Почему не выпустили е мобиль. Ё-мобиль — русский народный гибридный автомобиль

Почему не выпустили е мобиль. Ё-мобиль — русский народный гибридный автомобиль

Есть у нас в России такой товарищ - миллиардер Михаил Прохоров. Простому человеку, такому как я, он известен, пожалуй, двумя вещами - офигенным ростом (204см) и проектом ё-мобиля. Если с первым все понятно и это уже факт, то со вторым, похоже, есть проблемы. Давайте же разберемся, что такое ё-мобиль и каким боком он ложится на язык.

Ё-мобиль (в последней версии дизайна) и Михаил Прохоров

Началось все с российско-белорусско-голландской компании "Яровит-моторс", которая разрабатывала тяжелые грузовики под маркой "Yarovit", а опытную эксплуатацию они проходили в 2004 году на предприятиях "Норильского никеля", гендиректором и председателем правления которого в то время как раз и был Прохоров.

Тяжелый самосвал Yarovit Gloros A5402D с колесной формулой 8x6

В 2010 году в "Яровит-моторс" решили начать разрабатывать проект "нового городского легкового гибридного автомобиля", а посодействовать как раз и предложили Михаилу Прохорову. И вот уже в апреле 2010 года было объявлено о старте проекта "Городской автомобиль" силами группы "Онэксим" и холдинга "Яровит" с жизнеутверждающей основной целью: "Основная цель проекта «Городской автомобиль» – запуск в серийное производство малобюджетного автомобиля на модульной транспортной основе с использованием инновационных технологий." (цитата из официального блога проекта). Директором нового проекта стал директор холдинга "Яровит" Андрей Бирюков.
Тогда же был начат конкурс "Мое название городского автомобиля", который продлился с 1 июля по 10 сентября 2010 года. Участие в конкурсе мог принять любой желающий, и в результате было принято более 10 тысяч заявок. Финалистов было пять:
1. Белявская Ирина с названием «777». Слоган: Три семерки – твой счастливый автомобиль.
2. Красавин Георгий с названием «27». Слоган: Право свободно передвигаться. (Намек на 27 статью конституции о свободе передвижения)
3. Подрез Надежда. Предложенное название «Аванс». Слоган: Аванс - Возьми сегодня!
4. Геннадий Григорьев с названием «Аз». Слоган: Моё второе Я.
5. (пожалуй, самый оптимистичный вариант, особенно слоган номер 3) Бажилин Андрей. Предложенное название «Колесница». Слоганы: 1.Колесницу каждому. 2. Для Вас мы изменили привычный смысл вещей. 3. Зачем Вам автомобиль? Берите колесницу! 4. Колесница – ничего сложного!
После окончания конкурса и мучительных раздумий над предложенными названиями руководство проекта решило сделать ход конем и не приняло ни один из вариантов; правда, позже финалисты были награждены утешительными призами.
Примерно в то же время была представлена визуальная часть проекта, а именно - дизайн двух автомобилей, городского хэтчбека и внедорожного спорт-купе.

Планируемая в октябре 2010 года внешность городского хэтчбека

Планируемая в октябре 2010 года внешность спорт-купе

Оказалось, что раскраску прототипов "в два цвета" придумал белорусский художник Владимир Цеслер (известный, в основном, в области плакатного искусства) и она должна была охарактеризовать "гибридность" авто - при получении электроэнергии будут использоваться разные виды топлива. Цеслер также предложил название - "Ё-мобиль" и нарисовал логотип, которые впоследствии и были приняты на вооружение руководством "городского автомобиля".
И вот, со 2-го по 12 января 2011 года на специально организованной выставке в Москве были представлены аж три прототипа ё-мобилей на шасси:

Ё-микровэн (разработчик - фирма "Cardi")

Ё-кросс-купе (разработчик - фирма "Русский Автомобильный Дизайн")

Ё-фургон (разработчик - фирма "Cardi")

Слева-направо: Михаил Прохоров, Владимир Цеслер, Андрей Бирюков на презентации трех прототипов ё-мобиля в январе 2011 года.

В качестве источника энергии для ё-мобиля предполагалось использовать двигатель внутреннего сгорания, действующий совместно с электрогенератором, при этом в качестве топлива мог использоваться бензин или газ (метан). Ток, вырабатываемый генератором, накапливается в неком суперконденсаторе (специально разработанном для ё-мобиля), а далее передается на два ведущих электромотора, по одному на каждой оси, и таким образом организуется полный привод.

Вообще дело шло достаточно резво: с момента организации компании "городской автомобиль" не прошло еще и года, а вполне приемлемые прототипы уже существуют, и, казалось бы, имеются все условия для производства и деньги: оценочный бюджет до старта серийного выпуска ё-мобилей был заявлен в 150 миллионов евро. Немного смущало только желание организаторов все сделать исконно Российским - от дизайна до всех технологических решений, но и это тоже не выглядело слишком самонадеянно.

8 февраля Михаил Прохоров на заседании клуба Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что ё-мобиль пройдет сертификацию летом 2012 года и озвучил разброс цен на гибриды, который будет составлять от 320 до 480 тысяч рублей. При этом он еще раз подчеркнул, что автомобиль будет на 90% состоять из отечественных комплектующих. Т.е. будущее нового автомобиля ожидалось безоблачным: есть три прототипа, все готово к производству, финансирование пока вроде есть, есть даже чуткий руководитель, заинтересованный в старте, и все что нужно - просто спокойно работать дальше.
На одном из сайтов было даже проведено забавное голосование на "лучшего инновационного олигарха", в котором Прохорова с его ё-мобилем противопоставляли Вексельбергу с его проектом наукограда в Сколково.

Дело пошло дальше, правда, не в техническом плане (как раз технологические новости и новости производства были скрыты от публики), а в плане пиара: на одном из экземпляров ё-мобиля прокатился из пункта А (Ново-Огарево) в пункт Б (Горки-9) Владимир Путин и показал этот экземпляр Дмитрию Медведеву. Через две недели было подписано соглашение о строительстве завода "Ё-Авто" в Санкт-Петербурге (в Марьино) и озвучены планы на старт серийного производства ё-мобилей с 1 сентября 2012 года. В этих планах было производство 45 тысяч автомобилей в год, а после пуска второй очереди завода - удвоение этой цифры. Плюс планировалась постройка завода для производства гибридных грузовиков "Yarovit" и завода для производства автоагрегатов и комплектующих.
Летом 2011 года на сайте компании "Ё-Авто" был запущен прием предварительных заказов на ё-кроссовер, ё-микровэн и ё-фургон. Как заявлялось, эти заказы не являлись предварительным договором на покупку, но давали возможность подписать контракт о покупке перед началом серийного производства. В итоге, всего за неделю приема заявок их количество превысило 100 тысяч, что более чем в два раза перекрывало оценочный план годового производства. Причем львиная доля заказов (более 80%) была на ё-кроссоверы.

В 2011 году компания Ё-Авто оставила свой след и на Байкале: там проходил первый молодежный промышленный форум "инженеры будущего - 2011". Молодые инженеры выложили пятиметровое каменное лого ё-мобиля на склоне предгорья Восточных Саян, да так, что его видно из поселка Большое Голоустное.

Но шутки шутками, а в сентябре 2011 года состоялся очередной Франкфуртский автосалон, на котором единственным представителем от России оказалась фирма "Ё-Авто". Там были представлены три автомобиля: новый, до этого момента неизвестный футуристичный концепт ё-мобиля; обновленный с учетом полученных замечаний и пожеланий ё-кроссовер (причем, он стал выглядеть более убого, чем раньше) и ё-фургон. Ё-микровэн куда-то подевался, причем его фотки убрали и с официального сайта "Ё-Авто".

Новый дизайн ё-кроссовера, представленный на Франкфуртском автосалоне в 2011 году

Новый ё-концепт

ё-концепт с полностью открытыми дверями

ё-фургон

Видимо, где-то примерно с этого момента и начались проблемы. Наступил сентябрь 2012 года, и вместо начала серийного производства, "из-за срыва сроков реализации проекта ё-мобиля", вместо Андрея Бирюкова гендиром был назначен главный конструктор проекта Андрей Гинзбург, а гендир группы "Онэксим" Дмитрий Разумов пообещал, что серийное производство начнется через 2 года. Тут-то вся российская публика, следящая за судьбой ё-мобиля, и ухмыльнулась - дескать, нам ли не знать, что говорить, мягко говоря, неправду - не мешки ворочать, и понятно, что дальше уже ничего не случится. Однако, это через год опроверг сам Михаил Прохоров, представив в 2013 году на Петербургском экономическом форуме совершенно новый вариант ё-кроссовера. Причем обновление коснулось не только дизайна, который изумительно превратился из обмылка в более современные формы, более подходящие под название "кроссовер", но и внутренностей - например, на новом экземпляре стоял полуторалитровый двигатель Fiat мощностью 75 л.с.

ё-кроссовер образца 2013 года

Пара видео с обзором нового ё-мобиля

Прохоров на презентации этой модели заявил, что именно такой ё-кроссовер будет сходить с конвейера завода, и начнется это в марте 2015 года.
Интересный момент этой модели заключается в том, что из-за размеров кузова в нем не удалось разместить одновременно запасное колесо и газовый баллон. Поэтому покупателю предлагается на выбор: либо приобрести только бензиновую модель, но с запаской, либо газо-бензиновый вариант, но тогда колесо придется возить в багажнике.
В конце 2013 года появились слухи о том, что "Ё-Авто" не хватает инженеров, да и финансирование от группы "Онэксим" стало давать перебои, однако никаких официальных сообщений от Андрея Гинзбурга о проблемах, естественно, не поступало. При этом последняя запись в официальном блоге "Ё-Авто" датируется 22 июля 2013 года...

Вот так выглядел завод Ё-Авто в Марьино в начале 2014 года (кстати, виден грузовик фирмы Yarovit)

20 февраля 2014 года появилась совсем прискорбная новость: некто Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, на конференции "Автоинвест" заявил, что начало серийного производства ё-мобилей отложено на неопределенный срок из-за недостаточного финансирования. Правда, чуть позже представители группы "Онэксим" опровергли это, сказав в свою очередь, что сертификацию ё-мобиль пройдет в конце 2014 года. Но ведь их обещания народ уже слышал. А ведь при показе прототипа Прохоров обещал после запуска ё-мобилей заняться ё-самолетами...
Какой же из всей этой истории можно сделать вывод? Казалось бы: половина дела готова, есть рабочий прототип на ходу, и если ты миллиардер и у тебя есть желание довести дело до конца, то какие могут быть проблемы? Однако, похоже, главного - желания, как раз и нет...

Ссылки:
1. http://rusautomobile.livejournal.com/256644.html - первый показ реального ё-кроссовера в 2013 году
2. http://rusautomobile.ru/syzhety/potok-dannih/mnenie-avtora/673-promezhutochnaya-smert - очень интересная статья о "наступившем смутном времени" ё-мобиля (имеется в виду начало 2014 года)
3. http://yo-mobil.livejournal.com/ - официальный блог "Ё-Авто"
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81-%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C - страница ё-мобиля на википедии

В понедельник стала известна окончательная судьба нашумевшего автомобильного проекта бизнесмена Михаила Прохорова «Ё-мобиль». О том, что задуманная им идея народного автомобиля фактически потерпела крах, «Газета.Ru» со ссылкой на свои источники в компании сообщала еще в феврале. Оставалось неясным, какая судьба ждет материальные и интеллектуальные активы, созданные в рамках проекта на его начальном этапе.

В итоге вся конструкторская документация, а также исключительные права на уникальные разработки кузова и шасси «Ё-мобиля» группа ОНЭКСИМ, которая владела 85% акций дочерней структуры «Ё-Авто», продала ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ)».

Амбициозный проект доступного российского гибридного автомобиля был продан за символическую сумму €1. Недостроенный завод под Санкт-Петербургом, на котором должны были производиться «Ё-мобили», также продадут.

В ОНЭКСИМе продажу нашумевшего актива объяснили тем, что окончательно поняли, что выпуск «Ё-мобиля» не будет рентабельным. Реальная продажная цена машины с учетом рыночной конъюнктуры, по расчетам, составила бы примерно 1 млн руб., хотя первоначально планировалось, что стоимость автомобиля не будет превышать 400 тыс. руб.

Между тем ранее в «Ё-Авто» отмечали, что уникальные разработки, а именно суперконденсаторы и электрическую трансмиссию, могут продать одной из зарубежных компаний.

Конкретные предложения по приобретению технологий, по словам руководителей проекта, поступали от иностранных фирм, но в ОНЭКСИМе принципиально решили оставить все наработки в России.

НАМИ был выбран не случайно: еще одна дочерняя компания, «Ё-Инжиниринг», ранее уже имела совместные с институтом проекты, к примеру по разработке платформы для автомобилей правительственного проекта «Кортеж» и проектированию электрического двигателя для гибридной модификации Lada Granta. Кроме того, НАМИ занимался технической экспертизой «Ё-мобиля».

Как заявили «Газете.Ru» в пресс-службе НАМИ, поскольку передача прав на технологии «Ё-мобиля» состоялась совсем недавно, в институте еще нет четкого понимания того, как именно эти разработки будут применяться.

Тем не менее в НАМИ уверены, что ни одно из технических решений не пропадет даром и все они будут успешно использоваться на благо российской автомобильной промышленности.

Стоит отметить, что в окружении Михаила Прохорова в понедельник поспешили откреститься от получившего скандальную известность проекта. По словам пресс-секретаря бизнесмена Татьяны Кособоковой, он вышел из группы ОНЭКСИМ еще в 2011 году в связи с выборами в .

«Соответственно, все проекты компании ОНЭКСИМ непосредственного отношения к не имеют. Он не занимается оперативным управлением и не принимает решений. Тем не менее проект «Ё-мобиль» мы не считаем провальным, это самая крупная венчурная (рисковая) инвестиция, проведенная в России за последние годы. Как венчурный проект «Ё-мобиль» свою функцию выполнил», — заявила Кособокова.

Сам проект стартовал еще в апреле 2010 года, когда Прохоров объявил о разработке народного автомобиля. В декабре того же года он представил три образца будущего автомобиля в трех вариантах кузова — фургон, кросс-купе, хетчбэк. В 201 году начался сбор предзаявок на будущий автомобиль: их число в общей сложности превысило 200 тыс. Производство машин должно было начаться в 2012-м, однако неоднократно переносилось вплоть до 2014 года.

Проект «Ё-мобиля» для Прохорова был важен с точки зрения налаживания отношений с государством, что как раз и подтверждается безвозмездной передачей всей документации по проекту государственной организации НАМИ, считает президент Института национальной стратегии .

«Этот проект был завязан на политических амбициях Прохорова, но как к политической фигуре никто к нему сегодня серьезно не относится, поэтому и терять ему сейчас в этом плане особо нечего, — заявил «Газете.Ru» Ремизов. —

В то же время Прохоров никогда не был автором бизнес-проектов в промышленной сфере, поэтому никаких особых ожиданий у государства и у бизнеса, связанных с его деятельностью, не было и нет».

Крах Marussia Motors

Помимо «Ё-мобиля» НАМИ в ближайшее время пополнится еще одним участником правительственного проекта «Кортеж» — компанией шоумена и гонщика Marussia Motors.

Как стало известно в понедельник, из-за отсутствия финансирования и прекращения выплаты заработной платы из компании массово увольняются сотрудники.

Практически весь состав конструкторского бюро компании переходит в НАМИ, чтобы продолжить работу над «Кортежем».

Как рассказал «Газете.Ru» один из уволившихся сотрудников компании, проблемы начались еще летом 2013 года — тогда всех сотрудников отправили в неоплачиваемый отпуск. С тех пор в компании, известной своими концептуальными спорткарами, были постоянные перебои с зарплатой, а за последние два месяца уволившихся инженеров так и не рассчитали.

Примерно в это же время, летом прошлого года, по словам источника, все договоренности о подготовке производства автомобилей Marussia на финском предприятии Valmet Automotive были прекращены.

«Нас никто не увольнял — просто перестали платить зарплату и отказались что-либо обещать. Никто не объяснил нам, что происходит с компанией, какие проблемы с финансированием — сам Фоменко вообще ни слова не сказал.

Сейчас в конструкторском бюро осталось семь человек, а было примерно пятьдесят», — рассказал бывший инженер Marussia Motors.

«Не исключено, что Marussia Motors будет продана вместе с командой гонок «Формула-1». Однако продолжать разработку спорткаров новой команде будет очень тяжело: им придется начинать все практически с нуля», — предположил собеседник.

По его словам, на то, чтобы завершить разработку модели B2 и запустить ее в серийное производство, компании было необходимо еще два-три года.

За все время существования проекта в Росcии было продано всего четыре автомобиля. За границей, насколько мне известно, ни модель B1, ни B2 так никто и купил. В общей сложности было произведено около 20-30 опытных тестовых экземпляров.

Что до проекта «Кортеж», то в Marussia Motors в последние месяцы велась работа над созданием автомобилей, но дальше эскизов дело не продвинулось.

Схожая судьба постигла и еще один амбициозный проект бюджетного автомобиля — «Мишка», который курировал известный шахматист . О старте проекта, который предусматривал производство машин стоимостью 200 тыс. руб., стало известно еще в 2003 году. Автомобили «Мишка» якобы даже получили сертификацию. Однако начиная с 2011 года никаких заявлений о судьбе «Мишки» не было. На данный момент проект фактически не закрыт, но ни о каких разработках или подготовке к запуску в производство речь не идет, сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом проекта.

Большая часть сотрудников конструкторского бюро компании собираются продолжить работу над «Кортежем» уже в НАМИ. Однако комментировать трудоустройство инженеров и дизайнеров, покинувших Marussia Motors, в НАМИ в понедельник наотрез отказались.

Ё-мобиль - это название нового отечественного автомобиля, производство которого планируется начать в будущем году. Название было выбрано на конкурсной основе и окончательно утверждено 9 ноября 2010 года - его автором, а также автором и концепции фирменных цветов, стал белорусский дизайнер Владимир Цеслер. Сам российско-белорусский проект создания городского автомобиля стартовал весной того же года, когда «Онэксим» и «Яровит Моторс» создали компанию, которая сначала так и была названа - «Городской автомобиль». Позже компанию переименовали в «Ё-Авто», а к проекту присоединился известный российский бизнесмен и один из кандидатов в на прошедших выборах Михаил Прохоров.

Из наиболее значимых особенностей проекта надо отметить прогрессивную гибридную конструкцию - электрическую трансмиссию должен раскручивать генератор, работающий от газо-бензинового двигателя и конденсаторного накопителя энергии. Автомобиль должен иметь модульную конструкцию, которая упростит производство, ремонт и разнообразие комплектаций. Планируется 90% всех деталей ё-мобиля производить на российских и предприятиях, подконтрольных компании «Ё-Авто».

Первые презентации двух моделей нового автомобиля прошли еще в 2010 г, а в сентябре прошлого года концепт ё-мобиля и ё-фургон были представлены на Франкфуртском . После нее автомобили с передвижной экспозицией отправились по 23 городам России. Закладка первого завода по новых городских автомашин состоялось летом прошлого года в индустриальном парке «Марьино» (Санкт-Петербург). Ориентировочно, на первом этапе «Ё-Авто» будет выпускать три варианта автомобиля - фургон, кросс-купе и микровэн. Заявленный на сегодня диапазон цен - от 450 до 490 тысяч рублей.

Видео по теме

Когда-то автомобиль был роскошью, доступной лишь богатым и знатным людям. Теперь хотя бы один автомобиль есть у каждой семьи, во всех развиты странах. Концентрация выхлопов становится критичной, это побуждает человечество изобретать более экологически чистые технологии. В России самый знаменитый «чистый» автомобиль - Ё-мобиль.

Ё-мобиль начал свою историю приблизительно в 2010 году, когда был анонсирован. Доработки и изменения будут продолжаться до 2013 года, когда, он, наконец, поступит в продажу. Стоимость на старте продаж будет варьироваться от 450 до 490 тыс. рублей, в зависимости от комплектации.

Автомобиль представляет собой , работающий от двух источников энергии: первый - генератор, вращаемый газо-бензиновым двигателем внутреннего сгорания, второй - емкостный накопитель энергии. Т.е. автомобиль сможет осуществлять движение, как за счет обычного бензина, так и за счет топлива будущего - электрической энергии. Бензиновый двигатель не подсоединен к и , а является лишь источником электричества , таким образом, Ё-мобиль даже заправленный обычным бензином по сути все равно от электрического тока.

Двигателем является небольшого размера роторный движок. Движение же Ё-мобиля осуществляют два электродвигателя, по одному на каждую из осей автомобиля. Накопителем энергии является не простая батарея, а супер-конденсатор, который достигает полной зарядки всего за 10 минут и держит заряд независимо от внешней температуры и иных погодных факторов. Источником для зарядки является роторно-лопастной двигатель.

Принцип работы складывается следующий: садимся в машину, включаем роторный движок, который в свою очередь через генератор питает электродвигатели, выбираем направление движения (вперед или назад, выбор при помощи рычага) и автомобиль едет. Все просто и независимо от погоды, а электричество в наши дни есть в любом доме.

Несмотря на всю, казалось бы, сложность, Ё-мобиль устроен куда проще, чем обычный. Гибридный автомобиль состоит всего из 400 блоков, против более 1500 блоков обычной машины, что существенно облегчает сборку и дальнейший сервис Ё-мобиля.

Видео по теме

Источники:

  • Принцип работы Ё-мобиля

В начале 2010 года холдинг «Яровит Моторс» и группа «ОНЭКСИМ» объявили о начале работ над совместным проектом российского гибридного автомобиля, который получил название Ё-мобиль. При его проектировании используется совершенно новая концепция и бизнес-модель, инновационные конструктивные решения и технологии, современные маркетинговые решения и эксплуатационная инфраструктура. По обещаниям разработчиков, первые такие автомашины должны появиться на дорогах России в декабре 2012 года.

Еще в декабре 2011 года создатели уверенно заявляли, что этот чудо-автомобиль россияне смогут приобрести уже через год. Многих отечественных автолюбителей заинтересовали заявленные характеристики, комплектация и особенно стоимость Ё-мобиля. Она особенно привлекательна – от 350 до 450 тысяч рублей. Кроме того, разработчики говорили о том, что совместно с банками для потенциальных покупателей машины будут разработаны специальные льготные программы кредитования.

Предполагается, что Ё-мобиль будет выпускаться в трех комплектациях: кросс-купе, микровэн и фургон. При этом в каждой модели будет использовано несколько инновационных решений: двухтопливная система (газ и бензин), полный привод, АБС, роторно-лопастной двигатель, электрическая трансмиссия с комбинированным питанием от генератора и от емкостного накопителя энергии, кузов из композитных материалов и пр. По обещаниям разработчиков, автомобиль сможет развивать скорость до 130 км/час.

Подача заявок на новый автомобиль началась в 2011 году, но в августе 2012 года «ОНЭКСИМ» и «Яровит Моторс» объявили о том, что срок его выпуска сдвигается и теперь Ё-мобиль выпустят не ранее конца 2014 – начала 2015 года. По данным издания «РБК daily», которое ссылается на собственные источники в компании, создатели испытывают трудности с проектированием кузова, поскольку иностранная компания, работающая по подряду, не уложилась в назначенные сроки. Кузов пришлось дорабатывать собственными силами и с задачей разработчики успешно справились, но срок выпуска автомобиля пришлось переносить.

Соинвестор проекта и по совместительству генеральный директор компании «Ё-авто» Андрей Бирюков даже решил покинуть свой пост из-за срыва намеченных сроков. Впрочем, нет абсолютной уверенности в том, что такой самурайский поступок поможет компании выполнить новые обязательства по срокам.

Видео по теме

26/02/2014

Автомобильная эпопея Михаила Прохорова, судя по всему, подходит к концу. Производство «Ё-мобиля» - первого российского гибрида, в который миллиардер вложил около 150 миллионов евро, - откладывается на неопределенный срок. Все работы на заводе «Ё-авто» (он находится в индустриальном парке в Марьино), скорее всего, были прекращены еще весной прошлого года.


К орреспондент «МК» в Питере» проникла на завод Прохорова и увидела пустой пыльный цех, несколько ящиков с нераспакованным оборудованием и два грязных «Ё-мобиля», сиротливо стоящих в углу.

И пусть весь мир подождет

Громкая история «Ё-мобиля» началась еще в 2010 году. Тогда Михаил Прохоров (глава группы «Онэксим», владеющий 51 процентом фирмы «Ё-авто») впервые заявил о создании инновационного «народного» автомобиля, цена которого не превысит 450 тысяч рублей. И ему поверили. На официальном сайте «Ё-мобиля» даже появилась система предзаказа: посетители могли записаться на покупку машины после того, как она будет запущена в серию. К слову, таких предзаказов на сегодняшний день оформлено уже больше 214 тысяч.

«Ё-мобиль» появится в декабре 2013 года, как мы и обещали, — клялся будущим покупателям Михаил Прохоров еще в 2011 году. — У меня очень сильная команда, и все, что я заявлял в бизнесе, будет доведено до конца».

Свое обещание миллиардер не выполнил. Сначала сроки серийного производства автомобиля сдвинулись на 2014 год, потом — на начало 2015-го. Последний раз Прохорова с «Ё-мобилем» видели в июне прошлого года на Петербургом экономическом форуме: миллиардер тогда гордо позировал за рулем кроссовера. С тех пор о судьбе «Ё-мобиля» ничего не было известно.

Все изменилось 20 февраля, когда председатель городского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейскин коротко сообщил: «Они обещали выйти на серийное производство в начале 2015 года, думаю, эти планы откладываются на неопределенный срок. Я думаю, есть очень большие сложности с созданием нового автомобиля, это требует больших финансовых затрат».

После этого основатели «Ё-авто» как в воду канули. А телефоны петербургского отделения компании «Яровит-моторс» (владеет 49 процентами акций «Ё-авто») и вовсе оказались выключенными.

— Мы уже второй день пытаемся дозвониться до инвестора — «Яровит-моторс», но пока все безрезультатно, — рассказали в пресс-службе городского Комитета по промышленной политике и инновациям. — Те телефоны, по которым мы с ними связывались, сейчас не работают. Ну, что здесь можно сказать, делаем выводы...

Генеральный директор «Ё-авто» Андрей Гинзбург, до которого корреспонденту «МК» в Питере» все-таки удалось дозвониться, был немногословен и грустен:

— Я думаю так: пусть тот, кто распространил эту информацию, и комментирует ее дальше. Мы вообще молчали, ничего не говорили. Могу сказать только одно: завод на сегодняшний день пока достраивается.

— Когда он достроится?

— Я не хочу это обсуждать.

— А какие работы на заводе сейчас ведутся?

— Я это тоже не хочу обсуждать...

«Я Прохорова на заводе не видел»

Индустриальный парк Марьино Петродворцового района. Возле оранжевого административного здания «Ё-авто» тихо и безлюдно. Наконец, из будки выглядывает сонный охранник.

— Про «Ё-мобиль» пришли узнать? Ну, не вы первая... До вас тут мужчина интересовался, когда сможет купить автомобиль. Так и ушел ни с чем. Строительство завода ведь приостановлено. Говорят, до июня. Нет финансирования... Да вы сходите на территорию завода, посмотрите сами, что тут происходит.

Примерно в 500 метрах от административного здания находится цех по сборке «Ё-мобилей». Вокруг непроходимая грязь, в которой застыли экскаваторы, тут же валяются проржавевшие трубы, железные листы.

— Потерялись? — спрашивает меня проходящий мимо рабочий. Я отвечаю заранее заготовленной легендой: хочу купить «Ё-мобиль», пришла узнать, когда будет начало продаж. Рабочий секунду недоуменно смотрит на меня, а потом разражается смехом:

— Девушка, да вы еще наивность не утратили! Какой «Ё-мобиль»? Вы что, не видите, здесь ничего нет: только коробка цеха да грязь. А строительство заморожено как минимум года на два. Так что купите себе лучше какую-нибудь другую машину. Надежнее будет...

Отсмеявшись, рабочий уходит, а я через неприметную маленькую дверь захожу в сам цех. Внутри — пусто.


Лишь в дальней части помещения под защитной пленкой высится какая-то конструкция. Пока я ее рассматриваю, ко мне подходит мужчина в спецодежде.

Мужчину в спецодежде зовут Андрей, и на строительстве завода «Ё-авто» он работает уже три года.

— А Прохоров приезжал посмотреть, как идут дела на его заводе?

— Я на эту стройку пришел, когда здесь было чистое поле. И за все это время ни разу не видел Прохорова... У нас ходят слухи, что он хочет продать этот завод, а производство машин перенести в Японию... Так что, я думаю, «Ё-мобилей» вы здесь никогда не увидите.

Впрочем, строитель Андрей оказался не прав: «Ё-мобили» на заводе все-таки есть. В самом дальнем углу цеха под защитной пленкой корреспондент «МК» в Питере» нашла два грязных, пыльных наноавтомобиля: «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт».





По словам рабочих, около года назад их зачем-то привезли из Белоруссии. Но завести так и не смогли... А потом, видимо, просто забыли о них. С тех пор чудо-машины так и пылятся на «замороженном» заводе «Ё-авто» — предприятии, которое к 2018 году должно выпускать 40 тысяч авто в год.

Нелепая идея или пиар-проект?

Крах амбициозного проекта Прохорова нисколько не удивил профессионалов авторынка. Генеральный директор компании «Технология маркет» Виктор Становской (двигатели пилотных «Ё-мобилей» оснастили шестеренками, разработанными на его предприятии) уверен, что проект миллиардера с самого начала был обречен на неудачу.

— У нас в стране в принципе нет машиностроения. Некому делать запчасти для «Ё-мобилей»! — считает Виктор Становской. — Конечно, несколько комплектов запчастей для пары авто можно изготовить. Но для массового производства «Ё-мобилей» нам нужны заводы. Может быть, Прохоров в какой-то момент это понял и одумался. А вообще, мне кажется, чтобы «Ё-мобиль» все-таки запустили в производство, проект должен возглавить другой человек. Не Прохоров. Он сам не потянет.

И правда, разработчики хотели без заводов создать с нуля инновационный гибридный автомобиль, который, кроме двигателя внутреннего сгорания, имел бы еще и электромотор. Более того, машину планировали оснастить не простыми поршневыми двигателями, а роторно-лопастными. Они меньше по размеру и более дешевы в серийном производстве. Правда, еще ни один автомобиль в мире ими пока не оснащен. Кузов «Ё-мобиля» хотели сделать из сверхлегкого, прочного и антикоррозийного материала — армированного полипропилена, а внутренности нашпиговать «умной» техникой.

— Мировые концерны бьются над этой задачей десятилетиями, а мы за несколько лет захотели создать совершенно новое авто по революционной цене, — говорит главный редактор профессионального журнала «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов. — Плюс разработкой инновационного автомобиля занялась компания, которая никакого опыта в данной сфере не имела. То есть изначально сама идея выглядела нелепой.

Если производить инновационные автомобили в России пока невозможно, зачем тогда Прохоров почти пять лет упорно пытался это делать? Управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков считает, что, возможно, миллиардер и не собирался выпускать «Ё-мобиль».

— Мне кажется, что «Ё-мобиль» — это в большей степени проект в области пиара, нежели в области производства машин, — считает Новиков. — Возможно, у создателей «Ё-авто» просто не было задачи открыть новое автомобильное производство. Не исключено, что сам проект был затеян только ради того, чтобы создать позитив на автомобильном рынке и заставить людей покупать отечественные машины.

— В 2010-2011 годах проект строился на одних обещаниях, которые опережали действительность. На всю страну тогда трубили: ура, мы создали роторный мотор! А с ним тогда были одни проблемы, — признается первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич. — Все это было просто пиаром, который в какой-то момент принес пользу Михаилу Прохорову. Но сейчас я понимаю, в этой истории с «Ё-мобилем» он больше проиграл, чем выиграл.

«Они обманули ожидания россиян»

Идеолог и первый конструктор «Ё-мобиля» Александр Синкевич в эксклюзивном интервью «МК» в Питере» рассказал, почему он еще в 2011 году ушел из проекта

— В мае 2009 года владелец холдинга «Яровит» и мой давний знакомый Андрей Бирюков предложил мне создать концепцию современного городского автомобиля. Вместе с петербургским дизайнером Виктором Пунтусом и известным кастомайзером (тот, кто собирает и модернизирует автомобили, мотоциклы. — Ред.) Юрием Шифом мы стали думать над этим. Через 4 месяца появился «философско-инженерный» труд — проект автомобиля будущего, который был бы эффективен и экономичен как в производстве, так и в использовании. Именно этот проект был «на ура» воспринят Михаилом Прохоровым. Конечно, он не вдавался в детали, не анализировал. Он просто сказал: да, классная идея, давайте попробуем что-то сделать.

— Каким вы тогда видели «Ё-мобиль»?

— Мы понимали, что тягаться с автомобильными монстрами, ныне делящими рынок, никому не под силу. Даже Прохорову. Поэтому решили сконструировать абсолютно новое транспортное средство, которое изменило бы психологию пользователя. Предполагалось, что в машине будет максимум технологических современных фишек, пусть даже в ущерб дизайну и отделке. Например, мультимедийная система с выходом в Интернет. Мы хотели сделать машину-гаджет. Даже разработали идею коллективного использования нового автомобиля: человек заводит его кредитной картой, едет до места назначения и оставляет там, затем им может воспользоваться уже кто-то другой. От этой концепции руководство «Ё-авто» потом отказалось. А жаль. Через год после того, как эта идея пришла к нам в голову, появилась новость, что в немецком городе Ульм 300 автомобилей Smart стали работать по такой же схеме.

— От каких еще идей отказались руководители «Ё-авто»?

— Я изначально предлагал сделать дизайн автомобиля радикальным. Наша машина должна была выделяться из общего потока автомобилей. Так в свое время поступил все тот же Smart. Но в какой-то момент руководство «Ё-авто» решило идти по пути копирования известных брендов: давайте возьмем что-то от дизайна одного автомобиля, что-то — от другого. И вот, у нас есть «Ё-кроссовер». Но это неправильно, это повторение! Если представить себе, что подготовка к производству «Ё-мобиля» начнется прямо сейчас, он выйдет на российские дороги только через два-три года. Но тогда машина с этим дизайном уже морально устареет! Она не сможет конкурировать с известными брендами, у которых дизайн автомобилей нарисован на 10 лет вперед! Но и это не все. Изначально мы планировали делать кузов «Ё-мобиля» из дешевого армированного полипропилена. Уже после того, как я ушел из «Ё-авто», это направление зашло в тупик. А все из-за американского поставщика кузовов, который не исполнил обязательства по контракту. Как потом оказалось, компания имела очень плохую репутацию на рынке. Сразу это, видимо, нельзя было выяснить! В итоге от полипропиленового кузова в «Ё-мобиле» вообще решили отказаться. Вместо этого сделали стальной каркас с пластмассовыми панелями. А где-то полгода назад «Тойота» представила машину с полипропиленовым кузовом, сделанным абсолютно по тем же технологиям, которые мы нашли в 2010 году…

Отказались и от использования роторного мотора. А ведь у нас были опытные образцы, пусть мы с ними и намучились… Но вместо того, чтобы продолжать эту работу, исправлять какие-то ошибки, просто плюнули и взяли обычный мотор от Fiat прошлого века и сделали тяп-ляп. Главное, чтобы машина выезжала на презентации. А тем временем в США уже запускают в производство такие двигатели. А начали они работу параллельно с нами — примерно в 2009 году… Вот и получается, что практически все наши передовые идеи и попытки разработать что-то новое плавненько свернулись. И вся оригинальность проекта «Ё-мобиль» исчезла... Мы скатились к обычной машинке. В начале 2011 года я окончательно убедился, что проект идет не туда. Я не захотел, чтобы мое имя ассоциировалось с «Ё-мобилем», и написал заявление об уходе из проекта.

— Кто конкретно принимал решение отказаться от этих инновационных идей?

— Решения принимали руководители проекта и представители инвестора. Но вы поймите, руководство «Онэксима» — дилетанты в машиностроении. Пустить им пыль в глаза, убедить в чем-то не составляло труда. Главное — надо было делать это уверенным тоном. В результате получилось то, что мы сейчас имеем. В этой ситуации мне жаль не Прохорова с Бирюковым и даже не себя. Мне жаль сотни тысяч россиян, которые в очередной раз поверили, что в стране можно сделать что-то инновационное, и которые были жестоко обмануты в своих ожиданиях.

Новый российский автомобильный бренд, созданный под патронажем и при участии крупного российского бизнесмена Михаила Прохорова, создавшего компанию «Городской автомобиль». Она ориентирована на массовый выпуск дешевых отечественных гибридных легковых автомобилей отечественной же разработки.

Почему Ё-мобиль называется именно так?

Интернет-конкурс на лучшее название для «народного автомобиля» провалился: глобальная паутина встретила идею язвительно, конечный вариант названия родился внутри самого проекта. Имя автора словосочетания «Ё-мобиль» неизвестно, известно лишь, что одним из 5 лучших (из всего лишь ста присланных) вариантов было «Аз».

Почему Ё-мобили называют «автомобилями Прохорова»?

Во многом потому, что компания «Ё-Авто» принадлежит группе «Онэксим», владельцем которой действительно является Михаил Прохоров. Но только на 49%, а остальное 51% акций находятся в руках петербургской компании «Яровит-Моторс».

Получит ли «АвтоВАЗ» мощного конкурента в виде Ё-мобиля?

Теоретически «да». Количество малолитражек, собираемых СП «Ё-Авто», (при оптимальном спросе) может в полтора раза превысить объем производства АВТОВАЗа. Оно в состоянии достигнуть примерно 800 тыс. экземпляров машин ежегодно. А по заявлениям производителей стоимость «городского автомобильчика» составит 350-450 тыс. руб., что вполне сопоставимо с ценником (295 000 - 348 000 рублей) и (262 000 - 339 000 рублей).

Где будут производить Ё-мобили, и когда они появятся на улицах?

По заверениям руководителей проекта, строительство завода под Саратовом для производства этих машин начнется в 2011 году, сборка - в 2012-м; тогда же Ё-мобили начнут сходить с конвейера. Заводов, кстати, запланировано много: согласно начальному проекту, одно сборочное производство будет производить не более 10 тысяч Ё-машин в год. Поэтому в каждом городе, где будет востребованы Ё-автомобили, не исключено создание собственного Ё-завода.

Какие машины из Ё-линейки начнут производить в первую очередь?

Первыми на конвейер пойдут ё-микровэн, ё-кросс-купе и ё-фургон (компактный «грузовичок», рассчитанный на 500 кг груза). На выставке, где была официальная презентация всей Ё-линейки, была представлена и основа всех моделей - платформа с двигателем, генератором, коробкой передач и двумя газовыми баллонами. Потому и ходовые характеристики всех трех «ё-шек» оказались почти одинаковыми.

Что-то смутно знакомое нам напоминают Ё-автомобили...

Уже одного названия достаточно, чтобы понять, что «ё-кросс-купе» похож на уменьшенный в масштабе (). Хотя, что-то есть и от - не смейтесь, пожалуйста - . Правда, силуэт кузова и форма кузовных панелей - единственные схожие черты баварского, британского и российского автомобилей. Городской автомобильчик ё-микровэн своими формами напоминает (). Что касается ё-грузовичка, то он, кажется, такой один. По крайней мере, пока к новому не приварят грузовой кузов…

Какие двигатели будут устанавливаться на Ё-мобили?

- Ё-мобили получат гибридные двигатели, состоящие из 60-сильных электродвигателей, литий-ионных аккумуляторов и 0,6-литрового бензинового мотора, способного работать и на сжиженом природном газе. Правда, максимум их скоростных возможностей будет ограничен на отметке 120 км/ч; большего, по мнению разработчиков, для городского автомобиля и не надо.

Какова экономичность и запас хода Ё-мобилей?

Опять-таки по заверениям конструкторов, Ё-фургон будет тратить 4 л на 100 км, а у легковых вариантов ё-мобиля на «сотню» будет уходить всего 3,5 литра горючего. Топлива в полном баке не хватит, чтобы проехать из Питера до Москвы. Создатели проекта говорят о 400 километрах с одного бака без дозаправки. Их, баков, у Ё-мобиля два: для бензина и для природного газа соответственно. А еще все Ё-мобили запланированы полноприводными.

Какие еще гибриды есть в России, и будут ли «наши» Ё с ними конкурировать?

Гибриды есть, но в основном, это очень дорогие автомобили, чрезвычайно далекие от народа. Например, Lexus LS600h L стоимостью от 5 836 000 рублей или за 4 990 000 рублей. Но есть и более доступная Toyota Prius (), стоимостью от 1 103 000 рублей, а в скором времени появится и компактный гибрид Honda CR-Z. Примерно за аналогичную сумму.

Умеют ли Ё-мобили разгоняться?

Вопрос философский. Мощность ё-двигателей составит всего 60 «лошадей», а разница в разгоне автомобилей зависит от их массы. Самым быстрым оказалось кросс-купе: 8 секунд до «сотни». Микровэн чуть медленнее - 10 секунд. Фургон разогоняется за 15 секунд - в основном, за счет большей массы, чем у соплатформенников.

Ё-автомобили будут компактными и дешевыми. Значит, и от оснащения ничего хорошего ждать не придется?

Совсем необязательно. В салоне достаточно просторно, и даже высоченный (204 см) Михаил Прохоров поместился за рулем без труда. Характерная особенность: в машинах нет тоннеля пола. Дополнительное ребро жесткости тут просто не нужно. Что до интересных и полезных опций, то в список оснащения войдут мультифункциональный руль, ж/к дисплей спидометра, электростеклоподъемники, 16-17 дюймовые колеса, активные системы безопасности (ABS и ESR), круиз-контроль, система навигации GPS/ГЛОНАСС, а также 4G Интернет Yota.

Главное. Насколько серьезен проект «Ё»?

Как сказал бы Михаил Жванецкий: «Ну вот! Наконец-то! Подошли к самому главному»!

Действительно, до сих пор не покидает ощущение несерьезности происходящего: презентация разноцветных автомобилей при отсутствие базы, где будут собирать машины, пафосная презентация на Тверской, амбиции, не сочетающиеся с опытом. … В кратчайший срок финансовую поддержку получила красивая, но не подкрепленная ТЕХНОЛОГИЯМИ ПРОИЗВОДСТВА идея, претендующая на звание «национальной автомобильной». Да, эпатажно стартовали многие марки, и многие миллионы расходовались на штучные идеи. Но массовое производство так не запускал еще никто.

Впрочем, новейшая история российского автопрома небогата на победы. И может именно толики авантюризма не хватало всем для прорыва «а-ля Прохоров»?!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков