Объем складских запасов смазочных материалов. Ключевые выдержки обзора рынка смазочных материалов

Объем складских запасов смазочных материалов. Ключевые выдержки обзора рынка смазочных материалов

Описание

Маркетинговое исследование `Рынок смазочных материалов в России - 2017. Показатели и прогнозы` содержит комплексный анализ российского рынка смазочных материалов и прогноз развития рынка до 2021 года по негативному, инерционному и инновационному сценарию.

Выдержки из исследования:
- На российском рынке смазочных материалов сформировалась экспортоориентированная модель, более 50% всего производства отправляется за рубеж.
- В структуре рынка смазочных материалов в 2016 году внутреннее производство превышало объем импортных поставок в 8,5 раз, а сальдо торгового баланса было положительное и составляло 1473594,7 т.
- Лучшие производственные показатели показывает Волгоградская область с объемом выпуска продукции, составляющим 1029300 т. продукции.
- Лидером по импортным поставкам в 2016 году является Финляндия (более 15%), ведущий поставщик смазочных материалов - EXXONMOBIL PETROLEUM & CHEMICAL BVBA (14,1%).
- Большую часть продукции российских экспортеров покупает Швейцария (более 20%), крупнейший покупатель - INTOIL S.A. (17,8%).

Период исследования:
2012-2016 гг., 2017-2021 гг. (прогноз)

Данные игроков ВЭД:
Также в исследовании представлена информация об участниках ВЭД с объемами поставок:
- Рейтинг крупнейших российских импортеров и зарубежных поставщиков
- Рейтинг ведущих российских экспортеров и зарубежных покупателей

Единицы измерения:
Количественные показатели в отчете рассчитаны в тоннах, стоимостные - в долларах

География исследования:
Российская Федерация и регионы РФ, страны мира

Развернуть

Содержание

АННОТАЦИЯ ОТЧЕТА

СПИСОК ТАБЛИЦ, ГРАФИКОВ, ДИАГРАММ И СХЕМ

1. КЛЮЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Объем рынка смазочных материалов в России в 2012-2016* гг., [тонн]

Сравнение производства и импорта на российском рынке смазочных материалов в 2012-2016* гг., [тонн]

Сальдо торгового баланса рынка смазочных материалов в России в 2012-2016* гг., в натуральном [тонн] и стоимостном [тыс.долл] выражении

2. ПРОИЗВОДСТВО СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ

Динамика объемов производства смазочных материалов в России в 2012-2016* гг., [тонн]

Распределение производства смазочных материалов по федеральным округам РФ, [%]

ТОП регионов РФ по объемам производства смазочных материалов в 2015 г., [тонн]

Структура российского производства смазочных материалов по регионам РФ, [%]

Полные данные объемов производства смазочных материалов по всем регионам РФ в 2012-2015 гг., [тонн]

3. ЦЕНЫ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Динамика цен российских производителей смазочных материалов по месяцам в 2012-2016 гг., [руб/кг]

4. ОПТОВЫЕ ПРОДАЖИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ

Динамика оптовых продаж смазочных материалов в России в 2012-2016 гг., [тонн]

Распределение оптовых продаж смазочных материалов по федеральным округам РФ, [%]

Региональная структура оптовых продаж смазочных материалов в России, [%]

Полные данные объемов оптовых продаж смазочных материалов по всем регионам РФ в 2012-2016 гг., [тонн]

5. ОПТОВЫЕ ЗАПАСЫ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ

Динамика оптовых запасов смазочных материалов в России в 2012-2016 гг. на конец периода, [тонн]

Распределение оптовых запасов смазочных материалов по федеральным округам РФ на конец периода, [%]

Региональное распределение оптовых запасов смазочных материалов в России на конец периода, [%]

Полные данные объемов оптовых запасов смазочных материалов по всем регионам РФ в 2012-2016 гг., [тонн]

6. ИМПОРТ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЮ

Динамика российского импорта смазочных материалов в 2012-2016 гг.

Структура российского импорта смазочных материалов по регионам получения в РФ, [%]

Цены импорта смазочных материалов в Россию по регионам получения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

Доли крупнейших стран в российском импорте смазочных материалов, [%]

Цены импорта смазочных материалов в Россию по странам происхождения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

7. ЭКСПОРТ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ РОССИИ

Динамика российского экспорта смазочных материалов в 2012-2016 гг.

В стоимостном выражении, [тыс.долл]

В натуральном выражении, [тонн]

Структура российского экспорта смазочных материалов по регионам отправления, [%]

Цены экспорта смазочных материалов из России по регионам отправления в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте смазочных материалов, [%]

Цены экспорта смазочных материалов из России по странам назначения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]

8. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Прогноз объема рынка смазочных материалов в России в 2017-2021 гг., [тонн]

Негативный сценарий

Инерционный сценарий

Инновационный сценарий

Прогноз соотношения производства и импорта на российском рынке смазочных материалов в 2017-2021 гг. в натуральном выражении

Прогноз сальдо торгового баланса рынка смазочных материалов в 2017-2021 гг., [тонн]

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ TEBIZ GROUP

Развернуть

Иллюстрации

Список графиков:

1. Динамика объема рынка смазочных материалов в России в 2012-2016* гг., [тонн]
2. Сальдо торгового баланса рынка смазочных материалов в России в 2012-2016* гг., в натуральном [тонн] и стоимостном [тыс.долл] выражении
3. Динамика объемов производства смазочных материалов в России в 2012-2016* гг., [тонн]
4. ТОП регионов РФ по объемам производства смазочных материалов в 2015 г., [тонн]
5. Динамика цен российских производителей смазочных материалов по месяцам в 2012-2016 гг., [руб/кг]
6. Динамика объемов оптовых продаж смазочных материалов в России в 2012-2016 гг., [тонн]
7. ТОП регионов РФ по объемам оптовых продаж смазочных материалов в 2016 г., [тонн]
8. Динамика объемов оптовых запасов смазочных материалов в России в 2012-2016 гг. на конец периода, [тонн]
9. ТОП регионов РФ по объемам оптовых запасов смазочных материалов на конец 2016 г., [тонн]
10. Динамика российского импорта смазочных материалов в 2012-2016 гг., [тыс.долл]
11. Динамика российского импорта смазочных материалов в 2012-2016 гг., [тонн]
12. Динамика российского экспорта смазочных материалов в 2012-2016 гг., [тыс.долл]
13. Динамика российского экспорта смазочных материалов в 2012-2016 гг., [тонн]
14. Прогноз объема рынка смазочных материалов в России в 2017-2021 гг., [тонн]
15. Прогноз сальдо торгового баланса рынка смазочных материалов в 2017-2021 гг., [тонн]

Список диаграмм:

1. Сравнение производства и импорта на российском рынке смазочных материалов в 2012-2016* гг., [тонн]
2. Распределение производства смазочных материалов по федеральным округам РФ в 2013 г., [%]
3. Распределение производства смазочных материалов по федеральным округам РФ в 2014 г., [%]
4. Распределение производства смазочных материалов по федеральным округам РФ в 2015 г., [%]
5. Структура российского производства смазочных материалов по регионам РФ в 2013 г., [%]
6. Структура российского производства смазочных материалов по регионам РФ в 2014 г., [%]
7. Структура российского производства смазочных материалов по регионам РФ в 2015 г., [%]
8. Распределение оптовых продаж смазочных материалов по федеральным округам РФ в 2014 г., [%]
9. Распределение оптовых продаж смазочных материалов по федеральным округам РФ в 2015 г., [%]
10. Распределение оптовых продаж смазочных материалов по федеральным округам РФ в 2016 г., [%]
11. Структура оптовых продаж смазочных материалов по регионам РФ в 2014 г., [%]
12. Структура оптовых продаж смазочных материалов по регионам РФ в 2015 г., [%]
13. Структура оптовых продаж смазочных материалов по регионам РФ в 2016 г., [%]
14. Распределение оптовых запасов смазочных материалов по федеральным округам РФ на конец 2014 г., [%]
15. Распределение оптовых запасов смазочных материалов по федеральным округам РФ на конец 2015 г., [%]
16. Распределение оптовых запасов смазочных материалов по федеральным округам РФ на конец 2016 г., [%]
17. Структура оптовых запасов смазочных материалов по регионам РФ на конец 2014 г., [%]
18. Структура оптовых запасов смазочных материалов по регионам РФ на конец 2015 г., [%]
19. Структура оптовых запасов смазочных материалов по регионам РФ на конец 2016 г., [%]
20. Структура российского импорта смазочных материалов по регионам получения в РФ в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
21. Структура российского импорта смазочных материалов по регионам получения в РФ в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
22. Структура российского импорта смазочных материалов по регионам получения в РФ в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
23. Структура российского импорта смазочных материалов по регионам получения в РФ в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
24. Структура российского импорта смазочных материалов по регионам получения в РФ в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
25. Структура российского импорта смазочных материалов по регионам получения в РФ в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
26. Доли крупнейших стран в российском импорте смазочных материалов в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
27. Доли крупнейших стран в российском импорте смазочных материалов в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
28. Доли крупнейших стран в российском импорте смазочных материалов в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
29. Доли крупнейших стран в российском импорте смазочных материалов в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
30. Доли крупнейших стран в российском импорте смазочных материалов в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
31. Доли крупнейших стран в российском импорте смазочных материалов в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
32. Структура российского экспорта смазочных материалов по регионам отправления в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
33. Структура российского экспорта смазочных материалов по регионам отправления в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
34. Структура российского экспорта смазочных материалов по регионам отправления в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
35. Структура российского экспорта смазочных материалов по регионам отправления в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
36. Структура российского экспорта смазочных материалов по регионам отправления в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
37. Структура российского экспорта смазочных материалов по регионам отправления в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
38. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте смазочных материалов в 2014 г. в стоимостном выражении, [%]
39. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте смазочных материалов в 2014 г. в натуральном выражении, [%]
40. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте смазочных материалов в 2015 г. в стоимостном выражении, [%]
41. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте смазочных материалов в 2015 г. в натуральном выражении, [%]
42. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте смазочных материалов в 2016 г. в стоимостном выражении, [%]
43. Доли крупнейших стран назначения в российском экспорте смазочных материалов в 2016 г. в натуральном выражении, [%]
44. Прогноз соотношения производства и импорта на российском рынке смазочных материалов в 2017-2021 гг. в натуральном выражении
7. Импорт смазочных материалов по регионам получения в РФ в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
8. Цены импорта смазочных материалов в Россию по регионам получения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
9. Импорт смазочных материалов в РФ по странам мира в 2014 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
10. Импорт смазочных материалов в РФ по странам мира в 2015 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
11. Импорт смазочных материалов в РФ по странам мира в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
12. Цены импорта смазочных материалов в Россию по странам происхождения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
13. Экспорт смазочных материалов по регионам отправления из РФ в 2014 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
14. Экспорт смазочных материалов по регионам отправления из РФ в 2015 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
15. Экспорт смазочных материалов по регионам отправления из РФ в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
16. Цены экспорта смазочных материалов из России по регионам отправления в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
17. Экспорт смазочных материалов из РФ по странам мира в 2014 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
18. Экспорт смазочных материалов из РФ по странам мира в 2015 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
19. Экспорт смазочных материалов из РФ по странам мира в 2016 г. в стоимостном [тыс.долл] и натуральном [тонн] выражении
20. Цены экспорта смазочных материалов из России по странам назначения в 2014-2016 гг., [тыс.долл/т]
21. Прогноз объема рынка смазочных материалов в России в 2017-2021 гг., [тонн]

Российский рынок моторных масел трансформируется под влиянием экономических факторов. Прежде всего, усиливают рыночные позиции крупные отечественные компании, которые активно заявляют о расширении производственных мощностей и повышают конкурентоспособность в премиальном сегменте.

Российский рынок смазочных материалов - крупнейший в Европе и пятый по величине в мире. Его объем в 2016-2017 годах оценивается в 1,6 млн тонн, что практически соответствует уровню 2015 года, но примерно на 10% меньше, чем в 2014 г. (без учета базовых масел, масел-пластификаторов, смазок и смазочно-охлаждающих жидкостей - СОЖ). Сокращение рынка относительно 2014 г. обусловлено текущей экономической ситуацией, санкциями западных стран, девальвацией рубля и снижением продаж автомобилей.

Правда, эксперты ожидают, что после 2016 года продажи легкового автотранспорта начнут снова расти, что должно положительно сказаться на спросе смазочных материалов. К 2020 году рынок смазочных материалов может увеличиться на 12% по сравнению 2015 годом.

Из общего объема потребляемых смазочных материалов порядка 280 тыс. тонн приходится на моторные масла легкового сегмента, ежегодный рост которого не превышает 2%. В районе 650 тыс. тонн «съедает» коммерческий сегмент (общественный транспорт, судовые масла, железнодорожные нужды и пр.), а порядка 600 тыс. тонн приходится на индустриально-промышленный сегмент.

Согласно данным агентства АВТОСТАТ, потребность в моторных маслах для легковых автомобилей, легковых коммерческих (LCV) и грузовиков в России в 2015 году превысила 400 млн. литров. Восьмая часть (12,5%) от общей указанной потребности относится к сегменту LCV, что соответствует 52 млн. литров. Примерно треть (32,5%) занимают грузовые автомобили (135 млн. литров). При сопоставимых размерах парка большая потребность в моторных маслах у грузовиков объясняется отличием других расчетных показателей. Так, у грузовых автомобилей больше объемы системы смазки двигателей. К тому же они имеют большие пробеги, что влечет и более частую замену масла.

АВТОСТАТ отмечает, что большинство грузовых автомобилей оснащается дизельными двигателями, поэтому и потребность в соответствующих моторных маслах у них заметно выше. Так, на долю масел для дизельных двигателей в сегменте грузовиков приходится 74% или 100 млн литров количественно. Для LCV этот показатель составляет 29% (15 млн литров). А меньше всего он у легковых автомобилей (5% или 12 млн литров), поскольку дизельные моторы пользуются в этом сегменте ограниченным спросом.

По данным АВТОСТАТа, свыше половины (55%) от общего объема потребления моторных масел пришлось на легковые автомобили, то есть 230 млн литров. Безусловно, это связано с огромным парком легковых автомобилей в стране, который в пять раз больше, чем у грузовиков и LCV вместе взятых. При этом более 75% от этого объема приходится на европейскую часть России. Так, на долю Центрального ФО, который имеет самый большой парк в стране, приходится свыше 30% от всей потребности в моторных маслах для легковых автомобилей. В количественном выражении это соответствует 72 млн литров.

Производство

По данным компании «Газпромнефть - смазочные материалы», российские нефтеперерабатывающие заводы последние годы выпускают около 2,4 млн тонн минеральных базовых масел I группы, 50% которых поставляется на экспорт. Основная сфера применения минеральных базовых масел в России - промышленное производство (порядка 700 тыс. тонн в год). Крупнейшими потребителями здесь выступают нефтеперерабатывающая, энергетическая, металлургическая и автомобильная отрасли.

Напомним, что группа I - базовые минеральные масла, группа II - более ценные полусинтетические масла, группа III - синтетические масла с наибольшей степенью очистки.

Чтобы конкурировать с импортерами в сегменте высококачественных моторных масел, в большинстве случаев отечественные производители закупают на мировом рынке базовые масла III и IV группы для собственного производства полусинтетических и синтетических автомобильных масел. В этой связи многие отечественные производители масел стремятся инвестировать в проекты строительства в России производственных мощностей II и III групп, а также развивать фасовочное производство.

По данным Росстата, в 2015 в России было произведено 519,8 тыс. тонн моторных масел против 520,6 тыс. тонн в 2014 г. За январь-апрель 2016 года объем производства моторных масел в натуральном выражении составил 167,5 тыс. тонн, что на 10% больше, чем за соответствующий период 2015 года

Следует отметить, что нефтяные компании за счет внутреннего рынка нефтепродуктов пытаются покрыть свои потери, полученные в результате снижения прибыли от экспорта сырой нефти. Поэтому в стоимостном выражении объем производств моторных масел в стране растет весьма значительными темпами. За январь-апрель 2016 года объем производства составил 14,9 млн руб., что на 91% больше, чем за соответствующий период 2015 года. При этом за весь 2015 год рост стоимостного выражения производства составил 38% (31,2 млн руб.).

Как отмечает Максим Дондэ, директор компании смазочных материалов ПАО «ЛУКОЙЛ» (ООО «ЛЛК-Интернешнл»), в 2015 году, когда наблюдался спад промышленного производства и сократился объем грузоперевозок, снижение объемов потребления было более значительно - на уровне 10-11%, и происходило оно за счет уменьшения доли импортных масел.

Импорт

Главным трендом отечественного рынка моторных масел эксперты называют снижение объема импорта. В рамках вектора направления импортозамещения, российские игроки рынка активно инвестируют и проводят модернизацию производственных мощностей. Наращивая объем закупок импортных присадок, российские предприятия пытаются вытеснить с рынка импортные моторные масла сортов II и III групп.

По оценкам экспертов компании «Газпромнефть - смазочные материалы», в 2014 г. поставки импортных моторных масел в Россию составили около 400 тыс. тонн. Поставки преимущественно осуществляются из Европы. В 2015-2016 годах объем импорта составил 250-300 тыс. тонн, а на горизонте 2018 года импорт продолжит сокращаться, и вполне возможно его ежегодный объем не будет превышать 100-150 тыс. тонн в год. Однако это не единственный прогноз.

По данным АВТОСТАТа, в 2015 году, в пик экономического кризиса, российские потребители все же отдавали предпочтение импортным моторным маслам. Самым популярным из них является марка Mobil. Далее идут Castrol и Shell. В первой десятке присутствует лишь один российский бренд - ЛУКОЙЛ.

В легковом сегменте на долю моторных масел для бензиновых двигателей приходится до 70% продаж, из которых 75% - импортная продукция. При этом 50% продаж в легковом сегменте занимают синтетические масла (III группа).

Таким образом, эксперты считают, что до 2025 года объем импорта останется на уровне 250-350 тыс. тонн в год. Это связано с тем, что на долю иностранных транспортных средств приходится 53% отечественного автопарка. Устойчивый спрос на импортные синтетические масла обусловлен этим же фактором. Особенно это очевидно, при условии ожидаемого восстановления роста продаж автомобилей.

Между тем импортозамещение в сфере смазочных материалов - совершенно естественный процесс, который начался еще в середине 2000-х годов. Эксперты признают, что российские производители моторных масел сегодня производят продукцию, ничем не уступающую по качеству ведущим мировым производителям. При этом рост цен на отечественные моторные масла в 2015 году составил 8%, тогда как импортные масла подорожали на 31%.

По мнению Максима Дондэ, в условиях неопределенности курса валюты будущие объемы импорта - вопрос открытый. Минэкономразвития прогнозирует рост индекса промышленного производства в объеме 1-3%. Почти симметрично будет расти и объем потребления масел. Укрепление курса рубля и сокращение издержек за счет локализации производства вполне может дать ряду зарубежных игроков возможность увеличить свою долю на российском рынке.

«Мы понимаем, что долгосрочную ставку на ценовые конкурентные преимущества делать не следует. ЛУКОЙЛ будет продвигать продукты, которые не уступают импортным аналогам или превосходят их по рабочим характеристикам», - говорит Максим Дондэ.

В целом при выборе продукта того или иного бренда с целью перепродажи подавляющее большинство дистрибьюторов (их доля в общем объеме сбыта составляет 60-70%) ориентируются прежде всего на цену и на качество. Для розничных сетей (их доля в легковом сегменте составляет 50%) основополагающим фактором является узнаваемость бренда. Что касается автодилеров, то для них выбор моторного масла определяется условиями гарантии и рекомендациями автопроизводителей.

Пятерка лидеров

Основную долю моторных масел в России производят такие крупные нефтяные компании, как «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», а также ряд других компаний, в числе которых Shell (завод в Торжке) и Торгово-промышленная ассоциация Delfin Group.

ООО «РН-Смазочные материалы» - дочерняя компания «Роснефти», занятая разработкой, реализацией и продвижением смазочных материалов компании. Производство высококачественных смазочных материалов и присадок осуществляют пять крупных предприятий: Новокуйбышевский завод масел и присадок, Рязанская нефтеперерабатывающая и Ангарская нефтехимическая компании, ПАО «Роснефть-Московский завод «Нефтепродукт», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез».

Ассортимент смазочных материалов позволяет обеспечить потребности как крупных промышленных предприятий и профессиональных покупателей, так и частных потребителей, и включает более 1 тыс. позиций.

По итогам 2015 года общий объем производства масел, присадок и прочей сопутствующей продукции в «Роснефти» составил 779 тыс. тонн, в том числе свыше 720 тыс. тонн товарных масел, что составляет около 30% от общего объема производства товарных масел в России.

В настоящее время «Роснефь» продолжает реализацию масштабной инвестиционной программы по модернизации производства ключевых компонентов для автомобильных масел и жидкостей. В результате компания рассчитывает не только заменить большую часть импортных ключевых компонентов в моторных маслах существующего ассортимента, но и стать поставщиком сырья для других производителей масел.

ЛУКОЙЛ в 2016 году рассчитывает достичь рекордного уровня продаж масел и смазок. Дочернее предприятие «ЛЛК-Интернешнл» только в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличило продажи готовых масел и смазок на 15%, достигнув показателя в 435 тыс. тонн.

При этом рост объемов продукции импортозамещения на российском рынке в сегменте моторных масел ЛУКОЙЛа составил 10%, в сегменте индустриальных масел - 20%. В структуре продаж компании доля продуктов, соответствующих требованиям международных автоконцернов и производителей техники и оборудования, выросла с 33% до 41%.

«ЛЛК-Интернешнл» также активно развивает продажи за рубежом. Приоритетными рынками можно назвать Францию, Швецию и Германию, где в марте 2016 года ЛУКОЙЛ начал поставку горюче-смазочных материалов немецкому производителю грузовых автомобилей и автобусов MAN Truck & Bus. В сентябре 2016 года компания стала победителем в тендере на первую заливку масел в автомобили Меrcedes-Benz на заводе в Германии.

В качестве перспективных регионов для себя «ЛЛК-Интернешнл» рассматривает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в том числе Китай, Японию и Вьетнам. Основной объем продукции будет поступать на эти рынки со строящегося завода в Казахстане, который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.

Кроме того, ЛУКОЙЛ ведет переговоры с Ираном по поставкам масел и присадок в страну с турецкого завода компании. Компания также видит потенциал в выходе на рынки масел Египта, ЮАР и Нигерии, где присутствует органический рост потребления смазочных материалов.

В настоящее время ЛУКОЙЛ производит около 1 млн тонн в год масел на девяти производственных площадках в России, Республике Беларусь, Австрии, Финляндии, Румынии и Турции, а также на 26 привлеченных заводах по всему миру.

«Газпромнефть - смазочные материалы» - дочерняя компания «Газпром нефти», занятая производством и реализацией масел, смазок и технических жидкостей. Компания владеет производственными активами в Западной Сибири (Омск), в европейской части России (Ярославль и Фрязино), а также в Италии (Бари) и Сербии (Нови-Сад). В период с 2008 по 2014 г. объем инвестиций компании в инновационные технологии и в развитие продуктов составил 162 млн евро, а до 2025 года инвестиции в технологии и производство достигнут 380 млн евро.

Ассортимент продукции «Газпром нефть - смазочные материалы» включает около 500 наименований масел, реализуемых под брендами «Газпром нефть» и G-Energy. Продукция компании реализуется через сеть АЗС «Газпром нефть», а также через поставки в розничные сети, интернет-магазины и 1500 станций техобслуживания.

Кроме того компания поставляет масла на сборочные конвейеры крупнейших производителей автомобилей в России и за рубежом: «Автотор» (General Motors, Hyundai), Mercedes Benz Trucks Vostok и «Дервейс» (Lifan), МАЗ, главный сборочный конвейер «ГАЗ» и др.

Вместе с тем, за 9 месяцев в 2016 году компания «Газпром нефть - смазочные материалы» увеличила экспорт в премиальном сегменте продукции на 21%. Как сообщил глава компании Александр Трухан, в 2016 году компания вышла на рынки Вьетнама, Колумбии, Южной Кореи, ЮАР и Польши. Всего за 9 месяцев 2016 года объем экспорта премиальной продукции составил 68 тыс. тонн, поставки ведутся в 65 стран мира. При этом львиная доля экспорта приходится на Европу. Годовой рост экспорта прогнозируется на уровне 20%.

Александр Трухан также сообщил, что объем выпуска смазочных материалов по итогам 2016 года в компании составит порядка 540 тыс. тонн (рост по отношению к 2015 году - 4-5%) в условиях, что производственные мощности загружены на 100%. В частности, объем премиальной продукции увеличится на 12-13% и составит около 250 тыс. тонн.

По его словам, в России на долю компании при общем объеме 1,6 млн тонн приходится 15-16% рынка смазочных материалов, целевая доля рынка (фасованная продукция) - 19%.

Масла под брендом «Газпром нефть» выпускаются на Омском заводе смазочных материалов (ОЗСМ). Современный комплекс по смешению, затариванию и фасовке моторных масел рассчитан на выпуск 110 тыс. тонн моторных масел и фасовку 180 тыс. тонн готовой продукции в год. Производство сертифицировано по стандарту ISO16949, что позволяет поставлять продукцию на конвейеры крупнейших мировых автопроизводителей.

Масла под брендом G-Energy производятся на заводе в городе Бари (Италия). Завод представляет собой современный, высокотехнологичный комплекс производственной мощностью до 30 тыс. тонн высокотехнологичных масел и 6 тыс. тонн пластичных смазок в год. Завод сертифицирован по международной системе качества ISO (соответствие требованиям ISO 9001 и ISO 14001) в области производства, фасовки, хранения и реализации масел и смазок.

Завод SHELL в Торжке производительностью 200 млн литров в год является одним из крупнейших предприятием нидерландско-британского концерна. Завод выпускает широкую линейку высококачественных смазочных материалов, включая моторные масла, масла для судовых двигателей, промышленные смазочные материалы, гидравлические и трансмиссионные масла. В портфель завода входят следующие бренды: Shell Helix, Shell Rimula, Shell Spirax, Shell Tellus, Shell Omala.

Delfin Group - объединение совместно развивающихся юридически независимых коммерческих компаний, товарный портфель которого включает в себя как российские торговые марки, так и известные мировые бренды. Первым отечественным предприятием, вошедшим в структуру Delfin Group и заложившим основу ее полноценного существования, стал крупнейший производитель моторных масел и автохимии Luxoil, впоследствии переименованный в Delfin Industry.

В декабре 2005 года в Delfin Group вступил еще один участник — российская промышленная группа «Спектр-Авто», старейший в России независимый отечественный производитель передовых смазочных материалов Spectrol.

В настоящее время в портфель Delfin Group входят бренды различных ценовых сегментов: к категории выше среднего относятся масла Spectrol и Highway; к средней ценовой группе - Luxe; к ценовой группе ниже среднего - продукция Oilright, «Ярнефть» и Pilots. Все эти бренды включают в себя полный спектр автомобильных масел: минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла.

Перспективы рынка

В целом, представители отечественного рынка моторных масел достаточно позитивно оценивают перспективы его развития. Однако без ложки дегтя не обходится.

В Delfin Group отмечают, что в настоящее время рынок характеризуется снижением и без того невысоких темпов роста, что обусловлено экономическим кризисом в стране. Свою роль также играет прирост продаж иномарок российской сборки, среди которых доминируют легковые автомобили с повышенными требованиями к экономичности расхода топлива и масел.

Кроме того, собственное производство масел в России вместе с импортом превосходит потребление, излишки отгружаются на экспорт. При этом существенной проблемой рынка остается контрафактная продукция.

Как отмечает Максим Дондэ, объем потребления смазочных материалов исторически коррелируется с индексом промышленного производства. Согласно расчетам Росстата, в этом году промышленное производство может показать незначительный рост. Однако с учетом глобального тренда в сторону применения более совершенных и экономичных масел с увеличенным интервалом замены вполне закономерно по итогам 2016 года выглядит снижение потребления масел на 2-3%. Подобная тенденция прослеживается на большинстве рынков развитых стран.

Макроэкономическая ситуация сыграла в пользу российских производителей масел. Рост курса валют автоматически повлек за собой увеличение цен на импорт. Дорожающая импортная продукция заставила многих потребителей масел пересмотреть свои предпочтения и сделать выбор в пользу тех российских брендов, чьи эксплуатационные характеристики не уступают зарубежным аналогам.

«Одной цены недостаточно, чтобы завоевать внимание потребителя. Он понимает, что стоимость ремонта двигателя несопоставима со стоимостью канистры масла. Поэтому автомобилисты ищут именно качественную альтернативу импорту, внимательно изучают характеристики товара», - говорит Максим Дондэ.

В ЛУКОЙЛе также обращают внимание на существующий сегодня огромный выбор брендов масел. Вместе с тем, зачастую не все эти масла способны обеспечить достаточно эффективную работу техники в российских условиях эксплуатации. Одновременно с этим, несмотря на то, что в России достаточно много качественных масел производится именно отечественными компаниями, в сегменте присадок все еще доминирует зарубежная продукция.

В «Газпромнефть - смазочные материалы» считают, что дальнейшее развитие российского рынка моторных масел характеризуется, прежде всего, ростом спроса на высокотехнологичные масла, что связано с увеличением рынка современных автомобилей. При этом доля продаж масел, выпускаемых отечественными предприятиями, будет расти, что обусловлено приведением производителями технологических возможностей в соответствие с потребностями рынка.

При подготовке статьи использованы материалы компаний EY и Russian Automotive Market Research

Сюжеты:

Кроме большого размера, у рынка моторных масел есть вторая специфическая особен­ность. Их производство не требует боль­ших инвестиций, поскольку состоит в смешивании базового масла и набора присадок с последующим розливом в потребительскую тару.
В совокупности эти два фактора объясняют, почему торговых марок на российском рынке так много. Только иностранных брендов таможня в 2016 г. насчитала более 190. Что требует инвестиций - так это производство базового масла. Из 15 брендов нашего топ-15 пять принадлежат российским компаниям. Уточним: российским нефтяным концернам. И это пред­сказуемый результат, учитывая, что они сами производят базовое масло, а кроме того, владеют большими сетями АЗС, что позволяет выходить на потребителя без посредников.
У российских химиков и торговых операторов нет таких ресурсов, поэтому созданные ими брен­ды (Sintec, Sintoil, «Волга-Ойл» и другие, всего около десятка) уступают брендам нефтяников. Здесь всё закономерно. Но при всей своей силе, российские нефтяники на домашнем рынке уступают американским и британским концернам с их брендами Mobil, Shell, Helix и Castrol. Чем это объяснить? Иностранцы опытнее в маркетинге? Или они делают лучший продукт? В любом случае, компаниям «Лукойл», «Роснефть» и «Газпромнефть» ещё есть над чем работать.

Топ-10 зарубежных брендов

1 место
Mobil
Страна - США
Оборот - $218,6 млрд (ExxonMobil, 2016 г.)
Число сотрудников - 73500
(ExxonMobil, 2016 г.)

В 1866 г. Хайрем Бонд Эверест полу­чил патент на технологию вакуум­ной перегонки и совершил рево­люцию в смазочных материалах.
Благодаря маслам, сделанным его
компанией Vacuum Oil - будущей
ExxonMobil - стали возможны
первый газовый автомобиль, пер­вая электростанция и первый пере­лёт на самолёте через Атлантику.
Сейчас ExxonMobil признана в мире
как лидер в развитии синтетических
масел.

2 место
Shell Helix
Страна - Великобритания-Нидерланды
Оборот - $233,6 млрд
(Royal Dutch Shell, 2016 г.)
Число сотрудников - 93000 (Royal Dutch
Shell, 2016 г.)
Число сотрудников в России - более 150

Не столь примечательно то, что
Royal Dutch Shell существует с
1890 г., сколько то, что в России
она работает уже 125 лет. Именно
голландско-британский концерн
открыл первый в нашей стра­
не завод смазочных материалов
в Торжке Тверской обл. Сейчас у
Shell вдобавок есть в России раз­
витая сеть собственных АЗС, что
не может не влиять на продажи в
сегменте моторных масел.

3 место
Castrol
Страна - Великобритания
Оборот - $183 млрд (BP, 2016 г.)
Число сотрудников - 74500 (BP, 2016 г.)

Castrol не всегда принадлежал
British Petroleum. В 1909 г. англича­нин Чарльз Уайкфилд, уже десять
лет производивший смазочные
масла, изобрёл лубрикант, совер­шивший революцию в Европе. Он
назвал свое изобретение Castrol.
Сейчас над созданием и производ­ством продукцией в Castrol тру­дятся 7500 сотрудников и 7 иссле­довательских центров, официально
марка присутствует в 74 странах.

4(5**) место
Liqui Moly
Страна - Германия
Число сотрудников - 800

Звезда Liqui Moly взошла с открытием смазывающих свойств
дисульфида молибдена (moly зна­чит «молибден»). В Германии бренд
лидирует по популярности, занимая
почти 50% рынка масел и присадок
к горючему. Liqui Moly производит
продукцию только в Германии на
заводе мощностью 80 тыс. тн сма­зочных материалов в год. Компания
быстро растёт: число её сотрудников
выросло вдвое за последние 10 лет.

5(6) место
Motul
Страна - Франция
Оборот - $263 млн
Число сотрудников - около 250

Бренд Motul был образован в 1932 г.
Изначально под ним во Франции
продавались масла американского
производства, но четверть века спу­
стя производственное отделение в
США было закрыто и компания
стала полностью французской.
Motul первой выпустила на рынок
коммерческое всесезонное масло,
полусинтетическое масло, а позже
первое синтетическое масло для
двухтактных двигателей.

$7,24 млрд
глобальный рынок базовых моторных масел в 2016 г.

$ 0,95%
прогноз среднего годового роста до 2020 г.

6(8) место
ZIC
Страна - Южная Корея
Оборот - $125,9 млрд (SK Holdings, 2016 г.)
Число сотрудников - 83600
(SK Holdings, 2016 г.)

Масла ZIC производятся на крупнейшем в мире нефтеперерабатывающем комплексе Ульсан, принадлежащем холдингу SK, занимающе­му 57 место в списке крупнейших
компаний Fortune 500. ZIC используется для заводской заливки на
заводах Hyundai-KIA, имеет допу­ски других глобальных автопроизводителей. Дистрибьюторская сеть
бренда охватывает 40 стран.

7(10) место
Total Quartz
Страна - Франция


Total был основан правительством
Франции при поддержке 90 бан­ков, чтобы создать противовес бри­танско-голландскому Royal Dutch
Shell, и два концерна зациклились
на гонке друг с другом. Как и у Shell,
у Total есть своя сеть АЗС. В России
французы работают с 1991 г., а в
2016 г. они начали строить в Калуге
завод по производству смазочных
материалов.

8(12) место
Elf
Страна - Франция
Оборот - $127,9 млрд (Total, 2016 г.)
Число сотрудников - 102000 (Total, 2016 г.)

Elf, специализированный бренд
смазочных материалов, с 2003 г.
принадлежит Total и считается его
основным брендом в данном сегменте - более важным, чем Total
Quartz. Продукция Elf продаётся в
113 странах. Elf мы должны благодарить за создание масла с вязко­стью 15W, масла с моющими свой­ствами для дизелей и топливосбере­гающих масел.

9(14) место
Mannol
Страна - Германия
Оборот - н. д.
Число сотрудников - н. д.

Компания SCT-Vertriebs GmbH создавалась как торговый оператор,
продававший запчасти широкого
ассортимента. Богатея, она стала
скупать производственные предприятия - например, завод производству и разливу смазочных
материалов в литовской Клайпеде.
Масла бренда Mannol, принадлежащего SCT, продаются во многих
регионах мира, а в России он представлен на 99% территории.

10(15) место
Texaco
Страна - США
Оборот - $114 млрд (Chevron, 2016 г.)
Число сотрудников - 61500 (Chevron, 2016 г.)

Texaco (The Texas Company) в тече­ние всего XX века продавала продукты под брендом, совпадающим
с названием компании - это свое­
образный рекорд среди нефтяных
компаний США. Марка Texaco
стала для американцев национальным достоянием. За пределами Штатов она наиболее сильна
в Латинской Америке и Западной
Африке.

Топ-5 отечественных брендов

1(4) место
Лукойл
Штаб-квартира - Москва
Оборот - 5,23 трлн руб. (2016 г.)
Число сотрудников - 105500

Бренд «Лукойл», возможно, силь­нейший российский бренд во всех
категориях. До 2007 г. он даже вхо­дил в список 100 крупнейших тор­говых марок мира - такого результата кроме него достигала только
«Балтика». У «Лукойла» в России 9
заводов по производству масел, а их
продукция поставляется более чем
в 100 стран.

2(7) место
Роснефть
Штаб-квартира - Москва
Оборот - 5,5 трлн. руб (2016 г.)
Число сотрудников - 261500 (2015 г.)

У «Роснефти» есть желание в бли­жайшем будущем стать брендом
№1 среди российских моторных
масел. Начиная с 2016 г., компа­ния усилила нажим на рынок. Был
взят курс на премиализацию бренда
и расширение дистрибьюторской
сети. В настоящее время поставки
смазочных материалов «Роснефть»
ведутся в 33 страны, а объём их реа­лизации в 2016 г. достиг 775 тыс. тн.

435 млн литров годовая потребность
автотранспорта РФ в моторных маслах

3(9) место
Gazpromneft


2016 г.)

Отделение по производству смазочных материалов концерна
«Газпром-нефть» выпускает про­дукцию на 6 производственных
площадках в России (более 90%), а
также в в Италии и Сербии, общим
объёмом около 430 тыс. тн в год.
Торговая марка Gazpromneft была
основана в 2007 г. и первой в России
включила специализированную
линию смазочных материалов для
сельхозтехники.

4(11) место
G-Energy
Штаб-квартира - Санкт-Петербург
Оборот - 361,5 млрд руб. («Газпром-нефть»,
2016 г.)
Число сотрудников - 66 тыс. (2016 г.)

В отличие от Gazpromneft,
G-Energy - это премиальный бренд
масел компании «Газпромнефть–
СМ», а его продукция выпускается
на итальянском заводе концерна.
G-Energy стал первым российским
брендом, включавшим полную
линию синтетических масел для
спорткаров. Примечательно, что и
специалисты, и потребители оди­наково оценивают силу брендов
Gazpromneft и G-Energy: первый
сильнее.

5(13) место
ТНК Magnum
Штаб-квартира - Москва
Оборот - 688 млрд руб. (ТНК-BP, 2013 г.)
Число сотрудников - 60000 (ТНК-BP, 2013 г.)

Бренд Magnum компания ТНК
выпустила на рынок в 2006 г., тщательно отобрав из 544 вариантов
путем тестирования на потребите­лях, работниках СТО и автомагази­нов. В 2012 г. ТНК вошла в состав
«Роснефти», включая и отделение
«ТНК смазочные материалы».



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков