Чем отличаются рыболовные катушки. Дорогой и сложный механизм. Катушки для спиннинга

Чем отличаются рыболовные катушки. Дорогой и сложный механизм. Катушки для спиннинга

Любому начинающему рыбаку очень трудно сориентироваться на рынке снастей - огромный выбор удочек и спиннингов, всевозможных аксессуаров и лески, не говоря уже про катушки, которые имеют большой разбег в цене и характеристиках. Чтобы как-то помочь начинающим рыбакам, создана данная статья. В фокусе - катушки инерционные и безынерционные, различие между ними и рекомендации, которые непременно пригодятся перед покупкой любому новичку.

Доступно и понятно

Между собой катушки инерционные от безынерционных отличаются сбросом лески в процессе закидывания снасти. Обычная физика - либо леска сбрасывается с неподвижной катушки, либо катушка по инерции прокручивается в сторону натяжки лески, предоставляя возможность сброса. Вокруг этих двух видов катушек миллионы споров, которые длятся несколько десятков лет и до сих пор не утихают. Читателю предоставляется возможность самому решить, какую катушку ему необходимо приобрести, ведь на рынке инерционные и безынерционные устройства делят рынок поровну, и ни один из видов на пенсию не собирается.

Немного об инерции

Своим внешним видом обычная инерционная катушка больше напоминает бобину с намотанной на неё леской, однако при более тщательном осмотре можно обнаружить, что внутренние грани катушки идеально отполированы. Дело в том, что при быстром сбросе лески и её обратной намотке на катушку происходит постоянное трение между динамическими и статическими объектами.

Инерционная катушка требует использовать тяжёлую приманку либо грузило, иначе заброс снасти на большое расстояние не удастся. Ведь в процессе заброса груз, пытаясь увлечь за собой леску, сталкивается с сопротивлением катушки, которое по мере извлечения лески снижается. При достижении прикормкой места назначения на воде натяжка лески уменьшается, а катушка по инерции продолжает отдавать леску.


Дорогой и сложный механизм

Инерционные катушки для удочки имеют прямого конкурента - безынерционные устройства, которые в народе называют «мясорубками». Такое название вполне объяснимо, и дело даже не в визуальной схожести. Принцип действия такой катушки основывается на червячной или кривошипно-шатунной передаче вращения. Визуально процесс активного сброса и намотки лески кажется довольно простым, однако есть много сложностей, которые возникают при обслуживании механизма - собрать и разобрать безынерционную катушку в домашних условиях под силу не каждому. А если учесть, что обслуживание рекомендуется производить после каждого использования, то у многих заядлых рыбаков отпадает желание приобретать дорогое устройство.

Нахлыстовая катушка

Для нахлыстовой ловли, когда используется легковесная наживка, порой даже живая (муха, стрекоза), применяется нахлыстовая катушка. Это обычная инерционная катушка для спиннинга, разве что больших размеров. Такая катушка в забросе практически не участвует, так как снасть забрасывается методом хлыста (с раскручиванием вокруг собственной оси), а стравливается обычным течением водоёма. Однако обязательным компонентом нахлыстовой инерционной катушки является храповик или регулятор тяги, который препятствует быстрому раскручиванию катушки.

Скорость сматывания лески напрямую зависит от диаметра катушки, чем он больше, тем медленнее происходит вращение по инерции. Естественно, и подмотать приманку или пойманную рыбу к берегу с такой катушкой проще. Но рыбаки стараются выбирать устройства меньше и легче, ведь нахлыстовая ловля очень часто затягивается не на один час, а держать в руках спиннинг с большой катушкой очень тяжело.


Достойное предложение отечественного производителя

Инерционная катушка "Нельма" для нахлыстовой ловли известна многим рыбакам не одно десятилетие. Ведь не зря о её тактико-технических характеристиках и приёмах ловли сняли документальный фильм с одноимённым названием. Понятно, что после демонстрации фильма на телевидении катушка Нельма нашла себе много поклонников.

Механизм популярной катушки сравнивается с револьвером системы «Нагана» - такой же простой и безотказный. Размер известный российский конструктор Василий Пилипчук выбрал не случайно. Внешний диаметр барабана - 114 мм, а внутренний - 90 мм, являются результатом многолетних экспериментов и исследований. Идеально подобранные размеры позволили создать лёгкое, прочное и очень удобное устройство.

Классика, доставшаяся по наследству

Катушка инерционная "Невская" больше известна среди старшего поколения рыболовов, ведь её расцветом принято считать середину прошлого столетия. На водоёмах очень часто можно встретить рыбаков с этой легендарной катушкой. Чем же привлекает людей это ветхое на вид устройство? Небольшой вес, простота и надёжность, огромный ресурс работы и возможность постоянной модернизации, низкая цена и приспособленность к любым погодным условиям - это лишь часть положительных характеристик, которые можно найти в средствах массовой информации.


Интересно, что некоторые издательства, выпускающие журналы о рыбалке, вновь подняли вопрос о качественных снастях на российском рынке. Оказывается, что многие недорогие устройства, произведённые за Великой Китайской стеной, очень низкого качества. Все рекомендации профессионалов сводятся к одному - желающим сэкономить на покупке снастей без товаров отечественного производства не обойтись.

Удобства пользования

Катушки инерционные могут быть не только для левши и правши. Если углубиться в функционал, который представлен на рынке, то пользователь много чего интересного найдёт для себя. Очень хорошо, если катушка оснащена механизмом для более плотной укладки лески. По сути, на одну и ту же шпулю вместится больше лески, если умный механизм будет её равномерно наматывать. Желающим сэкономить на покупке для достижения того же результата придётся в качестве механизма использовать указательный палец, совершая те же движения, что делает дорогое устройство.

Если инерционная катушка снабжена системой торможения, стоит обратить внимание на толщину лески при покупке. Большинство производителей указывают максимальный диаметр на корпусе катушки, превышать его не нужно. Ведь торможение получается неэффективным, и толстая леска просто уничтожает механизм.


Чудо-мультипликатор

Не нужно думать, что инерционные катушки для рыбалки наряду с дешевизной имеют удручающий внешний вид и вытянут все силы из рыбака, который будет сматывать вымотанную на сотню метров леску. Технологии не стоят на месте, и наряду с безынерционными устройствами, оснащёнными сложными механизмами, поклонники инерционного оборудования найдут себе достойную катушку из мультипликаторов.

Катушки инерционные с большим количеством подшипников и передаточным отношением между механизмом рукояти и барабана - далеко не новшество в рыболовном мире, особенно когда речь идёт о мультипликаторах. Естественно, чем больше функций в катушке, тем выше цена устройства и сложнее механизм, однако поклонников у этих катушек меньше не становится.

Очень осторожно нужно относиться к выбору передаточного отношения для катушки. Понятно, чем оно больше, тем быстрее происходит сматывание лески. Только покупатель почему-то забывает, что увеличенная частота шпули приводит к быстрому износу. Либо нужно уделить внимание качественному обслуживанию механизма, либо отдать предпочтение меньшей передаче.

Кратко о различиях мультипликаторов

В первую очередь разделение идёт между классикой и троллингом. Классическое устройство типа «бочонок» предназначено для заброса тяжёлых приманок (25-100 грамм). А вот для троллинга, включая морские катушки, применяются мультипликаторы со счётчиками. На рынке таких устройств около 50%, и они в диковинку многим начинающим рыболовам. Страшного ничего в этом нет, счётчик предназначен для маркировки лески при опускании воблера на нужную глубину.

Цена устройств сильно зависит от материала корпуса и фрикциона. Пластик, алюминий или титан - решать покупателю, главное - всегда помнить, что увеличение цены происходит пропорционально увеличению долговечности.

Много разговоров вокруг системы торможения в мультипликаторах. Такие инерционные катушки для удочки имеют следующие виды тормозной системы: магнитная, механическая, центробежная. Начинающий рыболов особой разницы не почувствует, пока не перепробует каждый вид по отдельности, поэтому нет смысла в конкретике.


Какому мультипликатору отдать предпочтение?

Принцип выбора катушек, как и остальных снастей, для любого рыбака уникален и вряд ли подойдёт каждому желающему. Выбор можно делать по цене, качеству, весу, удобству обслуживания, методу лова и так далее. Однако если следовать новой тенденции и отдавать предпочтение хорошо зарекомендовавшему себя на рынке бренду, то можно прислушаться к советам профессионалов, которые оставили свои отзывы в средствах массовой информации.

  1. Shimano. Бренд номер один в мире по производству не только велосипедных запчастей. Для японского гиганта катушки рыболовные инерционные - это двигатель торговли. По статистике, устройства Shimano более долговечны, нежели конкуренты.
  2. Daiwa. Недорогое решение от японских инженеров в первую очередь наводнило рынок множеством модификаций. Каждый рыбак, от любителя до профессионала, всегда найдёт нужное устройство.
  3. Abu Garcia. Легендарная инерционная катушка для спиннинга «Амбассадор» разработанная шведским концерном, до сих пор пользуется спросом не только у рыболовов, а и у коллекционеров. Безотказный инструмент в руках профессионала.

Вопрос - ответ: намотка лески

Актуальным среди начинающих рыбаков остаётся вопрос «как намотать леску на инерционную катушку». Поначалу процесс кажется довольно простым, ведь в отличие от безынерционных устройств, прямолинейный механизм не перекручивает леску. Зато из-за этой прямолинейности возникает проблема с узлом, который постоянно прокручивается, особенно если вместо лески используется плетёнка.

Всё очень просто: на шпулю нужно в один слой намотать тесьму или слой тонкой ткани. Сделав петлю и продев через неё основную леску, нужно затянуть узел поверх намотанной ткани. Придерживая узел пальцем, сделать пару витков лески вокруг шпули. Убрать палец и аккуратно, внатяжку намотать равномерно пару десятков витков. После чего, одев бобину с леской на карандаш и зажав механизм между коленями, можно приступить к наматыванию лески на инерционную катушку.

Многие рыбаки, стараясь намотать леску на катушку, в качестве натяжителя используют книгу. Такой способ довольно популярен среди владельцев безынерционных устройств - книга не позволяет леске запутаться или перекрутиться. Для данного способа подойдёт крупногабаритная книга: телефонный справочник, энциклопедия, томик Ленина. Главное, чтобы книга не раскрывалась самопроизвольно в результате натяжки лески.

Вопрос - ответ: заброс снасти

Вопрос «как забрасывать инерционную катушку» вызовет улыбку на лице любого рыболова, ведь на самом деле забрасывается снасть с наживкой. Но этот процесс довольно сложный, если сравнивать его с тем же безынерционным устройством. Как ни странно, дело в инерции, которую нужно замедлить и остановить в нужный момент, иначе время на рыбалке уйдёт на разматывание «бороды» запутанной лески.


Без обучения тут не обойтись - профессионалы рекомендуют изучить принцип действия инерционной катушки с помощью маятникового способа заброса снастей. Взяв спиннинг в одну руку, а снасть - в другую, необходимо отпустить леску так, чтобы рукоять удочки оказалась на уровне талии, а снасть оказалась на уровне колена. Разблокировав катушку, и приподняв удилище, необходимо совершить маятниковое движение вперёд, увлекая снасть в том же направлении. При касании снасти воды плавным движением поставить барабан катушки на тормоз. Научившись контролировать сброс лески таким способом, можно переходить к маховым забросам.

Чего не стоит делать начинающим рыболовам

На рынке инерционная катушка для спиннинга очень часто предлагается продавцом в полном сборе. Понятно, что такое решение значительно облегчает усилия новичка в выборе всех компонентов по отдельности, а также экономит много времени на перемотку лески и вязку узлов. Однако чаще продавец собирает комплект из товаров, которые давно залежались у него на полках или имеют какой-то брак. В средствах массовой информации многие профессионалы рекомендуют заплатить больше за отдельные компоненты, нежели покупать «кота в мешке», ведь человеку, малознакомому со снастями, трудно будет сориентироваться и найти брак при самостоятельном визуальном осмотре компонентов.

Данная рекомендация касается и любителей приобретать товары из вторых рук через интернет. Даже почти новая инерционная катушка, фото которой будет безукоризненным на первый взгляд, может иметь много мелких повреждений, начиная от битых подшипников, вызванных падением, до обычной ржавчины внутреннего механизма.

В заключение

Как видно из обзора, инерционная катушка является вполне приемлемым инструментом для любого типа рыбной ловли. Да, есть некоторые сложности, например, во время обучения забросу на большие дистанции, но это обычное обучение, через которое проходят миллионы людей, прежде чем получить заветный опыт. Зато, научившись забрасывать снасть с помощью обычной инерционной катушки, с забросом других снастей никогда не будет проблем, ведь все они значительно проще. Равносильно учёбе езде на автомобиле с механической коробкой передачи - пересесть на автомат легко и просто!

Начинающие спиннингисты часто задают вопрос – чем мультипликаторная катушка отличается от безынерционной, и вообще, что это такое?

Предупреждаем сразу: неопытному рыболову с такого вида катушек начинать не стоит, это всё-таки снасть для профессионалов или хотя бы спиннингистов со стажем. Но особенности её применения знать, конечно, необходимо, чтобы видеть, чему стремиться.

Эволюция рыболовных катушек

В спиннинговой ловле их существует 3 вида:

  • инерционная ; эти катушки появились в качестве снасти раньше остальных и до сих пор с успехом используются; отличаются простотой конструкции с использованием вращающегося барабана, снабжённого тормозом-трещёткой;
  • безынерционная ; здесь леска попросту поэтапно снимается со шпули безо всякого вращения, а, значит, и инерции, создаваемой приманкой при дальнем забросе; долгое время считалась революционным методом спиннинговой ловли;
  • мультипликаторная ; любопытно, что по сути – это возврат к инерционным катушкам, только в более сложном варианте; получилось как бы развитие по спирали.

Безынерционная катушка или мультипликатор

Сегодня этот вопрос встаёт перед многими рыболовами и однозначного ответа не содержит. Каждый из этих видов катушек имеет свои преимущества. У безынерционной снасти они такие:

  • простота заброса, навык приобретается очень быстро;
  • леска редко образует «бороду» даже при дальнем забросе
  • небольшой вес;
  • быстрота подмотки, за один оборот рукоятки можно подмотать до 1 м лески;
  • чувствительность фрикционного тормоза.

Мультипликаторная катушка имеет свои достоинства:

  • заброс с её помощью тоже несложен;
  • такая катушка хороша при применении тяжёлой приманки;
  • позволяет использовать толстую леску;
  • ловля таким способом менее энергозатратна.

Какая катушка лучше

Ещё несколько лет назад обладатели мультипликаторных катушек казались почти инопланетянами, а сама эта снасть – не совсем привычной диковинкой, забавой для чудаков. Сейчас уже не секрет, что этот вид катушек, в сущности, – модифицированная лебёдка .

Чтобы понять, какая катушка лучше – мультипликатор или безынерционная, нужно попросту проверить их в деле , на определённом водоёме и при ловле конкретных пород рыб.


Скажем, если вы идёте на крупную добычу, «мульты» дают чувство уверенности из-за надёжности и простоты конструкции. Считается, что эта катушка выдерживает более серьёзные нагрузки . В этом случае проблема – мультипликаторная катушка или безынерционная, – решается в пользу первой.

Однако с приманками весом меньше 5 гр обращаться с «мультами» не совсем удобно , к тому же многим снасть кажется излишне громоздкой.

Во время решения вопроса, что лучше – мультипликаторная или безынерционная катушка, – многие рыбаки обращают внимание на регулируемую систему тормозов в «лебёдочных» конструкциях . Она вроде бы хорошо и надежно срабатывает, но её приходится подстраивать под каждый вид приманки или рыбы. Не каждому на рыбалке это приходится по душе.

Катушки нового поколения снастей легче. Но безынерционкой пользоваться проще. Мультипликаторы после заброса приходится перекладывать из руки в руку, особенно, если вы – правша.

Подходит ли «мульт» для обычного спиннинга

Ещё одно отличие безынерционной катушки от мультипликаторной – в использовании разных видов спиннинга . То есть обычная снасть для «мульта» непригодна – на таком спиннинге для него слишком много колец. Приходится либо его переделывать (что, в принципе, поможет мало), либо покупать специальный кастинговый спиннинг. Получится немного дороже, но такая снасть уверенно прослужит несколько сезонов.

Полезное видео

Посмотрим на видео экспертное мнение по поводу различий мультипликаторной катушки от безынерционной:

Подводя итоги этого анализа разных видов катушек, можно сказать, что выбор здесь остаётся за каждым. И ту, и другую снасть можно применять и для заброса, и для троллинга, ловли с плавсредства. И та, и другая требуют навыка и умения.

Эта статья будет содержать как доработку по некоторым «косячкам» в спиннинговых катушках , так и обзор двух моделей. Представленные доработки относятся и к другим катушкам, которые этого требуют.Так как на доработку ко мне попали сразу 3 спиннинговых катушки с магазина,2 ELF(2500с и 2500)и NASCI 2500. Но впоследствии хозяин NASCI испугавшись, что после доработки катушка станет хуже, изъявил желание забрать сей девайс, сказав, что, раз так сделано, значит так оно и надо. Разубеждать я его не стал. И в итоге на «обслугу» осталось 2 эльфа, поэтому статья и будет являться обзором по одной модели катушки (сборной, раз катушки парные).

И так, начнём,или, как говорил Гагарин-поехали!

Катушка на ход оказалась очень приятной. Что нельзя было сказать про люфты. Сразу бросилось на вид, то что у катушки был сильный продольный люфт ротора, который даже был очень заметен при включенном обратном стопоре, когда рукоятку переставали вращать, то ротор приподымался миллиметра на2-3,что очень плохо просто технически, а также сопровождалось некомфортностью при прерывистом вращении. В большинстве катушек это говорит о плохой подгонке посадочных мест деталей, но в данном случае оказалось, что подшипник не прижимался к корпусу обгонкой, и в итоге свободно болтался, следствием чего и явился такой люфт. Открутив обгонку, обнаружил две шайбочки подложенные почему-то только под 2 винта обгонки. Вот эти шайбы.


Фото 1

Для чего они там были не совсем понятно, однако измерив, все составляющие, и обнаружив, что их отсутствие не влияет на центровку обоймы по высоте, убираем их и прикручиваем обгонку на место. Таким образом, люфт исчез, остался совсем маленький, еле заметный, обусловленный только качеством самого подшипника.

Люфт главной пары был выбран подбором шайбы нужной толщины.

Здесь нельзя не сказать о том что, тот, кто не обращает на это внимания,рискует в какой-то момент сорвать зубья приводной шестерни. Так как при таких люфтахзацепление зубьев в лучшем случае идёт на пол зуба , а не на весь, как положено, и приработка идёт тоже на половину, потому что под нагрузкой шестерни «разъезжаются» по причине того что зуб по профилю в основном имеет трапецию. По этой причине выбор люфта надо делать сразу, а не после, например годичной эксплуатации, после некоторого времени, убрав люфт, может кардинально катушка зарычать, и с этим уже ничего не поделаешь.

Также в некоторых катушках с бесконечником, и во всех с кулисой на главной шестерне есть поясок. Сделан он не просто так, а под него в обязательном порядке должна быть положена прокладка, которая не позволяет главной шестерне под нагрузкой (когда мы крутим ручку катушки) «впиватся » в шестерню ротора, таким образом нагрузка на зубья становится равномерной и постоянной, независимо от того под нагрузкой катушка или нет и зацепление будет на одном уровне.Почему не делает это производитель,не понятно.


Фото 2

Поперечный люфт шестерни ротора был устранён подкладкой фторопластовой плёнки вокруг втулки, втулку посадили плотно, но без деформации, её уже доставать не будем в дальнейшем, т.к. притирка главной пары уже будет с учётом этого.




Продольный люфт штока с 3мм, уменьшаем до 1 таким же способом который был описан в 1-ой части статьи.




Фото 5



Фото 6

Шат вокруг оси штока отсутствует, так как каретка находится на двух направляющих, исключающих это явление. Движение плавное в обе стороны, закусывания нет, что свидетельствует о хорошей выверке осей направляющего механизма и точной обработке поверхностей как внутренних так и наружных. О продольном люфте бесконечника здесь уже позаботился сам производитель, выставив его шайбами, тютелька в тютельку.

Ролик в доработке не нуждается, так как люфт незначительный, вращение очень хорошее, и сама конструкция довольно хорошо продумана.

Также, у кого есть возможность изготовить новый ролик на шарике могут себе доставить удовольствие, сделать свою катушку ещё лучше. Резал я по своим размерам а не с оригинала. Канавку расширил, перегородка по середине - чтобы подшипники вращались не зависимо друг друга. Результатом полностью доволен, получил что хотел. Не так уж и сложно его сделать.



Фото 7




Фото 8




Фото 9




Фото 10




Фото 11

Так как обработка производилось не на специальном оборудовании, то естественно у ролика получился чуть заметный дисбаланс. Но при этом, если его крутануть бумажкой то вращение продолжается чуть более 9 сек (естественно без смазки), ни в одной катушке ещё, я такого не встречал.Подшипники закрытые с лицевых сторон(наружных),шайбы спецом не ставил так как здесь задумывалась выборка люфта не помощью шайб, а с помощью канавки которая находится внутри ролика. Между подшипниками медные шайбочки на 0.05 шире канавки, чтобы при закручивании не стягивало подшипники. Таким образом, ролик центрируется между двумя подшипниками, как и задумывалось изначально. Канавка сделана шире спецом для того что иногда юзаю плоские шнуры. И поэтому она посредине ролика. Форму сделал просто- трапеция по бокам, маленькая галтель в углублении, с таким профилем уже любые шнуры и лески. А то у большинства заводских роликов канавка маленькая, и форма канавки остроугольная некоторые лески и плоские шнуры закусывает. Пришлось так же вывести появившийся дисбаланс ротора.



Фото 12

Также профилактику ролика желательно проводить после 2-3-х рыбалок.

У катушек,конструкция ролика которых схожа с конструкцией ролика по типу DAIWA laguna, можно и нужно под подшипник со стороны винта положить тоненькую прокладку, такой толщины чтобы при полной затяжке винта, это не влияло на вращение ролика, и диаметром между внутренним и наружным обоймами подшипника. Если этого не сделать, то при затяжке винта до предела, ролик зажмёт и вращаться он не будет.



Говоря про смазочные материалы можно дать такой совет, что, если смазка через чур густая, то развести её до нужной консистенции можно маслом для катушек,(только надо учесть что не все смазки позволяют это, также на время разведённая смазка ложится на какую либо пластинку, и если масло не вытекает, тогда всё отлично).

У некоторых катушек (если не сказать что у всех)облегчить сброс дужки можно путём подгиба дуги, до того положения когда, дужка находясь в состоянии покоя она уже прилегает к «уху» ротора. Таким образом, мы избежим стирания «уха» и корпуса в некоторых местах, и более лёгкого хода дужки, по причине очень маленького сопротивления со стороны противовеса.



Фото 14

На фото ухо не прикручено, но уже видно что проблем не будет, нет перекоса. Подточив немного выступ, в который ввинчивается болт, мы сведём болтанку практически к нулю.



Фото 15



Фото 16

Например, даже по фотографии в журнале уже видно очевидный недостаток.

Фото 17

Фото 18

Отгибания и уха ролика станет также наименьшим, ведь при закрутке дужка распирает уши, а приведя её в нужный изгиб, мы продлеваем жизнь также посадочным местам дужки лесоукладывателя.

Сняв ротор, на кольце вижу смазку, которая на ощупь, больше похожа на клейстер. В самом роторе смазка на вид и на ощупь в нормальном состоянии и в достаточном количестве. Поэтому всё оставил, так как есть.



Фото 19

Снимаю шестерню и вижу что онапрактически сухая!



Фото 20

Сам механизм тоже практически бес смазки. Точнее смазка то есть но…не там.

Втулка вообще сухая!




Фото 21

И если внутри ротора и на стопорном кольце смазка бело-белёсого цвета, то эту даже смазкой назвать не получается, на ощупь напоминает старый воск, а про цвет и говорить не хочется.



Фото 22



Фото 23

На втулках бесконечника смазка вроде нормальная, но всё равно весь механизм был тщательно промыт 2 раза, смазан новой смазкой.

А теперь посмотрите на шестерню ротора, чёрный налет именно там где были остатки смазки.



Фото 24

И шайба прижатая к подшипнику, также потемнела.


Фото 25

Даже на ставшем в последнее время популярном сайте daily-fishing на некоторых шестернях видно такой эффект.

ИЗ этого следует что смазка потеряла свои свойства в худшую сторону,за время хранения катушки.

Я на это отвечу-ЭТО ПОЛНАЯ ЧУШЬ!!!

Никто конкретно ещё и определённо сказать не может, какой этот весь срок службы, это может быть и год и два и пять. Даже с технической точки зрения подшипники держат всю нагрузку, и больше нуждаются в уходе, так как ход катушки сразу же пойдёт на спад, в итоге неуход приведёт к сильной потери качества.

Я уверен что большинство (если не все) не знают, чтосмазка заложенная в катушку на предприятии имеет ресурс примерно 1 года в зависимости от условий эксплуатации и интенсивности. И все высказывания, что я катушку не мазал 5 лет и там всё нормально-полный бред, попробовал бы тот человек свою машину не обслуживать 5 лет., а потом-бы такое говорил.



Фото 26

Промываем хорошо, я обычно с шариками это делаю 3 раза.


Фото 27

Заполняем новой смазкой, и закрываем.



Фото 28

Все подшипники были сухие, а также втулки бесконечника внутри.

Вот вам и пища для ума,стоит ли эксплуатировать сразу купленную катушку???

Механизм убивается на раз, и восстановлению не подлежит.

А потом говорят катушка проработала несколько рыбалок и ход изменился, да и сама уже некажется такой хорошей, и вообще это не катушка а полный хлам и т.д.- хорошо задумайтесь насчёт этого.

Мною был проведён маленький эксперимент, с товарищем,в ryobi exia 4000,вместо штатных шариков поставили,новые шимановские, 3 основных, ход у катушки изменился на несколько порядков, но для этих катушек это слишком жирно, поэтому новые шарики были поставлены на родину, но факт паршивых шаров в катушках руоби был на лицо.Однако если шиману сделать с такими наворотами она будет стоить огроменных денег,в принципе что и есть на самом деле. Но у кого валяются ненужные шарики от шимано (хотя врятли)-поставьте, не пожалеете.

Кстати когда открыл крышку, то на обратной стороне крышки приклеилась прокладка,та что на фото, только чудом она не попала в механизм, и откуда она,непонятно (как она туда попала, тоже).Также не забываемпометить шестерни, обязательно, также в мультипликаторных катушках это тоже очень нужная операция, т.к. шестерня при отключении шпули лишь сдвигается в сторону, а сопряжение шестерён остаётся по-прежнему.



Фото 29

При промывке гайки фрикциона, в осадке обнаружилось вот это.



Фото 30

Этот заусенец тоже желательно убрать, так как отвалившись попадёт в пружину, либо куда ещё и будет возможно мешать нормальной работе механизма.



Фото 31

Если бы во время ловли эта стружка с ручки попала в шарик, то это бы былтрындец подшипнику, в закрытый шарик попасть шансов меньше, но закон подлости ещё никто не отменял, а в открытый подшипник тем паче.


Фото 32

Также что бы убрать люфт 4-х гранника, был аккуратненько выбит штифт, и под него, с натягом была положена пластинка из меди, после чего штифт поставили обратно. После этого рукоятку складывать очень не желательно, дабы не разбить соединение. Рукоятка вместе с крышкой-гайкой возится отдельно, сначала это непривычно, но потом воспринимается как должное, и не напрягает.




фото 33

Люфт четырёхгранника в шестерне был устранён путём добавки тоненькой медной полосочки, на всю длину шестерни, с изгибом по краям- чтобы не выпадала когда ручки нет (толщина определяется опытным путём, ширина чуть меньше грани).На фото она короче, но когда начнётся сезон, она будет нужного размера.



Фото 34

Также шайба находящаяся на колпачке, молотком была выровнена, и на неё была положена, обыкновенная плоская шайба, чуть меньшего диаметра. Это сделано для того чтобы при многократных затяжках, края шестерни не развальцовывались. А у маленького пластмассового квадратика- втулочки, был немного рассверлен внутренний диаметр, чтобы при зажиме мы чувствовали, силу зажатия гайки.



Фото 35

Стопор обратного хода- Обгонные муфты,также были промыты и смазаны новой смазкой.

Кстати, что мне очень нравится в шимановских катушках, так это муфта.В ней каждый ролик находится на независимой "подвеске".А в обычных, с пластиковым сепаратором,ролики очень сильно зависят от общего поворота сепаратора,и требовательны к очень точной симметричности чашки муфты.

ТАК же в катушке втулка была заменена на подшипник который находился под шпулей, а под шпулю поставлен подшипник, который по качеству чуть хуже чем родной шимановский. Тем самым мы продлили срок службы катушки, и улучшили работу механизма.




Фото 36

«Втулка предотвращает износ одной детали, обычно гнезда в корпусе, но не предотвращает износа вала в месте контакта. Сила трения остаётся сравнительно высокой. Чтобы узел нормально работал, зазор между втулкой и валом уже в производстве закладывается сравнительно большим.

Сочетание через шарикоподшипник лишено указанного недостатка. Естественно, если подшипник качественный и нет слишком большого зазора из-за низкого уровня производства. самые дешевые подшипники у известных производителей делаются по стандартам точности - ABEC в США, ISO - международный, DIN в Германии. в ABEC-1 и ABEC-7 (высший класс, применяемый в катушках) допуски по внешнему и внутреннему диаметрам отличаются всего на 0,003мм (0,005 для ABEC-7 и 0,008 для ABEC-1), а по диаметрам, геометрии шариков и беговых дорожек ещё меньше. Из соображений кинематики, температурных изменений и упругой деформации под нагрузкой при производстве здесь закладывается необходимый и достаточный радиальный зазор, типичный - 0,01-0,02мм. Это очень немного по сравнению с допусками на валы и посадочные места деталей катушки и, если есть претензии по качеству узла, то причина на катушечном заводе, а не на шарикоподшипниковом.

У узла на шарикоподшипнике вероятность выйти из строя выше, чем у узла на втулке: шарикоподшипник может "рассыпаться", а втулка - практически никогда. Когда износ пары- обоймы-шарики всего несколько соток, шарикоподшипник уже может рассыпаться. А узел со втулкой вроде жив, хотя и втулка стёрлась на пару десяток, и ось проела на пару десяток. Но можно ли считать такой узел нормально работающим? если это опора шестерни? Это значит, что в редукторе перекос и шестерни, и все остальные связанные с ним детали работают и изнашиваются не в том месте и не так, как надо, прогрессируют люфты и ударные нагрузки.

При своевременном ремонте, т.е., прежде всего, замене трущихся и изнашивающихся деталей, катушка на шарикоподшипниках прослужит дольше, а сам ремонт проще. Во-первых, хоть шарикоподшипники и не всегда легко достать, это всё же это унифицированные элементы замены. Во-вторых, они практически полностью предотвращают износ валов, т.е. предотвращают необходимость их замены - а это уже уникальные детали, не унифицированные».

Выписка из спец.справочника.

Тем более не надо идти на поводу у товарищей, которые советуют заменить пластиковую втулку на металлическую (бронза, медь).Этого делать ни вкоем случае нельзя ,так как мы буквально за рыбалку, а то и меньше,убьём посадочные места на шестернях, а пыль получившаяся в результате убьёт механизм.

В хим.состав и термомеханическую обработку, и прочие нужные подробности вдаваться не буду. Но основные маркировки по материалам подшипников надо знать.

Вот те что в катушках применяются на сегодняшнее время:

CS-chrome steel-шарики и обоймы из подшипниковой высокоуглеродистой стали.

HC-hybrid ceramic-керамические шарики,и обоймы из SS

SS-stainless steel-обоймы из нержавейки,а шарики из CS

FC-full ceramic- шарики и обоймы керамические(самые дорогие,цена за 1ед.достигает 150$)

В мультипликаторах металлические втулки ставят на полированную ось из нержавейки,и она там предпочтительней, нежели пластиковая, из-за более высоких нагрузок. А в безынерционках шестерни изготавливаются совсем из других материалов, и имеют другие свойства.

У некоторых катушек оказывается слишком тяжёлая шпуля, особенно это актуально для спиннинга UL. Я на одной шпуле просверлил отверстия в 3 ряда, также сделал выборку металла из нутри шпули, и просверлил ряд отверстий на меньшим диаметре шпули, как в «мыльницах».Таким образом масса шпули уменьшилась на 30%.что уже существенно.



Тем самым если ul катушка весит 190гр. то снизив вес шпули, мы можем догнать вес до фактического до 170гр. Что совсем недурственно. Стоимость такой катушки по заводской цене отличалась бы наверно в половину, но если грамотно к этому подойти и точно знать в каких местах выбрать лишний металл, можно за это не платить, а сделать самому, в домашних условиях,не ухудшив функциональности и прочностных характеристик.

Функциональности при этом вовсе не страдает, а чтоб вода и пыльпесок не попала на шток, то во внутрь надо вставить тонкое пластиковое прозрачное колечко, шириной в юбку шпули.

Доработав таким образом катушку мы получили очень хороший, качественный и надёжный инструмент, сочетающий в себе хороший запас мощности и долговечности в своей сфере применения.



Фото 38

Если дешёвую катушку сделать очень хорошей, то дорогую никто покупать не будет, поэтому тому у кого есть заинтересованность не переплачивать лишнюю сумму, то может самостоятельно(при должных навыках) довести недорогую катушку до высшего класса, который может быть достигнут в этой модели. Специально ходил в магазин и сравнивал люфт ротора в катушке STRADIC и TW FC.Так вот у них люфт ротора БОЛЬШЕ! , а это уже, не есть хорошо, что не позволительно за такую сумму.

Также, как я вижу по своей статистике выбор катушек у спиннингистов делится на несколько групп:

Для одних показатель металлический корпус, и внутренний механизм(надёжность)

Для других- металлический корпус- внутренности их вообще не волнуют

Третьи выбирают по красоте (внешнему виду)-уподабливаясь чайкам, кидаться на всё что блестит

4-тые-выбирают компромисс- гибридный корпус (половинка металл, другая графит)

5-вообще не важно из чего она слеплена, не видят разницы в катушках за 20$ и за 200$

6-е-выбирают ценную середину, соотношение- цена-качество, что увы сейчас уже случается всё реже и реже

7-е-в первую очередь оценивают, вещь именно на качество внутреннего механизма, не обращая внимания на неброский цвет и небрендовую фирму.

8-е-им нравятся очень дорогие вещи, в основном чтобы не «упасть в глазах» себе подобных, и покрутить в своём коллективе пальцами- процесс самой рыбалки для таких людей,с рубиновыми кольцами и позолоченными спиннингами и катушками, далеко, далеко, далеко на последнем месте(если таковой вообще имеет место быть).

А к какой группе вы отнесёте себя?

В заключении хочется сказать:

Многие спрашивают - зачем дорабатывать катушку?! Отвечу лишь одно, что любая доработанная , или,если хотите- вылеченная спиннинговая катушка ,проживёт дольше, такой же стандартной. Ведь дорабатывая свою «лялю» вы знаете все её слабые и сильные места.

Эти две части статьи являются своего рода- шаблоном, для модернизации своих катушек и проверке своих сил для этого.

Но каждый случай поломкидоработки индивидуален и всё не распишешь. К каждой детали нужен свой подход и свои маленькие секретики.

Мне нравится «ковырятся» в катушках, и я от этого получаю удовольствие. Так же видя выражение лиц тех, кто считал дешёвые катушки отстоем, а потом проловив одну рыбалку моей катушкой (под моим наблюдением, естественно) говорил, что катушка в 3 раза дешевле, а работает в несколько раз лучше его дорогого бренда, у людей просто, как говорят- не сходился плюс с минусом, от вопроса -почему так?

Но секреты на то они и есть, чтобы их знали не все, а нюансы знали единицы.

Катушка - неотъемлемая часть почти лю­бой спортивной удочки. Удочка, оснащенная катушкой, позволяет рыболову применять тон­кие лесы для ужения рыбы, которую при тех же условиях немыслимо вывести на глухую снасть.

Катушка необходима при ловле спиннингом, она весьма желательна при ловле нахлыстом, в проводку с лодки, с плотин и шлюзов, а также при зимнем подледном ужении на средних и больших глубинах.

Однако не все рыболовы, желающие приоб­рести катушку, достаточно хорошо ориен­тируются в многообразии их моделей. В этой статье попробуем разобраться с вопросом выбора катушки для рыбной ловли.

Катушки для спиннинга

Катушка в спиннин­ге вмещает большой запас лесы, позволяет сделать далекий заброс приманки и помогает вываживать крупную рыбу.

Типы катушек для спиннинга:

  1. с вращающим­ся барабаном (шпулечные, или инерционные ):
    • обычные;
    • мультипликаторы.
  2. безынерционные .

Обычная инерционная (шпулечная) рыболовная катушка

Инерционные шпулечные катушки обладают довольно простой конструк­цией и потому дешевы. Катушки данного типа с диаметром барабана меньше 10 см применяются в основном для ос­нащения поплавочных или донных удочек. Обычная инерционная катушка позволяет при подтягивании крупной ры­бы затрачивать относительно небольшое усилие.

Основным недостатком всех инерционных катушек является наличие вращающегося барабана, инерция которого затрудняет эффектив­ный заброс легкой приманки (вес которой меньше 10-15 г). При использовании относитель­но легких приманок леска при забросе часто запутывается, кроме того, сложно забрасывать приманку против ветра.

Катушки имеют на неподвижной оси барабан, вращающийся при подаче лесы во время заброса приманки, и, следовательно, обладают инерцией.


Общий вид инерционной катушки показан на рис. 1. Она состоит из корпуса в виде круглой крышки, в центре его закреплена ось, на которую посредством втулки насажен вращающийся барабан (шпулька) с ручками для намотки лесы. К корпусу приклепана стойка (ножка) с лапками для крепления катушки на удилище.

Требования, предъявляемые к инерционной катушке:

  • наружный диаметр барабана должен быть примерно 90-120 мм,
  • диаметр намотки лесы - 70-100 мм,
  • ширина между щечками - 20-25 мм.

Катушки меньших диаметров для ловли спиннингом непригодны, так как они не обеспечивают необходимую скорость подмотки лесы. Чем меньше вес барабана, чем легче его ход, тем меньше будет его инерция и тем дальше заброс.

Вес барабана облегчают путем применения более легкого, но прочного металла (дюралюминий), уменьшения толщины щечек до 0,8 мм, высверливания по периферии щечек отверстий; таким образом удается довести вес барабана до 50-80 г. Отверстия, расположенные ближе к центру, мало уменьшают инерцию барабана, но делать их необходимо для создания воздушного (автоматического) торможения барабана. При этом барабан должен быть жестким и прочным.

Ручки барабана должны быть легкими, равного веса, съемными, удобными для захвата пальцами, длинои 18-20 мм. Располагать их лучше ближе к центру, но не ближе чем в 30-35 мм от него. Ось крепления ручек должна проходить через обе щечки барабана.

Большинство инерционных катушек имеет нерегулируемый тормоз-трещотку, который включают при переносе снасти и вываживании крупной рыбы. Глухой регулируемый тормоз применяют реже. Чтобы избежать запутывания лесы во время заброса, иногда делают различные приспособления для подтормаживания барабана, которые либо заранее регулируются от руки, либо действуют автоматически. Но эти устройства имеют недостаток - они снижают дальность заброса.

К обычной шпулечной катушке независимо от того, как конструктивно осуществлена си­стема вращения ее барабана (на шариковых подшипниках, на конусах, на цилиндрической оси или на центрах), предъявляются следующие требования.


Зазоры между трущимися частями катушки должны быть наименьшими. Барабан должен иметь возможно меньший вес при данных раз­мерах, легко и бесшумно вращаться, быть точно сбалансирован относительно оси вращения, не иметь ни осевого, ни радиального биения. От точности изготовления барабана и от его веса зависят как дальность заброса приманки, так и долговечность самой катушки. Барабан катушки не должен иметь острых ребер. Необходимо, чтобы катушка была снаб­жена тормозом-трещоткой или бесшумным фрик­ционным тормозом и была удобной в эксплуа­тации.

При выборе катушки целесообразно обратить внимание на цельноточеный барабан - он обычно прочнее сборного, лучше сбалансирован и точ­нее изготовлен.

Диаметр барабана обычно делается в преде­лах 80-100 мм при ширине между щечками 20-23 мм и высоте их 10-12,5 мм. Это позволяет свободно наматывать на барабан 100-120 м лесы диаметром 0,5 мм, причем леса не должна занимать более половины рабочего объема ба­рабана. Ручки ее должны иметь высоту не менее 16 мм, диаметр - не менее 8 мм. Конструкция катушки должна обеспечивать быструю раз­борку ее для чистки и смазки.

Замечание

Большинство обычных катушек не имеют специального автоматического подтормаживания барабана. Подтормаживание их при забросе рыболов производит пальцем. Однако есть ка­тушки и с автоматическим подтормаживанием, действие которого основано на использовании силы давления лесы на специальный рычажок, связанный с тормозным устройством катушки. Популярностью у рыболовов такие приспособ­ления не пользуются, так как чересчур «перетормаживают» заброс. Некоторые катушки снаб­жены постоянным механическим подтормажн- ванием, с помощью которого можно заранее устанав­ливать силу торможения барабанов в зависимо­сти от веса приманки.

Мультипликаторные рыболовные катушки

Мультипликаторные (или редукторные) рыболовные катушки в отличие от обыч­ных имеют несравненно меньшие размеры бара­бана, но благодаря наличию шестеренчатых передач не уступают обычным, а зачастую и превосходят их в скорости подмотки лесы. Один оборот рукоятки мультипликатора со­ответствует 3-4 оборотам его барабана, который вращается в подпятниках, заключенных в неподвижные диски корпуса.

Барабан у них закреплен неподвижно на оси, концы которой упираются в две боковые щечки, установленные на общем основании. Ось вращается в концевых подшипниках, а вместе с ней и барабан (шпулька). Ось и рукоятка соединены зубчатой передачей; при одном обороте рукоятки барабан делает 3-3,5 оборота. Такая конструкция позволяет сократить габариты катушки, предельно облегчить ходовую часть шпульки, например, выполнить ее на центрах подобно часовому механизму. Недостаток этих катушек - слишком малый диаметр намотки шпульки. У хороших катушек диаметр намотки увеличен наращиванием пробки; ручки выключаются при забросе, ось шпульки стоит на часовых камнях; катушка снабжена лесоукладывателем и двумя тормозами: глухим (регулируемым) и тормозом-трещоткой (нерегулируемым). Такая катушка позволяет делать далекие забросы, легка и удобна в обращении.

Подтормаживание барабана мультиплика­тора при забросе осуществляется большим паль­цем руки, держащей удилище, непосредственно по лесе, уложенной на барабан. Легкость хода барабана можно отрегулировать, поджимая один из двух подпятников таким образом, чтобы мож­но было производить заброс без подтормажи­вания пальцем.

Некоторые модели мультипликаторов снаб­жены устройством, позволяющим отключать руч­ки перед забросом с целью уменьшения инерции барабана. Мультипликаторы, снабженные лесоукладывателем, обычно не имеют приспособле­ния для отключения ручек.

Мультипликаторные катушки отличаютсяпо типу конструкции, размеру и соответственно назначению. Классической принято называть простую, надежную и ремонтопригодную катушку, имеющую две дисковые щеки, соединенные горизонтальными стойками и лапкой для катушкодержателя с помощью винтов.

Безынерционные катушки

В последнее время в рыболовном мире широко распространилась безынерцион­ная катушка. За рубежом она за короткий срок завоевала большую попу­лярность во всех видах ужения спиннингом и теперь заменила многие шпулечные катушки.

Безынерционная катушка предназначена для ловли с очень тонкими лесами, которые обычно не используются со шпулечными катушками. Основное их преиму­щество - возможность забрасывать при­манки любого веса (даже в 1-2 г) при минимальном радиусе заброса. Для безынерционной катушки среднего размера ре­комендуется леса не толще 0,35 мм, что позволит в полной мере раскрыть её достоинства.

По сравнению с обычными инерционными катушками все безынерционные катушки отличаются относительно высоким весом. Чтобы его снизить, конструкторы старают­ся делать более экономичными размеры шпули, которую рассчитывают для лес­ки только определенного диапазона тол­щины. Поэтому эффективность катушек данного типа в боль­шой степени зависит от правильного выбо­ра диаметра лески и правильного заполне­ния шпули.

Сбрасывание лесы при забросе у безынер­ционной катушки основано на совершенно ином принципе, чем у обычных шпулечных. В отли­чие от них ось ее барабана параллельна направ­лению вылета лесы, причем барабан при за­бросе не вращается. Леса сходит с него спи­ралью через наружную щечку, поэтому вес барабана никакого влияния на заброс не ока­зывает, так как не препятствует в отличие от обычных катушек свободному полету приманки.

Количество выбегающей с барабана лесы при забросе строго соответствует скорости летящей приманки, и как только поступательное дви­жение последней прекращается, автоматически прекращается и подача лесы. Никакого подтормаживания в процессе заброса катушка не требует - в этом ее первое достоинство. Второе ее достоинство в том, что она допускает далекий заброс очень легких по весу приманок, а также применение тонких лес благодаря приспособ­лению, с помощью которого можно заранее задать желаемую предельную нагрузку для лесы. Поэтому при умелом обращении леса не может оборваться при вываживании рыбы, если, конечно, рыба не выберет весь запас лесы с барабана.

Обратная подмотка лесы осуществляется спе­циальным лесоукладывателем («пикапом»), при­водимым в движение вращением рукоятки ка­тушки.

Замечание

Для безынерционной катушки следует вы­бирать удилище с малой жесткостью и оснащать его пропускными кольцами несравненно боль­шего диаметра, чем для обычной катушки. Так, например, диаметр входного кольца удилища не должен быть меньше 35 мм.

Катушку ставят на удилище в нижнее поло­жение, ручку ее крутят левой рукой. Есть ка­тушки, у которых по желанию можно перестав­лять ручку для вращения правой рукой.

Катушка для ужения нахлыстом

Катушку для ужения нахлыстом можно отнести к обычным инерционным катушкам. Отличаются они на­личием стоек между щечками, препят­ствующих поперечному соскальзыванию нахлыстового шнура, а также фиксиро­ванным во время заброса барабаном. Катушка для ужения нахлыстом применяется также при ужении в проводку и со льда. При ужении нахлыстом и в проводку в отличие от спиннинга катушка непосред­ственного участия в забросе приманки не при­нимает. Здесь ее роль заключается в том, чтобы дать рыболову возможность изменять в широ­ких пределах рабочую длину лесы при забро­сах и вываживании рыбы.

Тре­бования, предъявляемые к нахлестовым катушкам, следующие. Катушка не должна быть слишком легкой для того, чтобы, участвуя своим весом, помогать балансу удилища. Если взять очень лег­кую катушку, ею нельзя будет сбалан­сировать удилище, всегда оно будет тя­желоголовым и утомлять. Лесовмести­мость катушки - по особенностям охоты: она должна вмещать основной (рабочий) шнур и примерно 30-50 м резервного шнура. Когда попадает круп­ная добыча, то, чтобы ее вывести, вы должны дать ей ход; случается выбра­сывать до 30 м резервного шнура. Резервный шнур принято называть подкладкой. Делается он из более дешевого материала, но все-таки достаточно прочного. Для намотки всего этого потребуется шпулька диа­метром 60-70 мм при ширине между щечками 20-25 мм и сравнительно тонкой ступице.

Так как катушка в забросе не участвует, то легкости хода ей не требуется. Наобо­рот, необходимы тормоза двух порядков:

  1. Для регулирования подсечки, рассчитанный на силу грузоподъемности поводка. Скажем, у вас поводок выдерживает 200 г мерт­вого веса, следовательно, сопротивле­ние тормоза должно быть примерно 150 г. В этой катушке имеется индика­торный (градуированный) подтормаживатель, с широким пределом действия, который вы регулируете по ощущению или грузиком, повертывая на то или иное деление. Это гарантирует целость поводка.
  2. Трещотка. После поклевки рыбы одни вываживают ее на глухом тормозе, другие употребляют трещотку. Я лично редко употребляю трещотку и предпочитаю пальцем про­делывать торможение.

Материал катушек очень разнообразен, главным образом - алюминиевые спла­вы, изредка дерево, иногда пластмас­са. Пластмассовые катушки приходится подгружать свинцом, чтобы дать какой-то подходящий вес.

Выбор рыболовной катушки

Обычно катушки производят из пластика, либо очень легких металлических сплавов. При выборе катушки необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  1. емкость (определяет количество вмещаемого шнура);
  2. тип лебедки;
  3. система торможения, помогающая при вываживании;
  4. масса для балансировки.

Для ужения нахлыстом и в проводку можно с успехом пользоваться обычной спиннинговой катушкой средних или малых размеров, а также мультипликаторами, однако обязательно снаб­женными тормозом-трещоткой, который при уже­нии должен быть постоянно включен. Вес катушки для нахлыста и ее расположение на ручке уди­лища подбираются таким образом, чтобы центр тяжести всей собранной снасти лежал на ручке удилища в месте захвата ее рукой, производя­щей заброс. Чем легче снасть, тем меньший вес требуется для её балансировки. Для удилищ более высокого класса применяются средние и тяжелые катушки.

Преимущества открытых безынерционных катушек перед инерционными проявляются в полной мере при правиль­ном оснащении удилища (леска 0,15-0,35 мм, приманка 1-15 г). Хорошая безынерционная катушка должна отличаться лег­ким ходом, легким переключением дуж­ки, обеспечивать плавную установку фрик­ционного тормоза, иметь гладкую и устой­чивую к истиранию поверхность ролика лесоукладывателя.

При зимнем ужении из-подо льда на сред­них и больших глубинах, когда очень неудобно, выбирая длинную и тонкую лесу, укладывать ее прямо на лед, где она легко путается в ос­колках льда, можно пользоваться небольшой спиннинговой катушкой, имеющей тормоз-трещотку. Некоторые рыболовы используют зимние удочки, оснащенные портативными катушками, которые помещаются в полости пробковой ручки удочки.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков