Плакат требования безопасности при замене колеса. О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

Плакат требования безопасности при замене колеса. О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

Инструкция по охране труда
при снятии и установке колес автомобиля

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе при снятии и установке колес автомобиля допускаются лица, прошедшие:
-вводный инструктаж;
-инструктаж по пожарной безопасности;
-первичный инструктаж на рабочем месте;
-инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
1.2. Персонал при снятии и установке колес автомобиля должен проходить:
-повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
-внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней.
1.3. Персонал при снятии и установке колес автомобиля обязан:
-соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
-соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
-соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
-использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Персонал при снятии и установке колес автомобиля должен:
-уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
-иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
-выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения руководителя;
-во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
-содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Персонал должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении загорания или в случае пожара:
-приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.
1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.9. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" персонал при вывешивании автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев).
1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
-движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
-вывешивание автомобиля;
-отворачивание гаек;
-снятие и перемещение колеса;
-накачивание или подкачивание снятых колес
-столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;
-оборудование, инструмент, приспособления.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Осмотреть и подготовить и подготовить свое рабочее место.
2.2. Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Снятие и установку колес следует производить на предназначенном для этой цели участке, оснащенным необходимым оборудованием и приспособлениями.
3.2. Перед вывешиванием части автомобиля подъемным механизмом для снятия колес необходимо следить, чтобы все лапы - подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникло перекосов.
3.3. Отворачивать и заворачивать гайки и футорки крепления колес автомобилей следует с помощью гайковерта. При отворачивании их вручную необходимо занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.
3.4. Колеса грузового автомобиля необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки.
3.5. При снятии колес вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить двигатель стояночным тормозом, удалить людей из салона, кабины, закрыть джвери, установить под неподнимаемые колеса специальные противооткатные упоры в распор не менее 2-х и вывесить автомобиль домкратом.
3.6. При вывешевании автобуса с помощью домкрата необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.
3.7. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.
3.8. При накачивании шин или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить руководителю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь.
4.2. Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся руководителю.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное место.
5.2. О всех недостатках доложить руководителю.
5.3. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКЯ КАРТА

Норматив № 1

ЗАМЕНА КОЛЕСА

Область применения.

Технологическая карта предназначенная для выполнения норматива по замене колеса.
Общие положения, порядок и условия выполнения норматива.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВА: Одно из передних колёс заменить запасным, а снятое колесо закрепить на месте запасного.

Автомобиль должен быть расположен на ровной бетонной площадке.

Состав команды (расчета)
1 человек – водитель
Временные показатели

Потребность в материальном-техническом обеспечении
Инструмент водителя, ЗИП
Организация и технология выполнения работ
1. Установить автомобиль на ровную горизонтальную площадку, поставить на стояночный тормоз и зафиксировать его противооткатными упорами по обе стороны от колеса.

2. Ослабить гайки крепления неисправного колеса.

3. Снять запасное колесо

Рис. 54. Держатель запасного колеса вертикальный:
1-трос; 2-редуктор*; 3-рукоятка; 4-брус основания; 5-прокладка бруса; 6-основание держателя; 7-стремянка; 8-кронштейн откидной; 9-стяжка; 10-скоба; 11-болт

* На седельных тягачах Урал-44202-0311-31 и Урал-44202-0612-30 редуктор установлен под основанием держателя.
Основание держателя запасного колеса и откидной кронштейн изготовлены из прокатных профилей, соединенных между собой сваркой.

Подъем и опускание запасного колеса осуществляется червячным редуктором. В транспортном положении запасное колесо фиксируется стяжками 9 и болтами

11. При опускании запасного колеса освободите крепление откидного кронштейна 8 от стяжек 9, предварительно проверив крепление троса 1 к откидному кронштейну. Наденьте съемную рукоятку на вал редуктора.

Вращением рукоятки опустите откидной кронштейн с запасным колесом. В опущенном состоянии снимите трос 1 с запасного колеса, не разъединяя его без необходимости с откидным кронштейном 8, и выкатите колесо.

Подъем и закрепление запасного колеса в транспортном положении осуществляется в обратном порядке, после чего ослабляется натяжение троса.

Обслуживание держателя запасного колеса состоит в проверке крепления держателя к раме автомобиля и колеса в держателе.

Конструкция горизонтального держателя запасного колеса показана на рис. 55.

Рис. 55. Держатель запасного колеса горизонтальный:
1 - кронштейн крепления редуктора к платформе ; 2 - редуктор; 3 - рукоятка; 4 - трос; 5 - захват троса; 6 - рычаг; 7 - кронштейн откидной; 8,13 - гайки; 9,12 - накладки; 10 - кронштейн неподвижный; 11 - стойка

В транспортном положении откидной кронштейн 7 с запасным колесом крепится к раме автомобиля гайками 8.

При опускании запасного колеса необходимо редуктор 2 навесить на кронштейн борта платформы 1, а петлю троса 4 закрепить на захвате 5, расположенном на рычаге 6.

Для безопасности работы натяните трос редуктора вращением съемной рукоятки 3. Отверните гайки 8 и снимите накладки 9 крепления откидного кронштейна 7 к раме. Ослабьте немного натяжение троса и освободите откидной кронштейн 7 от зацепления с защелкой. Вращением рукоятки 3 редуктора 2 опустите запасное колесо.

Ослабьте трос, снимите редуктор 2 с борта платформы и, не разъединяя трос

4 с захватом троса 5, снимите запасное колесо с откидного кронштейна.

Подъем и закрепление запасного колеса в транспортном положении осуществляется в обратном порядке.

Защелка для фиксации откидного кронштейна расположена на раме автомобиля справа от держателя запасного колеса.
4.Установить домкрат и поддомкратить автомобиль.

5.Отвернуть полностью гайки крепления колеса и снять колесо с автомобиля.

6.Установить запасное колесо на место поврежденного и затянуть гайки крепления.

7.Опустить домкрат и убрать на штатное место, до конца затянуть гайки крепления.

8.Поврежденное колесо установить на держатель запасного колеса, зафиксировать.

9.Занять положение в метре от переднего левого колеса и поднять правую руку вверх, тем самым показать завершение отработки норматива.

Требования к качеству работ, условия снижения оценки.

Оценка снижается на 1 балл в случае, если контролируемые показатели вышли за предельное отклонение.

Оценка «неудволетворительно» выставляется и выполнение норматива прекращается в случае , повлекшего выход из строя оборудования; тяжелого травмирования военнослужащего; выявления недостатков, угрожающих движению автомобиля.
Требования безопасности.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

При проведении работ по монтажу (демонтажу) и рем. ходовой части автомобиля:

Производить монтаж (демонтаж), рем. ходовой части на неровных

и негоризонтальных площадках.

Производить монтаж (демонтаж), рем. ходовой части с использованием неисправных и несоответствующих инструментов (домкрат,

Производить монтаж (демонтаж), рем. ходовой части с использованием нестандартных и непрочных подставок (кирпич, камни, и другое).

Не снимайте и не ставьте колесо с шиной на автомобиль , не убедившись в надежности вывешивания колеса. Гайки крепления колес ослабляйте и затягивайте на невывешенном и заторможенном автомобиле.

Не устанавливайте на автомобиль диагональные шины совместно с радиальными, шины разных размеров, моделей, грузоподъемности.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАХОДИТЬСЯ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ПОД ПОДНЯТЫМ АВТОМОБИЛЕМ, КОТОРЫЙ УДЕРЖИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ДОМКРАТОМ.

В случае поломки на дороге

1. Всегда выбирайте безопасное место для остановки – на удалении от автомагистрали и транспортного потока.

2. Убедитесь, что автомобиль и домкрат установлены на твердой горизонтальной поверхности. Установите автомобиль на стояночный тормоз. Включите первую передачу или передачу заднего хода.

3. Включите аварийную световую сигнализацию.

4. Отсоедините фургон/прицеп от автомобиля.

5. Установите знак аварийной остановки на подходящем расстоянии позади автомобиля лицевой стороной к встречному движению.

6. Не размещайте никакие предметы между домкратом и поверхностью земли и между домкратом и автомобилем. Всегда блокируйте колеса с помощью подходящих противооткатных упоров. Поставьте колодки с обеих сторон колеса , расположенного по диагонали от заменяемого колеса. Если подъем автомобиля с помощью домкрата на поверхности с небольшим уклоном неизбежен, установите противооткатные упоры с нижней стороны склона двух противоположных колес.

7. Соблюдайте меры предосторожности при подъеме запасного колеса и снятии проколотого колеса. Колеса имеют большой вес и при неправильном обращении могут стать причиной получения травм.

8. Снимите запасное колесо до подъема автомобиля, чтобы не дестабилизировать поднятый автомобиль.

9. Соблюдайте осторожность при ослаблении гаек колес. Если баллонный ключ неправильно установлен, он может соскользнуть, а гайка может внезапно провернуться. Кроме того, непредвиденное движение может привести к травме.

Типовая инструкция № 18 по охране труда при снятии и установке колес автомобиля

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27.02.96 № 16

Разработана Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта.

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. № 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, .

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусад-жянц Ж.Г (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля.

1.2. Работник при выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля должен:

Соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной Типовой инструкции, а также инструкции, разработанной с учетом требований, изложенных в Типовой инструкции № 5 по охране труда для монтировщика шин;

Знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях;

Выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или

уполномоченного (доверенного) лица по охране

труда профсоюзного комитета.

Заметив нарушение требований безопасности дру­гим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К самостоятельной работе по снятию и установке колес автомобиля допускаются лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить:

При вывешивании автомобиля для замены колес;

Отворачивании гаек и футорок колеса вручную;

Снятии и перемещении колеса вручную без применения специальной тележки;

Накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин;

Применении неисправного инструмента и приспособлений.

2.4. Запрещается пользоваться инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.

2.5. Работник, выполняющий работы по снятию и установке колес автомобиля, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работы, перед приемом пищи или курением мыть руки с мылом.

2.6. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной Типовой инструкции, работник, выполняющий работы по снятию и установке колес автомобиля, несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

3.1. Перед началом работ по снятию и установке колес автомобиля работник должен:

3.1.1. Осмотреть и подготовить свое рабочее место.

3.1.2. Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Снятие и установку колес следует производить на предназначенном для этой цели участке, оснащенном необходимым оборудованием и приспособлениями.

4.2. При установке автомобиляна специальный подъемник для снятия колес необходимо следить, чтобы все лапы-подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникало перекосов.

4.3. Отворачивать и заворачивать гайки и футорки крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует с помощью гайковерта. При отворачиванииих вручную необходимо занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

Запрещается:

Наращивать гаечные ключи трубой или другими предметами;

Отворачивать гайки рывком.

4.4. Колеса грузового автомобиля (автобуса) необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки.

Перемещать колеса грузовых автомобилей и автобусов вручную путем перекатывания в предприятии запрещается.

4.5. При снятии колес вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес), удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса специальные противооткатные упоры (башмаки) в распор не менее двух и вывесить автомобиль домкратом.

При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо предварительно выровнять место установки домкрата, положить прочную подкладку достаточных размеров и установить на нее домкрат.

4.6. При вывешивании автобуса с помощью домкрата необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку (козелок) и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

4.7. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.

4.8. При накачивании шин или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании работы:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для него место.

6.1.2. Вымыть руки с мылом.

6.1.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Рекомендации автотранспортным предприятиям по применению типовых инструкций по охране труда

Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно-методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.

На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.

Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать приложениям 1,2, 3*.

* Не приводятся – Примеч. ред.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, -не реже одного раза в три года.

Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.

Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.

Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т. п.

Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи - как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В тоже время другая, не менее важная задача - как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.

В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разматериала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих пра­вильно и безопасно выполнять ту или иную работу.

Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:

Введение;

Общие положения;

Требования безопасности перед началом работы;

Требования безопасности во время работы;

Требования безопасности в аварийной ситуации;

Требования безопасности по окончании работы.

Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно-шубной) за счет средств фонда социального развития (постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 № 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.

В третьем разделе, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.

Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.

Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно-технических документов.

Наименование организации

Инструкция №

по охране труда

при снятии и установке колес автомобиля.

Согласовано: Утверждаю

Председатель профкома Руководитель организации

_____________2002 г _______________2002 г

Протокол №

ИНСТРУКЦИЯ №

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ СНЯТИИ И УСТАНОВКЕ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ.

Введение

Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при снятии и установке колес автомобиля

Работник при снятии и установке колес автомобиля должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе типовой, а также инструкций

Знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией;

При передвижении по территории;

По предупреждению пожаров.

Заметив нарушение требований безопасности любым работником, должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Выполнять указания представителя комитета по охране труда или уполномоченного профкома.

Персонал не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда

    Общие требования безопасности

    К самостоятельной работе при снятии и установке колес автомобиля допускаются лица, прошедшие:

    вводный инструктаж;

    инструктаж по пожарной безопасности;

    первичный инструктаж на рабочем месте;

    инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

    Персонал при снятии и установке колес автомобиля должен проходить:

    повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

    внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);

    диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г.

    Персонал при снятии и установке колес автомобиля обязан:

    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

    соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

    соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;

    использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

    Персонал при снятии и установке колес автомобиля должен:

    уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

    иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;;

    выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;

    во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

    Персонал должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

    При обнаружении загорания или в случае пожара:

    приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.

    При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

    За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

    В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" персонал при вывешивании автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев).

    Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

    движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;

    вывешивание автомобиля;

    отворачивание гаек;

    снятие и перемещение колеса;

    накачивание или подкачивание снятых колес

    столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей;

    оборудование, инструмент, приспособления.

    Требования безопасности перед началом работы

2.1.Осмотреть и подготовить и подготовить свое рабочее место.

2.2. Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений

3.Требование безопасности во время работы

3.1. Снятие и установку колес следует производить на предназначенном для этой цели участке, оснащенным необходимым оборудованием и приспособлениями.

3.2.. Перед вывешиванием части автомобиля подъемным механизмом для снятия колес необходимо следить, чтобы все лапы – подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникло перекосов.

3.3. Отворачивать и заворачивать гайки и футорки крепления колес автомобилей следует с помощью гайковерта. При отворачивании их вручную необходимо занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

3.4.Колеса грузового автомобиля необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки.

3.5. При снятии колес вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить двигатель стояночным тормозом, удалить людей из салона, кабины, закрыть джвери, установить под неподнимаемые колеса специальные противооткатные упоры в распор не менее 2-х и вывесить автомобиль домкратом.

3.6. При вывешевании автобуса с помощью домкрата необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

3.7. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.

3.8. При накачивании шин или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить руководителю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь.

    Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся руководителю.

    Требования безопасности по окончании работы

    Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное место.

    О всех недостатках доложить руководителю.

    Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Инструкцию составил:

Начальник участка

Согласовано:

Начальник службы охраны труда

Типовая инструкция № 18 по охране труда при снятии и установке колес автомобиля

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27.02.96 № 16

Разработана Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта.

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. № 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95 .

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусад-жянц Ж.Г (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля.

1.2. Работник при выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля должен:

Соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной Типовой инструкции, а также инструкции, разработанной с учетом требований, изложенных в Типовой инструкции № 5 по охране труда для монтировщика шин;

Знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях;

Выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или

уполномоченного (доверенного) лица по охране

труда профсоюзного комитета.

Заметив нарушение требований безопасности дру­гим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К самостоятельной работе по снятию и установке колес автомобиля допускаются лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При выполнении работ по снятию и установке колес автомобиля необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить:

При вывешивании автомобиля для замены колес;

Отворачивании гаек и футорок колеса вручную;

Снятии и перемещении колеса вручную без применения специальной тележки;

Накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин;

Применении неисправного инструмента и приспособлений.

2.4. Запрещается пользоваться инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.

2.5. Работник, выполняющий работы по снятию и установке колес автомобиля, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работы, перед приемом пищи или курением мыть руки с мылом.

2.6. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной Типовой инструкции, работник, выполняющий работы по снятию и установке колес автомобиля, несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

3.1. Перед началом работ по снятию и установке колес автомобиля работник должен:

3.1.1. Осмотреть и подготовить свое рабочее место.

3.1.2. Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Снятие и установку колес следует производить на предназначенном для этой цели участке, оснащенном необходимым оборудованием и приспособлениями.

4.2. При установке автомобиляна специальный подъемник для снятия колес необходимо следить, чтобы все лапы-подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникало перекосов.

4.3. Отворачивать и заворачивать гайки и футорки крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует с помощью гайковерта. При отворачиванииих вручную необходимо занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

Запрещается:

Наращивать гаечные ключи трубой или другими предметами;

Отворачивать гайки рывком.

4.4. Колеса грузового автомобиля (автобуса) необходимо снимать и перемещать с помощью специальной тележки.

Перемещать колеса грузовых автомобилей и автобусов вручную путем перекатывания в предприятии запрещается.

4.5. При снятии колес вне предприятия необходимо остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес), удалить людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери, установить под неподнимаемые колеса специальные противооткатные упоры (башмаки) в распор не менее двух и вывесить автомобиль домкратом.

При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо предварительно выровнять место установки домкрата, положить прочную подкладку достаточных размеров и установить на нее домкрат.

4.6. При вывешивании автобуса с помощью домкрата необходимо сначала вывесить кузов, затем установить под него специальную подставку (козелок) и только после этого установить домкрат под специальное место на переднем или заднем мосту и вывесить колесо.

4.7. Монтаж и демонтаж шин в пути необходимо проводить монтажным инструментом.

4.8. При накачивании шин или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях необходимо пользоваться предохранительной вилкой или положить колесо замочным кольцом вниз.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании работы:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для него место.

6.1.2. Вымыть руки с мылом.

6.1.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Рекомендации автотранспортным предприятиям по применению типовых инструкций по охране труда

Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно-методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.

На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.

Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать приложениям 1,2, 3*.

* Не приводятся – Примеч. ред.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, -не реже одного раза в три года.

Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.

Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.

Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т. п.

Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи - как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В тоже время другая, не менее важная задача - как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.

В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разматериала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих пра­вильно и безопасно выполнять ту или иную работу.

Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:

Введение;

Общие положения;

Требования безопасности перед началом работы;

Требования безопасности во время работы;

Требования безопасности в аварийной ситуации;

Требования безопасности по окончании работы.

Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно-шубной) за счет средств фонда социального развития (постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 № 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.

В третьем разделе, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.

Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.

Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно-технических документов.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков