Почему черное масло в двигателе. Почему моторное масло быстро темнеет

Почему черное масло в двигателе. Почему моторное масло быстро темнеет

Почерневшая моторная смазка

Многие владельцы самых различных марок автомобилей задают в автосервисах один и тот же вопрос. Они не понимают, почему у них так быстро темнеет или чернеет работающее в двигателе автомашины моторное масло.

Кто-то сразу же начинает предъявлять претензии по поводу того, что так быстро становится черной только некачественная смазка. Кто-то проявляет себя не так категорично, но беспокоится за состояние своего двигателя, переживая по поводу того, что недавно залитое автомасло чернеет буквально на глазах, при этом автовладелец может даже чувствовать запах гари.

Спорить по данному поводу практически бесполезно, поскольку причины такого потемнения смазочной жидкости могут быть самыми разными. Далеко не всегда автомасло чернеет в результате низкого качества или неисправностей мотора.

Тем не менее, подобные ситуации встречаются достаточно часто, поэтому их стоит рассмотреть более подробно. Ниже мы постараемся разобраться с тем, почему происходит потемнение масла, в результате чего оно темнеет, и какие могут быть последствия и побочные явления.

Причины, по которым масло может чернеть

Лучше всего начать с самого начала – непосредственно с автомобильного масла. В составе любой современной смазочной жидкости присутствует большое количество разнообразных присадок. Они используются для достижения различных целей в процессе эксплуатации автомасла. В их состав входят присадки для снижения трения, добавки, изменяющие рабочие температурные свойства автомасла, и множество других вспомогательных веществ.

Одна из таких добавок в смазочное вещество отвечает за регулирование «щелочного числа», которым обладает моторное масло. Оказывается, содержащаяся в нем щелочь является жизненно необходимым элементом. Она нейтрализует кислоты, проникающие в процессе работы в масляную систему, а также препятствует возникновению в двигателе отложений, удаляет лаковый нагар, грязь и другой мусор.


Присадки улучшают свойства смазки

В случае, когда щелочные присадки содержатся в автомасле в небольшом количестве, мотор начинает быстрее изнашиваться и засоряться разнообразными отложениями. Повышение количества таких отложений приводит к усложнению функционирования двигателя по двум основным причинам:

  • В местах подобных загрязнений существенно усложняется прохождение масла, что приводит к так называемому «масляному голоданию».
  • Происходит нарушение температурного режима работы мотора, поскольку отложения не позволяют уходить теплу. Последствия этого заключаются в локальных перегревах, засорении масляных каналов и разрушении различных элементов двигателя, таких как распределительные валы, проворот вкладышей, рокера и т.д.

Нужно заметить, что подобная ситуация может возникнуть и в случае долгого использования высокощелочного масла без замены.

С течением времени происходит старение щелочной присадки. Оно осуществляется очень быстро и ускоряется по мере засорения двигателя, в результате чего снижается качество защиты мотора от грязи.

Потемнение вполне естественно

Говоря о том, почему происходит почернение, следует уточнить несколько нюансов. Во-первых, потемневшее и почерневшее масло – это совершенно разные вещи. Кроме того, причина того, что автомасло чернеет достаточно быстро, не всегда заключается непосредственно в автомобильном двигателе или в недостаточном качестве смазки. На самом деле намного хуже, если по истечении определенного периода эксплуатации автомасло в двигателе является таким же чистым. В таком случае можно предположить наличие различных примесей в смазочном материале, делающих его просто бесполезным.

Открытый мотор авто

Говоря проще, смазка движется в моторе по замкнутому кругу. То есть масляным насосом масло закачивается из картера и прогоняется по каналам. При этом оно смазывает детали двигателя, угар выводится, а излишки снова оседают в картере. Получается, что по системе постоянно циркулирует одна и та же смазочная жидкость. Нет ничего удивительного в том, что она постепенно становится более темной.

Также следует учитывать рабочие температуры смазки в двигателе. В процессе его работы масло может разогреваться до 100-120°. Такая высокая температура не только позволяет создать смазывающий эффект, но и обеспечивает удаление нагара с элементов ДВС. Именно в результате этого смазка темнеет, специалисты называют это явление «работой масла».

Если же по прошествии длительного периода работы масло остается ничем не загрязненным, значит, в нем отсутствуют очищающие присадки. При этом все отходы, включая шлаки, примеси и нагар, оседают на элементах двигателя. В таком случае желательно запомнить данную марку масла, чтобы больше никогда его не приобретать.

Почернение – норма или нет?

Другое дело, если смазка чернеет, а не темнеет, и начинает напоминать мазут. Это можно определить с помощью масляного щупа. Если после вытирания щупа остались черные разводы, значит, в двигателе происходит горение смазки.

Подобная проблема чаще всего возникает в результате изнашивания поршневой группы. При этом излишки топлива, не сгоревшие в цилиндрах двигателя, проникают в смазку. В результате происходит изменение ее состава, что делает автомасло непригодным для использования. То есть в данном случае быстро чернеющее масло является своеобразным показателем наличия неисправностей ДВС, включая увеличение расхода топлива и снижение силовых характеристик мотора.

Еще одна причина почернения может заключаться в перегреве масла в моторе. В случае частой эксплуатации двигателя при высоких оборотах и неправильно подобранной вязкости начинается закипание масла. Все содержащиеся в горячей жидкости примеси растворяются, образуя единую массу. Как результат, масло перестает быть как обычно темным, превращаясь в черное.

Необходимо сразу же осуществить замену такой смазки, поскольку у нее уже отсутствуют очищающие свойства. Тем более она может оказаться причиной неисправностей масляного насоса и прочих агрегатов.

Как происходит процесс почернения?

Почему же различные масла становятся черными в разное время? Отвечая на данный вопрос, можно рассматривать два основных фактора:

  • Чистота двигателя автомобиля, то есть наличие в нем веществ, которые способны загрязнять смазку.
  • Количество щелочных присадок, содержащихся в используемом моторном масле.

Рассмотрим более подробно, что делать с обеими причинами, по которым моторное смазочное вещество чернеет достаточно быстро. В первом случае двигатель может быть сильно загрязнен различными отложениями, скопившимися в нем в течение предыдущего периода эксплуатации. Это можно считать нормальным явлением, хотя при этом могут постепенно засоряться масляные каналы, после чего мотор может выйти из строя. В таком случае рекомендуется первым делом заменить масляный фильтр. Желательно сделать это несколько раз на протяжении всего периода отработки автомасла, пока у него сохраняются смазочные и моющие свойства. При этом в фильтре будут оседать взвешенные частицы, что будет приводить к постепенной очистке двигателя.

Промывание мотора

Очистку двигателя лучше выполнять постепенно, а не используя агрессивные присадки для отмывания мотора. Любой агрессивный компонент, попавший в смазочную систему, в случае последующего смешения с рабочей смазкой может вызвать непредсказуемые последствия. К тому же даже хорошие промывочные масла обладают намного меньшей вязкостью, чем в случае рабочих сортов автосмазок, что приводит к работе двигателя с повышением износа. Поэтому желательно заранее приобрести моторное масло и снизить протяженность сервисного пробега между заменами.

Во втором варианте смазка может довольно быстро чернеть из-за прорыва газов в картере. При этом наблюдается существенное увеличение расхода топлива и неуместный аппетит двигателя в отношении автомасла. Решением такой проблемы является, по сути, капитальный ремонт. Кроме того, частично решить проблему помогает замена поршневых колец и расточка гильз цилиндров под ремонтные размеры. Нужно отметить, что подобное решение, как и непосредственно сама проблемная ситуация, больше характерно для старых и износившихся двигателей.

В целом, следует ориентироваться по пробегу автомобиля и его общему поведению. Если масло просто чернеет с большой скоростью, но расходуется при этом в нормальных пределах, то можно попытаться чаще выполнять замену самого смазочной жидкости и дважды в течение цикла менять масляные фильтры. В таком случае двигатель может постепенно очиститься, и почернение смазки в нем замедлится.

Последствия

Вопрос о том, является ли почернение смазки плохим признаком, является одновременно психологическим и практическим. Практика показывает, что от чистого моторного смазочного вещества люди получают глубокое моральное удовлетворение. Опытные автомобилисты часто считают, что автомасло хорошего качества вообще не должно становиться темным, разве что ближе к 10 000 километров пробега.


Плохая смазка испортит мотор

Подобное мнение уходит корнями в прошлое, когда качество автосмазок было совсем другим. Хорошее моторное смазочное вещество тогда отличалось от плохого, помимо прочего, еще скоростью своего загрязнения. И такой фактор как чернота смазки считался одним из важнейших показателей потребности в его замене. Самые же дешевые масла становились черными уже после 500 км, поэтому автовладельцы относились к ним отрицательно – мало кому понравится каждую неделю менять смазку.

Нужно заметить также, что автомасла в те годы могли чернеть даже не благодаря присадкам, а именно в результате плохого качества самих смазок, поэтому проблемы тех времен вполне понятны. При этом возникает сомнение в том, является ли подобное отношение справедливым для оценки качества современной продукции и состояния двигателей?

Постоянная чистота современных моторных масел может говорить не об их высоком качестве и не о чистоте мотора автомашины.

Чаще всего можно сделать противоположный вывод: автомасло неспособно справляться с одной из важнейших своих обязанностей. Оно просто не может поддерживать рабочее состояние двигателя и обеспечивать его защиту от вредных продуктов изнашивания. Причина кроется в том, что темнеющее масло «поглощает» все эти продукты. При этом оно их как бы «связывает», не позволяя оседать на поверхностях элементов мотора. Кроме того, при этом кислотные «осадки» никак не контактируют с металлическими деталями, что предотвращает повышение износа и коррозию этих элементов.

Постоянно чистое масло является свидетельством того, что данная функция просто не работает. Несмотря на то, что чистая капля смазки на щупе выглядит всегда приятнее, чем грязная, в плане ухода за двигателем это является недостатком.

О скорости и последствиях потемнения

Следует также рассмотреть, почему масло может становиться более темным с различной скоростью. В первую очередь, на это влияет внутреннее состояние самого двигателя, а также величина коэффициента щелочных присадок, содержащихся в используемой смазке. Так, в случае несоблюдения рекомендованных интервалов замены автомасла или использования плохого (дешевого) вещества, в моторе начинают скапливаться отложения, оседающие на металлических элементах. Чем больше в двигателе оседает такой грязи, тем быстрее начинает темнеть масло, «отъедающее» отложения с моторных элементов.

Количество щелочных присадок напрямую влияет на интенсивность удаления различной грязи.

Смена масла

Таким образом, даже в случае средней степени загрязнения мотора использование низкощелочного масла приводит к замедленному удалению отложений. При этом высокощелочные автомасла способны потемнеть уже после 200-300 километров пробега. То есть количество грязи в моторе и щелочи в смазке оказывают в совокупности прямое влияние на скорость потемнения.

Если говорить о побочных эффектах современных почерневших масел, то они отсутствуют как таковые. Смазка с большим количеством щелочи, взявшая грязь на себя, в принципе, способна продолжать работать в моторе на протяжении всего периода замены. Единственная особенность таких автомасел заключается в их относительно коротком сроке эксплуатации, составляющем в среднем от 5 до 7,5 тысяч километров. Кроме того, в высокощелочных маслах обычно не содержатся сильные присадки против старения. В связи с этим не рекомендуется их длительная эксплуатация, превышающая 10 000 км в климатических условиях нашей страны. Да и сами масла, имеющие хорошие моющие свойства, не способны столько проработать – они скорее сгорят в моторе от старости.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать три основных вывода:

  1. Если современное качественное моторное масло темнеет – это больше плюс, чем минус. При этом оно выполняет свою задачу и смывает отложения с двигателя.
  2. Скорость почернения масел зависит от того, в каком состоянии находится мотор. Если он чистый, то масло будет чернеть медленно, если грязный – быстро.
  3. Качественные высокощелочные автомасла чаще всего не способны работать на протяжении слишком длительных интервалов пробега. Их замену рекомендуется выполнять после каждых 5000 – 7500 километров.

Почернение масла – явление, встречающееся довольно часто. Большинство автовладельцев мало внимания уделяет состоянию автомобиля. А зря. Ведь вовремя обнаруженная неисправность поможет избежать капитального ремонта, за который придется платить немалые деньги.

Самым распространенным признаком, что в автомобиле что-то не так, считается изменение цвета смазки. При заливке цвет состава был прозрачный. Прошло немного времени, и масло почернело. Это явление всегда вызывает тревогу. Причем иногда потемнение происходит очень быстро.

Причины изменения цвета

Для почернения необходимо создание определенных условий. Когда двигатель в норме, возможно, это связано со свойствами смазочной жидкости. Изготовители стараются производить универсальные смазки, которые могли бы выполнять одновременно много функций. Они включают в состав большое количество специальных присадок, увеличивающих период работы ДВС.

Среди всех компонентов находятся вещества, растворяющие отложения, накапливающиеся во время функционирования движка. При замене масла все эти «чистильщики» безвозвратно удаляются.

Если авто работает нормально, не наблюдается никаких сбоев, расход горючего не увеличивается, значит, почерневшее масло не наносит никакого вреда. Достаточно просто поддерживать требуемый уровень.

Почернение может быть связано и с неисправностью мотора. В этом случае чувствуется резкий запах гари. Возможно, произошел износ маслосъемных колец. Когда транспортное средство начинает движение, смазывающий компонент начинает подгорать.

Еще одной причиной изменения оттенка является так называемое «поедание» масла. Такая проблема решается достаточно просто. Необходимо вовремя доливать автомасло, пока не произойдет его полная замена.

Все описанные выше причины справедливы для расходных материалов высокого качества. Если светлый цвет сохраняется длительное время, следует насторожиться. По-видимому, оно не очищает двигатель от вредных отложений, они просто накапливаются в двигателе.

Когда используется дорогое качественное масло, оно быстро начинает темнеть. Это означает, что моющие присадки освобождают поверхность ДВС от оставшейся грязи.

Факторы, влияющие на потемнение моторной смазки

В некоторых случаях масло в двигателе чернеет почти сразу, иногда для этого требуется время. На этот процесс влияют несколько факторов:

  • Загрязненность ДВС.
  • Отсутствие/наличие загрязняющих элементов.
  • Объем щелочных присадок, находящихся в смазочном составе.

Если после замены автомасла в силовом агрегате остались различные отложения, оно начнет быстро чернеть. Важно следить за масляным фильтром и не допускать его загрязнения. Чтобы масляные каналы всегда оставались чистыми, его необходимо часто менять. Если масло отличается высоким качеством, его детергентные свойства не изменяются во время эксплуатации. Взвешенные частицы будут оставаться в фильтре, двигательная система будет постепенно очищаться.

Специалисты советуют осуществлять очистку в несколько этапов. Присадки имеют самые разные свойства, некоторые из них ведут себя очень агрессивно, они могут привести к печальным последствиям.

Хорошие автомобильные масла всегда имеют оптимальную вязкость. Чтобы двигатель меньше изнашивался, не стоит пользоваться обыкновенной промывочной жидкостью.

Почернение моторного масла иногда связано с прорывом газов. В этом случае без капремонта не обойтись. Временно решить проблему поможет:

  • Замена поршневых колец;
  • Расточка гильз.

В основном такая ситуация возникает в старых моторах. Явно виден повышенный расход горючего, масло исчезает прямо на глазах. Только полноценный ремонт сделает мотор работоспособным.

Для опытного автомобилиста нетрудно определить, когда требуется выполнить замену. Он ориентируется по пробегу автомобиля и цвету масляного состава.

Надо ли срочно менять почерневшее масло

Обнаружив, что автомасло потемнело в той или иной степени, не стоит в срочном порядке осуществлять внеплановую замену. Темный цвет состава означает лишь то, что он выполнил свои функции, вычистив элементы двигательной системы. Вреда такое масло двигателю не нанесет, хотя и полезные свойства оно уже тоже утратило.

Соответственно, если автомасло быстро чернеет, но расход не превышает нормы, достаточно просто более часто проводить его замену. Масляный фильтр придется менять дважды. С временем система очистится от грязи, масло начнет изменять свой цвет намного медленнее.

В процессе проведения технического обслуживания транспортного средства вы можете столкнуться с такой непонятной на первый взгляд проблемой, как почерневшее моторное масло. Причем информировать о появлении подобной ситуации может горелый запах, который начнет сопровождать ваши поездки уже через 200-500 километров после заливки новой технической жидкости. Попробуем разобраться, почему масло в двигателе быстро чернеет и как избежать подобной проблемы.

Черное масло – не повод для беспокойства, если окрашивалось оно в течение установленного межзаменного интервала. Т.е. если рабочая жидкость прослужила 5-10 тысяч километров пробега и сохранила свои потребительские свойства, параллельно приобретя темный оттенок, то волноваться незачем: это обычный для хорошего масла показатель. Почему? Да все просто: в состав любой химической основы технической жидкости входит щелочь. Она позволяет очищать от нагара и загрязнений поверхности всех рабочих узлов, препятствуя их закоксовыванию. Иными словами, она отделяет вредные для двигателя отложения и выводит их из силовой установки. В результате, загрязняющие частицы смешиваются с моторным маслом, отчего оно и начинает темнеть.

Изменение цвета жидкости внутри двигателя машины указывает на то, что все отработанные соединение удерживаются внутри циркулирующего моторного масла. Причем на детали рабочей зоны они не попадают. Такая способность защитного слоя минимизирует риски образования окислительных реакций внутри установки и повышает ресурс ДВС. При проведении планового технического обслуживания транспортного средства и замене смазочного материала все вымытые им вредные вещества сливаются вместе с ним, не оседая на поверхностях мотора.

Быстро чернеет масло в двигателе: возможные причины

Если откатать на свежем масле удалось лишь несколько сотен километров, говорить о норме здесь неуместно: налицо наличие проблемы. И на этом этапе важно распознать, что именно послужило причиной скорого устаревания жидкости – само масло или мотор автомобиля.

Низкое качество защитной смазки – наиболее часто встречающаяся ситуация. Рабочая пленка не может обеспечить двигателю должного уровня защиты от постоянных температурных скачков. В результате, возникает агрессивное взаимодействие силовых механизмов, их молниеносный износ и образование большого количества нагара от подгорающей жидкости. Долго эксплуатировать мотор на подобной смеси опасно – ремонт заклиненной системы отнюдь не дешевое “удовольствие”.

Проверка уровня масла

Встречаются также случаи, когда моторная смазка становится похожа на мазут по консистенции и цвету. Здесь ГСМ уже не просто потемневшее, а чернеющее с невероятно высокой скоростью и приобретающее чрезмерную густоту. Данный показатель говорит о том, что внутри установки происходит активный процесс горения масляной основы. Такая ситуация имеет место тогда, когда наблюдается значительный износ цилиндро-поршневой группы. Черное масло в двигателе образуется из-за нарушения герметичности цилиндров и попадания в рабочую зону большого количества несгоревшего топлива. Топливо в свою очередь смешивается с маслом, изменяет его химический состав и делает смесь непригодной к дальнейшей эксплуатации.

Если масло почернело, значит, имеют место следующие последствия:

  1. снижение мощностных показателей двигателя,
  2. повышенный расход топливной смеси,
  3. полная остановка двигателя в связи с разрушением основных рабочих узлов.

Если вы разобрались, почему чернеет масло в двигателе, и причина этому – некачественная продукция или неполадки в работе системы, необходимо незамедлительно принять меры по устранению проблемы. В первом случае, достаточно заменить некачественную продукцию. Опираться здесь можно на отзывы автовладельцев и рекомендации специалистов.

Главное – техническая жидкость должна полностью соответствовать установленным автопроизводителем параметрам.

В противном случае, ситуация может повториться с худшими последствиями. Также рекомендуется внимательно осматривать приобретаемые канистры с жидкостью на обнаружение следов подделок. Широкий ассортимент моторных масел, к сожалению, в большей степени может состоять из фальсифицированных товаров. Будьте бдительны.

Что касается проблем с герметичностью двигательной системы, то здесь одна только замена жидкости не поможет. Замена поршневой группы – сложное, не терпящее ошибок занятие. И доверить его целесообразно квалифицированным специалистам сервисного центра. После замены изношенных элементов потребуется тщательная промывка двигателя для удаления остатков прогоревшей масляно-топливной смеси.

Почему масло в дизеле чернеет быстрее?

Если в бензиновом движке смазочный состав требует замены через пять-десять тысяч км пробега, то в дизельном двигателе такую процедуру необходимо проводить чаще. Соответственно, и потемнение масла происходит быстрее. Почему? Дизельный движок быстро загрязняется сажевыми частицами, а причина этому кроется в неполном сгорании топливной смеси. Данная ситуация приводит к обилию вредных для механизмов осадков. Моторное масло, циркулируя в рабочей зоне, вбирает несгоревшие частицы в себя, обрабатывая ранее поврежденные поверхности моющими химическими соединениями, и способствует беспрепятственному движению деталей. Т.к. количество отложений в составе смазочной жидкости увеличивается при каждом нажатии на педаль газа, нарушение ее свойств происходит гораздо быстрее, чем на бензиновой установке.

Своевременная замена моторного состава благоприятно воздействует на работу всего автомобиля.

Чистое масло – симптом некачественной продукции

Моторное масло в двигателе

При замене моторной жидкости можно заметить, что ее цвет с момента, как вы поменяли ее в прошлое техническое обслуживание, остался неизменным. Если при постоянных перегрузках мотора масло сохранило первоначальный внешний вид, при этом оно отходило не одну тысячу километров пробега, значит, внутри силовой конструкции плещется жидкость с неэффективным комплектом моющих присадок. Как говорилось ранее, нормальная работа двигателя сопровождается потемнением смазывающего вещества. Его кристальная чистота указывает на то, что детали не очищаются от нагара, мусора и шлама, что значительно сокращает срок их полезного использования.

Помните, что качественная моторная жидкость должна чернеть в процессе длительного использования; чистая же смазка говорит о ее непригодности к постоянному применению.

Столкнувшись с такой ситуацией, вы должны сменить выбранную марку моторного масла. Повторная заливка используемой ранее продукции может стать последней для двигательного отсека вашего транспортного средства.

Вовремя диагностируем проблему

Сравнение свежего/с пробегом/старого масла

Чтобы понять, быстро ли темнеет ГСМ или, наоборот, сохраняет кристальную чистоту, необходимо регулярно оценивать его состояние с помощью масляного щупа. Проверка должна проводиться 1-2 раза в неделю для того, чтобы своевременно распознать неполадку.

Обратите внимание, что перед анализом цвета, консистенции и уровня смазывающего вещества необходимо протирать щуп только чистой ветошью. Попадание в рабочую зону нитевых волокон, катышек или прочего мусора приведет к быстрому загрязнению технической жидкости.

И напоследок

Изменение цвета смазочного состава не всегда говорит о наличии проблем. Поэтому, как только вы обнаружили, что моторное масло потемнело, необходимо определить, почему масло в двигателе быстро чернеет, и как скоро жидкость потеряла первоначальные параметры. А уже после этого планировать дальнейшие действия. Также стоит отметить, что если щуп оставил на ветоши густые черные пятна, эксплуатировать автомобиль с такой смазкой недопустимо.

Желание написать статью на эту тему возникло благодаря двум клиентам автосервиса, которые, не сговариваясь, приехали в один день на практически одинаковых автомобилях (Honda Accord CF3 и CF4) и задали очень похожие вопросы. В первом случае это был даже не вопрос, а почти претензия, которая звучала так: “Почему масло, которое Вы мне залили почти сразу стало черным?”. И на мою фразу “а что Вас смущает” я услышал: “Мне специалисты сказали что это очень плохо и масло плохое”.

Во втором случае клиент не был столь категоричен, и беспокоился за состояние двигателя, потому что масло, залитое 2000 км назад стало черным, и, как ему показалось, пахло гарью.

Если в первом случае нам пришлось ввязаться в короткий спор, который ничем не закончился и каждый остался при своем мнении, то во втором, мы успокоили человека, продемонстрировав ему состояние масла на одном из наших автомобилей, стоящих рядом, показав ему аналогичную картину.

Тем не менее, два случая, — уже тенденция, поэтому мы решили рассказать всем о том, почему чернеет масло, плохо это или хорошо, и главное, от чего это зависит, и какие у этого свойства побочные явления.

Итак, почему же чернеет моторное масло?

Начнем с самого начала, то есть с масла. Любое современное моторное масло имеет в своем составе уйму разных присадок, направленных на достижение разных целей, при работе двигателя. Это и присадки для уменьшения трения, и присадки для изменения рабочих свойств масла при разной температуре, и многие другие, среди которых есть специальная присадка, регулирующая “щелочное число” моторного масла. Щелочь, оказывается, крайне необходимый элемент, который нейтрализует попадающие (в процессе работы двигателя) в масляную систему кислоты, а также противодействует отложениям в двигателе, убирает грязь, лаковый нагар и прочие «гадости», возникающие при работе двигателя.

Что происходит с двигателем, если моторное масло имеет малое количество щелочных присадок? Ответ прост, — двигатель быстрее изнашивается и загрязняется всякого рода отложениями. А чем больше этих отложений, тем тяжелее работать двигателю, — во-первых, там где легла “грязь”, маслу пробраться намного сложнее и начинается голодание (привет K-моторам!), во-вторых, нарушается температурный режим работы двигателя, поскольку “шуба” не дает уходить теплу. Последствия этого, — локальный перегрев, разрушение элементов двигателя (распредвалы, рокера, проворот вкладышей).

Кстати, аналогичная ситуация возникает если долго не менять даже высокощелочное масло. Со временем, щелочная присадка начинает стареть (причем это происходит очень быстро, и чем сильнее засорен двигатель, тем быстрее это происходит), и качество защиты от грязи падает. Этот процесс можно сравнить со стиркой белья. Если Вы используете очень хороший стиральный порошок, но не меняете воду, — первая закладка белья будет постирана хорошо, вторая, — хуже, третья, — еще хуже, а четвертую закладку вы можете просто не разглядеть в той грязи, которая у Вас получится.

Почему же разные масла чернеют в разное время? Есть два варианта ответа, — первый, — в Вашей машине очень чистый двигатель, и загрязнять масло просто нечему. Второй, — в Вашем моторном масле мало щелочных присадок.

Плохо это или хорошо?

Этот вопрос лежит одновременно в области психологии и практичности. Как показывает практика, — вечно чистое моторное масло доставляет людям чувство глубокого морального удовлетворения. Автомобилисты со стажем (который они щедро и бесплатно передают молодому поколению) уверены, что хорошее масло не должно темнеть совсем, ну или только ближе к 10 000 пробега. Откуда такое мнение? Из прошлого! Когда-то, когда масла были совсем не того качества, чем сейчас, хорошее масло от плохого отличалось в том числе и скоростью его загрязнения. И этот фактор (чернота моторного масла), был одним из ключевых показателей необходимости его замены. То есть масло почернело, — все, пора его менять. А совсем дешевые масла чернели через 500 километров, поэтому автолюбители их недолюбливали — кому захочется менять масло каждую неделю? Стоит отметить, что масла в те времена чернели совсем не из-за наличия присадок, а именно из-за собственного плохого качества, поэтому проблема тех времен для нас понятна. Возникает другой вопрос, — правильно ли такое отношение (темное масло — плохое масло) с точки зрения качества современных продуктов и состояния двигателя? Наше мнение, — нет, неправильно.

Постоянно чистое современное моторное масло говорит не о его высоком качестве, и не о том, что двигатель у Вашей машины чистый. Скорее наоборот, это говорит о том, что масло не справляется с одной из своих ключевых обязанностей, — поддержании двигателя в рабочем состоянии, и защите его от вредных продуктов износа.

Дело в том, что потемневшее масло, “забравшее” в себя эти самые продукты, как бы “связывает” их и не дает им оседать на поверхность элементов мотора, а также не дает кислотным “осадкам” контактировать с металлическими деталями, вызывая их повышенный износ и коррозию. “Вечночистое” масло говорит о том, что эта функция просто не выполняется. И хотя видеть чистую каплю масла на щупе всегда приятнее, чем грязную, с точки зрения заботы о двигателе, это неправильно.

Другое дело, почему масло темнеет через разные временные промежутки.

От чего зависит скорость потемнения масла в двигателе?

По нашему мнению, — от внутреннего состояния самого двигателя, и от того, на сколько высок коэффициент щелочных присадок в том масле, которое Вы используете.
Если, например, совсем не соблюдать рекомендуемые интервалы замены масла, или использовать плохое (дешевое) моторное масло, в двигателе скапливаются отложения, которые оседают на металлических частях.

Чем больше грязи в моторе, — тем быстрее потемнеет моторное масло, которое начнет “отъедать” эту грязь с деталей двигателя. Причем этот процесс будет тем интенсивнее, чем больше содержится в масле щелочных присадок.

То есть, если мотор имеет даже среднюю степень загрязнения, а масло низкощелочное, то оно будет медленно отмывать все это. А если масло высокощелочное, то оно почернеет через каких-нибудь 200-300 км. Чем больше грязи будет в двигателе и чем больше “щелочи” будет в масле, тем быстрее оно станет темным.

Какие могут быть побочные явления у этого свойства масла?

На самом деле, как таковых побочных свойств у современного почерневшего масла нет. Взявшее на себя грязь высокощелочное масло, в принципе, продолжает работать в двигателе в течение всего срока замены.

Единственной особенностью высокощелочных масел мы можем назвать относительно короткий срок эксплуатации (5 000 — 7 500 км). Как правило, высокощелочные масла не имеют сильных присадок против старения, поэтому длительная их эксплуатация (10 000 и более км) в условиях российского климата не рекомендуется. Да и само масло с сильными моющими свойствами столько не проработает, скорее раньше оно сгорит в двигателе, от старости.

Таким образом, мы можем подвести следующие итоги.

Во-первых, потемнение современного качественного моторного масла, — это больше “хорошо”, чем “плохо”. Значит оно работает, и отмывает отложения в двигателе Вашего автомобиля.

Во-вторых, интенсивность потемнения масла зависит от состояния двигателя автомобиля. Если двигатель грязный, масло почернеет быстрее, если чистый, — медленнее.

В третьих, качественное, высокощелочное моторное масло, как правило, не может работать в двигателе слишком длительные интервалы между заменами, — оптимальный пробег для такого масла 5 000 — 7 500 км.

Поэтому, если моторное масло в двигателе Вашего автомобиля быстро потемнело после замены, — не пугайтесь, — оно работает, отмывает мотор, делает все что надо, чтобы он работал дольше. Хотите помочь ему? Просто меняйте масло чаще.

Хонда водам.ру.

Еще интересные статьи

Вконтакте

Темнеет масло , значит что-то не так, думают некоторые автовладельцы. Но так ли это на самом деле? Ведь одно дело когда оно быстро почернело после замены (еще почти свежее), а другое если через пару тысяч километров пробега.

Причин, почему так случилось, существует несколько - некачественная смазываемая жидкость, грязное состояние двигателя, долгий пробег машины без замены, переход на более качественное масло, перегрев, даже из-за плохого топлива может быть. Как понять когда быстро темнеет моторное масло это хорошо, а когда плохо? Ведь не всегда это негативное следствие и нужно переживать. Тогда обязательно обращайте внимание на дополнительные факторы и .

Постепенное старение и потемнение - естественный процесс . Поэтому основная задача автолюбителя - разобраться, вызвано потемнение положительными или отрицательными факторами.

Темнеет масло - это нормально

Так почему темнеет масло в двигателе автомобиля? Это нормально или нет? Процесс почернения связан с тем, что среди прочих функций смазывающей жидкости есть и чистящая. В процессе эксплуатации мотора происходит сгорание топлива с появлением сложных химических соединений, состав которых во многом зависит от типа и качества топлива, но они всегда вредны для мотора. Эти остатки находятся непосредственно в двигателе (на стенках цилиндров, поршнях, кольцах и так далее).

Одна из задач масла - вычищать эти отложения с поверхности перечисленных деталей и поддерживать их в своем составе, не давая отложиться в двигателе. То есть, остатки сгорания топлива переходят в состав моторного масла, а это приводит к его естественному потемнению .

Темное масло в АКПП появляется по аналогичным причинам - вследствие очистки деталей коробки, в частности, из-за износа фрикционов. Причем, ATF имеет высокие моющие способности, поэтому и быстро темнеет. Плюс степень потемнения зависит от пробега и используемой ранее смазывающей жидкости.

Обратите внимание на разницу используемого топлива и степень потемнения моторного масла в двигателе. При сгорании дизельного топлива образуются более темные выхлопные газы, аналогично образуются и более черные отложения в двигателе. А значит, масло темнеет быстрее. Что касается двигателей, работающих на газе (метан, пропан, бутан), то тут обратная ситуация. Из-за химического состава в газе меньше грязевых отложений (как в нефтепродуктах), поэтому они выдают гораздо более чистые выхлопные газы. Соответственно, моторное масло в данном случае будет более чистым. И тогда наоборот, те кто знают что оно должно менять свой цвет, будут интересоваться почему масло не темнеет. При традиционном использовании бензина, состояние моторного масла будет где-то посередине между дизелем и газом.

Масла, рассчитанные для работы двигателя на газу темнеют не так быстро, и там возможна ситуация, когда масло будет не очень темным вплоть до замены.

Очередной немаловажный вопрос в данном контексте - через сколько километров пробега должно темнеть масло . Если масло темнеет быстро (почти сразу после его замены или при коротком пробеге) - это повод выполнить диагностику и поиск причин, о которых речь пойдет далее. Если же масло темнеет естественно, приблизительно к двум-трем тысячам километров пробега - это, скорее всего, естественный процесс потемнения, и если нет дополнительных симптомов неисправности двигателя (он стабильно работает, не ), то причин для беспокойства нет.

Причины, почему темнеет масло

Использование более качественного масла

Когда в картере находится более качественное масло, чем использовалось до этого, оно начнет быстрее темнеть, ведь оно реально начало и чистить, а не только смазывать. Известно, что у разных производителей составы могут отличатся не только , но и количеством моющих присадок (не говоря уже и про разные типы) Поэтому если была произведена замена, то в качественном масле будет находиться больше вымытых отложений (а значит, оно будет темнее), чем в том, что было ранее.

На таком масле можно ездить, однако нужно внимательно следить за его состоянием с помощью щупа. Если оно по виду однородно вязкое и однородно грязное - значит, процесс очистки идет нормально. Однако выполнить замену смазывающей жидкости имеет смысл немного раньше, чем это положено по регламенту.

Естественное потемнение

То есть, использование действительно качественного масла. Как было описано выше, если масло потемнело не скачкообразно, а меняет свой цвет постепенно - значит, все в порядке, и оно просто выполняет свою работу по очистке элементов двигателя от продуктов нагара и окисления, и при этом держит их во взвеси (в перемещаемом объеме).

Своевременная замена масла обеспечивает надежную защиту элементов двигателя от трения, перегрева, чрезмерного износа. А в долгосрочной перспективе препятствует «масложору».

Более-менее качественное масло становится почти черным (но не густым) приблизительно к 2…3 тысячам километров пробега. Если масло не очень качественное, то оно почернеет где-то к 800…1000 километров пробега или же наоборот даже после 3 тыс км будет оставаться светлым (когда не имеет чистящих свойств). Это справедливо для бензиновых двигателей. Что касается дизелей, то у них масло чернеет приблизительно в два раза быстрее, то есть, на некоторых моторах оно может быть темным уже при пробеге в тысячу километров.

Еще один интересный факт заключается в том, что масло в двигателе будет темнеть быстрее в случае, если силовой агрегат недавно прошел капитальный ремонт. В данном случае потемнение вызвано большим количеством металлической стружки, образующейся в результате взаимодействия трущихся пар. После «капиталки» рекомендуется менять масло раньше положенного по регламенту срока.

Высокое значение зольности и малое TBN

Моторного масла - это показатель для определения присадок, в состав которых входят органические соединения металлов (в частности, входящих в их состав солей цинка, калия, магния, кальция, бария, натрия и других элементов). Простыми словами, этот показатель характеризует количество несгораемых элементов при угаре и моющие способности масла. Сульфатная зольность в данном контексте интересна тем, что она прямо пропорциональна щелочному числу (TBN).

Зачастую в эксплуатационных характеристиках масел (на канистрах или в описании в магазине) можно найти информацию о значении сульфатной зольности и/или щелочного числа. И вот чем они выше - тем более высокими моющими способностями обладает смазывающая жидкость, а значит, и более темным масло будет в процессе эксплуатации . И наоборот, чем эти значения ниже - тем оно будет прозрачнее.

Поэтому причиной потемнения масла может быть и высокое значение зольности. Но эти значения выбираются и рекомендуются автопроизводителем для конкретного мотора. Обратите внимание, что масла с низким щелочным числом требуют более частой замены, приблизительно через каждые 6…7 тысяч километров пробега. Они очень чувствительны к качеству топлива и быстрее теряют свои свойства.

Теперь перейдем к негативным причинам , то есть, таким, от которых стоит избавляться.

Подделка

В картер залито поддельное масло. К сожалению, в настоящее время эта проблема весьма актуальна, ведь практически на все популярные марки масел подпольно выпускают подделки. Естественно, что их продукция имеет очень плохое качество, не выполняет возложенных на нее функций, и в том числе, быстро темнеет. Такое масло нужно как можно быстрее заменить на оригинальное. Желательно предварительно промыв двигатель.

Сюда же можно отнести и случай, когда автовладелец покупает некачественное масло какой-то малоизвестной торговой марки по низкой или средней цене. Такие составы зачастую имеют невысокие эксплуатационные характеристики, и как следствие, быстро теряют их, что выражается, в том числе, и в их быстром потемнении.

Попадание продуктов сгорания в масло

В этом случае масло начинает быстро окисляться, теряет свои эксплуатационные свойства, и в том числе, меняет свой цвет на более темный. Основная причина здесь - разгерметизация, а она, в свою очередь, может быть вызвана разными причинами - пробитием прокладки головки блока цилиндров, повреждением маслосъемных колец и так далее. Также в масло может попадать бензин, он разжижает его и меняет его цвет. Если имеет место ослабленность маслосъемных колец поршня, то возникает ситуация, когда масло, оставаясь на стенках цилиндров, сгорает вместе с топливом. В этом случае масло также будет чернеть. Как правило, при этом наблюдается чрезмерный расход смазывающей жидкости.

В любом случае нужно выполнить ревизию двигателя самостоятельно или обратиться за помощью в автосервис. Если имеет место неисправность движка, то в рамках данной статьи невозможно однозначно ответить на вопрос, почему темнеет масло в моторе.

Попадание картерных газов обратно в двигатель

При неисправной системе вентиляции картерных газов последние могут попасть опять в двигатель и иметь контакт со смазывающей жидкостью. Из-за этого она быстрее окисляется, теряет свои эксплуатационные свойства и темнеет. И чем больше газов попадает в двигатель - тем быстрее происходит упомянутый процесс.

Некачественное топливо

Поскольку основной причиной потемнения масла является продукты сжигания бензина/солярки, то состав топлива в данном случае очень важен. Чем чище топливо (выполнено по более высокому стандарту, не имеет дополнительных примесей), тем менее темными будут продукты его сгорания, а значит, и менее темным будет моторное масло. Поэтому старайтесь заливать в бак хорошее топливо, это не только повысит мощность двигателя, но и убережет его от чрезмерного износа, а также повысит ресурс моторного масла.

Существует мнение, что в странах СНГ много примесей имеет только солярка, однако на самом деле это не так. Бензин также повсеместно некачественный. Убедиться в этом можно, просто воспламенив его и посмотрев на цвет исходящего дыма.

Перегрев масла

Если двигатель долго или постоянно работает в тяжелых условиях (при высокой окружающей температуре, при плохой вентиляции, при высоких оборотах/нагрузках), то его температура естественным образом будет очень высока. И как следствие, используемого масла тоже. В таких условиях смазывающая жидкость будет буквально «поджариваться» и чернеть. И это тем более актуально, чем, во-первых, старее масло (был совершен большой пробег на нем), а во-вторых, ниже его уровень в картере.

В самых худших случаях смазывающая жидкость может превратиться в тяжелых условиях в некое подобие мазута, а это может привести к очень печальным последствиям вплоть до капитального ремонта двигателя. Поэтому нужно стараться не эксплуатировать двигатель постоянно при критических нагрузках, либо же выбирать масла с соответствующими эксплуатационными характеристиками (вязкость, допуски и так далее). Кстати, неправильный выбор (очень густое или наоборот очень жидкое) также зачастую может привести к перегреву двигателя в целом и масла в частности.

Итог

Если масло темнеет постепенно, и при этом двигатель работает в штатном режиме - причин волноваться нет. В нормальных условиях масла темнеет приблизительно через две тысячи километров пробега. Потом оно начинает чернеть и густеть. Если же смазывающая жидкость приобрела темный оттенок очень быстро (через пробег в 300…500, может, до тысячи километров пробега для бензинового движка, в некоторых случаях может даже сразу после замены), то это повод задуматься и выполнить диагностику двигателя. Если ваша машина ездит на газе - то масло обычно прозрачное даже при значительном пробеге (однако менять его нужно все равно по регламенту, несмотря на прозрачность).

Что делать если темнеет масло в двигателе

Ответ на вопрос «что делать?» зависит от причины потемнения. Перечислим общие рекомендации на основании упомянутых выше причин и методы профилактики этого явления. То есть, какие действия предпринять чтобы потемнение было естественным, а не “патологией”.

Первое . Покупать оригинальное качественное моторное масло. связан с учетом большого количества факторов. Старайтесь делать покупки в проверенных магазинах. В настоящее время набирает обороты тенденция, когда популярные производители смазывающих жидкостей защищают свою продукцию в режиме онлайн. То есть, подлинность канистры с маслом можно проверить с помощью смартфона, подключенного к интернету.

Второе . Регулярно следить за состоянием двигателя вашего автомобиля. Контролировать функционирование элементов цилиндро-поршневой группы, маслосъемных колец, прокладок, сальников, одним словом, не допускать смешивания топлива и масла в нем.

Третье . Регулярно . В идеале нужно это делать в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Обычно указывается соответствующее значение в 10…15 тысяч километров пробега. Однако в данном случае лучше судить по моточасам . Приблизительно через 250…300 часов работы двигателя присадка, отвечающая за содержание в себе темных осадков, перестает работать, и отложения начинают оседать внутри. Если при проверке состояния смазывающей жидкости было обнаружено, что в ее составе есть нагар и/или твердые частички, то лучше выполнить замену как можно быстрее. В некоторых случаях имеет смысл промыть двигатель специальными составами. Как показывает практика, при неспешной езде в мегаполисе (особенно при многочисленных пробках) менять масло имеет смысл уже при 7…9 тысячах километров пробега.

Четвертое . Постоянно проверять уровень масла в картере двигателя с помощью щупа, не допускать падения его значения ниже отметки MIN (но и также вреден). Аналогично при активизации на приборной панели сигнальной лампы о снижении давления масла, нужно не откладывая проверить его уровень и при необходимости долить смазывающую жидкость.

Пятое . Пользоваться тем маслом, которое предписал производитель автомобиля. Это касается как значений вязкости, так и других эксплуатационных характеристик, в частности, допуски автопроизводителя, стандарты по API, ACEA и так далее.

Шестое . При переходе на более качественное масло (с большим количеством, в том числе, моющих присадок) имеет смысл воспользоваться промывкой двигателя. Однако этого не рекомендуется делать, если двигатель имеет большой пробег и в нем постоянно использовалось не очень качественное масло. В этом случае существует риск, что моющие присадки новой смазывающей жидкости удалят накоксование с различных мест выработки трущихся деталей и/или микротрещин масляной системы, а это приведет к ее разгерметизации, утечке масла и падении компрессии.

Двигатель с большим пробегом может убить не только промывка, но и применение масла с большим количеством моющих присадок , особенно если до этого была залита некачественная смазывающая жидкость.

Седьмое . Вовремя меняйте масляный фильтр. Его обязательная замена выполняется при смене масла. Однако на многих машинах регламентом предписано менять соответствующий фильтр гораздо чаще. Ознакомьтесь с этой информацией в мануале вашей машины и следуйте приведенным там рекомендациям.

Восьмое . Старайтесь заливать в бак хорошее топливо, то есть, заправляться на проверенных заправках, и наоборот, не заливать в машину всякий суррогат, который зачастую можно встретить в продаже по низким ценам.

Девятое . Не эксплуатируйте двигатель при чрезмерных нагрузках и/или больших оборотах. Если нужно пользоваться машиной при большой температуре окружающего воздуха - необходимо обеспечить нормальную работу системы вентиляции мотора, а также подобрать масло с соответствующими характеристиками (вязкость и температурные допуски).

Десятое . Постоянно следите за исправным состоянием системы вентиляции картерных газов. Не допускайте их попадания обратно в двигатель. При возникновении подозрений о соответствующей неисправности нужно сразу же выполнить ревизию, а при необходимости - ремонт.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков