До какой температуры нагревается кпп. Общая характеристика трансмиссионных масел

До какой температуры нагревается кпп. Общая характеристика трансмиссионных масел

14. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Коробка передач

А.1 Техническое обслуживание коробки передач

Для проведения работ по техобслуживанию коробки передач и для решения возникающих проблем в вашем распоряжении имеются специалисты сервисной службы ZF.

Хорошее техобслуживание означает надежность эксплуатации коробки передач. При этом особо важным является правильное проведение необходимых работ по техобслуживанию.

Опасность для окружной среды! Смазочные материалы и очищающие средства не должны попадать в землю, грунтовые воды или в канализацию. Запросите в учреждении, ответственном за охрану окружающей среды в вашем регионе, таблицы параметров безопасности для соответствующих изделий и соблюдайте их. Собирайте отработанное масло в емкости достаточных размеров. Утилизируйте отработанное масло, загрязненные фильтры, смазочные материалы, а также очищающие средства согласно предписаниям по охране окружающей среды. При работе со смазочными материалами и очищающими средствами соблюдайте предписания изготовителей.

Для заполнения коробки передач Ecomat должны использоваться масла согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 фирмы ZF. Объем и марка заливаемых масел указаны в Химмотологической карте.

Контроль уровня масла

Соблюдение правильного уровня масла имеет решающее значение. Слишком малое количество масла ведет к повреждениям коробки передач и неправильной работе, к частичному или полному выходу из строя тормоза-замедлителя, т.е. к уменьшенной или нулевой силе торможения. Слишком большое количество масла ведет к перегреву коробки передач.

Контроль уровня масла необходимо проводить вместе с техническим обслуживанием в сервисном центре с периодичностью 1/4 года. Контроль уровня масла необходимо проводить на горизонтально стоящем автомобиле и при рабочей температуре коробки передач. Необходимо проводить постоянный визуальный контроль на негерметичность коробки передач. В исключительных случаях необходим контроль на «холодной» коробке передач (измерение ориентировочного значения). Затем всегда проводить контроль при рабочей температуре.

Контроль при рабочей температуре

Определяющим является контроль уровня при температуре трансмиссионного масла 80-90°С. Для этого необходимо поставить транспортное средство в горизонтальное положение, переключить контроллер в нейтральное положение. При этом двигатель должен работать с частотой вращения на холостом ходе.

ОСТОРОЖНО! Частоту вращения при холостом ходе следует установить от 500 до 700 мин -1 .

Уровень масла примерно после двух минут должен установиться в теплом диапазоне.

Измерение ориентировочного значения

Это измерение уровня масла, проводимое при холодном трансмиссионном масле. Такой контроль осуществляется в следующих исключительных случаях:

При первом вводе коробки передач в эксплуатацию;

После длительного времени простоя или при принятии чужого транспортного средства;

После ремонта коробки передач в транспортном средстве: например, снятие маслосборника, гидравлического управления, теплообменника для охлаждения масла и т.д.;

После замены масла или фильтра.

Измерение ориентировочного значения состоит из двух этапов:

Контроль перед запуском двигателя;

Контроль после запуска двигателя.

После этого произвести проверку при рабочей температуре.

Контроль перед запуском двигателя

Уровень масла должен находиться в диапазоне, обозначенном «n двиг. = 0» или выше.

УКАЗАНИЕ!

При более высоком уровне масло не сливать.

Контроль после запуска двигателя

Двигатель должен работать на холостом ходу от 3 до 5 минут (контроллер в нейтральном положении). Затем провести измерение уровня масла. Уровень масла должен находиться в диапазоне, обозначенном 30 °С

Возможность нагрева трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло при нормальной эксплуатации транспортного средства с циклами тормоза-замедлителя может нагреваться до рабочей температуры 80-90 °С в масляной ванне, предусмотренной для контроля уровня масла.

Если нормальная эксплуатация транспортного средства невозможна (зимнее время года), то следует прогреть трансмиссионное масло следующим образом:

Включить стояночный тормоз.

Выбрать диапазон изменения передаточного отношения "D".

Задействовать тормозной механизм рабочей тормозной системы.

При необходимости запустить несколько раз двигатель на время от 15 до 20 секунд с частичной нагрузкой при частоте вращения 1200 до 1500 мин -1 .

Максимально допустимая температура масла перед теплообменником составляет 110°С (постоянно). После каждой фазы нагрева запускать двигатель на время от 15 до 30 секунд при нейтральном положении коробки передач с частотой вращения 1500 до 2000 мин -1 .

После достижения рабочей температуры установить коробку передач в нейтральное положение и запустить двигатель на холостых оборотах на 2-3 минуты.

Затем провести контроль уровня масла согласно п. 3.3.1.

Периодичность замены масла

Периодичность замены масла определяется согласно спецификации смазочных материалов TE-ML 14 фирмы ZF и указывается в химмотологической карте автомобиля.

ВНИМАНИЕ! При каждой замене масла необходимо обновлять масляный фильтр.

При переходе с масла на основе минерального на частично синтетическое масло, hydrocracked или синтетическое ATF, рекомендуется провести внеплановую смену масла в середине интервала периодичности замены масла.

Слив масла

Сливать масло необходимо только при рабочей температуре и в течение, по крайней мере, 10 минут после остановки двигателя.

Двигатель в состоянии покоя.

Открутить резьбовую пробку (1) (рис. 14.1) маслосливного отверстия и слить масло.

Снять крышку фильтра (2).

Обновить фильтрующий элемент, медные кольца и кольца круглого сечения.

Заправка масла

Поставить крышку фильтра 2 (рис. 14.1) (момент затяжки винтов 25 Нм).

Вкрутить резьбовую пробку (1) маслосливного отверстия (момент затяжки 50 Нм).

Вытащить указатель уровня масла (3) (рис. 14.2).

Залить масло.

Проверить уровень масла.

Рис. 14.1 Слив масла.

Контроль настройки датчика нагрузки

Настройка датчика нагрузки должна быть проверена после работ по техобслуживанию на коробке передач или двигателе, при резких переключениях и не реже, чем каждые 3 месяца.

Условием для проведения контроля является правильная настройка двигателя. Контроль может проводиться с помощью маркировок на передней стороне или на верхней стороне корпуса.

Для проведения контроля необходимо:

Выключить двигатель;

Включить стояночный тормоз;

Медленно нажимать на педаль акселератора до точки срабатывания (упор полной нагрузки топливного насоса высокого давления), но не дальше этой точки.

Рис. 14.3 Контроль настройки датчика нагрузки.

Держать положение педали акселератора (маркировка рычага датчика нагрузки должна совпадать с маркировкой полной нагрузки (high) на корпусе).

Отпустить педаль акселератора до холостого хода (маркировка рычага датчика нагрузки должна совпадать с маркировкой холостого хода (low) на корпусе).

ВНИМАНИЕ!

Нельзя употреблять для настройки упоры на корпусе датчика нагрузки.

Не ослаблять винты на корпусе датчика нагрузки, а также гайку на валу.

Проверить шаровые головки на износ (слишком большой зазор), а также на наличие консистентной смазки.

А.2 Управление коробкой передач Особенности управления коробкой передач

Автомобиль оборудован контроллером. В зависимости от комплектации может быть установлен кнопочный выключатель или джойстик

Рис. 14.4 Положения контроллера (джойстика): R - задний ход; N - нейтрально; D - автоматический диапазон изменения передаточного отношения для движения передним ходом (Drive); 1, 2, 3 - ограниченные диапазоны изменения передаточного отношения для движения передним ходом.

Запуск двигателя допускается только, тогда когда транспортное средство находится в состоянии покоя (включен тормоз), контроллер находится в нейтральном положении ("N"). Если контроллер не находится в нейтральном положении, то двигатель запустить невозможно.

ОСТОРОЖНО! Во время езды нельзя выключать/включать зажигание.

При включении передач необходимо придерживаться следующих правил:

Контроллер должен находиться в нейтральном положении.

Педаль акселератора должна находится в положении холостого хода и n двиг. < 900 мин -1 .

Необходимо выбрать желаемый диапазон изменения передаточного отношении.

ОСТОРОЖНО! Нельзя одновременно управлять контроллером и нажимать на педаль акселератора.

В случае эксплуатации коробки передач с дополнительной функцией "деблокировка передачи» при включении передач необходимо придерживаться следующих правил:

Контроллер находится в нейтральном положении.

Педаль акселератора находится в положении холостого хода и n двиг. < 900 мин -1 .

Выбрать желаемый диапазон изменения передаточного отношения и включить тормоз. Система включает соответствующую передачу только при включенном тормозе.

Для трогания с места необходимо после выбора соответствующего диапазона изменения передаточного отношения выждать примерно от 1 до 2 сек, выключить тормоз и нажать на педаль акселератора.

ОПАСНОСТЬ! На крутых склонах после выключения тормоза тут же нажать на педаль акселератора. Возникает опасность несчастного случая из-за скатывания назад транспортного средства.

ОСТОРОЖНО! При температурах ниже -15 °С не трогаться с места. Необходимо дать двигателю прогреться на холостом ходу в течение примерно 5 мин. Поставить контроллер в нейтральное положение.

Каждому диапазону изменения передаточного отношения соответствует определенный диапазон передач. Переключения передач произойдут только в определенных точках переключения, определенных электронным устройством автоматического переключения передач. Нет смысла вмешиваться вручную в процесс автоматического переключения передач (последовательное включение диапазонов изменения передаточного отношения).

ОПАСНОСТЬ! Если во время езды коробка передач переключается в положение "N", то прерывается силовой поток между двигателем и трансмиссией. Это означает потерю действия торможения двигателем и тормозом-замедлителем. ВЫСОКА ОПАСНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ! Необходимо сразу включить тормоз. С целью безопасности при неполадках в электронном устройстве автоматического переключения передач или при нарушении электроснабжения коробка передач автоматически переводится в положение "нейтрально".

При езде на крутых склонах выбрать на контроллере необходимый диапазон изменения передаточного отношения 1, 2 или 3. Таким образом, ограничивается включение более высоких передач.

ОПАСНОСТЬ! В экстремальной ситуации для защиты двигателя отменяется действие механизма, блокирующего включение более высоких передач. В этом случае, независимо от выбранного диапазона изменения передаточного отношения, коробка передач может переключаться на самую высокую передачу. ВЫСОКА ОПАСНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ! Следите за указателем частоты вращения!

При изменении направления движения автомобиля перед переключением с движения передним ходом на движение задним ходом или наоборот необходимо выполнить следующие условия:

Автомобиль должен находиться в состоянии покоя.

Педаль акселератора должна находиться в положении холостого хода и n двиг. < 900 мин -1 .

Контроллер должен находиться в нейтральном положении, по необходимости нажать на педаль тормоза.

Поставить контроллер на D, 1,2,3 или R.

Режим kick-down

Рис. 14.5 Режим Kick-down.

Для использования максимальной мощности двигателя через переключатель kick-down (рис. ххх) или CAN можно вызвать более высокие точки переключения (для ускорения или на склонах). Для этого необходимо нажать педаль акселератора дальше точки срабатывания полной нагрузки (положение kick-down).

Режим тормоза-замедлителя

Тормоз замедлитель является гидродинамическим тормозом, работающим в зависимости от передачи и без износа. Желательно использовать тормоз-замедлитель при каждом торможении. Таким образом, сберегается рабочая тормозная система. Тормоз-замедлитель может включиться с помощью ручных и/или ножных элементов.

Условия для режима тормоза-замедлителя (Тормоз-замедлитель включен/нажат):

Педаль акселератора в положении холостого хода.

Должна быть включена передача для движения передним ходом.

Скорость езды более примерно 3 км/час

В этом случае система предотвращает включение более высоких передач (блокировка включения более высоких передач).


Рис. 14.6 Режим тормоза замедлителя.

ОСТОРОЖНО! Если педаль акселератора нажата, то тормоз-замедлитель отключается. Прекращается действие механизма, блокирующего включение более высоких передач.

Тормоз-замедлитель должен быть отключен при гололедице, при температуре масла выше 150 °С. В режиме работы тормоза-замедлителя допускается максимальная температура масла 150 °С (максимально 5 мин).

ВНИМАНИЕ! После каждого торможения необходимо отключать рычаг.

Остановка, парковка.

Транспортное средство можно остановить в любое время, независимо от положения контроллера. Электронное устройство автоматического переключения передач при этом переключает на соответствующую передачу, используемую для трогания с места.

При недолгих остановках необходимо включить тормоз, диапазон изменения передаточного отношения может оставаться включенным.

При длительных остановках необходимо поставить контроллер в нейтральное положение и включить тормоз.

Коробка передач специального исполнения «Нейтрально при остановке» (NBS) автоматически переключает в «нейтрально», если выполнены следующие условия:

Автомобиль находится в состоянии покоя;

Включен стояночный тормоз;

Педаль акселератора находится в положении холостого хода.

Как только одно из трех условий не выполняется, то сразу автоматически производится переключение на 1-ю передачу.

При парковке необходимо поставить контроллер в нейтральное положение и включить стояночный тормоз.

ВНИМАНИЕ! При выходе из автомобиля обязательно включить стояночный тормоз. При неработающем двигателе нет прямой связи между двигателем и осью. Транспортное средство может укатиться.

Буксировка

При буксировке автомобиля с исправной коробкой передач необходимо выполнение следующих условий:

Контроллер должен находиться в нейтральное положение.

Максимальная длительность буксировки - 2 часа.

Максимальная скорость буксировки - 20 км/час. При окружающей температуре ниже -15 °С скорость буксировки составляет 5 км/час.

При подозрении на неисправность коробки передач необходимо отфланцевать карданный вал между коробкой передач и раздаточной коробкой или карданные валы между раздаточной коробкой и ведущими мостами.

Как исключение, в опасной ситуации буксировка из непосредственной опасной зоны (например, перекресток; тоннель и т. д.) разрешается и без разделения приводной цепи.

Предельные значения температуры масла

Температура масла перед теплообменником охлаждения масла в режиме тормоза-замедлителя в исключительных случаях кратковременно (максимум 5 минут в течение часа) допускается температура 150°С.

Температура масла перед теплообменником охлаждения масла в режиме гидротрансформатора предел температуры для непрерывной эксплуатации составляет 110 °С, а в исключительных случаях кратковременно (максимум 5 минут в течение часа) допускается температура 130 °С. При нормальной езде диапазон допустимой температуры составляет 90 -100°С.

Температура масла в масляной ванне коробки передач не должна превышать следую щие значения даже при высокой температуре окружающей среды: _

При превышении соответствующей допустимой температуры масла необходимо принять следующие меры:

Езда с частичной нагрузкой в низком диапазоне изменения передаточного отноше-

Отключить тормоз-замедлитель.

Если это не приведет к понижению температуры масла, то необходимо остановить автомобиль, поставить контроллер в нейтральное положение и перевести двигатель на большую частоту вращения.

Если спустя несколько секунд температура не понизится до допущенного диапазона, то возможными причинами являются:

Слишком низкий или высокий уровень масла;

Неисправная циркуляция охлаждающей жидкости;

Неисправность коробки передач.

Проверка температуры коробки передач производится системой диагностики электронного устройства автоматического переключения передач при каждом включении напряжения бортовой сети, а также при эксплуатации. На перегрев масла в коробке передач указывает зажигание сигнальной лампы на блоке контрольных ламп электронных систем автомобиля Камаз 6560.

Для защиты коробки передач в случае неисправности предусмотрены следующие действия:

Переключение в нейтральное положение (при тяжелых неполадках в подаче напряжения коробки передач, например, короткое замыкание);

Режим экстренной эксплуатации автомобиля.

Для режима экстренной эксплуатации автомобиля в электронном устройстве автоматического переключения передач занесены специальные времена и давления для управления давлением. Кроме этого:

Не действует тормоз-замедлитель;

Не действует функция "нейтрально в состоянии покоя" (NBS);

Не активируется моторный тормоз;

Сцепление блокирования гидротрансформатора (WK) открыто;

Ограничение вращающего момента двигателя для защиты коробки передач (нет управления двигателем).

Раздаточная коробка

Включение высшей передачи/нейтрали/пониженной передачи.

Переключение передач производится только на стоящем автомобиле при неподвижном входном вале. Во время переключения необходимо прервать передачу момента от двигателя, включив сцепление.

ВНИМАНИЕ: механизм переключения - с кулачковыми муфтами; во избежание повреждений переключение передач нужно осуществлять по правилам.


Рис. 14.7. Пневматическое переключение: высшая и пониженная передача 2 или 3 положения с фиксатором, без пружины. S - Вывод - высшая передача; G - Вывод - пониженная передача; N - Вывод - нейтраль.

Включение блокировки МОД

Рис. 14.8. Включение блокировки МОД.

Эта раздаточная коробка обеспечивает постоянный привод передней оси через межосевой дифференциал, то есть выключить привод передней оси невозможно. При буксовании одного или нескольких колес рекомендуется включить блокировку дифференциала. Блокировка выполняется при помощи встроенного рабочего цилиндра с управляющим давлением сжатого воздуха 6,5-8 бар.

Блокировку дифференциала можно включать во время движения, кратковременно включив сцепление.

Избегайте движения с включенной блокировкой дифференциала по твердым дорогам с хорошим сцеплением. Исключение: крутые подъемы и спуски.

Для выключения блокировки МОД во время движения можно не включать сцепление.

После прохождения участка, требующего блокировки дифференциала, блокировку следует выключить.

ПРИМЕЧАНИЕ: замедленное выключение контрольной лампы после выключения переднего привода или блокировки МОД не является ошибкой в системе раздаточной коробки. Это вызвано задержкой трансмиссии в определенном положении, которая устраняется при выключении кулачковой муфты после нескольких переключений режима нагрузки или поворотов рулевого колеса.

Включение КОМ

Включение КОМ N200 осуществляется при помощи встроенного рабочего цилиндра при давлении сжатого воздуха 6,5-8 бар. Перед включением КОМ нажмите на педаль сцепления и подождите 5 секунд, пока не остановится входной вал. Для работы КОМ на стоящем автомобиле нужно установить нейтральное положение раздаточной коробки. Выключатель индикатора подтверждает, что коробка выключена.

ВАЖНО: При включении КОМ входной вал раздаточной коробки обязательно должен быть в неподвижном состоянии!

Педаль сцепления следует отпускать плавно, чтобы избежать повреждения кулачковой муфты в случае неполного включения КОМ (положении зацепления зуб-на-зуб)

Перед выключением остановите передачу крутящего момента от двигателя, выключив сцепление.

При остановке автомобиля КОМ необходимо выключить!

Из-за медленного падения давления в пневмосистеме КОМ выключается нажимной пружиной.

При пуске двигателя давление снова повышается, и кулачковая муфта самостоятельно включается.

Если при этом входной вал раздаточной коробки находится в движении, это может привести к повреждению зубчатых соединений.

Буксирование автомобиля

Допускается буксирование автомобиля на любой передаче раздаточной коробки (высшей, нейтральной и пониженной).

Следует выбрать такую скорость движения, чтобы не превышалась допустимая частота вращения для раздаточной коробки.

ПРАВИЛО: скорость буксировки автомобиля на высшей или пониженной передаче не должна превышать 85 % от максимальной допустимой скорости движения автомобиля на соответствующей передаче в нормальном режиме.

Поскольку в этом случае в движение приходит карданный вал, соединяющий раздаточную коробку с коробкой передач, необходимо соблюдать также указания производителя коробки передач по буксировке автомобиля.

Скорость буксировки автомобиля на нейтральной передаче не должна превышать 85 % от максимально допустимой скорости движения автомобиля на высшей передаче.

Буксирование автомобиля с поднятыми передними колесами допускается только при отсоединении карданного вала, соединяющего раздаточную коробку с задним мостом.

При неисправности системы подачи сжатого воздуха нейтральное положение в раздаточных коробках, оборудованных механизмом переключения с нажимной пружиной, может быть включено путем вворачивания винта.

Рис. 14.9.

Инструкция: ослабить контргайку и ввернуть регулировочный винт 1 до упора.

ВНИМАНИЕ: после каждого перемещения регулировочных винтов необходимо проводить настройку механизма переключения, которую должны осуществлять квалифицированные специалисты

Консервация и хранение

Оптимальные условия хранения достигаются при хранении изделия в помещении, в цехе или гараже с умеренной вентиляцией, относительной влажностью не более 60 % и при температуре от 15° до 20° С.

Перед обкаткой раздаточные коробки заполняются маслом. Остаток масла в коробке может служить временной защитой от коррозии.

Если планируемый срок хранения превышает 4 месяца, необходимо провести консервацию изделия, как описано ниже.

1. удалить сапун и закрыть пробкой отверстие сапуна в картере коробки;

2. заполнить коробку маслом;

3. повернуть коробку относительно ее центра так, чтобы внутренняя полость полностью заполнилась маслом;

4. Во время проворота входного вала дважды включить высшую/пониженную передачу, привод передней оси или блокировку МОД, а также включить КОМ;

5. хранить в вертикальном положении.

При хранении в оптимальных условиях (хранение в помещении при относительной влажности 60 %) работы по пп. 3-5 следует повторять каждые 6 месяцев.

В более тяжелых условиях, в арктическом или тропическом климате, при высоком содержании соли в воздухе (вблизи от моря) работы по пп. 3-5 следует повторять каждые 4 месяца.

ВНИМАНИЕ: не забудьте, что перед включением раздаточной коробки необходимо установить сапун на место!

В коробке передач имеются многочисленные подвижные элементы, которые при трении друг с другом могут выделять большое количество тепловой энергии. Для охлаждения подвижных механизмов автоматической коробки передач используется специальное трансмиссионное масло, которое одновременно охлаждает и смазывает подвижные элементы. Проблемы системы смазки неизменно приводят к повышению рабочей температуры АКПП. В данном случае температура охлаждающей жидкости может достигать отметки в 120 градусов и более, при которых смазка теряет свои свойства и начинается повышенный износ коробки передач.

Последствия перегрева автоматической коробки передач

Перегрев акпп приводит к выходу из строя , фрикционов и других подвижных элементов. В отдельных случаях достаточно даже 10 - 20 минут работы коробки передач в режиме перегрева, что приводит к серьезным поломкам и необходимости капитального ремонта. Именно поэтому при первых признаках перегрева, как правило, об этом свидетельствуют встроенные в коробку передач датчики, необходимо глушить автомобиль и выполнять его транспортировку в сервис на эвакуаторе. Тем самым вы сможете избежать существенных проблем, вызванных длительной работой коробки передач в условиях повышенных температур. При длительной эксплуатации коробки передач с увеличенной рабочей температурой могут появиться проблемы с геометрией гидроплиты и блока управления. Следует помнить, что блок управления, вышедший из строя по причине перегрева, не подлежит ремонту и поэтому требуется выполнить его дорогостоящую замену. Именно по этой причине автовладельцу необходимо пристально следить за состоянием коробки передач и при появлении первых сообщений о перегреве масла в АКПП, обращаться в специализированный сервисный центр.

Бывает и такое - при сильнейшем перегреве Гидротрансформатор посинел, а трубки вентиляции оплавились

Причины перегрева

Опишем перегрев акпп причины , которые необходимо устранить. Самой распространённой причиной перегрева коробки передач является недостаточное давление в системе охлаждения. Подобное происходит по причине недостаточного уровня масла или же проблемам с . Автовладельцу необходимо пристально следить за уровнем масла в коробке передач и при необходимости производить ее замену.

Проблемы с охлаждением могут появляться по причине неправильной работы соленоидов. Располагаются соленоиды в гидроблоге и фактически выполняют роль электроклапанов в системе смазки и охлаждения. При необходимости на соленоид поступает соответствующий сигнал, клапан открывается и масло поступает к подвижным элементам, смазывая и охлаждая их.

Также перегрев коробки передач может быть вызван наличием проблем с масляным теплообменником. Подобное достаточно часто происходит при загрязнении теплообменника, соты которого забиты продуктами износа, что не позволяет горячему маслу от коробки передач эффективно охлаждаться в теплообменнике, что и приводит к неизбежному росту температуры.

Признаки перегрева автоматической коробки - Видео

Как устранить перегрев АКПП?

Ремонт коробки передач при проблемах с перегревом заключается в диагностировании , что позволяет установить причину повышения температуры. Опытный мастер сможет быстро локализовать проблему, и отремонтируют коробку передач в максимально короткий срок. В большинстве случаев для устранения перегрева автоматической коробки передач требуется произвести очистку гидроблока и внешнего теплообменника. Данная работа представляет собой определённую сложность, так как требуется демонтировать гидроблок и снимать все патрубки, которые ведут от коробки к теплообменнику. Чистка может осуществляться при помощи современных технологических средств, что позволяет обеспечить максимальное качество проводимого ремонта. Все это и позволяет устранить проблему перегрева.

Очистка гидроблока при перегреве

Автоматическая коробка передач значительно упростила процесс управления автомобилем. Стандартная АКПП довольно простая в управлении и неприхотливая в использовании.При должном уходе она способна проработать достаточно долго без нареканий. Но если водитель не следит за коробкой, она может выйти из строя по банальным причина, например, из-за перегрева. Он может привести к ощутимым проблемам в работе АКПП, которые потребуют проведение дорогостоящего ремонта или замену узла.

Оглавление:

При какой температуре должна работать АКПП

Автоматическая коробка передач содержит в себе трансмиссионную жидкость ATF, которая выступает в качестве передающего момент звена между двигателем и колесами. В процессе работы АКПП происходит нагрев трансмиссионной жидкости, от которой могут нагреваться другие элементы коробки передач. Это и может привести к итоговому перегреву при неправильной эксплуатации.

Считается, что оптимальная температура жидкости ATF для работы автоматической коробки передач находится на уровне от 65 до 100 градусов по Цельсию. При превышении температуры жидкости в коробке, велик риск повреждения ее компонентов.

Обратите внимание: Специально для охлаждения жидкости ATF в современных автомобилях используется радиатор, через которых жидкость протекает и охлаждается.

К чему ведет перегрев жидкости АКПП

Как отмечалось выше, перегрев жидкости ATF в автоматической коробке передач способен привести к ряду серьезных проблем. Рассмотрим наиболее распространенные из них:


Как можно понять, перегрев жидкости АКПП крайне опасен и может вести к различным проблемам.

Как выявить перегрев АКПП

Перегрев автоматической коробки передач сопровождается следующими симптомами:

  • АКПП “пинается” при переключении передач - чувствуются толчки, рывки, которых не было ранее;
  • Передачи переключаются на повышенных оборотах;
  • Переключение передач не всегда своевременное;
  • Некоторые передачи могут не включаться, например, со второй коробка будет сразу перескакивать на четвертую;
  • На приборной панели горит значок перегрева;
  • Чувствуется запах горелой жидкости ATF.

На некоторых моделях автомобилей имеется возможность через бортовой компьютер узнавать основную информацию о работе узлов. Среди этой информации зачастую значится температура жидкости в коробке передач. Как отмечалось выше, если при работе температура превышает 100 градусов по Цельсию, это указывает на перегрев.

Обратите внимание: На автомобилях, у которых нет по умолчанию функции для контроля температуры жидкости АКПП, можно установить специальное диагностическое устройство, например, ELM 327, которое позволяет контролировать основные параметры автомобиля, в том числе и температуру в АКПП.

Причины перегрева АКПП

Чаще всего перегрев автоматической коробки передач происходит по одной из следующих причин:

  • Проблемы с жидкостью АКПП. Если ATF не меняется на протяжении 150-200 тысяч километров пробега (в зависимости от ресурса залитой жидкости), она начинает хуже выполнять возложенные на нее функции. Со временем присадки в жидкости прогорают, в самой жидкости появляется различный мусор, выпадает осадок. В результате, циркулирование такой жидкости становится затрудненным;
  • Проблемы с радиатором. Как отмечалось выше, для охлаждения жидкости ATF в автоматических коробках передач используется радиатор. Если он не выполняет функцию, например, он сильно загрязнен, это приведет к сложностям с охлаждением, что выльется в перегрев коробки;
  • Многие автолюбители знают, что не рекомендуется буксировать автомобили с автоматической коробкой передач, а также не рекомендуется выступать в качестве буксира, если на вашем автомобиле АКПП. Связано это с тем, что при буксировке автомобиля может идти перегрев АКПП и повышаться износ коробки;
  • Пробуксовка. Еще одна проблема, которая серьезно вредит коробке АКПП. Если машина на месте буксует на высоких оборотах, это ведет к сильному нагреву коробки.

Обратите внимание: На многих современных автомобилях установлена защита от перегрева АКПП, и коробка отключается при критическом нагреве.

Как правило, если коробка автомат находится в исправном состоянии и работает в оптимальных режимах, и облегчает процесс управления транспортным средством.

При этом даже на новых автомобилях с автоматической коробкой передач владелец может столкнуться с тем, что . Также трансмиссионное масло в автомате может слишком быстро темнеть и т.д.

Достаточно часто причиной подобных сбоев является перегрев АКПП. Далее мы рассмотрим, как понять, что АКПП перегревается, причины, по которым происходит перегрев коробки автомат, а также что нужно делать в этом случае.

Читайте в этой статье

Перегрев коробки автомат: последствия и признаки

Итак, стразу отметим, значительное повышение температуры трансмиссионного масла в автомате обычно проявляется в виде тех или иных сбоев в работе АКПП.

Игнорирование таких симптомов может привести к сокращению ресурса самого агрегата или поломкам. Другими словами, АКПП в этом случае часто выходит из строя, после чего требуется дорогостоящий капитальный ремонт или .

  • Идем далее. Причины перегрева коробки автомат могут быть разными. Прежде всего, в самом агрегате есть большое количество нагруженных элементов, которые взаимодействуют между собой. В результате выделяется большое количество тепла, которое отводится при помощи трансмиссионной жидкости ATF.

Становится понятно, что проблемы в АКПП или ГДТ, отклонение от нормы уровня масла в автомате, снижение давления ATF, а также потеря свойств самой трансмиссионной жидкости приводят к росту температуры АКПП. В некоторых случаях масло в коробке автомат разогревается до 120 градусов и больше.

Такой нагрев является критическим, масло теряет свойства, агрегат работает со сбоями, износ коробки значительно увеличивается. Последствия перегрева АКПП проявляются в виде поломки , а также целого ряда других элементов коробки передач.

На практике через пару десятков минут работы АКПП в режиме предельного нагрева будет достаточно для того, чтобы агрегат вышел из строя. По этой причине важно своевременно выявить симптомы перегрева АКПП. В случаях, когда АКПП перегревается, признаки избыточного нагрева можно определить самостоятельно. Если коробка автомат сильно перегрелась, трансмиссией может перевести агрегат в .

На приборной панели загорается чек или A/T, что указывает на проблемы с автоматической трансмиссией. Различные датчики АКПП фиксируют рост температуры, снижение давления ATF и т.д. В подобной ситуации не редкость, когда гидротрансформатор буквально синеет от сильного нагрева, оплавляется проводка АКПП, фрикционы пригорают и рассыпаются.

В этом случае, когда АКПП встала в аварийный режим, оптимально сразу прекратить эксплуатировать автомобиль и доставить его в сервис не своим ходом, чтобы дальше не ухудшить ситуацию. При этом если предполагается буксировка без вывешивания ведущих колес, тогда нужно отдельно учитывать все правила и нюансы такой буксировки авто с АКПП.

  • Обратите внимание, не всегда автомат при перегревах «упадет» в аварию. Часто коробка работает, чек не горит, но температура приближается к критической отметке. В подобной ситуации после того, как автомат выйдет на рабочую температуру, водитель обычно ощущает явные рывки, толчки при переключениях, автомат буксует, затягивает переключение передач и т.п. При этом на холодную коробка работает нормально.

Нужно понимать, что в дальнейшем проблем все равно не избежать, так как постоянный перегрев, пусть и не критический, значительно сокращает ресурс фрикционов, соленоидов, может стать причиной деформаций и т.д. Само трансмиссионное масло в условиях повышенного нагрева также быстро теряет свои свойства и сильно загрязняется. Это значит, что владелец должен постоянно проверять уровень и качество масла в АКПП.

Еще важно отмечать любые изменения в работе агрегата и сразу проводить диагностику, своевременно менять масло и фильтр АКПП в коробке автомат, использовать качественные жидкости, рекомендуемые самим изготовителем трансмиссии.

Причины перегрева АКПП

Если говорить о причинах, по которым происходит перегрев коробки автомат, среди основных можно выделить следующие:

  • Значительные нагрузки на трансмиссию и тяжелые режимы эксплуатации (буксировка прицепа, частые и длительные пробуксовки в грязи, в снегу и т.п.)
  • Недостаточное штатное охлаждение АКПП или проблемы с радиатором охлаждения коробки автомат;
  • Снижение давления масла в автомате (загрязнения каналов, фильтров, поломки масляного насоса АКПП);
  • Низкий/высокий , сбои в работе системы управления, проблемы с соленоидами;

При этом частой и распространенной проблемой являются неполадки, связанные с масляным радиатором АКПП (теплообменник коробки автомат). Дело в том, что в случае загрязнения радиатора отложениями и продуктами естественного износа АКПП, горячее масло перестает эффективно охлаждаться в радиаторе.

Также сбои возможны и в работе других элементов. Например, соленоиды АКПП являются клапанами, которые позволяют направлять жидкость ATF по каналам. Если соленоид срабатывает несвоевременно, это приводит к нарушениям при подаче рабочей жидкости, которая смазывает и охлаждает детали.

Как решить проблему перегрева автоматической коробки передач

Прежде всего, если коробка перегревается, необходимо начинать с диагностики АКПП. Комплексный подход обычно позволяет быстро определить причину и выяснить, почему греется АКПП.

Часто для устранения перегрева автомата нужно чистить каналы гидроблока, менять трансмиссионную жидкость и фильтры, промывать масляный радиатор АКПП. Для очистки можно применять разные способы, начиная от использования промывок и заканчивая разборкой агрегата.

Также эффективным способом решения проблем с перегревом является установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП с термостатом. Такой радиатор позволяет быстро выйти на рабочую температуру и дальше поддерживать нагрев масла в автомате не выше 70-90 градусов.

С учетом того, что многие современные АКПП в норме могут разогреваться до 100-110 градусов, допрадиатор коробки автомат опытные автовладельцы устанавливают не в случае острой необходимости, а в целях профилактики и увеличения ресурса коробки передач.

Читайте также

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.



Автоматическая коробка передач автомобиля управляется электрогидравлической системой. Сам процесс переключения передач в АКПП происходит за счет давления рабочей жидкости, а управление режимами работы и регулировку потока рабочей жидкости при помощи клапанов осуществляет электронный блок управления. При работе последний получает необходимую информацию от датчиков, которые считывают команды водителя, текущую скорость движения автомобиля, рабочую нагрузку на двигатель, а также температуру и давление рабочей жидкости.

Виды и принцип работы датчиков АКПП

Основной целью системы управления АКПП можно назвать определение оптимального момента, в который должно произойти переключение передачи. Для этого необходимо учесть множество параметров. Современные конструкции оснащены динамической программой управления, позволяющей подбирать соответствующий режим в зависимости от условий эксплуатации и текущего режима движения автомобиля, определяемых датчиками.

В автоматической коробке передач основными являются датчики скорости (определяющие частоту вращения на входном и на выходном валах КПП), датчики давления и температуры рабочей жидкости и датчик положения селектора (ингибитор). Каждый из них имеет свою конструкцию и предназначение. Также может использоваться информация и от других датчиков автомобиля.

Датчик положения селектора

Датчик положения рычага селектора

При изменении положения селектора выбора передач его новую позицию фиксирует специальный датчик положения селектора. Полученные данные передаются на электронный блок управления (зачастую он отдельный для АКПП, но при этом имеет связь с ЭБУ двигателя автомобиля), который запускает соответствующие программы. Это приводит гидравлическую систему в действие согласно выбранному режиму движения («P(N)», «D», «R» или «M»). В инструкциях к автомобилям данный датчик часто обозначается как «ингибитор». Как правило, датчик находится на валу селектора коробки передач, которая, в свою очередь, располагается под капотом автомобиля. Иногда для получения информации он соединен с приводом золотникового клапана выбора режимов движения в гидроблоке.

Датчик положения селектора АКПП можно назвать «многофункциональным», поскольку сигнал с него также используется для включения огней заднего хода, а также для контроля работы привода стартера в режимах «P» и «N». Существует множество конструкций датчиков, определяющих положение рычага селектора. В основе классической схемы датчика используется потенциометр, который изменяет свое сопротивление в зависимости от положения рычага селектора. Конструктивно он представляет собой набор резистивных пластин, по которым перемещается подвижный элемент (ползунок), который связан с селектором. В зависимости от положения ползунка будет изменяться сопротивление датчика, а значит, и выходное напряжение. Все это находится в неразборном корпусе. При возникновении неисправностей датчик положения селектора можно прочистить, открыв путем высверливания заклепок. Однако настроить ингибитор для повторной работы достаточно сложно, поэтому проще просто заменить неисправный датчик.

Датчик скорости

Датчик скорости

Как правило, в автоматической коробке передач устанавливаются два датчик скорости. Один фиксирует частоту вращения входного (первичного) вала, второй измеряет частоту вращения выходного вала (для переднеприводной коробки передач — это скорость вращения шестерни дифференциала). ЭБУ АКПП использует показания первого датчика для определения текущей нагрузки на двигатель и подбора оптимальной передачи. Данные же со второго датчика применяются для контроля работы коробки передач: насколько правильно были выполнены команды блока управления и была включена именно та передача, которая была необходима.


Устройство датчика Холла и форма его сигнала

Конструктивно датчик скорости представляет собой магнитный бесконтактный датчик, основанный на эффекте Холла. Датчик состоит из постоянного магнита и интегральной микросхемы Холла, расположенных в герметичном корпусе. Он фиксирует частоту вращения валов и генерирует сигналы в форме импульсов переменного тока. Для обеспечения работы датчика на валу устанавливается так называемое «импульсное колесо», имеющее фиксированное число чередующихся выступов и впадин (довольно часто эту роль исполняет обычная шестерня). Принцип работы датчика заключается в следующем: при прохождении зуба шестерни или выступа колеса через датчик изменяется создаваемое им магнитное поле и, согласно эффекту Холла, вырабатывается электрический сигнал. Далее он преобразуется и направляется в блок управления. Низкий сигнал соответствует впадине, а высокий — выступу.

Основными неисправностями такого датчика являются разгерметизация корпуса и окисление контактов. Характерной особенностью является то, что данный датчик нельзя «прозвонить» при помощи мультиметра.

Реже в качестве датчиков скорости могут использоваться индуктивные датчики частоты вращения. Принцип их работы заключается в следующем: при прохождении через магнитное поле датчика зуба шестерни коробки передач в катушке датчика возникает напряжение, которое в форме сигнала передается блоку управления. Последний с учетом числа зубьев шестерни рассчитывает текущую скорость. Визуально индуктивный датчик внешне очень похож на датчик Холла, но имеет существенные отличия по форме сигнала (аналоговый) и условиям работы — он не использует опорное напряжение, а вырабатывает его самостоятельно за счет свойств магнитной индукции. Данный датчик можно «прозвонить».

Датчик температуры рабочей жидкости

Датчик температуры АКПП

Уровень температуры рабочей жидкости в коробке передач оказывает существенное влияние на работу фрикционных муфт. А потому для защиты от перегрева в системе предусмотрен датчик температуры АКПП. Он представляет собой терморезистор (термистор) и состоит из корпуса и чувствительного элемента. Последний изготавливается из полупроводника, который изменяет свое сопротивление при различных температурах. Сигнал с датчика передается блоку управления АКПП. Как правило, он представляет собой линейную зависимость напряжения от температуры. Показания датчика можно узнать только при помощи специального диагностического сканера.

Датчик температуры может устанавливаться в картере трансмиссии, но чаще всего он встроен в жгут проводов внутри АКПП. При превышении допустимой температуры работы ЭБУ может принудительно снизить мощность, вплоть до перехода коробки передач в аварийный режим.

Датчик давления

Для определения интенсивности циркуляции рабочей жидкости в автоматической коробке передач в системе может быть предусмотрен датчик давления. Их может быть несколько (для различных каналов). Измерение осуществляется путем преобразования давления рабочей жидкости в электрические сигналы, которые подаются в электронный блок управления КПП.

Датчики давления бывают двух типов:

  • Дискретные — фиксируют отклонения режимов работы от заданной величины. При нормальном режиме работы контакты датчика соединены. Если давление в месте установки датчика ниже требуемого, контакты датчика размыкаются, а блок управления АКПП получает соответствующий сигнал и передает команду на повышение давления.
  • Аналоговые — преобразуют уровень давления в электрический сигнал соответствующей величины. Чувствительные элементы таких датчиков способны изменять сопротивление в зависимости от степени деформации под действием давления.

Вспомогательные датчики управления АКПП

Помимо основных датчиков, относящихся непосредственно к коробке передач, ее электронный блок управления также может использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Как правило, это следующие датчики:

  • Датчик педали тормоза — его сигнал используется при блокировке селектора в позиции «Р».
  • Датчик положения педали газа — устанавливается в электронной педали акселератора. Он необходим для определения текущего запроса режима движения со стороны водителя.
  • Датчик положения дроссельной заслонки — расположен в корпусе заслонки. Сигнал с этого датчика показывает текущую рабочую нагрузку двигателя и оказывает влияние на выбор оптимальной передачи.

Совокупность датчиков АКПП обеспечивает ее правильную работу и комфорт при эксплуатации автомобиля. При возникновении неисправностей датчиков нарушается баланс системы, о чем водителя незамедлительно предупредит бортовая система диагностики (т.е. на комбинации приборов загорится соответствующая «ошибка»). Игнорирование сигналов о неисправности может повлечь за собой серьезные проблемы в основных узлах автомобиля, поэтому при обнаружении неисправностей рекомендуется сразу обращаться в специализированный сервис.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков