Псалом давида 39. Символ веры

Псалом давида 39. Символ веры

11.03.2024

Псалом 39: Спасен!

Знакомое многим изречение "жертвы и приношения Ты не восхотел" (ст. 7-9) указывает на мессианскую природу этого псалма; оно приводится как слова Господа Иисуса в Евр. 10:5. Однако данный псалом порождает затруднение, обусловленное тем, что в его первой части речь идет о Воскресении, тогда как заключительная часть, судя по всему, возвращается к страданиям на кресте. Объяснить такой переход нелегко. Некоторые полагают, что в первых стихах Спаситель предвосхищает Свое воскресение и говорит о нем так, как если бы оно уже произошло. Другие понимают завершающую страстотерпную молитву псалма как молитву верного остатка Израиля во время Великой скорби. В нашем анализе мы будем весь псалом соотносить с Господом Иисусом – сначала применительно к Его воскресению, а потом применительно к Его крестным мукам. Если такое нарушение хронологического порядка смущает нашу западную рассудочность, пусть нас утешит осознание того факта, что на Востоке подобную временную упорядоченность зачастую не считают чем-то существенным.

39:1, 2 Это слова из уст Мессии Иисуса. Он твердо уповал на Своего Господа в том, что Господь услышит Его молитву и избавит Его от смерти. Даже наш благословенный Господь не всегда получал незамедлительный ответ на Свои молитвы. Но Он понимал, что задержка не обязательно означает отказ . Бог отвечает на молитвы в то время, которое лучше всего подходит для осуществления Его замысла о наших жизнях.

Не слишком скоро к нам приходит помощь Божья,

иначе б мы не знали Благословенья доверять Ему во тьме;

Но не настолько поздно, чтобы мы страдали бы от тщетных упований.

39:3 Спаситель сравнивает величие Своего воскресения из мертвых с выходом из страшного рва и из тинистого болота. Кто в силах описать, что означает для Подателя жизни выйти из гроба Победителем греха, сатаны, смерти и могилы – живым вовеки!

Хотя спасение Христа было событием уникальным, в каком-то смысле все мы способны ощутить величие Бога, вытаскивающего нас из канав и колдобин на нашем жизненном пути. Как все мы знаем, в жизни хватает разных глубоких ям. Необращенному человеку, который Святым Духом осознал свою греховность, предстоит выбираться из особенно страшного рва. Вероотступник тоже попадает в коварную топь. Существуют болота болезни, страданий и скорбей. Очень часто, когда мы нуждаемся в наставлении, мы словно бы бродим по дну темницы. И, разумеется, иногда мы тонем в трясине утрат, одиночества и уныния. Бывают незабываемые моменты, когда мы молимся и взываем, и стонем, но ничего словно бы не происходит. Мы должны научиться на примере нашего Спасителя терпеливо ждать ответа от Господа. В Его времена и сроки, на Его путях мы получим Его помощь, Он извлечет нас изо рва, поставит на камне ноги наши и утвердит наши стопы.

39:4 Подчеркнем, что Бог есть также источник нашей хвалы, а не только ее объект . Он вкладывает в уста наши новую песнь – это песнь хвалы Богу нашему.

Наше спасение побуждает нас не только воздавать хвалу Богу, но и свидетельствовать для других людей: "увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа". Как ни в каком другом случае, это верно по отношению к воскресению Господа Иисуса. Задумаемся о нескончаемой череде пилигримов веры, которых обратило к Богу живому чудо опустевшего гроба!

39:5 Думая о тех, кто вкусил и убедился, как благ Господь, воскресший Искупитель провозглашает одну из величайших, одну из фундаментальнейших истин духовной жизни: "блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою..." Подлинное счастье и полнота жизни приходят только через веру в Бога. Иначе и быть не могло. Мы так созданы, что можем понять свое предназначение только тогда, когда признаем Бога нашим Господом и Наставником. Об этом хорошо сказал Паскаль: "В человеческом сердце есть пустота, сформированная Богом". Августин писал так: "Ты сотворил нас, Господь, для Себя, и наше сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе!"

Блаженный человек не только обращается к истинному Богу; он отвращается от гордых людей и последователей ложных богов. Его не вводят в заблуждение две величайших иллюзии в жизни – представления о том, будто бы достижения гордого человека имеют значение, и что ложные боги меркантильности, гедонизма и сексуальной распущенности способны принести удовлетворение человеческому сердцу. Блаженного человека больше волнует Божье одобрение, а не людское, он понимает, что всю полноту счастья можно обрести только в приобщении к Богу – а не в обществе тех, кто поклоняется идолам в языческих капищах.

39:6 Сказанное приводит Мессию к мысли о том, как бесчисленны милости Божьи. О чудесах и помышлениях Его, направленных на благо Его народа, невозможно говорить в терминах количественно исчислимого. Ибо кто способен описать со всеми бесконечными подробностями устройство сотворенной Им природы? Кто в силах полностью перечислить хотя бы самые примечательные случаи Его провиденциального вмешательства? Кто может постигнуть беспредельность Его духовных благословений – а это избрание, предназначение, оправдание, искупление, умиротворение, помилование, прощение, спасение, рождение свыше, наполнение Духом, запечатление Духом, залог Духа, помазание, освящение, богосыновство, наследование, прославление – "хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число".

Когда все милости Твои, мой Боже,

Моя спасенная душа обозревает,

То с трепетом любви и изумленья дрожью

Господню славу воспевает.

Джозеф Аддисон.

39:7 Как мы уже говорили, стихи 7-9 свидетельствуют о существенно мессианской природе данного псалма. Из Евр. 10:5-9 мы узнаем, что эти слова были сказаны Сыном Божиим, когда Он пришел в этот мир. По сути дела, речь идет о том, что уже тогда, когда Бог установил для народа Израиля жертвы и приношения, они вовсе не соответствовали Его конечной цели. Они применялись в качестве прототипов, прообразов того лучшего, что появится впоследствии. Как временная замена, они сыграли свою роль. Но Бог никогда не был по-настоящему удовлетворен ими; они не были для Него достаточно совершенны, так как не обеспечивали окончательного решения проблемы греха. Понимая, что всесожжение и жертва за грех изначально не могут дать желаемого, Бог открыл поэтому уши Своему возлюбленному Сыну. Это выражение означает просто, что Спаситель был готов к тому, чтобы слушать и выполнять волю Своего Отца. Именно так, с добровольной готовностью к послушанию, Христос и вошел в этот мир.

В примечании к переводу ЛБ дан другой вариант фразы "Ты открыл мне уши" – "Ты пронзил (проколол) мне уши". Некоторые толкователи полагают, что это ссылка на еврейского раба в Исх. 21:5, 6. Если раб не хотел на седьмой год получать свободу, ему прокалывали шилом ухо у дверного косяка, и тогда считалось, что он должен остаться у своего хозяина навеки. Христос, как исполнение прототипа, в Своем воплощении добровольно стал рабом (Флп. 2:7) и продолжит служение Своему народу, когда придет снова (Лк. 12:37).

При цитировании в Евр. 10:5 фраза "Ты открыл мне уши" изменена так: "Ты... тело уготовал Мне". Что касается авторитетности такой замены, то у Святого духа, которым сначала были вдохновлены эти слова в Псалме 39, бесспорно, есть право пояснить их при повторе в новозаветном тексте. В буквальном переводе древнееврейское выражение "раскрыть ухо", возможно, следует понимать как фигуру речи, в которой часть (в данном случае ухо) подразумевает целое (в данном случае тело; эта фигура называется синекдохой). Новый Завет расширяет и проясняет его смысл по отношению к Воплощению.

39:8, 9 Когда Христос стал Человеком, это было не смиренным подчинением, а радостным устремлением сердца.

При этом Он сказал: "вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце". От начала до конца Ветхого Завета предсказывалось не только то, что Христос придет в этот мир, но и то, что Он придет со стремлением охотно и ревностно исполнять волю Божию. Он не просто сознавал волю Божию разумом – она была запечатлена в самом Его сердце.

39:10, 11 Эти стихи описывают Его земное служение. Он возвещал правду о спасении в собрании великом, то есть в доме Израиля. Он не утаил ничего из того, что Бог предначертал Ему провозгласить. Он не умалчивал великие истины о спасающей Божией помощи, о Его вечной верности и неизменной любви.

39:12 Оставшиеся стихи псалма (1218), как мы понимаем, возвращают нас к распятию. Мы слышим, как Спаситель взывает к Богу самым пронзительным и мучительным стоном. Этот призыв тесно связан со словами предыдущего стиха 11. Связь здесь такая: "Я сказал людям о Твоем спасении, о Твоей верности и Твоей неизменной любви. Теперь, чтобы не опроверглось Мое свидетельство – не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня. Да охраняют они Меня непрестанно!".

39:13 Непосредственной причиной Его отчаянного призыва стали постигшие Его гибельные муки Голгофы. Эти беды неисчислимые были связаны с неисчислимыми грехами причинно-следственной связью. Но когда Он говорит: "беззакония мои...", мы обязательно должны помнить, что это, по сути дела, были наши беззакония – те грехи, за которые Он взялся заплатить ужасную цену. Страдания Его были столь велики, что сердце Его не выдерживало. Кто из нас в состоянии представить себе всю мучительность той агонии, которую Он претерпевал, чтобы мы могли быть прощены и помилованы!

39:14 Оказавшись на этой роковой грани, Христос стучит в небесные врата с мольбой о помощи – о немедленной помощи. Он как бы взывает: "поспеши, Господи, избавить меня, [избавить немедленно!] ". Такие просьбы безотказны. Они подвигают божественное Всемогущество к действию.

39:15, 16 По поводу Своих врагов Он просит, чтобы их наказание соответствовало их преступлениям. За их покушения на Его жизнь они должны быть посрамлены и пристыжены. Он молится, чтобы желающие Ему зла получили отпор и были преданы посмеянию. Злорадствующих по поводу Его несчастий Он хотел бы видеть пришедшими в смятение из-за их собственного унижения. Если кто-нибудь возразит мне, что подобные чувства не сочетаются с образом Бога любви, я только напомню, что человек, отвергая эту любовь, сознательно выбирает наказание самому себе.

39:17 В отношении друзей Бога Христос молится о том, чтобы они всегда могли радоваться в Господе. Пусть все ищущие Бога радуются и веселятся в Нем, и любящие спасение Божие говорят непрестанно: "велик Господь!"

39:18 О Себе Христос говорит, что силы Его иссякли, что Он – в отчаянной нужде. Но утешает Его то упование, что Господь думает о Нем. Как сказал кто-то, "Нищета и нужда – не препятствие для помыслов Божиих".

Что касается Самого Бога, Он – помощь и избавитель для Своего возлюбленного Сына. В финальном аккорде молитвы Господь Иисус взывает: "Боже мой! не замедли". И Бог не замедлит с ответом. Уже на третий день Отец, склонившись, спасет Его из страшного рва, как мы видели в первой части псалма.

Мы, таким образом, убеждаемся, что в этом псалме сначала появляется ответ на молитву, и только потом сама молитва . Это яркая иллюстрация к обетованию: "Прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу" (Ис. 65:24).

Псалтирь содержит в себе тексты разного характера: пророческие, песни-плачи, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к псалмам рассуждениям, поскольку в нем Давид собрал отельные советы читателям, которые можно извлечь из прошедших им испытаний и искушений.

История написания

Конкретной информации о дате и обстоятельствах написания текста нет, но исходя из текста и толкуя отдельные стихи можно сделать вывод, что данный псалом был написан уже в конце жизни царя Давида. В тексте упоминаются гонения царя Саула, но они приводятся скорее в качестве примера, т.е. автор говорит о них как о прошедших событиях. Ниже рассказывается и про восстание Авессалома, т.е. можно сделать вывод, что текст написан уже после этого.

Таким образом, можно сделать вывод, что псалом 39 написан как рассуждение и откровение, автор в нем рассуждает о милости Всевышнего, которая преследовала его всю жизни. Он старается научить будущее поколение полагаться только на Творца и не на кого другого.

Толкование псалма

  • стихи 2–9: воспоминания о пережитых опасностях;
  • стихи 10–11: рассказ о многочисленных откровениях, которые царь оглашал перед всем народом;
  • стихи 12–18: прошение, возносимое к Творцу о сохранении жизни царя в дальнейшем.

Более подробно можно рассмотреть толкование по каждой отдельной части:


Важно! Псалом является мессианским по смыслу - косвенно в нем упоминается об Иисусе Христе как о Семени Божием, пришедшем спасти весь народ Божий.

Правила чтения

Псалом 39 входит в состав шестой кафизмы и читается на богослужениях в храме в начале недели на церковнославянском языке:

Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Важно! Псалом не только поможет выразить благодарственные мысли Творца, но и наполнит дух радостью.

Псалтирь. Псалом 39

Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (2–9) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (10–11) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей – (12–18) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (13). Под первыми бедствиями, как уже прошедшими, нужно разуметь гонения от Саула, на что есть косвенное указание в Пс.39_7 ст., а под переживаемыми бедствиями должно разуметь гонения от Авессалома. Весь псалом, таким образом, написан по поводу последних гонений.

. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

. извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

. и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

«Твердо уповал я на Господа» , я, говорит Давид, много вытерпел, но эти страдания не ослабили моей веры в Него, я много перестрадал, но оставался преданным Господу и Господь услышал мой "вопль" о помощи: Он освободил меня от бедствий. "Страшн ый р ов» – ров страдания, глубокие, сильные бедствия; "тинисто е болот о» – т. е., неустойчивая, колеблющаяся почва, встречающаяся в болотах, означает беспокойную и полную опасностей жизнь Давида. Господь вывел его из этого рва и тины, дал ему твердое и безопасное существование. Сообразно изменившемуся положению и песни Давида изменились: вместо прежних, молитвенно-просительных он стал слагать новые – благодарственно-хвалебные. Под этими бедствиями Давид разумеет гонения от Саула. Чудесная помощь, часто оказываемая Богом Давиду в это время, и его необыкновенная судьба, возведшая его на престол, настолько поразительны, что должны были во всех людях, знающих историю его жизни, вызвать благоговение пред Богом и веру только в Него, а не в свои силы.

. Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

Поэтому блажен тот, для кого Господь – единственное упование и кто своего внимания не обращает «к гордым и к уклоняющимся ко лжи» . Под последними разумеются нечестивые, обладающие, однако, ценными в глазах людей внешними средствами защиты, в виде ли богатства или своего высокого положения. Надежда на них, по Давиду, обманчива.

. Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

Господь свои милости проявляет над людьми во множестве чудесных дел. Он творит и творил их, как в жизни Давида, так и среди евреев в таком количестве, что их невозможно и пересчитать. Дела Божии человеческим разумом необъяснимы, они выше его ограниченного понимания, и никто из людей не в состоянии своей мыслью, своим разумом представить ту степень любви и количество милости, какую Он изливает на человека.

. Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

. я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

Также непонятно для человека, что Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но в замен этого «открыл мне уши» . Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. У LXX-ти: «уготовал мне тело» (σῶμα ), т. е. сделал мне тело, потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом – мыслями, чувствами и поступками. Слово σῶμα означает человека с душой и телом. Оба выражения – еврейское и греческое, – означают таким образом одно и тоже.

Таким временем, когда Бог не вменял во грех Давиду непринесения им жертв, было время бегства его от Саула в Секелаг (ср. ). На этот призыв Бога о служении Ему всем существом своим Давид отозвался с радостным чувством: «тогда я сказал: вот, иду» . Об этом послушании «написано... в свитке книжном» , в свитке книги закона, которым эта послушание налагалось на человека Богом, как внешнее требование и повеление. Для Давида же это послушание являлось не только внешним требованием закона, но и внутренним влечением его духа, («я желаю исполнить волю Твою» ); в своей деятельности и жизни он всегда руководится этим послушанием – «закон Твой у меня в сердце» , он составляет неотъемлемое внутреннее достояние, которое не может оставаться не выраженным во вне.

Замена жертвоприношений по отношению к Давиду служением Богу мыслями и поступками указывала, что для Бога ценны не самые предметы приношения, а для человека благотворен не самый процесс совершения обряда, но то возвышенное, внутреннее настроение приносящего, которое должно вызываться пониманием смысла идейной стороны внешнего действия.

Этим фактом невменения Давиду во грех несоблюдения обрядовой стороны закона и замены последней другим видом служения Богу уже предуказывалось, что самый закон имеет не непреложное, вечное значение, но временное, которое должно быть заменено высшим, чем обряды, видом Богослужения. С пришествием Мессии это и совершилось: закон Моисеев потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу "дух ом и истин ою» (). Как указание на отмену ветхозаветного закона это место выясняется и в посл. Ап. Павла к евреям ().

В самом содержании псалма есть ясное указание на его мессианский смысл. В 8 ст. Давид говорит, что «в свитке книжном написано о мне» . Если разуметь здесь только Давида, то ни в одном месте свящ. книг о нем нет такого пророчества. Между тем, еще в кн. Бытия говорилось о Семени жены, настолько сильном и чистом, что Оно сотрет главу змия, уничтожит его власть над миром.

В последующих откровениях это Семя жены было обрисовано еще полнее: Он – пророк, подобный Моисею, великий Потомок Давида, Богочеловек. И только к последнему с буквальной точностью могут быть приложены слова, что он всегда носил закон "в сердце" , всегда был верен Богу.

Личность Давида в данном случае была прообразовательной: его искреннее влечение к Богу, жажда посвящения себя на полное Ему служение и постоянное стремление к неуклонному следованию Его закону, все это нашло полное и точное осуществление в служении Мессии – Христа, семени Давида по плоти.

. Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

Под "правд ой", "милост ью" и "истин ой» здесь можно разуметь как прославление Давидом в самых песнях, имевших церковно-общественное употребление, Господа, за оказанные ему милости при несправедливых преследованиях врагов, так и то обетование, какое он получил от Бога о происхождении от него обетованного Потомка, т. е., Мессии.

. Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

. ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

. Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Все остальное содержание псалма представляет молитву Давида о спасении его от опасностей, которые он переживал во время гонений от Авессалома. – «Милость Твоя и Твоя да охраняют меня непрестанно» . Как мы указывали выше, преследования Авессалома и сочувствие ему народа питались клеветой на Давида его врагов, а потому были им незаслуженны, они были, не "истин ны». Бог – как носитель и защитник истины, является единственным защитником, к которому Давид смело может обращаться с молитвой, чтобы Он не допустил врагам топтать истину, торжествовать. – «Постигли меня беззакония... нежели волос на голове моей» . – Давид здесь разумеет не количество разнообразных преступлений, совершенных им, так как тогда он не мог бы быть божественным избранником, притом, таких преступлений не знают и не указывают за ним исторические книги, но степень сознания им тяжести своего греха с Вирсавией (см. ). Чем сильнее были бедствия Давида, безвыходнее казалось его положение, тем большее ликование вызывалось у его врагов (16 ст.). Поэтому Давид и молит Бога защитить его и не дать неправде врагов восторжествовать над правдой, и этой защитой наполнить радостью праведников, которые, как и Давид, увидят, что единственным источником спасения, "помощник ом... и защит ником» является Господь.

По ст. 7–9 этот псалом прообразовательно-мессианского характера.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков