Система зажигания зил. Устройство контактно транзисторной системы зажигания Зил 130 электронное зажигание схема с расшифровка

Система зажигания зил. Устройство контактно транзисторной системы зажигания Зил 130 электронное зажигание схема с расшифровка


Зажигание батарейное, контактно-транзисторное. Схема включения приборов зажигания показана на .

В систему зажигания входят катушка зажигания, распределитель, транзисторный коммутатор, добавочное двухсекционное сопротивление, провода высокого напряжения, свечи, а также выключатель зажигания.

Катушка зажигания находится под капотом на переднем щите кабины. Она имеет два выводных зажима обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за правильностью присоединения проводов. К выводу „К" () надо подсоединить провода от одноименных выводов коммутатора и добавочного сопротивления, к выводу без маркировки - провод от коммутатора.

Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо. На хомуте катушки зажигания Б114-Б имеется надпись „Только для транзисторной системы".

Добавочное сопротивление, состоящее из двух последовательно соединенных сопротивлений, установлено рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером одно из сопротивлений последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, чем достигается увеличение напряжения в момент пуска.

Необходимо следить за правильностью подсоединений проводов к выводам добавочного сопротивления: к выводу „ВК" должен быть присоединен провод от стартера, к выводу „ВК-Б" - провод от выключателя системы зажигания, а к выводу „К" - провод от вывода катушки зажигания.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера предназначен для включения и выключения цепей зажигания и стартера. Установлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксированных.

В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется в замок и вынимается из него. Положение I - включен вывод „КЗ" (зажигание) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II - включены выводы „КЗ" (зажигание) и „СТ" (стартер) поворотом ключа по часовой стрелке. Положение II нефиксированное; возврат в положение I осуществляется пружиной после снятия усилия с ключа.

Распределитель () восьмиискровой, работает совместно с катушкой зажигания Б114-Б, предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам.

Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора. На корпусе распределителя Р137 прикреплена фирменная табличка с надписью „Только для транзисторной системы зажигания".

Если по каким-либо причинам распределитель зажигания должен быть на автомобиле заменен, то вместо распределителя Р137 можно использовать также распределители Р4-В или Р4-В2, сняв с них предварительно конденсатор.

При контактно-транзисторной системе зажигания контакты прерывателя нагружены только током управления транзистора, а не полным током катушки зажигания, поэтому почти полностью устраняется подгорание и эрозия контактов и их не нужно зачищать абразивом.

Следует особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как ток, разрываемый ими, весьма мал и при контактах, покрытых пленкой масла или окиси, он не сможет пробить пленку.

При замасливании контактов необходимо их промывать чистым бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то контакты нужно „засветлить", т. е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой, не допуская при этом съема металла, так как это сокращает срок службы контактов.

Провода высокого напряжения марки ПВВ, идущие от распределителя к свечам, имеют изоляцию из полихлорвинилового пластиката и металлическую жилу.

В наконечниках проводов со стороны свечей предусмотрены демпфирующие сопротивления (8000-12 000 Ом).

Свечи зажигания неразборные, с резьбой М14Х1.25 мм.

Не следует допускать продолжительной работы двигателя на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и длительного движения автомобиля с небольшой скоростью на пятой передаче, так как при этом юбочка изолятора свечи покрывается копотью, возникают перебои в работе свечи (при последующих пусках холодного двигателя) и поверхность изолятора увлажняется топливом.

При закопченных свечах (когда на юбочках изолятора копоть сухая) пуск холодного двигателя затрудняется; при увлажненной топливом поверхности изолятора пуск двигателя невозможен.

Исправная работа свечей в большой степени зависит от теплового состояния двигателя. При низкой температуре воздуха двигатель нужно утеплять (использовать утеплительный капот, закрывать жалюзи радиатора).

После пуска холодного двигателя не следует сразу трогать автомобиль с места, так как при недостаточном прогреве свечей могут появиться перебои в их работе.

При движении автомобиля после продолжительной стоянки перед переходом на высшие передачи нужно применять длительные разгоны.

Свечи работают с перебоями при несоблюдении правил пуска двигателя или когда во время движения допускают обогащение рабочей смеси топливом путем прикрытия воздушной заслонки карбюратора.

При появлении перебоев в работе свечей нужно прочистить их и проверить зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,85-1 мм (при эксплуатации зимой рекомендуется уменьшить зазор до 0,6-0,7 мм).

Чтобы отрегулировать зазор между электродами, надо подгибать только боковой электрод. При подгибании центрального электрода разрушается изолятор свечи.

Неисправная работа свечей - одна из причин разжижения масла в картере двигателя. При обнаружении разжиженного масла его необходимо заменить, а свечи проверить и устранить неисправность.

При техническом обслуживании автомобиля необходимо выполнять следующее:

1. Проверять крепление проводов к аппаратам зажигания.

2. Очищать от грязи и масла поверхности распределителя, катушки, свечей, проводов и особенно клеммы проводов.

3. Так как контактно-транзисторная система зажигания развивает более высокое вторичное напряжение, чем стандартная, следует тщательно следить за чистотой внутренней и внешней поверхностей крышки распределителя во избежание образования перекрытий между выводами высокого напряжения. Нужно протирать крышку снаружи и внутри чистой тряпкой, смоченной в бензине, а также протирать электроды крышки, ротор и пластину прерывателя.

4. Проверять и в случае необходимости регулировать зазор между контактами прерывателя, который должен быть равен 0,3-0,4 мм.

Зазор необходимо регулировать в следующем порядке: повернуть валик распределителя так, чтобы установился наибольший зазор между контактами; ослабить винт, крепящий стойку неподвижного контакта; повернуть отверткой эксцентрик так, чтобы в зазор между контактами плотно входил щуп толщиной 0,35 мм, не отжимая рычажок; затянуть винт; проверить зазор чистым щупом, предварительно протерев его смоченной в бензине тряпочкой.

Во избежание поломки ребер, центрирующих крышку распределителя в корпусе, необходимо при снятии крышки освобождать обе пружинные защелки, крепящие ее. Крышку нельзя перекашивать.

5. Заливать (в сроки, указанные в таблице смазки) во втулку кулачка, в ось рычага прерывателя, на фильц смазки кулачка масло, применяемое для двигателя. Для смазки валика распределителя нужно проворачивать крышку колпачковой масленки, заполненной консистентной смазкой, на 1/2 оборота.

Слишком обильная смазка втулки, кулачка и оси рычага прерывателя вредна, так как возможно забрызгивание контактов маслом, что вызывает образование нагара на контактах и перебои в зажигании.

6. Через одно ТО-2 или в случае возникновения перебоев в работе системы зажигания осмотреть свечи. При наличии нагара очистить их, проверить и отрегулировать зазор между электродами, подтягивая боковой электрод.

При ввертывании свечей в те гнезда, доступ к которым не вполне свободен, для обеспечения правильного направления резьбовой части целесообразно использовать ключ. Для этого свечу вставляют в ключ и слегка заклинивают в нем кусочком дерева (хотя бы спичкой), чтобы она не выпала из ключа. После того как свеча ввернута в гнездо и затянута, ключ с нее снимают. Момент затяжки свечи 3,2-3,8 кгс-м (32-38 Н-м).

7. Катушка зажигания, добавочное сопротивление и транзисторный коммутатор не нуждаются в специальном уходе. В процессе эксплуатации по мере необходимости надо протирать пластмассовую крышку катушки и оребренную поверхность корпуса коммутатора, а также следить за исправностью проводки и надежностью крепления наконечников к зажимам катушки, сопротивления и коммутатора.

8. Следует также проверять надежность фиксации проводов высокого напряжения в гнездах крышки распределителя и катушки зажигания, особенно центрального провода, идущего от катушки к распределителю.

Транзистор и большинство других узлов транзисторного коммутатора залиты эпоксидной смолой, поэтому коммутатор разборке и ремонту не подлежит.

При возникновении каких-либо неисправностей в работе системы зажигания нельзя менять местами провода, присоединенные к коммутатору или к сопротивлению.

В момент пуска двигателя одна из секций добавочного сопротивления замыкается накоротко, так как питание к коммутатору подается в это время по проводу, соединяющему вывод „КЗ" тягового реле стартера со средним выводом „ВК" добавочного сопротивления. Этим компенсируется снижение напряжения на аккумуляторной батарее во время пуска двигателя из-за заряда ее током большой силы (это снижение напряжения особенно заметно зимой при пуске непрогретого двигателя). В случае короткого замыкания в проводе или при неисправности контактной системы тягового реле одна из секций сопротивления СЭ107 имеет большую силу тока; сопротивление перегревается и может перегореть.

Если сопротивление или его вывод „ВК" сильно перегреется, надо отсоединить провод от сопротивления и обмотать наконечник этого провода изоляционной лентой. Присоединить провод можно только после тщательной проверки всей цепи и устранения неисправности, вызывавшей большой нагрев сопротивления.

Если сопротивление СЭ107 (или одна из его секций) перегорело, нельзя допускать движения автомобиля с перемычкой, замыкающей накоротко сгоревшую часть сопротивления, так как при этом может выйти из строя транзисторный коммутатор.

При большом вторичном напряжении, развиваемом контактно-транзисторной системой зажигания, увеличение зазора в свечах (даже до 2 мм) не вызывает перебоев в работе зажигания. Однако в этом случае изоляционные детали высокого напряжения системы (крышка распределителя и катушки зажигания, изоляция вторичной обмотки катушки и т. п.) длительное время оказываются под повышенным напряжением и выходят преждевременно из строя. Поэтому необходимо проверять и в случае необходимости регулировать зазоры в свечах, устанавливая рекомендованный инструкцией зазор (0,85-1 мм).

Предупреждения:

1. Нельзя оставлять зажигание включенным при неработающем двигателе.

2. Нельзя разбирать транзисторный коммутатор.

3. Нельзя менять местами провода, подключенные к коммутатору или сопротивлению.

4. Нельзя замыкать накоротко сопротивление или его части перемычками.

5. Необходимо поддерживать нормальный зазор в свечах зажигания.

6. Необходимо следить за правильностью включения аккумуляторной батареи на автомобиле.

Установка зажигания при сборке двигателя или на двигателе, с которого снимался привод распределителя

Установку зажигания () необходимо производить в следующем порядке:

1. Вывернуть свечу первого цилиндра (номера цилиндров отлиты на впускной трубе).
2. Установить поршень первого цилиндра перед в.м.т. хода сжатия, для чего:

Закрыть отверстие для свечи бумажной пробкой и провернуть коленчатый вал до выталкивания пробки;

Продолжая медленно поворачивать коленчатый вал, совместить метка 2 на шкиве коленчатого вала с риской у цифры 9 (опережение зажигания 9° до в.м.т.) на выступе указателя 1 установки зажигания.

3. Расположить паз на верхнем торце вала привода распределителя () так, чтобы он находился на одной линии
с рисками 3 на верхнем фланце 4 корпуса привода распределителя.

4. Вставить привод распределителя в гнездо в блоке цилиндров, обеспечивая к началу зацепления шестерен соосность
отверстий под болты в нижнем фланце 2 корпуса привода и резьбовых отверстий в блоке. После установки привода распредели
теля в блок угол между пазом на валу привода и линией, проходящей через отверстия на верхнем фланце, не должен превышать
±15°, а паз должен быть смещен к передней части двигателя.

Если угол отклонения паза превышает ±15°, то следует переставить шестерню привода распределителя на один зуб относительно шестерни на распределительном валу, что обеспечит после установки привода в блок величину угла в заданных пределах. Если при установке привода распределителя между его нижним фланцем и блоком остается зазор (что свидетельствует о несовпадении выступа на нижнем конце вала привода с пазом на валу масляного насоса), то необходимо провернуть коленчатый вал на два оборота, одновременно надавливая на корпус привода распределителя.

После установки привода в блок следует удостовериться в совпадении метки 2 () на шкиве коленчатого вала с риской у цифры 9 на указателе 1 установки зажигания, расположении паза в пределах угла ±15° и в его смещении к передней части двигателя. Выполнив перечисленные условия, привод необходимо закрепить.

5. Совместить указательную стрелку верхней пластины 12 () октан-корректора с риской 0 шкалы на нижней пластине 22 и это положение зафиксировать гайками 20.

6. Ослабить затяжку болта 11 крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора так, чтобы корпус распределителя провертывался относительно пластины с некоторым усилием, и расположить болт посередине овальной прорези. Снять крышку и установить распределитель в гнездо привода так, чтобы вакуум-регулятор был направлен вперед (электрод ротора должен находиться под контактом первого цилиндра на крышке распределителя и над зажимом вывода низкого напряжения на корпусе распределителя). При данном положении деталей проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя.

7. Установить момент зажигания по началу размыкания контактов, которое можно определить при помощи контрольной лампы напряжением 12 В (сила света лампы не более 1,5 св), присоединенной к выводу низкого напряжения распределителя и массе корпуса.

Для установки момента зажигания следует:

а) включить зажигание;

б) медленно поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до положения замкнутого состояния контактов прерывателя;

в) медленно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до момента загорания контрольной лампы. При этом
для устранения всех зазоров в сочленениях привода распределителя следует отжимать ротор также в направлении против часовой стрелки.

В момент загорания контрольной лампы вращение корпуса прекратить и мелом отметить взаимное расположение корпуса распределителя и верхней пластины октан-корректора.

Правильность установки момента зажигания проверить повторным выполнением пунктов а и б и в случае совпадения меловых отметок осторожно вынуть распределитель из гнезда привода, затянуть болт крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора (не нарушая взаимного расположения меловых отметок) , и вновь вставить распределитель в гнездо привода.

Болт крепления распределителя к пластине можно затянуть, не вынимая распределитель из гнезда привода, если применить специальный ключ с укороченной рукояткой.

8. Установить на распределитель его крышку и присоединить провода высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком зажигания цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8), учитывая, что ротор распределителя вращается по часовой стрелке.

Момент зажигания в двигателях, с которых снимали распределитель, но не снимали его привод, следует устанавливать в соответствии с указанием пп. 1-3, 6-8.

Установку зажигания на двигателе необходимо уточнять с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) следующим образом:

1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью 30 км/ч.

2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч; при этом надо прислушиваться к работе двигателя.

3. При сильной детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указательную стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком „ -".

4. При полном отсутствии детонации на указанном в п. 2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную знаком „ + ".

В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.

Каждое деление на шкале октан-корректора соответствует изменению угла опережения зажигания в цилиндре, равному 4°.

На двигателе установлена экранированная, бесконтактно-транзисторная система батарейного зажигания. Система состоит из катушки, датчика-распределителя, транзисторного коммутатора, свечей и проводов высокого напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а также выключателя зажигания и добавочного резистора, который автоматически замыкается накоротко при пуске двигателя. Схема выключения приборов системы зажигания показана на рис. 81.

Предупреждения.

1. Нельзя оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе на время более 20 мин.

2. Нельзя замыкать накоротко добавочный резистор при пуске и работе двигателя.

4. Запрещается работа системы зажигания с неэкранированным высоковольтным проводом катушки зажигания.

5. Следует поддерживать нормальный зазор в свечах зажигания.

6. Необходимо следить за правильностью включения аккумуляторной батареи; минус аккумуляторной батареи должен быть соединен с массой автомобиля.

7. Запрещается эксплуатировать систему зажигания с не полностью вставленными высоковольтными проводами в гнезда крышки датчика-распределителя и катушки зажигания.

9. Запрещается соединять приборы системы зажигания по схеме, отличающейся от указанной в руководстве по эксплуатации.

12. Не следует без особой необходимости демонтировать и вскрывать приборы системы зажигания.

Датчик-распределитель (рис. 82) - герметичный, экранированный, с центробежным регулятором опережения зажигания. Бесконтактный датчик-распределитель предназначен для управления работой коммутатора и распределения импульсов высокого напряжения по цилиндрам двигателя.

Рис. 82. Датчик-распределитель:

1 - гайка октан-корректора; 2 - масленка; 3 - валик распределителя с автоматом и ротором; 4 - экранированный вывод низкого напряжения; 5 - контактный уголек; 6 - пружина контактного уголька; 7 - вывод высоковольтного провода к катушке зажигания; 8 - крышка экрана; 9 - экран; 10 - крышка распределителя; 11 - бегунок; 12 - сальник; 13 - обмотка; 14 - ротор; 15 - статор; 16 - корпус распределителя; 17 - метка установки зажигания; 18 - регулировочная гайка

Для плавной регулировки угла опережения зажигания в зависимости от сорта применяемого топлива служит октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом к корпусу датчика-распределителя, а вторая - двумя болтами к корпусу привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса распределителя.

Во избежание порчи высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних металлических деталей под влиянием озона, образующегося в результате искрения при работе распределителя, внутренняя полость его принудительно вентилируется. Для этого в корпусе распределителя предусмотрены два отверстия с конической резьбой для подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Вентиляция распределителя осуществляется воздухом, очищенным воздушным фильтром.

Рис. 81. Схема включения приборов системы зажигания:

1 - фильтр; 2 - добавочный резистор; 3 - катушка зажигания; 4 - аварийный вибратор; 5 - датчик-распределитель; 6 - конденсаторный фильтр; 7 - выключатель зажигания; 5 - транзисторный коммутатор; 9 - стартер; 10 - свеча зажигания

Штепсельные разъемы выводов низкого напряжения рассчитаны на провода марки ПГВА сечением 1,5 мм2 с экранирующей оплеткой.

При сборке штепсельного разъема жилу провода ПГВА надо зачистить на длине 9 мм, собрать с деталями провода в контактную втулку, развести концы жилы и припаять их припоем ПОС-40 к контактной втулке без применения кислоты и без сильного нагревания во избежание порчи изоляционной втулки и изоляции провода. Пайка должна выступать над торцом контактной втулки не более чем на 0,5 мм и обеспечивать герметичность запаиваемого отверстия контактной втулки.

При заправке концов экрана нельзя допускать его чрезмерного натяжения. Для закрепления экранирующую оплетку провода надо поместить между шайбами разъема, а имеющиеся на одной из шайб лапки отогнуть на другую шайбу.

Установку провода высокого напряжения следует проводить в таком порядке.

1. Измерить длину провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода. Эта длина должна составлять 70 ... 75 мм.

2. Убедиться в отсутствии дефектов наконечника и надежном его соединении с проводом.

3. Проверить наличие двух уплотнительных резиновых колец на проводе, вставить провод до упора в гнездо крышки катушки зажигания, завернуть штуцер и накидную гайку экранирующего шланга. Если длина провода от конца наконечника до торца накидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода, окажется менее 70 мм, следует заново установить провод. Для этого необходимо:

  • снять крышку экрана распределителя, вынуть провод из центрального гнезда крышки распределителя и, отвернув гайку штуцера шланга, вытащить провод из экрана распределителя;
  • повернуть уплотнительные резиновые кольца на проводе, осторожно перетянуть провод в экранирующем шланге в сторону вывода к катушке зажигания и установить первое от наконечника провода резиновое кольцо на расстоянии 50 мм;
  • вставить провод в гнездо катушки зажигания. Провод должен входить в гнездо до упора;
  • наконечник должен защелкиваться в проточке высоковольтного вывода катушки. Придерживая провод рукой, вставить штуцер и завернуть. Затем передвинуть второе уплотнительное кольцо и завернуть накидную гайку экранирующего шланга;
  • передвинуть уплотнительные кольца и штуцер к накидной гайке экранирующего шланга у высоковольтного вывода распределителя и вставить провод в центральное гнездо крышки распределителя до упора;
  • придерживая провод рукой, вставить штуцер и завернуть. Передвинув второе кольцо, завернуть накидную гайку экранирующего шланга;
  • затянуть штуцеры и накидные гайки на катушке зажигания и распределителе;
  • установить и закрепить крышку экрана распределителя.

По окончании монтажа всех проводов и вентиляционной системы следует проверить и обеспечить завертывание до упора всех гаек низковольтных выводов и вентиляционных штуцеров, а также болтовых соединений распределителя.

При завертывании стяжных болтов, которые крепят крышку экрана и экран, не допускать их чрезмерного перетягивания, так как герметичность стыков крышки с экраном и экрана с корпусом надежно обеспечивается наличием резиновых уплотнительных колец при соприкосновении торцовых металлических поверхностей в местах уплотнения; перетягивание болтов герметичность не улучшит, а неизбежно приведет к срыву резьбы или отрыву головки болта. При ввертывании низковольтных разъемов также не следует допускать их чрезмерной затяжки; герметичность обеспечивается уплотнительными кольцами при завинчивании гаек до упора.

Устанавливая штепсельные разъемы, необходимо следить за правильностью соединений выводов коммутатора и катушки зажигания в соответствии с маркировкой. Монтаж проводят при выключенном зажигании. Завертывая гайки низковольтных разъемов, следует придержать экранирующую оплетку, не допуская ее перекручивания.

Катушка зажигания - герметичная, экранированная, имеет два вывода низкого напряжения, из которых вывод ВК подсоединяется к одному из двух зажимов ВК12 коммутатора, второй вывод Р - к зажиму КЗ коммутатора (см. рис. 81). Катушка зажигания Б118 предназначена для работы только с транзисторным коммутатором ТК200-01 (ТК200). Применение катушек других типов недопустимо.

Катушку зажигания нужно оберегать от механических, повреждений.

Транзисторной коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Аварийный вибратор включается в работу только в аварийном режиме при неисправном коммутаторе. Для этого следует присоединить провод от разъема КЗ коммутатора к разъему вибратора, а заглушку с разъема вибратора поставить на разъем КЗ коммутатора.

Свечи зажигания - экранированные, герметичные, имеют резьбу М14х1,25 на ввертной части корпуса и резьбу М18х1 в верхней части экрана (под накидную гайку шланга). Зазор между электродами свечи должен быть равен 0,5 ... 0,65 мм.

В комплект свечи входят уплотнительная резиновая втулка, герметизирующая ввод в свечу, керамическая изоляционная втулка экрана и керамический вкладыш с встроенным в него демпфирующим резистором 1 ... 7 кОм. Этот резистор предназначен для снижения уровня радиопомех от системы зажигания и уменьшения выгорания электродов свечи.

Контакт провода с электродам вкладыша осуществлен при помощи контактного устройства КУ-20А1. На конец провода высокого напряжения, выходящий из экранирующего шланга, надевают резиновую уплотнительную втулку свечи и затем провод вводят в контактное устройство. Жилу провода, оголенную на длине 8 мм, вставляют в отверстие втулки, развальцованной в донышке керамического стакана контактного устройства, и распушают так, чтобы контактное устройство было зажато на проводе.

Свеча является одним из наиболее ответственных узлов системы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере зависит надежность работы всей системы. При образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к перебоям в работе свечи. Подгорание электродов вызывает повышение пробивного напряжения искрового промежутка свечи, что также приводит к перебоям в работе системы зажигания.

Провода высокого напряжения ПВС-7 имеют двухслойную изоляцию и жилу из семи стальных коррозионно-стойких проволок. Провода заключены в экранирующие герметичные шланги внутренним диаметром 8 мм на участке от свечей к сборным коллекторам и внутренним диаметром 22 мм - от коллекторов к распределителю. Правильная установка провода высокого напряжения в гнездо крышки катушки зажигания имеет важное значение для обеспечения нормальной работы системы зажигания. При работе двигателя с проводом, введенным в гнездо катушки не до упора, происходит искрение между наконечником провода и высоковольтным выводом крышки. В таких случаях возможно выгорание пластмассы в гнезде, снижение электрической прочности пластмассы и даже потеря работоспособности катушки зажигания.

Для обеспечения надежной работы системы зажигания необходимо:

1. Проверить состояние свечей. Проверить зазор между электродами проволочным щупом. Применение плоских щупов недопустимо, так как при их использовании измеренный зазор оказывается меньше фактического. Если искровой зазор больше 0,65 мм, его необходимо отрегулировать подгибанием только бокового электрода. При подгибании центрального электрода разрушается юбочка изолятора свечи. Желательно перед регулировкой зазора слегка зачистить электроды надфилем. Зазор надо отрегулировать в пределах 0,5 ... 0,65 мм. При эксплуатации в зимнее время желательно устанавливать зазор 0,5 мм. Если изолятор свечи покрыт копотью и нагаром, то свечу необходимо очистить на специальном аппарате для чистки свечей. Съемные детали свечи (керамическую изоляционную втулку экрана и вкладыш) следует протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. При ввертывании и вывертывании свечи необходимо пользоваться только свечным ключом. Момент затяжки накидной гайки шланга должен быть не более 25 Н*м (2,5 кгс*м), момент затяжки свечи - не более 35 Н*м (3,5 кгс*м). При монтаже свечи на двигатель нужно проверить наличие и состояние уплотнительного кольца.

Рис. 83. Установка зажигания:

1 - указатель установки зажигания; 2 - шкив коленчатого вала

2. Следить за чистотой датчика-распределителя и его деталей, в особенности изоляционных деталей (крышки, бегунка, вывода и др.). После каждой, даже частичной разборки датчика-распределителя следует обеспечивать его герметичность, правильно укладывая резиновые уплотнительные кольца и затягивая до упора гайки соединений экрана с корпусом, крышки экрана с экраном, высоковольтных штуцеров и низковольтного штепсельного разъема, а также затягивая до упора штуцеры вентиляционных трубок подвода и отвода воздуха, не допуская при этом перетяжки гаек и болтовых соединений. Необходимо следить за надежностью всех соединений деталей экранирования на двигателе, оберегать от поломок пластмассовые детали (крышки, бегунок и уголек в крышке распределителя).

Необходимо следить за тем, чтобы топливо и масло из двигателя не попали в распределитель.

Следует поддерживать герметичность всей системы зажигания. Проверить соединения и плотность закрепления всех разъемов экранирующих шлангов высокого напряжения и штепсельных разъемов проводов низкого напряжения, шлангов вентиляции распределителя, затяжку гаек контактных вилок разъемного коммутатора.

Рис. 84. Установка привода распределителя зажигания:

1 - паз на валу привода распределителя; 2 - нижний фланец корпуса; 3 - риска на верхнем фланце корпуса; 4 - верхний фланец корпуса

3. Провести обслуживание датчика-распределителя, для чего надо:

  • повернуть на один оборот крышку масленки для подачи смазочного материала на валик распределителя;
  • протереть чистой сухой или смоченной в бензине тряпкой бегунок, пластмассовую крышку, статор и ротор распределителя;
  • смазать четырьмя-пятью каплями масла, применяемого для смазывания двигателя, втулку магнита ротора, сняв предварительно бегунок и сальник под ним.

При сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимался привод распределителя, необходимо регулировать зажигание в следующем порядке.

1. Вывернуть свечу первого цилиндра (номера цилиндров отлиты на впускном газопроводе).

2. Установить поршень первого цилиндра перед ВМТ такта сжатия. Для этого надо закрыть отверстие для свечи бумажной пробкой и повернуть коленчатый вал до выталкивания пробки, продолжая медленно поворачивать коленчатый вал, установить метку на шкиве 2 (рис. 83) коленчатого вала напротив метки ВМТ.

3. Расположить паз на верхнем торце вала привода распределителя так, чтобы он находился на одной линии с рисками 3 (рис. 84) на верхнем фланце 4 корпуса привода распределителя, и был смещен влево и вверх от центра вала.

4. Вставить привод датчика-распределителя в блок цилиндров, обеспечивая к началу зацепления зубчатых колес соосность отверстий под болты в нижнем фланце 2 корпуса привода и резьбовых отверстий в блоке. После установки привода распределителя в блок угол между пазом на валу привода с осью отверстий на верхнем фланце не должен превышать 15°, а паз должен быть смещен к переднему торцу блока цилиндров.

Если угол отклонения паза превышает ±15°, следует переставить шестерню привода распределителя на один зуб в нужную сторону относительно шестерни на распределительном валу, что обеспечит после установки привода в блок угол в заданных пределах. Если при установке привода распределителя между его нижним фланцем и блоком останется зазор (что свидетельствует о несовпадении шипа на нижнем конце вала привода с пазом на валу масляного насоса), необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота, одновременно надавливая на корпус привода распределителя.

После установки привода в блок следует удостовериться в совпадении метки на шкиве с риской на указателе зажигания, расположении паза в пределах угла, равного ±15°, и в его смещении к переднему торцу блока двигателя. Выполнив перечисленные условия, привод необходимо закрепить.

5. Повернуть коленчатый вал двигателя на угол, равный установочному углу опережения зажигания. Для этого, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, установить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала между метками 3 и 6 (4,5) на указателе установки момента зажигания.

6. Совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской 0 - шкалы на нижней пластине и это положение зафиксировать гайками.

Освободить болт крепления пластины к датчику-распределителю и вставить датчик-распределитель в корпус привода распределителя так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод бегунка будет находиться напротив провода первого цилиндра на крышке распределителя.

7. Снять крышку экрана, экран и крышку датчика-распределителя; поворотом корпуса распределителя совместить красные метки на его роторе и статоре, отжимая при этом ротор против часовой стрелки для выбора зазоров. В этом положении корпуса затянуть болт крепления верхней пластины октан-корректора и закрепить корпус распределителя.

8. Установить крышку распределителя и экран, проверить правильность установки проводов, подведенных к крышке распределителя в соответствии с порядком работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8).

9. Установку зажигания на двигателях, с которых снимался датчик-распределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод датчика-распределителя, нужно производить в соответствии с указаниями пп. 5 ... 8.

10. Установку зажигания на двигателях, на которых не снимался ни датчик-распределитель, ни его привод, производить в соответствии с указаниями, приведенными в пп. 5, 7 и 8, немного отвернув болт крепления пластины октан-корректора к датчику-распределителю.

Для проверки работоспособности системы зажигания необходимо выполнить следующие операции:

а) отвернуть винты крепления крышки экрана и снять ее;

б) вынуть провод, идущий от катушки зажигания, из центрального гнезда крышки распределителя, установив его с зазором не более 10 мм между концом провода и массой;

в) включить зажигание, через 15 ... 30 с выключить зажигание, при этом в зазоре должен наблюдаться искровой разряд;

г) проверить наличие искрового разряда в зазоре при вращении коленчатого вала двигателя стартером в течение не более 10 с или пусковой рукояткой с частотой вращения не менее 40 мин^-1. Наличие искрового разряда подтверждает исправность приборов системы зажигания.

11. Проверить работу системы зажигания в аварийном режиме, для чего следует:

а) пересоединить провод от разъема КЗ коммутатора на разъем аварийного вибратора, а заглушку с вибратора установить на разъем КЗ коммутатора.

б) пустить двигатель на 3 ... 5 мин. После остановки двигателя перевести систему зажигания на рабочий режим.

12. Установив момент зажигания, привести его в соответствие с сортом применяемого топлива при помощи октан-корректора во время дорожных испытаний автомобиля с грузом, масса которого не менее 3000 кг. Во время дорожных испытаний надо выполнить следующие операции:

а) предварительным пробегом автомобиля прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости, равной 75 ... 80 °С, и двигаться по ровному участку пути с твердым покрытием на прямой передаче при установившейся скорости 30 км/ч;

б) резко нажать до отказа педаль управления дроссельными заслонками и, прислушиваясь к работе двигателя, держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость автомобиля не достигнет 50 км/ч. В случае правильной установки момента зажигания при разгоне автомобиля будут прослушиваться легкие детонационные стуки, исчезающие при скорости 40 ... 45 км/ч;

в) если детонационные стуки при разгоне автомобиля не слышны, то следует, вращая гайки октан-корректора, переместить стрелку в сторону знака «+», что приведет к увеличению угла опережения зажигания;

г) если детонационные стуки не исчезают при скорости 40 ... 45 км/ч, следует переместить стрелку его верхней пластины относительно шкалы на нижней пластине в сторону знака «-»; это приведет к уменьшению угла опережения зажигания.

Примечание. Каждое деление на шкале октан-корректора соответствует значению изменения угла опережения зажигания в цилиндре, равному 4°.

Автомобиль – это не просто куча железа и четыре колеса, это набор сложнейших механизмов, которые должны работать идеально синхронно, только при соблюдении этого несложного правила, машина будет заводиться, ехать и останавливаться без проблем. Одной из важнейших систем в любом авто является двигатель, не зря же его называют “сердцем машины”, и тут кроется самое главное, тут воспламеняется топливо и перерабатывается в чистую энергию, а ключевую роль во всем этом принимает система зажигания, ведь без нее не начнется процесс горения.

Давайте же разберемся, как работает данный узел на примере автомобиля ЗИЛ 130, а также рассмотрим всевозможные неисправности и особенности данной системы.

Принцип работы системы зажигания

Система зажигания в автомобиле ЗИЛ 130, да и в любой другой машине с бензиновым двигателем, предназначена для воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре двигателя, посредством подачи искры. Искра эта подается на контакт свечи, а как известно, свечи располагаются в каждом цилиндре двигателя в количестве одной штуки, и работают они поочередно, воспламеняя топливо в строго заданное время.

Если же говорить более подробно, а точнее сказать правильно, то система зажигания в машине отвечает не столько за воспламенение топлива, сколько за подачу искры на контакт свечи, а именно за силу тока этой искры.

Дело тут в том, что аккумулятор в машине способен вырабатывать ток строго определенной силы, такого напряжения не хватит, чтобы поджечь топливовоздушную смесь. Специально для этого была придумана система зажигания, которая призвана увеличить мощность аккумуляторной батареи автомобиля, чтобы та смогла подать в определенную свечу ток такой мощности, которая позволит воспламенить топливовоздушную смесь.

Всего система зажигания в ЗИЛ 130 имеет несколько обязательных требований (обязанностей), с которыми она должна справляться:

  • Подача искры на свечу в нужном цилиндре именно в ту единицу времени, которая задана настройками системы, отвечающими за порядок приведения цилиндров в работу. Ведь если цилиндры будут работать не в строго заданном порядке, машина вряд ли сможет функционировать нормально.
  • Зажигание должно работать с точность до десятых единиц секунды. Имеется в виду, что искра должны образовываться в свече в очень строго заданный момент. Данная настройка трактуется условиями угла опережения зажигания при определенной работе двигателя, зависящих в основном от оборотов. Проще говоря, если искра придет на секунду раньше или позже, завести автомобиль не удастся.
  • Энергия искры – тут все немного сложнее, ведь настройки системы должны совпадать таким образом, чтобы воспламенить горючую смесь определенной плотности, с конкретным соотношением бензина и воздуха.
  • Обобщающим требованием, пожалуй, последним является надежность работы, с которой должна функционировать система зажигания в любой авто. Другими словами, искрообразование является ключом, с которого начинаются все процессы в вашем ЗИЛ 130, воспламенение топлива.

Виды систем зажигания

С тем, какие функции должна выполнять система зажигания мы уже разобрались, однако стоит знать, что существует несколько видов данной системы, а именно 3:

  1. Контактная – устаревший вид системы, который сейчас довольно редко встречается в автомобилях, характерен в основном для старых отечественных машин. В принцип работы этого вида заложено создание электрических импульсов при помощи контактного распределителя;
  2. Бесконтактная – ее также называют транзисторной, а в основу ее работы положен такой прибор, как коммутатор (электромагнитный генератор электрических импульсов);
  3. Электронная – это наиболее современная и дорогая система, использующаяся в новых автомобилях. Она в корне отличается о первых двух и представлена в виде сложного устройства отвечающего не только за момент зажигания, но и за другие не менее важные функции автомобиля.

Рассмотрим принцип работы и основные отличия данных систем более детально.

Контактная система зажигания

Это самый старый вид системы, который до сих пор довольно часто встречается на дорогах нашей страны, из-за большого количества машин старого образца. Этот тип имеет одно очень яркое преимущество – это надежность. Ввиду своей простоты, контактная система крайне редко выходит из строя или претерпевает какие-либо поломки. Но если такой узел сломается, подчинить его не составит никакого труда, ведь детали очень дешевы, да и сам ремонт не отличается особой дороговизной или сложностью.

Данная система состоит из следующих компонентов: аккумулятора, генератора тока, катушки и замка зажигания, свечей, прерывателя и распределителя тока, а также конденсатора. Работает этот механизм просто, система зажигания получает напряжение от генератора и когда такт сжатия цилиндра подходит к концу, на контактах свечи образуется искра, которая позволяет топливу воспламениться.

Бесконтактный тип системы

В большинстве автомобилей встречающихся на дорогах в наше время, если не брать в расчет современные дорогие иномарки, а сконцентрировать внимание на машинах низкой и средней стоимости (все это условно конечно) отечественного производства, установлена бесконтактная система зажигания (транзисторная).

Данный вид имеет некоторые преимущества над первой:

  1. Вырабатываемая искра имеет гораздо большую мощность, которая получается вследствие повышенного напряжения на вторичной обмотке катушки.
  2. Тут имеет место быть электромагнитный генератор, который позволяет обеспечивать стабильную работу и подачу энергии во все узлы, находящиеся под капотом. Это очень благоприятно сказывается на сохранении и выработке большей тяги в двигателе, при этом экономя топливо.
  3. Простота в техническом обслуживании. Единственное обязательно условие для хорошей и продолжительной работы транзисторного зажигания – это регулярное смазывание вала трамблера. Смазывать этот элемент системы требуется каждый раз, после прохождения десяти тысяч километров.

Но есть тут и один неприятный минус – это довольно проблематичный ремонт. Имеется в виду, что для починки потребуется диагностика неполадок, с наличием специального оборудования, так что самостоятельно не удастся решить все проблемы связанные с поломкой.

Электронный тип системы

Эта система зажигания установлена практически на всех современных автомобилях произведенных Европе, Азии и США. Благодаря ее введению в автостроение водители позабыли о проблемах с окислением контактов и сопутствующие им перебои с зажиганием. Угол опережения с этим типом зажигания регулировать значительно проще, вторичное напряжение стало более стабильным, а топливовоздушная смесь в цилиндрах сгорает практически на 100%. Однако ремонт данной системы в домашних условиях осуществить практически нереально, необходимо обращаться в специализированные салоны с передовым оборудованием.

Подытоживая этот раздел, следует сказать, что на автомобиле ЗИЛ 130 стоит именно транзисторная система зажигания, так что проблем с эксплуатацией данной машины, а также при ремонте возникнуть не должно.

Выявление проблем и поломок данной системы

Итак, система зажигания в автомобиле ЗИЛ 130, как и любой механизм, пусть даже на такой грозной, и казалось бы, вечной машине, может ломаться. Но для того, чтобы понять, что именно вышло из строя и как это починить, необходимо знать какие бывают неисправности, об этом и поговорим.

Основными и самыми простейшими признаками того, что с системой зажигания что-то не так, являются следующие:

  • Двигатель запускается с трудом или не с первого раза. Столкнувшийся с данной проблемой сразу определит ее, ведь машина будет тяжело заводиться, а также издавать характерные звуки при повороте ключа зажигания.
  • Потеря оборотов при работе двигателя на холостом ходу. Тут стоит присматриваться к датчикам на панели, если обороты плавают с разбегом более чем в 500 об/м, стоит срочно бить тревогу.
  • Снижение динамики и просадка в мощности двигателя. Этот фактор определяется при разгоне, бывалый водитель сразу заметить, когда его машина станет хуже разгоняться.
  • Увеличившийся расход топлива. Чтобы обнаружить этот признак, следует знать сколько горючего потребляет ваша машина в разных скоростных режимах и следить за тем, как часто вы стали посещать заправки.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных выше пунктов, стоит заглянуть под капот и проверить, в порядке ли система зажигания вашего ЗИЛ 130, а для этого стоит знать куда смотреть, что делать и каких правил безопасности придерживаться.

Перед тем как начать что-то делать, следует вспомнить о том, что система зажигания вырабатывает ток высокого напряжения, так что с включенным двигателем лезть к контактам строго запрещается. Так что перед началом работы следует полностью обесточить машину, выключив двигатель и вынув ключ из замка зажигания.

Проверка прохождения тока

Первым шагом будет осуществляться проверка выработки искры в свечах вашего ЗИЛ 130, так как возможно, разряд банально не доходит до нужного места. Самым простым решением для этого будет подключение новой свечи к проводу высокого напряжения и попытка завести двигатель. Для этого вам понадобится помощник, ведь вы должны визуально определить, образуется ли разряд на контактах свечи. Если электрический заряд не пришел, проверьте все соединения и стыки проводов на наличие коррозийных образований, излишков влаги и посадку контактов, ведь именно такие мелочи чаще всего становятся причиной поломки.

Если же проверка не дала никаких результатов, или после очищения поврежденных мест проблема не исчезла, необходимо отслеживать образование искры в обратном порядке. Для этого ей нужно пройти обратный путь от свечи, по проводу высокого напряжения к контакту распределителя, далее к катушке зажигания и прийти к блоку управления, однако это лучше проделывать со знанием дела и соответствующим диагностическим оборудованием.

Проверьте также наличие искрообразования на свечах во всех цилиндрах, ведь если искра отсутствует только на одной свече, проблема, скорее всего, кроется на промежутке между соответствующей свечой и распределителем. Если же ток не приходит во все цилиндры, то неполадки, скорее всего, именно в блоке управления или его выходах.

Проверка момента зажигания

Слишком раннее, или наоборот позднее зажигание, также может быть причиной неисправности системы. Ведь если искра образуется слишком рано, топливовоздушная смесь еще не успеет прийти в систему, если поздно, то процесс горения также будет затруднен по известным причинам.

Чтобы проверить этот момент вам потребуется две вещи, это: лампа-стробоскоп и тестер. Далее проверка осуществляется просто посредством схемы и установки привода вакуумного регулятора и наблюдением за смещением показателей на перечисленных выше приборах.

Таким же образом можно отрегулировать процесс момента зажигания в более позднюю или раннюю стороны, осуществляя настройки на пониженных или повышенных оборотах двигателя, однако это лучше доверить специалистам, разбирающимся в заводских показателях вашей машины и знающим свое дело.

Вывод

Как видно из всего написанного выше, система зажигания даже в такой машине, как ЗИЛ 130, довольно сложная и серьезная вещь. И хотя в этом автомобиле установлен именно бесконтактный тип зажигания, а он является не самым сложным, устранение неполадок лучше предоставить специалистам.

Что же касается самих неисправностей, то в данной системе их может быть довольно много, и здесь приведены только самые распространенные из них.

Но дабы обезопасить себя и своего “железного коня” от всевозможных поломок, связанных с данным узлом, следует своевременно проходить профилактику, следить за отложение окислений и влаги на контактах системы зажигания, а также прислушиваться к работе двигателя.

Таким образом, вы можете если не избежать проблем полностью, то хотя бы ликвидировать их на ранних этапах.

Да Нет

ЗАЖИГАНИЕ ЗИЛ-130, ЗИЛ-433360

На автомобиле ЗИЛ-433360 установлена контактно-транзисторная система зажигания. Схема системы зажигания показана на рис. 9-16.

В систему зажигания входят катушка зажигания Б114-Б, распределитель 46.3706, транзисторный коммутатор ТК102А, добавочный двухсекционный резистор СЭ-107, провода высокого напряжения, свечи А11 с помехоподавляющими резисторами СЭ-110, а также выключатель зажигания ВК-350.


Зажигание ЗИЛ-130

Катушка зажигания

Транзисторный коммутатор

Распределитель зажигания

Разборка распределителя

Свечи зажигания

Катушка зажигания Б114-Б


Основные данные технической характеристики приведены ниже.

Номинальное напряжение 12

Обмотка низкого напряжения: диаметр проволоки, мм 1,25…1,33

число витков 179…182

сопротивление при температуре 20 °С, ом 0,42

Обмотка высокого напряжения: диаметр проволоки, мм 0,06

число витков 41000…41700

сопротивление при температуре 20 °С, ом 223000

Дополнительное сопротивление: диаметр проволоки, мм 0,7

сопротивление при температуре 20 \°С, ом 1,04

Габаритные размеры катушки зажигания, мм:

длина 156

ширина 68,5

высота 82

Катушка зажигания находится на переднем щите кабины. Она имеет два вывода обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за правильностью присоединения проводов.

К выводу «К» надо подсоединить провода от одноименного вывода коммутатора; к выводу без обозначения — провод от коммутатора.

Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо. На катушке зажигания Б114-Б имеется надпись «Только для транзисторной системы».

Обмотки катушки зажигания на искрообразование проверяют на стенде. Отсутствие искрообразования или неустойчивая искра свидетельствуют о наличии неисправности в обмотке катушки. Для выяснения состояния обмоток (витковое замыкание первичной обмотки) производят замер их сопротивления, которое должно соответствовать данным технической характеристики.

Неисправности в обмотках катушек зажигания чаще всего проявляются в результате их перегрева, который происходит при неразомкнутой первичной цепи, оставленной на неработающем двигателе при не выключенном зажигании. В этом случае катушка зажигания может нагреваться до 120 °С и выше. Катушка зажигания не разбирается и в случае выхода из строя заменяется.

Добавочный резистор, состоящий из двух последовательно соединенных резисторов, установлен рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером один из резисторов последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, чем достигается увеличение напряжения в момент пуска.

Необходимо следить за правильностью подсоединений проводов к выводам добавочного резистора: к выводу ВК должен быть присоединен провод от стартера;- к выводу ВК-Б от выключателя зажигания; а к выводу К — от вывода транзисторного коммутатора. При замене спиралей добавочный резистор снимают с автомобиля.


Рис.9-17. Распределитель

1- валик; 2- пластина; 3- фильц; 4- бегунок; 5- крышка; 6- -контактный уголек; 7- пружина контакта; 8- контакт; 9- защелка крышки; 10- центробежный регулятор; 11 — болт крепления верхней пластины к корпусу; 12- пластины октан корректора; 13- эксцентрик; 14- рычажок; 15- винт крепления прерывателя; 16- контакты прерывателя; 17- вывод низкого напряжения; 18- фильц для смазывания кулачки; 19-вакуумный регулятор; 20 — регулировочные гайки октан-корректора


Транзисторный коммутатор

Транзисторный коммутатор предназначен для коммутации электрического тока в первичной обмотке катушки зажигания (разрыва первичной цепи катушки зажигания в необходимый момент путем включения большого омического сопротивления выходного транзистора).

Транзисторный коммутатор установлен на левой стенке в кабине автомобиля. Следует иметь в виду, что транзисторный коммутатор может работать только при температуре окружающей среды не выше 70 °С и не ниже минус 60 °С.

Транзисторный коммутатор в условиях эксплуатации не ремонтируется и в случае выхода из строя заменяется на новый.

При проверке работоспособности приборов контактно транзисторной системы зажигания разомкните контакты распределителя 4. (см. рис.9-16), включите зажигание и проверьте напряжение. При исправных электропроводах и исправных приборах напряжение на клеммах добавочного резистора 2 катушки зажигания и на клемме «Р» транзисторного коммутатора должно иметь следующие пределы:

  1. На клемме добавочного резистора «Б» 12,0…12‚2 В, на клемме «ВК» — 9 В, на клемме «К» — 7…8 В.
  2. На клеммах катушки зажигания — 7…8 В.
  3. На клемме «Р» — транзисторного коммутатора — 3…4 В.

Если провода и приборы исправны, а на клемме «Р» транзисторного коммутатора напряжения нет, то это будет свидетельствовать, что транзисторный коммутатор неисправен и его следует заменить.

«В том случае, когда нет в наличии запасного транзисторного коммутатора, систему зажигания можно перевести на не транзисторную, установив конденсатор и катушку, зажигания Б 114-Б на Б13 с его добавочным сопротивлением.

Распределитель зажигания

Распределитель зажигания (рис.9-17) восьмиискровой, работает совместно с катушкой зажигания Б 114-Б предназначен для прерывания тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по свечам.

Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе щунтирующего конденсатора.

Основные данные технической характеристики распределителя зажигания приведены ниже.

Угол замкнутого состояния контактов прерывателя, 30

Усилие прижатия контактов, Н (гс) 5…6.5 (500…600)

Характеристика центробежного автомата:

Угол опережения по валику распределителя (градус) при частоте вращения (мин-1):

500 0.. .2

1000 4…5 .,65

1400 и более 8..10

Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания:

Угол опережения по валику распределители (градус) при разряжении (МПа (мм рт. ст.):

0,013 (100) о…1

0,023 (175) 1…3

0,042 (325) 5…7

0,053 (400) 7…9


Рис.9-18. Узлы и детали распределителя зажигания

1 — фильц; 2 — замочное кольцо; 3 и 9 — плоские шайбы; 4 — кулачок прерывателя; 5 и 8 — пружины пластин регулятора; 6 — пластины регулятора; 7 -ишак; 10 — пружина контакта; 11 - контакт; 12 — крышка; 13 - ротор; 14 — пружинная пластина бегунка; 15 - защелка крышки: 16 – рычажок прерывателя; 17 – корпус распределителя; 18 — кронштейн пружины; 19 — подвижный диск; 20 направляющая втулка; 21 – регулировочные гайки октан корректора; 22 - нижняя пластина октан-корректора; 23 - верхняя пластина октан-корректора; 24 — болт крещения пластин; 25 — штифт; 26 — хвостовик вала; 27 — втулка валика; 28 – масленка для смазывания кулачка; 29 — крышка фильца; 30 — кронштейн ‹: неподвижным контактом; 31 — провод первичной цепи; 32 и 33 — изоляторы; 34 — клейма низкого напряжения; 35 — шайба изолятора клеммы; 36 — фильц; 37 — вакуумный регулятор; 38 — пробка; 39 - пружина.

Разборка распределителя

Для разборки распределителя зажигания необходимо:

очистить распределитель, поступивший в ремонт от грязи, пыли и масляных пятен;

отвернуть один болт 24 (рис.9-18)крепления пластин октан корректора к корпусу распределителя, снять обе пластины 22 и 23 с корпуса в сборе с регулировочными винтами и кольцевой прокладкой между пластинами. Снять крышку 12, отстегнув обе защелки 15 крышки, снять ротор 1З и произвести дальнейшую разборку;

для снятия вакуумного регулятора 37 необходимо отвернуть два винта крепления его к корпусу 17 распределителя. Отвернуть один винт крепления тяги к подвижному диску 19, одновременно отсоединить один конец провода массы (перемычки). Отсоединить тягу от оси подвижного диска и снять вакуумный регулятор;

для снятия рычажка 16 прерывателя надо ослабить винт крепления клеммы провода первичной цепи и пружины, снять замочное кольцо рычажка, провод и рычажок прерывателя в сборе с пружиной;

Для снятия клеммы 34 первичной цепи надо отвернуть гайку крепления провода, отсоединить провод, снять внутренний изолятор 32 и вынуть из корпуса винт-клемму с наружным изолятором 33;

для снятия пластины с неподвижным контактом прерывателя необходимо отвернуть один винт крепления пластины к диску и снять пластину с оси при помощи отвертки;

для снятия подвижного и неподвижного дисков с подшипником в сборе отвернуть два винта крепления дисков к корпусу, при этом отсоединить провод массы, затем снять два держателя дисков и вынуть из корпуса распределителя оба диска в сборе с подшипником (рис.9-19). Шариковый подшипник, находящийся на диске следует опрессовывать только в случае его замены, так как он завальцован на нижней обойме диска;


Рис.9-19. Подвижный и неподвижный диски в сборе с подшипником вакуумного регулятора опережения зажигания

на подвижном диске в разжимном кронштейне установлен фетровый фильц, который при необходимости снимают, промывают и снова устанавливают на место.

Для разборки центробежного регулятора опережения зажигания нужно вынуть фильц (рис.9-20,а) из полости оси кулачка с помощью металлического острого стержня, вынуть замочное кольцо 7 крепления кулачки с помощью плоскогубцев (рис.9-20‚б), снять с валика упорную шайбу и кулачок 2в сборе с пластиной (рис.9-20,в).

Для снятия пластин (грузиков) 8 центробежного регулятора надо снять две опорные плоские шайбы с валика с помощью плоскогубцев, снять по две шайбы с ограничительных пальцев 5, снять со штифтов 6 две ограничительные пружины 4 плоскогубцами и снять с осей нижней пластины обе пластины (грузики) 3 регулятора. На рис.9-20,г показан в сборе центробежный регулятор опережения зажигания распределителя, а на рис. 9-20,д — валик В сборе с нижней пластиной.


Для снятия валика и выпрессовки втулок из корпуса распределителя нужно вывернуть масленку 28 (см. рис.9-18) и установить корпус 17 на верстак, подложив под муфту пустотелую металлическую подставку, выбить штифт 25 крепления муфты. Снять с конца валика муфту, плоскую упорную шайбу и вынуть из корпуса валик 7 в сборе с нижней пластиной, жестко укрепленной на нем. Выпрессовать втулки 27 валика из корпуса.

Проверка деталей распределителя зажигания

Осмотреть контакты на рычажке и неподвижной стойке прерывателя зажигания.

Если имеется износ и сильное подгорание контактов, необходимо рычажок и стойку неподвижного контакта заменить. Если контакты имеют небольшое окисление и подгорание, их следует зачистить.

При контактно-транзисторной системе зажигания через контакты прерывателя проходит только ток управления транзистора, а не полный ток катушки зажигания, поэтому почти полностью устраняются подгорание и эрозия контактов, и их не нужно зачищать.

В то же время необходимо особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как сила тока, проходящего через них, мала, и при наличии пленки окиси или масла контакты не проводят ток, поэтому их надо промыть бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, контакты нужно зачистить, т.е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием, не допуская съема металла, так как в результате этого сокращается срок службы контактов.


Рис.9-20. Разборка центробежного регулятора опережения зажигания прерывателя-распределителя 46.3706:

а- корпус с центробежным регулятором в сборе; б — снятие замочного кольца; в — корпус со снятым кулачком прерывателя; г — центробежный регулятор; д - валик в сборе с нижней властной; 1- фильц; 2 — кулачок; 3 — пластины (грузики); 4 — ограничительные пружины; 5 – ограничительные пальцы; 6 — штифты; 7 — замочное кольцо: 8 - пластина кулачка.

Сборка распределителя зажигания

Для установки валика распределителя необходимо запрессовать втулки 27 (см. рис.9-18) в корпус с натягом 0,05…0‚2мм и подогнать их по диаметр у валика с помощью развертки. Вставить валик в сборе, показанный на рис. 9-19,е в корпус, надев на него верхнюю упорную шайбу и муфту привода и закрепить ее штифтом, расклепав концы.

Валик во втулках корпуса должен вращаться свободно, без заеданий и заклинивания.

Для установки центробежного регулятора нужно установить на осях нижней подвижной пластины (грузики) см. рис.9-20‚ регулятора и соединить их ограничительными пружинами 4.Надеть на валик распределителя одну упорную шайбу, а на ограничительные пальцы 5 подвижных пластин (грузиков) по две плоских шайбы. Установить кулачок 2 со втулкой на валик распределителя в сборе с верхней подвижной пластиной 8, прорези которой направить на пальцы 5 пластин (грузиков) центробежного регулятора. Установить упорную шайбу на конец валика распределителя и закрепить кулачок прерывателя на валике замочным кольцом 7. После этого пропитать фетровый фильц 1 (см. рис.9-20‚а) маслом и вставить его в полость кулачка.

Установка и крепление прерывателя на подвижном диске могут быть произведены до установки дисков в корпус распределителя, а также тогда, когда подвижный диск установлен и закреплен в корпусе распределителя, что чаще встречается на практике.

Установить в корпус не подвижный и подвижный диски в сборе с подшипником и закрепить их двумя винтами с пружинными шайбами.

Установить клемму первичной цепи с изоляторами, присоединить к ней один конец провода и закрепить гайкой.

Установить пластину с не подвижными контактом на ось рычажка прерывателя, при этом в вильчатый конец пластины должен войти эксцентрик для регулировки зазора контактов, после чего надо предварительно закрепить пластину винтом.

Затем установить на ось рычажок прерывателя с ленточной пружиной в сборе, подсоединить ее к винту крепления и зажать винтом, после чего закрепить провод первичной цепи.

Установить вакуумный регулятор, надев его тяп на ось подвижного диска, закрепить корпус вакуумного регулятора двумя винтами, предварительно вставив в него пружину, регулировочные шайбы и закрепить гайкой с уплотнительной шайбой. Вакуумный регулятор устанавливается так, чтобы его тяга повернула подвижной диск в его крайнее положение, соответсвующее позднему зажиганию.

Это положение регулируют путем передвижения корпуса вакуумного регулятора относительно корпуса распределителя, повертывая его вокруг за счет овальных отверстий корпуса вакуумного регулятора. Если этого будет недостаточно, необходимо регулировать шайбами, которые установлены между торцами пружины вакуумного регулятора и торцом штуцера. Точную регулировку выполняют на приборе.


Рис.9-21. Регулировка прерывателя-распределителя

а - вид сверху; б — регулировка зазора контактов; с — проверка упругости пружины динамометром; 1 — кулачок; 2 — регулировочный эксцентрик; З -пластина; 4- ось; 5 — рычажок; 6 — пружина; 7 и 8 — винты; 9 и 10 — контакты; 11 — изолятор; 12 — фетровый фильц; 13 — клемма; 14 — щуп; 15 — отвертка; 16 — динамометр; 17 - пластины спин-корректора; 18 — регулировочные гайки; 19 — вакуумный регулятор

Установить на корпус распределителя пластины октан корректора и закрепить их.

При сборке распределителя необходимо смазать чистым маслом для двигателя ось рычажка прерывателя, кулачок прерывателя и ось кулачка.

Кроме того, необходимо смазать консистентной смазкой втулки валика через масленку, ввернутую в корпус распределителя

Регулировку зазора между контактами прерывателя можно производить на распределителе, снятом с двигателя или установленном на нем. Проверку упругости пружины прерывателя и регулировку регуляторов опережения зажигания следует производить только на распределителе, снятом с двигателя.

Для регулировки зазора в контактах прерывателя надо установить кулачок (рис. 9- 21) в положение, при котором контакты максимально раздвинуты, и замерить величину выступов кулачка.

При регулировке зазора надо ослабить винт 8 крепления пластины 3 с неподвижным контактом 10 и, вращая отверткой регулировочный эксцентрик 2, установить по щупу 14 толщиной 0,35 мм, затем затянуть винт 8 и снова проверить величину зазора чистым щупом, предварительно протерев его смоченной в бензине тряпкой.

Зазор между контактами прерывателя должен быть равен 0,3…0,4 мм.

После регулировки зазора необходимо проверить упругость пружины 6 рычажка 5 прерывателя. Слабая пружина может вызывать перебои в зажигании при работе двигателя

на большой частоте вращения двигателя, а сильная пружина с большёй упругостью - ускоренный износ контактов распределителя и выступов кулачка. Упругость пружины проверяют динамометром 16, концом которого захватывают за рычажок 5 и натягивают до момента появления зазора (разрыва) в контактах. Усилие в этот момент должно составлять 500…650 гс.

Проверка центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания может быть проведена только на приборе, имеющем искровой разрядник, привод от электродвигателя с переменной частотой вращения якоря и вакуумный насос с вакуум манометром.

Шкалу октан-корректора устанавливают в зависимости от октанового числа бензина, на котором работает двигатель. Точность установки опережения зажигания определяют по шкале октан-корректора и осуществляют регулировочными гайками 18.

Установку распределителя зажигания на двигатель см главу «Двигатель».

Свечи зажигания

Свечи зажигания не разборные, с резьбой М14х1‚25, типа АН с помехоподавляющими резисторами СЭПО (рис.9-22). Нормальную и бесперебойную работу свечи зажигания можно получить в случае, когда нижняя часть изолятора имеет температуру нагрева 500…600 °С. При таком тепловом режиме наилучшим образом происходит самоочищение юбки изолятора свечи от копоти и нагара.

Если температура юбочки изолятора снижается до 450 °С, на ней происходит отложение нагара, это вызывает утечку тока на «массу» и двигатель начинает работать с перебоями. Отложению нагара на юбочке изолятора способствуют продолжительная работа двигателя на холостом ходу на малой частоте вращения коленчатого вала, а также длительное движение автомобиля на малой скорости на четвертой или пятой Передачах.


При закопченных свечах, когда на юбочках изоляторов копоть сухая, пуск холодного двигателя становится затрудненным; при увлажнении поверхности юбочки изолятора топливом пуск двигателя невозможен.

При температуре нижней части изолятора 750 °С наступает «калильное» зажигание, то есть воспламенение смеси происходит от раскаленной свечи, а не от искры, своевременно поданной к ее электродам.

Неисправные свечи, снятые с автомобиля подвергают проверке и очистке. При наружном осмотре выявляют выкрашивание изоляторов, видные трещины или поломку электродов. Такие свечи следует заменить.

Очистку и проверку свечей зажигания производят на приборе модели 514-2М (рис.9-23).

Для очистки свечу 10 ввертывают в отверстие с уплотнителем, где под действием сжатого воздуха и частиц песка происходит очистка свечи в течение 5.. .10 с. 1 — провод высокого напряжения; 2 — втулка наконечника; 3 – контакт наконечника; 4 - наконечник свечи; 5 — изолятор свечи; 6 – внутреннее уплотнительное кольцо; 7 — корпус свечи; 8 — уплотнительное кольцо; 9 Центральный электрод; 10 — боковой электрод


Рис.9-22. Свечи зажигания:

1 — провод высокого напряжения; 2 — втулка наконечника; 3 – контакт наконечника; 4- наконечник свечи; 5- изолятор свечи; 6- внутреннее уплотнительное кольцо; 7- корпус свечи; 8- уплотнительное кольцо; 9- центральный электрод; 10- боковой электрод

После этого свечу вывертывают, обдувают в гнезде 8 сжатым воздухом, проверяют зазор между электродами свечи и при необходимости подгибают боковой электрод для получения зазора определенной величины. Зазор должен быть 0,5.. .,0 6 мм.

Перед проверкой зазора необходимо зачистить центральный и боковой электроды свечи.

Испытание свечей производят под давлением 0 8…0 9 МПа (8..9 кгс/см2)‚ контролируемым манометром 6. Для испытания свечу 28 ввертывают с уплотнением в гнездо и соединяют проводом 26 с катушкой зажигания, расположенной внутри корпуса прибора. Ток включают контактной кнопкой 24 и ведут наблюдение за работой свечей зажигания через глазок камеры 1, при этом в исправной свече искра должна появляться без перебоев. Для сравнительной оценки искры во второе гнездо ввертывают контрольную свечу 27.

Перебои в искрообразовании, отсутствие искры, искренне через трещины в изоляторе будут указывать на неисправность свечи и на необходимость ее отбраковки.

Перебои в искрообразовании и отсутствие искры при одновременном наличии искры на контрольной свече указывают на неисправность свечи и в первую очередь на неправильный зазор между электродами.


Рис.9-23. Схема прибора модели 514-2М для очистки и про верки свечей зажигания:

1- глазок камеры для проверки свечей зажигания на искрообразование; 2 — резиновая мембрана; 3 — регулировочный винт. 4 — регулировочный винт клапана подачи воздуха в пескоструйную камеру для очистки свечи; 5 — регулировочный винт клапана подачи воздуха в гнездо для обдува свечи; б — манометр; 7 — шланг подвода воздуха от компрессора к прибору; 8 — гнездо для общин свечи; 9 — рабочее сопло; 10 — свеча, устанавливаемая дня пескоструйной очистки; 11 – сменная резиновая манжета для установки свечи при ее очистке; 12 – корпус пескоструйной камеры; 13 — центральный электрод разрядника; 14 — песок, применяемый для очистки свечей; 15 — вторичная обмотка индукционной катушки; 16 — контактная пластина, соединяющая вторичную обмотку с «массой»; 17 — первичная обмотка индукционной катушки; 18 — карболитовый корпус индукционной катушек 19 — металлический кожух катушки; 20 — конденсатор; 21 – подвижный контакт прерывателя; 22 — неподвижный (регулировочный) контакт прерывателя; 23 провод, подводящий ток к прибору; 24 — кнопка включения индукционной катушки; 25 — соединительный провод (перемычка); 26 — провод высокого напряжения; 27 - контрольная свеча: 28 ‹ проверяемая свеча; 29 — корпус воздушной камеры прибора

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Автомобиль ЗИЛ-130, 131 был одним из самых массовых на наших дорогах. И сегодня их владельцы не спешат списывать авто в утиль, ухаживают за ним, ремонтируют…. Иногда требуется выставлять зажигание на ЗИЛ. Это нужно сделать после ремонта двигателя с заменой деталей поршневой группы, деталей привода газораспределительного механизма, заменой привода самого прерывателя-распределителя или датчика импульсов (в зависимости от того, какая система зажигания установлена на вашем автомобиле – контактная или бесконтактная).

Выставляем зажигание на ЗИЛ 130, 131

Итак, ремонт ЗИЛ 130, 131 завершен: изношенные детали заменены, на двигатель установлено навесное оборудование, а он сам поставлен на место, закреплен, электрооборудование подсоединено, аккумуляторная батарея подключена. Пора приступать к установке зажигания.

Выкрутите свечу первого цилиндра и вставьте в отверстие тампон из бумаги. Медленно вращайте коленвал ручкой (кривым стартером) до момента, когда поршень первого цилиндра придет в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. Об этом нас информирует бумажная пробка, которая с небольшим хлопком будет выброшена из свечного отверстия. Совместите метку на шкиве коленвала с меткой ВМТ на гребенке, установленной на крышке распредшестерен.

Установите привод распределителя (датчика импульсов). Для этого опустите его в отверстие блока цилиндров двигателя и совместите отверстие на нижней пластине привода с резьбовыми отверстиями на блоке цилиндров. При этом ось отверстия на верхней пластине привода не должна отклоняться от паза на валу привода больше, чем на 15 градусов (плюс/минус). Паз расположите со смещением в сторону переднего торца блока цилиндров ЗИЛ 130.

Убедившись, что привод установлен правильно, закрепите его болтами. Коленвал поворачивайте до момента, когда метка на шкиве встанет напротив одной из меток, расположенной между цифрами 3 – 6 гребенки (установочный угол опережения зажигания). Регулировочными винтами установите верхнюю пластину октан-корректора на отметку «ноль» шкалы на нижней пластине. Зафиксируйте это положение, вставьте прерыватель-распределитель в привод так, чтобы октан-корректор был расположен вверху. Положение бегунка укажет вам, где будет находиться провод первого цилиндра на крышке распределителя.

Поворачивая прерыватель за корпус, добейтесь такого его положения, при котором гаснет контрольная лампочка, т.е. до момента отжатия кулачками вала подвижного контакта. Найдите момент подачи искры на свечу первого цилиндра. Зафиксируйте корпус прерывателя-распределителя в этом положении.

Установите крышку и вставьте в ее отверстия высоковольтные провода. Вначале провод первого цилиндра, а затем провода остальных цилиндров в порядке их работы 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8. Подключите центральный провод к катушке зажигания.

Проверьте работоспособность системы зажигания, т.е. наличие искры между центральным проводом и блоком цилиндров. При контактной системе зажигания размыкайте контакты прерывателя. При бесконтактной системе включайте/выключайте зажигание при помощи ключа. Электростартером запустите двигатель ЗИЛ 130. После его прогрева окончательно проверьте работу зажигания. Если остались проблемы, проведите регулировку системы зажигания октан-корректором.

Лучший спортивный автомобиль 2011 года Феррари Италия 458



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков