Как самому заменить заднюю ступицу. Как поменять передний и задний ступичный подшипник своими руками

Как самому заменить заднюю ступицу. Как поменять передний и задний ступичный подшипник своими руками

Задняя ступица предназначена для того, чтобы соединять подвижное колесо и элемент подвески - балку. Конструкцию ступицы можно сравнить с небольшим стаканом, изготовленным из металла. Во внутренней его части запрессован специальной конструкции подшипник. Очень простое устройство, но оно может доставить массу хлопот автомобилисту - при износе подшипники начинают сильно гудеть. А если своевременно не произвести замену, то шарики могут и вовсе заклинить, что приведет к блокировке колеса и резкой остановке машины - при езде на высокой скорости это приведет к аварии.

Особенности конструкции

Очень сильно отличается задняя ступица 2108 от аналогичного механизма, используемого в автомобилях «классической» серии - ВАЗ 2101-2107. Конструкция задней подвески на переднеприводных машинах довольно простая. На балке производится крепление полуоси, она чем-то похожа на устанавливаемый на передней оси. Но одно отличие - этот элемент может перемещаться в вертикальной плоскости, но осуществить поворот не получится - крепеж жесткий.

Сама ступица представляет собой небольшой металлический цилиндр, полый внутри. В него запрессовывается ролик - специальный подшипник, с помощью которого производится вращение колеса на полуоси. Причем внешний диаметр у этого подшипника такой же, как внутренний у ступицы. А диаметр внутренней обоймы такой же, как внешний у полуоси. Следовательно, посадка ступицы на полуоси оказывается максимально плотной, никаких зазоров нет. Это можно понять, всего раз разобрав элемент.

Признаки и причины неисправностей

В механизме задней ступицы 2108 чаще всего выходит из строя именно подшипник - это наиболее уязвимое место. Но иногда случаются и более специфические поломки - трещины на металлической поверхности ступицы, разрушение резьбы для болтов крепления колес. Во втором случае можно не менять полностью ступицу, достаточно нарезать новую резьбу. Но не всегда это помогает, оказывается проще приобрести и поставить новую. Поэтому, если при затяжке болтов они проворачиваются на резьбе, нужно сразу же начинать ремонт, иначе это может закончиться тем, что вы потеряете колесо.

В том случае, когда изнашивается подшипник, появляются посторонние звуки - сильный гул, нарастающий с набором скорости. Причин может быть несколько:

  1. Изначально низкое качество изделия.
  2. Недостаточное количество смазки внутри подшипника.
  3. Неправильный монтаж.
  4. Превышение допустимого ресурса.

В любом случае требуется проводить замену элемента. После того как гул достигнет своего максимума, начнет появляться вибрация - и чем сильнее износ, тем больший уровень ее будет.

Какие потребуются инструменты

Перед тем как поменять заднюю ступицу или ее подшипник, обязательно убедитесь, что у вас имеются все необходимые инструменты. Без специальных съемников осуществить демонтаж подшипника вряд ли получится. Если вы планируете поставить новую ступицу в сборе, то проблем не возникнет - в ней уже имеется новый подшипник, который установлен по всем правилам.

Но если вы покупаете все элементы отдельно, наличие съемника крайне желательно. Вам нужно иметь под рукой следующие инструменты:

  1. Домкрат - желательно подкатного типа. И обязательно надежные опоры. Если таковых нет, то можно использовать деревянные бруски.
  2. Ключ баллонный для болтов крепления колес - обычно головка на 19, 17 либо шестигранник.
  3. Плоскогубцы.
  4. Торцевую головку на 30 или накидной ключ.
  5. Отрезок прочной трубы.
  6. Молоток, зубило, выколотку.
  7. Деревянный брус или бронзовый молоток.
  8. Монтажную лопатку.
  9. Любой конструкции съемник для выпрессовки ступичного подшипника.
  10. Обязательно наличие двулапого съемника.

Это и все, также вам потребуются новый подшипник и ступичная гайка. Старую повторно использовать не рекомендуется.

Какие подшипники купить?

Цена ступицы в сборе для автомобилей ВАЗ-2108 и аналогичных моделей составляет около 1200 рублей. Подшипник обойдется примерно в 350-600 рублей (в зависимости от производителя и жадности продавца). Неплохие результаты показывают некоторые зарубежные производители подшипников, но если вы хотите качество и дешевизну, то обратите внимание на отечественные - вологодские или самарские. Первые оказываются намного качественнее, срок службы высокий. Но нужно покупать детали только у проверенных продавцов - на рынке запчастей немало китайского ширпотреба, качество которого оставляет желать лучшего.

Подготовка к снятию ступицы

Для демонтажа задней ступицы на ВАЗ-2108 или любом другом автомобиле с передним приводом необходимо выполнить подготовительные работы:

  1. Установите машину на ровной поверхности. Смотровая яма не нужна - все работы выполняются без нее.
  2. Установите под передними колесами башмаки, включите первую скорость или заднюю - это обеспечит максимальную фиксацию машины. Нельзя выжимать ручник - ведь вы будете снимать задний барабан.
  3. Извлеките защитный колпачок, чтобы добраться к ступичной гайке.
  4. Теперь нужно выпрямить буртики на гайке, используя выколотку и молоток.
  5. Установите ключ на 30 и сорвите гайку. Обязательно применяйте насадку - длинную трубу.
  6. Только после этого можно ослабить крепеж колесных болтов.

Теперь нужно поднять ремонтируемую сторону машины и приступать к демонтажу ступицы.

Как снять ступицу

Для того чтобы демонтировать заднюю ступицу, вам нужно выполнить такие манипуляции:

  1. Снять тормозной барабан, выкрутив две направляющих шпильки. Если барабан не поддается, необходимо вкрутить эти направляющие в соседние отверстия или аккуратно, используя проставку, обстучать его сзади.
  2. Полностью выкрутите гайку крепления ступицы, не забудьте про шайбу, расположенную под ней.
  3. При помощи трехлапого съемника демонтируете ступицу. Но можно воспользоваться более простым способом - поставить колесо обратной стороной и резко дергать его.
  4. Если на полуоси осталась внутренняя обойма подшипника, ее нужно извлечь с помощью двулапого съемника.

Вот и все, теперь можно ставить новую заднюю ступицу в сборе. Но если вам требуется заменить только подшипник, нужно старый демонтировать и вместо него поставить новый.

Снятие и установка подшипника

Для того чтобы снять подшипник, вам нужно:

  1. При помощи специальных щипцов снять стопорные кольца.
  2. Извлечь старый подшипник. Для этого можно использовать любой способ - при помощи съемника, молотком и оправкой.
  3. Тщательно очистить внутренние поверхности - если имеются зазубрины, нужно от них избавиться.
  4. Установите новый подшипник, используя съемник. Если забивать молотком, то можно повредить сальник. Заднюю ступицу желательно прогреть, но не более чем до 50-60 градусов.
  5. Установите стопорные кольца - обязательно проверьте, чтобы они попали в канавки.

После всех этих манипуляций произведите сборку всего узла. Затянув ступичную гайку, загните буртики, чтобы она не выкрутилась.

Предполагается, что ступичные подшипники легкового автомобиля весьма надёжны, и для полного износа они должны пройти как минимум 100 тыс. км. Но с учётом того, что наши дороги не отличаются высоким качеством, менять эти подшипники приходится через каждые 50 тыс. км, а то и чаще. О том, как самостоятельно произвести замену подшипника задней ступицы на автомобиле ВАЗ 2109, мы и расскажем в этой статье.

Назначение и расположение

Подшипник ступицы заднего колеса

Ступичный подшипник - важнейший элемент ходовой части автомобиля, от которого зависит безопасность пассажиров и водителя. Если хотя бы один из ступичных подшипников выйдет из строя, автомобиль может стать неуправляемым, так как одно из колёс перестанет нормально вращаться. В автомобилях ВАЗ 2109 используются радиальные шариковые ступичные подшипники. Этот подшипник напрессовывается на заднюю полуось, добраться до него можно, только сняв колесо.


Ступичный подшипник обозначен цифрой 4

Причины поломки подшипника задней ступицы

  • Подшипник вышел из строя, полностью выработав свой ресурс (после чего возникла так называемая усталость металла).
  • Подшипник разрушился из-за попадания в него песка и грязи, которая начала действовать как абразивный материал, что и привело к частичному или полному истиранию деталей подшипника.
  • Одно из колец подшипника раскололось из-за сильного удара (который возникает, когда колесо на большой скорости попадает в глубокую выбоину на дороге).
  • Гайка на ступице затянута слабо. Это ведёт к возникновению люфта, который постепенно разрушает элементы подшипника.

Признаки неисправности ступичного подшипника

  • При движении одно из задних колёс издаёт характерный гул, который с увеличением скорости переходит в вой.
  • На заднем колесе появляется ощутимый люфт (который можно легко обнаружить, поддомкратив колесо и подвигав его руками от себя и к себе).
  • Поддомкраченное заднее колесо, раскрученное вручную, вращается с характерным гулом, который иногда может сопровождаться звяканьем шариков, перекатывающихся в разбитом подшипнике (а колесо с исправным подшипником вращается почти бесшумно).

Расходные материалы и инструменты для замены

  1. Новый подшипник задней ступицы ВАЗ 2109.
  2. Комплект рожковых ключей.
  3. Комплект торцовых головок с воротком.
  4. Жидкость для снятия ржавчины WD-40.
  5. Съёмник для ступичных подшипников.
  6. Круглогубцы для снятия стопорных колец.
  7. Противооткатные башмаки.
  8. Домкрат.

Последовательность действий

  1. Гайка ступицы ослабляется с помощью торцовой головки на 30 и воротка. После этого головкой на 22 слегка ослабляются крепёжные болты на колесе.
  2. Под передние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, в автомобиле включается первая передача. После этого заднее колесо с неисправным подшипником поддомкрачивается и снимается.
    Видна крышка тормозного барабана
  3. С помощью рожкового ключа на 12 откручиваются 2 шпильки на тормозном барабане, после их извлечения с помощью ключа на 13 снимается и сам барабан.
    Снимается с помощью торцовой головки на 12
  4. После снятия барабана открывается доступ к ступичной гайке. Она выкручивается.
  5. Теперь с помощью съёмника снимается сама ступица.
    Снимается с помощью съёмника
  6. Внутри ступицы есть стопорное кольцо. Оно извлекается с помощью круглогубцев.
  7. После удаления колец открывается доступ к неисправному подшипнику. Он извлекается с помощью съёмника.
    Для этого используется съёмник или труба
  8. Тем же съёмником на его место запрессовывается новый ступичный подшипник, после чего производится обратная сборка ступицы и колесо устанавливается на место.
    Над оранжевым подшипником видно стопорное кольцо

Видео: Как снять и заменить на ВАЗ 2109

Важные моменты

  • Ступичная гайка на ВАЗ 2109 закручивается очень сильно, а кроме того, она часто бывает покрыта ржавчиной. Может потребоваться огромное усилие, чтобы стронуть её с места. В такой ситуации помочь может жидкость WD-40. Если этой жидкости под рукой нет, гайку можно обильно полить маслом и подождать 10 минут.
  • Далеко не у каждого автовладельца под рукой есть съёмник для ступичных подшипников. В этом случае для извлечения подшипника можно воспользоваться молотком и обрезком стальной трубы подходящего диаметра (около 4,5 см). Главное при этом - не повредить трубой внутреннюю поверхность ступицы. Если после выпрессовки там останутся царапины и выбоины, новый подшипник быстро выйдет из строя.
  • При обратной сборке ступицы особое внимание следует уделить затягиванию ступичной гайки. Если она будет затянута слабо, возникнет люфт, который вновь приведёт к износу подшипника. Поэтому с торцовой головкой на 30 следует использовать самый длинный вороток, чтобы усилие при затягивании ступичной гайки было максимальным.

Замена ступичных подшипников - процедура, с которой рано или поздно столкнётся каждый владелец «девятки». Вопрос только в том, будет ли он готов к этому. Если водитель предпочитает ремонтировать свою машину самостоятельно, то имеет смысл приобрести в магазине съёмник для ступиц и подшипников. Этот нехитрый инструмент значительно облегчит работу, а также сэкономит автовладельцу массу времени и нервов.

Ходовая система выполняет множество функций, главная из которых - обеспечение управляемости автомобиля. Чтобы машина была маневренной и безопасной, она укомплектовывается специальным поворотным кулаком и ступицей между осями. Для того чтобы они были максимально надежными, в их состав входит по два подшипника. Обе запчасти могут отличаться по размерам и стоимости, однако их конструкция остается неизменной. И передняя, и задняя деталь имеют конусообразную форму. Хотя некоторые автолюбители утверждают, что задний подшипник ступицы более прост в эксплуатации, чем передний. Чтобы окончательно выяснить ответ на этот вопрос, в сегодняшней статье мы рассмотрим все особенности данной детали.

Сначала давайте разберемся в конструкции данного элемента. Как мы уже выяснили, задний подшипник ступицы имеет конусообразную форму. Так вот - крепится он к оси при помощи специальной упорной гайки или шайбы. Чем сильнее будет затянута данная деталь, тем плотнее будут прижиматься ролики. Благодаря этому можно исключить возможность люфта механизма.

Так почему же подшипник задней ступицы более прост в эксплуатации?

Конструкция передней и задней детали весьма похожи между собой, однако тут есть свои отличия. Дело в том, что подшипник задней ступицы не имеет поэтому он более прост в эксплуатации. Сейчас на автомобили устанавливают несколько типов данных деталей:

  • радиальные шариковые подшипники (чаще всего для машин с зависимой подвеской);
  • конические (для независимой).

Первые механизмы отличаются от вторых тем, что не имеют возможность регулировки по степени прижатия роликов к обоймам. Стоят они намного дешевле, да и приобрести их можно абсолютно в любом городке.

Почему задний подшипник ступицы выходит из строя?

Часто случается так, что данная деталь выходит из строя из-за попавшей в ее корпус дорожной пыли. Это может происходить из-за вытекшего масла, но чаще всего так случается из-за того, что на ступицу попадает вода. Ну а от наезда на лужу не застрахован никто. Вот и получается, что лучше всего иметь у себя в багажнике еще пару-тройку таких деталей, чтобы в один прекрасный момент не поехать домой на эвакуаторе. Но иметь при себе комплект новых деталей - это еще полдела. Нужно еще знать, как поменять подшипник задней ступицы. Поэтому ниже мы приведем небольшую инструкцию по снятию и установке данной детали.

заднего колеса - поэтапный процесс

Сначала снимаем защитный колпачок гайки крепления ступицы и опускаем затяжку болтов колеса и самого механизма. После этого берем домкрат и поднимаем машину на 5-10 сантиметров. При этом не стоит забывать о дополнительных опорах. Далее включаем первую передачу и кладем подложки под передние колеса. Затем снимаем колесо, и колодки. Далее при помощи съемника демонтируем ступицу с цапфы и внутреннюю обойму подшипника. Следующим этапом будет извлечение стопорного кольца и затем самого подшипника. Все механизмы тщательно промываются, и в ступицу впрессовывается новая деталь. Задний подшипник ступицы устанавливается в обратном порядке.

Подшипник задней ступицы – это очень важный элемент механизма вращения заднего колеса. Основная задача подшипника заключается в том, чтобы он бесперебойно обеспечивал вращение колеса. В данной статье мы рассмотрим как заменить подшипник задней ступицы своими руками, да бы не обращаться на станцию технического обслуживания, где возьмут за работу нормальные деньги.

Когда в районе задних колес появляется неприятный стук, в основном на неровностях или мелких ямах, а на ровной дороге характерный гул – это сообщение для автомобилиста, что подшипник задней ступицы неисправен и требует замены. Не рекомендую затягивать с ремонтом, так как данная поломка может потянуть за собой остальные узлы и агрегаты автомобиля.

Видео. Регулировка подшипников задней ступицы своими руками

Отметим, что в предыдущей статье мы рассматривали , его работу и замену своими руками. Из-за неправильной регулировки холостого хода, в автомобиле возникают проблемы с повышенным расходом топлива, поэтому рекомендую обратить внимание на данную статью.

Как определить, нужна ли замена подшипника ступицы заднего колеса?

Основная причина поломок подшипника задней ступицы – это наши, самые любимые, отечественные дороги, которые находятся просто в ужасном состоянии. Дорожные бугры и ямы просто выбивают подшипник, он быстро приходит в неисправное состояние. Еще одна, довольно популярная в последние годы причина – это материал низкого качества, из которого изготовляют подшипник. Самостоятельная замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобиле – это довольно простой ремонт, который можно выполнить в гаражных условиях.

Видео. Установка подшипников ступицы заднего колеса своими руками

Как же определить, точно ли проблема в подшипнике задней ступицы? Все очень просто, нужно приподнять домкратом ту сторону, откуда произносится стук или гул, взять колесо руками и раскачивать. Таким образом мы проверим люфт колеса и если он будет обнаружен, требуется незамедлительная замена. Неисправный подшипник может повредить остальные элементы системы в ступице.

Ступичный подшипник является одним из важных компонентов ходовой части автомобиля. Рано или поздно перед каждым автовладельцем встает вопрос о необходимости замены этого элемента по причине его выхода из строя или окончания эксплуатационного ресурса. Следует разобраться, как диагностировать неисправность заднего подшипника ступицы на ВАЗ-2110 и правильно заменить его.

Производитель рекомендует менять эти детали каждые 100 тыс. километров, пройденных автомобилем, но лишь в редких случаях они расходуют свой ресурс полностью. Гораздо чаще они приходят в неисправное состояние примерно в 1,5-2 раза быстрее. Во многом скорость износа зависит от дорожных условий, в которых эксплуатируется машина, а также от манеры вождения ее хозяина. Естественно, что очень многое зависит и от качества самого подшипника.

Признаки неисправности


Ступичный подшипник обладает большим запасом прочности, но поскольку нагрузки, постоянно испытываемые им при движении, очень велики, рано или поздно он изнашивается до такой степени, что теряет работоспособность. Затягивать с заменой неисправного ступичного подшипника не следует, так как это грозит тем, что он развалится во время движения. Это неминуемо приведет к мгновенной блокировке колеса, что при движении на достаточно большой скорости очень часто становится причиной серьезной аварии.


Если даже повезет не попасть в ДТП, эксплуатация машины с нерабочим подшипником ступицы постепенно приведет к выходу из строя всей стойки, а ее замена – процесс куда более сложный и дорогой.

О неисправном состоянии ступичного подшипника можно судить по появлению посторонних звуков во время движения – стуков или гудения со стороны, где расположена неисправная деталь, которые через некоторое время, если не принять никаких мер, переходят в вибрацию, отдающую и в руль, и в кузовную часть. Этот признак уже таит серьезную угрозу – если дело дошло до вибрации, в течение ближайшего времени можно ожидать развала «убитого» подшипника со всеми связанными с этим проблемами.

Порядок диагностики

Самостоятельная проверка ступичного подшипника производится в следующем порядке. Следует, по очереди поддомкрачивая левую и правую сторону транспортного средства, раскручивать колеса.

Найдя колесо, издающее гул при вращении, его следует покачать в разных направлениях. Как правило, быстро обнаруживается люфт. В некоторых случаях это вызвано слабо затянутой гайкой ступицы. Чтобы исключить такой возможности, ее следует подтянуть при помощи динамометрического ключа и законтрить. Если люфт и посторонние шумы не исчезли – ступичный подшипник следует заменить.

Поскольку ВАЗ-2110 с производства уже довольно давно снят, находиться на гарантии он не может. Не оснащен этот автомобиль и слишком сложной электроникой, в отличие от многих иномарок. Поэтому, обладая нужным инструментом и некоторыми навыками, заменить ступичный подшипник на «десятке» можно и самостоятельно.

Выбор новой детали

Купить новый ступичный подшипник сейчас не составляет никаких трудностей, но, поскольку выбор любых деталей очень богат, определиться с производителем бывает нелегко. Можно посоветовать отдать предпочтение элементу, произведенному на территории России. Качество подшипников, произведенных в Китае, уступает отечественным, и от их покупки следует воздержаться.

Порядок замены

Следует учесть, что гайка ступицы затянута очень туго, и сдвинуть ее с места тяжело. Чтобы облегчить эту задачу, можно использовать в качестве рычага металлическую трубу. Также могут пригодиться зубило и монтировка – лучше держать их поблизости. Очень хорошо, если производить самостоятельную замену этого элемента в первый раз поможет опытный автомобилист.

Выполняется эта процедура в следующем порядке. В первую очередь автомобиль следует поставить в гараж, оборудованный смотровой ямой. Если такой возможности нет, то нужно найти ровную площадку для производства ремонтных работ. Затем рычагом КПП включить первую передачу, а под передние колеса поставить противооткатные упоры (подойдут и обычные кирпичи). Сделав это, при помощи ключа-«баллонника» следует несколько ослабить колесные болты и приподнять сторону, на которой будет меняться ступичный подшипник, домкратом.


Затем крепежные болты выкручиваются до конца, и колесо снимается с оси. Отворачиваются направляющие штифты, и тормозной барабан снимается.


Если не получается сделать это сразу, следует взять молоток и, прикладывая к барабану небольшую дощечку, обстучать его по окружности.

Если обстукивание не дало результата, можно попробовать завернуть штифты на свое место – иногда барабан после этого отходит. В случае, если все методы оказались неэффективными, деталь нужно демонтировать при помощи съемника, однако при этом существует серьезный риск его повреждения. Если такое случится, тормозной барабан также потребуется заменить на новый.

Ступичная гайка откручивается при помощи торцевого ключа и (при необходимости) металлической трубы.


Гайка ступицы снимается с цапфы при помощи съемника


Можно попробовать снять ступицу и без съемника. Для этого нужно снятое колесо вновь поставить на место, а затем резко дернуть (но не нужно слишком усердствовать, иначе автомобиль сорвется с домкрата)


В случае удачи подшипник снимается вместе с внутренним кольцом. Если же оно осталось на месте, то с целью его демонтажа нужно воспользоваться маленьким съемником.


Если кольцо застряло, то его нужно сдвинуть при помощи зубила и монтировки, после чего воспользоваться стяжным съемником.


Стопорное кольцо снимается при помощи специальных щипцов или же плоскогубцев, после чего сбивается пыльник (его можно не снимать, если подшипник будет демонтироваться методом выбивания).


Затем подшипник выпрессовывается (или же попросту выбивается).


Старый смазочный материал следует удалить, заложив на его место новый. Затем производится запрессовка нового подшипника (по правилам это положено делать при помощи съемника, но в случае его отсутствия подойдет и наружная обойма заменяемого элемента).



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков