На волнах истории: развитие компании Rolls-Royce. История бренда: Rolls-Royce Где делают роллс ройс

На волнах истории: развитие компании Rolls-Royce. История бренда: Rolls-Royce Где делают роллс ройс

и

(Rolls-Royce Motor Cars Ltd ).

Rolls-Royce в том виде, в котором мы знаем бренд сегодня, был создан под огромным влиянием своих учредителей. По сути, все этапы деятельности компании были заложены Чарлзом Стюартом Роллсом и Фредериком Генри Ройсом. Они не были приятелями с детства, как это часто бывает, когда два молодых человека организуют свой бизнес. Более того, они были представителями совершенно разных, если не сказать противоположных слоев общества. Но их объединение дало жизнь самому роскошному автомобилю XX века.

Фредерик Ройс родился 27 марта 1863 . В свои ранние годы он еще и не мог мечтать о том, что в будущем станет очень богатым и уважаемым человеком. Родился Фредерик в городе Алватор (графство Линкольншир). Его отец был мельником, но совсем не долгое время, потому что очень быстро разорился. Бедность привела к тому, что уже в возрасте 10 лет Фредерик нашел свою первую работу — чем только не занимался он в то время! Молодой Ройс зарабатывал по всякому, начиная от разноса газет и телеграмм, и заканчивая работой на железной дороге.

Впрочем, ранняя работа абсолютно не отбила у Фредерика желание учиться. Они понимал, что его будущее целиком и полностью зависит от того, насколько хорошими знаниями он будет обладать. А потому в нерабочее время Ройс изучал иностранные языки, математику и основы электротехники. Особенно его привлекала именно последняя дисциплина. У мальчика был явно инженерный склад ума. Кроме того, подобная работа доставляла ему истинное наслаждение.

Первой работой, связанной с захватом Фредерика стала должность в компании Хайрема Максима, известного знаменитым пулеметом, названным по фамилии автора. Работа нравилась Ройсу, но его настоящей мечтой была своя компания, а потому с самых первых месяцев он начал откладывать деньги, которые должны были бы составить стартовый капитал его будущей фирмы.

И такая компания в результате появилась на свет вместе со своим другом Фредерик основал в Манчестере FH Royce & Co.

Дела потихоньку набирали обороты. Ключевым моментом в этой истории стал 1903, когда Ройс приобрел свой первый автомобиль. Французский Decauville. Машина оказалась ужасной. У нее было множество технических проблем, которые выводили из себя Фредерика. Инженер в его душе негодовал. Все это вылилось в то, что он решил сконструировать свой автомобиль, который будет полностью устраивать его и намного превосходить Decauville.

Что же, было очевидно, что Фредерик обладает инженерным гением, поскольку ровно через год он действительно представил свой первый автомобиль. Он на голову превосходил все французские машины, и получил очень лестные отзывы в прессе. Детище Ройса обладало отличными ходовыми характеристиками, высокой степенью надежности, и при этом стоит вполне приемлемых денег — 395 фунтов. Конечно, в то время это были большие деньги, но не такие, которые уже через некоторое время будут требоваться для покупки Rolls-Royce.

Легендарная компания «Роллс-Ройс» была зарегистрировано 15 марта 1906 года. Однако замысел предприятия зародился в отеле «Мидланд Хотел» в Манчестере еще 1 мая 1904. В этот день встретились Чарлз Роллс — гонщик, который начал свой бизнес с продажи британским аристократам машин с континента, и Генри Ройс — проектировщик и производитель электромоторов и кранов, который был недоволен продаваемыми машинами и мечтал разработать — «автомобиль выше всякой критики».

Совместная компания по выпуску и продаже автомобилей, получила название «Роллс-Ройс». Причем Роллс брал на себя коммерческую часть, а производственно-техническая сторона дела ложилась на Ройса. Амбиции молодого аристократа простирались так далеко, что он поставил себе цель выпускать самые лучшие автомобили в мире.

Подлинное рождение легендарной марки произошло в
том же 1906 году на лондонском «Олимпия Мотор Шоу», когда компания «Роллс-Ройс» представила первое шасси «Роллс-Ройс 40/50 HP под заводским номером 60551. Новая модель ничем не повторяла предшественников. Продажа 40/50 HP начали в 1907 году. И поскольку до второй мировой войны завод «Роллс-Ройс» не производил кузовов, они изготавливались кузовными мастерскими по заказу самого клиента — порождая огромное количество вариантов «Роллс-Ройс» с единым шасси.

Само шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов. Примерно в ту же цену обходился клиенту не менее роскошный кузов, произведенный именитыми мастерскими, такими как: Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp & Maberly, H.J. Mulliner и др Вскоре этой машине дали необычное имя — «Silver Ghost» (Серебряный Дух) . Этим названием автомобиль обязан посеребренным внешним деталям одного из первых образцов и чрезвычайно тихому двигателю. По легенде, самым громким звуком в салоне было тиканье часов.

Машина могла развивать скорость до 150 км / ч — показатель недоступен для многих спортивных моделей того времени. «Silver Ghost», стал, едва ли не самым известным автомобилем в мире. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». Эмблема компании «Роллс-Ройс», стала одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Сначала буквы RR эмблемы были красными, но в 1930 году их стали выполнять черными.

Еще один неотъемлемым атрибутом автомобилей «Роллс-Ройс» является «Дух восторга». В 1909 году один из автомобилей «Роллс-Ройса» приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает в 1911 году своему другу, скульптору-модерністові Чарльзу Сайксу разработать носовую фигурку-талисман.

Художник нашел простое и изящное решение: он создал какое-то рукокрылых божество-фигурку, устремленную вперед, с отброшенными назад руками, в развевающемся под ветром одеянии. Она как бы передавала дух автомобиля — разумную скорость, грацию и красоту. Сначала официальное название фигурки было «Олицетворение скорости», но позднее Сайкс продал свои авторские права компании «Роллс-Ройс», и она была переименована в «Spirit of Ecstasy» («Дух Восторга или Дух Вдохновения).

В 1921 году в Америке был открыт филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского Silver Ghost стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926 года построили 1703 автомобиля. Silver Ghost верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США, например, в 30-х годах на «вечные» шасси «Серебряного Духа» просто ставили новые модные кузова.

Благодаря относительно стабильного рынка Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 1930-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке. А в 1931 году Rolls-Royce даже приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение — компанию Bentley, имеет устоявшуюся репутацию производителя добротных, дорогих и надежных спортивных машин и лимузинов по основным параметрам очень похожих на Rolls-Royce. Марка «Бентли» сохраняется до настоящего времени. Начиная с 1949-го классические автомобили класса » люкс » получают пронизанные духом ностальгии названия «Серебряный Призрак» (Silver Wraith), «Серебряный Рассвет» (Silver Dawn), «Серебряное Облако» (Silver Cloud), в 1965-м изменилось «Серебряной Тенью» (Silver Shadow).

Следовательно, фирма процветала, но фундамента, заложенного основателями, хватило только на 30 лет после смерти Ройса в 1933 году. В 60-х начался спад, и финансовое положение Rolls-Royce, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce-Corniche, стало очень шатким, а 4 февраля 1971 компания была официально объявлена банкротом.

Rolls-Royce как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в дело около $ 250 млн. Но при этом компания Rolls-Royce Motor Holding была разделена на автомобильную компанию Rolls-Royce Motor Cars Ltd, которая выпускает автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты, и на Rolls-Royce Ltd — авиационное подразделение по выпуску реактивных двигателей, которое с 1971-го по 1987 год находился под управлением государства и была приватизирована в 1987-м, после чего сменило название на Rolls-Royce Plc.

Военно-промышленный концерн Vickers — некогда крупнейший в Великобритании синдикат производителей военной техники, выполняет заказ министерства обороны Великобритании — в 1980 году приобрел Rolls-Royce Motor Cars Ltd за 38 млн фунтов стерлингов, когда компания, в связи с ухудшением финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit, в очередной раз оказалась на грани кризиса.

Vickers сделал для Rolls-Royce за время владения этой легендарной маркой немало: вложив еще около 40 млн фунтов стерлингов, концерн провел модернизацию устаревать заводов в Кру. На заводах в Кру был установлен также настоящий конвейер со скоростью движения 0,01 мили в час. Но рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в другом Rolls-Royce остался Rolls-Royce — автомобили изготавливались вручную и только по заказам. Однако благодаря принятым мерам более чем вдвое — с 65 до 28 дней — сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала вновь приносить прибыль. Так, в 1997 году прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила 45 млн долларов при обороте в 500 млн долларов.

Однако положение оставалось нестабильным: при неудачной экономической конъюнктуре такой объем мог запросто упасть вдвое. Так и произошло — до конца 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовали новых капиталовложений — по словам председателя правления Vickers, сэра Колина Чандлера, более 200 млн фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: «Мы сделали для Rolls-Royce все что могли. Мы спасли его, мы вернули ему «здоровья» и хорошую форму, но пришло время расстаться … »- сказал он.

В октябре 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. За контроль над компанией бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и организация RRAG, состоявшая из группы патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шріпмптоном.

Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому Volkswagen приобрел заводы Bentley и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Оценивая продажа Rolls-Royce победил в борьбе за марку в 1998 году немецкому автогиганту BMW, берлинская газета Welt писала: «Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Вскоре BMW начал производство автомобилей под знаменитым брендом на новом заводе в Гудвуде (Южная Англия).

Там концерн построил «самую эксклюзивную в мире фабрику» для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce. Предприятие разместилось в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс. Примечательно, что неподалеку оттуда, в городке Вест-Уиттеринг, жил с 1917-го по 1933 год и умер сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Кроме живописных окрестностей, Южная Англия обладает развитой инфраструктурой и возможностью привлечь дополнительный персонал из яхт-индустрии к привычной им ручной работе.

Автомобили компании никогда не отличались дешевизной, и ценовая политика, сформулированная Ройсом, остается актуальной и сегодня: «Качество остается, когда о цене уже давно забыли». Первые автомобили Rolls-Royce в 10 л. с. продавались по цене 395 фунтов стерлингов. Сегодня эти антикварные модели может приобрести любой эстет за $ 250000. Примерно шесть из десяти всех когда-либо построенных автомобилей Rolls-Royce до сих пор «на ходу».

В 1907 году один из «Серебряных призраков» устанавливает рекорд — проходит без остановки 24 тыс. км. Какое Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью — вышел из строя топливный краник. На заводах Rolls-Royce в Кру и Лондоне машины называют «ройс». Их никогда не называют «Роллс». Решетка радиатора в автомобиле Rolls-Royce делается вручную с помощью … глазомера. Просто «впрікідку», без всяких инструментов.

Для изготовления радиатора Rolls-Royce нужно один человекодень. И еще пять человекочасов на его полировки. Открыв пепельницу в современном Rolls-Royce, вы никогда не найдете там сигаретного окурка — пепельницы опорожняются автоматически. Никто из членов заводского персонала никогда не скажет: «Rolls-Royce сломался». Вместо этого вы услышите: «Rolls-Royce отказывается продолжать функционировать». На старых заводах Rolls-Royce (в Кру и Лондоне) можно видеть надписи: «Берегись бесшумного автомобиля!»

Охлаждающая спосособность кондиционера в современном «Серебряном Духе» равна производительности 30 бытовых холодильников. Каждая стеклянная деталь в «Серебряном Духе» полируется вручную специальной пемзой, которой обычно пользуются при полировке оптических линз. Как-то раз после воспевания хвалебных гимнов в честь автомобилей Rolls-Royce одна аристократка, подумав, спросила: «Но, сэр Генри, а что бы было, если бы ваш завод выпустил плохую машину?» Ройс ответил: «Мадам, охранник на центральных воротах не выпустил бы ее из территории ».

Последними словами умирающего Генри Ройса были: «Я сожалею лишь о том, что не посвящал работе больше времени». Прообразом «Духа Восторга» стала личный секретарь лорда Белью-Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен скульптор. Наиболее элитные из «Роллс-Ройс» считаются представители серии «Park Ward», называемые еще «королевскими Роллс-Ройсами». Именно эти подчеркнуто консервативные машины предпочитают монархи. Купить или заказать в дорогом автосалоне такой автомобиль невозможно, ведь «Park Ward» — детище того отделения компании, где автомобили даже не собираются, а изготавливаются полностью вручную, по особым заказам, причем каждый из них только под определенного клиента.

Стиль «Роллс-Ройс», без преувеличения, уникальный. Поражает значение, которое фирма придает мелочам. Салонам «Роллс-Ройса» всегда был присущ особый, ни с чем не сравнимый тонкий аромат, который излучали лучшие сорта натуральной кожи и ценных пород дерева, использованных для внутренней отделки машин. И вдруг заказчики новой эксклюзивной модели — «Серебряный серафим» — почувствовали, что запах в салоне не тот. Стали выяснять — и обнаружили, что вместо бывшего палисандра и красного дерева некоторые прежде деревянные детали отделки салона заменили пластмассой.

На вид и на ощупь ее от дерева не отличить, но запах уже не тот. И производители всерьез занялись решением этой проблемы. Они разработали состав ароматических масел для обработки салонов всех «Роллс-Ройс», которые снова стали пахнуть дорогой кожей и деревом. «Роллс-Ройс» — это автомобиль-дворец, автомобиль-статус, автомобиль-символ. Это атрибут высокого положения в обществе. Не следует забывать и о том, что миллионеров на планете немало, а «Роллс-Ройс» — существенно меньше, поэтому среди желающих заплатить несколько сотен тысяч долларов за средство передвижения существует очередь — весь тираж автомобилей расписан на несколько лет вперед.

Среди счастливых обладателей роллс-ройс были и Чарли Чаплин, и Бенито Муссолини, и Мухаммед Али, и император Николай II, и Элизабет Тейлор, и Редьярд Киплинг, и Гульельмо Маркони, и Альфред Нобель. На роллс-ройс князь Юсупов и его подельники везли бросать в прорубь полумертвого Распутина. Благодаря тому, что японский император решил в 1920-х годах купить роллс-ройс, в Японии до сих пор левостороннее движение.

Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что в 50-х годах компания становится поставщиком автомобилей для Британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира. Так, например, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский заказали в 1950 году для собственного пользования Rolls-Royce модели Phantom-IV с кузовом работы фирмы Mulliner-Park-Ward. С тех пор гараж (так называемые Королевские конюшни) комплектуется уже не машинами «деймлер», а Rolls-Royce. Прошлым летом, во время празднований, посвященных пятидесятилетию Елизаветы XI на английском престоле, королева разъезжала на одной из последних моделей лимузина Rolls-Royce-Bentley.

По заказу индийского махараджи Наби английские инженеры создали для «Серебряного призрака» кузов в виде фигуры лебедя, выточенный из массивного куска дерева и покрыт позолоченными цветками лотоса. Чтобы увеличить плавность хода, была использована подвеска с дополнительной продольной рессорой. В этой версии «Роллс-Ройса» появились даже щетки из конского волоса, призванные счищать грязь с вращающихся колес. Этот шедевр конструкторской и дизайнерской мысли, что больше напоминает иллюстрацию к «Сказкам 1000 и одной ночи», чем автомобиль, и сейчас можно увидеть на выставках автомобильных раритетов.

Не меньшей оригинальностью — правда, в несколько другом стиле — отличался «Роллс-Ройс» Джона Леннона, расписан психоделическими виньетками совершенно невероятных цветов. Возмущению патриотов, обиженных настолько вопиющим надругательством над легендой британского автопрома, не было предела. Впрочем, некоторое время подразнить уважаемую публику, 5 июля 1968 Леннон свой «Роллс-Ройс» продал.

Счастливым владельцем «тюнингованного» «Роллс-Ройса» был и Владимир Ильич Ленин. Собственно говоря, вождя мирового пролетариата обслуживало сразу два «Роллс-Ройса», но один из них, «Елпайн Игл» с открытым кузовом, ничем особенным не знаменит. А вот второй, марки «Континенталь», был куплен за 4 тысячи фунтов стерлингов при посредничестве советского торгового представителя Льва Красина, затем доставлен в Петроград и там переработан в … напівгусеничні автосані. Красавец «Роллс-Ройс» был оснащен так называемым движителем Кегресса, названным по имени создателя, начальника царского гаража Адольфа Кегресса.

Вместо заднего моста установили тележку с прорезиненными хлопчатобумажными лентами. Для лучшей управляемости на передние колеса надевали широкие лыжи. Эта конструкция весила более 500 кг. По накатанному снегу автомобиль с «Кегрессом» уверенно шел со скоростью 60 км в час. Масса машины достигла 2700 кг. Расход топлива составил 37 литров на 100 км. Гусеничный «Роллс-Ройс» был также оборудован утепленной кабиной, отопителем, термостатом, усовершенствованной системой зажигания.

Вообще, «Роллс-Ройс» пользовались заслуженной любовью советской номенклатуры. С 1922 по 1925 год — заметьте, эпоха разрухи и голода — в Англии было куплено 73 автомобили, в основном с открытыми кузовами. Чешский писатель Гофмейстер в те годы писал: «Я еще никогда не видел такого скопления» Роллс-Ройс «, которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки …»

Был персональный «Роллс-Ройс» и у Брежнева. Что интересно, «Серебряный призрак» никогда не принадлежал лично Брежневу, как и многие другие автомобили с мифической «коллекции». Однако автомобиль создавался с учетом комплекции генсека и его желанием иногда садиться за руль самому.

Об этом до сих пор напоминает расположен на приборной панели переключатель с двумя позициями: одна «подстраивает» водительское кресло под фигуру Брежнева, другая — под габариты водителя. Машина была заказана 9-м Управлением КГБ для «обслуживания членов ЦК» в 1971 году и меньше чем через год поступила в Россию. Вообще, машин, подобных этой, на заводе делалось пять: одна — для арабского шейха, способна свободно передвигаться по пескам с вмонтированной в салон клеткой для любимого шейхом ягуара, другую заказал золотодобытчик из Аляски, которому, наоборот, нужно было передвигаться по снегу.

Заказ двух других машин выходит из берегов Амазонки и предполагал особую устойчивость автомобилей до тропического климата. Пятый же автомобиль должен был сочетать в себе требования всех других четырех заказов — хоть и без клетки для ягуара. Именно он и предназначался для Брежнева. Практически целиком сделанный из алюминия корпус, «Проклепанными», как в авиации, лонжероны, выполненные в единственном экземпляре резиновые и пластмассовые детали, гидроаккумуляторы на всех четырех колесах, двенадцать слоев краски — что и говорить, шедевр … Интересно, что уникальный автомобиль активно эксплуатируется и сегодня: на нем ездит Эдуард Теняков, вице-президент Московской центральной фондовой биржи.

Rolls-Royce — это настоящая легенда автомобильного мира. Всего было выпущено немногим более 20 моделей этого автомобиля за многолетнюю историю марки, разительно отличается от того, с какой скоростью другие известные автомобильные бренды выпускают новые модели. Тем не менее, Rolls-Royce никогда не гнался за количеством в ущерб качеству. Марка в первую очередь ассоциировалась с престижем, и это продолжается вплоть до сегодняшнего дня, а потому компания всегда старается довести каждую модель до совершенства.

Тот факт, что Rolls-Royce выпускает мало моделей, способствует тому, что каждая из них становится легендой своего времени, и успешно продается длительное время после выпуска. На этих британских автомобилях в XX веке разъезжали известные бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса со всего мира.

Сегодня дела у Rolls-Royce идут уже не так хорошо, как в прошлые годы. Конец 90-х ознаменовался длительной эпопеей по продаже компании, которая завершилась лишь в 2003 году. В результате компания перешла в собственность BMW. Однако, золотые годы Rolls-Royce ушли безвозвратно. Продажи уже не столь высокие, как раньше, да и бренд не пользуется такой популярностью. Конечно, нельзя сказать, что он умер или что-то в этом роде. Нет. Просто его золотые годы прошли. Вместе с XX веком.

Читайте еще...

Кажется, будто компания Rolls-Royce так же прочна, нерушима и монолитна, как роскошные представительские автомобили, выпуском которых она занимается. Однако в истории этой марки были периоды, когда она не могла найти средств к существованию и английская общественность в очередной раз ставила под сомнение целесообразность продолжения поддержки этого гиганта, приносящего стране одни убытки. Однако каждый раз находились сторонники возрождения Rolls-Royce, которые убеждали всех в том, что компания является одним из объектов исторического наследия государства, заслуживающих почёта и уважения. Rolls-Royce может поведать нам о том, как создавались одни из наиболее дорогих представительских автомобилей в мире.

Отцы-основатели

Сколько бы ни спорили по этому поводу сторонники различных версий, а без Фредерика Генри Ройса производственной фирмы Rolls-Royce не существовало бы. Будучи сыном разорившегося мельника, он уже в 10 лет был вынужден найти себе работу - вначале разносчиком газет, а затем рабочим . Несмотря на то что ему приходилось заниматься исключительно физическим трудом, парень не унывал и в свободное время занимался самообразованием. В частности, он изучал французский и немецкий языки, а также основы электротехники. Благодаря своей склонности к инженерному делу вскоре он был принят конструктором подъёмного оборудования на завод Хайрама Максима, которого мы знаем по знаменитому пулемёту, получившему . При этом Ройс жил достаточно скромно - всю жизнь он откладывал деньги, и в 1903 году, когда ему исполнилось 40, он открыл собственную механическую мастерскую под наименованием F.G.Royce & Co., которая и стала впоследствии первой производственной базой Rolls-Royce.

А вот другой основатель Rolls-Royce, Чарльз Стюарт Роллс, был потомственным аристократом из Уэльса, и полноправным наследником родового поместья. Будучи человеком богатым и интеллигентным, он получил два высших образования, однако не стремился применять полученные знания на практике - ведь в годы учёбы он заинтересовался автомобилями. На подаренном ему отцом Peugeot Phaeton Роллс даже установил один из рекордов скорости. Увидев в своём увлечении выгодный бизнес, в 1902 году молодой аристократ открывает фирму C.S.Rolls & Co., которая занималась импортом французских автомобилей. Однако история Rolls-Royce никогда не началась бы, если бы Роллс не желал создать .

Начало

Будущий основатель компании Rolls-Royce, Генри Ройс, в 1903 году приобрёл французский автомобиль марки Decauville. Машина была настолько несовершенной и ненадёжной, что инженер-самоучка загорелся желанием сделать собственное транспортное средство, которое полностью соответствовало бы его личным стандартам качества. В этом году Ройс собрал три автомобиля, мощность которых составляла 10 лошадиных сил. Они не отличались никакими техническими новшествами, однако обладали превосходным качеством сборки и применением исключительно надёжных деталей - то есть особенностями, которыми в нынешнее время , носящие марку Rolls-Royce.

Об этих транспортных средствах вскоре заговорила вся Англия - да что там, даже русский журнал «За рулём» в 1903 году написал об удивительном творении механика Ройса. Так вышло, что об этом услышал и энтузиаст автомобильного дела Чарльз Роллс, который как раз подыскивал партнёра, способного помочь ему создать собственную автомобильную фабрику. Основание компании Rolls-Royce произошло 1 мая 1904 года в городе Манчестер в ресторане отеля «Midland», где был о взаимовыгодном сотрудничестве между двумя предпринимателями.

В 1904 году началась сборка автомобильных шасси, на которых уже ставилось клеймо Rolls-Royce, а не только фамилия инженера Ройса. По заказу клиента они могли оснащаться моторами с количеством цилиндров от 2 до 8. При этом наиболее мощный мотор, устанавливавшийся на машину с собственным именем «Legalimit», имел передовую для того времени компоновку V8. Rolls-Royce не было - предполагалось, что клиент будет заказывать их самостоятельно, руководствуясь своим художественным вкусом. Эти машины также очень быстро получили превосходную славу - во многом благодаря победам в гонках, где за их рулём сидели многие именитые гонщики, включая и Чарльза Роллса. Всего до 1907 года создали 100 автомобилей Роллс-Ройс, которые строились на общем шасси, названном «прототипом».

Первый настоящий Rolls-Royce

В конце 1906 года на международной транспортной выставке была показана новая модель фирмы Rolls-Royce 40/50 HP, которая не была похожа на ранние «прототипы» компании. В её основе лежала очень мощная , а сзади имелись три полуэллиптические рессоры - две продольные и одна поперечная, что придавало такому транспортному средству невиданную доселе плавность хода. Силовым агрегатом был 7-литровый мотор с шестью цилиндрами, расположенными в ряд, мощность которого не разглашалась широкой публике. Именно тогда зародилась традиция Rolls-Royce указывать мощность, как «достаточную», от которой отказались сравнительно недавно.

Изначально под наименованием Rolls-Royce 40/50 HP было выпущено 12 шасси, а тринадцатое стало для компании судьбоносным - кузов для него изготовило ателье Barker, дизайнеры которого придали поверхностям серебристый цвет и покрыли имитацией драгоценного металла все . Благодаря этому модель получила название «Silver Ghost», которое через несколько лет начали узнавать во всех уголках мира. В это же время была зарегистрирована эмблема Роллс-Ройс, которая состоит из двух переплетённых между собой буков R. Легенда гласит, что Генри Ройс, обедая в одном ресторане, увидел подобную монограмму на скатерти, и решил, что она идеально подойдёт для создания логотипа его компании, Rolls-Royce.

Автомобили Rolls-Royce, имевшие название Silver Ghost, рекламировались, как «лучшие во всём мире». В этом усомнился бывший компаньон Роллса, а ныне секретарь Королевского Автоклуба, сэр Клод Джонсон. Приготовив бортовой журнал для формирования в нём записей о , он отправился на Rolls-Royce в пробег. Пройдя 2000 миль, он решил увеличить расстояние до 15 тысяч миль, что соответствует 24 тысячам километров. Несмотря на то, что сэр Джонсон не жалел Rolls-Royce, и разгонял его до 120 км/ч, при окончании пробега в его бортовом журнале была только одна запись о замене топливного крана стоимостью в 2 фунта.

Первые взлёты и падения

В 1910 году история Роллс-Ройс пополнилась первой чёрной строкой. Будучи страстным любителем авиации, Чарльз Стюарт Роллс участвовал в показательном выступлении перед публикой. Несмотря на то, что он десятки раз поднимался в воздух и даже первым из англичан перелетел через Ла-Манш, он не смог удержать летательный аппарат. Самолёт рухнул на поле и разбился, а один из основателей Rolls-Royce погиб. В память о его увлечении Генри Ройс основал авиационное подразделение Rolls-Royce, которое позднее стало полностью независимым от материнской компании.

В 1911 году Роллс-Ройс получает ещё один свой фирменный знак, которым стала статуэтка «Дух экстаза», устанавливающаяся на капот автомобиля. Собственник автомобиля Rolls-Royce модели Silver Ghost, лорд Белью, заказал своему знакомому скульптору, Чарльзу Сайксу, изготовление статуэтки, которая украшала бы капот его четырёхместного фаэтона. Тот изваял своё творение, вдохновлённый образом секретарши лорда, Элеоноры Торнтон. Начиная с 1911 года статуэтку «Дух экстаза» на каждый Rolls-Royce - её отливали из баббита, бронзы, стали, а также серебра или чистого золота по специальному заказу клиента.

А 1922 год ознаменовался для Rolls-Royce появлением ещё одного широко известного имени - Phantom. Этот автомобиль стал первым Rolls-Royce, изначально оснащённым электрическим стартером. Кроме того, применение в нём верхнего расположения клапанов позволило сделать силовой агрегат более мощным и стабильным и в то же время - компактным. В 1929 году свет увидело второе поколение Phantom, у которого двигатель был объединён в цельный блок с и имел большую мощность. Кроме того, на шасси Rolls-Royce больше не применялись устаревшие схемы подвешивания рессор.

Несмотря на то, что остальные компании в 30-х годах страдали от пагубных последствий Великой Депрессии, глобального финансового кризиса, фирма Rolls-Royce процветала - и в 1931 году она даже приобрела компанию Bentley, являвшуюся её единственным конкурентом. Однако в 1933 году умер второй основатель Rolls-Royce, инженер Генри Ройс, после чего буквы на логотипе, ранее бывшие красными, навсегда остались чёрными. Во время начавшейся войны компания Роллс-Ройс также процветала - она получала огромные военные заказы и жила не столько за счёт производства автомобилей, сколько благодаря , включая авиационные.

Под крепким крылом

Вплоть до конца 50-х годов для компании Rolls-Royce история складывалась как нельзя более удачно. Большую прибыль приносило подразделение Bentley, а созданные самой фирмой Rolls-Royce модели Phantom четвёртого и пятого поколения даже были куплены королевской семьёй, что послужило . Менее состоятельные люди могли купить модели Silver Wrath, Silver Cloud, Silver Dawn, также выпущенные Rolls-Royce на основе собственных технологий.

Однако в 60-х компания столкнулась с финансовым кризисом, которому нужно было дать соответствующий отпор. Тем не менее администрация Rolls-Royce, помня об успехе во время Великой Депрессии, игнорировала экономический спад и начала работу одновременно над двумя значительными проектами - разработкой реактивного двигателя для авиации и выпуском модели Corniche. В результате фирма Rolls-Royce потеряла свою финансовую устойчивость и после нескольких лет привлечения займов из различных источников в 1971 году официальна была признана неплатёжеспособной.

Под давлением общественности британское правительство спасло Rolls-Royce, выплатив 250 миллионов долларов на погашение займов и завершение этих проектов. Однако одним из требований, предъявленных государственными управляющими, было разделение Rolls-Royce на две части - автомобильную фабрику и предприятие, занимавшееся выпуском реактивных двигателей. Если от первой можно было отказаться впоследствии, то для британского и американского самолётостроения производство двигателей Rolls-Royce имело стратегическое значение.

После 9 лет попыток восстановить положительную прибыль компании Роллс-Ройс, британское правительство продало её за 38 миллионов фунтов авиационному концерну Vickers, который вложил ещё 40 миллионов фунтов в модернизацию заводов в городе Крю. Невероятно, но факт - только в этом году у компании появился первый конвейер, который сократил время изготовления одного транспортного средства с 65 до 28 полных рабочих дней. Под руководством Vickers фирма Rolls-Royce даже начала приносить прибыль. Однако в 1997 году стало понятно, что для налаживания промышленного выпуска необходимо найти ещё 200 миллионов фунтов, которыми авиационная корпорация просто не располагала. Поэтому в 1997 году Rolls-Royce была выставлена на торги.

Настоящее время

Как только начались торги, появились первые претенденты на покупку фирмы Rolls-Royce. Таковыми стали:

  • Volkswagen;
  • Daimler-Benz;
  • RRAG - общество по спасению Rolls-Royce. Группа инициативных людей, которые считали, что Rolls-Royce является британским достоянием и не может быть продан извечным соперникам англичанам-немцам.

Когда ставки достигли умопомрачительных высот, фирма Daimler-Benz отозвала свою заявку, посчитав, что ей намного дешевле будет развивать собственную марку Maybach, что уже неоднократно обсуждалось на собрании директоров. А от RRAG, которые хотели сделать Rolls-Royce достоянием общественности, отказались представители концерна Vickers, не получив от них внятной программы управления компанией, находящейся в кризисе.

Чтобы получить гарантии в приобретении Роллс-Ройс, компания BMW, к тому времени поставлявшая моторы для этой премиальной марки, пригрозила прекратить сотрудничество. В результате была анонсирована сделка стоимостью в 340 миллионов фунтов, в которой получателем Rolls-Royce была группа компаний BMW. Однако собственник , Фердинанд Пих, не смог просто так уступить своему главному конкуренту. Путём покупки ассоциированной с Rolls-Royce фирмы Cosworth и убеждением совета директоров Vickers он смог добиться изменения решения и приобрёл предприятие за 430 миллионов фунтов.

Однако и фирма BMW не упустила свою часть Rolls-Royce. Благодаря владению небольшим совместным предприятием по выпуску авиационных двигателей, она заблокировала сделку и не позволила продолжить выпуск автомобилей. Однако после многочисленных встреч глав компаний было принято «полюбовное соглашение» - Volkswagen получает завод и торговую марку Bentley, в то время как BMW достаётся бренд Rolls-Royce.

В то время как на заводах в Крю началось производство расширенного модельного ряда Bentley, принадлежащая концерну BMW фирма Роллс-Ройс переехала в графство Западный Суссекс, где был построен новый современный завод. Несмотря на наличие в нём конвейера и современного оборудования, большая часть операций по созданию интерьера и наружной отделки выполняется вручную, что подчёркивает . В настоящее время в модельный ряд Rolls-Royce входят следующие автомобили:

  • Седан Ghost;
  • Седан Phantom;
  • Лимузин Phantom EWB (с удлинённой колёсной базой);
  • Купе Phantom Coupe;
  • Купе Wraith;
  • Кабриолет Phantom Drophead Coupe.

На видео история компании Rolls-Royce:

Роскошь, которая нужна людям

Несмотря на то, что собственниками таких машин становились в основном аристократы и люди с огромными доходами, англичане всё равно поддерживали идею о сохранении Rolls-Royce - даже если они не могли заработать и сотой части его стоимости. Для них компания Rolls-Royce была скорее символом, равно как и конституционная монархия, которой так гордится Великобритания. Поэтому можно уверенно утверждать, что никакие кризисы фирме Rolls-Royce нынче не страшны - особенно если учесть, что под руководством BMW она вновь стала прибыльной. Чтобы уничтожить Rolls-Royce, необходимо вначале полностью изменить менталитет англичан, лишив их приверженности традициям.

Depositphotos

Сейчас на российских улицах довольно трудно встретить автомобиль Rolls-Royce - он превратился в экзотическую игрушку для очень-очень богатых людей. Но еще в двадцатом веке все было иначе - свои «Роллс Ройсы» были у всех крупных руководителей той эпохи, от Николая Второго до Ленина, на этих машинах передвигались партийные чиновники, а со временем, когда автомобили изнашивались, их передавали «в народ» - начальникам колхозов или совхозов.

История этого бренда - это история удивительно удачного союза двух бизнесменов, Чарльза Роллса и Генри Ройса. Один из них был богатым аристократом, а другой вырос в бедности и всего год отучился в школе, но вместе они создали автомобиль, который стал абсолютным символом успеха.

Рассказываем, как появилась компания Rolls-Royce, как она связана с Россией и что именно помогло бренду пройти через банкротство, но выжить.

Название компании Rolls-Royce состоит из двух фамилий. Это фамилии отцов-основателей компании - Чарльза Роллса и Генри Ройса. История их бренда - это классический случай удачного бизнес-союза инвестора и изобретателя.

Богач и бедняк

Интересный факт: в названии компании встретились фамилии богача и бедняка. Первой стоит фамилия богача - Чарльза Роллса. Он родился в семье потомственных аристократов из Уэльса, получил два высших образования и с самого детства интересовался автомобилями - он даже стал первым студентом Кембриджа, у которого появилось собственное авто. После окончания учебы он открыл собственную фирму, которая занималась импортом автомобилей, она была основана в 1902 году и получила название C.S.Rolls & Co. Но обычного импорта Роллсу казалось недостаточно, он мечтал создать собственный автомобиль.

Вторая фамилия в названии бренда - Ройс - принадлежит Генри Ройзу, основателю и первому инженеру компании. В отличие от Роллса, Ройс родился в бедной, практически нищей семье: с десяти лет он работал разносчиком газет и почтальоном. При этом Ройс понимал, что без образования он не сможет ничего добиться в жизни, поэтому в свободное время он изучал французский и немецкий языки, электротехнику и математику. В 16 лет, несмотря на отсутствие диплома (какой диплом,если он окончил только один класс школы), Ройс устроился в компанию Максима Хайрема на должность инженера. Эта работа помогла ему накопить начальный капитал и основать собственное дело - механическую мастерскую Royce & Co. Но просто мастерской Ройсу недостаточно: как и Роллс, он мечтает о собственном автомобиле.

Основатели компании

Знакомство

В 1904 году Роллс Ройс знакомятся. За год до этого мастерская Ройса выпускает три автомобиля мощностью в 10 лошадиных сил. Никаких особенно новых технических решений в автомобилях не было, зато они хорошо выглядели и отличались прекрасной сборкой и надежными деталями.

Автомобили произвели настоящий фурор в Англии - о них написали все местные газеты, а чуть позже - и мировые. Слава была так велика, что статья про эти машины появилась даже в русском журнале «За рулем». Про эти автомобили услышал и Чарльз Роллс, который в тот момент как раз искал инженера, способного помочь ему в разработке собственного авто. 1 мая 1904 года в ресторане «Мидленд» был подписан договор о сотрудничестве между Роллсом и Ройсом. Этот день считается официальным основанием компании Rolls-Royce.

Особенности бренда и первый автомобиль

Один из первых автомобилей

Отличительными чертами Rolls-Royce с самого начала стала надежность автомобилей. Первая настоящая модель фирмы была показана на международной транспортной выставке в 1906 году - это был автомобиль с очень мощной стальной рамой, 7-литровым мотором и шестью цилиндрами, расположенными в ряд.

При этом мощность не разглашалась, и это породило традицию указывать мощность как «достаточную» (от традиции бренд избавился только в последние несколько десятилетий). Автомобиль назывался Rolls-Royce 40/50 HP и позиционировался как «самый надежный автомобиль во всем мире».

Изначально основатели компании запустили логотип в виде больших красных букв RR, но довольно скоро цвет сменили на черный, чтобы «подчеркнуть престижность и роскошь». Однако символом бренда стали не буквы RR, а знаменитая фигурка на капоте под названием «Дух экстаза».

Фигурка появилась так: в 1909 лорд сэр Джон Монтегю купил себе один из автомобилей компании. Чтобы сделать свою машину непохожей на другие, он заказал у скульптора Чарльза Сайкса фигурку-талисман. Художник создал скульптуру «Дух Экстаза» - устремленную вперед девушку. Фигурка так понравилась Чарльзу Роллсу, что он добился разрешения использовать ее на всех автомобилях бренда.

Rolls-Royce с самого начала позиционировались как «лучшие во всем мире», самые надежные автомобили. На это делали упор во время рекламных кампаний: сколько бы вы ни использовали автомобиль, вам не удастся его сломать. Известен такой случай: бизнесмен Клод Джонсон, усомнившийся в правдивости рекламы, отправился в пробег на первом автомобиле бренда. Пробег был организован специально для того, чтобы выявить недостатки машины, однако спустя 15 тысяч миль (это примерно 24 тысячи километров) сломалась только одна деталь - топливный кран стоимостью в 2 фунта. При этом большую часть пути бизнесмен ехал со скоростью 120 км/ч.

Успехи и неудачи

Почти 50 лет, до конца 1950-х годов, бренд чувствовал себя крайне уверенно - Rolls-Royce сформировал имидж премиального британского автомобиля, на котором ездили бизнесмены, знаменитости и даже представители монархии. Так, на моделях Phantom четвёртого и пятого поколения передвигалась королевская семья, и это стало отличной рекламой и привело к резкому увеличению продаж в том году.

Тот самый автомобиль, на котором ездили члены королевской семьи

Компания процветала даже во время Великой Депрессии - продажи в 30-х годах шли так хорошо, что фирма даже смогла поглотить компанию Bentley, которая тогда была основным ее конкурентом.

Все изменилось в 1960: в мире бушевал очередной кризис, но Rolls-Royce казался настолько стабильным брендом, что администрация решила не переписывать бизнес-стратегию под экономический спад. Более того, компания начала работу сразу над двумя масштабными проектами - выпуском новой модели автомобиля и созданием реактивного двигателя. Однако менеджеры просчитались: в кризис количество покупателей снизилось, а новые разработки оказались невостребованными. В итоге бренд оформил займы в нескольких банках и впоследствии разорился.

Спасение

В 1971 году компания официально была признана неплатёжеспособной. Однако британская общественность не могла допустить закрытие Rolls-Royce - бренд считали символом страны и национальным достоянием. В итоге государство было вынуждено выплатить 250 миллионов долларов на погашение займов фирмы.

С этого момента начались торги за компанию. Претендентами на покупку стали BMW, Volkswagen и Daimler-Benz. Торги проходили невероятно напряженно, а сделка несколько раз отменялась: сначала из борьбы вышел Daimler-Benz, который решил развивать собственный бренд Maybach. Потом BMW и Volkswagen несколько раз увеличивали сумму сделки, чтобы перебить цену конкурента. Спустя несколько месяцев переговоров был достигнут компромисс: BMW выкупил непосредственно бренд Rolls-Royce, а Volkswagen получил права на компанию Bentley.

Rolls-Royce сейчас

Rolls-Royce сейчас - это один из самых дорогих автомобилей в мире, который покупают не столько из-за надежности, сколько для демонстрации статуса и общественного положения. Тем не менее, усилиями BMW бренд преодолел кризис и снова стал прибыльным. Ежегодно компания продает несколько тысяч автомобилей, а в России в прошлом году продали более ста машин.

«Для преуспевающих предпринимателей в России бренд Rolls-Royce остается абсолютным символом успеха», - считает Джеймс Крайтон, региональный директор бренда.

В мастерской горело всего несколько ламп. В глубине помещения, за огромным столом, склонившись, сидел человек. В руках у него был снимок женщины, она стояла, облокотившись на тумбу и ласково улыбалась.

«Ну что, Элеонора, - тихо проговорил Чарльз, - будешь теперь всегда летать!» и выхватив свой любимый, хорошо заточенный карандаш он приступил к работе над эскизом. Выполняя заказ лорда Монтегю, скульптор Чарльз Сайкс старался следовать главным принципам: передать фигурке дух автомобиля - никакой вульгарности, фривольности и ража, только скромность и грация, красота и дух восторга! Перед ним лежал снимок личного секретаря и возлюбленной заказчика, именно он послужил прототипом для создания знаменитой «Летящей леди».

С тех пор рукокрылое божество, устремленное вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся от ветра одеянии - неотъемлемый атрибут автомобилей Rolls-Royce. «Дух Восторга» как нельзя лучше характеризует эту прекрасную машину.

Rolls-Royce - автомобиль мечта, настоящая легенда английского автомобилестроения. Машины этой марки символизируют престиж, комфорт и надежность. За более чем сто лет существования фирма сталкивалась как с невероятным успехом, так и с серьезными финансовыми проблемами, однако качество машин всегда оставалось на достойном уровне.

Создатели Rolls-Royce

Фредерик Генри Ройс родился в городе Алватор 27 марта 1863 года. Он был выходцем из простой семьи, ели бы кто-то сказал, что в будущем он добьется небывалого успеха и станет богатым и уважаемым человеком - Генри, скорее всего, просто бы посмеялся, посчитав это выдумкой. Отец мальчика работал на мельнице, но вскоре разорился и 10-летний сын начал помогать семье. Он работал на почте, в доставке телеграмм и газет, позже на железной дороге. Несмотря на постоянную занятость, тяга к знаниям у мальчика не пропала. Он осознавал, что только учеба поможет ему хоть как-то изменить ситуацию. Когда у Генри появлялось свободное время, он изучал математику, иностранные языки и осваивал азы электротехники. Мальчик обладал математическим складом ума, особенно хорошо давалось ему инженерное дело, он не только схватывал все на лету, но и получал удовольствие от процесса.

Первое серьезное место работы, которое соответствовало интересам Ройса, он получил в компании самого Хайрема Максима, человека, который изобрел одноименный пулемет, принесший ему мировую известность. Новая должность очень нравилась Генри, именно работая в компании Хайрема, у него появилась идея открыть собственное дело. Он начал собирать деньги, экономя практически на всем, чтобы сколотить стартовый капитал. В 1894 году в Манчестере, вместе с приятелем Ройс основал фирму F.H. Royce& Co. Дела у компании пошли хорошо, Генри с другом проектировали и собирали подъемные краны. В 1899 году их компания разместила акции на бирже и построила фабрику в Олд Траффорде.

Будучи достаточно состоятельным человеком Ройс купил себе французский автомобиль De Dion. Машина разочаровала Генри, его, человека с прекрасными инженерными способностями, возмущало такое безалаберное отношение к делу. Во-первых, автомобиль постоянно ломался, во-вторых, был неудобным и, в-третьих, медленно развивал скорость. Стоит отметить, что машина здесь «не виновата», в те времена практически все автомобили были такого качество, к слову, De Dion, был не худшим вариантом из марок представленных на автомобильном рынке того времени. Ройс решил спроектировать собственный автомобиль, который смог бы удовлетворить его по всем показателям.

По части автомобилестроения Фредерик Генри Ройс оказался настоящим гением. Уже через год публике был представлен новый автомобиль. Пресса хвалила изобретение Ройса, при сравнении с французским авто, победа машины Генри была очевидна. Автомобиль стоил 395 фунтов, это были приличные деньги, но надежная машина с хорошим ходом вполне оправдывала свою стоимость. И, конечно же, если сравнивать, сколько в последствии станут стоить автомобили Rolls-Royce, то цена первой машины покажется и вовсе смехотворной.

Чарльз Стюарт Роллс жил совершенно другой жизнью, он был четвертым ребенком в семье полковника Джона Роллса, барона Лангатока. Мальчик родился в Лондоне, но позже вся семья переехала в родовое поместье близ Монмута. В Итоне Чарльз получил среднее образование, а инженерное - в Кембридже. Первую машину Чарльзу подарил отец в 1896 году - это был Peugeot Phaeton, он в тот момент был еще студентом. Роллс быстро научился управлять автомобилем, кроме того, он постоянно участвовал в гонках, часто занимал призовые места, а один раз, даже, сумел установить мировой рекорд по скорости.

Роллс был безгранично увлечен автомобилями, после окончания учебы он решил открыть фирму по продаже французских автомобилей. В 1902 году была зарегистрирована компания CS Rolls & Co. Вместе с Чарльзом работал Клод Джонсон - прекрасный специалист в области продажи автомобилей. Дела у фирмы шли хорошо, компания разрасталось и вскоре Роллс стал одним из крупнейших продавцов автомобилей в Британии.

Дела у Роллса шли хорошо, но вскоре он загорелся идеей не просто перепродавать автомобили. Ему захотелось стать производителем машин собственной марки. Однако начинать производство единолично и с нуля он не собирался, для подобного бизнеса Чарльз хотел найти небольшую, но перспективную фирму, чтобы объединившись, вместе запустить широкомасштабное автомобилестроение в Англии. К счастью у Роллса и Ройса был общий друг, который и порекомендовал двум джентельменам-автолюбителям познакомиться.

1 мая 1904 года в элитном ресторане отеля «Мидленд» встретились 40-летний Фредерик Генри Ройс и 27-ми летний Чарльз Стюарт Роллс. Изначально Чарльз был настроен скептически, однако уже в середине разговора с Генри он начал обсуждать возможность сотрудничества. В этот день был выдвинут и главный принцип их дальнейшей совместной деятельности - автомобили Rolls-Royce должны быть самого высокого качества.

К 1904 году Генри выпустил уже несколько автомобилей. В 1903 году журнал «За рулем» описывает автомобили Ройса с двухцилиндровыми двигателями и мощностью 10 л.с. Эти машины не были чем-то выдающимся, однако их отличала невероятная точность и продуманность каждой детали. Во время учебы на Большой Нортонской железной дороге, Генри научился все делать в соответствии с высокими стандартами качества, этому принципу он будет следовать до конца своей жизни.

Если описывать автомобили Ройса, представленные в апреле 1904 года - то это будут солидные модели с тихой, без вибраций, работой двигателя, характеризующиеся отличной маневренностью и достаточно долгим сроком службы. К слову, большинство машин того времени, чтобы набрать 1000 оборотов в минуту, нуждались в настройках карбюратора, зажигания и всасывающих воздушных систем, автомобили Генри набирали такое количество оборотов с ходу.

За два года, с момента своего открытия, компания Rolls-Royce LTD выпускает 12PS, 15PS, 20PS и 30PS - новые машины класса «люкс», которые быстро завоевывают совю долю рынка. У этих моделей были двухцилиндровые, трехцилиндровые и четырехцилиндровые моторы. В то время особый успех машины приобретали после побед в гоночных турнирах. Первой призовое место завоевала четырехцилиндровая модель Rolls-Royce 20PS с мощностью двигателя 20 л.с., на гонках «Турист Трофи». Затем очередной рекорд на ралли «Монте-Карло - Лондон» и победы в Америке и новый рекорд среди автомобилей мощностью до 60 л.с. Все победы были одержаны автомобилями выполненными на основе «Ройс-Прототип», их то 1907 года выпустили 100 экземпляров.

Rolls-Royce "Silver Ghost"

Легенда Rolls-Royce появилась в конце 1906 года. В Лондоне на выставке «Олимпия Мотор Шоу» компания представила новые шасси 40/50HP, под номером 60551. Этот автомобиль был совершенно не похож на предыдущие модели. Продажи нового авто стартовали в 1907 году, и так как до Второй мировой войны компания Rolls-Royce не выпускала кузова, (кузов в мастерской заказывал отдельно сам клиент) то получилась масса различных видов одного автомобиля с одинаковым шасси. Стоимость шасси 40/50HP без кузова составляла 985 фунтов. Цена хорошего кузова была приблизительно такой же. В те времена самыми популярными были следующие мастерские: Hooper, Barker, Vanden Plas, Thrupp & Maberly, Windover (London), H.J.Mulliner, James Young, Gurney Nutting, Freestone and Webb, Rippon, Park Ward. Общая стоимость шасси и кузова, конечно, была не всем по карману, однако клиентов хватало.

Через какое-то время у машины появилось необычное имя - «Silver Ghost». По легенде, такое название автомобиль получил из-за посеребряных деталей, одной из первых машин, и очень тихого хода. Говорят, что в салоне, когда работал двигатель, было слышно как тикают часы. Это возможно, ведь в те времена джентльмены предпочитали дорогие хронометры, которые «ходили» довольно громко. Генри Ройс спроектировал для этой модели шестицилиндровый двигатель, объемом 7 литров. Изобретатель увеличил диаметр подшипников вдвое, это уравновесило коленчатый вал - поэтому мотор работал невероятно мягко и тихо. Также на этой модели была применена, редкая в те времена, система смазки под давлением. Рама автомобиля была выполнена из высококачественной стали, полуэллиптическими рессорами были зафиксированы мосты. В 1907 году совместно с фирмой Barker был выпущен 13 экземпляр данной модели. Barker создала для машины знаменитый открытый пятимесный кузов, часть деталей которого была покрыта отполированным серебром.

Ройс без Роллса

Компания Rolls-Royce Ltd переехала из Манчестера в Дерби в 1907 году. Руководство решило открыть в этом городе станцию технического обслуживания, также была открыта автошкола компании для обучения водителей.

В 1908 году компания престала выпускать модели на основе Royce-Prototip, и сконцентрировалась исключительно на модели Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost. Кроме того руководство заинтересовалось производством летательных аппаратов.

Во время поездки в США, Роллс познакомился с братьями Райт. Авиация покорила Чарльза, и он целиком отдался новой страсти. Быстро освоив тонкости управления воздушным судном, он даже сумел перелететь Ла-Манш. Производство моторов для самолетов помогло компании пережить время Первой мировой войны, когда спрос на дорогие автомобили резко упал. Однако новое увлечение стало для Роллса роковым, 12 июня 1910 года, в возрасте 32 лет он погиб, во врем показательных выступлений под Борнмутом. Генри Ройс стал единоличным хозяином фирмы.

После потери друга и партнера Генри довел авиационные двигатели до совершенства, сделав их качественными и надежными.

Когда Ройса спрашивали о профессии, обычно он отвечал: «Я механик». Находясь постоянно в процессе усовершенствования чего-либо, Генри, знал все стадии производства на своем заводе от «а до я». Он лично контролировал все процессы и очень часто, если что-то не ладилось - показывал, как надо работать. За выдающиеся заслуги перед Великобританией, Генри Ройс был удостоен титула барона.

Но, несмотря на стремление соответствовать наивысшему стандарту качества, компания Rolls-Royce весьма скептически относилась к различного рода новинкам и изобретениям. Например, электрический запуск двигателя компания начала устанавливать на свои автомобили лишь в 1919 году, хотя другие фирмы применяли это нововведение уже в 1914.

Автомобили компании Rolls-Royce всегда стоили больших денег, и ценовая политика, выработанная первыми руководителями фирмы, осталась актуальной и в настоящее время. Ройс говорил: «качество остается, когда о цене уже давно забыли».

По традиции Rolls-Royce не указывали мощность двигателей своих моделей, а просто описывали ее как «достаточную». Так работали до появления модели Silver Seraph и использования в машинах Rolls-Royce двигателей BMW.

В 1922 году компания выпустила небольшой автомобиль с шестицилиндровым мотором и объемом 3,1 литра. Машину хорошо покупали и вскоре по числу продаж она обогнала более престижные варианты. Серию люксовых моделей, следом за Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost продолжили Rolls-Royce Phantom I где использовался двигатель с верхними клапанами и Rolls-Royce Phantom II, с еще большей мощностью мотора, чем у предыдущей модели, теперь это моноблок, соединенный с четырехскоростной коробкой передач, кроме того, в новой модели шасси были освобождены от устаревших задних рессор.

В 1930 годы, несмотря на Великую депрессию, от которой рынок Британии не сильно, но все же пострадал, компания не только сохранила свои позиции на автомобильном рынке, но и выкупила своего конкурента - компанию Bentley. Как известно, эта фирма уже давно производила дорогие спортивные машины и лимузины, которые чем-то даже были похожи на автомобили Rolls-Royce.

В 1949 году, выбирая названия для новых автомобилей, производитель обращается к старым легендарным моделям и появляются машины: Silver Cloud, Silver Wraith, Silver Dawn. Silver Cloud сменил в 1965 году Rolls-Royce Silver Shadow. Точно с таким же шасси, как и Silver Cloud, были выпущены Phantom V и Phantom VI. Rolls-Royce Silver Spirit c двигателем V8, выпустили в 1982.

В 50-х годах компания удостаивается чести стать поставщиком автомобилей для королевского дома Британии и других правящих и аристократических семейств по всему миру. В 1950 году, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский приобрели для личного пользования автомобиль Rolls-Royce Phantom IV. Кузов для важных особ выполнила фирма Mulliner-Park-Ward. C этого времени королевский гараж начал пополняться автомобилями марки Rolls-Royce.

На службе у «Ее Величества» пять автомобилей марки Rolls-Royce: Phantom IV 1955 года с кузовом Mulliner-Park-Ward. В этой машине имеется прозрачный люк с электроприводом, он находится на крыше, как раз над задними сиденьями. Пассажирские двери перевешены на задние петли, что обеспечивает дополнительный комфорт при выходе из автомобиля, а на радиаторе расположена статуэтка Святого Георгия, верхом на коне, поражающего дракона, вместо привычной фигурки «Духа Восторга»; два Rolls-Royce Phantom V (1960-1961 годы), также с кузовом от Mulliner-Park-Ward. Одна из этих машин имеет кузов на 10 см выше, чем у стандартной модели, с полностью прозрачной задней частью. В багажнике, в комплекте имеется крыша из стали, которой, при необходимости, можно закрыть стеклянную крышу; два Rolls-Royce Phantom VI , 1978 года выпуска, тоже с кузовами Mulliner-Park-Ward. Оба автомобиля оснащены лонжеронной рамой, кузовами «лимузин», с поднимающейся стеклянной перегородкой, между передним и задним сиденьями.

Тяжелые времена для компании Rolls-Royce

Еще 30 лет, после смерти Роллса, дела фирмы шли хорошо, однако, в начале 60-х годов, у компании Rolls-Royce, занятой в то время созданием авиационного двигателя и новой модели автомобиля Corniche, начались финансовые трудности. 4 февраля 1971 года компания объявила себя банкротом. Правительство Великобритании не могло допустить потери «национального достояния», и в фирму вложили около 250 миллионов долларов. Было принято решение разделить компанию. Так появились Rolls-Royce Motor Holding и Rolls-Royce Ltd. Компания Rolls-Royce Motor занималась непосредственно выпуском автомобилей и комплектующих к машинам и авиационной технике, дизельных двигателей, локомотивов и легких самолетов. Rolls-Royce Ltd специализировалась на изготовлении реактивных двигателей. Вторая фирма с 1971 по 1978 годы полностью контролировалась государством, а после была приватизирована и получила новое название Rolls-Royce Plc.

Непосредственное участие в жизни Rolls-Royce Motor Cars Limited принимал военно-промышленный концерн «Виккерс». Организация выполняла заказы Министерства обороны Великобритании и в 1980 году приобрела компанию за 38 миллионов фунтов стерлингов, которая снова испытывала финансовые затруднения из-за работы над новой моделью Rolls-Royce Silver Spirit. Ранее Rolls-Royce Ltd уже имела опыт сотрудничества с этим учреждением, выпускавшим военную технику: в 1919 году самолет «Виккерс» впервые пролетел над Атлантикой с двигателем «Игл». Помимо этого компания Rolls-Royce собирала двигатели «Мерлин», которые использовались в самолетах «Спитфайр».

«Виккерс» вложил в компанию Rolls-Royce около 40 миллионов фунтов стерлингов, основная задача - модернизация устаревшего оборудования была выполнена. Благодаря этому Rolls-Royce Silver Seraph, новая машина компании, разрабатываемая с 1994 по 1998 год, была спроектирована с помощью новейших компьютерных технологий. На заводе был установлен настоящий конвейер, который двигался со скоростью 0,01 мили/час. Конечно, перемены коснулись не всех областей, не изменяя традициям, машины Rolls-Royce изготавливали вручную и исключительно по индивидуальным заказам.

Технические нововведения позволили сократить срок изготовления автомобиля более чем в два раза: вместо 65 дней теперь требовалось всего лишь 28. В начале 1990 года, компания снова стала прибыльной. В 1997 году, продав относительно небольшое количество автомобилей: 1380 - марки Bentley и 538 - Rolls-Royce, компания получила 45 миллионов долларов прибыли при общем обороте в 500 миллионов долларов.

Несмотря на успех, ситуация все же не была стабильной. Даже при незначительной неудаче, конкуренты могли вмиг захватить лидирующие позиции, отобрав у Rolls-Royce звание «лучшего» в сфере элитных автомобилей. В 1998 году, Rolls-Royce выкупил немецкий автогигант. Его руководитель Грэхэм Моррис в своем интервью для берлинской газеты «Вельт» заявил: «теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Новый владелец был необходим Rolls-Royce, так как «Виккерс» признали, что у них нет средств для дальнейшего развития автомобильной компании. В своем выступлении представитель правления военно-промышленного концерна сэр Колин Чандлер, объяснил, что для дальнейшего развития и соответствия высоки стандартам компании Rolls-Royce необходимо более 200 миллионов фунтов стерлингов, которых, к сожалению, нет: «Мы сделали для Rolls-Royse все что могли. Мы спасли его, мы вернули ему «здоровье» и хорошую форму, но пришло время расстаться...»

Продажа Rolls-Royce стартовала осенью 1997 года. Продавец, концерн «Виккерс» получал одно заманчивое предложение за другим. В борьбу вступили немецкие автопромышленные гранды, такие как: BMW, Volkswagen, Daimler-Benz, британские промышленные группы и RRAG - группа состоятельных британских владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном. Однако, неожиданно Daimler-Benz отозвал заявку, сославшись на желание работать над собственной будущей моделью элитного автомобиля Maybach. Стоит отметить, что RRAG собрала достаточно крупную сумму. Однако, патриотически-настроенные британцы плохо представляли, что дальше делать с подобного рода компанией. В Британии вообще мнение общественности по поводу продажи Rolls-Royce за пределы страны, разделилось. «Лагерь» тех, кто был против продажи оказывал поддержку RRAG, которая охотно пользовалась «общественным мнением» спасая компанию от неблагонадежных зарубежных «хищников». Стоит отметить, что RRAG по некоторым данным сумела к моменту сделки собрать 340 миллионов фунтов стерлингов. Но «Виккерс» скептически отнесся к намерениям покупателей-патриотов. В своем выступлении военно-промышленный концерн заявил: «RRAG сильна только на словах. Факты говорят о том, что она не удовлетворяет тем требованиям, которые были предъявлены к потенциальным покупателям...»

Концерн Volkswagen, добавил к своему предложению совершенно немыслимые требования, а BMW начала торги со смехотворно низкой суммы. Переговоры шли полгода и 30 марта было объявлено, что владельцем Rolls-Royce станет немецкий автоконцерн BMW. Сумма сделки составила 340 миллионов фунтов стерлингов, это около 555 миллионов долларов. 27 апреля «Виккерс» подтвердил свое решение, а 7 мая к всеобщему изумлению, объявил, что меняет решение в пользу концерна Volkswagen, который готов отдать за Rolls-Royce 430 миллионов фунтов стерлингов. Естественно такие перевороты не прошли без непосредственного участия Фердинанда Карла Пиеха - шефа концерна Volkswagen.

Неудивительно, что руководство BMW было ошарашено подобным поворотом, конечно, еще последнее слово было за «Виккерс», но, никто не сомневался, сделка фактически заключена. Концерн BMW все же решил продолжить борьбу, ведь они поставляли 30% комплектующих для новых моделей Rolls-Royce. Rolls-Royce Silver Seraph, работал на двигателе BMW V-12. После такой нечестной игры, о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи. Акционеры заволновались, но Фердинанд Пиех снова «обскакал» своих соперников: Audi, дочернее подразделение Volkswagen сделало предложение «Виккерс», от которого концерн не смог отказаться, немецкие «товарищи» захотели выкупить у военно-промышленной организации компанию Cosworth Engineering, выпускающую автомобильные моторы. 5 июня 99% акционеров проголосовало «за». Компания Rolls-Royce была продана концерну Volkswagen. Несмотря на то, что теперь немецкую компанию ждали огромные затраты, необходимые для модернизации устаревшего оборудования и разработки нового мотора на заводе Cosworth Engineering, Концерн BMW, как и обещал, прекратил всякое сотрудничество с Rolls-Royce, Volkswagen был весьма рад победе. Руководство сделало следующее заявление: "...Rolls-Royce - это престиж. К тому же, если Volkswagen занялся бы разработкой собственной модели экстра - класса, ему пришлось бы потратить еще много денег на то, чтобы сделать ее известной. Мне кажется, за Rolls-Royce мы заплатили приемлемую цену...".

Volkswagen также был рад приобретению, по большей части из-за того, что его «элитный» автомобиль Audi по всем показателям уступал элитному автомобилю основного конкурента BMW. Это и не удивительно, ведь изначально Volkswagen был создан для производства недорогих малолитражек, название так и переводится с немецкого: «народный автомобиль».

Однако концерн BMW продолжил сотрудничество с английским производителем автомобилей. У BMW и Rolls-Royce Plc открыто совместное предприятие, специализирующееся на выпуске авиационных двигателей. Фирма называется "BMW Rolls-Royce", 50.5% капитала принадлежит BMW AG, Мюнхен и 49,5% - Rolls-Royce Plc, Лондон. В городе Оберурзель, недалеко от Франкфурта-на-Майне, находится штаб-квартира организации.

На предприятии работает больше 1900 рабочих компании "BMW Rolls-Royce". Они заняты на производстве современных турбореактивных двигателей. Их инженерный центр, который расположен недалеко от Берлина считается одним из самых современных. Организация "BMW Rolls-Royce" также специализируется на разработке и производстве малоразмерных газовых турбин и узлов авиационных двигателей.

Rolls-Royce Plc имеет право использовать торговую марку Rolls-Royce, а также может заблокировать решение, о продаже Rolls-Royce Motor Cars любому зарубежному покупателю. BMW предложило Rolls Royce Plc место в одном из директорских кресел, взамен на поддержку в деле против концерна Volkswagen.

Борьба за легенду Британского автомобилестроения закончилась тем, что Volkswagen прекратил производство автомобилей под маркой Rolls-Royce и сконцентрировался на производстве автомобилей Bentley, а компания BMW, в свою очередь, начала производство эксклюзивных автомобилей под знаменитым брендом.

Заключение

Вокруг истории компании и по сей день ходит много легенд. Есть и некоторые бесспорные факты: каждый собранный автомобиль сначала подвергают испытаниям. Он должен пройти 2000 км, затем его снова разберут, проверят каждую деталь и начнут окрашивать.

Краска наносится в 12 слоев, каждый из которых полируется, прежде, чем нанесут следующий. Все фигурки на капоте полируют, используя специальный порошок, изготовленный из размолотых косточек черешни.

И главное, Rolls-Royce собирают исключительно в Великобритании, ведь как говорят автолюбители: «эта машина - чистокровный британский аристократ».

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Как появился автомобиль, который стал абсолютным символом успеха

Сейчас на российских улицах довольно трудно встретить автомобиль Rolls-Royce – он превратился в экзотическую игрушку для очень-очень богатых людей. Но еще в двадцатом веке все было иначе – свои «Роллс Ройсы» были у всех крупных руководителей той эпохи, от Николая Второго до Ленина, на этих машинах передвигались партийные чиновники, а со временем, когда автомобили изнашивались, их передавали «в народ» – начальникам колхозов или совхозов.

История этого бренда – это история удивительно удачного союза двух бизнесменов, Чарльза Роллса и Генри Ройса. Один из них был богатым аристократом, а другой вырос в бедности и всего год отучился в школе, но вместе они создали автомобиль, который стал абсолютным символом успеха.

Рассказываем, как появилась компания Rolls-Royce, как она связана с Россией и что именно помогло бренду пройти через банкротство, но выжить.

Название компании Rolls-Royce состоит из двух фамилий. Это фамилии отцов-основателей компании – Чарльза Роллса и Генри Ройса. История их бренда – это классический случай удачного бизнес-союза инвестора и изобретателя.

Богач и бедняк

Интересный факт: в названии компании встретились фамилии богача и бедняка. Первой стоит фамилия богача – Чарльза Роллса. Он родился в семье потомственных аристократов из Уэльса, получил два высших образования и с самого детства интересовался автомобилями – он даже стал первым студентом Кембриджа, у которого появилось собственное авто. После окончания учебы он открыл собственную фирму, которая занималась импортом автомобилей, она была основана в 1902 году и получила название C.S.Rolls & Co. Но обычного импорта Роллсу казалось недостаточно, он мечтал создать собственный автомобиль.

Вторая фамилия в названии бренда – Ройс – принадлежит Генри Ройзу, основателю и первому инженеру компании. В отличие от Роллса, Ройс родился в бедной, практически нищей семье: с десяти лет он работал разносчиком газет и почтальоном. При этом Ройс понимал, что без образования он не сможет ничего добиться в жизни, поэтому в свободное время он изучал французский и немецкий языки, электротехнику и математику. В 16 лет, несмотря на отсутствие диплома (какой диплом,если он окончил только один класс школы), Ройс устроился в компанию Максима Хайрема на должность инженера. Эта работа помогла ему накопить начальный капитал и основать собственное дело – механическую мастерскую Royce & Co. Но просто мастерской Ройсу недостаточно: как и Роллс, он мечтает о собственном автомобиле.

Знакомство

В 1904 году Роллс Ройс знакомятся. За год до этого мастерская Ройса выпускает три автомобиля мощностью в 10 лошадиных сил. Никаких особенно новых технических решений в автомобилях не было, зато они хорошо выглядели и отличались прекрасной сборкой и надежными деталями.

Автомобили произвели настоящий фурор в Англии – о них написали все местные газеты, а чуть позже – и мировые. Слава была так велика, что статья про эти машины появилась даже в русском журнале «За рулем». Про эти автомобили услышал и Чарльз Роллс, который в тот момент как раз искал инженера, способного помочь ему в разработке собственного авто. 1 мая 1904 года в ресторане «Мидленд» был подписан договор о сотрудничестве между Роллсом и Ройсом. Этот день считается официальным основанием компании Rolls-Royce.

Особенности бренда и первый автомобиль

Отличительными чертами Rolls-Royce с самого начала стала надежность автомобилей. Первая настоящая модель фирмы была показана на международной транспортной выставке в 1906 году – это был автомобиль с очень мощной стальной рамой, 7-литровым мотором и шестью цилиндрами, расположенными в ряд.

При этом мощность не разглашалась, и это породило традицию указывать мощность как «достаточную» (от традиции бренд избавился только в последние несколько десятилетий). Автомобиль назывался Rolls-Royce 40/50 HP и позиционировался как «самый надежный автомобиль во всем мире».

Логотип и реклама

Изначально основатели компании запустили логотип в виде больших красных букв RR, но довольно скоро цвет сменили на черный, чтобы «подчеркнуть престижность и роскошь». Однако символом бренда стали не буквы RR, а знаменитая фигурка на капоте под названием «Дух экстаза».

Фигурка появилась так: в 1909 лорд сэр Джон Монтегю купил себе один из автомобилей компании. Чтобы сделать свою машину непохожей на другие, он заказал у скульптора Чарльза Сайкса фигурку-талисман. Художник создал скульптуру «Дух Экстаза» – устремленную вперед девушку. Фигурка так понравилась Чарльзу Роллсу, что он добился разрешения использовать ее на всех автомобилях бренда.

Rolls-Royce с самого начала позиционировались как «лучшие во всем мире», самые надежные автомобили. На это делали упор во время рекламных кампаний: сколько бы вы ни использовали автомобиль, вам не удастся его сломать. Известен такой случай: бизнесмен Клод Джонсон, усомнившийся в правдивости рекламы, отправился в пробег на первом автомобиле бренда. Пробег был организован специально для того, чтобы выявить недостатки машины, однако спустя 15 тысяч миль (это примерно 24 тысячи километров) сломалась только одна деталь – топливный кран стоимостью в 2 фунта. При этом большую часть пути бизнесмен ехал со скоростью 120 км/ч.

Успехи и неудачи

Почти 50 лет, до конца 1950-х годов, бренд чувствовал себя крайне уверенно – Rolls-Royce сформировал имидж премиального британского автомобиля, на котором ездили бизнесмены, знаменитости и даже представители монархии. Так, на моделях Phantom четвёртого и пятого поколения передвигалась королевская семья, и это стало отличной рекламой и привело к резкому увеличению продаж в том году.

Компания процветала даже во время Великой Депрессии – продажи в 30-х годах шли так хорошо, что фирма даже смогла поглотить компанию Bentley, которая тогда была основным ее конкурентом.

Все изменилось в 1960: в мире бушевал очередной кризис, но Rolls-Royce казался настолько стабильным брендом, что администрация решила не переписывать бизнес-стратегию под экономический спад. Более того, компания начала работу сразу над двумя масштабными проектами – выпуском новой модели автомобиля и созданием реактивного двигателя. Однако менеджеры просчитались: в кризис количество покупателей снизилось, а новые разработки оказались невостребованными. В итоге бренд оформил займы в нескольких банках и впоследствии разорился.

Спасение

В 1971 году компания официально была признана неплатёжеспособной. Однако британская общественность не могла допустить закрытие Rolls-Royce – бренд считали символом страны и национальным достоянием. В итоге государство было вынуждено выплатить 250 миллионов долларов на погашение займов фирмы.

С этого момента начались торги за компанию. Претендентами на покупку стали BMW, Volkswagen и Daimler-Benz. Торги проходили невероятно напряженно, а сделка несколько раз отменялась: сначала из борьбы вышел Daimler-Benz, который решил развивать собственный бренд Maybach. Потом BMW и Volkswagen несколько раз увеличивали сумму сделки, чтобы перебить цену конкурента. Спустя несколько месяцев переговоров был достигнут компромисс: BMW выкупил непосредственно бренд Rolls-Royce, а Volkswagen получил права на компанию Bentley.

Rolls-Royce сейчас

Rolls-Royce сейчас – это один из самых дорогих автомобилей в мире, который покупают не столько из-за надежности, сколько для демонстрации статуса и общественного положения. Тем не менее, усилиями BMW бренд преодолел кризис и снова стал прибыльным. Ежегодно компания продает несколько тысяч автомобилей, а в России в прошлом году продали более ста машин.

«Для преуспевающих предпринимателей в России бренд Rolls-Royce остается абсолютным символом успеха», – считает Джеймс Крайтон, региональный директор бренда.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков