Меняем прокладку под головкой ваз 2109. Когда требуется замена прокладки ГБЦ

Меняем прокладку под головкой ваз 2109. Когда требуется замена прокладки ГБЦ

В данной статье вы узнаете, как производится замена прокладки ВАЗ 2109, а также притирка клапанов. Конечно, если у вас нет опыта ремонта, сделать такую работу будет очень сложно. Стоит отметить, что большинство водителей попросту боятся лезть в двигатель, так как не желают столкнуться с трудностями. Но если присмотреться немного внимательнее, то никаких проблем не должно возникнуть, если заранее изучить как можно подробнее процесс проведения ремонта. Самостоятельная замена прокладки возможна в том случае, если у вас имеется весь необходимый инструмент, в том числе Без него в этом деле просто и шагу нельзя ступить.

В каких случаях меняется прокладка

А теперь стоит поговорить о том, почему меняется прокладка головки блока цилиндров. Во-первых, довольно часто можно приобрести некачественные изделия. Во-вторых, иногда причиной замены становится нарушение целостности прокладки, вследствие чего происходит утечка антифриза. Причем вся охлаждающая жидкость смешивается с маслом, вследствие чего уменьшается Происходит это по разным причинам, но наиболее частая - неравномерная затяжка болтов крепления.

Нередко отработавшие газы начинают прорываться в систему охлаждения. При этом антифриз начинает выбрасывать из радиатора. Правда, имеется расширительный бачок, который позволяет исправить эту неприятность. Кроме того, снятие головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 необходимо в случае капитального ремонта двигателя. Также при ремонте клапанного механизма требуется заменить А если проще, то при каждом снятии ГБЦ обязательно меняется прокладка.

Подготовка к замене

В карбюраторных ВАЗ 2109 замена выполняется практически так же, как и в инжекторных. Сначала отключаются от карбюратора провода, два тросика, с задней его части патрубки. Другими словами, это все, что необходимо сделать при снятии карбюратора. После этого нужно демонтировать распределитель зажигания. Для этого отключите фишку с контактами, которыми соединен датчик Холла. Прежде чем начинать проводить подобные работы, необходимо отключить аккумулятор от системы электроснабжения. Затем снимаете все бронепровода, не забудьте, что имеется еще шланг, который соединяет карбюратор с вакуумным корректором зажигания. При этом распределитель зажигания нет необходимости полностью снимать с автомобиля, достаточно его убрать в сторону.

Слив охлаждающей жидкости

Теперь настало время для слива охлаждающей жидкости. Для этого потребуется емкость примерно на 10 литров, ключ на 13. Первым делом сливается жидкость из радиатора системы охлаждения. Устанавливаете под сливное отверстие емкость, после этого выкручивается заглушка, но не стоит забывать, что без выкручивания пробки на расширительном бачке жидкость сливаться не будет. Чтобы на ВАЗ 2109 замена прокладки ГБЦ была проведена, нет необходимости полностью опустошать систему охлаждения.

Затем устанавливается емкость под сливное отверстие, которое находится на блоке двигателя внутреннего сгорания. Выкручивается заглушка при помощи ключа на 13. После того как вы сольете антифриз из системы, необходимо снять резиновые патрубки. Самый верхний, который соединяется с радиатором, затем патрубок печки, а самым последним тот, которым подключен термостат. При необходимости можно выкрутить дюралевую вставку на блоке двигателя.

Дальнейшие действия

Чтобы была проведена на ВАЗ 2109 замена прокладки головки блока цилиндров, необходимо демонтировать топливный насос. Для этого нужно отключить шланги от него, после чего ключом на 13 выкрутить две гайки. Теперь можно вытянуть шток бензонасоса и пластиковую направляющую. Настало самое сложное — отсоединение выпускного коллектора. Нужно чтобы автомобиль был установлен на смотровой яме. Так намного легче проводить работы. Кронштейн снимается в самом начале, без этого "штаны" не демонтировать. Выкручивается четыре гайки, которыми крепится фланец "штанов". Ослабляете хомут и снимаете полностью приемную трубу. От датчика давления масла отключается провод, но сделать это можно и сверху автомобиля. Теперь осталось немного поработать с механизмом привода газораспределительного узла.

Ременная передача ГРМ

Так, сначала снимается кожух, для этого выкручивается три болта ключом на 10. После этого ключом на 17 ослабляете натяжной ролик. Ремень может быть снят со шкива распределительного вала. Полностью его снимать нет необходимости, достаточно ослабить и увести в сторону. Но от шкива необходимо избавиться, так как он будет мешать снятию головки блока цилиндров. Чтобы замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109 была сделана эффективнее, нужно демонтировать шкив распредвала.

Чтобы снять шкив распределительного вала, необходимо поддеть его двумя отвертками с внутренней стороны. Теперь полностью снимается натяжной ролик и выкручивается шпилька, при помощи которой он крепится к двигателю. Можно сказать, что на этом подготовительные работы закончены. Теперь все готово для снятия головки блока.

Как снимается ГБЦ

Сначала нужно выкрутить две гайки, которыми крепится крышка. Они находятся в самом верху. После этого можно выкрутить все болты крепления головки блока двигателя. Всего их 10, ключ необходим шестигранный. Вот и всё, после вынимания всех болтов можно снимать головку блока. Обратите внимание, что на автомобилях ВАЗ 2109, 2108, 21099, замена прокладки ГБЦ проводится по одинаковой схеме. Впрочем, даже на десятках с восьмиклапанным двигателем аналогичные процедуры выполняются.

Обратите свое внимание на то, что при любом демонтаже ГБЦ необходимо менять прокладку. Посмотрите на старую, какие у нее имеются повреждения, разрывы, прогары. Если уж сняли головку блока, то не поленитесь обратить внимание на состояние клапанов, седел, направляющих, колпачков и прочих элементов системы газораспределения. Если своевременно провести ремонт этого механизма, то двигатель вам будет очень признателен.

Установка ГБЦ

Первым делом, приобретите новую прокладку. Далее ее необходимо уложить на поверхности блока двигателя. Обратите внимание, что перед началом установки головки нужно приобрести новые болты. Дело в том, что при затяжке и последующем нагреве резьба на них деформируется. В результате этого повторная затяжка может обернуться нарушением работы двигателя, даже его преждевременным выходом из строя. По этой схеме проводится замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109.

Перед установкой необходимо, чтобы отверстия с резьбой были идеально чистыми. При помощи сжатого воздуха удалите из них грязь, масло, жидкость. Если в этих отверстиях останутся посторонние предметы, то затянуть болты до конца не получится, вследствие чего произойдет утечка выхлопных газов в систему охлаждения. Причем это в лучшем случае, поэтому снятие и замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2109 сопровождается установкой всех новых крепежных элементов.

Затяните все болты, процедура эта проводится в четыре приема. Причем последовательность необходимо соблюдать. Сначала нужно затягивать при моменте 2 Н/м. На втором этапе необходимо увеличить усилие до 8 Н/м. Два последних этапа — поворот болтов на 180 градусов в два захода (по 90 градусов за каждый). Но старайтесь не перетянуть, так как с легкостью можно сорвать резьбу либо и вовсе поломать болты. Теперь всё собирается обратно, устанавливаются новые прокладки под крышку и штаны. Это обязательно делать, так как возможна утечка масла или протравливание выхлопных газов. На этом считается оконченной замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109, но нужно сказать немного о притирке клапанов.

Как притереть клапаны

Для этого вам потребуются дрель - хоть ручная, хоть электрическая, лишь бы имелась функция реверса. Также необходим старый клапан, из которого необходимо сделать небольшой переходник. Его потребуется зажать в дрель. Кроме того, вам необходимо обзавестись небольшим куском прочные резиновые шланги. Также вам необходимо приобрести притирочную пасту. Обратите внимание, что она бывает двух типов - для грубой и тонкой притирки. Также стоит учитывать, что нужно ставить клапан на то седло, к которому он притирался. В противном случае работа будет нарушена полностью. Герметичности не будет между тарелкой клапана и седлом. Проводить эту работу потребуется и в том случае, если происходит замена ГБЦ. Головки блока цилиндра двигателя ВАЗ необходимо притирать к новым клапанам.

Обязательное условие - наличие дрели с реверсом. Нужно проворачивать клапан в разные стороны равномерно, чтобы поверхности оказались максимально гладкими. Стоит отметить, что сначала используется крупнозернистая паста, а после того как она уберет все мелкие неровности с поверхностей, необходимо ее стереть и нанести мелкозернистую. Последняя позволит зачистить тарелку клапана и седло до блеска. Учтите, что паста для притирки является абразивным материалом, поэтому ее попадание в цилиндр и прочие трущиеся узлы двигателя недопустимо. Работу с притиркой клапанов проводите подальше от мотора, чтобы исключить попадание пасты в цилиндры. Кроме того, обязательно проведите очистку после окончания процесса.

Выводы

В статье вы узнали, как производится на автомобиле ВАЗ 2109 замена прокладки ГБЦ, заливка, свяжка, ремонт, притирка клапанов. Обратите внимание, что для проведения ремонта двигателя и замены прокладки необходимо иметь не только инструмент, но и знания, без них можно только все испортить. Старайтесь во время проведения всех мероприятий максимально аккуратно работать, чтобы не повредить элементы систем. Обратите внимание на то, что очень часто причиной черного дыма из выхлопной системы и чрезмерного расхода масла является сильный износ сальников клапанов. И если у вашего двигателя такие симптомы присутствуют, то не поленитесь заменить эти сальники.

Согласно многолетнему опыту различных автолюбителей, замена головки блока цилиндров ВАЗ 2109 чаще всего связана с проблемами, возникающими из-за прокладки. Но могут быть и другие, которые могут привести к перегреву двигателя или даже к его заклиниванию.

  • Извлекаем болты крепления головки с шайбами.
  • Снимаем ГБЦ ВАЗ 2109 с блока силовой установки.
  • Снимаем прокладку.
  • Также, если это необходимо проводим ремонт или доработку узлов моторного блока.
  • Тюнинг

    Квалифицированная настройка, доработка и тюнинг головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Об этом вы, наверное, много слышали, читали или даже смотрели видео в интернете. Обычно при тюнинге растачиваются и сглаживаются каналы, благодаря чему уменьшаются завихрения, снижающие мощность. Клапана меняются на увеличенные и притираются к посадочным местам. Также тюнинг может подразумевать замену стандартных направляющих клапанов бронзовыми.

    Притирка клапанов

    Контроль притирки осуществляется следующим образом:

    • головка в собранном состоянии ложится набок;
    • в коллекторные отверстия заливается жидкость (можно использовать обычную воду).

    В случае если жидкость не течет через клапаны, то это означает, что работа выполнена качественно и клапана притерты правильно. После того как ликвидированы все неисправности, можно приступать к установке головки.

    Установка


    Внимание! Эта операция требует некоторых знаний и навыков. Поэтому перед ее выполнением вы должны знать, что болты нужно закручивать по определенной схеме и с определенным усилием. Нелишним будет ознакомиться с дополнительным материалом, по этой теме и посмотреть видео-инструкции.

    Как видите, в доработке ВАЗ 2109, тюнинге, замене заглушек и сборке есть определенные трудности. Но если вы научитесь выполнять эти работы своими руками, посчитайте, сколько денег вы сможете сэкономить.

    Головка блока цилиндров (ГБЦ) снимается обычно для замены прокладки или блока, или ремонта механизма клапанов поршневой группы или самой головки. Необходимость снять ГБЦ может возникать также в случае тюнинга двигателя или полной разборки мотора.

    Данная работа проводится на смотровой яме или эстакаде.

    КАК СНЯТЬ ГБЦ НА ВАЗ 2109 - ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

    Отключите «минусовую клемму» от АКБ.

    Слейте охлаждающую жидкость в пластиковую тару.

    Отключите от выпускного коллектора приемную трубу.

    Теперь демонтируйте ресивер вместе с дроссельным узлом (ВАЗ-2111), или карбюратор в случае с (ВАЗ- 21083), а также впускной и выпускной коллекторы (снять ГБЦ и без снятия коллекторов).

    На ВАЗ-2111 необходимо отключить «массовые» провода (они крепятся на левом торце головки), снимите топливную рампу с топливными трубками и форсунками.

    Отключите высоковольтные провода от свечей зажигания, а также разъемы датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня давления масла.

    На ВАЗ -21083 дополнительно придется снять корпус вспомогательных агрегатов, датчик-распределитель зажигания и топливный насос.

    Теперь снимите ремень ГРМ, после этого натяжной ролик, дистанционную шайбу и зубчатый шкив распредвала.

    Открутите гайку крепления задней, которой крепится крышка привода ГРМ к головке блока цилиндров.

    Снимите крышку ГБЦ.

    При помощи крестовой отвертки ослабьте хомуты и по-очереди отключите все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.

    Открутите 10 болтов крепления ГБЦ, используя шестигранник на «10».

    Достаньте винты вместе с шайбами.

    Теперь можно снять ГБЦ вместе с прокладкой.

    Разбирая клапанный механизм, подложите деревянный брусок под тарелку клапана, который собираетесь рассухаривать.

    Рассухарите клапан

    Достаньте его из направляющей втулки ГБЦ.

    Возьмите ключ на «13» и открутите на выпускном патрубке две гайки крепления.

    Снимите прокладку и патрубок.

    Сборка и установка головки блока цилиндров производится в обратной порядке.

    Стержни клапанов и направляющие втулок смазываются моторным маслом.

    Перед началом установки необходимо тщательно очистить поверхность блока цилиндров от грязи и масла, а также остатков старой прокладки.

    Замена прокладки головки блока цилиндров осуществляется по двум специальным центрирующим втулкам.

    Теперь можно установить крепежные винты и затянуть их в четыре приема по схеме указанной ниже.

    Первая затяжка винтов производится с моментом - 20 Н.м (2 кгс. м);

    Вторая - с моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс. м);

    Третья - дотяжка на 90°;

    Четвертая - доворот винтов на 90°.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    Головка блока цилиндров заменяется с корпусами подшипников в сборе, так как они обрабатываются совместно.

    1. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

    2. Отверните винт крепления и отсоедините штуцер подогрева от карбюратора. Если винт отвернуть не удается, ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера.

    3. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной стороны).

    4. Снимите карбюратор с впускной трубы.

    5. Аккуратно снимите прокладки карбюратора.

    6. Отверните две гайки крепления теплоизоляционного щитка карбюратора.

    7. Ослабьте затяжку гайки на штуцере.

    8. Снимите теплоизоляционный щиток карбюратора.

    9. Отверните две гайки крепления патрубка забора теплого воздуха.

    10. Отверните гайку крепления рыма.

    11. Снимите рым и патрубок забора теплого воздуха.

    12. Отверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора.

    13. Снимите выпускной коллектор.

    14. Снимите впускную трубу.

    ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

    После снятия выпускного коллектора и впускной трубы подложите под головку блока цилиндров деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны, выступающие из головки блока.

    15. Снимите две прокладки.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Снимайте уплотнительные прокладки аккуратно. Если прокладки выпускного коллектора и впускной трубы не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки выпускного коллектора и впускной трубы осторожно отделите с помощью отвертки.

    16. Выверните из головки блока цилиндров свечи зажигания.

    17. Выверните датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

    18. Выверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла.

    19. Отверните десять гаек крепления обоих корпусов подшипников распредвала.

    20. Снимите оба корпуса подшипников распредвала с головки блока цилиндров.

    21. Выньте распредвал.

    22. Снимите сальник с переднего конца распредвала.

    23. Отверните гайку крепления натяжного ролика.

    24. Снимите натяжной ролик и упорную шайбу, установленную под натяжным роликом.

    25. Выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

    Вынув очередной толкатель клапана, промаркируйте его и регулировочную шайбу порядковым номером, чтобы при сборке установить их на свое место.

    ПРИМЕЧАНИЕ
    Привод клапанов состоит из следующих деталей: 1, 2 - клапаны; 3 - наружная пружина; 4 - внутренняя пружина; 5 - верхняя тарелка; б - сухарь; 7 - нижняя тарелка.

    Все эти детали нужно демонтировать из головки блока цилиндров.

    26. Промаркируйте клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке установить клапана на свои места. Маркировку можно нанести с помощью керна как можно ближе к центру клапана: клапаны первого цилиндра - одна точка, второго - две и т.д.

    27. Установите под снимаемый клапан подходящий упор.

    28. Установите на головку блока цилиндров приспособление для сжатия пружин клапанов. Сожмите им пружины клапана и выньте сухари. Постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разожмите пружину клапана и снимите приспособление с головки.

    29. Снимите наружную пружину клапана с тарелкой.

    30. Снимите внутреннюю пружину клапана.

    31. Выньте клапан из головки блока цилиндров.

    32. Аккуратно снимите маслоотражательный колпачок, не повредив направляющую втулку клапана.

    33. Выньте опорную шайбу (тарелку) пружин клапана. Аналогичным образом выньте остальные клапаны.
    34. Промойте детали головки блока в бензине, протрите и просушите их.

    35. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока цилиндров. Если на головке блока есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку блока цилиндров.

    36. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки блока цилиндров по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки блока и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор превысит 0,1 мм.

    37. Очистите нагар с клапанов. Это можно сделать подходящим металлическим инструментом.

    38. Осмотрите клапаны. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).

    ПРИМЕЧАНИЕ

    Рис. 4.5. Размеры тарелок клапанов
    Повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно устранить шлифовкой на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рис. 4.5. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.

    39. Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины клапанов замените. Проверьте упругость пружин клапанов. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина клапана не соответствует требуемым параметрам, замените пружину.

    ПРИМЕЧАНИЕ
    Параметры пружин клапанов для определения их упругости:
    наружная пружина клапана:
    высота в свободном состоянии...............45,2 мм;
    высота под нагрузкой (26,0+1,7) кгс.......33,7 мм;
    высота под нагрузкой (46,2+2,4) кгс.......24,7 мм;
    внутренняя пружина:
    высота в свободном состоянии..............34,1 мм;
    высота под нагрузкой (9,0+0,8) кгс........29,7 мм;
    высота под нагрузкой (27,5+1,5) кгс......20,7 мм.

    40. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел клапанов не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов.

    ПРИМЕЧАНИЕ
    Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой.

    Рис. 4.6. Размеры седел клапанов: а - седло впускного клапана; б - седло выпускного клапана; I - новое седло; II - седло после ремонта
    При шлифовке выдержите размеры, указанные на рис. 4.6. Сначала шлифуется фаска под углом 20°, затем фаска под углом 45°. После шлифовки седел надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.

    41. Проверьте зазор между направляющими втулками и клапанами (рис. 4.7).
    ПРИМЕЧАНИЕ

    Рис. 4.7. Размеры клапанов и их направляющих втулок
    Зазор между клапаном и направляющей втулкой, мм:
    номинальный для впускных клапанов................0,022-0,055;
    номинальный для выпускных клапанов...............0,029-0,062;
    предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов...0,3.
    Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.

    42. Выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную направляющую втулку клапана специальной оправкой.

    43. Вставьте новую направляющую втулку клапана в специальную оправку.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    В качестве запасных частей поставляются направляющие втулки клапанов со стопорными кольцами. Направляющие втулки клапанов имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.

    44. Запрессуйте с помощью оправки направляющую втулку клапана со стороны распредвала до упора стопорного кольца в головку блока цилиндров.

    45. Разверните отверстие в направляющей втулке клапана с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм - для выпускных. После этого прошлифуйте седла клапанов, как описано выше, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

    46. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя клапана есть задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели клапанов.

    47. Осмотрите регулировочные шайбы толкателей клапанов. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.

    48. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как при многократной затяжке болты головки блока вытягиваются. Если длина болтов головки блока цилиндров превышает 135,5 мм, замените болты.

    49. Для проверки герметичности головки блока цилиндров заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки блока, переверните головку блока цилиндров камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения. Если появились течи керосина, значит, головка блока цилиндров не герметична, и головку блока надо заменить.

    50. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов»).

    51. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркировкой, предварительно смазав стержни клапанов моторным маслом.
    52. Установите нижние тарелки пружин клапанов.
    53. Установите маслосъемные колпачки (см. «Замена маслосъемных колпачков»).

    54. Замените распределительный вал, если на шейках и кулачках распредвала есть следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, оборудованных специальным инструментом и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распредвала (радиальное биение шеек не должно превышать 0,02 мм) и зазор между отверстиями опор и шейками распредвала, который не должен превышать 0,2 мм (зазор для новых деталей 0,069-0,11 мм).
    55. Установите распредвал и корпуса подшипников (см. «Замена маслосъемных колпачков»).
    56. Установите прокладки, выпускной коллектор и впускную трубу.
    57. Установите головку на блок цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).

    Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.

    Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:

    • Шестигранник или аналогичная бита с переходником для использования с воротком
    • Динамометрический ключ — в данном случае я использовал модель Ombra с диапазоном от 10 до 110 Нм, чего вполне достаточно
    • Отвертка плоская
    • Удлинитель
    • Средство для удаления прокладок

    Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109

    Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.

    1. Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
    2. Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
    3. , хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов

    В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.

    Чтобы открутить ГБЦ на ВАЗ 2109-2108, необходимо использовать мощный вороток и шестигранник, так как болты крепления ее к блоку цилиндров завернуты большим моментом силы. Всего придется отвернуть 10 болтов, которые показаны на фото ниже:

    В качестве рычага можно использовать насадку в виде обычной металлической трубы:

    Затем можно вынимать болты вместе с шайбами, как это представлено на картинке:

    И теперь можно аккуратно поднимать ГБЦ ВАЗ 2109-2108 вверх, снимая ее с блока двигателя:

    После чего нам открывается следующая картина:

    Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108

    Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.

    Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:

    Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:

    Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:

    Установка головки на место

    Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.

    Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:

    Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:

    1. Сначала моментом силы 20 Нм
    2. Второй прием моментом 75-85 Нм
    3. Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
    4. Окончательно заворачиваем на 90 градусов

    Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!



    © 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков