Как назывался первый российский автомобиль. Первый русский автомобиль

Как назывался первый российский автомобиль. Первый русский автомобиль

Из истории широко известно, что первые машины на бензиновом двигатели появились в Российской империи еще в 1896 году. Изобретатели Е.Яковлев и Г. Фрезе, много работавшие над созданием бензинового и дизельного двигателей, создали свой автомобиль на основе схем и чертежей западных инженеров и даже с успехом выставляли его на международных технических выставках. Разработка и производство находились в Нижнем Новгороде, а двигатели приходили из Санкт-Петербурга. К сожалению, автомобиль Фрезе-Яковлева не стал прототипом серии, оставшись своего рода игрушкой для любителей технических новинок.

С 1910 до 1914 завод «Руссо-Балт», базировавшийся в Риге и других городах теперешней Латвии, собрал больше 200 автомобилей (в том числе, пожарных машин), на базе западных разработок (бельгийская марка Fondu). Автомобили конкурировали по цене и качеству с американскими («Форд») и европейскими моделями, но основные закупки машин шли всё же из Европы.

Одним из самобытных российских заводов, выпускающих автомобили, был завод И.П.Пузырева. Наиболее известными остались модели «28-35» и «А28-40»: мощность двигателя этих машин уже достигала 40 л.с., кузов приобрел почти современный вид, дорожный просвет составлял 320 мм. Скорость этих автомобилей составляла до 80 км/ч. К сожалению, владелец завода и основный генератор идей - И.П.Пузырев умер в 1915 году, после чего завод сосредоточился на обслуживании автомобилей и производстве деталей.

После революции в Советском союзе еще долго не было своего автомобильного производства. Первые советские автомобили также делались на «Руссо-Балте», хотя завод теперь располагался в Москве. Автомобили отличались высоким качеством, надежностью и приспособленностью к российским дорогам и климату, но выпускались крайне ограниченным числом. Нормальное массовое производство началось в начале 30-х годов, когда Горьковский автозавод начал выпускать знаменитых «газиков» - ГАЗ-А и грузовых ГАЗ-АА, прототипами которых являлись модели «Форда».

До начала сороковых появились и автомобили индивидуального пользования, известные сейчас только любителям ретро-автомобилей «Кимы», в том числе самый популярный «Ким-10». И, наконец, сразу после окончания Великой Отечественной войны, Советский союз одновременно начал выпускать «Победу» (ГАЗ-М-20) и первые модели «Москвича» - полностью по проектам советских инженеров.

Видео по теме

Совет 2: С чего начиналось автомобилестроение в Российской империи

История автомобилестроения в мире насчитывает уже более ста лет. Российская империя не отставала от передовых держав своего времени, начав производство отечественных автомобилей.

Первый автомобиль, произведенный в России

Хотя первые разработки самоходных начались еще в XVIII веке, первый достаточно близкий к современному и реально использовавшийся автомобиль на бензиновом двигателе был создан в Германии Карлом Бенцем в 1885 году. Позднее серийное производство автомобилей началось не только в Германии, но и во Франции, и в Британской империи.

Самые ранние разработки самоходных машин на паровом двигателе в России принадлежали изобретателю Кулибину.

Россия догнала мировой в автомобилестроении в 1896 году. В этом году в Нижнем Новгороде был представлен первый серийный автомобиль российского производства. Все его детали создавались в России, хотя и с использованием разработок Бенца. Двигатель внутреннего сгорания был спроектирован на заводе Яковлева, а остальные части машины - на предприятии Фрезе. Однако эта идея не получила широкого коммерческого успеха, хотя некоторые исследователи приходят к выводу, что часть автомобилей все же была и использовалась.

Развитие автомобилестроения в Российской империи

В начале XX века сразу несколько частных компаний начали автомобильное производство, однако значительных достиг только Русско-балтийский . В 1909 был выпущен первый серийный автомобиль этого предприятия - «Руссо-Балт». Существовало три вида автомобилей «Руссо-Балт», они также оснащались различными формами кузова по желанию заказчика. За время существования завода было произведено около 500 автомобилей, так как такие средства передвижения стоили очень . Автомобили в ту эпоху приобретали члены царской семьи, аристократы и богатейшие предприниматели.

Русско-балтийский завод для поддержания престижа своей марки несколько раз поставлял свои автомобили для участия в международных автопробегах.

Автомобили «Руссо-Балт» успешно конкурировали с западными моделями, несмотря на то что их стоимость была выше более, чем на четверть.

В 1916 году, уже во время Первой мировой войны, царское правительство приняло решение заключить с частными предприятиями

14 июля 1896 года в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленно-художественной выставке был представлен первый русский автомобиль.

В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей (электрическое зажигание, съемную головку цилиндра, смазку под давлением).

В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Этот автомобиль привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге, и они решили построить подобную машину.

Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания прошел испытания в мае 1896 года, а 14 июля модель была выставлена на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде и совершала там демонстрационные поездки.

Автомобиль был оснащен четырехтактным двигателем внутреннего сгорания с одним горизонтальным цилиндром, который размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5-2 л.с. Для охлаждения цилиндра служила вода, а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части машины. Зажигание смеси было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как на многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Автомобиль имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость до 20 км/ч.

На ранней стадии автомобилестроения наряду с автомобильными заводами возникают и кузовные. Большинство заводов выпускали только шасси и покупатель, приобретая шасси, отдавал его на экипажную фабрику, где в соответствии с его пожеланиями изготовляли «кароссери» - так назывались тогда кузова. Свидетельством высокой оценки русских кароссери служит отчет о IV Международной автомобильной выставке проходившей в Петербурге в 1913 году. Среди ее экспонатов на стенде №29 были представлены пять автомобилей Мерседес с кузовами петербургской экипажной фабрики «Брейтигам». В ряду других экипажных фабрик ведущие место занимали такие петербургские фабрики как предприятия «Фрезе», «Победа», «П.Д.Яковлев», «Отто», «Пузырев». Кузова русских фабрик не раз отмечались высшими наградами на международных автомобильных выставках 1907-1913 гг. в России. На первой из этих выставок в 1907 году большой золотой медалью награждены кузова фирмы «П.Д.Яковлева».

Изо все этих экипажных фабрик лишь «Фрезе и К°» сделала попытку организовать выпуск легковых и грузовых автомобилей. С 1901 по 1904 гг. она изготовила несколько десятков машин с двигателем и трансмиссией «Де Дион Бутон», испытала экспериментальный троллейбус и автопоезд с электротрансмиссией. Но слабость производственной базы не позволило развить начатое дело.

В 1909 году был заложен «Русский автомобильный завод И.П.Пузырева». Его основатель задался целью поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским «…завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров». Вторая задача - создать автомобиль отвечающего требованиям передвижения в России, применительно к особенностям наших дорог.

В 1911 году основная модель завода обозначалась «28-35», в 1912 году «А28-40» была довольно проста по устройству, имела большой запас прочности и была несколько тяжеловата. Ее отличала высокая проходимость, дорожный просвет составлял 320 мм. и ряд других новшеств.

На автомобилях Пузырева впервые в мире все передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами - изобретение завода, защищенное привилегией. Рычаги переключения передач размешались уже не снаружи кузова, а внутри его, картеры двигателя, коробки передач и дифференциала были отлиты из алюминия, задний мост имел полуоси полностью разгруженного типа. Рабочий объем двигателей был до 6325 куб.см, а мощность до 40 л.с.

На IV Международной автомобильной выставке в Петербурге весной 1913 года И.П.Пузырев экспонировал уже три машины - открытую с семиместным кузовом торпедo и закрытую с пятиместным кузовом лимузин - обе с 40-сильным двигателями, а также спортивное шасси с верхнеклапанным двигателем.

История автомобилестроения в России многогранна. Недаром именно русский человек одним из первых изобрел самодвижущееся транспортное средство. В 1791 году Иван Кулибин представил публике свою - повозку с маховым колесом, тормозом и даже коробкой переключения скоростей.

Первые автомобили с двигателем, которые увидела Россия, были завезены из Европы. В то время все технические новинки стекались в столицу русского государства Петербург именно оттуда. В 1891 году автомобиль привез из Франции редактор газеты «Одесский листок» В.В. Навроцкий.

В 90-х годах 19 века в России стало появляться все больше автомобилей и мотоциклов. В 1898 году в Петербурге даже состоялись первые гонки, в которых участвовали технические новинки того времени. Однако все автомобили и запчасти к ним были привозные. Поставки их в Россию контролировали представительства иностранных фирм.

Первый русский автомобиль появился также в Петербурге. Создателями его стали энтузиасты Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе. Яковлев занимался выпуском керосиновых и бензиновых двигателей, а Фрезе - производством экипажей. Несмотря на имеющийся опыт, создание автомобиля было для этих изобретателей настоящим прорывом.


Первый русский автомобиль

Изобретение прошло успешные испытания в мае 1896 года, после чего автомобиль выставляли на выставке в Нижнем Новгороде. Машина имела двухместный кузов и развивала скорость до 20 км/ч.

В дальнейшем было создано предприятие «Фрезе», которое пыталось наладить выпуск легковых и грузовых автомобилей. В начале 20 века там было выпущено несколько легковых и грузовых автомобилей, а также троллейбус и первый электропоезд. Однако в производстве по-прежнему использовались импортные запчасти, и наладить серийный выпуск машин так и не получилось.

Первым предприятием, которое поставило себе задачу - выпускать действительно русские автомобили с родными деталями - был "Русский автомобильный завод И. П. Пузырева". В 1911 году здесь были выпущены модели «28-34»и «28-40». и в то время требовали пристального внимания. Поэтому автомобиль был достаточно крепким, тяжеловатым и с большим дорожным просветом. Изобретениями завода также стали кулачковые муфты, с помощью которых переключались скорости. Все рычаги управления при этом уже находились внутри кузова.

До революции в России так и не было налажено полноценное производство автомобилей. Например, завод «Руссо-Балт» собрал порядка 10 автомобилей, но в основе их опять же были иностранные запчасти. Революция полностью изменила ход российской истории, и вместе с этим началась новая эра производства автомобилей, которые стали уже советскими.

Конец XIX века ознаменовался масштабным техническим прогрессом во всем мире. Однако многие новинки отечественных изобретателей не были восприняты современниками как прорыв в будущее, хотя и обеспечили стране достойное место в истории науки и техники. В числе таких новинок оказалась и «самодвижущаяся машина» либо, как ее еще называли в то время, «бензиномотор» - первый в стране и один из первых в мире автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

14 июля (2 июля по старому стилю) 1896 года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена «самодвижущаяся машина» конструкции Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе. На выставке присутствовали мэтры российского бизнеса и высокопоставленные лица, сам царь Николай II лично осмотрел новейшие достижения отечественного производства в различных областях.

«Бензиномотор» Яковлева и Фрезе был представлен к осмотру среди парадных карет экипажного отдела выставки, и непонятная экзотическая новинка затерялась среди массы прочих экспонатов, не произведя особого впечатления на царя. Лишь через столетие соотечественники смогли по достоинству оценить вклад этого изобретения в мировое автомобилестроение и восстановить модель в точности, благодаря одной единственной сохранившейся фотографии.

«Бензиномотор» в тот день запечатлел на фоне центрального павильона Нижегородской ярмарки фотограф Максим Петрович Дмитриев, получивший официальное разрешение фотографировать визит царя на главную общероссийскую выставку. Дмитриев сделал несколько фотографий автомобиля, но до наших дней большинство из них не уцелело. Еще одно маленькое изображение первого русского авто сохранил «Иллюстрированный вестник культуры и торгово-промышленного прогресса России», выпущенный в 1900 году.

Появлению на свет первого отечественного автомобиля предшествовало знакомство талантливых русских предпринимателей, состоявшееся тремя годами ранее Нижегородской выставки на аналогичной выставке в Чикаго, где они принимали участие каждый со своим изобретением. Евгений Яковлев, будучи отставным лейтенантом военно-морского флота, являлся владельцем небольшого машиностроительного и меднолитейного завода, а горный инженер по образованию Пётр Фрезе владел в Петербурге известной экипажной фабрикой.

На выставке в Чикаго оба русских изобретателя получили бронзовые медали - Яковлев за свои газовые двигатели, а Фрезе за совершенные образцы конных повозок. Но кроме того, на этой выставке любознательные и предприимчивые русские изобретатели познакомились с немецким инженером Готтлибом Даймлером, создателем первого запатентованного мотоцикла на двигателе внутреннего сгорания.

Также общее внимание Яковлева и Фрезе привлек первый в мире автомобиль, который демонстрировал Карл Бенц. Модель больше напоминала безлошадную карету и называлась Benz Victoria. Русские изобретатели тщательно изучили эти новинки и решили сделать более совершенное «авто».

Прежде всего их «самодвижущаяся машина» или «бензиномотор» была приспособлена не только к езде по городским мостовым, но и к движению по бездорожью и плохим дорогам. Автомобиль Фрезе и Яковлева оснастили большими колесами - передние радиусом 780 мм и 836 мм задние. Серийного производства металлических колес подобного размера в то время ещё не было, и «бензиномотор» получил специально созданные ширококолейные колеса из дерева, обтянутые резиной.

Рессоры поместили рядом с колесами, чтобы они поворачивались вместе с ним. Каркас автомобиля был связан с балкой передней оси через поперечину, на ней же крепилась рулевая ось. Цепная главная передача заставляла вращаться задние колеса.

Длина авто составляла всего 2 метра 45 см, масса - 300 кг. Получился компактный и маневренный для своего времени автомобиль с хорошими техническими характеристиками. При мощности мотора в две лошадиных силы, он развивал скорость около 20 км/ч, что являлось очень неплохим показателем для тех времен.

Четырехтактный двигатель Евгений Яковлев сконструировал более легким, чем имевшиеся европейские образцы, со сложной системой охлаждения. Вода постоянно кипела и испарялась, и только часть её охлаждалась, поступая в конденсатор. Поэтому воду необходимо было постоянно подливать, и, как все первые авто, машина Фрезе-Яковлева возила с собой запас воды - 30 литров в двух боковых латунных баках.

Ременная трансмиссия была сходной по конструкции с аналогичной деталью в автомобиле Карла Бенца. Рычаги двухступенчатой коробки передач располагались сбоку от руля. Примечательно, что в машине стояло электрическое зажигание.

В итоге автомобиль Фрезе-Яковлева имел стоимость вдвое ниже существовавших тогда в Европе и Америке единичных аналогов, не уступая им по техническим характеристикам. Таким образом, день 14 июля 1896 года свидетельствует, что Россия по праву является одним из первопроходцев мирового автомобилестроения.

Первый русский автомобиль родился в Петербурге в мае 1896 года и впервые был показан на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в июне того-же года. Машина с двухместным кузовом весила около 300 кг и развивала скорость до 20 км/ч. Первое сообщение в прессе об этом событии появилось 8 июля 1896 г. в петербургской газете «Новое время». Создателями первого отечественного безлошадного экипажа стали два петербургских изобретателя - отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе . Одному принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице (в С-Петербурге) «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева» (ныне завод «Вулкан»), другому - Акционерное общество постройки экипажей «Фрезе и К°" в доме 10 по Эртелеву переулку (ныне М.Морская улица, С-Петербург) Е. Яковлев взялся изготавливать двигатель с одним горизонтальным цилиндром мощностью около двух лошадиных сил, и трансмиссию (двухступенчатую коробку передач и дифференциал). В этом он опирался на опыт К. Бенца, как и другие создатели автомобилей того времени Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, США.

Интересный факт

На ранней стадии автомобилестроения наряду с автомобильными заводами возникают и кузовные (экипажные). Большинство заводов выпускали только шасси и покупатель, приобретая шасси, отдавал его на экипажную фабрику, где в соответствии с его пожеланиями изготовляли „кароссери“ - так назывались тогда кузова для автомобилей. Свидетельством высокой оценки русских кароссери служит отчет о IV Международной автомобильной выставке проходившей в Петербурге в 1913 году. Среди её экспонатов на стенде№29 были представлены пять автомобилей „Мерседес“ с кузовами петербургской экипажной фабрики „Брейтигам“. В ряду других экипажных фабрик ведущие место занимали такие петербургские фабрики как предприятия „Фрезе“, „Победа“, «П.Д. Яковлев», «Отто» и «Пузырёв». Кузова русских фабрик не раз отмечались высшими наградами на международных автомобильных выставках 1907-1913 гг. в России. На первой из этих выставок в 1907 году большой золотой медалью награждены кузова фирмы «П.Д. Яковлева». Но из всех этих экипажных фабрик лишь «Фрезе и К°" сделала попытку организовать выпуск легковых и грузовых автомобилей. С 1901 по 1904 гг. она изготовила несколько десятков машин с двигателеми и трансмиссией фирмы „Де Дион Бутон“,а так-же испытала экспериментальный троллейбус и автопоезд с электро-трансмиссией. Но слабость производственной базы не позволило развить начатое дело.

В 1909 г. был заложен „Русский автомобильный завод И.П. Пузырева“. Его основатель задался целью поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским "…завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров“. Второй задачей  было создать автомобиль, отвечающий требованиям передвижения в России (применительно к особенностям наших дорог). В 1911 г. основная модель завода обозначалась "28-35», в 1912 г. «А28-40». Эта машина была довольно проста по устройству, имела большой запаc прочности, но была несколько тяжеловата . Её отличия были в высокой проходимости, дорожном просвете в 320 мм и другими новшествами. На автомобилях Пузырёва впервые в мире все передачи в КПП включались кулачковыми муфтами - это было собственное изобретение завода. Рычаги переключения передач размещались уже не снаружи кузова, а внутри его. Картеры двигателя, коробки передач и дифференциала были отлиты из алюминия, задний мост имел полуоси полностью разгруженного типа.
Рабочий объем двигателей был до 6325 куб.см, мощность до 40 л.с. На IV Международной автомобильной выставке в Петербурге весной 1913 г. И.П. Пузырев экспонировал три машины - открытую с семиместным кузовом "торпедо" и закрытую с пятиместным кузовом "лимузин" - обе c 40-сильным двигателями, а так-же спортивное шасси с верхнеклапанным двигателем.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков