Пути решения проблем человеческого потенциала. Юдина А.А

Пути решения проблем человеческого потенциала. Юдина А.А

25.01.2022

Человеческий потенциал будет одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и будет необходимым ресурсом, без кᴏᴛᴏᴩого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

В 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — Human Development Index (HDI) Индекс развития человеческого потенциала позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех равнозначных компонентов:

  1. дохода , определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;
  2. образования , определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
  3. долголетия , определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни)

Регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5-0,8 — средний уровень; 0,8 и больше — высокий уровень развития. Данные расчетов публикуются в ежегодных докладах о развитии человека. По ϶ᴛᴏму показателю в 2005 г. США занимали исключительно 10-е место. Лидируют страны Северной Европы, для кᴏᴛᴏᴩых характерен высокий уровень социализации рыночной экономики. РФ входит в группу стран со средним уровнем развития. Значение коэффициента не превышает 0,7-0,8. СССР по ϶ᴛᴏму показателю относился к развитым странам мира. В последние годы за счет увеличения душевого ВВП и уровня образования ИРЧП РФ имеет тенденцию к росту. В 2004 г. России занимала 57-е место среди 177 стран, по кᴏᴛᴏᴩым был проведен расчет индекса, рядом с Болгарией и Малайзией. Внутри России самый высокий ИРЧП наблюдается в Москве, Петербурге, в Тюменской области, Башкирии, Татарстане.

Место в рейтинге Страна ИРЧП
1 Норвегия 0,963
2 Исландия 0,956
3 Австралия 0,955
4 Люксембург 0,949
5 Канада 0,949
6 Швеция 0,949
7 Швейцария 0,947
8 Ирландия 0,946
9 Бельгия 0,945
10 США 0,944

ООН рекомендовала всем странам мира в качестве нормативов ИРЧП применять максимальную продолжительность жизни (85 лет) и минимальную (25 лет) и при расчете развития человеческого потенциала. Ведется сравнение фактической продолжительности жизни человека с максимальной и минимальной нормой. Уровень ВВП также имеет ϲʙᴏи границы (от 100 долларов США, до 40000 долларов на душу населения)

Отметим, что тенденции ИРЧП свидетельствуют, что никакой автоматической или явной взаимосвязи между состоянием экономического процветания и процессом развития человека не существует . Значение ИРЧП у двух стран с одинаковым уровнем дохода на душу населения может быть диаметрально противоположным; у стран с одинаковым значением ИРЧП могут быть совершенно разные уровни доходов.

При всем этом, если рейтинг страны по ИРЧП выше, чем рейтинг по ВВП , тогда делается вывод, что данной стране удалось преобразовать экономическое процветание в процессе расширения возможностей человека с максимальной пользой. И напротив, если темпы прироста ИРЧП ниже темпов прироста ВВП на душу населения, — экономическое процветание в такой стране не привело к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему повышению качества жизни населения.

Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, кᴏᴛᴏᴩые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием кᴏᴛᴏᴩого происходит размещение человеческого потенциала страны, будет размещение производства. Стоит заметить, что оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве ϲʙᴏем он носит незаконный характер. Стоит сказать, для пресечения миграции был принят ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий закон, кᴏᴛᴏᴩый вводит значительный объем штрафов предприятиям, кᴏᴛᴏᴩые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Важно знать, что большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - ϶ᴛᴏ проблема ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

При этом развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в ϶ᴛᴏм плане демонстрируют развивающиеся страны, кᴏᴛᴏᴩые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно ϶ᴛᴏ обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на рабочую силу и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. При всем этом возможности для ϶ᴛᴏго существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых трудовых ресурсов происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Не стоит забывать, что важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов будет уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

Отметим тот факт - что в современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. При всем этом в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. К примеру, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах)

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. К примеру, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Реализация человеческого потенциала в национальной экономике на современном этапе происходит в пространстве действия взаимосвязанных

противоречий:

Между постоянно усложняющимися экономическими условиями существования и неадекватным сужающимся человеческим потенциалом;

Между потенциально выросшими возможностями реализации человеческого потенциала в условиях экономической свободы и реальной разрушающейся материально-технической базой общества;

Между достижениями информационных технологий и интернационализации производительных сил общества и дезинтеграцией общества;

В обществе обострились противостояния между собственниками и наемными работниками, социальное расслоение достигает огромных размеров, возникла и закрепилась массовая бедность.

Для исправления сложившейся ситуации нам видится необходимым направить усилия, как государства, так и домохозяйств и местных органов самоуправления на сохранение и развитие человеческого потенциала.

Улучшения ситуации сложившейся в области реализации человеческого потенциала можно достигнуть при помощи выработки предложений, направленных на повышение качества реализации человеческого потенциала в украинском обществе. Эти предложения направлены на создание благоприятной институциональной среды, которая бы способствовала активному развитию основных составляющих человеческого потенциала в украинском обществе. Государственная политика должна быть направлена на становление новой системы ценностей, норм и правил, влияющих на развитие и реализацию человеческого потенциала. С этой целью необходимо:

Разработать систему мер, направленную на снижение дифференциации доходов в обществе. Это видится нам возможным благодаря внедрению принципа взаимозависимости между уровнем дохода индивида и его человеческим капиталом;

Разработать правила и нормы, с помощью которых можно было бы адаптировать современную украинскую систему образования к мировой системе и рынку труда. Такую адаптацию следует производить не с помощью простого копирования мировых стандартов образования в украинское законодательство, а при помощи учета национальных особенностей, менталитета людей и в контексте синтеза культур;

Разработать нормы и правила, способствующие реформированию системы здравоохранения.

Это реформирование должно быть направлено в русло решения проблем связанных с вопросами увеличения продолжительности жизни населения страны и сокращением уровня смертности в стране, пропагандой здорового образа жизни, а также увеличением физического и психологического здоровья населения страны путем активной политики в области социально-психологических факторов, которые имеют непосредственное влияние на среду жизнедеятельности.


ВЫВОДЫ

Таким образом, Украина имеет определенные проблемы в управлении человеческим и социальным развитием, которые типичны для стран постсоветского пространства. Одновременно ей присущи специфические особенности решения этих проблем, которые представляют научный и практический интерес для использования в социальном управлении на государственном и региональном уровнях. Они направлены: на совершенствование реализации Концепции человеческого развития, на формирование методики оценки человеческого развития в региональном разрезе, на становление институционального обеспечения человеческого развития, на внедрение мониторинга человеческого развития на основе сочетания статистической и социологической информации и др. Нежелание мириться с негативными процессами в социальной сфере в Украине, наличие мощного человеческого капитала в стране, толерантность и трудолюбие нации являются главными предпосылками для реализации надежд в части обеспечения эффективного управления человеческим и социальным развитием.

Итак, для формирования условий и возможностей сохранения и обеспечения человеческого развития в Украине необходимо:

– внести дополнения и изменения и включить в Конституцию Украины, в Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины», Стратегию национальной безопасности положения, регламентирующие сохранение и развитие человеческого потенциала Украины;

– разработать Стратегию развития Украины, Основные направления социальной политики Украины с конкретизацией положений по человеческому развитию в государстве и регионах;

– обосновать и разграничить социальные функции государства и регионов относительно полномочий, обязательств и ответственности за состояние и перспективы человеческого и социального развития;

– обеспечить реализацию государственных и договорных социальных стандартов и гарантий, неотвратимость ответственности за их непредставление, использовать денежную компенсацию как инструмент законодательно установленных социальных прав и гарантий с конкретизацией источников компенсационных выплат;

– обеспечить сбалансированность достижения стратегических социальных ориентиров при условии соблюдения экономического роста и инновационного развития;

– обеспечить усовершенствование научно-методической базы оценки и измерения человеческого потенциала на основе одновременного использования стратегической и социологической информации.

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Проблема человеческого потенциала, в последние годы разрабатывается в рамках концепции человеческого потенциала в Институте человека РАН (Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г., 1996; В.Ж. Келле, 1997; Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова, 1997, Человеческий потенциал..., 1999 и др.). Целостность, интегративность понятия человеческого потенциала сочетаются с его нацеленностью на прогнозирование социокультурной динамики. Понятие человеческого потенциала “переопределяется”, конкретизируется в аспектах его изучения, или горизонтах: социально-организационном, экономическом, социально-экологическом и экзистенциальном. В докладах Программы развития ООН сложилось вполне определенное и однозначное понятие человеческого потенциала. Оно включает три основных показателя - уровень доходов, уровень образования и продолжительность жизни. Это понятие, следовательно, объемлет материально-экономическую и интеллектуальную стороны человеческого бытия и образ жизни людей, от которого в первую очередь зависит такой комплексный показатель, как продолжительность жизни. Хотелось бы в этой связи обратить внимание на три существенные особенности понятия человеческого потенциала.

Во-первых, понятие человеческого потенциала определяет такой подход к анализу общественных явлений и процессов, который «центрирован» на человека, то есть ориентирует на ценности гуманизма. Действительно, в докладах ООН о развитии человека четко проглядывает эта гуманистическая ориентация.

Во-вторых, с помощью понятия человеческого потенциала и разработанных на его основе методов становится возможным осуществить рационализацию общих принципов и идей, представить, что делается в данной конкретной стране для развития человека, какое место по показателям человеческого потенциала она занимает в мировой системе. Наличие объективной информации о проблемах человека в различных регионах мира уже само по себе не может не служить призывом к практическим действиям.

В-третьих, понятие человеческого потенциала имеет целостный, интегративный характер. В нем присутствует антропологическая составляющая, отражающая единство в человеке социального и биологического, социального и индивидуального. По показателям человеческий потенциал можно характеризовать и отдельного индивида - его доходы, образование и продолжительность жизни, и социальную группу, и страну в целом. А по последним исследованиям было показано, что человеческий потенциал совмещает в себе и другие различные потенциалы.

Демографическая проблема

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. К сегодняшнему дню население планеты составляет 6,5 млрд.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главной причиной демографического взрыва является то, что на современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по развивающимся странам снизилась. Темпы снижения смертности оказались беспрецедентными в мировой истории (всего лишь за 20--30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д. Это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством. А оно проявляется, прежде всего, в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

Транскрипт

1 Т.А. Василенко Современные проблемы развития человеческого потенциала в России В статье выделены три блока проблем развития человеческого потенциала России, связанных с ее экономикой, образованием и здравоохранением. По каждому блоку проблем предложены основные направления их решения. Также в статье рассматривается понятие человеческого потенциала, основной индекс его измерения, составляющие и значения этого индекса. Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс развития человеческого потенциала, инновационная экономика, проблемы развития России. 81 Все чаще в литературе об экономическом развитии России встречаются упоминания о человеческом потенциале. И это неслучайно. Сложившаяся в нашей стране проблемная ситуация, связанная с поиском выхода из экономического кризиса и необходимостью перехода к инновационной экономике, наводит на мысль, что человеческий потенциал и его развитие, безусловно, способствует продвижению в этом направлении. Необходимо дать определение понятию «человеческий потенциал», под которым понимают совокупность основополагающих прав, способностей, возможностей индивида или территориальной общности, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) производительность жизнедеятельности социума . Иными словами, человеческий потенциал это все возможности человека (или общества в целом), определяющие его предельную продуктивность. В роли синонима термина человеческий потенциал зачастую выступает человеческий капитал, однако, несмотря на определенные сходства, выражающиеся, прежде всего в том, что в них включаются такие понятия, как образование, здоровье, интеллект, качество жизни и т.д. человеческий потенциал и человеческий капитал вовсе не тождественны друг другу. Понятие человеческого капитала можно представить как денежные инвестиции в различные профессиональные качества индивида, в то время как человеческий потенциал отражает возможности человека в его самореализации и максимальной продуктивности. Иными словами, понятие человеческого потенциала более многогранно и его невозможно выразить лишь в стоимостных затратах на приобретение полезных навыков и умений. Разумеется, это не означает, что человеческий потенциал не поддается измерению. Наиболее распространенным показателем измерения

2 82 Политология человеческого потенциала является индекс развития человеческого потенциала. Он является интегральным показателем, рассчитываемым ежегодно для межстранового сравнения человеческого потенциала и измерения уровня жизни, образования и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций. Максимальное значение индекса развития человеческого потенциала может быть равным единице, в зависимости от него страны принято классифицировать по уровню развития: с очень высоким (0,785 1), высоким (0,670 0,784), средним (0,480 0,679) и низким (менее 0,480) уровнем индекса развития человеческого потенциала . На сегодняшний день существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны. Промышленное производство, сельское хозяйство, как и многие другие сферы экономики, слаборазвиты. Источником экономического развития России могут оставаться большие запасы минерального сырья. Продолжая развивать «сырьевую экономику» и организовывая экспорт сырья, экономика может получать необходимые для своего функционирования ресурсы. Существует мнение, что Россия просто обречена двигаться по такому «сырьевому пути», иными словами, страна может стабильно развиваться, если отдаст приоритет развития добывающей промышленности, создав в ней совершенную инфраструктуру, вложив в нее капитал, сориентировав на нее научные исследования, адаптируя систему образования и т.д. Фактически последнее десятилетие экономика России двигается по «сырьевому пути», сохраняя свою экспортно-сырьевую ориентацию (превысив в 2005 г. показатели Советского Союза по добыче энергонасителей). Между тем именно критическая зависимость экономики от экспортных цен на сырье говорит о бесперспективности такого развития. Не стоит забывать, что помимо богатых запасов минеральных ресурсов, у России есть и другое богатство человеческий потенциал. Развитие человеческого потенциала способствует переходу экономики России на принципиально иной путь развития, ведущий к инновационной экономике. Инновационная экономика это экономика, которая создает, распространяет и использует всевозможные инновации (новые знания) для

3 обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов. Это экономика, которая не только использует инновации в разнообразной форме, но также создает их в виде разнообразной высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования . Во многом развитию инновационной экономики в нашей стране мешают проблемы, связанные с развитием человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала можно рассматривать как интегральный показатель уровня человеческого потенциала, измеряющий: уровень жизни, через валовый национальный доход по паритету покупательской способности на душу населения (под паритетом покупательной способности подразумевают количество товаров и услуг, которые можно купить на одинаковую сумму денег в разных странах); ожидаемую продолжительность жизни как главный индикатор здоровья; уровень образования, зависящий от ожидаемой продолжительности обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения. Рассматривая подобным образом индекс развития человеческого потенциала, можно выделить три блока проблем, влияющих на каждый из вышеуказанных компонентов. I. Блок проблем, влияющих на уровень жизни (валовый национальный продукт по паритету покупательской способности на душу населения). Приведенный ниже перечень является далеко не полным, но охватывает наиболее важные проблемы. 1. Крайне высокий уровень инфляции в России, который значительно уменьшает валовый национальный продукт по паритету покупательской способности. 2. Ресурсоориентированность экономики, ее острая зависимость от экспортных цен на ресурсы, особенно на энергонасители. 3. Монополизация. Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как наследие государственного монополизма социалистической экономики. В России распространены естественные монополии. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление, как «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах . 83

4 84 Политология 4. Бюрократия. Под бюрократией понимают государственное управление, при котором дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным) . 5. Высокий уровень коррупции, неразрывно связанный с бюрократией. Для сравнения и оценки уровня коррупции используется Индекс коррупции, рассчитываемый «Трансперенси Интернешнл». В 2010 г. по этому показателю Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран) . Если рассмотреть динамику изменения этого показателя, то видно, что с 2000 г. ситуация абсолютно не изменилась. Кроме того, согласно опросам «Левада-центра», в гг. 50% респондентов называли коррупцию в числе главных препятствий на пути экономического подъема в России . II. Следующий блок проблем это проблемы, влияющие на здоровье нации. 1. Рост смертности от болезней, связанных с системой кровообращения, в отличие от западных стран, где наблюдается обратная тенденция. 2. Большое количество смертей, связанных с болезнями органов дыхания и инфекционными болезнями. 3. Высокая смертность в результате несчастных случаев и убийств, а также самоубийств в трудоспособном возрасте. 4. Особенно низкая продолжительность жизни мужчин, связанная с высоким потреблением алкоголя и табакокурением. 5. Неблагополучная экологическая обстановка во многих городах России. Так, по оценкам авторов доклада о развитии человеческого потенциала в РФ за 2009 г., загрязнение атмосферного воздуха обуславливает до 3% от общей смертности городского населения, из которых не менее 15 20% вклад топливно-энергетического комплекса. В некоторых населенных пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в результате деятельности ГРЭС или ТЭЦ, работающих на угле, эта доля еще выше и может достигать 30 40% от дополнительной смертности, вызванной загрязнением атмосферного воздуха . III. Проблемы, связанные с образованием. Из трех составляющих индекса развития человеческого потенциала уровень образования в Российской Федерации всегда был выше прочих компонентов индекса. Так, в 2009 г. индекс уровня образования составил 0,917. Чтобы понять высокое значение индекса, достаточно представить, что если бы индексы уровня жизни и долголетия были бы равны индексу образования, Россия с 65 места в 2010 г. поднялась бы до 3 места. Однако это не означает, что у России нет проблем с образованием: напротив, это показывает недостаточную

5 проработанность индекса развития человеческого потенциала в области образования, отражающего лишь ожидаемую продолжительность обучения детей и среднюю продолжительность обучения взрослых. Сегодня можно выделить следующие проблемы образования в России. 1. Относительно невысокая зарплата учителей и преподавателей, как следствие, отсутствие у них мотивации к улучшению качества преподавания. 2. Отсутствие достаточной и современной учебно-лабораторной и учебно- методической базы для проведения учебного процесса. 3. Недостаточная мотивация большинства учащихся к получению полноценных и качественных знаний, навыков, умений. 4. Утрата связей с предприятиями промышленности (в 1990-хгг.) и, как результат, ведение обучения в отрыве потребностей сегодняшнего дня. 5. Проблемы с признанием полученного в России высшего образования в других странах. По нашему мнению, экономические проблемы первого блока можно решить, осуществляя преобразования в экономике по следующим направлениям: либерализация, т.е. снятие всевозможных административных и бюрократических ограничений; либерализация приводит в гармонию интересы производителей и потребителей, поощряет внедрение новых технологий, устраняет дефицит и перекосы в структуре экономики, способствует улучшению качества товаров и услуг, уменьшает управленческий аппарат; демонополизация процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направленный на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики; повышенный контроль за деятельностью монополий; приватизация разгосударствление экономики, передача (продажа) государственных предприятий в руки коллективов или частных лиц; цели приватизации: пополнение государственного бюджета, формирование многоукладной экономики и производственно-экономической самостоятельности товаропроизводителей; ориентация на ресурсосбережение (особенно на энергосбережение); переход к наукоемким технологиям (сегодня структурный сдвиг в пользу топливно-энергетического комплекса приводит к тому, что наукоемкие отрасли оказываются в роли аутсайдеров); борьба с коррупцией тесно связана с разбюрократизацией общества; для успешной борьбы с коррупцией нужно широко освещать в СМИ факты коррупционной деятельности, ужесточить дисциплинарную, уго- 85

6 86 Политология ловную, гражданско-правовую ответственность за любое проявление коррумпированности, создать и контролировать системы государственного учета всех видов доходов и расходов чиновников и их семей; увеличение доли безналичных денежных платежей в денежном обращении нашей страны, более жесткий контроль со стороны государства за тарифами на энергоносители и сферой ЖКХ. Для борьбы с инфляцией можно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Наиболее важная роль в борьбе с инфляционными процессами отводится Центробанку. В наибольшей степени инфляция зависит от объема предложения денег. Поэтому Центробанк, регулируя объемы денежной массы, регулирует и уровень инфляции. Помимо прочего, важным инструментом борьбы с инфляцией является грамотное осуществление государственных расходов, не провоцирующих рост цен. Проблемы второго блока решаются с помощью следующих действий: дополнительные инвестиции в научные исследования и внедрение их результатов в области медицины; пропаганда здоровья и здорового образа жизни; проведение различных федеральных программ и поддержка здравоохранения. И, наконец, проблемы третьего блока решаются с помощью следующих действий: повышение зарплаты учителям и преподавателям, создание дополнительной мотивации к улучшению качества преподавания; дополнительные инвестиции в создание современной учебно-лабораторной и учебно-методической базы; налаживание тесных связей учебных заведений с действующими предприятиями; активная работой, направленная на признание в развитых странах высшего образования, полученного в России. Кроме того, залогом дальнейшего успешного развития человеческого потенциала России является осознание того, что его развитие напрямую зависит от человеческого потенциала каждого из нас. Поэтому развитие нашего собственного потенциала неизбежно ведет не только к личному успеху, но и к высоким значениям индекса развития человеческого потенциала нашей страны. Библиографический список 1. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2004 год / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. М., 2004.

7 2. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2009 год / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. М., Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2010 год / Под общ. ред. С.Н. Бобылева. М., Клюзина С.В. Монополия и локальная монополия как ее тип: история вопроса, методология, теория и практика: Дис. д-ра экономич. наук. Иваново, Коррупция главное препятствие на пути экономического подъема. Левада-центр, 22 июня URL: (дата обращения:) 6. Рейтинг восприятия коррупции в странах мира. URL: infografika/ / html (дата обращения:). 7. Сироткин В.Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития: Учеб. пособие. М., Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. Саратов,


Òåìà ñòàòüè àíàëèç ñòðóêòóðíûõ ñäâèãîâ, êîòîðûå ïðîèçîøëè â ýêîíîìèêå Íîâîñèáèðñêîé îáëàñòè ñ 199 ã., è îáîñíîâàíèå ïîäõîäîâ ê ôîðìèðîâàíèþ ýêîíîìè åñêîé ïîëèòèêè â ñðåäíåñðî íîì è äîëãîñðî íîì ïåðèîäå.

ТЕМА 4 РЕГИОН КАК ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА ВОПРОСЫ: 1. Региональная хозяйственная система и ее характеристика. Специализация региона. 2. Воспроизводственные циклы в экономике региона 3. Региональные воспроизводственные

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7) I. Общие положения 1. Основные направления

Теоретические аспекты энергоэффективности национальной экономики Адаменко К.В., аспирант 1-го года, каф. ОЭТ Научный руководитель: Харламов А.В., д.э.н., проф. Необходимость и актуальность анализа различных,

УДК 336.71 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН БРИК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Павлюк А.Ю. Научный руководитель доцент, к.э.н., Зырянова И.И. Сибирский федеральный университет В современных условиях глобализации повышение

Вестник Челябинского государственного университета. 21. 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 29 34. Степень инфляцирования расходов институциональных секторов макроэкономики Для анализа инфляции предлагается

Календарно-тематическое планирование по экономике 11 класс. Расширенный уровень 1 час в неделю, 34 часа в год. уро ка 1. 2. 3. 4. Тема урока К какой категории относится экономика России Государство основа

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ю. И. Воплюшкина ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет» (г. Донецк) Целью статьи является теоретический анализ и научное обоснование

В. В. Окрепилов, академик РАН, генеральный директор ФБУ «Тест-С.-Петербург» Ключевые слова: глобализация, качество жизни, инновации, инновационный потенциал, многоуровневая система менеджмента, устойчивое

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О промышленной политике в Российской Федерации закона Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между

NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Экономические науки 1 ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ДИНАМИКА. Ямурова Алия Рафисовна Инфляция - обесценение бумажных денег безналичных денежных средств, сопровождается ростом цен

Поступления в библиотеку (на 01.02.2015): Издания Росстата Российский статистический ежегодник 2013 Демографический ежегодник России 2013 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Том 1 Численность

Внедрение показателей зеленого роста и устойчивого развития Женева 2016 г. Управление статистики производства и окружающей среды Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан

1 Показатели валового внутреннего продукта 1. Производство валового внутреннего продукта По итогам 2017 года ВВП Республики Узбекистан в текущих ценах составил 254 043,1 млрд.сум и, по сравнению с 2016

1. Общие положения Прием в аспирантуру производится в соответствии с нормативными документами: - Устав ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ; - Лицензия на право ведения образовательной деятельности, в том числе по

1 Государственное регулирование и прогнозирование цен и инфляции План лекции 2 1. Сущность и особенности государственной ценовой политики. 2. Методы прогнозирования и планирования цен. 3. Инфляция, ее

5-2007 г. 08.00.00 экономические науки УДК 338.43:330.122(571.1/.5) ОСНОВЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СИБИРИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Г. П. Филиппова Новосибирский

Лучков Н.А., кандидат социологических наук, профессор академии военных наук Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина Россия, г.саратов Апаршина Д.А.,Архипова М.Р., Флерова Н.Д. студенты 3 курса,

О.Ю. Ватюкова ст. преподаватель кафедры ММИЭ СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РФ. Структурные сдвиги в экономике обладают количественными и качественными характеристиками. Основной качественной характеристикой

Календарь выпуска публикаций в 2016 году Наименование работ Информационно-аналитические материалы Социально-экономическое положение Рязанской Социально-экономическое положение Рязанской Социально-экономическое

ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А. Исаева Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (Ростовстат), Ростов-на-Дону, Россия

УДК 67.400 УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ канд. экон. наук, доц. Н.Л. БЕЛОРУСОВА (Полоцкий государственный университет) Одним из главных приоритетов политики государства является обеспечение

ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА Р. Р. ШАЯХМЕТОВА, И. Б. УТЯШЕВА ШАЯХМЕТОВА Римма Рафаэлевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой

А.А. Довиденкова, студентка ПИУ им. П. А. Столыпина И. О. Захарова, студентка ПИУ им. П. А. Столыпина К.Ю. Добрин, доц. ПИУ им. П. А. Столыпина «МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ДРАЙВЕР РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ» Малый

Мудрова С. В. Основы анализа эффективности деятельности предприятий питания 107 Канд. экон. наук С. В. Мудрова МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ В ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ

УДК 338.1(470) К.А. Гулин Концепция долгосрочного социально-экономического развития («Россия 2020»): вызовы для регионов В статье рассматриваются некоторые положения Концепции долгосрочного социальноэкономического

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВА Темирова А.Б. к.э.н. Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева Астана, Казахстан Аннотация Анализируются

Потребительский рынок 61 Потребительский рынок УДК 338.46:334.735 Т. Н. Сыроед, кандидат экономических наук, профессор Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации В. А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РФ И ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА Г.Э. Улумбекова Председатель Правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), член «Национальной медицинской палаты» ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ИТОГИ

Структурные аспекты долгосрочной экономической динамики Москва 2017 8 ЛЕТ СТАГНАЦИИ 2 Динамика ВВП, 2008 г.= 1 ВВП на душу населения и реальные располагаемые доходы 2,00 1,80 1,60 1,40 1,20 1,00 0,80 2008

В библиотеке (на 01.08.2015): Издания Росстата Российский статистический ежегодник 2013 Демографический ежегодник России 2013 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Том 1 Численность и размещение

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. 26 (317). Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 133 137. СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Предлагается

Страшко И.В. ПЛАНИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ФГБОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет Статья посвящена основным направлениям государственного регулирования

Глава Внешнеэкономическая политика в системе государственного регулирования экономики Понятийно-категориальный аппарат государственной внешнеэкономической политики Преобразования, начавшиеся в СССР в конце

Дѐмин Г.А. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Пермский государственный национальный исследовательский университет Статья посвящена исследованию системы

Проверочная работа по обществознанию 1 вариант 1. Для какой экономической системы не характерно государственное регулирование цен на товары и услуги? 1) командной 2) традиционной 3) рыночной 4) административной

Алёхина Екатерина Олеговна студентка Стрекалова Светлана Александровна доцент ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет» г. Новокузнецк, Кемеровская область СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

27 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИЯ, ИННОВАЦИИ, ОБРАЗОВАНИЕ Н. В. Суша К началу нового столетия в Республике Беларусь сформировалась развитая система высшего образования, достаточно сложная, состоящая из

Рабочая программа по экономике Класс 10 (профильный уровень) Количество часов 68 (2ч в неделю) Программа разработана на основе Программы среднего общего образования по экономике (профильный уровень) и

С Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республика Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им.н.ф.катанова» Согласовано на заседании УТВЕРЖДЁН МО общественных наук Приказом

Казахстан в Отчете о глобальной конкурентоспособности 2014-2015 Всемирного экономического форума Глобальная конкурентоспособность 3 сентября 2014 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал ежегодный

В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина ЗНАЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Коротков Дмитрий Юрьевич магистрант Институт управления, экономики и финансов ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казань,

Тема 8. Прогнозирование и стратегическое планирование экономического роста и структурной динамики. Вопросы 1. Экономический рост и структурные сдвиги как объекты макроэкономического планирования и прогнозирования

Т.В. Петрова, 2005 УДК 316.4.066 (571.17) Т.В. Петрова ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ П ринято считать, что конкурентоспособность экономики страны или региона определяется,

Гальчак Ирина Петровна старший преподаватель Салихова Марина Николаевна старший преподаватель Волынкин Виктор Владимирович канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет»

И.Ю. Ливеншин, В.Г. Шведов МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Качество жизни, социальные индикаторы, методы измерения качества жизни. В середине 50-х годов XX века в

О прогнозе социальноэкономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Минэкономразвития НСО Октябрь 2018 года Разработка прогноза СЭР НСО на период 2019-2021

216 Экономика и управление Динамика индикаторов экономической безопасности Азербайджана 2012 С.И.-гызы Гумбатова Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку E-mail: [email protected]

Гатин А. РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД РФ КАК РЕГУЛЯТОР УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Научный руководитель: к.э.н., доц. Арефьев П.В. На сегодняшний день Резервный фонд РФ является одним из основных рычагов

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. Джек А.А. Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права Г.Тюмень, Россия ANALYSIS AND FORECASTING OF LABOUR MARKET IN RUSSIA. Jack

УДК 001,895:631.145 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АПК Исаченко Е.М., УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», г. Минск Ключевыми факторами успеха организации в конкурентной борьбе

Технологий: информационно-аналитический портал URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/1561 (дата обращения: 15.10.2015). 8. 8 Washington ProFile Опросы общественного мнения. Влияние опросов

Основные направления продовольственного обеспечения Д.э.н., проф. Ф.Назарова 1 Высокая уровень продовольственного обеспечения населения, прежде всего, выражает устойчивость экономики, в частности стабильность

Аганбегян Абел Гезевич, академик РАН «Социально-экономическое развитие и здоровье населения России» г. Москва, Декабрь 2016 г. Основные экономические и социальные показатели кризисного 2009 г. в России

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. 1. С. 163 167 УДК 338.001.36 МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В ОЦЕНКЕ

1 ПЛАН ВЫПУСКА ИЗДАНИЙ ПЕНЗАСТАТА на 2017г. NN ДОКЛАДЫ 1 «Социально-экономическое положение Пензенской. Официальное издание 2 «Социально-экономическое положение Пензенской (краткий доклад) СБОРНИКИ на

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Леденев Дмитрий Евгеньевич студент ФГОБУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» г. Новосибирск, Новосибирская область

1 ПЛАН ВЫПУСКА ИЗДАНИЙ ПЕНЗАСТАТА на 2018 год NN ДОКЛАДЫ 1 «Социально-экономическое положение. Официальное издание на 15 рабочий день 2 «Социально-экономическое положение (краткий доклад) на 12 рабочий

1. Цель, задачи и требования к усвоению дисциплины Изучение дисциплины «Социальная статистика» предполагает приобретение студентами опыта построения прогностических моделей, принятия решений о спецификации

МЕСТО РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Зайкова В.А., Подолянчик Е. В. Научный руководитель Евдохина Ольга Семеновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Высоков Д. А. Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва Научный руководитель к.э.н., доц. Афанасьева О.Н. Финансовая грамотность сложная

1 ПЛАН ВЫПУСКА ИЗДАНИЙ ПЕНЗАСТАТА на 2016г. NN ДОКЛАДЫ 1 «Социально-экономическое положение (краткий доклад) 2 «Социально-экономическое положение. Официальное издание на 12 рабочий день на 15 рабочий день

КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» ЦИКЛА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СО- ЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В кодификаторе зафиксирована преемственность

Яшалова Наталья Николаевна СТИМУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика природопользования) Научный консультант:

ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Т. В. Дегтярева, Астраханский инженерно-строительный институт г. Астрахань, Россия На данном этапе развития российской экономики

Россия: выбор пути и задачи нового правительства Москва, 24 апреля 2012 Алексей Девятов, Ph.D., [email protected] Уйти от сырьевой зависимости Улучшить качество инвестиций Повысить мотивацию к ведению



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков