Описание ангелов в ветхом завете. Большая христианская библиотека

Описание ангелов в ветхом завете. Большая христианская библиотека

27.01.2024
Чин / Архан-гел Описа-ние День празд-но-ва-ния Упоми-на-ет-ся в Библии
Серафи-мы В пере-во-де «пла-ме-не-ю-щие», побуж-да-ют к люб-ви к Богу; (изобр. шести-кры-лы-ми). 8/21 нояб-ря Ис.6:2, 6
Херуви-мы «Многое разу-ме-ние», чрез них нис-по-сы-ла-ет-ся про-све-ще-ние; (изобр. четы-рёх-кры-лы-ми). Евр. 9:5
Престо-лы Чрез них пре-иму-ще-ствен-но про-яв-ля-ет-ся пра-во-су-дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно-же-ством глаз на обо-дьях). Кол. 1:16
Власти Укроща-ют власть бесов-скую, отра-жа-ют иску-ше-ния. Кол. 1:16
Господ-ства Ниспо-сы-ла-ют силу к муд-ро-му управ-ле-нию зем-ным вла-стям. Кол. 1:16
Силы Укреп-ля-ют людей, дают бла-го-дать чудо-тво-ре-ний угод-ни-кам Божиим Еф. 1:21
Начала Управ-ля-ют все-лен-ной, зако-на-ми при-ро-ды; охра-ня-ют наро-ды, стра-ны. Кол. 1:16
Архан-ге-лы Являют-ся про-вод-ни-ка-ми откро-ве-ния Божия. 1Фес.4:16 ;
Ангелы Пристав-ле-ны для хра-не-ния каж-до-го хри-сти-а-ни-на. Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49;18:10
Архан-ге-лы
Михаил

Евр. «кто как Бог»; Архистра-тиг (вое-на-чаль-ник); на иконе попи-ра-ет нога-ми диа-во-ла, в левой руке дер-жит зеле-ную фини-ко-вую ветвь, в пра-вой – копье с белой хоруг-вью (ино-гда пла-мен-ный меч), на кото-рой начер-тан черв-ле-ный крест. Постав-лен Богом над все-ми девя-тью Ангель-ски-ми чина-ми.

8/21 нояб-ря Иуд.1:9; Дан. 3:92-95
Гаври-ил «Сила Божия»; воз-ве-ща-ет людям вели-кие дела Божии; изо-бра-жа-ет-ся с рай-ской вет-вью, при-не-сен-ной им Пресвя-той Деве, или со све-тя-щим-ся фона-рем в пра-вой руке и зер-ка-лом из яспи-са – в левой. 26 мар./8 апр.;13/26 июл.;8/21 ноя. Лк.1:26; Дан. 8:16
Рафаил «Исцеле-ние Божие»; цели-тель, врач Божий; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим сосуд с цели-тель-ны-ми сна-до-бья-ми и веду-щим пра-вою рукою Товию, несу-ще-го рыбу. 8/21 нояб-ря Тов. 3:16; 12:15
Уриил «Свет, огнь Божий»; про-све-ща-ет людей и вос-пла-ме-ня-ет их серд-ца любо-вью к Богу; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим в пра-вой руке обна-жён-ный меч на уровне гру-ди, а опу-щен-ной левой руке – пла-мень огнен-ный. 8/21 нояб-ря 3 Езд. 5:20
Салафи-ил «Молит-вен-ник Божий»; изо-бра-жа-ет-ся с рука-ми, молит-вен-но сло-жен-ны-ми на гру-ди. 8/21 нояб-ря 3 Езд. 5:16
Иегуди-ил «Славя-щий Бога»; покро-ви-тель мона-хов и тру-дя-щих-ся для сла-вы Божией; изобр. дер-жа-щим в пра-вой руке золо-той венец, а в левой бич из трёх чёр-ных верё-вок с тре-мя кон-ца-ми (награ-да свя-тым и воз-да-я-ние греш-ни-кам). 8/21 нояб-ря
Варахи-ил «Благо-сло-ве-ние Божие»; пода-тель бла-го-сло-ве-ний и мило-сти Божией; изобр. Несущим на гру-ди белые розы, как пред-ве-стие бла-жен-ства в Царствии Небес-ном, либо розы на одеж-де. 8/21 нояб-ря Упоми-на-ет-ся толь-ко в Св. Преда-нии
Иереми-ил «Высота Божия»; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим в руке весы. 8/21 ноября 3 Езд. 4:36

Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

Ангелы на иконах - набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:

  • Крылья - символ быстроты и все проникновенности;
  • Посох - символ посланничества;
  • Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) - символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
  • Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) - символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • «Око» во лбу – символ всевидения;
  • Облик прекрасного юноши - символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

Общепризнанно, что любая личность обладает, как минимум, тремя чертами или признаками. Обладают ими и ангелы.

1. Ангелы имеют разум, что выражается в их желании проникнуть в тайну спасения людей (1-Пстра 1:12) и способностью разумно изъясняться. Более того, они, скорее всего, имеют свой собственный язык (1-Коринф 13:1).

Авторы всех теологических учебников, как протестантских, так и католических, называют ангелов «рациональными» созданиями. Ангелы имеют разум и их знания относительно многих предметов значительно превосходят знания человека.

«...господин мой мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле ». (2-Цар. 14:20)

Мы также можем предполагать, что ангелы разумно поклоняются Богу, что видно из многих мест в Писании, особенно из Откровения Иоанна. Однако, мы ничего не найдем в Библии, что могло бы привести нас к вере о том, что ангелы различаются интеллектуально. Также очевидно, что они не были изначально наделены всем знанием, которое способны иметь, но учатся, что следует из Писания (Ефес. 3:9-10; 1-Петра 1:12).

2. Ангелы наделены эмоциями, что видно из того, что они радуются спасению грешника (Луки 15:10), а также из их ликования при рождении Иисуса.

3. Ангелы имеют свободную волю. Они имеют способность выбирать из определенных возможных действий нужное. В случае с Люцифером и падшими ангелами, ангелы употребили свою свободную волю на то, чтобы противостать Богу.

Из библейских описаний ангелов следует, что последние наделены выраженной индивидуальностью. А что говорит Библия об их внешнем облике?

Несмотря на индивидуальное сотворение каждого из ангельских созданий (Бог мог создать их и совершенно одинаковыми), они, кажется, подразделяются, все же, на определенные «ранги». Ангелы-посланники не похожи на херувимов, и наоборот.

Мой друг, Роланд Бук, неоднократно встречавшийся с ангелами,

Среди них нет и двух похожих! Они все разного роста, у всех разные прически и, в целом, они совершенно не похожи друг на друга». 8

О теле ангелов в Библии ничего не говорится. Тем не менее, этот вопрос служил пищей для горячих церковных дискуссий, особенно в Средние века.

Есть ли у них вообще тела? Или они - духи?

В собранных нами рассказах фигурируют ангелы как с крыльями. так и без них. как ангелы в виде ангелов, так и ангелы в виде людей.

Наиболее логичным мне представляется предположить, что те ангелы, которые являются в виде людей, выглядят как те люди, к которым они являются. Другими словами, если бы ангел, явившийся матери Самсона, не был похож на израильтянина, назвала бы она его «человеком Божьим»? (Судей 13:6).



Если ангелы являются к людям и люди не признают их за ангелов (Евреям 13:2), то это значит, что китайцам они являются в облике китайцев, африканцам как африканцы, а американцам как американцы. Это означает, что ангелы предстают как белыми, так и черными - и, вообще, похожими на любую народность мира.

В Библии ничего не говорится, что у ангелов есть крылья. Идея приписать ангелам крылья возникла на основании стиха из книги пророка Даниила, в котором говориться, что ангел «быстро прилетел» (Даниил 9:21). Однако, поскольку ангелы перемещаются в пространстве иначе, чем мы. нельзя с уверенностью утверждать, нужны им для этого крылья или нет. Фактом остается то, что многие из тех, кто видел ангелов, говорят, что крылья у них есть.

Другие виды небесных существ - херувимы, серафимы и животные - имеют крылья (Иезекииль 1:5-11; 3-Цар. 6:27). На средневековых картинах ангелы часто изображались с крыльями, но, как я уже говорил раньше, представления об ангелах того времени часто основывались на образе богини Ники. Поэтому, мне кажется, что многие ангелы крыльев не имеют.

И Римско-Католическая церковь, и протестанты сошлись на том, что ангелы не имеют обычных материальных тел. Они есть «чистые духи, не имеющие ни материального тела, ни формы, но состоящие из сущности и существования, из делания и потенциальных возможностей», - писал Фома Аквинский. 9

В нехристианских религиях представления о внешнем облике ангелов разнятся, особенно, по отношению к конкретным личностям ангелов в том образе, как их воспринимают и представляют себе различные группы.

Обычно мы не отдаем себе отчета в ангельском присутствии, потому что в большинстве случаев ангелы остаются невидимыми. Хоуп Прайс цитирует английского служителя по имени Саффолк:

«Ангелы, скорее всего, существа застенчивые. Они всего лишь посланники и предпочитают не привлекать к себе особого внимания. Если только это возможно, они остаются невидимыми». 10



Застенчивые ли они? Или, может быть, настоящие ангелы не хотят, чтобы люди заостряли на них свое внимание?

Известна ли ангелам человеческая склонность поклоняться твари, а не Творцу?

Понимают ли они, что сияние их образа может вызвать в человеке страх и. тем самым, затмить само их послание?

Билли Грэма однажды спросили: «Что я увижу, если мне явится ангел?» Вот его ответ:

«Бог навеки прославлен в Своих созданиях, которые поражают нас многообразием и красотой форм. Некоторые из библейских описаний ангелов, включая описание Люцифера в 28 главе книги пророка Иезекииля, дают понять, что их внешность наверняка поразит человека. Очевидно, что красота и многообразие внешних обликов ангелов превосходит все представления и ожидания человека» 11

В Писании ангелы всегда являются в виде мужчин, и само слово «ангел» неизменно мужского рода. Нигде в Библии не говорится об ангелах женского пола. Даже когда они являлись людям в обличии людей (ангелы-странники), это всегда были ангелы в облике мужчин, а не женщин.

Сила и полномочия ангелов

Ангелы превосходят человека в силе и власти (2-Петра 2:11). Они, конечно же, уступают в силе Богу, но им, тем не менее, приписывают необычайную силу (Псалом 102:20; Матф. 28:2). В определенное время ангелы управляют некоторыми природными явлениями (Откр. 7:1; 14:18).

Свою силу они черпают от Бога и применяют в соответствии с законами материального и духовного миров:

Они откатили камень, весивший, должно быть, около двух тонн (Луки 24:2-4).

Они закрыли пасть львам (Даниил 6:22).

Они отперли тюремную дверь и разомкнули цепь (Деяи. 12:7-10).

Дикасон отмечает, что, несмотря на превосходство ангелов над человеком в силе. Бог ограничивает их деятельность. Одновременно, Он дает им и некую свободу действий, по отношению к тем людям, к которым они посланы. Скорее всего, чем выше ранг ангела, тем больше у него полномочий. 12

Мне кажется, что хорошим примером употребления ангелом своей власти можно считать явление Гавриила священнику Захарии. Маловероятно, что Бог дал ангелу указание поразить человека немотой на месяцы в случае, если тот проявит неверие. У Гавриила, вероятнее всего, было право самому решать, как поступить в подобном случае. В конце концов, когда ребенок появился на свет и был назван в соответствии с указанием ангела, Захария вновь обрел дар речи (Луки 1:20, 64). В результате чего, Богу была воздана честь и слава - а это всегда является целью ангелов.

Очевидно, что даже у падших ангелов есть ограничения, за которые Бог не позволит им заходить. Тем не менее, я не верю, что Бог повелевает им творить зло. Этот вопрос мы будем обсуждать в главе 13.

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос - «вестник, посланец») в авраамических религиях - духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами Евр.1:14. Часто изображаются в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Смысл жизни Ангелов - однажды подвергнуться искушению, встать перед выбором, сделать его и в дальнейшем следовать ему и защищать его, всё более утверждаясь и совершенствуясь в своём пути. Это существа с однократным выбором в пользу добра или зла. Их судьба тесно связана с судьбой людей, как существ, делающих упомянутый выбор постоянно и способных опираться на духовную поддержку соответствующих ангелов добра и зла. Суть этой поддержки обычно - в подкрепления мотивации в желаемом выборе и в его исполнении. Суть отношений ангелов с Богом - или в большой благодарности и любви и служении из любви за предоставленную возможность существовать, или в большой ненависти и противлении как Существу, от единения с Которым они отреклись и ради отдельного от него существования вынуждены творить действия, диаметрально противоположные Его воле.

Смысл жизни Ангелов до момента выбора в пользу добра или зла - предположительно, в едином сотворчестве с человеком в освоении и владении миром, в служении человеку в соответствии со своими способностями.

Греческое слово ἄγγελος ангелос - прямой перевод ивр. מלאך‎ мал’а́х с тем же значением, от архаичного корня לאכ, «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке; напрямую из иврита заимствано арабское слово ملاك‎ мала́к.

В христианстве

По христианскому учению все ангелы - суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они - великая помощь спасающимся), их удел - славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы - вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в видениях ангелы представали людям и как шестикрылые (когда Ангелы не сходны человеку по внешнему виду, тогда крылья их - как струящиеся потоки благодати) и в виде колёс, усеянных глазами, и в виде существ с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а то и в виде причудливых животных (сфинксы, химеры, кентавры, пегасы, грифоны, единороги и др.). В писании порой называются птицами Небесными.

В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Руководивший всем ангельским воинством Денница - самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу, настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что отказался признать человека как существо, по способностям равное Богу (имеется в виду способность человека творить и видеть суть вещей), то есть выше его, сам захотел стать выше Бога, и из-за чего он и был низвергнут. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов, и поразил Денницу (который стал называться диаволом, сатаной, лукавым и пр., а другие падшие ангелы - бесами, демонами, чертями и пр.). И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в «преисподняя земли», то есть, в ад, где сорганизовалась в царство Веельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов (в Апокалипсисе говорится, что змей (люцифер) увлёк треть звёзд (ангелов)).
Белый ангел (фреска XII века, монастырь Милешева)

Впрочем, имя духа - не то же, что имя человека. Бог - дух, и как дух - называет существо не по преходящему (кто будет называть человека по марке его пиджака?), но по славе. Имя Ангела - имя его славы. Имена некоторых (в православной традиции - семи) Ангелов (Архангелов) открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафаил, Варахиил. При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из Предания.

В Православии существует представление об ангелах-хранителях, посылаемых Богом каждому человеку сразу после его зачатия (ещё до рождения): «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе. Поэтому, ветхозаветные пророки, Иоанн Креститель, многие святители и преподобные, в Церкви называются ангелами.

Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.

У каждого Ангела (и у беса) различные способности: Одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны - одни нагоняют блудные страсти, другие - гнев, третьи - тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов - хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы - покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.
[править] Чины ангелов
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(новгородская икона, конец XV века)

В трех Посланиях ап. Павла (между 48 и 58 гг.) названы дополнительно к ангелам: престолы, господства, начала, власти и силы.

В своем комментарии «Правила святых апостолов» св. Григорий Богослов (Нисский) (ум. ок. 394) пишет, что существуют девять ангельских чинов: ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения и силы умные (разумения).

Св. Кирилл Иерусалимский выделяет также девять чинов, хотя в таком порядке: «…Посем вспоминаем…всю тварь…невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала, Власти, Престоли, Херувимов многоочих (Иез. 10,21 и 1,6), как бы говоря с Давидом: возвеличите Господа со мною (Пс. 33,4). Поминаем же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия, стоящих окрест Божия Престола, и двумя крыльями закрывающих лице, двумя ноги, а двумя летающих, и восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,2-3). И для того преданное нам от Серафимов Богословие сие повторяем, да соделаемся причастниками песнопения купно с премирными воинствами».

Св. Афанасий Великий (ум. 373) выделял «…небесные сияния, престолы, господства, есть небо, херувимы и серафимы и множество ангелов».

В одной из своих проповедей св. Амфилохий Иконийский (ум. 394) перечисляет: Херувимы, Серафимы, Архангелы, Господства, Силы и Власти.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в I веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века.

Согласно Дионисию Ареопагиту ангелы располагаются в следующем порядке:

Первый лик

* Серафимы (ивр. שׂרפים‎ - горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. σεραφίμ (Ис 6:2-3)) - шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
* Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים‎, керубим - заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) - четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Сатана был из чина херувимов.
* Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

Второй лик

* Господства, др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) - наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
* Силы, др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
* Власти, др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes (Кол 1:16) - имеют власть укрощать силу дьявола.

Третий лик

* Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί, лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) - им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
* Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι - Михаил (Откр 12:7) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
* Ангелы, др.-греч. ἀγγελοι - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

Ангелы низшего круга:

* Херувимы - хранители светлых миссий,
* Серафимы - хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, общин, этических объединений),
* Престолы - хранители наций.

Ангелы высшего круга:

* Астралы или Власти - творцы материальности Энрофа,
* Силы - творцы материальности сакуалы даймонов,
* Господства - творцы материальности миров просветления, кроме Олирны,
* Начала - творцы материальности затомисов,
* Архангелы - творцы материальности миров Высокого Долженствования.

Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством, и обитали в Олирне. Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.

Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.

Способности ангелов

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

* Быть невидимым для физического зрения;
* Способность к полёту в духовном;
* Способность к проявлению в материальном:
* Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
* Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
* Способность уничтожать целые города;
* Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме

Правда, р. Саадия Гаон (IX-X вв.) признавал свободу выбора у ангелов.

Мода на сверхъестественное, проявляющаяся в последние десятилетия в литературе, искусстве, кинематографе, побуждает даже далеких от регулярного посещения церкви людей интересоваться главами Библии, в которых говорится о жителях небесных сфер ‑ ангелах. И хотя одни считают ангелов мифическими существами, другие – плодом воображения средневековых художников, факт их существования действительно подтверждается .

Про ангелов в Библии сказано немало, причем информация эта не сконцентрирована в какой-либо из книг, а рассеяна как по Ветхому, так и по Новому Завету, и тому, кто хочет узнать, что говорит Библия про ангелов, читать придется все Священное Писание от корки до корки. Но в этой статье я постараюсь вкратце описать то, что известно человечеству об ангелах, основываясь на слове Божием.

Свойства ангелов по Библии

Итак, если суммировать все то, что говорит Библия про ангелов, то можно сделать выводы, что небесные силы:

  • бесплотны
  • обладают разумом, эмоциями, чувствами
  • имеют свободную волю
  • выполняют поручения Бога
  • могут перемещаться во времени и в пространстве
  • бессмертны
  • бесполы
  • имеют свою строгую иерархию
  • могущественны

Некоторые главы Библии, повествующие про ангелов, дают основание полагать, что они невидимы. Не совсем понятно, как ангелы выглядят: известно, что людям они являются в человеческом облике (как с крыльями, так и без), однако о том, какой вид они имеют, находясь у престола Божия, мы знать не можем. Ангелы в Библии упоминаются в следующих книгах: Бытие (1:26), Книга Иова (1:6; 2:1), Псалтирь (102:20), Евангелие от Матфея (8:29; 24:36), Евангелие от Луки (8:28-31, 16:22) и в очень многих главах деяний и посланий апостолов.

Иерархия Ангелов и главы Библии, повествующие о ней

Как известно из Библии, ангелы имеют иерархическое деление, то есть одни из них выше по своему небесному статусу, чем другие. Об этом же говорит и церковное предание, основывающееся не на священных текстах, а на видениях и рассказах святых отцов. Согласно им, ангелы делятся следующим образом:

  • серафимы – эти ангелы по Библии имеют внешний вид человека, но его дополняют шесть крыльев (Исайя, 6:1-7);
  • херувимы – четырехкрылые небесные существа, имеющие четыре лица, повернутые в разные стороны – человеческое, львиное, орлиное и телячье. Согласно библии, все тело и руки херувимов покрыты глазами (Иезекииль, 1:5-24; 10:1-22);
  • престолы – небесные силы, на которых восседает Господь (Иез 1:15-21; 10:1-17);
  • господства, силы, власти – , ангелы этих чинов выполняют различные функции – укрощают нечистую силу, творят чудеса, даруют благодать, помогают побеждать грехи (Кол. 1:16, Рим. 8:38, Еф. 1:21);
  • архангелы – небесные начальники ангелов; Библия точно говорит о трех архангелах: Михаиле, Гаврииле и Рафаиле (Откр 12:7, Лук 1:26, Тов5:4), об остальных (Иегудиил, Салафиил, Уриил, Варахиил и другие) известно из предания;
  • ангелы – самые близкие к человеку небесные бесплотные силы, выполняют различные поручения Бога, передают людям Его волю, оберегают от зла).

Но, несмотря на то, что небесные чины имеют такие отличия, есть у них и самое главное общее качество, благодаря которому они становятся примером для подражания людям: при всей своей могущественности и близости к Богу, все они смиренны и беспрекословно послушны Его святой воле.

Ангелы по своей природе — это духовные существа. Они не имеют физических тел, не имеют пола, не умирают; они невидимы, они созданы. Они — личности и могущественные существа.

Существование ангелов

Библия ясно говорит, что существование ангелов — это реальность. По меньшей мере, три факта указывают на это.

Во-первых, 34 из 66 книг Библии, то есть более половины, называют ангелов простым термином «ангел» (во множественном или единственном числе) а также, говоря об ангелах, Библия подразумевает, что они существуют. Интересно отметить, что 17 из этих книг находятся в Ветхом Завете и 17 в Новом. Таким образом, свидетельство в равной степени разделено между Ветхим и Новым Заветами.

Во-вторых, простой термин «ангел» (во множественном или единственном числе) появляется в Библии более 300 раз. В дополнение к этому, в Св. Писании есть указание на ангельские существа, которые названы также другими терминами: «херувим», «серафимы», «архангел», «князь», «сыны Божьи», «господствующие в воздухе», «начальства», «власти», «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесной», «престолы», «властители». Таким образом, через многочисленное использование этих терминов Библия ставит большое ударение на существовании этих существ.

В свете этого, факт существования ангелов не может быть легко отброшен в сторону.

В-третьих, Иисус Христос часто говорил об ангелах таким образом, что становится очевидной Его вера в их существование. Например, Он говорил об отношении ангелов к детям (Мат.18:10); Он сказал, что мог бы иметь 12 легионов ангелов в Своем распоряжении, чтобы защитить Себя от врагов (Мат.26:53); и Он сказал, что ангелы будут сопровождать Его для того, чтобы служить Ему во время Второго Пришествия (Мат.13:39-41; 16:27; 24:31; 25:31).

Отрицая существование ангелов, мы подвергаем серьезному сомнению характер и правдивость Иисуса Христа. Если Он допускал неточности в Своих высказываниях об ангелах, то, как мы можем быть уверены, что Он не допускал неточностей относительно других аспектов Своего учения?

Для тех, кто верит, что Иисус — вечный Сын Божий, воплощенный в Человека, Его высказывания о существовании ангелов представляются убедительными.

Количество ангелов

Сколько всего есть ангелов? Библия не дает нам общего числа. Сколько бы вы не листали страницы Библии, вы никогда не найдете такой фразы: «Существует 2 369 758 219 ангелов». Несмотря на то, что Св. Писание не дает нам точной цифры, все же оно указывает, что существует огромное множество ангельских существ.

Ап. Иоанн (Отк.5:11) видел «тьмы тем и тысячи тысяч» ангелов вокруг Божьего престола в небесах (греческий текст дает эти числа во множественном, а не единственном числе). Пророк Даниил видел что-то похожее (Дан.7:9-10). Умножая десять тысяч раз на десять тысяч, мы получаем цифру сто миллионов. Но Иоанн видел «тьмы (множ. число) тем» (множ. число) и «тысячи (множ. число) тысяч (множ. число)» — неопределенное число. Таким образом, существует сотни и сотни миллионов; возможно, миллиардов ангелов.

Нужно отметить, что великое множество, виденное Даниилом и Иоанном, состояло из святых ангелов, служащих Богу. Оно не включало падших ангелов, которые следуют за сатаной и служат ему. Таким образом, Библия подтверждает существование огромного множества ангелов.

Природа ангелов

Они духовные существа

Что же это за существа, ангелы? Библия содержит важные откровения о природе ангелов. Прежде всего, ангелы по своей природе духовные существа. В Послании к Евреям отмечено, что они — «служебные духи» (Евр.1:14). Из того, что ангелы — это духовные существа, мы можем сделать несколько выводов.

Ангелы по своей природе не имеют физического тела

Иисус ясно сказал, что дух не имеет плоти и костей. Он подразумевал, что к духу нельзя прикоснуться и его нельзя увидеть (Лук.24:39).

Следовательно, так как ангелы — духовные существа, то по своей природе они не имеют физических тел или плоти и костей.

Апостол Павел говорил о духовном свойстве злых ангелов, которые воюют против христиан, и поэтому они не могут быть «кровью и плотью» (Еф.6:12). Хотя по природе своей ангелы не имеют физических тел, но имели место случаи, когда ангелы временно находились в физических телах, которые можно было увидеть и прикоснуться к ним, когда это было необходимо. Библия не указывает, как или откуда они достали эти тела, и не говорит, что они сделали с этими телами потом. Она просто содержит информацию о том, что такие случаи имели место.

Один из таких случаев можно найти в Быт.18-19. В этих главах говорится о «трех людях», явившихся Аврааму у дубравы в Мамре (18:1-2). Они имели физические ноги, которые можно было омыть водой (ст.4), и ели пищу, приготовленную для них Авраамом (ст.5-8).

Одним из этих «мужей» был Господь (ст.1,13,17,20,26,33). Пока Он говорил с Авраамом, двое других «мужей» направились в Содом (ст.16,22).

Библейский текст показывает, что «мужи», направившиеся в сторону Содома, были «ангелами» (19:1,15). Несмотря на это, Лот принял их за людей. Он предложил им омыть ноги. Когда они заявили, что будут ночевать на улице, то Лот очень просил их остаться у него дома. Зная о половых извращениях, которыми был известен Содом, Лот понимал, что, разрешив им ночевать на улице, он допустил бы трагическую ошибку. Вошедши в дом Лота, двое «мужей» (ангелы) снова ели пищу (ст.2-3).

Жители Содома со всей очевидностью думали, что два человека, посетившие их город, были мужчинами. Позднее, той же ночью, мужчины всех возрастов со всего города пришли и окружили дом Лота, требуя, чтобы он передал этих двух «людей» им для того, чтобы обесчестить их. Когда Лот просил жителей Содома не причинять вреда его гостям, то они стали угрожать ему тоже (ст.4-9). В ответ на эти угрозы гости Лота простерли свои «руки» и ввели его в дом, закрыв за ним двери.

Изнутри дома, отделенные от жителей Содома дверью, ангелы сверхъестественным образом наложили на них слепоту (ст.10-11), не касаясь их физически. Очевидно, что посетители Лота не были обычными людьми.

В Послании к Евреям (13:2) написано: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказывали гостеприимство ангелам». Конечно же, здесь имеется в виду тот случай, когда Авраам и Лот оказали гостеприимство двум ангелам в физических телах.

Ангелы по своей природе не имеют тела

Этот вывод базируется на двух умозаключениях:

Во-первых, пол — это очень реальная часть нашего физического тела; и половые отношения представляются общением физических тел — двое становятся одной плотью (Мат.19:4-6; 1Кор.6:13-20; 7:1-5). В свете того, что ангелы по своей природе не имеют физического тела, должно быть очевидным, что они по своей природе также не имеют пола.

Во-вторых, Иисус учил, что когда люди воскреснут из мертвых, то будут как ангелы в небесах, где они уже не будут ни женится, ни выходить замуж (Мр.12:25). В своем учении о браке (Мат.19) Иисус показал, что Бог создал людей «мужчину и женщину» (с различием пола как части их природы) и сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ст.4-6).

Слово, переводимое как «прилепиться» в Мат.19:5, означает половое единство. .

В Своих проповедях Иисус указывал на две вещи:

Прежде всего, Бог создал брак, потому что Он создал людей с различием пола. Иными словами, брак существует из-за существования половых различий. Так как брак существует из-за половых различий, то это означает, что если бы ангелы имели пол по своей природе, то у них существовал бы брак. Тот факт, что ангелы в небесах никогда не женятся, означает то, что по своей природе они не имеют пола.

Кроме того, Иисус Христос в Своем учении указал, что Бог создал пол для употребления его в браке. Кажется понятным то, что если для ангелов в небесах не существует брака, то для них не существует и причины иметь пол.

Ангелы не умирают

Два факта указывают на то, что ангелы не умирают:

Во-первых, как замечено ранее, ангелы по своей природе не имеют физического тела. Люди умирают, потому что они имеют физические тела, находящиеся под проклятием греха (Быт.2:17; 3:19; 5:3-5; Рим.5:12; 6:23; 1Кор.15:56). Так как ангелы не имеют физического тела, то они не испытывают физической смерти. Даже падшие ангелы, несмотря на их грешное восстание против Бога, не умирают.

Во-вторых, Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам и что они не будут умирать (Лук.20:36). Посредством этого Он показал, что ангелы не могут умереть. Из этого можно заключить, что ангела убить невозможно. Позднее мы увидим, что святые и падшие ангелы ведут между собой войну (Отк.12:7). В этой войне ни один ангел не может убить другого, хотя эта война приносит им определенные результаты.

Ангелы по своей природе невидимы

По своей природе ангелы невидимы для людей, пока те находятся в своем естественном смертном состоянии. Два факта подсказывают такое заключение:

Во-первых, как отмечено ранее, говоря об ангелах, Иисус подразумевал, что по своей природе дух не может быть увиден или осязаем (Лук.24:39), а раз ангелы — это духи, то по своей природе они невидимы для людей.

Во-вторых, Ап. Павел показал, что в противоположность земному и видимому, термины «престолы властители, власти и силы» — это термины для ангелов.

Небесное невидимо (Кол.1:16). В соответствии со Св. Писанием, существует два исключения тому, что ангелы невидимы смертным людям.

Первое: в тех случаях, когда ангелы имели физические тела, они могли быть видимы смертными людьми. Пример этому мы находим в Быт.18-19, где говорится о двух ангелах, явившихся Аврааму и Лоту в физических телах.

Второе: они проявляются тогда, когда Господь дает людям особое видение ангелов.

Хороший пример этого можно найти в 4Цар.6:15-17. Сирия вела войну против Израиля. Царь Сирии вместе со своими военными советниками в тайне составлял стратегические планы. Видно, что они намеренно размещали свои военные силы в засадах вдоль маршрутов, по которым должен был ехать царь Израиля. Их целью было захватить его. Однако, каждый раз, когда они ставили ловушки, израильский царь избирал иной маршрут и, таким образом расстраивал планы сирийцев (ст.8-10). Царь начал подозревать, что кто-то из его советников предатель. Он захотел знать, кто именно открывал царю Израиля их планы. Но один из советников настаивал, что ни один из них не был предателем, а царь Израиля узнавал планы сирийцев от израильского пророка Илии. На самом деле Бог слышал их секретные совещания, открывал эти планы Илие, а тот затем сообщал их израильскому царю (ст.11-12).

Царь Сирии послал отряд разведчиков, чтобы узнать, где живет Илия.

Узнав, что пророк живет в городе Доаим, он послал большое войско из солдат, лошадей и колесниц для того, чтобы захватить Илию. Город был окружен ночью (ст.13-14). На следующее утро слуга Илии встал рано, вышел на городскую стену и посмотрел за нее. Он не был готов к тому, что увидел там. Присутствие военных сил Сирии вокруг Доаима устрашило его. Он побежал к Илие и выпалил: «Господин мой, что нам делать?» (ст.15).

Илия ответил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (ст.16). Илия помолился и попросил Господа открыть слуге глаза, чтобы тот увидел то, что он не мог увидеть естественным образом своими смертными глазами. Господь открыл глаза слуге и тот увидел, что гора вокруг Илии полна огненных лошадей и колесниц (ст.17). Они находились там для их защиты.

На протяжении многих лет исследователи Библии учили, что слуга видел ангелов в виде огненных лошадей и колесниц. Как видим, ангелы могут принять любую форму и очертание, необходимое для выполнения служения.

Ангелы уже присутствовали и защищали Илию до того, как их увидел его слуга, но слуга не видел их до тех пор, пока Бог не дал ему особенное видение.

Внешний вид ангелов

Несмотря на тот факт, что ангелы по своей природе не имеют пола, но когда в Библейские времена они появлялись в естественном человеческом образе (в осязаемом физическом теле, как записано в Быт.18-19, или же видением, как записано в Дан.8:15; 9:21), то всегда принимали вид мужчин.

Библия не объясняет этого, она просто содержит запись о происшедшем.

Примеры

Два ангела, посетившие Лота в Содоме, были названы «мужчинами» (Быт.19:5,10,12,16). Более того, жители Содома приняли их за особ мужского пола, что следует из желания содомлян совершить с ними мужеложество (Быт.19:4-7).

Ангел Гавриил предстал перед пророком Даниилом в образе мужчины (Дан.8:15; 9:21). Слово, переведенное как «мужчина» в Дан.8:15, «относится особенно к особе мужского пола в расцвете сил» . Слово, используемое в Дан.9:21, обычно «указывает на любую особу мужского пола» .

Два ангела явились женщинам в гробнице Иисуса после Его воскресения (Иоан.20:11-12). Лука указал на то, что они имели вид мужчин (Лук.24:4).

Греческое слово, которое переводится как «мужчина», имеет мужской род и относится к мужчине, особенно как к «противоположности женщины» .

Марк описывает одного из ангелов как «юношу» (Марк 16:5). Греческое слово, которое переводится как «юноша», указывает на то, что этот ангел явился в образе мужчины возраста от 24 до 40 лет . Кроме того, местоимение используемое в Мр.16:6, которое переводится как «он» и относится к ангелу в пятом стихе, также имеет мужской род.

Два ангела, виденные во время вознесения Иисуса, появились в образе мужчин (Деян.1:10).

В Лук.24:4 также используется слово, переводимое как «мужчины» и, как отмечено выше, имеющее мужской род, и относящееся к мужчине, как противоположности женщине. Местоимение, используемое в Деян.1:11, переводимое как «который» и относящееся к ангелу в ст.10, также имеет мужской род.

Зах.5:9 на первый взгляд противоречит концепции о том, что в Библейские времена ангелы, появляясь в человеческом облике, всегда принимали облик мужчин. В этом тексте записано видение пророка о двух женщинах, имевших крылья, как у аиста, и державших в руках чашу, содержащую нечестие в землю Сеннаар (Вавилон). Есть некоторые причины для того, чтобы подвергнуть сомнению принадлежность этих крылатых существ к ангелам.

Первая причина: в каждом сообщении Библии об ангелах, появляющихся в естественном человеческом облике, не упоминается о крыльях как части их облика. (Если бы два ангела, посетившие Лота, имели крылья, то приняли бы их жители Содома за людей?)

Вторая причина: места Библии, которые ясно говорят о крылатых ангелах, никогда не сравнивают их крылья с крыльями аиста.

Третья причина: Библия говорит также и о другой женщине, которой были даны «два крыла большого орла» (Отк.12:14). В этом случае крылатая женщина — это не ангел, являющийся в человеческом облике.

Если сравнить описание женщины из Отк.12:1-2,4-5 с образами Ветхого Завета (Быт.37:9-10; Ис.54:5-6; Иез.16:7-14), то становится очевидным, что она представляет собой народ израильский, посредством которого в этот мир пришел Мессия. То, что крылатая женщина — не ангел, указывает на то, что присутствие крылатых женщин в Библии не означает, что это ангелы в человеческом облике.

Они были сотворены

Вторая истина о природе ангелов — это то, что они творение. Они были сотворены Богом. Они обязаны своим существованием Ему. Они не представляют собой независимо существующих существ. Об этом Библия говорит несколькими способами.

Например, всем Божиим ангелам и остальной вселенной повелевается славить Господа (Пс.148:2-4). Стих 5 объясняет, почему они должны славить Его: «Да хвалят Имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились». Более того, апостол Павел объявил, что ангелы были созданы (Кол.1:16).

Относительно сотворения ангелов нужно отметить два основных вопроса: природа и время их сотворения.

Природа их сотворения

Как было отмечено ранее, ангелы не могут воспроизводиться, так как они по своей природе не имеют половых различий. Ни один ангел не начал свое существование посредством воспроизведения. Люди же, наоборот, воспроизводятся, так как по своей природе обладают половыми различиями.

Из того, что ангелы не воспроизводятся, мы должны заключить, что каждый ангел был лично и непосредственно сотворен Богом.

Вместе с этим Библия называет ангелов «сыны Божии» (Иов.1:6; 2:1; 38:7), указывая на то, что Бог — источник их происхожденияНо нигде Св. Писание не называет их «сыны ангелов».

Так как, в противоположность этому люди воспроизводят себе подобных, то Библия называет их «сыны человеческие» (Еккл.1:13; 2:3, 8; Дан.5:21). Раз ангелы были лично и непосредственно созданы Богом и не воспроизводят себе подобных, то о них можно сказать следующее: ангелы не имеют предков, потомков и семей. У них нет отца, матери, сыновей, дочерей, братьев, дядей, тетей или двоюродных родственников.

Хотя художественное представление об ангелах как о маленьких детях, наверное, довольно мило, но этому не существует Библейского подтверждения. Но так как люди воспроизводятся, то у них есть предки, потомки, кровные родственники и семьи.

Более того, так как каждый ангел был непосредственно и лично создан Богом, то они, в противоположность распространенному мнению, не представляют собой отошедшие души умерших людей.

Время их создания

Библия не дает нам ясного конкретного утверждения относительно времени создания ангелов. Однако учение трех мест Св. Писания, взятых вместе, указывает на время их создания.

Первое место — Иов.38:6-7. Важно заметить, что здесь говорит именно Бог (стих 1). Он объявил, что сотворение земли происходило «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (ст.7). Таким образом, Бог открыл нам, что утренние звезды (сыны Божии) присутствовали, чтобы созерцать сотворение Земли, и они были так восхищены Его великой работой, что пели и восклицали Ему хвалу.

Данное предложение показывает, что утренние звезды (сыны Божии) существовали до сотворения земли. Кто были эти утренние звезды (сыны Божии)? Пытаясь распознать их, мы должны отметить следующее:

1) тот факт, что они пели и восклицали хвалу Богу, указывает на то, что эти утренние звезды (сыны Божии) — личности, а не безликие объекты.

2) книга Иова — это книга Ветхого Завета. Основной отличительной чертой древнееврейской поэзии был параллелизм — две поэтические линии, выражающие одну и ту же мысль разными словами. Две поэтические линии: «при общем ликовании утренних звезд», и «когда все сыны Божии восклицали от радости», записанные в Иов.38:7, — примеры еврейского параллелизма; поэтому они выражают одну и ту же мысль и не говорят о двух видах существ;

3) «сыны Божии» и ранее упоминались в книге Иова (1:6; 2:1). Ученые-богословы убеждены, что в этих местах, а также в Иов.38:7 «сыны Божии» — это ангелы. Таким образом, следуя поэтическому использованию параллелизма, выражение «утренних звезд» также относится к ангелам.

В свете увиденного можно заключить, что в Иов.38:6-7 Бог открывает нам, что ангелы уже существовали и присутствовали при сотворении Богом земли.

Второе место, относящееся к вопросу о времени творения ангелов — это Исх.20:11. В нем Моисей говорит, что «…в шесть дней создал Бог небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил». (В еврейском тексте записано «небеса» [множ. число] «и земля»). Это утверждение очень важно, т.к. показывает, что в течение шести дней творения в 1-ой главе книги Бытие Бог сотворил не только небеса и землю, но также и различные формы жизни, которые существуют в небесах, на земле и в море (Быт.1-4; Неем.9:6).

Библия говорит о том, что ангелы — это особая жизненная форма, которая существует в Небесном Царстве (3Цар.22:19; Пс.102:19-21; Мат.18:10; 22:30; 24:36; Лук.2:13-15). Соответственно, слова Моисея, записанные в Исх.20:11, применимы к ним. Они ясно говорят, что ангелы были сотворены в течение шести дней творения в Быт.1, не ранее и не позднее этих дней.

Третье место, которое проливает свет на время сотворения ангелов, — это Быт.1:1, которое утверждает: «В начале сотворил Бог небо и землю». (Еврейский текст гласит «небеса» [множ. число] и «землю» — в точности то же, что Исх.20:11). Так как в Исх.20:11 говорится, что небеса и земля были созданы в течение шести дней творения, то можно сделать вывод, что процесс сотворения, записанный в Быт.1:1, имел место в течение этих шести дней, не раньше и не позже.

В свете этого, чтение Быт.1:1-5 подталкивает к выводу о том, что эти стихи относятся к первому из шести дней творения. Исходя из этих мест, можно сделать три твердых заключения о времени сотворения ангелов:

1) они были сотворены до сотворения земли (Иов.38:6-7);

2) они были сотворены в течение шести дней творения, не раньше и не позже этих дней (Исх.20:11);

3) Бог сотворил небеса и землю в первый из шести дней творения (Быт.1:1). Таким образом, ангелы были сотворены Богом в первый из шести дней творения, но перед тем, как была сотворена земля, в тот же день.

Интересно отметить порядок слов в формулировке Быт.1:1. Сначала Моисей говорит о небесах, а потом о земле. Из этого следует, что в первый день Бог в первую очередь сотворил небеса. Затем, в этот же день, Он сотворил ангелов, которые населяют небеса. Далее, в тот же день, Он сотворил землю в ее первобытном незаселенном состоянии.

Они личности

Библия говорит о том, что во вселенной живут три различных вида индивидуальных существ: Божественные, ангельские и человеческие. Хотя существа каждого из этих видов обладают некоторыми особенностями, которые отличают их один от другого, все они обладают тремя особенностями личности: разумом, чувствами и волей.

Ангелы и свойства личности

Библия имеет доказательство того, что ангелы обладают свойствами личности.

Разум

Ангелы, Божественные и человеческие существа обладают интеллектом, который намного превосходит интеллект животных. В соответствии с 2Цар.14:20, святые ангелы обладают большой мудростью. Они также могут сообщаться с помощью разумных мыслей, располагая слова в логическом порядке, образуя, таким образом, утверждения (Быт.19:1-2; Мат.1:20-21; 2:13, 19-20; Лук.1:11-20, 26-38).

Когда в Капернаумской синагоге Иисус встретил человека, одержимого бесом, то этот бес, обращаясь к Господу, использовал разумную речь; он обладал знанием, проницательностью и понимал устные приказы (Лук.4:33-35). Из всего этого мы можем установить, что бесы — это падшие злые ангелы.

Хотя ангелы и обладают разумом высокого уровня, они все же не знают всего. Они не знают дня и часа второго пришествия Христа (Мат.24:36).

Они постигают многоразличную премудрость Божию, наблюдая за тем, как Он созидает Церковь (Еф.3:10). Божий труд по спасению грешных людей составляет для них тайну (1Пет.1:9-12).

Чувства

Ангелы наделены эмоциями и испытывают их. Когда они наблюдали за тем, как Бог сотворил землю, они испытывали великую радость (Иов.38:4-7). Сатана как ангел испытает большую ярость, когда во время Великой Скорби он и его падшие ангелы будут сброшены на землю с их небесных сфер (Отк.12:7-12).

Воля

Ап. Павел говорит о людях, которых сатана заключил в «свою волю» (2Тим.2:26). Таким образом, он показал, что сатана, который сам ангел, также имеет волю. В давние времена некоторые ангелы решили восстать против Бога и посредством этого превратились в злых ангелов. Остальные ангелы решили остаться верными Богу и посредством этого остались святыми. Тот факт, что ангелы приняли такое решение, свидетельствует о том, что они имеют волю. Они не служат Богу по принуждению.

В свете этого мы можем заключить, что все ангелы обладают свойствами личности и представляют собой личности.

Они могущественные существа

Ангелы обладают большой силой. Давид написал «благословите Господа все ангелы Его, крепкие силою» (Пс.102:20). Ап. Павел относил термин «сила» или «силы» к ангелам (Еф.2:2; 3:10; 6:12; Кол.1:16), и говорил, что они — «ангелы силы» (2Фес.1:7). Петр указал на то, что ангелы обладают большой «крепостью и силой» (2Пет.2:11). Ап. Иоанн описывал ангелов как существ «сильных» (Отк.5:2; 10:1; 18:21) и имеющих «власть великую» (Отк.18:1).

Библия имеет примеры проявления их большой силы. Например, ангелы имели силу наложить слепоту на людей Содома, не прикасаясь к ним физически (Быт.1:10-11). Ангел закрыл пасти львов для того, чтобы они не могли причинить вреда Даниилу (Дан.6:22). Захария, отец Иоанна Крестителя, за свое неверие был на некоторое время наказан немотою ангелом Гавриилом (Лук.1:19-22). Само присутствие ангела вызвало большое землетрясение (Мат.18:2). Ангел освободил апостолов из заключения, сделав так, чтобы цепи упали с их рук, и двери темницы открылись без использования ключей или физической силы (Деян.5:17-19; 12:1-11). За то, что царь Ирод Агриппа I принял от некоторых своих подчиненных присвоение ему божественной сущности, ангел поразил его неизлечимой болезнью (Дея.13:20-23).

Во время грядущей Великой Скорби ангелы будут подвергать мир наказанию (Отк.8:18). Во время второго пришествия Христа ангелы заберут всех живых неспасенных людей с земли и бросят их в ужасное место суда (Мат.13:37-42; 47-50). Тогда же остаток спасенных иудеев, живущих на земле, будет собран ангелами со всего мира на своей родине (Мат.24:29-31; Ис.27:12-13).

Библия открывает нам, что сила ангелов превосходит силу людей. Апостол Петр говорит о том, что ангелы «превосходят их крепостью и силой» (2Пет.2:11). Павел повелевал христианам: «Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» и «облекитесь во всеоружие Божие», для того чтобы противостоять атакам злых ангелов (Еф.6:10-18). Таким образом, он подразумевал, что сами по себе смертные христиане не могут даже сравниться с силою злых ангелов. Единственный способ эффективной борьбы с этой превосходящей ангельской силой — это использование постановлений, которые Господь приготовил для верующих.

Таким образом, становится ясно, что существует коренное различие между силой ангелов и силой людей. Ангельскую силу можно классифицировать как сверхъестественную. В противоположность этому, человеческая сила всего лишь естественная. Важно отметить то, что хотя ангельская сила и сверхъестественная, она имеет ограничения. Ангелы не всемогущи.

Библия указывает на то, что один Бог всемогущ, и поэтому ангелы не могут даже сравниться с могуществом триединой Личности. Реальность этого была показана несколькими способами. Бог имеет силу заключить группу ангелов во тьму и удерживать их там до последнего Суда (2Пет.2:4; Суд.6). Он имеет также силу ограничить сатану в его действиях против Иова (Иов.1:8-12; 2:1-6). Христос имел власть изгонять бесов — «падших ангелов», а также заставлять их отправляться, куда Он им приказывал (Мат.9:32-33; Лук.8:26-36).

В конце всей истории существования земли Бог сокрушит последнее восстание сатаны и сбросит сатану в огненное озеро, где он будет постоянно мучим на протяжении вечности (Отк.2:7-10 ср. Мат.25:41). Это самый важный момент, так как известно, что в своем первоначальном святом состоянии сатана был самым могущественным ангелом, сотворенным Богом (Иез.28:11-15). Из того, что даже самый могущественный ангел не может сравниться с силою Бога, становится понятно, что ни один ангел не обладает могуществом, равным Божьему.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков