Виды, особенности, правила и средства буксировки транспортных средств. Буксировка автомобиля Буксировка автомобиля правила пдд с людьми

Виды, особенности, правила и средства буксировки транспортных средств. Буксировка автомобиля Буксировка автомобиля правила пдд с людьми

18.07.2019

20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

Когда буксировка производится на жесткой сцепке, буксируемый и буксирующий автомобили соединяются между собой жестким буксирным приспособлением в виде металлической штанги, треугольника или трапеции. Если буксировка происходит на гибкой сцепке, то ТС соединяются тросом, канатом или лентой, на которых через каждый метр должны быть закреплены красные флажки с белыми диагональными полосами.

Если транспорт буксируют на гибкой сцепке или используется штанга (ее еще именуют «карандаш») то в кабине буксируемого ТС обязательно должен находиться водитель! Когда используется жесткая сцепка типа треугольник (ее еще называют «галстук») нахождение водителя в кабине буксируемого ТС не обязательно, но желательно.

20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

20.2 (1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Пункт 20.2 (1) введен в ПДД Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333 (См ).

При буксировке методом частичной погрузки передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины. Другой способ — когда передняя ось приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жестко закрепленном на буксировщике. В этих случаях перевозка людей в буксируемом автомобиле и даже в кузове буксирующего запрещена.

Нахождение людей при осуществлении буксировки на гибкой или жесткой сцепке в легковом автомобиле или кабине буксируемого грузового автомобиля допускается.

20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.

Слишком маленькая длина связующей сцепки лишит водителя буксируемого автомобиля обзора, а неоправданно большая длина сцепки может привести к значительному отклонению траектории движения буксируемого автомобиля от траектории тягача. В то же время минимальная длина жесткой сцепки не ограничена Правилами, но не должна быть менее половины габаритной ширины тягача.

20.4. Буксировка запрещается:

Одновременная буксировка двух и более ТС запрещена, однако буксировка неисправного автопоезда не запрещена, потому что автопоезд рассматривается как одна транспортная единица.

  • транспортных средств с недействующей тормозной системой (недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью ), если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
  • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
  • в гололедицу на гибкой сцепке.

Довольно часто встречаются ситуации, когда происходит поломка двигателя в автомобиле и своим ходом он больше ехать не может. В таких случая остается либо ремонтировать на месте, либо буксировать транспортное средство на место ремонта. Для того чтобы не произошло никаких ЧП, нужно, чтобы буксировка ТС выполнялась согласно ПДД.

В данной статье рассмотрим правила, которые должны соблюдаться во время буксирования автомобилей, а также условия, при которых это запрещено.

Прежде всего, необходимо разъяснить основные два термина, которые очень похожи между собой, — это буксирующий и буксируемый.

Буксирующий автомобиль - это непосредственно то транспортное средство, которое тянет своей мощностью другое ТС. Проще говоря тот автомобиль, который находится спереди.

Буксируемое авто - это то ТС, которое тянут с помощью буксирного троса либо гибкой или жесткой сцепки, т. е. который находится позади и в большинстве случаев является сломанным.

Например, на данной фотографии буксируемым является второй автомобиль, а соответственно буксирующим — первый.

Непосредственно перед началом буксировки автомобиля необходимо, чтобы были выполнены следующие правила:

  • На том транспортном средстве, которое является буксируемым, должна быть постоянно включена аварийка, чтобы все участники, находящиеся сзади, могли понять, что он сломан и принять дополнительные меры при обгоне. Если аварийная сигнализация не работает, то нужно установить и закрепить с задней стороны знак аварийной остановки.
  • Ранее правилами было предусмотрено, что у буксирующего ТС должны быть включены осветительные приборы, а именно . Сейчас же все транспортные средства должны всегда ездить с включенным светом, поэтому это не является исключением. В качестве света можно включать как противотуманки, так и ближний. На новых и современных автомобилях устанавливаются , которые могут также применяться.
  • Многие интересуются, можно ли буксировать прицеп, — на основании ПДД разрешается буксировка мотоцикла с боковым прицепом. Без бокового прицепа использование буксира запрещено.

Скорость во время буксировки

Во время буксировки нужно соблюдать скорость движения, которая регламентирована правилами. Скорость любого транспортного средства не должна превышать 50 км/ч. Причем участки дороги, по которым происходит движение, не играют роли - требования скорости является одинаковым абсолютно везде.

К важным моментам стоит отнести буксировку на автомагистралях. Каких-либо прописанных требований при движении по ним нет. Как известно из ПДД, на автомагистралях разрешено самое быстрое движение, поэтому на них предусмотрена минимальная скорость для всех ТС - не менее 40 км/ч. В связи с этим, буксировка на автомагистрали не будет запрещена, если скорость будет больше этого ограничения.

Когда буксировка запрещена?

При буксировке какого-либо транспортного средства стоит иметь в виду, что существуют требования, при которых это делать запрещено. Для таких случаев возможно использование только эвакуатора.

Итак, буксировка запрещена в следующих случаях:

  • На участке дороги, где установлен знак, запрещающий движение транспорта с повозкой или прицепом. Данный знак распространяется и на движение с буксировкой ТС. При наличии такого дорожного знака буксирование запрещается.
  • Нельзя везти на буксире такие ТС, как мотоцикл, который не имеет бокового прицепа, а также скутеры и мопеды, мотороллеры и велосипеды. Здесь стоит отметить, что такого рода транспортные средства не могут быть задействованы при буксире ни под номером один, ни под номером два.
  • Запрещается буксировка двух и более прицепов легковым автомобилем в одно время.

За нарушение — штраф

За нарушение правил буксировки, кодексом правонарушений для водителей предусмотрен штраф. В 2018 году штраф за неправильную буксировку установлен в сумме 500 рублей или в лучшем случае - предупреждение.

Как не попасть в ДТП?

Несмотря на то, что ответственность при нарушении ПДД связанных с буксированием, предусмотрена несущественная, требования и правила стоит все равно соблюдать. Во время неправильной транспортировки из-за совершенной ошибки может произойти ДТП.

Во время такого движения буксируемому ТС необходимо в первую очередь соблюдать дистанцию до буксирующего ТС и держать буксировочный трос в натяжении. Ему нельзя разгоняться и близко приближаться, т. к. это чревато ударом в задний бампер. При перестроении также нужно контролировать ситуацию. Начинать перестраиваться должен сначала буксируемый, а только после этого уже буксирующий. Иначе возможно допустить столкновение с другими участниками.

Говорят, что о плохом думать не стоит, а вот готовым к этому плохому нужно быть всегда. Особенно это касается водителей, потому как вождение автомобиля - это деятельность, которая сопряжена с довольно большой долей риска. И если автомобиль закапризничал, а случившаяся поломка не позволяет добраться до ближайшей СТО самостоятельно, то вам на помощь придет буксир в лице брата-автомобилиста.

Если рассматривать вопрос буксировки с точки зрения сложности, то это задача не из самых простых, но и не из самых сложных. Однако всегда найдутся нюансы, которые могут испортить ситуацию. И чтобы не пролить чай неожиданности на клавиатуру размеренности своей жизни, мы предлагаем вам выучить основные правила буксировки автомобиля.

Для начала рассчитайте свои силы

Фото

Существует три вида буксировки: на жесткой сцепке, на гибкой сцепке, методом частичной погрузки, а также методом полной погрузки. В этой статье мы рассмотрим правила, имеющие отношение к двум первым видам буксировки, потому как именно они могут вызвать определенные трудности у неопытных водителей.

Гибкое решение одноименной сцепки

Давайте сразу смоделируем ситуацию, взяв за основу наихудшее развитие событий - буксировка автомобиля с неработающим двигателем. В этом случае водители транспортных средств, буксируемого и буксирующего, должны максимально четко согласовать свои дальнейшие движения, потому как ДТП - это хищник, который любит полакомиться участниками буксировки.


Расстояние между автомобилями при буксировке на жесткой сцепке

Фото

Особенно внимательным нужно быть водителю буксируемого автомобиля, потому как в случае аварии, как правило, именно он будет являться ее виновником.

Не забывайте, что на буксируемом автомобиле с выключенным двигателем не работают усилители тормозов и руля, что значительно усложняет управление транспортным средством.

Если в вашем распоряжении нет жесткой сцепки, то можно использовать буксировочный трос, длина которого должна составлять 4-6 метров. И слишком длинный, и слишком короткий трос - это плохо, ибо если расстояние между автомобилями будет меньше 4 метров, то автоматические повышается вероятность столкновения, а если сцепление будет слишком длинным, то это существенно затруднит маневры при поворотах.


Расстояние между автомобилями при буксировке на гибкой сцепке

Фото

Буксировочный трос нужно закреплять исключительно на те места, которые для этого предназначены. Ни в коем случае не надейтесь на то, что ваш бампер или рулевые тяги смогут выдержать такое испытание. Кроме того, «галстук», а именно так водители называют буксировочный трос, необходимо оснастить красными флажками, расположив их в метре друг от друга. Вы вряд ли найдете в магазине модели тросов с флажками, потому, быстрее всего, вам нужно будет позаботиться об этом самим.


Современные буксировочные троссы стали оснащать флажками

Фото

Если вы решите проигнорировать это правило, то помните, что буксировочный трос может испачкаться, и в ночное время его попросту не будет видно. Другие водители однозначно будут пытаться втиснуться между буксирующим и буксируемым автомобилями, и это может обернуться большими неприятностями.

Световые сигналы при буксировке

Водитель буксируемого автомобиля, прежде чем тронуться, должен вставить в замок зажигания ключ. В противном случае рулевое колесо во время буксировки может заблокироваться, и тогда ДТП не избежать. Рычаг переключения передач должен находиться в положения «нейтральная».


Старайтесь, чтобы буксировочный трос не провисал

Фото

Перед началом движения включите «аварийку», если же она неисправна, позаботьтесь о том, чтобы на задней части автомобиля был закреплен знак аварийной остановки. Если же вас «волокут» в темное время суток или в тоннеле, тогда включите габаритные огни. А вот буксирующий автомобиль, согласно ПДД, должен включить ближний свет.

Многие водители буксирующих автомобилей включают дополнительно еще и «аварийку». В этом есть определенный резон, но делать этого все же не стоит. Дело в том, что это может сбить с толку других участников движения, которые могут не увидеть сигналов, указывающих о намерении перестроиться или совершить поворот.

Движение во время буксировки

Если вы находитесь за рулем буксирующего автомобиля, то помните о том, что трогаться нужно максимально плавно, без резких ускорений и рывков. Так же неспешно нужно осуществлять перестроение и торможение.


Буксировочный трос необходимо крепить к специальным устройствам

Фото

В ПДД четко оговорена максимальная скорость движения при буксировке - не более 50 км/ч. Если вы буквоед, можете «слопать» эту букву закона, но мы все же советуем вам не развивать скорость выше 35-40 км/ч. Как говорится, береженому бог выписывает страховой полис. К тому же буксировка - это вам не Гран-при Монако.

Во время движения водитель буксира должен максимально быстро переключать передачи и плавно использовать сцепление во избежание рывков и провисания буксировочного троса. При этом двигатель должен работать на повышенных оборотах.

В процессе буксировки значительно возрастает нагрузка на двигатель и коробку передач, потому водителю буксира нужно крайне внимательно следить за тем, насколько сильно нагрелась охлаждающая жидкость.

Самая главная задача водителя буксируемого автомобиля заключается в том, чтобы трос постоянно находился в натянутом положении. Это достигается путем постоянного притормаживания.


Автомобили с АКПП лучше буксировать методом полной или частичной погрузки

Фото

Когда буксировка запрещена

Существуют ситуации, когда буксировку запрещают ПДД, а бывают и такие моменты, когда от нее лучше отказаться добровольно в связи со сложившимися обстоятельствами.

Буксировка запрещена, если:

● есть знак «Движение с прицепом запрещено», который распространяется и на буксируемые авто;
● фактический вес буксируемого транспортного средства больше на 50%, чем вес буксира;
● у буксируемого транспортного средства неисправно рулевое управление (в этом случае применяется буксировка методом частичной или полной нагрузки);
● расстояние между автомобилями на жесткой сцепке превышает 4 метра;
● расстояние между автомобилями на гибкой сцепке меньше 4 метров и больше 6 метров;
● буксировка запрещена в гололед.

Как показывает опыт, сотрудники ГАИ очень редко наказывают за такие нарушения, но все же не стоит забывать, что все правила дорожного движения были когда-то написаны кровью тех, кто побывал в ДТП. Именно поэтому их соблюдение - это в первую очередь ваш интерес.

Буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач нежелательно, потому как «автомат» этого очень не любит и может запросто выйти из строя. Если же у вас нет другого выхода, тогда придерживайтесь правила «50 на 50» - буксируйте авто на расстояние не более 50 км и на скорости, не превышающей 50 км/ч.

Мы желаем вам никогда не оказываться на месте буксируемого, но при этом никогда не отказываться побывать в роли буксирующего, потому как завтра помощь может понадобиться уже вам.

Буксировка транспорта является вполне распространенной мерой обслуживания. С необходимостью данной операции может столкнуться любой автомобилист в результате неожиданной поломки того или иного механизма. Далее остается лишь организовать процесс доставки проблемной техники до ближайшего сервиса или прямо до гаража. При этом существуют разные средства буксировки транспортных средств, о которых будет не лишним иметь представление еще до критического момента.

Основные правила буксировки

В соответствии с указаниями ПДД, буксировка, независимо от метода ее выполнения, может производиться только при условии присутствия водителя за рулем неисправного технического средства. Также правила ограничивают нахождение людей в салоне машины в качестве пассажиров. Очевидно, что и за рулем буксирующего авто должен находиться водитель. Но, как отмечается в ПДД, буксировка транспортных средств может производиться только лицами, имеющими стаж вождения не менее двух лет. Это тот случай, когда правила накладывают ограничение на право вождения по принципу наличия опыта.

Кроме того, уже в процессе движения при использовании гибкого средства сцепления дистанция между двумя автомобилями должна составлять не менее 4 м, но и не более 6 м. В случае организации транспортировки на жесткой сцепке дистанция может составлять не менее 4 м - этот момент также отмечается в ПДД. Буксировка транспортных средств с применением гибкого приспособления должна осуществляться с наличием соответствующей маркировки. Теперь стоит подробнее разобраться с двумя основными видами буксировки - на гибкой и жесткой тяге.

Буксировка на жесткой тяге

В качестве средства сцепления обычно применяется металлическая арматура цилиндрической формы. Также это может быть конструкция на основе двух тяг, которые соединяются треугольником - данная конфигурация обеспечивает более высокую надежность и стабильность управления. Но этот вариант не относится к легковым автомобилям, так как их конструкция не дает возможности использования столь массивной и тяжелой связки.

Что касается уже самого процесса движения, то скорость буксировки транспортных средств должна составлять не более 50 км/ч. Причем этот параметр не зависит от местности, хотя очевидно, что в сложных условиях бездорожья режим может быть гораздо скромнее. К преимуществам этого способа относится возможность транспортировки даже в условиях гололедицы, но есть и свои ограничения. Например, автомобили с неисправным рулевым механизмом к такой буксировке не допускаются.

Буксировка на гибкой сцепке

Для обеспечения гибкой тяги применяется трос. Он может быть выполнен из капрона, композитных волокон или металлических нитей. Желательно выбирать материал в соответствии с массой и габаритами буксируемой техники, но при этом учитывать, что имеющий мельчайшие повреждения стальной трос в случае обрыва может привести к серьезным повреждениям. Есть недостатки и у капроновых тросов - они могут растягиваться при движении, а также их волокна быстро подвергаются износу.

Согласно правилам, буксировка неисправного транспортного средства с применением гибкого звена не должна допускать его провисания. Мера не всегда выполнима, но избежать касаний дорожного покрытия вполне возможно. Как уже отмечалось, в случае использования этого метода транспортировки требуется визуальное обозначение. Для этого применяют два флажка с параметрами 215 х 200 мм с белыми и красными полосами. Что касается ограничений применения гибкой тяги с точки зрения характера неисправности техники, то буксировка недопустима при нарушениях в тормозной системе.

Средства обеспечения буксировки

Обычно в процессе задействуют два компонента - своего рода источник тяги и средство ее обеспечения. В качестве первого может применяться автомобиль, грузовик, тягач или другая грузоподъемная техника, способная справляться с повышенными нагрузками. Выбор конкретного средства зависит от характеристик неисправной техники по массе, а также ее габаритов. Второй компонент уже описывался в виде металлических жестких балок и гибких тросов.

Но могут задействоваться и другие средства буксировки транспортных средств для обеспечения вспомогательных функций. В зависимости от условий организации буксировки могут использоваться V-стропы для погрузки, домкрат, захваты, системы дополнительного торможения, фонари для освещения дороги при неисправности штатной оптики и т. д.

Особенности буксировки тяжелой спецтехники

Вышеописанные средства в основе своей оказываются бесполезными, если речь идет о транспортировке крупногабаритных мощных автомобилей с большим тоннажем. В этом случае будут подключаться прицепы-тяжеловозы, колесные или гусеничные тягачи, иногда тракторная техника.

В плане вспомогательных приспособлений можно отметить гидроподъемники и гидродомкраты. Дело в том, что средства буксировки транспортных средств в случае с тяжелыми машинами в немалой степени ориентируются на операции подъема, поэтому задействуются соответствующие силовые механизмы.

Особенности буксировки машин с АКПП

В процессе подготовки к перемещению моделей с АКПП следует тщательно проверить состояние механизмов, а также уровень масла. Далее при повороте ключа зажигания рулевая стока освобождается от блокировки, а ручка ставится в положение нейтрали. После этого буксировка механических транспортных средств с АКПП выполняется с небольшими остановками для охлаждения трансмиссии. Рекомендуется за один раз проезжать дистанции не более 50 км.

В любом случае, даже при соблюдении правил транспортировки машин с «автоматикой», будет нанесен вред трансмиссии. Поэтому при наличии возможности желательно реализовывать частичную или полную погрузку с помощью эвакуатора. Например, буксировка механических транспортных средств с полным приводом и АКПП вовсе не практикуется. Если же выбор пал на этот способ, то оптимальным вариантом перемещения будет организация жесткой тяги.

Полная или частичная погрузка

Данный метод транспортировки лишь отчасти можно ставить в один ряд с традиционной буксировкой, но, как уже отмечалось, он нередко используется в качестве альтернативы. Обычно таким способом перемещается «проблемная» техника (большегрузы, крупногабаритные машины и т. д.), сложность буксировки которой обуславливается требованием больших мощностных ресурсов. В данном случае используются такие средства буксировки транспортных средств, как тягач-эвакуатор, грузовая платформа и грузоподъемная оснастка.

После погрузки машины на платформу также применяются специальные средства фиксации. Что касается различий в полной и частичной погрузке, то в первом случае техника полностью располагается на платформе и там же закрепляется, а во втором - задние колеса могут двигаться по дорожному покрытию, то есть фиксируется только передняя часть.

В каких случаях буксировка запрещается?

Нельзя в одной буксировочной связке задействовать более одного обслуживаемого транспортного средства. Данная конфигурация усложняет управление, не говоря об увеличении нагрузки на тягу. В отдельных случаях в зависимости от условий могут накладываться ограничения на буксировку при плохой погоде или наличии определенных неисправностей.

Поломки в тормозной системе и рулевой стойке, как уже говорилось, заставляют обращаться или к альтернативному способу буксировки, или вовсе выполнять погрузку на платформе. Также буксировка транспортных средств запрещается, если речь идет о мотоциклах без прицепа.

В заключение

Процесс буксировки сам по себе довольно сложен и вполне оправдана новая регуляционная норма, запрещающая выполнять ее без наличия опыта. Даже при условии правильной технической подготовки и организации мероприятия большое значение будет иметь качество работы ведущего водителя. В этом смысле надо учитывать, что буксировка транспортных средств - это процесс, при котором требуется концентрация внимания как на передней части дорожного полотна, так и на обслуживаемой машине.

Специалисты рекомендуют с первых же минут после начала движения выбрать оптимальный (неспешный) темп и следовать ему на протяжении всего пути. Он должен быть не слишком медленным и не быстрым. Главное, чтобы отсутствовали резкие перепады в скоростных режимах. В остальном стиль вождения будет зависеть от способа обеспечения тяги, характеристик участвующих транспортных средств и, конечно, от дорожных условий.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков