Учет автошин в 1с 8.3. Учет сезонных автомобильных шин (Коршунова Н.)

Учет автошин в 1с 8.3. Учет сезонных автомобильных шин (Коршунова Н.)

4.2. Учет шин, приобретенных отдельно от автомобиля

Итак, в том случае, когда автомобильные шины приобретены вместе с автомобилем, они учитываются на счете 01 "Основные средства" в составе первоначальной стоимости автомобиля.

Практика эксплуатации автомобиля свидетельствует о том, что автомобильные шины приходят в негодность гораздо быстрее, чем автомобиль, вместе с которым они были приобретены. Кроме того, климатические условия нашей страны требуют приобретения и установки на автомобиль зимних шин. Следует ли продолжать учитывать автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, на счете 01 "Основные средства"? Безусловно, нет.

Обратимся к нормативным актам в части порядка ведения бухгалтерского учета.

Начнем с констатации факта, что автомобильная шина не является объектом основных средств.

В самом деле, с одной стороны, автомобильные шины по некоторым признакам вполне возможно считать объектом основных средств: это и стоимость, отвечающая во многих случаях критериям отнесения объекта к основным средствам, срок эксплуатации, превышающий 12 месяцев, некоторые иные признаки, совпадающие с признаками основного средства. Тем не менее автомобильные шины не являются объектом основных средств:

По экономической природе автомобильные шины являются запасными частями автомобиля, а в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (счет 10 "Материалы") прямо указано, что на субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте;

Ни в каких нормативных актах нет ни прямых, ни косвенных указаний на то, что автомобильные шины являются объектом основных средств.

Исходя из требований инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, бухгалтерские проводки по учету приобретенных шин будут иметь следующий вид.

ООО "Вымпел" в ноябре 2010 г. приобрело два комплекта автомобильных шин: один комплект по цене 25 000 руб., второй - 30 000 руб. (без НДС). Один комплект (стоимостью 25 000 руб.) в ноябре 2010 г. был установлен на автомобиль, т.е. передан в эксплуатацию. Второй комплект (стоимостью 30 000 руб.) - оставлен на складе.

В отношении обоих комплектов предусмотрена одинаковая бухгалтерская проводка:

а) комплект шин, установленный на автомобиль (переданный в эксплуатацию):

Оплачены приобретенные шины:

Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 25 000 руб.;

б) комплект шин, оставленный в запасе:

Оприходованы автомобильные шины:

Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"

Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 30 000 руб.

Оплачены приобретенные шины:

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 30 000 руб.

По нашему мнению, учет автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, на счете "Материалы" не вполне согласуется с нормами, установленными приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)"), которые, в том числе, предписывают предприятию в учетной политике обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Более того, при таком подходе к учету задача по формированию полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении нарушается.

Для того чтобы в полной мере решить задачу полноты и достоверности учета, в учетной политике предприятия необходимо предусмотреть варианты списания на расходы предприятия стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию.

Существуют два способа списания стоимости запасных частей, переданных в эксплуатацию: единовременное списание в момент передачи шин со склада в эксплуатацию и равномерное списание их стоимости по мере эксплуатации.

Единовременное списание стоимости шин в момент передачи их со склада в эксплуатацию совершенно закономерно, так как такой способ списания стоимости запасных частей прямо предусмотрен Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, а также условиями признания расходов, установленными ПБУ 10/99.

Если в учетной политике принят приведенный выше метод списания стоимости переданных в эксплуатацию автомобильных шин, то, если вернуться к рассмотренному нами ранее примеру, бухгалтерские проводки в отношении комплекта шин, переданных в эксплуатацию, будут такими:

Оприходованы автомобильные шины:

Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"

Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 25 000 руб.

Оплачены приобретенные шины:

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 25 000 руб.

Шины переданы в эксплуатацию:

Дебет счета 20 "Основное производство"

Кредит счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части" - 25 000 руб.

Обоснованием равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, являются положения Методических указаний по учету материально-производственных запасов, предусматривающие зачисление на счет учета расходов будущих периодов стоимости материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам. Кроме того, такой подход позволяет соблюдать требование ПБУ 10/99 о соответствии доходов и расходов.

Порядок равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, в настоящее время законодательно никак не закреплен. Каждое предприятие вправе самостоятельно установить в своей учетной политике порядок такого списания. В частности, при этом предприятие может ориентироваться и на нормативные акты, утратившие силу, однако содержащие рациональные подходы к рассматриваемому нами вопросу.

Например, мы можем рекомендовать учесть нормы, содержащиеся в утративших силу Правилах эксплуатации автомобильных шин (утверждены распоряжением Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N АК-9-р) и Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств.

О решении

Всего за несколько часов, с помощью удобных мастеров, вы установите, настроите свой интернет-магазин и запустите его в работу.Интерфейс «Эрмитаж» , включенный в решение, позволит легко управлять сайтом без привлечения веб-разработчика. Вы сможете легко добавлять, редактировать и удалять любую информацию на сайте.

Интернет-магазин шин и дисков включает:

  • готовую структуру сайта
  • настроенные сервисы и типовой контент
  • мастер настройки магазина
  • мастер создания каталога товаров
  • корзину покупателя и личный кабинет

1. Два готовых шаблона дизайна с различными цветовыми схемами

2. Каталог шин и дисков

Сразу же после установки решения вы переходите на готовый сайт интернет-магазина. Сайт содержит демо-каталог , содержащий 2 категории товаров - шины и диски. С ними связаны различные модели (по производителям). Также есть каталог автомобилей, который служит для поиска товара по марке машины.




Вы можете взять демо-каталог за основу и слегка изменить его с помощью мастера . С помощью другого мастера - вы можете создать свой, новый каталог товаров. Ваш каталог может содержать неограниченное количество категорий и уровней вложенности.

3. Фильтр по свойствам каталога

Для каждой категории каталога вы можете задать индивидуальные свойства. По этим свойствам в каталоге будет осуществляться поиск и фильтрация. Фильтр работает на всех страницах сайта, включая главную и каталоги.

Работает 2 типа фильтра:


1. Фильтр по шинам

  • Отбирает по параметрам, указанными посетителем сайта: производитель, типоразмер (ширина, высота, диаметр), сезонность.
2. Фильтр по дискам
  • Отбирает по параметрам, указанными посетителем сайта: производитель, диаметр (PCD), диаметр ц. отверстия, ширина шины, посадочный диаметр, вылет (ET), количество отверстий.
  • Отбирает по автомобилям: марка, модель, год, модификация.
Настройки фильтра берутся из свойств категорий каталога. Владелец сайта может самостоятельно добавлять необходимые критерии поиска (характеристики товара), загружать свои каталогизаторы по автомобилям.

4. Карточка товара

Вся работа по созданию/изменению каталогов, его разделов и элементов происходит в публичной части сайта. Так что, если товаров у вас не много, то наполнение каталога пройдет очень быстро.

В карточке товара выводятся следующие данные:

  • Название
  • Характеристика товара
  • Сезонность
  • Тип (легковые, внедорожник и т.д.)
  • Фотографии
  • Стоимость одной шины/диска
  • Наличие на складе (количество доступных к заказу)
  • Похожие товары

5. Скидки и акции

В карточке каждого товара можно отметить следующие дополнительные свойства: Новинки, со скидкой, Популярные, мы рекомендуем, недорогие, эксклюзивные. Товары с отмеченными свойствами попадают на главную страницу, также в карточке добавляется соответствующая иконка:


6. Промобаннеры


В шаблонах сайта уже настроены баннеры, на которых вы будете отображать свои акции, последние новости, информацию о новых поступлениях. Баннеры редактируются непосредственно на сайте, при включенном режиме правки. Вы легко сможете изменить название баннера, текст на баннере или добавить заранее подготовленные по размеру изображения.

7. Статичные страницы и разделы


Установка и настройка

Как установить?

Установка решения «Интернет-магазин шин и дисков» возможна для 2-х редакций продукта «1С-Битрикс: Управление сайтом» - «Малый бизнес» и «Бизнес». Существует несколько вариантов установки решения - выбирайте наиболее удобный для вас.

1 вариант установки: из инсталлятора продукта «1С-Битрикс: Управление сайтом»


  • Скачайте и запустите установку необходимой редакции
  • На этапе выбора решения укажите «Загрузить из Marketplace»
  • Выберите решение для установки: «Интернет-магазин шин и дисков»
  • Следуйте инструкциям установщика

2 вариант установки: из карточки решения в «1С-Битрикс: Marketplace»


3 вариант установки: из Панели управления на существующем сайте

Настройка типового сайта «Интернет-магазин шин и дисков»


Мастер настройки решения поможет :
  • выбрать один из 2 вариантов дизайна, включенных в поставку решения;
  • выбрать одну из 3 цветовых схем для каждого варианта дизайна;
  • ввести информацию о сайте (название, логотип, слоган, телефон, время работы и другое);
  • внести контакты и банковские реквизиты вашего магазина;
  • настроить типы плательщиков (физическое или юридическое лицо);
  • настроить способы оплаты (безналичный расчет, квитанция Сбербанка, наличными);
  • настроить способы доставки (курьер самовывоз, Почта России);
  • магазин готов.

Специальные Мастера настройки и создания каталога помогут быстро добавить на сайт новые разделы и товары, отдельно показать категории «Лучшая цена», «Новинки» или «Лидеры продаж».

Стоимость внедрения решения

Общая стоимость внедрения решения складывается из цены самого решения «Интернет-магазин шин и дисков» и цены редакции продукта «1С-Битрикс: Управление сайтом».
Цена решения «Интернет-магазин шин и дисков» - 22 990 руб.
Редакция
«1С-Битрикс: Управление сайтом»
Цена редакции
Общая цена
«Малый бизнес» 24 900 руб. 34 890 руб
«Бизнес» 48 900 руб. 58 890 руб.

Общая цена зависит от функциональных возможностей, которые необходимы для вашего сайта. Выбрать подходящую редакцию можно на странице сравнения .
«Интернет-магазин шин и дисков» - готовое решение, позволяющее создать полноценный интернет-магазин без привлечения технических специалистов. Один из немногих вопросов, которые остается решить клиенту при работе с данным продуктом - выбор технической площадки для своего сайта (хостинг) и его размещение. Решить эту задачу максимально просто и быстро поможет каталог рекомендуемых хостингов . В этом списке представлены хостинг-провайдеры, которые предлагают своим клиентам:
  • высокопроизводительные стандартные или специализированные тарифы для «Интернет-магазин шин и дисков», гарантирующие высокую скорость работы сайтов;
  • бесплатный тестовый период, после окончания которого можно продолжить работу в платном режиме, сохранив все свои данные и ничего не переустанавливая;
  • простую установку решения «Интернет-магазин шин и дисков» из панели управления или с помощью скрипта BitrixSetup.

Скоро наступит осень, и нужно будет приобрести зимние шины для служебного авто. Узнайте из этой статьи, как вести учет летних и зимних шин в бухгалтерском и налоговом учете. Нужно ли включать затраты на покупку сменных шин в стоимость автомобиля? Как списать шины при полном износе?

Возможны две ситуации, когда у организации появляются шины, - либо она покупает их вместе с автомобилем, либо отдельно.
В первом случае отдельно учет шин не осуществляется - их стоимость (в т.ч. и запасных шин) учитывается в первоначальной стоимости автомобиля (п. 6 ПБУ 6/01, п. 10 Методических указаний по учету основных средств). Аналогичная ситуация будет и в налоговом учете.
Во втором случае шины нужно рассматривать как самостоятельные объекты учета. Именно этот случай учета шин и будет рассмотрен в этой статье.

Шины не основное средство

Хотя шины служат более одного года, их нужно учитывать в составе материально производственных запасов. Поясним почему.
Исходя из норм п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Но автомобильная шина не может быть использована отдельно от автомобиля. Значит, не выполняется одно из главных условий для признания имущества в качестве основного средства в бухгалтерском учете.
Кроме того, автомобильные шины не значатся как самостоятельные объекты учета ни в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), ни в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).

Учет шин в бухгалтерском учете

Автомобильные шины относятся к наиболее изнашивающимся комплектующим транспортных средств. Замена шин обязательна при их износе или повреждении и возможна при смене сезонов - зимнего и летнего.
Стоимость приобретаемых организацией автомобильных шин для замены изношенных учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет "Запасные части". При этом Инструкцией по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и в обороте.
В процессе эксплуатации транспортного средства организация может менять посезонно зимнюю резину на летнюю и наоборот, а также производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину. Поэтому советуем раздельно учитывать находящиеся на складе шины (новые, сезонные, отремонтированные).
Для этого можно открыть дополнительные субсчета третьего порядка к субсчету "Автошины в запасе".

Покупка новых шин

Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая складывается из фактических затрат организации на ее покупку (доставка, стоимость шины), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).
В бухгалтерском учете приобретение шин отражается следующими проводками:
Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства за шины;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины", Кредит 60
- отражена задолженность за приобретаемые шины;
Дебет 19 Кредит 60
- отражен НДС, предъявленный продавцом;
Дебет 68 Кредит 19
- принят к вычету НДС.

Передача шин в эксплуатацию

При передаче шин в эксплуатацию происходит их перемещение только по субсчетам, т.е. в аналитическом учете:
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в обороте", Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе",
- переданы в эксплуатацию шины.
Обратите внимание: отражение шин, находящихся в обороте на соответствующем субсчете счета 10, предполагает, что до тех пор пока шины эксплуатируются, их стоимость не подлежит списанию на расходы организации.

Списание непригодных шин

Если шины пришли в негодность, их списывают следующей проводкой:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в обороте",
- списана в расходы стоимость шин.
При списании шин в производство или ином выбытии используется один из методов их оценки, приведенный в п. 16 ПБУ 5/01 (способом ФИФО, средней себестоимости или себестоимости каждой единицы). При передаче в эксплуатацию шины оцениваются, как правило, по себестоимости каждой единицы.

Документальное оформление

На каждую шину (в т.ч. шины, учтенные в первоначальной стоимости автомобиля) организация может завести либо карточку учета работы автомобильной шины (Приложение 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин, утв. Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р - эти Правила уже не действуют, но взамен им других документов ведомство не выпустило), либо простую карточку учета материалов по форме N М-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
В Карточку учета работы автомобильной шины можно внести информацию о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вноситься ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в ней указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка - в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или на рекламацию.
Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется требованием-накладной по форме N М-11 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
При направлении шины на восстановление, углубление протектора или в утиль карточка учета подписывается членами комиссии и закрывается. При этом она выполняет функции акта списания шины. Подтверждает она и необходимость ввода в эксплуатацию новой резины.
На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с нарезкой углубленного рисунка протектора начинается с нуля в ранее заведенной карточке, при обезличенной же нарезке заводится новая карточка учета.
Упомянутые Правила не позволяли снимать шины с эксплуатации и передавать их в утиль или на восстановление, если они по своему техническому состоянию были пригодны для эксплуатации (п. 88 Правил). Перечень же производственных и эксплуатационных причин, по которым покрышки, камеры и ободные ленты могли быть преждевременно сняты с эксплуатации, приводился в Приложении 9 к Правилам.

Сроки эксплуатации

Срок эксплуатации автомобильных шин устанавливается руководителем организации. Для его определения можно воспользоваться данными, приведенными в руководящем документе "Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02)" (утв. Минтрансом России 04.04.2002). Действие этих Норм продлено до вступления в силу новых соответствующих технических регламентов (Информационное письмо Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394).
Во временных нормах приводятся данные среднестатистического пробега шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов (таблицы 1 - 3). Норма эксплуатационного пробега шин (Hi) определяется так:

Hi = H x К1 x К2,

где H - значение среднестатистического пробега шин для данного транспортного средства;
К1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;
К2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (значения поправочных коэффициентов приводятся в таблицах 4 и 5). При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега шин.
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 - 45 тыс. км, для шин зарубежного производства - 50 - 55 тыс. км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше: для отечественных шин он может достигать 100 тыс. км, для шин зарубежного производства - до 180 тыс. км.

Учет затрат

При передаче шин в эксплуатацию их предназначение может быть двух видов:
- для замены изношенных или негодных шин;
- для сезонной смены летних шин на зимние и, наоборот, с зимних шин на летние.
Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля. Поэтому в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств.
Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов. Данные затраты отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России 13.10.2003 N 91н). В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных.
При замене зимней резины на летнюю целью проводимых работ является адаптация транспортного средства к местным климатическим условиям. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания характеристик эксплуатации автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование же зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку, как было сказано выше, по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость, управляемость, тормозные качества автомобиля.
Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания его эксплуатационных характеристик. Расходы на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат (п. п. 66 и 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Затраты по поддержанию в исправном состоянии объектов основных средств относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Рассмотрим три вида списания:
- списание шин при передаче в эксплуатацию;
- списание шин пропорционально их пробегу;
- списание шин с помощью счета 97 "Расходы будущих периодов".
Первый вариант более простой, однако при его использовании нужно должное ведение аналитического учета шин до момента их полного выбытия.
Второй вариант более трудоемкий, но при его использовании использованные шины списываются в затраты более равномерно.
Если же использовать третий вариант, то списание расходов происходит равномерно в течение периода, к которому они относятся, в порядке, который устанавливает сама организация (равномерно, пропорционально объему продукции и т.д.) (п. 65 Положения о ведении бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Пример 1. Организация "Феникс" в сентябре 2014 г. приобрела комплект всесезонных шин для автомобиля. В этом же месяце шины переданы в эксплуатацию взамен изношенных. За четыре покрышки было уплачено 43 500 руб., в том числе НДС - 6635,6 руб.
В бухгалтерском учете проводки будут следующими:

- 36 864,4 руб. (43 500 - 6635,6) - оприходованы шины на склад;
Дебет 19 Кредит 60
- 6635,6 руб. - отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 43 500 руб. - перечислены денежные средства за шины;
Дебет 68 Кредит 19
- 6635,6 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 20 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины",
- 36 864,4 руб. - стоимость шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Пример 2. Дополним данные примера 1: учетной политикой организации предусматривается списание стоимости шин равномерно, пропорционально их месячному пробегу. Среднестатистический пробег шины - 43 000 км, К1 - 0,95 (эксплуатация шин ведется на дорогах третьей категории), К2 - 0,95 (автомобиль используется на автомобильных дорогах общегосударственного, республиканского и местного значения), за сентябрь автомобиль на новых шинах проехал 3852 км.
Норма эксплуатационного пробега шины Hi составит 38 807,5 км (43 000 км x 0,95 x 0,95). Поскольку в сентябре пробег на новых шинах составил 3800 км, то в расходах по обычным видам деятельности организация может учесть 3609,73 руб. (36 864,4 руб. : 38 807,5 км x 3800 км).
Установка шин на автомобиль в бухгалтерском учете сопровождается записью:
Дебет 97 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины",
- 36 864,4 руб. - стоимость шин учтена в расходах будущих периодов.
В последний же день сентября осуществляется частичное списание стоимости установленных шин проводкой:
Дебет 20 Кредит 97
- 3609,73 руб. - часть стоимости шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Учет сезонной резины

Снятые с транспортного средства сезонные шины в связи с завершением данного сезона приходуются на склад. Они не относятся к:
- неиспользованным материалам, поскольку находились в эксплуатации;
- возвратным отходам, так как они не утратили своих потребительских свойств.
В обоих случаях материалы приходуются на счете 10 (п. 112 Методических указаний по учету МПЗ).
Поскольку по окончании сезона эксплуатации шины возвращаются на склад уже частично изношенными, то организация вправе восстановить на счете 10, субсчет "Автошины в запасе", "Сезонные шины", неполную стоимость приобретения автомобильных шин - уменьшенную с учетом степени износа. При таком способе учета степень износа автомобильных шин может определяться пропорционально пробегу шины.
Для того чтобы рассчитать стоимость шин, возвращенных на склад, необходимо определить пробег автомобильных шин за время их фактической эксплуатации. Если ведется упомянутая выше карточка учета работы автомобильной шины, то данные берутся из нее. Если же таковую организация не ведет, то остается обратиться к путевым листам, выписанным на автомобиль в сезоне, и выбрать из них требуемую информацию. После чего искомый показатель определяется по формуле:

Свш = (Nпр. ш - Fпр) : Nпр. ш x Сш,

где Свш - стоимость возвращаемой на склад шины;
Nпр. ш - норма пробега шины;
Fпр - фактический пробег;
Сш - стоимость шины.
Корреспондирующий же счет при оприходовании сезонных шин зависит от варианта списания их стоимости при установлении. Если осуществлялось единовременное списание при передаче, то корреспондируют счета учета затрат 20, 26, 44 (то есть производится уменьшение затрат на производство или расходов на продажу текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин). Если же списание осуществлялось равномерно, то кредитуется счет 97.

Пример 3. Фирма "Меркурий" весной 2014 г. приобрела легковой автомобиль с летним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях. В октябре текущего года был приобретен комплект зимней резины (5 шт.) за 53 100 руб. (в т.ч. НДС - 8100 руб.). В ноябре эта резина была установлена на автомобиль.
Согласно учетной политике стоимость летних и зимних шин списывается равномерно в периоде их эксплуатации. Норма эксплуатационного пробега шин - 62 000 км, К1 - 0,95 (категория условий эксплуатации - III), К2 - 1 (особых условий работы автомобиля в организации не существует). С ноября по март включительно автомобиль на зимних шинах проехал 14 800 км, из них в марте - 3500 км.
Норма эксплуатационного пробега данных шин составляет 58 900 км (62 000 x 0,95 x 1).
При снятии зимних шин за март организация вправе учесть в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимней резины - 2674,02 руб. (45 000 руб. / 58 900 км x 3500 км).
Стоимость же зимних шин, по которой они оприходуются при передаче на склад, - 33 692,7 руб. (45 000 руб. : 58 900 км x (58 900 км - 14 800 км)).
В учете бухгалтер отразит следующие проводки:
в октябре 2014 г.
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", Кредит 60
- 45 000 руб. (53 100 - 8100) - оприходован на склад комплект зимней резины;
Дебет 19 Кредит 60
- 8100 руб. - отражен НДС;
Дебет 68 Кредит 19
- 8100 руб. - предъявлен НДС в вычету.
в ноябре 2014 г.
Дебет 97 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе",
- 45 000 руб. - переданы в эксплуатацию шины.
Комплект летней резины, снятый с автомобиля, передается на склад. Но поскольку стоимость этих шин учтена в первоначальной стоимости транспортного средства, то приходуются они независимо от пробега по нулевой стоимости.
В последние дни ноября, декабря, января и февраля бухгалтерией осуществляется списание на счет затрат части стоимости зимних шин. Списываемые величины определяются пропорционально месячному пробегу автомобиля:
Дебет 26 Кредит 97
- списана часть стоимости зимних шин.
в марте 2015 г.
Дебет 26 Кредит 97
- 2675,94 руб. - учтена в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимних шин;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", Кредит 97
- 26 427,52 руб. - отражена стоимость зимних шин, переданных на склад.
Установка летней резины отражается только в аналитическом учете, поскольку ее стоимость учтена в первоначальной стоимости автомобиля.

Налоговый учет

В налоговом учете приобретаемое организацией транспортное средство учитывается как единый инвентарный объект. Следовательно, стоимость шин, установленных на автомобиле, и "запаски" включается в его первоначальную стоимость (ст. 257 НК РФ).
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются. Учитываются же они в расходах на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Эти расходы на эксплуатацию (покупку запасных шин) признаются для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Замена сезонных шин также отнесена к расходам на содержание основного средства. Следовательно, затраты на приобретение нового комплекта шин включаются в материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Эти расходы компаниям, использующим метод начисления, надлежит признавать на дату передачи их в эксплуатацию, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Уменьшенная стоимость сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете не отражается.
Напомним, что сумму материальных расходов необходимо уменьшать на стоимость:
- возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ);
- остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ).
При этом остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины же, снятые с транспортного средства, ни к возвратным отходам, ни к остаткам запасов не относятся.
В результате при варианте единовременного списания стоимости шин при их установлении величины расходов, учитываемых в бухгалтерском учете при определении прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль, в момент оприходования снятых шин на склад будут разниться. А это обязывает организацию обратиться к нормам Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Возникающая разница в расходах в бухгалтерском учете признается налогооблагаемой временной, поскольку приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
На основании этой разницы формируется отложенное налоговое обязательство (п. п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02).
Налогооблагаемая временная разница также возникает, если в бухгалтерском учете используется вариант равномерного списания стоимости шин.

Продолжение примера 2. В налоговом учете стоимость установленных шин, 36 864,4 руб., будет включена в расходы, уменьшающие полученные доходы при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2014 г.
Разница в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учетах, - 33 254,67 руб. (36 864,4 - 3609,73) - является налогооблагаемой временной.
Исходя из этого организация в последний день сентября осуществляет дополнительную запись:
Дебет 68, субсчет "Налог на прибыль", Кредит 77
- 6650,93 руб. (33 254,67 руб. x 20%) - начислена сумма отложенного налогового обязательства.
Начиная с октября ежемесячно при списании в бухгалтерском учете в расходы части стоимости установленных шин будет частично погашаться отложенное налоговое обязательство:
Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль",
- уменьшена (погашена) сумма отложенного налогового обязательства.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Приобретенные для замены автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. Приемка шин производится в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290, и Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 (далее - Правила № 52).

Технические характеристики автомобильных шин, безусловно, важны для водителей, механиков и обслуживающего персонала, бухгалтеров же интересуют их предназначение и особенности эксплуатации. По этим показателям их можно разделить на автошины постоянного использования (всесезонные покрышки) и периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина). Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но тем не менее в целях экономии организации нередко «обувают» автомобили во «всесезонку», на которой водители проезжают не одну тысячу километров. После того как пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение покрышек, они подлежат замене. Учет шин на складе ведется по количеству, размерам, моделям, маркам резины и стоимости. Учет новых и бывших в употреблении шин организуется обособленно.

Рассмотрим особенности бухгалтерского учета замены каждого из указанных видов автомобильных шин.

Учет всесезонной резины

Стоимость автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента), находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве, поступающих вместе с новым автомобилем (или прицепом), входит в его первоначальную стоимость и учитывается на счете 01 «Основные средства».

Стоимость шин, приобретаемых организацией для замены изношенных или испорченных, учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части». При этом Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция № 89), рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и обороте. Поэтому целесообразно вести обособленный учет резины, подлежащей восстановлению и ремонту. Для учета стоимости шин к счету 10-5 в учетной политике организации могут быть предусмотрены субсчета второго и третьего порядка, например:

- «Автомобильная резина в запасе» (счет 10-5-3-1);

- «Автомобильная резина в обороте» (счет 10-5-3-2);

- «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению» (счет 10-5-4).

Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При приобретении шин за плату фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат организации (п.25 главы 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114).

В бухгалтерском учете приобретение автомобильных шин отражается следующим образом (здесь и далее цифры условные):


Отметим, что в организациях, имеющих большое количество транспортных средств, на субсчете «Автомобильные шины в обороте» помимо шин, непосредственно находящихся на колесах транспортных средств, учитываются и шины, выданные в запас, а также находящиеся в обороте службы технической эксплуатации и в отведенных местах их хранения.

Порядок заполнения карточки учета работы автомобильной шины

На каждую шину организация заводит карточку учета работы автомобильной шины. Ее форма приведена в приложении 17 к Правилам № 52, которые являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории Республики Беларусь.

Карточка заводится на каждую шину, в т.ч. и на те, что были учтены в первоначальной стоимости автомобиля. В нее заносится информация о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вноситься ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в карточке учета указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка - в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или рекламацию.

Порядок заполнения карточки следующий:


КАРТОЧКА УЧЕТА

работы автомобильной шины

(новой , восстановленной, бывшей в эксплуатации -

нужное подчеркнуть)

Обозначение шины 175 R/6C Модель шины БИ 522

ГОСТ или ТУ на шину ТУРБ 147621133.104-97 Заводской номер 3007БЕЛ 090144

(записываются все
цифры и буквы)

Норма слойности или индекс грузоподъемности 101/99N

Гарантийная/эксплуатационная норма пробега 40 000

Стоимость комплекта шин 78 550 руб.

Предприятие - изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие восстановленной шины ОАО «Белшина»

Наименование автотранспортного предприятия ОДО «Астра»

Модель автомобиля (прицепа), его государственный номер Дата Пробег шины, тыс.км Техни-чес-кое со-стоя-ние шины при уста-новке При-чины сня-тия
шины с экс-плуа-тации
Подпись
водителя
установки сня-
шины на ходовое или запасное колесо автомобиля тия шины с авто-мо-биля за месяц с на-чала экс-плуа-та-ции
ГАЗ 33021 25-48 КМ 20.04.2008 2 035 2 035 новая Петров Э.Н.

Ответственный за учет работы шины Трифан Трифан В.А.

Заключение комиссии по определению

пригодности шины к эксплуатации

Председатель комиссии Иванов Иванов А.П.

Члены комиссии Левин Левин О.А.

Сидоренко Сидоренко Е.Н.

Примечания.

1. Карточка учета заводится на каждую шину, поступившую в автопредприятие с указанием ее стоимости.

2. Заполнение всех граф карточки обязательно.

Отражение в учете замены шин

В приложении 33 к Правилам № 52 для каждой марки шины установлена эксплуатационная норма пробега одной шины в тысячах километров. Согласно п.132 Правил № 52 владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешается снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации. Величины снижения или повышения нормы пробега шин устанавливаются приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств).

При передаче шин в эксплуатацию формулировка может быть следующей: «для замены изношенной или пришедшей в негодность по другим причинам резины»; «для сезонной смены летней резины на зимнюю или же зимней на летнюю».

Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам (подп.1.3.13 п.1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса РБ от 03.06.1998 № 110-Ц). Расходы на поддержание в рабочем состоянии автотранспортных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат согласно п.20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (в редакции постановления Минфина РБ от 29.12.2007 № 207), и подп.2.2.6.2 п.2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом РБ 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином РБ 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300. В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных. Поэтому в этом случае в бухгалтерском учете производятся следующие записи:


Учет сезонной резины

При достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и снятию с учета. Однако снятие летних шин с автомобиля в начале зимы не влечет вывод их из эксплуатации и сдачу в утиль, если они по техническому состоянию пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном их износе и выбытии.

Замена летних шин на зимние и наоборот является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, и назвать это ремонтом нельзя, так как не происходит выбытия изношенных шин. Поэтому данную операцию можно рассматривать как связанную с содержанием автомобиля. Возникает вопрос: каким образом ее учесть? Поскольку в нормативных документах прямо не указаны способы ведения бухгалтерского учета операций по замене сезонных шин, организация вправе самостоятельно разработать порядок учета и закрепить его в учетной политике. Рассмотрим несколько вариантов учета.

Первый вариант. По общему правилу по мере отпуска материалов со склада в эксплуатацию они списываются со счетов учета материальных ценностей на счета учета затрат на производство. В бухгалтерском учете стоимость шин, изначально учтенных в составе материалов, списывается на расход единовременно в момент установки и в дальнейшем не подлежит корректировке при смене сезона исходя из фактического времени их эксплуатации до достижения ресурса пробега.

Например, организация в ноябре приобрела и установила на автомобиль комплект зимних шин стоимостью 392 750 руб. (в т.ч. НДС - 70 695 руб.). В учете сделаны записи:


В данной ситуации возврат летних шин на склад в бухгалтерском учете не отражается, а фиксируется в карточках учета работы автомобильной шины с указанием даты и причины снятия их с автомобиля.

Второй вариант. Согласно Инструкции № 89 при возврате подразделениями на склад неиспользованных материалов, ранее списанных в производство, их стоимость необходимо отнести на уменьшение соответствующих затрат. То есть при возврате на склад летних шин по окончании сезона на их стоимость следует уменьшить расходы организации. Снятые шины можно оценить по сложившейся на дату возврата стоимости исходя из цены их возможного использования с учетом данных о фактическом пробеге.

Рассмотрим порядок отражения в учете по второму варианту, используя данные предыдущего примера. При этом организацией перед весенне-летним сезоном был приобретен комплект летних шин стоимостью 314 200 руб. (сумма НДС - 56 556 руб.). По окончании сезона шины заменили на зимние. Их пробег за летнее время составил 13 000 км.

В соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02 летние шины белорусского производства для автомобиля ГАЗ 33021 с типоразмером 175 R/6C списываются после пробега 40 000 км.

Цена возможного использования шин рассчитывается с учетом износа, который определяется исходя из отношения фактического и нормативного пробега.

Износ составляет: 13 000 км / 40 000 км х 314 200 руб. = 102 115 руб.

Таким образом, цена возможного использования шин составит 212 085 руб. (314 200 руб. - 102 115 руб.).

В учете при этом производятся следующие записи:


Третий вариант. Сезонный характер эксплуатации шин предполагает факт их временного использования. Поскольку Инструкцией № 89 предусмотрен учет переданных в эксплуатацию шин на счете 10 «Материалы», к нему могут быть открыты, например, субсчета 10-5-3-1 «Автомобильные шины в запасе» и 10-5-3-2 «Автомобильные шины в эксплуатации». До достижения нормы эксплуатационного пробега учет шин можно вести с отражением на соответствующих субсчетах. То есть списывать автомобильные шины на счета учета затрат можно после того, как шины достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя. В учете эти операции отражаются следующими записями:


Четвертый вариант. Отражая сезонность применения шин, организация может списывать затраты на приобретение шин равномерно в течение периода их эксплуатации на основании данных о фактическом ежемесячном пробеге шин, производя расчет по формуле:


сумма затрат = стоимость шин / норматив пробега х фактический пробег за отчетный период.


Например, в мае пробег составил 2 035 км.

В бухгалтерской справке будет отражен следующий расчет: 314 200 руб. х 2 035 км / 40 000 км = 15 985 руб., и в течение сезона на последнее число каждого месяца часть стоимости шин будет списываться на счета учета затрат. В учете будет отражено:


Учет изношенной резины

Определение технического состояния шин, подлежащих списанию, производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. Комиссия устанавливает возможность их восстановления или полную непригодность. По преждевременно выбывшим шинам комиссии также необходимо установить причины и виновных в этом лиц. Как было сказано выше, на каждую предъявляемую к списанию автошину должна быть полностью заполнена карточка учета работы. Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин содержатся в приложении 33 к Правилам № 52. После достижения пробега автомобильных шин нормативной величины они подлежат замене в обязательном порядке в целях безопасности дорожного движения. Однако преждевременный износ шин также не допускается.

Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. При этом они оцениваются по цене возможного применения и учитываются на субсчете 10-5-3-3 «Автомобильная резина, подлежащая восстановлению».

При передаче шин для восстановления их стоимость переносится на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Полученные восстановленные шины принимаются к учету по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление.

В журнале "Налоговая политика и практика" опубликованы подробные разъяснения об учете расходов предприятия на замену автомобильных шин.

Во время покупки нового автомобиля, как правило, стоимость шин, которые установлены на ходовые и запасные колеса, входит в базовую комплектацию автомобиля. В технических документах, прилагаемых к авто, шины выделены в качестве отдельных опций перечня комплектации. К тому же, как отмечается в статье, без указания их стоимости. Также авторы напоминают, что , а также то, что рассчитывая налог на прибыль, в составе всех связанных с производством товара и его реализацией расходов, вы .

Вследствие того, что в первичных документах покупки и в договоре купли-продажи, которые выдаются организации-покупателю, указывается только общая цена автомобиля, и поскольку стоимость шин на ходовых и запасных колесах в учете выделить из общей цены автомобиля невозможно, то стоимость всех шин включается в первоначальную стоимость автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля периодически возникает необходимость покупки шин, уже отдельно от автомобиля. А из-за того, что автомобильные шины относятся к наиболее быстро изнашивающимся комплектующим для транспортных средств, и замена их неизбежна как при их износе или повреждении, так и при смене сезонов, то покупать их приходится часто.

Учитывается стоимость нового комплекта автомобильных шин, которые используются для замены изношенных или при их сезонной замене, а также дисков для шин, в составе материальных расходов или расходов на содержание служебного транспорта предприятия. При этом учет стоимости шин и дисков в составе косвенных расходов происходит на дату передачи их в эксплуатацию на автомобиль.

Налоговый Кодекс России для обоснования расходов по замене при износе шин не содержит требований о подсчете пробега каждой автомобильной шиной. И все же налогоплательщику следует помнить, что в налоговом учете признаются только обоснованные и подтвержденные документами расходы. Во избежание споров с налоговиками организации заранее необходимо разработать нормы эксплуатации автомобильных шин.
Разрабатывать такие нормы, можно, опираясь на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), которые были утверждены Министерством транспорта России 04.04.2002, а можно установить собственные нормы. Главное при этом руководствоваться здравым смыслом и опираться на принцип экономической оправданности затрат.

Операции, связанные с приобретением, использованием и заменой шин, должны быть подтверждены документами.
Такими документами могут быть как порядок учета автомобильных шин, так и карточка учета работы автомобильной шины, в которой отражен пробег.

Порядок учета автомобильных шин должен быть одним из приложений к учетной политике организации. В нем должны быть в качестве приложения разработанные нормы пробега и акт о выбытии (утилизации) шин. Данный акт составляется сотрудниками организации (например, завхозом, водителем, руководителем транспортной службы и т.п.). Исходя из требований ч. 2 ст. 9 закона о бухучете, форму акта следует разработать и утвердить на предприятии. Таким же образом следует поступить и относительно карточки учета работы автомобильной шины. Форму карточки самостоятельно может разработать организация, опираясь на форму, приведенную в приложении 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, которые утверждены распоряжением Министерства транспорта России № АК-9-р1 от 21.01.2004.

Уменьшать материальные расходы на стоимость шин при сезонной замене не следует, поскольку они не относятся ни к возвратным отходам, ни к остаткам материально-производственных запасов, которые на конец месяца не были использованы в производстве. Не стоит забывать, что



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков