Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач. Личный опыт

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач. Личный опыт

14.10.2019

Вам понадобится около шести часов. Первое, что нужно сделать, это снять сначала колесо и грязезащитный кожух мотора, он крепится на два болта и две пластмассовые защелки.

Как добраться к ремню ГРМ

А далее приступим можно сказать к самой ответственной и сложной процедуре, нужно будет открутить болт шкива коленвала. В самом шкиве есть четыре маленьких отверстия, они предназначены для специального инструмента, их диаметр очень мал, поэтому приспособиться использовать не его достаточно сложно и на первый взгляд невозможно. Можно зажать его тисками, и пользуясь ломом зафиксировать его. Теперь откручиваем болт. Все, тяжелая работа закончилась сейчас нужно снять ремень кондиционера и генератора, что бы сделать это, нужно ослабить стопорный и осевые болты генератора.

Чтобы снять ремень ГУРа, натяжной болт, понадобится открутить, но до «осевого» добраться не получится, поэтому нужно будет ослабить натяжение ломом и снять ремень.

Все, теперь отсоединяем черный провод, который идет от мотора к опоре. Не забудьте поставить домкрат под правую часть двигателя, можно продолжать. Приступаем демонтировать правую опору, которая мешает съемке защитных кожухов.

Верхний кронштейн притянут к мотору двумя гайками, теперь поднимаем немного двигатель и вытаскиваем опору .

Все, сейчас ничто уже не помешает снять кожухи, в первую очередь открутите верхний кожух, там всего пять болтов, в некоторых местах до болта очень сложно добраться. Потом нижний, при его снятии проблем возникнуть не должно.

Установка меток ГРМ

Перед тем, как насадить шкив и совмещать метки звездочки, нужно выкрутить свечи, чтобы пропала компрессия , теперь шкив насаживается на коленвал и можно совмещать метки.

Для того, чтобы убедиться в совпадении меток звёздочки распредвала можно так, берем зеркальце и смотрим через него в дырочку звездочки, если все правильно, то можно будет увидеть метку на блоке.

Сейчас предстоит снять болт, который фиксирует натяжной ролик, после снимаем пружинку. Спокойно не дергая, и не в коем случае не крутя ремень, стаскиваем его с звездочек и роликов.

Перед тем, как ставить новый ремень, его нужно сравнить со старым на совпадение количества зубьев, серийных номеров и конечно же длины.

Как только поставили ремень, накинули пружинку натяжителя, коленвал нужно прокрутить на 2 оборота, для того, чтобы ролик натяжитель сделал свою работу, то есть, натянул ремень. Перед сборкой проверьте совпадение меток, то ослабляем и перетягиваем ремень в обратную сторону.

Как известно, менять ремень ГРМ надо каждые 55-60 тысяч километров. Этот оптимальный пробег установлен опытным путем и встречается в многочисленных рекомендациях по эксплуатации. Превышение этого пробега без замены ремня ГРМ не обязательно ведет к возникновению аварийной ситуации, но вероятность выхода двигателя из строя по причине разрушения ремня (разрыв, вытягивание сверх нормы, срезание зубьев) при этом резко возрастает. Естественно, что данная рекомендация относится к ремням известных производителей, таких как Gates, Bosch, Lemforder и даже наш балаковский завод РТИ, но не актуальна для ремней ГРМ малоизвестных производителей (Mitsuboshi, San), на которые продавцы не дают гарантии более чем на 10-20 тысяч км, даже в случае установки их в рекомендованном ими же сервисе.

Именно такой ремень ГРМ, как потом было установлено, стоял на двигателе 3S-FE моего автомобиля Toyota Vista 1991 года выпуска. Ремень требовал замены по следующим причинам: пробег более 40000 км, неприятные шумы при работе двигателя (периодические глухие стуки, резкие стуки кулачков по приводам клапанов, общие шумы в районе расположения ремня ГРМ), очень шумная работа двигателя при превышении 3000 оборотов в минуту. Вопрос возникал только один: делать замену в сервисе или собственными силами в гараже. В сервис ехать не очень хотелось, потому как дорого (в районе 1000 рублей), и наблюдаются случаи «халтуры». Ранее, например, при смене подшипника ступицы мне в одном сервисе раздавили прессом саму ступицу, в другом запрессовывали наружную обойму подшипника путем давления на внутреннюю обойму (через шарики), глубже обычного посадили сальник, из-за чего нарушилась герметичность уплотнения, и не заложили в сальник смазку. К тому же в сервисе, бывает, дело затягивалось — как объяснили мне по телефону, время операций сильно зависит от того, как отвернется болт шкива, от состояния натяжного и обводного роликов, от состояния сальника коленвала и т.п. В итоге я решил делать замену ремня ГРМ в гараже без ремонтной ямы собственными силами. Тем более, что такую операцию ранее выполнял на своем предыдущем автомобиле ВАЗ-21083.

Для начала приобрел ремень ГРМ Gates типоразмера 5202 ХS бельгийского производства и тщательно изучил порядок выполнения этой операции по книгам «Toyota Camry & Vista. Устройство, техническое обслуживание и ремонт» и «Ремонт японских автомобилей» С.В. Корниенко. Этой информации достаточно для самостоятельной работы.

Итак, автомобиль ставим в гараже так, чтобы обеспечивался свободный доступ к его правому переднему колесу. Снимаем массовую клемму с аккумулятора, селектор автомата ставим в положение «Р», затягиваем ручной тормоз и с обеих сторон противооткатными упорами блокируем левое заднее колесо. После этой подготовки немного ослабляем гайки крепления правого переднего колеса, поднимаем автомобиль домкратом и снимаем колесо. Домкрат необходимо ставить как можно ближе к снимаемому колесу. Для фиксации автомобиля в поднятом положении рядом с домкратом под порог ставим упор с мягкой подкладкой (чтобы не помять нижнее ребро порога), и опускаем на него автомобиль. Высвобождаем домкрат. В глубине колесной ниши справа установлена пластмассовая защита (брызговик), которая крепится двумя болтами и двумя пластмассовыми фиксаторами. Снимаем ее, при необходимости вырвав пластмассовые фиксаторы. Они, как правило, ломаются, но вместо них хорошо подходят кнопки крепления обшивки салона от «Самар». После снятия защиты открывается доступ к шкиву коленвала.

Отворачиваем против часовой стрелки центральный болт на 19, которым шкив фиксируется на коленчатом валу. Для захвата болта удобно взять головку на 19 и два стандартных удлинителя, чтобы вороток вышел за пределы колесной ниши. Вороток должен быть без трещетки, чтобы по нему можно было ударять молотком. Так как зафиксировать шкив нечем (в связи с отсутствием специального приспособления и каких-либо больших отверстий для просовывания отвертки или монтировки) я отвернул болт ударным способом: просто начал поворачивать вороток против часовой стрелки и для увеличения вращающего усилия несколько раз ударил по нему молотком. Болт отвернулся, при этом шкив практически не сдвинулся с места. Снимаем со шкива два приводных ремня, меньший из которых приводит во вращение гидроусилитель, а другой — генератор и насос кондиционера. Для снятия большого ремня отпускаем болт-натяжитель на генераторе, ослабляя ремень до необходимого уровня. Для снятия ремня гидроусилителя ослабляем гайку его натяжного устройства. Это можно сделать головкой на 14 с помощью двух стандартных удлинителей и воротка. Гайку можно увидеть через проем, в который проходит приводной вал. Она находится справа и в глубине от шкива гидроусилителя. На ремнях карандашом ставим стрелки по направлению вращения (при сборке направление движения ремня должно сохраниться).

После снятия приводных ремней можно снять сам шкив. Перед этим выворачиваем свечи зажигания и выставляем первый цилиндр в положение верхней мертвой точки (ВМТ). Для этого метку на шкиве, которая представляет собой прорезь на его ближней к двигателю стороне, совмещаем с цифрой 0 по шкале на нижней пластмассовой крышке, прикрывающей ремень ГРМ. Вращение шкива производим по часовой стрелке вручную или ключом через временно ввернутый центральный болт. Шкив снимаем руками, или с помощью трехлапого съемника в зависимости от прочности посадки. На моем двигателе первый раз шкив был снят съемником, а впоследствии после смазывания посадочного места литолом легко надевался и снимался руками.

Теперь снимаем правую опору двигателя. Для этого со стороны радиатора (чтобы не занимать колесную нишу) подводим под картер двигателя домкрат и немного его набиваем, подложив небольшую дощечку. Это необходимо сделать для того, чтобы снять нагрузку с опоры и чтобы двигатель после ее демонтажа не перекосило. Отворачиваем четыре гайки и три болта:

— две гайки головкой на 14 с удлинителем с нижней стороны опоры (со стороны приводного вала, лежа на спине), которыми двигатель прикрепляется к опоре;

— две гайки на 17 и болт, которые крепят основание опоры к правому лонжерону (доступ сверху);

— один короткий болт на 14, который через кривую проставку крепит верхнюю часть опоры к двигателю в районе расположения генератора;

— длинный болт на 14, который соединяет среднюю часть кривой проставки, опору и кронштейн двигателя (расположен в трех сантиметрах от короткого вышеупомянутого болта, доступ сверху).

Опора легко снимается, при этом открывается доступ к верхней и нижней пластмассовым крышкам, прикрывающим ремень ГРМ. Верхняя крышка крепится пятью болтиками на 10, самым труднодоступным из которых является нижний левый (в районе крепления кронштейна двигателя к опоре). Его удобно отворачивать маленькой головкой на 10 с Г-образным рычагом. При отворачивании этих болтов приходится проявлять изобретательность и незаурядное терпение. Нижняя крышка крепится четырьмя болтиками на 10, самый неудобный из которых ввернут в центр крышки в углублении. Необходимо запомнить или записать, какой болт стоит в каком отверстии, т.к. они разной длины.

После снятия обеих крышек можно непосредственно начать работу с ремнем ГРМ. На моем двигателе меня ждал неприятный сюрприз. Оказалось, что ремень фирмы Mitsuboshi вытянулся настолько, что натяжная пружина полностью сжалась и уже ничего не натягивала, при этом верхняя ветвь ремня свободно болталась между шкивами. Приходилось только удивляться, как при этом не произошел перескок ремня по шкивам, и как у него не срезало зубья. Причина разбаланса работы двигателя, вызвавшая неприятные последствия, перечисленные в начале статьи, была установлена. В дополнение оказалось, что подшипник натяжителя был сильно изношен, имел люфт и шумел, и подшипник обводного ролика (который ближе к помпе) также шумел, имея незначительный люфт. Течи масла через сальники не было.

Попытка смазать подшипник обводного ролика не удалась, т.к. его металлопластиковые крышки хорошо и глубоко запрессованы при изготовлении. В процессе извлечения они необратимо деформируются и при последующей установке уже не обеспечивают удержание смазки в подшипнике. Поэтому было принято решение заменить оба ролика на новые. На покупку роликов в «Автограде» пришлось потратить 1515 рублей.

Для снятия ремня ГРМ ослабляем болт, фиксирующий натяжной ролик и, надавливая на ролик пальцами, опускаем его в самое нижнее положение. Аккуратно, не перемещая шкивы распредвала и коленвала, снимаем ремень ГРМ. Сразу же на шкив распредвала простым карандашом или маркером наносим сверху метку и рядом с ней ответную метку на корпусе двигателя. Этой меткой мы фиксируем правильное положение шкива распредвала. Дело в том, что во всех пособиях по ремонту шкив распредвала рекомендуют устанавливать в нужное положение совмещением отверстия в нем с меткой на корпусе двигателя (метку должно быть видно через отверстие). Но в реальной ситуации вследствие установки двигателя под наклоном заглянуть в это отверстие не удается, так как мешает ниша передней стойки. Проверить совмещение меток на ощупь также не удается.

Перед установкой нового ремня ГРМ закрепляем на свои места новые ролики, при этом на болт обводного ролика наносим фиксатор резьбы средней прочности (на резьбе были явно видны следы его применения). Натяжной ролик вновь фиксируем в нижнем положении, и начинаем устанавливать ремень. Сначала надеваем его на шкив коленвала, потом левую ветвь обводим вокруг шкива маслонасоса, заводим на ролик натяжителя и там придерживаем левой рукой, а правую ветвь обводим вокруг обводного ролика, шкива помпы и направляем ее на шкив распредвала сверху. Снизу к шкиву распредвала подводим левую ветвь ремня ГРМ. Аккуратно, стараясь сохранить совпадение временных меток, надеваем ремень на шкив распредвала. Для того чтобы зубья ремня попали в пазы шкива, пришлось его немного довернуть по часовой стрелке (примерно на 1/3 зуба).

Теперь проверяем совпадение меток на шкивах. Для этого отпускаем натяжной ролик и длинным широким зубилом, заводя его слева через кронштейн двигателя, снизу давим на натяжной ролик, выбирая все провисания ремня (помогаем натяжной пружине). Устанавливаем нижнюю защитную крышку с метками (можно на два болтика) и шкив коленвала (можно без болта). После этого проверяем совпадение меток: временных на шкиве распредвала и заводских на шкиве коленвала (прорезь с нулевой отметкой). В моем случае метка шкива коленвала не совпала с цифрой 0, и требовался доворот шкива по часовой стрелке. Пришлось снова отжимать натяжной ролик, снимать ремень ГРМ со шкива распредвала, доворачивать шкив коленвала до 0 и снова надевать и натягивать ремень. После этого метки на шкивах совпали в нужном положении.

Для натяжки ремня ГРМ заворачиваем болт шкива коленвала и затягиваем его по часовой стрелке (зафиксировав шкив или ударным способом). С помощью головки и удлинителя проворачиваем шкив коленвала на два оборота и снова проверяем совпадение меток. Вращение происходит легко, т.к. свечи зажигания выкручены. В это время пружина натяжного ролика сама натягивает ремень с нужной силой. После этого затягиваем болт натяжного ролика моментом 42 н*м. Замену ремня ГРМ можно считать законченной.

Устанавливаем на место верхнюю защитную крышку, вворачиваем болты обеих крышек на свои места (с учетом длины). Возвращаем на место опору двигателя, закручиваем четыре гайки и три болта. Удобнее всего операцию начать с вворачивания длинного верхнего болта, т.к. при этом двигатель притягивается к опоре, а опора к лонжерону. На гайки и болты при заворачивании наносим фиксатор резьбы. Надеваем на шкив коленвала ремень гидроусилителя руля, заводим его снизу на шкив насоса гидроусилителя. Полностью ремень заправляем на место поворотом шкива коленвала по часовой стрелке примерно на пол-оборота. Натяжку ремня производим большой отверткой, которая вставляется в прорезь натяжительного устройства насоса гидроусилителя слева от фиксирующей гайки. Ремень будет натянут правильно, если под нагрузкой 10 кг его прогиб составит 10-13 мм. В условиях гаража сделать такой замер инструментально затруднительно, поэтому прогиб проверяем, сильно надавливая на ремень пальцем (усилие будет примерно такое, как требуется). Величину прогиба контролируем по меткам, нанесенным карандашом на нижнюю крышку ремня ГРМ. Правильно натянутый ремень не должен свистеть (проскальзывать) при кратковременном повороте колес автомобиля (на 1-2 секунды) до упора вправо или влево. Далее надеваем ремень генератора и кондиционера, если последний установлен на автомобиле. Ремень натягиваем и фиксируем натяжным устройством, имеющимся на генераторе. Прогиб ремня на участке между генератором и компрессором кондиционера при нагрузке 10 кг должен составлять 9-11 мм.

Ставим на место свечи зажигания, высоковольтные провода, отпускаем домкрат и вынимаем его из-под автомобиля, ставим на место клемму массы на аккумуляторе и делаем пробный запуск двигателя. Если все в порядке, устанавливаем на место пластмассовую защиту (брызговик) в колесной нише и колесо. Ремонт закончен.

После замены ремня ГРМ характер работы двигателя моего автомобиля существенно изменился. Исчезли глухие стуки, практически перестали цокать клапаны, снизилась вибрация. Двигатель на холостом ходу стал работать мягче, тише и приятнее на слух. При движении значительно снизился низкочастотный гул, возникающий в интервале от 3 до 4 тысяч оборотов в минуту по тахометру. Показалось даже, что машина стала более преемистой, хотя никаких инструментальных замеров по этому поводу не производилось. В целом замена ремня ГРМ явно пошла автомобилю на пользу.

Никаких специальных инструментов для выполнения работы не потребовалось. И в очередной раз захотелось добрым словом отметить работу специалистов Toyota, сделавших такую надежную и ремонтопригодную машину. Вообще, этот ремонт уже не первый. И поражает каждый раз, что болты и гайки после срыва со щелчком отворачиваются от руки, что разъемные шлицевые соединения разъединяются после легкого постукивания, что ремень ГРМ сам натягивается с нужной силой натяжной пружиной, подшипники вращаются без заеданий и люфтов и т.д. Все просто, надежно, удобно и, к сожалению, пока еще недостижимо для нашего автопрома.

Эта статья расскажет вам о том, как сделать замену ремня ГРМ на автомобиле марки Toyota, на которой установлен двигатель 3S-FEили 4S-FE.

Эта статья расскажет вам о том, как сделать замену ремня ГРМ на автомобиле марки Toyota, на которой установлен двигатель 3S-FEили 4S-FE. Информация, полученная в процессе прочтения, поможет произвести правильный и экономичный ремонт, без лишних затрат денежных средств на оплату труда специалистов. Но для начала давайте разберёмся, что же представляет собой ремень газораспределительного механизма и какие функции он выполняет.

Открыв капот, без труда можно разглядеть резиновый ремень, соединяющий коленчатый вал и распределительный вал. Также он проходит через натяжитель, функция которого – предотвращать провисание самого устройства. Ремень обеспечивает синхронное вращение всех агрегатов газораспределительного механизма, а также создаёт герметичность камер сгорания в момент воспламенения топливо-воздушной смеси.

Сам ремень ГРМ сделан обычно из резины. Его внешняя сторона гладкая, а внутренняя, наоборот, имеет выступы, предназначенные для прочного сцепления с узлами механизмов. Ремни могут быть разного качества и состава. Материалы бывают дешёвыми, а бывают более дорогими с добавлением полимеров.

Внутри качественного изделия обязательно должны быть нити из стекловолокна, обеспечивающие повышенную эластичность и устойчивость к механическим повреждениям.

В среднем такой агрегат на автомобиле Toyota может прослужить 4 – 5 лет. Стоит учесть, что при замене фирменного ремня на новый, выпускаемый другой компанией, обязательно нужно обратить внимание на срок службы этого изделия.

Из-за несвоевременного ремонта и замены может возникнуть разрыв ремня ГРМ. Это довольно неприятная поломка, которая может повлечь за собой серьёзный и дорогостоящий ремонт. Итак, представим автомобиль после того, как из-за разрыва привода газораспределительного механизма, прекратилось сообщение между распредвалом и коленвалом. Транспортное средство будет двигаться по инерции, теряя скорость, потому что теперь у него отсутствует передача крутящего момента с двигателя на трансмиссию. Движение клапанов остановится. Но поршни продолжат и дальше двигаться внутри цилиндров. Они будут биться о нижнюю часть клапанов, из-за этого часто возникают повреждения этих узлов силовой установки. Не редко это приводит к замене лишь некоторых агрегатов, но разрыв ремня ГРМ может повлечь за собой и полную замену двигателя.

Важно! Всегда следите за пробегом и временем службы, чтобы не пропустить время, установленное производителем для замены ремня газораспределительного механизма. Это сэкономит ваше время и семейный бюджет, а также повысит безопасность езды.

Во время ремонта важно знать название и местонахождения деталей и узлов агрегата. Поэтому ниже вы найдёте схему газораспределительного механизма двигателя 3S-FE с подписанными составными частями.

1 – ремень привода ГРМ;

2 – прокладка газораспределительного механизма;

3 - вторая крышка ремня привода ГРМ;

4 – первая крышка ремня привода ГРМ;

5 – правая опора силовой установки;

6 – амортизатор опоры двигателя;

7 – ремень привода гидроуселителя руля;

8 – шкив коленвала;

9 – ремённый привод генератора;

11 – Защита силовой установки.

Демонтаж старого агрегата нужно выполнять аккуратно, не повреждая при этом узлов крепления и связанных с ним механизмов. На автомобиле Тайота не стоит использовать грубую силу, для того, чтобы разобрать какую-либо его составную часть.

Обязательно следуйте указаниям данной инструкции, чтобы предотвратить лишние поломки, а также сэкономить своё время.

Сначала стоит обесточить весь автомобиль, отсоединив от аккумуляторной батареи минусовой провод. После того, как вы сделали это, можно снять правую составную часть защиты силовой установки. Далее стоит снять ремень, осуществляющий привод генератора. Затем вам будет удобно отсоединить ремённый привод гидравлического усилителя рулевого управления. Теперь можно рассмотреть 4 болта и 2 гайки, которые держат правую опору двигателя. Их необходимо открутить. Теперь следует снять нижнюю часть крышки газораспределительного механизма и установить поршень цилиндра № 1 в положение «сжатие».

Далее стоит поработать над коленчатым валом. Его нужно повернуть так, чтобы выемка на зубчатом колесе была совмещена с меткой для установки на верхней части подшипника. Если метки нет, то коленвал следует повернуть на один полный оборот.

Теперь стоит снять шкив коленчатого вала, предварительно ослабив его с помощью специального приспособления.

После того, как вы сделали это, обязательно следует убедиться в том, что все метки грм 3s двигателя по-прежнему совмещены.

  1. По возможности ослабьте натяжитель ремня и на время немного наживите болт.
  2. Снимите ремень газораспределительного механизма с зубчатого колеса распределительного вала.
  3. Снимите направляющее устройство привода ГРМ.
  4. Теперь полностью уберите сам ремень ГРМ.

Обратите внимание, если вы хотите использовать его повторно, нанесите стрелку, указывающую направление движения агрегата, а также метки на шкивах и ремне.

Если это требуется, демонтируйте зубчатое колесо коленчатого вала и промежуточный шкив. Для этого достаточно просто открутить болт крепления. Теперь стоит избавиться от натяжителя и его пружины. Сделать это не сложно, потому что узел держится на одном болте. С помощью двух плоских отвёрток демонтируйте зубчатый шкив распределительного вала. Теперь можно снять шкив масляного насоса.

На этом процесс демонтажа необходимых агрегатов газораспределительного механизма окончен. Если вы всё сделали в соответствии с планом, то можно приступать к установке нового ремня привода ГРМ.

Теперь вам нужно выполнить сборку узлов силовой установки автомобиля, поставив при этом новый ремень газораспределительного механизма.

Первым делом следует вернуть на место шкив масляного насоса. Для этого нужно совместить его профиль с профилем вала и закрепить деталь, затянув гайку крепления. Момент затяжки не должен превышать 28 Н/м.

Теперь надеваем на место шкив коленчатого вала, совместив шпон на шкиве с пазом на валу. Деталь следует установить направляющей частью внутрь. Далее стоит вернуть на место промежуточный шкив, затянув болт с моментом не более 45 Н/м. Теперь убедитесь в том, что вращению шкива ничего не препятствует.

Следующий этап – это установка на прежнее место ролика натяжителя и его пружины. Болт не стоит затягивать всвязи с временной установкой узла. Ролик необходимо оттянуть в крайнее левое положение, убедившись в том, что он вращается свободно.

Теперь можно смонтировать на прежнее место зубчатый шкив распределительного вала. Для этого следует совместить установочный штифт с меткой под ним и, поставив шкив на нужное место, затянуть болт с моментом 55 Н/м.

И вот автомобиль готов непосредственно к монтажу самого ремня привода газораспределительного механизма.

Для того, чтобы правильно установить эту деталь, обязательно нужно добиться совпадения меток на коленвале с метками на масляном насосе, а также на установочном отверстии распределительного вала и крышке подшипника.

С поверхности всех деталей следует удалить жидкости, такие как тосол или масло. Теперь можно закрепить ремень ГРМ на всех шкивах. Если вы используете бывший в употреблении ремень, то нужно обратить внимание на то, что стрелка должна указывать направление вращения коленчатого вала.

Устанавливаем направляющую ремня ГРМ тыльной стороной внутрь. После этого можно убедиться в том, что фазы газораспределительного механизма не нарушены, а все составные части работают правильно.

Теперь поверните шкив коленчатого вала ровно на два оборота и установите его в положение ВМТ. Делать это следует обязательно по часовой стрелке. Если вдруг после этого метки на ремне ГРМ находятся не на своих местах, то стоит повторить установку ремня заново. После этого можно затянуть болт натяжителя с моментом силы 43 Н/м.

Установка ГРМ 3s fe на своё место на этом завершена.

  1. Устанавливаем верхнюю крышку газораспределительного ремня на своё место, затянув все болты крепления. При этом нужно сначала приклеить на место прокладку ГРМ (если она из-за повышенной влажности разбухла, то следует обрезать излишки).
  2. Устанавливаем шкив коленвала. Для этого стоит совместить канавку и шпон. Далее нужно просто затянуть болт с моментом 110 Н/м.
  3. Устанавливаем нижнюю крышку ремня ГРМ, закрепив под неё прокладку. Приклеивать её нужно так, чтобы она не соскакивала внутрь.
  4. Поставим на место правую опору силовой установки. Для этого нужно сначала смонтировать кронштейн. Момент затяжки 53 Н/м. Далее ставим на место амортизаторы опоры с моментом 74 Н/м. Далее крепим саму опору, затягивая болты на 36 Н/м, а гайки на 53 Н/м.
  5. Устанавливаем на место ремень гидравлического усилителя руля.
  6. Монтируем на место ремень генератора.
  7. Ставим защиту двигателя и обратно подсоединяем аккумуляторную батарею.

Если вы, прочитав эту статью, сделали всё по инструкции, то замена ремня ГРМ на вашем автомобиле Toyota, с двигателем 3S-FE или 4S-FE, выполнен правильно. Теперь транспортное средство будет надёжно служить вам, обеспечивая полную безопасность дорожного движения. А вы сэкономите денежные средства, потому что сделаете ремонт своими руками.

Техническое обслуживание ГРМ двигателя Тойота 3S-FE, 3S-GE

Замена ремня привода ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE

Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора.

Снимите генератор переменного тока. Снимите также приводной ремень насоса гидроусилителя рулевого управления.

На двигателях 3S-GE для замены ремня ГРМ снимите крышку головки блока цилиндров. Выкрутите свечи зажигания.

Установите поршень цилиндра № 1 в ВМТ (рядом с зубчатым ремнем привода).

Заблокируйте задние колеса, затем поднимите переднюю часть автомобиля Тойота Камри, Корона, Тойота Селика, Карина и установите ее на осевые подпорки. Снимите правое колесо, затем отвинтите болты и снимите брызговик из-под правой стороны отсека двигателя.

Во время замены ремня ГРМ 3S-FE, 3S-GE для ослабления болта шкива коленчатого вала необходимо закрепить коленвал от проворачивания. В качестве варианта на автомобилях с механической трансмиссией можно застопорить коленвал, включив 4-ю передачу и нажав педаль тормоза.

На моделях автомобилей Тойота Камри, Корона, Тойота Селика, Карина с автоматической трансмиссией снимите крышку/усилитель с днища трансмиссии и удерживайте коленчатый вал, введя широкую отвертку в зацепление с зубчатым венцом шестерни стартера.

Отвинтите болт крепления шкива коленчатого вала и снимите шкив с конца коленчатого вала. При слишком тугой посадке используйте подходящий съемник.

Отвинтите болты и снимите верхнюю и нижнюю крышки ремня ГРМ 3S-FE, 3S-GE и, где установлены, извлеките прокладки.

Снимите внешнюю направляющую зубчатого ремня привода с коленчатого вала.

Если предполагается дальнейшее использование зубчатого ремня привода, то отметьте стрелкой направление его вращения. Также отметьте его положение относительно шкивов коленвала и распредвала для обеспечения его правильной установки.

На двигателях 3S-FE ослабьте болт крепления натяжителя зубчатого ремня ГРМ к блоку цилиндров.

С помощью отвертки отожмите натяжитель таким образом, чтобы ослабить напряжение ремня, затем затяните болт, чтобы зафиксировать натяжитель в этом положении.

На двигателях 3S-GE автомобилей Тойота Камри, Корона, Тойота Селика, Карина отметьте положение натяжителя зубчатого ремня привода ГРМ, затем отвинтите болты крепления и снимите его.

Снимите зубчатый ремень привода ГРМ Toyota 3S-FE, 3S-GE со звездочек распредвала, коленвала, масляного и водяного насосов. Для полного снятия зубчатого ремня привода разгрузите и разберите правую опору двигателя/трансмиссии.

Подоприте двигатель за поддон с помощью домкрата, проложив между ними деревянный брусок. Не меняйте положение звездочек распредвала или коленвала при снятом зубчатом ремне привода.

Снятый зубчатый ремень привода тщательно проверьте на наличие повреждений и износа. Особенно внимательно осмотрите впадины зубьев на наличие образования трещин.

В дополнение к регулярной замене зубчатого ремня привода ГРМ 3S-FE, 3S-GE - его необходимо заменить независимо от срока службы или пробега, если он имеет какие-либо дефекты или если на него попадала вода, масло или пар. Проверьте, вращается ли шкив натяжителя легко, без признаков заедания.

На двигателях Toyota 3S-FE проверьте, соответствует ли свободная длина пружины натяжителя значению, указанному в спецификациях, - если пружина растянулась, замените ее.

На двигателях 3S-GE проверьте отсутствие утечки масла из уплотнения толкателя натяжителя. При наличии утечки замените натяжитель. Проверьте и убедитесь, что невозможно переместить толкатель натяжителя вручную.

Установка ремня ГРМ Toyota 3S-FE, 3S-GE

Перед установкой ремня ГРМ двигателя Toyota 3S-FE, 3S-GE автомобилей Тойота Камри, Корона, Тойота Селика, Карина проверьте, чтобы установочные метки на звездочке распределительного вала совпали с метками на внутренней крышке зубчатого ремня привода, кроме того, проверьте, чтобы совпали метки ВМТ на звездочке коленчатого вала и корпусе масляного насоса.

Для дальнейшей проверки временно установите нижнюю крышку зубчатого ремня привода и шкив коленчатого вала и проверьте, совпадает ли вырез на шкиве с меткой О6 на крышке. После проверки снимите шкив и крышку.

Установите зубчатый ремень ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE на звездочки и натяжные ролики, следя за тем, чтобы не изменить положение звездочек, а также за тем, чтобы ремень располагался между передними кромками звездочек распредвала, водяного насоса и коленвала.

При установке прежнего ремня убедитесь, что стрелка, нанесенная на ремень при его снятии, была направлена в нужную сторону и метки на ремне и звездочке совпадали. Установите правую опору двигателя/трансмиссии на место и затяните болты.

На двигателях 3S-FE ослабьте болт натяжителя и дайте ему возможность под действием пружины переместить натяжной шкив до упора в зубчатый ремень привода. Не затягивайте пока болт.

Для установки натяжителя двигателей Toyota 3S-FE, 3S-GE выполните следующую процедуру:

Установите внешнюю направляющую зубчатого ремня привода вогнутой стороной, обращенной наружу, затем установите нижнюю крышку зубчатого ремня привода с новой прокладкой (где имеется) и затяните болты.

Проверните коленчатый вал по часовой стрелке почти на два полных оборота, затем проворачивайте его медленно до совпадения меток ВМТ. Не проворачивайте коленчатый вал против часовой стрелки. Если метки ВМТ не совпали, то снимите зубчатый ремень привода и выполните снова процедуру установки.

Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на один полный оборот и продолжайте его вращать до тех пор, пока установочная метка не совпадет с меткой 45° до ВМТ на нижней крышке зубчатого ремня привода.

Затяните болт натяжителя.

На двигателях 3S-GE вдавите толкатель натяжителя в корпус с помощью пресса до тех пор, пока невозможно будет вставить подходящий металлический пруток в отверстия в корпусе и толкателе. При установке натяжителя пруток будет удерживать толкатель в таком положении.

Для установки натяжителя выполните следующую процедуру:

Установите внешнюю направляющую зубчатого ремня привода ГРМ 3S-GE вогнутой стороной, обращенной наружу, затем установите нижнюю крышку зубчатого ремня привода с новой прокладкой и затяните болты.

Установите шкив коленчатого вала и затяните болт.

Отверните болт натяжного шкива натяжителя двигателей Toyota 3S-FE, 3S-GE против часовой стрелки с моментом 18 Нм, затем установите натяжитель и затяните болты пока вручную. Проверьте, совпадают ли установочные метки.

Проверните коленчатый вал по часовой стрелке, пока вырез на шкиве не совпадет с меткой 60° до ВМТ на нижней крышке зубчатого ремня привода.

Вставьте щуп 1.9 мм между корпусом натяжителя и стопором натяжного шкива.

Поправьте натяжитель и затяните все болты крепления.

Извлеките металлический пруток, удерживающий толкатель натяжителя, и проверните коленчатый вал на один полный оборот до совмещения меток 60° до ВМТ.

Установите верхнюю крышку зубчатого ремня ГРМ двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE с новой прокладкой и затяните болты крепления.

Установите брызговик и правое колесо и опустите автомобиль на землю. Установите свечи зажигания.

На двигателях 3S-GE установите крышку головки блока цилиндров.

Установите генератор переменного тока и приводной ремень насоса гидроусилителя рулевого управления.

Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумулятора.

Звездочки и шкивы зубчатого ремня привода ГРМ двигателей Toyota 3S-FE, 3S-GE - снятие, осмотр и установка

Снимите зубчатый ремень ГРМ 3S-FE, 3S-GE. При снятии только звездочки распредвала нет необходимости снимать шкив коленчатого вала или нижнюю крышку зубчатого ремня привода.

Если планируете установить прежний зубчатый ремень привода, то также нет необходимости снимать правую опору двигателя.

На двигателях 3S-FE и 3S-GE автомобилей Тойота Камри, Корона, Тойота Селика, Карина снимите крышку головки блока цилиндров.

Удерживая распредвал от проворачивания с помощью гаечного ключа, надетого на предназначенные для этого лыски вала, отвинтите болт и снимите звездочку.

Звездочка коленвала двигателей Toyota 3S-FE, 3S-GE

Снимите звездочку коленвала со шпонки носка коленчатого вала при помощи двух рычагов, если необходимо. Для того чтобы не повредить корпус
масляного насоса, подложите под рычаги деревянный брусок.

При необходимости снимите шпонку из канавки коленчатого вала и положите ее в коробку для сохранности.

Шкив натяжителя (двигатели 3S-FE) - Ослабьте болт крепления, чтобы ослабить пружину натяжителя, затем снимите пружину, открутите болт крепления и снимите натяжитель с корпуса масляного насоса или головки цилиндров.

Шкив натяжителя (двигатель 3S-GE) - Корпус натяжителя был снят в процессе снятия зубчатого ремня привода. Отвинтите болт крепления рычага шкива, снимите шкив и рычаг с головки цилиндров и извлеките шайбу.

Натяжной шкив (двигатель 3S-GE) - Отверните болт и снимите натяжной шкив с корпуса масляного насоса.

Осмотрите зубья звездочек на наличие задиров и повреждений. Зубья не должны быть изношены, и они рассчитаны на полный срок службы двигателя.

Повращайте шкив натяжителя и натяжной шкив вручную и проверьте отсутствие сопротивления или заедания. Не пытайтесь чистить их с помощью растворителя, который может попасть в подшипники. При наличии износа замените шкив натяжителя и/или натяжного шкива по мере необходимости.

Звездочка распределительного вала двигателей Toyota 3S-FE, 3S-GE

Установите звездочку распредвала на конец распределительного вала, убеждаясь, что установочный штифт вала попал в канавку звездочки.

Вставьте болт и затяните его с моментом затяжки, указанным в спе-цификациях, удерживая распредвал от проворачивания с помощью гаечного ключа за лыски.

Установите зубчатый ремень привода. На двигателях 3S-FE и 3S-GE установите крышку головки блока цилиндров.

Звездочка коленчатого вала - Установите шпонку (если она была снята) в канавку носка коленчатого вала, убеждаясь, что ее верхний край параллелен коленвалу.

Наденьте звездочку колен вала на носок коленчатого вала фланцевой стороной к двигателю. Если шпонка метает движению звездочки, снимите ее и проверьте, полностью ли вошла шпонка в канавку. Проверьте, совпадают ли метки ВМТ.

На двигателях 3S-FE и 3S-GE

Шкив натяжителя (двигатели 3S-FE) - Установите пружину на шкив и корпус масляного насоса, затем установите шкив и вставьте болт.

Отведите рычагом шкив, натягивая пружину, и затяните болт в этом положении.

Установите зубчатый ремень привода.

На двигателях 3S-FE автомобилей Тойота Камри, Корона, Тойота Селика, Карина установите крышку головки блока цилиндров.

Шкив натяжителя (двигатель 3S-GE) - Установите шкив вместе с шайбой на головку цилиндров, затем вставьте болт и затяните его.

Установите зубчатый ремень привода.

Установите крышку головки блока цилиндров.

Натяжной шкив (двигатель 3S-GE) - Смажьте герметиком резьбу болта крепления.

Установите натяжной шкив на корпусе масляного насоса, затем вставьте болт крепления и затяните его.

Установите зубчатый ремень привода.

Установите крышку головки блока цилиндров.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общее устройство АКПП

  • Обзор гидроаккумуляторов и преобразователей применяемых в АКПП
  • Конструктивные особенности и параметры автоматических коробок передач
  • Методы устранения неисправностей без демонтажа с двигателя

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

CVT вариатор Ауди

Коробка автомат Toyota

_____________________________________________________________________________

АКПП Mazda/Mitsubishi

Коробка автомат ZF

Двигатели Mitsubishi

Двигатели Toyota

Замена ремня ГРМ. Тойота Ипсум 3S-FE. Обновлённая версия после второй замены.

Введение: Да уж, хоть и говорили много о ремонтопригодности Тойот, но скажу я вам, что на Пассате поменять ремень ГРМ было попроще, хотя и не намного, а может дает о себе знать более плотная компоновка на минивэнах. Знание конечно сила! И если б я знал правильную последовательность операций, сделал бы все в два раза быстрее. Я делал по книжке, а там последовательность такова, что первой строчкой забыли написать: Снимите двигатель и удобно расположите его на верстаке:-). Нам же приходится проделывать эту операцию в узком пространстве между двигателем и кузовом. Ну хватит лирики теперь просто последовательность:

1. Снимаем правое переднее колесо. И снимаем пыльник ака защита картера:) (правую половину) – открутив штук 6 болтов и саморезов и выдернув один пистон.

Вам откроется шикарный вид на болт колен вала.

2. Откручивание этого болта отдельная песня. Основная проблема зафиксировать шкив. Я сделал это так: ослабил ремень генератора максимально возможно, крепко обвязал ремень веревкой чуть ниже шкива генератора (см. фото), натянул ремень генератора снова, веревка расклинилась. Подобное можно сделать и с ремнем насоса ГУРа, но там так крепко не натянешь. Откручиваем болт… не думайте что это будет просто. Мне удалось это сделать ударами молотка по воротку. В конце концов вы еще не раскурочили авто и есть шанс собрать все обратно и отправиться на поиски съемников или в автосервис:-)

3. Снимаем ремень насоса ГУР, повозившись с ослаблением натяга оного ремня:-), я отпустил болты 3 и 4.

4. Отсоединяем клеммы АКБ!!! Снимаем генератор, ремень генератора

5. Снимем бачок ГУРа (тянем вверх отжав защелку между кузовом и бачком). Откручиваем магистраль ГУРа (2 болта 1 и 2 см. фото).

6. Подставляем домкрат под двигатель

и начинаем снимать опору, даже я бы сказал разбирать ее. Сначала откручиваем 1 гайку снизу (на фото №10), 1 гайку и болт сверху (на фото 8 и 9). Откручиваем 3 болта, которыми опора крепиться к кузову. Вынимаем опору…при этом магистраль ГУРа чертовски мешается.

7. Залезаем под машину. Опускаем домкрат на котором стоит двигатель. Откручиваем 3 болта кронштейна опоры (на фото 5, 6 и 7).

8. Снимем верхнюю крышку защиты ГРМ. Для этого нужно домкратом опять поднять двигатель в максимально верхнее положение. Крышка вынимается довольно хитрым движением, т.к. очень мешается главный тормозной цилиндр и магистрали ГУРа и тормозов.

9. Опять опускаем двигатель. И снимаем шкив коленвала и нижнюю защитную крышку ГРМ. Шкив колен вала может так просто не сняться. Но в нём есть отверстия с нарезанной резьбой (вроде М6). На фото ниже видно мой кустарный съёмник. т.е. были прикручены пластины и болтом шкива выдавливал всю эту конструкцию.

10. Помечаем краской точное расположения ремня на коленвалу и распредвале. Я еще и на всяки случай установил как написано в книжке 1-й цилиндр в ВМТ, метки на ноль и т.д.

11. Ослабляем ролик натяжителя ремня, отжимаем его и опять привинчиваем. Эта операция в одиночку требует некой ловкости:-) Снимаем ремень ГРМ.

12. Переносим метки на новый ремень. Ставим ремень обратно. Следим за точным совпадением, поставленных меток.

Один из сложных моментов при сборке, это привентить нижнюю часть опоры к двигателю (болты 5,6,7)... два раза менял два раза мучался.

Кустарная фиксация шкива:-)

болты опоры и регулировки ремня ГУР

метки на коленвалу

Заключение:

Я конечно был немного не прав купив не оригинальный ремень ГРМ и не поменяв ролик.... ну да ладно. Т.е. фактически я заменил только ремень ГРМ и ремни ГУР и генератора.

Необходимые инструменты:

1. Два домкрата и тренога для страховки авто.

2. Ключи на 10 и 14 всех возможных форм (рожковые, накидные изогнуты и т.п.

3. Головка на 14 длинная (при откручивание опоры мешается далеко выступающая шпилька).

4. Головка на 12, 19 и удлинители.

5. Маленькие круглогубцы (отсоединять защелки крепления проводов)

6. Съемник или приспособа для снятия шкива.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков