Как работает регулятор тяги для твердотопливных котлов – виды, принцип работы, преимущества. Почему возникает обратная тяга в дымоходе и как правильно поправить ситуацию Регулировка тяги

Как работает регулятор тяги для твердотопливных котлов – виды, принцип работы, преимущества. Почему возникает обратная тяга в дымоходе и как правильно поправить ситуацию Регулировка тяги

02.07.2020

От тяги в дымоходе зависит работа обогревающих устройств, а также безопасность жителей домов с печным отоплением. Устранение возможных неполадок поможет вам чувствовать себя в своём жилище комфортно и уверенно. Увеличить или отрегулировать показатель давления можно своими руками.

Полезная информация о тяге в дымоходе

Все жители загородных или частных городских домов знакомы с таким понятием, как тяга в дымоходе. А знают ли они суть этого термина?

Если немного отойти от сухой научной терминологии, то тягу можно определить как естественное явление, при котором воздух двигается от одной области в другую, а именно - от воздушной зоны с повышенным давлением в зону с пониженным давлением. Всё это происходит при помощи вентиляционного устройства - специального канала в дымоходе.

Используя такой процесс аэродинамики, человечество стало пользоваться каминами, печами, котлами, обогревая своё жилище при помощи разных видов топлива - угля, дров, торфа и др.

От правильно спроектированного и построенного дымохода и, соответственно, от хорошей тяги зависит:

  • качество обогрева помещения;
  • уменьшение затрат на топливо;
  • безопасность нахождения в постройках с собственным отоплением.

Что влияет на величину

Существуют три группы факторов, которые обязательно нужно учитывать при сооружении и проверке дымохода.

Внутридомовые моменты

Ряд факторов, внутри помещения, могут существенно влиять на наличие/отсутствие тяги и её силу:

  1. Материал, из которого возведено здание.
  2. Средняя температура в помещении.
  3. Максимальный объём воздушного пространства в жилище.
  4. Количество человек, постоянно находящихся внутри жилья.
  5. Присутствие внутренних источников, дополнительно потребляющих кислород (калориферы, обогреватели, плиты и пр.).
  6. Регулярность поступления свежего воздуха (проветривание, вентиляция).

Внешние факторы

Существуют другие факторы, которые определяют тягу дымохода, и находятся они вне отапливаемого помещения. Речь идёт о температуре внешней среды, атмосферном давлении, влажности, направлении ветра. Такое явление, как смена температур в течение дня также может оказывать влияние на тягу - из-за перемещения холодных и тёплых слоёв воздуха.

Сложности с тягой появляются от разных причин, некоторые можно просто не заметить. Например, проблемы с выходом воздуха через дымоход могут возникнуть, если труба находится намного ниже конька здания или высоких близрастущих деревьев.

Особенности конструкции дымохода

Тяга может быть разной в зависимости от конструкторских характеристик дымохода:

  • высота;
  • наличие утепления;
  • герметичность;
  • место расположения (внутренний/внешний);
  • протяжённость;
  • присутствие/отсутствие неровностей или шероховатостей и др.

Управлять тягой в помещении необходимо и возможно, используя «рычаги» первых и третьих факторов (внутридомовых и конструкторских). Природные изменения, естественно, от человека не зависят.

Держать под контролем тягу в дымоходе - обязательное условие безопасного и комфортного проживания в собственных помещениях. Если тяга очень слабая, то практически невозможно разжечь печь и обогреть жилище.

При обратной тяге происходит «забрасывание» газов, образующихся в результате горения, в жилое помещение, а не на воздух через трубу. Это очень опасно для здоровья и жизни человека!

При очень сильной тяге всё тепло стремительно вытягивается через каналы дымохода наружу, не успев прогреть отапливаемое помещение до нужной температуры.

Почему появляется обратная тяга

Слабая тяга может стать базой для формирования обратной тяги. Как можно распознать, что с тягой не всё благополучно?

Об этом «говорят» моменты, которые можно констатировать невооружённым взглядом: много дыма в печи, копоть на дверце, внутридомовое поступающее движение дыма. Другими словами, дым, гарь от сгораемого топлива не уходит в трубу по дымоходу, а стремится попасть в жилое помещение при открытой дверке и сквозь щели.

Причины возникновения обратной тяги:

  1. Конструкторские недоработки дымохода. Низкая труба - повышенный риск появления обратной тяги. Чем выше труба, тем лучше идёт процесс вытягивания отработанных газов и дыма. Оптимальная высота трубы - около пяти метров .
  2. Соответствие диаметра трубы параметрам печного устройства. Для мощной печи требуется дымоход с трубой немаленького сечения. Но здесь очень важна мера, т. к. использование слишком широкой трубы сделает процесс топки нерентабельным (весь тёплый воздух в буквальном смысле будет улетать в трубу). Недопустимо применение в дымоходе нескольких труб с разным сечением!
  3. Использование негладких труб. Неровности, сколы, шероховатости и т. п. – препятствие для хорошей тяги. Со временем отверстие дымохода может сужаться из-за налёта сажи и других элементов горения и затруднять процесс растопки печи, её нормальное функционирование.
  4. Нарушение/отсутствие вентиляции. Сквозняки, открытые окна в помещениях, находящихся выше топки, не помогают процессу горения топлива, а искажают его, делая бесполезным и небезопасным.

Каналы дымохода, выполненные из металла, во многом уступают кирпичным трубам. Быстрый нагрев и такое же стремительное остывание не идут на пользу отопительной системе в целом и дымохода, в частности.

Обратная тяга может появиться и по объективным, не зависящим от человека, причинам. Сильные порывы ветра, дождливая, пасмурная погода с высокой влажностью - неблагоприятные моменты в плане образования проблем с тягой.

Существует такой термин, как временная обратная тяга. Что это? В этом случае стоит говорить о нарушениях тяги временных, на несколько дней. После определённого периода тяга вновь входит в норму.

Временная обратная тяга может случиться из-за холодного помещения, длительное время неотапливаемого. Очень холодный воздух, скопившийся в трубе дымохода, мешает быстрому разгоранию топлива. Поэтому дым может «выталкиваться» из дымохода в жилище, баню или другое помещение с печкой или камином.

Устранить холодный воздух в дымоходе очень легко - прогрейте трубы при помощи сжигания в печи обычных газет, обоев, бумаги. Главное, чтобы эти материалы были хорошо просушены.

Если же проблемы с тягой можно фиксировать постоянно или с определённой периодичностью, то необходимо принять меры по устранению плохой тяги.

Проверка силы

Прежде чем бросить силы на борьбу с плохой тягой, удостоверьтесь, что тяга действительно оставляет желать лучшего.

Проверить тягу можно при помощи специальных приборов или самостоятельно. Простые способы фиксирования тяги:

  1. Зажгите бумажный лист, дайте ему немного погореть. Поднеся к печи или камину, потушите бумагу и понаблюдайте за направлением дыма. Если он направляется к трубе - хорошая тяга, отклоняется в обратную сторону - обратная тяга, если сохраняет «прямолинейность» - тяга отсутствует. Подобные манипуляции можно проделать с тонкой папиросной или туалетной бумагой, не поджигая её.
  2. Если в доме есть курильщики, то проследите за направлением от дыма сигарет или от пламени спички, зажигалки вблизи камина или печи. Выводы делайте аналогично первому пункту.
  3. Пламя обычной свечи тоже может помочь в определении тяги в жилище.
  4. Карманное зеркальце, поднесённое к топке и покрывшееся конденсатом, может говорить о проблемах с удалением дыма из печи.
  5. О наличии слишком большой тяги, уносящей полезное тепло из помещения, свидетельствует слышимый гул в печи - громкое гудение.
  6. Цвет огня в топке может стать показателем разной тяги. Золотистый оттенок - хорошая тяга, белое пламя - чрезмерная тяга, красный колер и чёрный дым - плохая тяга, высокая вероятность обратной тяги.

Анемометр - прибор, знакомый многим людям советского периода. С помощью этого устройства можно было замерить тягу дымохода. Нормальными считались показания в пределах 10–20 Па. Недостатки прибора в его невысокой точности при силе ветра менее одного метра в секунду.

Современная промышленность предлагает достаточное количество устройств для измерения тяги, есть приборы, фиксирующие тягу на входе и выходе дымохода.

Способы устранения неполадок

Если вы констатировали неполадки с тягой, то, конечно, их нужно как можно быстрее устранить.

Выбор средств для борьбы с плохой или обратной тягой зависит от причин, приведших к анормальной работе дымохода.

Чистка трубы

Один из распространённых методов улучшения тяги - чистка трубы. Топливо, сгорая в печи, выделяет различные субстанции, которые оседают на внутренней поверхности дымохода. Сажа хорошо прилипает к трубам, если они неровные или изогнуты.

Как почистить дымоход, чтобы появилась хорошая тяга?

Прежде всего, действуя чисто механически. Каналы дымохода можно сделать более широкими, избавившись от налёта, следующими способами:

  1. Приготовив около одного ведра картошки, очистите её и нарежьте. Подойдут и картофельные очистки. Побрасывайте понемногу в топку и ждите. При сгорании картофель выделит крахмал, который станет средством, способным размягчить нагарные образования. Мягкие куски сажи отпадут сами, а накрепко прилипшие придётся удалять механическим способом.
  2. Дрова из осины. Протопите печь двумя-тремя поленьями. Они очень сильно разогреют трубы дымохода и помогут избавиться от нагара. Но этот способ требует особой осторожности, т. к. вероятность пожара будет очень высока (может загореться сажа).
  3. Каменная соль. Этот метод больше подходит для профилактики. Соль, добавленная в момент топки, улучшает состояние дымоходных труб.
  4. Ёршик для труб. Тяжёлый груз прикрепляют к ёршику, подвешенному на стальной канат, и опускают в дымоходные отверстия. Опуская и поднимая эту конструкцию, можно вынудить сажевые образования слетать со стенок труб и падать в печь. Из топки эти фрагменты потом извлекаются.

Вторая группа противосажевых мероприятий построена на применении химических средств. Самые востребованные химикаты для очистки дымохода – «Полено-трубочист», «Коминичек». К углям, образованным в процессе топки печи или камина, добавляют согласно инструкции химические средства и продолжают топить. После прогорания всего топлива желательно оставить угли, т. к. они продолжают «работать» в плане очистки дымохода (по крайней мере, так советуют производители).

Не верьте злопыхателям, которые говорят об обязательном возгорании сажи при использовании химического метода. Этот способ не представляет никакой опасности, т. к. полезное действие идёт за счёт химических реакций, а не благодаря сверхвысоким температурам горения реагента.

Следует особо сказать о соблюдении мер безопасности при проведении всех работ, касающихся дымохода. Не устраняйте проблемы с дымоходом в ветреную погоду! Старайтесь пользоваться страховочными устройствами во время проведения работ на высоте!

Устранение конструкционных неполадок

При выявлении тех или иных особенностей конструкции дымохода, которые негативно влияют на силу тяги, следует внести коррективы для их устранения. К таким действиям стоит отнести:

  • демонтаж нескольких разрозненных труб и установка единого канала дымохода;
  • надстройка трубы на крыше до необходимой высоты;
  • утепление элементов дымохода и т. д.

Обустройство вентиляции

В некоторых случаях тяга может улучшиться, если не допускать сквозняков в доме или бане. Помочь при проблемах с тягой можно монтажом вентиляционных устройств на окна.

При отсутствии должного эффекта после всех вышеописанных методов, следует взять на вооружение современные устройства для улучшения тяги в дымоходе.

Установка приборов

Для улучшения работы дымохода лучше всего воспользоваться специальными устройствами, позволяющими регулировать и контролировать тягу. Такие устройства можно купить в магазине или сделать своими руками.

Специальные устройства для регулирования

Современные приборостроители позаботились о выпуске специальных устройств, регулирующих тягу в дымоходе:

  1. Регуляторы. Их устанавливают на выходной патрубок дымохода для нормализации тяги в отопительной системе, а также в качестве средства, влияющего на коэффициент полезного действия отопления.
  2. Дефлекторы. Такие приборы закрепляют на дымоходе с внешней части. Улучшение скорости тяги осуществляется благодаря тому, что диаметр этого устройства гораздо больше трубы дымохода, и, значит, в нём возникает область низкого давления при обтекании его потоками воздуха.
  3. Дымоходный флюгер. Представляет собой особую конструкцию, которая выполняет сразу несколько функций: улучшает тягу, защищает трубу от дождевых каплей и снежных вихрей. Действие устройства сходно с работой дефлектора скорость тяги нормализуется за счёт уменьшения внешнего сопротивления воздуха.
  4. Дымовой вентилятор. Пользуется большой популярностью среди владельцев домов с отопительной системой. Искусственный воздушный вихрь создаётся внутри дымохода благодаря работе вентиляционной системы, для подключения которой нужно электричество. Соблюдение всех необходимых мер безопасности - обязательное условие монтажа и эксплуатации такого прибора для улучшения дымоходной тяги.

Все устройства, устанавливаемые на трубу дымохода для улучшения тяги, требуют обязательного контроля, особенно в зимний период. Это связано с тем, что дополнительные приборы, прикреплённые к дымоходу снаружи, могут забиться, обледенеть (зимой) и тем самым воспрепятствовать нормальной работе дымохода. Закупорка, полученная «при участии» устройств, может стать причиной возникновения обратной тяги и проникновения угарного газа в жилые помещения.

Не забывайте регулярно осматривать вместе с дымоходом и приборы, помогающие увеличить тягу.

Фотогалерея: устройства для регулирования тяги

Самое распространённое устройство среди пользователей печного отопления Такой прибор особенно актуален для улучшения работы печей и каминов Полезное и красивое устройство Установив такой прибор, вы можете повысить работы всей отопительной системы

Самостоятельное устранение проблем

Попробуем своими руками сделать процесс топки безопасным и эффективным. Наиболее распространённый способ борьбы с накоплениями сажи в трубах - ёршик с грузилом.

Чистим трубу ёршиком

Для начала подготовим всё необходимое:

  1. Жёсткий ёршик из щетины. Диаметр этого приспособления подбирается с учётом сечения трубы (от пятидесяти до трёхсот миллиметров).
  2. Тонкий металлический трос (можно заменить на очень прочный канат или верёвку).
  3. Груз для подвешивания к ёршику.

Не приступайте к работе, если на улице сильный ветер или слишком большая влажность. Постарайтесь продумать и воспользоваться надёжной страховкой, чтобы обезопасить себя от непредвиденных случаев.

Ёрш утяжеляют при помощи грузила, прикрепив его к нижней части устройства. Сам ёршик привешивают на трос. Все крепления должны быть особенно надёжны, иначе конструкция распадётся и вам придётся производить дополнительные действия - по «выуживанию» их из трубы.

Сначала прочищают все отверстия дымохода ревизионные, а потом приступают к чистке самой трубы. Делая несколько движений вверх и вниз, вы сможете избавиться от сажи, которая из трубы будет падать в печь. Лучше всего, если около печи будет находиться кто-то ещё, чтобы сигнализировать об эффективности и о времени прекращения работы.

Заканчивать очистку трубы следует тогда, когда сажа перестанет сыпаться.

Почистить трубу можно и при помощи подручных средств, о чём снято немало видеороликов.

Видео: чистим трубу подручными средствами

Выбор устройств для регуляции

Рассмотрим некоторые характерные признаки и способы применения приборов для контроля и регулировки тяги.

Такие сооружения устанавливают на дымовую трубу (в самую её верхнюю часть) для создания препятствий потокам воздуха. Интенсивность силы ветра заметно падает при встрече с такими устройствами, поставленными на трубу. Дым выходит через канал «на волю» благодаря попаданию в трубу слабых воздушных потоков. Эти потоки «зацепляют» отработанные газы и «выталкивают» их наружу.

Дефлекторы исключают вероятность засорения трубы, а также выполненные со вкусом, заметно улучшают внешний вид всей постройки.

Существует несколько видов дефлекторов:

  • ЦАГИ;
  • круглый Вольперта;
  • Григоровича;
  • в форме тарелки;
  • в виде буквы Н;
  • вращающийся;
  • флюгер.

Практически все эти устройства делают из нержавейки, в редких ситуациях - из меди. Используя кронштейны, хомуты, болты, уплотнительную ленту, дефлектор прикрепляют к трубе дымохода. Некоторые устройства снабжены также дополнительными функциями: для гашения искр (чтобы устранить возможное возгорание кровли), для контроля температуры выходящего воздуха (в этом случае датчик срабатывает, если не выходит горячий воздух и существует вероятность обратной тяги).

Недостатки использования дефлекторов - в их минимальной эффективности в безветренную погоду.

Фотогалерея: виды дефлекторов

Самый распространённый прибор для улучшения тяги Такое устройство можно приобрести в специализированных магазинах Выбор устройства зависит от конструкционных особенностей труб и ваших предпочтений

Ротационные устройства

Турбины, установленные в оголовке дымохода, используют энергетические возможности ветра. Воздушные потоки приводят в движение вращательную насадку (она двигается всегда в одном направлении), и тем самым происходит разрежение воздуха вблизи дымохода. Исключается полностью попадание внутрь дымохода с ротационной трубой любых посторонних предметов и осадков.

Ротационные трубы обладают большим минусом, подобным работе дефлектора. Их применение в безветренный день малоэффективно.

Регуляторы тяги

Такие приборы - настоящая находка для жителей загородных домов, любителей бань и каминных посиделок. Эти устройства прикрепляют к дымоходу котла. Они снабжены металлической пластиной с грузом, который уравновешивает её с одной стороны. Когда тяга хорошая, то металлическая пластина не препятствует свободному доступу воздуха в дымоход. При слабой или обратной тяге металлическая пластина служит своеобразным ступором.

Диапазонные границы для тяги устанавливает сам потребитель, обычные параметры - 10–35 Па.

Устройство работает абсолютно автономно, ему не требуется подача электрического тока.

Как можно увеличить тягу своими руками: самодельные приборы

Перед тем как приступить к сооружению дефлектора самостоятельно, взвесьте свои силы, просмотрите имеющиеся материалы и только потом приступайте к делу.

Чертежи и схемы

Для создания дефлектора своими руками необходимо использовать схемы и чертежи. Можно воспользоваться готовыми, в большом количестве представленные в интернете, а можно сделать самим, опираясь на данные готовых схем и чертежей.

Фотогалерея: готовые схемы приборов для тяги

В интернете можно найти хорошее подспорье для сооружения прибора Внимательно изучите схемы приборов и выберите подходящий для вас На схеме видно устройство данного прибора улучшения тяги На схеме изображены комплектующие узлы этого устройства

Если вы решили проверить себя и заодно сэкономить, вооружитесь измерительными приборами для определения внутреннего диаметра дымохода. В зависимости от этой величины можно, ориентируясь на таблицу, определить необходимые параметры высоты дефлектора и ширины диффузора.

При внутреннем диаметре 120 мм, эти параметры соответственно 144/240, для диаметра 140 мм - 168/280; если внутренне сечение 200, то 240/400; для сечения в 400 мм понадобится высота дефлектора -480 мм, а ширина диффузора - 800 мм.

Вычислить необходимые параметры (под конкретный диаметр трубы) можно и самим, воспользовавшись несложными вычислениями. Для определения ширины диффузора внутренний диаметр трубы нужно умножить на 1,2; ширину зонта для защиты считаем -1,7 х d; общую высоту конструкции узнаем, если умножим величину внутреннего сечения на 1,7.

Получив все размеры, строим чертежи для более точного выкраивания. Рисуем схемы на листе ватмана или на оборотной стороне оставшихся кусков обоев.

Лучше всего построить чертёж в натуральную величину. Чтобы при раскрое просто приложить вырезанные бумажные детали к стальному листу и не заниматься перерасчётом данных с учётом масштаба чертежа.

Запасаемся материалами и инструментом

Всё необходимо нужно приготовить заранее, чтобы в ходе работы не отвлекаться.

Нам потребуется для изготовления дефлектора:

  • оцинкованный лист толщиной не менее полумиллиметра, можно использовать и нержавеющую сталь;
  • ножницы по металлу;
  • дрель с разными свёрлами;
  • устройство для постановки заклёпок;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • хомуты, гайки, болты;
  • маркер (для перевода чертежа на металлический лист).

Предварительный этап

Подготовительная работа заключается не только в вычерчивании деталей устройства, но и в вырезании их и примерке. Все бумажные элементы скрепляют при помощи скрепок или степлера и прикладывают друг к другу. Если всё подходит, то можно осторожно убрать закрепки и расправить шаблоны.

Не стоит халатно относиться к процессу создания дефлектора, постарайтесь подумать о своей безопасности. Чтобы не поранить руки и для защиты глаз, воспользуйтесь приготовленными заранее перчатками и специальными очками.

Приступаем к работе

Итак, всё на месте, можно приступать!

Пошаговое описание последовательности действий поможет вам:

  1. Переводим вырезанные из бумаги детали на оцинкованный лист. У нас должны получиться развёртки следующих элементов: колпака, диффузора, внешнего цилиндра и стойки.
  2. Используя ножницы по металлу, аккуратно вырезаем все составляющие компоненты дефлектора. В местах срезов металл загибают плоскогубцами на полумиллиметровую толщину и «проходятся» молотком.
  3. Заготовки диффузора, колпака и цилиндра сворачивают и просверливают отверстия для крепежа (если используются болты). Выполняют соединения при помощи заклёпок или болтов, в исключительных случаях можно применить сварку (полуавтомат).
  4. Для крепления колпака приготавливаем 3–4 полосы из металла. Размеры полосок 6 на 20 см. Полоски, подогнутые с краёв и простуканные молотком, необходимо выгнуть в форме буквы П. На колпаке, в пяти сантиметрах от края просверлить 3–4 отверстия и с помощью болтов закрепить полоски металла.
  5. Другие концы полосок из оцинковки необходимо прикрепить к диффузору, тем самым «зациклить» колпак и диффузор.
  6. Полученную конструкцию вставляем в обечайку.

О сооружении дефлектора ЦАГИ своими руками можно посмотреть в видеосюжете.

Видео: дефлектор ЦАГИ своими руками

Монтаж дефлектора

Первый способ - залезть на крышу и, соблюдая технику безопасности, прикрепить сделанное устройство к трубе дымохода.

Можно немного облегчить свою работу - прикрепить дефлектор к дополнительной трубе, которую потом поднять на крышу и вставить в основную трубу.

Самодельное устройство ставим на место вторым, более безопасным и удобным способом. Нам понадобится кусок трубы с чуть большим диаметром, чем у дымоходной трубы. Отступив от края отрезанной трубы сантиметров пятнадцать, отмечаем и делаем отверстия, такие же манипуляции производим на широкой части диффузора.

Внимание! Просверленные дырочки должны совпадать!

Крепление трубы и диффузора делаем при помощи шпилек, вставленных в отверстия. Привинчиваем гайки с двух сторон - со стороны трубы и диффузора и затягиваем их. При работе следим, чтобы не было перекосов и повреждений.

При помощи хомута затягиваем конструкцию с дефлектором на трубе дымохода. Постарайтесь сделать это так, чтобы не появилось никаких зазоров и просветов.

Процесс самостоятельной регулировки тяги необходим для того, чтобы комфортно и безопасно жить и отдыхать в доме с печным отоплением. Для этого можно воспользоваться разными способами, которые подходят для вашей дымоходной конструкции: чистка трубы ёршиком, «химическая очистительная топка», установка специальных приборов. Устройства для регулирования тяги можно купить или сделать самостоятельно.

Основным условием эффективного функционирования любой печи или камина является наличие нормальной тяги. Благодаря ее наличию поддерживается нормальное горение дров, а также выводятся продукты сгорания в атмосферу. Тяга в печи возникает благодаря наличию разницы температур воздуха внутри и снаружи дымохода, также различию давления внутри помещения и за его пределами. Удельная масса (плотность) горячего воздуха несколько меньше, чем холодно.

При перепаде давления происходит вытеснение нагретого воздуха из помещения вверх холодными массами, поэтому, при понижении температуры на улице тяга в дымоходе улучшается, а с повышением - ухудшается.

Для измерения тяги еще недавно применялись специальные приборы – анемометры. В наше время такого рода замеры производятся с помощью более современного оборудования, которое довольно дорогостоящее. Самостоятельно тягу можно проверить, используя тонкий бумажный листок (например, отрезок туалетной бумаги). Для этого бумагу помещают в дымоход и наблюдают за ее отклонением.

Если тяга нормальная, то листок будет отклоняться. Направления выхода воздушных масс можно проверить с помощью зажженной спички. Признаками нормального удаления продуктов горения также служит наличие пламени белого оттенка и шум из трубы. Если же местами пламя имеет оттенки темно-красного цвета, то тяга является недостаточной. При проникновении дыма в помещение нужно принимать меры к усилению тяги. Оптимальным ее значением является, если русская печь поддерживает пламя золотистого, с вкраплениями желтого цвета.

Основной причиной плохой тяги являются ошибки, которые были допущены в процессе проектирования печи или камина.

Это может быть неправильно подобранная высота дымохода или его сечение, несоблюдение основных правил строительства печей и каминов, а также устройства дымоходов, и т.д. Обычно тяга улучшается после устранения недостатков в трубе. Проще всего устраняются причины плохого движения воздушных потоков в дымоходах, связанные с их засорением. Также циркуляция может быть нарушена вследствие наличия большого количества золы в печи. Поэтому, перед тем, как построить печь, следует принять во внимание, что для получения нормальной циркуляции воздушных масс, она должны сооружаться с учетом строгого соблюдения технологии. Нужно внимательно подобрать материал для изготовления газохода и определиться с его размерами (сечением и высотой).

Следует помнить, что чем меньше газоходов, тем тяга лучше.

Регулировать тягу в дымоходе можно несколькими способами. Наиболее оптимальным из них является приобретение специального регулятора, который автоматически поддерживает определенное давление в трубе. Добиться улучшения тяги в газоходе также можно путем увеличения длины дымоходной трубы. Но в данном случае важно не переступить через разумные ограничения, поскольку можно получить обратный эффект. Разрешить данную проблему можно путем монтажа на оголовке дымохода ротационной турбины или флюгера, который при развороте изменяет размеры устья трубы, а также за счет установки дымососов.

Видео


Идея установить экологически чистый камин вместо очага, требующего дров и постоянной чистки, пришлась по душе многим владельцам частных домов и коттеджей, за которыми последовали собственники жилья в многоэтажках. Они отдали предпочтение электрическим устройствам, а тем, кто захотел иметь «живой» огонь, пригодились передовые технологии, которые воплотились в каминах, работающих на биологическом топливе. Отличным примером ультрасовременного прибора,…


Изготовление кирпичей сегодня осуществляется на современном оборудовании с применением инновационных технологий из различного сырья. Несмотря на это, основными компонентами остаются традиционные глина и песок, которые широко применяются в процессе производства полнотелого и пустотелого кирпича. Но для изготовления печи они не подходят, поскольку в процессе длительного воздействия открытого пламени быстро разрушаются. Поэтому для этих целей следует…

Создание оригинального и практичного проекта, который бы мог позволить оптимально сочитать качество и комфорт применения такого элемента отопления, как печка-буржуйка. Должен быть полезен не только дачникам или владельцам гаража. Но и всем, кто хоть раз сталкивался с проблемой отопления при перебое подачи центрального варианта отопления. Особенно данная проблема актуальна для жителей частных и загородных домов….

Для того чтобы зафиксировать поперечное положение моста авто относительно всего кузова была придумана , как тяга Панара. Внешне элемент представляет собой жёсткую трубу, соединяющую два противоположных угла моста и кузова автомобиля. По идее конструкторов этот элемент необходим для задания движению моста строго вертикального направления по отношению ко всему кузову. Тем не менее реальность такова, что адекватно свою работу конструкция выполняет лишь на небольших перемещениях. Именно поэтому сегодня всё большее число автолюбителей прибегает к созданию регулируемой тяги Панара.

Когда следует сделать тягу реактивной?

Архаичные зависимые подвески колёс можно встретить и в наши дни. Чаще всего неразрезные мосты применяются при строительстве грузовиков, автобусов, джипов. Тем не менее вполне реально столкнуться и с легковым автомобилем, у которого имеется неразрезной мост, как правило, находится он именно . Главным достоинством таких мостов можно считать то, что они не позволяют колёсам сходить или изменять развал во время переезда через препятствия на дороге. Как результат, мы получаем меньший износ покрышек.

Однако с каждым днём замена элементов подвески становится всё популярнее и популярнее. Такая востребованность объясняется рядом причин:

  • увеличение управляемости автомобиля;
  • повышение его энергоёмкости;
  • обеспечение машине спортивности.

К сожалению, за счёт того, что авто буквально «ложится», опускается на пару сантиметров вниз, происходит сдвижение моста классики по отношению к кузову. Вследствие этого ощутимо изменяется управляемость средства передвижения не лучшим образом, ведь тяга моста при вышеуказанном рестайлинге остаётся прежней.

Для решения настоящей проблемы необходимо провести регулировку Панары по всей длине, позволив тем самым мосту двигаться относительно кузова автомобиля.

Как сделать тягу Панара регулируемой своими руками?

Если вы не знаете, как отрегулировать тягу Панара в гаражных условиях, мы советуем вам следовать представленному ниже алгоритму. Итак, в первую очередь следует сказать о том, что даже просевшие пружины приводят к смещению моста с отведённой ему точки. Поклонникам «заниженных» автомобилей и тем, кто, напротив, предпочитает ставить под пружины машины высокие прокладки, которые бы обеспечили средству передвижения возможность , переделка штатной тяги на реактивную нужна, как никому.

Чтобы приступить к переоборудованию поперечной штанги, нам нужно запастись:

  • 2 сгонами рулевых тяг от ВАЗ 2108. Проследите за тем, чтобы втулки были гранёными и к ним подходил гаечный ключ. Одна сторона должна иметь правую резьбу, а другая - левую;
  • сгоном рулевой тяги, имеющей вид двухстороннего болта с резьбой разной направленности;
  • 2 гайками, с правым и левым шагом.

Если все необходимые запчасти имеются, можно приступать к непосредственному переустройству вашего автомобиля на сверхуправляемое средство передвижения.

Инструкция по изменению поперечной штанги

Учитывая тот факт, что во всех классических транспортных средствах Волжского автомобильного завода установлены одинаковые тяги Панара, начиная от моделей ВАЗ-2101 и заканчивая ВАЗ-2107, а также на новых моделях ВАЗ-2121, то мероприятие по переоборудованию поперечной штанги в разрезную будет совершенно идентичным . Для проведения изменений необходимо:

  1. Снять имеющуюся на автомобиле тягу Панара.
  2. Распилите конструкцию в любом месте, где сочтёте нужным.
  3. Чтобы обеспечить сгонами от ВАЗ-2108 более лёгкий заход в конструкцию и избежать необходимости прибегать к помощи молотка, следует сточить углы граней обычным наждаком.
  4. Заново соберите регулировочную конструкцию, вставив её в обрезанные части поперечной штанги. Оцените изменения общей длины тяги и выпилите для неё кусок необходимого размера.
  5. Снова соберите конструкцию и приварите сгоны к обрезным частям тяги, двигаясь при этом по кругу.

При выполнении всех действий правильно, вы получите полноценный тюнинг, необходимый для того, чтобы сделать автомобиль гораздо послушнее и более управляемым. В завершение мероприятия соберите заднюю подвеску и отрегулируйте положение моста при помощи центрального болта. Не забудьте затянуть контргайки, чтобы не дать центральному болту возможность проворачиваться.

Силу тяги можно считать довольно неоднородным и сложным понятием, которое включает несколько факторов. Для гарантии стабильной работы оборудования нужно поддерживать данный параметр на определённом уровне. Это касается функционирования любого котельного оборудования, ведь отклонение в силе тяги от нормативных показателей сказывается на горении топлива и генерации энергии.

Часто нарушения возникают при монтаже оборудования, которое работает на твердом топливе. Справиться с проблемой можно с помощью регулятора тяги, который используется совместно с твердотопливным котельным оборудованием.

Вместо предисловия

Сегодня высокие технологии позволяют создавать разные средства автоматизации, благодаря им котельное оборудование работает самостоятельно, а уделять ему внимание почти не нужно. Но большинство из них используют электроэнергию, что не очень удобно. Вместе с перебоями в подачи электричества дом наполняется холодом, эту ситуацию нельзя назвать редкой. В качестве причины выступает отключение отопительного прибора автоматикой.

Однако в продаже сегодня можно встретить достаточно простые средства автоматизации, которым не нужна для работы электроэнергия, сюда можно отнести регулятор тяги, который используется совместно с котлами с механическим приводом.

Описание силы тяги

Данный параметр зависит от множества факторов, среди них:

  • погодные условия;
  • сечение дымохода;
  • температура газов.

Всё это может повлиять на работу прибора, поэтому конкретные условия необходимо рассматривать индивидуально. Еще один параметр, который может ускользнуть от внимания потребителей, но оказывает большое влияние на силу тяги, это тип оборудования. При использовании газового устройства сила тяги может изменяться незначительно, конечное значение является стабильным. Это обусловлено тем, что дымовые газы обладают почти одинаковой температурой.

Отклонение возникает лишь при прогреве дымохода, значение при этом изменяется кратковременно. Твердотопливное оборудование демонстрирует разные данные. Судить о влиянии моделей на тягу невозможно. Это обусловлено применением разных видов топлива. Неоднородность показателей зависит еще и от разновидности

Устройство и описание принципа действия

Установка регулятора тяги довольно проста, как и конструкция, в качестве подтверждения может выступить пример регулятора RT 10, который состоит из:

  • рукоятки;
  • корректора температуры;
  • штока;
  • направляющей;
  • корпуса;
  • погружной гильзы;
  • термочувствительного элемента;
  • пружины;
  • рычага;
  • цепного привода;
  • цепи;
  • винта крепления рукоятки;
  • винта крепления рычага.

В зависимости от того, какая конструкция котла используется, регулятор может быть установлен в разных местах. Главное условие при этом заключается в том, что погружная гильза должна контактировать с теплоносителем. В ней находится термочувствительный элемент, который заполнен газом или жидкостью, он расширяется при нагревании. Как только температура воды начнет расти, термоэлемент станет воздействовать на механизм, пускающий рычаг цепного привода. Цепь будет прикрывать заслонку. Подача воздуха таким способом будет ограничена, интенсивность горения уменьшена. При падении температуры воды в рубашке термоэлемент откроет дверцу, что возобновит подачу воздуха.

Установка регулятора тяги

Регулятор тяги может быть установлен вами самостоятельно. Данный элемент должен находиться во фронтальной или боковой части оборудования. Установить устройство необходимо в специальное отверстие. Работы по монтажу выполняются с помощью винтовых соединений, которые можно отрегулировать, это выравнивает элемент в правильном положении, которое может быть горизонтальным или вертикальным.

Как только все винты удастся выровнять, их необходимо закрепить и герметизировать, применяя специальные средства. Установить рычаг необходимо таким образом, чтобы отверстие, сквозь которое будет выходить цепочка, располагалось над заслонкой. Как только регулятор тяги будет установлен, котельное оборудование можно растопить и довести теплоноситель до отметки в 60 °С. Данную температуру следует установить на регуляторе. Рычаг регулятора подсоединяется с помощью цепочки, заслонка при этом должна быть открыта примерно на 2 мм или меньше. При калибровке прибора заслонку необходимо закрыть, сделать это нужно вручную или методом укорачивания цепи.

Когда монтируется регулятор тяги, на следующем этапе необходимо установить более высокую температуру - на отметке 80 °С. Если устройство откалибровано правильно, то при достижении данного показателя заслонка будет закрыта автоматически. тяги не столь точен, как автоматический, а разница может достигать 5 °С. Автоматические приборы можно установить на котле, и они не будут требовать дополнительного вмешательства со стороны человека.

Проведение регулировки

Регулятор тяги для котла обладает двумя видами разметки, которые используются в работе в разных положениях. Если речь идет о приборе RT 10, то можно утверждать, что его красная шкала используется для работы в горизонтальном положении, а желтая - в вертикальном. Настроить изделие можно, отсоединив нижний конец цепи от воздушной заслонки. При этом винт ослабляется. После выбора цвета шкалы необходимо выставить значение желаемой температуры.

Теплогенератор зажигается, прогревается, в процессе чего контролируется температура теплоносителя. Как только уровень температура достигнет нужного значения, следует надеть конец цепи на дверцу зольника. Когда калибруется регулятор тяги дымохода, цепь должна быть натянута, а ее свободный ход не должен оказаться больше 1 мм. Затем рукоятка фиксируется с помощью винта.

Заключение

Как только настройка будет завершена, следует проверить работу термостатического регулятора, при этом температура может быть изменена при движении рукоятки. Оператору при этом следует сравнивать значение с показаниями термометра.

Для любого котельного оборудования важнейшим компонентом успешной работы является наличие тяги. С точки зрения физических процессов это сложное, неоднородное явление, которое обусловлено физическим состояние веществ. Теплые, нагретые до определенной температуры газообразные вещества имеют свойство подниматься вверх, тогда как более холодные вещества наоборот, являются более тяжелыми и опускаются вниз. Данный принцип лежит в основе процесса работы нагревательной техники.

Твердотопливные котлы, где перегретый в результате горения топлива углекислый газ и легколетучие твердые частицы поднимаются вверх, на их мест приходит свежий, прохладный воздух. От того, насколько силен газообмен горячих масс и холодного воздуха, зависит сила тяги. Регулятор тяги для твердотопливных котлов как раз и призван решать задачу интенсивности взаимного обмена воздушных масс, влияя на работоспособность нагревательного агрегата. Рассмотрим подробно, что собой представляет механический регулятор тяги. Узнаем, каково его непосредственное участие в работе отопительного оборудования, насколько важна установка этого приспособления для котлов.

Регулятор тяги – его значение для твердотопливного котельного оборудования

Работа нагревательного прибора с открытой и закрытой камерой сгорания, на 90% зависит от состояния тяги в отопительной системе. Чем стабильнее параметры тяги, тем отопительный агрегат лучше работает. Под действием тяги в топочной камере лучше горит твердое топливо, продукты горения легко улетучивается через дымоход. При нормальной тяге топливо горит интенсивнее, улучшается теплообменные процессы, соответственно повышается КПД котельного оборудования.

Несмотря на то, что сегодня большая часть моделей нагревательных аппаратов на твердом топливе оснащены автоматикой, самыми действенными и эффективными по-прежнему остаются механические приспособления контроля и регулировки. Энергозависимость самый главный недостаток автоматики твердотопливного котла. Нет в доме электричества, сел аккумулятор, питающий ИБП, котел становится неконтролируемы. Приспособление с механическим приводом, установленное на котел и настроенное в соответствии с заданными параметрами температуры, котла, способно полностью контролировать интенсивность горения.

Главные преимущества, которыми обладает механический терморегулятор тяги следующие:

  • простейшая конструкция и надежная работа в отличие от автоматических устройств, снабженных электроникой;
  • энергонезависим (автоматический регулятор тяги требует бесперебойного электропитания);
  • удобная и понятная установка приспособления;
  • невысокая стоимость.

Несложная конструкция и принцип действия позволяют такое устройство сделать своими руками, установить и настроить. Механизм имеет научно-техническое название – терморегулятор для котла. Что бы получить максимально возможный эффект от действующего нагревательного агрегата, достаточно правильно осуществить монтаж терморегулятора. Последующая калибровка приспособления осуществляется в соответствии с основными функциями вытяжной вентиляции и заданных температурных параметров.

Важно! Установка регулятора тяги позволяет подстраивать работу всей системы отопления в зависимости от технологических и конструктивных особенностей котельного оборудования, компенсировать недостаточно эффективную работу дымохода и качество топлива.

Устройство терморегулятора тяги

Терморегулятор представляет собой достаточно простой и надежный механизм. Ориентировочно на рисунке-схеме показано устройство регулятора тяги, из каких элементов состоит конструкция приспособления.

Основную задачу в механизме выполняет термочувствительный элемент, который при взаимодействии с пружиной играют роль датчика контроля температуры котла. При повышении и понижении температуры котла за рамки установленной нормы, пружина и термочувствительный элемент приводят в действие рабочую часть приспособления. Погружная гильза взаимодействует со штоком, который непосредственно связан с исполнительным механизмом.

За счет механического привода рабочая часть связана с заслонкой тягового отверстия. Действующий регулятор тяги в определенных условиях закрывает или приоткрывает заслонку, регулируя площадь входного отверстия. Простейшее механическое действие действует как регулятор температуры отопительного агрегата. Заслонка сильнее закрыта, котел переходит на режим скудного снабжения воздуха. Заслонка приоткрыта сильнее, в топку поступает больше воздуха, интенсивность горения соответственно увеличивается, температура нагрева теплоносителя увеличивается. Все просто и понятно.

Важно! Правильный монтаж приспособления обеспечивает нормальное движение всех элементов несложной конструкции. В противном случае тягорегулятор будет выполнять работу не соответствующую заданным параметрам.

Установка регулятора подробно описана в технической документации на котельное оборудование. Инструкция рассказывает о том, как правильно установить приспособление на действующий котел и каким образом выполнить настройку.

Монтаж и калибровка регулятора тяги своими руками

Несложная конструкция позволяет выполнить монтаж приспособления своими руками. Если рассматривать котел со всех сторон, в проекции, то для установки регулятора выбирается фронтальная или боковая поверхность агрегата. Для этой цели в изделии имеется специальное отверстие. Монтируется регулятор с помощью резьбового соединения. На схемах показано, как нужно устанавливать регулятор, и как нельзя ставить приспособление.

На заметку: В данном случае не может быть срединного решения. Как указано в инструкции, таким образом, осуществляется установка регулятора тяги на твердотопливный котел.


Правильность установки определяется посредством выравнивания устройства в вертикальном и горизонтальном положении. После того, как регулятор установлен, затягиваются все вращающие элементы, существующие места сопряжения подлежат герметизации специальным термоустойчивым составом. Рычаг ставится в положение, что бы отверстие, через которое будет проходить цепь, находилось над заслонкой, в вертикальном положении.

Если первый этап достаточно понятен и прост, то последующие действия требуют особого внимания, аккуратности и последовательности действий. Калибровка регулятора является важнейшим этапом его функциональности.

Этап первый

Установив регулятор на свой отопительный агрегат, можно начинать растопку. Доведя температуру котловой воды до 60 0 С, фиксируйте эту же самую температуру на маховике (термостат) регулятора тяги. Рычаг в это время должен быть соединен цепочкой с заслонкой.

Важно! Цепочка должна быть в натянутом состоянии и не иметь механических помех со стороны. Заслонка в момент калибровки находится в приоткрытом состоянии, на расстоянии 1-2 мм от края контура вытяжного отверстия. На этапе регулировки, положение заслонки определяется вручную, удлиняя или укорачивая цепочку.

Зафиксировав заслонку в определенном положении, при настроенном регуляторе на отметке в 60 градусов, делаем следующие действия.

Этап второй

Термостат переводим на отметку 80 0С. Если вы установили регулятор тяги правильно и выполнили все предыдущие действия согласно инструкции, при нагреве котла до заданной температуры, заслонка автоматически закроется. В топку перестанет поступать воздух, соответственно снизится интенсивность горения топлива. Погрешность в точности измерения температуры может достигать +/- 5 0 С, что для обычных, несложных нагревательных приборов систем отопления, не является критичным.

Настраивать регулятор тяги необходимо как можно чаще. Механические повреждения цепочки, туго двигающая заслонка могут стать причиной нарушения функциональности приспособления.

Заключение

По своей точности бесспорно механический способ уступает точности автоматическим приборам контроля. Однако с точки зрения целесообразности, для твердотопливного котла классического типа такой вариант оснащения не менее эффективен. К тому же, настройка автоматики требует участие специалиста, инженера-теплотехника и специальных электронных устройств.

Установленный термодатчик реагирует на работу котла, автоматически выполняя роль истопника. Все последующие температурные отклонения в отопительной системе фиксируются приборами контроля над температурой отопительного контура.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков