Классификация автомобильных масел по API. Система спецификации моторных масел API Что такое api sl в маслах

Классификация автомобильных масел по API. Система спецификации моторных масел API Что такое api sl в маслах

Для того чтобы автомобиль работал надёжно и эффективно, необходимо тщательно выбирать обслуживающие жидкости, среди которых находится и моторное масло.

Чтобы сделать правильный выбор данного продукта, необходимо уметь расшифровывать маркировку на упаковках со смазкой. Различные условные обозначения на канистрах относятся к нескольким классификациям смазочных жидкостей, а также говорят о том, что сертификация продуктом была пройдена успешно. Среди классификаций автомасел одна из самых распространённых и общепринятых — система спецификации API.


Классификация по спецификации моторных масел была разработана в далёком шестьдесят девятом году прошлого столетия в Соединённых Штатах. Название пришло от аббревиатуры института, который занимался разработкой — Американский Институт Нефти.

По данной системе классификации моторные масла подразделяются на группы:

  • Предназначенные для использования в двигателях, работающих на бензине;
  • Предназначенные для использования в двигателях, работающих на дизельном топливе;
  • Предназначенные для использования в двухтактных двигателях;
  • Трансмиссионные масла.

Смазки могут различаться по области применения и качеству, и в API это учли при создании классификации по спецификации: в каждой категории присутствуют классы смазочных жидкостей, поделённые на основании эксплуатационных свойств и качества. На упаковках спецификация API маркируется примерно так: API SM, API CF 4 API SJ.

Существует категория смазочных жидкостей, имеющих допуски, как для бензиновых двигателей, так и дизельных — они маркируются двумя классами, например API SN /CF. Первым указывается предпочтительный класс, рекомендованный компанией-производителем, например, в представленном выше примере смазочная жидкость подойдёт и дизелю, и бензиновому движку, но предпочтительна для второго. Если на упаковке спецификация не указана, то скорее всего, моторным маслом либо не была пройдена сертификация, либо оно устарело.

Спецификация может обозначаться одной из следующих маркировок:

Расшифровка:

  • S означает, что смазочная жидкость имеет допуски к двигателям, использующим в качестве топлива бензин;
  • C означает, что смазочная жидкость имеет допуски к двигателям, использующим в качестве топлива дизель;
  • Т означает, что смазка имеет допуски для использования в двухтактных двигателях.

Внимание! Сертификация является обязательной процедурой для любого автомасла перед выходом его на рынок.

Моторное масло спецификации S

API SA: самый старый класс смазок, применявшихся в силовых агрегатах аж начала двадцатого века вплоть до конца двадцатых годов. На сегодняшний день почти не применяется, только в случае, когда производитель автомобиля сам рекомендовал данный продукт.

SB: смазка, применявшаяся в автомобилях тридцатых годов, не обладавших особой мощностью. Обладает небольшими антикоррозийными и щелочными свойствами. Применяется только в случае рекомендации производителя автомобиля.

SC: использовалось в двигателях легковых и небольших грузовых автомобилей, выпущенных в период с 64 по 67 годы. Обладает низким уровнем антикоррозийных и противокислотных свойств, защищает внутренние части силового агрегата от оседания на стенках продуктов сгорания.

SD: обладает улучшенными свойствами предыдущего класса, применялось для смазки некоторых легковых и грузовых автомобилей с 68 по 71 годы выпуска. На сегодняшний день используется только при наличии рекомендации производителя автомобиля

SE: относительно высокий уровень защиты двигателя от негативных воздействий продуктов окиси и гари, может служить заменой предыдущим классам. Применялось в автомобилях с 71 по 80 годы выпуска.

SF: улучшенные характеристики масла SE — защита от износа, кислотности и образованию гари. Применялось в автомобилях 81-89 годов.

SG: класс был действующим с 88 по 95 годы, смазочные жидкости этой категории применялись в двигателях, которые в качестве топлива использовали неэтилированный бензин; в составе присутствуют присадки, защищающие металлические детали движка от ржавчины.

SH: данный класс был сертифицирован и является формально действующим с 93 года. Состав обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками, способен защитить двигатель от окиси металлических деталей, образованию скоплений продуктов сгорания на внутренних стенках силового агрегата; содержит набор присадок, способствующих долгой работе автомобиля. Может заменять предыдущие классы. На сегодняшний день используется по рекомендации производителя.

API SJ: масло этого класса является действующим и по сегодняшний день. Впервые было сертифицировано в 95-м году. Предназначается для обслуживания легковых, небольших грузовых автомобилей, а также микроавтобусов. Обладает улучшенными свойствами, помогающими защитить двигатель от коррозии, кислотности, износа. API SJ может заменять смазки предыдущих классов.

После SJ должно было появиться моторное масло спецификации SK, но возникла проблема, заключающаяся в том, что такое сочетание букв аналогично части названия компании-производителя из Кореи — SK Lubricants, поэтому после SJ появилась спецификация API SL.

API SL: предназначается для использования в двигателях, выпущенных в соответствии с требованиями по экологичности 2000 года. Обладает улучшенными свойствами, а также способно сокращать расход топлива.

API SM: разрабатывается в соответствии современных требований по экологичности и энергосбережению. Обладает повышенными антикислотными свойствами, защищает от коррозии и гари. Класс API SM может быть использован в двигателях с турбиной.

API SN: самый современный класс автомасел, отвечающий высоким экологическим требованиям, обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, которые способствуют защите двигателя. API SN имеет одно существенное отличие от масел предыдущего поколения: в составе уменьшено процентное содержание фосфора и увеличены свойства, помогающие существенно сократить топливный расход.

Моторное масло спецификации C

Классы CA, CB, CC, CD и CE (и их модификации) на сегодняшний день считаются устаревшими, и могут быть применены только при наличии рекомендации производителя автомобиля.

API CF 4: данные автомасла применяются с 1990 года в 4-тактных дизелях, работающих с большими нагрузками. Содержат в своём составе набор присадок, обеспечивающих уменьшение расхода топлива, а также защищающих цилиндропоршневую группу от гари. В некоторых случаях смазочные жидкости этого класса могут применяться в бензиновых движках.

CF-2: обладает схожими характеристиками, но предназначается для двухтактных двигателей.

CG-4: соответствует требованиям экологичности середины девяностых годов, обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками, применяется в двигателях, работающих на топливе с предельным содержанием серы, равным 0,5 процентов.

CH-4: соответствует европейским и американским требованиям экологичности от 98 года, обладает повышенным уровнем рабочих свойств. Применяются в двигателях, использующих топливо с содержанием серы меньше 0,5%.

CI-4: автомасло данной спецификации обладает свойствами, которые отвечают многим современным требованиям, применяется. Характеризуется повышенной устойчивостью к температурным колебаниям, защищает силовой агрегат от износа, кислотности и гари.

API CJ-4: самый современный класс смазочных жидкостей для дизелей. Это масло соответствует мировым требованиям по выбросам в атмосферу соединений азота. Рекомендуется для силовых агрегатов с различными системами фильтрации выхлопных газов.

Спецификации и обозначения моторных масел.

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сама суть моторного масла в двигателе заключается в том, чтобы не допустить перегрева движущихся элементов и как следствие преждевременного износа. Если моторное масло подобрано правильно, функции исполняются и его стабильная масляная пленка не допускает излишнего трения – силовой агрегат прослужит долго и без поломок.

Принято считать рабочей температурой двигателя t° около 90 градусов . Но если разобраться, то это температура антифриза, а в двигателе она может достигать 150 градусов. Все зависит от типа двигателя и манеры езды водителя.

Одним из основных условий для стабильной работы силового агрегата является правильно подобранная вязкость.

Если подбор был правильным, моторное масло гарантированно будет оставаться на поверхности трущихся элементов вне зависимости от его температуры.

Значение вязкости указывается чаще всего двумя цифрами через W (например 10 W 40 )

API классификация для моторных масел по шкале S

Для обозначения принадлежности масла именно к бензиновым, было принято в начале класса ставить букву S (то есть Service ). После нее следуют буквы по алфавитному порядку, что характеризует актуальность класса моторного масла .

категория введена в 2010г. Моторные масла имеют максимально низкое содержание фосфора, что дает возможность использования актуальных сегодня систем фильтрации выбросов, а так же высокий уровень энергосбережения. Не взирая на показатели текучести при высоких температурах, API SN можно отнести согласно нормам ассоциации европейского автомобилестроения к C2, C3 и C4.

API SM

масла данной категории отличаются повышенными, по сравнению с предыдущими классами, стойкости к коррозии и окислению. Часто встречается категория API SM в сопровождении ILSAC с энергосберегающими свойствами. Возможно применение масла, если рекомендована одна из предыдущих категорий.

API SL

категория действует по сей день. Обратите внимание, что в последовательности букв после S в категориях, пропущена буква К (т.е. SK). Сделано это умышленно ввиду того, что одна из корейских, торгующая маслами, организаций использует это сочетание букв в своем корпоративном имени. API SL превышает по свойствам предыдущие категории.

API SJ

эта категория действует и по сей день. Согласована в 1996г. Превышает все допуски, которые были приняты ранее. Применяются для легковых автомобилей, джипов, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков. Есть вероятность сертифицирования по классу масел с энергосберегающими свойствами EC.

API SH

ориентированы масла такого класса на бензиновые двигатели производства после 1996 г. Сегодня возможность применения этой лицензионной категории возможно, но при условии дополнения другой категории API (например SH/EC) Если масло относили к категории экономящих топливо, то присваивали допуск ряда EC II.

API SG

ориентированы на автомобили производства после 1989 г. Могут использоваться во всех транспортных средствах кроме высоконагруженных. Имеет более высокие эксплуатационные свойства по сравнению с предшествующим допуском. Отличные защищающие свойства от отложений в высокотемпертатурной среде. Данная категория сегодня считается устаревшей. Допускается использование этилированного бензина.

API SF

устаревший класс, подразумевает модели автомобилей созданные после 1988 г., уже применялась более-менее жизнеспособная антиокислительная, антикоррозионная и противозадирная присадки. Добавленные моющие свойства. Топливо – этилированный бензин.

API SE

устаревший класс, создан для форсированных двигателей разработанных (с 1972 – 80 г.г.)

API SD

устаревший класс, предназначен для нагруженных форсированных автомобилей (с 1968 – 71 г.г.)

API SC

устаревший класс, разработан (с 1964 – 67 г.г.) для нагруженных автомобилей того времени.

API SB

использование такого масла можно встретить только при условии требований автопроизводителя. Применяется в малотоннажных автомобилях.

API SA

допуск подразумевает возможность использовать топливо с низким содержанием серы и в не нагруженных двигателях малотоннажных автомобилей

В 1969 году в США Американский институт нефти (API) разработал систему, классифицирующую автомасла, используемые для смазки моторов (классификация API). При разделении продукции для смазки авто на категории учитывалась сфера, где применялся продукт, и эксплуатационные характеристики. Качественная классификация пересмотрела размежевание на линейки эксплуатационных категорий исходя из качественных особенностей топлива двигателя, для которого они предназначены.

  1. S (Service) охватывает автомасла, предназначаемые для автомобилей с бензиновым горючим.
  2. C (Commercial) включает продукцию для машин, использующих дизельное топливо.

Также классификация масел включила энергосберегающие автомасла EC (Energy Conserving), имеющие низкую вязкость и высокую текучесть. Их применение дает возможность снизить расход горючего в авто на бензине. Маркировка новой разработанной квалификационной единицы использует очередную букву английского алфавита. Для отметки универсального автомасла пользуются двойным обозначением API SN/CF.

Первое сочетание букв указывает на тип двигателя, для потребностей которого разработан смазочный материал, второе показывает, в каких моделях его можно использовать без риска. Не учитывает вязкость, которая регламентируется SAE. Чтобы смазочный материал получил сертификат API, он проходит четырехуровневое тестирование.

  1. Измерение температурных показателей работающего мотора.
  2. Соответствие периодичности замещения смазочного материала, указанного изготовителем, стандартам API, усилия, прилагаемые двигателем для выхода в рабочий режим.
  3. Самые тяжелые требования выдвигает тестирование на соответствие постоянно ужесточающимся экологическим нормативам.
  4. При выдаче сертификатов на некоторые моторные масла учитывается способность снижать затраты горючего из-за понижения вязкости.

Современные масла API: характеристика и классификация

Учитывая, что эта классификация была разработана еще в 1969 году, многие типы подобных масел сегодня официально числятся как устаревшие и неэффективные. Для современных автомобилей их использовать не рекомендуется, если это не указано производителями. Спецификация API устаревших моторных масел.

API SA – моторное масло, использовавшееся в примитивных двигателях, работавших как на бензине, так и на дизеле. В них нет присадок, поэтому ими можно смазывать двигатели, работающие в условиях, когда нет необходимости в дополнительной защите. Эти масла можно использовать только тогда, когда их рекомендовали производители для своей продукции.

API SB. В данный тип входят практически все масла, сделанные в 30-х годах прошлого века. Они защищают от износа и окислительных процессов, не предохраняют подшипники от коррозии.

API SE. Применяется для смазки форсированных двигателей, предназначенных для работы в тяжелых условиях, в конструкцию которых входит турбонаддув. Заменяют группы CC, CD.

API SF – категория масел, предназначенных для двигателей, выпускаемых после 1980 года. В состав моторных масел входят присадки, увеличивающие устойчивость к нагару и коррозии. Можно использовать для замены SE, SD и SC. Посмотреть вязкость можно в SAE.

API SG – стандарт от 1989 года, в задачи сертифицированного продукта входит предотвращение образования нагарного налета, окислов, износа механизма. Этого добиваются добавлением огромного количества присадок. Согласно критериям для моторных масел по API, они применяются в небольших автомобилях. Маркировка SG гарантирует, что моторное масло отвечает запросам компаний, производящих двигатели. Могут служить при замене масел предшествующего класса, причем не только бензиновых SF, SE, но и дизельных, вместо классов SF/CC и SE/C (SAE).

API SH – идеальное масло, начиная с 1994 года и последующих. При необходимости заменяет API SG. В этом стандарте в смазочной продукции учитываются повышенные нормативы к антинагарным, противоокислительным, антиизносным характеристикам, а также способности уберегать поверхности от коррозии. Используются в качестве смазочных материалов в автомобилях, выпущенных до 1994 годы. Вязкость нужно смотреть в SAE.

Несмотря на то что классификация моторных масел использует буквы английского алфавита по порядку, класс SI решили исключить, чтобы не возникало аналогий с международной метрической системой мер и весов.

API SJ – моторное масло для небольших авто от 1996 года и последующих. Спецификация SJ во многом соответствует стандартам SH, но были ужесточены стандарты использования в условиях низких температур и способности предотвращать появление нагара. Данные рекомендуется смотреть также в SAE.

API SL – вид смазочных материалов для автомобилей от 2000 года и следующих лет выпуска. Такие смазочные продукты можно применять в многоклапанных и турбированных двигателях, использующих обедненные смеси топлива. Способно заменить SAE и предшественников.

API SM – классификационная единица от 2004 года. Моторное масло обеспечивает работу многоклапанных и турбированных двигателей. Плюсы: защита от появления окислов и износа лучше, чем в продукции принятых ранее классов. Особое внимание уделено работе в холодной среде.

API SN – последний тип масел от 2010 года. В спецификации ограничено содержание фосфатов, что дает возможность совместить масла с новейшими механизмами, нейтрализующими выхлопные газы. Соответствуют классификации АСЕА С2, С3, С4, но без учета температурной вязкости, которая в американских спецификациях регламентируется SAE.

Сравнение масел API


При выборе смазки следует опираться на характеристики мотора машины

API CG. При использовании моторного масла API CG-4 двигатель получает защиту от износа взаимодействующих частей, на деталях не откладывается нагар, они защищены от окисления, появления пены и сажи, что немаловажно, когда эксплуатируются автобусы и тягачи. Кроме ухода за двигателями, масла этого класса отвечают экологическим стандартам, принятым в США. Они хорошо заменяют типы API CD, CE и CF-4. Но стоит помнить, что выработка ресурса полностью зависит от характеристик горючего.

CH-4 – разработка, утвержденная в 1998 году, идеальное решение для четырехтактного дизельного двигателя, эксплуатируемого в высокоскоростном режиме и соответствующего стандартам, ограничивающим токсичность выхлопных газов. Выработка ресурса моторного масла менее зависит от качества топлива и содержания в нем серы, чем CG-4. В автомасла CH-4 добавляются присадки для предотвращения износа таких деталей, как клапаны, появления сажи внутри детали. Сегодня они заменяют продукцию классов CD, CE, CF-2 и CG-7.

API CI-4 – стандарт от 2002 года. Используются для поддержки дизельного двигателя независимо от видов впрыска и наддува. Если спецификация моторного масла соответствует этому классу, оно включает моюще-диспергирующие присадки, имеет более высокие показатели устойчивости к появлению термического окисления, предотвращает частично появление угара, так как снижает его летучесть при высоких температурах. Автомасла легко прокачиваются даже при охлаждении. Соответствуют повышенным экологическим стандартам, оговаривающим токсичность выхлопов от 2002 года.

CI-4 PLUS включает повышенные стандарты контроля над образованием сажи, испарением и появлением окисления в результате работы при высоких температурах. Для выдачи сертификата на соответствие этому классу используется 17 моторных тестов.

СJ-4 – последний класс, используется при работе тяжело нагруженных дизельных моторов. Соответствует экологическим стандартам контроля выброса NOx и других токсичных компонентов выхлопных газов. Все остальные параметры соответствуют стандартам CI-4 PLUS, CI-4, но при этом учтены особенности современных моторов, отвечающих новым нормам по защите экологии от 2007 года.

API СА – тип, включающий автомасла для смазки моторов, работающих с небольшой нагрузкой (легкий, умеренный режимы) с использованием качественного горючего. Иногда производители рекомендуют применять его для работы с удельными моторами. Автомасла этого типа использовались в середине 20-го века и не отвечают требованиям современной техники. Однако иногда производители двигателей рекомендуют масла API этого класса для своих изделий. Чтобы выбрать масло нужной вязкости нужно посмотреть в SAE. Особенности класса: защищает от нагара поршневые кольца, замедляет коррозию на подшипниках в двигателях с наддувом, если нет особых стандартов к используемому горючему.

Характеристика CC масел и трансмиссионные масла

CC может использоваться и в атмосферном, и в турбированном моторе с повышенной компрессией. В некоторых случаях производители рекомендовали их для бензиновых моторов. Автомасло является защитой дизельного двигателя от таких проблем, как высокотемпературный нагар, коррозия подшипников.

API СЕ – появившийся в 1983 году класс автомасла для двигателей с повышенной мощностью с турбированием, у которых при работе постоянно повышается компрессия, с любой частотой вращения вала. Возможно применять вместо CD. Вязкость любого масла смотрят в SAE.

CD – включает автомасла для сельскохозяйственной техники. Как и остальные масла, имеет более высокие характеристики по сравнению с предшественниками в сфере защиты двигателя.

Трансмиссионные масла.

  1. GL-1 состоит из минеральных масел, при производстве которых не применяли присадки. Используется в ручных коробках передач, имеющих низкое удельное давление и скорость скольжения.
  2. GL-2 применяется для смазки червячных передач, которые работают на низкой скорости с небольшой нагрузкой, отвечающие высоким стандартам, предъявляемым к антифрикционным свойствам.
  3. GL-3 маркировка указывает, что смазочный материал содержит большое количество присадок. Рекомендуются для использования в автомобилях со ступенчатой коробкой передач.
  4. GL-4 – класс, включающий автомасла, дополненные присадками в больших количествах. Это идеальное средство для смазки ступенчатых коробок передач, рулевых механизмов на высокоскоростном транспорте.
  5. GL-5 – идеальное решение для смазки передачи, использующей в работе гипоидные конические зубчатые колеса.
  6. GL-6 – лучший выбор для авто на гипоидной передаче с увеличенным смещением, работающей в высокоскоростном режиме, где предусмотрены большой крутящий момент и ударные нагрузки.
  7. MT-1 – оптимальный вариант для использования в высоконагруженных агрегатах, работающих на несинхронизированной механической коробке передач.
  8. PG-2 – прекрасное решение, если надо смазать ведущий мост крупного и тяжелого транспортного средства: тягач, автобус. Хорошо совмещаются с эластомерами.

Таким образом, качественная классификация масел позволяет выявить лучшее моторное масло, подходящее в том или ином случае.

Смазочными материалами для различных машин люди пользуются белее 150 лет. Поскольку производились они двух видов сырья (растительное происхождение, и нефть), особой классификации не было.

Густая консистенция (например, деготь) применялась для смазки колесных ступиц, более жидкие варианты заливались в картеры с движущимися механизмами.

Дальнейшее развитие моторостроения предъявляло все более высокие требования и к расходным материалам. Появились стандарты совместимости с типами двигателей внутреннего сгорания, применяемости к различным условиям, и даже качества. Например, классификация моторных масел по API.

Сегодня любая смазка содержит до 10 различных сертификатов, допусков и классификаторов. Наш материал поможет разобраться в цифрах и аббревиатурах.

Что такое API?

API — American Petroleum Institute (Американский Институт Топлива), занимается разработкой спецификаций, стандартов и классификаторов моторных масел для ДВС. Нефтяная индустрия стремительно развивалась, появились технологические возможности выпускать смазочные материалы с различными свойствами. Автопроизводители, непрерывно совершенствуя свои агрегаты, стали предъявлять повышенные требования к моторным и трансмиссионным маслам.

Чтобы не привязывать торговые марки масел к автомобильным брендам, крупнейшие игроки на рынке расходных материалов приняли решение выработать единую систему стандартов.

Стояла задача не просто привести отношения автозаводов и нефтеперерабатывающих комбинатов к общему знаменателю (действуя в рамках свободной конкуренции). Покупатель смазочных материалов также должен был иметь право свободного выбора производителя.

Классификации моторного масла API и ILSAC — видео семинар

Первыми общепризнанными стандартами стали нормы технических союзов SAE и ASTM. Но эти обозначения говорили лишь о базовых (скорее технологических) свойствах смазки.

Возникла необходимость не только привязать технические жидкости к определенным типам моторов, но и разработать систему качества. Покупатель должен понимать, в каком случае он платит больше, и какие преимущества он при этом получает.

Так называемый «классификатор качества» был разработан Нефтяным институтом США (American petroleum Institute, сокращенно API) . Первое упоминание системы API для моторного масла появилось в конце 60-х, когда совместно с техническими союзами SAE и ASTM был разработан единый стандарт, работающий в рамках ASTM D 4485 и SAE J183 APR96.

Затем в течение 15 лет система адаптировалась к ГОСТам различных стран, исследования проводились с участием ведущих инженеров союзов производителей автомобилей (ААМА) и двигателей (ЕМА). В результате поэтапно были внедрены две методики, в которых спецификация масел по API была «узаконена»:

  • Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS;
  • Свод правил СМА.

Спецификация масел по API признана не только на территории северной Америки. Начиная с середины 80-х годов, большинство стран пользуются этими стандартами, не говоря уже об автоконцернах.

Это удобно для покупателя: зайдя в магазин, можно легко сориентироваться. Достаточно посмотреть на технические характеристики (SAE) и стандарт качества API. Сведения есть на этикетке любого смазочного материала.

Некоторые страны имеют национальную систему стандартов: например, российский ГОСТ. Согласно международных конвенций, все системы стандартов качества совместимы между собой, и имеют равную смысловую нагрузку.

Например:

  • SC/CA (американский стандарт API) = Б (российский ГОСТ);
  • CD (американский стандарт API) = Д2 (российский ГОСТ).

Основные показатели, которые производитель закладывает в буквенно-символьное обозначение стандарта API:

Первая буква в классификации обозначает принадлежность к виду топлива. S – бензин, C – дизель. Расходники для дизельного топлива подходят и для коммерческой техники (трактора, комбайны, экскаваторы и пр.), в том числе и для моторов, работающих на солярке.

Дополнительная аббревиатура EC говорит об энергосберегающих свойствах масла. Такая смазка обладает высокой текучестью, что существенно снижает сопротивление между трущимися деталями.

Вторая буква (на сегодняшний день от A до N), определяет то самое качество. Чем дальше буква от начала алфавита, тем оно выше. Именно по этому символу, в отличие от рекламных сообщений производителя, покупатель определяет, за что установлена высокая (или низкая) стоимость расходника.


Рассмотрим каждую из классификаций подробнее:

Классификация моторных масел API для бензиновых двигателей

Современная бензиновая классификация моторного масла по API обозначается символьными сочетаниями от SA до SN. Автозаводы устанавливают допуски в следующем порядке: каждый следующий класс масла совместим с предыдущим, обратная совместимость нежелательна.

Это означает, что в двигатель, работающий со стандартом API SG, можно лить масло SN. А вот масло SF вместо SL заливать нельзя.
API расшифровка выглядит следующим образом:

Класс API Статус применимости Совместимость с агрегатами
SM действующий Введен в оборот с 2004 года, и подходит для всех современных моторов, работающих на бензине, включая высоко оборотистые турбоагрегаты.
SL действующий Применен с 2001 года, обладает функцией энергосбережения, рассчитан на увеличенный интервал замены. Этот класс заменяет литеру K, для устранения путаницы с внутренней классификацией корейских масел.
SJ действующий Введен с 1996 года, при этом имеет 2 подкласса. С 2001 года, масла сертифицированы по категории энергосбережения API SJ/EC.
SH устаревший Классификация отнесена с условно действующей. После введения в 1992 году, подвергалась дополнительной сертификации по классу энергосбережения. При наличии обозначений API SH/EC и API SH/ECII может использоваться в современных моторах без турбонаддува.
SG устаревший Класс введен в 1988 году, и совместим с моторами, произведенными до 1993 года. Обладает неплохими противоизносными свойствами. Для устаревших двигателей подходит лучше, чем моторное масло более свежих категорий.
SF устаревший Выпускается для агрегатов старше 1988 года выпуска. Хорошо совместимо с этилированным бензином. Для моторов, работающих по двухтактному циклу – лучшее соотношение смазочных свойств.
SE устаревший Высококлассное масло для работы в условиях большой нагрузки (форсированные моторы). Совместимо с агрегатами, выпущенными в период с 1972 по 1980 г.
SD устаревший Подходит для моторов с высокой нагрузкой, степень форсирования - средняя. Годы выпуска агрегатов – 1967-1971.
SC устаревший Подходит для моторов с высокой нагрузкой, но без форсирования. Годы выпуска агрегатов – 1964-1967.
SB устаревший Предназначено для моторов, работающих со средней нагрузкой, может применяться только по прямому указанию производителя агрегатов.
SA устаревший Предназначено для бензиновых двигателей, работающих с малой нагрузкой, может применяться только по прямому указанию производителя агрегатов.

Видео лекция — Классификация моторных масел по SAE и API

Классы качества масла по API для дизельных двигателей

Классификация дизельных моторных масел позволяет безошибочно идентифицировать расходные материалы по типу топлива. Обозначение по API начинается с латинской буквы C.
Таблица автомобильных масел для тяжелого топлива выглядит следующим образом:

Класс API Статус применимости Совместимость с агрегатами
CJ-4 действующий Стандарт разработан для моторов от 2007 года выпуска. Основной упор при сертификации сделан на соответствии показателей зольности и сернистости.
CI-4 PLUS действующий Помимо основных характеристик по содержанию вредных элементов, эти масла не окисляются при высокой нагрузке, а также не испаряются «на угар».
CI-4 действующий Стандарт сертифицирован в 2002 году, для соответствия ужесточенным экологическим нормам. Высокая текучесть позволяет работать в условиях низких температур окружающего воздуха.
CH-4 действующий Этот класс масла API предназначен для двигателей, выпущенных до 1998 года. В принципе, соответствует современным стандартам, но сильно зависит от качества дизельного топлива. В своем составе имеет присадки, предотвращающие износ клапанов.
CG-4 устаревший Применяется в основном для тяжелой коммерческой техники. Сертификат подразумевает универсальность по качеству топлива, однако на практике лучше заливать в мотор качественную солярку.
CF-4 устаревший Универсальное масло для дизельных и бензиновых моторов, работающих по четырехтактному циклу. Совместим с агрегатами, выпущенными до 1990 года.
CF-2 устаревший Применимость – двухтактные моторы, работающие при высоких нагрузках.
CE устаревший Стандарт совместим с дизелями, выпущенными до 1983 года. Хорошо работает на турбомоторах с высоким давлением.
CD устаревший Введен на рубеже 50-60 годов для эксплуатации на сельскохозяйственной технике. Применяется до настоящего времени на старых агрегатах.
CC устаревший Введен в 1961 году, практически не применяется.
CB устаревший Несколько улучшенная формула предыдущего стандарта API CA
CA устаревший Предназначен для малонагруженных простейших атмосферников.

В чем разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

Спецификация моторных масел по API не позволяет использовать расходники в разных моторах. Современные агрегаты сильно отличаются (по условиям работы) в зависимости от топлива.

Температурный режим, ударные нагрузки, наличие сажи или этилена – все это учитывается в формуле классификатора. Некоторые производители усредняют стандарты применимости, и выпускают расходники, которые можно использовать как в дизельных, так и в бензиновых моторах. В такой маркировке присутствуют символы C и S.

Однако покупатель должен знать, что универсальные масла уступают по качеству специализированным смазкам.

Вместе с классификацией масла по SAE , характеризующей его вязкость, API определяет его применимость к конкретному мотору. Что такое собственно API и какие есть еще классификации, можно прочесть .
Для большинства современных бензиновых моторов предусмотрено использование масла группы качества SL, если двигатель выпуска до 2004 года или SM, если после. Кое-где, если год выпуска до 2001 года, разрешено масло группы SJ.
Справочники говорят следующее:
«SJ – Масла для двигателей, выпускающихся в 1996-2001 гг. Содержат меньшее количество экологически вредных примесей, чем масла группы SH, обладают энергосберегающими свойствами.
SL – Масла для двигателей, выпускаемых с 2001 г. Обладают существенно улучшенными моющими, антиокислительными, противоизносными и энергосберегающими свойствами, пониженной летучестью и хорошей совместимостью с нейтрализаторами ОГ.
SM – Масла для двигателей, выпускаемых с 2004 г. Масла данной категории соответствуют повышенным требованиям производителей двигателей нового поколения. Заменяют масла групп SJ и SL».
Имеется новое масло SN, но о нем пока информации мало. Ясно, что масла группы SN на сегодняшний день можно считать наилучшими. И они способны заменить все, что выпускалось раньше. То есть, если в инструкции к автомобилю разрешено масло SJ, то ему годится и SN.
Для сравнения выбраны наиболее распространенные и востребованные группы SL и SM
Итак, что бы хотелось иметь от идеального масла? Во-первых, оно должно идеально и оптимально при этом смазывать детали, причем на всех режимах работы двигателя. Значит – максимально уменьшать трение, тем самым увеличивая мощность и снижая расход топлива. Во-вторых, минимизировать износы, продляя тем самым жизнь мотора. В-третьих, служить как можно дольше, уменьшая затраты на его замену. В-четвертых, уменьшить экологический вред от мотора, в цивилизованном мире этот момент считается очень важным.
Хорошо иметь некую гармонию в соотношении «цена-качество».

СТАРЕНИЕ МАСЛА

Причин и факторов старения масла несколько. Масло - это сложная комбинация углеводородных соединений, с разными добавками и включениями, называемыми пакетом присадок. В камере сгорания оставшаяся после перемещения поршня к нижней мертвой точке масляная пленка принимает на себя всю мощь теплового потока, что постепенно изменяют структуру и состав масла. Ведь выгорает только малая часть этой пленки, а остальная, перегретая, с улетучившимися легкими углеводородами, окисленная контактом с кислородом при высокой температуре, смывается в поддон двигателя. За цикл этого видоизмененного масла немного – толщины пленок микронные, но циклов очень много. В подшипниках нет такого нагрева, максимум, градусов до 180, но давления очень высоки, доходят до 30…40 МПа. Это также приводит к изменению свойств масла. Кроме того, в масляном поддоне оно контактирует с картерными газами, горячими и агрессивными.
Масло должно мыть двигатель – оно его и моет, но при этом насыщается загрязнениями, и механическими, и органическими. Часть их сядет в масляном фильтре, но что-то останется в объеме масла. И, к тому же, при этом срабатываются моющие компоненты, важная часть пакета присадок.
Для современных «синтетик» ресурсы заявлены большие – 20…30 тыс. километров пробега.

Испытания на состаренном моторе

Чем больше масла подается в цилиндры, тем быстрее оно стареет. Толще масляные пленки на стенках цилиндра – значит, большее количество масла за каждый цикл испытывает тепловое воздействие. И объем его в картере постоянно убывает – из-за большого угара. Повысившееся давление картерных газов и их более высокая температура также увеличивает темп окисления масла. И резко увеличивающееся количество отложений в старом моторе требует большего количества - моющих присадок.
Поэтому логично ускорить испытания масла на искусственно состаренном моторе. Для испытаний собрали специальный двигатель, с нормальными зазорами по подшипникам и с резко увеличенными по цилиндропоршневой группе.

SL, SM

Для испытаний выбраны современные «синтетики», одинаковые по SAE, 5W40.
А теперь попробуем поискать разные масла по классификации API. Было бы правильно, если бы все масла были одного бренда, но разных групп по API. Но так, увы, не бывает – масло более высокого качества у всех фирм просто вытесняет предшественника. Поэтому придется выбирать из того, что есть. Но, для повышения достоверности результатов, в каждую группу сравнения включено по два масла.
Первый образец - масло Esso Ultron (1100 рублей за канистру), которое имеет переходный класс качества SJ/SL. Второй - масло BP Visco 5000 (1070 рублей за канистру). Из семейства SM - французский Motul X-Clean 8100 (2810 рублей за канистру). В качестве пары к нему взяли совсем новое голландское масло NGN Gold (1030 рублей за канистру).
После каждого цикла испытаний моторы разбирали, обмеряли, взвешивали детали, чтобы определить износы и степень загрязненности.
После чего провели испытания на моторе, собранном с учетом всех требований по зазорам, практически, новом, неизношенном, и качественно обкатанном. На нем прогнали стандартные циклы испытаний последовательно сначала для всех свежих масел, потом – для «убитых» ресурсным циклом. И уже тут измерили и мощность, и расход топлива, и экологические параметры.
Первый цикл испытаний – на свежих маслах, особой разницы в реакции мотора на группу по API не выявил – все осталось в пределах погрешности замеров.
А второй цикл, на поработавших маслах, все расставил по своим местам. Синтетические масла группы SL резко снизили свои характеристики по сравнению со своими свежими образцами, тогда так у Motul и NGN Gold снижение наблюдалось в существенно меньшей степени. Разница между маслами разных категорий уже была куда более заметной – до 6…7% по расходу топлива, до 10% по токсичности, и 2…4% по мощности между группами «Esso-Visco» и «Motul-NGN». Причем больше других мотор отреагировал на старение масла BP Visco.
Результаты испытаний сведены в таблицу:


Так меняется рабочая высокотемпературная кинематическая вязкость масел различных групп по API. Сначала – снижение, это идет деструкция загущающих присадок. А потом – рост. Это следствие разложения и изменения свойств базового масла. Чем меньше выражен этот процесс, тем больше ресурс масла .

По вязкости все масла четко соответствуют диапазону, предписанному классом SAE 5W40. Индексы вязкости очень высокие, характерные для хороших «синтетик» («индекс вязкости» - это параметр, косвенно отвечающий за холодный пуск двигателя).
Посмотрите на содержание активных элементов. Это прямая характеристика пакета присадок. Здесь бросается в глаза то, что их концентрации в исходных маслах, что группы SL, что SM, очень близки. Действительно, абсолютное большинство производителей, используют практически одни и те же пакеты присадок – их производителей в мире немного. Но основа у всех масел разная, и разница цифр.
Содержание серы. Соединения серы, сильно бьют по катализаторам. Она присутствует в масле всегда - и из базовой нефти, и в состав антизадирных и противоизносных присадок входит. Масло Motul X-Clean оказалось лидером по чистоте масла от серы, а NGN Gold – «лидером» с другого конца. Но каких-либо нормативных ограничений по этому параметру нет, а опыт подсказывает, что у большинства масел он выше 0.5…0.6% содержания серы.
Щелочное число. У всех масел оно достаточно высокое – это признак моющей способности. Но масла SM, и Motul X-Clean, и NGN Gold, оно ниже. Более стабильная основа масел SM требует меньше моющих присадок для поддержания требуемой чистоты двигателя, а лишняя щелочь в масле вредна – она повышает коррозионную активность и снижает срок службы присадок.
Анализ данных, полученных по отработанным маслам, подтвердил – действительно, масла группы SM, более стабильны. А это значит – и срок службы их больше.
Вернемся к данным моторных испытаний. Все подтверждается результатами по «физхимии». Действительно, Motul X-Clean и NGN Gold и дали больший энергосберегающий эффект дали – двигатель, пусть и немного, но стал экономичнее, немного – мощнее, причем этот эффект сохраняется и даже нарастает по мере параллельной наработки. Но главное в том, что отложений в самом моторе, и в масляном поддоне, и на клапанном механизме, и на поршнях (а это – самое важное), эти масла дали заметно меньше. И износы деталей тоже меньше, причем значительно. И это снова подтверждается «физхимией» - смотрите содержание продуктов износа.
СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЛИШНЕЕ? Итак, итог. Нужно ли переплачивать за современные масла SM? Тем, у кого в инструкции стоит прямое указание на масла SM, этот вопрос имеет однозначный ответ. У остальных есть выбор.
Конечно, масла класса SL – тоже высококачественные, но SM реально имеют определенные «плюсы». Это и лучшая защита мотора от износов, и меньший уровень отложений в моторе, и более длительный срок службы.
Конкретная цифра, через какой пробег надо менять масла одного и другого класса - сугубо индивидуальный параметр, который зависит и от марки двигателя, и от его технического состояния, и качества используемого топлива, и от стиля езды. Но по оценкам – хорошие масла группы SM дадут маслам SL процентов 30…40 форы по ресурсу.


Вскрытие двигателя и взвешивание деталей после испытаний каждого масла позволило оценить их защитные способности. Масла группы SM действительно более эффективно уменьшают износ – это подтвердил наш эксперимент


Табл.1 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОБ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Параметр масла Группа SL Группа SM
NGN Gold 5W40 Motul X-Clean 5W40 Esso Ultron 5W40 BP Visco 5W40
Общие физико-химические параметры
1 Кинематическая вязкость при 40° С, сСт 81,0/94,35 84,18/106,73 84,36/99,51 80,08/96,46
2 Кинематическая вязкость при 100° С, сСт 14,06/15,56 13,06/16,99 14,65/15,84 13,77/14,36
3 Кинематическая вязкость при 150° С, сСт 6,24/6,79 5,85/6,97 6,06/6,62 5,79/6,45
4 Индекс вязкости 180/176 156/174 196/182 170/154
5 Условная температура проворачиваемости кол.вала, Т 5000 , град.С (расчетная) -24/-21 -19/-20 -26/-21 -23/-21
6 Щелочное число, мг КОН/г 11,5/10,1 9,8/8,2 8,4/7,7 8,0/7,2
7 Общее кислотное число, мг КОН/г 1,82/2,73 1,90/2,77 1,91/2,30 1,21/2,23
8 Температура вспышки в открытом тигле, град. С 236/238 223/225 227/228 232/234
Содержание активных элементов в начальной пробе масла
9 Содержание серы, % 0,32 0,27 0,42 0,20
10 Массовая доля фосфора, % масс. 0,12 0,15 0,16 0,12
11 Массовая доля кальция, % масс. 0,32 0,38 0,45 0,23
12 Массовая доля цинка, % масс. 0,18 0,16 0,19 0,13
Содержание продуктов износа по окончании цикла испытаний
13 Содержание железа, ррм 15,5 12,0 3,5 4,5
14 Содержание алюминия, ррм 214,2 184,3 48,9 55,6
15 Содержание хрома, ррм 7,2 9,8 4,5 5,2

В числителе показатели, определенные в начальных пробах масла после первого цикла испытаний (через 6 моточасов), в знаменателе – в итоговых пробах (через 120 моточасов)

УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ РАБОТЕ НА РАЗЛИЧНЫХ МОТОРНЫХ МАСЛАХ

Группа по API Изменение показателей двигателя при работе на моторном масле … (относительно параметров, полученных на масле Esso Ultron) Моторные показатели Содержание токсических компонент
Мощность, % Расход топлива, % По СО,% По СН, % По NOx, %
SL BP Visco 0.30/ -1,49 1.17/ -4.05 -3.63/-2.19 --2.89/ -5,02 --1.11/-0.53
SM NGN Gold 0.55/ 2.45 1.67/5.98 --3.63/ 5.56 --1.44/ 9.56 1.22/3.91
SM Motul X-Clean 0.28/ 2.65 1.54/6.35 --1.43/ 6.35 0.31/ 10.60 --2.38/0.43

В числителе показатели, определенные для свежего масла, в знаменателе – для итоговых проб масла (через 120 моточасов)
Красным выделено ухудшение показателей, зеленым- улучшение, синим – изменение в пределах погрешности измерений.

Масса отложений на контрольных весовых элементах по окончании цикла испытаний




Отложения на боковой поверхности поршня – самые опасные! Они могут привести к залеганию колец – а отсюда и потере компрессии, и перегревам поршня. Вот примерно такие отложения дают полностью убитые минеральные масла .



А такие – масла группы SL…



А такие – группы SM. Разница заметна



Отложения в картере двигателя после масел группы SL тоже есть, их присутствие неизбежно



Так выглядит тот же картер после масла группы SM



На клапанных механизмах разница не так заметна, но она тоже есть.. Это после масла группы SL



Это после масла группы SM



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков