Размеры т 130. Технические характеристики и эксплуатационные параметры

Размеры т 130. Технические характеристики и эксплуатационные параметры

26.06.2020

Челябинским тракторным заводом в 1969 году был начат выпуск хорошо известного бульдозера Т-130, который производился вплоть до 1988 года.

Его конструкционные возможности в течение всего этого времени не претерпели практически никаких изменений.

Единственная надстройка, появившаяся в 70-х годах, – это турбонаддув 4-тактного двигателя. В спецтехнике установлены 4 цилиндра Д 160 мощностью 160 л. с.

Так как бульдозер был создан на основе трактора Т-130, он может использоваться в качестве базы, на которую устанавливается навесное оборудование для вспахивания, транспортирования и т. д.

Он был оборудован гидравлической раздельной агрегатной системой с отдельно установленными передней и задней навеской. За счет такой конструкции удобно монтировать сваи, укладывать трубы и проводить буровые работы.

Спецтехника 10 класса весит 13 т без снаряжения. При нахождении в рабочем состоянии двигатель использует 0,24 кг на 1 кВт вырабатываемой мощности. Охладительная система агрегата имеет объем 60 л, а смазочная – 32 л.

Габаритные размеры бульдозера 2,475х5,193х3,085 м, дорожный просвет имеет высоту 0,41 м, что дает возможность проезда по недоступной местности. Колея этой спецтехники задействует ширину 1,88 метра, а база – длину 2,88 метра.

Преимущества и недостатки бульдозера Т-130

Выпуск этой модификации тяжелого бульдозера проводился в течение 19 лет на ЧТЗ. Несмотря на то что такая техника надежна и мощна, она морально устарела в плане конструкции.

Раньше подобные машины использовались практически во всех областях промышленности, строительства, на их базе создавались различные сельскохозяйственные агрегаты.

Очень прочная конструкция бульдозера отличается простым обслуживанием, крайней неприхотливостью и хорошей ремонтопригодностью. Этот тяжелый агрегат мог быть использован для различных работ на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.

Считалось, что подобная техника не способна подвести даже в самых тяжелых условиях.

Эксплуатировалась модель бульдозера Т-130 в любом климате, она считалась незаменимой в сельском хозяйстве, строительстве, дорожных работах. Остекление вкруговую давало прекрасный обзор, сама кабина имела хорошую звукоизоляцию и утепление.

Несмотря на все плюсы, недостатков в этой тяжелой спецтехнике тоже хватало.

Заводился такой тяжелый бульдозер бензиновым двигателем с одним цилиндром, а не аккумулятором, что очень неудобно при зимней погоде.

Полужесткая подвеска спецтехники ограничивала тяговые возможности, механическая трансмиссия агрегата снижала управляемость, за счет чего КПД машины был очень низким.

Однако та польза, которую приносило и приносит это мощное оборудование, не идет ни в какое сравнение с мелкими недостатками.

Где и как применяется бульдозер Т-130

За основу тяжелой спецтехники была взята модель трактора Т-130. Так как этот бульдозер производит небольшое давление на поверхность, а проходимость у него просто феноменальная, то колесные аналоги не идут с ним ни в какое сравнение.

Эта тяжелая спецтехника считается промышленной общего назначения и предназначена для следующих целей:

  • проведение строительных и реконструкционных работ;
  • планирование стройплощадок;
  • поднятие насыпей высотой до 2-х метров;
  • засыпание грунтом котлованов и других землеройных сооружений;
  • разработка и перемещение грунта на 50-150 м;
  • срезка верхнего слоя грунта для устранения неровностей;
  • расчистка территории и т. д.

При помощи такого тяжелого оборудования могут быть осуществлены работы по перемещению грунта, стройматериалов. Для выполнения сельхозработ в машине установлена задняя подвеска.

Ни одно, даже самое незначительное, строительство, не сможет обойтись без бульдозера. Он предназначен для того, чтобы разрабатывать стройплощадки и дорожные автомагистрали, рыть траншеи и котлованы, убирать мусор со строительной площадки.

Его берут за основу для переоборудования в трубоукладчик и т. д. Эта модель тяжелого бульдозера считается универсальной, поэтому ещё долго будет использоваться в различных областях промышленности, строительства и сельского хозяйства.

При проведении земляных работ с помощью этой тяжелой спецтехники их можно выполнять по трем основным принципам:

  • на грунтах 1-3 категории – срез идет одинаковой толщины;
  • на сухих, плотных – погружение отвала делается поперечно (гребенчатым способом);
  • на малом сопротивлении – от меньшего к большему (клиновым способом).

Разработка грунтовых выемок проводится с наибольшей производительностью, если угол положения наклона составляет 15 градусов. Если движение техники производится вверх, то уклон может иметь наибольший угол – 25, вниз – 35, поперечно – 30 градусов.

Траншейным способом производится перемещение из выемки земли на 50 метров, в этом случае использование промежуточных валов нецелесообразно.

Передвижение на 50-150 метров производится при накапливании почвы в валы. В некоторых случаях возможно изменение схемы работы.

В окончательном варианте земля выравнивается и производится обратный ход бульдозера. Перемещать почву на дальность свыше 150 метров считается нецелесообразным.

В сельском хозяйстве бульдозер Т-130 может проводить огромное количество различных работ: подготовка площадей под посев, обработка сельскохозяйственных культур, работы на складах, фермах и т. д., или использоваться как тяговая сила.

Так как у бульдозера гусеничный ход, он может пройти в таких местах, где колесному транспорту дорога закрыта , поэтому тяжелая спецтехника такого плана используется в сельском хозяйстве на довольно сложных работах.

Кроме этого, такой универсальный бульдозер специально комплектуют лебедкой и отвалом, чтобы он мог быть болотоходом. При глубоком вспахивании и культивации также задействуется эта спецтехника.

Специальная модификация была разработана для рисовых полей. Также это оборудование утрамбовывает силос в ямах. Зимой при помощи этой спецтехники можно очистить дороги и задержать снег на полях.

В промышленности бульдозеры Т-130 считаются практически незаменимыми при разработке и освоении месторождений полезных ископаемых, нефти и газа.

Они являются основой для большого количества специальных модификаций, без которых эффективная работа практически невозможна. Так как тяжелая спецтехника считается одной из самых мощных, то ее используют на любых работах.

Благодаря хорошим техническим характеристикам бульдозер используют не только для сельского хозяйства и строительства. С его помощью могут забиваться сваи, укладываться и закапываться трубы, он считается базовым в бурильных установках.

Эти тяжелые агрегаты нашли применение и в лесном хозяйстве. При помощи бульдозеров опахивают массивы, проводят профилактические работы по охране от пожаров, борются с майским хрущем.

И конечно, такие машины незаменимы в лесозаготовительных работах.

Почему так популярен Т-130

Несмотря на то что создали этот бульдозер в прошлом веке, его популярность не падает. Дело в том, что высокая проходимость и хорошие тяговые характеристики относятся к высшему классу.

Это незаменимая спецтехника при проведении больших объемов сельскохозяйственных работ. А большие мелиоративные площади вообще никак не смогут обойтись без применения такого бульдозера.

Все дело в том, что площадь опоры на грунт у этой модели очень широкая, за счет чего земля спрессовывается слабо.

В этой спецтехнике может быть установлено два вида трансмиссии:

  • механическая – достаточно проста и имеет небольшой вес, однако может обеспечить высокий КПД, надежную работу и простую эксплуатацию;
  • гидромеханическая – этот вариант можно автоматизировать, что значительно облегчит управление, сделает машину более надежной и долговечной.

Помимо модификации бульдозера, существует еще около 80 моделей и комплектаций трактора Т-130. Но так как все запчасти унифицированы, их можно использовать для любых трансформированных машин.

Кроме этого, базовая модель спроектирована так, что на конструкцию может быть установлено различное навесное оборудование: очиститель для снега, ковш экскаватора, лопата для переоборудования в бульдозер.

Помимо этого, оно может быть прицепным. При желании можно переоборудовать модель в грейдер.

Секрет мобильности спецтехники кроется в конструкции гусениц. Они имеют неразборные звенья, соединенные втулками и пальцами. Башмаки, которые подсоединены к звеньям, имеют специальный профиль., можно найти статью об устройстве мостовых кранов.

Опорные детали также играют важную роль (они всегда в запасе у механиков). Все части гусеничной ленты изготавливаются из высокомарганцовистой стали и проходят закалку.

Одно из главных преимуществ – наличие раздельно-агрегатной гидросистемы, за счет которой производительность бульдозеров Т-130 становится выше.

Эти мощные агрегаты оборудованы двухместной металлической закрытой кабиной с круговым остеклением, в которой есть вентиляция, отопление, тепловая и звуковая изоляция.

Сейчас стало возможным сделать небольшие дополнения для удобства: специальный подогрев воздуха, замена кабины на тент летом.

Чтобы без проблем ездить по обледенелой дороге, можно установить шпоры, а чтобы не портить асфальтовое покрытие – специальные асфальтоходные башмаки.

Все это оборудование, которым может быть дополнена и оснащена такая спецтехника, как бульдозер Т-130, сейчас возможно приобрести в местах продажи запчастей.

О том, как модель Т-130, оснащенная бульдозерным отвалом, справляется с расчисткой площади под строительство здания, можно узнать из видео:

Очередной долгожитель рынка строительно-разрушительных машин — бульдозер Т-130 . Назвать его конструкцию неудачной можно лишь для современных условий, поскольку уже давно рынок заполонили эквиваленты с более качественной сборкой. К тому же эта модель значительно устарела. Однако у неё есть свои преимущества, которые могут заинтересовать потребителя.

Устройство бульдозера Т-130

Технические характеристики бульдозера позволяют классифицировать модель по 6-му тяговому классу. Навесное оборудование позволяет сделать из гусеничного трактора общего назначения сделать многофункциональный бульдозер Т-130, применяемый в строительстве и в хозяйственных нуждах. Среди такого оборудования можно отметить бульдозерный отвал, различные лебёдки и ряд других приспособлений. Его можно использовать для целого ряда операций, в том числе дорожных, мелиоративных, плантажных, сельскохозяйственных и землеройных. При необходимости дополнить конструкцию можно валом отбора мощности.

Бульдозерный отвал имеет большой вес (17 т.) и является неповоротным. Для его работы используется порядка 70% общей мощности двигателя.

При желании можно найти модифицированную версию этого трактора с маркировкой Т-130Б. Этот вариант адаптирован для проведения работ на болотистой местности. Болотоходный бульдозер Т-130Б в отличие от стандартного имеет увеличенную площадь гусеничного полотна.
Кабина – двухместная. Она закрытая, что удобно для операторов.


Сцепление бульдозера Т-130

Муфта сцепления этой модели входит в состав 8-ступенчатой механической трансмиссии. Она является постоянно замкнутой. Муфта имеет 2 пары дисков. Первая из них является ведущей, а вторая – ведомой. Помимо сцепления, привод машины оборудован фрикционами, редукторами и гипоидной передачей.

Двигатель бульдозера Т-130

В разные годы бульдозер Т-130 комплектовался различными версиями узлов. Конструкция постепенно дорабатывалась и начальный двигатель на 140 сил заменили на 160-сильный вариант с турбонаддувом. Его запуск в зимнее время вызывает некоторые затруднения, что характерно для моделей того периода производства. Связано это с тем, что дизельный двигатель запускается от другого – бензинового карбюраторно-пускового двигателя.

Сам двигатель 4-тактный и 4-цилиндровый. Он оборудован камерой сгорания в днище поршня.

Расход топлива бульдозера Т-130

При условии использования 140-сильного двигателя плановый расход топлива бульдозером составляет 180 г/л.с.ч. В других вариантах комплектации расход отличается.

Технические характеристики бульдозера Т-130

  • Номинальная эксплуатационная мощность двигателя, л.с. — 160;
  • Частота вращения коленчатого вала двигателя при номинальной мощности, об/мин: 1250;
  • Частота вращения ВОМ, об/мин: 1000;
  • Диаметр цилиндра, мм — 145;
  • Ход поршня, мм — 205;
  • Удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности, г/кВтч — 244,3 ;
  • топливо для основного двигателя дизельное;
  • топливо для пускового двигателя смесь бензина автомобильного А-72 или А-76 с моторным маслом дизеля в пропорции 20:1;
  • Вместимость топливного бака, л – 290;
  • Колея, мм – 1880;
  • Продольная база, мм – 2478;
  • Дорожный просвет, мм – 415;
  • Ширина башмаков, мм – 500;
  • Удельное давление на почву с задним механизмом навески, МПа — 0,05;
  • Габаритные размеры, мм — 5193х2475х3085;
  • Масса конструктивная, кг — 14320.

Видео о бульдозере Т-130

Промышленный гусеничный трактор общего назначения Т-130 выпускался с 1969 по 1988 год. На протяжении 70х-80х годов Т-130 был основным трактором шестого тягового класса, получив широчайшее распространение на всей территории СССР, стран социалистического лагеря и дружественных Советскому Союзу государств.

Всего Челябинским тракторным заводом было выпущено 242 051 трактор Т-130!
Такая популярность была обусловлена тем, что, в числе прочих достоинств данной модели, она была чрезвычайно универсальной.

Трактора Т-130 можно укомплектовать разнообразным навесным оборудованием, помимо бульдозерного отвала или тяговых лебёдок. Т-130 стал базой для всевозможной спецтехники: трубоукладчиков, сваебоев, траншейных экскаваторов, рыхлителей, корчевателей, болотоходов, лесозаготовщиков, кабелеукладчиков и т.д., и т.п.
Многие из этих тяжёлых машин продолжают успешно эксплуатироваться, исправно трудиться и в наше время. И прежде всего, разумеется - бульдозеры Т-130.

Об истории создания трактора Т-130

Когда молодое советское государство задалось целью построить завод по производству промышленных тракторов (а случилось это в 1929 году), наши руководители не стали «изобретать велосипед», использовав богатый опыт и знания американских специалистов.

В США как раз разгоралась Великая депрессия 1929-1933 годов. Поэтому компания «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта с радостью взялась за проектирование Сталинградского тракторного завода (сельскохозяйственных тракторов) и Челябинского (промышленных тракторов). Репутация «Альбер Кан» была безупречной: до Великой депрессии эта фирма спроектировала и приняла участие в строительстве большинства заводов Генри Форда.

Базовой моделью для ЧТЗ стал американский трактор «Катерпиллар-60». Первая такая машина, под названием «Сталинец-60», сошла с конвейера нового завода 15 мая 1933 года. Вплоть до 1956 года все новые модели тракторов, выпускавшиеся заводом, назывались «Сталинцами», имя вождя компартии носил и сам завод. В годы Великой Отечественной производственные мощности предприятия были использованы для выпуска тяжёлых танков КВ, самоходных артиллерийских установок и тягачей для гаубиц.

Абсолютным бестселлером челябинского завода стал многофункциональный , знаменитая «сотка», обладатель многих мировых рекордов, в том числе и массовости: с 1963 по 1983 годы было сделано 412 145 таких машин. Трактор Т-130 - прямой потомок «сотки», разработанный и запущенный в серию в условиях продолжающегося производства Т-100М усовершенствованный его вариант.

Технические характеристики бульдозера Т-130

По сравнению со своим предшественником, трактор Т-130 заметно прибавил в мощности. До 1981 года на него устанавливали дизельный двигатель Д-130, в 1981-1988 годах - мотор Д-160, мощностью 130 и 160 лошадиных сил соответственно. Естественно, выросла и масса трактора - до тринадцати тонн. Успешно была решена проблема эргономики в кабине.

Характерные особенности технического устройства трактора Т-130 - высокий запас прочности всех узлов и механизмов, надёжность и неприхотливость, высокая ремонтопригодность и конструктивная преемственность моделей Т-100М-Т-130-Т-170.

Для потребителей это означает буквально следующее: запчасти на снятый с производства Т-130 можно легко найти и в наше время. Возможность установки новых узлов на старые машины не представляет проблемы.

Общие технические показатели бульдозера Т-130

  • Габариты (Длина х Ширина х Высота, в мм): 5200 х 2480 х 3085.
  • База, в мм: 2480.
  • Колея, в мм: 1880.
  • Дорожный просвет, в мм: 415.
  • Удельное давление на грунт, в Мпа: 0,05.
  • Тип двигателей Д-130 и Д-160: четырёхтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный.
  • Удельный расход топлива, в г/кВт*ч (г/л. с. ч.): 244,3 (180).
  • Топливо: для основного двигателя - дизельное, для пускового - смесь любого бензина с моторным маслом в пропорции 1:15.

На тракторе Т-130 установлены заправочные ёмкости следующего объёма:

  • Бак для солярки - 290 л.
  • Ёмкость системы охлаждения - 60 л.
  • Бак системы смазки двигателя - 32 л.
  • Две ёмкости бортовых редукторов по 12 л.
  • 100-литровый бак гидравлической системы.

Как уже было отмечено, на машинах более ранних годов выпуска установлены дизели Д-130; с 1981 года им на смену пришли более мощные Д-160. Главные достоинства этих двигателей - их надёжность и неприхотливость. В процессе многолетней эксплуатации они продемонстрировали стабильную работу в самых экстремальных условиях: и в пустыне Каракум, на прокладке оросительных каналов, и за Полярным кругом, трудясь в нефтегазовой отрасли.

Однако в условиях Крайнего Севера механизаторы первоначально намучились с пуском двигателя в условиях сильных морозов. Поэтому на трактора Т-130, предназначенные к отправке в суровые северные регионы, стали устанавливать предпусковой обогреватель мотора и всех технических жидкостей. Двигатели Д-130 и Д-160 продемонстрировали стабильную работу на дизтопливе любого качества, и даже керосине или на газовом конденсате.

Двигатель Д-160 - базовый мотор бульдозера Т-130 с 1981 года.

Трансмиссия Т-130

На бульдозерах Т-130 установлена 8ми-ступенчатая механическая или гидромеханическая трансмиссия, с постоянно замкнутой муфтой сцепления, четырьмя дисками сцепления (2 - ведомые и 2 - ведущие) и четырёхвальной коробкой передач. В комплектацию трансмиссии входят двухступенчатый бортовой редуктор, сухие многодисковые бортовые фрикционы, коническая передача.

Как уже было сказано, коробка передач у Т-130 четырёхвальная, что позволяет изменять скорость движения четырёх передач заднего хода и восьми - переднего. Максимальное тяговое усилие при этом достигается КПП при скорости бульдозера в 2,6 км/ч – 128,2 кН.

Ходовая часть и рулевое управление бульдозера Т-130

Подвеска бульдозера Т-130 - полужёсткая, с балансирной поперечной рессорой. Изготовлена она из двух штампованных лонжеронов, объединённых с корпусом заднего моста.

Гусеничное полотно состоит из штампованных звеньев-траков, соединённых между собой металлическими пальцами.

Рулевой управление трактором обеспечивается, как и в предыдущих, и в последующих моделях ЧТЗ, рычажной системой, при помощи комплекса фрикционов ленточного типа.

Чтобы бульдозер выполнил полный разворот, применяется поворотная муфта. Подобное устройство располагается на заднем мосту и соединяется с приводными шестерёнками при помощи валов. При этом, использовав ленточный тормоз (который расположен вокруг поворотной муфты), трактор можно развернуть практически на одном месте.

Всё познаётся в сравнении. Если по сопоставлению с современными тракторами кабина Т-130 покажется чрезвычайно скупо и «по-спартански» оснащённой, то, по сравнению с предшествующей моделью, Т-100М, рабочее место механизатора было намного комфортнее и удобнее для работы в различных условиях.

Была тщательно проработана эргономика рабочего места с отточенным расположением всех рычагов. Водительское кресло снабжено регулируемой конфигурацией спинки. Система кондицинирования воздуха и отопления обеспечивает нормальную для самочувствия механизатора температуру даже в сильные морозы. Той же цели, а также защите от шумов и пыли служат резиновые уплотнители. Кабина снабжена усиленным каркасом безопасности.

Рабочее место механизатора бульдозера Т-130.

Гидравлика и навесное оборудование трактора Т-130

Комплект рабочего оборудования является раздельно-агрегатным, гидравлическим, предназначенным для выполнения работ с двумя видами навесных систем: задней и передней; в жестком или маятниковом исполнении.

Раздельно-агрегатная система гидравлики предназначена для обеспечения работы навесного и прицепного оборудования. На переднюю навеску устанавливается отвал бульдозера, двух видов, со стандартной шириной в 2,5 или 3,2 метра.

На заднюю навеску монтируются различные рыхлители и корчеватели; трубоукладочные, сваезабивочные системы, оборудование для транспортировки леса, и т.д. Есть позитивный опыт использования чистого «промышленника» Т-130 и в сельском хозяйстве: для вспашки ранее не используемых, целинных земель.

Для заболоченных мест была разработана модификация Т-130Б. Она отличается он базовой более широкими, «болотоходными» гусеницами и более мощным двигателем Д-180. Нельзя не отметить, что при своей «неслабой» массе, бульдозер Т-130Б обладал превосходной проходимостью, благодаря рекордно низкому удельному давлению на грунт: 0,5 мПа на один квадратный сантиметр поверхности.

Т-130Б, с расширенными гусеницами и двигателем Д-180.

Т-130 стал базой для разработки и запуска в серию более передовой и современной модели промышленных тракторов - . Который, если бы не пресловутая «перестройка» и последующий развал СССР, также вошёл бы в число мощных тракторов - мировых бестселлеров.

Одно дело было использовать Т-130 в Советском Союзе, когда солярка стоила сущие копейки и вообще была «казённой», и совсем другое - в новой России, где горючее стоит немалых денег и приобретается за собственные, «кровные» средства. В связи с этим нынешние владельцы Т-130 отмечают, что данный бульдозер имеет большую производительность, но и требует больших объёмов земляных работ, иначе его использование просто будет нерентабельным.

Если сравнить данную модель с бульдозером , то Т-130 работает гораздо эффективнее и производительнее. Однако и дизельного топлива «ест» более чем в два раза больше. Поэтому его есть смысл использовать, прежде всего, на крупных и «ударных» объектах строительства: сооружении дамб, дорожных развязок, очистке и планировки больших площадок под крупное строительство, на прокладке трубопроводов и т.д.

Механизаторы, работавшие на Т-130 в условиях Крайнего Севера, подтверждают трудности с запуском двигателя в экстремально низкие температуры. Однако, человек ко всему приспосабливается, и, по свидетельству одного из механизаторов, «процедура эта, конечно, не из лёгких на первый взгляд, но со временем это происходит на автомате и становится не сложнее, чем повернуть ключ зажигания и запустить двигатель на легковом автомобиле».

Существенной проблемой двигателей Т-130 называют то, что они (а точнее - их турбина) «боится» длительной работы на холостых оборотах. Если часто и длительное время держать двигатель на холостых оборотах, то турбина начинает пропускать масло и в итоге выходит из строя.

Дело в том, что если двигатель работает на малых оборотах, то в него практически перестаёт поступать масло для смазки. Турбина начинает работать насухую, поэтому увеличивается износ деталей и может произойти поломка.

Немаловажный недостаток состоит также в том, что башмаки гусениц закреплены на болтах, которые периодически ослабляются и раскручиваются. Поэтому приходится постоянно следить за крепежом башмаков, проверять их целостность и подтягивать их.

Т-130 на строительстве дороги.

Однако в целом, за исключением мелких недостатков, все отмечают удивительную неприхотливость и надёжность бульдозера, вкупе с его поистине «чудовищной» мощностью и производительностью. Это подтверждают и сохранившиеся с далёких советских времён данные о заключении госкомиссии по приёмке новой модели трактора Т-130, гласившие: трактор прошёл все испытания с превышением всех заявленных показателей и превзошёл все ожидания.

Бульдозеры Т-130 на современном вторичном рынке

Так как в своё время бульдозеров Т-130 было выпущено сотни тысяч единиц, и в ХХI веке этот старый, но надёжный трактор можно приобрести практически в любом регионе России и других республик бывшего Союза.

В интернете найдётся немало объявлений о продаже таких бульдозеров. Цена варьируется от 250 тысяч рублей (за трактор преклонных лет и в довольно «усталом» техническом состоянии) до 1 млн рублей (за ещё вполне «бодрый» Т-130 с обновлённым двигателем, прошедшим капитальный ремонт). Немало объявлений и о продаже всевозможных запасных частей и комплектующих для Т-130.

Бульдозер Т-130 также известен как Т-10.01 или Т-100 (последний вариант - по названию модели, на основе которой он был разработан). Машина входит в число классических моделей Челябинского тракторного завода. Выпуск осуществлялся на протяжении 1969-1988 годов

Источник фото: techstory.ru

В число основных элементов Т-130 входили двигатели Д-130/Д-160, оборудованные турбонаддувом, и механическая трансмиссия с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Количество передач - восемь вперед и четыре назад. По своей конструкции это была простая модель, а значит, с высокой ремонтопригодностью. Базовый гусеничный трактор использовался в качестве промышленной и сельскохозяйственной техники.

Управление тормозами и поворотом у Т-130 выполнялось с помощью одного рычага. Еще одна особенность - один поддерживающий ролик в гусеницах вместо двух. Подвеска была выполнена полужесткой, с балансирной поперечной рессорой. Она изготавливалась из двух штампованных лонжеронов.

Максимальная скорость, которую мог развивать бульдозер при передвижении вперед, - 10,65 км/ч. Предельное значение при езде назад - 8,63 км/ч. Самое большое тяговое усилие достигалось при скорости в 2,6 км/ч. Тормоза конструкторы установили ленточного типа. Ширина стандартных башмаков составляла 500 мм.

Технические характеристики Т-130, масса

Вес бульдозера Т-130 составлял чуть более 12 тонн. Базовая версия характеризовалась удельным давлением на грунт на уровне 0,05 МПа.

Габариты

Габаритные размеры у рассматриваемого трактора составляли 5,2 м (длина), 2,5 м (ширина) и 3 м (высота).

Дорожный просвет

Двигатель Т-130

Первые образцы, выпускавшиеся на Челябинском тракторном заводе, комплектовались 140-сильным двигателем Д-130. С середины 70-х годов бульдозеры начали оснащать более мощными дизелями Д-160, вырабатывающими до 160 л.с.


Источник фото: techstory.ru

Нормативный расход топлива бульдозера составлял 244,3 г/кВт*ч. Машина комплектовалась топливным баком, вмещающим 290 л.

Тип дизельного двигателя Д-130: четырехцилиндровый, четырехтактный с камерой сгорания в днище поршня. Чтобы осуществить запуск дизельного двигателя, использовался вспомогательный карбюраторный мотор с электрическим стартером. Для пускового двигателя использовалась смесь бензина с моторным маслом.

Техническое обслуживание

Модели Т-130, Т-170, а также разработанные после них бульдозеры Т-10 и Т-11 имеют конструктивную преемственность. В том числе они схожи по габаритным размерам и своим весовым характеристикам. Это позволяет производителю заявлять, что запчасти, подходящие для установки на уже снятые с производства машины, можно приобрести и сегодня. Причем речь идет как об изготовлении или ремонте в заводских условиях комплектующих, так и о замене старых узлов на более современные и производительные.


Источник фото: techstory.ru

Одним из самых слабых мест т 130 считались бортовые фрикционы. Их конструкция была позаимствована у более старого трактора С-80 и отличалась весьма незначительным сроком службы.

Модификации

Трактор Т-130 был создан на основе модели Т-100, однако довольно сильно отличался от своего предшественника: базовая машина была подвергнута глубокой модернизации. Следующим же этапом развития бульдозерной техники производства "ЧТЗ-Уралтрак" стала модель Т-170 (главное отличие - увеличенная до 174 л.с. мощность).

Бульдозер Т-130 представляет собой тяжелую гусеничную технику широкого предназначения, которая Челябинским тракторным заводом с 1969 года и по 1988 год. В эти года бульдозер Т-130 являлся основной машиной, которая исправно эксплуатировалась по всей территории СССР, а также в странах расположенных по соседству. Это объясняется универсальностью бульдозера, так как он способен выполнять как строительные виды работы, так и сельскохозяйственные, лесные и некоторые коммунальные за счет оснащения специальным навесным оборудованием. За все время производства с завода вышло 242 тысячи машин, которые часто можно встретить и в настоящее время. Базой же для данного бульдозера послужил гусеничный трактор Т-100, а именно он был полностью модифицирован и доработан, в результате чего и появилась высоконадежная и ремонтопригодная машина с довольно большим эксплуатационным ресурсом, как силового агрегата, так и других механизмов и узлов. С завода оснащен четырехцилиндровым дизелем Д-130, который способен выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленчатого вала в 95.6 киловатт или же в 130 лошадиных сил, что, кстати, и указано в названии бульдозера. Более поздние модели, выпускавшиеся с 1981 года по 1988 год, укомплектованы усовершенствованным двигателем Д-160, который способен выдать максимальную мощность в 117.7 киловатт или же в 160 лошадиных сил. Стоит отметить, что особой популярностью пользовались поздние модели, так как обладали большей мощностью и соответственно тяговым усилием. Сам же бульдозер Т-130 был отнесен к шестому классу специальной тяговой техники.

Навигация по статье

Назначение

Основной сферой применения бульдозера Т-130 является проведение строительных работ, таких, где требуется тяжелая техника. А именно он способен выполнить разравнивание рабочих территорий, засыпание ям, котлованов и траншей, перемещение камней, а также и рыхление твердого грунта, используя в процессе либо однозубое рыхлительное оборудование, либо трехзубое. Все перечисленные процессы машина также выполняет и в строительстве дорог. Бульдозер Т-130 способен справиться грунтом первой, второй и третьей категории плотности без применения рыхлительных агрегатов, когда с ними ему по силе и четвертая категория. Но помимо строительства, бульдозер запросто может быть переоборудован специально для сельских хозяйств, где он проделывает такие работы, как вспахивание полей с грунтом различной несущей способностью, культивирование и посев. Также данная машина является востребованной в проведении мелиоративных и плантажных работ.

В коммунальных хозяйствах бульдозер, как правило, используется лишь для очистки дорожных участков, некоторых площадок и улиц от большой массы снега, применяя в работе стандартный фронтальный отвал.

В лесных хозяйствах список выполняемых им работ немного шире, а именно помимо разравнивания площади, перемещения камней и рыхления, бульдозер Т-130 служит для выкорчевывания пней и корней деревьев, предварительно оборудованным специальным отвалом-корчевателем. Перемещение спиленных деревьев на небольшие дистанции осуществляется за счет лебедочного оборудования, что позволяет в некоторых случаях не прибегать к использованию трелевочных машин.

Стоит отметить, что в свои годы производства было актуальным переоборудование бульдозер под трубоукладчик и копру.

Навесное оборудование

Для бульдозера Т-130 имеется довольно большой выбор разнообразных дополнительных агрегатов, применяемых практически во всех сферах работы. Но так как основным предназначением данного бульдозера является строительство, соответственно и разберем подробно каждый агрегат, применяемый в этой сфере:

  • Фронтальный отвал (полусферическая форма). Его ширина составляет 3310 миллиметров. Высота равна 1310 миллиметрам. Объем данного отвала обладает значением в 4750 кубических миллиметров. Основной угол резания имеет значение в 55 градусов. Максимально допустимый перекос отвала составляет 630 миллиметров или же 10 градусов. Угол резания изменяется с помощью винтового раскоса, а сам перекос гидравлическим раскосом. Полностью собранное оборудование обладает весом в 2510 килограмм. Относится к типу Е.
  • Фронтальный отвал (прямая форма). В ширину данный отвал обладает значением в 3420 миллиметров, когда в высоту также 1310 миллиметров. Максимальный объем составляет 4280 кубических миллиметров. Угол резания такой же, что и у предыдущего агрегата, а именно 55 градусов. Максимально допустимый перекос также 630 миллиметров или же десять градусов. Угол резания и перекос отвала изменяется так же, как и у предыдущей модели. Масса готового к эксплуатации оборудования составляет 2373 килограмма. Относится к типу В.
  • Фронтальный отвал (прямая форма с возможностью изменения угла поворота). В ширину отвал составляет 4280 миллиметров, в высоту 1140 миллиметров. Его объем достигает отметки приблизительно в 4000 миллиметров. Максимально допустимый угол поворота равняется 25 градусам. Максимальный перекос равен десяти градусам или же 630 миллиметрам. Существует всего два типа, это тип Д и тип Д3. Масса первого составляет 2540 килограмм, когда масса второго равняется 2650 килограммам.
  • Фронтальный угольный отвал (сферическая форма). Ширина этого агрегата равняется 4243 миллиметрам, высота 1510 миллиметрам. Его объем составляет 9700 кубических миллиметров, что позволяет перемещать довольно большую массу сыпучих материалов, угля, снега, а также и торфа. Масса такого отвала имеет значение в 3045 килограмм. Относится к типу К.
  • Фронтальный болотоходный отвал (прямая форма). Его ширина составляет 4260 миллиметров. Высота составляет 1350 миллиметров. Объем данного агрегата обладает значением приблизительно в 5300 кубических миллиметров. Используется на грунте с низкой несущей способностью. Масса отвала составляет 2870 килограмм. Относится к типу В4.
  • Рыхлительное оборудование (однозубый вид). Максимально допустимая глубина данного оборудования составляет 650 миллиметров. Может подниматься максимально до 700 миллиметров. Применяется на грунте с высокой плотностью и асфальтированных участках. Весит в готовом к эксплуатации состоянии 1549 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Н.
  • Рыхлительное оборудование (трехзубый вид). Значения максимального заглубления и подъема точно такие же, что и у предыдущего рыхлителя. Зубья расположены в 900 миллиметров друг от друга, что позволяет захватить большую площадь, чем предыдущий агрегат. Масса трехзубого рыхлительного оборудования обладает значением в 2240 килограмм. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу Р.
  • Прицепное устройство (жесткого типа). Данное оборудование известно еще как ЖПУ. Предназначено для применения других прицепных приспособлений и машин. Устанавливается в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.
  • Прицепное устройство (маятникового типа). Этот агрегат еще известен как МПУ и предназначен для всего того, что и предыдущее оборудование. Данный тип отличается возможностью смещения точки прицепа от продольной оси, что является полезным в работе с высокими нагрузками от прицепных орудий. Устанавливается также в задней части бульдозера. Относится к типу общего предназначения.

Модификации

Всего существует одна модифицированная версия, предназначенная для работы на грунте с низкой несущей способностью, а именно это болотоходная. Отличается от базовой модели лишь гусеницами, которые имеют увеличенные размеры (длина и ширина).

В целом бульдозер Т-130 не имеет множества модифицированных версий, но на протяжении всего времени его производства его многократно дорабатывали и улучшали, что позволило добиться большей надежности данной машины. Также помимо этого был обновлен список дополнительных навесных агрегатов, что значительно расширило его спектр выполняемых работ, как в строительстве, так и в сельских и лесных хозяйствах. Как было указано ранее, с 1981 года бульдозер стал оснащаться двигателем Д-160, который немного позже был улучшен, в результате чего его максимальная мощность выросла до 128 киловатт или же 174 лошадиных сил. Прежний топливный бак был также расширен до объема в 300 литров, что позволило проделывать необходимую работу достаточно продолжительное время. Стоит отметить, что именно бульдозер Т-130 послужил базой для более новых моделей гусеничной техники, как, к примеру, Т-170, который многое взял со своего предшественника.



Технические характеристики

Бульдозер Т-130 в полностью готовом к эксплуатации состоянии обладает массой в 14300 килограмм. В длину данная машина равняется 5193 миллиметрам. В высоту составляет 3085 миллиметров. В ширину, учитывая края гусениц базового бульдозера, машина имеет значение в 2475 миллиметров. Расстояние между гусеницами равняется 1880 миллиметрам. Клиренс составляет 416 миллиметров.

Модели, выпускавшиеся в период с 1969 года по 1981 год, оснащались с завода дизельным четырехцилиндровым двигателем марки Д-130, от которого бульдозер и получил наименование, как Т-130. Этот силовой агрегат по достижению максимальных оборотов коленчатого вала позволяет развить 95.6 киловатт или же 130 лошадиных сил. Но со временем данный агрегат все же устарел в плане технических характеристик, что послужило поводом заменить его на более производительную модель Д-160. Это произошло в 1981 году и на новые модели бульдозера начали устанавливать 160-ти сильный четырехцилиндровый дизель. Немного позже он подвергся некоторым техническим изменениям, в результате чего его максимальная мощность была повышена до 128 киловатт (174 лошадиных сил).

Трансмиссия бульдозера включает в себя сухую муфту сцепления, пребывающую в постоянном замкнутом положении и механическую коробку переключения передач. КПП данной машины обладает восьмью передачами, предназначенными для движения бульдозера вперед и четырьмя передачами, предназначенными для движения бульдозера задним ходом. Также имеется четырехвальная коробка передач, коническая передача и несколько двухступенчатых бортовых редукторов.

Тормоза у Т-130 ленточные, расположенные по сторонам. Тормозная система приводится в действие с помощью гидравлических сервомеханизмов.

Рама бульдозера состоит из двух лонжеронов, приваренных к корпусам бортовых фрикционов. Каждая гусеница данной машины содержит в себе пять опорных катков, поддерживающиеся двумя опорными роликами. Натяжение гусениц происходит за счет гидравлической системы. Каждое звено гусеницы штампованное, которое соединяется с другими звеньями с помощью втулок и пальцев.


Особенности

Бульдозер Т-130 позволяет выполнять довольно тяжелые виды работ, благодаря высокому тяговому усилию и обширному набору навесных агрегатов. Но не только это сделало бульдозер универсальным, но еще и внутренние оснащения, влияющие на комфорт оператора при эксплуатации независимо от погодных условий, будь то низкие температуры окружающей среды или же наоборот жара. Это объясняется наличием в базовой комплектации системы фильтрации поступающего воздуха в кабину, а также его подогрева и внутреннего отопителя. Высокий уровень постороннего шума и сильная тряска в работе способствуют появлению быстрой утомляемости оператора, соответственно и падает эффективность и точность выполнения. Но для того чтобы эти уровни понизить были применены специальные материалы, а именно это звукоизоляция и виброизоляция. Звукоизоляционные материалы применены в самой кабине, а виброизоляционные используются уже под ней, что позволяет погасить какую-то часть колебаний, исходящих от механизмов подвески бульдозера, трансмиссии и, конечно же, немного сгладить тряску при эксплуатации на неровных поверхностях. Кабина бульдозера использует конструкцию закрытого типа, изготовленную из металла. Места в ней более чем достаточно, так как там могут разместиться до двух человек.

Все вышеперечисленное является базовыми особенностями, когда при заказе данной машины могут быть запрошены у дилеров следующие оснащения:

  1. Подогреватель двигателя. Основным элементом является жидкость (вода или же масло), которая нагревает силовой агрегат при низких температурах окружающей среды, позволяя совершить легкий запуск двигателя.
  2. Специальный подогреватель воздуха. Является неким дополнением к системе фильтрации, так как подогревает уже отфильтрованный воздух до необходимой температуры, обеспечивая в кабине комфортные условия эксплуатации на морозе.
  3. Гусеничные шпоры. Являются накладками на гусеницы, что позволяет добиться высокого сцепления со скользкой поверхностью.
  4. Резиновые башмаки. Применяются в основном при работе на асфальтированных участках дорог и улиц, так как способны не наносить особый ущерб покрытию.
  5. Специальный тент. Является актуальным при работе под открытым солнцем летом и в жарких областях. Устанавливается вместо металлической кабины и в случае необходимости может быть снято.


Видео

Двигатель

Первым двигателем, устанавливаемым на данный бульдозер, является четырехцилиндровый силовой агрегат Д-130, который может выдать номинальную мощность при определенных оборотах коленвала (2000 оборотов в минуту) в 130 лошадиных сил или же в 95.6 киловатт. Цилиндры, диаметром в 105 миллиметров, расположены вертикально в ряд. Ход поршней составляет 120 миллиметров.

Вторым двигателем, устанавливаемым с 1981 года, является Д-160. Этот агрегат также имеет четыре цилиндра диаметром в 145 миллиметров, которые находятся в вертикальном рядном положении. Ход поршней этого агрегата составляет 255 миллиметров. Максимально допустимое количество вращений коленчатого вала у Д-160 было снижено до 1350 оборотов в минуту, но, не смотря на это, данный агрегат способен выдать 117.7 киловатт или же 160 лошадиных сил, что в паре с восьмиступенчатой трансмиссией позволяет добиться довольно высокого тягового усилия.

Третьим двигателем и самым последним является тот же дизельный Д-160, но с некоторыми техническими доработками. Его максимальная мощность была повышена до 128-ми киловатт или же 174-х лошадиных сил, что только в лучшую сторону повлияло на бульдозер.

Каждая силовая установка запускается с помощью специального одноцилиндрового пускового двигателя модели П-23У. Этот двигатель работает уже на бензине.

Во всех дизельных двигателях данного бульдозера используется жидкостная система охлаждения, температура которой доходит до 85 градусов.


Цена нового и б/у

В полностью новом техническом состоянии бульдозер Т-130 имеет стоимость, начинающуюся от одного миллиона рублей и заканчивая двумя с половиной миллионами российских рублей. Стоит помнить, что приобретая новую технику, стоимость моежт изменяться в связи с такими моментами, как год производства, комплектация (включая дополнительные оснащения, запрошенные у продавца), версия (базовая или болотоходная), и дополнительные навесные агрегаты, а вернее их наличие и тип.

Подержанная машина имеет стоимость несколько ниже, а именно от 700 тысяч рублей и до одного миллиона российских рублей. Приобретая б/у технику, необходимо знать, что в основном стоимость зависит от общего состояния машины, а потом уже идут год производства, версия и наличие дополнительного оборудования.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков