Физкультурно спортивная деятельность фсд включает. Социальная ценность физкультурно-спортивной деятельности в средней профессиональной школе

Физкультурно спортивная деятельность фсд включает. Социальная ценность физкультурно-спортивной деятельности в средней профессиональной школе

25.01.2022

Здоровье является величайшей ценностью. Каждый человек хочет быть здоровым и сильным. Особенно актуальным является в настоящее время здоровье детей. Спортивная внеурочная деятельность позволяет педагогам выполнять государственный заказ.

Учеными было установлено, что на 20 % физическое состояние малыша определяется наследственными факторами, а также воздействием окружающей среды. Около 10 % - результат функционирования системы здравоохранения, а оставшаяся половина зависит от человека - от его образа жизни.

Большую часть своего времени ребята проводят в школе, поэтому укрепление их психического, физического здоровья является не только задачей родителей, но и делом педагогов.

Деятельность спортивной организации направлена на формирование у подрастающего поколения правильного представления о здоровом образе жизни, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику простудных заболеваний.

Цель деятельности

Спортивное направление внеурочной деятельности - разновидность работы классного руководителя. Здоровье нации является мерой качества жизни любой страны. Культурную, интеллектуальную, экономическую, национальную безопасность страны характеризует здоровье детей. Школа является социальной средой, в которой ребенку придется решать различные психологические трудности.

Различные виды спортивной деятельности благоприятно отражаются на физическом состоянии детей, их эмоциональном состоянии. Особенно актуальным является вопрос, связанный с закаливанием и оздоровлением детей в малокомплектных школах.

Спортивная деятельность - это возможность справиться со следующими проблемами:

  • проводить системный анализ педагогической работы, направленной на формирование здорового образа жизни, укрепления психологического и физического состояния детей;
  • создавать комфортную развивающую среду на базе индивидуально-дифференцированного подхода к разным категориям школьников с обязательным учетом морального и психического здоровья, индивидуальных особенностей.

Задачи деятельности

В настоящее время основной задачей педагогов является разработка системы мероприятий, направленных на формирование у детей положительного отношения к своему здоровью.

Спортивная деятельность - это возможность решать следующие задачи:


Значимость внеурочной деятельности

В настоящее время спортивная деятельность - это способ совершенствования правовых и нормативных условий создания и сохранения здоровья школьников. Она способствует популяризации туризма, спорта,

Успех спортивных мероприятий, предлагаемых ребятам во внеурочное время, зависит от заинтересованности педагогов.

Как должна быть продумана такая деятельность? Спортивное направление позволяет всестороннее развивать школьников, использовать массовые формы для организации их свободного времени.

Особенности здоровьесбережения школьников

Спортивная деятельность - это важное направление в работе любой образовательной организации. В современной трактовке здоровье школьников подразумевает систему признаков:

  • соответствие дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной системы;
  • приспособление организма к новым условиям;
  • высокая физическая и умственная работоспособность

Ежегодные медицинские осмотры, проводимые в рамках ОУ, выявляют у детей основные отклонения:

  • нарушение органов зрения;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • болезни сосудов;
  • нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта

Основной причиной снижения здоровья является падение уровня жизни, постоянные стрессы, некачественная экологическая обстановка в стране, минимальная двигательная активность, недостаточная квалификация учителей в вопросах охраны здоровья, неполноценное питание.

Содержание физкультурно-спортивной работы

В наши дни наблюдаются существенные изменения ценностей в образовательном процессе. Помимо повышения качества образования, на первый план выходит и вопрос адаптации и сохранения здоровья школьников, так как это является одним из требований ФГОС НОО.

При совместных усилиях педагогов, родителей, специалистов, владеющих теоретическими знаниями по валеологии, можно воспитывать у детей правильные привычки и навыки, стимулировать их двигательную активность.

При продумывании форм внеурочной деятельности, учителя осуществляют преемственность между воспитательным и учебным процессом, что способствует сбережению здоровья. В систему мероприятий можно включить:


Программа «Здоровье»

Во многих образовательных учреждениях функционирует такая программа, которая состоит из нескольких разделов:

  • повышения медицинских знаний учителей;
  • обучение детей в учебное и внеурочное время правилам сохранения здоровья;
  • работа с родителями;
  • проведение праздников

Для реализации намеченных целей применяются разные формы работы учащихся, педагогического коллектива, администрации образовательного учреждения. Эмоционально-игровая деятельность способствует повышению уровня знаний детей о способах сохранения здоровья, правильного питания.

Принципы формирования внеурочной деятельности:

  • учет возрастных особенностей;
  • базирование на ценности воспитательной системы ОУ;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм;
  • учет склонностей и интересов школьников.

При организации внеурочной спортивной деятельности педагоги учитывают запросы родителей, а также законных представителей школьников, советы детского психолога.

При реализации программы «Здоровье» в школе создается здоровьесберегающая образовательная атмосфера, которая способствует не только сохранению здоровья, но и росту творческого потенциала школьников. Программа создана с целью рационального применения здоровьесберегающих технологий в ходе обучения детей. Она ориентирована на охрану и укрепление здоровья посредством различных форм внеурочной работы.

Перспективным направлением спортивной работы является организация школьного туристического общества. Помимо знакомства с историческим наследием региона, страны, ребята, посещающие туристический клуб, смогут сформировать правильные представления о здоровом образе жизни.

Отношение студентов к физической культуре и спорту является, одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в высшей школе. Педагогам и студентам принадлежит ведущая роль по реальному включению физической культуры в здоровый образ жизни молодежи. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции - как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стали для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо ознакомиться с механизмами действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности .

Критерием физкультурно-спортивной деятельности является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу этой деятельности. Ее можно рассматривать как меру и характер участия непосредственно в занятиях физическими упражнениями и как активность в организаторской, пропагандистской, инструкторско-педагогической, судейской и других видах деятельности.

Представления о систематическом характере занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время дает табл. 3.

Таблица 3 - Систематичность занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время, %

Систематичность занятий

Все студенты

регулярно

нерегулярно занимающиеся

регулярно

нерегулярно занимающиеся

  • 3 и более раз в неделю
  • 2-3 раза в неделю
  • 1 раз в месяц
  • 2-3 раза в месяц

От случая к случаю

Вообще не занимаются

Таблица фиксирует наличие незначительного (33,8%) контингента студентов (из опрошенных 5 тысяч), приобщенного к систематическим занятиям. Более чем у 50% студентов полностью отсутствует проявление активности в физкультурно-спортивной деятельности.

Физкультурно-спортивную деятельность можно определить как разностороннюю деятельность человека в сфере физической культуры и спорта, направленную на реализацию общественно и личностно значимых потребностей в физическом совершенствовании. Это познавательная, организаторская, пропагандистская, инструкторско-педагогическая, судейская деятельность и собственно занятия физической культурой и спортом.

Потребность выступает как состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование ее поведения, определяется направленность мышления, чувств, воли. Воспитание потребностей является одной из центральных задач формирования личности.

Реализация потребностей в физкультурно-спортивной деятельности оказывает опосредованное влияние на удовлетворение других потребностей студентов - биосоциальных: сохранение здоровья, отдых, релаксация, потребность в движении и др.; социально-психологических: общение, самоактуализация, самоутверждение, престижность, общественная значимость и активность, сопереживание и др.

В ходе развития и воспитания личности потребности непрерывно изменяются и становятся источником изменений в образе жизни.

Осознание личностью потребности превращает ее в интерес, который носит избирательный характер.

Появление интереса вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Мотивы могут быть ситуационными (частными), определяющими отдельные поступки человека, и широкими, жизненно важными на протяжении длительного времени. Мотивы следует отличать от сознательных целей и намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают к их достижению.

Цели в физкультурно-спортивной деятельности можно подразделить на перспективные и ближайшие (промежуточные) .

Реализация мотивов в деятельности протекает по следующей схеме: программа действия (представление о том, что нужно делать, чтобы реализовать мотив); оперативная готовность к действиям (наличие способностей, знаний, умений для осуществления деятельности); наличие обратной связи (информация об эффективности действия).

Одним из компонентов мотивации является стимул, который зачастую выступает в роли непосредственной причины поступка. Хотя действие стимула нередко носит кратковременный характер, благодаря ему постоянные побуждения в своем развитии приобретают тенденцию к стабилизации. К действенным стимулам в области физической культуры и спорта могут быть отнесены: агитация и пропаганда, совершенствование материальной базы, удобное расписание занятий, расширение возможностей для предпочтительного выбора вида спорта, увеличение свободного времени, педагогическое мастерство преподавателей, реальное укрепление здоровья и т. д.

В условиях перестройки деятельности высшей школы принципиально важна работа по активизации позиции каждого студента в отношении своего физического развития и подготовленности, реального участия в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности. При направленном процессе формирования у студентов потребностей в занятиях физической культурой и спортом преподавателям, тренерам и физкультурным организаторам необходима система знаний о диалектическом развитии потребностей и педагогических воздействиях, позволяющих осуществлять управление ими в необходимом направлении. В организации воспитания нельзя игнорировать сложившиеея у студентов личные мотивы, интересы, потребности, нужно находить разумные формы их перестройки.

В противном случае у студентов может возникнуть негативизм, безразличие.

Управление развитием потребностей должно осуществляться в неизменно гибкой, тактичной, соответствующей заданной цели форме. Иначе говоря, потребности нe могут быть искусственно навязаны индивиду. Они должны соответствовать системе его ценностных ориентаций.

Изменения в физкультурно-спортивной активности студентов могут происходить под воздействием различных факторов, которые дают возможность повысить эффективность решения педагогических задач как по, формированию личности, так и по приобщению молодежи к активным, систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Факторами, определяющими, по мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, являются: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др.

Среди факторов, оказывающих влияние на организацию физкультурно-спортивной деятельности, необходимо отметить роль общественных организаций вуза (табл. 4) .

Таблица 4 - Оценка роли общественных организаций вуза в формировании отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, %

Полученные данные свидетельствуют о различиях в оценке роли указанных организаций со стороны студентов и экспертов.

Так, большинство экспертов имеют более тесную связь с профкомом, понимают его реальное влияние и поэтому дают более высокую, чем студенты, оценку его деятельности. Требует дальнейшего совершенствования и деятельность студсоветов общежитий по внедрению физической культуры в образ жизни студентов. Являясь центром воспитательной работы, студенческое общежитие еще не стало местом проявления общественной активности в физкультурно-спортивной деятельности. Лишь менее трети студентов оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры и` спорта.

Анализ факторов, определяющих процесс формирования потребностей, интересов и мотивов, был бы неполным без рассмотрения субъективных побуждений личности. В физкультурно-спортивной деятельности, где активность студентов проявляется в многообразных формах, влияние таких факторов, как удовлетворение, духовное обогащение, соответствие действий социальным установкам общества, отражение в деятельности каждого интересов коллектива, имеет огромное воспитательное значение (табл. 5).

Таблица 5 - Влияние субъективных факторов на формирование интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности, %

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критически, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Тревожным выводом из данных табл. 5 является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные виды физкультурно-спортивной деятельности

Введение

1 Классификация современных физкультурно-спортивных видов деятельности

1.1 Восточные единоборства

1.2 Атлетическая гимнастика

2. Причины становления современных видов спорта

4. Профессиональные качества тренера - педагога по современным видам спорта

Заключение

Список литературы

Введение

Физическая культура часть общечеловеческой культуры

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Спорт - явление культурной жизни

Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт -- это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможное гей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно "открыто" новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

1 Классификация современных физкультурно-спортивных видов деятельности

Развитие области физической культуры и спорта связано с постоянным увеличением ее видового разнообразия, появлением новых видов физкультурно-спортивной деятельности, возрастанием популярности традиционных видов спорта, обновлением перечня видов спорта и дисциплин. физический совершенствование личность спорт

Исследование процесса становления современных видов спорта

Краткое описание новых, современных видов спорта

Одна из тенденций, характеризующих современное отечественное физкультурно-спортивное движение, - появление новых современных видов спорта. Особым фактором при этом выступает включение ряда из них (кёрлинга, бейсбола, пляжного волейбола и других видов спорта) в программу зимних и летних олимпийских игр.

Развитие современных видов спорта предусматривает освоение специальных знаний, необходимых для использования в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни. На занятиях используют спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности, для повышения уровня функциональных и двигательных способностей.

К современных видам спорта относятся:

Восточные единоборства;

Атлетическая гимнастика;

Гидроаэробика;

Стретчинг;

Шейпинг;

Велоспорт ВМХ - кроссовый велоспорт;

Кинологический спорт;

Натурбан;

Пляжный волейбол;

Пейнтбол;

Роллерспорт и скэйтбординг;

Сноуборд;

Танцевальный спорт;

Флорбол.

Пауэрлифтинг;

Стритбол;

Боулинг;

Это только некоторые из современных видов спорта. Кратко проанализируем каждый.

1.1 Восточные единоборства

Восточные единоборства - древнейшее направление в нетрадиционных видах спорта, имеющее несколько стилей, начиная от комплекса оздоровительной гимнастики и заканчивая боевым искусством. Некоторые стили восточных единоборств включены в систему обучения в школах и некоторых вузах Китая, Японии. Восточные единоборства объединяют различные виды упражнений, которые можно выполнять с оружием и без оружия, с партнером или без него. Во всех восточных единоборствах присутствуют твердые и силовые движения, быстрота реакции, гибкость, реактивные движения. В перечне видов спорта, включенных в настоящее время в Российские государственные программы физического воспитания, имеются следующие виды восточных единоборств: айкидо; дзюдо; различные версии каратэ.

1.2 Атлетическая гимнастика

Атлетическая гимнастика - гениальное изобретение человечества, как построение человеческого тела, через физические упражнения с отягощениями. Новый виток популярности на данный вид спорта пришелся на ХХ век.

Гидроаэробика - выполнение физических упражнений в воде, является эффективным средством повышения уровня физической подготовленности для лиц с различным физическим развитием и практически любого возраста. "Структура занятий, дозировки физической нагрузки, музыкальное сопровождение могут быть такими же, как при занятиях ритмической гимнастикой. Однако сопротивление воды усложняет движения, и его преодоление приводит к более быстрому, чем на суше, развитию силы, различных мышечных групп" . Систематическое выполнение физических упражнений в воде нормализует деятельность нервной системы, снимает излишнюю возбудимость, улучшает сон.

Йога - слово "йога" в переводе с древнеиндийского языка означает "союз, соединение, связь, единение, гармония". "Философы - материалисты трактуют этот термин как единение, гармонию физического и психологического состояния человека, как гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека. Упражнения, основанные на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности, - это и есть система йоги. Известно великое множество ее разновидности, разделов, упражнений. Наиболее важны для понимания на первоначальном этапе освоения йоги основные дыхательные упражнения и философская основа йоги". Йога - это не просто принятие различных замысловатых поз и расслабление, а настоящая сложная техника контроля над телом и концентрация внимания на нем.

Стретчинг - растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; все движения должны находиться в определенных пределах индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять "легкий стретчинг"; при положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не показывается, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнения" . Этот вид гимнастики широко используется как вспомогательное средство в различных видах спорта.

Шейпинг - эффективное средство для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста. Он объединяет в себя упражнения аэробики и атлетической гимнастики. При занятиях шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально. Для шейпинга характерен строгий врачебный контроль за состоянием физического развития и функциональной подготовленностью с помощью современной электронной аппаратуры. Получает широкое распространение среди населения.

Велоспорт ВМХ - кроссовый велоспорт - разновидность велокросса, осуществляемого на велосипедах специального класса (кроссовых велосипедах ВМХ). Проводится на специализированных спортивных сооружениях - крытых и открытых велодромах ВМХ. Трасса велоспорта ВМХ с комбинацией препятствий и поворотов имеет длину от 270 до 400 м. Для международных соревнований длина трассы равна 300-400 м".

Кинологический спорт - виды спорта, объединенные Российской лигой кинологов. Включают в себя комплексные и прикладные виды кинологического спорта. Такие как: преодоление собакой трассы с препятствиями на время и чистоту; преодоление собакой барьеров на время и чистоту; обязательные и произвольные программы упражнений под музыку со служебными и декоративными породами собак; кинологические прикладные многоборья; ездовой спорт (на лыжах, санях, нардах; тележках, повозках), гонки на собаках (буксировка). Соревнования по кинологическому спорту проводятся как в личном, так и в командном первенстве. Сооружения для кинологического спорта включают открытые сооружения (круговые беговые дорожки, спортивные и тренировочные площадки кинологического спорта) и крытые сооружения (спортивные залы), используемые комплексно для различных видов и дисциплин кинологического спорта.

Натурбан - скоростной спуск на санях (одноместных - для женщин и мужчин, двухместных - для мужчин) по естественному склону с намораживаемой ледяной трассой. Длина трассы, уклоны, количество виражей определяется по месту.

Пляжный волейбол - спортивная игра, аналогичная волейболу, осуществляемая на открытой песчаной площадке. Специфическое требование к сооружению - наличие слоя песка толщиной не менее 30 см.

Пейнтбол - прикладной вид спорта, командная игра, со стрельбой из специальных маркеров пневматического действия, стреляющих желатиновыми шариками с минеральным красителем. Команды игроков, стартующие со своих баз, стремятся захватить флаг противника и поразить при этом как можно больше игроков команды противника. Место проведения игры - открытая площадка с системой установленных искусственных укрытий. При упрощенных правилах игры осуществляется так же, как физкультурно-рекреационное занятие.

Роллерспорт и скэйтбординг - катание на роликовых коньках и роликовых досках. Роллерспорт включает, как массовые физкультурно-оздоровительные занятия, так и спортивные дисциплины: хоккей на роликовых коньках; фристайл на роликовых коньках и роликовых досках; фигурное катание на роликовых коньках; скоростной бег на роликовых коньках. Для фристайла используются специальные устройства: рампы, трамплины, раскатные горки и др. Комплексы сооружений для роликовых коньков и скейтбординга включают, в основном, сооружения двух типов: роликодромы, строящиеся в настоящее время в Москве, и скейтпарки, получившие большое распространение за рубежом. Скейтпарк - комплекс с развитым составом спортивных сооружений для роликовых коньков и скейтбординга, включающий как крытые так и открытые сооружения: площадки различных видов, дорожки, прямые наклонные трассы, наклонные изогнутые трассы. Составы сооружений различных скейтпарков, их габариты определяются по месту и варьируются в большом диапазоне.

Сноуборд - скольжение по естественному заснеженному склону на специальной доске (зимний Олимпийский вид спорта). Трассы сноуборда оборудуются на естественных и искусственных склонах. Параметры трасс определяются на основании требований правил соревнований с учетом местных условий.

Танцевальный спорт - вид спорта, основанный на исполнении определенных Европейских и Латиноамериканских танцев. Владение школой хореографии оценивается при исполнении танцевальными парами фигур, перечень которых определяется для каждого танца и класса спортсменов. Соревнования различных уровней проводятся между спортивными танцевальными парами различных классов по программам Европейских, Латиноамериканских танцев или программе 10 танцев. Тренировки и соревнования осуществляются в танцевальном зале. Соревнования высших уровней осуществляются в демонстрационном зале со стационарными зрительскими местами.

Флорбол - спортивная игра, аналогичная хоккею, где вместо шайбы используется специальный мяч. Основное место проведения - спортивный зал. В команде играют 5 полевых игроков и вратарь. Рекомендуемый размер игрового поля 40Ч20 м. Допускается игра в залах меньших габаритов с уменьшением числа полевых игроков. Возможно проведение игры на открытых плоскостных сооружениях.

Пауэрлифтинг - силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Этот вид спорта также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, и тяга штанги - которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена. В пауэрлифтинге, в отличие от бодибилдинга, важны силовые показатели, а не красота тела.

Стритбол - уличный баскетбол. Появился в 50-х гг. XX века в бедных кварталах США. Две команды по три человека играют на корте размером в половину баскетбольной площадки, забивая мяч в одно и то же кольцо. В команде 4 игрока (3 основных и 1 запасной).

Боулинг - спортивная игра в шары, которая произошла от игры в кегли. Цель игры - сбить с помощью как можно меньшего количества пускаемых руками шаров кегли, установленные особым образом в конце безбортовой дорожки. В мире существует много разновидностей боулинга: 5-кегельный боулинг отличается от 10-кегельного не только количеством кеглей, но и, например, количеством бросков в каждом фрейме, а также различной игровой ценностью кеглей, кэндлпин-боулинг отличается, прежде всего, формой кеглей, которые напоминают свечи. Самый распространённый в мире вариант - это 10-кегельный боулинг, в котором кегли установлены в виде треугольника.

Паркур - искусство перемещения и преодоления препятствий. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и соревнований). Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах.

Существуют широко известные традиционные, развивающиеся виды спорта, включенные в рекомендованную общую номенклатуру новых, современных и развивающихся видов спорта:

- бильярд - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия;

- водное поло - командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой;

- гольф - спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.

2. Причины становления современных видов спорта

В исследовании процесса становления новых видов спорта, на наш взгляд, целесообразно выделить два аспекта:

1. Выявление факторов, влияющих на процесс становления современного вида спорта.

2. Определение и характеристика этапов становления нового вида спорта.

Проведенные исследования позволяют предположить, что эффективность процесса становления нового (современного) вида спорта определяется комплексом следующих взаимосвязанных факторов:

1. Государственной поддержки.

2. Олимпийской перспективы.

3. Общественного управления.

4. Естественной доступности.

5. Социальной доступности.

6. Общественного мнения.

7. Спонсорской привлекательности.

8. Конкуренции.

9. Методического и кадрового обеспечения.

10. Международного сотрудничества.

11. Человеческого фактора.

Значимость фактора государственной поддержки для становления новых видов спорта во многом решающая, поскольку им определяются многие аспекты финансового, юридического, нормативного и кадрового обеспечения этого процесса. Несомненно, что государственная политика в сфере физической культуры и спорта, о содержании которой в настоящее время ведется широкая дискуссия, должна обеспечивать возможность удовлетворения потребностей населения в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Социальная значимость какого-либо нового вида спорта во многом определяется наличием у него "олимпийской перспективы", которая реализуется в двух аспектах:

Включением (или перспективой включения) вида спорта в программу олимпийских игр;

Перспективой завоевания призовых мест на официальных международных соревнованиях, и прежде всего на олимпиадах.

Важным компонентом процесса становления современного вида спорта представляется формирование структуры и механизмов общественного управления, т.е. системы функционирования общественных организаций, осуществляющих управление развитием вида спорта как централизованно (национальная федерация), так и на местах (региональные отделения и федерации).

Несомненно, что успешность развития ряда видов спорта обусловлена фактором естественной доступности, то есть наличием естественных природных и климатических условий. К этому же фактору можно отнести и сложившуюся базу спортивных сооружений.

Представляется, что "данный фактор имеет наибольшую значимость для обеспечения массовости занятий видом спорта" . Вместе с тем завоевание высоких наград на международной арене в определенный период времени может обеспечиваться целевой подготовкой довольно ограниченного контингента высококвалифицированных спортсменов.

Фактор общественного мнения во многом обусловливает влияние факторов социальной доступности, конкуренции и спонсорской привлекательности. Данный фактор обеспечивается деятельностью средств массовой информации в двух аспектах:

Формирование имиджа вида спорта;

Раскрытие изюминки соревновательной борьбы.

Становление нового вида спорта во многом определяется влиянием фактора спонсорской привлекательности, под которым можно понимать степень заинтересованности потенциальных спонсоров, инвесторов во вложении средств в его развитие.

Фактор конкуренции предполагает опосредованное воздействие традиционно популярных видов спорта на процесс становления нетрадиционных.

Возникновение и развитие нового вида спорта, как правило, тесно связано с международным спортивным сотрудничеством. В связи с этим проявление фактора международного сотрудничества во многом определяется наличием конструктивной поддержки со стороны международных спортивных федераций, а также зарубежных спортивных объединений, клубов и иных организаций.

Человеческий фактор в современной теории управления рассматривается как один из важных для эффективного обеспечения функционирования какой-либо системы. Несомненно, что успешность процесса становления нового вида спорта во многом определяется профессиональными знаниями и умениями включенных в него людей, а также их личностными качествами.

Проблема определения этапов становления новых современных видов спорта, несомненно, требует комплексного социально-экономического изучения. Важная составляющая последнего, по-видимому, - обобщение опыта практической деятельности в данной сфере.

Эффективное методическое и кадровое обеспечение занятий новым видом спорта, с одной стороны, удовлетворяет требование сохранения здоровья занимающихся, с другой - является основой подготовки спортсменов высокой квалификации.

Становление нового вида спорта представляет собой многоаспектный процесс взаимосвязанной деятельности государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом. При этом ведущую роль в определении стратегии вида спорта должна сыграть национальная федерация.

В разных видах спорта процесс их становления имеет несомненную специфику. Вместе с тем выявление общих закономерностей данного процесса позволит взаимообогатить стратегии развития новых современных видов спорта.

3. Направленность современных видов физкультурно - спортивной деятельности

Каждому человеку, кому небезразлично свое физическое и духовное состояние, а особенно будущему специалисту в области физического воспитания, следует знать все многообразие систем физических упражнений по формированию культуры движений и коррек ции телосложения, уметь ориентироваться при выборе определенного вида гимнастики или силового вида спорта с учетом индивидуальных особенностей, возраста, пола, физической подготовленности и функционального состояния организма школьников, уметь правильно организовать и провести такие занятия в условиях средней школы или детских лагерей отдыха.

Для того, чтобы правильно составить комплекс гимнастики, определить величину нагрузки и воздействия на организм детей, необходимы знания таких предметов, как: анатомия, физиология, гигиена физического воспитания, теории и методики физического воспитания и спорта, а также теоретические знания и технические умения специальных дисциплин (спортивные и подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика).

В процессе организации и проведения практических занятий используются такие традиционные методы обучения, как: поточный, серийно-поточный, интервальный и метод "круговой" тренировки. Использование этих методов дает возможность обеспечить комплексное воздействие на организм занимающихся. Для поддержания интереса к занятиям преподавателю необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усвоения танцевальных и комплексных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. Для этого применяются специфические методы: метод усложнения, метод музыкальной интерпретации, метод сходства, метод блоков и другие.

Для того, чтобы контролировать у занимающихся качество выполнения упражнений применяются различные приемы получения информации о результате выполненных действий. Это корректирующая информация о биомеханических характеристиках движения и оценочная информация, которая всегда носит положительную окраску, активизирующую учащихся.

Общие и индивидуальные замечания должны быть даны в дружелюбной форме.

Направленность современных видов физической культуры - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

Степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

Интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

Характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

Выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

Степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

Проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

Уровень физического совершенства и отношение к нему;

Владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

Системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

Широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности .

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа-гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами - утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность - личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня - положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность "на себя". Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

4. Профессиональные качества тренера - педагога по современным видам спорта

Для эффективной организации учебно-тренировочного процесса необходимо иметь практический опыт :

Анализа планов и процесса проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий с различными возрастными группами, разработки предложений по их совершенствованию;

Определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения; - наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

Ведения документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и эффективную работу мест занятий и спортивных сооружений;

В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;

Планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;

Организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся, использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

Применять на занятиях средства и методы, адекватные поставленным задачам, оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;

С помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;

Использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

Определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;

Уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего организма;

Материал дисциплины базируется на ранее полученных студентами знаниях по таким учебным курсам, как "Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки", "Анатомия", "Физиология", "Психология", "Гигиена", "Спортивная медицина" и др.

Основы теории и методики обучения занятиям;

Историю возникновения и развития;

Принципы работы и устройства основного оборудования для занятий и правила эксплуатации;

Технику безопасности при занятиях; - медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства;

Заключение

Сегодня в спортивно-оздоровительной индустрии происходит много качественных изменений, которые, несомненно, могут повлиять на будущее развитие этой сферы. К этим изменениям, на наш взгляд, относятся следующие:

Здоровый образ жизни становится для многих неотъемлемой чертой;

Руководители и специалисты спортивно-оздоровительной сферы считают, что ключевым фактором успеха в их деятельности становится качество предоставляемых услуг;

Технологическая революция и научно-техническая информация приводят к изменениям в самом спорте, в подготовке спортсменов и в проведении занятий по физической подготовке. Это и компьютеры, и новейшие тренажеры, вплоть до робота-партнера в отдельных видах спорта;

Групповые занятия все больше вытесняются индивидуальными программами.

Несомненно, тенденции, проявившиеся в спорте 80-90-х годов, будут проявляться и в последующие годы, особенно в первые годы XXI века. Старение или рост численности пожилого населения, в большинстве стран, включая Россию, серьезно повлияет уже в начале нового на популярность видов спорта, на посещаемость спортивных соревнований и их восприятие телезрителями. Скорее всего, людей больше будет тянуть к оздоровительным видам спорта, к играм на свежем воздухе. Появление пляжного волейбола и ошеломительный рост его популярности - яркое тому подтверждение. И если для 90-х годов XX в. характерным является стремление уйти в свой собственный дом, то это неминуемо скажется в начале XXI в. на организационной структуре спортивно-оздоровительных клубов: от больших и комплексных - к клубам маленьким, специализированным, с высокой технологической оснащенностью и высоким качеством предоставляемых услуг.

Почти 10 лет назад наш известный философ Н.Н. Визитей задал вопрос: высок ли в нашем обществе фактический уровень понимания спорта сегодня? Отвечая на этот вопрос, он подчеркнул, что "если оценивать тот уровень понимания спорта как социального феномена, достигнутого к сегодняшнему дню в сфере философско-социологических исследований, то уже нельзя высказать удовлетворение".

На наш взгляд, в ближайшее время мы должны сосредоточить свое внимание на объективном понимании населением, правительством и политическими партиями роли спорта в нашем обществе и правовом закреплении ее в соответствующих законодательных актах.

Список литературы

1. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. 1982. - 71 с.

2. Волков Н.И. Рекорды выносливости: прошлое, настоящее, будущее//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 10.

3. Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: ФиС, 1998. - 240 с.

4. Кузин В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 9, с. 55-57.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое положение, организационно-правовые формы и виды физкультурно-спортивных некоммерческих организаций. Проблемы правового статуса спортивных федераций в России. Процедура регистрации и ликвидация физкультурно-спортивной некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России. Модель массового спорта. Организация физкультурно-спортивной деятельности по хоккею с мячом для школьников как одному из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации. Государственные и негосударственные физкультурно-спортивные организации. Центры спортивной подготовки. Cпортивно-оздоровительные клубы в Европе. Уровни физической активности населения Японии.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2016

    Общая психологическая характеристика спорта как вида деятельности. Структура спортивной деятельности и ее социальные функции. Типология спорта, разработанная в США. Социальная поддержка и стресс зрителей. Проблема индивидуального выбора вида спорта.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Работа физкультурных и спортивных организаций в современной Белоруссии. Сущность кадрового планирования, цели и задачи физкультурно-спортивной организации. Планирование спортивной деятельности на примере организации "Брестский областной ЦОР по футболу"

    дипломная работа , добавлен 18.05.2011

    Общая характеристика спортивной деятельности. Психогигиеническое значение климата в коллективе. Сила мотива и эффективность деятельности. Исследование мотивации спортсменов, занимающихся историческим фехтованием, от различных факторов их деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2012

    Понятие и предмет спортивного менеджмента - теории и практики эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях. Виды и формы спортивных организаций. Основные принципы и социальные функции спорта.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Медицинская, физкультурно-спортивная, пролонгированная реабилитации. Восстановление профессиональной работоспособности организма. Виды упражнений. Реакция на физическую нагрузку. Педагогические, психологические, медико-биологические средства профилактики.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Система физической культуры и спорта в РФ. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие достижений. Пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, их социальная защита.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2009

    Национальные физкультурно-спортивные организации. Региональные и городские общественные физкультурно-спортивные организации. Взаимодействие с органами управления физической культурой и спортом. Создание общественной физкультурно-спортивной организации.

В высших учебных заведениях физическое воспитание ставит своей целью содействовать обучению и нравственному воспитанию студентов; поддерживать их высокую умственную и физическую работоспособность как в период обучения, так и в будущей профессионально – трудовой деятельности; способствовать созданию условий и развитию студенческого спорта, необходимых для совершенствования спортивного мастерства студентов; обеспечивать подготовку студентов к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Массовая физическая культура в жизни коллектива вуза выполняет оздоровительные, воспитательные, образовательные и социально – культурные задачи.

Оздоровительные задачи . Физкультурно-спортивная деятельность в вузе должна быть направлена на укрепление и повышение уровня здоровья, закаливания организма, всестороннее развитие физических способностей, достижение физического совершенства на основе систематических занятий спортом.

Физическое состояние студенческой молодежи зависит от многих факторов, как естественных, так и социально обусловленных. С помощью организованных массовых мероприятий с использованием физических упражнений, спорта, разумного режима труда и отдыха и т.д. можно значительно улучшить показатели здоровья, физического развития и функциональной подготовленности студентов.

При проведении массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий обязательно должен достигаться оздоровительный эффект, поэтому врачебный контроль обязателен при проведении данных мероприятий.

Воспитательные задачи . При организации массовых физкультурно- спортивных мероприятий необходимо воспитывать у участников проявление активной жизненной позиции, высокой нравственности, гражданственности и патриотизма, а также потребность в использовании физических упражнений и спорта как факторов здорового образа жизни, в процессе всей жизнедеятельности.

Образовательные задачи . Научно – технический прогресс и связанный с ним малоподвижный образ жизни увеличивает роль физической культуры в жизни человека. Поэтому специалисты физической культуры и общественные спортивные активисты должны вести целенаправленную, систематическую деятельность по повышению физкультурной грамотности студенчества. Для достижения этой цели в учебную программу для студентов необходимо включать и расширять лекционный курс включающий в себя знания из области медицины, биологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, а также знания и практические навыки по организации и проведению массовых, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, спортивных соревнований.

9.2 Формирование потребности


студентов в физкультурно-спортивной деятельности

Традиционно, в физическом воспитании основное внимание уделяется развитию физической и спортивно-технической подготовленности студентов, а воспитание потребности в физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) осуществляется стихийно. Позитивный момент формирования потребности в физической культуре у студентов связан с наличием положительных эмоций. Значительные результаты могут быть получены лишь в том случае, если воздействия соответствуют внутреннему настрою занимающихся, а цели - близки, понятны и легко доступны.

Формирование у студентов потребности в ФСД неразрывно связано с физическим самовоспитанием и совершенствованием. Физическое самовоспитание - процесс сознательной и планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Именно самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в системе физического воспитания.

Самовоспитание требует мобилизации воли в преодолении различных трудностей, стоящих на пути к цели, оно может быть сопряжено и с другими видами самовоспитания – нравственными, интеллектуальными, трудовыми и др.

Способность студента отмечать даже незначительные изменения над собой имеет важное значение, поскольку подкрепляет его уверенность в собственных силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания.

Критерием сформированной потребности в ФСД следует считать такой уровень развития самовоспитания (мотивов, интересов, ценностей, ориентаций, установок), который активно направляет практическую деятельность к достижению физического совершенства, здорового образа жизни, активной ФСД, формированию физической культуры личности студента.

Формирование интереса и потребности студентов в ФСД обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

1. Направленное формирование социальных и индивидуальных мотивов, сочетающих личную заинтересованность с общественными целями деятельности. Нельзя считать личность социально зрелой, если ее ФСД направлена лишь для собственного удовольствия, вне связи с трудовой и общественной деятельностью.

2. Рассматривать участие студентов в ФСД как часть учебно-воспитательного процесса в вузе, направленного на подготовку специалиста.

3. Выявление и развитие физкультурно-спортивных интересов как путей и средств самореализации и самосовершенствования.

4. Осознание студентами своих двигательных способностей, обеспечивающих переход от внешних результатов поведения к внутренним. Элемент соревнования «с самим собой» является важным показателем качества проводимых физкультурно-спортивных мероприятий, в этом проявляется самопознание и самовыражение студентов в своих двигательных способностях.

Анализ опроса студентов дает основание для утверждения, что в целом от курса к курсу оценка причин, ограничивающих участие студентов в ФСД, становится более выраженной. Из значимых причин, выделяется личная организация студентов и условия, в которых протекает физкультурно-спортивная деятельность

Характерно, что мужской контингент больше склонен искать причины ограничений в отсутствие желания и интереса, а женский - в неумении организовать свое свободное время. Общими для всех студентов являются причины, связанные с отсутствием потребности в занятиях и их слабой роли в развитии духовных и интеллектуальных способностей. Многие студенты не видят связи между активностью в сфере физической культуры и будущей профессиональной деятельностью.

В процессе воспитательной работы можно выделить три уровня сформированности физкультурно-спортивной активности у студентов.

Низкий уровень - характеризуется прагматичностью мотивов участия студентов в ФСД и удовлетворяет минимальные потребности личности. Интерес не сформирован. По окончании вуза специалисты с этим уровнем активности не занимаются физической культурой и спортом, либо эпизодически под влиянием внешних обстоятельств. В организации профессионального труда физическая культура применения не находит.

К среднему уровню можно отнести тех, кто пока пассивен, но предрасположен к активности и пребывает в нейтральном отношении к ФСД. Студенты этой группы наиболее подвержены воздействию извне. Процесс формирования интересов и потребностей в ФСД идет тем успешнее, чем больше понимания в необходимости применения полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Они включают физическую культуру в свой образ жизни наиболее успешно в тех производственных коллективах, где богатые спортивные традиции.

Высокий уровень характеризуется убежденностью в необходимости физической культуры лично для себя. Эти студенты активно воздействуют и на ближайшее к себе окружение. Это проявляется в организаторской, инструкторско-педагогической, судейской и др. видов активности в сфере физической культуры и спорта. По окончании вуза такие специалисты активны по месту работы, им свойственна высокая общественная активность.

Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств.

Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения. Становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей (изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.

Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ – физических упражнений – нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

Спортивная деятельность – это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.

Таким образом, определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой – к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.

Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Для того, чтобы спортсмен достиг высоких спортивных результатов, необходимо знать особенности того или иного вида спорта и спортивного амплуа и соответственно этому те требования, которые предъявляются к личности спортсмена, его психическим качествам и уровню их совершенства.

Разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. В спортивной психологии чаще всего выделяют характер во всем многообразии его проявлений, темперамент и способности при ведущей роли такого компонента, как направленность.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков