Чёрно-белый пароход. Чёрно-белый пароход Описание пластиковой модели эсминца "Разумный" фирмы Моделист

Чёрно-белый пароход. Чёрно-белый пароход Описание пластиковой модели эсминца "Разумный" фирмы Моделист

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны.Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.
И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так…
Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.

Об эсминце «Разумный»

Эсминцы проекта 7 - первые эсминцы, построенные в Советском Союзе с учетом опыта, полученного при проектировании и строительстве лидеров эсминцев типа «Ленинград» с помощью итальянских фирм «Ансальдо» и «Одеро». Проект эсминца был утверждён в декабре 1934года. Основные его тактико-технические элементы были следующими: водоизмещение стандартное - 1425т, полное - 1715т. Длина наибольшая -112,5м, ширина - 10,5 м, осадка - 3,3м. Скорость хода - 38 узлов.

Корпус корабля был клепаным, но при изготовлении ряда механизмов применялась сварка . Три главных водотрубных котла разместили один за другим. Две турбины (каждая - в своем отделении) имели мощность 54 тыс. л. с.

Вооружение составляли два трехтрубных торпедных аппарата, четыре 130-мм орудия Б-13, две 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата и два 12,7-мм пулемета ДШК. В ходе войны на североморские эсминцы дополнительно установили по два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт» и бомбометы БМБ-1. Нёс до 30 глубинных бомб и мог взять на верхнюю палубу 56-80 мин заграждения.
Эсминец «Разумный» - один из тринадцати тихоокеанских «семерок», названия которых в отличие от названий эсминцев других флотов начинались с буквы Р. Его заложили в Николаеве в 1936 году под названием «Прочный». Затем разобрали и перевезли по железной дороге на Дальний Восток и в июне 1939 года спустили на воду год названием «Разумный». Вступил в строй он лишь в октябре 1941-го. Летом 1942 года эсминец перешел по Северному морскому пути в состава ЭОН-18 на Северный Флот, прибыв в бухту Ваенга 14 октября 1942 года. До конца войны эсминец нес конвойную службу, неоднократно атаковал подводные лодки противника, участвовал в набеговых операциях. В послевоенные годы, после капитального ремонта (1954-1957 г.г.), корабль продолжал службу до 1960 года. После вывода из состава флота служил кораблём-целью ЦЛ-29, позже - плавказармой ПКЗ-3. В 1963-1964 годах разобран в Мурманске на металл.

Как я делал модель

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны. Красивый корабль - стремительный, с узким корпусом, весь нацеленный на движение… Еще в 80-х видел их чертеж в книге «Крейсера, фрегаты, линейные корабли». Но там масштаб был мелкий, не соберёшь хорошую модель , да и не из чего было. Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.

И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так… Выяснил, что на самом деле это перепакованная модель китайского эсминца «Аньшань», бывшего нашего «Рекордного», да ещё с надстройками и вооружением на 50-е годы. Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.
Решил ограничиться разумными переделками (простите за каламбур!) - то есть переделать то, что однозначно не соответствует фотографиям эсминца.

За основу взял всё-таки чертёж из «Моделиста-Конструктора», внося изменения в соответствии с фотографиями. Корпус переделывать не стал - решил, что китайцы всё-таки не «испортили» его, корабль у них прослужил долго, до 86-го года. Добавил груз в корпус, чтобы сидел в воде по ватерлинию. Надстройки - где сделал новые, где переделал в соответствии с чертежами. «Застеклил» иллюминаторы и окна на рубке и катере. С внутренней стороны нанёс немного светонакопительной краски - пусть в темноте светятся!

Сделал две новые 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт», два 12,7-мм пулемета ДШК. Щиты на 76-мм склеил из полистирола, стволы - композитные - полистирол и медицинская игла. Орудия, КДП и ТА - все вращаются, стволы орудий поднимаются. Автоматы и пулемёты «кольт» - только вращаются. На торпедные аппараты добавил маховики. Сделал два прожектора - корпус и подставка точёные из литников , отражатель алюминиевый, стекло - из тонкой прозрачной пластмассы (от какой-то упаковки), остальные прожекторы оснастил стёклами с отражателями.

Переделал бомбомёты, они несколько большего размера были. Сделал им новые тележки, а то старые шире рельсо в 1,5 раза, укоротил толкатели по высоте. Старые клюзы зашпаклевал, сделал новые. Бомбосбрасыватели установил на срезе кормы, а не на том месте, где они должны быть согласно сборочному чертежу, положив их «набок».

Мачты переделал. Грот несколько увеличил, доклеил его в высоту, развернул реи, приведя в соответствие с чертежами. Фок-мачту сделал заново из стальной проволоки разного диаметра, соединял с помощью точечной сварки. Очень удобно - быстро, прочно, не распаивается, если рядом что-то прикрепляешь. Лучше, чем пайка , да и не позволила бы пайка так загибать и разгибать проволоку. Таким же образом сделал держатели для огней на мачтах. Согнул из бронзовой проволоки 0,3 мм антенну радиопеленгатора. Ну, ещё добавил баллоны огнетушителей, параваны, фонари на мачты - это всё выточил из пластмассы. Спасательных кругов в комплекте давалось всего шесть, пришлось доделать ещё десять штук, скопировав их с помощью формы из зубопротезной резины. Обвесы мостиков сымитировал с помощью «сыростирола». Хотя сейчас бы сделал их по-другому. И рынду на носовой надстройке - «душу корабля» - тоже сделал. На одной из фотографий видно. Якорную цепь сделал из отрезков серебряной цепочки - только она давала лучший масштабный эффект.

Сделал трапы (из сетки от цифровых ламп), не фототравлёнка, но получилось довольно похоже. Леера тоже самодельные, немного повозиться пришлось (установить больше сотни отрезков проволоки диаметром 0,3мм и натянуть на них нить диаметром 0,12мм), но выглядят реалистичнее, чем фототравлённые. Красил нитрокрасками, используя маски . После установки надстроек натянул такелаж - той же нитью диаметром 0,12мм.

Декаль использовал от модели, только бортовой номер подобрал с деки от самолёта, т.к. родной - белого цвета. Сверху задул всё прозрачным нитролаком .
Делал модель долго - с января по ноябрь 2008 года (правда с перерывами и переделками) - по мере нахождения новой информации в Интернете приходилось кое-что переделывать заново, часто уже по покрашенному. Именно так была переделана носовая часть с клюзами - уже почти готовая до этого. Не обошлось и без «аварий» - когда задувал корпус чёрным (последним, самым тёмным!) цветом (а модель лежала на боку!) зацепил за

Заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 в Николаеве под именем «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на заводе № 202 во Владивостоке. Спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Вступил в строй 20 октября 1941 года и 7 ноября 1941 года включён в состав ТОФ.

В связи со слабостью Северного флота и необходимостью его срочного усиления, командование решило перебросить несколько кораблей с дальнего востока в Мурманск. Для этого были выбраны лидер «Баку» и эсминцы «Разъярённый», «Разумный» и «Ревностный». Эти корабли вошли в состав Экспедиции особого назначения ЭОН-18, которой предстояло пройти Северным морским путём. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» - широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещени­ях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревян­ных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъярённом» - правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. В разных местах корпуса были установлены тензодатчики, показывающие величину деформации корпуса. Были проведены работы по утеплению жилых помещений.

Отряд вышел из Владивостока 15 июля 1942 года. Через 3 дня эсминец «Ревностный» столкнулся с пароходом «Терней», и его пришлось оставить в Советской гавани. Оставшиеся корабли благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля - в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа для замены винта на «Разъярённом».

15 августа ЭОН-18 попала в лёд. Ледокол «Микоян» не мог самостоятельно справиться со льдом, поэтому на помощь ему были отправлены ледоколы «Каганович» и «Сталин». Но и этого оказалось недостаточно. Эсминец «Разумный» был зажат льдом с двух сторон, с 26 августа по 8 сентября он не мог сдвинуться с места. Выбравшись из льда, отряд относительно благополучно прибыл в Тикси, где пополнил запасы провизии и топлива. Через несколько дней отряд двинулся дальше.

Немецкий флот совершил попытку перехвата отряда, направив навстречу кораблям «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Однако в условиях плохой видимости ЭОН-18 разминулась с противником, направившимся к порту Диксон.

Завершающая часть похода прошла достаточно спокойно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, вошли на рейд Ваенги.

21 ноября участвовал в спасении личного состава гибнущего эсминца «Сокрушительный», но, имея главной задачей противолодочную оборону кораблей, спас только одного человека.

20 января 1943 г. совместно с лидером «Баку» вышел в море для атаки обнаруженного радиоразведкой конвоя противника. В 22.03 были обнаружены «суда» противника. Корабли начали занимать позицию для атаки, но при сближении «противником» оказался о. Вардё. В 22.09, разобравшись в обстановке, вновь легли на прежний курс. В 23.14 по пеленгу 270° на дистанции около 70 кабельтовых обнаружили отряд боевых кораблей в составе минного заградителя «Скагеррак», тральщиков М-303 и М-322, противолодочных кораблей Uj-1104 и Uj-1105, шедших курсом 110-115°, принятых за конвой в составе двух транспортов, эсминца, сторожевого корабля и тральщика. «Баку» сразу же повернул на них. В 23.15 германские корабли начали давать опознавательные сигналы, а лидер и эсминец их репетовали. В 23.22 «Баку» с дистанции 26,5 кабельтовых дал торпедный залп из одного аппарата (второй отказал) по, как он считал, второму транспорту и одновременно открыл по нему огонь артиллерией всех калибров. В 23.24 он начал поворот вправо для отрыва от противника и лёг на курс 62°, увеличив ход до 30 узлов. «Разумный», шедший в кильватер лидеру, перепутав сигнал «Рцы» (атаковать торпедами) с сигналом «Покой» (поворачивать вправо), торпедного залпа не произвел и, открыв артиллерийский огонь якобы по миноносцу противника, через 10 секунд после поворота лидера последовал за ним, сделав всего 15 залпов. Вражеские корабли отвечали артиллерийским огнём, предположительно стреляли также две батареи с берега. Результаты этого боя до сих пор точно неизвестны. По советским данным, был потоплен торпедой один из кораблей противника. Повреждений от огня вражеских кораблей лидер и эсминец не получили.

3 и 4 февраля участвовал в эскортировании четырёх транспортов из Белого моря в Кольский залив. 25 февраля встал в Росте в ремонт. 3 апреля, находясь в сухом доке, в 21.45 был поражен авиабомбой, которая, пробив все палубы, разорвалась рядом с бортом. Еще одна бомба разорвалась в доке в 1,5 м от борта, один человек был убит, трое ранены. Ремонт продолжался до 25 июня.

До конца войны эсминец эскортировал конвои, несколько раз выходил на поиск кораблей противника, участвовал в обстреле норвежского порта Вардё.

Модель собиралась очень хорошо. Красил кистью Звезда Супер.

Эсминец «Разумный» (проект 7, тип «Гневный»), СССР, 1941 г.

Накануне Великой Отечественной войны флот в Советском Союзе, по существу, создавался заново. Основные классы надводных кораблей в нашей стране не строили со времен первой мировой войны. Первыми и самыми многочисленными эсминцами новой постройки, стали корабли проекта 7, разработанного в 1934 г. под руководством главного конструктора В.А.Никитина. Закладка головного корабля – эсминца «Гневный» состоялась 27 ноября 1935г. на Северной судостроительной верфи в Ленинграде.
Корпус корабля отличался стремительными обводами и очень большим отношением длины к ширине (10,7:1). Две турбины развивали максимальную мощность по 27 000 л.с., что позволяло эсминцу достигать скорости до 38 узлов (свыше 70 км/ч). Проектное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов, четырех 130-мм универсальных орудий, двух 76-мм универсальных орудий, 4-5 37-мм зенитных автоматов, а также зенитных пулеметов. Впоследствии зенитное вооружение неоднократно усиливалось.
Всего было построено 29 эсминцев проекта 7 и 17 – проекта 7У («улучшенный») с иным расположением энергетической установки, и еще один – проекта 7УЭ (с измененным электрооборудованием).
Эсминцы проекта 7, несколько отличавшиеся друг от друга, строились тремя сериями на шести заводах в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске на Амуре. До 22 июня 1941 года успели вступить в строй 21 «семерка» и 9 «семерок У», что составляло почти половину количества советских эсминцев.
Эсминец «Разумный» (до 25 сентября 1940 – «Прочный») относился к III серии «семерок» и был заложен в июле 1936 года на заводе в Николаеве. В августе 1937 года его отправили для достройки на Дальний Восток. Спуск на воду состоялся 30 июня 1939 года, а ввод в строй - 20 октября 1941 года. Его боевая биография началась в 1942 году, когда было принято решение перебросить Северным морским путем несколько кораблей с Тихого океана, чтобы усилить Северный флот. В состав «Экспедиции особого назначения» (ЭОН-18) вошли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». 14 августа экспедиция тронулась в путь, а 14 октября отдали якоря в Ваенге (ныне – Североморск). С прибытием ЭОН-18 на северном флоте была создана бригада эсминцев, в которую входили «семерки» «Гремящий», «Громкий», «Грозный», «Сокрушительный», «Разумный» и «Разъяренный». 15 ноября 1943 года, при проводке из Тикси в Архангельск конвоя АБ-55, «Разумный» потопил немецкую подводную лодку, а 8 декабря 1944 серией глубинных бомб уничтожил и вторую вражескую субмарину.
Столь же активно действовали на Севере и другие эсминцы этого проекта. Особенно отличился «Гремящий», который сбил 14 и повредил 23 самолета противника, а также потопил германскую подводную лодку U-585. 1 марта 1943 года «Гремящий» был удостоен гвардейского звания.
После окончания войны оставшиеся в строю 18 «семерок» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Четыре тихоокеанских «семерки» в 1954-55 годах были переданы ВМС Китая, а в 1956-58 годах остальные корабли этого проекта были переклассифицированы в корабли-цели и опытовые суда.

«Разумный»

Заложен на заводе № 200 как «Прочный», перезаложен на заводе № 202 во Владивостоке 13.8.1937 г. 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный», в состав ТОФ официально включен 7.11.1941 года.

В июне 1942 года решением Ставки Верховного главнокомандующего была создана Экспедиция особого назначения ЭОН-18 в составе лидера «Баку» и трех эсминцев: «Разумного», «Разъяренного» и «Ревностного». Экспедиции предстояло перейти Северным морским путем в Полярный.

На всех трех «семерках» провели основательные подготовительные работы. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» - широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревянных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъяренном» - правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. Кроме того, проложили дополнительные трубопроводы для обогрева паром различных устройств, химический отсек засыпали пробкой. Любопытно внедрение оригинальной диагностики: в разных местах корпуса установили тензодатчики, провода от которых вывели на специальный щит, где в соответствии с величиной прогиба металлоконструкций загоралась определенная лампочка. Таким образом, на ходовом мостике постоянно имелась наглядная картина деформаций корпуса при движении во льдах.

Попутно усовершенствовали зенитное вооружение: вместо 45-мм пушек установили по три 37-мм автомата 70-К. Общая перегрузка эсминцев без учета приема дополнительных запасов составила 145 т, из них 100,5 т весила непосредственно сама «шуба».

Корабли вышли из Владивостока 15 июля 1942 года. Через 3 дня из-за столкновения с пароходом «Терней» пришлось оставить в Советской гавани эсминец «Ревностный». Оставшиеся два эсминца и лидер благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля - в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа - потребовалась экстренная замена винта на «Разъяренном».

Уже 15 августа корабли ЗОН-18 попали в 7-балльный мелкобитый лед, а затем с каждым днем ледовая обстановка все ухудшалась. В придачу к ледоколу «Микоян» подошли однотипные «Каганович» и «Сталин», но и их общих усилий не хватало, чтобы пробиться к чистой воде. В исключительно тяжелом положении оказался «Разумный». Зажатый с двух сторон мощными ледяными полями, он с 26 августа по 8 сентября не мог сдвинуться с места, ежечасно рискуя быть раздавленным многометровым льдом. К счастью, трагедии не произошло, и 17 сентября эсминец прибыл в Тик-си, попутно выдержав 8-балльный шторм. Дальнейший путь по маршруту Тикси - Диксон - Полярный прошел благополучно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, бросили якорь на рейде Ваенги. Повреждения, полученные «Разумным» за время похода, оказались незначительными (самые серьезные из них-небольшие загибы лопастей левого винта), и 8 ноября 1942 года эсминец приступил к несению боевой службы в составе СФ.

С 20 по 22 ноября «Разумный» участвовал в спасательных работах, связанных с аварией эсминца «Сокрушительный». При оказании помощи терпящему бедствие кораблю «Разумный» от удара легко повредил форштевень (на палубе образовался гофр, через разрывы обшивки залило малярную, цепной ящик и погреба провизии).

Два месяца спустя произошел весьма примечательный бой, который упоминается (правда, нередко в приукрашенном виде) практически в любой книге, посвященной действиям советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Речь идет об атаке немецкого конвоя лидером «Баку» и эсминцем «Разумный» в ночь с 20 на 21 января 1943 года.

Умелое использование радиоразведки позволило командованию Северного флота заблаговременно узнать о движении вражеских судов и четко рассчитать точку их возможной атаки. На перехват вышли «Баку» под флагом командира бригады эсминцев капитана 1 ранга П.И.Колчина и «Разумный». В 23.14 в районе мыса Маккаур (северная Норвегия) на встречном курсе был обнаружен вражеский конвой в составе миноносца, сторожевого корабля, тральщика и двух транспортов. Через 4 минуты «Баку» с дистанции 26,5 кбт открыл огонь из всех орудий и одновременно дал 4-торпедный залп (из-за ошибки торпедного электрика второй аппарат не выстрелил). В 23.23 с дистанции 25 кбт открыл артиллерийский огонь и «Разумный», причем уже вторым залпом попав в немецкий миноносец. Минуту спустя начали отвечать корабли противника и одновременно с ними - береговые батареи. Несколько снарядов легли по корме эсминца, из-за чего в 23.29 наши корабли прекратили огонь, поставили дымовые завесы и повернули назад.

Лидер и эсминец вели бой на огромной скорости - 32-34 узла. «Разумный» за 6 минут выпустил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм снарядов и 100 12,7-мм пуль. Носовое орудие не стреляло, так как его заливали фонтаны брызг, поднимаемые поврежденной обшивкой ледовой «шубы». Вражеские транспорт и миноносец получили попадания снарядов (по весьма достоверным данным одна из торпед лидера потопила транспорт - норвежский мотобот «Тана»; это единственный за всю войну пример удачного применения торпед крупными надводными кораблями советского ВМФ). Однако позже командиры кораблей подвергались критике за поспешный отход, не позволивший добиться решительной победы.

В конце февраля «Разумный» был поставлен на ремонт. Вечером 3 апреля, находясь в мурманском Северном доке, он подвергся нескольким воздушным атакам. Одна из бомб (весом 50-100 кг) попала в палубу на 178-м шпангоуте, пробила корпус насквозь и разорвалась в доке, сделав в обшивке корабля 122 осколочных пробоины. Другая бомба взорвалась в 2-2,5 м от борта в районе 115-го шпангоута. Из пробитых цистерн вытекло около 2 т мазута, но, к счастью, пожара не случилось. Полученные повреждения сдвинули график ремонта, и эсминец вошел в строй только 14 июня 1943 года.

До конца войны «Разумный» активно нес конвойную службу, неоднократно атаковал вражеские субмарины. 26 октября 1944 года вместе с «Гремящим», «Разъяренным» и лидером «Баку» участвовал в набеговой операции на порт Варде. 8 декабря он серией глубинных бомб повредил немецкую подводную лодку (экипаж считал, что потопил, но после войны факт гибели лодки не подтвердился).

В начале 30-х годов прошлого столетия военно-морской флот Советского Союза был довольно слабо оснащен. В его состав входило всего 17 «Новиков», так называли существующие на тот момент эскадренные миноносцы. На момент создания их можно было считать лучшими в мире, но к 30-м годам они уже не шли ни в какое сравнение с теми эсминцами, которые были на вооружении у ведущих держав мира. Возникла острая необходимость в строительстве принципиально новых судов, способных конкурировать со своими "близнецами". Так появились эсминцы проекта 7.

Итальянский прототип

На тот момент самыми лучшими в мире считались эсминцы итальянского производства. Поэтому в Италию была срочно направлена группа советских ученых-инженеров, целью которых было перенять опыт заграничных коллег по цеху. Советские инженеры изучили документацию, понаблюдали за ходом строительства и вернулись на родину с новыми идеями.

Строительство новых эсминцев

С этого момента в началось строительство принципиально новых, современных эсминцев. Технический проект этих судов был утвержден в 1934 году и получил название «Проект № 7». Строительство эскадренных миноносцев нового поколения, также известных как эсминцы проекта 7 ("Гневный" - один из них), с этого момента было поставлено на поток и проходило под личным контролем главы государства И. В. Сталина. В это самое время недалеко от границ Советского государства английский эсминец напоролся на мину и затонул. Строительство было временно приостановлено, потому что судно, которое выходит из строя от одной мины, вряд ли можно было назвать совершенным. По приказу Сталина были срочно проведены проверки, нескольких конструкторов наказали. В итоге было решено строительство запланированного количества эсминцев проекта 7 закончить и спустить на воду, а следующую партию судов усовершенствовать и выпускать уже по улучшенному проекту.

Вооружение эскадренных миноносцев

При строительстве эсминцев главный упор делали на вооружение, чтобы максимально повысить оборонную мощь страны, пострадавшую в Первой мировой войне. Постепенно корабли совершенствовались. В частности было значительно улучшена система ПВО, которая изначально не отличалась особой точностью. Первые турбины Парсонса на эсминцах проекта 7 были сконструированы с солидным запасом. И конструкторы не ошиблись - эсминцы советского производства, построенные по проекту 7, были самыми сильными в мире на то время.

К началу Второй мировой войны советскими конструкторами было построено и спущено на воду 28 эсминцев проекта 7. Миноносцы главного противника - Германии - были несколько сильнее по вооружению (на одну пушку), но значительно уступали качеством двигательной установки, не отличающейся высокой надежностью. В итоге именно корабли этой серии стали главным костяком вооружения России на момент начала Второй мировой войны. Их использовали на всех морских театрах боевых действий. Противником из строя за время войны были выведены только 10 эсминцев, но они успели перед этим совершить не один подвиг.

Известные сражения

Во время войны часто бывает так, что обычный рядовой бой навсегда входит в историю. Именно таким стало сражение у мыса Канин Нос. В трудный 1942 год Россия нуждалась в помощи союзников. Оружие, топливо - все это мы получали морским путем благодаря конвоям. Но именно в сентябре 1942 года Уинстон Черчилль высказался о том, что конвои необходимо временно прекратить из-за больших потерь. Однако руководство страны уговорило Великобританию организовать очередной конвой, который начал движение 18 сентября. Находясь в зоне ответственности союзников, он потерял 11 судов. После этого охрану приняли на себя советские эсминцы. Среди них были известные «семерки» - «Гремящий» и «Сокрушительный». Возле мыса Канин Нос немцы атаковали конвой со всех сторон. В мощном комбинированном ударе участвовали немецкие самолеты и подводные лодки. Жестокий бой длился два с половиной часа. С воздуха конвой атаковали десятки торпедоносцев и бомбардировщиков, но все они были встречены мощным согласованным огнем. В результате жаркого сражения конвой прибыл к месту назначения и понес при этом минимальные потери. Только одно судно было торпедировано. Немцы в том бою потеряли 15 самолетов. Стало понятно, что конвои нужны, что это опасно, но вполне оправдано.

Эсминец «Разумный»

Эсминец «Разумный» проекта 7 прошел испытания и был спущен на воду в ноябре 1941 года. В задачи эсминца и его команды входило несение дозорной службы. В этот период одной из значимых страниц стало спасение команды корабля «Разящий», потерпевшего аварию. Командование «Разумного» успешно справилось с поставленной задачей. Для усиления Северного флота в 1942 году «Разумный» в числе еще трех эскадренных миноносцев был переправлен в порт Полярный. Во время переправления судов «Разумный» оказался зажатым с двух сторон льдинами, но, в конце концов, все-таки благополучно прибыл в порт. С этого момента корабль начал нести службу в составе Северного флота, совершил несколько боевых походов и до конца войны активно нес конвойную службу.

Эсминец «Гневный»

Один из самых известных эсминцев проекта 7 того времени. Перед командой «Гневного» стояла задача по установке минных заграждений в Финском заливе. Цель: остановить противника и не допустить прорыва к Ленинграду. Для выполнения поставленной задачи была собрана эскадра, во главе которой двигался «Гневный». Внезапно раздался взрыв - эсминец подорвался на немецкой мине. Тогда погибло 20 человек. Поврежденный корабль пытались взять на буксир, но это оказалось невозможно. Командование приняло решение потопить эсминец, чтобы он не попал в руки противника. Оставшаяся команда была переправлена на сопровождающие суда, а по «Гневному» открыли огонь. Этот проекта 7 стал первой крупной потерей в составе ВМФ России после начала войны.

Судьба «семерок» после войны

После окончания войны все эсминцы проекта 7, участвовавшие в сражениях, были отправлены на капитальный ремонт, после чего снова вернулись в строй. Они прослужили в военно-морском флоте Советского Союза еще около 12 лет. За эти годы их конструкция и вооружение модернизировались и совершенствовались. Даже внешний вид миноносцев проекта 7 претерпел изменения. Позже, в 50-х годах, "семерки" стали постепенно вытесняться принципиально новыми и совершенными эскадренными миноносцами и выводиться из состава ВМФ. На сегодняшний день сохранились только три легендарные «семерки», которые передали на вооружение в КНР. Там их переименовали и назвали в честь маньчжурских городов. Одним из этих судов является эсминец «Рекордный», который прослужил в военно-морском флоте России весь срок, а после модернизации в Китае исправно нес дозорную службу вплоть до 80-х годов.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков