Что такое старение резины. Как сберечь шины автомобиля от износа и старения

Что такое старение резины. Как сберечь шины автомобиля от износа и старения

19.07.2019

Насколько долго прослужат автомобильные шины, зависит от эксплуатации, технического состояния автомобиля и вашего стиля управления. Профессиональное техническое обслуживание и постоянные проверки обеспечат безопасное движение.

Шины напрямую контактируют с дорогой, поэтому очень важно поддерживать качество шин в нормальном состоянии, ведь именно от их качества зависит безопасность, экономичность топлива и комфорт. Необходимо не только правильно подбирать шины, но и следить за их состоянием для предупреждения их преждевременного старения и износа.

Основные причины повреждения и износа автомобильных шин

Неприятных сюрпризов на дороге, которые в итоге приводят к повреждению и износу шин, всегда предостаточно: камни, ямы, стекло. Их мы не можем ни предусмотреть, ни предотвратить. Но вот проблемы, возникающие из-за большой скорости, давления воздуха и перегрузки, полностью зависят от владельца автомобиля и вполне решаемы.

1. Движение с большой скоростью

Внимательно следите за скоростным режимом! При движении на большой скорости риск повреждения и износа шин наиболее вероятен, ведь шины сильнее нагреваются, и быстрее теряется давление в них.

2. Давление воздуха в шинах

Избыточное и недостаточное давление в шинах снижает срок использования шин и приводит их к преждевременному износу (перегрев шины, снижение уровня сцепления с дорожным покрытием), поэтому необходимо контролировать достаточное давление в шинах.

3. Перегрузка

Следуйте рекомендациям производителей относительно нагрузки! Чтобы избежать перегрузки шин, внимательно изучите на боковине шины индекс нагрузки. Это максимальное значение, и превышать его не нужно. При перегрузке также происходит сильный перегрев шины, а соответственно, ее преждевременное старение и износ.

Как уберечь шины от преждевременного старения и износа

Даже самые качественные и дорогие шины недолговечны. Износ и старение шины - лишь дело времени, но в наших силах увеличить сроки использования шин до максимума. Что же сделать, чтобы продлить жизнь шинам и уберечь их от износа? Вот несколько простых советов:

  • Периодически проверяйте состояние шин. Проверка отнимает всего-то несколько минут, зато позволяет сэкономить средства. Проверять состояние шин нужно раз в неделю.
  • После пяти лет использования шин, тщательно проверяйте их раз в год.
  • Проверяйте давление в шинах примерно раз в месяц. Правильное давление – это гарантия безопасности движения и сохранения характеристик шин. В руководстве по эксплуатации автомобиля можно найти то самое правильное давление, причем давление нужно проверять лишь в холодных шинах.
  • Проверяйте глубину протектора, уровень износа шин хотя бы один раз в месяц.
  • Размер глубины протектора меньше 1.6 мм указывает на значительный износ шин, и их нужно поменять.
  • Периодически проверяйте регулировку углов установки колес во время планового технического обслуживания или незадолго до официального технического обслуживания. Неправильные углы установки не всегда заметны, обычно они меняются при наезде на ямы и бордюры.
  • Производите балансировку колес при их перестановке (раз в полгода). Не путайте такие понятия, как «регулировка углов установки колес» и «балансировка колес». При регулировке устанавливается правильное геометрическое положение колес, а при балансировке колеса устанавливаются так, чтобы вращение было без вибрации. Балансировка уберегает колеса от преждевременного старения и износа, обеспечивает сохранность подвески и подшипников колес.
  • Переставляйте шины. Избежать быстрого износа шин поможет их перестановка. Каждые 6-7 тыс. мыль их можно переставлять, не забывайте также про «запаску». Переставляя шины, вы сэкономить средства и продлите срок их использования, ведь шины будут изнашиваться более равномерно.
  • При замене шин меняйте вентили. Вентиль – важная деталь, обеспечивающая герметичность шины. Высокое давление и существенные нагрузки при вращении колеса воздействуют на вентиль. Поэтому при замене шин необходимо менять и вентили, это продлит срок службы шины и сбережет от износа. Экономия на вентилях напрямую влияет на срок службы ваших шин.
  • Когда нужно поменять шины?

    Еженедельная проверка шин (осмотр глубины протектора, давления воздуха в шинах, имеющихся повреждений на боковинах шин, появление следов неравномерного износа) позволяет реально оценить степень износа и старения шин. Если в вашу голову закрались сомнения в безопасности использования шин, то обратитесь к опытному специалисту для консультации по поводу дальнейшей эксплуатации.

    Шина подлежит замене в случае:

  • Прокола (возможны не только внешние, но и скрытые повреждения)
  • Сильного износа протектора
  • Наличия следов старения и «усталости» (трещины с внешней стороны, на бортовой и плечевой зоне, деформация шины и т. д.). Такие шины не обеспечивают должного сцепления.
  • Повреждения шины
  • Неравномерного износа по краям, в центре, на отдельных участках
  • Несоответствия автомобилю (необходима установка колес одного типа)
  • Срок службы шин

    Сроки службы шин сильно отличаются, поэтому предугадать, сколько будет служить та или иная шина, практически невозможно. В состав шины входят различные ингредиенты и материалы резиновой смеси, влияющие на сроки эксплуатации. Погодные условия, условия использования и хранения также могут продлить или сократить срок службы шин. Поэтому чтобы увеличить сроки эксплуатации шин, уберечь их от износа и старения, следите за их внешним видом, поддержанием давления в шинах, появлением следующих эффектов: шум, вибрация или увод в сторону автомобиля при движении, и конечно, правильно храните их.

    Правила хранения автомобильных шин

    Даже если шины лежат и не используются или используются редко, они стареют. Желательно не хранить ненакачанные или демонтированные шины долгое время в штабелях. Также нельзя хранить на шинах какие-либо посторонние, особенно тяжелые предметы. Избегать нахождения рядом с шинами раскаленных предметов, пламени, искрообразующих источников и генераторов. При взаимодействии с шинами рекомендуется пользоваться защитными перчатками.

    Шины хранятся в сухом помещении с хорошей вентиляцией, с постоянной поддерживаемой температурой, которое защищено от осадков и воздействия прямых солнечных лучей. Во избежание изменения структуры резины не храните рядом с шинами химические средства и растворители. Избегайте хранения вблизи шин острых металлических, деревянных и других предметов, которые могут их повредить. Чёрная резина боится переизбытка тепла и мороза, а чрезмерная влажность приводит к ее старению. Шины нельзя мыть под сильной водяной струей, достаточно мыла или специального средства.

    Из всего сказанного напрашивается вывод, что сберечь шины от износа и старения поможет правильное хранение, эксплуатация и всесторонняя проверка их состояния.

    Озонное старение , озонное растрескивание (ozone cracking, Ozonri βbildung, vieillissement а l, ozone ) -это растянутых резин под действием озона. Озонное старение – это один из видов так называемого коррозионного растрескивания , которое наблюдается при действии химически или физически активных сред на напряженные материалы (например, аммиака на латунь, детергентов на , кислот или щелочей на резины из полисулъфидных каучуков, HF на резины из кремнийорганических каучуков). Растягивающие напряжения возникают в резинах при статическом или динамическом одномерном или двумерном растяжении или при деформации сдвига.

    Для того чтобы произошло озонное старение, достаточно присутствия даже следов озона, который всегда содержится в атмосфере (2-6)·10 -6 % ; (здесь и далее указана объемная концентрация озона) и, кроме того, может образоваться в определенных условиях в закрытых помещениях. Основная причина присутствия озона в атмосфере - воздействие коротковолновой части солнечной радиации на кислород воздуха.

    Озон образуется также в результате фотохимического окисления содержащихся в воздухе органических примесей с участием двуокиси азота. Особенно интенсивно этот процесс протекает в больших городах, где загрязнение воздуха выхлопными газами двигателей обусловливает высокую концентрацию озона [до (50-100)·10 -6 % ] .

    В закрытых помещениях озон может образоваться под действием УФ -света, γ -лучей, рентгеновских лучей, при электрических разрядах, а также при окислении органических соединений.

    Механизм озонного старения

    Механизм озонного старения заключается в резком ускорении разрушения напряженных резин, обусловленном присоединением озона по кратным связям макромолекул каучука: Напряжение, которое возникает в резине при малых деформациях, способствуя деструкции макромолекулы и препятствуя рекомбинации макрорадикалов, ускоряет появление и разрастание микротрещин, первоначально направленных вдоль оси растяжения. Разрыв слабых перемычек между этими микротрещинами приводит к возникновению видимых глазом поперечных трещин. При больших деформациях (сотни процентов) трещины по мере их роста остаются продольными, так как вследствие эффекта ориентации перемычки между трещинами приобретают большую прочность.

    Кинетика озонного старения полимерных материалов

    При статическом напряжении σ (или деформации ε ) в процессе озонного старения можно выделить 2 основные стадии озонного старения:

    1. индукционный период τ и , окончание которого практически совпадает с моментом появления трещин;
    2. период развития видимых трещин τ вт , которое происходит в основном на стадии стационарной скорости их роста τ ст (рисунок 1).


    С ростом напряжения его разрушающее действие увеличивается, но развивающаяся одновременно ориентация макромолекул приводит к упрочнению полимера, что затрудняет его дальнейшее разрушение. Поскольку в первой стадии озонного старения , происходящего на поверхности резины, разрушающая роль напряжения усиливается из-за возрастания доли свежей, вновь образованной поверхности, то τ и обычно монотонно уменьшается с ростом ε (рисунок 1 ). В развитии трещин в глубине образца состояние его поверхности не играет роли; на этой стадии озонного старения в большей степени проявляется ориентационное упрочнение , в связи с чем скорость роста трещин проходит через максимум в области так называемой критической деформации ε кр (рисунок 2 ).


    Время до разрыва τ р = τ и + τ вт зависит от σ (или ε ) так же, как τ и (рисунок 1 ), или проходит через минимум в области ε кр (при больших деформациях - через максимум, обусловленный исчерпанием эффекта ориентационного упрочнения (рисунок 2 ). Первая зависимость, характерная для озоностойких резин, наблюдается в том случае, когда τ р определяется продолжительностью τ и (τ и /τ р ≈1 ), вторая - если τ р определяется продолжительностью периода τ вт (τ и / τ р <<1).

    Значение ε кр определяется двумя факторами: степенью уменьшения τ р с ростом σ и степенью увеличения τ р с развитием эффекта ориентации.

    Факторы, влияющие на скорость озонного старения

    Межмолекулярное взаимодействие

    Увеличение , затрудняя ориентацию макромолекул при деформации и способствуя повышению долговечности резин, может привести к сдвигу ε кр в сторону ее больших значений. Такая зависимость наблюдается, в частности, в ряду ненаполненных вулканизатов следующих полимеров:

    натуральный каучук < гуттаперча < хлоропреновый каучук.

    Значение ε кр возрастает также и при введении активных наполнителей в каучуки со сравнительно слабо выраженным межмолекулярным взаимодействием. Так, при увеличении количества газовой канальной сажи в натуральном каучуке от 0 до 90 маcсовых частей ε кр возрастает от 15 до 50% . В случае значительного уменьшения межмолекулярных взаимодействий (например, при введении дибутилфталата в хлоропреновый каучук) значение ε кр резко уменьшается. Изменением межмолекулярного взаимодействия объясняется также влияние на значение ε кр температуры, и других факторов.

    Характер и частота деформаций

    В сравнении со скоростью озонного при статических деформациях , при многократных деформациях с постоянной частотой может наблюдаться как ускорение озонного старения (в резинах из бутадиен-нитрильных каучуков), так и его замедление (в резинах из натурального каучука).

    В некоторых резинах с увеличением частоты деформации проявляется релаксационное упрочнение , приводящее к уменьшению озонного старения. В области малых частот (до 100 колебаний в минуту) наибольшая скорость озонного старения большинства резин наблюдается при частоте 10 колебаний в минуту. Резины, содержащие воскообразные вещества, слой которых на поверхности резины при многократных деформациях легко разрушается, значительно сильнее подвержены в этих условиях озонного старения, чем при статических деформациях.

    Концентрация озона

    Уменьшение концентрации озона С резко замедляет озонное старение, причем вплоть до его атмосферных концентраций сохраняется зависимость τ = kС -n , где k и n - постоянные, а τ может быть как τ и , так и τ р . В случае больших τ (годы) применение этой зависимости осложняется изменением условий экспозиции резин (релаксация напряжения, миграция на поверхность резин антиозонантов и др.), оказывающих влияние на значения k и n .

    Концентрация озона не влияет на положение ε кр и значение энергии активации озонного старения. Последняя очень мала (десятки кдж/моль, или несколько ккал/моль) и, следовательно, изменение скорости озонного старения с температурой обусловлено главным образом изменением подвижности макромолекул. Это подтверждается тем, что скорость разрастания трещин подчиняется уравнению Вильямса - Лэндела - Ферри (см. Вязкотекучее состояние), описывающему релаксационные процессы.

    Влияние температуры, влаги и солнечного излучения на скорость озонного старения

    Понижение температуры приводит к резкому замедлению озонного старения; в условиях испытаний при постоянном значении ε озонное старение практически прекращается при температурах, на 15-20 °С превышающих температуру стеклования полимера.

    Солнечное излучение сильно ускоряет озонное старение вследствие фотоокисления резины , сопровождающегося деструкцией макромолекул, увеличения подвижности макрорадикалов, а также в результате общего повышения температуры резины. Влага , сорбируясь сравнительно гидрофильными резинами (например, из натурального или хлоропренового каучука) и способствуя более равномерному распределению напряжений на их поверхности, несколько замедляет озонное старение этих резин.

    Озоностойкость резин (классификация резин по озоностойкости)

    Способность резин сопротивляться озонному старению существенно зависит от типа каучука.

    По стойкости к озонному старению (в условиях статической деформации до 50%) резины на основе различных каучуков можно условно разделить на четыре группы:

    • Особо стойкие резины не разрушаются в течение длительного времени (годы) при атмосферных концентрациях озона и устойчивы более 1 часа при концентрациях O 3 порядка 0,1 - 1%. Такими свойствами обладают резины на основе насыщенных каучуков - фторсодержащих, этилен-пропиленовых, полиизобутилена, хлорсульфированного полиэтилена и, в меньшей степени, резины из кремнийорганического каучука; последние разрушаются веществами кислого характера, легко образующимися в присутствии озона.
    • Стойкие резины не разрушаются в течение нескольких лет в атмосферных условиях и устойчивы более 1 ч при концентрациях O 3 около 0,01% . К этой группе относятся резины на основе каучуков, слабо взаимодействующих с озоном вследствие небольшого содержания в них кратных связей (например, резины из бутилкаучука) или благодаря присутствию связей, мало активных к озону (например, резины из уретановых и полисульфидных каучуков), а также резины из хлоропреновых каучуков, стабилизированных антиозонантами.
    • Умеренно стойкие резины устойчивы в атмосферных условиях от нескольких месяцев до 1-2 лет, а при концентрациях O 3 около 0,001% - более 1 часа. В эту группу входят резины из нестабилизированного хлоропренового каучука и из других ненасыщенных каучуков (натурального, синтетического изопренового, бутадиен-стирольных, бутадиен-нитрильных), содержащих антиозонанты . Большая стойкость хлоропренового каучука к озонного объясняется особенностями его физической структуры (легкой кристаллизуемостью, сильными межмолекулярными полярными взаимодействиями), обусловливающими образование тупоугольных, округлых, медленно растущих трещин.
    • Нестойкие резины устойчивы в атмосферных условиях от нескольких дней до 1 месяца, а при концентрациях O 3 - 0,0001% - более 1 часа. К нестойким относят резины из нестабилизированных каучуков предыдущей группы, за исключением резин из хлоропренового каучука. Повышение стойкости резин этой группы к озонному старения достигается введением в них антиозонантов и восков , нанесением на резины озоностойких покрытий из хлоропренового каучука, хлорсульфированного полиэтилена и др., химической обработкой (например, гидрированием) поверхности резин для уменьшения содержания в макромолекулах ненасыщенных связей, а также изменением конструкции изделий с целью снижения в условиях их эксплуатации растягивющих напряжений.

    О способах защиты резин от озонного старения см. также Антиозонанты.

    Помимо типа каучука, на стойкость резин к озонному старению влияет состав резиновых смесей. Так, в условиях испытаний при одинаковой деформации ε значения τ и и τ р для резин, содержащих наполнители и пластификаторы , будут меньше, чем для ненаполненных.

    Ухудшение озоностойкости обусловлено следующими причинами:

    • ростом напряжения, связанным с введением наполнителей,
    • снижением прочностных свойств резин вследствие введения пластификаторов.

    Стойкость резин к озонному старению оценивают по изменению следующих характеристик растянутых образцов:

    1)степени растрескивания (для этого по фотографиям образцов составляют условную 4-, 6- или 10-балльную шкалу);

    2)времени до появления трещин τ и ;

    3)времени до разрыва τ р .

    За кинетикой развития трещин удобно следить по спаду усилия Р в растянутом озонируемом образце. При этом τ р соответствует моменту, когда Р = 0 .

    Испытание в среде озона - эффективный метод исследования долговечности резин при малых деформациях (десятки процентов), характерных для условий эксплуатации большинства резиновых изделий. Результаты испытаний при повышенных концентрациях озона позволяют также прогнозировать резин, нестойких к действию озона, поскольку в этом случае долговечность определяется сопротивляемостью резин озонному старению.

    Список литературы: Зуев Ю. С, Разрушение полимеров под действием агрессивных сред, 2 изд., М., 1972. Ю. С. Зуев,

    Вокруг возраста или "старения" шин всегда ходили споры и разногласия. В некоторых странах даже были требования к производителям, чтобы они печатали на резине крайнюю дату использования, как на продуктах питания. В некоторых штатах Америки, при покупке дается брошюра с описанием возможных проблем, если шины долго не менять.

    Химический процесс, который вызывает старение старение резины, называется оксидизация. При постоянном контакте с кислородом, резина начинает сохнуть, и становится более жесткой, что выражается в трещинах на поверхности. Что самое интересное, стареть шина начинает с внутренних слоев каркаса, а не снаружи. Вследствие затвердения элементов состава, начинается процесс деламинации, когда фрагменты резины отслаиваются от кордовых слоев.

    Скорость старения определяется четырьмя основными факторами.

    Качество изоляционного слоя. Тонкий слой изнутри шины, сделан из бутил-каучука, и предназначен для того чтобы воздух закаченный в колеса, не выходил наружу. Но все равно какой то процент кислорода будет просачиваться через этот слой, вызывая химическую реакцию с внутренними слоями.

    Давление воздуха. Воздействие оксидизации усиливается, пропорционально давлению воздуха, чем больше, тем быстрее. То есть, накаченная резина будет стареть гораздо быстрее чем сдутая.

    Температура. Высокая температура усиливает реактивность кислорда, тем самым ему легче просачиваться через уплотнительный слой резины и легче взаимодействовать с внутренними слоями протектора.

    Частота использования. Во время движения, под давлением центробежной силы, смазочный материал внутри шины обращается через систему микропор, то есть приходит в движение. Таким образом, "промасливая" резину. Когда колеса простаивают, этого не происходит и они начинают сохнуть быстрее.

    Немецкий ADAC рекомендует менять шины каждые 6 лет, несмотря на внешний вид. В 1990 году группа производителей BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, General Motors сделали совместное заявление о том что шины старше 6 лет не рекомендуются к использованию. В 2005 году Daimler/Chrysler заявил, что рекомендует внимательно инспектировать шины через 5 лет, и производить замену через 10. Позже, рекомендацию поддержали компании Michelin и Continental.

    Американцы изучили автомобильные страховые иски, касательно проблем с колесами, и вывели одну интересную закономерность. 77% всех страховых обращений были сделаны в пяти самых южных штатах, и в 87% из всех этих случаев, шины были старше 6 лет. Что косвенно подтверждает негативное воздействие высоких температур в течение долгого времени.

    Так же была отслежена тенденция, что шины с высоким индексом скорости теряют свои кондиции медленнее. Стоит также сказать, что старые шины больше подвержены неравномерному износу , особенно это касается летних шин для легковых автомобилей.


    Выводы:

    Если шины на вашем авто старше 6 лет, это не значит что их обязательно следует менять. Просто внимательно осмотрите их на предмет трещин на боковинах, если таковые появились это сигнал к тому, что пора искать новые или б у шины. По информации сайта Шинкомплект , в последнее время, продажи подержанных колес в мире растут, в связи с плохой экономической ситуацией.

    Особенно быстро стареют и высыхают запасные колеса для джипов, которые висят на двери багажника в накаченном состоянии и под прямыми солнечными лучами летом. Если шины хранятся в спущенном состоянии и в помещении защищенным от солнца, то они дольше сохраняют свои кондиции.

    Каучуки и их вулканизаты, как всякие ненасыщенные соедине­ния, способны к различного рода химическим превращениям. Важ­нейшей реакцией, которая непрерывно происходит при хранении и эксплуатации резиновых изделий, является окисление резины, ведущее к изменению ее химических, физических и механических свойств. Только эбонит, превращающийся в полностью насыщен­ное соединение за счет присоединения к макромолекулам каучука предельно возможного количества серы, представляет собой хи­мически инертный материал. Совокупность всех изменений, про­исходящих в резине в процессе длительного окисления, принято называть ее старением.

    Старение принадлежит к категории сложных многостадийных превращений, на определенных этапах которого значительно умень­шаются эластичность, износостойкость и в некоторой степени прочность резины. Иначе говоря, с течением времени работоспо­собность резиновых изделий, а следовательно, и надежность рабо­ты автомобилей снижаются. К разряду наиболее неблагоприятных изменений резины, возникающих вследствие старения, относится необратимое снижение ее эластичности. В результате повышенная хрупкость резины, в первую очередь ее поверхностных слоев, обу­словливает появление в деформируемых деталях трещин, посте­пенно углубляющихся и в конце концов приводящих к разруше­нию изделия.

    Последствия старения резины аналогичны последствиям от пониже­ния температуры, с той лишь разницей, что последние по своему харак­теру являются временными и частично или полностью устранимыми с помощью нагревания, тогда как первые никакими способами нельзя осла­бить и тем более устранить.

    Борьба со старением ведется различными методами. Очень эф­фективной является добавка противостарителей (ингибиторов), 1... 2 % которых по отношению к содержащемуся в резине каучуку замедляют процесс окисления в сотни и тысячи раз. С той же це­лью некоторые резиновые изделия выпускаются с заводов в гер­метичной упаковке (в полиэтиленовых чехлах).

    Однако технологических средств оказывается недостаточно, поэтому дополнительно приходится применять ряд эксплуатаци­онных мер. С повышением температуры старение усиливается, причем от нагревания на каждые 10 °С скорость старения возрастает в два раза. Замечено также, что окисление резины интенсивнее на тех участках, которые испытывают большее напряжение. Следовательно, необходимо содержать резиновые изделия по возможнос­ти в недеформированном состоянии.

    Колеса и шины

    Автомобильные колеса различают по их назначению, типу при­меняемых шин, конструкции и технологии изготовления.

    Основные параметры колес некоторых автомобилей отечествен­ного производства приведены в табл. 11.2.

    Пневматические шины легковых автомобилей подразделяются по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе, отношению высоты к ширине профиля, типу протектора и ряду других специфических особенностей, вызванных их назначением и условиями эксплуатации.

    По способу герметизации внутреннего объема различают ка­мерные и бескамерные шины.

    Камерные шины состоят из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, надеваемой на обод. Размер камеры всегда несколь­ко меньше внутренней полости покрышки во избежание образо­вания складок в накаченном состоянии. Вентиль представляет со­бой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий выходу наружу. Ободная лента предохраняет ка­меру от повреждений и трения о колесо и борт покрышки.

    Таблица 11.2

    Основные параметры колес некоторых отечественных легковых

    Автомобилей


    Рис. 11.9. Бескамерная шина авто­мобиля:

    1 - протектор; 2 - герметизирую­щий воздухонепроницаемый резино­вый слой; 3 - каркас; 4 - вентиль; 5 - глубокий обод

    Бескамерные шины (рис. 11.9) отличаются наличием воздухо­непроницаемого резинового слоя, наложенного на первый слой каркаса (вместо камеры), и имеют следующие преимущества (по сравнению с камерными):

    меньшую массу и лучший теплообмен с колесами;

    повышенную безопасность при движении машины, так как при проколе воздух выходит только в месте прокола (при мелком про­коле достаточно медленно);

    упрощенный ремонт в случае прокола (нет необходимости в демонтаже).

    В то же время монтаж и демонтаж бескамерных шин усложнен­ные и требуют большей квалификации, и зачастую возможны толь­ко на специальном шиномонтажном станке.

    Бескамерные шины применяются для колес с ободами специ­ального профиля и повышенной точности изготовления.

    Камерные и бескамерные шины по расположению нитей корда в каркасе покрышки могут быть как диагональной, так и радиаль­ной конструкции.

    Маркировка шин

    Диагональные и радиальные шины различаются не только кон­струкцией, но и маркировкой.

    Например, в обозначении диагональной шины 6,15-13/155-13:

    6,15 - условная ширина профиля шины (В) в дюймах;

    13 - посадочный диаметр (d) шины (и колеса) в дюймах;

    155 - условная ширина профиля шины в мм.

    Вместо последнего числа 13 может быть указан посадочный диа­метр в мм (330).

    Радиальные шины имеют единое смешанное миллиметрово­дюймовое обозначение. Например, в маркировке 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless:

    165 - условная ширина профиля шины (В) в мм;

    70 - отношение высоты профиля шины (Я) к ее ширине (В) в процентах;

    R - радиальная;

    13 - посадочный диаметр в дюймах;

    78 - условный индекс грузоподъемности шины;

    8 - скоростной индекс шины (максимально допустимая ско­рость движения автомобиля) в км/ч.

    Для повседневной езды по российским дорогам целесообразно ограничиться отношением Н/В не ниже 0,65, причем это касается довольно больших шин, т.е. шин для автомобилей типа ГАЗ-3110 «Волга». На моделях ВАЗ лучше не применять шины с Н/В ниже 0,70, а на автомобиле ВАЗ-111 «Ока» и вовсе нецелесообразна ус­тановка каких-либо иных шин кроме заводских размером 135R12.

    Современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с Н/В= = 0,30...0,60 пригодны для работы только на гладких шоссейных дорогах с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране практически нет.

    Каждый российский изготовитель шин имеет свой фирменный знак или же, как например Московский шинный завод, знак мо­дели «ТАГАНКА».

    Маркировка шины включает в себя букву (или буквы), кодиру­ющие предприятие-изготовитель (например, К - Кировский шин­ный завод; Я - Ярославский шинный завод и др.) и цифры (циф­ру) внутризаводского индекса этой шины.

    На боковине шины ставится ее серийный номер и кодируется другая, достаточно полезная (в случае выставления рекламации) информация (табл. 11.3).



    © 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков