Зажигательный и неповторимый кальман. Биографии великих людей Ария Виолетты из оперетты "Фиалка Монмартра"

Зажигательный и неповторимый кальман. Биографии великих людей Ария Виолетты из оперетты "Фиалка Монмартра"

08.02.2024


Кальман, Имре
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Имре (Эммерих) Кальман (венг. Kаlman Imre, нем. Emmerich Kalman; 24 октября 1882 - 30 октября 1953) - венгерский композитор, автор популярных оперетт:
«Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

Биография

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея-торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман. Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Окончил в Будапеште музыкальную академию, где с ним вместе учились Бела Барток и Золтан Кодаи.

В 1904 году Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatarjaras, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).

В 1908 году Кальман переехал в Вену, где закрепил свой успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915 год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе - в России (изменив фамилии персонажей и место действия).

В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).

В 1930 году Кальман женился на юной русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвятил впоследствии оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын Карой и две дочери Лили и Ивонка.

В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии, две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж, где спустя 2 года умер.
Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище. В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.

В жанре оперетты венгру Имре Кальману, пожалуй, не было равных ни до, ни после него. Ни Оффенбах, ни Штраус, ни Легар, вместе взятые, не написали столько "вечных шлягеров", сколько написал один Кальман. Из 17 его оперетт большая часть - признанные шедевры жанра.

В детстве он хотел стать портным, потом адвокатом, затем музыкальным критиком, но в итоге стал всемирно известным и признанным композитором. Автором почти двух дюжин оперетт. Мало кто, однако, знает, что, до того как написать столько шедевров лёгкого жанра, Кальману для начала пришлось утвердить себя в жанре классической композиции. Он буквально шлифует каждую из своих оперетт, опровергая все мифы о "необычайной лёгкости бытия" автора развлекательного жанра.

"Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту", - с досады "пугал" близких и друзей 25-летний композитор Имре Кальман после очередного симфонического концерта.

Опуститься до оперетты! Как так? Автор нескольких симфонических сочинений, с немалым успехом исполнявшихся даже в Будапештской опере, обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Будапештской консерватории Кеслера, в начале своей карьеры он лично глубоко презирал легкомысленные жанры.

Однако жизненные обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман и в самом деле "докатился" до оперетты. Как водится, помог случай. Его друг, композитор Виктор Якоби, к тому времени уже ставший автором нашумевшей оперетты "Ярмарка невест", посоветовал Имре попробовать свои силы в оперетте. Не всё же симфонии писать! Тем более что оперетта в начале ХХ века стала в Австро-Венгрии чуть ли не самым востребованным музыкальным жанром. Последнее десятилетие перед Большой войной Европа жила весело. Мало кто задумывался о будущем. Все жили днём сегодняшним. Время и публика требовали зрелищ и развлечений, музыки весёлой и лёгкой.

Вскоре после своей угрозы сочинить оперетту Имре, по совету Якоби, снял дешёвую комнату на чердаке в местечке Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех.
Там-то он и сочинил свою первую оперетту "Осенние манёвры". Премьера постановки прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Стало ясно, что в Европе появился новый мастер оперетты, которому тогда еще не исполнилось и 26 лет.

Детство будущего маэстро прошло на берегах венгерского моря - озера Балатон. В 1882-м, когда в семье мелкого еврейского коммерсанта и основателя небольшого акционерного общества по развитию туризма по фамилии Коппштейн появился третий по счёту ребенок - Иммерих (Имре), Австро-Венгрия переживала эпоху подъёма.

Музыка окружала маленького Иммериха буквально с пелёнок. В доме Коппштейнов в курортном городке Шиофок на берегу Балатона она звучала днём и ночью. На фортепиано играли не только взрослые, но и дети.

Начиная с четырёх лет, Имре уже поклонялся "храму искусств" - театру, построенному по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Так получилось, что первые двадцать лет жизни Имре Кальмана прошли под знаком раздвоения личности. Семья настаивала на получении "серьёзной" профессии - юриста, и он, как послушный сын, не мог этому противиться, а душа при этом постоянно рвалась к музыке, к исполнительству, а потом и к сочинительству.

В 1896-м семья Кальман переехала в Будапешт. Причиной стало разорение отца. Ученику пятого класса гимназии 14-летнему Имре Кальману пришлось зарабатывать репетиторством, а вечером помогать отцу переписывать деловые письма и отправлять их на почту. Для мальчика это были тяжёлые годы.

"Страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни, - вспоминал Кальман. - Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тогда-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот. Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом".

Однако, подчинившись родительской воле, Кальман поступил на юридический факультет Будапештского университета и параллельно с полной нагрузкой продолжал учиться в Музыкальной академии.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. А чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности.
Играть на рояле он не мог: подвели руки. Артрит. Тогда он стал писать критические статьи в газете "Пешти напло", подумывая о карьере музыкального критика.
Свои заметки в прессе он обычно подписывал литерами "И.К.". Именно к этому периоду относится рождение его псевдонима Имре Кальман.

В 1902 году, когда Кальману исполнилось двадцать, на свет появилось его первое музыкальное сочинение - музыкальный цикл на стихи Людвига Якубовски. За первой серьёзной работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, - "Сатурналии", поэма для большого симфонического оркестра.

На следующий год начинающий композитор Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присуждённой ему Музыкальной академией. Полученные деньги позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам, но, увы, безрезультатно. Вот тогда-то и закончился Кальман как автор симфонических произведений и родился будущий автор гениальных оперетт.

Главные перемены в жизни Имре Кальмана, как это бывает, случились почти одновременно. Первая оперетта, первый музыкальный успех, первая любовь. В конце января 1909-го в венском театре "Ан Дер Вин" 27-летний композитор праздновал триумф своей оперетты "Осенние манёвры". По окончании спектакля его окружила толпа почитателей. Маэстро не любил шума. Он быстро спрятался в ближайшей кофейне. Вдруг в зал вошла весёлая компания. Один из мужчин шёл под руку с дамой, которая недавно приехала в Вену из Зальцбурга. Её звали Паула Дворжак.

Сначала она не поверила, что полноватый брюнет с пивом - композитор, о котором говорит вся Вена. Она представляла его высоким красавцем, блондином.
Неожиданно Паула запела шлягер того времени. Кальман не растерялся, сел за пианино и перевёл мелодию в вальс из своей оперетты.

Из кофейни они вышли вместе. Так начался 18-летний роман Имре Кальмана и Паулы, которая была старше его на 10 лет. Вскоре после знакомства с Паулой Кальман переехал в Вену. Столица Австро-Венгрии надолго становится его вторым домом. Кальман уговаривает Паулу стать его женой, но она никак не соглашалась выйти за него замуж, потому что не могла родить детей. Её устраивало быть его любовницей, другом и заботливой хозяйкой. Пессимистический Кальман часто впадал в депрессию, паниковал перед каждой премьерой. Паула за свои деньги сняла ему небольшую квартиру, сама готовила, стирала, чистила одежду и обувь.

Бережливый Имре покупал лишь свою любимую ветчину, а откуда появляются вкусные обеды, цветы и всё остальное, даже не интересовался. Его мысли были заняты музыкой. С такой спутницей жизни, как Паула, он мог целиком посвятить себя творчеству. И работает как проклятый по 16 часов в сутки.

Если посмотреть, что создано Кальманом за эти счастливые восемнадцать лет жизни с Паулой, то окажется, что именно тогда создан практически весь "золотой фонд" его музыкального наследия. Оперетты "Цыган-премьер", которая закрепила успех "Манёвров" и потому была особо дорога композитору, "Фея карнавала", "Королева чардаша" ("Сильва"), "Барышня Жужа", "Баядера", "Принцесса цирка"... Шлягер за шлягером.

Чтобы понять причины столь феноменального успеха Имре Кальмана, надо иметь в виду не только его необычайную работоспособность и налаженный быт, обеспеченный Паулой. Ведь в оперетту Кальман пришёл уже профессионально подготовленным композитором, симфонистом и мелодистом, выросшим не только на классической музыке Шумана, Шопена или Листа, но и на венгерской, еврейской и цыганской народной музыке, которая окружала его в многонациональной Австро-Венгерской империи с самого раннего детства.

Триумфального шествия оперетт Кальмана не остановила даже Первая мировая война, потрясшая в 1914-м всю Европу. В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: лёгкой, весёлой "Барышней Жужей" и "Королевой чардаша".

Беда, как водится, не приходит одна. Вместе с войной пришли несчастья с близкими людьми. Глубоко потрясла Имре смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Кальман опять в депрессии.

Как известно, лучшее средство от тоски - работа. Исписывая один за другим нотные листы, Имре забывал обо всём на свете. Он вновь создаёт яркие, зажигательные мелодии. Вслед за "Голландочкой" (1920), которая выдержала в одной только Вене более 450 представлений, талант Кальмана рождает один за другим ещё два шедевра: экзотическую "Баядеру" (1921), а вскоре и "Графиню Марицу" (1924). Над последней Имре работал особенно легко и увлечённо. 1924 год - високосный и, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех "Графини Марицы" лишь укрепил эту его убеждённость.

И действительно, казалось, что фортуна теперь уже никогда не отвернётся от Кальмана. С большим успехом прошла премьера "Принцессы цирка" (1926) с её знаменитой арией о чарующих очах. Но тут снова случилась беда. Любимая Паула, его муза, его ангел-хранитель, заболела туберкулёзом. В те годы это был приговор. Ни богатство, которые принесли его оперетты, ни новый роскошный дом уже не радовали Кальмана. Любимая женщина медленно угасала...

"Ты должен жениться на молодой и здоровой девушке, которая родит тебе сильных детей", - постоянно напоминала она Имре. Но тот не хотел и слушать. Тогда Паула решила найти для него любовницу. Она познакомила Кальмана со своей подругой, киноактрисой Агнеш Эстерхази из старинного княжеского рода. Сначала Имре увлёкся молодой актрисой. Однако впоследствии узнал, что у неё есть ещё один любовник. Мечтам о семье и детях пришёл конец и на этот раз. Он порвал с Эстерхази и вернулся к Пауле. Но 3 февраля 1928-го Паула умерла. На её могиле Имре поклялся, что до конца жизни проживёт в одиночестве. Однако судьба распорядилась по-своему.

В венской кофейне Saher, что рядом с Оперой, там, где и сегодня собирается местная богема, в один из осенних дней 1928 года 46-летний Кальман увидел юную руccкую эмигрантку Веру Макинскую. Ей шёл 17 год. Девушка из Перми, дочь царского офицера, погибшего в Первую мировую, вместе с матерью бежавшая в Европу от ужасов большевизма, хотела стать актрисой и надеялась, что какой-нибудь режиссёр обратит на неё внимание.

Случилось так, что Вера и Кальман одновременно встали из-за столиков кафе и направились получать пальто. И вот тут их знакомству помогла грубиянка-гардеробщица, не желавшая подать Вере её накидку прежде, чем обслужит маэстро, хотя девушка была первой в очереди. Возмущённый грубым обращением с молодой особой, композитор счёл нужным представиться Вере и предложить ей свою помощь.

"У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться", - вспоминала будущая жена композитора.

Так начался головокружительный роман композитора и Веры Макинской, ставшей в скором времени Верой Кальман...

В те дни Имре Кальман только что начал работу над новой опереттой "Фиалка Монмартра" и решил посвятить её молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика Карой Имре Фёдора, а потом ещё двух девочек, Лили и Ивонку. Казалось, Кальман был на вершине счастья. Теперь у него было всё: слава, богатство, семья, молодая любящая жена, дети, шикарный дом.

На вечерах в его новом доме - настоящем дворце в аристократическом районе на Газенауэрштрассе - появлялись самые влиятельные лица разных рангов. Приёмы устраивала молодая жена Вера, быстро полюбившая роскошь. Сам же Кальман до конца жизни отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приёмы - это было по-прежнему абсолютно ему чуждо. Слишком памятно было трудное детство, когда репетиторством приходилось добывать кусок хлеба, а денег порой не хватало даже на персик.

Между тем облик Европы менялся изо дня в день. В соседней Германии к власти пришёл Гитлер. На континенте всё сильнее пахло порохом. В марте 1938-го танки Третьего рейха перешли австрийскую границу, превратив весёлую и беззаботную страну в провинцию гитлеровской Германии.

Вскоре после аншлюса Австрии Кальмана вызвали в правительственное учреждение, где дали понять, что распоряжением фюрера он будет объявлен "почётным арийцем".
Композитор вежливо отказался и спешно вывез жену и детей из Вены в Цюрих, а затем в Париж. В нацистской Германии его оперетты вскоре были запрещены.
Начинались годы странствий.

За месяц до начала Второй мировой войны Кальман получил визу на въезд в США, куда и прибыл в 1940-м. Приехав в Голливуд, куда его до войны усиленно приглашали, Кальман узнал, что ни одного фильма по его опереттам снимать не собираются. Он был несказанно разочарован.

Вскоре разочарование постигло Кальмана и в семейной жизни. В Нью-Йорке Вера познакомилась с молодым французским эмигрантом по имени Гастон, влюбилась в него без памяти и решила оставить семью. Кальман был потрясён, но согласие на развод дал.

На вокзал, где её встречал Гастон, пришёл и Кальман с детьми. Увидев мать, дети бросились ей на шею. Вера расплакалась. Вид Имре её ошарашил. На нём был потрёпанный костюм, из-под которого торчали грязная рубашка и мятый галстук. Оставив любовника, она бросилась к Кальману. Вскоре они обручились во второй раз.

Во время войны Имре Кальман следил за событиями в Венгрии. Когда узнал, что две его сестры погибли в концлагере, перенёс инфаркт. Немного придя в себя, в июне 1949-го решил вернуться в Европу. Сначала Кальманы поселились в Вене. Поначалу вроде всё шло хорошо. Но через полгода у Имре случился инсульт. Он не мог разговаривать и едва ходил. Семья решила переехать в Париж.

Медленно, с трудом превозмогая болезнь, Кальман дописал в Париже партитуру своей последней оперетты "Аризонская леди". 29 октября 1953-го он наконец поставил точку. А на следующий день за завтраком ему стало плохо. Маэстро пошёл к себе, уснул и не проснулся.

Http://news.day.az/unusual/381271.html

В заключение, по просьбе многочисленных читателей (не уникальных, а неизвестных, коих число иной раз доходит до шестисот за один день по счётчику племени Тумба-Юмба из Гвадалахары) приведу текст арии Эдвина "Много женщин есть на свете..." из оперетты ИМРЕ КАЛЬМАНА "Сильва":

Можно часто увлекаться,
Но один лишь раз любить.
Ненадолго повстречаться,
Чтоб навеки не забыть.

Клятвы не давал тебе я ложной,
Счастье ожидает нас.
В жизни увлекаться часто можно,
Но любить – один только раз!

Женщин много есть на свете,
Но к одной влечёт нас в сети:
Только в ней, лишь в ней одной
Весь мир земной.

Лишь любовь горит звездою,
Лишь к тебе я рвусь мечтою.
Да, в тебе весь мир.
Ты - божество, ты - мой кумир.

Задача данной стать - выяснить причину ухода из жизни короля оперетты ИМРЕ КАЛЬМАНА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 26 42 58 83 102 108 118 132 162 175 188 194 211 221 243
К О П П Ш Т Е Й Н Э М М Е Р И Х
243 232 217 201 185 160 141 135 125 111 81 68 55 49 32 22

30 43 56 62 79 89 111 122 137 153 169 194 213 219 229 243
Э М М Е Р И Х К О П П Ш Т Е Й Н
243 213 200 187 181 164 154 132 121 106 90 74 49 30 24 14

Неискушённому читателю эти цифры представляются некой " китайской грамотой ". Однако, это только на первый взгляд.

Читаем отдельные цифры: 89 - КОНЧИНА. 111-ГЕМОРРАГИЧ\ еский инсульт \. 122-ИНСУЛЬТ. 137-АПОПЛЕКСИЯ. 153-АПОПЛЕКСИЧЕС\ кий удар \. 169-ХВАТИЛ КОНДРАТИЙ. 219-НАСТУПЛЕНИЕ СМЕРТИ.

243 = 219-НАСТУПЛЕНИЕ СМЕРТИ + 24-ИН\сульт \ = УМИРАЕТ ОТ ИНСУЛЬТА.

243 = 121-ОБШИРНЫЙ + 122-ИНСУЛЬТ.

Проверим дешифровку таблицей:

10 24* 42* 62* 74* 103 122* 137**139 164*174 191 205 233 243*
И Н С У Л Ь Т О Б Ш И Р Н Ы Й
243*233 219*201*181*169*140 121**106*104 79* 69 52 38 10

В таблице мы видим один совпадающий столбец: 137**\\121**

Если сделать некоторую перестановку, то можно увидеть следующую картину:

14** 32* 52 64 93 112 127 129 154*164**181**195 223 233 243*
...Н С У Л Ь Т О Б Ш И Р Н Ы Й + И \нсульт \
243**229 211*191 179 150 131 116 114 89** 79** 62* 48 20 10

Таблица содержит 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 62-79-89 и 154-164-181

А также 3 совпадающих столбца: 243**\\14** 79**\\181** 89**\\164**

Справка:

Обширный инсульт: последствия для головного мозга...
oserdce.com›sosudy/insulty/obshirnyj-ins.html
Обширный инсульт – смертельно опасное заболевание. ... Обширный инсульт – это поражение головного мозга.

Рассмотрим ещё одну дешифровку:

18 29 44 60 72 78 92 102*108** 119 136 151 154*164** 167 180 195 204 208 214 232*243**
С К О П Л Е Н И Е К Р О В И В М О З Г Е + С К \ опление \
243 225 214 199 183 171 165 151 141** 135*124 107 92 89** 79* 76 63 48 39 35 29 11**

В таблице мы также видим 3 совпадающих столбца: 108**\\141** 89**\\164** 11**\\243**

Справка:

Геморрагический инсульт: симптомы, причины...
lookmedbook.ru›Геморрагический инсульт
При скоплении крови в веществе головного мозга формируется гематома (локальное скопление крови). ... геморрагический инсульт с прорывом крови в желудочки
мозга

В то же время следует заметить, что речь идёт об ишемическом инсульте: ИШЕМИЧЕСКИЙ = 143.

Цифру 143 мы найдём, если код буквы "Х", равный 22 (в предложении...Х КОППШТЕЙН), разделим на 2:

22: 2 = 11. 132 + 11 = 143.

Рассмотрим две таблицы:

ИНСУЛЬТ М\ озга \ (иш)ЕМИЧЕСКИЙ и (иш)ЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ М\ озга \:

10 24* 42* 62* 74* 103 122* 135* 141**154 164**188 194**212 223 233 243*
И Н С У Л Ь Т М \ озга \ ...Е М И Ч Е С К И Й
243*233 219*201*181*169*140 121* 108**102* 89** 79* 55** 49* 31 20 10

Мы видим совпадение трёх столбцов именно в слове (иш)ЕМИЧЕСКИЙ

6 19 29 53 59 77 88 98 108* 118**132**150 170 182 211*230 243*
...Е М И Ч Е С К И Й И Н С У Л Ь Т М \ озга \
243*237 224 214 190 184 166 155 145 135**125**111* 93 73 61 32* 13

Таблица содержит 2 цепочки из 3 идущих последовательно друг за другом цифр: 108-118-132 и 111-125-135

А также 2 совпадающих столбца: 118**\\135 132**\\125**

Относящихся к слову ИНСУЛЬТ М\ озга \.

Не все знают, по какой причине развивается инфаркт головного мозга, что это такое и к чему может привести. Инфаркт и ишемический инсульт - это одно и то же, то есть опасное состояние, которое угрожает жизни больного человека. Нередко инфаркт мозга приводит к летальному исходу.

Инфаркт головного мозга - это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором наблюдается гибель нервных клеток и неврологическая симптоматика. Сердце и головной мозг очень чувствительны к недостатку кислорода. При прекращении кровотока на 6-7 минут в мозге возникают необратимые изменения. Инфаркт мозга не является самостоятельной патологией. Это осложнение после других сосудистых болезней (атеросклероза, ИБС, тромбоза).
saymigren.net›…infarkt…mozga-chto-eto-takoe.html

Принимая во внимание эту справку, можем провести следующую дешифровку:

243 = 108-\ 69-КОНЕЦ + 39-УМЕ(р)\ + 135-ИНФАРКТ МОЗГА.

11** 26** 40 46 69 89*102*108** 118**132**153*154*171 182 201* 214 229*238 242 243*
К О Н Е Ц + У М Е \ р \ + И Н Ф А Р К Т М О З Г А
243**232**217*203 197 174 154*141** 135**125**111* 90* 89* 72 61 42* 29 14* 5 1

Таблица содержит 2 цепочки из 4 идущих последовательно друг за другом цифр: 102-108-118-132 и 111-125-135-141

А также 5 совпадающих столбцов: 11**\\243** 26**\\232** 108**\\141** 118**\\135** 132**\\125**

Аналогично будет выглядеть таблица предложения 243 = 108-\ 69-КОНЕЦ + 39-УМЕ(р)\ + 135-ИНСУЛЬТ М\ озга \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 146-СЕМЬДЕСЯТ + 44-ОДИН = 190 = 146-КРОВОТЕЧЕНИЕ + 44-В МОЗГ = ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ ИН\ сульт \.

Справка:

Medical-enc.ru›1/apoplexy.shtml
Апоплексия головного мозга приводит либо к смерти, либо оставляет тяжёлые последствия (параличи, потеря речи, психические нарушения и т. д.).

Homeopathy.academic.ru›427/АПОПЛЕКСИЯ_МОЗГА
АПОПЛЕКСИЯ МОЗГА это: Толкование Перевод. ... апоплексия мозга - (apoplexia cerebri) см. Инсульт геморрагический

Рассмотрим таблицы:

18** 24 37 66* 71 77* 95**127*146 161*166 176 190*
С Е М Ь Д Е С Я Т О Д И Н
190**172*166 153 124*119 113** 95* 63* 44 29* 24 14

1 17 32 48 60 66* 77* 95** 96 112 127*143 155 161*172*190**
А П О П Л Е К С \ ия \ + А П О П Л Е К С \ ия \
190*189 173 158 142 130 124*113** 95* 94 78 63* 47 35 29* 18**

В таблицах мы видим 2 совпадающих столбца: 18**\\190** и 95**\\113**

Так как цифры предложения СЕМЬДЕСЯТ ОДИН в коде ПОЛНОГО ИМЕНИ отсутствуют, используем второй вариант:

Идёт СЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ год.

146-СЕМЬДЕСЯТ + 79-ВТОРОЙ = 225 = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВНОЙ \ артерии \.

243 = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВНОЙ АР\ терии \.

Проверим дешифровку таблицами:

18 24 37 66* 71 77* 95**127 146 149 168*183**200*215**225**
С Е М Ь Д Е С Я Т В Т О Р О Й
225*207 201 188 159*154 148**130* 98 79 76 57** 42* 25** 10**

1 17 32 48 60 66* 77* 95**105 137 141 156 168*183**186 200*215**225**
А П О П Л Е К С И Я Г О Л О В Н О Й \ артерии \
225*224 208 193 177 165 159*148**130*120 88 84 69 57** 42* 39 25** 10**

В таблицах мы видим 4 совпадающих столбца: 95**\\148** 183**\\57** 215**\\25** 225**\\10**

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

56 = УМЕР
_____________________________________________________
200 = СЕМЬДЕСЯТ ВТОР\ ой \ = АПОПЛЕКСИЯ ГОЛОВН\ ой артерии \

200 - 56 = 144 = СМЕРТЬ МОЗГА.

243 = 169-КОНДРАТИЙ ХВАТИЛ + 74-УГАСАНИЕ.

243 = 102-КОНДРАТИЙ + 141-\ 67-ХВАТИЛ + 74-УГАСАНИЕ \.

Оперетту я обожала с детства. Яркое, завораживающее зрелище приводило меня в восторг! И самым любимым композитором был Кальман. Не знаю, почему именно…

Мама рассказывала, что первой опереттой, которую я увидела и прослушала, была его «Сильва» – «Королева чардаша». Может быть именно те, наполовину не осознанные в силу возраста впечатления наложили отпечаток на все последующие восприятия. Так это или нет, что едва услышав бодрящие мотивы Кальмана, моё подсознание, как полковая лошадь, заслышав трубу, готово к подвигам…

Имре Кальман родился 24 октября 1882 в Австро-Венгерской империи в курортном местечке Шиофок на берегу озера Балатон. Ныне это . В семье уже было две дочери. Его отец Карл Коппштейн занимался торговлей. Он организовал акционерное общество, которое позволяло семье, если и не шиковать, то жить безбедно. Коппштейны даже держали кухарку и прислугу.

По воспоминаниям самого , с музыкой он познакомился в раннем детстве. В его «Мемуарах» написано: «С музыкой познакомился дома в самом раннем возрасте. Моя сестра Вильма была хорошей пианисткой, она много и прилежно занималась. Я часами просиживал под роялем... Так четырёхлетним ребенком я выучился петь с начала до конца Вторую рапсодию Листа». О карьере музыканта мальчик тогда не мечтал. Он мечтал стать портным.

Но в шестилетнем возрасте будущий гений передумал и вознамерился стать адвокатом. Он учился сразу в двух школах – в гимназии и в музыкальной школе. В свободные же часы Имре не предавался, как все обычные дети шумным играм, а садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена.

Музыка заменяла ему почти всё, она становилась смыслом его жизни, способом существования. Даже в летние каникулы родители буквально силой оттаскивали его от рояля.

Вероятно, Имре всё-таки переусердствовал, и у него так сильно разболелись руки, что каждый удар по клавишам вызывал невыносимую боль. Ему диагностировали артрит.

Но мальчик не отказался от музыки, просто переключился на композицию.

После окончания начальной школы в десятилетнем возрасте в 1892 году Имре отправили учиться в Будапештскую евангелическую гимназию.

Через 4 года отец Имре разорился, и в Будапешт перебралась вся семья. Коппштейны еле сводили концы с концами, балансируя на грани нищеты и Имре пришлось зарабатывать на жизнь репетиторством. А по вечерам мальчик помогал отцу переписывать письма и отправлять их на почту.

Позднее Кальман писал, что именно тогда в его душе поселилось «страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни... Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тут-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот... Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом».

В 1898 году, когда юному музыканту было пятнадцать лет, он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. Имре был настолько маленьким и худеньким, что выглядел намного моложе своих лет, газеты после концерта с восторгом отозвались о несомненном даровании «двенадцатилетнего музыканта».

Втайне от родителей он отправился в Музыкальную академию им. Листа, и попросил маститого профессора Кесслера прослушать его. Профессор согласился, и после прослушивания посоветовал сдать вступительные экзамены.

Но совмещать первый курс высшего учебного заведения с последним классом гимназии, было запрещено, и Кальман прошёл курс гармонии частным образом.

Имре приходилось очень много заниматься, чтобы не обмануть ожиданий родителей, мечтающих о том, что он получит аттестат зрелости. Все экзамены сдал на отлично и весной 1900 года окончил гимназию с золотой медалью.

На следующий год Кальман получил премию Роберта Фолькмана, присужденную ему будапештской Академией музыки. После этого он сразу уехал в Берлин, где предложил свои музыкальные произведения немецким издательствам, но, увы, безуспешно.

После окончания гимназии родители настояли на его поступлении в университет, чтобы сын получил достойную профессию. Имре не стал возражать родителям, поступил в университет на юридический факультет.

Родители поощряли его занятия юриспруденцией, давали деньги на карманные расходы, но Имре проучился только восемь семестров, сдал экзамены. Адвокатская карьера не привлекала Имре, он говорил домашним, что уходит в адвокатскую контору, а на самом деле шёл в редакцию.

Юноша сотрудничал с редакцией газеты, где печатались его заметки, которые он подписывал «И. К.». Биографы говорят, что именно тогда появился его псевдоним Кальман, под которым его и знает весь мир. Позднее ему предложили должность музыкального критика в редакции «Пештского дневника» с жалованьем 70 крон в месяц.

Кальман продолжал сочинять композиции. Его романсы и симфонические произведения оставались почти незамеченными, но за цикл песен он получил Большую премию города Будапешта.

В октябре 1906 года Кальману предложили написать для Венгерского театра музыку к мелодраме «Прощание Микши». С чем он успешно справился, но по окончании работы ему пришлось стать ещё и концертмейстером и дирижером.

После премьеры мелодрамы «Прощание Микши» в ноябре 1906 году, Кальмана поздравляли с понравившейся зрителям музыкой и успешным дирижерским дебютом.

Его друг композитор Виктор Якоби автор оперетты «Ярмарка невест» посоветовал Кальману попробовать себя в оперетте. И уже первый опыт оказался удачным. Его оперетта «Татарское нашествие» в 1908 году была благосклонно встречена публикой в Будапеште, газеты разместили хвалебные рецензии, затем под названием «Осенние манёвры» оперетта была поставлена в Вене, где двадцатисемилетнему Кальману пришлось переработать всю партитуру, сделать новую инструментовку и дописать несколько номеров. В дальнейшем оперетту поставили в Нью-Йорке и Лондоне.

Национальный колорит и великолепная музыка не оставляли зрителей равнодушными.

В конце 1909 года Кальман познакомился с удивительной женщиной Паулой Дворжак, которая надолго вошла в его жизнь, взяв на себя все заботы о молодом композиторе. Она стала не только его женой, но и преданным другом, мудрым советчиком.

Один из биографов композитора Р. Эстеррейхер писал: «Все оперетты, написанные Имре Кальманом в эти годы, должны были бы иметь на титульных листах одинаковую надпись: «Пауле посвящается».

В 1910 году вскоре после возвращения Кальмана в Будапешт, в Театре комедии состоялась премьера его оперетты «Отставной солдат». До начала Первой мировой войны Кальман написал ещё оперетту «Маленький король», которая не вызвала восторгов у зрителей.

В начале войны Имре работал сразу над двумя произведениями: весёлой «Барышней Жужей» и над опереттой «Да здравствует любовь!» Премьера первой из них состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и тоже была встречена холодно. Но после переименования её в «Мисс Весну» произвела впечатление на американцев.

Считается, что настоящий успех пришёл к Кальману после премьеры оперетты «Цыган-премьер», которая состоялась 11 октября 1912 года в «Иоганн Штраус театре». А начатая Кальманом в 1914 году оперетта, которую он назвал «Королевой чардаша», обессмертила его имя.

Несмотря на то, что премьера «Королевы чардаша» состоялась в Вене в разгар войны, это не помешало ей покорить Россию и Америку.

Антрепренер Сэведжа из Вашингтона предложил Кальману переехать за океан, но композитор не согласился.

Осенью 1918 года распалась Австро-Венгрия. Появились такие новые государства, как – Австрия, Венгрия, Чехословакия.

Кальман и его жена Паулина по их решению в 1918 году стали гражданами Венгерской республики, получив у австрийских властей паспорта иностранцев, проживающих в Вене.

Кальман приступил к работе над «Графиней Марицей». Параллельно с ней он начал писать партитуру оперетты «Баядера». Мелодия арии «О, Баядера...», быстро разошлась по всему миру.

Во время триумфа «Марицы» заболела туберкулезом Паула и оказалась прикованной к постели. Врачи сражались за её жизнь несколько месяцев, но, увы. Заболел диабетом отец Кальмана, и надежд на его выздоровление не было.

В это тяжелое время Кальман приступил к написанию оперетты «Принцесса цирка». Её премьера состоялась 26 марта 1926 года в театре «Ан дер Вин» и сразу покорила сердца зрителей многих стран.

3 февраля 1928 года не стало Паулы, её кончину композитор переживал очень тяжело. Уже ни с кем у Кальмана не будет такой душевной близости, как с Паулой. Была в его жизни связь с актрисой Агнессой Эстерхази, но к браку она не привела.

Однажды весной в кафе Кальман заметил красивую, но очень скромно одетую девушку. Она оказалась дочерью русского офицера царской армии, который погиб в Первую мировую войну, уроженкой Перми. Звали её Вера Макинская, и она была на 30 лет моложе Имре. После революции девушка вместе с матерью эмигрировала из России, и безуспешно пыталась стать киноактрисой. Актрисой Вера не стала, но стала женой великого Кальмана.

После женитьбы молодые переехали в «Виллу роз», где в 1929 году у них родился первенец Чарли. Кальман начал работу над опереттой «Фиалка Монмартра» и посвятил её жене. Позднее у пары родились две дочери – Лили и Ивонка.


Кальман был на пике славы. Вера устраивала , на которые собирались все знаменитые и влиятельные лица. Хотя сам Кальман был абсолютно равнодушен в роскоши и блеску. Всё, что он хотел – это писать музыку.

30 октября 1932 года было отпраздновано 50-летие Кальмана. Поздравительные телеграммы пришли из многих стран. Правительство Франции наградило его орденом Почётного легиона

Кальман приступил к написанию оперетты «Императрица Жозефина», премьера которой состоялась 18 января 1936 года в цюрихском городском театре.

Тем временем над Европой сгущались тучи, приближалась Вторая Мировая война. В 1938 году в Австрию вторглась немецкая армия, и почти сразу начались гонения на евреев. Правда, Кальману немецкие власти, ссылаясь на распоряжение Гитлера, пообещали присвоить звание «почётного арийца». Но композитор вежливо отказался и уехал вместе с семьёй сначала в Цюрих, затем в Париж и, наконец, в 1940 году в США – в Калифорнию.

В Голливуде он почувствовал себя неуютно, всё здесь казалось чужим и культура, и нравы, и быт.

В 1941 году Музыкальный колледж в Нью-Йорке присвоил Кальману степень почётного доктора. В 1942 году произошла размолвка в семье Кальмана, и он развёлся с Верой, но через несколько месяцев они снова сошлись.

В последние два десятилетия своей жизни Кальман сочинил всего две оперетты – «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти «Аризонскую леди». Они имели успех, но не такой ошеломительный, к которому привык композитор.

После разгрома нацизма, Кальман ездил в Европу, возложил венок на могилу Легара, и снова вернулся в США.

В 1949 году после инсульта его частично парализовало. Но как только самочувствие композитора немного улучшилось, он по настоянию Веры, переехал в 1951 году в Париж, где его окружили почётом, правительство Французской республики наградило Кальмана Офицерским Крестом, который почти никогда не вручается иностранцам. Кальман прожил ещё два года.

29 октября 1953 года он дописал оперетту «Аризонская леди» и на следующий день покинул этот мир.

Похоронен, Великий Имре Кальман, как он сам завещал, на Центральном кладбище в Вене. На его могиле установлена стела из чёрного мрамора, на фоне которой стоит плачущая муза.

В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.

Музыка оперетт Кальмана – олицетворение торжества жизни, её праздничность, лёгкость и красота не оставляют слушателей равнодушными. В ней звучит дух венгерской народной песне.

Но венгерские мотивы, при всей их сочности и колорите не мешают музыке Кальмана быть близкой любому человеку, в каком бы уголке мира он ни жил.

(24.10.1882 - 30.10.1953)

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в еврейской семье.

Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Закончил в Будапеште музыкальную академию, где преподавали Бела Барток и Золтан Кодаи.

1904: работает музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби (автора оперетты «Ярмарка невест») Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatárjárás, 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).

1908: Кальман переезжает в Вену, где закрепляет успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915-й год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе - в России (изменив фамилии персонажей и место действия).

1921: новый шедевр Кальмана: «Баядера». Кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми.

1930: Кальман женится на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвящает оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын и две дочери.

1934: награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии.

1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года Кальман возвратился в Вену. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман снова переехал в Париж, где и умер.

Похоронен, согласно завещанию, в Вене, на Центральном кладбище. В Национальной библиотеке Австрии открыта мемориальная комната Кальмана.

Музыка Кальмана, уступая легаровской по глубине и выразительности, в то же время не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами - даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана - «Марица».

Осенние манёвры (Tatárjárás, она же Ein Herbstmanöver, 1908, Будапешт)

Солдат в отпуске (Az Obsitos, она же Der gute Kamerad, 1910, Будапешт)

Маленький король (Der kleine König, 1912, Вена)

Цыган-премьер (Der Zigeunerprimás, 1912, Вена)

Королева чардаша (Сильва) (Die Csárdásfürstin, 1915, Вена)

Фея карнавала (Die Faschingsfee, 1917, Вена)

Голландочка (Das Hollandweibchen, 1920, Вена)

Баядера (Die Bajadere, 1921, Вена)

Марица (Графиня Марица) (Gräfin Mariza, 1924, Вена)

Принцесса цирка (Die Zirkusprinzessin, 1926, Вена)

Золотой рассвет (Golden Dawn, 1927, Нью-Йорк)

Герцогиня из Чикаго (Die Herzogin von Chicago, 1928, Вена)

Фиалка Монмартра (Das Veilchen vom Montmartre, 1930, Вена)

Дьявольский наездник (Der Teufelsreiter, 1932, Вена)

Императрица Жозефина (Kaiserin Josephine, 1936, Цюрих)

Маринка (Marinka, 1945, Нью-Йорк)

Аризонская леди (Arizona Lady, 1953, Берн)

И́мре (Э́ммерих) Ка́льман
Imre (Emmerich) Kálmán
Имя при рождении

Имре Копштейн

Полное имя

Имре (Эммерих) Кальман

Дата рождения
Место рождения

Шиофок, Австро-Венгрия

Дата смерти
Место смерти
Страны
Профессии

композитор

Жанры

оперетта

И́мре (Э́ммерих) Ка́льман (венг. Kálmán Imre , нем. Emmerich Kalman ; 24 октября 1882 - 30 октября 1953) - венгерский композитор, автор популярных оперетт: «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

Биография

Имре Кальман родился в Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея -торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein ). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман . Учился на пианиста, однако из-за артрита переключился на композицию. Закончил в Будапеште музыкальную академию, где преподавали Бела Барток и Золтан Кодаи.

1904: работает музыкальным критиком в будапештской газете, одновременно много времени уделяя композиции.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби (автора оперетты «Ярмарка невест») Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта (Tatárjárás , 1908, Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене , Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»).

Имре Кальман в молодости

1908: Кальман переезжает в Вену, где закрепляет успех опереттой «Цыган-премьер» (1912).

В военный 1915-й год появилась самая популярная оперетта Кальмана, «Королева чардаша (Сильва)». Её ставили даже на другой стороне фронта, в том числе - в России (изменив фамилии персонажей и место действия).

В 1920-е годы наибольший успех имели три оперетты Кальмана: «Баядера» (1921) (здесь, кроме традиционных для него вальсов и чардашей, Кальман решил освоить новые ритмы: фокстрот и шимми), затем «Марица» (1924) и «Принцесса цирка» (1926).

1930: Кальман женится на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой посвящает оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын и две дочери.

1934: награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии.

1942: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой 1948/1949 года, Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара, затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж , где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене, на Центральном кладбище. В Национальной библиотеке Австрии открыта мемориальная комната Кальмана.

Творчество

Памятник Имре Кальману в Шиофоке

Скульптура Имре Кальмана в Шиофокском парке

Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами - даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана - «Марица».

  • «Осенние манёвры» (Tatárjárás , она же Ein Herbstmanöver , 1908, Будапешт)
  • «Солдат в отпуске» (Az Obsitos , она же Der gute Kamerad , 1910, Будапешт)
  • «Маленький король» (Der kleine König , 1912, Вена)
  • «Цыган-премьер» (Der Zigeunerprimás , 1912, Вена)
  • «Королева чардаша (Сильва)» (Die Csárdásfürstin , 1915, Вена)
  • «Фея карнавала» (Die Faschingsfee , 1917, Вена)
  • «Голландочка» (Das Hollandweibchen , 1920, Вена)
  • «Баядера» (Die Bajadere , 1921, Вена)
  • «Марица» («Графиня Марица») (Gräfin Mariza , 1924, Вена)
  • «Принцесса цирка» (Die Zirkusprinzessin , 1926, Вена)
  • «Золотой рассвет» (Golden Dawn , 1927, Нью-Йорк)
  • «Герцогиня из Чикаго» (Die Herzogin von Chicago , 1928, Вена)
  • «Фиалка Монмартра» (Das Veilchen vom Montmartre , 1930, Вена)
  • «Дьявольский наездник» (Der Teufelsreiter , 1932, Вена)
  • «Императрица Жозефина» (Kaiserin Josephine , 1936, Цюрих)
  • «Маринка» (Marinka , 1945, Нью-Йорк)
  • «Аризонская леди» (Arizona Lady , 1953, Берн)

Ссылки

Литература

  • Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты . - Л.: Искусство, 1975. - 136 с.
  • Кальман Вера. Помнишь ли ты? Жизнь Имре Кальмана. Изд. «Познавательная книга», 2002, 336 с. ISBN: 5-05-005406-0 .
  • Юрий Нагибин . Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. В книге: Музыканты. М.: Современник, 1986. - «Новинки „Современника“».
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М.: Искусство, 1987, глава 12-я: Кальман.
  • Ярон Г. М. О любимом жанре. М.: Искусство, 1960.

Будущий король оперетты родился 24 октября 1882 года в курортном городе Шиофок в семье торговца Карла Коппштейна. Учась в школе, мальчик сменил фамилию на Кальман. Тяга к музыке проснулась в нём примерно в четыре года и уже не давала покоя, постоянно внося неразбериху в его жизнь. Юноша совмещал обучение в гимназии и музыкальной школе, а позже, выполняя родительскую волю, поступил на юридический факультет Будапештского университета. Это сулило ему стабильный заработок в будущем, но душа требовала другого и Имре снова приходилось обучаться параллельно - на этот раз в Академии музыки по классу композиции.

Толкового юриста из Кальмана так и не вышло - с 1904 по 1908 год он работал музыкальным критиком в одной из Будапештских газет, а в свободное время сочинял романсы и инструментальные пьесы. К тому времени молодой человек уже понял, что пианистом ему не стать, зато в композиции он может иметь успех. Вера в себя принесла плоды - первая оперетта, "Осенние манёвры", написанная им в Будапеште в 1908 году, гремела чуть ли не на весь мир - публика с восторгом встречала её постановку в Вене, Нью-Йорке и Лондоне.

Переехав в Вену, Кальман закрепил свой успех опереттой "Цыган-премьер" (1912), а в 1915 году создал своё самое успешное произведение - "Королева чардаша (Сильва)". В 1920-е годы он написал ещё три великолепные оперетты: "Баядера" (1921) "Марица" (1924) и "Принцесса цирка" (1926).

В 1928 году Кальман был покорён русской красавицей Верой Макинской, а два года спустя они поженились. Их крепкий союз подарил миру не только трёх чудесных детей (сын Кара и двух дочерей Лили и Ивонку), но и самую трогательную и чувственную оперетту "Фиалка Монмартра" (1930). В 1934 году Кальман был награждён французским орденом Почётного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать "почётным арийцем", Кальман эмигрировал - сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Оторванность композитора от привычной обстановки, чужая культура, да и возраст – за последние два десятка лет жизни он создал только две оперетты ("Маринку" и незадолго до смерти - "Аризонскую леди"), сыграли свою роль. Зимой 1949 года композитор приехал в Европу, возложил венок на могилу Франца Легара, после чего вернулся в США. Вскоре он перенёс инсульт и был частично парализован. В 1951 году, когда его самочувствие несколько улучшилось, по настоянию Веры Кальман переехал в Париж, где и нашёл своё последнее пристанище.

В день памяти композитора "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку самых ярких арий из его произведений.

Ария Пали Рача из оперетты "Цыган-премьер"

Ария Сильвы из оперетты "Королева чардаша (Сильва)"

Дуэт Сильвы и Эдвина "Помнишь ли ты…" из оперетты "Королева чардаша (Сильва)"

Ария принца Раджами из оперетты "Баядера"

Ария Мистера Икс из оперетты "Принцесса цирка"

Ария "разоблачения Мистера Икс" из оперетты "Принцесса цирка"

Ария Виолетты из оперетты "Фиалка Монмартра"



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков