Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования. Прогнозирование и индикативное планирование развития образования Планирование и прогнозирование как инструменты управления образованием

Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования. Прогнозирование и индикативное планирование развития образования Планирование и прогнозирование как инструменты управления образованием

06.03.2024

Б.В. Куприянов, И.Б. Татаринова

Сегодня создание программы развития стало обязательным атрибутом практически каждого учреждения дополнительного образования детей. Сам этот процесс инициируется органами управления образования, требованиями к аттестации и аккредитации учреждения. Практику, сложившуюся в разработке документов подобного рода можно считать далеко не однозначной и представить в виде нескольких вариантов.

Вариант «Курочка Ряба» . Администрация учреждения дополнительного образования заказала разработку человеку со стороны, в регионе был найден преподаватель вуза, сотрудник центра развития дополнительного образования (института повышения квалификации работников образования), известный и опытный методист, и т.п. Качество таких программ развития различно, зависит от желания нанятого специалиста осмыслить ситуацию в образовательном учреждении и создать гипотетические линии возможного развития. Даже хорошая программа похожа на «золотое яичко». Пробиться к смыслу документа становится практически невозможным. И любая даже самая маленькая мышка с невинно-ехидными вопросами, способна опрокинуть самый чудесный замысел нанятой курочки рябы. В этом случае программа становится своего рода «русской недвижимостью» вроде бы деньги вложены и текст программы позволяет приобретать ресурсы, проходя необходимые аттестационные процедуры, в тоже время лежит на полке и не двигает развитие учреждения не на миллиметр.

Вариант «Колобок» - документ о перспективах организации работники учреждения слепили из того, что было, «поскребли по сусекам, помели по амбарам» и получилась программа развития. Никто не отрицает возможности создать внутри учреждения хороший документ, однако против этого работают ряд стереотипов:

Недооценка ценности программы развития, значительное число практиков считают документы такого рода формальностью,

Невозможность сосредоточиться на изготовлении программы развития значительного времени и человеческих ресурсов.

Поэтому программы развития слепливаются нередко, из которых когда либо создавались педагогическим коллективом (проекты по решению тех или иных локальных задач – профилактика, подготовка к юбилеям и т.п.; аналитические материалы по итогам года, планы по празднованию чего-либо и т.п.).

Вариант «Репка». Не трудно догадаться, что это на наш взгляд, самый приемлемый, хотя и трудно организуемый вариант создания программы развития учреждения дополнительного образования детей. Трудность его не только в том, что в разработку включаются: дедка (администрация учреждения), бабка (руководители структурных подразделений, педагоги дополнительного образования, педагоги организаторы), внучка (родители и дети), но жучка, кошка и мышка (органы управления образованием, общественность, исследователи, методисты). Не меньшая трудность состоит в поэтапном привлечении различных специалистов на разных этапах разработки программы развития.

Обратимся к некоторым понятиям, используемым далее. Прежде всего, учреждение дополнительного образования – в данном случае воспитательная организация (А.В. Мудрик), частный случай социальной организации:

Определенный способ структурирования отношений, обладающий устойчивостью,

Обладающий корпоративной культурой, деловой и межличностной структурами отношений, содержанием и организацией совместной деятельности,

В общем смысле всегда развивается (позитивно или негативно, вверх или вниз), под действием внешних и внутренних факторов,

Рождается, развивается, живет, стареет, умирает (проходит цикл развития).

Следует учитывать возможности стихийного и относительно целенаправленного развития (направленного, закономерного изменения, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры) учреждения. Отсюда программа развития учреждения представляет собой документ, где излагаются основные положения, цели, содержание и порядок деятельности по переходу в новое качественное состояние организации.

Обоснование структуры программы развития н е является чем уж очень сложным. Логично, если состоит из таких частей как:

Определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении;

Констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем),

Выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться)

Обозначение путей и способов развития, промежуточных состояний - результатов действий на тех или иных этапах развития.

Исходные положения для анализа настоящей и будущей ситуации в учреждении представляют собой теоретические основы (системный или деятельностный или личностный подход), идейные приоритеты (своего рода кредо педагогического коллектива), наиболее важные нормативные документы, определяющие перспективы развития.

Значительно менее очевидным представляется содержательные компоненты, те, которые представлены как в анализе исходной ситуации, так и среди приоритетов и промежуточных состояний. Нам представляется уместным выделить три основных содержательных компонента:

Состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития,

Состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой,

Состояние и перспективы управления деятельностью учреждения.

Первый компонент « Состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития » включает такие характеристики как: контингент обучающихся, педагогический коллектив, дополнительные образовательные программы. Вот эти три составляющие и будут объектами анализа и программирования развития.

В аналитической части программы целесообразно достаточно основательно рассмотреть состав обучающихся в учреждении. Здесь следует обратить внимание на поло-возрастную структуру (то есть сколько детей какого возраста и пола посещает занятия в учреждении), на то как изменяется состав в течение года. Общей тенденцией, сложившейся в УДОД является значительное омоложение контингента, то есть увеличение доли дошкольников, при значительном сокращении числа старшеклассников. Оценивать такие обстоятельства можно по-разному, но в целом пропорциональность различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, учащиеся 5 – 8 классов и старшеклассники – показатель стабильности жизнедеятельности детских объединений. Конечно, здесь надо иметь в виду разницу в поколениях, есть много и малочисленные возрастные когорты. Причины различные и объективные и субъективные: открыли (закрыли) общеобразовательную школу, пришел на работу (ушел из учреждения) интересный педагог. В аналитической части программы развития, вполне можно показать в каких детских объединениях возрастная структура оптимальная, где и вследствие чего возникают проблемы. В любом случае оценка положения вещей важнее простой констатации. Поэтому если объединений, где занимаются старшеклассники в учреждении мало, то вряд ли на данный факт не следует обратить внимание. Конечно, отмечая недостаток числа старшеклассников, нужно помнить, что данная проблема связана с характером деятельности, предлагаемой школьникам. Если на сегодняшний момент в учреждении нет объединений, ориентированных на работы со старшим школьным возрастом, разумно отнести проблему к разряду стратегических.

Кроме характеристики обучающихся, о внутреннем положении дел в учреждении дополнительного образования говорит кадровая ситуация. Для отражения положения дел с кадрами педагогов дополнительного образования существуют вполне формальные признаки - квалификационные характеристики:

Уровень и характер образования (среднее, высшее; педагогическое или иное),

Опыт работы в системе дополнительного образования,

Награды, звания и проч.

Кроме квалификации достаточно важно оценить перспективы педагогического коллектива на 5- 7 лет, спрогнозировать возможность ухода (на пенсию, на другую работу, и т.п.) и пополнения новыми работниками. педагогический коллектив можно определить как относительно молодой (тогда как правило существует проблема с квалификацией), достаточно зрелый и квалифицированный (возможна проблема с мотивацией труда), стареющий (необходимость обновления). Хорошим ресурсом для развития организации может считаться благоприятный микроклимат в педагогическом сообществе учреждения.

Перейдем к программам деятельности детских объединений («дополнительным образовательным программам»). В аналитической части стоит обратить внимание на такие атрибуты успешного учреждения как:

Наличие эксклюзивных программ, существенно отличающихся по содержанию от аналогичных или значительно превосходящих их по качеству;

Разнообразие программ, соответствие число реализуемых профилей – статусу учреждения;

Число программ, рассчитанных на 4 года и более,

Сопряженность реализуемых программ со специальностями в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего),

Сохранность контингента (процент обучающихся, занимающихся в детском объединении длительное время – более 4 лет),

Результаты реализуемых программ (число выпускников, продолживших обучение по профилю детского объединения, количество победителей в различного рода конкурсах, соревнованиях).

Второй содержательный компонент – состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой. В этом плане можно увидеть несколько линий: взаимооценка и взаимодействия. К разряду взаимооценки относятся формальный (официальный) и неформальный (имидж) статус учреждения, а к взаимодействию получение ресурсов из вне и деятельность направленная на внешние объекты. Остановимся на перечисленных аспектах поподробнее.

Принципиальной характеристикой жизнедеятельности любой организации является официальный статус. В плане разработки программы развития следует оценить соответствие официального статуса реальному положению дел. Здесь наиболее важны такие моменты как:

Соответствие типу учреждения (дворец, дом, центр и т.д.) по количеству реализуемых направлений,

Соответствие ориентированности деятельности учреждения на территориальный уровень (Государственное областное (краевое, республиканское) либо муниципальное (городское, районное)).

Анализ деятельности учреждения должен включать ответы на вопросы:

Удовлетворяет ли администрацию учреждения официальный статус?

Насколько полно представлено необходимое число направлений? Есть ли угрозы утраты того или иного направлений? Есть ли возможности открытия новых направлений?

Какой объем деятельности учреждения подтверждает территориальный статус организации, можно ли считать, что учредитель удовлетворен деятельностью учреждения?

Имеет ли учреждение награды, какого уровня? Какие есть возможности для признания работы организации на более высоком уровне (государственном, международном)?

Таким образом, учреждение дополнительного образования детей может развиваться в сфере упрочения собственного статуса, что предполагает:

Подтверждение или изменения формального статуса организации;

Увеличение числа детских объединений, принадлежащим к перспективным в плане развития (в случае угрозы ликвидации и создающимся вновь) направлениям;

Изменение деятельности подтверждающий статус территориального уровня (упорядочение - выбор наиболее существенных ориентиров, распределение объемов работы на мероприятия адекватные статусу);

Выбор ситуаций для получения признания на высоком уровне.

Но кроме официальной оценки деятельности организации, немаловажную роль в ее благополучии играет ее имидж. Для учреждения дополнительного образования раньше школ озадачились проблемой того как их воспринимают в окружающей среде, и можно сказать, что немало делали и делают в этом сфере. Однако как это бывает нередко, презентационная работа имеет стихийный характер. Поэтому для качественной программы развития будет уместным анализ того образа, который сложился у организации. Для решения указанной задачи подойдет несколько способов:

Анализ публикаций об учреждении в СМИ за последние три – пять лет,

Анализ результатов опросов различных групп населения (школьников, их родителей, учителей, представителей общественности),

Осмысление презентационной деятельности

Сфера неофициального признания тесно взаимосвязана с деятельностью учреждения направленной во вне (проведение массовых праздников в микрорайоне, межрегиональных конкурсов и т.п.). В аналитической части программы развития следует оценить результативность и эффективность работы в окружающем социуме:

Какие потребности окружающего социума осуществляет учреждение?

Каковы ресурсные затраты на внешнюю деятельность?

Насколько последовательно формируется спрос на деятельность учреждения (реклама)?

Важной составляющей взаимодействия организации с окружением является получение ресурсов из вне: финансовых, материальных, организационных от муниципалитета, предприятий, общественных организаций, от родителей. Для анализа наличного положения вещей необходимо оценить структуру получаемых ресурсов. Сегодня в большинстве своем учреждения дополнительного образования детей получают от муниципальных органов власти. В то же время, в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается активно использовать в качестве ресурса финансирования образовательных учреждений - расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения.

Не секрет, что ведущую роль в отечественной системе образовании играет общеобразовательная школа, поэтому взаимодействие с ней учреждения дополнительного образования позволяет обеспечить удобный график посещения занятий. На решение этой задачи обращает внимание такой документ как «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», где указывается: «Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях - не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.». В аналитической части программы развития целесообразно дать оценку взаимодействию со школами, в целевых ориентирах обозначить направления оптимизации отношений с учреждениями общего образования.

Одним из показателей подготовленности учреждения к планомерному развитию является опыт инновационной деятельности. Приоритетный национальный проект «Образование» наибольшее внимание обращает на включение образовательных учреждений в инновационные процессы. Поэтому, рассматривая актуальные направления развития учреждения необходимо уделить особе внимание внедрению в учреждении новаций. Инновационными могут быть и дополнительные образовательные программы, нововведения в административно-хозяйственной, финансовой, методической, других сферах жизни организации. Главное, что у работников выработаны конструктивные способы решения субъективно новых профессиональных задач.

Еще одним из ориентиров задаваемых современными взглядами на деятельность образовательных учреждений является демократизация управления. Проблема, осложняемая отсутствием у членов коллектива необходимого опыта демократического участия. Поэтому в аналитической части программы следует оценить в какой степени педагоги готовы конструктивно решать вопросы жизни организации? Имеются ли реально действующие органы самоуправления (профсоюзный комитет, совет трудового коллектива)?

В содержательной части программы целесообразно прописать поэтапно, как будет вырабатываться демократический уклад, какие средства предусматривается использовать. С демократизацией управления сопряжена задача введения общественно-государственного управления. Развитие в указанном направлении не менее сложно, так как связано с необходимостью не просто поэтапно делегировать часть полномочий, а изменить сам характер управления, спроектировав механизмы привлечения к данной работе ответственных и компетентных представителей общественности.

Основополагающим источником развития любой организации можно считать состояние управленческой команды: квалификации, возраст, настроенность на развитие. И хотя, авторами документа, и являются управленцы, тем не менее, оценить свои возможности и амбиции на ближайшие пять лет также необходимо как спрогнозировать продвижение всей организации в целом.

Учреждение дополнительного образования достаточно сложно представить себе без методической деятельности: это и методическое сопровождение дополнительных образовательных программ и методическое обеспечение мероприятий в микрорайоне, методическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций. Разрабатывая программу развития, авторам придется дать оценку таким аспектам деятельности учреждения как:

Общий уровень методической деятельности, качество методических продуктов (разработки, сценарии, программы и т.п.), признание методической работы за пределами учреждения,

Наиболее актуальные задачи развития (повышение уровня, популяризация опыта, переход к научно-методической работе).

Трудно найти программу развития учреждения, в которой бы не было раздела, касающегося материального обеспечения деятельности (помещения, их занятость, давность и качество ремонта, оборудование). Однако анализ большого числа документов убеждает, что данный раздел составляется формально, и включает просто пожелания увеличения ресурсов, улучшения условий. В тоже время оптимальным для программы развития можно считать достаточно ясное понимание авторами документа, каких именно материальных ресурсов недостает, для решения каких именно задач и где источники, которые могут быть для этого использованы.

Для значительного числа учреждений дополнительного образования серьезной трудностью является недостаточность информационного обеспечения деятельности. Конечно, стартовые возможности районных домов творчества или спортивных школ и областных учреждений серьезно различаются. Однако наличие страницы в Интернете, использование мультимедиа средств при презентации результатов деятельности обучающихся, становятся сегодня непременными атрибутами повседневности современного УДОД.

В заключение сформулируем своего рода дилемму менеджера. С одной стороны можно отказаться от каких-либо реальных попыток управлять ситуацией и что называется «плыть по течению». С другой – можно попытаться вмешиваться. Пассивная стратегия может привести к тому, что внешние факторы приведут существенного сокращения ставок, перепрофилирования учреждения, закрытию. Активное вмешательство может оказаться, во-первых, чрезвычайно затратным по временным, эмоциональным и прочим ресурсам и самое печальное не даст никакой гарантии на положительный результат.

Приложение 8

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:


Похожая информация.


Правовое регулирование прогнозирования, индикативного планирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-

ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ), уставом субъекта Федерации, законами субъекта РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и о прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития, а также иными нормативными правовыми актами РФ и субъекта Федерации.

Основной целью планирования социально-экономического развития муниципальных образований является формирование комплекса прогнозных, плановых и постплановых документов, обеспечивающих согласованную деятельность всех субъектов территориального управления, направленную на удовлетворение (реализацию) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, а также создание благоприятных условий для жизни и ведения хозяйственной (экономической) деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

Основными задачами планирования социально-экономического развития муниципальных образований являются:

– формирование ясных для всего местного сообщества представлений о ценностях, стратегических целях, ресурсах, задачах и возможностях социально-экономического развития конкретных муниципальных образований в рамках общегосударственных приоритетов;

– согласование стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований с государственными и региональными стратегическими целями и задачами;

– поддержание оптимального сочетания уровня реализации стратегических целей и задач муниципального образования в условиях необходимости обеспечения текущей жизнедеятельности местного сообщества;

– взаимосвязь и синхронизация этапов и мероприятий реализации долгосрочных, среднесрочных и текущих задач субъектов РФ, муниципальных образований и входящих в них поселений;

– формирование оптимального сочетания методов государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики и социальной сферы на территории муниципального образования;

– согласование отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципальных образований;

– согласование интересов различных субъектов, расположенных на территории муниципального образования, создание максимально благоприятных условий для их жизнедеятельности и динамичного развития в плановый период;

– координация деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности и объединение их на базе общих мотиваций в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей местного сообщества;

– установление партнерских отношений между органами местного самоуправления (ОМСУ) и населением, органами государственной власти, ОМСУ и частным капиталом;

– привлечение местного сообщества к процессу планирования и управления муниципальным образованием, финансированию социально-экономических программ и планов развития территории;

– эффективное использование потенциала муниципального образования;

– создание и развитие хозяйственной инфраструктуры муниципального значения;

– создание и развитие рыночной инфраструктуры;

– формирование и развитие благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций;

–согласование планов гражданского и производственного землепользования с планами развития социального сектора и жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

Прогноз социально-экономического развития – система научно обоснованных представлений об уровне, динамике, пропорциях и тенденциях социально-экономического развития в прогнозируемом периоде, используемых для принятия конкретных решений в управлении экономикой и социальной сферой, формирования бюджета, а также для разработки стратегии, программ и планов социально-экономического развития региона.

Исполнительный орган (ИО) субъекта РФ организует разработку прогнозов социально-экономического развития субъекта Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса.

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы: 1) системности, который требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений; 2) оптимальности, предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах; 3) аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов; 4) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования; 5) специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, - наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития.

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов.

Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования.

Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности.

19. Планирование, программирование и прогнозирование развития образования.

Правовое регулирование прогнозирования , индикативного планирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-

ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ), уставом субъекта Федерации, законами субъекта РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и о прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития, а также иными нормативными правовыми актами РФ и субъекта Федерации.

Основной целью планирования социально-экономического развития муниципальных образований является формирование комплекса прогнозных, плановых и постплановых документов, обеспечивающих согласованную деятельность всех субъектов территориального управления, направленную на удовлетворение (реализацию) общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества, а также создание благоприятных условий для жизни и ведения хозяйственной (экономической) деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования.

Основными задачами планирования социально-экономического развития муниципальных образований являются:

– формирование ясных для всего местного сообщества представлений о ценностях, стратегических целях, ресурсах, задачах и возможностях социально-экономического развития конкретных муниципальных образований в рамках общегосударственных приоритетов;

– согласование стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципальных образований с государственными и региональными стратегическими целями и задачами;

– поддержание оптимального сочетания уровня реализации стратегических целей и задач муниципального образования в условиях необходимости обеспечения текущей жизнедеятельности местного сообщества;

– взаимосвязь и синхронизация этапов и мероприятий реализации долгосрочных, среднесрочных и текущих задач субъектов РФ, муниципальных образований и входящих в них поселений;

– формирование оптимального сочетания методов государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики и социальной сферы на территории муниципального образования;

– согласование отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципальных образований;

– согласование интересов различных субъектов , расположенных на территории муниципального образования, создание максимально благоприятных условий для их жизнедеятельности и динамичного развития в плановый период;

– координация деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности и объединение их на базе общих мотиваций в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей местного сообщества;

– установление партнерских отношений между органами местного самоуправления (ОМСУ) и населением, органами государственной власти, ОМСУ и частным капиталом;

– привлечение местного сообщества к процессу планирования и управления муниципальным образованием, финансированию социально-экономических программ и планов развития территории;

– эффективное использование потенциала муниципального образования;

– создание и развитие хозяйственной инфраструктуры муниципального значения;

– создание и развитие рыночной инфраструктуры;

– формирование и развитие благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций;

–согласование планов гражданского и производственного землепользования с планами развития социального сектора и жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

Прогноз социально-экономического развития – система научно обоснованных представлений об уровне, динамике, пропорциях и тенденциях социально-экономического развития в прогнозируемом периоде, используемых для принятия конкретных решений в управлении экономикой и социальной сферой, формирования бюджета, а также для разработки стратегии, программ и планов социально-экономического развития региона.

Исполнительный орган (ИО) субъекта РФ организует разработку прогнозов социально-экономического развития субъекта Федерации на долгосрочную , среднесрочную и краткосрочную перспективу.

20 вопрос-финансирование сферы образования

Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме ФЗ «Об образовании» можно выделить ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях» и ряд других.

Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем

Предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

Взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.

Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций , передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.

На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг:

1)образовательные услуги:

Обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;

Изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов;

Услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета);

Подготовительные курсы к школе;

Подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;

Создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;

2) развивающие услуги:

Предметные кружки по интересам;

Созданий различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;

3) спортивно-оздоровительные мероприятия:

Организация секций и групп по укреплению здоровья детей.

Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.

Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг необходимо должным образом документально оформить указанный процесс.

Денежные средства, поступающие за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета образовательного учреждения. Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате , либо платежного поручения с отметкой банка.

Контроль над деятельностью образовательных учреждений, выполняющих дополнительные услуги, а также правильностью взимания платы с потребителей, осуществляют в пределах своей компетенции:

Образовательной учреждение;

Учредитель образовательного учреждения;

Государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами РФ возложена проверка деятельности образовательного учреждения.

Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования - нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива - минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:

1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);

2) долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле 2.1.

ФНбф = ФОТ + ФМО, (2.1.)

гдеФНбф - федеральный норматив бюджетного финансирования;

ФОТ - заработная плата (тарифная и надтарифная части); начисления на заработную плату; компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;

ФМО - учебные расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочие расходы.

ФОТ и ФМО классифицируются по типам и видам образовательного учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами на ФОТ и ФМО.

Соотношения на ФОТ и ФМО устанавливаются на соответствующий период на уровне федерального бюджета и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней.

Этот подход в исчислении потребности на нормативной основе в финансовых средствах по общеобразовательным учреждениям используется на всех уровнях бюджетного финансирования
21. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений.

Образовательные учреждения в процессе своей деятельности вступают в экономические и договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами – заказчиками образовательных услуг, другими экономическими партнерами), осуществляют различные сделки , используя материальные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, которыми они располагают. При этом согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) и Закону РФ “О некоммерческих организациях” как некоммерческие организации ОУ могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Отнесение государственных и муниципальных ОУ к категории бюджетных (бюджетополучателей) приводит к четкой регламентации правил использования внебюджетных источников финансирования, связываемых с понятием предпринимательская и иная приносящая доход деятельность ОУ. В соответствии с приведенным в ГК РФ определением предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые разрешено вести ОУ, прописаны в ст. 47 Закона РФ “Об образовании”, где указано, что ОУ вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся:


  • торговля покупными товарами, оборудованием;

  • оказание посреднических услуг;

  • долевое участие в деятельности других учреждений (в т. ч. образовательных) и организаций;

  • приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

  • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Перечисленные в законе виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не соответствуют общепринятой классификации, зафиксированной в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ). В соответствии с ней все доходы подразделяются на две группы.

К первой группе относятся доходы от реализации товаров, работ и услуг. В ОУ такими доходами прежде всего являются доходы от реализации платных образовательных услуг. В эту же группу входят доходы от реализации товаров , например, учебно-методической литературы.

Типичными внереализационными доходами, относящимися ко второй группе, являются:


  • доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду (в настоящее время упразднено право государственных и муниципальных образовательных учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника . При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества им отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между ОУ и арендатором, а между владельцем основных средств – соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и арендатором. Поэтому суммы арендной платы рассматриваются как неналоговые доходы бюджета и могут не поступать в распоряжение государственных и муниципальных ОУ. Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды поступают в распоряжение образовательных учреждений, они должны отражаться в отдельной смете доходов и расходов и отдельно учитываться органами казначейства на лицевых счетах арендных платежей);

  • плата кредитных организаций, начисляемая за размещение средств на расчетном счете (этот источник доходов возможен только в негосударственных школах);

  • излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации.
В совокупности все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду ОУ, называются доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Органы казначейства четко определяют понятие средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 2 Инструкции № 46н), но перечень видов внебюджетных доходов ОУ зависит от специфики его деятельности, профиля, сменности работы, местоположения, наличия свободных площадей, согласия учредителя на организацию деятельности, приносящей доход, и т. п. Средства, полученные ОУ от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах внебюджетных средств , а учет кассовых операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется с предварительным санкционированием их финансовым органом на основе внебюджетной сметы ОУ.

На лицевых счетах по учету внебюджетных средств ОУ регистрируются:


  • остаток средств, полученных из внебюджетных источников на начало текущего финансового года;

  • операции по поступлению средств, полученных их внебюджетных источников;

  • операции по выплатам за счет средств, полученных из внебюджетных источников;

  • остаток средств, полученных из внебюджетных источников на отчетную дату.
Остаток средств на начало финансового года появляется на лицевом счете ОУ, если средства, полученные бюджетными ОУ от предпринимательской деятельности, не были использованы по состоянию на 31 декабря . В этом случае они отражаются на лицевых счетах по учету внебюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года (п. 19 Инструкции № 46н). Расчетные и кассовые документы при использовании внебюджетных и бюджетных средств оформляются идентично: согласно Положению ЦБ России и Минфина России от 13.12.2006 № 298-П/173н “Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства”. При этом в поле “Назначение платежа” платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения , выданного учреждению

Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:

создании условий для повышения конкурентоспособности личности;

развитии инновационной сферы;

изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;

формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:

развитие современной системы непрерывного образования;

повышение качества профессионального образования;

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2006 - 2010 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;

отсутствие требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Меры, принятые в 2001 - 2005 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Решение указанных задач достигается путем совершенствования нормативной правовой базы, необходимого кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса .

Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы:

1) системности, который требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений;

2) оптимальности, предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах;

3) аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов;

4) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования;

5) специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту.

Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, - наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития .

Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов .

Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.

Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.

Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.

Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования .

Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности .

Финансовое обеспечение развития системы образования в соответствии со стратегическими и индикативными планами, национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществляться на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.

Материально-техническое обеспечение предполагает организацию работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.

Кадровое обеспечение системы образования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки и переподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовского профессионального образования .



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков