Чистка дроссельной заслонки – мелочь или необходимость? Чистка узла: этапы и последовательность работ.

Чистка дроссельной заслонки – мелочь или необходимость? Чистка узла: этапы и последовательность работ.

22.06.2019

Чистка дроссельной заслонки время от времени волнует владельцев авто с карбюраторным двигателем. Но хорошей стороной в этой небольшой проблеме является простота этой операции. Поэтому мы кратко изложим основной принцип работы, которую нужно сделать, если ваш двигатель стал предъявлять жалобы на эту деталь.

Промывка дроссельной заслонки: что это за деталь?

Дроссельная заслонка присутствует в системах впрыска топлива в и отвечает за своевременную и достаточную поставку воздуха в систему. Правильная пропорция каждого компонента в топливно-воздушной смеси гарантирует эффективное ее сжигание и, соответственно, хорошую мощность . Отсюда становится понятно, что любая погрешность в работе этой детали отразится на работе автомобиля, к тому же, ухудшит качество смеси, а затем и состояние мотора.

Заслонка непосредственно связана с педалью газа или акселератором, как ее еще называют. Когда водитель надавливает на педаль, заслонка с помощью тросика открывается, и начинается цикл жизни топливно-воздушной смеси. В некоторых автомобилях присутствует ручное управление данным процессом. Но от принципа устройства дроссельной заслонки не зависит способ ее ремонта и диагностики. Именно об этом и поговорим дальше.

Чистка дроссельной заслонки – чем и когда ее чистить?

Если вы уже потрудились и почитали руководство по эксплуатации вашего автомобиля, то убедились, что эта конструкция довольно примитивна, ломаться там нечему, а значит, заменять ее или ровнять нужно в очень крайних случаях, если вдруг кто-то умудрился механически ее повредить. А вот факторов, которые могли бы засорять саму заслонку или корпус, в котором она заключена, достаточно. Ведь она качает обычный воздух, который далеко не кристально чист, к тому же, в системе всегда присутствуют пары масла и картерных газов. Это все конденсируется, налипает и потом затрудняет четкую работу детали.

Можно назвать несколько признаков, которые должны заставить вас хотя бы взглянуть на состояние заслонки, а может быть и почистить ее. Двигатель в такой ситуации немного непослушный, он упрямо запускается, дает провалы и плавающие обороты на холостом ходу, а также на низких скоростях может дергать вашу машину . В таких случаях проверьте состояние впускной системы, и если понадобится промывка дроссельной заслонки, то вооружайтесь чистящим аэрозолем и тряпочкой, ведь сейчас мы с вами отправимся ее спасать.



Как почистить дроссельную заслонку – ход работы

Чистка – процесс несложный, куда сложнее добраться до места назначения. Дроссельная заслонка спрятана в воздушной гофре, которую нужно правильно демонтировать. Дальше начинаем отсоединение этого механизма от педали газа. Пусть ваш товарищ нажмет на педаль в салоне, а вы в это время отсоедините трос газа, это как раз станет возможным при выжатом акселераторе. Теперь настала очередь шлангов с антифризом, их также отсоединяем и даем лишней жидкости стечь.

Вы уже понимаете, что нам не нужны травмы, поэтому эти операции должны производиться на холодном двигателе, то есть после длительного его простоя, а не сразу после езды, иначе вы рискуете, как минимум, обжечься.

Теперь пора снять дроссельную заслонку. Начинаем это с демонтажа прокладки, а потом откручиваем болты заслонки. Все, ее можно снять. Осмотрите коллектор, чтобы там не было ошметков прокладки, почистите и его, если таковые имеются. Кстати, ее нельзя использовать повторно, вернее крайне не рекомендуется. Поэтому предварительно приобретите новую прокладку . Теперь самое время узнать, как почистить дроссельную заслонку.

Берем аэрозоль и распыляем на загрязненную поверхность, там, где присутствуют детали не из металла (пластик, резина), постарайтесь избежать прямого попадания аэрозоля, так как он их может испортить. Теперь ждите 15 минут и снимите раствор салфеткой. Там, где распыленного очистителя не было, нужно будет протереть тряпочкой, сбрызнув ее аэрозолем. В корпус заливать средство тоже не рекомендуется, собственно, как и пользоваться жесткими протирочными материалами или щеткой. В последнем случае можно повредить защитный микрослой.

Функцию регулирования подачи воздуха во впускной коллектор силового агрегата выполняет ДЗ (дроссельная заслонка). Взаимодействует:

  1. С механическим приводом;
  2. С электромотором.

Эти механизмы отвечают за своевременное открытие и закрытие заслонки. Чистка дроссельной заслонки выполняется нечасто. Работы необходимо выполнять только в том случае, когда появляются явные признаки сбоев в работе данного узла.

Что может указать на увеличенный нагар

Водитель должен знать, по каким признакам можно определить неисправность или сбои в работе узла. К ним относится:

  • Нестабильная, прерывистая работа силового агрегата. Автомобиль дёргается на скорости менее 20 км/час;
  • «Плавают» обороты на холостом ходу, силовой агрегат глохнет;
  • Возможно, зависание оборотов мотора;
  • Провалы оборотов двигателя до полной остановки;
  • С трудом запускается двигатель.

В связи с этим возникает вопрос, как почистить дроссельную заслонку, какие средства использовать. Итак, всё по порядку. Существуют два пути решения вопроса. Выполнить чистку дроссельной заслонки своими руками или обратиться к специалистам СТО.

На заметку. При проведении очисти, следует знать, что процесс, о котором идёт речь, рекомендуется выполнять после пробега транспортного средства более 100 тыс. км.

В исключительных случаях очистка узла проводится при пробеге автомобиля после 30 тыс. км. Дабы не создавать разброд и шатание в этом вопросе следует придерживаться рекомендаций производителя.

Чистка узла: этапы и последовательность работ

Возможны два варианта чистки: без снятия узла и после демонтажа. В первом случае эффективность удаления нагара будет минимальной. Чистка без снятия проводится исключительно в крайних случаях, так как нагар снимается только с заслонки, а отложения на стенках и воздушных каналах остаются.

Полная очистка даёт более ощутимый эффект. Работы начинаются со снятия узла, который расположен между впускным коллектором и воздушным фильтром двигателя .

На автомобилях разных производителей работы могут отличиться, но не существенно. На большей части транспортных средств это происходит следующим образом:

  • гофра связывает заслонку с фильтром очистки воздуха: её необходимо снять в первую очередь;
  • далее, отключаем датчик положения дроссельной заслонки и абсолютного давления (если имеется и установлен на авто);
  • потом нужно выдавить груз, который фиксирует трос педали акселератора;
  • демонтируем (отсоединяем) патрубки с охлаждающей жидкость. На этом этапе работы нужно проводить весьма осторожно. Если силовой агрегат полностью не остыл, то горячие капли технической жидкости при попадании на кожу человека могут вызвать ожог, помните об этом;
  • Отсоединяем вентиляционные шланги картерных газов и абсорбера;
  • После чего необходимо отвернуть крепления дроссельного узла и демонтировать его.

Сняв механизм, откручиваем регулятор холостого хода . Его промывка и очистка весьма желательна. Чтобы промыть весь узел необходимо использовать специальные средства.

Не забывайте! Перед промывкой узла с использованием химических средств обязательно снимите все резиновые элементы, чтобы не допустить их деформации.

Промывка дроссельной заслонки возможна с использованием бюджетных моющих средств («Карбаклинер») и более эффективных, но дорогих. Об этом читайте ниже.

Средства для очистки

При полном демонтаже можно использовать бюджетный вариант, о котором говорилось ранее. Но чаще всего промывка проводится средством для чистки карбюратора: карбиклинером. Он качественно выводит грязь, и отложения за пару минут.

Для работ нужна кисточка с мягкой щетиной, или щётка, с помощью которой, после нанесения химического вещества нужно очистить узел.

Важно! После проведения очистных мероприятий обязательно продуть дроссельную заслонку. Для этого используйте компрессор.

Но даже после «генеральной уборки» могут возникнуть проблемы. Не пугайтесь, это случается. Может обнаружиться, что после чистки дроссельной заслонки плавают обороты. Это решаемый вопрос.

Нужно проверить правильность подключения датчиков. Возможно, произошла ошибка на этапе сборки. После процедуры очистки нужно отрегулировать и настроить дроссель. Об этом знают не все водители. Или процесс настройки выполняют неправильно.

Если настройка выполнена с нарушениями, то возможно, западание и силовой агрегат будет работать на повышенных оборотах постоянно. Это приводит к увеличению расхода топлива.

Причины всё те же: неправильно выполненная регулировка и ошибка при соединении датчиков.

Когда выполнена чистка электронной дроссельной заслонки, необходима её адаптация. Дело в том, что после работ положение заслонки меняется. А электронный блок управления (ЭБУ) об этом не знает, продолжает выдавать топливо, согласно предыдущим показателям.

Нужно выставить новые обороты, используя диагностическое оборудование, предварительно сбросив старые параметры.

Использовать химические средства для очистки всего узла. Не забывать о каналах ДЗ. Наносить ОЖ (очищающую жидкость) и дать ей впитаться. Для этого нужно 5-10 минут. Прикипевший нагар удалять мягкой тряпкой.

Причины загрязнения ДЗ:

Выработавшие свой ресурс и фильтра;

Некачественное топливо;

Износ цилиндропоршневой группы;

На фото — грязная дроссельная заслонка

Так при износе цилиндропоршневой группы увеличивается прорыв газов в картер двигателя, куда попутно попадают и частицы нагара. Это в свою очередь помимо окисления моторного масла, вызывает его загрязнение различным отложениями.

После запуска двигателя от работы коленчатого вала и шатунов в поддоне образуется масляный туман, состоящий из газов и различных примесей, которые по системе вентиляции картера поступают в узел ДЗ, вызывая появление масляных и смолистых отложений и слоя прочного нагара.

Все это в свою очередь ведет к закусыванию оси заслонки, ее неплотному прилеганию к стенкам корпуса или ее подклиниванию при работе. Соответственно это отражается на работе силовой установке, выраженной в:

Нестабильном запуске;

Холостом ходе;

И мощности;

Увеличении расхода топлива.

Перед тем, как приступить к прочистке ДЗ, при обнаружении выше перечисленных признаков, рекомендуется произвести ее визуальный осмотр. Если на оси заслонки, стенках диффузора нет каких-либо сильных отложений и нагара, то вероятнее всего, проблема вызвана другими причинами и сама чистка ничего не изменит.

Периодичность чистки заслонки

Исходя из опыта обслуживания и ремонта ДЗ необходимость в ее чистке возникает при пробеге порядка 30-50 тыс. километров, либо раньше при обнаружении признаков ее сильного загрязнения.

Средства для снятия загрязнений узла

Чистку ДЗ можно выполнять различными подручными средствами, такими как растворитель, WD40 и ему подобными препаратами. Однако при их использовании всегда остается доля риска их действия на внутренности мотора. Сегодня же есть специальные разработки именно для выполнения подобных операций по чистке сильных загрязнений, безвредные для двигателя, это такие наиболее распространенные препараты, как:

LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) – 520 руб;

Mannol Carburetor Cleanor – 115 руб;

ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220) – 200 руб.

Очиститель дросселя от Ликви-Молли

Все эти составы отлично справляются с чисткой любых загрязнений дроссельного узла, и каждый автовладелец может сделать выбор по своему предпочтению.

Способы чистки заслонки

Очистку дроссельного узла можно выполнить как на месте, не снимая с двигателя, так и с ее демонтажем. Более качественная промывка и прочистка возможна только со снятие ДЗ, когда появляется возможность очистить все ее самые уязвимые места.

Это объясняется тем, что без снятия узла невозможно добраться до внутренних стенок и проходу воздушных каналов, что будет являться существенным минусом при работе и может не дать желаемого эффекта.

Чистка без снятия

В этом случае необходимо снять воздуховод, чтобы добраться до заслонки. Далее, используя одно из средств для очисти нанести его на стенки диффузора и саму заслонку (заслонка закрыта), затем все тщательно вытереть чистой ветошью (не оставляющей волокон).

Затем нужно поставить заслонку в открытое положение и снять загрязнения с ее боков. Сделать все возможное для попадания очистителя во все каналы узла.

Чистку нужно производить аккуратно до появления чистого металла, стараясь не прилагать значительных усилий.

Прочистка с демонтажем ДЗ

Снимается воздуховод между заслонкой и корпусом воздушного фильтра;

Открутить крепеж узла и снять все имеющиеся разъемы;

Нанести на все элементы узла и видимые каналы моющее средство;

Тщательно вытереть чистой ветошью обработанные поверхности;

Выполнить сборку в порядке, обратном снятию, поставив новую уплотнительную прокладку;

Подключиться к ЭБУ автомобиля и произвести «обучение» заслонки с новыми параметрами.

Ошибки при прочистке узла дроссельной заслонки

При кажущейся простоте операции по чистке, многие автолюбители по неопытности совершают ошибки, которые помимо того, что не дадут желаемого эффекта, еще могут и принести вред узлу либо вывести его из строя.

Так, не стоит прилагать больших усилий при чистке, так как это может повредить как саму заслонку, так и ее положения. Также нельзя очищать заслонку с использованием жестких щеток, так как на некоторых моделях стенки диффузора и сама заслонка имею заводское покрытие из молибдена.

По неопытности многие принимают это покрытие за нагар и удаляют. Это может привести либо к подклиниванию, либо к появлению щели и лишнему подсосу воздуха.

По завершению работы не выполняется обучение (адаптация) узла с новыми параметрами работы мотора и установки необходимых оборотов холостого хода.

Для стабильной работы мотора и продления «жизни» дроссельной заслонки рекомендуем, при появлении ее неисправности, выполнять ее прочистку, а также для профилактики через указанные выше 30-50 тыс. километров пробега.

04.04.2013

Промывка и чиста как дроссельной заслонки, так и всего узла не представляет собой трудновыполнимую задачу. Но тем не менее, многие автовладельцы не знают как правильно чистить, зачем чистить и когда чистить, да и имея всего лишь небольшой опыт в обслуживании машины, боятся лезть под капот и делать что либо своими руками.

В данной статье мы разберём всю процедуру промывки дроссельного узла, и надеюсь, что у типичного автовладельца отпадут все вопросы по выполнению данной операции.

Что такое дроссельная заслонка, дроссельный узел?

Говоря простым языком, дроссельная заслонка – грубо говоря «педаль газа». Нажимая на газ, мы открываем дроссельную заслонку, откуда поступает воздух в двигатель, а вместе с ним в цилиндр попадает бензин, тем самым повышая обороты двигателя. Чем сильнее нажимаем на газ – тем больше открыта дроссельная заслонка – тем больше повышаются обороты двигателя.

Где находится дроссельная заслонка?

Весь дроссельный узел находится в подкапотном пространстве. Он расположен между связкой «впускной коллектор» и «воздушный фильтр». Иными словами: воздух заходит в воздушный фильтр, проходит через ДМРВ, поступает в дроссельный узел, а оттудова идет в двигатель через впускной коллектор (ресивер). Чтобы узнать, где расположена дроссельная заслонка – обратите внимание на рисунок (под номером 3).

Зачем и когда чистить/мыть дроссельную заслонку?

Существую такие понятия, как масляная пыль, картерные газы, масляные отложения. И вся эта грязь оседает на стенках дроссельного узла как снаружи так и внутри. Из-за этой грязи дроссельная заслонка перестает закрываться или полностью открываться.

Признаки грязной дроссельной заслонки

Самые основные признаки, возникающие в связи с грязной заслонкой:

  1. плохой или нестабильный запуск двигателя «через раз»;
  2. нестабильный холостой ход, плавают обороты;
  3. при движении на малых скоростях, автомобиль подергивается;
  4. провалы на холостом ходу, двигатель глохнет на холостых.

Все эти признаки свидетельствуют о грязном дроссельном узле. Но не спешите делать выводы и бросаться на чистку узла, т.к. эти же признаки могут свидетельствовать о неисправности некоторых датчиков: РХХ, ДПДЗ – эти датчики находятся на дроссельном узле и могут быть неисправны. В частности, качественная промывка дроссельного узла может вылечить эти датчики, но не факт (пройдя по ссылке, вы можете , РХХ, ДПДЗ, и заменить его). Так же, похожие симптомы имеет неисправный . Чистить дроссельный узел желательно с периодичностью в 30 тыс. км.

Промывка дроссельной заслонки

В данной статье мы опишем два вида чистки дроссельной заслонки:

  • Поверхностный.
  • Полный.

Эти два вида отличаются степенью сложности очистки, соответственно — качеством.

Поверхностная чистка

Суть данной очистки заключается в том, что мы не будем разбирать полностью весь дроссельный узел, а пройдемся тряпочкой по заслонке и уберём поверхностную грязь.

Для работы нам понадобится:

  • Любое чистящее средство: очиститель карбюратора, спирт, растворитель, бензин, wd-40. Отличаются они всего лишь степенью «выводимости» грязи и все.
  • Тряпка.
  • Щетка.

Первым делом снимаем гофру воздушного фильтра с дроссельной заслонки, берём наше чистящее средство и брызгаем внутрь дроссельной заслонки. Начинаем чистить поверхность тряпкой и щеткой. Так же не забываем открывать саму заслонку чистить её с обратной стороны. На этом наш процесс закончен, обратно устанавливаем патрубок воздушного фильтра и все. Но при данном способе очистки, мы не сможешь полностью прочистить все внутренности дроссельной заслонки, не сможем продуть все отверстия и каналы, поэтому лучше воспользоваться полной чисткой.

Полная чистка дроссельной заслонки

Для выполнения полной чистки заслонки, помимо тряпки и чистящего средства нам понадобится:

  • Плоская, крестовая отвертка.
  • Прокладка дроссельной заслонки (для 1,5л) и уплотнительное кольцо ресивера (для 1,6л) (примерная стоимость 20-50 руб).
  • Ватные палочки.
  • Торцовый ключ на «13».
  • 2 болта М13.

В этом случае нам нужно полностью снимать дроссельный узел и чистить его со всех сторон.

  1. Для того, чтобы снять узел, отсоединяем гофру воздушного фильтра, снимаем патрубки ох. жидкости (в мурзилке рекомендуется перед началом работ слить ох жидкость, но не тратьте на это время, сняв патрубки с дросселя – просто заткните их болтами, чтобы жидкость не выливалась), снимаем патрубок адсорбера.
  2. Отсоединяем крепление дроссельного узла, снимаем тросик газа, вынимаем дроссельный узел. Если вам требуется более подробное описания снятия дроссельного узла, то прочтите статью:
  3. Сняв дроссельную заслонку, отсоединяем и прочищаем датчики РХХ (), ДПДЗ и полностью моем со всех сторон заслонку очистителем, обязательно продуваем все отверстия сжатым воздухом.
  4. Затем все устанавливаем обратно, не забыв поставить новую прокладку.

Дроссельная заслонка выполняет в двигателе функцию регулирования подачи воздуха во впускной коллектор. Она может выполняться в варианте с механическим приводом или электрическим мотором, отвечающим за ее своевременное открытие и закрытие. Контролируется положение дроссельной заслонки датчиком, который передает информацию на электронный блок управления. В зависимости от получаемой информации, «мозг» автомобиля корректирует работу двигателя.

При эксплуатации автомобиля в условиях российских реалий, водитель должен заботиться о своевременной чистке дроссельной заслонки, чтобы не допускать сбои в работе двигателя. Не реагируя на образование нагара на дроссельной заслонке, водитель рискует потерять в мощности мотора, столкнуться с проблемами с зажиганием и другими неприятностями.

Симптомы загрязнения дроссельной заслонки

Проблемы в работе дроссельного узла имеют общие симптомы, при этом не всегда они возникают из-за образования отложений на дроссельной заслонке. К ним может привести , сбои в работе привода и другие неисправности. Типичные признаки загрязнения дроссельной заслонки следующие:

  • Двигатель не работает стабильно на холостом ходу – глохнет, «плавают» обороты;
  • Запуск мотора происходит с трудом;
  • При скорости менее 20 км/ч автомобиль дергается при нажатии на педаль акселератора.

Проверяя дроссельный узел автомобиля на причины неисправности, следует обратить внимание на состояние дроссельной заслонки даже в том случае, если она не является источником проблемы. Лучше заблаговременно произвести чистку механизма, чтобы максимально отдалить момент образования на нем отложений, препятствующих стабильной работе мотора.

Из-за чего возникает загрязнение дроссельной заслонки

Образование отложений в дроссельном узле – это процесс, который нельзя предотвратить. Нагар на стенках дроссельной заслонки и на самом механизме появляется в результате:


При образовании большого количества отложений в механизме дроссельной заслонки, она перестанет выполнять свои функции должным образом. Загрязнения приведут к возникновению завихрений при подаче воздуха и снижению предполагаемого объема, на поступление которого рассчитывает ЭБУ. Также нагар на дроссельной заслонке может привести к неполному ее закрытию и проходу лишнего воздуха.

Как чистить дроссельную заслонку

Имеется мнение, что чистить дроссельную заслонку можно без снятия узла. Подобный вариант возможен, но в условиях крайней необходимости, поскольку эффективно удалить нагар с помощью такой чистки не получится. Данный способ позволяет снять отложения непосредственно с самой заслонки, тогда как на стенках и воздушных каналах нагар сохранится, и вскоре проблема вновь себя проявит.

Правильная чистка дроссельной заслонки начинается с демонтажа узла, располагающегося между впускным коллектором и воздушным фильтром. В зависимости от автомобиля, процесс снятия узла может немного отличаться, но на большинстве машин его необходимо выполнять в следующей последовательности:



Обратите внимание: Снимая дроссельный узел, лучше сразу произвести очистку места соединения с впускным коллектором, куда при сборке потребуется установить новую прокладку.

Когда дроссельный узел будет демонтирован, можно приступать к чистке. Для этого потребуется приобрести специальное средство в автомобильном магазине. Бюджетным вариантом очистителя является использование средства «Карбклинер», которое предназначено для удаления нагара с карбюратора.

Внимание: Перед использованием химических средств, удалите с дроссельного узла все резиновые элементы.

Основные правила чистки дроссельной заслонки следующие:


После очистки и полного высыхания дроссельного узла, можно собирать двигатель в обратном к снятию порядке.

Двигатель работает нестабильно после чистки дроссельной заслонки

На некоторых автомобилях после чистки дроссельной заслонки может потребоваться проведение регулировки узла. Она выполняется в зависимости от типа управления заслонкой.

Механическая система управления дроссельной заслонкой

После очистки дроссельного узла с механической системой управления заслонкой потребуется провести настройку регулятора холостого хода. Она выполняется по следующему стандартному алгоритму:


После настройки механической системы управления дроссельной заслонки мотору может потребоваться проработать 150-200 километров до нормализации холостого хода.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков