон, а тот, что впереди, не подал сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево.

Третье

Вы должны быть уверены в том, что по завершении обгона сможете, не создавая помех обгоняемому автомобилю, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Если всё в порядке — вот тогда включайте левый поворотник, выруливайте на соседнюю полосу и, добавив газу, обгоняйте тихоню. И лишь опередив его на 1 — 1,5 корпуса, включайте правый поворотник и возвращайтесь на свою полосу.

Обгон запрещён

О том, где нельзя обгонять:

  • На регулируемых перекрёстках с выездом на полосу встречного движения

Так обгонять можно

А так нельзя!

  • На нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

    На второстепенной - нельзя

Исключение составляет обгон на перекрёстках с круговым движением, обгон двухколёсных транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров) без бокового прицепа и разрешенный обгона справа.

Единственный разрешенный случай обгона справа

  • На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; если пешеходов нет — обгонять можно.
  • На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; расстояние можно определить по знакам — они устанавливаются примерно за 100 метров до переезда.
  • Транспортного средства, производящего обгон или объезд (двойной обгон).
  • В конце подъёма и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
  • Не воспринимайте обгон как оскорбление. Пусть Вас обгоняет старый тарахтящий автомобиль, ну и дайте ему это сделать. А потом догоните и сами обгоните, если так хочется, показав ему корму своей чудесной машины.
  • Верхом водительской глупости считается повышение скорости в тот момент, когда Вас обгоняют; нормой водительской вежливости — небольшое её снижение (чуть отпустить педаль газа).
  • Если едите компанией в нескольких машинах, никогда не кидайтесь на обгон вслед за товарищем, едущим впереди Вас не убедившись в безопасности этого маневра.
  • При обгоне большегрузного автомобиля — моргните ему фарами, сообщив о своём намерении.
  • Начиная обгон, переключитесь на пониженную передачу. Например — едете на 4-й передаче — переключайтесь на третью. Этим вы создадите некоторый запас мощности.

Чтобы технично и безопасно выполнить обгон, нужно учесть большой комплекс различных факторов. Здесь, даже водители со стажем допускают ошибки. Согласно правилам дорожного движения «обгон — это опережение одного транспортного средства другим, связанное с выездом из занимаемой полосы движения и последующим возвращением на нее «.

Правилами предусмотрены и условия, при которых обгон запрещен, например, на железнодорожном переезде, на участках дорог с ограниченной видимостью и др. Но на практике все намного сложнее.

Выполняя этот маневр нужно в первую очередь учесть дистанцию до впереди идущего автомобиля, состояние и особенности участка дороги, скорость встречной и обгоняемой машины, динамику ускорения своего автомобиля.

При обгоне дистанция до впереди идущего автомобиля должна позволить набрать скорость, достаточную для быстрого опережения. В случае же, когда обгоняют вас, это расстояние должно позволить обгоняющему автомобилю, безопасно занять место впереди вас. Эти рекомендации являются не только правилами хорошего тона: в первую очередь это показатель высокого профессионального уровня водителя.

Очень важно при обгоне правильно выбрать участок дороги, который позволит безопасно выполнить маневр. Помните, что согласно ПДД, нельзя обгонять на подъемах, поворотах, мостах и съездах с них, перекрестках равнозначных дорог, железнодорожных переездах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или недостаточной видимостью т.п.

При опережении нужно правильно учесть скорость обгоняемого автомобиля, для того чтобы находиться на полосе встречного движения минимальное время. В оценке скорости встречного автомобиля шоферы также часто ошибаются. Отчасти в этом виноваты и водители встречного транспорта, которые, к примеру, могут существенно превышать разрешенный ПДД лимит скорости, сбивая с толку водителей, совершающих обгон.

Не менее важны и динамические возможности вашего автомобиля, которые обязательно нужно знать. Обычно приемистость оценивают по времени разгона от 0 до 100 км/ч и этот параметр входит в технические характеристики транспортного средства.

При приближении к обгоняемому автомобилю нужно несколько сместиться влево и вправо по полосе, чтобы проконтролировать дорогу перед ним. Например, незамеченное вами препятствие, которое может возникнуть перед обгоняемым автомобилем вынудит его принять влево или тормозить. Такие действия приведут к тому, что Вам в свою очередь придется также смещаться вправо или прекращать обгон.

Прежде чем начать опережение убедитесь, что его выполнение не создаст опасности для вас и других участков дорожного движения. Оцените дистанцию до обгоняемого автомобиля — позволит ли она набрать вам большую скорость, нежели у него, а также — расстояние перед обгоняемым автомобилем и тем, который движется перед ним — позволит ли оно вам нормально завершить маневр.

Перед его началом обязательно посмотрите в зеркало заднего вида — не опережает ли вас автомобиль, движущийся сзади. Заранее включите левый указатель поворота. Этим вы предупредите водителей, движущихся сзади, о том, что вы собираетесь начать опережение и заставит их повременить с подобным маневром. В ночное время суток водителя обгоняемого автомобиля можно сигнализировать о ваших намерениях включением дальнего света фар. Этим способом можно предупредить впереди идущую машину в сложных дорожных условиях (узкая дорога, туман и др.).

Учтите, если водитель автомобиля, движущегося впереди, притормаживает или включил левый указатель поворота, от обгона следует отказаться, так как вполне возможно, что он также собирается начать опережение или повернуть налево.

Еще раз обратите внимание, что для более эффективного опережения нужно использовать динамику «наката». Приблизившись к обгоняемой машине на 20-30 метров можно выезжать на встречную полосу движения. Основная ошибка многих водителей, когда они для опережения начинают перестраиваться на встречную полосу движения, когда дистанция до обгоняемого автомобиля до 5-10 метров.

При этом может оказаться, что на встречу движется незамеченная вовремя машина и вам будет необходимо срочно прекращать маневр. Помните, что разница в скоростях вашего и обгоняемого автомобиля является фактической скоростью, которую вам нужно «погасить», возвращаясь в свою полосу. Очень трудно остановиться, если, к примеру, обгоняемый — тихоходный транспорт, особенно, если он собрал за собой хвост из нескольких медленно едущих машин и вам нужно «нырнуть» между ними.

Помните, что обгон нужно провести как можно быстрее, не задерживаясь долго в «мертвой» зоне обгоняемого автомобиля. Если при опережении обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось, можно прибегнуть к экстренному разгону.

В этом случае рекомендуется быстро переключиться на пониженную передачу и полностью нажать педаль «газа» — таким образом, машина получит более интенсивное ускорение. Однако если же в процессе выполнения маневра у вас возникли сомнения по поводу успешного его завершения, немедленно возвращайтесь обратно в свою полосу движения.

Перед завершением опережения включите правый указатель поворота, предупредив водителя обгоняемого автомобиля о перестроении. Завершать обгон следует начинать не раньше того, как в зеркале заднего вида вы сможете увидеть фары обгоняемого автомобиля.

Если вы оказались в роли обгоняемого автомобиля, нужно вести себя так, чтобы облегчить выполнение опережения автомобилю, движущемуся за вами. Не стоит увеличивать свою скорость, в то время, когда вас обгоняют. Если водитель встречного автомобиля не успевает завершить обгон, то самым правильным решением будет принят вправо или притормозить для того, что он имел запас по ширине и дистанции для окончания маневра.

Существенно затрудняет опережение на трассе медленно движущиеся автомобили. Особенно в тех случаях, когда встречное движение на столько интенсивно, что затрудняет их обгон. В этом случае воспитанный водитель «тихохода» сместится правее или даже выедет на обочину, чтобы его смоги обогнать.

Если опережение производится из колонны, то очередность определяется близостью к обгоняемому автомобилю. Но, если ваша динамика значительно уступает другим участникам, то рекомендуется дать возможность более быстроходным попутчикам, совершить опережение первыми.

Когда обгон предпринимают несколько автомобилей одновременно, то приоритет имеет тот, кто начал обгон первым. И обгонять можно только после того, как первый автомобиль, который совершал этот маневр, вернулся в свою полосу. Совершать опережение сразу за ним небезопасно, так как впереди может оказаться встречный автомобиль. И если впереди идущая машина успеет перестроиться в свой ряд, у вас для этого может не хватить, не только времени, но и места.

Не стоит прибегать и к так называемому «двойному обгону» — опережению автомобиля, в то время, когда он уже начал обгон впереди идущей машины. Учтите, такие действия небезопасны для всех участников маневра.

Если Ваш опыт не позволяет с полной уверенностью рассчитать параметры при обгоне, можно использовать помощь того же обгоняемого, но для этого следует убедиться в том, что он вас видит и понимает ваши намерения, например, выехать несколько левее и ехать включенным левым поворотом.

Чаще всего подавляющее большинство водителей позволят совершить безопасный маневр, приняв вправо и уменьшив скорость. Если едущий навстречу водитель резко увеличил скорость, ни в коем случае не ищите спасения на встречной обочине. Ширина дороги позволит разъехаться, если учесть размер обочины и содействие хотя бы одного из непосредственных участников «инцидента».

Для обеспечения безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта утверждены Правила дорожного движения ().

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Правилами описываются не только обязанности водителей, но и порядок поведении в той или иной ситуации. Современные водители часто путают два понятия, установленные Правилами и «Опережение».

В чем схожесть маневров и их различия, читайте далее.

Понятие обгона и опережения

Итак, что же такое «Обгон» и «Опережение». Разберемся с имеющейся терминологией более подробно.

Обгон – это маневр, который связан с выездом на встречную полосу движения с последующим возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может совершаться в отношении одного или нескольких автомототранспортных средств, движущихся в попутном направлении.

Опережение – это маневр, который осуществляется водителем без использования полосы встречного направления. Опережение так же может осуществляться одного или нескольких автотранспортных средств одновременно.

Обгон, в отличие от опережения, сопровождается следующими процессами:

  • маневрированием в левом направлении. То есть для совершения обгона требуется сместить автомашину влево;
  • выезд на полосу, предназначающуюся для автомашин, движущихся во встречном направлении;
  • опережение автомобиля;
  • возврат на исходную полосу.

И обгон, и опережение должны сопровождаться соответствующими указателя световой сигнализации, установленной на автомобиле (сигналами поворота).

Оба маневра отличаются рискованностью и выполняются исключительно в условиях достаточной видимости. В противном случае и обгон, и опережение могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Как прописаны в ПДД

Термины «Обгон» и «Опережение» утверждены в пункте 1.2 ПДД.

Законодательством дается четкое определение обоих маневров. Кроме этого обгон и опережение регулируются статьей 11 Правил движения, которой устанавливаются:

  • правила выполнения того или иного маневра;
  • заперты на осуществление маневрирования в определенных условиях и определенных местах, являющихся зонами с повышенной опасностью.

Более серьезные требования предъявляются к выполнению маневра «Обгон», так как выезд на встречную полосу с последующим возвращением на свою полосу является более опасным.

Схемы

Для более наглядного определения рассматриваемых понятий приведем несколько схем:

  1. Обгон (опережение с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения):

  2. Опережение:

    В чем разница

    В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:

    Признак Обгон Опережение
    Порядок выполнения — выезд на встречную полосу;
    — возврат в свою полосу
    — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении;
    — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке
    Скоростной режим Увеличивается для выполнения маневра В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения
    Ограничения Несколько. Устанавливаются правилами движения Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов
    Может совершаться Исключительно с левой стороны Как с левой, так и с правой стороны
    Наличие штрафов Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил Отсутствуют
    Опасность маневра Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении

    Опасность маневров

    Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.

    Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:

    • из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
    • из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
    • из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.

    Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.

    Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:

    • превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
    • ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
    • возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.

    Когда разрешены или запрещены

    В соответствии с Правилами движения обгон запрещено выполнять, если (пункт 11.2):

    • движущееся впереди автомототранспортное средство уже приступило или только начинает (работает указатель поворота) к выполнению аналогичного маневра;
    • движущийся сзади автотранспорт приступил к обгону;
    • невозможно выполнить возврат на свою полосу движения, не создавая помех иным транспортным средствам.

    Опережение запрещено выполнять только в случае приближения к пешеходному переходу, при условии, что опережаемое транспортное средство снизило скорость или остановилось для пропуска пешеходов (статья 14.2 ПДД).

    Правилами дополнительно установлены места, в которых запрещено совершать обгон (пункт 11.4). К ним относятся:

    • железнодорожные переезды и расстояние в 100 м до переезда. Ж/д переезды являются зоной повышенной опасности, так как автомобильная трасса пересекается с ж\д путями, по которым происходит движение поездов. Этот фактор и приводит к ограничению такого маневра, как опережение с выездом на встречную полосу, то есть обгона;

    • регулируемые перекрестки (регулирование на отдельных перекрестках может совершаться светофорами или регулировщиком). Запрет на выполнение маневра обгон связан с плотностью движения и одновременным движением автомототранспорта в попутном и встречном направлениях;

    • нерегулируемые перекрестки, при условии движения по второстепенной дороге. Перекрестки, не оборудованные светофорами (регулировщиками), так же являются опасными зонами. При пересечении такого перекрестка требуется руководствоваться дорожными знаками, а при их отсутствии (равнозначные перекрестки) правилом «правой руки» (пропусти автомобиль, движущийся справа);

    • пешеходные переходы. Ранее обгон на переходах разрешался при отсутствии на нем пешеходов, но последними поправками в законодательство такое правило отменено;

    • тоннели, мосты, эстакады, путепроводы и так далее, а так же при подъеме на соответствующее сооружение. Данный запрет обуславливается недостаточной видимостью;

    • опасные участки дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками (опасные повороты, выброс гравия, скользкая дорога и так далее);

    • участок в повышенной аварийностью может быть обозначен и соответствующей табличкой, на которой, как правило, дополнительно указывается и протяженность данного участка;

    • участки проезжей части, на которых установлен знак, запрещающий выполнение данного маневра;

    • на определенных участках дороги при наличии запрещающей разметки, которой является сплошная линия.

      Особые участки проезжей части, на которых запрещено выполнять опережение правилами не предусмотрены.

      Однако при выполнении любого маневра, в том числе и опережения, водитель предварительно обязан убедиться в безопасности его совершения, так как движение со скоростью, превышающей скорость движения потока, может привести к аварийной ситуации.

      За опасное вождение и несоблюдение правил движения водитель может подвергаться административному наказанию в соответствии со .

      Штрафы при неправильном выполнении обгона предусмотрены:

      В качестве альтернативного наказания при совершении тяжких правонарушений (статья 12.15 и – не предоставление приоритета в движении автотранспорту, оборудованному проблесковыми маяками и звуковыми сигналами) может применяться наказание в виде лишения водительских прав сроком до 6 месяцев (при первичном нарушении) и 1 года (при повторном нарушении).



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков