Регулировка зажигания на ваз 2106 своими руками. Выставляем зажигание на «шестерке

Регулировка зажигания на ваз 2106 своими руками. Выставляем зажигание на «шестерке

Для того чтобы правильно выставить зажигание на автомобиле ВАЗ 2106 своими руками вам понадобится:

Рожковый ключ на «13»;

Ключ свечной;

12 Вольтова лампочка с двумя проводами («контролька»).

Зажигание выставляется по верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра.

1.Снимаем колпачок и выкручиваем свечу с первого цилиндра.

2.Выставляем верхнюю мертвую точку (чтобы выставить ВМТ у вас должны совпадать метки на ободе шкива и на ступице шкива)

3. Выставляется по меткам момент зажигания на ВАЗ 2106 на крышке ГРМ, там имеется четыре отметки:

Шкив коленвала - 1

Корткая (угол опережения 10 градусов) - 2;

Средняя (угол опережения 5 градусов) - 3;

Длинная (угол опережения 0 градусов) - 4.

Отметка выбирается от того на каком бензине вы ездите:

Бензин А95, А92 – средняя отметка;

Бензин А76 – длинная отметка.

4.Снимите крышку распределителя зажигания.

5. Открутите гайку крепления распределителя, потом подымите трамблер вверх.

6. Крутя ось ротора, выставьте ее параллельно по отношению к двигателю автомобиля.


После всех выше перечисленных пунктов начинаем регулировку на ВАЗ 2106:

1.Поворачиваем ключ и включаем зажигание.

2.Берем 12 Вольтову лампочку с двумя проводками «контрольку», один конец провода подключаем к низковольтному проводу распределителя зажигания, другой конец провода соединяем с «массой».

3. После присоединения «контрольки», не торопясь, по часовой стрелке, проворачиваем распределитель, до тех пор пока лампочка не погаснет (если после включения исправная лампочка не горит то регулировать нечего не нужно).

4.Когда лампочка погасла, вращаем распределитель назад (против часовой стрелки), до тех пор пока лампочка не загорится, в момент загорания «контрольки», фиксируем положение распределителя и закручиваем его гайкой.

5.Выключаем зажигание и устанавливаем крышку трамблера на место.

После того как вы отрегулировали зажигание на ВАЗ 2106, приступаем до его проверки:

1.Если вы все верно сделали, то заводим двигатель и разгоняем «шестерку» на третей передачи до 50км/ч, после разгона включаем четвертую передачу и резко нажимаем на педаль «газа», обязана появится детонация двигателя на 2-3 секунды (начинают хорошенько стучать «пальцы») и после исчезнуть.

2. Если детонация началась и не пропала то зажигание «ранее» (снова поверните распределитель приблизительно на пол деления по часовой стрелке).

3.Если детонация при резком нажатии педали не появилась вообще, то зажигание «позднее» (поверните распределитель приблизительно на пол деления против часовой стрелки).

Видео как выставить зажигание на ВАЗ 2106 своими руками:

На автомобилях семейства ВАЗ, попадающих под категорию «классика», в том числе и на «шестерке», устанавливается электрическая система зажигания. Исключение составляют ее модифицированные версии, в которых монтировалась бес контактная система . В первом случае в качестве катушки использовался инструмент марки Б117А, в то время как модифицированные оснащались катушками серии 27 3705. Главная отличительная черта обоих устройств заключалась в различии некоторых элементов обмотки. Единственное, что осталось прежним, так это «привычка» частого выхода из строя (кстати, по такому же принципу построено и зажигание ВАЗ 2107, «семерки»).

О на ВАЗ семейства «классика»

На «классике» был установлен стандартный замок запуска двигателя, который принципиально не отличался от предыдущих представителей семейства ВАЗ. В его конструкции присутствуют три основные детали:

  1. Контурная часть.
  2. Противоугонное устройство.
  3. Замок.

При этом если выходило из строя противоугонное устройство, автолюбителям приходилось менять всю систему в полном комплекте. Контактная часть, которая размещена в корпусе зажигания, может быть заменена в отдельном порядке. Монтаж устройства запуска (зажигания) автомобиля на ВАЗах производится под передней панелью, а именно под приборным щитком (слева от водителя), на крепежных болтах вала рулевого управления.

Все эти три комплектующих должны обеспечивать слаженный и безотказный запуск мотора, ведь именно от их состояния будет зависеть работоспособность всего транспортного средства. Как правило, вопросом «как выставить зажигание на ВАЗ» (21213 в том числе) автовладельцы задаются не раньше, чем через 100 тысяч километров пробега, поскольку настройку замка осуществляет сам завоз-производитель еще на конвейере. Но если этот вопрос все-таки возник, нужно принимать определенные меры. Если вовремя не отрегулировать замок зажигания, ваш автомобиль как минимум будет перерасходовать топливо, а то и вовсе перестанет нормально заводиться, даже «на горячую».

Признаки, говорящие о поломке системы замка зажигания на автомобилях ВАЗ

Прежде чем выставить зажигание на ВАЗ 2105 (впрочем, как и на любой модели), необходимо удостоверится в том, действительно ли поломка кроется в ключе. Наиболее вероятным симптомом этого при возникновении неисправностей в замке зажигания может послужить перегретый двигатель и плохая динамика разгона. Кроме этого, случается так, что при низких и средних оборотах в салоне слышится характерный звон в моторном отсеке. Еще об оборотах хочется также сказать, что на такую машину может слегка потряхивать, если у нее неправильно выставлен или же отрегулирован замок зажигания.

Действительно ли это замок зажигания?

Каждый опытный автовладелец знает, что такие признаки, как перегрев мотора, потеря динамики автомобиля и повышенный расход топлива могут возникнуть вовсе не из-за замка, а по причине ряда других технических неполадок. Это может быть неисправность в топливной системе, плохо отрегулированный карбюратор или же попросту некачественный бензин. Поэтому для того, чтобы удостоверится, действительно ли это симптом неисправности замка зажигания, необходимо обратить внимание на свечи. Именно по их состоянию можно определить, что это за поломка, и чем она вызвана.

Перед тем как выставить зажигание на ВАЗ 2106, автолюбители обращают внимание на количество отложений в рабочей части свечи. Если же на ее поверхности скопилось столько грязи, как на этом фото…

… то, безусловно, причина кроется в замке зажигания. Здесь столько налета, что восстанавливать рабочую поверхность данного зажигательного элемента просто нет смысла. В противном случае после нескольких часов длительной и мучительной работы вы все равно ничего не добьетесь, и электрод снова не будет подавать искру в нормальном количестве. Как правило, рабочая поверхность свечи с черным маслянистым осадком уже не подлежит восстановлению. То же самое касается деталей с толстым слоем налета на рабочей поверхности. Такие запчасти подлежат только замене. Но если вы все-таки хотите попробовать восстановить характеристики и очистить свечу от загрязнений, можно произвести следующие манипуляции:

  1. Поставить свечу во 2 или 3 цилиндр прогретого и исправного ДВС. Здесь температура нагрева несколько выше, поскольку горючая топливно-воздушная смесь более обедненная, нежели в 1 и 4 цилиндрах.
  2. Обработать рабочую часть пескоструем.

По-другому выставить зажигание на просто невозможно. Иные способы, такие как очистка металлической кареткой или же прокаливание поверхности, - это лишь пустая трата времени, и такими методами вы точно не достигните нужного результата. Поэтому, чтобы сэкономить личное время, меняйте свечу в комплекте.

При этом необходимо обратить внимание и на то, сколько километров ваши свечи уже «отбегали». Если они эксплуатируются на протяжении более 30 тысяч километров, значит - при условии скопления нагара и загрязнений - такую деталь необходимо менять. Специалисты рекомендуют производить замену свечей не реже, чем раз в год, даже если на спидометре не прибавилось 30 тысяч за этот период. Но в любом случае не стоит ждать того момента, пока они полностью выйдут из строя. Это может существенно отразиться на техническом состоянии автомобиля, и далеко не в лучшую сторону.

Свеча изнашивается в процессе уменьшения высоты центрального электрода и сечения наружного. Во время работы двигателя тонкий конец наружного электрода разогревается до такой температуры, которой достаточно для воспламенения рабочей смеси в камере сгорания. Если же жидкость воспламеняется независимо от искры (этот процесс известен как беспорядочное воспламенение), то в таком случае водитель может ощутить заметную потерю мощности двигателя. Иногда бывает так, что даже при выключенном зажигании мотор не перестает работать. Это указывает на то, что свечи пришли в неисправность, а с ними - что вполне возможно - и замок зажигания.

Но как выставить зажигание на ВАЗ 2106 в таком случае?


В данном случае лучше всего просто заменить свечу новой деталью. Но если вы решили ее восстановить, попробуйте спилить засоренную часть наружного электрода соответствующим инструментом. При этом не пренебрегайте величиной зазора в свечах, которая должна составлять 0.55 мм. Если ваш ВАЗ работает на 76-м бензине, данное значение допустимо увеличивать до 0.6 миллиметров. Но если зазор будет сильно большой, это существенно затруднит пуск мотора в холодное время года, и к тому же, приведет к значительному перерасходу топлива. А происходит это потому, что искра, образованная в электроде, иногда может исчезать, не доходя до своей конечной точки назначения. На будущее полезный совет : чтобы не возникало подобных ситуаций, лучше всегда с собой возите новый комплект свечей зажигания (а желательно еще и крышку трамблера и бегунок). Все-таки ВАЗ - это не «Мерседес», и сломаться он может в любую минуту. Что ж, с «шестеркой» более-менее разобрались. А узнать, как выставить зажигание ВАЗ 2107-21099, вы сможете немного ниже.

Во всем виноват распределитель?

Как показывает практика, именно это изделие наиболее часто выходит из строя. Также стоит отметить, что сломаться может не сам распределитель, а какой-либо маленький элемент его конструкции. Так, одной из самых мелких и ненадежных деталей является шарикоподшипник 900706У, который снабжается диафрагмой вакуум-корректора. Кроме этого, может сломаться крышка распределителя. Чаще всего это либо деформация в виде трещины, возникшая в результате механического повреждения, либо слой отложений в виде масла с графитом. Еще крышка распределителя очень не любит воду и в случаях намокания тоже выходит из строя.

Если же у вас сломался шарикоподшипник, вы заметите, что мотор перестал «тянуть», и почувствуете, как он плохо работает на холостых оборотах . Зачастую отрегулировать что-то в таком случае попросту невозможно. Однако если вы хотите выставить зажигание (на ВАЗ 2114, например) при сломанной крышке распределителя, можете попробовать исправить положение, выполнив следующий ряд работ:

Таким образом можно выставить зажигание на ВАЗ 2105-2110 и вернуть работу замка в нормальный режим. Однако часто в таких случаях увеличивается расход топлива (на 3-5 процентов) и повышается уровень концентрации СО 2 в выхлопных газах автомобиля.

Кстати, при подобных «симптомах» на автомобилях «Нива», ВАЗ «копейка» и «шестерка» сильно гуляет стрелка тахометра по всей шкале, вне зависимости от того, каковы истинные обороты двигателя.

Итак, давайте рассмотрим, как выставить зажигание на ВАЗ 2106.


Поскольку конструкция «классики» и ВАЗов «девятого» семейства почти одинакова, можно применять предлагаемую нами инструкцию почти ко всем моделям автомобилей Волжского завода-производителя.

Перед тем как выставить зажигание на ВАЗ 2106-2110, нам необходимо подготовить несколько гаечных ключей (на 13, 14 и 36 миллиметров), а также минусовую отвертку и набор щупов, чтобы измерять зазоры. При помощи гаечных ключей на 13 и 14 миллиметров мы будет отвинчивать крепежные элементы трамблёра. При помощи 36-миллиметрового инструмента нам предстоит крутить храповик коленвала.

Итак, как выставить зажигание на ВАЗ 2110? Для начала берем в руки ключ на 36 и откручиваем по часовой стрелке коленвал. Крутить нужно на себя. В этот момент нужно тщательно осмотреть контакт в трамблере. Выставляем самый большой зазор контакта. Для этого нужно взять щуп на 0.40 миллиметра. Если же полученное значение не соответствует выставленному, значит, зазор необходимо отрегулировать. В таком случае берем плоскую отвертку и ослабляем винт крепления контакта. Теперь при помощи эксцентрика следует выставить (увеличить либо уменьшить) зазор. При этом сам щуп должен находиться между подвижной и неподвижной частями контакта трамблёра.

Как далее производится регулировка зажигания?

ВАЗ 2106 и все остальные его «собратья» ремонтируются аналогичным образом: после того как зазор контактов был выставлен, переходим к регулировке следующего немаловажного параметра. Теперь нам необходимо настроить зазор зажигания. Как выставить зажигание на ВАЗ 2110? Для этого нужно при помощи ключа на 36 поворачивать шкив коленвала по часовой стрелке, до того момента, когда метка не совпадет с необходимой нам насечкой на ГРМ (газораспределительном механизме). Их всего три. Первая обозначает угол в 10 градусов, вторая - 5 градусов опережения, а третья (она самая длинная) нам не понадобится, так как это верхняя мертвая точка. Нам нужна только вторая метка.


После выставления данных значений следует проверить поршень первого цилиндра, который должен располагаться в верхней мертвой точке. Это можно сделать следующим образом: вывернуть свечу цилиндра, которая находится возле трамблера, и вставить отвертку в свечное отверстие. Если поршень будет расположен вверху, то отвертка сразу упрется в него. Ежели нет, то шкив коленвала следует повернуть на 360 0 и снова выставить его по меткам.

Обратите внимание! Чтобы правильно выставить зажигание, ВАЗ 21213 (в принципе, как и любой другой автомобиль) должен быть холодным, поскольку температура способствует появлению погрешностей. Еще при выполнении данных работ необходимо учесть, что коленвал может вращаться на 360 градусов, а распределительный вал - всего на 180. Именно благодаря этой характеристике поршень окажется в положении верхней точки.

На следующем этапе нам понадобится 12-вольтовая лампочка с 2 припаянными проводами. Один из них мы подсоединяем к «массе» автомобиля (к кузову или двигателю), а второй подключаем к контакту трамблера.

Заключительные этапы

Далее у вас не будет проблем с тем, как выставить зажигание (ВАЗ 21099, 2114, 2115 или 21213 - не суть важно, принцип работы все равно одинаков). При помощи 13-миллиметрового рожкового ключа следует открутить соединительные элементы последней вышеупомянутой детали и вращать их до тех пор, пока не загорится лампа. Последняя должна светиться не полностью, а лишь вполнакала. Если же при подключении она сразу загорелась, значит, трамблер следует повернуть по часовой стрелке до тех пор, пока она не погаснет. Как только это произошло, нужно поймать момент, когда лампочка будет тлеть вполнакала. Тогда произойдет опережение зажигания, и нам останется затянуть обратно крепление, поставить крышку и запустить двигатель. Все, задача «как выставить зажигание ВАЗ 2103-2110» решена.

Ремонтируем ВАЗ 2106. Как выставить зажигание? Способ номер два: применяем стробоскоп

Можно пойти и другим путем. В данном случае нам необходимо установить между контактами прерывателя небольшой зазор. После того как была снята крышка трамблера, при помощи следует установить коленвал в такое положение, в котором зазор имел бы максимальное значение. Теперь отвинчиваем болт-фиксатор на пластине подшипника и при помощи щупа подбираем соответствующее положение, которое равняется его легкому перемещению. Далее нужно обратно затянуть винт и найти метки на двигателе. Это 0, 5 и 10 градусов. На ободке шкива коленвала присутствует аналогичная разметка. Выставляем теперь зажигание.

После всех этих операций берем в руки специальный прибор - стробоскоп. При его помощи производим регулировку. Но поскольку работает данный инструмент от электросети, предварительно его следует подключить к АКБ провода питания. Шланг вакуум-корректора в данном случае должен глушиться. Теперь запускаем двигатель и дожидаемся, пока обороты на холостом ходу станут стабильными. После этого немного ослабляем крепление трамблера (для того, чтобы дальше его провернуть). Далее направляем стробоскоп на разметку, которая находится на двигателе и на делении в 5 градусов, выставляем значение зажигания для 92-го бензина. Если же у вас ВАЗ «десятого семейства», значит, выставляйте зазор на 0 градусов. Он предназначен для потребления бензина с октановым числом 95 и более. После выполнения всех этих манипуляций не забудьте закрутить обратно фиксатор. Ну что же, на данном этапе вопрос «как выставить зажигание (на ВАЗ 2104 в т. ч.) при помощи стробоскопа» можно считать закрытым.


На фото справа вы можете увидеть стробоскоп в действии. Ниже мы рассмотрим, как выставить зажигание ВАЗ 2111-2106 без стробоскопа.

Если у вас под рукой не оказалось упомянутого приспособления, можете заменить его 12-вольтовой лампой. Еще вам понадобится несколько проводов. Точно так же, как было описано выше, вам необходимо будет прокрутить коленчатый вал для выставления необходимых меток. После чего один провод от лампы нужно подключить к катушке трамблера. Второй провод будет у нас «массой».

Нам нужно включить зажигание. Для этого снова ослабляем провод. Далее следует найти позицию, в которой вольтметр будет показывать усредненные значения. При этом недопустимо, чтобы лампа погасла или светила слишком ярко. Затем обратно зафиксируйте болт и поставьте трамблер на место. Помните, что ослаблять винт нужно не более чем на 2 оборота.

В принципе, все вышеперечисленные способы приводят к одному и тому же результату. И каким бы из них вы не воспользовались, все равно на выходе у вас будет отрегулировано зажигание. Различия между процедурами не слишком существенные, впрочем, как и конструкция ВАЗов «десятого» семейства или той же «классики». Поэтому использовать все способы регулировки ключа зажигания можно практически под любую модель, начиная с легендарной «Копейки» и заканчивая «Ладой Приора».

Идем дальше. Как выставить зажигание не исключение), мы уже выяснили. Но действительно ли это повлияло на работу ДВС? Насколько правильно были выставлены зазоры, узнаем на ходу машины. Для этого нужно прогреть двигатель ВАЗа до рабочей температуры в 85 градусов Цельсия (когда еще стрелка находится в зеленой шкале) и найти ровный и прямой участок дороги.

Своеобразный тест-драйв


После того как двигатель внутреннего сгорания нагрелся до необходимой температуры, выезжаем на трассу и разгоняемся до 50-ти километров в час. При этом необходимо переключится на четвертую передачу и резко нажать педаль газа в пол. Если в это время вы услышали тихие и короткие перестуки, можете радоваться: это говорит о том, что зажигание вы выставили правильно. В таком случае закрутите крышку трамблера по часовой стрелке, и смело езжайте, куда ваша душа пожелает, на любые расстояния. Кстати, для ВАЗов семейства «классики» достаточно разогнаться уже до 40 километров в час и переключиться на четвертую передачу.

В продолжение о стуках... В случае если во время резкого нажатия газа в пол вы почувствовали громкие и характерные звуки, знайте, это говорит о том, что вся регулировка выполнена неверно. Об этом же свидетельствуют и такие признаки, как перегрев двигателя, падение мощности или повышенный Следовательно, мы снова возвращаемся к вопросу о том, как выставить зажигание ВАЗ 2108-21099.

К сожалению, все возможные варианты решения проблемы мы уже рассмотрели. Но расстраиваться не стоит, ведь даже из безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Итак, что же делать, если работа была выполнена неправильно? В принципе, единственным верным решением будет обращение на станцию технического обслуживания . Квалифицированные и опытные мастера быстро и качественно смогут выставить зажигание (на ВАЗ 2104 и на любую другую модель). К слову, такая услуга обойдется вам совсем недорого, порядка нескольких сотен рублей.

Заключение

Теперь вы точно знаете, как выставить зажигание ВАЗ 2108-21099 (своими руками, между прочим). Что касается способов и методов упомянутой регулировки, отметим одно: конечный результат всех производимых работ будет одинаковым. Поэтому принципиальных отличий между тем, какой именно вариант будет выбран для регулировки зажигания автомобиля, попросту нет. Единственное, на что стоит обратить внимание, это то, что с применением стробоскопа выставлять необходимый зазор гораздо проще. Ну и, безусловно, без щупа здесь вы ничего не сделаете.

Корректная регулировка зажигания ВАЗ 2106 во многом определяет срок жизни мотора. В списке преимуществ карбюраторных моделей отечественного автоконцерна ВАЗ одно из лидирующих мест занимает отсутствие сложности в эксплуатации и ремонте. Однако в отличие от моделей инжекторного типа, карбюраторные периодически нуждаются в таком процессе как выставление системы подачи искры.

От того, насколько верно удалось выставить зажигание, также зависят многие другие показатели: количество потребляемого бензина, динамика и производительность двигателя, температурный режим работающего силового агрегата, сохранность цилиндро-поршневой группы. Также стоит упомянуть о таком понятии как «детонация», которая крайне негативно сказывается на корректности работы и сохранности двигателя.

Одной из главных причин возникновения подобной проблемы является неправильное выставление зажигания. Существует два метода регулировки: система зажигания настраивается посредством применения стробоскопа (за его неимением можно использовать автомобильную двенадцативольтовую лампочку) или система регулируется «на слух».

Выполнение процедуры регулировки по меткам

Система регулируется при помощи следующих инструментов:

  • тринадцатимиллиметровый рожковый ключ;
  • стробоскоп/контрольная лампочка на 12 В/вольтметр;
  • ключ для вывинчивания свечей;
  • специальный ключ для проворачивания коленчатого вала.

Настройка угла зажигания проводится по трем метка различной длины: самая короткая равняется зажиганию с опережением угла на 100, центральная - 50, наибольшая - 00. Положение верхней мертвой точки нанесено на ободе шкива, а на ступице шкива расположена корректирующая полоска. Выставление проводится на 1 либо 4 цилиндре. Здесь рассматривается вариант № 1. Система зажигания регулируется по приведенному ниже алгоритму.

  1. Первым делом снимаем отрицательную клемму с аккумуляторной батареи во избежание короткого замыкания или поражения током.
  2. С цилиндра № 1 удаляем свечу накаливания. Свечное отверстие герметизируется пальцем или заглушкой, кому как удобнее.
  3. При помощи ключа нужно провернуть коленчатый вал так, чтобы поршень был в такте сжатия (индикатором служит следующее: заглушка вылетит или на палец будет оказываться выталкивающее давление).
  4. Проворачивать коленчатый вал нужно до того момента, когда риска, которая указывает на верхнюю мертвую точку не окажется возле соответствующей риски определения угла зажигания.
  5. При постоянном использовании девяносто второго или девяносто пятого бензина нужно выставить отметку верхней мертвой точки с отметкой угла опережения в пять градусов. На семьдесят шестой бензин угол опережения выставляется на отметку ноль градусов.
  6. Крепления крышки распределителя зажигания удаляются и она демонтируется. Наружный контакт распределительного ротора должен быть обращен в сторону цилиндра, по которому производится настройка.
  7. Когда совмещение всех полосок завершено, нужно определить направление воображаемой прямой, которая проходит через крепеж крышки параллельно с осью силового агрегата. В случае если это не соответствует действительности, необходимо произвести указанные ниже манипуляции.
  8. Скручивается гайка, которая крепит распределитель (нужно повернуть трамблер вверх). Ось ротора выставляется параллельно оси мотора.
  9. Производится установка распределителя обратно, однако гайка не затягивается до конца.
  10. Далее один конец контрольной лампочки подключается на катушку зажигания, другой - на «массу».
  11. При включенном зажигании надо проворачивать распределитель по часовой стрелке, пока лампочка не перестанет гореть.
  12. Проводим обратную процедуру выставления до момента, когда загорит лампочка.
  13. Далее проводим фиксацию распределителя.

Зажигание выключается, крышка трамблера монтируется обратно.

Проверка корректности работы зажигания

После выполнения всех регулировочных процедур проверяется на корректность работы система зажигания авто ВАЗ 2106.

  1. Двигатель автомашины запускается и прогревается, начинается движение ТС.
  2. Автомобиль разгоняется до сорока пяти километров в час.
  3. Включается четвертая передача и резко выжимается педаль акселератора.
  4. При этом возникает детонация, которая по мере разгона транспортного средства исчезает.
  5. Если детонация возникла и не пропала, то выставлено «раннее» зажигание, если детонации не произошло - то «позднее».
  6. Проводится соответствующая корректировка работы зажигания автомашины.

После проведения требуемой регулировки можно пометить правильный угол зажигания на корпусе. Указанный метод является самым популярным и точным, поскольку не отличается чрезмерной сложностью, не требует специальной подготовки от исполнителя, а выставление выполняется при помощи подручных средств, которые даже у неподготовленного автолюбителя, как правило, имеются в наличии.

На моделях автомобиля ВАЗ 2106 система зажигания оставалась неизменной до 1980 г. Тогда в конструкции ВАЗ 21065 впервые была реализована бесконтактно-транзисторная схема прерывателя зажигания. Однако практически на большинстве модельных исполнений «шестерки» устанавливалась контактная система зажигания (КСЗ). Электромеханическая система зажигания с размыканием контактов трамблера считается традиционной для классики ВАЗ 2106. Она предусматривает размыкание контактной группы с помощью распределителя зажигания Р-125Б.

Неизменность системы зажигания дает большой опыт в правильной ее установке и регулировке. Фото: el-ab.ru

Как устроена система зажигания на ВАЗ 2106

Система состоит из следующих компонентов:

  1. замка зажигания;
  2. распределителя;
  3. катушки;
  4. проводов высокого/низкого напряжения;
  5. 4 свечей.

Замок зажигания ВК347 в положении «I» подключает аккумулятор к системе зажигания, в положении ключа «II» происходит запуск двигателя от стартера.

Прерыватель-распределитель (трамблер) – подключает в порядке работы цилиндров 1-3-4-2 свечи зажигания к катушке. Создает опережающий момент воспламенения (в стадии сжатия) топливной смеси в камере сгорания. Первоначально на модели ВАЗ устанавливался Р-125Б с механическим октан-корректором, но он имел маленький диапазон регулировок.

С 1986 г. начали устанавливать прерыватель, оборудованный вакуумным регулятором опережения зажигания модели 30.3706.

Катушка представляет повышающий 2-х обмоточный трансформатор, создающий высоковольтные импульсы напряжением свыше 10 кВ. Обычно используется бобина Б 117-А, оснащенная магнитопроводом незамкнутого вида.

Провода осуществляют передачу высоковольтного/низковольтного напряжения к исполнительным устройствам и свечным элементам системы.

Свечи А17 ДВ или аналоги создают искру (зазор между электродами 0,5–0,6 мм) от подаваемого импульсного напряжения в камере сгорания.

Электрический ток протекает по цепи системы зажигания: плюс (+) аккумуляторной батареи → замок зажигания → катушка → трамблер → свечи зажигания.

Когда требуется регулировка зажигания

Правильная настройка зажигания ВАЗ 2106 улучшает легкость пуска двигателя автомобиля, динамику и ресурс силового агрегата. В обязательном порядке она проводится после:

  • капитального ремонта двигателя или операций, связанных с частичной разборкой мотора;
  • переустановки распредвала;
  • прогара клапанов;
  • замены прокладок блока цилиндров, цепи/ремня ГРМ.

Что будет при отсутствии регулировки


Бесконтактное зажигание - один из самых популярных способов тюнинга отечественных авто . Фото: vaz-remzona.ru

В случае опережения зажигания появится металлический призвук при работе двигателя, двигатель работает нестабильно, «плавают» обороты холостого хода , падает тяговое усилие, происходит перерасход топлива.

При позднем зажигании падает приемистость мотора, мотор коксуется нагаром, вследствие чего быстро греется. Чтобы разогнать автомобиль, требуется сильно вдавливать педаль газа.

Следствием неправильно выставленного зажигания становится преждевременный износ цилиндропоршневой группы, заклинивание двигателя от перегрева и выход из строя узлов автомобиля.

Как правильно отрегулировать зажигание своими силами

Регулировка зажигания может производиться в условиях ремонтной мастерской с помощью стробоскопа или самостоятельно. Из инструментов и оснастки понадобится ключ коленвала, ключ на “13”, контрольная лампочка на 12 В, которую можно заменить вольтметром. Вначале отстегиваем защелки и снимаем крышку распределителя. На первом этапе работ:

  1. Отключаем (–) клемму аккумулятора.
  2. На неработающем силовом агрегате устанавливаем поршень первого цилиндра в положение, соответствующее фазе сжатия (проскакивания искры) перед верхней мертвой точкой.
  3. Для этого выворачиваем свечу первого цилиндра и затыкаем отверстие головки блока цилиндров пальцем.
  4. Проворачивая коленчатый вал ключом, выбираем положение, при котором воздух будет выталкивать палец из отверстия.
  5. Совмещаем две метки: на шкиве и крышке привода ГРМ. На последней имеется длинная (0°), средняя (5°) и короткая (10°) риски, обозначающие различный угол опережения зажигания. Надо совместить риску со средней меткой ГРМ, что означает выставление угла опережения зажигания на 5°.
  6. Завернуть обратно свечу и подсоединить высоковольтный кабель.

На втором этапе работ производим определение момента зажигания:

  1. Подключаем (–) клемму аккумулятора.
  2. Ключом ослабляем гайку на “13” крепления трамблера.
  3. Подключаем при помощи зажимов «крокодил» один конец лампочки-контрольки подключаем к массе, второй подсоединяем к низковольтному проводу бобины.
  4. Соединяем центральный провод прерывателя с «массой».
  5. Поворачиваем ключ зажигания в положение «I», контрольная лампочка загорится.
  6. Очень медленно поворачиваем корпус трамблера по часовой стрелке до момента выключения лампочки.
  7. Поворачиваем бегунок трамблера против часовой стрелки до момента включения лампы.
  8. Зафиксировав одной рукой положение механизма, закручиваем другой рукой крепежную гайку распределителя.

Если вам удобнее визуальные инструкции, изучите это видео:

Быстрый способ настройки зажигания «на слух» в экстренных случаях

В непредвиденных обстоятельствах может потребоваться произвести настройку зажигания в пути. Для этого на работающем ДВС подсосом (воздушной заслонкой карбюратора) установить примерно 2000 об/мин. двигателя. Ослабить крепление распределителя и вращать корпус поочередно в обе стороны. Прислушиваясь к звуку работы мотора, выбираем оптимальное положение трамблера. Силовой агрегат должен развивать максимальное число оборотов и работать без «провалов». В найденном положении закрепляем трамблер.

Проверка правильности регулировок зажигания

Проверка в пути поможет выявить недостатки регулировки, для этого следует:

  • в поездке развить на дороге автомобиль до 40–50 км/час и, переключившись на 4- ю скорость, резко вдавить в пол педаль газа;
  • появится звон «пальцев» и возникнет детонация, которые должны проявляться в течении 2–3 секунд ;
  • если детонация продлится дольше (иногда не прекращается спустя некоторое время после отключения двигателя), надо сделать более поздним зажигание, ослабить крепление и подвернуть трамблер на 1° по часовой стрелке;
  • при отсутствии детонации и звона пальцев надо сделать более ранним зажигания, необходимо повернуть корпус прерывателя на 1° против часовой стрелки;
  • после приведения корпуса прерывателя в оптимальное положение, следует затянуть крепежную гайку.

Заключение

В случае, если диапазона регулировок не хватает для установки требуемых параметров системы зажигания, следует обратить внимание на исправность компонентов системы. КСЗ сохраняет работоспособность, но возникают перебои или работает некорректно? Необходимо проверить исправность следующих элементов функционала:

  • контактов прерывателя, которые часто обгорают или оплавляются;
  • подшипника подвижной пластины трамблера;
  • текстолитовой колодки или втулки рычажка прерывателя, они со временем изнашиваются;
  • обмотки бобины на межвитковое замыкание, обрыв или прошивку на массу;
  • бронепровода/наконечники свечей зажигания.

Слизал с сайта. Очень хорошая инструкция.
Распределитель зажигания (трамблер) снимают с автомобиля ваз 2106 для ремонта или замены.
На двигателе модели ваз 2106 установлен трамблер типа 30.3706.
Для отличия от трамблеров других моделей на хвостовике сделана метка (кольцевая проточка).
Для снятия трамблера с автомобиля ваз 2106 вам потребуются: свечной ключ, бородок, два ключа «на 7», ключ «на 13», отвертка.
1. Снимите наконечник со свечи первого цилиндра и выверните ее.


2. Закройте пальцем свечное отверстие.
3. Поверните коленвал до начала такта сжатия в 1-м цилиндре (через свечное отверстие начнет выходить воздух). Затем, продолжая поворачивать коленвал, совместите метку г на шкиву коленвала (выделена мелом) со средней меткой б (если вы применяете бензин с октановым числом 92 или 95) или удлиненной меткой в (если вы применяете бензин с октановым числом ниже 92). Установите на место свечу зажигания 1-го цилиндра и подсоедините к ней высоковольтный провод.


4. Отсоедините шланг от вакуумного регулятора угла опережения зажигания.
5. Выньте высоковольтные провода из гнезд крышки трамблера.


6. Отверните гайку крепления трамблера, снимите пружинную шайбу и пластину.
7. Снимите трамблер с двигателя


8. Переверните трамблер и, придерживая нижнюю гайку, отверните гайку крепления провода низкого напряжения; снимите шайбу и провод.
9. Отстегните держатели и снимите крышку с нового трамблера.


10. Установите в крышку нового трамблера высоковольтные провода в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.
ПРИМЕЧАНИЯ
Порядок работы цилиндров двигателя: 1-3-4-2. Ротор трамблера вращается по часовой стрелке. Номера цилиндров нанесены на крышку трамблера и на головку блока цилиндров двигателя.

То, насколько правильно в вашем автомобиле выполнена настройка системы зажигания, оказывает сильное влияние на общую работоспособность машины. Поэтому необходимо точно знать, какие действия придется предпринять, если трамблер ВАЗ 2106 вдруг выйдет из строя.

Трамблер 30.3706 ВАЗ 2106.
1 — валик распределителя зажигания; 2 — провод подвода тока к распределителю зажигания; 3 — защелка крепления крышки трамблера; 4 — корпус вакуумного регулятора; 5 — диафрагма; 6 — крышка вакуумного регулятора; 7 — тяга вакуумного регулятора; 8 — патрубок для вакуумного шланга от карбюратора; 9 — смазочный фитиль (фильц) кулачка; 10 — опорная пластина регулятора опережения зажигания; 11 — ротор распределителя зажигания; 12 — боковой электрод с клеммой для провода к свече зажигания; 13 — крышка распределителя зажигания; 14 — центральная клемма для провода от катушки зажигания; 15 — центральный угольный электрод с пружиной; 16 — центральный контакт ротора; 17 — резистор для подавления радиопомех; 18 — наружный контакт ротора; 19 — ведущая пластина центробежного регулятора; 20 — грузик центробежного регулятора опережения зажигания; 21 — ось рычажка; 22 — кулачок прерывателя; 23 — рычажок прерывателя; 24 — стойка с контактами прерывателя; 25 — контакты прерывателя; 26 — подвижная пластина прерывателя; 27 — конденсатор; 28 — корпус распределителя зажигания; 29 — маслоотражательная муфта валика; 30 — стопорная пластина подшипника; 31 — подшипник подвижной пластины прерывателя; 32 — корпус масленки; 33 — винты крепления стойки с контактами прерывателя; 34 — винт клеммового зажима; а — канавка для отличия распределителей зажигания 30.3706; б — паз для перемещения стойки с контактами

Методы регулировки

В целом регулировка системы выполняется за три этапа. К первому относится корректировка угла замкнутого состояния контактов. Учитывайте, что он зависит непосредственно от величины зазора в контактах трамблера. Второй этап включает в себя выставление угла, с которым происходит опережение зажигания, а третий этап позволяет проверить и скорректировать полученные результаты. Надо обратить особое внимание на тот факт, что все результаты необходимо уточнять непосредственно в процессе езды.

Регулировка понадобится, если вы используете на своем автомобиле классическую или транзисторную систему зажигания. Для того чтобы приступить к работе, в первую очередь понадобится снять крышку, прикрывающую распределитель зажигания ВАЗ 2106. Если на вашем ВАЗ 2106 установлена классическая система, то перед тем, как начать процесс регулировки, зачистите все прилагаемые контакты и проверьте тщательность, с которой они прилегают друг к другу.

Если вы заметили какие-либо отклонения, аккуратно приведите систему в порядок, подогнув необходимые места в контактах. Далее, поверните коленвал таким образом, чтобы между контактами трамблера ВАЗ 2106 образовалось максимально допустимое расстояние. Потом отверните винт, фиксирующий группу, он находится на пластине подшипника. И введите щуп, толщина которого составляет 0,5 мм. Подвиньте контакты таким образом, чтобы он мог перемещаться с незначительным усилием.

Как только вы посчитаете, что добились оптимального результата, затяните винт для того, чтобы зафиксировать положение. Для выяснения того, правильно ли вы раздвинули контакты, поместите между ними несколько более толстый щуп. Если он не проходит между контактами, вам удалось хорошо справиться с поставленной задачей.

Чтобы вращать коленвал, используйте специальный ключ. За неимением такового начинайте медленно двигать автомобиль при включенной четвертой передаче. Конечно, для этого придется приложить некоторые усилия, ведь использовать для проведения такой работы стартер становится практически невозможным. Это связано с тем, что довольно проблематично будет найти оптимальный угол поворота.

Приступите к непосредственному измерению угла. Выньте из крышки трамблера провод высокого напряжения и присоедините его к автомобилю. Далее, используя катушку зажигания и прикрепленную к ней лампочку на 12 В, присоедините к проводу, который проходит непосредственно от трамблера к катушке.

Если установка прошла правильно, когда будете включать зажигание, лампочка начнет гореть, а как только вы произведете размыкание контактов — погаснет. Затем начинайте вращать коленвал двигателя таким образом, чтобы он двигался по часовой стрелке. Эту работу необходимо проводить до тех пор, пока лампочка не погаснет. Запомните положение, в котором находится бегунок и где-нибудь отметьте его для себя.

Ремонт трамблера

Замена трамблера своими руками

Если понадобилась замена трамблера ВАЗ, учитывайте, что этой процедуре должны будут также подвергнуться все детали, которые пришли за это время в негодность. Для того чтобы выполнить ремонт трамблера, вам потребуются такие детали, как:

  • ключи 7 — 2 шт.;
  • ключи на 10 и 13;
  • отвертки — 2 шт.;
  • набор плоских щупов;
  • молоток;
  • оправки, которые используются для того, чтобы выполнить выпрессовку и запрессовку подшипников;
  • пинцет.

У ротора распределителя находятся два закрепленных винта, которые необходимо будет вывернуть. Учитывайте, что прикреплены они непосредственно к опорной пластине регулятора опережения. После этого можно осторожно снять ротор. Все пружины и грузики, которые снимаются при этом с центробежного регулятора, отвечающего за опережение зажигания, необходимо в обязательном порядке пронумеровать.

Это необходимо делать для того, чтобы когда будет производиться установка, все мелкие детали в распределитель зажигания ВАЗ 2106 были установлены правильно. Придерживая одной рукой гайку, установка которой произведена на один из подвижных контактов, отверните ту, что расположена по соседству и отвечает за крепления наконечников проводов конденсатора и провода, ведущего туда, где находится распределитель зажигания ВАЗ 2106.

Эту задачу потребуется выполнить в том случае, если их не отсоединили, когда производили отсоединение трамблера. Винт, фиксирующий конденсатор к корпусу трамблера, выворачивается. Теперь автомобильный конденсатор можно с легкостью снять. Осторожно выверните закрепляющий подвижные контакты винт и снимите не только изолирующую вставку, но и все находящиеся там шайбы, вне зависимости от размера.

Контактную группу, прикрепленную к подвижной пластине, также придется отсоединить вместе с прилегающими шайбами. Таким образом продолжайте постепенно отсоединять все детали друг от друга до тех пор, пока не потребуется вынуть из корпуса прерывателя подвижную пластину с подшипником. Посмотрите, в каком состоянии находятся оставшиеся у вас детали и при необходимости выполните замену испорченных. Помните, что хорошие детали должны быть без заметных следов налета.

Для более качественной работы нелишним будет смазать все подвижные детали машинным маслом. Это поможет не только весьма существенно продлить срок эксплуатации, но и значительно улучшить качество их работы, что позволит более длительный период пользоваться автомобилем без поломок на дорогах.

Каждый владелец легендарной классической модели ВАЗ 2106 хорошо знает все проблемы, связанные с эксплуатацией этого автомобиля, так как в большинстве случаев устраняет их своими силами. К таким проблемам относятся и неисправности контактной (кулачковой) системы зажигания ВАЗ 2106. Постоянно подгорающим контактам требовалась очистка и регулировка, из-за люфтов подшипника и втулки трамблера работа двигателя напоминала «трясучку», особенно на холостых оборотах. Решить все эти возникающие проблемы призвана система электронного зажигания.Электронное зажигание на шестёрку

Схема

Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2106:
1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — свечи зажигания; 3 — экран; 4 — бесконтактный датчик; 5 — катушка зажигания; 6 — генератор; 7 — выключатель зажигания; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — коммутатор

Установка

прежде всего необходимо выставить ВМТ - 4 цилиндра (смотрим по положению бегунка), делать это необходимо, проворачивая храповик коленвала до отметки на шкиву, совмещаем метки 4 и 3 на рисунке);

демонтируем трамблер, свечи и катушку (запоминая цвет проводов подходящих к катушке зажигания);

укладываем новую проводку;

устанавливаем новую высоковольтную катушку зажигания;

трамблер ставим точно так, как стоял старый (установка электронного зажигания ваз 2106,2103, 2107 с двигателями объемом 1.5 и 1.6 литра, немного отличается от других моделей. Эти двигателя имеют разную высоту блока цилиндров и, соответственно, разную длину приводного вала трамблера);

крепим коммутатор (желательно найти место на щите моторного отсека);

вкручиваем свечи и одеваем провода высокого напряжения (порядок работы 1-3-4-2);

подключаем проводку как на схеме:

Как выставить

Для работ вам понадобится 12-вольтовая контрольная лампочка, ключ на 13 и ключ для коленвала:

Выставлять зажигание нужно на неработающем двигателе, с отключенной «минусовой» клеммой АКБ.

Установите поршень первого цилиндра ДВС в положение зажигания. Для этого потребуется выкрутить из него свечу зажигания. Затыкаем свечное отверстие пальцем и при этом крутим коленчатый вал ключом по часовой стрелке.

Когда будет такт сжатия, воздух под давлением начнет сильно выталкивать палец - это то, что нужно.

Теперь важно четко совместить метку на шкиве со второй, которую ищите на крышке привода ГРМ. Метка посредине означает, что выставляется опережение зажигания на 5 градусов.

Бывает, что некоторые не могут найти у себя метки. Но на самом деле метки есть всегда. Просто хорошо протрите поверхности щеткой по металлу, прибавьте света.

После выставления меток можно снимать ключ. Заверните извлеченную свечу назад и подсоедините бронепровод.

Следующим этапом работ станет определение момента зажигания :

Перед началом подключите «минусовую» клемму аккумулятора.

При помощи ключа на 13 нужно немного ослабить крепежную гайку распределителя зажигания.

Здесь понадобится заготовленная контрольная лампочка с двумя проводами. Один вывод подключаем к «массе», второй - к низковольтной катушке зажигания.

Включаем зажигание поворотом ключа в положение «I».

Нужно аккуратно поворачивать корпус распределителя зажигания по часовой стрелке, пока контрольная лампочка не погаснет.

После этого необходимо плавно повернуть ротор распределителя против часовой стрелки - пока не будет разомкнут контакт и не засветится снова лампочка.

Теперь нужно закрутить крепление и проверить поведение машины на ходу.

Регулировка

Коррекция угла контактов в замкнутом состоянии

Регулировка зажигания ВАЗ 2106 начинается с простейшей операции снятия крышки трамблера, после поворачивается коленчатый вал, пока не будет достигнуто максимальное расстояние промеж ним и трамблером. Вслед за этим приступают к откручиванию винтов, фиксирующих контактную группу на подшипниковой пластине и промеж контактами, вводится щуп для определения и подбора оптимального положения для группы. В идеале всё определяется прилагаемым усилием для перемещения щупа, которое должно быть минимальным, найдя участок соответствующий этому требованию, положение группы фиксируется затягиванием винтов. Имеет значение и величина зазора для её определения толщина щупа должна быть 0,44 миллиметра. Именно регулировка зазора обеспечивает необходимое значение угла замкнутых контактов, его оптимальная величина составляет 55±3°.

Если параметры соответствуют норме, то можно переходить ко второму этапу, заключающемуся в регулировке опережающего угла зажигания. Для начала определим, что распределитель прерыватель в рассматриваемом типе двигателя нуждается в осуществлении момента размыкания единовременно с искрой в первом цилиндре. Это предусматривает опережение верхней мёртвой точки хода поршней для первого цилиндра на 0±1°.

Коррекция угла опережения с помощью стробоскопа

Существует несколько способов регулировки данного показателя, от которого во многом зависит правильная регулировка зажигания ВАЗ 2106 в целом. Наиболее оперативно позволит справиться с этой задачей метод, предусматривающий использование стробоскопа. Аппарат необходимо присоединить к автомобильной электрической сети, при этом необходимо демонтировать и заглушить с трамблера вакуумно-корректурный шланг. Вслед за этим осуществляется прогрев двигателя, до момента удерживания им холостых оборотов с последующим ослаблением болта, отвечающего за фиксацию корпуса трамблера.

Излучаемый стробоскопом свет направляется на шкив коленчатого вала, вращение корпуса трамблера позволит добиться положения, обеспечивающего нахождение видимого положения метки на шкиве напротив соответствующих меток, нанесённых на крышку механизма газораспределения. В этом положении корпус трамблера фиксируется посредством затягивания его болтами. Определяющее значение имеет наличие оборотов холостого хода силового агрегата в процессе регулировки. Если обороты будут выше в работе примет участие центробежный регулятор, что исказит результаты регулировки.

Неисправности

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель не запускается

На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного
датчика:
Проделайте следующее:
– обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания
и коммутатором
– неисправен бесконтактный датчик – проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный
датчик замените
Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания: Проделайте следующее:
– обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем
или с катушкой зажигания
– проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените
– неисправен коммутатор – проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените
– не срабатывает выключатель зажигания – проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания: Проделайте следующее:
– неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники
проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены или повреждена их
изоляция
– проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода
– износ или повреждение контактного уголька, зависание его
в крышке датчика-распределителя зажигания
– проверьте и при необходимости замените контактный уголек
– утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе
датчика-распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности
крышки
– проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор,
если в них имеются трещины
– перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания – замените резистор
– повреждена катушка зажигания – замените катушку зажигания
Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними
не соответствует норме
Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами
Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе) Замените свечи новыми
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения
к выводам крышки датчика-распределителя зажигания
Присоедините провода в порядке зажигания 1–3–4–2

Двигатель работает неустойчиво или
глохнет на холостом ходу

Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
Большой зазор между электродами свечей зажигания Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами

Двигатель неравномерно и неустойчиво
работает при большой частоте вращения коленчатого вала

Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе
зажигания
Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде

Перебои в работе двигателя на всех
режимах

Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление
проводов или окислены их наконечники
Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените
Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный
нагар; трещины на изоляторе свечи
Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи
замените
Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя
зажигания
Замените контактный уголек
Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя
зажигания
Зачистите центральный контакт
Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя
зажигания
Проверьте, замените ротор или крышку

Двигатель не развивает полной мощности
и не обладает достаточной приемистостью

Неправильная установка момента зажигания Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление
пружин грузиков
Проверьте, замените поврежденные детали
Неисправен коммутатор – форма импульсов на первичной обмотке
катушки зажигания не соответствует норме
Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

Динамика автомобиля, расход топлива, токсичность выхлопа и надежность запуска на карбюраторной “семерке” зависят от правильности установки угла опережения зажигания. Устаревшая “контактная” система требует периодического обслуживания и регулировки. Регулировка зажигания на ВАЗ 2107 с инжекторным двигателем, оборудованным бесконтактной системой зажигания, не требуется. Но владельцам устаревших модификаций ВАЗ 2107 приходится обращаться для регулировки на СТО или выполнять операцию самостоятельно. Сделать это несложно.

Что такое “угол опережение зажигания”

Опережение зажигания означает воспламенение воздушно-топливной смеси ранее, чем поршень достигнет верхней мертвой точки (ВМТ) во время такта сжатия. Это фактор оказывает большое влияние на работу двигателя. Между моментом возникновения искры и моментом, когда давление газов в цилиндре достигает апогея, проходит определенное время. Хотя данный отрезок времени крайне мал, из-за высокой частоты вращения коленвала за время поджига смеси поршень может пройти большой путь с момента искрообразования до взрыва смеси. При правильно выставленном угле опережения смесь взрывается в момент, когда поршень находится в ВМТ и готов двигаться вниз. Если воспламенение смеси происходит раньше (“раннее зажигание”), она взрывается еще на фазе подъема поршня и препятствует движению поршня (двигатель детонирует). Это приводит к преждевременному износу деталей и ухудшению характеристик двигателя. Если поджиг производится поздно (“позднее зажигание”), смесь взрывается после того, как поршень ушел из ВМТ, что приводит к догоранию топлива уже в выпускном коллекторе, снижению давления газа в цилиндре и, значит, потерям мощности и снижению экономичности. Поэтому установка зажигания на ВАЗ 2107 - важная и необходимая процедура. Искрообразование должно происходить в наиболее подходящий момент, который зависит от положения педали газа и оборотов коленвала.

К чему приводит неправильно выставленное зажигание на ВАЗ 2107

Неправильный угол опережения вызывает такие проблемы:

Перегрев двигателя. Раннее зажигание вызывает детонацию, которая меняет температурный режим в работе мотора. Одновременно увеличивается нагрузка на кривошипно-шатунный механизм, снижая их ресурс работы.

Снижение динамики машины. Раннее и позднее зажигание ВАЗ 2107 приводит к тому, что энергия топлива расходуется не оптимально. Взрыв смеси должен происходить точно в момент нахождения поршня в ВМТ.

Прогорание клапанов. При позднем зажигании смесь продолжает гореть на протяжении фазы выпуска, отчего перегреваются клапана и происходят “хлопки” выпускном коллекторе.

Что необходимо чтобы отрегулировать зажигание ВАЗ 2107 (карбюратор)

Чтобы выставить зажигание и отрегулировать зазор прерывателя трамблера, понадобятся:

  • ключ на 13;
  • отвертка;
  • наждак;
  • свечной ключ;
  • спецключ для коленвала;
  • вольтметр или “контролька” (лампа 12В).

Метки зажигания ВАЗ 2107

При регулировке угла опережения необходимо ориентироваться на метки, нанесенные на шкив коленвала и на передней крышке двигателя.

На шкив двигателя нанесена насечка, которая должна совмещаться с одной из трех меток на крышке, в зависимости от используемого топлива.

Метки на крышке разной длины - короткая, средняя и длинная. Первая соответствует углу опережения 10 градусов, вторая - 5 градусов, третья - 0 градусов (поджиг смеси происходит в ВМТ).

Топливо с высоким октановым числом горит быстрее, чем низкооктановое. ВАЗ 2107 рассчитан на бензин с октановым числом 92-95, поэтому оптимальное опережение для него - 5 градусов.

Как выставить зажигание на ВАЗ 2107

Для регулировки зажигания нет необходимости даже в гаражных условиях. Выставить угол опережения при наличии инструментов можно буквально на улице. Порядок действий следующий:

  • Дать остыть двигателю (если он горячий). Это позволит избежать ожогов в процессе работы.
  • Снять высоковольтные провода со свечей.
  • Выкрутить свечи зажигания (можно ограничиться лишь свечой первого цилиндра, но при всех выкрученных свечах в цилиндрах отсутствует компрессия и вращать коленвал намного легче).
  • Закрыть пальцем отверстие свечи на первом цилиндре (это поможет определить начало такта сжатия в цилиндре).
  • При помощи спецключа провернуть коленвал до начала такта сжатия (палец должен ощутить давление воздуха).
  • Продолжая вращать коленвал, совместить метку на шкиве со второй меткой на передней крышке двигателя.

Примечание: если двигатель эксплуатируется на высокооктановом топливе (92 или 95 бензин), необходимо установить угол опережения 5 градусов (средняя метка на двигателе). Если используется 76 или 80-й бензин, во избежание детонации угол опережения должен быть равен нулю (длинная метка на двигателе).

  • Снять крышку трамблера, отщелкнув скобы крепления. При выставленных метках “бегунок” должен быть повернут наружным контактом к выводу провода первого цилиндра на крышке распределителя. Если это не так, стоит проверить положение коленвала - возможно, первый цилиндр находится в ВМТ в конце такта выпуска, а не сжатия).
  • Проверить положение защелок крышки распределителя. Они должны находиться на линии, параллельной оси двигателя.
  • Ослабить гайку фиксации распределителя, чтобы его корпус свободно вращался руками.
  • Подключить вольтметр или лампу на 12 вольт у “массе” и к выводу катушки зажигания, идущему к низковольтному проводу трамблера.
  • Включить зажигание.
  • Плавно вращать корпус трамблера по часовой стрелке, пока не погаснет контрольная лампа (не пропадет напряжение на вольтметре). Если лампа не горит сразу после включения зажигания, вращать трамблер не надо.
  • Медленно провернуть трамблер против часовой стрелки до момента, когда зажжется контрольная лампа.
  • Прекратить вращение и затянуть гайку фиксации распределителя.
  • Выключить зажигание.
  • Установить крышку трамблера на место.
  • Подключить высоковольтные провода.

Проверка угла опережения зажигания

Прежде всего, необходимо завести мотор. Если он ранее заводился, а после регулировки - нет, стоит еще раз проверить правильность установки угла опережения. Если двигатель работает, необходимо провести проверку угла опережения на ходу:

  • Разогнать машину до 45 км/час.
  • Включить 4-ю скорость.
  • Резко выжать педаль газа.
  • Должна возникнуть детонация продолжительностью 2-3 секунды, а затем, после ускорения автомобиля, она должна исчезнуть.

Если детонация не пропадет после набора скорости, зажигание “раннее”. Если детонация не возникает вовсе - зажигание “позднее”. Чтобы уменьшить опережение, следует открутить гайку фиксации трамблера и провернуть его по часовой стрелке чуть меньше, чем на деление шкалы. Увеличить опережение можно, провернув распределитель против часовой стрелки.

Совет: когда зажигание идеально выставлено, следует нанести краской метку на шкале. Это облегчит последующую регулировку зажигания.

Регулировка зазора прерывателя трамблера ВАЗ 2107

Качество искры зависит от зазора между контактами прерывателя и состояния самих контактов. Чтобы отрегулировать трамблер ВАЗ 2107, необходимо выполнить такие операции:

  • отщелкнуть скобы крепления и снять крышку трамблера;
  • открутить винты крепления бегунка;
  • снять бегунок;
  • зачистить контакты прерывателя наждаком (чтобы не повредить контакты, необходимо использовать наждак с зернистостью не крупнее 600).
  • ослабить винт, фиксирующий контакты прерывателя;
  • вращая регулировочный винт выставить зазор 0,4 мм, используя соответствующий щуп;
  • затянуть фиксирующий винт;
  • установить и закрепить бегунок;
  • зафиксировать крышку трамблера.

Кроме регулировки, может потребоваться ремонт трамблера ВАЗ 2107. Он состоит в чистке контактов на крышке трамблера или замене самой крышки, замене бегунка, резистора или контактной группы.

Рассмотрим установку момента зажигания (угла опережения зажигания) на «классических» автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 с контактной системой зажигания и их модификациях. Необходимость в выставлении угла опережения зажигания может возникнуть после снятия-установки распределителя зажигания (трамблера), либо при попытке более оптимально настроить работу двигателя. Неверно выставленный момент зажигания грозит возникновением целого ряда проблем в работе двигателя. Вот некоторые из них: падение мощности и приемистости, повышенный расход топлива, неустойчивый холостой ход, проблемы с запуском двигателя, выстрелы и хлопки в глушитель, черный дым из глушителя, прогорание клапанов и пр.


Необходимые инструменты

Всю работу по установке угла опережения зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107 можно провести без применения каких-либо специальных приспособлений и устройств. Использование стробоскопа, контрольной лампы не имеет особого смысла, так как по окончании установки момента зажигания потребуется провести проверку его правильности на движущемся автомобиле. Из инструментов потребуются всего лишь:

— Рожковый или накидной ключ на 13 мм.

— Рожковый или специальный ключ на 38 мм.

Подготовительные работы

— Ставим автомобиль на ручной тормоз;

Установка момента опережения зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107

Ставим момент опережения зажигания под 92-й бензин.

1. Совмещаем метку на шкиву коленчатого вала и метку на передней крышке двигателя (среднюю из трех там имеющихся).

Для этого специальным ключом (либо рожковым ключом на 38 мм) медленно вращаем коленчатый вал за храповик вплоть до их совпадения.

2. Устанавливаем трамблер защелками параллельно двигателю, контакт бегунка должен смотреть на 4-й цилиндр (определите по крышке трамблера).

Контакты прерывателя должны быть сомкнуты. Слегка прижимаем корпус трамблера держателем.

3. Включаем зажигание и медленно поворачиваем корпус трамблера до размыкания контактов прерывателя. Между контактами проскочит искра.

Это и будет искомый момент зажигания. Ключом на 13 мм затягиваем гайку держателя трамблера.

Проверка правильности установки момента зажигания

Двигаясь на автомобиле со скоростью 45-50 км/ч на 4-й передаче по ровной дороге, резко, на непродолжительное время, нажмите на педаль «газа». Одновременно прислушайтесь к работе двигателя. Кратковременно возникшая детонация — 1-3 сек (стук «пальцев») свидетельствует о правильной установке угла опережения зажигания, длительная о слишком , отсутствие детонации о . Необходимо подкорректировать угол опережения вращением трамблера (против часовой стрелки – делаем зажигание более ранним, по часовой – более поздним). После чего провести проверку еще раз.

Примечания и дополнения

— Бывают ситуации, когда при правильно установленном угле опережения зажигания (короткая детонация при движении), на автомобилях ВАЗ 2101-2107, работа двигателя на холостом ходу оставляет желать лучшего. В этих случаях многие просто крутят трамблер, выставляя зажигание немного пораньше, чтобы стабилизировать холостой ход. Желательно устранить эту неисправность регулировкой карбюратора, а не вращением трамблера, так как сбивается установленный ранее правильный момент зажигания.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков