Ралли париж дакар результаты.

Ралли париж дакар результаты.

08.03.2020

    Итоги подведены, и победители 38-го ралли-марафона "Дакар", одного из самых сложных по причине постоянных изменений на маршруте и погодных аномалий, определены!
    

TRUCKS (Грузовики)

Жерар Де Рой и экипаж его заводского IVECO выиграл гонку в классе грузовых автомобилей, благодаря непробиваемой стабильности: в 12 днях гонки (с учетом отмены СУ1) он лишь дважды финишировал ниже 7-й позиции, выиграл три этапа, еще в двух оказался 2-м и в двух 4-м. У него не произошло ни одной поломки, которые стоили бы ему потери времени. Так что к середине второй недели гонки Де Рой имел в запасе более 40 минут чистого преимущества. На 2-ю позицию подтянулся российский экипаж КАМАЗ-Мастер под управлением прошлогоднего чемпиона Айрата Мардеева.


Из всех КАМАЗов №500 шел стабильнее, но три не слишком удачных этапа во второй половине гонки не позволили сократить отставание от Де Роя, в итоге отставание на финише составило 1 час и 10 минут. Подиум замкнул аргентинский экипаж IVECO под управлением Виллагры. Этот ралли-марафон едва ли не худший по результатам для заводской команды КАМАЗ-Мастер, так как в TOP-10 засеклись лишь два экипажа из представленных 4-х: Каргинов и Сотников завершили гонку на 14-м и 15-м местах.

TOP-7 класса TRUCKS после подведения итогов
1. №501  DE ROOY/TORRALLARDONA/RODEWALD - IVECO - 44:42:03
2. №500 MARDEEV/BELYAEV/SVISTUNOV - KAMAZ - +1:10:27
3. №514  VILLAGRA/PEREZ COMPANC/MEMI - IVECO - +1:40:55
4. №506 STACEY/SERGE/VAN DER VAET - MAN - +2:23:01
5. №516  VAN GENUGTEN/VAN LIMPT/VAN EERD - IVECO - +2:30:59
6. №529 DE BAAR/ROESINK/DE GRAAFF - RENAULT TRUCKS - +3:04:07
7. №502 NIKOLAEV/YAKOVLEV/RYBAKOV - KAMAZ - +3:39:23

CARS (Джипы/багги)

Стефан Петрансель вершит историю в который раз! Легендарный француз выиграл Дакар 2016 года, пополнив свою коллекцию Золотых Туарегов 12-й высшей наградой ралли-марафона: 6 дакаров он выиграл на мотоцикле, затем пересел на джип и выиграл еще 5, и вот...


Стефан Петрансель стал 12-кратным чемпионом Дакара, выиграв гонку 2016 года на прототипе 2008 DKR Peugeot

В 2016 году он выступал за заводскую команду Peugeot и привел к победе прототип 2008 DKR Peugeot. Этот прототип - нечто среднее между джипом и багги. С 3 января Петрансель выиграл 3 этапа и еще трижды финишировал в TOP-3, так что сумел накопить небольшое преимущество ко второй неделе. Наконец, с 12 января он неспешно увеличил его до 35 минут. Вторым гонку завершил катарец Нассер Ал-Аттья на Mini, а третьим стал южноафриканец Жинье Де Виллерс на TOYOTA. Экипаж российской TOYOTA G-Drive Владимира Васильева - 8-й.

TOP-10 класса CARS после подведения итогов
1. №302 - PETERHANSEL/COTTRET - PEUGEOT - 45:22:10
2. №300 - AL-ATTIYAH/BAUMEL - MINI - +00:34:58
3. №301 - DE VILLIERS/VON ZITZEWITZ - TOYOTA - +01:02:47
4. №315  - HIRVONEN/PERIN - MINI - +01:05:18
5. №319  - POULTER/HOWIE - TOYOTA - +01:30:43
...
8. №307 - VASILYEV/ZHILTSOV - TOYOTA - +02:01:45
9. №314 - LOEB/ELENA - PEUGEOT - +02:22:09
10. №323 - HUNT/SCHULZ - MINI - +03:11:30

QUADS (Квадроциклы)

Схватка, за которой с замиранием сердца следила вся Россия, к сожалению, завершилась не в пользу екатеринбуржского квадроциклиста Сергея Карякина: гонщик из ЮАР Браен Барагвана в последний день сумел отыграть 5 потерянных накануне минут и вернул себе бронзу Дакара. Сергей, в итоге, завершил гонку 4-м, что является высшим достижением для российских гонщиков всех времен для классов МОТО и Квадроциклов.


Класс QUADS является самым молодым на Дакаре, и подавляющее большинство участников этой категории - местные парни, из Аргентины, Чили, Перу и других стран Южной Америки. Поэтому для их соперников битва за победу представляется тяжелым испытанием. И на этот раз 1-2 позиции в гонке заняли аргентинцы, братья Маркос и Алехандро Патронелли, которых на финише разделили лишь 5 минут. В пятерке лидеров Сергей Карякин вышел единственным, кто не получил за всю гонку ни одного штрафа за скорость или нарушение правил ралли (пропуск контрольных точек и зачетов). Ему пришлось столкнуться с множеством технических проблем, связанных с оборудованием организаторов, на что ушло много нервов и сил. Часть временных потерь, связанных с ошибками в работе Iritrack, удалось вернуть, подавая официальные протесты - все были удовлетворены. Все гонщики из TOP-5 выступали на модифицированных квадроциклах Yamaha Raptor с 700-кубовыми двигателями.

TOP-5 класса QUADS после подведения итогов
1. №252  M. PATRONELLI (ARG) - YAMAHA - 58:47:41
2. №253 A. PATRONELLI (ARG) - YAMAHA - +00:05:23
3. №274 BARAGWANATH (ZAF) - YAMAHA - +01:41:53
4. №264 KARYAKIN (RUS) - YAMAHA - +01:44:25 
5. №254 GONZALEZ FERIOLI (ARG) - YAMAHA - +02:02:08

BIKES (Мотоциклы)

Заводская команда KTM одержала 15-ю победу подряд в самой массовой категории участников - мотоциклистов. Победу заводу принес новобранец KTM Rally Team Тоби Прайс. 29-летний австралиец дебютировал на Дакаре в прошлом году, и сразу же показал великолепный результат, став 3-м (включая победу на самом первом СУ).


Ту гонку Прайс провел в составе команды Honda, но затем перешел в сильнейшую и опытнейшую команду серии, в KTM, что гарантировало ему путь к Золоту. На подиум в Розарио поднялись три представителя Маттигхофена: сильнейший частный пилот Дакара, словак Стефан Свитко стал 2-м, уступив Прайсу 39 минут 40 секунд, а на третью позицию в последний день гонки вышел представитель "братской компании" KTM - заводской Husqvarna - Пабло Квинтанилла.


Гонщики Honda Racing и Yamaha Factory Racing на этот раз не попали на подиум. К сожалению, за последние 3-4 дня все заводские команды лишились, как минимум, одного сильнейшего гонщика. Лидер первой недели гонки Пауло Гонсалвеш из Team HRC выбыл из борьбы за золото за 2 дня до финиша. Лидер KTM Маттиас Валькнер получил тяжелую травму (перелом бедра) за 3 дня до финиша. №3 в заводской команде KTM, Антуан Мео сумел подняться на виртуальный подиум за день до финиша, но на последних спец.участках допустил несколько непростительных ошибок, упал и потерял слишком много времени, оказавшись, в итоге, только 7-м. Пилоты Yamaha, напротив, подтянулись к лидерам за последние несколько дней, но французской команде пришлось пожертвовать двумя пилотами (отдав их технику на запчасти), чтобы Гельдер Родригес и Адриан Ван Беверен смогли без проблем доехать до финиша марафона. Всего финишный флаг в последний день ралли Дакар увидели 84 пилота из 145 стартовавших.

TOP-10 класса BIKES после подведения итогов
1. №3 PRICE (AUS) KTM - 48:09:15
2. №5 SVITKO (SVK) KTM - +00:39:41
3. №4 QUINTANILLA (CHL) HUSQVARNA - +00:48:48
4. №47 BENAVIDES (ARG) HONDA - +00:54:47
5. №7 RODRIGUES (PRT) YAMAHA - +00:55:44
6. №42 VAN BEVEREN (FRA) YAMAHA - +01:46:29
7. №49 MEO (FRA) KTM - +01:56:47
8. №23 FARRES GUELL (ESP) KTM - +02:01:00
9. №48 BRABEC (USA) HONDA - +02:11:27
10. №45 MONLEON (ESP) KTM - +03:27:49


Марк Кома завершил свой очередной Дакар, но теперь в статусе спортивного директора A.S.O. Это был неоднозначный ралли-марафон, как для организаторов, так и для участников. Но Марк и его команда сделали все возможное, чтобы он состоялся и успешно завершился в Розарио.

Мы уже поговорили ранее, теперь настала очередь последней категории участников - грузовых машин.

ГРУЗОВИКИ

К категории грузовиков на «Дакаре» в нашей стране традиционно приковано особое внимание - ведь здесь выступает «КАМАЗ-Мастер», самая знаменитая и самая титулованная российская команда в мировом автоспорте. К сожалению, на этот раз порадовать болельщиков КАМАЗов не удалось - второе место, конечно, совсем не то, чего мы все и сама команда ждали .

Зачёт выиграл Жерар де Рой, выступающий за собственную команду на грузовиках IVECO. На финише он опередил ближайшего из преследователей, Айрата Мардеева на КАМАЗе, более чем на час. Третье место занял ещё один представитель Team de Rooy Федерико Виллагра. Четвёртое - лидер команды MAN Ханс Стэйси. На пятом - ещё один представитель команды де Роя, Тон ван Генугтен. В общем, на этом «Дакаре» Team de Rooy была однозначно лучшей командой.

Конечно, неудачи у «КАМАЗ-Мастер» случались и раньше, но давно она не выглядела на «Дакаре» столь блекло. Три победы Эдуарда Николаева на этапах, и ни одного дня в лидерах зачёта - удивительно невыразительный итог гонки для россиян. В руководстве команды считают, что причин тому несколько - очень необычный маршрут, большой прогресс соперников и невезение.

Владимир Чагин: «В этом году была высочайшая конкуренция в классе грузовиков, команды подготовились к ралли великолепно. В техническом плане соперники выросли значительно. Безусловно, когда команда «КАМАЗ-Мастер» 13 раз побеждает на "Дакаре", то победы входят в привычку. Но в спорте невозможно постоянно быть победителем. Серебро на нынешнем "Дакаре" для нас - это отличный стимул выступить лучше в следующем и вернуть чемпионский титул».

Особенности маршрута сыграли в итоговом результате большую роль. Длинные сверхскоростные дорожные СУ лишили КАМАЗы возможности воспользоваться своим главным преимуществом - подвеской. К тому же, моторы V8 Liebherr, которые используют в команде, хороши именно в условиях песков, а на скоростных дорожных секциях преимущество получают рядные «шестёрки».

Неудивительно, что на первой половине маршрута быстрейшими оказались грузовики MAN - их новый двигатель обеспечивал прекрасную разгонную динамику, а система круиз-контроля позволяла держать максимальную разрешённую скорость лучше, чем у соперников. И Ханс Стэйси, и его напарник Питер Верслуис на первых этапах демонстрировали удивительно высокий темп. Однако когда начались пески, они столкнулись с проблемами. Это было вполне ожидаемо, и мы рассчитывали, что именно в это время КАМАЗы смогут «выстрелить». К сожалению, сделать этого не удалось - «выстрел» получился у де Роя.

Сам Жерар де Рой отмечал, что его машинам (у него и Виллагры это капотные IVECO Powestar 4х4, практически аналогичные тем, что голландец использовал год назад, у ван Генугтена - бескапотный IVECO Trakker 4x4) тоже не слишком подходят скоростные участки, но в действительности это не совсем так. В команде хорошо подготовились к подобным условиям, сделав ставку на 22,5-дюймовые колесные диски и шины с более низким, чем раньше, профилем, а также «резаным» протектором. Такие колёса меньше греются на торможениях и позволяют быстрее проходить повороты. К тому же, сам де Рой всегда считался мастером именно скоростных участков.

Всё это позволяло де Рою не отпускать далеко пилотов MAN на первой половине маршрута, а как только начались пески, он нанёс по соперникам сокрушительный удар, опередив всех ближайших преследователей на час и более. После этого его главной задачей было избежать ошибок и сохранить преимущество до последнего дня соревнований. Как мы сегодня знаем, Жерару это удалось.

Конечно, столь большое преимущество было обеспечено вовсе не скоростью, а отсутствием ошибок и серьёзных технических неполадок. Тогда как у гонщиков КАМАЗа проблем хватало - машины ломались, пробивали шины… На девятом этапе грузовик Николаева лёг на борт, и на то, чтобы поставить его на колёса, ушло очень много времени - в этот день Эдуард потерял шансы на победу. Самым стабильным среди россиян оказался Мардеев, но на его грузовике постоянно перегревался мотор, из-за чего Айрату регулярно приходилось сбрасывать скорость, причём именно на песчаных участках, где он располагал наивысшими шансами отыграть отставание.

Конечно, на самом деле всё могло сложиться и иначе. За всю гонку де Рой не испытал ни одной действительно серьёзной технической проблемы, так что почти не терял времени. Если бы подобная проблема всё же возникла, он мог оказаться и позади Мардеева - и тогда мы бы говорили об очередной победе КАМАЗов. Тем не менее, произошедшее - серьёзный звонок для российской команды, ещё раз напомнивший, что лёгких прогулок на «Дакарах» не бывает. Команда, стоящая на месте, неизбежно начинает терять позиции.

Впрочем, перспективы у «КАМАЗ-Мастер» по-прежнему хорошие. Сейчас команда активно испытывает две серьёзные новинки - новый капотный грузовик, а также газодизельную версию 4326. Нет сомнений, что после столь обидного поражения работы над этой техникой работы над ними будут форсированы.

Правда, есть и объективные технические трудности - в частности, нынешний мотор очень проблематично разместить в грузовике капотной компоновки. На КАМАЗе рассчитывали на новый двигатель, который команда создаёт совместно с Liebherr, но он ещё находится на стадии разработки, и вряд ли будет готов к следующему сезону. Тем не менее, возможно, будут найдены какие-то обходные пути, потому что команде необходимо сделать шаг вперёд.

С другой стороны, вряд ли следующий «Дакар» будет похож на прошедший - эксперименты, пусть и вынужденные, с покрытиями мало кому из участников понравились. Вероятно, «Дакар-2017» пройдёт по более традиционным для ралли-рейда местам, с большим количеством песка и сложными навигационными задачами. Так что ориентироваться на прошедший марафон в этом плане вряд ли есть смысл.

В то же время не стоит забывать, что необычный маршрут и различные стечения обстоятельств помешали показать себя с лучшей стороны и многим соперникам. Чего стоит хотя бы сгоревший грузовик Renault «тёмной лошадки» этого «Дакара» Мартина ван ден Бринка, и Tatra тоже могли выступить гораздо лучше. Да и ранний сход Алеша Лопрайса стал большой неожиданностью. По ходу предыдущего сезона эти спортсмены демонстрировали очень хорошие результаты, и могут стать серьёзной угрозой в будущем.

Если говорить о белорусской команде МАЗа, то для них эта гонка сложилась на редкость неудачно. Из трёх стартовавших грузовиков до финиша добрался только один - «боевая техничка» Владимира Василевского. Это несколько парадоксальный результат, так как именно этот грузовик считался «экспериментальным» - на нём был установлен двигатель Caterpillar. Вероятно, итог станет сильным аргументом в пользу перехода на американские моторы, так как ни Сергею Вязовичу с ярославским двигателем, ни Александру Василевскому с тутаевским финишировать не удалось. Вопрос, однако, упирается в финансирование - большим бюджетом «МАЗ СПОРТ Авто» похвастаться не может.

Ралли «Дакар» 2016

С 1979 года отправной точкой ралли был Париж во Франции, а победителей встречал город Дакар в Сенегале. Теперь соревновательный бренд переехал из восточного полушария в западное - из-за угроз террористов.

В 2016-м гоночные экипажи стартовали в Буэнос-Айресе и благополучно финишировали в Росарио - оба города в Аргентине. Эти соревнования вошли в историю как самая интересная, бескомпромиссная борьба. Скажем больше: латиноамериканский преемник «Париж - Дакара» заслужил репутацию необычного состязания. И все из-за погоды, которая настойчиво вмешивалась в программу, влияла на изменения маршрута. В период ралли течение Эль Ниньо нагоняло на побережье шквалистые ветры, проливные дожди и жару.

ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-Мастер» с 2005 года.

Маршрут «Дакар» 2016

Изначально планировалось, что маршрут южноамериканского «Париж - Дакара» пройдет по территории четырех стран континента:

  • Аргентины,
  • Чили,
  • Боливии,
  • Перу.

Однако незадолго до начала состязаний чилийские власти решили отказаться от предоставления своих трасс ввиду проблем с финансированием и в связи с сильнейшими наводнениями. Затем из-за непогоды выпала из обоймы принимающей стороны и Перу. Так что «Париж - Дакар» прошел в 2016 году только по дорогам Аргентины и Боливии. Примечательно, что среди победителей в различных категориях оказалось несколько аргентинцев: дома, как говорится, и бездорожье помогает! Отличились местные квадроциклисты, занявшие два первых призовых места, и водитель грузовика из команды Iveco, взявший почетную бронзу. Наш квадроциклист Сергей Карякин шел неплохо, но, к сожалению, в призовую тройку не попал, оказавшись на обидном четвертом месте. Отлично выступили экипажи грузовиков из команды «КАМАЗ-мастер», хотя высшая ступень пьедестала «Дакар» в 2016 году оказалась для них недоступной.

Этап Дата Старт-финиш Дистанция Спецучасток
Пролог 02.янв Буэнос-Айрес – Росарио 357 км 11 км
1 03.янв Росарио – Вилья-Карлос-Пас 662 км* 258 км
2 04.янв Вилья-Карлос-Пас – Терма-де-Рио-Хондо 858 км 521 км
3 05.янв Терма-де-Рио-Хондо – Жужуй 663 км 314 км
4 06.янв Жужуй – Жужуй 619 км 418 км
5 07.янв Жужуй – Уюни 642 км 327 км
6 08.янв Уюни – Уюни 600 км 295 км
7 09.янв Уюни – Сальта 793 км 353 км
Отдых 10.янв Сальта
8 11.янв Сальта – Белен 766 км 393 км
9 12.янв Белен – Белен 396 км 285 км
10 13.янв Белен – Ла-Риоха 763 км 278 км
11 14.янв Ла-Риоха – Сан-Хуан 712 км 431 км
12 15.янв Сан-Хуан – Вилья-Карлос-Пас 866 км 267 км
13 16.янв Вилья-Карлос-Пас – Росарио 699 км 180 км

Даты проведения «Дакар» 2016

Восьмой по счету латиноамериканский «Париж - Дакар» стартовал 2 января, финишировал 16 января. За это время было пройдено 13 участков: 10 по Аргентине, 3 по Боливии. Посередине дистанции (10 января) предусмотрели так называемый день передышки в аргентинском городке Сальта.

Список участников «Дакар» 2016

На старт ралли вышло 354 экипажа, в том числе гонщики из России. Отечественные мотоциклисты в тот раз заявлены не были. В других видах соревнований нашу команду составили:

  • С. Карякин (квадроцикл);
  • В. Васильев и К. Жильцов (внедорожник);
  • Д. Сотников, И. Девяткин, Р. Ахмадеев (грузовик);
  • Э. Николаев, Е. Яковлев, В. Рыбаков (грузовик);
  • А. Каргинов, А. Мокеев, И. Леонов (грузовик);
  • А. Мардеев, А. Беляев, Д. Свистунов (грузовик).

Общий зачет: грузовики «Дакар» 2016

Гонщики из казанской «КАМАЗ-мастер», выступавшие на грузовых машинах, принесли России серебро ралли «Дакар», единственное в 2016 году.

Призовой пьедестал выглядел так.

  1. Экипаж Жерара де Рой (Iveco);
  2. Команда Айрата Мардеева («КАМАЗ-мастер»);
  3. Тройка Федерико Вильягра (Iveco).

В последнее время мы привыкли, что «КАМАЗ-мастер» неизменно завоевывает на «Дакаре» первые места, но невероятно сложно удержать пальму первенства. Владимир Чагин, семикратный победитель «Ралли Дакар» в классе грузовиков, по поводу медалей заметил, что серебро тоже неплохо. Согласимся, унывать не стоит: сегодня мы не победили - победим завтра!

После завершения Дакара-2016 сайт проанализировал прошедший ралли-марафон и ответил на вопросы, заданные в превью , опубликованном перед стартом гонки, 2 января.

Провал КАМАЗ-Мастер

«Какие новости в январе без сообщения об очередном триумфе команды из Набережных Челнов?»

Разочаровывающие… За два десятилетия команда КАМАЗ-Мастер настолько избаловала нас победами, что даже второе место по итогам всего марафона выглядит полнейшим провалом. Наверное, хуже было только в 2012-м, когда пришло молодое поколение гонщиков – Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов. Тогда на подиуме тоже был один КАМАЗ, и то частный, принадлежавший команде Астана.

Но в этом году вроде бы ничего не предвещало провала – повзрослевшие и набравшиеся опыта Николаев, Мардеев, Каргинов, три выигранных ими же «Дакара» подряд, тройной подиум в 2015-м... Но не сложилось… Если поначалу выглядело так, что российские экипажи долго запрягают и вот-вот, сегодня-завтра, быстро поедут, то к середине дистанции стало понятно – что-то идёт не так.

Проблема, как вскоре стало ясно, лежит на поверхности – ходовые характеристики двигателя Liebherr, установленного на всех четырёх КАМАЗах и заточенного под бездорожье, дюны, тягуны, просто не подошли скоростным трассам в стиле чемпионата мира по ралли (WRC). Когда во второй половине гонки пошли более традиционные "дакаровские" этапы КАМАЗовцы прибавили, но было уже поздно – соперники умчались далеко вперёд.

Догнать Жерара де Роя, ехавшего в этом году, словно по рельсам, было возможно лишь при полном отсутствии ошибок и неполадок. Но "чисто" преодолеть оставшиеся четыре-пять этапов не получилось – были победы, попадания в первую тройку, но то, что отыгрывалось в один день, терялось на другой из-за проколов или мелких технических проблем.

Переломный момент произошёл на десятом этапе, когда Николаев, приблизившийся на дистанцию атаки к голландцу, перевернулся в дюнах и потерял целых два часа. После этого оставалось надеяться лишь на чудо в виде проблем у де Роя, но подобного не случилось. Да и нужна ли была такая победа? В конце концов, голландец, действительно, заслужил этот триумф, и это нужно признать.

«Это спорт, в котором невозможно постоянно быть победителем, – подвёл итоги руководитель команды Владимир Чагин. – Соперники тоже делают выводы из своих поражений, еще лучше готовясь к следующей гонке. Все наши конкуренты в этом году подготовились очень хорошо, и я могу только поздравить Iveсo с отличным выступлением. Они победили в жёсткой борьбе. В следующем году мы будем отыгрываться, чтобы больше не огорчать наших болельщиков».

Что же пожелаем удачи команде КАМАЗ-Мастер в подготовке к Дакару-2017. Как известно, без поражений не бывает ярких побед. Впереди работа над ошибками, доработка двигателя, уверенность в которой выразил даже президент России Владимир Путин , и доводка капотной версии грузовика.

Два разных «Дакара» для Себастьена Лёба

«История знает немало успешных дебютов, когда гонщики сходу покоряли знаменитый ралли-марафон, но чуда от Лёба никто не ждал» .

А ведь оно было близко… После первой недели казалось, что грядёт сенсация. Три победы на первых пяти этапах, лидерство до восьмого спецучастка, причём, лидерство более чем уверенное – пять минут над опытнейшим напарником, 11-кратным победителем «Дакара» Стефаном Петеранселем.

«Скоростной характер гонки должен сыграть на руку Лёбу, поскольку спецучастки будут больше напоминать допы классического ралли, хотя и более протяжённые».

Так, собственно, и вышло. Но едва начались пески [настоящий «Дакар»], как всё полетело в тартарары. Сначала Себ сел на одной из дюн, а затем небольшая яма в высохшем русле реки окончательно положила конец мечтам о триумфе на финише в Росарио.

На оставшихся этапах француз также не был похож на себя образца недельной давности, и смог блеснуть лишь на последнем спецучастке, одержав четвёртую победу и став девятым по итогам своего дебютного «Дакара».

Перед стартом ралли-рейда Лёб твердил, что главная цель для него – набраться опыта. Но можно сказать, что организаторы «Дакара» удружили ему в этом плохую службу. Безусловно, проехать весь ралли-марафон – дорогого стоит. Но получил ли Лёб огромный опыт при наличии большого количества этапов в стиле WRC и минимуме "дакаровских" с песками, дюнами, бездорожьем и навигацией? Вопрос, конечно, спорный.

Фактически успех на родных раллийных дорогах стал для Лёба дорогой в никуда и дал лишь напрасные надежды на подступе к коварным дюнам и прочим "примочкам" Дакара, к которым, надо признать, француз оказался не готов. Победа при таком раскладе, действительно, стала бы чудом, но совершить его оказалось не под силу даже величайшему раллисту в мире. Но опыт – дело наживное, так что рано или поздно Лёб обязательно покорит главный ралли-рейд планеты, если захочет.

Прорыв Сергея Карякина

«Стоит внимательно приглядеться к Сергею Карякину, хотя категория квадроциклов на Дакаре всегда остается немного в тени остальных классов».

27-летний райдер из Екатеринбурга совершил настоящий прорыв в этом году. Жаль, что не удалось удержать третью позицию в последний день, во многом из-за странных действий организаторов, которые по ходу дистанции регулярно и без каких-либо объяснений добавляли Сергею штрафные минуты.

«Квадроциклист из ЮАР привёз мне 7,5 минут на финальном спецучастке, – рассказал Карякин после финиша. – Самое странное, что если смотреть прохождение контрольных точек WP, то первую, вторую и третью я проигрывал Брайану 30 секунд, а за 40 км до финиша проиграл 7 минут.

Причём ему должны были ещё пенализацию за скорость прибавить, но не прибавили. Я попросил у организаторов свои временные координаты, чтобы посчитать общее время на трассе, но они почему-то не знали, где их искать. Расстроился очень сильно, четвёртое место – не третье».

Впрочем, российским гонщикам и командам не привыкать к политическим играм на «Дакарах». Сколько раз в прошлые годы организаторы пытались при каждом удобном моменте зажать КАМАЗ-Мастер? Чего хотя бы стоила дисквалификация Эдуарда Николаева в 2012-м, когда вдруг оказалось, что при оказании помощи другому экипажу они не имели права заменить лопнувшее колесо на своей машине.

Но несмотря на всё, Карякин продемонстрировал впечатляющую статистику: одно второе место, четыре третьих, в общей сложности 8 из 13 этапов он завершил в первой пятёрке. Ждём борьбу за победу в следующем году.

В категории внедорожников единственный российский экипаж в лице Владимира Васильева и Константина Жильцов также продемонстрировал неплохое выступление, проехав дистанцию без серьёзных ошибок и проблем. Да, конечно, восьмое место после пятого в прошлом году – не совсем тот результат, которого можно было ожидать. Но всё-таки автомобиль Toyota уступал в скорости Peugeot и Mini, поэтому россияне проехали в силу своих возможностей, не пытались прыгнуть выше головы и добились главного – финишировали в первой десятке.

«Оказаться в десятке сильнейших по итогам ралли-марафона всегда приятно, – подвёл итоги Жильцов. – Занять в такой сильной компании восьмое место – очень хороший результат. Понятно, что хотелось бы выступить лучше.

Этот «Дакар» был более раллийным, чем ралли-рейдовым. Свою силу мы показали в песках Фиамбалы. Я получил удовольствие от езды там. Если в гонке было бы три или четыре таких дня – результат получился бы иным».

Не всё то золото, что блестит

«Пусть автомобиль 2008 DKR пока является достаточно сырым, о чём свидетельствуют Ралли Марокко, но чего не отнять у "французских львов", так это невероятно сильного состава пилотов».

Три гонщика Peugeot по ходу дистанции отметились в лидерах генеральной классификации, и каждый в какой-то момент считался главным фаворитом. Но Себастьена Лёба подвела нехватка опыта в песках и на бездорожье, а Карлосу Сайнсу не повезло в очередной раз. Фатальное невезение "Матадора" – это уже притча во языцех.

Невероятно, но после победы в 2010-м испанца словно сглазили. Volkswagen Touareg, багги Red Bull SMG, Peugeot – Сайнс быстр на любой машине и в любых условиях, но постоянно что-то случается: либо происходит поломка, либо ошибается он сам.

Что-то сейчас вспоминается и драматичная развязка на Ралли Великобритания-1998, когда за 500 метров до финиша заключительного спецучастка на Toyota Corolla "Матадора" отказал двигатель, что положило конец его надеждам на третий титул.

Вот и на Дакаре-2016 в самом начале дистанции на машине испанца возникли проблемы с двигателем, отбросившие его на далёкое 19-е место. Казалось бы, доля невезения в этот раз исчерпана. По ходу следующих этапов он великолепно прорывался и в начале второй недели ралли-марафона захватил лидерство, которое удерживал до десятого спецучастка, когда сошёл из поломки коробки передач.

Судя по всему, такое невезение передаётся по наследству, ведь сколько раз сходил в дебютном сезоне в Формуле 1 Карлос Сайнс-младший?

Что касается Сирила Депре, то четырёхкратному победителю «Дакара» в категории мотоциклов пока катастрофически не хватает опыта выступлений на четырёх колёсах. На протяжении всего ралли-марафона он находился в глубокой тени напарников, став единственным из квартета Peugeot, кому не удалось выиграть ни одного этапа.

Стефан Петерансель. Вот кто сполна оправдал все надежды. Как и всегда, француз вёл академическую гонку: не рвался вперёд без необходимости, где можно сбавлял темп, чтобы сберечь машину. Результат – 12-я победа на «Дакаре» и шестая на автомобиле. .

Правда, из-за официального подтверждения результата придётся ждать несколько месяцев, но, честно говоря, слабо верится, что итоги пересмотрят. Всё-таки легендарный французский гонщик, заводская команда ведущего французского концерна, да и сами организаторы ASO – французы...

Виртуальное сражение Лёба и Хирвонена

«Противостояние француза и финна, не раз боровшихся за чемпионский титул WRC, получило продолжение».

Борьба получилась, скорее, заочной, за исключением самого последнего допа, где Лёб и Хирвонен заняли два первых места, финишировав с разницей в одну минуту.

На протяжении всей предыдущей части ралли-марафона бывшие соперники по WRC находились далеко друга от друга в генеральной классификации, да и по итогам спецучастков они оказывались на расстоянии. В то время как Лёб штамповал победы в первой половине гонки, Хирвонен был более незаметен, финишируя шестым-седьмым, но в отличие от французского визави, сдавшего позиции на второй неделе, он постоянно прибавлял, ехал всё лучше и лучше, выиграл предпоследний доп и на финише едва не дотянулся до подиума.

Несбывшиеся амбиции МАЗа

МАЗ движется вперёд семимильными шагами и на предстоящий ралли-марафон ставит весьма амбициозные цели – попадание в Топ-5 на финише».

Семимильный шаг назад… Так можно описать выступление белорусской команды МАЗ-СПОРТавто на Дакаре-2016. Никакой речи о попадании в первую пятёрку не было. До финиша доехала только разгруженная техничка Владимира Василевского, занявшего 25-е место. Два боевых грузовика поочередно сошли с дистанции в начале второй недели – на обоих машинах отказали двигатели, хотя на машине Сергея Вязовича стоял силовой агрегат Ярославского моторного завода, а на грузовике Александра Василевского – Тутаевского.

Но не только с надёжностью возникли проблемы, скорость также оставила желать лучшего. На момент схода на 11-м этапе Александр Василевский был лишь 18-м, хотя год назад на этой же стадии гонки он занимал девятую позицию, а финишировал десятым. Лучшим результатом команды из Минска стал шестой результат, который Сергей Вязович показал на четвёртом допе, так что до пятёрки МАЗ не дотянулся даже на отдельных этапах.

«Конечно, Дакар – это всегда проверка на прочность, – подвёл итоги руководитель команды МАЗ-СПОРТавто Валерий Козловский. – Дакар всегда непредсказуем, ты никогда не знаешь, какой сюрприз ждет тебя за поворотом. Тем не менее поломка двигателей стала для нас полной неожиданностью...»

Новый чемпион

«Борьба за чемпионскую единичку, которой не будет в категории мотоциклов в 2016 году, обещает стать жаркой»

Так скажем, было ни жарко, ни холодно. Начало ралли-рейда получилось действительно интересным – первые четыре этапа выиграли четырех разных гонщика, но затем началась игра на выбывание, и к середине дистанции остался один явный фаворит.

Один из главных претендентов Хоан Барреда Борд сошёл из-за технических проблем, Рубенс Фариа и Маттиас Валькнер получили травмы. Другие, как, например, Паулу Гонсалвес и Элдер Родригес просто сдали позиции после уверенного начала. Поэтому австралиец Тоби Прайс, наверное, оказался удивлён отсутствием соперников.

Гонщик KTM захватил лидерство после восьмого этапа и до самого финиша больше ни разу не уступил первую позицию, оторвавшись на целых 40 минут от ставшего вторым Стефана Свитко. Даже в прошлые годы, когда поочередно побеждали Марк Кома и Сирил Депре отрывы были меньше: 16 минут в 2015-м, 10 – в 2013-м, 15 – в 2011-м. Что касается рекордов, то в 2014-м Марк Кома привёз ближайшему конкуренту Хорди Виладомсу 1 час и 52 минуты.

Выиграв «Дакар», 28-летний Прайс стал первым австралийцем, которому покорился главный ралли-марафон планеты, а австрийская марка KTM продолжила свою победную серию, которая длится с 2001 года.

Когда результат – не главное…

«Пусть багги не блещет ни скоростью, ни надёжностью, зато всегда выглядит эффектно и является своего рода изюминкой в категории внедорожников, конечно, во многом благодаря зрелищному стилю пилотирования харизматичного американца».

Год от года результаты Робби Гордона на «Дакаре» становятся всё хуже – ещё четыре-пять лет назад американец реально боролся за победы, но после дисквалификации в 2012-м всё пошло по наклонной. Проблемы с навигацией и надёжностью – трижды Гордон финишировал ниже 50 места. Как итог, 27-я позиция с отставанием в десять часов от победителя.

18-летний Шелдон Крид, приглашенный за руль второго Hummer, преодолел лишь половину дистанции. Американский тинейджер, занимавший на тот момент 42-е место, решил, что терять нечего, махнул на всё рукой и срезал дистанцию спецучастка, чтобы быстрее отремонтировать разбитую машину. Судьи такой маневр явно не оценили...

Но по крайней мере Гордон и его молодой напарник устроили великолепное шоу, пощекотав нервы любителям острых ощущений на обочинах.

Странный «Дакар»

«Как и Гран При Монако, «24 часа Ле-Мана», «500 миль Индианаполиса» и Ралли Монте-Карло, «Дакар» можно с уверенностью назвать одной из главных гонок планеты».

Но главная гонка планеты требует соответствующей организации. Представьте Гран При Монако или «500 миль Индианаполиса» с постоянными сбоями в тайминге, проблемами с погодой, безопасностью, отменами сессий, сокращением дистанции, да и вообще проходящими где-нибудь на совершенно других трассах. Конечно, масштаб разный, но подход должен быть одинаковым.

Всё пошло не так с самого начала, когда на прологе китайская гонщица Го Мэйлин на прямике потеряла управление и врезалась в толпу . Обошлось без трагических последствий, но на восьмой день гонки смертельный инцидент всё-таки произошёл : французский пилот Mitsubishi Lancer Лионель Бо насмерть сбил зрителя.

Через несколько дней эвакуатор, буксировавший эту же самую машину, попал в ДТП , в результате которого один человек погиб и ещё пятеро получили травмы. Трагедии на «Дакаре» происходят практически каждый год, но в этом году инцидентов было слишком много даже для такого опасного вида автоспорта.

При этом организаторы боролись за безопасность, отменяя и сокращая этапы, как из-за дождей, так и жары. Cтранная работа тайминга, проблемы с навигацией и непонятные штрафы, как в случае с тем же Сергеем Карякиным. Апофеозом стала заправка Стефана Петеранселя по ходу восьмого этапа, пункт для которой то ли не был отмечен в дорожной книге, то ли предназначался только для квадроциклов и мотоциклов.

Судьи не стали трогать француза, но с утверждением победы попросили подождать пару месяцев. Забавно, если заявление будет сделано после обнародования маршрута следующего «Дакара», который обычно объявляют в марте.

Что касается маршрута прошедшей гонки, то он вызвал огромное количество нареканий. Понятно, что в срочном порядке дистанцию дважды, сначала после исключения Чили, а затем Перу, перекладывали заново. Отчасти с этим были связаны вышеупомянутые проблемы.

«Мы хорошо провели первую неделю, но ждали другого. Дороги больше напоминали те, что используются в чемпионате мира по ралли, а это не моя специализация, – заявил Жерар де Рой. – На мой взгляд, это уже не «Дакар», и многие люди считают точно так же. Это странный «Дакар» – с горами, большой высотой над уровнем моря, дорогами и высокой скоростью. От «Дакара» осталось одно название. Концепция стала совершенно иной».

Если недоволен даже лидер гонки, то есть повод задуматься. Многие сходятся во мнении, что «Дакар» в Южной Америке изжил себя. Возвращение обратно в Африку? Ведь проводится же «Африка Эко Рейс». В ближайшем будущем об этом можно не мечтать, организаторы дали понять, что ралли-марафон останется в Южной Америке , и может быть, появятся Уругвай и Парагвай, вернётся Чили. Поживём – увидим.

Как бы там ни было, Дакар-2016 уже история. Спорный, драматичный, трагичный, со своими триумфами и поражениями, героями и проигравшими...

Автоспорт всегда вызывал интерес у людей во всём мире. И наша страна не исключение. Вот только серьёзных успехов добиться в классических дисциплинах пока не получается. Хотя прогресс наших гонщиков, постепенно осваивающих в том числе королевские гонки Формулы 1, как говориться, «на лицо». А вот ралли-рейд «Дакар» в зачёте грузовиков является для нас настоящей «отдушиной» последние лет 20. Тринадцать из которых, команда из Набережных Челнов «КАМАЗ-Мастер» является обладателем заветного золотого «бедуина» - приза победителю гонки.

В первом номере 2016 года ТЕХНОmagazine уже писал, что Dakar стал лишь названием гонки и с 2009 года никакого отношения к Африканской пустыне не имеет. Он проводится в Южной Америки, а в этом году и вовсе прошёл всего по двум странам - Аргентине и Боливии. Власти Перу отказались от проведения ралли-рейда на своей территории, посчитав, что Эль-Ниньо - колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, имеющее заметное влияние на климат - может внести серьёзные коррективы в планы проведения гонки. Отчасти, это решение было принято из-за того, что Чили, которое тоже вынуждено было отказаться от принятия Dakar 2016, сильно пострадала от стихии в прошлом году. К тому же, чилийские власти вынуждены решать вопросы с последствиями сентябрьского землетрясения. В итоге, маршрут был составлен в основном по территории Аргентины с трёхдневным «заездом» в Боливию.

Ралли Dakar - это самый престижный ралли-рейд. Для участия в нём собираются лучшие мировые команды. В этом году на старт вышли 354 участника в четырёх категориях: мотоциклы, квадроциклы, автомобили и грузовики. В зачёте грузовиков на старт вышли 55 машин, из них четыре экипажа команды «КАМАЗ-Мастер» и три белорусской «МАЗ СПОРТ Авто». Интересно, что минская команда привезла на Dakar 2016 машины с тремя разными двигателями: Ярославского и Тутаевского моторных заводов для боевых машин и «быструю техничку» с двигателем Gyrteh, который собрала чешская компания PowerTech Systems на основе силового агрегата Caterpillar.

Среди участников стоит отметить Ханса Стейси на грузовике MAN, который выигрывал Дакар в 2007 году и принимавший участие в Dakar уже в десятый раз. Пересевшего в этом году с TATRA на Iveco Алеша Лопрайса - племянника знаменитого чешского гонщика, шестикратного победителя ралли-рейда Карела Лопрайса. А также побеждавшего четыре года назад голландца Жерара де Роя на капотном автомобиле Iveco. Кроме того, сильные команды подготовили и другие участники, выступающие на Scania, DAF, TATRA, Renault, Mercedes, LIAZ, Hino и Ginaf.

Как отмечают участники соревнования, Dakar 2016 был совершенно не похож на предыдущие ралли-рейды. В отличие от прошлых гонок, в этом году организаторы сделали больший упор на выносливость техники и экипажей. В то время как раньше, «изюминкой» ралли-рейда были сложные навигационные задачи и умение пилотировать в труднопроходимых песках. «Это было совсем не то, чего мы ждали. Дороги были вроде тех, что на мировом первенстве по ралли, и это явно не моё. Для меня это не настоящий «Дакар», и я слышал, что многие думают так же», признался позже голландский гонщик Iveco Жерар де Рой.

Старт Dakar 2016 был дан 2 января в Буэнос-Айресе, откуда участники ралли-рейда двинулись в сторону Росарио. Вообще, первый день называется прологом. Спортсмены проезжают небольшой спецучасток, в этом году - это 11 км, который является своеобразной квалификацией, и отправляются на лиазон до первой стоянки. К сожалению, в этом году на прологе случился несчастный случай - на шестом километре автомобиль под управлением китайской гонщицы Го Мэйлин, подпрыгнув на кочке, потерял управление и врезался в стоящих вдоль трассы зрителей. В результате инцидента, по меньшей мере, десять человек получили травмы и были отправлены в больницу. А организаторы приняли решение отменить пролог гонки, и участники отправились на бивуак в режиме лаизона.

На этом злоключения на Dakar 2016 не закончились. Хотя их последствия были менее трагичны. Уже на следующий день директор гонки Этьен Лавинь, после двухчасовой задержки объявил об отмене первого этапа ралли-рейда. Причиной стал сильнейший ливень превративший спецучасток в «грязевую ванну». Кроме того, сложные погодные условия препятствовали работе вертолётов, обеспечивающих безопасность участников во время гонки. Таким образом, «боевое крещение» на Dakar 2016 состоялось только в третий день.

Переночевав в Вилья-Карлос-Пас, гонщики стартовали с 90-километрового лиазона. И тут произошла очередная небольшая накладка. Организаторы видимо не учли, что грузовикам придётся передвигаться по узким улочкам местных деревень, и заложили на преодоление этого дорожного отрезка слишком мало времени. В итоге старт скоростного участка пришлось сдвинуть на 20 минут.

Как говориться - «не понос, так золотуха». Из-за экстремальной жары и влажности, планировавшийся как 510-километровый спецучасток сократили до 387 км. Первенствовал на первом состоявшемся скоростном этапе ралли-рейда Dakar 2016 голландец Ханс Стейси на MAN. Вторым к финишу пришёл его партнёр по «конюшне» Питер Верслуис. Третьим был Жерар де Рой на Iveco. Российские КАМАЗы заняли три места в конце первой десятки.

Чехарда с погодой продлилась и в четвёртый день ралли-рейда. На трассу вновь обрушились ливни. О том, что длина скоростного участка будет сокращена с 314 до 190 км, стало известно ещё накануне вечером. Поскольку грузовики стартуют после того как на трассу отправятся мотогонщики, квадроциклы и джипы, им и «повезло» больше всего. После их старта на трассу пришёл основной дождевой поток и пилоты вынуждены были «месить грязь» на размокшей дороге. Жертвой водно-грязевых «ванн» стал экипаж Эдуарда Николаева, которого на 20-м километре спецучастка стащило с дороги. «Мы уже поднимались в предгорья, а там вода просто напросто стекала бурными ручьями, и трасса становилась скользкой как лёд. Повезло, что не повредились, ни сами, ни автомобиль, ни колёса», так прокомментировал этот инцидент сам пилот КАМАЗа.

Многим такие условия покажутся не совсем экстремальными, ведь на дорогах общего пользования в российской глубинки - это стандартная ситуация практически каждой весной. Вот только не стоит забывать, что спортивный грузовик разгоняется очень быстро, а вот торможение, за счёт большого веса машины, происходит не столь эффективно.

На следующий день экипажей грузовиков ждал марафон. Кольцевой спецучасток протяжённостью 418 км, который проходил на высоте почти 3500 метров над уровнем моря и 200 км лиазон пятого дня ралли-рейда заканчивался… закрытым парком без права доступа к машинам не только механиков, но и самого экипажа. Из всех манипуляций над грузовиками, можно было только заменить колесо, если оно порезано и заправить автомобиль. Все ремонты и техническое вмешательство можно осуществлять только силами экипажей и только после старта скоростного участка ралли. Технические службы и механики отправились своим маршрутом на бивуак пятого этапа и встретятся с командами только через два дня гонки.

Трасса скоростного участка была проложена таким образом, что больше напоминала грунтовый этап Чемпионата мира по ралли, чем привычный дакаровский спецучасток. Победу на этом этапе праздновал Жерар де Рой на Iveco с результатом почти четыре часа. Всего 37 секунд уступил ему пилот MAN Питер Верслуис. Тройку лидеров, с отставанием от победителя в 1 минуту 18 секунд, замкнул Ханс Стейси также выступающий на грузовом болиде MAN.

На следующий день гонщикам предстояло подняться ещё выше - в этом году Dakar покорил вершину в 4600 метров. На такой высоте человек ощущает нехватку кислорода. Это настоящее испытание не только для машин, но и для пилотов. Экипажам предстояло преодолеть 642 км пути из аргентинского городка Сан-Сальвадор-де-Жужуй до боливийского Уюни. Из них больше половины - 327 километров - спецучасток.

Как отмечали пилоты, наконец-то Dakar покинул грунтовые дороги Аргентины и начались участки, более привычные для ралли-рейда: бездорожье, пересохшие реки, навигационные задачи. К сожалению и саму гонку покинули некоторые участники и в их числе один из претендентов на подиум - Алеша Лопрайс. Проблемы с компрессором были и у белорусского экипажа Сергея Вязовича, но их, к счастью, удалось решить.

На седьмой день ралли-рейда был запланирован ещё один кольцевой этап. Для грузовиков он был отдельный. Если все остальные участники соревнования проезжали свой самый большой спецучасток, протяжённостью 542 км, то грузовые автомобили преодолели 295 километров трассы. Причём начался спецучасток бездорожьем, которое во второй части сменилось скоростной дорогой в стиле чемпионата WRC, где большую роль играли разгонные характеристики моторов. Именно тут и проявили себя пилоты MAN. Хотя и Жерар де Рой на Iveco не отставал от них. Несмотря на то, что по бездорожью КАМАЗы смогли обойти своих соперников, для победы на этапе этого не хватило, не говоря уже о том, чтобы отыграться.

Первым на финиш спецучастка шестого этапа ралли Dakar 2016 пришёл Ханс Стейси. Его товарищ по команде Питер Верслуис отстал от него на 1 минуту 15 секунд и занял третье место. А между ними, с отставанием всего в семь секунд финишировал Жерар де Рой. Четвёртое, пятое, шестое и восьмое место на этапе заняли КАМАЗы, причём первые три финишировали очень близко друг от друга - четвёртое и шестое места разделило всего 50 секунд.

А на следующий день гонщики и группы сопровождения вновь отправились в Аргентину. Седьмой этап, который по факту был только шестым, начавшись в Уюни, после преодоления 793 км финишировал в городе Сальта, где экипажи ждал день отдыха. Эта передышка позволяет командам проверить машины и произвести необходимые ремонты.

После восьми дней соревнований из гонки выбыли восемь грузовиков. Лидером по итогам половины ралли-рейда стал Питер Верслуис на MAN, опережая идущего на втором месте Жерара де Роя на Iveco на 5 минут. На третьем и четвёртом местах расположились КАМАЗы Айрата Мардеева и Эдуарда Николаева, соответственно. Двух товарищей по команде КАМАЗ-Мастер разделяет всего шесть секунд. Из борьбы за лидерство выбыл пилот TATRA Мартин Коломны. Чех совершил неудачный манёвр и получил очень жёсткое приземление, при котором у него едва не оторвало от рамы кабину. В результате, он вынужден был добираться до финиша с большой потерей времени.

Восьмой этап ралли-рейда Dakar 2016, который состоял из двух скоростных участков протяжённостью 162 и 232 км и разделённых 140-километровым лиазоном, принёс огорчения белорусской команде «МАЗ СПОРТ Авто». Уже сталкивавшийся с неполадками компрессора Сергей Вязович вынужден был сойти с дистанции и покинуть гонку из-за проблем с двигателем ЯМЗ уже на первом спецучастке. Второй экипаж МАЗа Александра Василевского уже на втором допе столкнулся с неполадками электроники, а также был вынужден тушить возгорание, вызванное попаданием топлива на коллектор. Это отбросило шедшего в первой десятке белорусского гонщика на 27-е место с почти двухчасовым отставанием от победителя этапа.

Как отмечают пилоты, восьмой этап был одним из самых сложных. В старых дакаровских традициях, с песком и бездорожьем. Победителем его стал голландец Жерар де Рой, вторым и третьим были Эдуард Николаев и Андрей Каргинов из команды КАМАЗ-Мастер. Благодаря этой победе, Жерар де Рой смог подняться на первую строчку и возглавить классификацию грузовиков. Эдуард Николаев также поднялся в общем зачёте и с отставанием около восьми минут расположился на втором месте. Оба они, сместили Питера Верслуиса с первого на третью строчку грузового зачёта.

На девятом этапе ралли Dakar 2016 организаторы вновь были вынуждены сократить скоростной участок. Из 285 километров трассы были исключены 100 км песка. Сильнейшая местная жара сделали такие желанные песчаные участки непроходимыми для большинства участников гонки. Медицинские вертолёты периодически доставляли с трассы мотоциклистов и гонщиков на квадроциклах, которые получали тепловые и солнечные удары.

Кстати, жара плохо сказывалась не только на гонщиков, участвующих на «открытом» транспорте. Аргентинец Федерико Вильягра на Iveco вынужден был остановиться из-за проблем с самочувствием штурмана. Да и двигатели подверглись серьёзному испытанию. Их температура на некоторых машинах была близка к критической, что вынуждало пилотов сбрасывать обороты.

Пески стали причиной неприятностей задержек и по другим причинам. Так для замены колеса в условиях зыбучих песков были вынуждены остановиться Эдуард Николаев и Дмитрия Сотникова. Застрял в песках и затем проколол колесо лидер первой половины ралли Питер Верслуис. Эти неприятности, кстати, стоили ему ещё одного места в общем зачёте. Ведь если в обычных условиях замена отнимает около 7 минут, то тут даже опытные спортсмены тратили вдвое больше.

Следующий, десятый этап ралли Dakar 2016, также проходил в песках. Дюны Фьямбалы ставят навигационные задачи перед штурманом и требовательны к пилотированию. Рыхлый песок создаёт опасность «сползти с трассы», а таящиеся булыжники способны пробить обод или картер. Одна из этих неприятностей приключилась с Эдуардом Николаевым на КАМАЗе. На 180-м километре дистанции, машина завалилась на бок. Выбраться самостоятельно экипажу не удалось. Вытащить грузовик получилось только при помощи партнёров и то в несколько приёмов. В итоге отставание Эдуарда Николаева от лидера общего зачёта в классе грузовиков составило 3,5 часа, что лишила его всяческих шансов не только на победу, но и на подиум. А спецучасток выиграл голландец Паскаль де Бар на Renault.

Оставшиеся три этапа не изменили расстановку сил в лидирующей группе. Из гонки выбыл второй автомобиль команды «МАЗ СПОРТ Авто». Как и у болида Сергея Вязовича Александра Василевского подвёл двигатель. Силовой агрегат Тутаевского завода не выдержал сильной жары. Разбираться в причинах такой ситуации будут уже специалисты завода. Последний оставшийся в строю грузовик МАЗ с новым двигателем Caterpillar удачно добрался до финиша ралли Dakar 2016, хоть и занял 25 место.

Закончить ралли-рейд и финишировать в этом марафоне смог 41 грузовик из стартовавших 55 машин. Победителем Dakar 2016 и обладателем «большого золотого бедуина» стал пилот Iveco Жерар де Рой. Второе место с итоговым отставанием 1 час 10 минут 27 секунд занял пилот команды КАМАЗ-Мастер Айрат Мардеев. Замкнул тройку призёров, к радости местных болельщиков, уроженец аргентинского города Кордова Федерико Вильярга на Iveco.

Подводя итоги гонки, хочется отметить, что Dakar 2016 показал принципиально новый подход к ралли-рейду, ориентированный больше на скоростные участки, разбавленные бездорожьем, где много длинных зон преодолевается на максимальной скорости. Такие участки более требовательные к силовым агрегатам и тормозам. Несмотря на то, что во второй половине ралли-рейда присутствовали пески и бездорожье, нынешний Dakar стал больше похож на усложнённый чемпионат по классическому ралли. Этот подход, возможно, вполне оправдан и позволяет внести в гонку интригу, которую она последнее время утратила. Ведь именно раллийности в Дакаре было мало. Это, в свою очередь, приведёт к изменению подхода к подготовке машин. Придётся искать компромисс между внедорожными настройками и желанием преодолеть скоростные участки максимально быстро. Тенденция это, или просто разовая «проба пера» покажет время и следующий Dakar 2017, маршрут которого пока не утверждён.

Если тенденция сохранится, то тяжелее всего, вероятно, придётся КАМАЗу. Ведь у Iveco, MAN, TATRA, в отличие от челнинских машин, установлен рядный шестицилиндровый мотор, которому больше подходят скоростные участки, тогда как у КАМАЗов стоит тяговитый V-образный двигатель. Также, все иностранные грузовики - MAN, TATRA, Iveco, Scania, Renault - оснащены горным (моторным) тормозом, чего нет на машинах команды «КАМАЗ-Мастер». Нам, болельщика, остаётся только пожелать команде из Набережных Челнов удачи. Конечно, радостно видеть в лидерах отечественные машины, но радость побед «в одну калитку» значительно меньше, чем выигрыш в равной и упорной борьбе.

Поделиться

© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков