Обзор мотоблоков Агро, описание, отзывы. Эксплуатация, обслуживание и ремонт

Обзор мотоблоков Агро, описание, отзывы. Эксплуатация, обслуживание и ремонт

19.10.2019

Мотоблок Агро — многофункциональный, сельскохозяйственный модуль для выполнения аграрных работ на приусадебных и фермерских земельных участках малой и большой площади. Агрегат был специально разработан в 1996 году для класса тяжелого сельхозорудия под названием Агрос компанией ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (Россия).

Производитель мотоблока Агро постоянно ведет работы по усовершенствованию мототехники, модернизирует ее отдельные сборочные единицы и детали, увеличивая спрос. Мотоблок входит в тяжелую категорию профессиональных агрегатов, отличается высокой мощностью, длительной работой и простотой пользования. Благодаря большому весу и увеличенному тяговому усилию сельскохозяйственный механизм Агро выполняет все операции по обработке почвы.

Технические характеристики

Технические характеристики устройства представлены в инструкции по эксплуатации и имеют такой вид:

  1. Число передач в трансмиссии:
    • вперед — 4;
    • назад — 2.
  2. Максимальная рабочая скорость:
    • вперед на 1 передаче с навесным плугом, почвенной фрезой, тележкой — 2,4 км/ч;
    • вперед на 2 передаче с навесным плугом — 4 км/ч;
    • тележкой — 5,5 км/ч;
    • на 3 передаче с тележкой — 6,5 км/ч;
    • на 4 передаче с тележкой и грузом — 15 км/ч;
    • назад на 1 передаче со снегоуборщиком, косилкой — 2,8 км/ч;
    • назад на 2 передаче с тележкой — 2,8 км/ч.
  3. Двигатель — УМЗ-341.
  4. Тип двигателя — 4-тактный, карбюраторный с воздушным охлаждением.
  5. Мощность — 8 л. с.
  6. Топливо — бензин автомобильный А-76 ГОСТ 2084-77 или Нормаль-80 ГОСТ Р51105-97.
  7. Дорожный просвет — 250 мм.
  8. Колея — 600 мм.
  9. Глубина культивации — 100 — 200 мм.
  10. Радиус поворота — 1200 мм.
  11. Температура для эксплуатации — -20…+40°С.
  12. Габаритные размеры -1700х850х1100 мм.
  13. Вес — 160 кг.

Двигатель мотоблока Агрос с объемом 333 см³ по конструктивным особенностям подобен японскому мотору Honda GX240, имеет пониженную степень сжатия, менее прихотлив к топливу. Машина рассчитана на бензин от А-76 до АИ-92.


Модуль имеет надежную трансмиссию и колесную ходовую систему по схеме 2 на 2. Колеса установлены на валах конечных передач и снабжены пневматическими шинами с давлением 0,08-0,12 МПа.

Мотоблок Агрос имеет штанговое рулевое управление, регулируемое по высоте и меняющее направление в обратную, левую или правую сторону под углом 30° к главному движению.

Производитель также усовершенствовал систему смазки. Масло подается к трущимся деталям под давлением через насос после фильтрации.

Навесное оборудование

В комплекте с прицепным и навесным оборудованием для мотоблока Агрос с помощью сцепки агрегат способен выполнять большой спектр сельскохозяйственных работ, в числе которых:

  • вспашка участка;
  • рыхление, выравнивание грунта;
  • мелиорация;
  • измельчение и удаление сорняков;
  • окучивание технических культур;
  • боронование;
  • выкапывание корнеплодов;
  • высаживание в грунт семян зерновых и овощных культур;
  • скашивание растительности и кустарников;
  • ландшафтные работы;
  • снегоуборочные работы;
  • транспортировка грузов.

Модуль применяют также в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Мотоблоки можно использовать с навесным оборудованием, это:

  • плуг НП-1;
  • почвофреза роторная — 20.00.000;
  • копалки;
  • борона-культиватор;
  • картофелесажалки;
  • грунтозацепы;
  • фронтальные косилки КН-1, КН-1,5, КН-02;
  • 2-рядный окучник СТВ;
  • снегоуборщик СМБ-2;
  • тележка-прицеп ПТМ-500.


Каждый механизм выполняет свою операцию. Картофелекопалка для мотоблока Агрос выкапывает корнеплоды. Борона срезает верхние пласты земли без оборота почвы. Тележка с грузом не более 400 кг представляет собой одноосный, самосвальный прицеп с опрокидывающимся на 30° назад кузовом и применяется при транспортировке урожая, инвентаря, хозпредметов.

Особенности конструкции Агрос в том, что она имеет универсальную сцепку, с помощью которой допускается прикреплять дополнительное оборудование других производителей и самодельные навесные механизмы.

Передний адаптер

Передний адаптер — специальный модуль, прикрепляемый к мотоблоку и состоящий из таких частей:

  • сиденье для водителя;
  • рама для установки деталей конструкции;
  • колесная ось или мост с 2 колесами;
  • сцепка для крепления мотоблока и переходники для навесного оборудования;
  • руль.


Такая машина по функциональности подобна минитрактору, в котором водитель занимает удобное положение и умело управляет механизмом. Передний адаптер легко собирается с мотоблоком и агрегатируется с любым навесным оборудованием.

Устройство к мотоблоку Агро производитель не выпускает, но универсальная сцепка позволяет устанавливать адаптеры других производителей. Некоторые владельцы мототехники изготавливают адаптер для мотоблока своими руками.

Роторная косилка

Роторная косилка КМ-0,5 разработана для машины Агро. Она состоит из 2 самозатачивающихся ножей, расположенных на нижней поверхности. Высота ножей — 0,5-10 см. Косилка скашивает травяную растительность и мелкие кустарники.

Поломки и ремонт

Агрегат Агро отличается от других моделей тяжелого класса длительным сроком службы и надежной работой.

На работу мотоблока влияют условия эксплуатации, грамотная обкатка после покупки заводского агрегата, вовремя проведенное техническое обслуживание и уход.

Если агрегат находится на гарантийном сроке, то все ремонтные работы должен проводить производитель модуля. Владелец не имеет права вскрывать пломбы и ремонтировать его. Если неисправности мотоблока незначительные, то можно самостоятельно наладить его работу.

Возможные поломки и повреждения представлены в инструкции по ремонту мотоблока Агрос и имеют общий вид. Среди них следующее:

  • проблемы с запуском и сбои в работе мотора;
  • не работает ходовая часть;
  • неисправности в коробке переключения передач (КПП);
  • сбои в сцеплении;
  • нарушена система смазки и охлаждения.

Если двигатель не запускается, причины и способы устранения такие:

  1. Нет топлива в топливном баке. Заправьте бак топливом.
  2. Забито отверстие в крышке бензобака. Откройте пробку бака, прочистите отверстие и установите обратно.
  3. Течет топливо из карбюратора. Необходимо провести регулировку карбюратора мотоблока.
  4. Засорение топливной системы. Слейте горючее из топливного бака, промойте бензином и продуйте жиклеры карбюратора, осмотрите свечу.
  5. Засорение фильтра. Замените или почистите фильтр.

Если двигатель работает с шумом, стуком или рывками, необходимо произвести регулировку клапанов на мотоблоке Агро с помощью специальных щупов.

При неустойчивых оборотах холостого хода возможен слишком большой зазор крышки редуктора, поэтому необходимо подрегулировать зазор до 0,2-0,5 мм.

Падение мощности мотоблока возможно в таких случаях:

  • засорение карбюратора, бензошланга, воздушного фильтра;
  • поломка манжеты картера;
  • нагар в камере сгорания.

Методы устранения заключаются в осмотре, очистке всех деталей, обдуве шланга.

При сбоях стартера мотоблока Агро или перегорания предохранителя лучшим выходом будет замена непригодных деталей.

Неисправности цепи редуктора проявляются в результате его заклинивания. Сцепление может быть повреждено, если цепь лопается, поэтому ее меняют.

В коробке переключения передач возможны такие сбои и поломки:

  • нарушена кинематика внутри редуктора;
  • самопроизвольное переключение передач или полное их отсутствие;
  • течь масла на валу переключения.

Ремонт коробки лучше выполнять в специальных мастерских. КПП — сложный узел, без знаний в механике не обойтись.

Система зажигания

В проблеме «почему нет искры» причины поломки кроются в деталях, таких как:

  • свеча;
  • магнето;
  • колпак;
  • высоковольтный провод.

Если отсутствует искра или искрится слабо, необходимо отрегулировать промежуточный зазор и проверить состояние электродов. Норма зазора составляет 0,8 мм.

При изменениях в зазоре между впускным и выпускным клапанами на двигателе их зажимают или расслабляют до допустимого значения.

В цилиндре обнаружена низкая степень сжатия. Все изношенные детали снимаются и подлежат замене.

Чистка глушителя также поможет избавиться от проблемы с искрой.

Замена двигателя

Если двигатель для мотоблока Агро поломался и его надо заменить, используют переходной комплект. Вместо родного мотора хорошо подойдут импортные с цилиндрическим валом диаметром 25 мм:

  • Weima — с мощностью 13 л. с.;
  • Subaru EX 27 — 9 л. с.;
  • Honda 9 — 13 л. с.;
  • Lifan 9 — 13 л. с.

Замена двигателя состоит в следующем:

  • с мотокультиватора снимают мотор и демонтируют механизм сцепления;
  • убирают ведущую чашку под конический вал, меняют ее на проточенную под цилиндрический;
  • на импортный двигатель ставят сцепление мотоблока и соединяют с трансмиссией.

Запчасти

При постоянной эксплуатации машины запчасти могут изнашиваться. Чаще всего требуется замена деталей механизма сцепления и подшипников. Проблем с выбором деталей для Агро не возникает. Их можно приобрести как у официальных дилеров компании, так и в свободной продаже.

Производитель мотоблока Агро - публичное акционерное общество «Уфимское моторостроительное производственное объединение» – крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России, выпускаемых им с момента своего создания. Здесь работают более 20 тысяч человек. Предприятие основано в 1925 году.

Адрес: 450039, Башкортостан, ул. Ферина, 2, г. Уфа

Официальный сайт производителя мотоблока Агро - www.umpo.ru

Этот мотоблок, эффективно применяющийся как в фермерском, так и в приусадебном хозяйстве, был разработан в 1996-м году, запущен в серийное производство – в 1998-м году.

В 1999 г. ОАО "УМПО" приступило к изготовлению карбюраторного двигателя нового поколения УМЗ-341, разработанного заводскими специалистами. Этот одноцилиндровый четырехтактный двигатель мощностью 8 л.с. по всем параметрам соответствует лучшим мировым аналогам, а в России ему просто нет равных. Первоначально он создавался для мотоблока "Агрос".

Мотоблок Агро предназначен для механизации сельскохозяйственных работ в личных приусадебных, фермерских хозяйствах, в садоводстве, огородничестве, а так же в коммунальном хозяйстве.

Технические характеристики мотоблока Агро

Наименование Значение
Тип мотоблока Универсальный, одноосный
Модель АГРО мод. 001
Габаритные размеры, при положении руля на одной оси с рулевой штангой, мм
длина
ширина
высота

1700 ±50
1850 ±50
1100 ±50

Масса, кг
конструкционная
эксплуатационная максимальная

150 ± 3
160
Число передач в трансмиссии
вперед
назад

4
2
Максимальная рабочая скорость (определяется положением рычагов переключения мотоблока и дроссельной заслонки двигателя), км/ч
- Вперед:
На 1 передаче:
-с навесным плугом
-с фрезой почвенной

На 2 передаче:
-с навесным плугом
-тележка с грузом не более 400 кг
На 3 передаче:
-тележка с грузом не более 400 кг
На 4 передаче:
-тележка с грузом не более 250 кг
-Назад:
На 1 передаче
-с косилкой:
-со снегоуборщиком:
На 2 передаче:
-с тележкой
Дорожный вертикальный просвет, не менее, мм 250
Колея, мм 600+50 или 700+50 со вставками 42T 001.17.00.001
Радиус поворота при наименьшей колее 600+50 мм (по оси следа внешнего колеса), м 1,2
Глубина преодолеваемого брода макси­мальная, м 0,3
Предельные значения температуры окру­жающей среды, при которой обеспе­чивается работоспособность мотоблока от -20 °С до +40ºС
Двигатель
Тип двигателя Четырехтактный, карбюра­торный принудительного воздушного охлаждения
Модель УМЗ-341
Мощность номинальная, кВт (л.с.) 5,88(8) при 3600 мин-1
Топливо Бензин автомобильный А-76 ГОСТ 2084-77 или Нормаль-80 ГОСТ Р51105-97
Остальные технические характеристики двигателя приведены в руководстве по эксплуатации двигателя
Трансмиссия
Муфта сцепления Фрикционная, коническая "сухого" типа, постоянно зам­кнутая с ручным управлением
Главная передача Пара конических зубчатых колес с круговыми зубьями
Дифференциал Шестеренчатый, коничес­кий с 2-мя сателлитами с принудительной блоки­ровкой
Конечные передачи Одноступенчатые с цилин­дрическими прямозубными шестернями
Остов, ходовая система, рулевое управление
Остов Безрамный, состоит из корпуса трансмиссии
Ходовая система:
Тип Колесная по схеме 2x2
Размер шин, дюйм 6,0 х 12
Давление воздуха в шинах, МПа (кгс/см2) 0,08 - 0,12 (0,8 - 1,2)
Рулевое управление Штанговое, регулируемое по высоте, с возможностью переналадки на реверсивное положение, влево или вправо от основного на 30º
Вал отбора мощности
Привод независимый
Частота вращения хвостовика ВОМ при частоте вращения коленчатого вала двигателя 3600 об/мин 1200
Прицепное устройство
Тип Корпус ВОМ со шкворнем и фиксатором
Размеры и расположение См. рис. 12 инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации мотоблока Агро скачать

Запчасти для Мотоблока Агро каталог

Двигатель для мотоблока Агро УМЗ-341 - руководство пользователя скачать

Каталог запчастей двигателя УМЗ-341 и УМЗ-341Э - скачать

Для перевода двигателя на бензин Аи-92 необходимо заменить свечу А11-3 на свечу А17В и отрегулировать угол опережения зажигания, сместив его на 2 градуса против часовой стрелки.

Методическое указание по переводу двигателя УМЗ-341 и его модификаций на бензин Аи-92 / Аи-80 скачать

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ.

Универсальный мотоблок тяжелого класса «Агро» производства Уфимского моторостроительного производственного объединения относится к профессиональному типу мотоблоков. Вес 160 кг и двигатель в восемь лошадиных сил, шестеренчатый редуктор говорят сами за себя.

Мотоблок выполнен по классической одноосной схеме с валом отбора мощности. Отечественный двигатель УМЗ-341 бензиновый, одноцилиндровый, 4-тактный, мощностью 5,9 кВт (8 л.с.) при 3600 об/мин.

Система смазки двигателя такова, что здесь масло не разбрызгивается, а, пройдя фильтрацию в сменном фильтре автомобильного типа, под давлением подается к трущимся частям масляным насосом.
Масло требуется двух видов - моторное (1,2 л в картер двигателя) и трансмиссионное (2,5 л). Изначально двигатель рассчитан на 76 бензин, но есть методическое указание от производителя, как перевести двигатель на 92 бензин .

Подробные технические характеристики двигателя УМЗ-341

Трансмиссия включает в себя сухое конусное сцепление, и шестеренчатый редуктор и дифференциал с принудительной жесткой блокировкой, который обеспечивает этой тяжелой машине прекрасную маневренность. Коробка передач, главная передача и дифференциал размещены в одном корпусе. Кроме того, в нем смонтирован также ВОМ и механизм переключения передач.

Включение дифференциала обеспечивает вращение ведущих колес с различными угловыми скоростями, что необходимо при повороте мотоблока и при движении по неровной дороге

Коробка скоростей четырех-ступенчатая, с реверсом. Она хорошо держит тяжелые режимы и ударные нагрузки и имеет вал отбора мощности. Правда, при включении заднего хода доступны только вторая и четвертая передачи, но работают они в «пониженном» варианте - частота вращения уменьшается примерно в два раза.

Рулевая колонка легко устанавливается под различнымиуглами, как по вертикали, так и по горизонтали (плюс-минус 30 градусов) и даже может разворачиваться на 180 градусов, что позволяет удобно управлять мотоблоком при движении «задом наперед» - например при покосе или уборке снега.

При культивации используется активная роторная почвофреза (122 мм по глубине и 440 мм по ширине) или специальный навесной рыхлитель типа бороны, имеющий четыре длинных зуба-лопатки. Плуг позволяет пахать уже на 200 мм по глубине. Ширина колеи - 500-700 мм. При наличии транспортировочной тележки мотоблок может перевозить 500 кг груза с максимальной скоростью 15 км/ч.

А вот габариты у «Агро» не маленькие -1700x850x1100 мм, впрочем, для своего класса - тяжелого, профессионального мотоблока - вполне приемлемые.

Навесное оборудование для мотоблока Агро.

Эта машина для крупных фермерских хозяйств или коммунальных служб, способная проводить культивацию, вспашку, нарезку гряд, окучивание, боронование, транспортировку груза, кошение травы, отбрасывание снега.

Такому позиционированию способствует и широкий спектр навесного оборудования - это колеса с пневматическими шинами (поставляются в комплекте, что естественно для столь тяжелой машины), а также роторная почвофреза, фронтальная сенокосилка (две модификации - КН-1, КН-1,5), плуги-отвалы (различных размеров), выкапыватель НПД, двухрядный плуг- окучник СТВ, борона, борона-культиватор, грунтозацепы нескольких видов, транспортировочная тележка ПТМ-500 и снегоотбрасыватель, которые можно приобрести дополнительно. Кроме того, в продаже есть универсальная сцепка - она позволяет использовать на «Агро» навесное оборудование от других производителей.

Новую жизнь мотоблокам «Агро» дает соглашение о сотрудничестве, подписанное между Уфимским моторостроительным производственным объединением, Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан и компанией «Уфа-механика».

Мотоблоки «Агро» выпускались на ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» с конца 90-х годов. Однако в связи с увеличением объема работ УМПО по основному – авиационному – направлению производство мотоблоков планируется передать на другое предприятие Башкортостана – ООО «Уфа-механика». «Перевод выпуска товаров народного потребления (ТНП), к которым относится и мотоблок «Агро», на производство компании «Уфа-механика» обусловлен необходимостью упорядочить продуктовую линейку предприятия через исключение непрофильной продукции.

Поскольку тяжелый мотоблок «Агро» на российском рынке пользуется большим спросом, принято решение не прекращать производство, а передать его партнерам по Торгово-промышленной палате».

Мотобло Агро видео

Как заменить двигатель УМЗ-341 установленный на мотоблоке Агро на Lifan. Многие хотят заменить двигатель на более современный, для них очень полезное видео.

Начинать ремонт коробки передач на мотоблоке самостоятельно не стоит, если работа агрегата и его устройство для нового пользователя представляют полную тайну. Поскольку коробка передач является довольно сложным узлом, то переходить к ее ремонту своими руками сразу после обнаружения поломок не следует. Будет лучше, если проведением ремонта КПП займутся профессионалы.

Если обнаружена течь масла из КПП, значит, сальники подшипниковых узлов были неправильно установлены либо износились. Они могут быть плохо затянуты на крышках. Под ними могут появиться поврежденные прокладки. Если оказался забитым воздушный клапан (сапун), необходимо сделать его прочистку и довести уровень масла до нормы. Течь масла можно устранить путем замены или правильной установки сальников или прокладок. Решить проблему поможет и затяжка болтов крепления крышек.

Виды нарушений в КПП и способы их исправления

Если механизм автоматической коробки передач перестал нормально функционировать, то при этом могут наблюдаться следующие виды неполадок:

  1. Нарушение кинематической связи внутри редуктора.
  2. Самопроизвольное включение передач или отсутствие их фиксации.
  3. Течь масла на валу переключения.
  4. Нарушение функции механизма разобщения полуосей.
  5. Отсутствие переключения передач.
  6. Заклинивание редуктора.

При нарушении кинематической связи внутри редуктора или обрыве звездочки в блоке необходимо разобрать редуктор, чтобы заменить проблемную звездочку. Причиной течи масла на валу переключения может оказаться излишек масла в редукторе, поэтому необходимо проверить уровень масла. При обрыве сварочного соединения шестерни, разобрав редуктор, меняют блок-вал. Слив излишки масла, следует проверить степень изношенности рабочей кромки манжеты на валу переключения, разобрать редуктор и заменить деталь.

Причиной отсутствия фиксации передач или их самопроизвольного выключения является нарушение регулировки механизма переключения передач. Делая ремонт, следует ослабить винты крепления платы механизма переключения.

После этого включают первую передачу и затягивают винты крепления платы. К примеру, сделав минитрактор своими руками, обязательно необходимо следить за правильностью регулировки привода, изменяя натяжение тросика управления разобщением полуосей. Чтобы исправить поломку какого-либо элемента привода разобщения полуосей внутри редуктора, следует разобрать редуктор, заменив сломанные детали.

Если обнаружена сломанная пружина или изношенные фиксаторы платы механизма переключения, следует сделать замену испорченных деталей, выполнив регулировку переключения передач. Если оно отсутствует, может оказаться разрушенным сухарь переключения или срезанным резьбовой кусок ручки переключения. После разбора редуктора потребуется осуществить замену дефектных деталей. При отсутствии переключения передач следует разобрать редуктор и поменять изношенную вилку переключения передач. Если причиной заклинивания редуктора стал обрыв цепи, то следует его разобрать, а цепь заменить.

Если работу коробки передач сопровождает повышенный шум в редукторе, то причиной этому может стать недостаток масла в устройстве КПП либо несоответствие качества смазочного материала необходимым параметрам. Выбирать масла необходимо соответствующей марки, они должны обладать определенной чистотой. Если есть какие-либо проблемы, потребуется сделать замену масла или долить его в редуктор.

Возникновение шума в узлах трансмиссии мотоблока может быть вызвано слабой затяжкой крепежа, поэтому необходимо осмотреть крепежные детали, затянув их как следует.

Причиной возникновения частых шумов является изношенность шестерен с подшипниками. Это может повлечь более серьезные поломки в коробке передач мотоблока. Избежать их появления не трудно, если делать своевременный осмотр и ремонт мотоблока. Он заключается в обычной замене изношенных узлов и деталей.

Если происходит нагревание узлов трансмиссии мотоблока, выделяют следующие основные причины данной неисправности:

  1. Недостаток трансмиссионного масла в картерах.
  2. Изношенность подшипников.
  3. Несоответствие кондиции масла необходимым параметрам.

Для исправления недостатков могут быть две причины:

  • заменена подшипники;
  • добавление или заменена масла.

Чтобы редуктор или самодельная коробка передач могли служить дольше, необходимо периодически делать проверку уровня масла в них, опасаясь резкого изменения нагрузки.

Признаки нарушений, связанные с трудностями переключения скоростей, самопроизвольным выключением, нарушением процесса включения агрегата, возникают по следующим причинам:

  1. Изношенность деталей.
  2. Истирание шлицов валов.
  3. Неправильная регулировка сцепления.

Завальцовывание (износ) торцов включающихся шестерен вызывает две неполадки, приводя к самовыключению либо неполному включению скоростей.

Заключение

Если заводская или самодельная коробка работает с какими-либо нарушениями, потребуется осуществить ее разборку, а также правку зубьев шестерен путем шлифования. При достаточно большом износе необходимо поставить новые детали. Для регулировки осевого положения валов потребуется установка стопорных колец дополнительно. В определенных случаях следует осуществить замену изношенных подшипников и колец.

Регулировку сцепления коробки передач для мотоблока следует проводить своевременно, иначе оно перестанет выжиматься и могут возникнуть трудности при переключении передач. Сложности при управлении мотоблоком зачастую возникают у новичков, которые из-за неопытности могут слишком рано опускать рычаг сцепления при переключении передачи.

4 УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ

Двигатель УМЗ-341 и УМЗ-341Э (рисунок 1} представляет собой одноцилиндровый, четырехтактный, бензиновый, карбюраторный двигатель с верхним расположением клапанов, искровым зажиганием, с горизонтальным расположением вала двигателя, с наклонным расположением цилиндра,.имеет центробежный всережимный регулятор оборотов, уравновешивающий вал.

Двигатель УМЗ-341 предназначен для установки на мотоблок производства ОАСГУМПО", поставляемый на внутренний рынок и на экспорт в страны с умеренным климатом.

Двигатель УМЗ-341 Э изготовлен на основе базовой модели УМЗ-341 и предназначен для привода электроагрегата АБ-4.

Двигатель УМЗ-341 Э (рисунок 1 лист 13) имеет следующее отличие от двигателя УМЗ-341:

На кронштейне двигателя УМЗ-341Э установлена кнопка "Стоп. ~

В двигателе можно выделить следующие основные системы и механизмы:

кривошипно-шатунный механизм;

газораспределительный механизм;

система смазки;

система питания;

система зажигания и электрооборудования;

система охлаждения.

4.1 Кривошилно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: поршень с кольцами и пальцем, шатун, коленчатый вал, маховик и основа силовой части -цилиндр с картером.

Коленчатый вал 22 - одноколейный, имеет две коренные и одну шатунную шейки, установлен на двух подшипниках, один из которых -качения, Другой -скольжения. Подшипник скольжения установлен в корпусе картера, а подшипник качения - в крышке картера.

Подшипники, находясь в гнездах картера и его крышке, ограничивают осевое перемещение коленчатого вала; уплотнение осуществляется с помощью манжет.

Маховик 20 предназначен для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала. На маховике закреплена крыльчатка вентилятора;Для охлаждения двигателя. Необходимый маховый момент обеспечивается за счет веса маховика с постоянными магнитами, смонтированными в маховике. Маховик в сборе сбалансирован статически в динамическом режиме.

Шатун 21 изготовлен из алюминиевого сплава, Стержень шатуна- двухтавроаого
сечения. В верхней головке шатуна выполнено отверстие под палец.. Нижняя
головка шатуна разъемная, крышку шатуна крепят к стержню двумя гайками, При
сборке метки (приливы круглой формы или в виде треугольника) на крышке шатуна
и на шатуне необходимо совмещать. . . .

Поршень 11 отлит из алюминиевого сплава и имеет канавки для установки двух компрессионных колец и одного маслосъемного.

В канавке для маслосъемного кольца имеются сквозные отверстия для отвода масла в картер. Компрессионное кольцо, второе сверху устанавливается подрезом вниз, а маслосъемное кольцо - фаской вверх. Замки компрессионных, колец должны быть разведены относительно друг друга на 120°. Компрессионные и маслосъемные кольца должны свободно проворачиваться в канавках поршня.

В средней части поршня имеются бобышки с отверстиями для установки поршневого пальца 12. Поринееой палец фиксируется в бобышках поршня стопорными кольцами. По размерам посадочной поверхности поршень и палец сортируются на размерныефуппы. При сборкепапец с поршнем подбирают одной группы.

При установке в цилиндр собранной поршневой группы (поршень, шатун, палец) стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону маховика

Картер с цилиндром 23 отлит из алюминиевого сплава совместно с чугунной гильзой и имеет рабочую поверхность для направления движения поршня, опорную поверхность для сопряжения с головкой цилиндра и ребра для воздушного охлаждения. По сопрягаемой поверхности цилиндр, как и поршень, делится на размерные группы. Для обеспечения теплового зазора поршни и цилиндры устанавливаются одной размерной группы.

В картере двигателя расположены - коленчатый, распределительный и уравновешивающий валы, масляный насос, центробежный регулятор, маслозаливная горловина с мерной линейкой.

Накартерсцилиндромдвигателя крепятся: бензобак,маслофильтр,тушитель, головка цилиндра с клапанами.

4.2 Газораспределительный механизм

Газораспределительный механизм служит для организации газообмена в рабочем процессе двигателя, осуществляя управление впуском топливо-воздушной смеси в цилиндр, запирание камеры сжатия и выпуск отработавших газов.

Он состоит из распределительного вала, установленного в картере, толкателей, штанг толкателей, впускного и выпускного клапанов, тарелок, втулок, коромысел.

Для обеспечения работы двигателя на переменных нагрузках с минимальным изменением ранее установленного числа оборотов вала, двигатель снабжен центробежным автоматическим регулятором, который установлен на уравновешивающем валу и регулирует изменение количества подаваемой в цилиндр рабочей смеси в соответствии с изменением нагрузки.

Дроссельная заслонка карбюратора 30 (рисунок 1) соединена тягой 32 с рычагом управления 34 через промежуточный рычаг 33. На уравновешивающем валу 37 смонтированы грузики 38 и втулка 39, при вращении вала центробежная сила грузиков через втулку стремится повернуть рычаг 19, на котором установлен промежуточный рычаг 33.

При превышении двигателем установленного числа оборотов, регулятор автоматически прикроет дроссельную заслонку карбюратора, уменьшит подачу рабочей смеси в цилиндр и снизит число оборотов коленчатого вала. При увеличении нагрузки и снижении числа оборотов коленчатого вала регулятор откроет дроссельную заслонку и увеличит подачу в цилиндр рабочей смеси.

Распределительный вал 41 пустотелый, изготовлен как одно целое с шестерней и кулачками газораспределения. Шестерня распределительного вала имеет метку "Е" для установки зацепления с шестерней копенчатого вала соответственно с меткой "Б,".

Головка цилиндра 9 является деталью газораспределительною механизма, имеет установочные поверхности, полости, образующие камеру сгорания, клапанную коробку, впускной и выпускной каналы, отверстие для установки свечи зажигания. Головка цилиндра закрывается двумя крышками 4 и 5.

1 Выпускной клапан 3, относительно впускного клапана имеет меньший диаметр тарелки и изготовлен из жаропрочного материала.

Коромысла 8 устанавливаются на шпильках. Для регулировки зазора между клапаном и коромыслом в бобышку коромысла установлены регулировочная втулка 7 и контровочная гайка 6.

4.3 Система смазки

Система смазки - циркуляционная, комбинированная, состоит из масляного насоса роторного типа, маслофильтра, перепускного клапана и заборника масла. Под давлением смазываются шатунная шейка и подшипник скольжения коленчатого вала, опоры распределительного вала, уравновешивающего вала. Остальные детали смазываются разбрызгиванием, Распыленное масло, образуя внутри картера масляный туман, поступает ко всем трущимся деталям двигателя и обеспечивает надежную их смазку. Заливается масло в систему в количестве 1,2° 2 л через отверстие в картере, закрытое пробкой, с масломерной линейкой 16. Сливается масло через отверстие, закрытое пробкой 15.

4.4 Система питания

В систему питания входят:

Топливный бак;

Карбюратор;

Топливопровод.

Система питания служит для подачи топлива, воздуха и приготовления горючей смеси.

Топливный бак 1 - емкостью 6 литров, сварной конструкции, изготовлен из листовой стали.

Карбюратор К45Р (рисунок 2)- поплавкового типа с горизонтальным диффузором.

Карбюратор имеет органы управления: утопитель поплавка 9 для переобогащения системы топливом при запуске, рычаг прикрытия воздушной заслонки 7, рычаг дроссельной заслонки 11 с винтом упора 10 для установки дроссельной заслонки в положение, обеспечивающее работу двигателя на минимальных оборотах холостого хода, винты 8 и 12- регулировочные холостого хода.

Для уменьшения шума при выходе отработавших газов установлен глушитель 31. Глушитель имеет экран для предохранения от ожогов. Двигатель снабжен воздушным фильтром, производящим очистку воздуха от пыли.

4.5 Система зажигания и энергоснабжения

Система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя и вырабатывает электроэнергию переменного тока для возможности использования потребителем дополнительного освещения с подключением автомобильной лампы на 21Вт(12В). В систему зажигания БСЗ-2М двигателя входят

Коммутатор К-1М;

Статор магдино МД-4М или 1\4Д-4М-01;

Высоковольтный трансформатор ТЛМ-3;

Наконечник свечной экранированный ИСНЦ-3707160;

Свеча А11-3; маховик с 2-мя постоянными магнитами;

Соединительный высоковольтный провод;

Кнопка «СТОП» (для двигателя УМЗ-341Э).
В систему зажигания МБ-23У двигателя входят

Блок электронный;

Блок генераторный;

Наконечник свечной экранированный ИСЦН-3707160;

Свеча А11-3;

Маховик с 2-мя постоянными магнитами; соединительный высоковольтный
провод.

Элементы систем зажигания (рисунки 3,4,4а) соединены между собой проводами с разъемными соединениями. Катушка зажигания при вращении маховика и трансформатор вырабатывают энергию высокого напряжения, которая через высоковольтный провод подводится к свече зажигания.

Момент образования искры на свече обеспечивается конструкцией системы зажигания в такте сжаггия топливо-воздушной смеси в цилиндре двигателя и изменяется автоматически в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

4.6 Система охлаждения

Система охлаждения - воздушно-принудительная, служит для поддер-жаниятемпературногорежимадвигателя. Всистему входят: нагнетательный вентилятор и кожуха, обеспечивающие необходимые распределения воздушного потока. Крыльчатка вентилятора 25 (рисунок 1) закреплена на маховике 20 и имеет 24 лопасти в радиальном направлении. Цилиндр, головка цилиндра закрыты съемным кожухом. При вращении маховика лопасти вентилятора засасывают воздух и прогоняют его между кожухом и ребрами цилиндра и головки, отводя тепло.

4.7 Ручной стартер

Ручной стартер (рисунок 5) закреплен на кожухе вентилятора четырьмя болтами, В стальном корпусе 1 установлен пластмассовый шкив 4, в канавку которого намотан шнур 14. Осью шкива служит винт 7, ввернутый в корпус. На торце шкива вмонтированы две подпружиненные собачки 5. Возвратная пружина 2 выполнена спиральной, установлена во внутреннюю проточку шкива, концы отогнуты, внутренним концом пружина зацеплена за корпус, наружным концом - за шкив. На цапфе коленчатого вала установлен храповик 26 (рисунок 1 лист 2).

Работает стартер следующим образом: при вытягивании на себя ручки стартера шкив начинает вращаться, закручивая возвратную пружину, при этом собачки, наезжая на упорную шайбу 6 (рисунок 5), поворачиваются и входят в зацепление с храповиком, и начинается раскрутка коленчатого вала.

При отпускании ручки стартера или при запуске двигателя, собачки выходят из зацепления с храповиком, шкив под воздействием возвратной пружины начинает вращаться в обратную сторону, сматывая шнур.

5 ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

5.1 Произвести внешний осмотр двигателя, проверить затяжку всех гаек и болтов двигателя, крепление двигателя к раме.

5:2 Устанавливаемый на конус коленвала поз. 22 (рисунок 1) приводной шкив (полумуфта или шестерня) должен затягиваться гайкой М16х1,5 моментом 11±1 кгс, м. При этом прилегание сопрягаемых конусов (> 1:5) по краске должно быть 75% поверхности, не менее.

5.3 Проверить правильность подсоединения топливных и электричес-ких коммуникаций и трубопроводов.

5.4 Отвернуть и снять пробку с масломерной линейкой на картередвигателя.

Залить в картер через воронку с сеткой, применяемое на двигателе масло в количестве 1,2" 02 литра, до уровня верхней риски масломерной линейки, ввернутой в картер.

Проверить уровень масла в картере двигателя. Уровень масла поддерживать вблизи верхней риски. Запуск двигателя с уровнем масла ниже нижней риски масломерной линейки запрещается.

5.5 Проверить, закрыт ли кран подачи топлива в карбюратор. Снять крышку с заливной горловины топливного бака и залить в бак через шелко-вый фильтр или мелкую сетку применяемый бензин, не допуская переполнения бака. Установить на место пробку заливной горловины бензобака.

5.6 Для расконсервации двигателя отсоединить провод с наконечником от свечи зажигания, вывернуть свечу, промыть бензином и просушить. Разъединить колодку с черными и красными проводами между статором магдино и коммутатором (Приложение А). Залить в свечное отверстие 50±5 грамм применяемого бензина. Плавно, без рывков, прокрутить коленчатый вал ручным стартером от 3 до 5 раз (при нажатии кнопки "СТОП" - для двигателя УМЗ-341Э) для расконсервации двигателя. При проворачивании коленчатого вала обратить внимание на легкость и плавность вращения двигателя. Заедание и нехарактерный шум могут быть вызваны какой-либо неисправностью.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ДО УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ!

Ввернуть свечу в головку цилиндра и присоединить к ней провод высокого напряжения с наконечником. Соединить колодку с черными и красными проводами.

6 ЗАПУСК И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

6.1 Двигатель запускается при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 20°С без специальных устройств облегчения запуска.

6.2 Открыть кран подачи топлива в карбюратор. Во избежание нарушения герметичности топливного краника бензобака не крутить ось штока с кулачком (рычаг открытия и закрытия) и крышку краника. Нажимая утолитель поплавка, проверить поступление бензина в карбюратор.

6.3 Плавно провернуть коленвал ручным стартером от 3 до 5 раз.

6.4 Прикрыть воздушную заслонку карбюратора, повернув рычаг в горизонтальное положение.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ЗАПУСКЕ ГОРЯЧЕГО ДВИГАТЕЛЯ ВОЗДУШНУЮ ЗАСЛОНКУ НЕ ЗАКРЫВАТЬ !

6.5 Для облегчения запуска двигателя поршень установить после ВМТ (верхней мертвой точки) на такте расширения и резко дернуть за рукоятку стартера.

6.6 После запуска двигателя открыть воздушную заслонку карбюратора, установить частоту вращения холостого ход и прогреть двигатель в течение 5 минут.

6.7 Для остановки двигателя выдернуть шнур аварийного выключателя на рулевой штанге мотоблока (или нажать кнопку «Стоп», расположенную на кронштейне двигателя УМЗ-341Э). Если двигатель останавливается на длительное время, более трех месяцев, необходимо слить бензин из топливного бака и произвести консервацию двигателя согласно раздела 11 настоящего руководства.

6.8 После остановки двигателя закрыть кран подачи топлива в карбюратор (во избежание попадания топлива в картер двигателя при наклоне).

7 ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ

7,1 В начальный период эксплуатации двигатель должен пройти обкатку, которая необходима для приработки трущихся деталей.

7.2 Долговечность и экономичность работы двигателя в большом степени зависят от соблюдения режима работы в начальный период эксплуатации - при обкатке.

7.3 Продолжительность обкатки двигателя 28 ч, не менее. Первые два часа обкатки двигателя производить только на холостом ходу без нагрузки при частоте вращения до 2500 мин - 1 .

ВНИМАНИЕ!

7.4 Эксплуатацию двигателя в процессе обкатки производить на работах, непревышающих его половинной мощности.

7.5.После обкатки осмотреть двигатель, устранить неисправности, при необходимости, произвести подтяжку всех болтов и гаек. Проверить затяжку гаек головки цилиндра и затянуть их в перекрестном порядке, для компенсации первоначальной приработки на момент 50-5 Н. м (5,0-0,5 кгс.м.). Произвести замену масла и маслофильтра, проверить тепловые зазоры в соответствии с п. 9.2,10.2 настоящего руководства.

Примечание. Обкатку двигателей, установленных на агрегатах производить согласно руководству по эксплуатации данного агрегата.

8 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Для обеспечения нормальной и безотказной работы двигателя в тече-ние назначенного ресурса службы необходимо в процессе эксплуатации выполнять следующие требования:

Не использовать двигатель на работах, потребная мощность которых превышает мощность, развиваемую двигателем (4,0 кВт для двигателя УМЗ-341Э и 5,88 кВт для двигателя УМЗ-341);

Запускать двигатель только после проверки уровня масла в картере по масломерной линейке. Не допускать эксплуатацию двигателя при уровне масла ниже нижней риски на масломерной линейке;

ВНИМАНИЕ! Контроль уровня масла проводить только на остановленном двигателе!

Включение нагрузки на двигатель производить плавно, без рывков и ударов.

Немедленно прекращать работу двигателя при появлении в нем посторонних стуков;

Не перегружать двигатель.Немедленно снять нагрузку с двигателя, при появлении детонации (появление металлических стуков в цилиндре).

Не нарушать заводскую регулировку регулятора частоты вращения. Не отключать регулятор частоты вращения - режим работы двигателя задавать только рычагом регулятора газа;

ВНИМАНИЕ! Не нарушать регулировку винта поз. 48 рисунок 1), ограничивающего максимальные обороты!

При эксплуатации двигателя не допускается просачивание газов, горючей смеси, масла и бензина в местах соединений и через манжеты;

При запуске двигателя запрещается полностью вытягивать шнур стартера 14, так как это может привести к разрушению пластмассового шкива 4.

9 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

9.1 При техническом обслуживании необходимо использовать запасные части, инструменты и приспособления из комплекта запасных частей и инструмента, прилагаемого кдвигателю.

9.2 После окончания обкатки смену масла производить через каждые 250 ± 5 ч работы двигателя. При каждой смене масла необходимо заменять масляный фильтр. Сливать масло из картера необходимо теплым (после работы или прогрева двигателя) через пробку слива, расположенную в нижней части картера.

Для слива масла необходимо вывернуть пробку с масломерной линейкой для обеспечения суфлирования картера с атмосферой. После слива масла завернуть пробку. Залить в картер двигателя свежее масло до уровня верхней риски на масломерной линейке. Запустить двигатель и проверить отсутствие течи масла.

9.3 Через каждые 250 ± 5 часов работы двигателя фильтроэлемент воздухоочистки заменить новым.

9.4 Периодически очищать ребр&цилиндра, лопатки крыльчатки от пыли и грязи (загрязнение ребер ведет к ухудшению теплоотдачи, к повышению нагрева двигателя и, как следствие, к заклиниванию поршня).

9.5 Периодически, перед запуском двигателя, производить осмотр элементов крепления двигателя, при.

9.6 Следить за чистотой суфлирующего отверстия пробки заливной горловины топливного бака. В случае,засорения прочистить/ртверстие.

9.7 Перед каждым запуском двигателя производить осмотр ручного стартера. Вентиляционные отверстия на корпусе ручного стартера очищать от грязи и мусора.

9.8 После первых 30 часов и через каждые 100 ± 10 часов работы двигателя снять крышку головки цилиндра и замерить тепловые зазоры между пятой коромысла и торцом стержня впускного и выпускного клапанов, которые должны быть в пределах от 0,08 до 0,1 мм.

При необходимости, произвести регулировку зазоров в соответствии с подразделом 10.2 настоящего руководства.

9.9 При техническом обслуживании системы зажигания периодически очищать агрегаты от топлива, масла и грязи. При этом снять маховик с применением прилагаемого в комплекте инструмента съемника. Проверить соединения электрической цепи. Убедиться в отсутствии оголенных проводов и испорченной изоляции.

Установочная риска на картере двигателя и статоре магдино МД-4М выполнена ударным способом (рисунок 3).

При замене статора магдино МД-4М (МД-4М-01) или генераторного блока магнето МБ-23У, маховика или «ухода» угла опережения зажигания (УОЗ) на двигателе, в результате ослабления крепления статора магдино, установить УОЗ равным 28+1° для системы зажигания БСЗ-2М или 31 ±1° для.системы зажигания МБ-23У при частоте вращения маховика 3600 мин- 1 , для чего:

Снять кожух воздушного охлаждения и ручной стартер;
- снять маховик;

Снять статор системы зажигания;

Установить новый статор на двигатель и закрепить его;

Установить и закрепить маховик;

Подключить стробоскоп типа СТБ-1 к источнику питания согласно руководству по эксплуатации на него;

С помощью шнура, намотанного на храповик, запустить двигатель и установить максимальные обороты двигателя 3600 мин- 1 , произвести проверку УОЗ, метка по ходу вращения маховика с соответствующей для используемой системы зажигания маркировкой (28 или 31) должна совпадать со штифтом или риской на картере двигателя, что обеспечи т УОЗ.

Если УОЗ меньше или больше требуемого, необходимо статор повернуть соответственно против или по часовой стрелке до получения необходимого УОЗ.

ВНИМАНИЕ! лементы систем зажигания БСЗ -2 М или МБ -23 У не являются взаимозаменяемыми при замене системы зажигания менять комплектно!

10 РЕГУЛИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ 10.1 Регулировка карбюратора

Регулировку карбюратора двигателя производят в случае неустойчивой работы двигателя в следующей последовательности:

Запустить двигатель и прогреть его без нагрузки от 2 до 3-х минут;

Вывернуть винт регулировочный холостого хода 8 (рисунок 2) до положения, при котором двигатель начинает работать неустойчиво. Медленно заворачивая винт, добиться устойчивой бесперебойной работы двигателя;

Вращением упорного винта 10 установить дроссельную заслонку в положение наименьшего открытия, при котором двигатель устойчиво работает на минимальной частоте вращения холостого хода, затем вращением регулировочного винта 12 добиться максимального увеличения оборотов двигателя. Упорным винтом 10 отрегулировать регламентированные обороты;

Если бензин переливается через поплавковую камеру карбюратора, необходимо снять поплавковую камеру и проверить состояние поплавка, запорной иглы, седла клапана.

10.2 Регулировка тепловых зазоров клапанов

Регулировку зазоров между клапаном и коромыслом производить на холодном двигателе в следующей последовательности:

Снять глушитель 31 и кожух воздушного охлаждения 49 (рисунок 1);
- снять крышки 4 и 5 головки цилиндра (рисунок 1);

Проверить затяжку гаек крепления головки цилиндра;

Установить поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия, совместив метку «Э» на торце маховика со штифтом «1^» на корпусе картера (рисунок 1 листЗ);

Примечание:

Для определения такта сжатия выверни свечу, прикрой свечное отверстие пальцем, медленно проворачивая коленвал двигателя до возникновения давления под пальцем. Это и есть такт сжатия.

Отпустить контровочную гайку 6 и втулку 7 коромысла 8 и, вставив пластину щупа 0,08 или 0,1 мм между пятой коромысла 8 и горцем клапана 3, затянуть втулку 7 так, чтобы пластина щупа проходила в зазор без закусывания, Затянуть контровочную гайку 6;

Проверить тепловые зазоры между пятой коромысла и горцем стержня впускного и выпускного клапанов. Установить снятые детали на место в обратной последовательности.

ВНИМАНИЕ! НЕПРАВИЛЬНАЯ РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ ПРИВОДИТ К ПОЛОМКЕ ДВИГАТЕЛЯ, ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ П.10.2 ДАННОГО РУКОВОДСТВА.

11 КОНСЕРВАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

11.1 Внутреннюю консервацию двигателя производить по ГОСТ 9.014 не позднее, чем через 10 минут после останова двигателя в следующем порядке:

Отсоединить провод с наконечником от свечи зажигания, вывернуть свечу, промыть* бензином и просушить, разъединить колодку, соединяющую черный и красный провода от коммутатора и статора магдино (Приложение А). Залить в цилиндр через свечное отверстие от 20 до 25 грамм чистого масла, применяемого на двигателе;

Плавно, без рывков, (при нажатии кнопки "СТОП" - для двигателя УМЗ-341Э) прокрутить коленчатый вал двигателя на 5-6 оборотов за ручку пускового устройства;

Поставить свечу на место, обмакнув резьбовую часть в масло и подсоединить к ней провод высокого напряжения;

Слить бензин из топливного бака.

Соединить колодку с черными и красными проводами.

11.2 Для проведения наружной консервации двигателя выполнить сле-дующие работы:

Очистить двигатель от грязи и пыли, протереть все наружные по-верхности чистой салфеткой, смоченной бензином. При протирке следить, чтобы бензин не попадал на провода, электрооборудование, резиновые детали. Поверхность, подлежащая подкраске, должна быть чистой, без замасливания;

Неокрашенные поверхности, кроме алюминиевых деталей, деталей из резины, смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ6267.

Перед покраской места с поврежденным лакокрасочным покрытием
зачистить мелкой шлифовальной шкуркой, протереть бензином;

Подкраску производить эмалью МЛ-12 ГОСТ 9754 соответствующего цвета; сушку-при температуре от 130 до 135°С при помощи рефлектора в течение 30 минут, не менее.

11.3 Указанная консервация, при соблюдении условий хранения, обеспечивает сохранность двигателя в течение 12 месяцев.

11.4 Хранить двигатель следует в сухом, закрытом помещении.В помещении недопустимо одновременное хранение материалов, вызывающих коррозию (кислот, щелочи, извести и др.).

Мотоблоки Агро производятся в г. Уфе на «Уфимском моторостроительном производственном объединении». Это предприятие является ярким представителем производителей авиационных двигателей в России.

Впервые разработкой мотоблока Агро занялись в 1996 году, а к 1998 он уже был поставлен на серийное производство. Далее он нашел широкое применение в фермерских угодьях и садовых участках.

Особенностью мотоблоков Агро является то, что двигатели не закупаются из-за границы, а производятся непосредственно на заводе. Благодаря этому можно значительно снизить цену устройства. При этом качество сборки остается на высоком уровне.

Изначально производство мотоблоков серии Агро производилось на Уфимском моторостроительном заводе. Модель выходила под маркой Агрос, но вскоре была переименована.

На мотоблоках Агро устанавливается двигатель УМЗ-341. Это одноцилиндровое четырехтактное устройство мощностью 8 л.с. Он успешно конкурирует с импортными моделями. Среди российских производителей аналогов ему просто нет.

В последнее время особой популярностью пользуются двигатели Лифан. Они являются идентичной копией известной модели HONDA GX-220. При этом цена на мотор Лифан значительно ниже, что позволяет оставить цену на прежнем уровне.

Масло и топливо

Отличительной особенностью двигателя УМЗ-341является неприхотливость к топливу. Можно использовать АИ-80, АИ-92 или АИ-95. А вот Lifan работает только с 92 и 95 маркой. Главное заливать чистый бензин без сторонних примесей. Поскольку в этом случае большая вероятность того, что топливная система засорится.

Важным нюансом является тот факт, что кран забора топлива находится на высоте 1,5 см от дна бака. И топливо, которое находится ниже, не поступает в карбюратор. Это сделано специально, чтобы исключить попадание механических примесей в топливный насос, поскольку мотоблок Агро эксплуатируется с грунтом и есть вероятность попадания земли в бак. Поэтому перед началом работ необходимо залить хотя бы половину бака бензина.

В инструкции по эксплуатации для карбюратора к45р в зимнее время рекомендуется применять масло М-5з/10Г1, а в летнее период года – М-6з/12Г1. Если Вы не хотите задумываться о том, в какое время года использовать масло, то можно купить универсальное из серии 10W-30 или 15W-30.

Необходимо проводить замену масла каждые 100 часов работы мотоблока Агро.Объем картера рассчитан на 1,2 л.

Для смазывания трансмиссии можно применять обычный советский Нигрол или любой другой эквивалент с классификацией 80W-90. Объем бака трансмиссии составляет 2,5 л.

Рычаги управления также не прихотливы в обслуживании. Для их обработки можно использовать классический Литол-24 или Солидол жировой.

Обкатка

Особое внимание необходимо уделить именно началу эксплуатации, поскольку от правильного начала будет зависеть долговечность работы мотоблока Агро.

Перед первым пуском следует обязательно залить не только бензин, но и масло!

Поскольку с завода они продаются без этих жидкостей. А если забыть налить масло в картер мотоблока Агро, то на деталях будет происходить сильное трение, и можно поломать механизм еще до начала полноценной работы.

Перед активным началом эксплуатации необходимо произвести обкатку мотоблока Агро. Подразумевается применение на половину максимальной мощности. Идеальным вариантом обкатки считается езда с пустым прицепом, поскольку нагрузка на мотор идет, но небольшая. Если прицепа нет, то можно начать выполнять полевые работы в половину мощности. Если Ваш плуг рассчитан на погружение 18 см в землю, то при обкатке не стоит погружать более 9 см.

Обкатка мотоблока Агро делается для того, чтобы детали притерлись друг к другу и надежно вошли в пазы.

Мотоблок Агро в работе:

Мотоблок Агро это техника, и какой бы надежной она не была, то рано или поздно что-то может выйти из строя и необходимо знать, как провести ее ремонт.

Основные поломки

Основной причиной поломок в мотоблоках Агро считается износ деталей или их не правильная настройка. Особенно этот вопрос актуальный при начале робот после зимнего простоя. Поэтому перед началом эксплуатации необходимо полностью осмотреть всю систему мотоблока, устранить возможные неполадки и произвести настройку всех деталей устройства.

При эксплуатации наиболее часто возникают следующие поломки:

  • Неисправность свечи зажигания;
  • Закончилось масло в узлах;
  • Износилась прокладка на головке цилиндра;
  • Топливная система забилась мусором;
  • Пришла в негодность редукторная цепь.

Давайте рассмотрим более подробно каждую часть, возможные поломки и пути решения проблемы.

Сильный нагрев трансмиссионных узлов

Главной причиной этой поломки является изношенность подшипников трения, нехватка масла в трансмиссии, низкое качество смазочного материала. Чтобы произвести ремонт этих неполадок следует: поменять подшипники, заменить трансмиссионное масло или долить его.

Рывки во время работы

Основной проблемой здесь является состояние колес: разное давление в шинах или произошло стирание протектора. Также может быть неправильная регулировка навесного оборудования.

Для ремонта необходимо проверить давление в шинах или произвести правильную настройку навески.

Большая вибрация мотоблока Агро

Такое поведение мотоблока характерно при неправильном подключении навесного оборудования или ослабления болтовых соединений. В таком случае категорически запрещено проводить работы. Следует остановить двигатель, и подтянуть болты.

Проблемы с запуском двигателя

Прежде чем приступить к ремонту мотоблока Агро необходимо определится с проблемой. В двигателе их может быть две: мотор вовсе не работает, или работает, но с перебоями.

Пути решения:

  • Перед запуском визуально осмотрите все ли в порядке, нигде ли не вытекает масло, нет ли испорченных деталей. После проверьте натянутость всех болтовых соединений, при необходимости затяните;
  • После зимнего простоя возможны следующие проблемы в работе двигателя:
    • Произошло окисление контактов;
    • Забыли слить бензин и масло, и за зиму в нем набралось большое количество воды;
    • В жиклерах карбюратора к45р накопился мусор;
    • Нарушилась изоляция проводов.
  • Нельзя использовать масло с истекшим сроком годности или низкого качества. Можно нанести большой вред двигателю;
  • Топливо должно быть без сторонних примесей и высокого качества, иначе произойдет засорение топливной системы;
  • Если устройство стоит под углом, то следует поставить его на ровную поверхность;
  • Проверьте всю систему подачи бензина в карбюратор;
  • Проверьте состояние свечей зажигания.

Устройство мотоблока и двигателя

Мотоблок представляет конструкцию из одноосного шасси с двумя колесами. На нем установлен 4-х тактного мотор Lifan или УМЗ-341, силовая передачи и перекидной штанги для управления. К двигателю подведен механизм управления.

Прямо за мотором установлены: трансмиссия, сцепление, коробка передач, дифференциал с принудительной блокировкой и вал отбора мощности.

Как происходит замена двигателя на Лифан:

К валу конечной передачи подсоединены колеса. Они оборудованы пневматическими шинами с давлением 0,8-0,12 кгс/см 2 .

Для агрегации навески применяется скоба с шириной 72 мм со специальными отверстиями для фиксатора и шкворня.

Рулевая штанга прикреплена к трансмиссии, где располагаются основные рычаги управления.

Важно изучить инструкцию по эксплуатации мотоблока Агро для того, чтобы знать схему, деталировку и уметь производить ремонт самостоятельно.

Карбюратор

Карбюратор отвечает за приготовление топливной смеси. И если его работа некорректна, то результат сразу виден. Рекомендуется производить настройку карбюратора перед началом сельскохозяйственных работ.

Для регулировки работы карбюратора следует выполнить следующие шаги:

  • максимально открутить винты, которые регулируют минимальный и максимальный газ, а затем закрутить обратно примерно два оборота;
  • Двигатель ставится на прогрев в течение 10 минут;
  • Необходимо выставить рычаг, контролирующий работу мотора, в минимальное положение. Работа двигателя при этом не должна останавливаться;
  • Выставить минимальный уровень холостого хода при помощи дроссельной заслонки. Двигатель должен работать четко, без посторонних шумов и хрипов.
  • Регулируем положение винтов для создания точной топливной смеси (при закручивании поступает большое количество бензина, при ослаблении оно уменьшается)

В основном сбои в работе карбюратора решаются его настройкой. Если это не помогло, то необходимо снять его с мотора. Затем аккуратно разобрать и протереть мягкой тканью, смоченной бензином для удаления нагара. После следует высушить карбюратор к45р для мотоблока Агро и только потом собрать в обратном порядке.

Если во время разборки Вы заметили скол на карбюраторе, то нельзя производить его ремонт. Рекомендуется заменить устройство на новое.

Редуктор и коробка передач

Вот основные неисправности, которые возникают со стороны редуктора и коробки передач:

Вытекает масло

Такое поведение характерно при износе или некорректной установке сальников на подшипниках, повреждении прокладок под ними, не затянутой крышке, засорении воздушного клапана или избыточное количество смазочного материала в баках.

В зависимости от причины необходимо выполнить определенные действия:

  1. Настроить или заменить сальники;
  2. Заменить прокладки;
  3. Затянуть соединения;
  4. Очистить сапун;
  5. Слить избыток масла.

Трудности с переключением коробки передач

Такое поведение мотоблока Агро проявляется у многих владельцев этого оборудования. Вот основные причины и пути их ремонта:

  • В силу износа деталей, которые принимают участие в переключении передач. Чаще всего происходит изнашивание торцов на шестернях. Последствием этого является непроизвольное выключение передач или трудности с фиксацией. При такой поломке следует разобрать коробку передач и отшлифовать торцы зубьев. В тех ситуациях, когда сделать это невозможно, потребуется полная замена шестерней.
  • Износ шлицов вала или его смещение. Это поломка возникает вследствие износа подшипников трения или стопорных колец. Для того чтобы настроить правильное положение вала мотоблока Агро следует использовать дополнительные стопорные кольца. Если подшипники износились, то их следует заменить на новые.
  • Неправильная настройка сцепления может привести к затруднению переключения передач. То есть Вы не можете зафиксировать рычаг сцепления в конечном положении. Чаще всего такое происходит при неопытности владельца, который отпускает рычаг во время переключения слишком рано. Путем решения является регулировка сцепления и правильное изменение положения рычага.

КПП является сложным узловым соединением. Если Вы не понимаете принцип устройства коробки передач, то не стоит производить ремонт мотоблока Агро самостоятельно. В этом случае лучше обратиться к специалистам.

Сцепление и трансмиссия

Трансмиссия это система, которая служит для передачи крутящего момента от двигателя к валу.

В мотоблоке Агро трансмиссия состоит из следующих частей: муфта сцепления, коробка передач, конечная передача и дифференциал.

Конструкция сцепления

Наиболее часто ремонт трансмиссии мотоблока Агро заключается в регулировке сцепления.

В тех случаях, когда сцепление «ведет», то есть при выжатом до конца рычаге, устройство пытается двигаться вперед, то регулировочный винт следует открутить.

Если сцепление пробуксовывает (при отпущенном рычаге мотоблок Агро остается на месте или выдает малое количество оборотов), то винт регулировки необходимо затянуть до конца.

После окончания регулировочных работ винт следует законтрить, чтобы сохранить его положение.

Однако часто регулировка не помогает и приходится разбирать сцепление для проведения ремонта.

Разборка сцепления происходит в такой последовательности:

  1. Слить отработанное масло из корпуса. После разъединить двигатель и фланец от трансмиссии;
  2. При помощи крючка из проволоки разъедините пружину с нажимным диском, после снимите его;
  3. Снимите грибок сцепления и все диски;
  4. При помощи отвертки снимите стопорную шайбу;
  5. Зафиксируйте положение барабана, чтобы он не прокручивался, и открутите гайку от барабана. Важным фактором является то, что резьба в этом устройстве левая. Учитывайте это при разборке;
  6. Отсоедините барабан.

Сборку следует проводить в обратном порядке.

На этом видео продемонстрировано как снять сцепление с коленвала:

Ремни

Мотоблок Агро в стандартной комплектации является ремневым устройством. То есть передача момента вращения происходит таким способом.

Если ремень будет сильно натянут, то произойдет его разрыв при эксплуатации. Если он ослаб, то двигатель не будет выдавать необходимые обороты, но до ВОМ они не будут доходить. Поэтому следует периодически осматривать и проверять его натяжение.

Цепная передача

В последнее время ремни не пользуются большой популярность, поскольку они не слишком надежны в эксплуатации, и часто обрываются при повышенных нагрузках. Сам мотоблок Агро весит 160 кг, а если прибавить к этой массе еще и навесное оборудование, а еще и сопротивление земли при работе с плугом. То получается весьма большая нагрузка.

Поэтому некоторые владельцы заменяют стандартные ремни на цепи. Однако это за собой тянет и замену натяжных роликов. Ведь стандартные муфты не предназначены для вращения цепей. Поэтому на их место устанавливаются специальные звездочки. В итоге получается намного прочнее и надежней, чем ремень.

Зажигание, свечи и стартер

Система зажигания предназначена для подачи искры в двигатель и приведение его в действие и выключения по завершению работ.

А вот как происходит установка электрического зажигания на мотоблоке Агро:

В базовой комплектации мотоблок Агро имеет ручной стартер, который приводится в действие при помощи тросика. Однако при эксплуатации в зимнее время возникают проблемы с пуском двигателя. Поэтому владельцы меняют обычный стартер на электрический.

Он считается более надежным. При этом необходимо будет продумать дополнительное место на мотоблоке Агро для аккумулятора, поскольку электрический стартер приводится в действие от него.

Чаще всего проблема с запуском двигателя кроется в свечах. Они предназначены для подачи искры. Свечи должны быть надежно закреплены в пазах, иметь соответствующий зазор (0,6-0,7 мм) и колпаки питания должны быть прочно соединены с ними. Не допускается работать со свечами, на которых есть большое количество нагара, поскольку искра не поступает. Их необходимо периодически очищать или заменять на новые.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков