Что такое платон для дальнобойщиков. Предпосылки к созданию системы

Что такое платон для дальнобойщиков. Предпосылки к созданию системы

14.04.2019

Об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей "Платон". С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

"Платон" (от "плата" и "тонна") - российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты". Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО "РТ-Инвест транспортные системы" (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. - Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация "Ростех", 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему "Платон" в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы "Платон" взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение "Платона" так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством "Платона" и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Тарифы, штрафы

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем - 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. - для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников - юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против "Платона". В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе "Платон": для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным "РТ-Инвест транспортные системы" на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью "Платона" средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.

Система внесения платы (СВП) «Платон» представляет собой комплексный ресурс, обеспечивающий внесение в федеральный бюджет средств, рассчитываемых в соответствии с установленным тарифом, собственниками грузового автотранспорта максимальной разрешенной массой более 12 тонн. Это новый платеж, введенный для возмещения причиненного вреда дорожному покрытию и его содержания в надлежащем состоянии постановлением Правительства РФ от 14.07.2013 № 504. В соответствии с документом в системе «Платон» тарифы вначале предполагалось устанавливать из расчета базового значения 3,5 рублей за километр. Позже постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 № 474 это значение было пересмотрено в сторону увеличения до 3,73 рублей за километр. Но и этот тариф оказался не окончательным.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 был введен корректировочный коэффициент 0,41 к тарифу, который должен был действовать до 29.02.2016. Стоимость «Платона» с 1 марта 2016 должна была рассчитываться по базовому тарифу с применением коэффициента 0,82. Но этого не случилось. На основании постановления Правительства РФ от 27.02.2016 № 139 на неограниченный срок пока продлена возможность применения льготного коэффициента 0,41, действующего до 29.02.2016.

Система оплаты дорог

Свое название «Платон» система получила от словосочетания «плата за тонны». Запущена в работу с 15.11.2015. По сути «Платон» - система оплаты дорог, позволяющая содержать их на должном уровне и осуществлять своевременный ремонт. И не только. Платежная система «Платон» включает в себя такие составляющие, как системы мобильного и стационарного контроля, геолокации и автоматических расчетов, центры информационной поддержки, мониторинга и обработки данных. В сети интернет размещен постоянно действующий сайт «Платон.ру». Работает круглосуточный колл-центр.

Любой водитель тяжелого автотранспортного средства должен знать, как оплатить «Платон», ведь без этого регулярные рейсы, связанные с перевозкой грузов, могут стать проблематичны. Что следует при этом учитывать. В системе «Платон» оплата дорог производится с помощью маршрутной карты в ручном режиме или же через бортовое устройство автоматически.

Сколько стоит «Платон»

В системе «Платон» оплата производится через личный кабинет пользователя. Так же это можно сделать через терминал, мобильное устройство, осуществив банковский платеж на счет оператора или же непосредственно в офисе центра поддержки пользователей.

Рассмотрим вопрос, сколько стоит «Платон», а точнее, сколько придется платить собственнику грузовика за каждый километр пути при осуществлении перевозок. В системе «Платон» тарифы по факту не пересматривались с начала ее запуска. То есть, с момента запуска системы, реально действовал и действует тариф в 1,53 рубля за километр пути.

«Платон». Разовая поездка

Для оплаты разовых поездок необходимо оплатить маршрутную карту, пополнив через личный кабинет на сайте Платон.ру лицевой счет, созданный при регистрации в системе. Для того чтобы рассчитать, сколько стоит в системе «Платон» разовая поездка, следует вначале определиться с маршрутом и километражем. Когда все данные есть, можно произвести необходимые расчеты. К примеру, если маршурт составит 450 км пути полностью по федеральным трассам, по которым требуется оплатить проезд фуры, стоимость проезда составит 688,5 рублей, так как известно, сколько стоит «Платон» за км, а также длина маршрута.

«Платон». Цена за километр

В системе «Платон» цена установлена за каждый километр пути по федеральным трассам. Это следует учитывать при определении суммы к оплате, так как если вы едете в объезд федеральных дорого, платить за лишние километры не надо. В системе «Платон» цена за км пути для грузовых автомобилей свыше 12 тонн в настоящее время составляет 1,53 рубля. При этом, при расчете общего платежа через систему «Платон», сколько стоит километр пути для разнотоннажных грузовиков не зависит от их максимальной массы. Необходимость оплаты возникает при превышении указанного показателя свыше 12 тонн. А стоимость «Платона» за 1 км при этом остается для всех таких автомобилей одинаковой.

Можно ли обойти «Платон»

Конечно, зачастую многие недобросовестные водители грузовиков задаются вопросом, как обмануть «Платон», и можно ли это сделать вообще. В основном все возникающие вопросы у тех, кто хочет обойти систему, сводятся к тому, как не платить «Платону». Некоторые водители, особенно из тех, которые совершают разовые поездки, могут посчитать, что обман пройдет. И даже смогут объехать пост с установленной системой стационарного контроля. Но, в любом случае, навряд ли удастся избежать штрафа. Ведь существует еще и мобильный контроль. Всегда есть риск, что нерадивый водитель попадется на неуплате. А за это в соответствии со статьей 12.21.3 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей. А при повторном нарушении сумма увеличивается до 10 тысяч рублей. Причем штрафные санкции налагаются как на водителя грузового автотранспортного средства, так и на его собственника. Разве что попробовать объехать федеральные трассы, но в нынешних реалиях сделать это почти невозможно.

Главная задача системы «Платон» - улучшение текущего состояния автодорог федерального значения, расположенных в разных регионах России. Инновационная разработка выступает базой для программы, которая запланирована на 2020 г. В данной статье мы рассмотрим особенности транспортной системы, принцип и специфику ее работы, тарифы и виды оплаты сбора.

Система «Платон»: основные данные

Запущенная в 2015 г. система «Платон» предназначена для оплаты передвижения многотоннажных фур по федеральным автотрассам. Она обеспечивает сбор, оперативную обработку и передачу данных о движении транспортных средств. Взимание платы осуществляется системой в автоматическом режиме и распространяется на автотранспорт, имеющий разрешенную массу более 12 т.

Дорожный сбор начисляется в счет компенсации для возмещения вреда, который причиняется крупногабаритным автотранспортом весом больше 12 тонн автотрассам федерального значения общего пользования. Дорожный сбор с каждого многотонника с любым весом, больше разрешенного увеличился с 1,53 руб. за 1 км (2016 г.) пути до 3,06 руб. (2016 г.- декабрь 2018 г.)

Важная информация! Проектная компания «РТ-Инвест Транспортные системы» - это единственный оператор взимания платы и исполнитель проекта.

Как утверждает Росавтодор, грузовые транспортные средства с большим тоннажом более 12 тонн постепенно разрушают покрытие трассы, ускоряя износ дорожного полотна. В результате оно становится аварийным, непригодным для дальнейшей эксплуатации и требует ремонтных работ или замены. Название системы - это сокращенный вариант идентичной по смыслу фразы «плата за тонну».

Оператор «Платон» ведет реестр, который состоит из структурированной базы с личными данными пользователей системы сбора платы. Она позволяет организовать процесс внесения платы с многотонных фур в счет возмещения ущерба автотрассам. Регистрация грузового транспорта и владельца авто в реестре выполняется бесплатно.

Как работает система «Платон»?

Основная задача системы, которая внедрена во многих развитых странах Европы - оплата за каждый 1 км проезда многотонных грузовиков. Для этого при помощи спутниковых электронных приборов, которые осуществляют прием и передачу сигналов, определяется точное местонахождения многотонника на данный момент.

Передатчики вмонтированы в автотранспортном средстве и в пункте приема данных «РТ-Инвест Транспортные системы». Специалисты компании контролируют передвижение по федеральной автотрассе грузовых транспортных средств. Сумма дорожного сбора просчитывается в результате подсчета километража, пройденного грузовым автотранспортом.

На грузовое автотранспортное средство устанавливается компьютер или специальное устройство, которое фиксирует текущие координаты и месторасположение авто и передает эти данные непосредственно в центральный пункт. Там происходит обработка полученной информации, после чего автовладельцу выставляют счет на оплату налога за проезд авто по дорогам федерального предназначения.

Система «Платон» эффективно работает в выставленном автоматическом режиме. Если многотонник съезжает с платной федеральной дороги, система мгновенно переключается на спящий режим. В случае, если грузовой автотранспорт выезжает на платный участок трассы, где стоимость проезда выше или ниже, система автоматически тарифицирует проезд фуры по другой тарифной ставке.

Важная информация! Система «Платон» просчитывает проезд многотонника по платным отрезкам трасс, после чего результаты взимание оплаты с разных участков дорог суммируются и владельцу авто выставляется общий счет к оплате.

Объекты и основные элементы системы

Уникальная система взимания платы «Платон» регулярно перечисляет значительные средства в Дорожный фонд. Она включает следующие элементы и объекты:

  1. Центр управления и мониторинга, в том числе Центр обработки данных.
  2. Бортовые устройства, предназначенные для расчета платы за передвижение в автоматическом режиме.

  1. Рамки навесные стационарного контроля с оборудованием (481 шт.).
  2. Система мобильного контроля, которую осуществляет 100 специальных автомобилей.

  1. Партнерская терминальная платежная сеть QIWI (150 0000 шт.).
  2. Круглосуточный колл-центр.

  1. Специализированный интернет-сайт.
  2. Терминалы самообслуживания клиентов (500 шт.).

  1. Автоматизированная система расчетов.
  2. Специализированные центры обслуживания пользователей (около 140 отделений).

  1. Геоинформационная система.
  2. Маршрутные карты, которые оформляются в Мобильном приложении системы, в личном кабинете автовладельца или же в Центре информационной поддержки.

Цели проекта

«Платон» - система, созданная для организации взимания платы с грузовых авто разрешенной массой больше 12 т. Таким образом, владельцы многотонных транспортных средств должны возместить ущерб, который они нанесли покрытию дороги федерального предназначения.

Важная информация! Все средства дорожного сбора поступают в Федеральный бюджет и выделяются на содержание автодорог, финансирование строительно-дорожных и ремонтных работ, улучшение автодорожной инфраструктуры РФ.

Основные функции инновационной системы «Платон»:

  • обработка данных, полученных от многотонных автомобилей;
  • постоянный сбор сведений о передвижении и местонахождении всех грузовых авто;
  • хранение данных о передвижении тяжеловесных фур по федеральным дорогам протяженностью 51 000 км.

Реализация проекта должна обеспечить достижение определенных целей, запланированных в ранее разработанной программе на 2010-2020 г. «Развитие транспортной системы России». Также транспортный сбор позволит достичь значительного улучшения транспортно-эксплуатационного текущего состояния дорог федерального назначения. При выполнении поставленных задач существенно уменьшится нагрузка на государственный бюджет.

Документы и нормативные акты

Разработка системы взимания платы «Платон» выполнялась на основании следующих нормативных актов и документов:

  1. Транспортная стратегия РФ 2010-2020 г. и до 2030 г.
  2. Федеральный закон No 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Устанавливает порядок передвижения автотранспорта тяжелее 12 т по автотрассах федерального назначения.
  3. Федеральный закон No 68-Ф. О внесении определенных изменений в бюджетный кодекс, а также в законодательные акты.
  4. Постановление Правительства России No 928. О перечне федеральных автодорог, предназначенных для общего пользования.
  5. Распоряжение Правительства России No 1662-р. О заключении взаимовыгодного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» насчет реализации системы дорожного сбора «Платон».
  6. Постановление Правительства No92/8. О вопросах взимания платы с автотранспортных средств с массой более 12 т для возмещения ущерба, нанесенного федеральным автодорогам.
  7. Постановление Правительства России No 474. О приостановлении действия, изменения отдельных актов Правительства РФ.

Принципы работы системы

«Платон» в автоматическом режиме осуществляет сбор, хранение, обработку и оперативную передачу точных данных о передвижении транспорта массой более 12 т по федеральным автомобильным дорогам. Для проезда многотонника по трассам федерального назначения, владелец фуры должен зарегистрировать себя и автотранспортное средство в Реестре системы взимания платы.

Оборудование спутниковой навигации позволяет собрать информацию о передвижении грузовика, которая затем обрабатывается в автоматическом режиме. В Центре информационной поддержки каждый владелец фуры может получить бортовое устройство, которое может при помощи ГЛОНАСС/GPS фиксировать координаты движущегося авто. Для этого надо заключить с оператором договор безвозмездного использования.

Важная информация! Движение многотонного транспорта без бортового устройства разрешено только при наличии оформленной предварительно маршрутной карты.

Все данные о передвижении многотонного авто через сотовую связь передают в Центр обработки, на основании полученной информации автоматически подсчитывается размер платежа за проезд по федеральным автодорогам. Если грузовой автотранспорт не проезжает по дороге федерального назначения или проезжает по платным отрезкам федеральных трасс, эти участки пути не включаются в расчет платы.

При проезде автомобиля под рамкой специальной системы стационарного контроля:

  • если в авто установлено бортовое устройство выполняется проверка наличия денег на расчетном счете;
  • при отсутствии бортового устройства система проверяется наличие маршрутной карты.

Плата за движение грузового авто взимается с лицевого счета владельца автотранспортного средства в автоматическом режиме. В рамках системы «Платон» разработано несколько способов оплаты проезда: авансовый метод, за использованный километраж и при помощи навесных рам. На участках федеральных дорог, не оснащенных рамками стационарного контроля патрулируют специально оборудованные автомобили системы «Платон».

Авансовая схема платежей и постоплата

Внесение оплаты проезда многотонников по федеральным дорогам может осуществляться следующим образом:

  • до начала движения грузового автомобиля по автотрассам федерального назначения;
  • в режиме постоплаты, при этом размера взноса утвержден Правительством РФ.

При авансовой системе расчета владелец многотонника должен внести требуемое количество денежных средств на счет непосредственно перед поездкой. Можно внести сумму только за 1 рейс или за несколько, тогда это будет считаться авансом за следующие поездки.

Оплата за фактически пройденное расстояние

Оплата за пройденное грузовым автомобилем расстояние - это оптимальный способ, так как в этом случае риск переплаты сводится к минимуму. В этом случае владелец тяжеловесного автотранспорта вносит плату в счет возмещения вреда за маршрут, осуществленный по федеральной автотрассе. При этом он может выбрать удобный для него вариант расчета платы:

  1. Установка бортового устройства. Списание денег с расчетной записи владельца выполняется в автоматическом режиме, что позволяет избежать неточностей из-за влияния человеческого фактора.
  2. Оформление маршрутной карты (разовой). Этот способ расчета предполагает внесение платы за 1 маршрут.

Важная информация! До февраля 2016 г. тариф за 1 км, пройденный многотонником составлял 1,5 руб. С марта 2016 г. и до конца 2018 г. он составляет 3,06 руб.

Использование спутниковых навигационных систем

Контроль за местонахождением автотранспорта, который весит более 12 т выполняется при помощи бортовых устройств. Они обеспечивают отличный прием сигналов навигационных систем GPS, ГЛОНАСС. Бортовое устройство позволяет выполнить расчет в автоматическом режиме. Для получения бортового устройства автовладелец должен предоставить оператору системы пакет документов и заключить договор бесплатного пользования.

После установки функционального бортового устройства в грузовой автомобиль, при заезде транспорта на федеральную автодорогу система определяет географические координаты. Это происходит при помощи известных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS. Полученная информация с определенной периодичностью через сотового оператора передается в Центр обработки данных.

Мониторинг движения транспорта: идентификация авто массой свыше 12 т

Процесс внесения дорожной платы за проезд по различным федеральным автотрассам может выполняться следующими системами контроля:

  1. Рамы с навесным оборудованием. Стационарные конструкции, которые устанавливаются над дорогой федерального предназначения.
  2. Мобильный контроль. Оснащенные специальным оборудованием автомобили контролируют участки дороги, на которых не размещены навесные рамы.

Система «Платон» разработана и введена для привлечения средств в развитие российского дорожного хозяйства. Владельцы автотранспорта с весом более 12 т должны быть зарегистрированы в системе и платить дорожный сбор за причинение ущерба и износа федеральным трассам. Налог рассчитывается по специфичной схеме и может взиматься разными способами. Если фуры перемещаются по платным трассам, тогда сбор системы «Платон» не подлежит оплате.

Авторы: Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор; Людмила Игоревна Кравченко - эксперт Центра Cулакшина.

Введение платы за проезд через так называемую систему «Платон» - стало очередным правительственным решением, направленным на перекладывание бремени бюджетного дефицита на население. Однако если ранее население еще могло молчать и терпеть рост экономического давления, оправдывая это нуждами бюджета, то на этот раз отчетливо непрозрачная схема взимания с населения поборов ради далеко не государственных интересов, вызвала волну протестов, которая позволила частично смягчить изначальную жесткость данной меры, но добиться желаемой отмены системы «Платон» так и не удалось. Пока одна часть российского общества встала против произвола, коррупции и поборов, другая пассивна, наивно полагая, что данный вопрос напрямую их не затрагивает. Однако ситуация с «Платоном» показала, что это дело каждого отдельного гражданина России.

Остановимся детально на анализе, выявив, во-первых, кто испытает последствия введения системы «Платон». Во-вторых, обосновав коррупционную составляющую системы. В-третьих, проанализировав ее реальный, а не декларативный вклад в строительство российских дорог. В-четвертых, вскрыв латентные цели, которыми руководствовался Кремль при принятии решения о переходе к системе Платон.

Система «Платон» - это комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, и оплаты за пройденные километры. 15 ноября 2015 года тариф был установлен на уровне 1,53 руля, хотя изначально планировалось его установить в размере 3,73 р. До начала работы над проектом его тариф оценивался в 3,5 р., однако затем произошло его удорожание. Тариф действующий на сегодня в системе «Платон» составляет 3,73 ₽ с коэффициентом 0,41*руб ₽/км. Правительство неоднократно планировало повысить тариф, однако забастовки дальнобойщиков содействовали переносу этого решения. В марте 2017 года Медведев подписал постановление от 24 марта 2017 года №330 о росте тарифа до 1,91 р, то есть коэффициент будет поднят до 0,51, а не до 0,82 как планировалось ранее.

I. ПО КОМ УДАРИЛ «ПЛАТОН»

Прямое воздействие от введения платы за передвижение большегрузов по федеральным дорогам испытали транспортные компании и дальнобойщики, работающие либо как индивидуальные предприниматели, либо в серой зоне без регистрации ИП. Косвенное влияние от системы «Платон» испытали и российские граждане - потребители продуктов питания. Проанализируем более детально, каким образом плата за проезд по федеральным трасам ударила по этим категориям граждан.

1. Дальнобойщики, работающие на себя как ИП или как частное лицо, были обременены следующими обязательствами в рамках системы «Платон»:

а) необходимостью составления маршрутных карт или установки бортового оборудования, за которое дальнобойщик должен быть оставить залог в размере свыше 6 тысяч рублей. Ранее в 2014 году каждый большегруз, зарегистрированный на нефизическое лицо, должен был быть оснащен тахографами, за которые дальнобойщики отдали в среднем 35–40 тыс.р. Тахографы пока никто не отменил, но внести залог за бортовое оборудование попросили. Что же касается маршрутной квитанции, то в случае отклонения от указанного маршрута по маршрутной квитанции дальнобойщики сталкивались с необходимостью оплаты нового маршрута.

б) непосредственная оплата каждого пройденного километра по федеральной трассе в размере 1,53 рубля с последующим ростом тарифа с апреля 2017 года. Если в случае транспортных компаний эту нагрузку можно было переложить на заказчика, то дальнобойщики, которые получали заказы на заранее установленные суммы от диспетчеров или через сайты, вынуждены были записать это в свои издержки. В итоге это привело к тому, что дальнобойщики стали ориентироваться только на самые прибыльные заказы, часть частников была вынуждена уйти с рынка, когда их издержки стали слишком высокими.

Проанализируем несколько предложений с интернет-системы поиска заказчиков грузоперевозок, чтобы увидеть, насколько введение системы «Платон» оказало влияние на жизнь дальнобойщиков. В таблице 1 представлены реальные данные по заказам, которые заказчик выставляет дальнобойщику. Это так называемая грязная сумма, поскольку из нее дальнобойщик тратит средства на оплату топлива и тарифа «Платон».

Таблица 1. Реальные заявки на перевозку грузов (по данным truck-partner.ru за март 2017 года)

То есть при текущем тарифе с учетом затрат на топливо дальнобойщики потеряли 4–10% от прибыли из-за введения «Платона», а учитывая еще показатель инфляции, можно говорить, что уровень жизни дальнобойщиков в 2016 году снизился на 10–15%.

в) оплата штрафов, которые возникали как по вине водителя, так и в результате технических ошибок, которые водитель не всегда мог сразу диагностировать. Штрафы начислялись в таких случаях, как движение с неисправным бортовым устройством, движение с выключенным бортовым устройством, отклонение от маршрута или времени движения, указанных в маршрутной карте, движение с включенным устройством, если баланс счета владельца полностью израсходован. После ряда редакций штрафы были существенно сокращены до 5 тысяч при первом нарушении и 10 тысяч рублей при повторном (для частников, у ИП и юридических лиц другие тарифы). Однако по факту 5 тысяч рублей для дальнобойщиков - это существенная сумма, равная для наемных дальнобойщиков оплате пройденного пути в 100 км (при тарифе 50 р за километр).

2. В транспортных компаниях введение «Платона» только косвенно отразилось на дальнобойщиках.

Их фиксированная ставка осталась неизменной, расходы по «Платону» транспортная компания переложила на заказчика. Это привело к росту издержек. Не считая платы водителю издержки на 1 км пути выросли на 15% (с 10 рублей платы за топливо до 11,53 р расходов на топливо и «Платон»). В итоге по некоторым данным транспортные компании одномоментно подняли цены на свои услуги на 15–20%. Согласно данным «Кнауф СНГ» цены на перевозку грузов в среднем выросли на 5–7%, в некоторых регионах, например в Южном федеральном округе, - на 15–20%. По данным АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) тарифы на перевозки товаров и продуктов после запуска системы «Платон» выросли на 6–28%. В итоге платить за «Платон» стали заказчики, которые включили эти издержки в конечную стоимость товаров для потребителей.

Для дальнобойщиков по найму ударом стал даже не столько «Платон», сколько предваряющее его введение требования о 8-ми часовом рабочем дне, то есть водители не могут перерабатывать, что соответственно сказывается на их уровне дохода. Если ранее перегон водителя длился 12–16 часов, то норматив в 8 часов сократил их доход в 1,5–2 раза. Правда и здесь наиболее изворотливые смогли найти лазейки, но для таких и предусмотрена система штрафов. Впрочем нередко сами дальнобойщики тесно связывают систему «Платон» с тахографами и нормативом рабочего дня. Например, в марте этого года дальнобойщики Читы были недовольны тем, что после введения «Платона» им пришлось за свой счет оборудовать автомобили тахографами, каждый из которых стоит порядка 42 тыс. рублей. Кроме того, за работу свыше восьми часов в сутки их штрафуют.

3. «Платон» внес вклад в рост цен, однако учитывая особенности методологии расчета инфляции Росстатат показал увеличение в первые два месяца цен всего на 0,2 п.п. (рис. 1)

Рис. 1. Инфляция за период 2015-2016 гг. (по данным Росстата)

Официальная статистика тем не менее зафиксировала рост цен на ряд товаров в течение первых трех месяцев. Если цены на помидоры и огурцы выросли из-за сезонных колебаний (традиционно в этот период цены на эти овощи растут), то цены на такие плодовоовощные, которые перевозятся преимущественно большегрузами на дальние расстояния, выросли: на капусту на 26%, на морковь на 12,6%, на яблоки на 11,4%, на яйца куриные на 8,7% (рис. 2). Это лишь небольшая видимая часть эффекта от введения «Платона», которая уже заметна на данных официальной статистики.

Рис. 2. Данные по росту потребительских цен (по данным ЕМИСС). Период с ноября 2014 года по февраль 2015 года нерепрезентативен, поскольку скачок цен был вызван девальвацией рубля

Оценки вклада в инфляцию колебались от 1–2% до 5%, однако в массе своей аналитики утверждают, что «Платон» не внес своего вклада в рост цен, обосновывая это утверждением простым арифметическим подсчетом - через деление суммы по тарифу на тонны перевезенного груза. При таких расчетах стоимость перевозки действительно увеличивается на десятые процентного пункта. Однако нужно учитывать несколько важных моментов.

Во-первых , «Платон» привел к росту тарифов на 15–20% при ставке в 1,53 р. Такой рост транспортных расходов сказался на инфляции на товары с низкой стоимостью, но высокой долей расходов на логистику в структуре издержек.

Во-вторых , рассуждать о долях процентах можно, когда речь идет о поставках с коротким циклом. Например, овощи из одного пункта в другой. Но ведь есть и более сложные цепочки. Например, производство пищевой продукции, когда фуры сначала привозят сырье, затем тару для сырья, и после уже отправляют продукцию в торговые сети. В таком случае тариф «Платона» будет как минимум трижды учитываться в конечной стоимости товара. А это, например, цикл производства всей молочной продукции.

В-третьих , ставки по «Платону» еще повлекут за собой резкий рост инфляции из-за подъема тарифа более чем в два раза при доведении до изначально установленного уровня в 3,73 рубля. Например, генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро заявил, что когда тариф вырастет вдвое, цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов. Цены вырастут и в результате постепенной монополизации рынка, когда с рынка исчезнут дальнобойщики, которые оказывали услуги по более дешевым ставкам, чем транспортные компании. После роста тарифа произойдет окончательная санация рынка грузоперевозчиков, когда в итоге на этом направлении останутся только несколько компаний, которые уже смогут произвольно диктовать цены, оторванные даже от индексации тарифов «Платона». Ситуация на рынке ЖКХ, когда коммунальные услуги оказывает в основном одна частная компания, арендовавшая у государства инфраструктуру, показала, что происходит при чрезмерной монополизации. Когда монополист - государство, он будет вкладывать средства из бюджета, умеренно повышая тарифы. Когда монополист - частный предприниматель, то его главным мотивом становится не социальная ответственность, а максимизация прибыли. В целом можно говорить, что на рынке грузоперевозок транспортные компании воспользовались системой «Платона» в попытке частично компенсировать выпадающие доходы в условиях кризиса, когда выросли цены на топливо.

Таким образом, введение системы «Платон» оказало или будет оказывать влияние не только непосредственно на дальнобойщиков, численность которых превышает 1 млн (зарегистрированное число большегрузов в России). Она затронула все население, которому еще в будущем предстоит столкнуться со скачками цен, вызванными на этот раз не девальвацией, а повышением расходов в логистической цепи.

II. КОРРУПЦИОННАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

Введение системы объяснялось правительством как естественная необходимость возмещения ущерба дорогам, которое оказывают на них большегрузы. С этой точки зрения налог на фуры вполне закономерен, ведь общество как и государство должно нести ответственность. В таком контексте переход к европейскому опыту взимания платы за пройденный километр был бы оправдан. Но в случае с «Платоном» все говорило о том, что восстановление дорог не является приоритетом введения системы. В самой системе есть много коррупционных составляющих, которые дают понимание, что деньги дальнобойщиков пойдут не на восстановление дорог, а на поддержание достойного уровня жизни бенефициаров системы.

Какие признаки коррупции можно усмотреть в данном вопросе?

1. Изначально объявлялось, что все средства, собранные системой «Платон», будут направлены на восстановление дорожной инфраструктуры. 17 декабря 2015 года во время своей пресс-конференции Путин заявил, что «Все сборы, которые поступают от „Платона“, идут не кому-то в карман, а стопроцентно поступают в дорожный фонд России, до последней копейки. И оттуда до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах России». Однако затем появилась информация, что более 10 млрд ежегодно от собранных средств будет уходить оператору системы. При этом в 2016 году объем собранных средств составил 20 млрд, то есть оператор получил более 50% прибыли. Изначальная непрозрачность получателей собранных средств уже поставила на повестку общества вопрос о коррупции.

2. Объявленный конкурс на разработку системы «Платон» отменили, а проект доверили структуре «Ростеха» ООО «РТИТС». То есть компания заключила с государством концессионный договор без прохождения конкурсной процедуры, хотя согласно закону «О концессионных соглашениях» партнера необходимо выбирать на конкурсной основе. Изначально тендер был объявлен в августе 2013 года, тогда к потенциальным исполнителям выдвигалось требование опыта создания и обслуживания аналогичных систем. То есть ориентация была на компании с иностранным капиталом. После правительство отменило конкурс и назначило исполнителем РТИТС, в котором 50% принадлежит сыну друга российского президента Игорю Ротенбергу. А это уже вызвало подозрения в решении вопроса что называется «по звонку» из Кремля.

В настоящее время компания подала в правительство заявку с частной концессионной инициативой на разработку автоматической системы весогабаритного контроля. Не исключено, что и на это раз компания победит без конкурса, и государство проинвестирует эту инициативу. Видимо, что сама форма инициативы концессионного соглашения возникла в ответ на судебные иски Навального. Инициатива позволит формально провести конкурс с минимальной вероятностью победы на нем сторонних участников или с минимальным риском подачи заявок на участие в конкурсе. Формально РТИТС пройдет процедуру конкурса, фактически результат конкурса уже предопределен.

3. Законодательная база России работает на обслуживание интересов семьи Ротенбергов. После начала массовых акций протеста против «Платона», законодатели объявили о возможности запрета регистрации большегрузов на физических лиц. При таком раскладе большегрузы нужно будет регистрировать на ИП, а значит по закону придется оборудовать грузовики системой учета времени - тахографами, за которые дальнобойщик должен будет заплатить порядка 42 тысяч рублей. Учитывая, что на протесты вышли частники, в массе своей регистрирующие свой транспорт на физических лиц, государство таким образом решило их наказать и припугнуть за акции протеста. Официальное объяснение - это повышение безопасности на дорогах. Фактически, это наказание протестующих и мера по вытеснению их с рынка грузоперевозок.

4. Закрытость концессионного соглашения. Информация о содержании соглашения поступила в СМИ через сторонние источники, в то время как детали этого соглашения скрывались. Судебный иск, подданный Навальным относительно недействительности концессионного соглашения по системе Платон, был отклонен. Суд рассмотрел дело без текста соглашения, на доводы истцов ответа получено не было. В частности, без ответа осталось замечание про нарушение норм закона о концессионных соглашениях в части конкурса, в части распределения платы.

5. На коррупционную составляющую указывает и тот факт, что главным бенефициаром системы становится компания РТИТС, прибыль которой фиксирована и не зависит от сбора собранных средств. Она составляет 10,6 млрд, при этом с учетом НДС из бюджета будет выплачено 12,520 млрд. Особое внимание вызывает, во-первых, то, что прибыль достигает почти 50% ожидаемой выручки. На деле с учетом низких объемов выручки доля доходов оператора оказалась выше. Во-вторых, в отличие от пенсий, 46% вознаграждения индексируется на уровень инфляции. В-третьих, эта сумма может быть уменьшена из-за штрафов, однако несмотря даже на объем штрафов оператор системы получает гарантированные 4,978 млрд р. Официально прибыль компании составит только 6%, все остальное пойдет на возврат кредита (35%), текущие расходы (59%) и разовую замену оборудования за 12 лет (8%).

6. Инвестор практически не вложил средств в разработку системы. Собственные инвестиции составили 2 млрд рублей, остальные 27 млрд. рублей - это кредит, который был выдан Газпромбанком, то есть банком с государственным участием. Вполне закономерен вопрос, неужели государство с таким же успехом не могло само вложить эти 2 млрд? Система «Платон» функционирует на бесплатной платформе WordPress (по данным сайта Autoplus). И на это ушло 29 млрд р.! Остается не ясным, каким образом система с такими характеристиками была одобрена правительством. У нее осталась масса недоработок. Для сравнения, в Германии, с которой и был скопирован российский аналог, старт ввода системы откладывался с 2002 года до 1 января 2005 года, поскольку систему неоднократно отлаживали. В России же систему запустили в ноябре, несмотря на то, что не были устранены такие существенные недостатки ее работы, как непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС; нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя; нестабильная работа сайта и др.

7. Явный признак того, что система не отвечает цели пополнения средств на восстановление дорог, является то, что прибыль государства не только ниже ожидаемой, но и уступает прибыли оператора системы. Учитывая, что средства идут на выплату оператору системы, а региональные бюджеты недополучили налоговые платежи в рамках вычета из транспортного налога суммы услуг по системе «Платон», в сухом остатке бюджет получит около 4 млрд рублей, что меньше прибыли оператора. В 2016 году «Платон» собрал 18,5 млрд, или 16,7 млрд рублей за период с ноября 2015 по ноябрь 2016 года, из них 10,6 млрд рублей было отдано оператору системы, то есть собственник системы - государство получило всего 36,5% от собранных средств. При сохранении ставки в 2017 году согласно расчетам Министерств обороны и финансов бюджет получит от системы 19,7 млрд, то есть в распоряжении Росавтодора останется только 9,1 млрд рублей, хотя требуемая сумма на реализацию проектов составляет 83 млрд р. Таким образом, очевидно, что бенефициаром системы стал именно инвестор, а не государство.

8. «Платон» был введен в период экономического кризиса, когда семья Ротенбергов попала под санкции и для них был закрыт внешний источник дохода. Концессионное соглашение было подписано в августе 2014 года, то есть в период активной фазы ужесточения экономического режима для семьи Ротенбергов. В итоге «короли госзаказа» стали расширять сферы своей деятельности внутри страны. Если ранее в их ведении находились порты и мосты, то теперь дело дошло до автодорог. В кризис население несет экономическое бремя санкций, в то время как приближенные президенту люди процветают благодаря системе государственного заказа. То есть именно им Кремль в итоге компенсировал потери от западных санкций.

III. ПЛАТОН НЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДОРОГ

Дальнобойщики вынуждены были платить за дороги под тем формальным предлогом, что они изнашивают покрытие российских дорог намного сильнее, чем легковые автомобили. Но на сомнительность данного постулата указывает ряд моментов.

1. Нет точных данных относительно давления большегрузов на российские дороги. Правительство объявило, что 56% урона транспортному полотну наносится именно большегрузами. При этом ущерб одного большегруза приравняли к 20 тысячам легковых автомобилей. В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) заявили, что единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины. Минтранс оценил размер ущерба в 6,8 рублей за один километр. Расчет осуществлялся из расчета, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. Однако тогда же был и альтернативный расчет Минэкономразвития, согласно которому средний пробег составляет около 60 тыс.км, тогда тариф должен был составить 0,97 р. И это не единственные примеры разнящихся данных и информации по обоснованию итогового тарифа.

2. Экономический вклад «Платона» в восстановление дорог ничтожен. Объем федерального дорожного фонда на 2016 год - 635 млрд рублей. Грузовики по косвенным оценкам наносят ущерб на 2,5 трлн. р. Система Платон могла принести по первоначальным прогнозам 40 млрд рублей, но и этой цифры не достигла, а свыше 10 млрд их них получает оператор системы. По прогнозам правительства за период действия концессии государство должно было собрать около триллиона рублей, то есть в год приблизительно по 80 млрд рублей. Но суммы оказались куда скромнее - 16–20 млрд, то есть 2,5–3% от государственных инвестиций в дороги, что даже меньше прогноза в 40 млрд р. Хлопоты на систему оказались в итоге затратнее ее эффекта. В чистом виде сумма оказалась еще меньше. С учётом платы оператору и потерь из-за отмены транспортного налога бюджет в 2016году получил по оценке Минтранса около 4 млрд. рублей.

Рассчитаем возможный уровень дохода от системы «Платон» (Табл. 2).

Таблица 2. Расчет возможных доходов от системы «Платон»

Видим, что «Платон» должен был приносить значительно больше средств, но государство довольствуется малым. Это говорит о том, что изначально правительству было все равно сколько оно в итоге соберет с помощью системы «Платон». Главное в этой затее было обеспечить доходом семью Ротенбергов.

3. Цель восстановления дорог не может быть достигнута при одновременном сокращении поступлений на ремонт дорог в региональный бюджет. Речь идет о том, что в июле 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым предусмотрено уменьшение транспортного налога, подлежащего уплате в региональный бюджет организациям и физическим лицам, владеющим транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, на сумму фактически уплаченного ими сбора за проезд по федеральным трассам. Если сумма превысила транспортный налог, то последний не уплачивается. 100% транспортного налога шло в бюджет региона, теперь же регионы лишились этого налога с большегрузов, зато федеральный бюджет пополнился за счет «Платона». Государство не столько наполнило казну, сколько перенаправило средства из регионов в федеральный бюджет, а последний в бюджет оператора системы.

4. Сейчас правительство отчитывается о достижениях системы «Платон» - сколько средств пошло на ремонт автодорог и строительство мостов по регионам России. Появляется информация, то благодаря «Платону» были отремонтированы 1000 км дорог, 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях. Вклад Платона в финансирование дорог на уровне 10–11 млрд. рублей или с учетом выпадающих доходов от льгот на транспортный налог еще меньше, просто не сопоставим с существующим объемом финансирования федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Эта программа в разы по объему средств важнее для дорог страны, чем система «Платон» (рис. 3).

Рис. 3. Объем финансирования подпрограммы «Автомобильные дороги» в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»

Да и прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям согласно целевым ориентирам (рис. 4), говорит о том, что показатели «Платона» далеко не передовые в этом направлении, однако нужно признать, что волевым решением государство перенаправило средства в строительство региональных дорог, что в целом значительно выше ожидаемых по ФЦП параметров по этому показателю (рис. 5).

Рис. 4. Прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям (по данным ФЦП)

Рис. 5. Объекты, которые строятся и реконструируются за счет системы «Платон» (



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков