Росавтодор штрафы за перегруз как проверить автомобиль. Кто платит за перегруз

Росавтодор штрафы за перегруз как проверить автомобиль. Кто платит за перегруз

Штраф за перегруз, когда масса на колесах одной оси превышает допустимые нормативы - высок, и составляет для юридического лица до 500 000 рублей. Кроме денежных санкций, возможно удержание полицией транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). Это существенные «издержки» даже для очень крупного игрока на рынке нерудных материалов.

При этом в случае с перевозкой инертного сыпучего сырья, распределить весь груз равномерно в кузове самосвала так, чтобы соблюсти нормативные нагрузки по осям – сложно. Контроль за погрузкой вменяется в обязанности водителю. Помочь ему могут технические средства - установка систем контроля осевой нагрузки.

Система котроля нагрузки по осям

Нужно, однако, оговориться: такие технические приспособления полностью проблему не решают: контрольные замеры надзорных органов могут разниться с показаниями водительских датчиков. При этом в суде показания «нарушителя», как правило, не рассматриваются.

Бытует мнение, что весовые системы надзорных органов «перенастроены» в их пользу. При контрольном взвешивании, сотрудники Госавтоинспекции должны предъявить акт проверки весов, которые проходят профилактику через определенное количество взвешиваний. До 90% самосвальной техники ходит с перегрузом по осям, поэтому «мелкое жульничество» для надзорных органов лишено всякого практического смысла. Так что, считаем теорию о намеренно испорченных весах - мифом.


Идеального решения проблемы перегруза по осям на сегодняшний день, к сожалению, не существует. Распространенные рекомендации не догружать самосвал на две-три тонны или обзаводиться поставщику собственными весами динамического взвешивания влекут дополнительные издержки, которые зачастую превышают расходы на штрафы.

Поэтому на практике до 90 % самосвального транспорта курсирует с нарушением нормативов по допустимой нагрузке.


Из этого не стоит делать вывод, что риск оправдан и раз все так делают, то стоит нарушать закон. Напротив, нужно стремиться соблюдать нормативы, которые помогают сберечь дорожное полотно.

Таблица нагрузки на ось 2018 год


Примечание:

* В скобках даны показатели для двухскатных колес, без скобок - для односкатных;

** Оси с односкатными и двухскатными колесами, сгруппированные в категорию сближенных осей, необходимо понимать, как сближенные оси с односкатными колесами;

*** Для сдвоенных и строенных осей, объединенных конструкцией в тележку, возможная осевая нагрузка рассчитывается делением общей допустимой нагрузки на тележку на количество осей.

**** Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси.

Расчет осевых нагрузок

Отметим сразу, что самостоятельный расчет осевой нагрузки будет приблизительным. Рассмотрим на примере тягача с прицепом:

    Смотрим в свидетельстве о регистрации ТС массу тягача и прицепа.

    Определяем массу груза по данным накладной (эти значения далеко не всегда корректны)

    Рассчитываем показания для прицепа. Суммируем массу прицепа и массу груза. Часть нагрузки прицепа забирает машина. То есть, как правило, 25% нагрузки приходится на тягач и 75% на прицеп. Соответственно определяем 75% от суммы масс груза и прицепа. Делим полученное на количество осей.

    Теперь определяем приходящийся вес на оси тягача. К 25% от суммы массы груза и массы прицепа прибавляется масса тягача. Так же как и для прицепа принимаем как 75% от полученного значения. Полученное значение делим на количество задних осей тягача. Определяем нагрузку на переднюю ось как 25%.

    Таким образом получаются значения для всех осей тягача и прицепа. Ориентироваться следует на любое максимальное значение, именно оно и учитывается на весовых постах.

Перегруз является наказуемым нарушением по ряду причин. Во-первых, дорожное покрытие, строительство которого финансировало государство, может выдерживать нагрузки до определенного предела. Превышение величины нагрузки грузового или легкового автомобиля будет способствовать ускоренному износу и разрушению дороги. Во-вторых, максимальный контроль над транспортным средством достигается лишь при соблюдении величины допустимого веса груза. Чем сильнее перегружается автомобиль, тем большим становится его путь при экстренном торможении. Это, в свою очередь, повышает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Какой штраф за перегруз грузового автомобиля предусмотрен законодательством

Согласно ст.29 п.2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" водителям запрещено передвигаться по дорогам на автомобилях, вес и/или нагрузка на ось которых превышает допустимую законодательством, без специального разрешения. Сделано это для компенсации того износа дорожного полотна, который способно нанести перегруженное авто.

В настоящее время коммерческим грузовым транспортом могут владеть как физические, так и юридические лица. И те и другие, в погоне за выгодой, могут перегружать свое авто. Причем делается это как при наличии специального разрешения на перевозку, так и без него. Для борьбы с недобросовестными нарушителями законодательством предусмотрена система штрафов, регламентируемая "Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016). На сколько штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2018 году меньше штрафа для юридических лиц читайте ниже.

Штраф за перегруз грузового автомобиля для юридических и физических лиц

Согласно "Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016) статья 12.21.1 "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" ч.1-6 устанавливаются следующие размеры штрафов:

Движение перегруженного грузового автомобиля без специального разрешения:

  • физическое лицо - 3 000 - 4 000 рублей;
  • должностное лицо - 25 000 - 30 000 рублей;
  • юридическое лицо - 250 000 - 300 000 рублей;
  • на собственника автотранспорта в случае фото- и видеофиксации правонарушения - 300 000 рублей.
  • физическое лицо - 5 000 - 10 000 рублей или лишение водительских прав на срок 2 - 4 месяца;
  • должностное лицо - 35 000 - 40 000 рублей;
  • юридическое лицо - 350 000 - 400 000;

Движение перегруженного грузового автомобиля со специальным разрешением:

Если перегруз от 2% до 10% в целом и на каждую ось:

  • физическое лицо - 1 000 - 1 500 рублей;
  • должностное лицо - 10 000 - 15 000 рублей;
  • юридическое лицо - 100 000 - 150 000 рублей;
  • на собственника автотранспорта в случае фото- и видеофиксации правонарушения - 150 000 рублей.

Если перегруз от 10% до 20% в целом и на каждую ось:

  • физическое лицо - 3 000 - 3 500 рублей;
  • должностное лицо - 20 000 - 25 000 рублей;
  • юридическое лицо - 200 000 - 250 000 рублей;
  • на собственника автотранспорта в случае фото- и видеофиксации правонарушения - 250 000 рублей.

Если перегруз от 20% до 50% в целом и на каждую ось:

  • физическое лицо - 4 000 - 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок 2 - 3 месяца;
  • должностное лицо - 30 000 - 40 000 рублей;
  • юридическое лицо - 300 000 - 400 000;
  • на собственника автотранспорта в случае фото- и видеофиксации правонарушения - 400 000 рублей.

Если перегруз превышает 50% в целом и на каждую ось:

  • физическое лицо - 7 000 - 10 000 рублей или лишение водительских прав 4-6 месяцев;
  • должностное лицо - 45 000 - 50 000 рублей;
  • юридическое лицо - 400 000 - 500 000 рублей;
  • на собственника автотранспорта в случае фото- и видеофиксации правонарушения - 500 000 рублей.

Важно! Из вышеприведенной информации видно, что одинаковый штраф за перегруз на ось по закону в 2018 году, независимо от наличия разрешения или его отсутствия, приходится на минимальный и максимальный перегруз!

Статья 27.13 ч.1 КоАП РФ гласит, что во избежание дальнейших нарушений правил эксплуатации перегруженного транспортного средства, предусмотренных ч.1-6 ст.12.21.1, к нему можно применить

"...задержание..., то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания".


Какой штраф для перегруженной Газели

Часто у водителей возникает вопрос о том, какой полагается штраф за перегруз газели по осям. Чтобы его вычислить, необходимо вначале ответить на вопрос:"А насколько процентов фактическая нагрузка на ось превысила предельно допустимую?" Конечно точный ответ смогут дать специалисты, так как подсчет учитывает много факторов.

Вот некоторые моменты, учитываемые при подсчете штрафа:

  1. на сколько была превышена допустимая масса Газели;
  2. расстояние между осями автомобиля;
  3. какая максимальная нагрузка пришлась на заднюю ось (она всегда более нагружена);
  4. на сколько процентов фактическая нагрузка превысила допустимую;
  5. кто будет выплачивать штраф - водитель, должностное лицо или юридическое лицо.

Ответственность грузоотправителя за превышение веса груза

Часто грузоотправители указывают в специальном разрешении один вес груза, а по факту загружается вес, больший заявленного. Как следствие - превышение допустимой массы грузовика и перегруз по осям. Закон возлагает штраф за перегруз на грузоотправителя. В ст. 12.21.1 ч.10 КоАП несоответствие заявленным данным в специальном разрешении веса груза,

"...влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей."

Также законодательство, в зависимости от тяжести нарушения, предусматривает разную величину штрафа за намеренное предоставление недостоверных данных о массе груза. Если правонарушение не попадает ни под одну категорию, описанную в ч.1-6 ст.12.21.1 КоАП РФ, то ч.7 аналогичной статьи предусматривает

"...наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей".

Если намеренное умалчивание реального веса груза привело к нарушения ч.1, 2 или 4 ст.12.21.1, то ч.8 возлагает наказание в виде

"...административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей".

В случае нарушения ч.3, 5 или 6 вследствие аналогичных действий грузоотправителя, ч.9 ст.12.21.1 возлагает материальную ответственность в виде наложения

"...административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей."

Если транспортное средство по фактической массе или величине нагрузки на ось превышает допустимые значения, указанные на дорожном знаке, и при этом движется без специального на то разрешения, то ч.11 ст.12.21.1 предусматривает за это правонарушение штраф. Величина административного взыскания составляет пять тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.21.1, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Штраф за перегруз легкового автомобиля

Правила перегруза по осям не применяются к легковому автомобилю, так как этот пункт не предусмотрен законодательством. Однако перегрузить данное транспортное средство можно, если взять на борт больше пассажиров, чем это предусмотрено технической документацией. В Правилах дорожного движения п.22.8 написано следующее:

"Запрещается перевозить людей:...сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767).

Наказание за перегруз легкового автомобиля в 2018 за каждого лишнего пассажира составляет 500 рублей. Поскольку для лишнего пассажира не предусмотрен ремень безопасности, то попутно можно заработать еще наказание в 1000 рублей за непристегнутого пассажира.

Предельная грузоподъемность рассчитывается исходя из суммарной нагрузки на оси грузового авто , за ее превышение налагается штраф. На многих трассах в России и и почти перед каждым из мостов автомобилисты могут увидеть предупреждающий знак 3.12. Он говорит об ограничении веса ТС, которое проезжает по трассе. В том случае, если нагрузка на одну или обе оси ТС выше предельно допустимой, то водитель должен поменять свой маршрут.

Знак 3.12: «Ограничение нагрузки на ось»

Если водитель проигнорирует данное предупреждение, то согласно ст. 12.21.1 КоАП к нему могут быть применены штрафные санкции в пределах от 2 до 2.5 тысяч рублей. Опасность перегруза в том, что при движении по трассе перегруженное авто создает опасность для других участников дорожного движения, так как в данном случае происходит значительное удлинение тормозного пути машины и как следствие это может привести к аварийной ситуации.

ВАЖНО! Ответственность за автомобиль, который перегружен всегда будет нести водитель, сидящий за рулем данного ТС.

Для проверки массы транспортных средств существуют специализированные контрольные пункты. Если в ходе проверки выяснится, что в автомобиле максимальная нагрузка на ось превышает предельно допустимые нормы, то на водителя ТС может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей в том случае, если перевозчик является физ. лицом. А если перевозчик имеет статус юр. лица, то его могут ожидать более крупные штрафы в размере от 250 тыс.руб до 400 тыс.руб.

Допускается небольшая погрешность в перегрузе авто, но не более чем на 5% . Для того чтобы получить возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, водитель должен получить соответствующее разрешение и не нарушать правила перевозки. Данные разрешения выдаются грузоотправителем. Если у водителя нет разрешения на перевозку крупногабаритного груза, то к нему могут быть применены штрафные санкции в пределах от 2 до 500 тыс.руб.

На практике очень часто случается так, что перевозчики сталкиваются с недобросовестными отправителями грузов, которые в бумагах проставляют один вес, а по факту перевозимый груз имеет другой более внушительный вес. В этом случае сотрудники ГИБДД могут наложить штраф не только на водителя, но и на собственника ТС. В данном случае сумма штрафа может варьироваться для физ.лиц в сумме 5000 руб., а для лиц имеющих статус юридического лица в размере от 250 до 400 тыс.руб.

За существенный перевес груза, автомобиль может быть отправлен на штрафстоянку до момента оплаты выписанного штрафа.

В КоАП за превышение максимально допустимой массы автомобиля или же за увеличение нагрузки на оси свыше данных, которые указываются в документации на авто, предусмотрено наказание. Согласно ст.12.21.1 штраф за такое нарушение зависит от процента превышения нормы. Штрафные санкции предусмотреные для водителя, сотрудника, который оформляет документацию и юр. лицо различны.

Штрафы в зависимости от процента превышения такие:

  • От 2 до 10% водителя оштрафуют на 1000-1500 руб., сотрудника на 10-15 тыс.руб., организацию на 100-150 тыс.руб.
  • От 10 до 20% водителю выпишут штраф в размере 3-4 тыс.руб., сотруднику 25-30 тыс.руб, юр.лицу 250-300 тыс.руб.
  • От 20 до 50% лицу управляющему ТС придется заплатить 5-10 тыс.руб., сотруднику, который оформил документы на груз 35-40 тыс.руб., организации 350-400 тысяч.
  • Если перегруз свыше 50% , то водителю придется оплатить штраф в размере 7-10 тыс.руб., сотруднику 45-50 тыс.руб., а организации от 450 до 500 тыс.руб.

При движении «большегрузов» по дорогам федерального назначения с превышением максимально допустимого веса ТС или с перегрузом на ось, согласно правкам ПП РФ от 23.01.2019 N 24 , при расчете вреда (определяется Приложением ПП от 16 ноября 2009 г. N 934) будут начисляться дополнительные понижающие коэффициенты до 31 января 2020 года:

  • до 5% включительно – 0,016;
  • до 10% включительно – 0,2;
  • до 50% включительно – 0,6.

Кто несет ответственность за нарушение правил перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза?

Как говориться в пунктах 1-6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ответственность за то, что была превышена предельно допустимая законом масса авто либо же нагрузка на оси ТС, несет водитель, сотрудники организации, несущие ответственность за перевозку грузов, а также сама организация, предоставляющая услуги по перевозке грузов.

Может ли быть возложена ответственность на отправителя?

Согласно п.3 ст.35 УАТиГНЭ за то, что в транспортной накладной не проставляются особые отметки либо же искажается информация о свойствах перевозимого груза, в том числе и неверная информация о его весе, размере, состоянии и степени опасности – на отправителя груза за перевес могут взыскать штраф , который составляет 20% от оплаты провоза данного груза.

Однако, уплата штрафа не говорит о том, что с отправителя груза нельзя взыскать ущерб причиненный в следствии допущенных , который был причинен перевозчику.

Отклонение от нормы — это сколько?

Перегруз транспортного средства (вне зависимости от того грузовое это авто или легковое) – это такая загруженность транспортного средства, при которой происходит перегрузка передней или задней оси автомобиля. Давление, которое оказывает любая из осей авто на дорожное покрытие из-за превышения предельно допустимой массы перевозимых грузов называется осевой нагрузкой.

Общий вес загруженного авто расчитывается исходя из:

  1. Веса автомобиля.
  2. Массы перевозимого им груза.

ВАЖНО! Общая нагрузка на ТС рассчитывается посредством сложения нагрузки на заднюю ось авто с нагрузкой на переднюю.

Вы также должны знать о том, что на практике всегда большая нагрузка приходиться на заднюю ось машины, так как именно там расположен отсек для груза. Предел максимально допустимой массы для каждого вида транспорта должно определяться производителем и ее указывают в документах на авто.

Правила, регламентирующие перевозку крупногабаритных грузов, отражены в разделе 23 ПДД , данный раздел так и называется «перевозка грузов», в частности в разделе 23.4 говорится о том, что авто, перевозящее крупногабаритный груз, должно быть оборудовано спец. знаками. Если груз перевозится в условиях плохой видимости (ночь, снегопад, дождь, туман и т.д.), то авто должно быть оборудовано фонарями или же специальными световозвращателями сзади красного, а спереди белого цвета.

Крупногабаритный груз согласно ПДД – это тот груз, который выступает за пределы габаритов транспортного средства спереди или же сзади авто более чем на 1 метр, либо с боков более чем на 0.4 метра от габаритов.

Необходимо ли спецразрешение?

Перевозка грузов по дорогам нашей страны регламентируется перечнем нормативных актов. Одним из таких является ФЗ-№257 от 08.11.2007 года . пункт 2 данного закона говорит о том, что для осуществления перевозки груза следует получить специальное разрешение.

Документ разрешает транспортировку груза по дорогам нашей страны в том случае, если предельно допустимая масса авто в совокупности с грузом превышает предельно допустимые значения более чем на 2%.

Для автомобилей принадлежащих Вооруженным силам России такое разрешение не требуется.

При получении разрешения на перевозку водитель обязан:

  1. Согласовать с органами выдающими разрешение маршрут по которому будет осуществляться перевозка груза.
  2. Возместить государству ущерб, который будет причинен в следствии перевозки груза превышающего максимально допустимую массу.

Если же при грузоперевозке превышение предельно допустимого значения составляет не более 10%, то разрешение на перевозку выдается по упрощенной системе, такое разрешение можно получить за 1 день.

Какое максимально допустимое превышение нагрузки на ось машины?

Таблица предельно допустимой нагрузки на ось авто

Показать

Расположение

транспортного

средства

Расстояние

сближенными

осями (метров)

Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных

средств в зависимости от нормативной (расчетной)

осевой нагрузки (тонн) и числа коле на оси

для

автомобильных

рассчитанных на

осевую нагрузку

6 тонн/ось

для

автомобильных

рассчитанных на

осевую нагрузку

10 тонн/ось

для

автомобильных

рассчитанных на

осевую нагрузку

11,5 тонн/ось

Одиночные

от 2,5 м и более

5,5 (6)
Сдвоенные оси

прицепов,

полуприцепов,

грузовых

автомобилей,

автомобилей-

тягачей, седельных

тягачей при

расстоянии между

тележку, сумма

осевых масс)

до 1

(включительно)

8(9) 10(11) 11.5(12.5)
от 1 до 1,3

(включительно)

9(10) 13(14) 14(16)

от 1,3 до 1,8

(включительно)

10(11) 15(16) 16(18)

от 1,8 до 2,5

(включительно)

11(12) 17(18) 18(20)
Строенные оси

прицепов,

полуприцепов,

грузовых

автомобилей,

автомобилей-

тягачей, седельных

тягачей при

расстоянии между

тележку, сумма

осевых масс)

(включительно)

11(12) 15(16.5) 17(18)
от 1 до 1,3

(включительно)

12(13) 18(19.5) 20(21)

от 1,3 до 1,8

(включительно)

13,5 (15) 21 (22,5) 23,5 (24)

от 1,8 до 2,5

(включительно)

15 (16) 22(23) 25(26)
Сближенные оси

грузовых

автомобилей,

автомобилей-

тягачей, седельных

тягачей, прицепов

и полуприцепов, с

количеством осей

более трех при

расстоянии между

одну ось)

до 1

(включительно)

3.5(4) 5(5.5) 5.5(6)

от 1 до 1,3

(включительно)

4(4.5) 6(6.5) 6.5(7)

от 1,3 до 1,8

(включительно)

4.5(5) 6.5(7) 7.5(8)

от 1,8 до 2,5

(включительно)

5(5.5) 7(7.5) 8.5(9)
Сближенные оси

транспортных

средств, имеющих

на каждой оси по

одну ось)

(включительно)

6 9.5 11

от 1 до 1,3

(включительно)

6.5 10.5 12
от 1,3 до 1,8

(включительно)

7.5 12 14

от 1,8 до 2,5

(включительно)

8.5 13.5 16

Услуга по контролю за весом грузовых авто и нагрузкой на оси машины достаточно востребована. На федеральных трассах более половины пунктов, осуществляющих такой контроль, автоматизированы. Автоматизация процесса позволяет быстро и просто пройти процедуру контроля. Однако использование такой методики контроля существенно увеличивает суммы сборов за «ущерб» причиняемый дорожному полотну.

Конституционный суд Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 5-П постановил. При обнаружении правонарушения по ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ в автоматическом режиме специальными техническими средствами штраф должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи.

За перегруженность транспортного средства несет ответственность не только грузоперевозчик, но и грузоотправитель. Поэтому они должны быть заинтересованны в том чтобы до заключения договорных отношений, были решены все вопросы относительно возможных сложностей, которые могут ожидать водителя при транспортировке груза.

Как влияет расстояние между осями?

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Взвешивание авто происходит двумя способами:
  • В статике.
  • В динамике.

На сегодняшний день применяются оба эти способа. В чем же их отличие? Взвешивание авто в статике происходит так: ТС въезжает на весы и останавливается. Данный метод взвешивания помогает определить точную массу авто в данный момент. А вот взвешивание в динамике происходит при медленном движении ТС не более 5 км/ч. При помощи такого взвешивания определяется нагрузка на каждую ось автотранспорта.

Но при динамическом взвешивании есть вероятность погрешности , однако максимальная погрешность в данном случае составляет не более 3%.

Как предотвратить: оформление разрешения

Оформление разрешения на перегруз ТС поможет сэкономить организации более чем 1 миллион рублей (конечно, если принимать в расчет то, что наниматель платит за своих подчиненных), а также защитит организацию от потери сотрудника, ведь в случае водителя могут лишить права управлять ТС на срок от 2 до 6 месяце. Однако следует учесть, что на оформление такого документа у вас может уйти от 1 до 30 дней, а может и больше.

Разрешение выдается на 1 перевозку и если говорить простым языком, то оно является своего рода пропускным маршрутным листом. Для лица, осуществляющего перевозку груза, это означает, что:

  • Разрешение выдает исключительно на 1 проезд с перевесом по определенному заранее маршруту, от которого откланяться перевозчик не имеет права.
  • Начать оформление разрешения следует заблаговременно.
  • Перевозчик должен определиться насколько постоянен будет маршрут (разрешение можно заказать на срок от 10 дней до 3-х месяцев).

Подробнее о том, какой штраф предусмотрен за отсутствие путевого листа, можно узнать .

Сложности в оформлении бумаг

Для того чтобы оформить разрешение перевозчик должен предоставить в Росавтодор следующую информацию:

  • Данные маршрута.
  • Данные о точках остановок.
  • Информацию об авто и перевозимом грузе.

Расчет стоимости разрешения происходит исходя из предоставленной информации. Сами расчеты предоставляются перевозчику бесплатно, а оплачивает он только возмещение ущерба, который наносит дорожному покрытию в следствии повышенной нагрузки.

Следует учитывать то, что урон, наносимый дорожному полотну при перегрузке ТС, считается не сразу по всему маршруту. Именно поэтому возникают сложности с получением разрешения. Компенсация ущерба рассчитывается не по всему маршруту, а по отдельным отрезкам магистралей.

Оценка ущерба производиться:

  • Владельцами путепровода.
  • Властями муниципалитета.
  • Администрацией региона, если участок находиться в ее ведении.

Именно поэтому так важно грамотно составить маршрут следования. Чем меньше инстанций вам придется обойти, тем быстрее вы получите разрешение.

ВАЖНО! Лучше если маршрут следования будет проложен по новым трассам.

Необходимо помнить, что перегруз авто является серьезным нарушением и за это предусмотрена административная ответственность.

С помощью штрафов за перегруз грузовых автомобилей государство борется c нарушителями законодательства, устанавливающего максимально допустимую массу автотранспортных средств при передвижении их по дорогам общего пользования. Угроза наложения штрафных санкций призвана усилить дисциплину владельцев и эксплуатантов большегрузных автомашин для того, чтобы все участники рынка грузоперевозок соблюдали нормативы, установленные в отечественных ПДД и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации.

Соблюдение требований законодательства необходимо в свою очередь для уменьшения количества перегруженных фур, которые во время следования по федеральным и региональным автотрассам разрушают дорожное покрытие и создают аварийные ситуации, зачастую сопровождающиеся человеческими жертвами. СМИ время от времени сообщают о смертельных ДТП с участием перегруженных фур. Это сильно беспокоит власти, в следствие чего были введены новые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году.

ВАЖНАЯ РЕМАРКА
В самом начале следует оговорить один важный информационный момент. В течение последних нескольких месяцев российское транспортное сообщество взбудоражено введением в действие системы «Платон», разработанной для взимания покилометровой платы с владельцев автомобилей с массой более 12 тонн. Многие водители и эксплуатанты тут же придумали себе оправдание, дескать, если я плачу в «Платон», то могу чувствовать себя спокойно в отношении перегруза.

ЗАПОМНИТЕ!

Система «Платон» и штрафные санкции друг с другом никак не соотносятся. Как однажды выразился президент Путин, повторив известную поговорку, «мухи отдельно, котлеты отдельно». То есть уплата этой новой пошлины не освобождает от ответственности за превышение разрешённой массы большегрузного автотранспортного средства и не уменьшает размера штрафных санкций. Пусть это уточнение станет маленьким кирпичиком в фундаменте вашей юридической грамотности.


Что считается перегрузом – критерии

Каждый человек оценивает возможности автотранспортных средств по-разному. Именно поэтому один владелец автомобиля нагружает его в пределах нормы, другой – превышает её, и порой в несколько раз. Для того чтобы понять, перегружен данный конкретный автотранспорт или нет, была разработана система критериев, анализ которых позволяет инспекторам ГИБДД устанавливать факт перегруза.

Постановление российского правительства №272 от 15 апреля 2011 года, утвердившее Правила автомобильных грузоперевозок, устанавливает следующие допустимые массы одиночных автотранспортных средств:

  • двухосные – 18 тонн;
  • трёхосные – 25 тонн;
  • четырёхосные – 32 тонны;
  • пятиосные – 35 тонн.

Для прицепных и седельных автопоездов определены такие нормативы:

  • трёхосные – 28 тонн;
  • четырёхосные – 36 тонн;
  • пятиосные – 40 тонн;
  • шестиосные и выше – 44 тонны.

Если выявляется превышение этих предельных величин, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении и начисляет штраф за перегруз грузового автомобиля или прицепа. Определение степени перегруженности по фактической массе является основным, но не единственным критерием.


Нагрузка на колёсные оси

Для оценки перегруженности автотранспорта используется не только валовая масса, но и другой показатель – нагрузка на колёсные оси. Расчёт этого параметра требуется для определения степени ущерба дорожному полотну и риска разрушения транспортировочной тележки, которое влечёт за собой аварийную ситуацию.

Осевая нагрузка подсчитывается для конкретного автомобиля в зависимости от его собственной массы, количества осей и типа колёс (одно- или двускатные). Также играет роль межосевое расстояние, зависящее от длины тягача и прицепа. Эти расчёты, как правило, автоматизированы, и в интернете можно найти онлайн-калькуляторы для расчёта осевых нагрузок для автомашин определённых моделей и всех типов прицепной техники.

В зависимости от осевых нагрузок все автотранспортные средства подразделяются на две категории – А и Б. К первой группе относятся большегрузные автотранспортные средства, нагрузка которых на оси составляет от 6 до 10 тонн. Это тяжеловесные тягачи типа МАЗ, КрАЗ и подобные им, которые могут передвигаться лишь по трассам со скоростными ограничениями (I, II и III категорий). В группу Б включаются автомобили с осевой нагрузкой до 6 тонн. Это среднетоннажные грузовики, микроавтобусы и малолитражки.

Таким образом, наказанию за осевой перегруз могут подвергнуться не только владельцы больших грузовых машин. Данный момент касается всех эксплуатантов автотранспортных средств. В случае превышения осевой нагрузки можно получить штраф за перегруз газели и даже легкового автомобиля. Разумеется, здесь борьба идёт не с разрушением дорожного полотна – всё-таки легковушка, даже и перегруженная, не сможет причинить асфальтобетонному покрытию существенного ущерба. В этом случае контроль нагрузки на оси проводится для предупреждения аварийных ситуаций, особенно, в городских условиях.

Владельцам малолитражных машин и пассажирских микроавтобусов не следует обольщаться и чувствовать себя недосягаемыми для наказания за перегруженность. Да, строго формально специальной статьи в КоАП РФ на этот счёт не существует. Однако штрафные санкции могут быть применены, если не по общей массе, то по превышению нагрузки на оси. Кроме того, для машин категории Б, предназначенных для перевозки пассажиров, дополнительным критерием перегрузки является количество пассажиров в салоне – за этим инспекторы ГИБДД следят очень пристально.


Актуальные размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей в 2017 году

Перейдём к самому животрепещущему моменту, расскажем, какой штраф за перегруз грузового автомобиля установлен властями в этом году. Его размер определяется статьёй 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафных санкций зависит, прежде всего, от того, получено ли разрешение на передвижение данного грузового автомобиля по конкретной автотрассе.

При наличии такого документа на участников грузоперевозки, допустивших нарушение, накладываются следующие штрафные санкции (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

3-3,5

20-25

200-250

20-50%

4-5 или лишение прав на 2-3 мес.

30-40

300-400

св. 50%

45-50

400-500

В том случае, если разрешение на перевозку не оформлялось, то штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году будут следующими (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

25-30

250-300

20-50%

5-10 или лишение прав на 2-4 мес.

35-40

350-400

св. 50%

7-10 или лишение прав на 4-6 мес.

45-50

400-500

Примечание. Под перегрузом понимается разница между фактической и разрешённой массой автомобиля (нагрузкой на оси).

Кроме назначения штрафных санкций, инспектор ГИБДД может применить более жёсткое наказание – запрет дальнейшего передвижения транспортного средства. В этом случае машина либо ставится на штрафную стоянку, либо блокируется с помощью специальных технических приспособлений.

Перегруженное автотранспортное средство задерживается до тех пор, пока не будет устранено нарушение. Если груз является делимым, то перегруз устраняется путём перемещения его части на другой автомобиль. При неделимости перемещаемых объектов изыскиваются другие способы.


Иные ответственные стороны

Согласно ст.12.21.1. КоАП РФ штрафу за перегруз грузового автомобиля подвергаются не только сотрудники транспортной компании, чья машина была «поймана» с избыточным грузом. В соответствии с п. 8, 9 и 10 указанной статьи наказанию подлежат и грузоотправитель, предоставивший неправильные сведения о массе груза, что привело к перегруженности, и фирма, которая осуществляла погрузку объектов перевозки на борт транспортного средства. Максимальный размер штрафа для них составляет 400 тыс. руб.


Нарушение ПДД

Ну и, конечно, штрафные санкции накладываются на водителя в классической ситуации – когда он проехал под знак, ограничивающий массу автомобилей на данном участке автомагистрали. При этом взимается штраф в фиксированном размере 5 тыс. руб.(п.11 ст.12.21.1 КоАП РФ).

Уточним, что все эти наказания накладываются только в том случае, если не было оформлено специальное разрешение на грузоперевозку, либо были нарушены условия, указанные в этом разрешении.


Специальное разрешение на грузоперевозку

Разрешение на грузоперевозку представляет собой специальный документ, выдаваемый перевозчикам владельцами автомагистралей. Обычно это федеральные, региональные и муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации. Разрешение выдаётся только на одну грузоперевозку. В нём указываются сведения о транспортном средстве, характеристики груза, маршрут и сроки транспортировки.

Документ является платным. Размер платы за разрешение устанавливается властями субъекта РФ, по территории которого пролегает путь грузоперевозки. Эти деньги идут на возмещение ущерба дорожному полотну. Наличие разрешения на грузоперевозку определяет, какой штраф за перегруз будет наложен на участников данной конкретной грузовой транспортировки. Из приведённых выше таблиц видно, что при оформлении документа транспортные компании сберегают существенные денежные средства на уплате штрафных сумм.

Наличие разрешения не связано с системой «Платон». Некоторые участники рынка грузоперевозок ошибочно считают, что получение документа освобождает их от уплаты этого дополнительного налога. Это не так. Взнос «Платону» придётся делать в любом случае.
Взвешивание для определения штрафа за перегруз грузового автомобиля
От правильности определения массы зависит правомерность назначения штрафных санкций. Именно поэтому введено в действие два механизма взвешивания автотранспортных средств – статический и динамический. При возникновении спорных ситуаций один способ дополняется другим, что позволяет достоверно установить факт перегруженности автомашины или, наоборот, подтвердить его отсутствие.

Для взвешивания транспорта оборудуются специальные пункты, на которых устанавливается весовое оборудование. Они могут быть не только стационарными, но и передвижными. Современная весовая платформа уже не является массивной конструкцией. Выпускаются облегчённые модификации, которые могут перевозиться едва ли не легковым транспортом и монтироваться практически в любом месте трассы.

Таким образом, сегодня совсем не обязательно для взвешивания автомобиля отклоняться от маршрута грузоперевозки. Выездной пост ГИБДД может установить факт перегруза прямо на дороге. Если водитель не согласен с результатами такой проверки, то во избежание штрафа за перегруз грузового автомобиля он вправе потребовать повторного взвешивания на стационарном пункте.

Очень важный аспект взвешивания заключается в погрешности определения массы автотранспортного средства. Законодательно установленное допустимое отклонение составляет 5% от измеренного веса машины. Кроме того, требованием к весовому оборудованию является наличие документа о его поверке в специализированной метрологической лаборатории.


Статическое и динамическое взвешивание

Статическое взвешивание предполагает определение массы неподвижно стоящего автомобиля. Это наиболее точный метод. При этом способе машина въезжает на весовую платформу и фиксируется на ней. Из полученной массы брутто вычитается собственный вес автотранспорта, определяемый по паспорту. Информация об измерениях записывается в память компьютера и используется в дальнейшем для определения размера штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2017 году. Данные могут передаваться через интернет в единую систему учёта штрафных платежей для более эффективного контроля.

Динамическое взвешивание выполняется при движении автотранспортного средства по платформе, оснащённой специальными датчиками. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Датчики последовательно фиксируют массу при прохождении каждой колёсной пары. Затем специализированное программное обеспечение по особой формуле вычисляет результирующую нагрузку на каждую ось. При расчётах учитывается тип транспорта, количество осей, вид колёс и прочие факторы.


Можно ли не платить штраф за перегруз?

Юридическая практика показывает, что оспорить в суде решение о взыскании практически невозможно. Однако такая вероятность остаётся всегда. Во всяком случае, законодательство не запрещает собственнику автотранспорта обжаловать штрафные санкции в судебном порядке. Поскольку штраф за перегруз грузового автомобиля в 2017 году представляет собой очень большую сумму, владельцу машины целесообразно хотя бы предпринять попытку отменить наказание.

Как и ранее, в 2017 году на предоставление соответствующим образом оформленных возражений отводится 10 дней. Основаниями для обжалования штрафа могут быть неправильности в оформлении протокола, а также неточности взвешивания. Юридически грамотное составление документа может помочь в разрешении этой ситуации.

Штрафы за перегруз грузовых автомобилей и оборудование системы Платон

В самом начале мы сказали, что штрафы за перегруз в 2017 году никоим образом не связаны с системой «Платон». Да, это так, но её оборудование вполне может использоваться для контрольных функций. На заседании Минтранса РФ, состоявшемся 27 февраля текущего года, было принято решение о создании к 2021 году на трассах федерального значения около 400 пунктов, где будет осуществляться автоматическое взвешивание большегрузов без их остановки. При этом с помощью камер «Платона» будет вестись фото- и видеосъёмка.


Такой механизм позволит организовать тотальный контроль фактов перегруженности автотранспортных средств. Власти рассчитывают таким образом обеспечить исполнение обязательств по уплате штрафов за перегруз грузового автомобиля. Остаётся надеяться, что намеченные меры окажутся результативными и повысят дисциплину игроков транспортного рынка, а если шире, то вообще всех участников дорожного движения. Как следствие, наши дороги станут более безопасными и комфортными для передвижения.

В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.

Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.

Кто несёт ответственность за перегруз.

В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось Водитель Ответственное лицо Организация
От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ) 1000 - 1500 10000 - 15000 100000 - 150000
От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ) 3000 - 4000 25000 - 30000 250000 - 300000
От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ) 5000 - 10000¹ 35000 - 40000 350000 - 400000
Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ) 7000 - 10000² 45000 - 50000 400000 - 500000

¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.

² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется нижней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.

Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:

  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;
  • для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.

Ответственность каждого лица, участвующего в перевозке, следует разобрать отдельно.

Ответственность перевозчика за перегруз.

Перевозчик несет ответственность за превышение массы транспортного средства или допустимой осевой нагрузки согласно частям 1-6 и 11 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Для перевозчика важен способ, которым зафиксировано правонарушение. Так, если перегруз выявлен инспектором Ространснадзора или ГИБДД при проведении рейдовых или плановых мероприятий, административной ответственности подлежат:

а) водитель;
б) должностное лицо;
в) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Под должностным лицом понимается ответственный за выпуск транспортного средства на линию (механик, главный механик, инженер по выпуску автомобилей на линию). В силу того, что установить такое лицо затруднительно (фактически это можно сделать только при проведении выездной проверки перевозчика), должностное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ крайне редко.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области перевозки грузов, несет самую большую ответственность, предусмотренную ст. 12.21.1 КоАП РФ. Предусмотренные этой статьей штрафы весьма значительны (до полумиллиона рублей) и, несомненно, губительны для субъектов малого и среднего бизнеса. При этом более половины грузовых перевозок в стране выполняется именно малыми и средними перевозчиками, имеющими в собственном автопарке до 15 единиц транспортных средств или автопоездов.

Если перегруз выявлен автоматическими средствами весогабаритного контроля, то штраф налагается на собственника транспортного средства. Если собственником является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, оно также подлежит административной ответственности в том же размере, что и юридические лица или ИП.

Размер штрафа при выявлении правонарушения автоматизированными средствами, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.01.2019 г. № 5-П, назначается в размере наименьшего штрафа для юридического лица соответствующей части статьи 12.21.1 КоАП РФ.

Если собственник транспортного средства докажет, что транспортное средство перевозило груз для личных нужд, он подлежит ответственности в размере наименьшего штрафа, предусмотренного для физического лица соответствующей части ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Отдельным составом административного правонарушения является превышение массы транспортного средства или (что чаще) осевых нагрузок в период весенних ограничений в регионах России. В таком случае размер штрафа составляет 5000 рублей (ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ), если, конечно, перевозчик не превысил допустимые нагрузки, установленные Правилами перевозки грузов.

Ответственность экспедитора за перегруз.

Благодаря нечеткости юридических формулировок в статье 12.21.1 КоАП РФ, инспектор Ространснадзора может привлекать к административной ответственности экспедитора, который груз собственным или арендованным транспортным средством не перевозил, но вписан в 10-ую графу транспортной накладной. Такие действия инспектора следует обжаловать незамедлительно после получения экспедитором определения (извещения) о возбуждении в его отношении административного производства.

Процессуальная пассивность экспедитора может ему стоить значительного штрафа (до полумиллиона рублей), поэтому, если вы получили стали субъектом административного расследования по ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, незамедлительно обращайтесь к компетентному юристу.

Ответственность грузоотправителя за перегруз.

Грузоотправитель несет административную ответственность за превышение общей массы транспортного средства или допустимые осевые нагрузки согласно ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Обязанность грузоотправителя не превышать эти нормы установлена ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Законодатель дифференцировал размер штрафа в зависимости от организационно-правовой формы грузоотправителя. Так, для юридических лиц размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 80 до 100 тысяч рублей.

Инспектор определяет лицо, подлежащее ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ, по сведениям из 1-го и 6-го раздела транспортной накладной. Грузоотправитель получает извещение (определение) о возбуждении в его отношении производства по административному правонарушению. В документе инспектор указывает на необходимость представить пояснения по существу допущенного правонарушения, а также предоставить необходимые для всестороннего и правильного рассмотрения дела документы.

Если в транспортном средстве следуют грузы от нескольких грузоотправителей, ответственности подлежит последний из них.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.

Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).

Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.

Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.

Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40° С и т. п.

Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.

Суть введения весенних и летних ограничений не в замене предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № 2 к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями, а в введении дополнительного ограничения на региональных дорогах. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.

Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.

Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.

Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Машина оформлена на физическое лицо.

Если собственником грузового автомобиля в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства является физическое лицо, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, будет ли это лицо подлежать административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ?

Да, будет.

В случае фиксации превышения допустимой нагрузки автоматическими средствами штраф приходит собственнику независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. В случае выявления перегруза инспектором ГИБДД или Ространснадзора предприниматель (собственник) будет привлечен к ответственности в размере, предусмотренном для юридических лиц.

Почему так? До апреля 2017 года регистрация транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, осуществлялась на физическое лицо (то есть, без приставки “ИП” перед фамилией собственника). Пунктом 12 Приказа МВД России от 24.11.2008 года № 1001 “О порядке регистрации транспортных средств …” было установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Однако, Приказом МВД от 20 марта 2017 года № 139 вышеуказанный пункт был исключен. Теперь собственник, имея статус ИП, может выбирать в каком качестве ему регистрировать автомобиль — индивидуального предпринимателя или физического лица.

Инспектор ГИБДД или Ространснадзора, разрешая вопрос о привлечении собственника автомобиля к административной ответственности по правилам, предусмотренным для юридических лиц, запрашивает в ЕГРИП информацию о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя. Основываясь на полученных сведениях инспектор принимает решение о возбуждении административного производства.

Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.

При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.

Кто платит штраф — арендатор или арендодатель?

Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.

Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.

Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.

Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.

Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <...> частями 1-6 статьи 12.21.1 <...> настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.

Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:

  1. Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
  2. Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
  3. Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

После выполнения одного из первых двух перечисленных действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.

Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

  • штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
  • оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
  • оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

  • факт искажения сведений;
  • наличие и размер понесенного ущерба;
  • причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

  • превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
  • в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.

Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.

Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.

Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков